Литератор ломоносов – Учебное пособие — М. В. Ломоносов филолог, литератор. Его труды в области литературы, филологии ознаменовали подъем национальной культуры России. Трудно представить развитие в России литературного языка, поэзии, грамматики без основоп

Содержание

Михаил Васильевич Ломоносов в литературе 18 века

Ломоносов в литературе 18 века был одной из самых видных фигур. Впрочем, как и во многих других сферах. Удивительной личностью по силе дарования и его универсализму является Ломоносов. В литературе, физике, механике, металлургии, химии, географии, астрономии, языковедении — везде он оставил свой след, сделал множество открытий. Предлагаем познакомиться со вкладом, который он внес в словесное творчество.

Образованность Ломоносова, особенность творчества

Его образованность носила энциклопедический характер. Ломоносов знал греческий и латынь, различные европейские языки, был знаком с античным наследием и мировой литературой. Михаил Васильевич, кроме того, был силен в естественнонаучных трудах и церковнославянской книжности. Все это делает его причастным почти ко всем культурным сферам своего времени. Примечательно и то, что его творчество, являясь синтезом достижений российского, европейского и античного обществ, глубоко национально.

Борьба с «иностранщиной»

Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований. Одной из них была борьба с «иностранщиной». Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства. Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.

Борьба Михаила Васильевича с «иностранщиной» сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком множества языков и гениальным ученым. Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря. Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.

«Витиеватый слог» Ломоносова

«Витиеватый слог», который использовал Ломоносов в литературе, — это не результат «античных прививок» родному языку, как в писаниях Тредиаковского. Это естественная попытка переосмыслить достижения древнерусской литературы в непростые для нее переломные периоды. Речь идет о конце 14 — начале 15 века, а также о второй половине 17 века. Для этих времен свойственно стремление возродить культуру литературно-поэтического творчества. В эти периоды появляется стиль «плетения словес», усложняющий слог. Ломоносов в литературе фактически предпринимает попытки продолжить то, что когда-то пробовал осуществить Епифаний Премудрый, а через некоторое время — Евфимий Чудовский, Епифаний Славинецкий и другие его предшественники.

О том, что Михаил Васильевич очень уважительно относился к древнерусской литературе, свидетельствует его замысел создать словарь, в который должны войти слова, почерпнутые из новгородских летописей и летописи Нестора. Кроме того, он задумал написать специальный труд, посвященный словенскому языку и тому, что можно взять из него и использовать в письме.

Теория стилей Ломоносова

Ломоносов в литературе предпринял попытку реформировать принятую в то время «классическую» теорию трех стилей. Она его не удовлетворяла. Он хотел разобраться в старинных стилях по древним документам и произведениям. Ломоносов ввел понятия следующих стилей: пиитического, риторического, простого, дидаскалического и исторического. Нередко они взаимодополняли друг друга. Михаил Васильевич обращался и к «витиеватому стилю». Его сочинение «Риторика», изданное в 1748 году, содержит главу, посвященную именно ему. В ней говорится о том, что витиеватые речи — предложения, в которых сказуемое и подлежащее сопрягаются «необыкновенным» образом и составляют тем самым что-то «приятное» и «важное». Итак, велеречивость и пышность языка Ломоносова понимается как продолжение древнерусских литературных традиций.

Значение поэтических творений Ломоносова

Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов. Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. В своей статье под названием «Литературные мечтания» он дал такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работой по созданию русского национального художественного языка, но и своими поэтическими творениями открыл новую страницу М. В. Ломоносов в литературе. И не только в ней.

Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап и в истории всей русской культуры. Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.

Классицизм в творчестве Михаила Васильевича

В русской литературе 2-я половина 18 века является эпохой классицизма. Литература, созданная в рамках данного направления, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных проявлениях. Она должна давать образцы для подражания. Все творения классицизма делились на 3 стиля. Свой язык, темы и жанры соответствовали каждому из них.

Литературное наследие Ломоносова

Имя Михаила Васильевича тесно связано с развитием данного направления в нашей стране. Каковы же заслуги такого поэта, как Ломоносов, в литературе? Кратко опишем внесенный им вклад. Поэт за свою творческую жизнь создал много произведений в различных жанрах. Его перу принадлежат и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обращался к сатире. Что еще сделал Ломоносов в литературе? Кратко характеризуя его вклад, можно сказать, что он создал 2 трагедии и попробовал себя в «легкой поэзии». Однако именно ода была его излюбленным жанром.

Ода как жанр

Этот жанр в классицизме относится к высокому стилю. Ода должна воспевать какое-либо важное государственное лицо или мероприятие, возвеличивать то или иное событие, произошедшее в жизни страны. Этот жанр должен быть написан «торжественным» языком. В оде встречается множество риторических фигур и разнообразных тропов.

К этому жанру особенно часто обращался Михаил Васильевич Ломоносов в литературе. Содержание од в творчестве Ломоносова определяется теми общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. В большинстве своем тематика произведений Михаила Васильевича была героико-патриотической.

Основные темы од Ломоносова

Тема родины — центральная в одах Ломоносова. Поэт не устает воспевать величие России, необозримость и обширность ее просторов, обилие ее богатств. Например, в оде 1748 года создан величественный образ природы. Это произведение, посвященное восшествию на престол Елизаветы Петровны, — большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое содержание ее сводится к описанию щедрот монарха.

Автор отмечает, что при Елизавете «тишина» нерушима. В произведении мы находим олицетворенный образ природы, которая простирает ноги на степь, обращает свой веселый взор и исчисляет «вкруг довольства», локтем своим возлегши на Кавказ.

Для того чтобы Отечество стало процветающим, нужно, чтобы все слои населения напряженно и упорно трудились. Одной из главных тем в одах Михаила Васильевича становится тема труда. Ему непременно должны сопутствовать просвещение и наука. Следует позаботиться о создании кадров российских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.

Михаил Васильевич считал, что для процветания наук и просвещения необходим мир. Во многих его одах звучит требование прекратить войны. Он призывает установить «возлюбленную тишину». Так Михаил Васильевич называет мир между народами, пресечение реакции, прекращение раздоров внутри страны.

Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, выступает за развитие науки и просвещения, призывает к прогрессу в промышленности, торговли и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя, что нужно осваивать природные ресурсы России. Он славит победы отечества на полях сражений.

Пропагандистская направленность од

Содержания од обуславливаются и тем, что они имеют пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм. Он был уверен в том, что осуществить программу преобразований в стране может лишь просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова важную роль играет тема государственных деятелей страны. Поэт вкладывает в уста мудрых правителей, заботящихся об интересах нации, свои сокровенные мысли по поводу того, как следует обустроить Россию.

Идеал «просвещенного монарха»

Идеал «просвещенного монарха» наиболее полно выразился в его творчестве в образе Петра I. Ломоносов считал, что его деятельность является примером для подражания. Он призывал преемников Петра I продолжить его начинания.

Особенности од Ломоносова

Ломоносов строил свои оды по принципу произведений ораторского искусства. Характерно для них обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и др. Поэт также использует славянские и древнегреческие мифологические образы.

Все вышеперечисленные особенности придают торжественно-монументальный и вместе с тем глубоко лирический характер его одам. Они являются выдающимися образцами классицизма.

Итак, мы охарактеризовали вклад Ломоносова в литературу и русский язык кратко. Однако это лишь небольшая часть его наследия. Как мы говорили, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разносторонними интересами и талантами. Его наследие изучается и по сей день, в том числе и то, что сделал Ломоносов в литературе. Биография его входит в учебный курс по целому ряду предметов.

fb.ru

М.В.Ломоносов — учёный | Открытый класс

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Агалатовская средняя  общеобразовательная школа»

 

На конкурс «Ломоносов – великий сын России»

 

 

 

«М. В. Ломоносов – учёный»

                                                                     

 Выполнила                                                                       Ученица 7 «З» класса

МОБУ «Агалатовская СОШ» 

Всеволожского района 

Ленинградской области                                                                       Фёдорова Юлия                                                                        

Научный руководитель                                                                     

Ермакова Юлия Анатольевна

 

 

 

2011г.

Оглавление:

  • Введение………………………………. 3
  • Ломоносов – историк…………………….. 4
  • Ломоносов – литератор…………………… 5
  • Ломоносов – химик………………………. 7
  • Ломоносов – физик………………………. 8
  • Ломоносов – астроном……………………. 9
  • Старинные физические приборы……………..10
  • Современные достижения в науках…………. 11
  • Заключение……………………………. 12
  • Список использованных ресурсов……………13

 

 

Введение

Услышав по телевизору, что М.В. Ломоносову исполняется 300 лет, мне стало интересно, кто он вообще такой.

Я хочу узнать, что он сделал, в каких областях Михаил Васильевич был специалистом.

Для того, чтобы мне достичь своей цели, я поставила следующие задачи:

  1. Узнать, кто такой М. В. Ломоносов
  2. Узнать, что он сделал для науки
  3. Узнать, что открыл М.В. Ломоносов
  4. Создать презентацию.
  5. Сделать выводы.

Для реализации задач использовался основной метод:

  • Поиск информации в сети Интернет.
  • Создание презентации в программе PowerPoint

 

 

 

Ломоносов – историк

М. В. Ломоносов был сторонником сарматской теории.

Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян. Множество сходных элементов.

М. В. Ломоносов был сторонником сарматской теории.

В работе «О сохранении и размножении Российского народа» Ломоносов выступил как просветитель, стремящийся поднять благосостояние народа путем распространения культуры и научных знаний. Это сочинение подвергалось цензурным преследованиям, так как автор критически относился к церковным обрядам и духовенству.

В рукопись Вольтера «История России при Петре Великом» Ломоносов внес существенные поправки и подготовил значительную часть материалов. В IV и V главах своей «Истории» Вольтер почти дословно воспроизвел сочинение Ломоносова «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи», оговорив это в примечаниях.

 

 

Ломоносов – литератор

Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями.            Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке.

Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Вот несколько поэтических произведений:

  • Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года
  • Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года
  • Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года
  • «Утреннее размышление о божием величестве» (1743)
  • Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния (1743)
  • «Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747)
  • «Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747)
  • «Лишь только дневной шум замолк…» (1747)
  • Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750
  • Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года
  • Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же
  • Гимн бороде (1757)
  • Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761)
  • Надпись к статуе Петра Великого
  • Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида»

 

 

 

 

Ломоносов – химик

Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. ”Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…”, — говорил великий учёный.

Ломоносов считал химию своей “главной профессией”, причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач. ”Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”, — писал он.

Вернувшись в 1741 г. на родину Ломоносов приступил к экспериментальным исследованиям в области химии. К сожалению, сохранилось очень мало материалов, характеризующих научную деятельность молодого ученого в 40-х годах. Нет, например, сведений об опытах по получению и исследованию «горючего пара», о которых впоследствии Ломоносов упоминал в диссертации «О металлическом блеске». Но ещё в 1751 году М.В. Ломоносов выступил с речью, названной им «Слово о пользе химии». В общих чертах там говорилось о единстве принципов теории и практики, науки и производства. В одной из своих ранних работ, «Элементы математической химии», Ломоносов предложил краткое определение химии.

 

 

 

 

Ломоносов — физик

Началом естественнонаучного направления были студенческие диссертации Ломоносова, особенно его ”Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул”, а социально-гуманитарного — в ”Письме о правилах российского стихотворства”. В дальнейшем обе эти линии развивались параллельно, чаще сближались, пересекаясь и переплетаясь. Да и иначе и быть не могло, Ломоносов был очень цельным человеком, у него никогда не было ”двух душ в одной груди”.

Заметное место в Ломоносовской теории газов занимают акустические явления. ”Звук производится, — писал он, — когда какое-либо тело, приведённое колебательное движение, сообщает таковое ближайшим к себе частицам воздуха, которые вместе с последующими передают его непрерывном рядом на расстояние, пропорциональное силе удара. Так как большинство атомов воздуха не находятся в соприкосновении, то для возбуждения в другом звукового движения необходимо, чтобы каждый атом, получивший толчок от колеблющегося звучащего тела, сперва подошёл к другому атому, затратил на это движение время, хотя и бесконечное малое. Эти бесконечно малые промежутки времени при бесконечном числе атомов на более далёких расстояниях последовательной передачи составляют заметный промежуток времени”. Из приведённой цитаты совершенно очевидно, насколько близким к современному было понимание Ломоносовым акустических явлений.

 

 

 

 

 

Ломоносов – астроном

     26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для определения параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца (по методу, разработанному английским астрономом Э. Галлеем), что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран.

     В задачу входило наблюдение контактов Венеры и Солнца — зрительного касания краёв их дисков. М. В. Ломоносов, более всего интересовавшийся физической стороной явления, ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, обнаружил световой ободок вокруг Венеры.

     Эффект увидели многие наблюдатели: Шапп Д’Отерош, С. Я. Румовский, Л. В. Варгентин, Т. О. Бергман, но только М. В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией[1] солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М. В. Ломоносова — «пупырь»), получил его имя — «явление Ломоносова»

     М. В. Ломоносов, хорошо знавший телескопы И. Ньютона и Д. Грегори, предложил свою конструкцию. Он пишет в конце весны — начале лета 1762 года: «Я всегда лелеял желание, чтобы эти превосходные небесные орудия, коих изобретение составляет славу Ньютона и Грегори, не по размерам только, как это обычно происходило, возрастали, но получили и иные, почерпнутые из сокровищ оптики усовершенствования».

Старинные физические приборы

                         

 

 

 

 

 

 

 

Прибор М. В. Ломоносова для определения вязкости жидкостей (1752 г)

Прибор (точило) М. В. Ломоносова для определения твердости тел (1752 г)

Папинова машина, приведенная в лучшее состояние М. В. Ломоносовым (1752 г)

 

 

 

 

 

 

 

Современные достижения в науках

Открыто новое четвёртое агрегатное состояние вещества – плазма. Ломоносов начал изучать шаровую молнию, но опыт не удался, его друга, физика Г. В. Рихмана, убило. Михаил Васильевич не стал продолжать. Молния и есть это четвёртое состояние вещества – плазма.

Все двигатели внутреннего возгорания работают на принципах термодинамики, которые начинал разрабатывать Ломоносов.

 

Заключение

Когда я делала эту работу, я узнала много нового о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Я узнала, что он внёс большой вклад в науку, что сделал для русского языка, какие аппараты изобрёл. И это всё мне пригодиться:

  • Для общего развития;
  • Для работ на уроках истории, химии, физики, литературы;
  • При общении с образованными людьми;
  • Для проведения классного часа в классе.

 

 

 

 

 

Список используемых ресурсов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Рефракция[1] — преломление, изменение направления распространения волн электромагнитного излучения.

 

Прикрепленный файлSize
Ломоносов.doc107 KB
Ломоносов — учёный.ppt1.22 MB

www.openclass.ru

Ломоносов, Михаил Васильевич | Русская Литература вики

Ломоносов, Михаил Васильевич (1711 – 1765) – великий русский учёный, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.

    Биография

    Ранние годы

    Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Денисовка (Архангельская губерния) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море.

    Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

    Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

    Учёба и трудовая деятельность

    Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

    В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

    Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной.

    Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

    В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

    В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

    Смерть и наследие

    Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

    В 1754 году он разработал проект Московского университета (ныне МГУ), названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

    Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

    Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

    ru.russianliterature.wikia.com

    Биография и творчество Ломоносова М.В. / Ломоносов М.В.

    Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский учёный и основоположник новой русской литературы, родился в 1711 году в деревне Денисовке, близ Холмогор, в крестьянской семье. Впрочем, отец его был не хлебопашцем, а рыбаком, гордился своим независимым нравом.

    Юношей М.В. Ломоносов в 1730 году отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. По легенде, он пришёл в Москву пешком, сопровождая отцовский обоз. Он был самым старшим из своих одноклассников, но и самым успешным. В числе лучших учеников его послали для продолжения учёбы в Петербург, а в 1736 году — в Германию, в Марбургский университет. Там он занимался математикой, физикой и философией; позже во Фрайбурге изучал химию и металлургию. Когда Ломоносов вернулся в Петербург, то был определён в академию адъюнктом физики, а в 1745 году стал профессором химии. Получив место в Академии наук, Ломоносов работал там до конца своих дней — в течение 23 лет. В 1745 году он и В.К. Тредиаковский стали профессорами Академии — в ту пору это было наивысшее признание учёного мира. Ломоносов и Тредиаковский стали первыми русскими академиками.

    Ломоносов добился открытия Московского университета и написал первый университетский устав. Ныне Московский университет носит имя своего основателя. С 1759 года Ломоносов занимался устройством гимназии и университета при Академии.

    Естественнонаучные труды поставили Ломоносова в один ряд с выдающимися учёными Запада, он был избран в почётные члены стокгольмской и болонской академий. Ломоносов основал первую научную химическую лабораторию при Академии наук (1748).

    Ломоносова часто называли «последним из титанов Возрождения». Действительно, эпоха Возрождения дала миру плеяду людей, которые проявили себя подлинными гениями во многих областях человеческой культуры. Эразм Роттердамский, Микеланджело, Леонардо да Винчи были не только поэтами и писателями, но и философами, естествоиспытателями, художниками. В России Возрождение так и не наступило, но Ломоносов стал подлинным титаном несбывшегося российского Возрождения.

    Он был настолько многообразен в своём творчестве, что даже проект создания первого в России стекольного завода написал в стихах! Знаменитую поэму «Письмо о пользе стекла» он адресовал графу И.И. Шувалову, в ту пору всемогущему человеку, к советам которого часто прислушивалась царица Елизавета Петровна.

    Но нас Ломоносов интересует прежде всего как писатель и поэт.

    Когда Ломоносова отправили в Германию учиться горному делу и металлургии, он захватил с собой книгу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» Тредиаковского. Эта книга была испещрена его заметками. Многие заметки были ироническими — Ломоносов уже тогда догадывался, что необходима реформа стихосложения.

    Одна из главных особенностей Ломоносова-поэта заключается в том, что свой поэтический дар он поставил на службу государству, Отечеству. Этим он основал ещё одну важную традицию: с тех пор принято говорить о гражданском звучании русской поэзии. (Через два века эта традиция получит наиболее яркое воплощение в творчестве Владимира Маяковского.) Когда Ломоносов вернулся из Германии, то почувствовал, что перед ним открылось необъятное поле деятельности. Он старался объять необъятное, проявить себя в различных областях. Ломоносов уже принадлежал не себе, а государству, считая, что и его поэзия должна стать поэзией государственных тем. Личные темы для него отошли на задний план, а темы государственного строительства и просвещения Отечества выдвинулись на первый.

    Ломоносов перевёл небольшое стихотворение из Анакреона. Этот его дебют был первым русским стихотворением, написанным ямбом. Затем он написал торжественную оду, посвящённую победе русских воинов над турками и взятию крепости Хотин (1739), о которой мы уже говорили. Вместе с трактатом «Письмо о правилах российского стихотворства» он отправил оду в Академию наук. Однако в Академии решили эти работы не печатать. Обе они были опубликованы лишь через много лет. Литературная деятельность Ломоносова насчитывает множество славных страниц. Это различные оды, трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт», неоконченная поэма «Пётр Великий» и другие произведения.

    Произведения Ломоносова создали новый поэтический и литературный язык, а его исследования в области естественных наук создали научный язык и терминологию. Система нового языка была теоретически обоснована Ломоносовым в «Российской грамматике» (1755) и в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Теория трёх стилей — высокого, среднего и низкого, разработанная Ломоносовым, господствовала в нашей литературе до Карамзина.

    Для личных переживаний Ломоносов не оставил места в своей поэзии: он переживает трудности и радости родного Отечества, государства. Поэтический дар словно кажется ему слишком значимым, чтобы его можно было использовать для описания своих житейских волнений. Таким он предстал уже в первой оде «На взятие Хотина».

    При Елизавете начинают формироваться групповые общественные интересы. Появляются кружки интеллектуалов при Московском университете, при Сухопутном шляхетском корпусе. Люди свободно и открыто обсуждают российскую историю, российские проблемы. Так начинают складываться групповые вкусы и пристрастия, групповые интересы. Открываются новые журналы, театры, поэтические кружки. Оды елизаветинской эпохи — лучшие образцы жанра. Но творчество Ломоносова прошло ещё через одну, весьма знаменательную эпоху — екатерининскую.

    Ломоносов был восхищён Екатериной и особенно радовался пристрастию царицы к просвещению. Просвещение, по мнению лучших европейских мыслителей, с которыми Ломоносов познакомился в Европе, — это прежде всего просвещённые правители. Такие правители не только устанавливают нужные и справедливые законы, но и строго им следуют.

    Именно к этому призывает Ломоносов в своих одах.

    Источник (в сокращении): Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — М.: Вентана-Граф, 2015

    classlit.ru

    Михаил Ломоносов — биография, список книг, отзывы читателей

    дата рождения: 19 ноября 1711 г.

    место рождения: село Денисовка, Русское царство

    дата смерти: 15 апреля 1765 г.

    Биография писателя

    Ломоносов Михаил Васильевич — ученый мирового масштаба, философ, экономист, основоположник Московского университета, химик и физик, первый русский учёный-естествоиспытатель, именитый историк, основоположник русского литературного языка. Биография Михаила Ломоносова интересная, но очень тяжёлая. Он прожил трудную жизнь, полную приключений и испытаний.

    Детство и юношество Ломоносова

    Михаил Ломоносов появился на свет 19 ноября 1711 года в селе Денисовка Архангельской губернии. Отец будущего учёного был зажиточным крестьянином. Мать маленького Миши — дочь служительницы Николаевских Матигор, которая занималась церковной выпечкой и служению богу. Она умерла очень молодой, Ломоносову тогда исполнилось всего девять. С этого момента жизнь писателя меняется в худшую сторону. Всего отец Михаила Васильевича был женат три раза. Последняя мачеха Миши оказалась суровой и чёрствой женщиной. Она невзлюбила пасынка и каждый раз стремилась его в чём-нибудь поддеть.

    Михаил повзрослел очень рано. В 9 лет уже помогал отцу и трудился с ним на рыбных промыслах в Белом море и Северном Ледовитом океане. Был очень смышленым и к 14 годам прочитал всю библиотеку, которая хранилась в доме. Читать и писать Михайла Ломоносова научил дьяк Дмитровской церкви. В 18 лет Михаил Васильевич узнал, что отец намерен его женить. Ломоносову это очень не понравилось и он, не долго думая, сначала сказался больным, а потом и вовсе сбежал в Москву ночью, не попрощавшись ни с кем из членов семьи.

    Жизнь Ломоносова

    И вот его знаменитое путешествие в столицу началось в 1730 году. Михаил Васильевич взял с собой из дома только две рубашки, да тулуп и две любимые книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. В январе 1731 года Ломоносов, подделав документы и выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. После этого обучения он стал одним из лучших латинистов Европы. В школе юного Ломоносова не жалели, над ним часто издевались и подшучивали, поводом была его бедность. Но старание и прилежная учеба не прошли даром, и вот в 1735 году Михаил Васильевич попадает в двадцатку лучших студентов. За все заслуги в обучении его отправляют в Санкт- Петербург в Академический университет.

    По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способный семинарист направляет все свои силы на естествознание. В марте 1736 года Ломоносова вместе с двенадцатью лучшими учениками отправляют в Германию. В Марбурге он попадает на обучение к Христиану Вольфу. Здесь он получает обучение по естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело).

    Изучение естественных наук Михаил Ломоносов успешно объединяет с литературными занятиями. В 1739 году его вместе с другими русскими студентами переводят на обучение к Генкелю. За границей Ломоносов обучался пять лет. Все это время студенты жили в страшной нищете. Деньги на содержание студентов урезали, не позволялось давать им в долг. Ломоносов часто голодал, но всё-таки на последние деньги покупал книги, собирая свою библиотеку.

    Будучи студентом, с ноября 1736 года, Михаил Ломоносов живет в доме вдовы марбургского пивовара. Через два с небольшим года, в феврале 1739 года, Михаил Васильевич женится на её дочери. Этот брак подарил Михаилу Васильевичу троих дочерей и одного сына. Но судьба не дает передышки писателю, и младший Ломоносов умирает ещё в младенчестве. На этом прерывается линия рода Ломоносовых.

    Тридцатилетний Ломоносов возвращается в Петербург 8 июня в 1741 года. Его жена остается в Марбурге. В России Михаил Васильевич никому не говорил, что женился и почти 2 года не вспоминал о своей жене. В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение и настойчивые прошения организовать химическую лабораторию попадает под стражу на 8 месяцев. И лишь 12 января 1744 года его освобождают. А уже в 1745 году 25 июля Ломоносов стал первым в истории профессором химии Петербургской академии наук. В 1746 году он начал читать лекции по физике. Удивительно, что это были первые в истории лекции, проведенные только на русском языке.

    Творчество Ломоносова

    В 1748 году Ломоносов начинает писательскую деятельность и пишет на русском языке «Краткое руководство к красноречию». В 1749 году Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех. С этого момента биография Михаила Ломоносова меняется в лучшую сторону. Его начинают хорошо принимать при дворе, да и сама императрица к нему благосклонна. В 1753 году Ломоносов меняет свою направленность и начинает интересоваться оптикой, сам изобретает «ночезрительную трубу» (для того, чтобы видеть предметы ночью) и зеркальный телескоп. А его научные труды в области геологии и минералогии позволяют ему сделать выводы о закономерности эволюции.

    В 1755 году Ломоносов проявляет себя как общественный деятель. По его настоянию и упорству, а так же продуманному проекту был создан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Чуть позже он помогает решить все проблемы, связанные с устройством гимназии и университетом при Академии. В этом же году Михаил Васильевич Ломоносов начинает писать трактат «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Главным произведением Михаила Васильевича по языку была «Российская грамматика», которая переиздавалась 14 раз.

    В 1757 году Ломоносов издает собрание своих произведений, причем делает это в типографии Московского университета. В тот же год Михаил Васильевич становиться одним из членов Академической канцелярии, это дает ему право принимать участие в управлении дел Академии. Начиная с 1758 года учёный начинает управлять гимназией, университетом и географическим отделом. Михаил не может усидеть на месте и поэтому в 1764 году вместе с целой экспедицией отправляется на освоение Сибири.

    Ломоносов стал автором огромного количества трудов по науке, истории, филологии, экономике. Взгляды Ломоносова значительно опережали время, в которое он жил. Из под его пера вышло немало литературных произведений, несколько од и трагедий. В том числе «Тамира и Селим», «Стихотворения» и «Рассуждение о твердости и жидкости тел».

    Болезнь и смерть

    Весной 1765 года Михаил Васильевич простудился. Последствия этой болезни оказались летальными для великого ученого. 4 апреля 1765 года Ломоносов скончался от воспаления лёгких. Его тело нашли в доме на Мойке. Погребение прошло на Лазаревском кладбище, Александр-Невской лавры в Ленинграде.

    Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

    readly.ru

    Михаил Васильевич Ломоносов, Холмогорский район.

    В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути, разработал проекты переустройства Петербургской академии наук, основал Московский университет. Кроме того, Ломоносов известен нам и как талантливый поэт, и как автор уникальных мозаичных портретов и картин.

    Удивителен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, удивительна сама его жизнь — постоянный научный поиск, неутолимая жажда знаний, упорство и бескорыстие в труде, самоотверженная любовь к своей стране, к своему народу.

    Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (по новому стилю — 19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии (в нескольких километрах от города Холмогоры) в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Ныне несколько деревень слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, многие родственники, как и большинство крестьян-поморов, занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич был умным, волевым и предприимчивым человеком. Первые годы своей жизни Михаил находился на попечении матери. Сведений о ранних годах его жизни не сохранилось. Но известно, что в поморских семьях детей воспитывали в большой строгости, в почтении к старшим. Поморы с малых лет развивали в детях ловкость, силу, выносливость — качества, которые были необходимы в будущей жизни. Когда Михаилу исполнилось девять лет, умерла его мать. Позднее Василий Дорофеевич вновь женился, но новая жена Ирина Семеновна невзлюбила пасынка. Юный Ломоносов на всю жизнь запомнил эту «злую и завистливую мачеху».

    С десяти лет Михаил начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на промысел и возвращались домой поздней осенью. Они ходили как в дальние плавания — в Северный Ледовитый океан — к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние — до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Михаила, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными сведениями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело. Любознательный юноша познакомился с жизнью и обычаями ненцев, лопарей, коми-зырян. В одиннадцатъ-двенадцать лет юный Ломоносов быстро освоил грамоту. Вскоре он мог уже переписывать церковные книги, а в церкви читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». В деревне его считали лучшим чтецом. Известны имена первых учителей Михаила Ломоносова — это сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников. В четырнадцать юный помор грамотно и четко писал. Односельчане обращались к молодому грамотею с просьбой написать ту или иную бумагу. Сохранились автографы Ломоносова, в которых нет ни одной орфографической ошибки, хотя почерк не приобрел еще твердости.

    С недуховной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Книги очень заинтересовали Михаила. Он часто обращался к Дудину с просьбой дать их хотя бы на несколько дней домой. Но книги в то время были слишком дороги, и владелец не соглашался отдать их даже на короткое время. Только после его смерти Михаил получил в собственность эти сокровища. Он не расставался с ними в течение многих лет, выучил наизусть. Позднее Ломоносов назвал их “вратами своей учености”.

    Увлечение Михаила чтением книг вызывало недовольство и упреки мачехи. Считая это делом пустым и бесполезным, она постоянно старалась навлечь на юношу гнев отца. В доме сложилась тяжелая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы “поступить там в ученье”. С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного три рубля денег и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было девятнадцать лет.

    Через три недели будущий ученый прибыл в Москву. Сначала Михаил хотел начать свое обучение с Математико-навигационной школы. Здесь изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Но Ломоносову был необходим латинский язык, так как только на нем писались все научные труды. В январе 1730 года Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих. Именно здесь можно было в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносову пришлось скрыть крестьянское происхождение и выдать себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.

    Жажда знаний у юного помора была поразительной. В течение одного года Ломоносов прошел три класса академии, научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст – «какой болван пришел учиться»), Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам. Этому помогли его способности, трудолюбие и необыкновенная настойчивость, которую не смогли сломить ни тяжелые материальные условия (жалованье у школьников было мало и выплачивалось нерегулярно), ни огромная учебная нагрузка.

    В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет. В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов. B новом учебном заведении он начал изучать математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно приступил к теории стихосложения. Здесь, в Петербурге, Ломоносов смог увидеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической книжной лавке познакомился с новыми книгами и журналами.

    Пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим. В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения горному делу в Германию: В Марбургском университете Михаил слушает лекции по теоретической химии профессора Ю.Дуйзига, а затем лекции по механике, гидростатике, теоретической физике, логике, аэрометрии, гидравлике профессора Х.Вольфа. Наряду с изучением немецкого языка с мая 1737 года Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В своих письмах в Петербург Вольф отмечал успехи русских в обучении, особенно выделяя достижения Ломоносова.

    Осенью 1738 года Ломоносов пишет свою первую студенческую работу по физике – «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости», которая была отправлена в Петербург и получила положительную оценку академиков. К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга в г.Фрейберг к физику Генкелю, известному специалисту горного дела. Во Фрейберге Ломоносов, кроме занятий горным делом, металлургией и химией, увлекся изучением русского стихосложения. Осенью 1739г., узнав о победе русских войск над Турцией, он создает большое литературное произведение – “Оду на взятие Хотина”, которая совершила переворот в русской поэзии. Позднее он написал научный трактат “Письмо о правилах русского стихотворства”, где были изложены идеи о реформе русского стихосложения.

    С мая по октябрь 1740 года он путешествовал по Германии, пытаясь каким-либо путем вернуться на родину. Ломоносов получает официальное разрешение на возвращение в Россию. Летом того же года он прибывает в Петербургскую Академию наук.

    С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Одной из первых работ Ломоносова стало составление Минералогического каталога. Он продолжает заниматься физикой и химией, пишет оды, переводит с немецкого на русский научные статьи. В январе 1742 года Ломоносов получает звание адъюнкта, которое присваивалось студентам, проявившим способности к научной работе. Он становится членом Академического собрания. Главным своим занятием молодой адъюнкт избрал химию. Сразу же после получения этого звания Ломоносов разрабатывает проект химической лаборатории, который руководители Академии оставляют без внимания.

    В 1743 году Ломоносов начинает читать лекции по физике, занимается переводами трудов по астрономии. Не имея собственной лаборатории, он проводит химические опыты в физическом кабинете Академии, а летом наблюдает грозовые явления в природе. К началу 1745 года Ломоносов стал известен как специалист по проведению ответственных аналитических исследований. В Академическое собрание он представляет диссертацию «О металлическом блеске», которая получает хорошие отзывы. Летом 1745г. становится профессором химии.

    С конца 40-х годов Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей. Вскоре он уже работал над “Российской историей”. В марте 1751г. Ломоносову за достижения в науке был присвоен чин коллежского советника. Этим самым он получал право на потомственное дворянство.

    Яркую страницу в биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Он начал ее в 1742 году, после получения звания адъюнкта и продолжал в течение 20 лет. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался обучением молодых людей химии, физике, «натуральной и минеральной гистории», физической географии. Поскольку учебников для этих дисциплин на русском языке не было, он занялся разработкой учебных пособий. В 1743г. Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладоречия сочиненное», оды «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». В августе 1743г. участвовал в поэтическом соревновании с А.П. Сумароковым и В.К. Тредиаковским, переложив стихами 143-й псалом. Занимался переводами: с немецкого на русский перевел «Описание в начале 1744 года явившияся кометы», позднее перевел с латинского учебник по физике для студентов.

    С 1745г., получив должность профессора химии, Ломоносов начал читать публичные лекции по физике. До него все лекции читались на латинском языке. Ломоносов впервые для этого использовал русский. Лекции проходили с большим успехом.

    В 1745г. Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, который бы располагался в Москве. Это место было выбрано не случайно. В столице жило много дворян и разночинцев, меньше требовалось денег для обучения, так как цены были ниже, чем в Петербурге, было больше домашних учителей. Ломоносов заботился о том, чтобы в учебных заведениях, в том числе и в университете, могли обучаться дети простого народа. Московский университет был открыт в 1755 году. Обучение на трех факультетах — философском, юридическом и медицинском — велось в основном на русском языке и русскими профессорами. Принимали сюда детей из различных слоев. При университете существовала гимназия, которую Ломоносов считал основой университетского образования и самостоятельным учебным заведением.

    В 1751г. в Академической типографии было отпечатано «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова. Книга первая». Это стало большим событием в жизни Ломоносова, до него такой чести не удостаивался ни один член Петербургской Академии.

    В 1752г. появилась трагедия «Демофонт». В апреле 1755г. в Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнес «Слово похвальное Петру Великому».

    В 1757г. в Академической типографии отпечатана «Российская грамматика», а в типографии Московского университета начато печатание первого тома Собрания сочинений Ломоносова.

    C 1756 по 1765 годы Ломоносов разрабатывал программу, по которой должно было развиваться среднее и высшее образование в России. Он выступал за увеличение количества школ, в которых могли обучаться дети независимо oт происхождения. Сам лично проверял качество обучения, присутствуя на экзаменах и задавая каверзные вопросы ученикам.

    В 1764 году составил «Роспись сочинениям и другим делам советника Ломоносова», в январе 1765г. последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.

    Умер Михаил Васильевич Ломоносов 4 (по новому стилю-15) апреля 1765г. в собственном доме на реке Мойке. Его похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. По свидетельствам современников, проститься с великим русским ученым пришли многие поклонники его таланта.

    Его жена Елизавета Андреевна (в девичестве Елизавета-Христина Цильх) пережила своего мужа всего на полтора года. Осенью 1766г. она скончалась. Дочь Елена уже после смерти отца вышла замуж за А.А. Константинова, библиотекаря Екатерины П. Они имели двух дочерей — Софью и Екатерину, которые явились продолжателями рода Ломоносова.

    Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почетный член Шведской и Болонской академии наук Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие. Многие его открытия опережали свое время и нашли подтверждение лишь в наши дни. Деятельность Ломоносова была связана с потребностями страны, направлена на промышленное и культурное развитие, на ее процветание. Жизнь великого помора, посвященная бескорыстному служению русской науке и просвещению, для последующих поколений оставалась и остается ярким примером трудолюбия, самоотверженности и страстной тяги к постижению неизвестного и удивительно разнообразного окружающего нас мира.

    В 1832 году в Архангельске был установлен памятник М.В. Ломоносову, созданный скульптором Мартосом. Музей Ломоносова (на месте усадьбы Ломоносовых) был открыт в 1940 году, наиболее интересные экспонаты – прижизненные научные и литературные труды. Позднее памятники появились и в селе Ломоносово, и в Северодвинске. О нашем великом земляке написано значительное число романов, повестей, пьес, стихотворений, причем это произведения не только русской литературы, но и мировой.

    writers.aonb.ru

    Жизнь и творчество Ломоносова :: SYL.ru

    Михаил Васильевич Ломоносов – очень интересная и разносторонняя личность. Это один из первых российских учёных, о которых заговорил весь мир. Его вклад в развитие науки довольно сложно переоценить. Если поставить цель – перечислить все достижения этого выдающегося человека, то не хватит страниц. Жизнь и творчество Ломоносова изобилует различными событиями, которые стали знаковыми не только для российской, но и для мировой науки и культуры. Основатель самого известного университета страны, педагог, физик, астроном, химик, геолог: так вкратце можно охарактеризовать культового человека в нашей истории. В данной статье мы постараемся рассмотреть наиболее значимые моменты в его жизни, а также раскрыть личность Ломоносова.

    Семья учёного

    Михаил Ломоносов родился в 1711 году, 19 ноября, в деревушке Мишанинская. Сейчас это окрестности Архангельской области. Жители этого региона очень гордятся тем, что на этой земле появился на свет человек, который перевернул сознание многих людей своими открытиями и достижениями.

    Василий Дорофеевич, приходящийся Михаилу отцом, был родом из поморов. Это те люди, которые умудрились избежать крепостного права. Мать его звали Еленой Ивановной. Она была дочерью просвирницы погоста. Стоит отметить, что семья Ломоносовых относилась к числу зажиточных. Особенно любили мужики ходить на рыбалку, так как у них были суда для рыбного промысла. Творчество Ломоносова Михаила начало проявляться ещё в детские годы, когда проходило обучение грамоте.

    Детство и юность

    Мальчик очень любил читать и проводил с книгами всё свободное время. Односельчане с радостью отдавали содержимое своей библиотеки Ломоносову. Стоит отметить, что после прочтения книги, он всегда её отдавал. Некоторые стали для него точкой отсчёта. Особенно нравились ему «Арифметика» Магницкого, а также «Грамматика» Смотрицкого. Можно сказать, что творчество Ломоносова постепенно заиграло новыми красками. Заветной мечтой мальчика было продолжение обучения, получение новых знаний.

    Детство Михаила протекало спокойно, пока не произошла трагедия: погибла мама. В это время мальчику только исполнилось девять лет. Отец женился на другой женщине, отношения с которой у Михаила сразу не сложились. Спустя некоторое время погибла мачеха, и тогда отец привёл в дом третью женщину. Последняя была наиболее завистливой и злой по отношению к мальчику. Родной дом стал для него чужим, пребывание в нём становилось настоящей каторгой. С этого момента начинается эра творчества М. В. Ломоносова.

    Отправление в Москву

    Молодой парень всё время помогал отцу на промыслах, так как не хотел возвращаться домой, ко второй мачехе. Вскоре папа решил женить сына, но Михаил был категорически против этого события. Сославшись на болезнь, он уговорил отца отложить свадьбу, а сам придумал план побега. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова насыщены событиями, но путешествие в Москву является наиболее известным и определяющим.

    В 1730 году вместе с караваном, будущий выдающийся учёный покинул родные места и отправился один в крупнейший город страны. Москву он выбрал по личным соображениям, и не прогадал. Данное событие можно назвать бегством, так как никто даже не догадывался о возможности такого поступка. Михаил Ломоносов успел взять с собой немного одежды и любимые книги. Караван он смог догнать лишь спустя несколько дней, а далее они двигались вместе. Через три недели изнуряющего путешествия Михаил прибыл в пункт назначения, и отсюда берёт своё начало творчество Ломоносова.

    Обучение в Москве

    Как вы уже поняли, Михаил был далеко не простым человеком, он мог подстраиваться под любые ситуации и с честью выходить из них. В 1731 году он умудрился поступить в старейшее учебное учреждение – Славяно-Греко-Латинскую Академию. Ломоносов выдал себя за сына дворянина, пришлось подделать некоторые документы, чтобы иметь возможность обучения.

    В 20 лет молодой человек попал из маленькой деревушки в крупнейший город и сразу нашёл себе пристанище. Это, наверное, был самый сложный период в его жизни. Нищенское существование, постоянные письма с укором от отца, насмешки одноклассников не смогли сломить тягу к знаниям выдающегося человека.

    О биографии и творчестве Ломоносова написано множество книг, статей. В Академии он был примерным учеником, грамотно учился, и никому не давал повод усомниться в его настрое. Руководство учебного заведения заинтересовалось таким студентом, и, в итоге, Михаил за год успел освоить программу сразу нескольких классов.

    За рубежом

    Михаил Васильевич Ломоносов – поистине выдающийся человек, который всего добился своим трудом и усердием. Как лучший студент, он был отправлен на обучение за границу в Германию. В общей сложности вне России он пробыл пять лет, три из которых провёл в Марбургском университете. Учёный-энциклопедист Христиан фон Вольф оказал значительное влияние на творчество Ломоносова. Там Михаил познакомился с разными языками, в числе которых немецкий, французский и итальянский.

    Кроме этого, ему покорился целый список наук: начиная от физики, заканчивая аэрометрией. Ломоносов искренне любил учиться, что выражалось во всех его действиях и поступках. Как только у него появлялись деньги, он сразу скупал огромное количество книг, и всё свободное время проводил за ними. Год он прожил во Фрайбурге, где от и до изучил химию. Ещё год Михаил скитался по Европе, стараясь вернуться на родину, и своей цели он добился.

    Изучение науки о стекле

    Говоря об особенностях творчества Ломоносова, можно отметить его стремление опередить время. Стоит сказать, что он с успехом этим занимался. Основателем целой науки о цветном стекле является именно наш выдающийся учёный. В 1748 году он открыл химическую лабораторию, которая стала первой в России. Там он провёл бесчисленное количество опытов, в том числе, используя стёкла.

    Эксперименты рано или поздно должны были дать результат, что, собственно, и произошло. Таким образом, Михаил Васильевич смог выработать технологию цветного стекла. Используя эту разработку в промышленной варке, он мог создавать изделия из этого материала. Одновременно с великим открытием, величайший учёный работал над созданием собственной теории света. Творчество Михаила Ломоносова довольно многогранно, ведь он изучил за свою жизнь огромное количество наук, а некоторые даже основал самостоятельно.

    Астрономия

    Одной из главных страстей учёного была именно астрономия. Экспериментальным путём Ломоносову удалось создать несколько десятков специальных оптических приборов. Он использовал их для наблюдения за космосом. Как затем отмечали другие выдающиеся люди, Михаил Васильевич смог намного опередить время, и стал первым русским опто-механиком.

    26 мая 1761 года – знаковая дата для астрономии как науки. В тот день, наблюдая за космосом, Ломоносов совершил ещё одно открытие. Не он первый заметил блики сияния вокруг Венеры, но только Михаил Васильевич правильно интерпретировал это явление. Ломоносов утверждал, что планета окружена воздушной оболочкой, и точность его вывода повергла в шок учёных того времени и не только.

    Педагогическая деятельность

    Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.

    Ломоносов открывал университет, преследуя благородную цель: поделиться своими знаниями. Двери учебного заведения были открыты для всех желающих, здесь не было разделения на богатых и бедных, все люди равны. Михаил Васильевич сам с успехом преподавал, а студенты очень любили слушать его лекции. Ведь интересно, как один человек смог столько сделать за свою жизнь.

    Литературное творчество Ломоносова

    Человек, имеющий колоссальный талант в областях науки, ещё и писал произведения? Трудно поверить, но это факт. Рассматривая жизнь и творчество Ломоносова, не перестаёшь удивляться его способностям и стремлениям к знаниям. Лучше всего у Михаила Васильевича получалось писать оды, некоторые из которых были опубликованы. Также у писателя Ломоносова есть в активе две трагедии, а также огромное количество различных стихотворений на все случаи жизни.

    Творчество Ломоносова в литературе достигло своей вершины, когда он писал оды значимым событиям, таким как восшествие на престол Екатерины II. В его произведениях было что-то необычное, хотя, как поэт Михаил Васильевич мировую славу так и не получил. Сочетание учёности и натурализма добавляло в произведения какой-то изюминки, которую не найти у других поэтов.

    Характер выдающегося учёного

    Творчество Ломоносова никак не смягчало его крутой нрав. Современники утверждали, что Михаил Васильевич обладал огромной физической силой и мог запросто побить любого неугодного человека. Даже был один случай, когда рукоприкладство привело к суду и непродолжительному заключению. Известна только одна ситуация, но зная характер учёного, можно предположить, что их было много.

    Самая известная история, которая с ним произошла, была зафиксирована на Васильевском острове. В ночное время суток Ломоносов спокойно прогуливался, пока на него не напали три пьяных матроса. Завязалась драка, в результате который двое убежали, а третьего Михаил Васильевич повалил на землю и задал несколько вопросов. В ходе беседы было выяснено, что матросы хотели ограбить человека, но не на того напали. Ломоносов забрал всю одежду матроса, и пошёл домой.

    Личная жизнь Михаила Васильевича

    Как известно, будучи студентом, Ломоносов некоторое время прожил за границей, а именно в Германии. В городе Марбург двенадцать лучших учеников поселились в квартиры, которые сдавала Елизавета-Кристина Цильх. Пожив там какое-то время, Ломоносов познакомился с дочерью хозяйки, Елизаветой. Разница в возрасте между ними составляла почти девять лет, но это не помешало им сыграть свадьбу.

    В конце 1739 года Елизавета уже носила ребёнка от Михаила Васильевича. Вскоре родилась дочь Екатерина, но по закону она считалась незаконнорождённой. Мы уже говорили, что Ломоносов очень хотел вернуться в Россию. Когда это ему удалось, Елизавета была снова беременна. Родился сын, которого назвали Иван.

    Произошёл ряд событий, в результате которых Елизавета смогла найти Михаила Васильевича в России. Он не стал отрицать факта женитьбы. Супруги переехали в Петербург, где жили счастливо. Однако это долго не продлилось, в семье произошла ещё одна трагедия. В 1743 году скончалась Екатерина, первая дочь Михаила Васильевича и Елизаветы.

    Творчество Ломоносова настолько многогранно, что можно написать целую книгу. В данной статье мы постарались коснуться наиболее сложных и интересных тем. Многие люди до сих пор считают Ломоносова величайшим учёным, и не безосновательно.

    www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *