Кто такой мушкенум – Правовой статус населения в древневосточных государствах. Авилумы и мушкенумы. Сословно-варновый строй Древней Индии.

Авилумы и мушкенумы в Законах Хаммурапи

Субъектом права в Законах Хаммурапи (см. на нашем сайте краткую и подробную статьи о них, а также краткую биографию Хаммурапи) является, как общее правило, свободный мужчина, не находящийся под патриархальной властью. Он может быть либо свободным общинником (главой патриархальной семьи – авилум, «человек»), либо царским служащим (мушкенум, «падающий ниц», т. е. «бивший челом», имеется в виду – царю с просьбой о принятии на службу). Авилум – собственник определенной части общинной земли, мушкенум – держатель участка царской земли под условием выполнения определенной службы. На социальной лестнице мушкенум стоит определенно ниже авилума: его честь, жизнь и личную неприкосновенность Законы Хаммурапи оценивают «дешевле» (см. § 196 и сл.). Вместе с тем имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца (§ 8). Это и не удивительно, ибо имущество мушкенума тесно связано с дворцовым (т. е. царским), как бы является его частью. Рабы мушкенумов пользуются, подобно дворцовым рабам, известными привилегиями (например, раб мушкенума или дворца может вступать в брак со свободной – § 176). Следует заметить, что царские служащие высших (а иногда и средних) категорий никакой социальной приниженности не испытывали, ибо наряду с большими служебными наделами владели (или, во всяком случае, в принципе могли владеть) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей могли распоряжаться достаточно свободно. По этим причинам они относились к авилумам. Следовательно, мушкенумами в точном смысле этого слова были только царские служащие низших категорий. Они вербовались из людей, утративших по тем или иным причинам связь с общиной (разорившиеся, изгои, беглецы), а также осевших на землю членов пастушеских племен, пришельцев и т. п. Вероятно, часть из них была потомками

гурушей шумерской эпохи. Естественно, что на таких людей свободные общинники смотрели свысока, а доля мушкенума считалась весьма незавидной. Позже, в Новоассирийский период, этот термин означает просто «бедняк». С таким значением он попал затем в арабский (
мискин
), а оттуда – в современный французский язык (mesquin). До нас дошло письмо, в котором некто пишет влиятельному лицу, которое он почтительно именует «отцом»: «Как известно моему отцу, я стал мушкенумом. Пусть мой отец вернет меня под власть общины таким образом, чтобы против меня не возбуждали жалобы».

 

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

 

В некоторых случаях субъектом права может быть женщина, прежде всего если она – жрица. В отношении имущественных прав жрицы почти ничем не отличались от мужчин. Замужняя женщина тоже может иметь в некоторых случаях отдельное от мужа (полученное из отцовского дома) имущество (§ 150) и обезопасить себя от ответственности за его долги, сделанные до женитьбы (§ 151). Известными имущественными правами пользуется также вдова (§ 171, 172). Из документов известны случаи, когда женщины выступают контрагентами в различных сделках, но, за исключением жриц (и гетер – они тоже считались служащими богине любви Иштар), они всегда выступают в этих сделках совместно с мужем, братом или сыном.

Обычно дети становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Но известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, «пока он жив», определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно передавая им свою «вдовью долю» (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

См. также Законы Хаммурапи о рабах.

 

По материалам работ В. А. Якобсона.

 

rushist.com

Мушкенум — это… Что такое Мушкенум?

  • Мушкенум — дословно склонившийся под защиту , в древневавилонском обществе сословие людей, которые не были членами общины и не имели своей земельной собственности. Они могли взять а аренду участок царской земли или перейти на государственное обеспечение,… …   Википедия

  • МУШКЕНУ — мушкенум, социальный термин, к рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставляются в законах из Эшнунны (18 в.? до н. э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н. э …   Советская историческая энциклопедия

  • Мушкену —          мушкенум соц. термин, к рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставл. в законах из Эшнунны (18 в. до н.э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н.э.)… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • КОДЕКС ХАММУРАПИ

    — КОДЕКС ХАММУРАПИ, древнейший из сохранившихся сборников законов, составленный в правление царя Вавилонии Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ). Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей права. Текст Кодекса… …   Энциклопедический словарь

  • Хаммурапи кодекс — древнейший в мире из дошедших до нас сборников законов, составленный в правление царя Вавилонии Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей права. Текст Кодекса сохранился на стеле из черного… …   Политология. Словарь.

  • Хаммурапи законы —         свод законов Вавилонии (См. Вавилония), созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле,… …   Большая советская энциклопедия

  • ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ — свод законов Вавилонии, созданный в коя. царствования Хаммурапи, ок. 1760 до н. э.; важнейший памятник древневост. права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы древнего… …   Советская историческая энциклопедия

  • Законы из Эшнунны — – один из древнейших законодательных памятников Древнего Востока, датируемый XIX веком до н.э. Свод законов также иногда называют «Законы Билаламы» по имени царя, с чьим правлением связывают их появление. Памятник имеет огромное культурное и… …   Википедия

  • Хаммурапи законы —          свод законов Вавилонии, созданный в кон. царствования Хаммурапи, ок. 1760 до н.э.; важнейший памятник др. вост. права. Оригинал. текст законов, начерт. клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы Др. Элама г …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • law_foreign_countries.academic.ru

    МУШКЕНУ — это… Что такое МУШКЕНУ?

    мушкенум, — социальный термин, к-рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставляются в законах из Эшнунны (18 в.? до н. э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н. э.) представителям полноправных граждан, называемых там «сыновьями мужа» (мар авилим), или просто «мужами» (авилум), а в Амарнской переписке (15-14 вв. до н. э.) они презрительно приравниваются к ханигалбатцам (хурритам). Как и полноправные граждане, М. принадлежали к эксплуататорскому классу и могли владеть землей и рабами (это отражено в законах). Но их жизнь, здоровье, имущество и интересы защищались законом в меньшей степени, нежели жизнь, здоровье, имущество и интересы «сыновей мужа», или просто «мужей». В отношении последних действовал древний принцип равного возмездия (принцип талиона). За нанесенные им членовредительство или побои виновный отвечал по принципу «око — за око, зуб — за зуб», а за членовредительство или побои, нанесенные М., виновные отделывались штрафом, правда довольно большим, напр. за выбитый М. зуб уплачивался штраф в 1/3 мины серебра — стоимость одного раба. Вопрос о том, на чем основывалось это неравенство, спорен. Скорей всего, под термином «М.» следует понимать старых жителей покоренных вавилонцами городов, к-рые не были порабощены, но поставлены в неравноправное, приниженное положение по сравнению с победителями. По мнению И. М. Дьяконова, М. были держателями служебных наделов, выделенных из царского земельного фонда.

    Лит.: Всемирная история, т. 1, М., 1955, с. 296; Липин Л. A., Древнейшие законы Месопотамии, «Палестинский сб.», No 1(63), М.-Л., 1954, с. 25; Хрестоматия по истории Древнего Востока, под ред. акад. В. В. Струве и Д. Г. Редера, М., 1963, с. 190-217; Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства, пер. и коммент. под ред. И. М. Дьяконова, «ВДИ», 1952, No 3.

    Л. А. Липин, В. В. Струве. Ленинград.

    Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

    dic.academic.ru

    МУШКЕНУ это что такое МУШКЕНУ: определение — История.НЭС

    МУШКЕНУ

    мушкенум — соц. термин, к-рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставл. в законах из Эшнунны (18 в. до н.э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н.э.) представителям полноправных граждан, назыв. там «сыновьями мужа» (мар авилим), или просто «мужами» (авилум), а в Амарнской переписке (15 — 14 вв. до н.э.) они презрит. приравниваются к ханигалбатцам (хурритам).

    Оцените определение:

    Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

    МУШКЕНУ

    мушкенум, — социальный термин, к-рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставляются в законах из Эшнунны (18 в.? до н. э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н. э.) представителям полноправных граждан, называемых там «сыновьями мужа» (мар авилим), или просто «мужами» (авилум), а в Амарнской переписке (15-14 вв. до н. э.) они презрительно приравниваются к ханигалбатцам (хурритам). Как и полноправные граждане, М. принадлежали к эксплуататорскому классу и могли владеть землей и рабами (это отражено в законах). Но их жизнь, здоровье, имущество и интересы защищались законом в меньшей степени, нежели жизнь, здоровье, имущество и интересы «сыновей мужа», или просто «мужей». В отношении последних действовал древний принцип равного возмездия (принцип талиона). За нанесенные им членовредительство или побои виновный отвечал по принципу «око — за око, зуб — за зуб», а за членовредительство или побои, нанесенные М., виновные отделывались штрафом, правда довольно большим, напр. за выбитый М. зуб уплачивался штраф в 1/3 мины серебра — стоимость одного раба. Вопрос о том, на чем основывалось это неравенство, спорен. Скорей всего, под термином «М.» следует понимать старых жителей покоренных вавилонцами городов, к-рые не были порабощены, но поставлены в неравноправное, приниженное положение по сравнению с победителями. По мнению И. М. Дьяконова, М. были держателями служебных наделов, выделенных из царского земельного фонда.

    Лит.: Всемирная история, т. 1, М., 1955, с. 296; Липин Л. A., Древнейшие законы Месопотамии, «Палестинский сб.», No 1(63), М.-Л., 1954, с. 25; Хрестоматия по истории Древнего Востока, под ред. акад. В. В. Струве и Д. Г. Редера, М., 1963, с. 190-217; Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства, пер. и коммент. под ред. И. М. Дьяконова, «ВДИ», 1952, No 3. Л. А. Липин, В. В. Струве. Ленинград.

    Оцените определение:

    Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

    interpretive.ru

    Законы царя Хаммурапи — Мегаобучалка

     

    Законы царя Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. Структурно они делятся на введение, основную часть, включающую 282 статьи, и заключение.

    Основные черты законов Хаммурапи:

    1. Сохранение пережитков древних обычаев.

    2. Казуистичность.

    3. Примитивность правовой техники.

    4. Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.

    5. Отсутствие деления на отрасли права.

    6. Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.

    7. Формализм и символизм правовых норм.

    8. Наличие объективного вменения, то есть возложение ответственности на невиновного. Например, если обрушился дом и погиб сын хозяина, то надлежало убить сына строителя.

    Статьи с первой по пятую посвящены наиболее тяжким преступлениям.

    С 6 по 25 – охране собственности царя, храмов, царских слуг и общинников.

    С 26 по 41 – имуществу и службе воинов.

    С 42 по 88 – операциям с недвижимостью.

    С 89 по 126 – другим торговым и коммерческим операциям.

    С 127 по 195 – семейному праву.

    С 196 по 214 – умышленным и неумышленным телесным повреждениям.

    С 214 по 282 – операциям с движимым имуществом, имущественному и личному найму.

     

    Правовое положение основных категорий населения.

     

    Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:

    1. «Авилум» (в переводе – «человек» или «сын человека»).

    2. «Мушкенум» (в переводе – «покорный»).

    «Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме. Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса:

    1. Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

    2. Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.



    «Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом. Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.

    В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались «Вардум». Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.

    В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:

    1. Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум».

    2. Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум».

    Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

     

    Регулирование имущественных отношений.

     

    Важнейшим субъектом права собственности на землю были царь, храмы, общины и частные лица. Царские и храмовые земли объединялись в единую систему государственных земель. Из этого фонда участками наделялись должностные лица и воины. Эти земли являлись владением целевого назначения и царь мог в любой момент их отнять.

    Рабы являлись объектом собственности, но поскольку они были ценными работниками, то право собственности на рабов энергично охранялось законами.

    Если человек нанес телесные повреждения рабу другого человека, то должен возместить хозяину половину стоимости раба, а если в результате операции умирал раб, то врач обязан был возместить раба за раба. Таким образом, законы рассматривали телесные повреждения или убийства рабов как имущественный вред, нанесенный хозяину.

    Законы Хаммурапи защищали и частную собственность. Нанесение вреда чужому имуществу влекло за собой возмещение. Кража имущества дворца или храма возмещалась в тридцатикратном размере, а имущества мушкенума в десятикратном размере.

     

    megaobuchalka.ru

    Законы Эшнунны — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Законы Эшнунны — один из древнейших законодательных памятников Древнего Востока, датируемый XIX веком до н. э. Свод законов также иногда называют «Законы Билаламы» по имени царя, с чьим правлением связывают их появление. Памятник имеет огромное культурное и научное значение, так как может служить источником для исследования в области социальных отношений в обществе Эшнунны, нормах семейного, гражданского и уголовного права.

    Законы из Эшнунны были найдены при раскопках 1945—1947 годов в Ираке в виде двух глиняных табличек-дубликатов. Одна из них была сильно повреждена, вторая сохранилась почти полностью. Предполагают, что найденные таблички представляют собой упражнения учеников дворцовых писцовых школ, скопировавших их с более древней копии, но едва ли с оригинала, который доверить ученикам было нельзя. Текст на обеих табличках почти идентичен, незначительные различия носят графический или грамматический характер. Язык памятника — старовавилонский диалект аккадского. Сейчас таблички хранятся в Иракском музее в Багдаде.

    Законодательство состояло из 61 статьи, однако последние две не удалось восстановить из-за деформации табличек. Большое внимание уделяется регламентированию торгово-экономических отношений (устанавливается определенная плата в серебре за определенные товары или услуги), а также рабовладельческих отношений. На основании некоторых статей можно сделать вывод, что раб был полной собственностью хозяина и ответственность за убийство раба убийца несет только перед его хозяином. Основным видом наказания за различные проступки является денежный штраф, за серьёзные преступления (убийство мушкенума или свободного, похищение девицы против воли её родителей, нарушение границ частной собственности) предусматривалась смертная казнь. Уголовные дела рассматривал только царь.

    Категории людей[править | править код]

    • Тамкар — богатый торговец или ростовщик, находившийся в то же время на службе царя.
    • Человек или сын человека (иначе авилум) — представитель полноправного населения.
    • Мушкенум — неполноправный человек, держатель царской земли.
    • Шамаллум — помощник торгового агента (тамкара), мелкий торговец.
    • Шинкарка — трактирщица.

    Единицы мер и веса[править | править код]

    ru.wikipedia.org

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *