Композиция повести гоголя портрет – «Портрет» Н.В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда (сопоставительный анализ) Петербургские повести Гоголь Н.В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Билет 4

Билет 4. Вопрос 1.

Композиция, герои, проблематика повести
Н.В. Гоголя «Портрет».

Повесть была
излюбленным жанром Гоголя. Он создал
три цикла повестей, и каждый из них стал
важной вехой в истории русской литературы.
(- «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Миргород» , «Петербургские повести»).
В третий цикл повестей входит пять
произведений, среди которых и повесть
«Портрет», изданная в 1842 году. Общей
темой цикла становятся социальное
неравенство, трагическое неустройство
жизни.

Тематика «Портрета»связана с
волшебной силой искусства, ответственностью
человека за свою судьбу, губительной
властью денег.

Повесть «Портрет» — история художника,
изменившего искусству и понёсшего
наказание за то, что он стал относиться
к творчеству как к выгодному ремеслу.
Нам даётся сопоставление двух вариантов
поведения служителей искусства, их
отношения к жизни, творчеству, людям.
Гоголь показывает читателю, что художник
более, чем кто-либо другой в ответе за
свою судьбу. Его искусство пробуждает
в людях добрые или злые чувства. Поэтому
художник отвечает не только за своё
будущее, но и за судьбы других людей.

Повесть состоит из двух взаимосвязанных
частей.

Первая часть повести
рассказывает зрителю о молодом художнике
по фамилии Чартков,

который однажды в картинной лавке купил
портрет старика. Этот портрет обладает
дьявольской силой. Глаза старика обладали
странною живостью; и разрушали гармонию
своей реальностью. Чартков покупает
портрет и несет его в свой бедный дом.
На тот момент художник имел вкус, талант,
работоспособность, умел отличать
подлинное искусство от бездарности.
Профессор предупреждает его, что
нетерпеливость и жажда быстрого успеха
могут привести к гибели таланта: «Оно
заманчиво писать, можно пуститься писать
модные картинки, портретики за деньги.
Да ведь на этом губится, а не развертывается
талант. Терпи». Между тем, мечта Чарткова
– разбогатеть и стать модным живописцем,
в общем- то стать одним из многих
ремесленников. Чартков сомневается,
ропщет «Терпи! Терпи!.. а на какие деньги
я завтра стану обедать?». Голодный
художник ложится спать, и ему снится,
будто старик вылез из своего портрета,
и показывает мешок, в котором множество
свертков с деньгами. Художник во сне
незаметно прячет один из них, а утром
он действительно обнаруживает деньги.
Дьявольская сила вмешивается в его
судьбу. Чартков нанимает новую квартиру,
начинает писать модные портреты, в
которых приукрашивает лица. Деньги
текут рекой. Чартков становится модным
художником , но талант постепенно уходит,
«кисть его хладеет и тупеет». Однажды
Академия художеств просит высказать
его свое мнение по поводу работ одного
молодого художника. Чартков собирается
было раскритиковать картину, но вдруг
видит, как великолепно творчество
молодого таланта. Чартков узнает в этом
произведении руку художника, который
все отдал ради искусства и стал гением.
И тут он понимает, что когда-то променял
свой талант на деньги. И тогда им овладела
зависть ко всем талантливым художникам,
«зависть до бешенства» – он начинает
скупать лучшие картины и уничтожает
их. При этом Чарткову постоянно мерещатся
глаза старика с портрета. Вскоре он
умирает, находясь в безумии, ни оставив
после себя ничего.

Во второй части повести рассказываетоб обстоятельствах создания портрета
и судьбе его авторов. Человек, купивший
портрет на аукционе, рассказывает
невероятную историю. Давно жил в
Петербурге ростовщик, отличавшийся
возможностью ссудить какую угодно сумму
денег. Но странная особенность – все,
кто получал от него деньги, заканчивали
жизнь печально. Некий юноша покровительствовал
искусству и разорился, ненавидя
искусство. Или – некий князь влюбляется
в красавицу. Но жениться на ней не может,
так как разорен. Обратившись к ростовщику,
жениться на ней и становится ревнивцем.
Как-то даже бросается на жену с ножом,
но в итоге закалывает себя.

Однажды ростовщик попросил молодого
художника – иконописца изобразить его.
Но чем дольше тот рисует, тем больше
отвращения испытывает к старику.
Художнику кажется, что через портрет
проходит какое – то зло. Он не в силах
дописать портрет, но ростовщик говорит,
что теперь будет жить в портрете, вечером
следующего дня умирает. В самом художнике
происходит перемены: он начинает
завидовать таланту ученика, а сам не
может выполнить заказ расписать церковь,
т.к. им овладела гордыня и жажда первенства.
Когда же портрет забирает приятель,
художнику возвращается покой. Вскоре
выясняется, что и приятелю портрет
принес несчастье, и он его продал.
Художник понимает, сколько беды может
принести его творенье. Приняв, постриг
в монахи, очищает свою душу от страстей
и завещает сыну найти и уничтожить
портрет. Он говорит: «Кто заключает в
себе талант, тот чище всех должен быть
душою». Люди, слушающие рассказ,
оборачиваются к портрету, но его уже
нет – кто успел украсть его. Так
заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

Только прочитав повесть, понимаешь,
что события второй части предшествуют
первой: сначала портрет был написан
молодым художником – иконописцем, а
затем попал к Чарткову. Это изменение
в хронологии позволяет Гоголю держать
читателя в напряжении, ведь основная
загадка портрета раскрывается во второй
части.

Становится понятен и смысл заглавия
повести — это и фантастический портрет,
играющий судьбоносную роль в жизни
героев, и творения художников, изображенных
писателем, и, наконец, портреты самих
живописцев.

В начале творческого
пути и Чартков привлекает лучшими
человеческими стремлениями. НО он так
бездарно загубил талант и искалечил
свою жизнь ради денег, славы, общества.
Здесь нам явственно представляется
мотив искушения, соблазна. В повести
испытывается на прочность характер и
жизнестойкость таланта Чарткова.
Читатель понимает, что главная мысль
повести в том, что истинное служение
искусству требует от человека нравственной
стойкости и мужества, художник несет
нравственную ответственность за свои
произведения.

studfiles.net

Композиция и смысл повести Н. В. Гоголя «Портрет»




Поиск Лекций




Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного ему общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышления о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что явления реальной жизни русской столицы 30-х годов XIX века увязываются с библейскими размышлениями о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Художника Чарткова впервые мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью восхищается гением Рафаэля, Микеланджело, Корреджо и презирает ремесленные поделки, заменяющие обывателю искусство. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Однако Чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. И как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тому, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта — рисунок Психеи, в котором ощущалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым, и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, он стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»,— говорит отец сыну во второй части повести. Это почти дословное повторение слов Моцарта в пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла, но губит себя и свой талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.



Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветии, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут; они не раскрывают, а скрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески».

Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этого страшного превращения: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, чей обжигающий взгляд вобрал в себя все зло мира? Гоголь двойственно отвечает на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, когда речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.




Пушкин в «Пиковой даме», по существу, опровергает мистическое истолкование событий, Гоголь не отрицает его.

Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха «Пиковой дамы», является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный, прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам своих талантливых учеников.

Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро; кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах».

Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую… точно как будто бы хотел зарезать кого-то». Характерно стилистически это сочетание «точно как будто бы». Разумеется, «точно» употреблено в значении «как», чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание «точно» и «как будто бы» передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и придает некую призрачность, фантастичность смыслу событий. Манера эта подсмотрена у Пушкина. Вспомним описание видения Германна в V главе «Пиковой дамы»: «Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошел; он сел на кровати и думал о похоронах старой графини… Через минуту услышал он, что отпирали дверь в передней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним,— и Германн узнал графиню!» Отчетливость бытового сознания Германна как будто не исключает возможность видения, однако призрак появляется и говорит. Сам призрак дан стилистически в той же противоречивости: «шаркая туфлями» и «скользнув».

У Пушкина в видении Германна обнаружен отрыв души от реального существования человека. У Гоголя сцену тревожного и странного сна Чарткова озаряет, как у Пушкина, луна, «богиня тайн», как она названа на страницах «Евгения Онегина»: «Свет ли месяца, несущий с собой бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть одному в комнате». Гоголь разъясняет читателю, что несет с собой свет луны. Вместо определенной ясности пушкинских фраз, синтаксически скупых и точных, появляется качание, созданное обилием причастных оборотов, вводных конструкций, безличных предложений. Конкретность описания действий, как у Пушкина, сохраняется, но она подчинена более откровенному раскрытию чувств героя: «По комнате раздался стук шагов, который, наконец, становился ближе и ближе к ширмам. Сердце стало сильнее колотиться у бедного художника. С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик».

Гоголь описывает сон, который похож на быль настолько, что Чарткову кажется, что он просыпается, но потом оказывается, что он как бы проснулся, проснулся во сне. Бесконечность этого сна, преследующего художника, носит характер наваждения. Пушкин в видении Германна показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая желанием выигрыша. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает зло.

Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который писал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он?

В своих произведениях Гоголь действительно хочет взять на себя миссию библейского пророка. Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает.

Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое он совершил, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той духовной высоты, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Но восхождение к добру, требующее от человека суровых жертв, осознается в повести не как проявление натуры, а как ее подавление. Дьявол или Бог царствует, по Гоголю, в душе человека, натура которого открыта и добру и злу. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». Инверсии и архаизмы, характерные для церковной речи, свойственны не только настоятелю. Наставление, которое дает художник двадцатилетнему сыну, ободренному радостной надеждой на путешествие в Италию, выдержано в тонах Нагорной проповеди Христа и по стилю, и по смыслу: «Путь твой чист, не совратись с него… Талант есть драгоценнейший дар Бога — не погуби его».

Гимн искусству у Гоголя окрашен религиозно: «Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства». Такова эстетическая программа Гоголя, окрашенная идеей религиозного служения и утверждением художника как лица священного. Тяжеловесная торжественность стиля Гоголя в этом поучении отца сыну оказывается пластическим выражением убеждения писателя в том, что человек по натуре грешен, что мучительно и тяжело восхождение его по лестнице чистилища. Как и в «Пиковой даме», в «Портрете» упомянут Данте. Государыня говорит, что «Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают во время блеска и могущества государей и государств, а не во время безобразных политических явлений и терроризмов республиканских, которые доселе не подарили миру ни одного поэта».

Характерно, что для Пушкина важны мысли Данте о цельности души человеческой, не способной вмещать «две неподвижные идеи», и о преданности человека родине («горек чужой хлеб…»). Для Гоголя более важной у Данте оказывается идея искупления греха очищением и бесприютности художника на родине, если в ней не установлен твердый, монархический порядок. Однако в реальной практике своих произведений Гоголь отступает от этой программы. Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

 

Вопросы и задания

 

1. Что связывает повести «Пиковая дама» Пушкина и «Портрет» Гоголя?

2. В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?

3. Опровергает или подтверждает вторая часть повести «Портрет» мысль о всевластии зла?

4. Чем объясняется стилистическая разность произведений Пушкина и Гоголя?

5. Рассмотрите репродукции с картин «Последний день Помпеи» К. Брюллова и «Явление Христа народу» А. Иванова. Что сближает и что отличает эти полотна?

 

 

[1] Сочинения Н. В. Гоголя. СПб., 1900. Т. 9. С. 132. 228

 

[2] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953. Т. 1. С. 303.

 





Рекомендуемые страницы:







poisk-ru.ru

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Авторская позиция.

4

Урок 12-13. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Авторская позиция.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1) образовательные – проанализировать повесть Н. В. Гоголя «Портрет», определить тему и основные проблемы повести;

2) развивающие – развить интерес к творчеству Н. В. Гоголя, устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников, умение работать с текстом;

3) воспитательные – воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым; убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого; умение различать светлые и негативные стороны жизни.

Методы и приемы: метод творческого чтения, анализ произведения, эвристическая беседа, слово учителя.

«Спасай чистоту души своей. 
Кто заключил в себе талант, 
тот чище всех должен быть душою» 
Н.В. Гоголь 

Ход урока

1.Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

1) Проверка домашнего задания

1. Назовите годы жизни Николая Гоголя:

А) 1802-1841,

Б) 1809-1852,

В) 1799-1837,

Г) 1805-1845.

2. В каком селе родился Николай Гоголь (впоследствии он посвятил ему одну из своих повестей)?

А) Мертвые воды,

Б) Нижний Яруг,

В) Слободка,

Г) Сорочинцы

3. В какое учебное заведение в 1821 году поступил Гоголь?

А) Московский университет,

Б) Нежинскую гимназию,

В) Киевскиую академию,

Г) Царскосельский лицей

4. Чем занимался Николай Гоголь первое время в Петербурге?

А) Работал в библиотеке,

Б) Помогал в суде,

В) Работал писарем,

Г) Служил чиновником

5. Под каким псевдонимом Гоголь издал романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен»?

А) Белкин,

Б) В. Алов,

В) П. Глечик,

Г) Яновский

6. Какое произведение положило начало славе Гоголя?

А) «Вечера на хуторе близ Диканьки»,

Б) «Сорочинская ярмарка»,

В) «Майская ночь»,

Г) «Шинель»

7. Какая страна наиболее широко описана в произведениях Н. В. Гоголя?

А) Украина,

Б) Россия,

В) Беларусь,

Г) Польша

8. Какое из этих произведений написано НЕ Гоголем?

А) «Миргород»,

Б) «Вий»,

В) «Тарас Бульба»,

Г) «Кому на Руси жить хорошо»

9. Из-за отрицательной реакции публики на постановку какого из произведений Гоголь покинул страну?

А) «Мёртвые души»,

Б) «Миргород»,

В) «Тарас Бульба»,

Г) «Ревизор»

10. В сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» НЕ входит:

А) «Сорочинская ярмарка»,

Б) «Нос»,

В) «Утопленница»,

Г) «Ночь перед Рождеством»

2) Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

«Петербургские повести» – третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.

Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы (чтение учащимся отрывка):

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!)

и одновременно как город социальных контрастов (чтение отрывка из поэмы):

Итак, домой пришед, Евгений

Стряхнул шинель, разделся, лег,

Но долго он заснуть не мог

В волненье разных размышлений.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь…)

– Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Каким же видит Гоголь Петербург?

Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.

По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

Гоголь жил в Петербурге с 1828 г. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал», – сообщал он матери. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов. «Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным. Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских повестях».

– Почему же Н. В Гоголь разочаровался в этом городе, а все же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?

(Наблюдения за жизнью Санкт-Петербурга легли в основу цикла «Петербургских повестей», в которых писатель обличает пороки современного ему общества)

– Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

3. Работа с текстом. Анализ повести «Портрет».

Эвристическая беседа

– Почему повесть называется «Портрет»? (Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?)

– Сколько частей в повести? (две)

– Кто главный герой 1 части? (художник Чартков)

– Кто главный герой 2 части? (художник-самоучка)

– Теперь будем разбираться постепенно.

– Ребята, в повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

– Как вы понимаете эти слова? (Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

– В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова? (Чартков способный художник, но ему хочется скорее прославиться).

– Какой портрет он купил однажды? (Портрет ростовщика)

– Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

– А кто расскажет нам о прототипе Чарткова (сообщение).

(Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика-индейца, которого описывает в своих мемуарах актер Каратыгин «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками»)

– О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести.

(«Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!»).

– Убьет святых и ангелов … Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова, соблазненного страстью корыстолюбия.

– В первой редакции Н. В. Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова? (Черт в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало).

– Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться.

– Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный)

– О чем предупреждал Чарткова профессор живописи? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец»)

– У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

– О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета?

(Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую … »)

– Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Первый путь – это Добро, второй – зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова?

(Добро это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? («стать модным художником», жить в достатке и растратить свой талант).

– Какой путь выбрал художник?

(Он выбрал зло. Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи).

– Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем)

– Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте. (« … Кисть его хладела и тупела … »)

– Понимал ли это сам художник?

(Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке … но этих толков не слышал упоенный художник…)

– Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно.

– Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии)

– В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу». Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).

– А теперь прослушайте слова самого Н. В. Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся) («Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины — представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль»).

– Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту? Найдите слова в тексте. (Ответ чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту»)

– Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.

– Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков? (Да)

– Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

(Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня … Им овладела, ужасная зависть до бешенства»)

– Что такое зависть? (Зависть — один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта)

– Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение? Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения»)

– Какое сравнение? (с бешенством тигра)

– Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой … K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия … Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания»)

– Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.

– Как отзывались люди о портрете ростовщика? (В нём сидит нечистая сила. Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья)

– Как называется повесть? («Портрет»)

– Так что же здесь главное? (Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе …)

– А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? (До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным)

– Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

– Простил ли его Бог? (Да, наверное)

– Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово»)

– Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. — все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»).

– Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

– Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына: «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его … Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

– Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

– Это идеалы, достойные человека? (Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», пишет в конце повести Гоголь)

– Какой литературный прием использует автор в повести? (Две жизни, два художника. Прием сопоставления).

– Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?

(Писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой – создатель дьявольского портрета – путь восхождения.

Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:

1) «Талант есть драгоценнейший дар бога — не погуби его».

2) «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».

3) «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»).

– Какой мы может сделать вывод:

Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

– Какова же главная тема в повести «Портрет» (Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве)

– А проблема? (Проблема противостояния ремесла и искусства)

4. Подведение итогов. Рефлексия:

1) О чем же мы говорили на уроке?

2) Как в повести Н. В. Гоголь формулирует предназначение искусства? («…для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу»).

3) С чем писатель сравнивает истинное произведение? (с молитвой) Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету.

4) К каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своей повестью? (Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло. Перед каждым всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом. Право выбора остается за человеком. Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных)

5. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему (на выбор):

1. «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

2. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

kopilkaurokov.ru

Сочинение на тему Идейное содержание в повести Портрет, Гоголь читать бесплатно

­Идейное содержание

Николай Васильевич Гоголь всегда славился любовью к мистике и его произведение «Портрет» в этом смысле не исключение. Повесть была написана в первой половине 19-го века и прошла вторую авторскую редакцию. Поначалу она была напечатана в сборнике «Арабески», а затем в журнале «Современник». По сюжету, живущий в бедности молодой художник Чартков, покупает на последний двугривенный портрет старика-азиата и приносит его домой.

Казалось бы, странный порыв, но этот портрет поразил художника своей живостью и высоким мастерством. Глаза ростовщика, изображенного на нем, глядели совсем как живые. Вечером художнику на мгновение даже показалось, что старик ожил, вышел из рамы и протянул ему мешочек с червонцами. На следующее утро из рамы действительно выпал сверток с деньгами, которые буквально спасли плачевное положение главного героя. Он смог расплатиться по коммунальным долгам, съехал с убогой квартиры в роскошные апартаменты и накупил для себя новой, щегольской одежды.

Чартков стал быстрее продвигаться по карьерной лестнице. У него появились новые богатые заказчики и его уже принимали в высших кругах. Но идея произведения как раз в том и состоит, что молодой человек выбрал материальное благополучие, пожертвовав высоким творчеством. Отныне он рисовал людей в два несложных штриха и они ему за это платили большие деньги. Соответственно, он перестал совершенствовать свое мастерство, в погоне за накоплением, не заметив, что теряет самое ценное в жизни.

Во второй части автор раскрывает секрет «денежного» портрета. Дело в том, что старик, изображенный на нем, был коломенским ростовщиком. Все, кто брали у него взаймы деньги, становились несчастными. Кто-то заболевал ревностью, кто-то завистью, кто-то злостью или безумием. Одно оставалось неизменным, они словно продавали душу за деньги. При этом старик не забывал забирать у них долг еще и с огромными процентами. Однажды он обратился к художнику-самоучке, который расписывал храмы, с просьбой нарисовать его портрет. Тот охотно согласился, не подозревая, что рисует само зло.

Портрет получился необычайно живым, но незавершенным, так как художник заподозрил неладное. Его натурщик не скрывал, что хочет жить после смерти в портрете. Многое с тех пор изменилось в жизни самого мастера. Он потерял почти всех родных, кроме старшего сына, который жил и учился вдалеке от дома. Художник стал понимать, что совершил грех. Он фактически нарисовал злой дух. Для того чтобы избавиться от этого тягостного чувства, он ушел в монастырь и взялся за длительный проект под названием «Рождество Иисуса».

Более того, он попросил старшего сына найти и уничтожить его злосчастную работу. Волю отца молодой человек исполнил наполовину. Когда через пятнадцать лет он нашел портрет ростовщика на одном из петербуржских аукционов, тот исчез со стены, где висел. Возможно, украли, возможно — и нет. Мистика, да и только. Но именно так закончил свою повесть Н. В. Гоголь. В одном небольшом произведении он сумел показать разные типы людей с разными судьбами, а также проанализировать проблему добра и зла, власти денег над людьми и истинного назначения искусства.

см. также:
Другие сочинения по произведению Портрет, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь

Краткое содержание Портрет, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

www.sdamna5.ru

20. Тема искусства в повести «портрет». Проблематика повести и ее решение Гоголем.

Повесть «Портрет» рассказывает о
художнике, продавшем свой дар за деньги,
— он продал дьяволу душу. Здесь, если
иметь в виду художественные произведения,
Гоголь наиболее полно высказал свои
взгляды на искусство. Проникновение
злых сил в душу художника искажает и
его искусство, — ведь оно должно быть не
просто способностью создавать прекрасное,
но подвигом трудного постижения духовной
глубины жизни. Важно, что соблазнил
Чарткова предмет искусства — необычный
портрет с живыми глазами. Тайна портрета
тревожит автора и побуждает к размышлению
о природе искусства, о различии в нем
создания и копии. Живость изображения
у художника-копииста, написавшего
портрет ростовщика, для Гоголя — не
просто поверхностное искусство, а
демонический отблеск мирового зла.
Такое искусство часто обольщает душу
зрителя, заражает греховными чувствами.
Недаром с портрета глядят живые недобрые
глаза старика.

Автор рассказывает, что у благочестивого
живописца, написавшего странный портрет
с живыми глазами вдруг без всякой причины
переменился характер: он стал тщеславен
и завистлив. Но такие же необъяснимые
на первый взгляд факты случаются в жизни
повседневно. «Там честный, трезвый
человек делался пьяницей, там купеческий
приказчик обворовал своего хозяина;
там извозчик, возивший несколько лет
честно, за грош зарезал седока».

В книге «Выбранные места из переписки
с друзьями» Гоголь сказал, чем должно
быть, по его мнению, искусство. Назначение
его — служить «незримой ступенью к
христианству». По Гоголю, литература
должна выполнять ту же задачу, что и
сочинения духовных писателей, — просвещать
душу, вести ее к совершенству. В этом
для него — единственное оправдание
искусства. И чем выше становился его
взгляд на искусство, тем требовательнее
он относился к себе как к писателю.

Одной шуткой переданы уровень и интересы
светского общества. Художник с большим
интересом и еще не утраченным талантом
начал писать портрет. Он передавал
холсту все оттенки юного лица, не
пропустил и некоторую желтизну и едва
заметную голубую тень под глазами. Но
матери это не понравилось. Она возразила,
что это может быть только сегодня, а
обычно лицо поражает особой свежестью.
Исправив недостатки, художник с огорчением
заметил, что пропала и индивидуальность
натуры. Желая все же выразить то, что он
подметил в девушке, Чартков переносит
все это на свой старый эскиз Психеи.
Дамы же приходят в восторг от «сюрприза»,
что художник придумал изобразить ее «в
виде Психеи». Не сумев переубедить
дам, Чартков отдает портрет Психеи.
Общество восхищалось новым талантом,
Чарткову посыпались заказы. Но это было
далеко не то, что дает возможность
развиваться живописцу. И вот со временем
Чартков становится модным, но, увы,
пустым живописцем. Причиной тому,
конечно, был купленный портрет с его
дьявольскими чарами. Но через фантастический
сюжет автор показывает, что могут
сотворить с человеком слава и богатство.
Не обязательно покупать волшебный
портрет, чтобы стать рабом.

На пьедестал, который раньше занимала
живопись, взгромоздилась страсть к
золоту. Золото стало для Чарткова всем.
Оно заполонило бы его жизнь полностью,
если б не одно событие. Академия художеств
пригласила знаменитого Чарткова оценить
привезенную из Италии картину русского
художника. Увиденная картина так поразила
знаменитость, что он даже не смог выразить
заготовленное пренебрежительное
суждение. Живопись была так прекрасна,
что всколыхнула в нем зачерствевшее
прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав
ни слова, он выбежал из залы. Внезапное
озарение погубленной жизни ослепило
его. Осознав, что никогда не вернуть
убитый талант, ушедшую молодость, Чартков
становится страшным чудовищем. Со
зловещей алчностью начинает он скупать
все достойные произведения искусства
и уничтожать их. Это становится главной
стра тью и единственным его занятием.
В итоге безумный и больной художник
умирает в жуткой горячке, где везде ему
чудится портрет старика. Отовсюду
смотрят на него страшные глаза с
портрета…

Но еще один герой, о котором говорится
только во второй части повести, поступает
иначе. Этот молодой художник встречает
очень необычного человека, ростовщика,
который просит написать его портрет.
Слухи о ростовщике ходят очень
таинственные. Все;’ кто связывался с
ним, обязательно попадали в беду. Но
художник все же берется писать портрет.
Сходство с оригиналом выходит
поразительное, глаза словно смотрят с
портрета. И вот, написав ростовщика,
художник осознает, что не сможет больше
писать чистые образы. Он понимает, что
изобразил дьявола. После этого он
навсегда уходит в монастырь, чтобы
очиститься. Седым старцем он достигает
просветления и, берясь за кисть, уже
способен писать святых. Но тем не менее
повесть не заканчивается оптимистично.
Гоголь дает портрету продолжить свое
роковое путешествие, предупреждая, что
никто не застрахован от зла.

В «Портрете» можно найти отражение
духовной жизни Гоголя. Художник, создавший
портрет ростовщика, решает уйти из мира
и становится монахом. Приготовив себя
в монастыре подвижнической жизнью
отшельника, он возвращается к творчеству
и создает картину, которая поражала
всех видевших ее как бы исходящей из
нее высокой духовностью. В конце повести
монах-художник наставляет сына: «Спасай
чистоту души своей. Кто заключил в себе
талант, тот чище всех должен быть душою.
Другому простится многое, но ему не
простится».

Здесь Гоголь как бы наметил программу
своей жизни. В середине 1840-х годов у него
появилось намерение оставить литературное
поприще и уйти в монастырь. Но эти
монашеские устремления (которые не были
секретом для школьных приятелей Гоголя),
по всей видимости, не предполагали
окончательного отказа от творчества,
но как бы подразумевали возвращение к
нему в новом качестве. Путь к большому
искусству, полагал Гоголь, лежит через
духовный подвиг художника. Нужно умереть
для мира, чтобы пересоздаться внутренне,
а затем вернуться к творчеству.

studfiles.net

Ответы@Mail.Ru: помогите с домашним заданием!

Композиционно повесть распадается на 2 части. В первой части Гоголь рассказывает историю художника Чарткова (говорящая фамилия — Чертков (первоначально) .
Вторая часть- знакомит с происхождением демонического портрета ростовщика и судьбой художника, создавшего это портрет. Каждая часть-законченное произведение, самостоятельное, с самостоятельными персонажами и конфликтом.
В 1-ой части используется прямая композиция. Во 2-ой части-рамочная, т. е. вводится еще один конфликт и еще одна художественная проблема. Но эти две новеллы объединены общей темой: творчество и одним центром- портрет ростовщика.
Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой) .

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными
началами в характерах .
Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва: “Пискарёв и Пирогов-какой контраст! Оба они начали в один
день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! ” -писал В. Г. Белинский.

Пискарёв-художник и очень чувствительная, тонкая натура, которую так легко сломать. Он мечтатель, живёт в своём внутреннем мире и когда реальность так внезапно раскрывается в своей жестокости, он не выдерживает и решается на самоубийство. Пирогов, наоборот-чересчур равнодушен ко всем и вся. Если Пискарёв переживает из-
за потери «идеала девушки» до смерти, в буквальном смысле, то Пирогову достаточно съесть пирог в ближайшем кафе, чтобы забыть о своей недавней любви.
Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы.
Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле
раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость,
самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у
избранной публики.
К людям ниже его по чину он относится высокомерно.
Любовь для Пирогова-лишь интересное приключение, “интрижка”, которой
можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно
пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его
и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Автор показал, как в погоне за чинами человек овеществляется, теряет свое индивидуальное лицо, превращается в безликое существо. Моральные нормы ставятся с ног на голову, а недостойный- счастливее достойного.

В то же время Гоголь показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Художник из рассказа «Портрет»
нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы отшельником. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну, молодому художнику, уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.

otvet.mail.ru

Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. В. Гоголя («Портрет»). Разное Гоголь Н.В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Разное / Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. В. Гоголя («Портрет»).

    Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит. странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображен” ный на портрете, «пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам…» Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и тяжелый сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником». Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. «Изнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, «прокатился два раза по городу в карете без всякой причины», побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. -Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:

    «— Однако мсье Ноль… ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. ты не знаете мсье Ноля?

    — Кто этот Ноль?— спросил художник.

    — Мсье Ноль. Ах, какой талант!»

    Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что худож ник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе…Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой — с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом. Не зря еще в самом начале повести Чарткова предупреждает профессор, его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец». Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной страстью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета…

    Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит как святой: «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства». Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

13495 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Разное / Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. В. Гоголя («Портрет»).

Смотрите также по
разным произведениям Гоголя:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о