Краткое содержание на дне горького по действиям – Краткое содержание На дне. Максим Горький Пересказы изложения краткие содержания произведений по главам

На дне Максим Горький - краткое содержание по действиям: характеристика героев и история создания

Автор «На дне» Максим Горький работал над произведением два года. Труд из четырех актов писался долго, автор очень нелестно отзывался о работе. Горькому казалось, что тема устарела, история о двух десятках «пропащих» людей не заинтересует ни современников, ни будущие поколения.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

История создания романа

История создания пьесы «На дне» начинается на рубеже 19–20 веков, Горький решил попробовать себя в написании драмы. Для пьесы было задумано примерно 20 героев из босяцкого «дна» жизни. Рассказав об идее Станиславскому, автор приступил к написанию, в процессе работы совершенно не рассчитывая на успех.

Важно! Создавалась «На дне» для труппы Московского театра, была поставлена вскоре после окончания работы. Вопреки ожиданиям писателя, пьесу «настиг» как грандиозный успех, так и множественная критика. Для того чтобы «выжить», драме пришлось пережить немало запретов, забытья, цензуры.

О чем рассказывает «На дне»

Описывая жанр пьесы, остановимся на философской драме. Автор поставил в произведении ряд наиважнейших жизненных вопросов: нужна ли человеку совесть, что находится «по ту сторону» благополучной жизни, хороша или смертельна истина, нужна ли «ложь во благо» или наоборот – именно из-за лжи гибнут люди? Итак, краткое содержание по действиям.

Акт 1

Знакомство с главными героями. События разворачиваются в ночлежке, которая своим видом больше напоминает подвал.

Торговка пельменями Квашня, которой недавно сделал предложение Абрам Медведев – местный полицейский, ему около 50 лет, разглагольствует о том, что замужество – это каторга, единственное, что может муж, – это загнать жену до смерти. У Квашни одно мнение – замуж, значит на тот свет.

В это время над бабой подшучивает Клещ, утверждающий: что бы та ни говорила, замуж за Медведева все равно пойдет с радостью. Умирающая жена Клеща, рабочего человека, который бил супругу, морил голодом, лежит на лавке за занавеской, тяжело кашляя. Квашня шутит по этому поводу, но получает грубый отпор.

Настя – молоденькая девушка легкого поведения, читает книжку со звучным названием «Роковая любовь», которую отбирает Барон. Увидев, о чем книга, начинает смеяться. Далее оставшиеся обитатели ночлежки – Сатин, Бубнов, Актер и Клещ вспоминают, что были «нормальными людьми», что-то значили для общества.

В этот момент приходит хозяин приюта Костылев – разыскивает свою молодую жену Василису, у которой роман с живущим здесь же вором Васькой Пеплом. Не найдя супругу, мужчина будит самого Ваську, но последний выгоняет хозяина из ночлежки, раздосадованный тем, что прервали интересный сон.

В это время Сатин говорит, беря деньги у Пепла, что тому не жалко денег – они ему легко достаются. Если работа не приносит удовольствия, то это не работа вовсе, а настоящее рабство. После Сатин приглашает Актера в пивнушку, оба уходят.

Наташа, младшая сестра хозяйки, вводит нового постояльца – странника Луку. Вор начинает заигрывать, однако девушка это игнорирует. Появляется Алешка – 20-летний пьяный сапожник. Клещ считает себя единственным порядочным человеком здесь, остальные – без чести и совести. Васька утверждает, что остальные не хуже, а ни честь, ни совесть на ноги

вместо сапог не наденешь.

Появляется Василиса и гонит Алешку за то, что распускал слухи о романе с Пеплом, бранит окружающих за мусор, что до сих пор не подметено. По ходу разговора выясняет, что младшая сестра общалась с любовником, злая, уходит на кухню, где начинает бить Наташу. Акт заканчивается тем, что Медведев, Барон и Квашня убегают разнимать сестер.

Это интересно! Роман Мать Горький: краткое содержание

Акт 2

Второй акт продолжается в той же комнате, только уже наступил вечер, горят два фонаря. Бубнов играет с пришедшим Медведевым в шашки, а остальные в карты на деньги. Лука сидит у кровати умирающей Анны. Женщина рассказывает о своей тяжелой, полной лишений жизни. Старик успокаивает Анну, убеждая, что после смерти мучеников ждет покой, где не будет боли.

Актер перед походом в пивную хочет прочитать свои любимые стихи, но в последний момент понимает, что забыл текст. Мужчина начинает сокрушаться – из-за пьянства все пути теперь закрыты.

Лука ему сообщает, что существуют лечебницы, там человека могут избавить от пьянства, однако не помнит, где те находятся. Актеру нужно немного потерпеть и не пить, чтобы туда попасть.

Расстроенный Пепел, входя в ночлежку, спрашивает у обитателей, насколько сильно Василиса избила Наташу. Медведев – дядя девушек – заявляет, что это не Васькино, а семейное дело, из-за чего оба ссорятся.

Васька отвечает, что если сядет, то следом пойдет это семейство, так как именно бывшая любовница с мужем подбили на кражу, после чего купили ворованные вещи. Медведев тут же отнекивается, продолжая играть.

Лука пытается вмешаться, чтобы примирить спорящих, однако Васька грубо перебивает старика и спрашивает, почему тот обманывает, говоря, что где-то может быть хорошо. Первый в свою очередь начал убеждать молодого вора, что нужно уходить из этой ночлежки, ехать в Сибирь, где будет лучше, так как именно там нужны сильные люди с правильными мозгами.

Приходит Василиса, выгоняет постояльцев, однако Лука не уходит, а прячется на печи. Женщина узнает, что надоела вору, что Васька никогда на самом деле не любил хозяйку, предлагает Пеплу сосватать свою сестру, дать денег за то, что вор убьет мужа, который сильно надоел. Васька отвечает, что у нее нет души, сомневаясь в предложении.

В этот момент неожиданно заходит Костылев, который хотел найти жену дома, а не рядом с вором. Соперники ругаются, Пепел уже собирается ударить мужа любовницы, когда Лука начинает ворочаться на печи. Когда семейная пара уходит, старик советует Ваське, чтобы тот не связывался со склочной бабой, не брался за предложенное дело, а уезжал с Наташей как можно дальше отсюда.

После этой фразы Лука прерывает разговор, направляясь к кровати Анны. Женщина уже мертва. За несколько минут возле кровати покойной собираются обитатели приюта.

Это интересно! О чем хотел сказать Горький: Макар Чудра – краткое содержание и анализ

Акт 3

Третий акт проходит уже во дворе, куда выходят действующие лица. Настя повествует о том, как любила когда-то, а остальные смеются и, не скрывая, утверждают, что эти слова ложь. Лука утешает девушку, говорит, чтобы та не переживала. Происходит спор о правде и лжи.

Бубнов развивает мысль, что люди, которые врут, пытаются подправить свою душу, добавить себе больше смысла, а это лишнее. Клещ в свою очередь просто говорит, что все люди недостойны существовать, рабочий их ненавидит и выражает это очень эмоционально.

Настя убегает, а Наташа заявляет, что тоже ждет кого-то особенного, так как не верит людям. Приходит Пепел и все-таки уговаривает девушку ехать с ним.

Василиса, которая слышит этот разговор, приходит на пустырь вместе с мужем и провоцирует ссору с бывшим любовником. Лука гасит ссору, но, найдя повод, женщина выгоняет старика, который действительно уходит, оставив поверивших людей наедине с собой.

Постояльцы возвращаются в комнату, где рассказывают свои истории. Слышатся крики Наташи, которую бьет сестра. Младшую сестру заводят в комнату – избитую, с обваренными кипятком ногами. Васька нечаянно убивает Костылева в порыве эмоций. Василиса зовет полицию, указывает на Пепла, тот признается, что эта женщина подбила его на такой поступок.

Наташа, услышав это, падает в обморок, обвиняет бывших любовников в сговоре, требуя, чтобы в тюрьму забрали именно ее.

4 акт

Все обитатели приюта в своей комнате обсуждают Луку – их мнения разнятся: одни говорят, что тот был хорошим и добрым, другие – просто мягкотелым и лживым. Постояльцы считают, что Василиса избежит наказания, а Пепла если не повесят, то точно посадят. Настя хочет бросить все, уйти «куда глаза глядят», только подальше от людей.

Сатин говорит, что само понятие человек – это гордость, поэтому не стоит унижать людей жалостью или снисхождением. Актер, слушая окружающих, внезапно слезает с печи и убегает. Через некоторое время приходит Медведев и остальные, а следом вбегает Барон, сообщая, что Актер повесился.

Важно! Закончилась пьеса знаковой фразой Сатина, который пел при появлении Барона: «Эх, испортил песню – дур-рак!».

Характеристика героев (цитаты)

Описание личности персонажей:

  1. Костылев («А долг твой мне — это так и есть долг!»), муж Василисы, скупой, злой старик, который жутко ревнует свою жену. Готов забрать у постояльцев последнее, буквально выжать душу.
  2. Его супруга Василиса («Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…») не лучше – изворотливая и склочная. Хочет извести мужа со свету, чтобы жить в свое удовольствие.
  3. Ее любовник – вор Пепел («Мы звери… нам надо… нас надо приручать…») запутался в мире и не может найти правды. Отец Пепла был вором, Васька привык, что его таковым считают, однако внутренне понимает, что живет неправильно, хочет это исправить.
  4. Лука – мудрый старик, который утверждает, что человеку нужно помогать добротой, а правдой душу только калечат. Человека нужно жалеть, ласково к нему относиться. Помогает обитателям ночлежки, однако быстро и ловко уходит, когда нужен больше всего («Мяли меня много, от того и мягок»).

Цитатная характеристика героев, не участвующих в основных действиях:

  1. Бубнов – разочарован в жизни, зол, считает, что нужно рубить правду и не жалеть никого. Не проявляет положительных качеств и просто плывет по течению. Верит в судьбу и считает, что человек не в силах ничего изменить («Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь…»).
  2. Сатин против унизительной жалости к человеку и презирает тех, кто проявляет это чувство. Попал в ночлежку из-за того, что убил человека, однако его единственная мечта – убедить человечество, что мыслит единственно верно.
  3. Характеристика Насти – девушка вся в фантазиях и мечтах о вечной и чистой любви, при этом зарабатывает на хлеб проституцией. Не выпускает из рук романтической книги и сочиняет лживые лирические истории.
  4. Актер – пьяница, разочарованный жизнью. Придает особое значение таланту и считает, что его суть в вере в себя. Сам ни ставит себя ни в грош, оттого и не может найти цели в жизни.

Краткое содержание романа «На дне»

Максим Горький «На дне»

Вывод

Герои оправдывают жанр пьесы, имеют уникальную историю и собственное видение мира. Каждый наиболее полно раскрывается, когда описывает свою жизнь. Горький в пьесе «На дне» написал текст, в котором смоделировал мир низов человеческого общества, для того чтобы каждый читатель мог увидеть свои пороки и бороться с ними.

uchim.guru

Краткое содержание пьесы «На Дне» по действиям (М. Горький)

Многомудрый Литрекон обратил свой взор на пьесу Горького «На дне» и пересказал ее в сокращении, чтобы вам было проще вспомнить основные события из книги в нужный момент. Сюжет драмы разворачивается в московском подвале, где доживают свой век «отбросы общества»: проститутки, бывшие и будущие каторжники, опустившиеся мещане. Всех их связывает всепоглощающая нищета, которая засасывает каждого персонажа в свою трясину.

Акт 1

Действие начинается весной в подвале, в обстановке, пронизанной нищетой. Настя читает книгу «Роковая Любовь», над чем подшучивает Барон, пока Квашня, торговка пельменями, ведёт феминистские разговоры о замужестве, её донимал ухажёр. Слесарь Клещ относится к этому скептически, хотя его жена Анна находится в предсмертном состоянии. Анна просыпается и просит дать её умереть спокойно, закончив перепалку. Барон с Квашней уходят.

Просыпается Сатин, со слов Бубнова, его недавно избили за проигрыш в карты. Актёр предупреждает его, что однажды его убьют, но тот убеждён, что уже мёртв. Сатин служил на телеграфе, Бубнов был скорняком. Анне становится хуже, Актёр помогает ей выйти на улицу. Они натыкаются на Костылёва, хозяина их ночлежки, он ищет свою жену и одобряет помощь Актёра. Посмертную. Актёр просит сократить его долг, но получает отказ. Хозяину кажется, что его жена изменяет ему с вором Васькой Пеплом, но не идёт на конфликт – он скупает у него краденое. На деле вор ухаживает за её сестрой Наташей. Актёр берёт в долг и у вора. Клещ хочет добросовестно вырваться из нищеты, но дожидается смерти жены. Но Пепел возражает ему: «Совесть на ноги вместо сапог не наденешь». Он убежден, что честного выхода из подвала нет.

Наташа приводит в комнату новое лицо, странствующего старика по имени Лука. Пепел не упускает свой шанс, оказывая Наташе внимание и хвастаясь собой, но его отвергают. Лука знакомится с постояльцами и узнаёт, что Барон действительно был аристократом, но теперь обнищал. Между тем в комнату заходит загулявший сапожник Алёшка. Своим видом и пьяными речами он вызывает сочувствие Луки и Насти, последняя зовёт Василису, и та прогоняет «щенка» на улицу. Она тайком ищет Пепла, но тот, со слов Бубнова, исчез. Она в раздражении заставляет его мести вне очереди и уходит. Луке объясняют любовный треугольник Пепла, и тот подметает за Бубнова. Входит полицейский Медведев, задержавший сапожника за нарушение спокойствия. Появляется квашня, все понимают, что полицейский – её ухажёр (другой). Она снова отрицает замужество и тепло вспоминает смерть первого мужа. Лука приводит нездоровую Анну, а в сенях начинается драка Василисы и её сестры. Их разнимают, и Лука остаётся наедине с больной девушкой.

Акт 2

Действие проходит в той же обстановке вечером. Лука проводит время возле Анны, Клещ и Актёр наблюдают за шумной игрой в карты, Медведев играет с Бубновым в шашки. К компании присоединяются двое крючников. Анна предаётся воспоминаниям о мучительном голодном прошлом, Лука утешает её как может, обещая отдых после смерти, в раю, и уходит в кухню. В это время крючник Татарин ловит Барона на жульничестве, Сатин подмечает, что все они – жулики, и разгорячённый Татарин уходит. Актёр пытается рассказать Луке стихи, но забывает начало. Пытается сослаться на отравление алкоголем, но Лука отмечает – «в любимом — вся душа», — на что Актёр отвечает, что давно пропил свою душу. Он алкоголик. Лука пытается его вразумить, рассказав о бесплатной больнице для пьяниц в одном городе, обещает сказать название, если тот воздержится от бутылки на пару дней. На миг Актёр кажется заинтересованным, но, словно проснувшись, отказывается и уходит. Анна хочет поговорить с дедушкой Лукой. Клещ тоже хотел что-то сказать, но воздержался. Анна считает, что в её состоянии есть его вина – он её бил. Лука снова утешает её ласковой смертью и райским уделом всех страждущих.

Входит подвыпивший мрачный Пепел. Анна спрашивает Луку, что её ждёт «там», он уверяет, что ничего. Медведев строго интересуется, откуда тому известно, привлекая внимание Пепла. Вор нагло вмешивается на стороне странника и между делом справляется о состоянии Наташи, шутливо угрожая полицейскому. Лука с Бубновым его освистывают, когда угроза становится уверенней. Васька рассказывает, что вором он родился, и его судьба предрешена. Он интересуется у старца, есть ли бог, но тот (с улыбкой) отошел от темы, ведь, по его мнению, есть то, во что ты готов поверить. Бубнов уходит. Входит Василиса и зовёт Ваську в его же комнату. У них состоялся неловкий разговор, и она принимает правду: герой отвергает ее, потому что у женщины его мечты должна быть душа, а у Василисы ее нет. В ответ она предлагает Пеплу сделку – он должен убить её мужа в обмен на Наташу и небольшое приданное.

Осторожно входит Костылёв и застаёт их вместе, начинается скандал, и Пепел прогоняет его. Их разговор услышал Лука. Он осторожно советует оставить эту женщину в покое – мужа она сживёт и сама, половчее него. Пусть берёт ту, что по нраву, и бежит прочь. Вскоре Лука замечает, что Анна умерла. Они пошли вдвоём в трактир за Клещом. Вору не по себе от покойников. Появляется «нализавшийся» Актёр, снова со своим стихом, что он читает в пустоту. Входит Наташа, он прощается с ней и сообщает, что уходит в поисках той самой больницы. Входят остальные, Клещ пропил свои деньги, ему не на что похоронить Анну. Ему обещают помочь.

Акт 3

Действие проходит ранней весной, на заднем дворе ночлежки, называемом «Пустырём». Присутствуют Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ, Бубнов выглядывает из окна. Настя увлечённо выдумывает любовную историю между собой и неким студентом. Барон со смехом отмечает, что у студента поменялось имя. Лука встаёт на её сторону со словами: «Не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот в чём дело!». Настя продолжает, но Барон подмечает, что эта история из её книги «Роковая Любовь». Лука успокаивает её и уводит в сторону. Барон интересуется, почему другим так нравится врать, Наташа признаётся, что любит врать себе. Барон сопереживает Наташе, Костылёв её часто бьёт (ранее его называли кровопийцей) и уходит мириться с Настей. Лука рассказывает историю из своего прошлого про то, как он пощадил воров, бывших каторжников, оказавшихся хорошими людьми. Бубнов признаётся, что не умеет врать. Клещ внезапно кричит на него. Его взгляды более материалистичны, он уходит. Бубнова это забавляет, Лука остаётся при своём.

Появляется Пепел, узнав о проблеме Клеща, осуждает его, передразнивая. После очередной дискуссии на тему лжи, Васька решительно предлагает Наташе уйти с ним и пообещал бросить воровство. Она не решается, хотя ее поддерживает Лука, а сестра подшучивает над ней из окна. Выходит Костылёв, прогоняя Наташу. Начинается перепалка, но Лука охлаждает его пыл, и вор уходит. Скоро уходит и Лука, хозяин ночлежки интересуется у него, куда он держит путь. Странник идёт куда глаза глядят, но для Котылёва это неприемлемо. Он считает, что у каждого должно быть свое место, и покидать его нельзя. Для Луки же все люди разные. Хозяин ночлежки пытается неловко угрожать оппоненту, раззадорившись, однако, Василиса вовремя зовёт его на чай.

Появляются Сатин и Актёр. Последний не оставляет мыслей о лечебнице и уже день не пил. Лука не до конца понимает Сатина и расспрашивает его о прошлом. Сатин около четырёх с половиной лет просидел за убийство подлеца, совершенное по вспыльчивости – покойник оскорбил его сестру. В тюрьме свой образ жизни и заработал, став игроком. Приходит Клещ: он продал практически всё, чтобы похоронить жену, он больше не может работать.

Наташа вновь сцепилась с сестрой. Актёр приводит Пепла, он мешает Василисе бить сестру и случайно ударяет Костылёва. Тот падает и разбивается, начинается путаница: Василиса обвиняет Пепла в убийстве, он оглашает их договор. Наташа, будучи не в себе, проклинает его.

Акт 4

Действие начинается в комнате. Лука исчез. Сатин, Барон и Настя, выпивая, обсуждали эту новость: Настя сочувствовала старику, ставшему свидетелем убийства, остальные по-своему насмехались над его философией.

Сатин считал, что ложь бывает утешительная, примиряющая, из жалости к ближнему, он знает ложь. Он говорит:

Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!

Барон так же принял сторону Луки. Сатин предлагает за него выпить. Возможно, он родился на счастье ним, говорит герой. Он напоминает Барону о былом, тот начинает вспоминать историю деда, но Настя в шутку обвиняет его во лжи снова и снова, что бы он ни говорил. Когда Сатин спрашивает её, посещает ли она Наташу в больнице, оказывается, что она тоже исчезла, как и странник. Они размышляют, что станет с Пеплом. За убийство в драке – только тюрьма, как заметил Сатин. В шутку Настя предпочла бы всех отправить в каторгу.

Сатин напился. Барон восхищён его умением рассуждать, даже в таком состоянии. «Человек — вот правда!» — говорит его собесдник. Барон признаётся, что прожил всю жизнь как в тумане, словно во сне, только и делая, что переодеваясь.

Актёр просит Татарина за него помолиться и уходит. Навеселе появляются Медведев и Бубнов. Все начинают петь и пить в буйной компании. Позднее Барон обнаружил, что Актёр повесился. Занавес.

Автор: Александр Кошуба

litrekon.ru

Горький «На дне», 3 действие – краткое содержание

Обитатели ночлежки сидят на пустыре рядом с нею. Настя рассказывает грызущей семечки Наташе книжную любовную историю, уверяя, что она происходила в её собственной жизни: студент Рауль хотел застрелиться из револьвера, так как родители не разрешали ему жениться на ней. Барон хохочет: «Наташка, да ты же в прошлый раз то же самое про Гастона рассказывала! Да ведь всё это – из книжки "Роковая любовь"» [См. полный текст пьесы и её краткое содержание целиком.]

 

Горький. На дне. Спектакль 1952 г. См. полный текст пьесы

 

Настя плачет от досады. Лука с сочувственной улыбкой гладит её по голове и уводит. «Видно, вранье-то приятнее правды, – задумчиво произносит Наташа. – Я вот тоже жду кого-нибудь особенного...» – «А я уж ничего не жду, – усмехается Барон. – Всё прошло, кончено!»

«Человека приласкать никогда не вредно, – убеждает остальных вернувшийся Лука. – Всех жалеть надо!» Он рассказывает, как раз сторожил дачу одного инженера. Ночью туда полезли два вора. Выйдя с ружьём, Лука заставил их наломать веток и тут же выпороть ими друг друга. Но после этого воры стали просить у него хлебца – оба были очень голодны. Лука сжалился над ними и приютил в своей сторожке. Так они и прожили у него всю зиму. (См. Притча Луки о двух ворах.)

Слесаря Клеща не трогает рассказ Луки. Он вскакивает и треплет на себе лохмотья: «Где правда? У меня работы нет, пристанища нет, силы теперь уже нет! А я хотел по правде жить, работать! Будь она проклята, эта правда!»

Клещ в возбуждении убегает. Лука вздыхает: «Да, не всегда правдой душу вылечишь. Знал я в Сибири одного человека, который в праведную землю верил. Дескать, живут в той земле одни хорошие люди. И всё он собирался идти эту праведную землю искать. А потом один ссыльный учёный сказал ему, что на картах нигде такой земли нет. Тут человек этот рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел, надеясь в землю ту попасть, а её нету? Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. А после того пошел домой – и удавился». (См. Рассказ Луки о праведной земле.)

Все задумываются. Подходит Васька Пепел. Он подсаживается к Наташе и уговаривает, чтобы она стала его женой. Васька обещает бросить воровство, которым он стал заниматься сызмалетства, потому что отец его был вор, и самого Пепла все вокруг поэтому звали вором. «Ты, Наташа, девица строгая, хорошая, надежная, – волнуется Васька. – Очень полюбил тебя! Ты никогда меня вором не называла. Давай вместе начнём честную жизнь! Хоть и в Сибирь уедем».

Наташа колеблется. В окне ночлежки как раз появляется её ревнивая сестра Василиса. Пепел, не замечая её, продолжает объясняться Наташе в любви. Его поддерживает и Лука: «Иди за него, девонька, иди! Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это!»

«Вот и сосватались! Совет да любовь!» – злобно кричит из окна Василиса. Наташа, увидев сестру, ахает. Из дома выходит Василисин муж, хозяин ночлежки, старик Костылев. «Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? А самовар не готов? На стол не собрано?» – «Цыц! – осекает Костылева Пепел. – Она тебе больше не слуга! Теперь она – моя!»

«Тво-оя? Когда купил? Сколько дал?» – хохочут Василиса с Костылевым. Пепел дрожит от гнева. Лука убеждает Пепла уйти, зная, что Василиса хочет натравить его на Костылева.

Костылев смеётся над Лукой: «Ну что, старичок. Ты, говорят, опять хочешь идти странствовать? А человек должен на одном месте жить… Нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили… Куда кто хочет – туда и ползет. Бродяга – бесполезный человек. Хороший человек должен иметь пачпорт, а у тебя его нет. Убирайся с моей квартиры, а то ведь у моей жены дядя – полицейский».

Василиса уводит Костылева пить чай, обзывая Луку «грибом поганым». Картузник Бубнов советует Луке уходить с ночлежки: «Я и сам, может, от каторги спасся тем, что вовремя ушел. Жена у меня с одним меховщиком связалась… Мастер, он, положим, был хороший: ловко собак в енотов перекрашивал, а кошек – в кенгурий мех. Я с этим мастером раз дрался – он у меня половину бороды выдрал и ребро сломал. Я обозлился и однажды жену по башке железным аршином тяпнул. Хотел её вообще укокошить, но вовремя спохватился – ушёл! Правда, пришлось мастерскую свою на жену оставить, но я бы её всё равно пропил».

Входят Сатин с Актёром. Актёр решил бросить пить. Он хвалится, что сегодня мёл улицу, заработал два пятиалтынных – и не пропил их! Лука посмеивается. Сатин рассказывает о своей молодости: «Я был рубаха-парень, плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей. Но потом сел в тюрьму почти на пять лет: убил из-за родной сестры одного подлеца в запальчивости. В тюрьме карточному шулерству и научился».

Возвращается Клещ с опущенной головой. Жалуется Сатину: «Чтобы жену похоронить, все инструменты продал; не знаю, как теперь работать!» Сатин советует ему не унывать: «Да ты ничего не делай! Просто – обременяй землю!»

Из окна Костылевых раздаются крики. Там Василиса и Костылев бьют Наташу, а она истошно вопит. Сатин, Актёр и Лука бегут в дом. Лука кричит, чтобы позвали Пепла. Вскоре обратно на улицу из дому выбегает толпа людей, в которой Сатин и Татарин пытаются оттеснить Василису от избиваемой ею Наташи. Прибегает дядя их обеих – полицейский Абрам Медведев. Василиса орёт: «Жизни решусь, а растерзаю!» Бегущая сзади Квашня причитает: Василиса вылила Наташе на ноги кипящий самовар.

Из проулка выбегает Васька Пепел. «Абрам, держи этого грабителя!» – кричит Костылев, указывая на Ваську. Пепел подскакивает и сильным ударом сваливает Костылева на землю.

«Убили! Помер! – не своим голосом вопит Василиса, глядя на лежащего мужа. – Васька убил! Васька!» Пепел бросается и на неё, но его удерживают Сатин с Кривым Зобом. «Что, Вася, мил друг? От судьбы – не уйдешь! – торжествует Василиса. – Полиция, полиция!» – «Да это ты всё подстроила, – рвётся Пепел к ней. – Ты и раньше подговаривала меня его убить!»

«А-а… я поняла! – восклицает Наташа, услышав это. – Ты, Василий, был заодно с моей сестрой! Люди добрые! Она – его любовница… они – заодно! Она его подговорила мужа убить… муж им мешал… и я – мешала. Вот – изувечили меня!»

«Наталья, что ты!» – изумляется Пепел. – «Вот так черт! – качает головой Сатин. – Держись, Василий! Утопят они тебя!»

Василиса ведёт полицейских. Наташа мечется в беспамятстве: «Люди добрые! Сестра моя и Васька убили! Берите их, судите… Возьмите и меня в тюрьму, Христа ради!»

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию предыдущего / следующего действия пьесы пользуйтесь расположенными ниже кнопками Назад / Вперёд. См. также полный текст «На дне», краткую и подробную биографии Максима Горького.

 

rushist.com

Горький «На дне», 4 действие – краткое содержание

Та же ночлежка, что в 1-м и 2-м действиях. Перегородки в месте, где была комната Пепла, теперь сломаны. За столом посреди комнаты Сатин, Барон и Настя пьют водку, обсуждая бесследное исчезновение Луки: тот пропал, когда на убийство Костылева сбежалась полиция. [См. полный текст 4-го действия и краткое содержание всей пьесы целиком.]

 

Горький. На дне. Спектакль 1952 г. См. полный текст пьесы

 

Насте жаль, что Луки больше нет: «Хороший был старичок! Все видел, все понимал, всех жалел». Но Сатин смеётся: «Он был как мякиш для беззубых. Какая польза тебе, если я тебя пожалею?»

Настя ударяет стаканом по столу: «И чего я живу здесь с вами? Уйду куда-нибудь… на край света!» – Сатин опять смеётся: «И захвати с собой Актёра. Он всё рвётся найти на краю света лечебницу для пьяниц!» – Актёр высовывается с печи: «Да, я скоро уйду, уйду! Вы все невежды! Дикари! Люди без сердца!»

Сатин и Барон хохочут.

Клещ неодобрительно ворчит о Луке: «Поманил их куда-то, а сам – дорогу не сказал. Правды он не любил, старик-то». – Но Сатин вдруг возбуждается: «Молчать! Вы все – скоты! Старик не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет! Я – понимаю старика! Он врал, но – это из жалости к вам! Вы слабы, вам ложь нужна! И кто живет чужими соками – тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! Старик? Он – умница! Однажды я спросил его: "Дед! зачем живут люди?". И он ответил: "А – для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё – хлам-народ… Но от них иногда рождается лучший столяр, который сразу своё дело на двадцать лет вперед двигает. Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и крестьяне… и даже господа – для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! Потому-то всякого человека уважать надо"». (См. Монолог Сатина «Что такое правда?..»)

Барон задумывается и начинает с грустью вспоминать свою дворянскую семью. «Деды мои имели сотни крепостных! Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты с гербами! Десятки лакеев!» – Настя назло ему кричит: «Не было этого!» – Барон: «У меня есть документы!» – Сатин хохочет.

Заговаривают о том, что избитая Василисой Наташа была в больнице, но потом исчезла из неё, никто не знает куда. Ваську Пепла и Василису арестовали. Оба они винят друг друга в смерти Костылева – неизвестно, кто из них кого крепче в тюрьму засадит. Абрама Медведева выгнали из полиции.

Настя, перепившись водки, злобно кричит на Сатина и Барона и убегает из комнаты. Сатин начинает свой «философский» монолог, который в советское время признавали очень глубоким по мысли и учили наизусть во всех школах:

«Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум... Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я – арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне – "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело! Человек – выше сытости!»

«Ты хорошо рассуждаешь, – качает головой Барон. – Но я так жить не умею. Я боюсь, трушу. Я учился в гимназии, в дворянском институте, потом женился, носил фрак – и никогда не понимал, для чего всё это делаю. Потом я разорился, растратил казенные деньги, попал в тюрьму, а после – сюда, в нищую ночлежку. А ведь зачем-нибудь я родился… а?»

Загоревав, Барон уходит. Татарин расстилает коврик и становится на молитву аллаху. Актёр внезапно ему: «Татарин, помолись за меня!» – Тот: «Сам молись!» – Актёр спрыгивает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает себе водки и выходит из комнаты. Сатин ему вслед: «Эй, сикамбр, куда?»

Входят бывший полицейский Медведев и картузник Бубнов с кренделями, воблой и двумя бутылками водки. Бубнов, где-то подзаработавший денег, кричит: «Всех угощаю!»

Вбегает босой сапожник Алёшка и запевает частушки. Все насмехаются над Медведевым: он лишился полицейского чина, одна его племянница теперь в тюрьме, другая пропала. «Человек без племянниц – не дядя!» – кричит Бубнов. «Отставной козы барабанщик!» – изгаляется Алёшка.

Появляется Квашня, которая в начале пьесы клялась, что ни за что не выйдет замуж за Медведева, но теперь, оказывается, сошлась с ним. Она бранит Медведева за пьянство и за то, что он надел её кофту. «Удивительная ты баба! Мяса, жиру, кости – десять пудов, а мозгу – золотника нету!» – кричит Квашне Алёшка. Сатин с Клещом хохочут.

Все вновь, как и в начале 2-го акта, запевают: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно». Алёшка подыгрывает на гармони. Но в дверях внезапно показывается Барон: «Эй вы! Иди… идите сюда! На пустыре, там… Актер удавился!»

Все застывают.

Сатин, негромко: «Эх, испортил песню, дур-рак!».

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию предыдущего действия пьесы пользуйтесь расположенной ниже кнопкой Назад. См. также полный текст «На дне», краткую и подробную биографии Максима Горького.

 

rushist.com

Горький «На дне», 2 действие – краткое содержание

Сатин и Барон играют в карты с крючниками Татариным и Кривым Зобом. Бубнов и полицейский Медведев играют в шашки. Бубнов и Кривой Зоб запевают песню: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно». Анна стонет на своей постели: «Побои… обиды… ничего кроме – не видела я… ничего не видела! Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть. И помираю, вот».  Лука утешает её: «Эх ты, детынька! Устала? Ничего! На том свете отдохнёшь». [См. полный текст 2-го акта «На дне» и краткое содержание всей пьесы целиком.]

 

Горький. На дне. Спектакль 1952 г. См. полный текст пьесы

 

Сатин и Барон жульничают в картах. Татарин замечает это, возмущается, но от азарта не прекращает играть. Сатин с Бароном обыгрывают их с Зобом на 53 копейки. «Надо играть честно!» – горячится Татарин. – «Асан! Ты – пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут», – замечает ему Кривой Зоб.

Барон и Сатин уходят пить водку на выигрыш, за ними увязывается и Актёр. Уходя, он сетует Луке: «Пропил я душу, старик… погиб! А почему – погиб? Веры у меня не было… Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь забыл даже своё любимое стихотворение». Лука утешает и его, рассказывая: в одном городе открыли бесплатную больницу для пьяниц, тебя могут там вылечить. Но название города Лука не помнит.

Когда пьяницы уходят, Лука опять подсаживается к Анне. «Дедушка! Говори со мной, милый… Тошно мне!» – просит она. – «Это ничего! Это – перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты – надейся… Вот помрешь, и будет тебе спокойно». – «А если там – тоже мука?» – «Ничего не будет! Ничего! Ты – верь! Господь – взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю я Анну эту! Она долго мучилась. Отведите ее в рай!»

«Ты, дед, молодец! – одобряет Луку Васька Пепел. – Врешь хорошо… сказки говоришь приятно!» Потом он поворачивается к Медведеву: «Абрам, сильно Василиса Наташу избила?» – «Это дело семейное, а не твоё!» – огрызается тот. – «Врёшь! захочу – и не видать вам больше Наташки!» – «Ах, ты вор!» – кричит полицейский на него. – «Вор, а тобой не пойман! – дерзит Васька. – А попробуешь поймать, я от следователя не скрою, что на воровство подбили меня Костылев с женой – твоей племянницей Василисой!»

Медведев теряется, не знает, что ответить, спешит уйти. «Смотри, Василий, как бы они тебе голову не свернули», – говорит Пеплу Бубнов. – «Нас, ярославских, голыми руками не возьмешь», – не робеет Васька.

Лука советует этому сильному и храброму парню уехать в Сибирь: «Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» Пепел отмахивается: «Старик! Зачем ты все врешь? Там у тебя хорошо, здесь хорошо, а ведь – врешь!» – «А тебе правда больно нужна? – прищуривается Лука. – Она, правда-то, может, обух для тебя!» – «Обух, так обух. А ты как, старик, думаешь: Бог есть?»

Лука молчит, улыбаясь. Потом, негромко: «Коли веришь, – есть; не веришь, – нет… Во что веришь, то и есть». – Пепел с удивлением глядит на Луку: «Так… погоди!.. Значит… Стало быть… ты…» Он догадывается, что этот странник вряд ли сам верит в Бога.

Входит недовольная Василиса и гонит из комнаты всех, кроме больной Анны и Пепла. Потом проходит в Васькину комнатушку и зовёт его туда, не заметив, что Лука за дверь так и не вышел, а залез на печь.

Пепел идёт к Василисе с явной неохотой. «Надоела я тебе?» – с тоской допытывается она. – «Красивая ты, – вздыхает он. – Но говорить нам не о чем. Иди от меня». – «Обидел! – опускает Василиса голову. –  А я всё ждала, что ты мне поможешь из омута этого выбраться… освободишь меня от мужа, от дяди, от всей этой жизни… И, может, я не тебя, Вася, любила, а надежду мою, думу эту любила в тебе!»

Василиса наклоняется к Пеплу: «Знаю, Вася, что ты сестру мою любишь. Так я помогу тебе жениться на ней и ещё дам ей в приданое 300 целковых. Но и ты мне помоги. Освободи меня от мужа! Сними с меня петлю эту». – «Ого-го! – присвистывает Пепел. – Это – ты ловко придумала! Мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу, а сама…» – «Да ты сделай это не сам! Через товарищей... Муж в меня, как клоп, впился. Четыре года сосет! Да и ты из-за него два раза в тюрьме сидел. Деньги будут, уедешь куда-нибудь, и меня навек освободишь. Да и сестры рядом не видеть мне лучше. А то я её бить не перестану!»

В комнату неожиданно входит Костылев и, увидев Василису с Пеплом, визжит: «Васка поганая! Нищая шкура!». Но быстро опоминается и тише: «Я тебя везде ищу. Ты масла в лампады забыла налить».

Василиса выходит. Костылев набрасывается с руганью на Пепла. Тот хватает его за шиворот, трясёт, но в это время на печи начинает кашлять никем не замеченный Лука. Пепел от неожиданности выпускает Костылева. Тот убегает.

Пепел догадывается, что Лука завозился на печи в решительный миг неспроста. Лука и сам подтверждает: «Смекнул я, как бы, мол, парень-то не ошибся… не придушил бы старичка-то». Советует Пеплу: «Бабу эту – прочь надо! Ты ее – ни-ни! – до себя не допускай! Я баб знаю. Я их, может, больше знал, чем волос на голове. Ты лучше вообще отсюда уходи».

Заметив вдруг, что лежащая на постели Анна давно молчит, Лука подходит к ней – и видит: она умерла. «Исусе Христе, многомилостивый! – восклицает он. – Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими! Отмаялась!»

Лука и Пепел идут искать мужа Анны, слесаря Клеща. Входит пьяный Актёр, декламируя свой любимый стих, который он всё же вспомнил.

 

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

 

Входит и Наташа, смеётся над Актёром. Тот начинает рассказывать ей, что скоро пойдёт искать город, где открыли «превосходную лечебницу для пьяниц с мраморным полом». Но Наташа вдруг тоже замечает, что Анна умерла. «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале, забитая», – с горестью произносит она.

В комнату возвращаются Бубнов, Лука, Татарин, Кривой Зоб, Сатин и Клещ. Все подходят к телу Анны, не выказывая особой жалости. Клещ больше всего заботится о том, на что хоронить жену: у него всех денег – 40 копеек. «Чего же мне теперь делать?» – растерянно спрашивает он. – «Ложись пока, да и спи», – советует Кривой Зоб.

Все укладываются спать. Актёр, не унявшись от возбуждения, декламирует: «Наши сети притащили мертвеца».

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию предыдущего / следующего действия пьесы пользуйтесь расположенными ниже кнопками Назад / Вперёд. См. также полный текст «На дне», краткую и подробную биографии Максима Горького.

 

rushist.com

Краткое содержание "На дне" |

Время прочтения

Полный вариант 2-3 часа (≈40 страниц А4), краткое содержание 5-10 минут.

Главные герои

Костылев Михаил Иванович, 54-х лет, и Василиса (его жена 26-и лет) – владельцы ночлежного приюта для бездомных, оказавшихся «на дне» жизни. Среди них:

  • Сатин – пьяница, игрок (40 лет)
  • Актер – пьяница, бывший театральный артист (около 40 лет)
  • Васька Пепел – вор (28 лет)
  • Клещ – слесарь (40 лет)
  • Анна – жена Клеща (30 лет)
  • Настя – девушка легкого поведения (24 года)
  • Бубнов – портной (45 лет)
  • Барон – в прошлом аристократ (33 года)
  • Лука – старец, пилигрим (60 лет)

Приводим ниже краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне». Пьеса входит в обязательную программу по литературе 11 класса. Для вас будет актуальным вспомнить основные моменты в кратком содержании!

В драме «На дне» два взаимосвязанных, но не пересекающихся конфликта – социальный и философский. Действия разворачиваются в двух аспектах – внешнем (социально-бытовом) и внутреннем (философском).


Первый акт


М. Горький

Постояльцы вздорят по пустякам. Анна больна чахоткой, болезненно кашляет и умоляет всех успокоиться, чувствует себя очень плохо. Квашня винит в ее болезни Клеща.

От шума просыпается Сатин.

Начинается очередной спор о том, кто будет убираться в ночлежке.

Сатин вспоминает, что в прошлом, когда работал телеграфистом, был образованным человеком. Актер возражает, что важнее талант. Оказывается, что раньше он покорял театральные подмостки.

Из сочувствия Актер помогает Анне выйти на свежий воздух. Входит Костылев, ищущий жену. Васька Пепел не открывает ему дверь и прогоняет прочь.

Сатин знает об интрижке Василисы и Пепла. Тот, не обращая внимания, дает взаймы Актеру денег, и они с Сатином отправляются пить.

Наташа представляет нового жильца – старца Луку. Пепел выказывает ей свою симпатию, но она не обращает внимания, так как понимает, что этим может разозлить сестру.

Настя открывается Луке, что ей хочется напиться, чтобы поплакать, так как ее душа тоскует по настоящей любви. Лука помогает брошенной всеми Анне добраться до постели.

Слышно, как Василиса жестоко бьет Наталью.


Второй акт


Вечером при свете тусклых лампад собирается большинство обитателей. Сатин и Барон увлечены игрой в карты. Остальные наблюдают, то и дело бурно уличая игроков в жульничестве. Лука сидит у Анны в изголовье. Она сетует на никчемно прожитую жизнь, на нищету и побои мужа. Тот утешает ее рассказами о покое после смерти.

Актер не может вспомнить стихотворение и осознает, что память погубил алкоголь. Лука убеждает его, что есть лазареты, где бесплатно лечат от пьянства.

Появляется Василиса, зовет Пепла поговорить. Он сообщает, что она ему опостылела, что они с мужем похожи на хищников. Та просит убить мужа и даже предлагает за это Наташу. Пепел только ухмыляется. А Лука подсказывает ему бежать вместе с Натальей на заработки в Сибирь.

Лука вдруг понимает, что Анна умерла. Никто не проявляет сострадания. Старец говорит, что жалеть надо живых – не мертвых. А Бубнов рассуждает, что все умрут. Клещ возмущается, что нет денег на похороны.

Актер наконец вспоминает стихотворение и решается отправиться в лечебницу от алкоголизма.


Третий акт


На пустыре за ночлежкой постояльцы спорят о правде и лжи. Лука и Наташа выступают за праведную ложь, а Бубнов категорически против. Старец же уверен, что если человека вовремя пожалеть, то это уменьшит проблемы в будущем. То есть, если Настя хочет верить, что в ее жизни была великая любовь – пускай верит, если ей так легче.

Лука рассказывает легенду о «праведной земле»: мужик, мечтающий о земле для праведников, кончает жизнь самоубийством, когда узнает, что такого места нет.

Пепел зовет Наташу сбежать с ним, обещает начать жить честно. Послушав совета Луки, Наташа соглашается. Василиса все слышит, смеется над ними. Пепел уверяет Наташу, что не даст ее в обиду. Костылев заставляет девушку уйти.

Появляются Сатин и Актер. Сатин умоляет Луку признаться, что он выдумал рассказ о лечебнице. Лука расспрашивает о том, как Сатин очутился на обочине жизни. Тот признается, что убил ради сестры.

Слышны вскрики Наташи. Василиса ее снова бьет. Их пытаются разнять. Пепел видит ошпаренные кипятком ноги любимой и кидается на Костылева. Случайно убивает его в драке. Василиса довольна, а Наташа думает, что они с Васькой сговорились погубить ее. Васька в растерянности, пытается оправдаться, но его никто не слушает.


Четвертый акт


Лука неожиданно пропадает. Жильцы ночлежки высказываются о старце по-разному – кто-то хвалит его, кто-то ругает. Сатин просит всех замолчать. Он понимает, что странник обманывал из жалости.

Из разговоров становится ясно, что, выйдя из больницы, Наташа куда-то исчезла. Пепла судили. А Василисе все сошло с рук.

Актер погружен в мрачные мысли, говорит о смерти. Сатин произносит монолог о Человеке, о его значимости и силе.

Актер убегает. В подвале начинают звучать песни. Обитатели намерены пить и петь всю ночь.

Вдруг Бубнов сообщает, что Актер повесился на пустыре. Все замолкают, а Сатин возмущается, что Актер «песню испортил… дурак».


Философский план пьесы


Внутренние противоречия произведения выражены в вопросе: «Что лучше – правда или ложь?» Здесь сталкиваются мировоззренческие позиции Луки и Сатина.

Ночлежка-пещера – символ цивилизации на пороге 20 века, потерявшей надежду на Бога, но еще не научившейся опираться на свои силы. Люди охвачены ощущением отсутствия будущего, безнадежности, предчувствием скорого конца.

Сатин уверен, что важнее всего в мире — правда. Он принимает бессмысленность существования, где «Бог умер!» (Ф. Ницше), где человечеством правит Абсурд и Хаос.

По-другому мыслит Лука. Он убежден, что ложь поможет человечеству выжить в этом абсурдном мире. Если людям просто необходима ложь, чтобы продолжать жить, то следует дать им это малое утешение. Иначе они не вынесут «правды» – умрут. Он верит, что не смотря ни на что человек должен жить, так как не ведает, что может уготовить ему будущее.

Хотя воззрения героев противопоставлены друг другу, Сатин частично понимает «правду» сострадальца Луки. Так появление праведника заставляет его изречь пронзительный монолог о Человеке. Сатин считает, что жалеть и успокаивать человека нельзя. Это опасно. Потому что, только поняв истину о бессмысленности мирозданья, человек сможет подняться на борьбу с этим мирозданьем, только тогда он осознает собственную значимость. Смысл существования мира – собственно в Человеке. Никакого другого смысла просто нет.

«Человек – это звучит гордо!», «Все в человеке, все для человека».

spadilo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о