Композиция руслан и людмила – Роль композиции на примере поэмы «Руслан и Людмила» (Руслан и Людмила Пушкин)

Роль композиции на примере поэмы «Руслан и Людмила» (Руслан и Людмила Пушкин)

Сочинение


Действительно, одним из излюбленных композиционных приемов Пушкина является прием возвращения действия в конце произведения в то же или похожее место, в ту же или схожую обстановку, в которой оно началось. Тем самым поэт как бы обводит свое произведение некоей замкнутой композиционной кривой, создавая впечатление его органической целостности, завершенности в себе самом. Вместе с тем в творчестве зрелого Пушкина конец произведения, гармонически перекликаясь с началом, отнюдь не является простым его повторением, новым воспроизведением начала. Наоборот, снова приводя читателя в ту же или подобную обстановку, в круг тех же или почти тех же персонажей, устанавливая порой совершенно симметричные параллели и переклички между началом и концом, поэт дает тем резче и нагляднее ощутить изменения, которые произошли но ходу повествования, — движения и развития фабулы — в судьбах героев. Гармоническое соответствие между концом и началом Пушкин придает уже первому же своему крупному законченному эпическому, произведению — поэме «Руслан и Людмила». Действие поэмы начинается в древнем Киеве, в «гриднице высокой» князя Владимира, конец первой песни занят описанием встречи Руслана с добрым волшебником Фином. В шестой, последней песне поэт после описания разнообразных приключений Руслана и трех других искателей руки Людмилы, пустившихся в разные стороны на поиски похищенной княжны, снова приводит нас в тот же Киев. Описывается в последней главе и новая, вторая встреча Руслана с Фином. * Судьба твоих грядущих дней, * Мой сын, в твоей отныне воле.- * говорит ему Фин при первой встрече. * Судьба свершилась, о мой сын! * Тебя блаженство ожидает,- * обращается он к нему же во время второй. В первой песне Киев дан в дни ликования по случаю свадьбы Людмилы с Русланом. Затем радость сменяется глубокой печалью, вызванной похищением Людмилы. В последней песне, как раз наоборот, Киев сперва в глубокой печали — Людмилы все нет, а когда Фарлаф привозит ее, она погружена в непробудный «очарованный» сон. К этому присоединяется новая тревога-набег печенегов. Но затем печаль сменяется радостью: Руслан побеждает печенегов и пробуждает Людмилу из ее «дивного» сна. Получается полная обратная симметрия. Кончается же поэма и прямо тем же, чем она началась, — пиром у князя Владимира. * В начале: * В толпе могучих сыновей,* С друзьями, в гриднице высокой * Владимир-солнце пировал… * В конце: * И, бедствий празднуя конец, * Владимир в гриднице высокой * Запировал с семьей своей. Мало того, Пушкин начинает (в первом издании; во втором этому предшествует вновь написанный пролог «У лукоморья дуб зеленый») и заканчивает поэму одним и тем же обрамляющим двустишием: * Дела давно минувших дней, * Преданья старины глубокой. Как видим, еще в этом своем юношеском произведении Пушкин выказывает большое Композиционное мастерство. Причем уже отмеченный выше обратный композиционный ход (радость, сменяющаяся печалью, в начале, и печаль, сменяющаяся радостью, в конце) имеет и определенный смысл, соответствует основной внутренней тональности поэмы — оптимистическому ее звучанию. Но дословная повторяемость в начале и конце поэмы одного и того же двустишия, тоже в какой-то мере внутренне оправданная (указанные строки как бы обводят поэму исторической рамой), все же носит слишком уж литературно-условный, «сделанный» характер; в теории словесности это называется кольцевой композицией. Очевидно, поэтому с подобной кольцевой композицией целого произведения мы встречаемся у Пушкина очень редко. В частности, прием кольцевой композиции применен Пушкиным в написанной им несколько месяцев спустя после окончания «Руслана и Людмилы» романтической песне-балладе «Черная шаль», однако и здесь этот композиционный прием употреблен не формально (не подсказан жанром песни-романса, как, скажем, построена песня двенадцати спящих дев в «Руслане и Людмиле»), а психологически мотивирован устойчивостью душевного состояния героя — безысходной «безумной» тоской человека, убившего из ревности свою возлюбленную, любовь к которой он, однако, и посейчас не может вырвать из своего «терзаемого печалью» сердца, — устойчивостью, которая композиционно и подчеркивается. Но, почти вовсе Отказавшись в дальнейшем от применения кольцевой композиции в ее, так сказать, чистом и несколько примитивном виде (дословное замыкание конца началом), Пушкин широко использует обрамляющий принцип гармонической переклички начала произведения с его концом, принцип,, который он неуклонно, как дальше увидим, применяет почти во всех своих величайших созданиях и который под рукой гениального художника-мастера приобретает не только все более тонкую, но и все более отвечающую идейному замыслу произведения и тем самым все более внутренне оправданную, естественную, то есть реалистическую, мотивировку.

Другие сочинения по этому произведению


О поэме Пушкина Руслан и Людмила Авторское отношение к героям и событиям в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» 2 Руслан и его соперники Сказочные элементы в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Анализ поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» Роль народной сказки во вступлении в поэму Пушкина «Руслан и Людмила» Народно-сказочное повествование в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Сочинение по поэме Пушкина «Руслан и Людмила» Фольклорные и мифологические мотивы в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Авторское отношение к героям и событиям в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Древнерусская история в поэме «Руслан и Людмила» Волшебные картины природы поэме «Руслан и Людмила» Борьба добра и зла в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» Сюжетная основа первой поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» Жанровое разнообразие поэмы Руслан и Людмила Сказочные герои в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» (вступление в поэму) Элементы сказки в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Трагедия искусства в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина (На примере произведения «Моцарт и Сальери») Жанровое разнообразие поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила» Новизна поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Победа добра над злом в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

www.allsoch.ru

Роль композиции на примере поэмы “Руслан и Людмила”

Действительно, одним из излюбленных композиционных приемов Пушкина является прием возвращения действия в конце произведения в то же или похожее место, в ту же или схожую обстановку, в которой оно началось. Тем самым поэт как бы обводит свое произведение некоей замкнутой композиционной кривой, создавая впечатление его органической целостности, завершенности в себе самом. Вместе с тем в творчестве зрелого Пушкина конец произведения, гармонически перекликаясь с началом, отнюдь не является простым его повторением, новым воспроизведением начала. Наоборот, снова приводя читателя в ту же или подобную обстановку, в круг тех же или почти тех же персонажей, устанавливая порой совершенно симметричные параллели и переклички между началом и концом, поэт дает тем резче и нагляднее ощутить изменения, которые произошли

но ходу повествования, – движения и развития фабулы – в судьбах героев. Гармоническое соответствие между концом и началом Пушкин придает уже первому же своему крупному законченному эпическому, произведению – поэме “Руслан и Людмила”. Действие поэмы начинается в древнем Киеве, в “гриднице высокой” князя Владимира, конец первой песни занят описанием встречи Руслана с добрым волшебником Фином. В шестой, последней песне поэт после описания разнообразных приключений Руслана и трех других искателей руки Людмилы, пустившихся в разные стороны на поиски похищенной княжны, снова приводит нас в тот же Киев. Описывается в последней главе и новая, вторая встреча Руслана с Фином. – Судьба твоих грядущих дней, – Мой сын, в твоей отныне воле.- – говорит ему Фин при первой встрече. – Судьба свершилась, о мой сын! – Тебя блаженство ожидает,- – обращается он к нему же во время второй. В первой песне Киев дан в дни ликования по случаю свадьбы Людмилы с Русланом. Затем радость сменяется глубокой печалью, вызванной похищением Людмилы. В последней песне, как раз наоборот, Киев сперва в глубокой печали – Людмилы все нет, а когда Фарлаф привозит ее, она погружена в непробудный “очарованный” сон. К этому присоединяется новая тревога-набег печенегов. Но затем печаль сменяется радостью: Руслан побеждает печенегов и пробуждает Людмилу из ее “дивного” сна. Получается полная обратная симметрия. Кончается же поэма и прямо тем же, чем она началась, – пиром у князя Владимира. – В начале: – В толпе могучих сыновей,- С друзьями, в гриднице высокой – Владимир-солнце пировал… – В конце: – И, бедствий празднуя конец, – Владимир в гриднице высокой – Запировал с семьей своей. Мало того, Пушкин начинает (в первом издании; во втором этому предшествует вновь написанный пролог “У лукоморья дуб зеленый”) и заканчивает поэму одним и тем же обрамляющим двустишием: – Дела давно минувших дней, – Преданья старины глубокой. Как видим, еще в этом своем юношеском произведении Пушкин выказывает большое Композиционное мастерство. Причем уже отмеченный выше обратный композиционный ход (радость, сменяющаяся печалью, в начале, и печаль, сменяющаяся радостью, в конце) имеет и определенный смысл, соответствует основной внутренней тональности поэмы – оптимистическому ее звучанию. Но дословная повторяемость в начале и конце поэмы одного и того же двустишия, тоже в какой-то мере внутренне оправданная (указанные строки как бы обводят поэму исторической рамой), все же носит слишком уж литературно-условный, “сделанный” характер; в теории словесности это называется кольцевой композицией. Очевидно, поэтому с подобной кольцевой композицией целого произведения мы встречаемся у Пушкина очень редко. В частности, прием кольцевой композиции применен Пушкиным в написанной им несколько месяцев спустя после окончания “Руслана и Людмилы” романтической песне-балладе “Черная шаль”, однако и здесь этот композиционный прием употреблен не формально (не подсказан жанром песни-романса, как, скажем, построена песня двенадцати спящих дев в “Руслане и Людмиле”), а психологически мотивирован устойчивостью душевного состояния героя – безысходной “безумной” тоской человека, убившего из ревности свою возлюбленную, любовь к которой он, однако, и посейчас не может вырвать из своего “терзаемого печалью” сердца, – устойчивостью, которая композиционно и подчеркивается. Но, почти вовсе Отказавшись в дальнейшем от применения кольцевой композиции в ее, так сказать, чистом и несколько примитивном виде (дословное замыкание конца началом), Пушкин широко использует обрамляющий принцип гармонической переклички начала произведения с его концом, принцип,, который он неуклонно, как дальше увидим, применяет почти во всех своих величайших созданиях и который под рукой гениального художника-мастера приобретает не только все более тонкую, но и все более отвечающую идейному замыслу произведения и тем самым все более внутренне оправданную, естественную, то есть реалистическую, мотивировку.

rus-lit.com

Роль композиции на примере поэмы «Руслан и Людмила»

Действительно, одним из излюбленных композиционных приемов Пушкина является прием возвращения действия в конце произведения в то же или похожее место, в ту же или схожую обстановку, в которой оно началось. Тем самым поэт как бы обводит свое произведение некоей замкнутой композиционной кривой, создавая впечатление его органической целостности, завершенности в себе самом. Вместе с тем в творчестве зрелого Пушкина конец произведения, гармонически перекликаясь с началом, отнюдь не является простым его повторением, новым воспроизведением начала. Наоборот, снова приводя читателя в ту же или подобную обстановку, в круг тех же или почти тех же персонажей, устанавливая порой совершенно симметричные параллели и переклички между началом и концом, поэт дает тем резче и нагляднее ощутить изменения, которые произошли но ходу повествования, — движения и развития фабулы — в судьбах героев. Гармоническое соответствие между концом и началом Пушкин придает уже первому же своему крупному законченному эпическому, произведению — поэме «Руслан и Людмила». Действие поэмы начинается в древнем Киеве, в «гриднице высокой» князя Владимира, конец первой песни занят описанием встречи Руслана с добрым волшебником Фином. В шестой, последней песне поэт после описания разнообразных приключений Руслана и трех других искателей руки Людмилы, пустившихся в разные стороны на поиски похищенной княжны, снова приводит нас в тот же Киев. Описывается в последней главе и новая, вторая встреча Руслана с Фином. * Судьба твоих грядущих дней, * Мой сын, в твоей отныне воле.- * говорит ему Фин при первой встрече. * Судьба свершилась, о мой сын! * Тебя блаженство ожидает,- * обращается он к нему же во время второй. В первой песне Киев дан в дни ликования по случаю свадьбы Людмилы с Русланом. Затем радость сменяется глубокой печалью, вызванной похищением Людмилы. В последней песне, как раз наоборот, Киев сперва в глубокой печали — Людмилы все нет, а когда Фарлаф привозит ее, она погружена в непробудный «очарованный» сон. К этому присоединяется новая тревога-набег печенегов. Но затем печаль сменяется радостью: Руслан побеждает печенегов и пробуждает Людмилу из ее «дивного» сна. Получается полная обратная симметрия. Кончается же поэма и прямо тем же, чем она началась, — пиром у князя Владимира. * В начале: * В толпе могучих сыновей,* С друзьями, в гриднице высокой * Владимир-солнце пировал… * В конце: * И, бедствий празднуя конец, * Владимир в гриднице высокой * Запировал с семьей своей. Мало того, Пушкин начинает (в первом издании; во втором этому предшествует вновь написанный пролог «У лукоморья дуб зеленый») и заканчивает поэму одним и тем же обрамляющим двустишием: * Дела давно минувших дней, * Преданья старины глубокой. Как видим, еще в этом своем юношеском произведении Пушкин выказывает большое Композиционное мастерство. Причем уже отмеченный выше обратный композиционный ход (радость, сменяющаяся печалью, в начале, и печаль, сменяющаяся радостью, в конце) имеет и определенный смысл, соответствует основной внутренней тональности поэмы — оптимистическому ее звучанию. Но дословная повторяемость в начале и конце поэмы одного и того же двустишия, тоже в какой-то мере внутренне оправданная (указанные строки как бы обводят поэму исторической рамой), все же носит слишком уж литературно-условный, «сделанный» характер; в теории словесности это называется кольцевой композицией. Очевидно, поэтому с подобной кольцевой композицией целого произведения мы встречаемся у Пушкина очень редко. В частности, прием кольцевой композиции применен Пушкиным в написанной им несколько месяцев спустя после окончания «Руслана и Людмилы» романтической песне-балладе «Черная шаль», однако и здесь этот композиционный прием употреблен не формально (не подсказан жанром песни-романса, как, скажем, построена песня двенадцати спящих дев в «Руслане и Людмиле»), а психологически мотивирован устойчивостью душевного состояния героя — безысходной «безумной» тоской человека, убившего из ревности свою возлюбленную, любовь к которой он, однако, и посейчас не может вырвать из своего «терзаемого печалью» сердца, — устойчивостью, которая композиционно и подчеркивается. Но, почти вовсе Отказавшись в дальнейшем от применения кольцевой композиции в ее, так сказать, чистом и несколько примитивном виде (дословное замыкание конца началом), Пушкин широко использует обрамляющий принцип гармонической переклички начала произведения с его концом, принцип,, который он неуклонно, как дальше увидим, применяет почти во всех своих величайших созданиях и который под рукой гениального художника-мастера приобретает не только все более тонкую, но и все более отвечающую идейному замыслу произведения и тем самым все более внутренне оправданную, естественную, то есть реалистическую, мотивировку.

Сейчас смотрят:

 Образ России в поэзии М. Цветаевой

Поэзия М. Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Как и у всех крупных поэтов, тема России в ее стихах является одной из ведущих. Произведения М. Цветаевой отмечены глубоким чувством родины. Россия для нее — выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий и Марина, вольница Степана Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия — все это образы одной народной сти

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Любовная лирика всегда является самой эмоциональной, нежной, возвышенной, самой красивой. А.С. Пушкин, как никто другой, в своем стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» смог передать тот восторг, те искренние, яркие чувства, запоминающиеся на всю жизнь впечатления, когда внезапно, впервые видишь «милые черты», которые переворачивают душу и окрыляют сердце.     Стихотворение создано поэтом в 1825 году. Оно посвящено Анне Петровне Керн, которую Пушкин впервые встретил в Петербурге в 1819 году,

Характеристика образа Тарантьева Михея Андреевича

Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова. Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, — неизвестно. Т. появляется на первых же страницах романа — «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном». Подобный тип чиновника-взяточника, гр

Анализ творчества Гумилева

Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Здесь вспоминаются слова проницательного А. Блока: «Писатель — растение многолетнее… душа писателя расширяется периодами, а творение его — только внешние результаты подземного роста души. Поэтому путь развития может представляться прямым только в пер

Образ Печорина

Лермонтова всегда волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи «мрачного десятилетия», когда преследовалась любая свободная мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей последекабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:      Печально я гляжу на наше поколенье,      Его грядущее иль пусто, иль темно.     “Герой нашего времени” —роман, воплотивший сокровенный замысел Лермонтова. Своеобразно пос

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой. Тема России является центральной в творчестве многих поэтов. Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к Родине. Особенно мощно э

Сочинение — описание картины И. Тихого «Аисты»

С первых секунд наши глаза наполняются легкостью и детской радостью. Автор картины – Иван Антонович Тихий смог очень реалистично и легко передать такой прекрасный пейзаж и обворожительный полет аистов. На картине изображена жаркая летняя пора, и буйство ярких красок манит нас в это теплое время.

ЛЮБОВ ВОЗНОГО— ПОЧУТТЯ ЩИРЕ ЧИ КОРИСЛИВЕ?. Твір з української літератури

  Найбільше почуття, що є в серці людини,— кохання. Коли воно за­роджується, то і світ здається прекраснішим, і небо блакитнішим, і люди привітнішими. Воно може змінити людину, зробити її щасливою. Кохання приходить нежданно. Може, і возного Тетерваковського воно застало зненацька, коли він вперше побачив Наталку. Возний сам зізнається: «Так знай же, що я тебе давно уже полюбив, як тільки ви перейшли жити у наше село». Він щиро любить дівчину, бо і в пісні, і в розмові з Наталкою кілька разів

Мое отношение к творчеству А.М.Горького

Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью полностью изменить мир путем насилия. Но эти связи очень сильно отразились на его творчестве. В наследии любого писателя что-то может нравится, а ч

Сочинение на тему: Любовь – это счастье

Да, я вполне согласна с этим тезисом. Конечно, любовь – это великое чувство, которое приносит не только счастье, но и много мучений (особенно, если она не взаимная), но все эти переживания являются особыми, и кто это не пережил – не поймет ценности и счастье любви. Ведь если вы не пережили такие ощущения, то, что бы вам не говорили, вы их никогда не поймете. И, к счастью или к сожалению, любовь рано или поздно приходит к каждому. И у каждого она своя. У кого – взаимная, искренняя, у других – тр

Сейчас смотрят:{module Пушкин:}
  • < Назад
  • Вперёд >

referat567.info

Сочинение на тему Роль композиции на примере поэмы «Руслан и Людмила»

Действительно, одним из излюбленных композиционных приемов Пушкина является прием возвращения действия в конце произведения в то же или похожее место, в ту же или схожую обстановку, в которой оно началось. Тем самым поэт как бы обводит свое произведение некоей замкнутой композиционной кривой, создавая впечатление его органической целостности, завершенности в себе самом. Вместе с тем в творчестве зрелого Пушкина конец произведения, гармонически перекликаясь с началом, отнюдь не является простым его повторением, новым воспроизведением начала. Наоборот, снова приводя читателя в ту же или подобную обстановку, в круг тех же или почти тех же персонажей, устанавливая порой совершенно симметричные параллели и переклички между началом и концом, поэт дает тем резче и нагляднее ощутить изменения, которые произошли но ходу повествования, — движения и развития фабулы — в судьбах героев. Гармоническое соответствие между концом и началом Пушкин придает уже первому же своему крупному законченному эпическому, произведению — поэме «Руслан и Людмила». Действие поэмы начинается в древнем Киеве, в «гриднице высокой» князя Владимира, конец первой песни занят описанием встречи Руслана с добрым волшебником Фином. В шестой, последней песне поэт после описания разнообразных приключений Руслана и трех других искателей руки Людмилы, пустившихся в разные стороны на поиски похищенной княжны, снова приводит нас в тот же Киев. Описывается в последней главе и новая, вторая встреча Руслана с Фином. * Судьба твоих грядущих дней, * Мой сын, в твоей отныне воле.- * говорит ему Фин при первой встрече. * Судьба свершилась, о мой сын! * Тебя блаженство ожидает,- * обращается он к нему же во время второй. В первой песне Киев дан в дни ликования по случаю свадьбы Людмилы с Русланом. Затем радость сменяется глубокой печалью, вызванной похищением Людмилы. В последней песне, как раз наоборот, Киев сперва в глубокой печали — Людмилы все нет, а когда Фарлаф привозит ее, она погружена в непробудный «очарованный» сон. К этому присоединяется новая тревога-набег печенегов. Но затем печаль сменяется радостью: Руслан побеждает печенегов и пробуждает Людмилу из ее «дивного» сна. Получается полная обратная симметрия. Кончается же поэма и прямо тем же, чем она началась, — пиром у князя Владимира. * В начале: * В толпе могучих сыновей,* С друзьями, в гриднице высокой * Владимир-солнце пировал… * В конце: * И, бедствий празднуя конец, * Владимир в гриднице высокой * Запировал с семьей своей. Мало того, Пушкин начинает (в первом издании; во втором этому предшествует вновь написанный пролог «У лукоморья дуб зеленый») и заканчивает поэму одним и тем же обрамляющим двустишием: * Дела давно минувших дней, * Преданья старины глубокой. Как видим, еще в этом своем юношеском произведении Пушкин выказывает большое Композиционное мастерство. Причем уже отмеченный выше обратный композиционный ход (радость, сменяющаяся печалью, в начале, и печаль, сменяющаяся радостью, в конце) имеет и определенный смысл, соответствует основной внутренней тональности поэмы — оптимистическому ее звучанию. Но дословная повторяемость в начале и конце поэмы одного и того же двустишия, тоже в какой-то мере внутренне оправданная (указанные строки как бы обводят поэму исторической рамой), все же носит слишком уж литературно-условный, «сделанный» характер; в теории словесности это называется кольцевой композицией. Очевидно, поэтому с подобной кольцевой композицией целого произведения мы встречаемся у Пушкина очень редко. В частности, прием кольцевой композиции применен Пушкиным в написанной им несколько месяцев спустя после окончания «Руслана и Людмилы» романтической песне-балладе «Черная шаль», однако и здесь этот композиционный прием употреблен не формально (не подсказан жанром песни-романса, как, скажем, построена песня двенадцати спящих дев в «Руслане и Людмиле»), а психологически мотивирован устойчивостью душевного состояния героя — безысходной «безумной» тоской человека, убившего из ревности свою возлюбленную, любовь к которой он, однако, и посейчас не может вырвать из своего «терзаемого печалью» сердца, — устойчивостью, которая композиционно и подчеркивается. Но, почти вовсе Отказавшись в дальнейшем от применения кольцевой композиции в ее, так сказать, чистом и несколько примитивном виде (дословное замыкание конца началом), Пушкин широко использует обрамляющий принцип гармонической переклички начала произведения с его концом, принцип,, который он неуклонно, как дальше увидим, применяет почти во всех своих величайших созданиях и который под рукой гениального художника-мастера приобретает не только все более тонкую, но и все более отвечающую идейному замыслу произведения и тем самым все более внутренне оправданную, естественную, то есть реалистическую, мотивировку.

Сочинение на тему Роль композиции на примере поэмы «Руслан и Людмила»
Пушкин А.С.
Стр. 1

Сочинение на тему Роль композиции на примере поэмы «Руслан и Людмила»
Пушкин А.С.
Стр. 2

my-soch.ru

Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Михаил Иванович Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки написана на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. В своей поэме Пушкин воспел людей сильных и мужественных, верных и добрых, воспел честность, справедливость и любовь.

Немало черт роднит оперу Глинки с русской былиной: это дух высокого патриотизма, величавость образов, сочетание реальной жизни со сказочным вымыслом.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

Увертюра

В роскошных хоромах киевского князя Светозара собрались многочисленные гости на свадебный пир. Князь празднует свадьбу своей дочери, юной княжны Людмилы и славного русского богатыря Руслана. За столом, среди многочисленных почетных гостей — хазарский князь Ратмир и варяжский витязь Фарлаф. Угрюмы их лица. Как и Руслан, Ратмир и Фарлаф добивались любви красавицы Людмилы, но были отвергнуты. Людмила отдала своё сердце Руслану.

Песня Баяна «Дела давно минувших дней…»  

Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу-сказителю — Баяну. Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
Про славу русския земли,
Бряцайте, струны золотые,
За благом вслед идут печали,
Печаль же — радости залог.
Природу вместе создавали Белбог
И мрачный Чернобог. 

Каватина Людмилы «Не гневись, знатный гость…»

У княжны Людмилы лёгкий и весёлый нрав. Она грациозна и приветлива. На её свадьбе не может быть угрюмых лиц. Красавица с ласковыми словами утешения обращается к своим отвергнутым женихам, Фарлафу и Ратмиру. Такие отважные рыцари, как они, достойны самых прелестных девушек, и в будущем их ждёт счастливая любовь и слава. Именно в этом убеждает Людмила своих обиженных поклонников. Но сердце самой Людмилы навеки принадлежит Руслану. Богатырь покорил юную девушку своим мужеством, храбростью, силой чувства, непоколебимой верностью и добротой.

Сцена похищения Людмилы

Счастливая невеста и не подозревает о том, какие тяжкие испытания предстоит вынести и ей, и жениху. Коварный и могущественный волшебник, злой карлик Черномор воспылал к Людмиле страстью. Чародей и маг безраздельно повелевает силами природы, одурманивает людей. Он может летать по воздуху, преодолевая огромные расстояния. Вся сила маленького карлика кроется в его длинной бороде.

Черномор задумал похитить Людмилу и перенести её в свой дворец. В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:

Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане.

Когда все очнулись от странного оцепенения, то обнаружили, что прекрасная юная княжна бесследно исчезла. Горем охвачен отец, в отчаянии Руслан, в растерянности и все гости. Князь Светозар принимает решение: союз Людмилы и Руслана расторгнуть, так как жених не уберёг невесту. Тот, кто найдет Людмилу и вернёт её отцу, тот и женится на ней.

В погоню за коварным похитителем Людмилы снаряжается и Руслан, и Фарлаф, и Ратмир. Фарлаф и Ратмир не могут скрыть своей радости — в их душе вновь поселилась надежда отнять Людмилу и у похитителя, и у Руслана. Соперничество между женихами вспыхнуло с новой силой.

Баллада Финна «Добро пожаловать мой сын…»

Руслан, охваченный отчаянием и сомнениями, отправляется на поиски своей невесты. Кто же придёт к нему на помощь? Кто даст мудрый совет, кто окажет ему поддержку, укрепит веру в собственные силы?

На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей,
И медленно в душе твоей
Надежда гибнет, гаснет вера.

Богатырь набрёл на пещеру, в глубине которой виден свет. В этом укромном убежище обитает тот, кого так не хватает Руслану, — мудрый старый Финн, добрый волшебник. За его плечами длинная жизнь, богатая радостями и горестями, свершениями и разочарованиями. Своим бесценным жизненным опытом и спешит поделиться Финн с ночным гостем. Он рассказывает Руслану о своей жизни.

Ещё юношей-пастухом Финн полюбил неприступную гордую красавицу Наину. Он признался ей в любви, но был отвергнут.  «Пастух, я не люблю тебя», — услышал он в ответ. Финн отправляется в походы в дальние страны, чтобы завоевать подвигами ратную славу. После геройских свершений Финн возвращается к Наине, возлагая к её ногам добычу. «Герой, я не люблю тебя»,- слышит он опять от красавицы Наины.

Вновь отвергнутый своей избранницей, Финн отправляется к седым колдунам, чтобы выведать у них секреты волшебства. Он овладевает силами любовных заклинаний. Счастье любви, кажется, наконец-то сбудется. Но Финн видит перед собой дряхлую седую старуху — за то время, что он провел у колдунов, Наина успела состариться. В ужасе кинулся Финн прочь от уродливой старухи, в груди которой он зажёг огонь любви. Оскорблённая Наина затаила в своей душе обиду, мечтая о мести неверному, — ведь она тоже владеет тайнами колдовства.

Финн обещает Руслану поддержку, покровительство и помощь. Он ободряет своего молодого друга — Людмила любит Руслана и останется ему верна. Но его ждут тяжкие испытания. Ему предстоит сразиться с похитителем Людмилы, карликом Черномором, преодолеть чары злой волшебницы Наины — ведь Наина, тая в сердце обиду на Финна, будет всячески пытаться помешать Руслану в поисках Людмилы.

Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего…»

А что же Фарлаф? Не отличающийся смелостью и благородством, хвастливый горе-жених спрятался во рву.  Его испугало приближение какой-то дряхлой старушонки. Но страхи напрасны. Старуха — а это волшебница Наина — быстро уговаривает героя переждать опасные времена. Пусть Руслан сам вызволит из плена прекрасную княжну, а потом уж Наина поможет Фарлафу вырвать драгоценную добычу из рук богатыря.

Фарлаф заранее торжествует. О таком он и мечтать не мог. Без усилий завоевать себе славу освободителя княжны, оттеснить ненавистного Руслана, ничем не рискуя.

Руслан на мёртвом поле «О, поле, поле…»

Между тем Руслан продолжает свой путь. Он набрёл на поле, усеянное костями.  Многие отважные воины положили здесь свою голову. Уж не суждено ли и Руслану здесь погибнуть? Но богатырь отгоняет от себя мрачные мысли и обращается к Богу войны с просьбой: «А-ай, Перун, булатный меч мне по руке».

А вдали перед ним темнеет огромный холм. Но что это? Холм живой! Он дышит!

Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.

Бой Руслана с Головой был жестоким. Раздув щеки, чудище сбивало с ног и лошадь, и седока. Голова дразнила своего противника, высунув огромный язык. Но Руслан уловил миг и вонзил в язык копьё. Исход поединка был решён. Смертельно раненная Голова рассказала Руслану свою печальную историю. Его, непобедимого великана, коварно обезглавил собственный брат, злой волшебник Черномор. Чудесный меч, который охраняла Голова, дарует Руслану победу над карликом, вся колдовская сила которого заключена в огромной бороде.

Руслан верит в свою победу над силами зла:

О, Людмила, Лель сулил мне радость.
Сердце верит, что пройдет ненастье…

Персидский хор «Ложится в поле мрак…»

Наина, стремясь помешать Руслану и Финну, пускает в ход все свои чары. Она заманивает соперника Руслана, хазарского князя Ратмира в колдовской замок, где обитают волшебные девы. Чудесным пением девы зазывают к себе и отважного Руслана:

Ложится в поле мрак ночной,
От волн поднялся ветер хладный;
Уж поздно, путник молодой!
Укройся в терем наш отрадный!

Усталые путники очарованы красотой юных дев. Кажется, они готовы остаться в этом замке навеки, забыв о бедняжке Людмиле. Неужели чары Наины одержали верх над могуществом Финна, который обещал Руслану свою поддержку? Неужели Финн забыл о своём обещании?

Но нет, злу несдобровать. Появление в чудесном замке доброго волшебника Финна разрушает чары Наины. Богатыри очнулись от дурмана. Ратмир возвращается в объятия Гориславы, девушки, которую он когда-то любил и покинул. Теперь-то он оценил её верность и силу чувств. Руслан же продолжает поиск Черномора. Он отомстит своему обидчику и освободит Людмилу.

Марш Черномора

А Людмила, которую унесла неведомая сила, очнулась в богатых покоях. Она гуляет по прекрасным садам. Ей прислуживают девушки, хранящие молчание, выполняющие любое её желание. Она вкушает изысканные яства, наслаждается красотой чудесных водоемов и роскошных растений. Но ничто не в силах развеять её тоску по дому и возлюбленному, рассеять тревогу. Кто её похититель? Этот вопрос её мучит и днём, и ночью.

Однажды ночью дверь в её покои отворилась, и странная, удивительная процессия предстала перед её глазами:

Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…
Княжна с постели соскочила,
Седого карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила…
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.

В такой сложной ситуации Людмила проявляет силу характера. Ею владеет не страх и не робость. Затронута девичья честь, и княжну переполняет гнев. Она скорее умрёт, чем подчинится чужой воле. Карлик ей жалок и смешон. Все чары бессильны пред нею. Её любовь не купить ни роскошью, ни угрозами, ни волшебством.

Безумный волшебник!
Я дочь Светозара,
Я Киева гордость!
Не чары волшебства
Девичье сердце
Навек покорили,
Но витязя очи
Зажгли мою душу…

«Ах, ты свет, Людмила!»

И вот Руслан наконец-то достиг владений Черномора и вызывает карлика на битву. Под самые небеса взвился богатырь, своей мощной рукой ухватив похитителя за бороду. Обессилел злодей, запросил пощады, спустился с небес на землю. Тут-то и отрезал Руслан ему бороду. Кинулся искать княжну храбрый витязь — нигде её нет! Сокрушенный горем, метался Руслан по всему саду и скоро обнаружил свою возлюбленную, погружённую в волшебный сон.

И вот Руслан отправился со спящей княжной в Киев. Но на этом испытания не кончились. Угрозы Наины исполняются — коварный Фарлаф убивает спящего соперника. В Киеве трусливого обманщика чествуют как победителя. Но горе отца не утихает. Людмилу ничто не может пробудить. Денно и нощно усердные мамки, и няньки поют Людмиле песни. Но всё напрасно!

Княжна не просыпается.

«Слава великим богам!»

Неужели никто не в силах спасти Руслана, восстановить справедливость? Неужели зло победит добро? А как же Финн? Или он тоже бессилен? Но нет! Финн возвращает Руслана к жизни с помощью живой и мёртвой воды. Он вручает богатырю волшебное кольцо — оно пробудит Людмилу от сна.

И вот Руслан в Киеве. Над Людмилой по-прежнему поют скорбные песни. Обезумевший от горя отец не отходит от дочери. Руслан устремляется к Людмиле, дотрагивается до неё волшебным кольцом — и, о чудо! Княжна просыпается!

Позади все несчастья, все испытания. Грандиозный свадебный пир возобновляется. Слава великим богам! Ведь это они помогли молодым влюбленным преодолеть все беды!

Слава великим богам!
Слава отчизне святой!
Слава Руслану с княжной! 


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
  Глинка. Опера «Руслан и Людмила»:
    01. Увертюра, mp3;
    02. Песня Баяна «Дела давно минувших дней» (фр-т), mp3;
    03. Каватина Людмилы «Не гневись знатный гость» (фр-т), mp3;
    04. Сцена похищения Людмилы (фр-т), mp3;
    05. Баллада Финна «Добро пожаловать мой сын» (фр-т), mp3;
    06. Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего», mp3;
    07. Ария Руслана «О, поле, поле» (фр-т), mp3;
    08. Персидский хор «Ложится в поле мрак», mp3;
    09. Марш Черномора, mp3;
    10. Хор «Ах, ты свет, Людмила», mp3;
    11. Хор «Слава великим богам», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.

music-fantasy.ru

Роль композиции на примере поэмы «Руслан и Людмила»

Действительно, одним из излюбленных композиционных приемов Пушкина является прием возвращения действия в конце произведения в то же или похожее место, в ту же или схожую обстановку, в которой оно началось. Тем самым поэт как бы обводит свое произведение некоей замкнутой композиционной кривой, создавая впечатление его органической целостности, завершенности в себе самом. Вместе с тем в творчестве зрелого Пушкина конец произведения, гармонически перекликаясь с началом, отнюдь не является простым его повторением, новым воспроизведением начала. Наоборот, снова приводя читателя в ту же или подобную обстановку, в круг тех же или почти тех же персонажей, устанавливая порой совершенно симметричные параллели и переклички между началом и концом, поэт дает тем резче и нагляднее ощутить изменения, которые произошли но ходу повествования, — движения и развития фабулы — в судьбах героев.

Гармоническое соответствие между концом и началом Пушкин придает уже первому же своему крупному законченному эпическому, произведению — поэме «Руслан и Людмила».

Действие поэмы начинается в древнем Киеве, в «гриднице высокой» князя Владимира, конец первой песни занят описанием встречи Руслана с добрым волшебником Фином. В шестой, последней песне поэт после описания разнообразных приключений Руслана и трех других искателей руки Людмилы, пустившихся в разные стороны на поиски похищенной княжны, снова приводит нас в тот же Киев. Описывается в последней главе и новая, вторая встреча Руслана с Фином.

  • Судьба твоих грядущих дней,
  • Мой сын, в твоей отныне воле.-
  • говорит ему Фин при первой встрече.
  • Судьба свершилась, о мой сын!
  • Тебя блаженство ожидает,-
  • обращается он к нему же во время второй.

В первой песне Киев дан в дни ликования по случаю свадьбы Людмилы с Русланом. Затем радость сменяется глубокой печалью, вызванной похищением Людмилы. В последней песне, как раз наоборот, Киев сперва в глубокой печали — Людмилы все нет, а когда Фарлаф привозит ее, она погружена в непробудный «очарованный» сон. К этому присоединяется новая тревога-набег печенегов. Но затем печаль сменяется радостью: Руслан побеждает печенегов и пробуждает Людмилу из ее «дивного» сна. Получается полная обратная симметрия. Кончается же поэма и прямо тем же, чем она началась, — пиром у князя Владимира.

  • В начале:
  • В толпе могучих сыновей,
  • С друзьями, в гриднице высокой
  • Владимир-солнце пировал…
  • В конце:
  • И, бедствий празднуя конец,
  • Владимир в гриднице высокой
  • Запировал с семьей своей.

Мало того, Пушкин начинает (в первом издании; во втором этому предшествует вновь написанный пролог  «У лукоморья дуб зеленый») и заканчивает поэму одним и тем же обрамляющим двустишием:

  • Дела давно минувших дней,
  • Преданья старины глубокой.

Как видим, еще в этом своем юношеском произведении Пушкин выказывает большое Композиционное мастерство. Причем уже отмеченный выше обратный композиционный ход (радость, сменяющаяся печалью, в начале, и печаль, сменяющаяся радостью, в конце) имеет и определенный смысл, соответствует основной внутренней тональности поэмы — оптимистическому ее звучанию. Но дословная повторяемость в начале и конце поэмы одного и того же двустишия, тоже в какой-то мере внутренне оправданная (указанные строки как бы обводят поэму исторической рамой), все же носит слишком уж литературно-условный, «сделанный» характер; в теории словесности это называется кольцевой композицией. Очевидно, поэтому с подобной кольцевой композицией целого произведения мы встречаемся у Пушкина очень редко.

В частности, прием кольцевой композиции применен Пушкиным в написанной им несколько месяцев спустя после окончания «Руслана и Людмилы» романтической песне-балладе «Черная шаль», однако и здесь этот композиционный прием употреблен не формально (не подсказан жанром песни-романса, как, скажем, построена песня двенадцати спящих дев в «Руслане и Людмиле»), а психологически мотивирован устойчивостью душевного состояния героя — безысходной «безумной» тоской человека, убившего из ревности свою возлюбленную, любовь к которой он, однако, и посейчас не может вырвать из своего «терзаемого печалью» сердца, — устойчивостью, которая композиционно и подчеркивается.

Но, почти вовсе Отказавшись в дальнейшем от применения кольцевой композиции в ее, так сказать, чистом и несколько примитивном виде (дословное замыкание конца началом), Пушкин широко использует обрамляющий принцип гармонической переклички начала произведения с его концом, принцип,, который он неуклонно, как дальше увидим, применяет почти во всех своих величайших созданиях и который под рукой гениального художника-мастера приобретает не только все более тонкую, но и все более отвечающую идейному замыслу произведения и тем самым все более внутренне оправданную, естественную, то есть реалистическую, мотивировку.

soshinenie.ru

Краткое содержание поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»: суть произведения

Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» являет собой повесть в стихах, где в полушутливой форме сказки описывается извечная тема противостояния сил добра и зла. Герои подвергаются различным испытаниям, из которых выходят по-разному. Одни с достоинством, другие — его потеряв. Но несмотря на все передряги, зло проигрывает добру. В этом сказка Пушкина является достойной продолжательницей лучших традиций русских народных сказок.

Суть поэмы

Произведение начинается с посвящения, которое автор адресует «красавицам, души царицам», под которыми, вероятно, подразумевает своих поклонниц и почитательниц его таланта.

Это интересно: “Тихий Дон”, краткое содержание по главам произведения Шолохова.

Главные герои:

  • Руслан — молодой князь, муж Людмилы;
  • Людмила — княжна, жена Руслана.

Второстепенные персонажи:

  • Рогдай — смелый воитель;
  • Фарлаф — надменный крикун;
  • Ратмир — хазарский хан;
  • Старец-финн — добрый волшебник;
  • Черномор — злой колдун;
  • Наина — ведьма;
  • Владимир-солнце — князь киевский, отец Людмилы.

 

План поэмы.

  1. Посвящение.
  2. Песнь первая.
  3. Песнь вторая.
  4. Песнь третия.
  5. Песнь четвёртая.
  6. Песнь пятая.
  7. Песнь шестая.
  8. Эпилог.

Песнь первая

Автор начинает своё повествование с описания «Лукоморья» — сказочного мира, в котором и будут происходить события поэмы. В этом мире есть всё, кроме обыденного: могучий дуб, опоясанный золотой цепью, учёный кот, обладающий способностью петь песни и рассказывать сказки, русалка, Кащей, Баба Яга, дружина витязей из моря и прочие чудеса, на какие лишь способно богатое воображение Александра Сергеевича Пушкина.

После идёт описание свадебного пира, где князь Владимир-солнце выдаёт свою младшую дочь Людмилу за храброго князя Руслана. На пиру также присутствуют Рогдай, Фарлаф и Ратмир — три соперника Руслана, несостоявшиеся претенденты на роль жениха княжны Людмилы.

Это интересно: краткое содержание “Отцы и дети” по главам.

Пир подходит к концу, и участники уходят в свои покои. Новобрачные, получив благословение князя Владимира, отправляются в опочивальню. И тут происходит похищение невесты некоей волшебной силой, неизвестно откуда взявшейся.

Руслан шокирован произошедшим. Владимир-солнце в панике. Немудрено — похищена любимая младшая дочка. Искать пропавшую Людмилу вызываются четверо: Рогдай, Фарлаф, Ратмир и незадачливый жених Руслан.

Поначалу они едут вместе, но через некоторое время решают поехать разными дорогами, дабы иметь больше шансов отыскать похищенную невесту.

Руслан медленно ехал меж полей и постепенно терял надежду отыскать свою Людмилу. Но случайно наткнулся на пещеру, в которой жил светлоликий старец. Он то и рассказал Руслану, что его Людмилу похитил злой волшебник Черномор.

Старец поведал нежданному гостю свою историю о том, что он был простым финским пастухом, когда встретил Наину. Но надменная красавица отвергла пастуха. В поисках славы и богатств он сколотил из соотечественников дружину и отправился на поиски ратных подвигов. После десяти лет странствий он вернулся на родину уже не как пастух, но как герой-викинг, снискавший богатство и воинскую доблесть. Но был повторно отвергнут Наиной.

Это интересно: “Повелитель мух” – краткое содержание по главам.

Тогда он решил податься в ученики к колдунам, дабы с помощью чудесных чар растопить ледяное сердце неприступной красавицы. Он постиг тонкости магии и, призвав на помощь чары, приворожил свою избранницу. Результат его полностью обескуражил. Никогда красавица Наина предстала перед ним дряхлой старухой, да к тому же ещё и ведьмой в придачу. Неудивительно — с момента их последней встречи прошло сорок лет. И бывший пастух, а ныне чародей, сбежал от своей некогда обожаемой Наины и доживал свой век в качестве отшельника.

Наступило утро, и молодой князь, полный надежды, снова отправился на поиски своей Людмилы.

Это интересно: характеристика Тихона из пьесы “Гроза”.

Песнь вторая

Рогдай решил раз и навсегда избавиться от главного соперника в лице Руслана. Для этого он отправился обратно, чтобы убить его. У реки он увидел человека, который обедал и ничего не подозревал. Рогдай помчался на всём ходу на незнакомца, по ошибке приняв его за Руслана. «Руслан» прыгнул на своего коня и бросился наутёк. Начинается погоня, которая заканчивается падением «Руслана» с коня.

Рогдай увидел, что беглец, которого он преследовал — перепуганный насмерть Фарлаф. Рогдаю и досадно, и смешно одновременно. Он оставил своего бывшего товарища по несчастью и отправился дальше в путь. И тут увидел незнакомую дряхлую старушку с клюкой. Она указала ему, где нужно искать Людмилу.

Чуть позже эта же старушка помогла Фарлафу подняться и посоветовала ему отправиться домой, так как Людмила очень далеко, и ему, Фарлафу, отыскать её будет не под силу. По описанию внешности можно понять, что этой старушкой была Наина.

Рогдай догнал Руслана. Между ними завязалась битва, из которой Руслан вышел победителем, сбросив соперника в реку.

Тем временем Людмила бродила по волшебному саду Черномора. Прошёл день, и когда она уже легла спать, волшебник пришёл к ней в спальню, окружённый своими слугами-арапами. Они несли его длинную бороду. Людмила набросилась на него с кулаками, и он, упав, запутался в собственной бороде. После чего арапы унесли его распутывать.

Песнь третья

Утро Черномора началось с того, что многочисленные слуги приводили в порядок его бороду. И тут в окно его спальни влетел крылатый змий, который, приняв человеческий образ, превратился в Наину — ту самую ведьму, про которую Руслану рассказывал старец-финн. Наина и Черномор решили объединить силы в борьбе против Руслана.

Проснувшаяся Людмила обнаружила у себя в спальне потерянную накануне Черномором шапку. Надев её, она сделала неожиданное для себя открытие — шапка делала невидимым своего носителя, если надеть её задом наперёд.

Черномор задумал навестить Людмилу, но не увидел её ни в спальне, ни в саду. Он отдал приказ разыскать беглянку.

А в это же время Руслан выехал к полю, где когда-то давно произошло сражение. Там он подобрал себе латы и копьё взамен своих, которых он лишился в бою с Рогдаем.

Руслан продолжил свой путь. Но на пути у него встала гигантская голова в шлеме с перьями. Голова пребывала в состоянии сна, но Руслан разбудил её и начал дразнить. В итоге голова решила избавиться от надоедливого витязя и начала дуть в него воздухом. Поднялся вихрь. Теперь уже настала очередь головы потешаться над Русланом. Но улучив момент, витязь метнул своё копьё и поразил язык головы.

Потом он ударил кулаком голову, и она скатилась со своего места. Оказалось, что она охраняла меч, который лежал всё время под ней.

Руслан собирался добить голову, но та поведала ему свою историю. Она рассказала, что была когда-то частью витязя удалого. К несчастью, этот витязь приходился родным братом Черномора. Колдун подговорил брата отправиться на поиски особого меча, с помощью которого можно было не только отрубить бороду Черномора, но и обезглавить его брата, витязя-великана.

Когда они добыли меч, то Черномор обманул своего незадачливого брата и отрубил ему голову тем самым мечом. С помощью колдовства Черномор сохранил голове жизнь, но тело витязя при этом погибло.

С тех самых пор голова была поставлена стеречь тот самый злополучный меч. Голова великана завещала меч своему победителю, попросив его отомстить предателю-брату.

Песнь четвёртая

Ратмир искал ночлег и приехал к таинственному замку на скале. На стене замка стояла дева и призывала остановиться в замке на ночлег. Молодой хан Ратмир принял её приглашение. Его встретили множество красивых дев, и он осознал, что Людмила ему стала безразлична.

Тем временем храбрый Руслан продолжил свои поиски. В дороге он преодолевал то и дело возникающие на пути препятствия в виде ведьм, богатырей, великанов.

А Людмила продолжала прятаться в саду Черномора, пользуясь защитой шапки-невидимки. Слуги были не в состоянии её отыскать, несмотря на то, что она порой снимала шапку, чтобы подогреть их азарт. Однажды Черномор нагнал на неё морок, и Людмила увидела Руслана. Она бросилась к нему, но тут же морок рассеялся, и вместо своего суженого она попала в руки колдуна. Но, услышав звук рога, Черномор снова надел шапку-невидимку на княжну, и удалился по своим делам.

Песнь пятая

Колдун выяснил, что в рог трубил Руслан. Завязалась битва. Князь вцепился в бороду колдуна, и они взмыли в небо. Колдун летал со своим врагом на бороде два дня над горами и лесами, но витязь не сдавался. На третий день Черномор потерял силы и попросил пощады у Руслана. Тот согласился в обмен на то, что колдун отнесёт его обратно в свой замок. Чародей выполнил требование витязя.

После чего витязь отсёк бороду колдуна волшебным мечом и привязал её к своему шлему. Черномор лишился своих магических сил и был пленён. Слуги его, видя, что хозяин низвергнут, разбежались кто куда.

Руслан искал Людмилу. Не найдя свою жену, он устроил жуткий погром в замке чародея, пока в саду случайно не сбил шапку-невидимку с головы Людмилы, томившейся в сети. Откуда-то с неба послышался голос старца-финна. Он погрузил Людмилу в волшебный сон и велел Руслану отправляться в обратный путь.

По пути он подъехал к гигантской голове. Она выглядела умирающей. Витязь показал ей пленённого чародея, и та спокойно умерла, почувствовав себя отомщённой.

Витязь продолжил свой путь дальше и у реки увидел пару: рыбака и его подругу. В рыбаке он узнал бывшего своего соперника, хазарского хана Ратмира. Они помирились. Между ними не стало былой вражды. Они долго беседовали, и Ратмир рассказывал, что он ради своей подруги оставил замок с двенадцатью красавицами.

А в это время Фарлаф в пустыне дожидался Наины. Она появилась и, обернувшись кошкой, позвала Фарлафа за собой. Он оседлал коня и отправился вслед за ней.

Устав от ратных подвигов, Руслан уснул. Ему снился сон, в котором он видел себя и свою жену над пропастью. Вдруг жена его исчезла, и он полетел вслед за ней в пропасть. В следующее мгновение он увидел мрачного князя Владимира в кругу седых богатырей. Они сидели за столом, а рядом с ними были Рогдай и Ратмир. Появился Фарлаф, ведя Людмилу за руку.

Сон оборвался, но Руслан продолжил спать. Найдя его спящим, Фарлаф предательски убил его, трижды ударив мечом. Взяв юную княжну, он трусливо поскакал прочь.

Песнь шестая

Фарлаф возвратил Людмилу отцу. Но она спала непробудным сном. Разбудить её никто не мог. Но беда не приходит одна. К Киеву подошли войска печенегов.

Старец-финн оживил Руслана с помощью мёртвой и живой воды. Он дал ему кольцо, с помощью которого тот должен был пробудить свою жену.

  • Витязь подъехал к Киеву, и увидел что произошла битва.
  • Он напал на печенегов, круша их направо и налево.
  • Защитники Киева вдохновились его боевым азартом и дали решающий бой.
  • Враг бежал прочь.

Руслан пробудил Людмилу ото сна. Фарлафа он простил. Также место при дворе нашлось и Черномору. Он был лишён волшебства и опасности больше не представлял.

obrazovanie.guru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *