Коронование марии рафаэль санти – Коронование Марии, Рафаэль Санти

Описание картины Рафаэля Санти «Коронование Марии»

Работа написана в 1502-1503 годах для алтаря Одди. Интересным фактом при создании данного полотна послужило то, что художник не самостоятельно определил основные составляющие изображения. При этом его излюбленная религиозная тематика на ранних стадиях творчества нашла своих почитателей.

Говоря о верхней части полотна, здесь имеет место некое заимствование силуэтов у работы Перуджино «Вознесение Богоматери». При этом Рафаэль отдал предпочтение тщательной прописи алтарного расположения, а также лиц и других важных религиозных элементов, расположившихся в работе. Таким образом можно отметить внушительное превосходство ученика над учителем.


В этой картине можно рассмотреть знакомство творца с прекрасными возвышениями Рима и Флоренции. Как известно, Рафаэль был заядлым путешественником, желая обогатить свой духовный мир и раствориться в глубоком величии окружающего. Подобная манера сказалась и на его работах.

Рассматривая работу, нельзя не обратить внимание на минимализированное различие между так называемыми участниками полотна. Таким образом художник хотел подчеркнуть идею близости души христианина со святыми.

Традиционно Мария представлена в синей накидке, укрывающей ее голову. По бокам расположились ангелы и покровители. Современники описывали свои ощущения после просмотра картины, говоря о присутствии чувства легкости и «воздушности», а музыкальные инструменты на верхнем ярусе полотна будто сквозь изображение дарили мелодию спокойствия. Они представлены в картине в качестве торжественного элемента, с помощью которого Марию встречают на небе.

Нижний ярус картины представлен в виде ожидания. Христиане наблюдают за процессом коронования, отложив свои привычные дела. Здесь можно сказать о единении людей благодаря Марии и ее значимости в религии.

opisanie-kartin.com

Алтарь Одди — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Алтарь Одди» или «Коронование Девы Марии» — алтарная картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля. Выполнена по заказу Магдалины Одди в 1502—1503 годах. Когда картина была готова, её вместе с пределлой разместили в церкви святого Франциска в Перудже под именем Перуджино.

К этому произведению Рафаэль выполнил много эскизов карандашом, в нем заметно влияние Перуджино[1] .

Пределла вивария состоит из трех картин размером 27 × 50 см, на которых показаны три эпизода из детства Христа:

  • «Благовещение» (слева)
  • «Поклонение волхвов» (по центру)
  • «Введение во храм» (справа)

Примечания

ru.wikipedia.org

Музеи Ватикана. Пинакотека — часть 2

Продолжаем прогулку по Ватиканской Пинакотеки 

Зал VII-Перуджино(Perugino)

Пьетро Ваннуччи по прозвищу Перуджино(1445-1523 гг.),снискал известность,как и Мелоццо,еще будучи художником при дворе Урбинского герцога.Был известным художником и его мастерская в Перудже-одной из самых крупных школ живописи 15 века.В частности,в жанре алтарных картин стиль Перуджино пользовался огромным успехом благодаря мягким очертаниям фигур,поэтичности изображаемых пейзажей и несравненной способностью оставаться близким и понятным основной масс верующих.Приоры представляли собой один из самых важных институтов в г.Перуджа,ведавших правосудием и управлением города.Именно они заказали Перуджино алтарную картину для капеллы Дворца Приоров.Закончив картину,Перуджино оставил на ступеньке трона Богоматери свою подпись,замаскированную под латинское изречение»Hoc Pertus De Chastro Plebis Pinxit»,то есть»Пьетро из Города делла Пьеве написал эту картину»

Темой работы была так называемая Святая беседа.Под этим термином понимается один из самых распространенных в 15 веке иконографических сюжетов, предусматривавших помещение в центр композиции Богоматери,восседающая на троне в окружении святых,на фоне архитектурных строений или пленительного пейзажа.Богоматерь с Младенцем и Святыми,известная также,как

Алтарная Картина Децевмиров.Богоматерь держит Младенца на коленях,сидя на троне,установленном на помосте,безукоризненно написанном с точки зрения перспективы и украшенный ложными барельефами,напоминающие узоры античных барельефов.Святые по обе руки от Богоматери снабжены символами,указывающие на их роль в жизни Церкви.Слева на первом плане изображен Святой Людовик-архиепископ Тулузы с епископским посохом в руках,а по правую руку Святой Лаврентий в одеяниях архидиакона.На втором плане видны Святые Эрколано и Констанцо-покровители Перуджи.

Воскресение Сан-Франческо-аль-Прато(Resurrezione di San Francesco al Prato),1499 г.

Работа получила свое название от церкви Сан-Франческо-аль-Прато из г.Перуджа.Работа оказалась в Париже в 1797 году по приказу Наполеона.В 1815 году была возвращена обратно после Венского конгресса,и Папа решил держать ее в Ватикане.Глубокое воздействие Перуджино оказал на своего ученика Рафаэля своими картинами,и есть предположение,что молодой Рафаэль имел существенную роль в написании этой картины вместе с Перуджино.

Пьетро Джовани прозванный Испанцем(1450-1528 гг.),ученик Перуджино-Мадонна делла Спинета

Пинтуриккьо-Коронование Марии

Зал VIII-Рафаэль Санти 

Для Рафаэля Санти(1483-1520 гг.)было большой удачей встретить в самом начале творческого пути такого мастера как Пьетро Перуджино.Молодой художник унаследовал его идеальное и гармоничное видение мира,у него научился основам построения композиции,типов и характеристик фигур,целиком переняв все приемы и художественную манеру великого мастера.Овладев секретами мастерства,Рафаэль сумел превзойти Учителя,достигнув большего натурализма в изображении фигур и гибкости в композиции.Величайшим вкладом художника в развитие стиля Возрождения зрелого периода стало его умение создать между фигурами гармонию жестов и взглядов.Рафаэль сумел освободиться от пут традиций,достигнув крайне динамичных и драматичных эффектов.

«Алтарь Одди»или«Коронование Девы Марии»-алтарная картина Рафаэля,выполненная по заказу Магдалины Одди в 1502-1503 годах.Когда картина была готова,её вместе с пределлой разместили в церкви святого Франциска в Перудже.

Картина,первоначально сделанная на доске,оставалась в капелле церкви,для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века,когда была вывезена в Париж французскими оккупантами,где видимо из-за повреждений,полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст.Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом,причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии,находят его пустым,и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы,среди которых-лилии.За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов,Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной.Исследования доски(рентгенографией и инфракрасными лучами)показали,что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть,в которой Христос коронует Деву Марию,

в то время,как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду.Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино,совсем наоборот,распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма,в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане.Центральным элементом картины является пустой саркофаг,сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали,что усиливает эффект глубины сцены.

Пределла картины состоит из трех картин размером 27 × 50 см,на которых показаны три эпизода из детства Христа:

«Благовещение» 

«Поклонение волхвов»

«Введение во храм»

Рафаэль-Мадонна ди Фолиньо

Картина написана в 1511-12 годах маслом на дереве,в 1802 году переведена на холст,имеет размеры 320х193 см.Это произведение предшествует такому шедевру всех времен и народов,как Сикстинская Мадонна.Картина была заказана папским историком и секретарем Сиджизмондо деи Конти для римской церкви Санта Мария Арачели в 1511 году в честь избавления от смерти,когда в его дом в Фолиньо упал метеорит.До 1565 года картина находилась в алтаре церкви святой Марии в Риме,где был захоронен заказчик,а после перевезена в церковь святой Анны монастыря в Фолиньо.В 1797 году Мадонну ди Фолиньо вывезла в Париж наполеоновская армия,где она хранилась некоторое время.После падения Наполеона возвращена в Рим,где в 1958 году была произведена реставрация.

В левой части картины изображен святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский.В правой святой Иероним с коленопреклоненным Сиджизмондо,устремляющим полный благодарности взгляд на Мадонну с младенцем.Мария с младенцем Христом парит в облаках на фоне золотого диска,олицетворяющего Ее небесную славу(другое название картины Мадонна в Славе),в окружении херувимов.Вертикальная композиция картины и ее разбивка на две части пусть и напоминает компоновку     

обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди»,но в то же время содержит множество новых и современных элементов.Фигуры не изолированы одна от другой,а связаны паутиной жестов и взглядов,как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя,указывая на Богоматерь.Святой Франциск,напротив,указывает в сторону наблюдателя,но взор его направлен в небеса.Святой Иероним не только представляет заказчика картины,но и указывает на строение,убереженное от молнии,поясняя своим жестом смысл обета.Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга,подчеркивающая композиционное единство сцены.

Между этими группами,в центре,расположен необыкновенно красивый ангел держащий табличку,в которую,в соответствии с пожеланиями заказчика,должно было быть написано посвящение,поясняющая причину написания картины.Сиджизмондо умер,не оставив распоряжений о содержании надписи,но цель хорошо понятна и без этого,так как в нижней части полотна видны метеорит и молния,падающие на здание городка.

Рафаэль-Преображение Господне (1518-1520 гг.) Вначале он намеревался писать Воскресение Христа и подготовил несколько рисунков,но вскоре оставил этот сюжет и приступил к написанию на дереве большой картины размером 405×378 сантиметров «Преображение», в которой с наибольшей остротой выражено разочарование в классических идеалах.Его чуткая натура не могла не видеть трагедию,переживаемую искусством Высокого Возрождения,главные заказчики которого-королевские дворы,высшие иерархи Церкви и аристократия-думали только о наслаждении жизнью,не замечая,что она проходит мимо и надвигается пора жестокой расплаты за излишества и забвение интересов простого люда,осуждённого на унижение,бесправие и нищенское существование.Всё это нашло отражение у Рафаэля в последнем его контрастном творении, поделенном на две части.В верхней половине-на горе Фавор,куда Христос по прошествии шести дней после памятного разговора с учениками о душе и вере поднялся вместе с Петром,Иаковом и его братом Иоанном,произошло чудо и Спаситель преобразился перед ними,дабы убедить их в своей божественной сути.Его лицо просияло,как солнце,а одежды стали белыми, как снег.В нём был источник силы и божественного света,который привлек показавшихся ветхозаветных пророков Моисея со скрижалями и Илию с книгой в руках. Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы,поражённые произошедшим чудом Преображения.Согнувшись в коленях,Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света.Иаков облокотился на камень,поднеся руку к поражённым сиянием глазам.Иоанн,пятясь назад,старается защитить глаза рукой,чтобы не ослепнуть.Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе,что позволило художнику композиционно связать их с землей.Слева,вопреки евангельскому источнику,изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева.Одна из них,по всей видимости,святой Лаврентий,покровитель великого деда заказчика.Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия.
Вслед за свершившимся Преображением он изображает,согласно Евангелию от Матфея (гл. XVII, 15), сцену с бесноватым отроком.Если сверху покой и возвышенность чувств, то внизу-сущее безумие со всеми земными бедами и безверием.

Как пишет Вазари,это была последняя вспышка гения Рафаэля при написании прекрасного лика Христа.Закончив работу,он отложил кисть в сторону,словно понимая,что ничего лучшего создать больше не сможет,да и чувствовал себя неважно.Однако до того,как он серьёзно заболел и слёг,у него созрел общий замысел нижней половины картины и он оставил эскизы почти для каждой фигуры. Считается, что выразительная поза одного из апостолов в нижнем левом углу,сидящего с книгой у пруда,целиком написана Рафаэлем.

Нижняя половина как бы поделена образовавшимся проёмом между двумя группами собравшихся людей.Слева сгрудились девять апостолов,справа-бесноватый отрок с родителями,сестрой и простолюдинами,взывающими о помощи.«Преображение»-это два контрастных мира.В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор,в другом-глубокое волнение,вызванное чудесным исцелением отрока.Как можно судить по картине,только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться.Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события.Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей,которые по-разному воспринимают увиденное.Завершал картину Джулио Романо.К сожалению,он использовал краску nero di fumo,обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные,но с годами она так темнеет,что фигуры становятся неразличимыми.

Папа Лев X,желая связать свое имя со столь престижным творением,как Сикстинская Капелла,решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели.Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию(теперешнюю Бельгию),где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время,благодаря качеству работы и используемых материалов,мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста.Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен.Его раскрашенные картоны,которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету,достигнув даже русской Калуги,напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством.Работа над картонами была завершена,как явствует из ватиканского платёжного регистра,20 декабря 1516 года.

 Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески,которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные.Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди.Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике,наделённом богатейшей фантазией.Особую известность получили картоны,выполненные в основном Рафаэлем,«Чудесный улов»,«Призвание апостола Петра»,«Исцеление хромого» и «Смерть Анании».На остальных «Ослепление Элимы»,«Жертвоприношение в Листре»,«Обращение Савла»,«Проповедь Павла в Афинах»,«Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана»,по мнению исследователей,чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо.Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер,прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы.

Ссылаясь на мнение очевидцев,Вазари пишет,что шпалеры вызвали восторг римлян.Невозможно было понять,каким образом посредством ниток удалось передать с такой тонкостью и достоверностью фигуры людей,дома,деревья,животных и птиц,словно они написаны кистью художника?Несмотря на восторженные слова Вазари, картоны Рафаэля были куда более совершенны и впечатляющи,нежели вытканные по ним шпалеры.Всем им была уготована незавидная участь.После смерти Льва X они были заложены,так как не стало и главного кредитора папы Агостино Киджи,а в мае 1527 года при разграблении Рима ландскнехтами Карла V многие шпалеры были украдены или разрезаны и по частям проданы. Лишь в 1818 году оставшаяся их часть была выкуплена папой Пием VII и с тех пор находится в Ватиканской Пинакотеке.Что же касается самих картонов,то после кончины Рафаэля папа не удосужился востребовать их обратно,и они остались в Брюсселе,где использовались в качестве образцов для других шпалер.Один из картонов «Обращение Савла» вернулся в Италию и находился в Венеции,пока следы его не были утеряны,равно как и двух других картонов,посвящённых мученичеству Павла и Стефана.Остальные,весьма попорченные временем,были обнаружены в первой четверти XVII века Рубенсом.Поражённый их великолепием,он уговорил английского короля Карла I выкупить их,что и было сделано за огромную сумму.После трагической смерти короля картоны были выставлены на аукцион и,были приобретены английским правительством по распоряжению протестанта Кромвеля.На примере дошедших до нас картонов,можно судить,какую невосполнимую потерю понесло искусство,хотя именно картоны,размноженные в гравюрах,принесли Рафаэлю поистине мировую славу.Но стоит при этом признать,что в отличие от классически возвышенного стиля росписей ватиканских станц,выражающих великие гуманистические идеалы Возрождения,композиция шпалер-это в некотором смысле отход от классического стиля в сторону псевдоклассицизма с явными признаками барокко.

Рассмотрим хотя бы те картоны,которые по общему признанию выполнены самим Рафаэлем.Хранятся в Лондонском музее-Виктории и Альберта.Безусловно лучшей композицией является «Чудесный улов»

После того как рыбаки всю ночь провели впустую,не выловив ни одной рыбы,Христос повелел им снова забросить сети.В первом челне,доверху гружённым рыбой,на корме сидит Христос.Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени,произнеся: «Господи, я грешник»,а Христос,успокаивая его,в ответ промолвил:«Не бойся».Здесь же стоит Андрей,разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы.В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру.В другом челне два ученика,напрягшись,с трудом вытаскивают полную рыбы сеть.Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн,чтобы он под тяжестью не перевернулся.

За происходящим наблюдают на переднем плане у воды три журавля и своим клёкотом оповещают людей,собравшихся на противоположном берегу озера,о чудесном улове.С помощью светотеневых переходов мелкими штрихами создаётся атмосфера раннего утра с лёгким дуновением ветерка.Эту картину живой природы замыкают вдали селение и холмистая гряда.Стоит отметить,что ради придания большей значимости фигурам Рафаэль пошёл на нарушение классических канонов,и оба челна выглядят у него неестественно крохотными,но каким-то чудодейственным образом удерживаются на плаву под тяжестью рыбаков и обильного улова.

В сцене«Призвание апостола Петра»слева изображён Спаситель,облачённый в светлый паллиум,его правая рука и плечо обнажены.

 Просветлённый лик спокоен и кроток;густые каштановые волосы ниспадают до плеч.Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо,словно говоря:«Паси овец моих»(Евангелие от Иоанна,гл.XXI,16,17).Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства,как у Леонардо в «Тайной вечере».Одни вопросительно смотрят друг на друга,недоумевая,почему Учитель призвал и вручил ключи Петру,который трижды отрёкся от него.Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя,послушно принимая любое его деяние,а третьи спокойно принимают это решение.В этом картоне,более чем в других работах Рафаэля,особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью,чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения.

В картонах Рафаэля угадываются черты леонардовского Христа.Но в отличие от него Рафаэль поместил своего Христа не в центре картины,а с краю.Появившись на мгновение для передачи ключей Петру,Христос,кажется,готов снова исчезнуть,но при этом его стройная фигура несёт главную смысловую нагрузку и уравновешивает сгрудившихся в центре взволнованных апостолов.

В сцене «Исцеление хромого» налицо наметившийся отход от принципов классического стиля.

 Действие развёртывается между витыми колоннами,а это один из часто встречающихся декоративных приёмов в эпоху барокко.Необычные на первый взгляд колонны играют важную связующую роль между заполнившими пространство людьми и архитектурой храма.Сама сцена чудодейственного исцеления написана с минимальной затратой движения жестов и мимики.Калека сидит на полу,не сводя умоляющего взгляда со стоящего перед ним Петра,который,молча взяв руку несчастного,пристально смотрит на него.Это противопоставление двух профилей и взглядов придаёт особое психологическое напряжение сцене,за которой со злобной завистью наблюдает из-за колонны другой хромой.Рядом с Петром стоит с ободряющим выражением на лице Иоанн,за его спиной видна голова священника,на лице которого неверие в чудо.Вокруг толпятся люди,выражающие живое участие к происходящему или полные равнодушия к чужому несчастью.

В качестве противовеса на картине слева помещены две детские фигурки,чья первозданная нагота олицетворяет чистоту и отзывчивость их души.В этом фрагменте отражена подлинная суть Рафаэля,человека и творца.

В XVII-XVIII веках особенно популярным был картон «Смерть Анания»,высоко оценённый Гёте,в котором классицизм Рафаэля всё отчётливее стал перерождаться в псевдоклассицизм.

Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами,будь то краски или карандаш,поскольку речь идёт о каре,постигшей неправедного,который нарушил одну из священных заповедей.Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу,создав сцену,преисполненную драматизма.В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов,на лицах которых написано осуждение поступка Анания.Тот справа на полу корчится в предсмертных муках,пугая людей диким воплем.Один из апостолов,подняв руку к небу,указывает, откуда пришла кара,а Пётр жестом как бы говорит согрешившему:«Господь тебя наказал».Жизнь продолжается,и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом,а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм.Над ними лестница,по которой поднимается Сапфира,жена осуждённого,жадно пересчитывая недоданные общине деньги.Композиция строго симметрична.Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий.Этой асимметрией достигается драматический накал повествования.

Когда Рафаэль увидел в Сикстинской Капелле шпалеры и взглянул на потолок расписанный Микеланджело,ему стало не по себе от такого сравнения.Насколько же проигрывало всё это златотканое тряпьё перед могучим спокойствием и благородством,которое излучали микеланджеловские пророки и сивиллы.Он дал себе слово больше не приходить в Капеллу,чтобы не испытывать разочарование.Ему до боли было досадно,что его картоны,в которые вложено столько чувства и старания,стали почти неузнаваемы,растворившись в обилии роскошного нитяного разноцветия с золотыми прожилками,от чего рябило в глазах.Ткачи додумались даже плащ Христа в сцене вручения ключей усыпать звёздочками. Большую безвкусицу трудно даже вообразить.

Когда смотришь на то,что осталось от былого великолепия,нельзя удержаться,чтобы не упрекнуть правящую власть и лично Льва X за его чрезмерную любовь к роскоши,из-за чего одно из лучших творений Рафаэля послужило для изготовления златотканых шпалер.Римские интеллектуалы не раз осуждали недалёкого папу за то,что он нагружал «любезного сына» заказами,недостойными его гения.Сколько декораций пришлось написать Рафаэлю для обожаемых папой феерических представлений,которые затем безжалостно уничтожались или замазывались!

При написании поста также использована информация из книги «Рафаэль»-А.Махова,из Википедия,и из Ватиканского сайта-http://www.museivaticani.va/

ПОИСК ДЕШЕВЫХ АВИАБИЛЕТОВ ПО 728 АВИАКОМПАНИЯМ

www.ciao-bellaitalia.com

Коронование Богоматери (18 изображений)

В православии последними эпизодами жития Богоматери являются её успение, погребение и последующее чудо исчезновение её тела из гробницы, после чего Богоматерь является апостолам в окружении ангелов и приветствует их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». При этом последним богородичным праздником в православии является Успение Богородицы, отмечаемое 28 августа.

В католичестве в 1950 году был принят догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо, где она была коронована как Царица Небесная. Вознесение Девы Марии отмечается в Католической церкви 15 августа, а Коронование Девы Марии (которое произошло после Вознесения) отмечается 22 августа.

 Иконография сюжета Коронования Девы Марии различна: корону на голову Богоматери одевает либо Христос, либо Бог-Отец, либо Бог-Отец и Иисус Христос совместно коронуют Деву Марию, при этом сверху в виде парящего голубя изображается Святой Дух. В последнем случае венчание на царство происходит от всех лиц Святой Троицы: Бог-Отец венчает Деву Марию как свою дочь, Иисус Христос венчает её как свою мать, а Святой Дух — как свою невесту.

Якопо ди Мино дель Пелличчайо. Коронование Девы Марии

 

 Антонио да Корреджо. Коронование Девы Марии 

Meister des Imhoff-Altars. Коронование Девы Марии

 

 Карло Кривелли. Коронование Девы Марии

Андреа ди Бартоло. Коронование Девы Марии 

Михель Зиттов. Коронование Девы Марии 

Паоло Венециано. Коронование Девы Марии

Пьетро Перуджино. Коронование Девы Марии

Рафаэль Санти. Коронование Девы Марии 

Сандро Боттичелли. Коронование Девы Марии 

Коронование Девы Марии. Витраж в кафедральном соборе Архангела Михаила в Торонто (Канада)

Коронование Девы Марии. Витраж в кафедральном соборе Архангела Михаила в Торонто (Канада). Деталь

Коронование Девы Марии. Витраж в храме Вознесения (Флориан, США)

Коронование Девы Марии. Витраж в храме Иоанна Крестителя (Лойткирх, Германия)

Коронование Девы Марии. Витраж в храме святого Николая (Бальтринген, Германия)

В православной иконографии сюжет о короновании Девы Марии также встречается, хотя имеет другой источник: 44-й псалом, в словах которого «Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю», видят указание на коронование Богоматери. Царский деисус, иначе называемый «Предста Царица одесную Тебе», изображает сидящего на троне Христа, слева от него Богоматерь с короной на голове и в царской одежде, а справа — Иоанн Предтеча.

 «Предста Царица» (икона конца XIV века, Успенский собор Московского Кремля)


Встречается в православной иконографии и сюжет с коронованием Богоматери Святой Троицей или ангелами.

Коронование Пресвятой Богородицы. Русский Север, 19 век

Никита Павловец. Вертоград заключенный. 17 век

 

top-antropos.com

Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии

с. 1

РАФАЭЛЬ, собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) (1483–1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм, гармонией колорита и уравновешенностью композиции.

Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Джованни Санти был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую (ее здание сохранилось до наших дней). После его смерти мастерской руководили его помощники, и, вероятно, именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Почти всю свою юность художник провел в Читта дель Кастелло, расположенном в верхней части долины Тибра. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. 1500 для этого города. В контракте упоминается и другой, менее известный художник, но очевидно, что главная роль принадлежала семнадцатилетнему Рафаэлю, который назван в этом документе мастером. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера).

В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Случилось так, что в первое десятилетие 16 в. во Флоренции одновременно с Рафаэлем работали два великих мастера Высокого Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи. Из произведений Микеланджело Рафаэль воспринял новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, а из работ Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Мадонна Грандука (ок. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще близка по стилю живописи Перуджино, но отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. Мадонна Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.

В течение флорентийского периода творчества колорит в произведениях Рафаэля становится более сдержанным и приобретает большее тональное единство, в сравнении с яркими интенсивными цветами его ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино.

В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Сюжет росписи – четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас.

По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы д’Элиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Во фресковом цикле первой из них Рафаэль представил драматические эпизоды из христианской истории, содержавшие аллюзии на современные политические события. Люнеты занимают четыре композиции: Изгнание Элиодора, Месса в Больсене, Встреча Льва I с Аттилой и Освобождение апостола Петра из темницы. Тему Божественного вмешательства в события человеческой истории представляют и фрески свода: Неопалимая Купина, Предупреждение Ноя о потопе, Сон Иакова, Жертвоприношение Авраама. В создании росписей Станцы д’Элиодора принимали активное участие художники из мастерской Рафаэля, в том числе один из самых знаменитых его учеников – Джулио Романо.

Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. С ростом его славы количество получаемых заказов стало настолько огромным, что превосходило реальные возможности мастера, и он был вынужден перепоручать работу над некоторыми из них своим помощникам. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно, им самим. Это драматическое событие изображено так, словно зритель наблюдает его, находясь внутри горящего города; фигуры приобретают тяжеловесность и мощь античных статуй. В конце этого десятилетия Рафаэль и его ученики приступили к осуществлению еще двух художественных проектов в Ватикане – росписей Лоджий (фигуры апостолов, ветхозаветные сюжеты, и орнаменты, выполненные в технике гризайль, т.е. монохромно) и Залы Константина.

Одновременно с работой над фресками последней из ватиканских станц Рафаэль получил заказ на создание картонов для десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы (1515–1516, семь из них хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне).

Одним из самых влиятельных покровителей Рафаэля в Риме был банкир Агостино Киджи, виллу которого (ныне – вилла Фарнезина) художник украсил фресками Триумф Галатеи (ок. 1512) и Легенда об Амуре и Психее (не окончена и выполнена в основном учениками, 1517–1518). Кроме того, Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче (Пророки и Сивиллы, ок. 1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо.

Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Одними из лучших работ в этом жанре, относящихся к раннему периоду творчества, являются парные портреты супругов Анджело и Маддалены Дони (ок. 1507, Флоренция, галерея Питти). По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. 1518, Флоренция, Уффици). Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр, и Ла Форнарина, ок. 1519, Рим, палаццо Барберини) появляется декоративная усложненность и некоторая холодность, характерные для маньеристических портретов.

Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Петра. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Вилла Мадама, начатая Рафаэлем незадолго до смерти и так и не законченная, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. В живописи и архитектуре произведения Рафаэля последних лет его жизни послужили отправной точкой для мастеров следующего этапа развития итальянского искусства – маньеризма.

Рафаэль умер 6 апреля 1520 и был похоронен в Пантеоне.

РАФАЭЛЬ. МАДОННА С ЩЕГЛЕНКОМ. Рисунок.


с. 1

kz3.fatwords.org

Описание картины Рафаэля Санти «Коронование Марии» Картины художников

Работа написана в 1502-1503 годах для алтаря Одди. Интересным фактом при создании данного полотна послужило то, что художник не самостоятельно определил основные составляющие изображения. При этом его излюбленная религиозная тематика на ранних стадиях творчества нашла своих почитателей.

Говоря о верхней части полотна, здесь имеет место некое заимствование силуэтов у работы Перуджино «Вознесение Богоматери». При этом Рафаэль отдал предпочтение тщательной прописи алтарного расположения, а также лиц и других важных религиозных элементов, расположившихся в работе. Таким образом можно отметить внушительное превосходство ученика над учителем.

В этой картине можно рассмотреть знакомство творца с прекрасными возвышениями Рима и Флоренции. Как известно, Рафаэль был заядлым путешественником, желая обогатить свой духовный мир и раствориться

в глубоком величии окружающего. Подобная манера сказалась и на его работах.

Рассматривая работу, нельзя не обратить внимание на минимализированное различие между так называемыми участниками полотна. Таким образом художник хотел подчеркнуть идею близости души христианина со святыми.

Традиционно Мария представлена в синей накидке, укрывающей ее голову. По бокам расположились ангелы и покровители. Современники описывали свои ощущения после просмотра картины, говоря о присутствии чувства легкости и «воздушности», а музыкальные инструменты на верхнем ярусе полотна будто сквозь изображение дарили мелодию спокойствия. Они представлены в картине в качестве торжественного элемента, с помощью которого Марию встречают на небе.

Нижний ярус картины представлен в виде ожидания. Христиане наблюдают за процессом коронования, отложив свои привычные дела. Здесь можно сказать о единении людей благодаря Марии и ее значимости в религии.


Прислал: Николаева Кристина . 2017-10-08 22:26:07

opisanie-kartin.iusite.ru

Рафаэль Санти — Википедия

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля[2]1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Творческая биография

Урбино. Детство и юность

Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491, а отец, Джованни Санти, умер в 1494[3]. Отец был художником и поэтом при дворе герцога Урбинского[2], и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

Обучение

«Коронование Марии»

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

Флорентийский период. Мадонны

«Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)»

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»[4]

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела́нджело Буонарро́ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).

В 1507 году знакомится с Браманте.

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

Флорентийские мадонны
«Мадонна с щеглёнком»

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Ватикан

«Афинская школа»

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»[4]

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.

«Портрет папы Юлия II»

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»[4]

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Алтарная живопись

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1516—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Римские мадонны

«Сикстинская мадонна»

В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512—1514), «Мадонна в кресле» (около 1513—1514).

Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. «„Сикстинская Мадонна“ поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.»[5]

Портреты

Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты. В 1512 году Рафаэль пишет «Портрет папы Юлия II». «В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе.»[4] По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около 1512), «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около 1517—1518).

Особо выделяется портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515). Спустя много лет этот портрет будет копировать Рубенс, Рембрандт сначала зарисует его, а затем под впечатлением от этой картины создаст свой «Автопортрет». Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515).

Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518—1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно, исследователи выдвинули множество малоубедительных версий.

Вилла Фарнезина

«Триумф Галатеи»

Банкир и покровитель искусств Агостино Киджи построил на берегу Тибра загородную виллу и пригласил Рафаэля для её украшения фресками на сюжеты из античной мифологии. Так в 1511 году появилась фреска «Триумф Галатеи» . «Рафаэль изобразил в этой фреске пророков и сивилл. Это по праву считается его лучшим произведением, прекраснейшим в числе стольких прекрасных. Действительно, женщины и дети, там изображённые, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни, так и после смерти.»[4]

Остальные фрески по эскизам Рафаэля расписали его ученики. Сохранился выдающийся эскиз «Свадьба Александра Македонского и Роксаны» (около 1517) (сама фреска была расписана Содомой).

Архитектура

«Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1512—1520). Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Рафаэль неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.»[6]

Рисунки и гравюры

Рафаэль. «Лукреция» Маркантонио Раймонди. «Лукреция» (1510—1515)

Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Среди них есть подготовительные рисунки и наброски к картинам, имеются и самостоятельные произведения.

Сам Рафаэль гравюрами не занимался. Однако Маркантонио Раймонди создал большое количество гравюр по рисункам Рафаэля, благодаря чему до нас дошло несколько изображений утраченных картин Рафаэля. Художник сам передавал Маркантонио рисунки для их воспроизведения в гравюре. Маркантонио не копировал их, а создавал на их основе новые художественные произведения, он занимался этим и после смерти Рафаэля.

Гравюра «Суд Париса» вдохновит Мане на знаменитый «Завтрак на траве».

Стихи

«Портрет молодой женщины (Форнарина)» (около 1518—1519). Как полагает большинство исследователей, на картине изображена возлюбленная и модель Рафаэля, Форнарина. После смерти Рафаэля Джулио Романо подрисовал на плече женщины браслет с надписью Raphael Urbinas.

Как и многие художники его времени, как например, Микеланджело, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. Ниже в переводе А. Махова приведён сонет, посвящённый одной из возлюбленных живописца.

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.

Они сулят то хлад, то летний зной,

Но нет в них малой капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,

Как потерял свободу и покой.

Ни ветер с гор и ни морской прибой

Не справятся с огнём мне в наказанье.

Готов безропотно сносить твой гнёт

И жить рабом, закованным цепями,

А их лишиться — равносильно смерти.

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями

И жертвой стал любовной круговерти.

Смерть

Саркофаг Рафаэля

Вазари писал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно», но современные исследователи полагают, что причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть» (лат. Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori).

Видео по теме

Ученики

У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Самым талантливым был Джулио Романо. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал, из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.

Самый дорогой рисунок

«Голова молодого апостола»

5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» (1519—1520) к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.[7]

Образ в кинематографе

  • 2017 — Рафаэль. Князь[8] искусства / Raffaello: Il Principe delle Arti (реж. Лука Виотто / Luca Viotto) — документально-игровой, в роли Рафаэля Санти — Флавио Паренти / Flavio Parenti, в роли Джованни Манти — Энрико Ло Версо / Enrico Lo Verso

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Ранние работы
Флорентийский
период
Римский период

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *