«Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
Часть первая
Автор знакомит читателей с бывшим студентом, красивым, но чрезвычайно бедным молодым человеком. Это главный герой романа. Его имя пока не упоминается. В летний день мужчина отправляется по делу, суть которого также еще не ясна.
Герой приходит в дом к старухе-процентщице. Он намерен заложить здесь свои часы. Но из поведения молодого человека становится ясно, что не это главная причина визита. Посетитель нервничает, не может на что-то решиться.
По дороге домой герой заходит в распивочную и встречает там отставного титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, известного пристрастием к алкоголю. Мармеладов рассказывает о своей жизни.
Несколько лет назад он пожалел молодую вдову с тремя детьми Катерину Ивановну и женился на ней. От первой супруги у Мармеладова дочь Соня. Сначала дела у семьи шли неплохо, несмотря на тяжелый характер Катерины Ивановны. Она вспыльчива, часто выплескивает свой гнев на мужа, падчерицу и своих детей.
Тогда Мармеладов обратился с просьбой к бывшему начальнику. Из сострадания и за былые заслуги титулярного советника вновь приняли на службу. Но Семен Захарович уже не мог обходиться без спиртного. Молодой человек встретил его на пятый день запоя, когда Мармеладов пропил мундир и все наличные. Последние рюмки он заказывал уже на копейки, выпрошенные у дочери.
Мармеладов горько раскаивается, но бросить пить не помышляет. Он просит героя отвести его домой. Там взору молодого человека предстает ужасающая картина: в нищенской квартире плачут голодные дети. Катерина Ивановна в гневе стала таскать мужа за волосы под насмешки собравшихся соседей. Герой незаметно оставляет в доме небольшую сумму денег и спешит покинуть это место.
Утром молодого человека разбудила кухарка, которая принесла письмо от матери. Наконец становится известно, что молодого человека зовут Родион Раскольников. В письме описываются события, которые произошли с сестрой героя Авдотьей Романовной. Девушка служила гувернанткой в семье богатого купца Аркадия Ивановича Свидригайлова. Однажды тот стал приставать к красавице, предлагая ей совместную поездку в столицу. Но Дуня в гневном письме отказала настойчивым просьбам хозяина. Жена купца случайно услышала их разговор и обвинила во всем девушку. С позором Дуню выгнали из дома и ославили на всю округу. Бедную девушку едва не затравили. Но вдруг купец раскаялся и предъявил жене письмо бывшей гувернантки. Вскоре Дуня была оправдана, и госпожа Свидригайлова стала ее всячески восхвалять.
После этого случая к Дуне посватался состоятельный, но очень скупой делец Петр Петрович Лужин. Девушка, надеясь, что он поможет карьере брата, дала согласие. Скоро молодые должны прибыть в Петербург.
Раскольников приходит в ярость. Он не позволит сестре вступить в этот брак, не допустит, чтобы она жертвовала ради него! Вне себя от ярости Родион бежит из дома. На торговой площади он случайно подслушивает разговор, из которого становится ясно, что младшая сестра старухи-процентщицы Лизавета завтра вечером уйдет из дома.
Раскольников понимает, что другой такой случай вряд ли представится. Дома он сразу засыпает и приходит в себя только вечером следующего дня. Все приготовления Родион выполняет в спешке. Взять топор ему мешает кухарка, но затем орудие убийства удается спрятать под пальто.
Старуха очень недоверчиво отнеслась к визиту Раскольникова, но Родиону удалось отвлечь ее внимание и ударить топором по голове. Забрав ключи убитой, Раскольников открыл сундук с драгоценностями и набил ими карманы. С шеи старухи Родион срезал кошелек. На свою беду, вернулась сестра старухи Лизавета. Опасаясь, что женщина поднимет шум, Раскольников убивает и ее.
Отмыв руки и топор на кухне, он спешит покинуть квартиру. Но неожиданно в дверь звонят – к старухе пришли два посетителя. Поскольку никто не отвечает, они подозревают неладное и уходят за дворником. Родион выскакивает из комнаты, но не успевает выйти во двор – по лестнице уже идут. Тогда он забегает в открытую квартиру этажом ниже и там прячется. В этой квартире идет ремонт, рабочие ненадолго вышли. Родион дожидается пока дворник и другие люди поднимутся выше, а затем благополучно уходит.
Дома он, не раздеваясь, падает на кровать и засыпает.
Часть вторая
С утра убийца пребывает в бредовом состоянии. Он плохо воспринимает действительность, но догадывается спрятать награбленное. Приходит дворник и сообщает, что Раскольникова вызывают в околоток. Решив, что его хотят арестовать, Родион отправляется туда со смешанным чувством страха и облегчения. Но выясняется, что вызвали его совсем по другому делу – хозяйка квартиры подала в суд за неуплату.
Пока Родион пишет ответ на заявление, появляется один из жандармов и рассказывает о произошедшем убийстве. Раскольников падает без сознания. Вокруг него хлопочут, подозревая лихорадку. С трудом добравшись домой, Родион принимает решение выбросить награбленное в Неву. Набив драгоценностями карманы, молодой человек идет на берег. Но по дороге находит пустой двор и прячет там свою добычу под камнем. Плохо соображая, куда несет его рок событий, Родион приходит к своему приятелю Дмитрию Разумихину. Раскольников выглядит ужасно, как тяжелобольной человек.
Только на третьи сутки Родион приходит в сознание и обнаруживает, что находится в своей квартире. Он даже не помнит, как добрался домой. Все это время Разумихин был рядом.
На деньги от матери Родиона Разумихин покупает больному приличную одежду и еду. Врач Зосимов считает, что Родион находится на грани сумасшествия. Случайно Раскольников узнает, что дело об убийстве процентщицы поручено следователю Порфирию Иванову. Это родственник Разумихина. Выясняется также, что один из ремонтников в квартире, куда забегал Раскольников, нашел коробку с драгоценностями и пропил их. Теперь этот человек является главным подозреваемым в резонансном убийстве.
Неожиданно появляется жених Дуни Лужин, которого Раскольников прогоняет в гневе. Родиона тянет на место преступления, и он снова идет в дом старухи. Но в квартире убитой уже делают ремонт. Раскольников, как в лихорадке, бегает по комнате, дергает звонок и страшно пугает ремонтников. Они считают, что барин сильно пьян или не в своем уме.
В полном смятении Родион бежит на улицу, где попадает в толпу зевак, которые собрались на месте происшествия. Говорят, что экипаж раздавил какого-то пьяницу. В пострадавшем Раскольников узнает Мармеладова. Молодой человек помогает доставить несчастного домой. На руках у Сони Семен Захарович умирает. Родион дает деньги на похороны. За событиями наблюдает Лужин. Оказывается, он снимает в этом доме квартиру.
Раскольников чувствует себя настолько больным и разбитым, что не решается идти домой один. Он заходит к Разумихину и просит провести его. Дома Родиона ожидают приехавшие мать и сестра.
Часть третья
Раскольников требует, чтобы Дуня отказалась от брака с Лужиным. Девушка производит большое впечатление на Разумихина, который сразу в нее влюбляется и буквально боготворит. Дуня приглашает всех провести вместе вечер. Должен прий
goldlit.ru
Краткое содержание романа «Преступление и наказание» по частям (Ф. М. Достоевский)
Даже если летом вы успели ознакомиться с произведением Достоевского, всего запомнить, конечно же, нельзя: какие-то мелочи забываются, имена второстепенных персонажей стираются из памяти, но на уроках литературы всегда нужно быть готовым к самым каверзным вопросам. В учебное время совсем не хватает времени на то, чтобы перелистать «Преступление и наказание», поэтому мы предлагаем вам краткий пересказ по главам. А если вы по-прежнему думаете, что вся суть этой истории – убийство старухи, то предлагаем уделить пару минут на чтение анализа этой книги.
I часть
Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, проживающий в каморке, расположенной в Петербурге (вот его подробная характеристика). Только в романе это совсем не величественный город: описаны духота, вонь, толкотня, пьяные люди и давящая бедность (вот описание столицы). В первой главе читателям сразу дается портрет старухи-процентщицы Алены Ивановны, состоящий из отталкивающих черт: дряхлая и жадная женщина погрязла в алчности. Раскольников идет к старухе, чтобы осмотреться и проверить свои ощущения, закладывает ей дорогие вещи.
Семья Мармеладовых так же не заставляет себя долго ждать, и бывший чиновник, алкоголик Семен Мармеладов, знакомится с Раскольниковым в распивочной (тут анализ эпизода). Там он рассказывает Родиону о своей семье, живущей в нищете и о дочери Соне, которая живет «по желтому билету», чтобы прокормить семью отца. Так же главный герой получает письмо от матери, в котором рассказывается о сестре Раскольникова Дуне, помещике Свидригайлове и предпринимателе Лужине. Дуню оскорбил своими домогательствами хозяин дома, где она служила гувернанткой. Теперь ей больше нельзя работать. И она предпринимает отчаянный шаг – помолвку с состоятельным, но нелюбимым мужчиной – Лужиным (вот их характеристика и значение в романе).
Сразу же в первой части Раскольников решает, что преступлению быть. У него благородная цель, но его мучают сомнения в правильности этого поступка. Однако он видит знаки, которые подталкивают его на убийство: случайно услышанный разговор студента и офицера в трактире о справедливости возможного убийства старухи, о том, что Лизаветы (сестры Алены Ивановны) не будет дома завтра вечером (здесь подробно описаны причины этого решения). Первая часть завершается преступлением, совершенным Раскольниковым: автор описывает преднамеренное убийство и ограбление старухи-процентщицы и случайное убийство ее беременной сестры Лизаветы. Родион очень боится, у него даже не получается с первого раза сделать решающий удар. Его с распростертым телом застает сестра жертвы, которую он тоже не оставляет в живых. Тогда, будто в лихорадке, он покидает дом, взяв случайно попавшие на глаза ценности, даже толком не обыскав квартиру. На пути он еле скрывается от случайных прохожих в подъезде, чтобы не быть узнанным.
II часть
Все последующие части романа можно назвать наказанием главного героя, сразу после преступления он испытывает ужас, смятение и страх. Раскольникова вызывают в полицейскую контору, что, несомненно, пугает его: однако причина вызова – жалоба хозяйки квартиры за неуплату. Неопытный преступник начинает выдавать себя, когда падает в обморок во время случайно услышанного разговора об убийстве старухи-процентщицы.
Завершается вторая часть страшной трагедией: Мармеладов попадает под лошадь и умирает, появляется Соня. Раскольников дает деньги, которые ему прислала мать, на похороны семье Мармеладовых (здесь описание их трагедии). Герой признавался себе в том, что в тот момент он жил, а не просто существовал. В грязной комнатушке он увидел несчастных малышей и их мать, Катерину Ивановну, больную чахоткой. Всех их содержит бледная и худенькая девушка Соня (вот ее характеристика), единственная родная дочь погибшего, которая продает себя ради выживания мачехи и ее потомства.
III часть
К Раскольникову приезжают мать и сестра. Невооруженным глазом видна любовь Разумихина к Дуне. Раскольников в возмущении от письма Лужина, где жених пишет его родне, что Родион выдал деньги «девице отъявленного поведения». Пытаясь доказать, что Лужин исказил ситуацию, Раскольников сажает Соню, которая пришла пригласить героя на поминки, рядом с матерью и сестрой.
В третьей части, наконец, состоится знакомство Раскольникова с талантливым следователем Порфирием Петровичем, у которого нет улик на главного героя, но есть исключительная интуиция. Мы слышим разговор о теории Раскольникова, которая изложена в статье «О преступлении», написанной молодым человеком за полгода до убийства Алены Ивановны (тут описание теории). Раскольников излагает суть своей теории об обыкновенных, склонных к послушанию и смирению, и необыкновенных людях, которым разрешается преступить закон, если это требуется для важной идеи. Объяснив свое предположение о «тварях дрожащих и право имеющих», нервный и лихорадочный Родион только еще больше вызывает подозрение у Порфирия Петровича.
IV часть
В четвертой части романа Достоевского читатель знакомится с Свидригайловым, тем самым хозяином дома, где Дуня была опорочена грязными домогательствами барина. Этот развратник заходит к Раскольникову и, замечая в нем родственную душу, признается в том, что ему являются привидения его жертв. Он давно живет лишь сладострастием и погубил уже немало женских судеб.
Дуня с Лужиным ссорятся и расторгают помолвку, а Раскольников заглядывает к Соне. Герой говорит ей о том, что ее грех в том, что она «понапрасну умертвила и предала себя». Мармеладова читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, пытаясь донести до него смысл своего самоотречения и надежду на благоприятный исход.
Раскольников вновь в полицейском участке, у Порфирия Петровича. Психологически не выдерживая давления, он кричит:
Арестуйте меня, обыскивайте меня, но извольте действовать по форме, а не играть со мной!
Однако неожиданное признание маляра Николая в убийстве процентщицы ставит Раскольникова в ступор. Следователь понимает, кто виновен, но ничего не может сделать без откровенного признания преступника.
V часть
Лужин беседует с Соней, и на поминках по Мармеладову подсовывает ей деньги, чтобы потом поссорить Раскольникова с сестрой и матерью. Он пытается обвинить девушку в краже денег, однако ее защищают Лебезятников и Раскольников. Клеветника с позором прогоняют.
Раскольников у Сони признается ей в убийстве. Родион старается доказать ей, что пытался убить «бесполезную, гадкую, зловредную» вошь, Соня советует «страдание принять и искупить себя им». Позже выясняется, что их разговор был подслушан Свидригайловым, живущим по соседству.
Катерина Ивановна умирает в комнате Сони от горлового кровотечения, и Свидригайлов оплачивает ее похороны и жизнь ее детей. Он боится возмездия судьбы за свои грехи, осознание собственной порочности сводит его с ума.
VI часть
В заключительной части романа Порфирий Петрович заглядывает к Раскольникову, в конце их разговора следователь убеждается, что убил процентщицу именно Раскольников и предлагает ему «учинить явку с повинною». Дуня находится у Свидригайлова: он сообщает ей о преступлении ее брата. Также он пробует добиться ее расположения, но женщина покидает его. После ее ухода Свидригайлова мучают ночные кошмары, и он совершает самоубийство.
Матери Раскольникова нездоровится, они прощаются с сыном.
Она уже давно понимала, что с сыном что-то ужасное происходит, а теперь приспела какая-то страшная для него минута.
После разговора поначалу с Дуней, затем с Соней Раскольников покаялся среди площади, целуя грязную землю «с наслаждением и счастьем», после чего Родион является с повинной в полицию.
Эпилог
Именно в эпилоге нам раскрывается конец истории, дается надежда на будущее Раскольникова и Сони и свершается долгожданное воскрешение героя (тут оно описано подробно).
В заключительной главе романа Раскольников в Сибири, на каторге. Соня Мармеладова рядом с главным героем, который в эпилоге осознает свою к ней любовь. Раньше его бесило ее присутствие, ее самоотречение. Ему казалось, что своим поведением она как бы упрекает его и в чем-то обязывает. У этой доброй и искренней девушки завязались хорошие отношения с заключенными. Но в течение времени он понял, как прекрасна и добра эта девушка, как благотворно ее влияние.
Читателям рассказывается о суде над Родионом. Сны Раскольникова играют немаловажную роль в произведении, а заключительный для нас сон героя показывает моровую язву, из-за которой каждый думал, что в нем заключается истина (здесь подробное описание снов). Благодаря этому жуткому сну, где все погибало, Раскольников, наконец, осознает антигуманный смысл собственной теории и раскаивается в совершенном преступлении.
Автор: Мария Воробьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Роман «Преступление и наказание», 1 часть: краткое содержание (сюжет 1 части) / Достоевский Ф.М.
В начале июля один бедный молодой человек (Родион Раскольников) покинул свою каморку и направился к К-ну мосту. Ему удалось избежать встречи с квартирной хозяйкой, чья кухня выходила на лестницу, а дверь была постоянно открыта. Молодой человек был кругом должен хозяйке и боялся встречи с ней.
Нельзя сказать, чтобы этот молодой человек был труслив или забит бедностью. С некоторого времени он настолько углубился в себя и уединился, что боялся любой встречи, а не только встречи с квартирной хозяйкой. Несмотря на бедность, он перестал в последнее время заниматься насущными делами. Этот страх перед встречей с хозяйкой удивил его самого. Ведь он задумал такое дело, а боится пустяков. Спускаясь, он задумался, почему люди обычно больше всего боятся только нового шага, нового собственного слова.
На улице стояла страшная жара. Нестерпимая вонь из распивочных, толкотня на улице и обилие пьяных, несмотря на будний день, довершали колорит картины. Молодой человек по обыкновению впал в какое-то задумчивое забытье и шел, не замечая ничего. Уже второй день он почти ничего не ел и потому был очень слаб. Он был очень плохо одет. Он шел недалеко, даже знал, что это всего семьсот тридцать шагов. Он шел делать пробу своему предприятию, волнение его все возрастало.
Наконец, молодой человек подошел к огромному дому, в котором было множество мелких квартир, населенных бедным рабочим людом. Пройдя незамеченным дворниками, молодой человек оказался на темной и узкой лестнице. Он встретил солдат-носильщиков, выносивших мебель из квартиры. Значит, на этаже осталась занятой только старухина квартира. Молодой человек отметил это и позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, но посетитель вздрогнул, так как нервы его ослабели. Старуха открыла дверь только после того, как убедилась, что на лестнице много народу. Ее звали Алена Ивановна. Старуха жила вместе со своей сводной сестрой Лизаветой, забитой бедной девушкой, безропотно служащей старухе.
Раскольников принес старухе под заклад серебряные часы отца. Процентщица напомнила ему, что и старому закладу уже прошел срок, но часы все-таки взяла. Молодой человек внимательно наблюдал за старухой, стараясь запомнить, что и каким ключом она отпирает. Не споря о цене заклада, Раскольников взял деньги и ушел.
Чувство бесконечного отвращения, зародившееся еще по пути к старухе, стало столь сильным, что на него напала сильная тоска. Он шел, не замечая дороги. Опомнился только возле распивочной. Никогда прежде он не был в распивочной, но теперь его томила такая жажда, что пришлось войти. Здесь его внимание сразу привлек один посетитель, человек за 50 лет, плотного телосложения, среднего роста. От постоянного пьянства лицо его было отекшим. Он был одет очень плохо, а в ухватках его было что-то солидно-чиновничье. Этот посетитель сам заговорил с Раскольниковым: «Мармеладов, титулярный советник». Он рассказал историю своей семьи. Его жена, Катерина Ивановна, в первом браке имела троих детей. У него самого от первого брака осталась дочь — Соня. Первый муж Катерины Ивановны был пехотным офицером, потом пристрастился к картам, попал под суд и умер. Сам Мармеладов был чиновником, но потом лишился места и постепенно спился. Сейчас он настолько опустился, что пропил даже последние чулки жены, дочь Соня имеет желтый билет, живет отдельно от них и помогает деньгами. Даже сейчас Мармеладов пропивал последние деньги дочери.
Раскольников проводил Мармеладова до дому, потому что тот оказался гораздо слабее в ногах, чем в словах. Увидев нищету, в которой жила эта семья, голодных детей, больную и изможденную Катерину Ивановну, Раскольников положил им незаметно на окошко все оставшиеся деньги.
На другой день он встал поздно, но сон не придал ему сил. С чувством отвращения оглядел он свою убогую, грязную комнату. Он словно отстранился от всех, и даже лицо служанки, изредка наведывавшейся в его комнату, вызывало в нем желчь и конвульсии. Настасья была отчасти довольна такому настроению постояльца и почти перестала бывать и убирать у него. Сегодня Раскольникова разбудила именно она, принеся свой собственный спитой чай. Хозяйка давно перестала посылать Раскольникову еду.
«Теперь почто ничего не делаешь?» — упрекнула Настасья Раскольникова. Тот отвечал, что делает трудную работу — думает, а на уроках можно заработать только медные деньги. «А тебе бы сразу весь капитал?» — засмеялась Настасья. «Да, весь капитал», — твердо ответил он.
Тут Настасья вспомнила, что Раскольникову пришло письмо, и побежала за ним. Письмо было от матери. Она сообщала, что сестра Раскольникова — Дуня — уволилась от Свидригайлова, где служила гувернанткой. Поначалу с ней в семье хорошо обращались, но потом хозяин стал склонять ее к любовной связи, воспользовавшись тем, что Дуня взяла большой аванс (эти деньги Дуня взяла для того, чтобы отослать их брату). Дуня пыталась образумить хозяина, но однажды его жена, Марфа Петровна, услышала их разговор, все поняла превратно и обвинила в этой истории Дуню. Девушку сразу же отвезли к матери, а Марфа Петровна целый месяц рассказывала об этом в городе. Господин Свидригайлов, видимо одумавшись, сумел убедить жену в невиновности девушки, показав ее письмо к нему. В нем она напоминала ему, что он отец семейства и ему стыдно мучить беззащитную девушку. Невиновность Дуни подтвердили слуги. Пылкая Марфа Петровна раскаялась, просила у Дуни прощения и опять объезжала все дома в городе, показывая письмо Дуни и уверяя всех, что она — прекрасная девушка. Марфа Петровна даже сосватала Дуне жениха — Лужина Петра Петровича, надворного советника и своего дальнего родственника.
Несмотря на старания матери создать хорошее впечатление о Лужине, сразу было видно, что Петр Петрович скуп и довольно ограничен. «Кажется, честен», «несколько как бы тщеславен», «кажется, добрый» — эти и другие оговорки в письме матери сразу сказали Раскольникову, что сестра решила пожертвовать собой ради будущего благополучия брата. Из письма следовало, что мать и сестра скоро приедут в Петербург к Лужину, который выехал сюда раньше.
Читая письмо, Раскольников плакал. Он сразу решил, что этому браку не бывать. Но тут же он как бы очнулся. Что он может сделать? Деньги ведь нужны теперь, а не через десять лет. Он понял, что нужно на что-то решиться.
В раздумьях Раскольников метался по улицам Петербурга. Вдруг его внимание привлекла молоденькая девушка, шедшая впереди него, размахивая руками. Приглядевшись, Раскольников понял, что девушку напоили, надругались над ней и выгнали на улицу. А в стороне, шагах в пятнадцати за девушкой шел господин, который явно тоже был не прочь воспользоваться ее состоянием. Раскольников поскандалил с этим жирным щеголем, и тут появился городовой. Отведя его в строну, Раскольников объяснил городовому ситуацию и дал ему денег, чтобы тот присмотрел за девочкой. Он пошел дальше, размышляя над дальнейшей судьбой этой несчастной. Ясно, что она проживет лет восемнадцать — девятнадцать. Но это никого не волнует. Общество успокаивает себя тем, что определенный процент людей должен уходить каждый год куда-то, чтобы освежать остальных.
Раскольников вспомнил, что шел к Разумихину, своему университетскому другу. Это был добрый, общительный и веселый парень. Он был очень неглуп. Пить он мог до бесконечности, но мог и не пить. Никакие неудачи не смущали его и никакие обстоятельства никогда не могли придавить его. Теперь он вынужден был уйти из университета из-за денег, но изо всех сил старался поправить обстоятельства, чтобы продолжать учебу.
Раскольников не стал заходить к товарищу, потому что небольшой заработок, которым тот мог бы поделиться с ним, не решал его проблем. Он вдруг подумал, что зайдет к нему на следующий день после своего предприятия, и сам испугался своей мысли. «Да разве то будет?» Он опять пошел куда глаза глядят. Его била нервная дрожь. В таком состоянии он метался по городу, пока не остановился в полном изнеможении, сошел с дороги в кусты и заснул на траве.
Далее в 1 части романа «Преступление и наказание» Достоевского говорится о том, что Родиону приснился страшный сон. Он, семи лет, гуляет с отцом в родном городе. На окраине городка они проходят мимо кабака, который всегда пугал его — там орали, хохотали, дрались, кругом были страшные, пьяные рожи. В кабаке как будто гулянье, толпа всякого сброда. Возле кабака стоит телега, в которую запряжена обычная маленькая саврасая крестьянская кобыла. Из кабака выходит пьяный мужик, который всех зовет садиться в телегу, хвастаясь, что его кобыла всех довезет. Народ смеется, но мужик стоит на своем. Все лезут в телегу. Кляча еле сдвигает телегу с места, а мужик нещадно бьет ее кнутом, чтобы быстрее везла. Мальчику жалко кобылу, отец хочет увести ребенка, но тот вырывается и бежит к кобылке. «Секи до смерти!» — в пьяном запале кричит мужик. Некоторые заступаются за лошадь, но мужик кричит: «Мое добро! Что хочу, то и делаю! Секи по глазам!» Мальчик бежит возле лошади и видит, как ее бьют по глазам. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Так бедную лошадь забили до смерти. Мальчик бросается с кулаками на Миколку, хозяина лошади. Отец уводит его, говоря, что это не их дело. Родион проснулся в поту. Он подумал, что не решится на то, что задумал. У него на сердце точно прорвался нарыв. Он был свободен от этих чар и наваждения. Он пошел домой. По пути услышал разговор Лизаветы, младшей сестры старухи-процентщицы, из которого стало ясно, что завтра в 7 часов Лизаветы дома не будет и, значит, старуха будет в своей квартире совершенно одна. Родион вдруг почувствовал, что он будто приговорен к смерти, что все окончательно решено.
Потом он вспоминал, как при первой же встрече со старухой он почувствовал к ней непреодолимое отвращение. Взяв у нее «два билетика» за колечко, он зашел в трактир. Рядом за столиком он услышал разговор между офицером и студентом. Студент рассказывал офицеру о жадности и скупости старухи, о тяжелой жизни кроткой и безответной Лизаветы, которая многим нравится, несмотря на убожество. Студент сначала в шутку, а потом и более серьезно стал говорить, что убить такую злобную старуху совсем не грех, тем более, что свои деньги та завещала монастырю. Этот трактирный разговор произвел на Раскольникова сильное впечатление.
Раскольников вернулся домой и лег спать. Настасья его еле разбудила утром. Он отослал прислугу. Немного поел. Услышав бой часов, словно очнулся и пришил изнутри петлю к рукаву летнего пальто. Это была петля для топора. Закончив с этим, он вытащил давно приготовленный «заклад» — деревянную дощечку, величиной с папиросочницу и тоненькую железную полоску для веса. Все это он завернул в бумагу и крепко перевязал, чтобы старуха повозилась с узлом. Тут он услышал, что уже седьмой час, и бросился к двери. Топор он предполагал взять на хозяйской кухне, но там была Настасья. Спустившись машинально вниз, он остановился в раздумье перед воротами. «Какой случай потерял!» — думал он с досадой. Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника что-то блеснуло. Он на цыпочках зашел туда и увидел топор, который сразу же приладил в приготовленную петлю.
Поднимаясь к квартире старухи, Раскольников заметил, что на втором этаже работали маляры, но его они не заметили. На третьем этаже квартира тоже, по-видимому, была пустая. На первый звонок старуха не ответила. Он позвонил еще раз погромче и понял по едва слышимому шороху, что старуха стоит перед дверью и прислушивается, как и он. Раскольников позвонил в третий раз, и старуха приоткрыла дверь.
Он пошел прямо на нее, старуха отскочила в испуге. В ответ на тревожные вопросы, он протянул ей «заклад». Та немного помедлила. Почувствовав, что теряет самообладание, Раскольников сказал старухе, что может отнести заклад и в другое место. Старуха начала развязывать веревку на «закладе» и повернулась в окну, к свету. Раскольников высвободил топор, но еще не вытащил его из-под плаща. Руки его были ужасно слабы и все больше деревенели. Узел не развязывался, и старуха с досадой пошевелилась в его сторону. Больше нельзя было терять ни минуты. Раскольников вытащил топор, поднял его обеими руками и почти машинально опустел его на голову обухом. Но как только он опустил топор, в нем родилась сила.
Старуха слабо вскрикнула и осела на пол, успев поднять руки к голове. Он еще несколько раз ударил ее. Затем Раскольников нагнулся к лицу старухи — она была мертва.
Раскольников положил топор и полез в карман старухи, из которого она прошлый раз вытаскивала ключи. Он был в полном уме, но руки еще дрожали. Потом вспоминал, что был внимателен и осторожен, стараясь не запачкаться. Вытащив ключи, пошел в спальню. Подойдя к комоду, он стал подбирать ключ. Звяканье ключей вызвало судорогу, ему захотелось все бросить и уйти. Но это длилось лишь мгновение. Вдруг ему пришла в голову мысль, что старуха может быть жива и очнулась. Он вернулся к телу, замахнулся топором, но не опустил его, потому что и так было видно, что старуха мертва. Он увидел, что натекло много крови. Разглядывая рану, Раскольников наклонился над телом и заметил на шее шнурок. Он осторожно перерезал его топором, стараясь не касаться тела. Сняв шнурок, он увидел, что на нем были два креста, кипарисный и медный, финифтяной образок и небольшой туго набитый кошелек. Раскольников сунул кошелек в карман, кресты бросил старухе на грудь. Захватив топор, опять пошел в спальню.
Раскольников торопился. Он никак не мог подобрать ключи. Потом он сообразил, что большой ключ, видимо, не от комода, а от укладки, которую старуха держит под кроватью. Так и оказалось. Открыв укладку, он увидел, что она набита вещами. Увидев красный гарнитур, Раскольников начал было вытирать об него руки. Как только он пошевелил вещи, из-под шубки выскользнули золотые часы. Оказалось, что между тряпьем были спрятаны золотые вещи, некоторые были в футлярах, некоторые завернуты в газету. Раскольников набил этими свертками все карманы. Но много набрать не успел…
В комнате, где лежала старуха, он услышал шаги. Раскольников замер. Все были тихо, и он решил, что ему померещилось. Вдруг ясно раздался негромкий вскрик. Опять наступила тишина. Он сидел, замерев, около сундука, но вдруг схватил топор и выбежал из спальни. Посреди комнаты стояла Лизавета. Увидав Раскольникова, она вся задрожала, приподняла руку и медленно стала пятиться от него, пристально глядя в глаза. Он бросился на Лизавету с топором. Несчастная и забитая Лизавета даже не подняла руки, чтобы защититься. Она рухнула.
Страх все больше охватывал Раскольникова, особенно после этого второго, незапланированного убийства. Ему хотелось скорее убежать отсюда. Если бы он сейчас мог рассуждать и понять все трудности своего положения, то он бы бросил все и пошел бы сам на себя заявить, и даже не от страха, а от отвращения к совершенному. Но им овладела какая-то рассеянность. Он обращал внимание на мелочи, забыв о главном. Пройдя в кухню, Раскольников увидел там ведро с водой и стал мыть руки и топор от крови. Затем тщательно вытер все бельем, сушившимся здесь же на веревке. Осмотрев свое платье и вытерев испачканные в крови сапоги, он в раздумье стоял посреди комнаты. Его мучила мысль, что он сходит с ума, делает что-то не то и не сможет себя защитить. «Надо бежать», — подумал он и бросился в переднюю. Здесь он с ужасом увидел, что все это время дверь была открыта. Он бросился к двери и запер ее, но тут же подумал, что нужно бежать. Открыв дверь, он стал слушать. Где-то далеко бранились два голоса. Наконец, все стихло. Он уже хотел выйти, но тут кто-то стал спускаться сверху. Он переждал. Уже ступил на лестницу, но кто-то стал подниматься снизу. Раскольников почему-то сразу понял, что это сюда. Раскольников, точно окостенел и прирос к месту. Только когда гость был уже на четвертом этаже, он быстро проскользнул в квартиру и закрыл дверь на притвор. Ему помогал инстинкт.
Гость подошел к двери, отдышался и позвонил. Незнакомец немного подождал ответа, потом позвонил еще раз и стал нетерпеливо дергать ручку двери. «Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота ненаглядная! Отворяйте!». Было видно, что этот человек свой в этом доме. В это время к двери подошел еще кто-то. «Неужели нет никого?» — весело спросил подошедший. «Здравствуйте, Кох!» Молодой человек пришел занять у старухи денег, а Кох заранее договорился со старухой о встрече. Они начали обсуждать, куда могла подеваться старуха, которая всегда жаловалась на больные ноги, и тут молодой человек заметил, что дверь закрыта на крючок, то есть изнутри. Визитеры поняли, что здесь что-то неладно. Молодой человек оставил Коха у двери, а сам побежал за дворником.
Раскольников стоял за дверью, сжимая топор. Время шло, Кох еще подергал дверь, потом, бросив свой пост, побежал быстро вниз. Шаги стихли, и Раскольников вышел из квартиры. Он уже спустился на три пролета лестницы, как раздался шум этажом ниже. Двое с криком побежали вниз во двор. И тут он услышал, что несколько человек поднимаются наверх. В полном отчаянии Раскольников пошел им навстречу. Между ними оставался только один пролет, и тут Раскольников увидел распахнутую дверь пустой квартиры, в которой шел ремонт. В квартире никого не было, видимо, отсюда недавно с криком выбежали рабочие. Раскольников шмыгнул в раскрытую дверь и притаился. Группа людей поднялась наверх, а он, немного переждав, выбежал вниз. Во дворе тоже никого не было. Он вышел из двора, понимая, что те люди, в квартире, уже, наверное, поняли, что он недалеко, но прибавить шагу не смел, да и пережитое волнение обессилило его. Пот лил с него.
Не в полной памяти Раскольников пришел домой. Только поднимаясь по лестнице, он вспомнил о топоре и вернулся, чтобы положить его обратно в дворницкую. Все прошло благополучно, там никого не было. Придя к себе, он бросился на диван и погрузился в забытье. Так завершается 1 часть романа «Преступление и наказание».
Источник (в сокращении): Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература / И.Н. Агекян, Н.М. Волчек и др. — Мн.: Современный литератор, 2003
Краткие содержания других частей романа «Преступление и наказание»: ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6 ЭПИЛОГ
classlit.ru
«Преступление и наказание» краткое содержание по главам. Разработки уроков
Дополнительные сочиненияВ первой части романа говорится о том, что Родион Раскольников, который бросил учебу, живет в тесной комнате. Для того, чтобы не платить за комнату, он старается избежать хозяйки. Раскольников заложил часы у старухи-процентщицы. Раскольников познакомился с Мармеладовым. Его дочь Соня вынуждена торговать своим телом, чтобы было, за что пропитаться ее братьям и сестрам. Раскольников оставляет деньги у Мармеладова. Раскольникову приходит письмо от его мамы. В письме говорится о том, что его сестра Дуня поступила на службу к Свидригайловым. Марфа Свидригайлова, узнав о том, что ее муж пристает к Дуне, уволила Дуню.
Петр Лужин просит руки Дуни и едет в Петербург открывать новую адвокатскую контору. Раскольников хочет помешать браку его сестры с Лужиным, потому что понимает, что Дуня делает это для него. Когда Раскольников идет домой, он подслушивает, что старуха, которой он заложил часы останется сама дома. В трактире он слушает разговор офицера и студента. Студент говорит, что ограбил бы и убил бы старуху.
Дома Раскольников украл у дворника топор и завернул его в бумагу в качестве «нового заклада». Раскольников зарубил бабушку топором, а когда пришла ее сестра, ему пришлось зарубить и ее.
2 часть
Дома Родион занят тем, что ликвидирует доказательства того, что он убил бедную старушку. Его вызывают в участок, где оказывается, что он просрочил плату за комнату. В участке он услышал разговор об убийстве старушки. Родион упал в обморок. После этого он спрятал вещи старухи под камнем.
Разумихин послушал рассказ Раскольникова и предложил ему помочь. Раскольников болеет, Разумихин и кухарка подают ему обед. Разумихин купил Раскольникову одежду. Раскольников узнал, что за убийство старухи-ростовщицы арестовали красильщика Миколая, который отрицает то, что совершил преступление.
Заметов, который находился в участке в то время, когда Раскольникова пригласили в участок, подозревает, что именно Раскольников убил старуху.
На мосту Раскольников увидел, как с моста выбрасывается женщина. Он тоже думает о самоубийстве. Родион идет на место преступления, но его выгнали. Теперь Раскольников задумался над тем, идти ему в полицию или не идти. Раскольников услышал, что кто-то попал под лошадь. В пострадавшем Родион узнал Мармеладова, которого он несет домой. Мармеладов умирает, но перед смертью он успел попросить прощения перед своей дочерью Соней. Родион отдал все деньги, которые у него были, жене Мармеладова. Когда Раскольников пришел домой, он увидел дома свою мать и сестру, после чего упал в обморок.
3 часть
Когда Раскольников очнулся, он начинает уговаривать свою сестру, чтобы она не выходила замуж за Лужина. Разумихин, который испытывает чувства к Дуне, тоже просит не выходить ее замуж за Лужина. Раскольников сообщает Разумихину, что у убитой старухи осталось кольцо и часы. Разумихин и Раскольников идут к следователю. Там они встретили Заметова. Раскольников бежит домой, чтобы проверить, не осталось ли там вещей старухи. Какой-то человек называет Раскольникова убийцей.
Раскольников рассуждает над тем, кто он «тварь дрожащая» или «право имеющий».
Родион встретил у себя дома Аркадия Свидригайлова.
4 часть
Свидригайлов расказал Родиону о Дуне и о смерти своей сестры. Рассказывает, что имеет самые лучшие намерения. Также Свидригайлов предлагает Раскольникову помешать свадьбе Лужину и Дуни. Лужин рассказал, что Свидригайлов был виновником смерти не только своей жены, но и ростовщицы Ресслих, а также слуги Филлипа. Впоследствии Лужина выгнали.
Лужин хочет отомстить. Он хотел жениться на Дуне ради карьеры адвоката. Когда Раскольников спрашивает у Сони, почему она не покончила жизнь самоубийством, Соня говорит о том, что не хочет оставлять близких. Оказывается, что Соня и Лизавета дружили, и Лизавета подарила Соне Библию.
Раскольников приходит к следователю как подозреваемый. Миколай, который врывается внезапно в комнату, обвиняет Раскольникова в убийстве. Но следователю пришлось отпустить Раскольникова.
5 часть, эпилог
Раскольников признался Соне в убийстве старухи. Мать Сони умирает, а Свидригайлов помогает детей устроить в детский дом. Порфирий Петрович в курсе того, что старушку убил Раскольников. Он говорит Родиону, что Миколай – верующий человек и берет вину на себя. Порфирий Петрович предлагает Родину прийти и во всем сознаться.
Мать Дуни, замечая, что Свидригайлов неравнодушен к Дуне, выдает свою дочь замуж. Свидригайлов говорит Дуне, что Раскольников – преступник. Свидригайлов предлагает помощь Дуне, но Дуня отказывается. Когда Дуня хочет уйти, он ее не отпускает. Он выстреливает из пистолета, но мимо. После того, как узнает, что Дуня его не любит, оставляет ей целое состояние и кончает жизнь самоубийством. Раскольников сознается в совершенном злодеянии.
В эпилоге говорится о том, что Раскольников получил всего восемь лет благодаря смягчающим обстоятельствам. Его отсылают в Сибирь. Дуня выходит замуж за Разумихина.
Соня уезжает вслед за Раскольниковым в Сибирь. По воскресеньям больная и слабая Соня навещает Раскольникова.
dp-adilet.kz
Краткое содержание Преступление и наказание
c9f0f895fb98ab9159f51fd0297e236d
c9f0f895fb98ab9159f51fd0297e236d
Петербург. Родион Раскольников идет с закладом к процентщице Алене Ивановне, с которой живет сирая сестра Лизавета. Бывший студент планирует убийство старухи, просчитывая все детали. Получив деньги за заклад, Раскольников встречает спившегося чиновника Мармеладова, который рассказывает о своей семье – жене, ее трех детях от первого брака и о дочери Соне, которая зарабатывает деньги на пропитание детей на панели. Сам Мармеладов крадет последнее у своей жены и дочери и пропивает. Раскольников провожает пьяницу домой и незаметно оставляет его домочадцам несколько монет.
В письме от матери Раскольников узнает о бедственном положении родных. Чтобы помочь ему получить образование им пришлось занимать деньги. Сестра Дуня вынуждена была работать у помещиков Свидригайловых, где ей пришлось терпеть унижения. Размышления о скором браке сестры с помещиком Лужиным, который рассчитывает на покорность бедной девушки и о судьбе Сони рождают в голове Раскольникова убежденность в убийстве обрекающей на страдания людей процентщицы. Желание убить старуху и ненависть к кровавой расправе, которая рождена сном из увиденной в детстве картины истязания клячи, разрываю душу Раскольникова.
Бывший студент убивает процентщицу, а вместе с ней, случайно вернувшуюся домой ее сестру. Украденные ценности он бессознательно прячет. Преступление оборачивается для Раскольникова тяжелой болезнью. Он узнает подробности убийства у бывшего товарища по университету Разумихина и готовится сознаться в преступлении. На улице он видит, как Мармеладова раздавила карета. На свои последние деньги Раскольников оказывает помощь несчастному и его семье. Прогоняя мать и сестру, приехавших к нему, он чувствует необходимость сблизиться с «падшей» Соней. Семью Раскольникова опекает Разумихин, влюбленный в Дуню.
Родион приходит за информацией о заложенных вещах к следователю. Порфирий Петрович ведет разговор о теории студента, напечатанной в газете. Имея лишь подозрения, но, не имея доказательств, следователь отпускает юношу, в надежде на его раскаяние и признание вины. Раскольников осознает, что его теория ошибочна и раскаивается в совершенном убийстве. Он сближается с Соней, верующей в милосердие и христианскую добродетель.
В поисках любви Дуни в Петербург приезжает Свидригайлов, где он знакомится с Раскольниковым. Родион испытывает неприязнь к обидчику сестры, но способность относиться к жизни легко, несмотря на совершенные прежде мерзкие поступки, привлекает студента.
Лужин пытается опорочить Родиона и Соню, но его клевета не находит поддержки у родных Раскольникова. Выдворенный Лужин не оставляет мысли обесчестить Родиона перед родными.
Снедаемый страхом, Раскольников вновь идет к следователю. Он почти выдает себя, но узнает, что вину за убийство признал маляр Миколка.
Во время поминок Мармеладова происходит конфликт, из-за которого хозяйка квартиры отказывает Катерине Ивановне с детьми в проживании. Лужин пытается обвинить Соню в краже денег, но среди присутствующих находится свидетель ее невиновности.
Родион рассказывает о своем преступлении Соне, которая жалеет его за душевные страдания. Следователь приходит к Раскольникову и пытается уговорить признать вину. Веря в свою теорию, но уступив просьбам Сони, Раскольников кается на глазах у народа и признается в убийстве. Соня следует за Раскольниковым в сибирскую ссылку. В острожной больнице Родиону снится страшный сон, в котором люди истребляют друг друга. Он понимает, что гордыня ведет к гибели, а наполнившая сердце любовь к Соне открывает для Раскольникова дорогу к новой жизни.
szhato.ru
Краткое содержание Преступление и наказание. – краткие содержания произведений по главам
Краткое содержание: Преступление и наказание
Ф. М. Достоевский
Преступление и наказание
Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.
На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.
И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.
Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.
Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»
Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.
Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.
Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.
Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин […] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.
Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.
Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.
Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».
Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.
В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.
Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.
Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.
У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.
Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.
Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.
Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.
Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.
prestuplenieinakazanie
Краткое содержание, пересказ, изложение «Преступление и наказание»
История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия — сборник сочинений и эссе по литературе
www.testsoch.info
Краткое содержание: Преступление и наказание
Ф. М. ДостоевскийПреступление и наказание
Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.
На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.
И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.
Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.
Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»
Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.
Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.
Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.
Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин […] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.
Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.
Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.
Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».
Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.
В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.
Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.
Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.
У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.
Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.
Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.
Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.
Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.
vsekratko.ru