Краткая характеристика митрофанушки из недоросль – «Недоросль» характеристика Митрована в комедии Фонвизина – сочинение по теме

Содержание

Характеристика Митрофана в «Недоросле» Фонвизина

Имя героя фонвизинского «Недоросля», Митрофанушки, стало нарицательным. Недорослями в те времена назывались дворянские дети, записанные с детства на службу, но по малолетству своему еще не начавшие служить. По указу императрицы Анны Иоанновны, дворянские дети имели право оставаться в недорослях до 20-ти лет.

Герои «Недоросля» Фонвизина

 

Митрофану 16 лет. Это – здоровый малый, ленивый, грубый, избалованный матерью, госпожой Простаковой, которая потакает всем его дурным наклонностям. Он – достойный маменькин сынок. В грубости он ей не уступает; учитель его Цыфиркин говорит, что он «завсегда без дела лаяться изволит». Со своей няней Еремеевной, бесконечно ему преданной, он не только груб, но еще – бессердечен. Он подло грозит навести на нее гнев матери: «Еще слово молви, старая хрычовка уж я те отделаю!» говорит он Еремеевне. «Я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по вчерашнему». Когда же Скотинин хочет его поколотить, он прячется за ту же бедную Еремеевну, – «мамушка, заслони меня», как самый подлый трус.

 

Фонвизин. Недоросль. Лекция А. Ужанкова

 

Грубость и невежество Митрофана обнаруживаются во всей красе, когда, по просьбе матери, Стародум и Правдин испытывают его знания по всем наукам. – «Дверь», спрашивает Правдин, – «какое имя: существительное, или прилагательное? – «Котора дверь? осведомляется Митрофан. «Эта – прилагательна». – «Почему же?» – «Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна».

Все, что говорит Митрофан, – глупо и как-то тупо. Однако, он твердо знает, чего ему хочется: – «час моей воли настал», грубо говорит он матери: «не хочу учиться, хочу жениться». Когда дело касается его выгоды, то, несмотря на свою глупость, он умеет хитрить. Так, подлаживаясь к матери, он говорит, что всю ночь видел во сне, будто она «изволит бить батюшку» и прибавляет: «так мне и жаль стало тебя, матушка, ты так устала, колотя батюшку». Это – явная хитрость, т. к. настоящей любви к матери у Митрофана нет, он не способен ни на какое хорошее чувство; в этом он даже хуже своей матери. Вся черствость и полное бессердечие Митрофана обнаруживаются в последнем действии, когда он отталкивает обожающую его мать: «Отвяжись, матушка, как навязалась…»

Читайте также статью Герои «Недоросля» Фонвизина.

 

rushist.com

Уничижающая характеристика Митрофана из комедии «Недоросль»

Была ли характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» комедии Дениса Ивановича Фонвизина авторским вымыслом? Принято считать что прообразом Митрофана Терентьевича Простакова послужила реальная историческая личность – Алексей Николаевич Оленин. Следует также упомянуть, что автор комедии был лично знаком с основателем русского национального театра А.П.Сумароковым, был увлечен просветительскими мыслями Вольтера.

Прообраз Митрофанушки

Реальный недоросль имел старинное дворянское происхождение по материнской линии — из рода князей Волконских. Отец молодого помещика — отставной полковник лейбгвардии — явно недостаточно уделял внимания воспитанию недоросля. Алеша рос во вседозволенности в отцовском имении, находящемся в с. Саласур Рязанского наместничества Московской губернии. Ориентируясь на некоторые фразы Алексея и его увлечения, создавал Фонвизин «Недоросль». Характеристика Митрофана получилась хоть не документальная, но узнаваемая.

Взгляды Митрофана на жизнь

Пятнадцатилетний молодой человек убежден в том, что, имея дворянское происхождение, он может игнорировать многие «второстепенные», на его взгляд, вещи: образование, воспитание, трудолюбие, гармоничные отношения с людьми. Если Петр I обязывал недорослей после учебы служить Отечеству, то в дальнейшем требования ограничились лишь образованием. Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» показывает, как из этой в высшей степени ошибочной точки зрения постепенно развивается гордыня, грозящая в будущем разрушить его жизнь. Узнав, что девушка Софья одарена помещиком Стародумом значительным богатством, он примеряет на себя роль жениха. Действительно, зачем учиться, когда свадьба принесет благосостояние на всю оставшуюся жизнь? Он презирает отца, считая его ничтожеством, издевается над своими учителями.

Чтобы показать сына в выгодном свете перед проницательным Стародумом, г-жа Простакова пытается представить его образованным. Эта анекдотическая попытка полуграмотной мамаши обречена на провал, так оно и получается. Софья же влюблена в действительно достойного молодого человека — Милона.

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» дается резонером Стародумом предельно кратко и исчерпывающее: «Непросвещенный, а также лишенный души». Действительно, юный помещик, лелеющий свое эго, не утруждает себя трудом и налаживанием дружественных отношений с другими людьми

Выводы

Удалась ли комедия у Фонвизина? Вопрос, конечно же, риторический. Однако хотелось бы ответить, как на самого Алешу Оленина повлияла фонвизинская характеристика Митрофана. Недоросль оказался, конечно, лентяй, но не дурак. Как говорят современники, молодой человек не только узнал себя в Митрофане Терентьевиче, но был потрясен взглядом на себя со стороны, ему стало действительно стыдно. Таким образом, произведение Фонвизина стало мощным стимулом для образования и воспитания Алексея Николаевича Оленина. Кто бы мог подумать, что характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» с такой силой мотивирует Алешу? Этот человек посчитал образ юного Простакова своей личной точкой отсчета, мотивацией для сумасшедшей концентрации на образовании и работе. И, как результат, мы нынче говорим об Алексее Оленине как о человеке, создавшем задел для отечественной библиографии, эквивалентный вкладу самого Фонвизина в становление русской комедии. Кроме того, Оленин был Президентом Академии художеств, признанным авторитетом в истории и археологии.

fb.ru

Характеристика Митрофана в комедии “Недоросль”

План

Митрофан и Простакова Влияние на Митрофана отца и дяди Обучение Митрофана Почему Митрофан является центральным персонажем?

Денис Фонвизин написал комедию ” Недоросль ” в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались “недорослями” – это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является Митрофанушка-недоросль. Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии – его несуразные

высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина “Недоросль” образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт.
Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен “маменькиным сынком” – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой

жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения. Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от “лишнего рта”. Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее “заботливой воспитательницей”, якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.

Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее “лучшие” черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на Митрофана отца и дяди

Анализируя воспитание Митрофана в комедии “Недоросль” нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены.
Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.

Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая “свое решение”. Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.

Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии “Недоросль”. В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.

Помимо того, в “Недоросле” характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.

Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему “Характеристика Митрофана в комедии “Недоросль””

.

ege-essay.ru

Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Митрофан является недорослем, отрицательным персонажем в комедии, молодым дворянином. Он очень похож на свою мать, госпожу Простакову, брата Тараса Скотинина. У Митрофана, у госпожи Простаковой, у Скотинина можно заметить такие черты характера, как жадность и корыстолюбие. Митрофанушка знает о том, что вся власть в доме принадлежит его матери, которая его любит и позволяет ему вести себя так, как он хочет. Митрофан ленивый, не любит и не умеет работать и учиться, лишь только резвится, веселится да сидит на голубятне. Не столько сам маменькин сынок оказывает влияние на окружающих, сколько они — на него, стараясь воспитать недоросля честным, образованным человеком, а он во всем подходит на свою мать. К слугам Митрофан относится очень жестоко, оскорбляет их и вообще за людей не считает:

Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.

К учителям Митрофан тоже никакого уважения не имеет. Он стремится лишь к своей личной выгоде, и, когда узнает о том, что Софья стала наследницей Стародума, он немедленно намеревается предложить ей руку и сердце, а отношение к Софье в доме Простаковых значительно изменяется в лучшую сторону. И все это только из-за жадности и хитрости, а не из-за подвига сердца.

Митрофан изображен в комедии «Недоросль» очень живо, жизненно, со многими человеческими пороками, и госпожа Простакова просто души не чает в своем сыне:

Г-жа Простакова. … Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить. Мой Митрофанушка из-за книги не встает сутками. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: за то будет и детина хоть куда… Жених хоть кому, а все-таки учители ходят, часа не теряет, и теперь двое в сенях дожидаются… Митрофанушка мой ни днем, ни ночью покою не имеет.

Противоположностью Митрофана является Софья, молодая, добрая, разумная девушка.

Основной проблемой, которая привела Фонвизина к созданию образа Митрофана, является воспитание в малой степени — крепостничество (подразумевается вообще отношения между людьми разных социальных положений).

klassreferat.ru

Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Недоросль Фонвизин Д.И. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»

    Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия «Недоросль». Недоросль- подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене. Денис Иванович Фонвизин начал работать над комедией по приезде в Россию из Франции.
     В образе одного из главных героев произведения, Митрофана, автор хотел показать грубость, невежество и деградацию дворянства в России, а также пагубность владения крепостными.
     Главному герою было шестнадцать лет, он жил с родителями, хотя давно уже должен был служить в армии. Митрофан был единственным ребенком в семье, поэтому его мать, госпожа Простакова, души в нем не чаяла. Главный герой был ленив, ничего не делал, только голубей гонял. «Митрофан» значит «похож на мать». Возможно, именно так Денис Иванович показал схожесть персонажа с матерью в отношении к учебе, работе и в отношениях с окружающими.

     Митрофан был абсолютно необразован, хотя во владениях Простаковых учителя имелись. Ведь так было заведено в дворянских семьях. Все только хвалили Митрофанушку за нежелание учиться.
     Главный герой был сильно избалован, поэтому никого вокруг не уважал: ни во что не ставил собственного отца, матери льстил и пользовался ей, крепостным и слугам грубил. Никто не смел давать отпор.
     Образ Митрофанушки не был придуман Фонвизиным. Действительно, в восемнадцатом веке литература знала таких недорослей, которые вели вольный, вседозволенный образ жизни, не знали грамоты и так далее. Благодаря комедии, слово «недоросль» стало нарицательным.


Добавил: Dmitry995

161793 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»


Смотрите также по произведению «Недоросль»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Характеристика героя Митрофанушка (Недоросль Фонвизин Д.И.)


/ Митрофанушка

-Вариант 1
-Вариант 2

    Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

    Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
    Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
    В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
     Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
    Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.



/ Характеристики героев / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Митрофанушка


Смотрите также по произведению «Недоросль»:


harakteristik.narod.ru

«Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»»

Митрофан является недорослем, отрицательным персонажем в комедии, молодым дворянином. Он очень похож на свою мать, госпожу Простакову, брата Тараса Скотинина. У Митрофана, у госпожи Простаковой, у Скотинина можно заметить такие черты характера, как жадность и корыстолюбие. Митрофанушка знает о том, что вся власть в доме принадлежит его матери, которая его любит и позволяет ему вести себя так, как он хочет. Митрофан ленивый, не любит и не умеет работать и учиться, лишь только резвится, веселится да сидит на голубятне. Не столько сам маменькин сынок оказывает влияние на окружающих, сколько они — на него, стараясь воспитать недоросля честным, образованным человеком, а он во всем подходит на свою мать. К слугам Митрофан относится очень жестоко, оскорбляет их и вообще за людей не считает:

Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.

К учителям Митрофан тоже никакого уважения не имеет. Он стремится лишь к своей личной выгоде, и, когда узнает о том, что Софья стала наследницей Стародума, он немедленно намеревается предложить ей руку и сердце, а отношение к Софье в доме Простаковых значительно изменяется в лучшую сторону. И все это только из-за жадности и хитрости, а не из-за подвига сердца.

Митрофан изображен в комедии «Недоросль» очень живо, жизненно, со многими человеческими пороками, и госпожа Простакова просто души не чает в своем сыне:

Г-жа Простакова. … Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить. Мой Митрофанушка из-за книги не встает сутками. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: за то будет и детина хоть куда… Жених хоть кому, а все-таки учители ходят, часа не теряет, и теперь двое в сенях дожидаются… Митрофанушка мой ни днем, ни ночью покою не имеет.

Противоположностью Митрофана является Софья, молодая, добрая, разумная девушка.

Основной проблемой, которая привела Фонвизина к созданию образа Митрофана, является воспитание в малой степени — крепостничество (подразумевается вообще отношения между людьми разных социальных положений).

www.allsoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *