Кто основал россию и в каком году – Наименования Российского государства — Википедия

Содержание

КТО ОСНОВАЛ РОССИЮ (ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИПИСКИ)

Итак, в конце июля сего года, ко второй годовщине программной путинской речи* о втягивании Украины в Русский мир, к 1000-летию со дня смерти, в первопрестольной в оползневой зоне смотровой площадки Воробьиных гор появится 25-метровый памятник святому** равноапостольному князю (конунгу, официально - кагану) Владимиру Красное Солнышко.

Судя по фотографиям проекта-победителя на вполне себе закрытом конкурсе, это будет классицистское изображение в столь теперь любимом стиле рубежа позапрошлого и прошлого веков. Такая отлитая в металле иллюстрация из нравоучительной детской книжке, с фигурками верных дружинников вокруг у постамента. Так (только художественнее) египтяне рисовали своих почивших фараонов.

И всё было бы ничего, но памятник ставят не крестителю Руси (тот, работы Клодта и Тона, уже 160 лет стоит в Киеве на Владимирской горке), но как уже сказали - "основателю российской государственности". В этой связи создана рабочая группа в Администрации Президента.

Но Владимир Святославович не был основателем российского государства. Точно также, как Ромул не был основателем королевства лангобардов или французского королевства - хотя все они созданы на месте Римской империи.
Иракцы не считают своим основателем Гильгамеша. Даже царь Давид не считается основателем еврейского государства. Потому что этими основателями считаются Герцль, Бен-Гурион, Вейцман-старший... А основателем древнего иудейского царства - царь Саул. Но ему 25-метровых памятников в Израиле не ставят, даже 5-метровых.

Если в России не готовы принять то, что РФ родилась 23 года назад, что является совершенно правильным - национальный осколок империи, даже самый большой, не может считаться её уникальным наследником, то пусть производят от СССР. Тогда российское государство родилось 30 декабря 1922 года. Но и даже Российская империя, действительно происходящее из Московского царства, а то - от Великомосковского княжества, не имеет никакой, кроме символической, преемственности от Киевской Руси. Потому что находиться на совершенно иной территории, её ядро было в принципиально иной природно-климатической зоне. С совершено иным этническим составом населения - за счёт "лесных" угрофинских племён. Причём, племён находящихся на другой исторической стадии, чем высокоурбанизированные славянские племена, живущие на оси Новгород-Киев. С другими и принципами управления и отношений между подданными разных сословий.

Юлий Цезарь основал Римское императорство. Он завершил завоевание Франции. Но ни один француз не решился бы предложить увековечить Цезаря памятником на Елисейских полях - как основоположнику Великой Франции. Там, напротив, изображены галлы, восставшие против Рима.

Да, ещё Владимир Святославович был создателем рабовладельческого государства, в котором продажа византийцам пленников из порабощенных племён была одной из важнейших экспортных статей. И междуречье Оки и Москвы-реки входили в ареал добычи этого ресурса. Москва же возникла как почти колония Киева. Странно это праздновать так торжественно.

*А.Н.Илларионов считает сию речь датой начала российско-украинской войны.

** Немного о биографии святого: "После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.
Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).
Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами...
". Прекрасный человек!

e-v-ikhlov.livejournal.com

Кто основал Россию?

Я подхожу к заявлению Святейшего Патриарха Кирилла о том, что коммунистическая идея в ее российской национальной интерпретации заимствовала христианскую этику, как к мудрому наставлению, которое требует, разумеется, более широкого осмысления. За поставленной проблемой стоит множество очень непростых вопросов. И главный из них отношение православных людей к советскому прошлому, в котором было все. Были и великие победы в строительстве мощной державы, давшей гражданам невиданные прежде возможности и очистившей мир от коричневой заразы. Были и великие нестроения, чудовищные и неоправданные потери, глумление над историей и разрушение святынь. И за каждым свершением или катастрофой бесчисленные жертвы. Было бы безумием сегодня отрекаться от собственно прошлого, как во времена репрессий отрекались от отцов и матерей, если те были священниками или принадлежали к другим образованным классам и сословиям. А такая опасность сегодня более чем реальна: нам действительно пытаются внушить, что история российского государства исчисляется двадцатью годами, а основателем его был Ельцин воплощение политической воли и духа демократии.

Глупо, дико? Дико, но не глупо. Уже вырастает поколение, способное поверить любому бреду, натасканное на схематичное ЕГЭ-мышление. Они уже привыкли, что главное не понять, а угадать правильный ответ на самые нелепые вопросы, например: «кто был основателем России Ленин, Сталин, Ельцин?». И ведь ответят. Не сейчас, так через пару лет. Правда, ответят, скорее всего, по-разному, и враждовать будут до последнего часа. Это и требуется: разделяй и властвуй. Единой России у нас теперь нет, а при таком подходе к истории не будет. Как говорил когда-то академик Д.С. Львов, с которым мы вместе работали над проектом Социальной доктрины России, у нас много россий и малая сытая, и бескрайняя голодная, и так называемая «рублевская», где начинается совершенно другая страна, не имеющая и не желающая иметь ничего общего с русской историей и судьбой. Точно также местные «элиты» морочат головы миллионам людей, которые еще вчера были нашими согражданами, частью великого и единого многонационального народа. Сегодня их детей «натаскиваю» лжеучители в большинстве новообразованных государств, где «элиты», как и в России, ликуют и пируют, отмечая 20-летие со дня крушения державы, ибо с этого момента началось их восхождение к вершинам власти и богатства. Если быть честными перед собой, то в жизни людей, которые обитают на «постсоветском пространстве», где вожди поклоняются только наживе, а предатели стали героями, морали осталось, действительно, куда меньше, чем в той стране, которую мы потеряли...

То, что христианская этика не была убита даже богоборческой властью, это чистая правда. Мой отец, прошедший через войну, не раз говорил, что остался жив только молитвами своей матери и отца, моих бабушки и деда. В их комнате лампада горела до последних дней их жизни. И так считал не только мой отец, а большинство оставшихся в живых воинов. Главная ошибка Адольфа Гитлера в том и заключалась, что, по его мнению, советская Россия к 41-му году была уже подобна глиняному колоссу, который развалится после первого мощного удара, потому что русские утратили память предков и цивилизационный код, а единое духовное пространство было сокрушено богоборцами. Но если бы так было, его предположения полностью бы оправдались, а страна наша рассыпалась на множество племен, враждующих друг с другом (не к этому ли идем?). Что спасло многонациональную Россию в час испытаний? Во-первых, семья малая церковь. Любовь к отцам и матерям, дедам и прадедам в любой семье была превыше любых идеологических догм, а наше старшее поколение в большинстве своем, безусловно, держалось Христианства. Это были православные люди, для которых даже годы советской власти не были годами отречения. Старшее поколение, к счастью, тогда еще было живо, и сыновняя и дочерняя любовь была сильнее всех политических доктрин и идеологий. Во-вторых, спасло обращение традиции, к Церкви: «Братья и сестры» слова, произнесенные вождем богоборцев, который вернул верующим храмы, а России тем самым шанс на победу, на помощь Божию.

Война унесла лучших из лучших, но остановила вакханалию богоборчества. Большевистская «этика» была принуждена сосуществовать не только с этикой православной, которая вошла в русский язык и литературу, в плоть и кровь нашего народа, но и с религиозной этикой представителей других конфессий, исторически укорененных на полиэтничных территориях России. Они, к слову, в те времена бесконечно уважали Православие уже по той причине, что эта мировая религия не разжигала, а гасила межцивилизационные и межконфессиональные войны и конфликты, а следовательно, охраняла и сохраняла межкультурный мир более эффективно, чем меры по удушению любой религии, начиная с христианства, которые на Западе называют «толерантностью» или «мультикультурализмом». Переносить эти либеральные изобретения, не прижившиеся даже в «постхристианском» мире, на русскую почву то же самое, что превращать ее в пустыню, где вольно живут только скорпионы и пресмыкающиеся (во всех значениях этого слова).

Русская традиция была совершенно другой простой и понятной, но доступной далеко не каждому, ибо она держится не на стадности, а на личности. Она требует от слабого человека тяжкого и ежечасного духовного труда. Ее суть: уважение к непохожим культурам ни при каких условиях не может и не должно строиться на терпимости ко злу, поскольку такая терпимость служение злу. Зло надо выжигать каленым железом, но... начиная с себя. Именно здесь на смену гордыне приходит иное чувство стыд. Воистину, нетерпимость к собственным порокам и слабостям это единственный верный путь к взаимопониманию непохожих людей, культур, цивилизаций. И русская культура дальше других прошла по этому тернистому пути. Поэтому и государству российскому в течение столетий удавалось сохранять межцивилизационный мир.

Возвращаясь к словам Святейшего Патриарха Кирилла о том, что и героизм людей, и подвиг, и межнациональный мир были обусловлены не атеистической идеологией, а рудиментарной религиозностью, которая поддерживалась этической системой, я бы сделал акцент именно на сосуществовании этических систем. Это означает, что большевистская «этика» только в какой-то части напоминает христианскую этику. Причем это «сходство» достигалось сознательно, поскольку любая мировая идеология только тогда становится влиятельной, когда овладевает умами миллионов. Эта идеология была рассчитана на то, чтобы поработить сознание людей, которые по преимуществу принадлежали к православной вере. Поэтому внешне она действительно заимствовала очень многие положения из христианской доктрины. Если бы богоборческая идеология сразу выступила против всех цивилизационных ценностей, это обернулось бы крахом в самом начале политического строительства. Хотя попытки разрушить всю систему ценностей, конечно, предпринимались большевиками после прихода к власти. Все знают, какими дикими оргиями сопровождался приход большевизма, как интенсивно и целенаправленно разрушался институт семьи, каким был один из первых декретов, освобождавший от ответственности извращенцев-содомитов, как глумились над могилами предков, над святынями, над всем, что было дорого народу. Но не прошло!

Шаг за шагом эта чудовищная псевдоэтика подстраивалась под массовое сознание, чтобы выжить. А решающим моментом, который и создал иллюзию того, что Церковь и большевистская идеология могут совпадать, стало, как уже говорилось, само начало Великой Отечественной войны. Слова Сталина, обращенные к народу, за которые ранее любой человек мог лишиться не только должности, но и свободы, а может быть и жизни, не свидетельствовали, разумеется, о его обращении к вере, но говорили о многом. Они потрясли каждого. Так началась консолидация народа, которую не смог позднее, уже в мирное время разрушить даже Никита Хрущев, осатанело крушивший храмы. Но привели ли эта консолидация общества и сближение этических норм к слиянию антихристианского мировоззрения и православной этики? Разумеется, нет. Здесь очень важно видеть главное отличие: внешние ценностные ориентиры могут частично или даже полностью совпадать в религиозном и антирелигиозном сознании. И там и здесь могут быть санкционированы схожие нормы поведения. И там и здесь, к примеру, могут быть требования, направленные на защиту института семьи, на запрет воровства или прелюбодейства и многое другое. Но вопрос не в совпадении ценностей, а в их иерархии, в том, что находится на вершине «этической пирамиды». Сколь бы прочной не казалась такая «пирамида», она остается по сути богоборческой, разрушающей конфессиональное пространство, если на ее вершине не нет почитания Господа, если Он изгоняется из духовной жизни общества. Но Бог поругаем не бывает. Позор и беды падают на общество, которое отрекается от Него и от тех, кого он посылает народам. Поэтому даже самая «успешная» адаптация идеологии, ее мимикрия под религию, не делает ее долговечной и менее враждебной Христианству. О позиции Предстоятеля Русской православной церкви о причинах недолговечности политических идеологий я говорил на Рождественских чтениях (доклад «Духовное просвещение и ценностные ориентиры политического планирования» был представлен на РНЛ).

Подводя итог, скажу, что Святейший Патриарх Кирилл совершенно прав, когда говорит о том, что у нас должна быть единая история, что не надо представлять себе жизнь таким образом, что мы выиграли великую войну и создали великую державу в период, когда отказались от Христианства. Это неправда, потому что большинство людей от христианских ценностей, конечно, никогда не отрекались. Среди них были те немногие мужественные и глубокие люди, которые и от самого Христианства не отходили, а были ему преданы. Хотя, разумеется, многие это скрывали, потому что гонения на верующих людей продолжались вплоть до конца 80-х годов в той или иной форме грубой или более-менее мягкой. Отголоски этих гонений сохраняются и сегодня. Достаточно вспомнить о препонах, которое чинились преподаванию «Основ православной культуры», о той дикой истеричной кампании, которая время от времени организуется либеральными кругами. Ощущение такое, что именно они стремятся вернуть нас к тому тоталитарному прошлому, когда для Церкви не было места в жизни страны и общества.

И еще раз повторю общеизвестное. Содом и Гоморра не позавидуют тому миру, в котором нет места для Господа. Вся наша история из столетия в столетие доказывает одно и то же: подъем и спасение России объясняется тем, что люди обращались к Богу, и Он помогал людям.

Валерий Расторгуев, д. ф. н., профессор МГУ, специально для «Русской народной линии»


pravoslavnye.ru

Кто основал Россию?

Я подхожу к заявлению Святейшего Патриарха Кирилла о том, что коммунистическая идея в ее российской национальной интерпретации заимствовала христианскую этику, как к мудрому наставлению, которое требует, разумеется, более широкого осмысления. За поставленной проблемой стоит множество очень непростых вопросов. И главный из них отношение православных людей к советскому прошлому, в котором было все. Были и великие победы в строительстве мощной державы, давшей гражданам невиданные прежде возможности и очистившей мир от коричневой заразы. Были и великие нестроения, чудовищные и неоправданные потери, глумление над историей и разрушение святынь. И за каждым свершением или катастрофой бесчисленные жертвы. Было бы безумием сегодня отрекаться от собственно прошлого, как во времена репрессий отрекались от отцов и матерей, если те были священниками или принадлежали к другим образованным классам и сословиям. А такая опасность сегодня более чем реальна: нам действительно пытаются внушить, что история российского государства исчисляется двадцатью годами, а основателем его был Ельцин воплощение политической воли и духа демократии.

Глупо, дико? Дико, но не глупо. Уже вырастает поколение, способное поверить любому бреду, натасканное на схематичное ЕГЭ-мышление. Они уже привыкли, что главное не понять, а угадать правильный ответ на самые нелепые вопросы, например: «кто был основателем России Ленин, Сталин, Ельцин?». И ведь ответят. Не сейчас, так через пару лет. Правда, ответят, скорее всего, по-разному, и враждовать будут до последнего часа. Это и требуется: разделяй и властвуй. Единой России у нас теперь нет, а при таком подходе к истории не будет. Как говорил когда-то академик Д.С. Львов, с которым мы вместе работали над проектом Социальной доктрины России, у нас много россий и малая сытая, и бескрайняя голодная, и так называемая «рублевская», где начинается совершенно другая страна, не имеющая и не желающая иметь ничего общего с русской историей и судьбой. Точно также местные «элиты» морочат головы миллионам людей, которые еще вчера были нашими согражданами, частью великого и единого многонационального народа. Сегодня их детей «натаскиваю» лжеучители в большинстве новообразованных государств, где «элиты», как и в России, ликуют и пируют, отмечая 20-летие со дня крушения державы, ибо с этого момента началось их восхождение к вершинам власти и богатства. Если быть честными перед собой, то в жизни людей, которые обитают на «постсоветском пространстве», где вожди поклоняются только наживе, а предатели стали героями, морали осталось, действительно, куда меньше, чем в той стране, которую мы потеряли...

То, что христианская этика не была убита даже богоборческой властью, это чистая правда. Мой отец, прошедший через войну, не раз говорил, что остался жив только молитвами своей матери и отца, моих бабушки и деда. В их комнате лампада горела до последних дней их жизни. И так считал не только мой отец, а большинство оставшихся в живых воинов. Главная ошибка Адольфа Гитлера в том и заключалась, что, по его мнению, советская Россия к 41-му году была уже подобна глиняному колоссу, который развалится после первого мощного удара, потому что русские утратили память предков и цивилизационный код, а единое духовное пространство было сокрушено богоборцами. Но если бы так было, его предположения полностью бы оправдались, а страна наша рассыпалась на множество племен, враждующих друг с другом (не к этому ли идем?). Что спасло многонациональную Россию в час испытаний? Во-первых, семья малая церковь. Любовь к отцам и матерям, дедам и прадедам в любой семье была превыше любых идеологических догм, а наше старшее поколение в большинстве своем, безусловно, держалось Христианства. Это были православные люди, для которых даже годы советской власти не были годами отречения. Старшее поколение, к счастью, тогда еще было живо, и сыновняя и дочерняя любовь была сильнее всех политических доктрин и идеологий. Во-вторых, спасло обращение традиции, к Церкви: «Братья и сестры» слова, произнесенные вождем богоборцев, который вернул верующим храмы, а России тем самым шанс на победу, на помощь Божию.

Война унесла лучших из лучших, но остановила вакханалию богоборчества. Большевистская «этика» была принуждена сосуществовать не только с этикой православной, которая вошла в русский язык и литературу, в плоть и кровь нашего народа, но и с религиозной этикой представителей других конфессий, исторически укорененных на полиэтничных территориях России. Они, к слову, в те времена бесконечно уважали Православие уже по той причине, что эта мировая религия не разжигала, а гасила межцивилизационные и межконфессиональные войны и конфликты, а следовательно, охраняла и сохраняла межкультурный мир более эффективно, чем меры по удушению любой религии, начиная с христианства, которые на Западе называют «толерантностью» или «мультикультурализмом». Переносить эти либеральные изобретения, не прижившиеся даже в «постхристианском» мире, на русскую почву то же самое, что превращать ее в пустыню, где вольно живут только скорпионы и пресмыкающиеся (во всех значениях этого слова).

Русская традиция была совершенно другой простой и понятной, но доступной далеко не каждому, ибо она держится не на стадности, а на личности. Она требует от слабого человека тяжкого и ежечасного духовного труда. Ее суть: уважение к непохожим культурам ни при каких условиях не может и не должно строиться на терпимости ко злу, поскольку такая терпимость служение злу. Зло надо выжигать каленым железом, но... начиная с себя. Именно здесь на смену гордыне приходит иное чувство стыд. Воистину, нетерпимость к собственным порокам и слабостям это единственный верный путь к взаимопониманию непохожих людей, культур, цивилизаций. И русская культура дальше других прошла по этому тернистому пути. Поэтому и государству российскому в течение столетий удавалось сохранять межцивилизационный мир.

Возвращаясь к словам Святейшего Патриарха Кирилла о том, что и героизм людей, и подвиг, и межнациональный мир были обусловлены не атеистической идеологией, а рудиментарной религиозностью, которая поддерживалась этической системой, я бы сделал акцент именно на сосуществовании этических систем. Это означает, что большевистская «этика» только в какой-то части напоминает христианскую этику. Причем это «сходство» достигалось сознательно, поскольку любая мировая идеология только тогда становится влиятельной, когда овладевает умами миллионов. Эта идеология была рассчитана на то, чтобы поработить сознание людей, которые по преимуществу принадлежали к православной вере. Поэтому внешне она действительно заимствовала очень многие положения из христианской доктрины. Если бы богоборческая идеология сразу выступила против всех цивилизационных ценностей, это обернулось бы крахом в самом начале политического строительства. Хотя попытки разрушить всю систему ценностей, конечно, предпринимались большевиками после прихода к власти. Все знают, какими дикими оргиями сопровождался приход большевизма, как интенсивно и целенаправленно разрушался институт семьи, каким был один из первых декретов, освобождавший от ответственности извращенцев-содомитов, как глумились над могилами предков, над святынями, над всем, что было дорого народу. Но не прошло!

Шаг за шагом эта чудовищная псевдоэтика подстраивалась под массовое сознание, чтобы выжить. А решающим моментом, который и создал иллюзию того, что Церковь и большевистская идеология могут совпадать, стало, как уже говорилось, само начало Великой Отечественной войны. Слова Сталина, обращенные к народу, за которые ранее любой человек мог лишиться не только должности, но и свободы, а может быть и жизни, не свидетельствовали, разумеется, о его обращении к вере, но говорили о многом. Они потрясли каждого. Так началась консолидация народа, которую не смог позднее, уже в мирное время разрушить даже Никита Хрущев, осатанело крушивший храмы. Но привели ли эта консолидация общества и сближение этических норм к слиянию антихристианского мировоззрения и православной этики? Разумеется, нет. Здесь очень важно видеть главное отличие: внешние ценностные ориентиры могут частично или даже полностью совпадать в религиозном и антирелигиозном сознании. И там и здесь могут быть санкционированы схожие нормы поведения. И там и здесь, к примеру, могут быть требования, направленные на защиту института семьи, на запрет воровства или прелюбодейства и многое другое. Но вопрос не в совпадении ценностей, а в их иерархии, в том, что находится на вершине «этической пирамиды». Сколь бы прочной не казалась такая «пирамида», она остается по сути богоборческой, разрушающей конфессиональное пространство, если на ее вершине не нет почитания Господа, если Он изгоняется из духовной жизни общества. Но Бог поругаем не бывает. Позор и беды падают на общество, которое отрекается от Него и от тех, кого он посылает народам. Поэтому даже самая «успешная» адаптация идеологии, ее мимикрия под религию, не делает ее долговечной и менее враждебной Христианству. О позиции Предстоятеля Русской православной церкви о причинах недолговечности политических идеологий я говорил на Рождественских чтениях (доклад «Духовное просвещение и ценностные ориентиры политического планирования» был представлен на РНЛ).

Подводя итог, скажу, что Святейший Патриарх Кирилл совершенно прав, когда говорит о том, что у нас должна быть единая история, что не надо представлять себе жизнь таким образом, что мы выиграли великую войну и создали великую державу в период, когда отказались от Христианства. Это неправда, потому что большинство людей от христианских ценностей, конечно, никогда не отрекались. Среди них были те немногие мужественные и глубокие люди, которые и от самого Христианства не отходили, а были ему преданы. Хотя, разумеется, многие это скрывали, потому что гонения на верующих людей продолжались вплоть до конца 80-х годов в той или иной форме грубой или более-менее мягкой. Отголоски этих гонений сохраняются и сегодня. Достаточно вспомнить о препонах, которое чинились преподаванию «Основ православной культуры», о той дикой истеричной кампании, которая время от времени организуется либеральными кругами. Ощущение такое, что именно они стремятся вернуть нас к тому тоталитарному прошлому, когда для Церкви не было места в жизни страны и общества.

И еще раз повторю общеизвестное. Содом и Гоморра не позавидуют тому миру, в котором нет места для Господа. Вся наша история из столетия в столетие доказывает одно и то же: подъем и спасение России объясняется тем, что люди обращались к Богу, и Он помогал людям.

Валерий Расторгуев, д. ф. н., профессор МГУ, специально для «Русской народной линии»


ruskline.ru

Как Россия стала Россией? Как Россия стала единой большой страной?

Известно, что Ярослав Мудрый, выдавая свою дочь Анну за французского короля, дал ей в приданое книгу на деревянных дощечках, которая, как полагают, сохранилась до наших дней. Во всяком случае с нее сняты копии на бумажных носителях. Она называлась «Книга Велеса» и повествовала о временах до династии Рюриковичей. Допускается, что, отправляя эту книгу в Европу, Ярослав хотел рассказать европейской цивилизации о древней истории Руси. Согласно Велесовой книге, на Руси очень давно существовал род Богумира, у которого было пять детей, в том числе сыновья Сева и Рус, от которых пошли северяне и русичи. Возможно, это стало началом того, как Россия стала Россией, так как в этой легенде есть мужское имя с корнем «рус», который потом лег в основу названия государства «Русь».

На Руси были объединения племен и до Рюрика

«Книга Велеса» неоднократно указывает, что Русь как объединение славянских (и, возможно, других) племен существовала издревле. В данном литературном труде есть ссылки на очень древние события, когда проторусские племена ходили до Египта, жили в Прикарпатье, доходили до территории нынешнего Китая и др. Поэтому рассматривать вопрос о том как Россия стала Россией, можно не с времен Рюрика, а с более ранних.

Тем не менее современная история считает, что именно этот предводитель варяжской дружины стал первым, кто объединил славянские племена в период междоусобиц и нападения внешних врагов (в 862 году нашей эры). Предполагается, что он был внуком новгородского князя (сыном княжеской дочери), который пригласил его править в Новгороде в связи с тяжелой обстановкой и собственным пожилым возрастом. Поэтому теория о том, что Россию создали скандинавы, считается не очень состоятельной. Если обратиться к «Книге Велеса», то можно найти указание на то, что древние авторы не считали Рюрика русичем, полагали, что свою власть он осуществлял насильственным путем. Возможно, авторы книги относились к славянскому племени, враждующему с Новгородом, для которых власть Рюрика, который к тому же, как считается, был окрещен по христианским традициям, была нежелательной.

Как Россия стала морской державой?

Первоначально русское государство представляло собой совокупность населенных пунктов вдоль торговых путей «из варяг в греки», которые и помогал контролировать Рюрик со своей дружиной. Центрами этого квазигосударственного формирования были Киев и Новгород. Приблизительно в 8-9 веках нашей эры началось освоение территорий Центральной России (между Волгой и Окой), которые несколько веков были периферией относительно Киевской Руси. После монгольских завоеваний (в 13 веке) значение этих земель усилилось, и здесь появился новый центр – Москва, вокруг которой начался новый этап консолидации территорий в княжество Московское. Жители этого государственного образования участвовали в открытии новых земель, в том числе верховьев Камы, берегов Печоры, Северной Двины, Белого моря. Можно сказать, что уже в те времена русское государство было морской державой, правда, в акваториях без активных торговых международных маршрутов.

Успехи Иоанна Четвертого (Грозного) в присоединении территорий

В 1380 году московское войско одержало победу над монголо-татарами, а через сто лет на реке Угре полностью избавило русские земли от иноземного ига. К этому моменту в число русских земель уже входили Ржев, Тула, Нижний Новгород, Великий Устюг и другие. Вот как Россия стала такой большой страной уже в те времена. Территориальные успехи предшественников усилил очередной правитель Руси – Иван Четвертый (Грозный). Он присоединил к московским владениям обширные земли Казанского и Астраханского ханства. Он же оставил для потомков манусткрипт, в котором, возможно, в первый раз на старославянском языке фигурировало именно наименование «Россия». Этим документом является первое послание Ивана Грозного в адрес князя Андрея Курбского, которое подписано как «составленное в царствующем престольном городе России, Москве, четвертого июля 7072 года от лета мироздания». Возможно, вот как Россия стала Россией по своему наименованию. Хотя стоит заметить, что в заглавии второго послания Грозного к Курбскому царь фигурирует как государь, великий князь «всеа Руссии», то есть в ходу было как название «Русь», так и «Россия».

Самое большое государство на планете

В дальнейшем у российского государства в течение нескольких веков продолжался преимущественно прирост территории. Российские цари еще до Ивана Четвертого сумели присоединить к имеющимся владениям Псковские и Рязанские земли. У Литовского княжества были отобраны и возвращены верховья Оки и Вязьма. В начале 16 века в состав Московии вошли верховья Западной Двины и весь бассейн реки Десна, и она стала самым крупным государством тех времен и является им по сей день. В 80-х годах 16 века началось активное освоение Сибири. Там были основаны города Томск, Тобольск, Тюмень и Мангазея, а вот территории, полученные в Прибалтике по результатам Ливонской войны, были утрачены к концу правления того же Иоанна Грозного.

Как Россия стала большой страной? Нужно отметить, что освоение большей части новых земель носило преимущественно мирный характер, так как сибирские земли были населены относительно редко, и население там после прихода казаков начало активно сдавать, к примеру, пушнину в обмен на товары более высокого уровня цивилизованности (оружие и пр.). Но история нашей страны богата на военные столкновения в ходе освоения преимущественно западных территорий и захвата некоторых восточных стран. В семнадцатом веке Россия в результате войн утратила часть земель на Смоленщине и Черниговщине, получив, однако, в 50-е годы этого же века Левобережную Украину и Запорожье. В 1620-50-х годах предпринят беспрецедентный скачок в освоении Сибири – русские вышли сначала на побережье Енисея, а потом и Охотского моря. Однако многих интересует вопрос о том, как Россия стала империей.

Император правит империей

Полагается, что это событие произошло во время царствования Петра Первого, который принял титул императора в 1721 году по просьбе Сената, после победы в Северной войне. По итогам этой военной кампании, длившейся с 1700 по 1721 год в состав российского государства вошли Карелия, Ижора, Эстляндия и Ливония, южная часть финских земель до Выборга, был основан город Санкт-Петербург. Петр Первый наладил торговые связи с европейскими государствами и сделал свою страну морской державой, на этот раз на стратегически важной акватории.

Народности чукчей завоевать не смогли – они присоединились сами

После того как Россия стала империей, ее территориальные «аппетиты» только возрастали. На период с 1723 по 1732 год в ее составе оказываются земли Каспия. В то же время начинается освоение Алтая, земель по реке Яик. В двадцатых годах того века к Российской империи добровольно присоединяются народы чукчей (ранее их не могли завоевать трижды русские казаки), потом Камчатка, Курильские острова. Во второй половине восемнадцатого века в результате русско-турецких войн империя получает Приазовье, Крым, Причерноморье, а после раздела Речи Посполитой – Литву, Белоруссию, Курляндию и Северо-Западную Украину. В конце века к России присоединяются часть Казахстана, Аляски и Южный Алтай.

Девятнадцатый век – максимальная территория

В девятнадцатом веке у России были как приращения, так и потери территорий. Как Россия стала Россией в наши дни с учетом тех событий? К «приобретениям» того времени можно отнести присоединение Финляндии, Дагестана, Бессарабии, части Польши, Западной Грузии. Потом в состав российских земель вошли Армения, часть территорий Азербайджана и очередная «порция» казахских земель (т. н. Старший Жус). Во второй половине века Российская империя достигает своих максимальных исторических размеров – в нее входят Северный Кавказ, Средняя Азия, часть Синьцзяня (временно, в 60-х годах). Кроме того, Москва получила протекторат над территорией нынешней Тувы (Урянхайские земли), закрепилась на Амуре, в Приморье, на Сахалине. В качестве компенсации за последний Япония тогда получила Курильские острова (Сахалин перешел к Японии опять по результатам войны 1904-1905 гг., но ненадолго по историческим меркам). В 1867 году была утрачена и Аляска в связи со сделкой, заключенной с Америкой.

В двадцатом веке Российская империя, возникший (и распавшийся потом) Советский Союз опять же то получали, то теряли территории. Стоит упомянуть утрату украинских, белорусских, финских, польских, бессарабских территорий после Первой мировой и получение по итогам Второй мировой Курил, Южного Сахалина, Калининградской области. Во время военных действий середины века в состав СССР официально вошла республика Тува. А в 1991 году, после отделения бывших союзных республик, получилась нынешняя Россия.

Едины землями и генами

Как Россия стала единой большой страной? В ходе освоения территорий различные этносы и народы, проживавшие на них (и прибывавшие в те места), заключали торговые и военные союзы, а также брачные отношения, которые влекли за собой перемешивание генов. Сегодня достаточно распространенным в России генетическим типом является R1a 1a, который массово распространен и в Центральной России и в Южной Сибири, что еще раз подчеркивает единство народов не только на территориальном, но и на генетическом уровне.

fb.ru

История России, Российской империи, с древних времен, читать | мы знаем всё

Древнейшие следы обитания человека на территории России обнаружены в Сибири, на Северном Кавказе и в Прикубанье и относятся к периоду примерно 3—2 млн лет до нашей эры. В VI—V веках до н. э. на черноморском побережье возникают греческие колонии, впоследствии превратившиеся в Скифское и Боспорское царства.

Славяне и их соседи

К V веку н.э. славянские племена занимают земли на берегах Балтийского моря, по Днепру и по Дунаю, и в верховьях Оки и Волги. Помимо охоты славяне занимаются земледелием, постепенно развивается торговля. Главными торговыми путями являются реки. К IX веку образовалось несколько славянских княжеств, главными из них были Киев и Новгород.

Русское государство

В 882 году новгородский князь Олег захватывает Киев, и, объединив славянский север и юг, создаёт Древнерусское государство. С Киевской Русью считаются и в Византии, и в соседних западных государствах. При преемнике Олега Игоре, сыне Рюрика, заключается договор с Византией о защите её границ от кочевников. В 988 году при князе Владимире происходит Крещение языческой Руси. Принятие православия укрепляет связи с Византией, вместе с новой верой среди славян распространяется греческая культура, науки и искусство. На Руси используют новую славянскую азбуку, пишутся летописи. При князе Ярославе Мудром составляется первый свод законов Киевского государства — «Русская Правда». С 30-х гг XII вв начинается дробление объединённого государства на ряд самостоятельных княжеств.

Иго

С начала XIII в огромная армия Чингиз-хана Темучина опустошает Азию и Закавказье. Покорив и обложив данью народы Кавказа, монгольская армия впервые появляется и в русской истории, разгромив в 1223 году соединённые силы славянских князей и половцев на реке Калке. Через 13 лет внук Чингис-хана Батый приходит на Русь с востока и поодиночке разбивает войска русских князей, в 1240 году берёт Киев, идёт на Западную Европу и, вернувшись, основывает низовьях Волги своё государство — Золотую Орду, а русские земли облагает данью. Отныне князья получают власть над своими землями только с санкции ханов Золотой Орды. Этот период вошёл в российскую историю как монголо-татарское иго.

Великое княжество Московское

С начала XIV века во многом стараниями Ивана Калиты и его наследников постепенно формируется новый центр русских княжеств – Москва. К концу XIV века Москва окрепла настолько, чтобы открыто выступить против Орды. В 1380 г. князь Димитрий разбивает войско хана Мамая на Куликовом поле. При Иване III Москва перестаёт платить дань Орде: хан Ахмат в ходе «стояния на реке Угре» в 1480 году, не решается на битву и отступает. Монголо-татарское иго завершается.

Время Ивана Грозного

При Иване IV Грозном, (официально первый русский царь с 1547 г.), активно ведётся собирание земель, потерянных в результате татаро-монгольского ига и польско-литовской экспансии, проводится также политика дальнейшего расширения государственных границ. В состав Русского государства включены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В конце XVI — середине XVII веков, с сильным опозданием по сравнению со странами Центральной Европы, оформляется крепостное право.
В 1571 году Москва была сожжена войском крымского хана Девлет-Гирея. В следующем 1572 году 120-тысячное крымско-турецкое войско, шедшее на Русь, было уничтожено, что фактически поставило точку в многовековой борьбе Руси со степью.

Смутное время и первые Романовы

Со смертью в 1598 г. сына Ивана Грозного Федора династия Рюриковичей прерывается. Начинается Смутное время, время борьбы за престол и польско-шведской интервенции. Завершается Смута созывом всенародного ополчения, изгнанием поляков и избранием на царство Михаила Фёдоровича, первого представителя династии Романовых (21 февраля 1613 года). В его царствование русские экспедиции начинают освоение Восточной Сибири, Россия выходит к Тихому океану. В 1654 году в состав Российского государства на правах автономии входит Украина. При Алексее Михайловиче усиливается влияние Запада.

Российская империя

Царь Пётр I радикально реформирует Русское государство, установив абсолютную монархию во главе с императором, которому подчиняется даже церковь. Боярство превращается в дворянство. Модернизируется армия и система образования, многое устраивается по западному образцу. В результате Северной войны России возвращены русские земли, захваченные Швецией в конце XVI века. В устье Невы основан город-порт Санкт-Петербург, куда в 1712 году переносится столица России. При Петре выходит первая в России газета «Ведомости» и вводится с 1 января 1700 года новый календарь, где новый год начинается с января (до этого год отсчитывался с первого сентября).
После Петра I начинается Эпоха дворцовых переворотов, время дворянских заговоров и частых свержений неугодных императоров. Дольше других царствуют Анна Ивановна и Елизавета Петровна. При Елизавете Петровне был основан Московский университет. При императрице Екатерине Великой начинается освоение Америки, Россия отвоёвывает у Турции выход к Чёрному морю.

Наполеоновские войны

В 1805 году Александр I вступает в войну с Наполеоном I, объявившим себя императором Франции. Наполеон одерживает победу, одно из условий мирного соглашения – прекращение торговли с Англией, на что Александру I приходится согласиться. В 1809 Россия захватывает принадлежавшую шведам Финляндию, которая входит в состав Российской империи. Спустя несколько лет Россия возобновляет торговлю с Англией, и летом 1812 года Наполеон с армией более чем в 500 тысяч человек вторгается в Россию. Уступающая в числе более чем в два раза русская армия отступает к Москве. На борьбу с захватчиками поднимается народ, возникают многочисленные партизанские отряды, война 1812 г. получает название Отечественной.
В конце августа под Москвой у села Бородино произошло крупнейшее сражение войны. Потери с обеих сторон были огромны, но численный перевес оставался на стороне французов. Глава русской армии фельдмаршал Михаил Кутузов решает сдать Москву Наполеону без боя и отступить, чтобы сохранить армию. Москва, занятая французами, почти полностью уничтожена пожарами. При отступлении к границам России армия Наполеона постепенно тает, русские преследует отступающих французов, и в 1814 году русская армия входит в Париж.

Возникновение гражданского общества

В XIX веке под влиянием либеральных идей Запада возникает устойчивая разночинная группа образованных людей, сама создающая либеральные и демократические ценности, впоследствии названная интеллигенцией. Наиболее известными её представителями были Белинский, Чернышевский, Добролюбов.
После окончания войны проникшие в Россию революционные идеи выливаются в 1825 году в неудавшееся Восстание декабристов. Опасаясь новых восстаний, государство ужесточает контроль над политической, экономической и культурной жизнью страны.
В ходе длительных войн с горцами в первой половине XIX столетия Россия присоединяет Кавказ, и – частично мирным, частично военным путём – территории Средней Азии (Бухарское и Хивинского ханства, Казахские жузы).

2-я половина XIX века

В 1861 году при императоре Александре II в России было отменено крепостное право. Был также проведён ряд либеральных реформ, ускоривший модернизацию страны.

Конец XIX — начало XX века

В конце 19 – начале 20 в. Россия активно осваивает Дальний Восток, что вызывает беспокойство Японии, правительство Российской империи считает, что «маленькая победоносная война» на фоне роста революционных настроений позволит улучшить внутреннюю ситуацию. Япония, однако, упреждающим ударом разгромила часть русских кораблей, отсутствие современного технического оснащения российской армии и некомпетентность высшего офицерского состава довершает поражение России в войне. Положение России на международной арене оказывается крайне сложным.
В 1914 году Россия вступает в Первую мировую войну. Февральская революция 1917 года положила конец монархии: царь Николай II отрекается от престола, власть переходит к Временному правительству. В сентябре 1917 года Российская империя преобразуется в Российскую республику.

Советское государство

Однако и после революции восстановить порядок в стране не удаётся, воспользовавшись политическим хаосом, власть захватывает большевистская партия под руководством Владимира Ленина, в союзе с левыми эсерами и анархистами. После Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года в стране провозглашена Российская Советская Республика. Советская республика начинает ликвидацию частной собственности и её национализацию. В стремлении установить контроль большевики не чуждаются крайних мер, подвергая репрессиям религию, казачество и другие формы организации общества.
Заключённый с Германией мир стоил Советскому государству Украины, Прибалтики, Польши, части Белоруссии и 90 тонн золота, и послужил одной из причин гражданской войны. В марте 1918 г Советское правительство переезжает из Петрограда в Москву, опасаясь захвата города немцами. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге расстреляна царская семья, тела сброшены в шахту обвалившегося рудника.

Гражданская война

В течение 1918—1922 годов сторонники большевиков ведут боевые действия против их противников. В ходе войны из состава России выходит Польша, прибалтийские республики (Литва, Латвия, Эстония) и Финляндия.

СССР, 1920—1930-е годы

30 декабря 1922 года образуется Союз Советских Социалистических Республик (Россия, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация). В 1921—1929 годах проводится Новая экономическая политика (НЭП). Победителем во внутриполитической борьбе, разгоревшейся после смерти Ленина в 1924 г., становится Иосиф Сталин (Джугашвили). В 1930-х годах Сталиным проводится «чистка» партийного аппарата. Создаётся система исправительно-трудовых лагерей (ГУЛаг). В 1939—1940 годах к СССР присоединены Западная Белоруссия, Западная Украина, Молдавия, Западная Карелия, Прибалтика.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 года внезапным нападением нацистской Германии началась Великая Отечественная война. За сравнительно короткое время немецкие войска смогли продвинуться далеко вглубь советского государства, но так и не смогли овладеть Москвой и Ленинградом, в результате чего война, вместо запланированного Гитлером блицкрига, превратилась в затяжную. Битвы под Сталинградом и Курском переломили ход войны, и советские войска перешли в стратегическое наступление. Война завершилась взятием Берлина в мае 1945 года и капитуляцией Германии. Количество погибших в ходе военных действий и в результате оккупации в СССР достигает по подсчётам историков 26 млн человек.

Советско-японская война

В результате войны с Японией в 1945 году в состав России вошли Южный Сахалин и Курильские острова.

Холодная война и застой

В результате войны страны Восточной Европы (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехословакия, ГДР) попали в советскую зону влияния. Отношения с Западом резко обостряются. Начинается так называемая холодная война – противостояние между Западом и странами соцлагеря, достигшее пика в 1962 году, когда между СССР и США чуть было не разразилась ядерная война (Карибский кризис). Потом накал конфликта постепенно идёт на спад, в отношениях с Западом наметился определённый прогресс, в частности, подписывается договор об экономическом сотрудничестве с Францией.
В 70-е годы ослабляется конфронтация СССР и США. Заключаются договоры об ограничении стратегических ядерных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2). Вторую половину 70-х гг называют «эпохой застоя», когда, при относительной стабильности, СССР постепенно отстаёт от передовых стран Запада в технологическом плане. 

Перестройка и распад СССР

С приходом к власти Михаила Горбачёва в 1985 году в СССР объявляется политика перестройки, с целью решить проблемы в социальной сфере и общественном производстве, а также избегнуть надвигающегося экономического кризиса, вызванного гонкой вооружений. Однако эта политика приводит к усугублению кризиса, распаду СССР и переходу к капитализму. В 1991 году создаётся Содружество Независимых Государств (СНГ), куда входят РСФСР, Украина и Белоруссия.

www.mouzenidis-travel.ru

сколько ей лет и когда было первое упоминание

Сегодня вряд ли найдется человек, которому неизвестен один из самых величественных мегаполисов в мире, столица России – город Москва. Вместе с тем, никому до настоящего времени достоверно не удалось установить, в каком году основана Москва, хотя официально этой датой признано 4 апреля 1147 года. Именно этим днем датируется первое упоминание о городе в письменной форме.

Содержание статьи

Первые поселенцы

На настоящий момент ученые не могут сказать однозначно, когда на месте расположения города Москвы начали появляться первые поселения. Результаты исследований археологов говорят о том, что освоение человеком центральных районов Русской (Восточно-Европейской) равнины берет начало еще в каменном веке.

Люди занимались охотой и ловлей рыбы. Постепенно орудия их труда усовершенствовались, появилась глиняная посуда, кочевые люди становились оседлыми.

Что конкретно располагалось на этом месте до момента строительства города, никто не знает. Некоторые предметы, найденные при раскопках археологов, говорят о том, что на территории храма Христа Спасителя размещались племена дьяковской культуры, хозяйство которых было комплексным, сочетавшее в себе земледелие и скотоводство с охотой и рыбной ловлей. Их поселения в виде неукрепленных селищ и укрепленных городищ, окруженных рвами и валами, располагались на высоких мысах, образованных в местах слияния основного русла реки с притоками. Первое поселение, связанное с этой культурой, открыто археологами в Коломенском парке, в районе бывшего села Дьяково.

Позднее, уже незадолго до основания крепости, на этих землях появились хутора финно-угорских племен, а затем и славянские деревни и села племени вятичей. Все эти поселения не были централизованными, они размещались разрозненно.

Это интересно! Все правители России от Рюрика до Владимира Путина

Возраст города Москвы

Ученые долгие годы ведут исследования с целью определения возраста города. Мнения историков расходятся не только относительно точной даты его основания. Споры ведутся даже относительно того, в каком веке и кем была основана Москва.

Возраст города начинает отсчет с того момента, когда поселение приобретает определенные признаки, а именно:

  1. Укрепительные ограждения в виде стен.
  2. Центральная крепость с башнями и бойницами, огражденная глубоким рвом и земляной насыпью.
  3. Выгодное месторасположение на пересечении торговых путей.
  4. Небольшие неукрепленные поселения на окраине.

Древняя Москва

С точки зрения Александра Векслера, который в течение 11 лет, вплоть до 2009 года, являлся главным археологом столицы России, возраст города может превышать 1000 лет. Векслер руководил Центром археологических исследований. В результате раскопок, которые проводились на территории Кремля, установлено:

  • Крепость, огражденная валом и рвом, существовала в этом месте уже в конце XI века.
  • Под Ильинкой обнаружено 26 ярусов деревянных мостовых. Настилы улиц постепенно покрывались значительным слоем слякоти и со временем уходили под землю, после чего мостовую покрывали новыми досками. Был произведен анализ спилов нижнего яруса мостовой, который показал, что деревянный настил улицы существовал уже в XI веке.
  • На территории, примыкающей к Кремлю, уже в XI веке располагался посад – поселения торговцев и ремесленников.

Это интересно! Что такое смутное время: кратко о причинах и последствиях смуты

На протяжении последних нескольких лет на территории Кремля производится капитальный ремонт, а решение демонтировать 14 корпус, расположенный между Спасскими воротами и Сенатским дворцом, дало археологам возможность проведения уникальных раскопок. Возможно, в результате исследований будет установлена точная дата основания Москвы, а также прольется свет на другие тайны города.

Полезное видео: первое упоминание Москвы в летописях

Дата основания Москвы

Споры историков на тему точной даты основания столицы России не утихают долгие годы. Некоторыми уважаемыми учеными выдвигаются собственные гипотезы, которые отличаются от официальной версии. Каждый из них провел огромную работу, пытаясь разгадать, сколько же лет Москве. Официально День города в Москве отмечается в первую или вторую субботу сентября. В 2018 году будет праздноваться ее 871 день рождения.

Внимание! Поскольку в 2018 году первая суббота сентября совпадает с Днем знаний – 1 сентября, то День города в Москве назначен на вторую субботу месяца – 8 сентября.

Традиция торжественно отмечать эту дату сложилась со времен правления императора Николая І, который к 700-летию устроил пышный праздник. С еще большим размахом отмечали 800-летие города. Но только начиная с 1986 года, было официально принято решение о ежегодном праздновании Дня города. При этом отсчет лет ведут с 1147 года.

 

Официальная версия

На Боровицком холме, там, где река Москва и река Неглинная сливаются в одну, немного выше Яузы, расположился тогда еще никому не известный город. Ему суждено было вырасти до уровня столицы величайшей державы. Место его расположения оказалось чрезвычайно выгодным. Несмотря на то, что эту могучую водную артерию в те далекие времена окружали непроходимые дикие леса и болотистые топкие местности, она в то же время соединяла несколько значимых княжеских территорий, благодаря чему оказалась еще и незаменимой судоходной артерией.

Первое упоминание о Москве ученые нашли в Ипатьевском летописании. В нем рассказано, что Юрий Долгорукий пригласил Святослава Ольговича, известного князя Новгород-Северского, на ратный совет. Произошло это в 1147 году. В качестве места проведения совета была выбрана «Московь».

Их встреча состоялась. Произошло это событие в субботу, 4 апреля. Существует официальное мнение, что на момент описываемой встречи на том месте существовало только поселение, хотя и довольно крупное.

Есть мнение, что ранее по распоряжению Долгорукого в месте соединения трех рек была сооружена сторожевая застава, предназначенная для охраны его границ.

В те времена вдоль побережья реки уже имелись отдельные неукрепленные поселения. Принадлежали они боярину Кучке. Впоследствии он был казнен по воле Долгорукого. Причина казни боярина достоверно не известна. Но предполагается, что дело было именно в землях, которые приглянулись Долгорукому. Он оценил их удачное месторасположение, но боярин не желал расставаться со своими владениями и препятствовал Юрию Долгорукому в осуществлении планов.

Согласно другой версии, Степан Кучка со своей женой, которая состояла с Долгоруким в любовной связи, пытался бежать в Киев. Однако Долгорукий его настиг, и боярин был убит. Непосредственно после этого Долгорукий принял решение построить на территории уже бывших земель Кучки крепостное сооружение и сыграть свадьбу сына Андрея и дочери убитого боярина, на празднование которой и был приглашен Святослав. Предание гласит, что казнив Кучку, Долгорукий произвел осмотр новых владений и приказал начать строительство. В итоге появилась укрепленная деревянная крепость, строения княжьего двора и ряд других построек.

Эта версия принадлежит российскому историку В. Н. Татищеву, который ссылается на Раскольничью летопись. Но другие историки считают это предположение вымыслом.

Изначально данный населенный пункт имел название Кучково по имени бывшего владельца земель Степана Кучки. Спустя некоторое время город стали называть тем же именем, что и реку, на берегу которой он разместился.

Именно первое упоминание о Москве в летописании явилось основанием для установления официальной даты дня ее основания. Посещал ли впоследствии Долгорукий город, построенный по его приказу, остается неизвестным.

День города

Тверская летопись о Москве

Эта летопись является более поздним источником информации и датируется XVI веком. В писании содержится информация о том, что в 1156 году по воле Долгорукого на месте размещения небольшого древнего поселения была выстроена новая крепость.

Большинство историков все же считают эту версию очень сомнительной, поскольку на момент, когда Долгорукий должен был заниматься основанием нового города, он пребывал в Киеве. Многие считают, что образовалась сегодняшняя Москва все-таки именно Юрием Долгоруким. Но это событие произошло в 1153 году. А строительством крепости занимался сын Долгорукого, Андрей Юрьевич Боголюбский, направленный отцом в Суздальские земли с целью их развития.

Некоторые же ученые придерживаются того мнения, что основателем Москвы правильно считать не Юрия Долгорукого, а его сына Андрея.

Предание об основании города Олегом

Очень интересным является еще одно предположение о том, кто и когда основал Москву. Согласно этому предположению, она была создана уже в IX веке. Эту заслугу приписывают князю Олегу, который был очень предприимчивым и обладал воинственным нравом. Когда князь Олег достиг берегов реки, он оценил выгодное географическое положение данной территории и распорядился заложить в устье реки Неглинной город, который был назван Москвой. Эти события относят к 880 году.

Однако эта красивая версия вызывает сомнение практически всех ученых историков, поскольку убедительные документальные доказательства, ее подтверждающие, отсутствуют.

Князь Олег

Предположение В. Б. Билинского

Версия основана на утверждении, что неотъемлемым условием существования поселения как города являлось наличие в нем храма. Заслуга создания первого храма на месте размещения современной столицы России принадлежит сыну Александра Невского, Св. Даниилу, получившему эти земли во владение. Церковь Спаса-Преображения, построенная на Боровицком холме из дерева, появилась в 1272 году. В тот же период времени основан и монастырь, известный сегодня под названием Новоспасский. Изначально он назывался Данилов монастырь.

Любопытный факт! На момент строительства сыну Александра Невского, Даниилу, было всего 11 лет

Даниилу Александровичу на тот момент было всего 11 лет, поэтому хоть он и называется в документальных источниках организатором этого строительства, по факту он не мог быть таковым.

Его могущественным покровителем, который руководил созданием княжества Даниила, был хан Менгу-Тимур. Мать Даниила находилась с ним в родстве, являясь его родной тетей. Видимо, по ее просьбе и был отдан ханом приказ на строительство Москвы.

Законы Золотой Орды были более чем суровыми. Любые перемещения населения по территории без разрешения хана были строжайше запрещены и карались смертной казнью. Поэтому участие большого количества людей в строительстве было совершенно исключено без распоряжения хана. С целью контроля перемещений жителей и взиманием с них налогов в Золотой Орде регулярно производилась перепись населения. В 1272 году эта процедура осуществлялась уже в третий раз.

Историки, придерживающиеся этой версии, утверждают, что 1272 год – наиболее достоверная дата основания Москвы. А основателем города они называют величественного хана Золотой Орды Менгу-Тимура.

Происхождение наименования города

Большинство ученых придерживаются мнения, что свое имя Москва получила в честь реки, на берегах которой она расположена. А вот происхождение названия самой реки и его значение остается загадкой.

Существует несколько гипотез возникновения и значения названия реки Москва:

Предполагаемое значение слова «Москва» Используемый язык Доказательство Противоречие
Болотистая река Древнеславянский В основе слова есть часть «моск». Переводится как «вязкий», «мокрый», «болото», «сырость», «влага». В окрестностях Боровицкого холма действительно была болотистая местность Племена славян не являлись исконными жителями данной территории. Ее населяли народы, говорившие на финно-угорских и балтийских языках
Грязная река, извилистая река Балтийский Корень слова может быть связан со значением слов: «топь», «грязь» или «узлом», «мыть», «полоскать». В первом варианте – это топкая, грязная местность. Во втором варианте – извилистость самой реки (на территории города насчитывают 11 крупных петель реки)
Коровья река Финно-угорский Слово делится на «моск-» и «-ва». Вторая часть в переводе значит: «вода», «река». Значение первой части слова может быть переведено с языка коми как «корова» Народы коми никогда не проживали на данной территории. Кроме того, древнейшая форма наименования – Москов
Медвежья река Мерянский Как и в предыдущем варианте, слово делится на две части. Первая его часть «моск» означает медведь, а вторая часть – «ва» – переводится как «мать», «жена», «река». При соединении двух частей получается «Медведица-мать»
Река племени Мосхов Предположение опирается на легенду Мосох был внуком Ноя. Его потомки жили на данной территории. Именно его имя стало основой слова

Самой распространенной версией значения слова является на сегодняшний день «коровья река», а самой правдоподобной – «извилистая река».

За время существования могущественной столицы России несколько раз выдвигались проекты ее переименования. Однако этим проектам по разным причинам не дано было осуществиться.

Полезное видео:  история от начала основания Москвы

Вывод

Путаница в вопросе определения достоверного возраста города связана с историческими документами. Все источники, дошедшие до современного времени, были написаны значительно позже тех событий, которые в них описаны. Поэтому однозначно сказать, сколько лет Москве, не представляется возможным. Споры среди ученых на эту тему не утихают, и до тех пор, пока историками, археологами не будет найдено единственно верное решение, официальной датой основания города Москвы будет оставаться 4 апреля 1147 года, а ее основателем будет считаться князь Юрий Долгорукий.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

znaniya.guru

Русь - это... Что такое Русь?

Русь — историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописному преданию «Повести временных лет», записанному в XI — начале XII века, название произошло от племени варягов — русь, призванного славянскими (словене, кривичи) и финно-угорскими племенами (чудь, весь) в 862 году, видимо, в качестве посредников для разрешения межплеменного конфликта. В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.

Происхождение названия «Русь»

Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси. До призвания варягов славянские племена, что населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля».

Образование государства Русь

Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Древнерусского государства, являются Бертинские анналы, в которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus). Древнерусское государство, о котором практически ничего не известно, в этот период времени условно обозначается в современной историографии как Русский каганат.

В ряде летописей сохранились следы того, что ранние сведения о Руси также связывали с периодом правления византийской царицы Ирины (797—802 гг.)[1]. По мнению исследователя летописей М. Н. Тихомирова, эти данные происходят из византийских церковных источников[2].

Исторические гипотезы

В 1919 году А. А. Шахматов высказывал предположение, что Хольмгардом скандинавы называли Старую Руссу[3]. Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 г. началось движение руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 г. «молодого русского государства»[4]. В 1920 году академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут, конечно, больший и лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя, и что эта гипотеза уже теперь имеет все свойства доброкачественного научного построения и открывает нам новую историческую перспективу: Руса — город и Руса — область получают новый и весьма значительный смысл[5].

По мнению Г. В. Вернадского — в районе озера Ильмень к середине девятого века возникла община шведских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом (по мнению историка это район устья р. Кубани на Тамани). И центром этого северного «отделения» Русского каганата была, вероятно, Старая Руса. По Вернадскому в «призвание варягов» согласно Ипатьевскому списку («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами»)— участвуют «под названием „русь“ члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов“ было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов»[6].

В 2008 году В. В. Фомин также не исключал, что в момент призвания Рюрика район Старой Руссы мог быть заселён какой-то русью, и что очень раннее появление здесь руси обусловлено следующим фактом — в древности соль, обеспечивающая потребности огромной территории Северо-Западной Руси, добывалась только в Южном Приильменье (включая обработку кожи, мехов, поставляемых на экспорт)[7].

Новгородская Русь

Наиболее ранний древнерусский летописный свод «Повесть временных лет» излагает образование Руси на основании преданий, записанных спустя 250 лет после самих событий, и датирует их 862 годом. Союз северных народов, в который входили славянские племена ильменские словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и весь, пригласили князей варягов из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны (см. статью Призвание варягов). По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Существование неукреплённого поселения Ладога отмечается с середины VIII века, а в самом Новгороде отсутствует датированный культурный слой старше 30-х годов X века. Зато подтверждено местонахождение княжеской резиденции в так называемом Рюриковом городище, возникшем в первой половине IX века недалеко от Новгорода.

К тому же времени относится Поход руси на Царьград (860), который «Повесть временных лет» датирует 866 годом и связывает с именами киевских князей Аскольда и Дира.

862 год — принятый для отсчёта русской государственности — скорее всего условная дата. По одной из версий неизвестный киевский летописец[8]XI века выбрал 862 год на основании памяти о так называемом первом крещении Руси, последовавшем вскоре после набега 860 года.

Именно с походом 860 года, если дословно доверять тексту летописи, её автор связывал начало Русской земли:

В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.

В последующих расчётах летописца сказано, что «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года», таким образом в летописи неверно назван год начала правления византийского императора Михаила III. Существует точка зрения, что под 6360 годом летописец имел в виду 860 год. Он указан по Александрийской эре, которую историки также называют Антиохийской (для пересчёта её в современную следует отнять 5500 лет). Однако указание индикта соответствует именно 852 году.

В те времена согласно «Повести временных лет» варяги-русы создали два независимых центра: в районе Ладоги и Новгорода княжил Рюрик, в Киеве — Аскольд и Дир, соплеменники Рюрика. Киевская русь (варяги, правящие в землях полян) приняла христианство от константинопольского епископа[9].

Киевская Русь

По мере развития древнерусского государства, а именно в 882 году, его столица была перенесена в Киев князем Олегом, преемником Рюрика. Олег убил киевских князей Аскольда и Дира, объединив в единое государство новгородские и киевские земли. Позднейшими историками этот период был обозначен как времена Древней или Киевской Руси (по местонахождению столицы).

Археологические свидетельства

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян в середине IX века. В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году.

Развитие древнерусских городов

См. также: Страна городов

В VIII веке по течению Волхова основываются два населённых пункта: Любшанская крепость (построена ильменскими словенами на месте финской крепости в начале VIII века) и, предположительно позже, в двух километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению кривичей и ильменских словен, и её население вплоть до 830-х годов стало преимущественно славянским (предположительно кривичи)[10].

В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней чётко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.)

В 860-х годах по территории северо-запада Руси проходит волна войн и пожаров. Сгорают Ладога, Рюриково городище, Любшанская крепость (причём по наконечникам стрел, найденных в её стенах, осада и взятие Любши проводилось исключительно или преимущественно не-скандинавским (словянским) населением). После пожаров Любша исчезает навсегда, а население Ладоги становится почти исключительно скандинавским — теперь этот город мало отличается от шведских и датских городов того же периода[11].

К VIII — первой половине IX веков археологи относят возникновении Рюрикова городища[12], рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, ильменские словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Связь Рюрикова городища с Ладогой прослеживается по характерным признакам бус, распространённых в обоих поселениях[13]. Некоторые намёки на происхождение пришлого населения в Рюриковом городище даёт анализ гончарной керамики из ранних слоёв, соответствие которой находится на южном побережье Балтики[14].

Археологические раскопки Киева подтверждают существование с VI—VIII веков ряда маленьких обособленных поселений на месте будущей столицы Руси. Градообразующий признак — оборонительные укрепления — заметны с VIII века (780-е годы строительство укреплений на Старокиевской горе северянами). Археологические следы начинают свидетельствовать о центральной роли города только с X века, и с того же времени определяется возможное присутствие варягов[15].

Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево[16] под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие скандинавской[17] военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди местных племён. В некоторых городах (Смоленск, Ростов), упомянутых в древнерусских летописях как племенные центры IX века, культурные городские слои старше XI века не обнаружены, хотя отмечены мелкие поселения.

Древняя Русь

Клады арабских монет

В 780-х начинается путь «Из варяг в булгары» (Волжский торговый путь) — первые находки арабских серебряных дирхемов датируются этим десятилетием (древнейший клад в Ладоге датируется 786 годом). Число ранних кладов (до 833 г.) на территории будущей Новгородской земли сильно превышает количество аналогичных кладов в Скандинавии, то есть изначально Волго-Балтийский путь обслуживал местные потребности. А основные потоки арабских дирхемов через бассейн Дона, Верхнего Днепра, Немана и Западной Двины поступали в Пруссию и Южную Балтику, а также на острова Рюген, Борнхольм и Готланд, где обнаружены самые богатые в регионе клады того времени[18][19].

В середине IX века через Ладогу арабское серебро стало поступать также в Среднюю Швецию. После пожара Ладоги около 860-го года примерно на десятилетие прерывается поступление серебра в Швецию и на остров Готланд[20].

Согласно исследованиям Т. Нунана во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути с Северной Руси в Скандинавию[21]. По распределению ранних кладов можно сделать вывод о том, что «путь из варяг в греки» по Днепру ещё не функционировал в IX веке: клады того времени найдены в Новгородской земле (водный путь Волхов—Нева), по Западной Двине, по Оке и верхней Волге[20].

В исследовании Т. Нунана учитывались 82 клада VIII—IX вв. (1992 г.)[22], А. Н. Кирпичникова (2002 г.) — 7 кладов VIII в. (1156 монет) и 75 кладов IX в. (22551 монета)[23], В. Н. Седых (2003 г.) — 4 клада 780—799 гг. (986 монет) и 72 клада 800—899 гг. (24636 монет)[24], И. В. Петрова (2011 г.) — 179 кладов (в том числе 135 восточноевропейских) и 34017 монет до 900 г.[25]

Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.

Один из ранних кладов, найденных в Петергофе (младшая монета датируется 805 годом), содержит большое число надписей-граффити на монетах, по которым стало возможным определить этнический состав их владельцев. Среди граффити единственная надпись на греческом языке (имя Захариас), скандинавские руны и рунические надписи (скандинавские имена и магические знаки), тюркские (хазарские) руны и собственно арабские граффити[20].

В лесостепи между Доном и Днепром в 780-е — 830-е годы чеканились местные монеты — т. н. «подражания дирхемам», имевшие хождение среди славян волынцевской культуры (позднее роменская и боршевская) и алан салтовско-маяцкой культуры верховий Северского Донца. Через эту же территорию проходил наиболее интенсивный поток дирхемов раннего периода (до 833 года). Здесь по мнению ряда историков располагался центр Русского каганата в первой половине IX века. В середине IX века чеканка местных монет прекратилась после разгрома этого центра венграми[26].

Этнонимы

Руский, руський, руськый, руський люд — этноним, обозначающий жителей Киевской Руси. В единственном числе представитель народа русь именовался русин (графически «роусинъ», из-за унаследованного от греческой графики способа передачи кириллицей на письме звука [у]), а житель Руси именовался «руський» или «руский». Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре 944 года (договор Игоря Рюриковича) название русь распространяется на «всех людий Руское земли».

Фрагмент текста договора Игоря с греками от 944 года (945 год по смещённой датировке ПВЛ):

аще ударить мечемъ или копьемъ, или кацемъ любо оружьемъ Русинъ Грьчина или Грьчин Русина, да того деля греха заплатить сребра литр 5, по закону рускому

Здесь «грьчин» — употребляется в значении житель Византии, грек; значение термина «русинъ» спорно: либо «представитель народа Русь», либо «житель Руси».

Даже в самых ранних дошедших до нас вариантах «Русской правды» русь уже полностью равноправна со славянами:

Убьёт муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, любо отцу сына, или братучаду, любо сестрину сыну. Если не будет кто мстить, то 40 гривен за голову, если будет русин либо гридин, либо купчина, либо ябетник, либо мечник. Если изгой будет либо славянин, то 40 гривен положить за него.

В более поздних редакциях «русин» и «славянин» идут сплошным перечислением (либо вместо «русин» стоит «горожанин»), зато появляются, например, штрафы размером 80 гривен за княжеского тивуна.

В фрагменте договора Смоленска с немцами XIII века слово «Роусин» уже означает «русский воин»[27]:

Немьчичю же не льзе позвати на поле Роусина битъ ся въ Ризе и на Гътьскомь березе,
Роусиноу же не льзе позвати Немьчича на поле битъся Смоленьске.

Россия

К рубежу XV—XVI вв. первоначально как церковно-книжное, затем в официальных документах, стало распространяться название «Россия», близкое к греческому обозначению Ρωσία . Соответственно, вместо названий Великая, Малая, Белая Русь стали употребляться Великая Россия — Великороссия, Малая Россия — Малороссия, Белая Россия — Белороссия — Белоруссия. Также иногда Галицкая Русь именовалась как Красная (Червоная) Русь — Краснороссия, Западная Белоруссия как Черная Русь — Чернороссия. Кроме того, встречаются названия Литовская Русь, Пургасова Русь, Северо-Восточная Русь, Юго-Западная Русь, Карпатская Русь и др.

В связи с присоединением новых территорий появились названия Новороссия — Новая Россия (южная часть современной Украины и южная часть европейской части современной России) и редко употреблявшееся Желтороссия — Жёлтая Россия (сначала — Туркестан, затем — Маньчжурия, позднее — северная и восточная часть современного Казахстана и сопредельные степные территории восточного Поволжья, южного Урала и южной Сибири современной России). По аналогии для других и новых территорий современной России были предложены, но фактически не употреблялись названия Зеленороссия — Зелёная Россия (Сибирь), Голубороссия — Голубая Россия (Поморье) и др.

Культура

См. также

Примечания

  1. Новгородская Первая летопись. М., 1950, с. 20: «в си же времена бысть в Гречько земли цесарь, именем Михаил и мати его Ирина », Воскресенская летопись. Рязань. 1998, с. 354 (сноска 6, Карамзинский список): «В лето 6374. Бысть во Грецехъ царь, имянемъ Михаилъ, и мати его Ирина, иже проповедаеть поклонение святымъ иконамъ, 1-ю неделю поста.» и ряд других списков исследованных Тихомировым
  2. Тихомиров М. Н. Русское летописание.—М.. 1979, с. 52 — 53
  3. А. А. ШАХМАТОВ ДРЕВНЕЙШИЕ СУДЬБЫ РУССКОГО ПЛЕМЕНИ (1919 г.)
  4. Сборник Института Российской Истории РАН «Изгнание норманов из русской истории» М. 2010.сост. В. В. Фомин — с.9
  5. С. Ф. Платонов «Руса» (1920 г.)
  6. историк Г. В. Вернадский о Старой Руссе IX века
  7. Акт научной экспертизы Института Российской Истории РАН от 16.12.08. «О времени появления имени „Русь“ (Руса) в Южном Приильменье»
  8. Монах Нестор писал «ПВЛ», опираясь на более ранний киевский летописный свод XI века.
  9. Сведения о первом крещении Руси очень туманны и исходят из византийских хроник. Известны годы крещения (860-е) и то, что крестились русы, совершившие набег в 860 году. «ПВЛ» приписывает этот набег Аскольду и Диру, но при описании набега пользуется византийскими источниками.
  10. А. Н. Кирпичников, Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв.
  11. Археологическое изучение Ладоги: [1] [2] [3]
  12. Рюриково городище
  13. Бусы из раннесредневековых слоёв Рюрикова Городища
  14. Раннегончарная керамика Рюрикова Городища
  15. К вопросу о начале Киева. Вопросы истории — № 4, 1989, с. 118
  16. Статья об археологии ярославских могильников
  17. Скандинавские амулеты из Гнёздова — Г. Л. Новикова — Статьи — Norroen Dyrd
  18. глава «Летописные варяги — выходцы с берегов Южной Балтики». в кн. Фомин В. В. "Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., «Русская панорама», 2005
  19. Е. С. Галкина. Тайны Русского каганата, 14
  20. 1 2 3 В. Н. Седых, Северо-запад России в эпоху викингов по нумизматическим данным: доклад на 5-й ежегодной научной конференции в Петербурге: «Санкт-Петербург и страны Западной Европы» (23-25 апреля 2003 г.)
  21. Noonan T.S. The Vikings in the East: Coins and Commerce // Birka Studies. Vol. 3. Stockholm, 1994. P. 225—226
  22. Noonan T.S. Fluctuations in Islamic Trade with Eastern Europe during the Viking Age // Harvard Ukrainian Studies. Vol. 16. Harvard, 1992
  23. Кирпичников А. Н. Великий Волжский путь и евразийские торговые связи в эпоху раннего средневековья // Ладога и ее соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 48
  24. Седых В. Н. Северная Русь в эпоху Рюрика по данным археологии и нумизматики // Ладога и истоки российской государственности и культуры. СПб.: ИПК «Вести», 2003. С. 89
  25. Петров И. В. Торговые правоотношения и формы расчётов Древней Руси (VIII—X вв.). СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2011; Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII — начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. LAMBERT Academic Publishing, 2011
  26. Е. С. Галкина, Тайны Русского каганата, 12 — 13
  27. Договор Смоленска с немцами

Ссылки

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *