Княгиня ольга приняла христианство – Ольга (княгиня киевская) — Википедия

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 05 Январь 2019

    8 января 2019 года в 11.00 состоится детский Рождественский утренник Воскресной школы нашего Прихода. Учащихся Воскресной школы и гостей утренника ждёт праздничное представление, церковная викторина, подарки и чаепитие. Сбор в актовом зале Воскресной школы. Приглашаются все желающие!

  • 26 Декабрь 2018

    30 декабря , Воскресенье, 13.00  — в Кинолектории при храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоится киноведческая лекция, показ и обсуждение фильма Никиты Михалкова «ДВЕНАДЦАТЬ» (2007). Вход свободный.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Крещение Ольги в Константинополе 957 — История России

ВТОРОЙ ПРИЕМ ОЛЬГИ РУССКОЙ

Девятого сентября, в среду состоялся прием, во всем сходный с вышеописанными, по случаю прибытия Русской княгини Ольги. Княгиня вошла со своими родственницами княгинями и избраннейшими прислужницами, причем она шла впереди всех других женщин, а они в порядке следовали одна за другою; она остановилась на том месте, где логофет обычно предлагал вопросы… Когда царь по обычному чину вошел в дворец, состоялся второй прием следующим образом. В триклине Юстиниана было поставлено возвышение, покрытое багряными шелковыми тканями, а на нем поставлен большой трон царя Феофила и сбоку царское золотое кресло. Два серебряных органа двух частей (= димов) были поставлены внизу за двумя завесами, духовые инструменты были поставлены вне завес. Княгиня, приглашенная из Августея, прошла чрез апсиду, ипподром и внутренние переходы того же Августея и, вошедши, села в Скилах. Государыня воссела на вышеупомянутый трон, а невестка ее на кресло. Вошел весь кувуклий и препозитом и остиариями были введены ранги… Когда царь воссел с Августою и своими багрянородными детьми, княгиня была приглашена из триклина кенургия и, сев по приглашению царя, высказала ему то, что желала.

В тот же день состоялся званый обед в том же триклине Юстиниана. Государыня и невестка ее сели на вышеупомянутом троне, а княгиня стала сбоку… На обеде присутствовали певчие церквей св. апостолов и св. Софии и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления… После того как царь встал из-за стола, был подан десерт в ариститирии, где был поставлен малый золотой стол, стоящий (обыкновенно) в пектапиргии, и на нем был поставлен десерт на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. И сели царь, царь Роман Багрянородный, багрянородные дети их, невестка и княгиня, и дано было княгине на золотом блюде с дорогими камнями 500 мил., шести приближенным женщинам ее по 20 мил. и 18-прислужницам по 8 мил.

Октября 18-го, в воскресенье, состоялся званый обед в Золотой палате, и сел царь с Руссами, и опять был дан другой обед в пентакувуклии св. Павла, и села государыня с багрянородными детьми ее, невесткою и княгинею…

Константин Багрянородный. О церемониях

 

НАРУШЕНИЕ РИТУАЛА

Поначалу аудиенция проходила так, как это обычно было принято в отношении иностранных правителей или послов крупных государств. Император, сидя на троне в роскошном зале Магнавре, обменялся с Ольгой через логофета церемониальными приветствиями. Рядом с императором находился весь состав двора. Обстановка была чрезвычайно торжественная и помпезная.

В тот же день состоялось еще одно традиционное для приемов высоких гостей торжество — обед… Но наряду с этим имелись и отступления от принятых традиций, обозначились нарушения незыблемого византийского дипломатического ритуала, которые были совершенно невероятны, особенно при Константине VII — их ревностном блюстителе.

В начале аудиенции, после того как придворные встали на свои места, а император воссел на «троне Соломона», завеса, отделявшая русскую княгиню от зала, была отодвинута, и Ольга впереди своей свиты двинулась к императору. В этих случаях обычно иностранного представителя подводили к тропу два евнуха, поддерживавшие подходящего под руки. Затем иностранный владыка или посол совершал праскипеспс — падал ниц к императорским стопам. Во время приема киевской княгини этот порядок был изменен. Ольга одна, без сопровождения, подошла к трону, не упала перед императором ниц, как это сделала ее свита, а осталась стоять и стоя же беседовала с Константином VII.

Затем Ольгу отдельно приняла императрица, которую русская княгиня приветствовала лишь легким наклоном головы.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии

 

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КРЕЩЕНИИ ОЛЬГИ

Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин, сын Льва. И увидев, что она красива лицом и весьма умна, подивился цесарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. […] И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее цесарь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». И сказал ей цесарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И поднес ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя… избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

 

КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ И НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ

Надежды Византии на близкое крещение Руси не оправдались. Принятие христианства оказалось для русов делом длительным и трудным. Князь Игорь вскоре погиб. Его вдова Ольга решилась переменить веру лишь много лет спустя после смерти мужа. Автор «Повести временных лет» записал предание о том, что Ольга приняла крещение от императора Константина Багрянородного в Константинополе в 955 г. Однако летописный рассказ пронизан фольклорными мотивами. Если верить летописи, немолодая Ольга произвела на императора столь сильное впечатление, что тот предложил «пояти» ее в жены. Мудрая Ольга отвечала: «Како хочешь меня пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью?» Отказав «жениху», русская княгиня «переклюкала» самого царя. 

Константин VII Багрянородный упомянул о приеме «архонтесы Елги». Но не знал христианского имени Елены-Елги, а следовательно, княгиня оставалась язычницей во время свидания с ним в 957 г. Состав русской свиты наводит на мысль, что Ольга нанесла визит императору как частное лицо. В ее окружении не было послов от наследника Святослава, игоревых племянников и от конунга Свенельда. «Слы» из свиты Ольги получали столько же денег, сколько ее переводчики, что точно отражало их положение на иерархической лестнице.

Сохранилось немецкое свидетельство о крещении Ольги — так называемое Продолжение Хроники Региона. Хроника была составлена в середине X в. Автором Продолжения был, как полагают, первый киевский епископ Адальберт. Все это придает памятнику исключительную ценность. Как записал немецкий хронист, в 959 г. ко двору германского императора Оттона I явились «послы Елены, королевы ругов (русов), которая при Романе Константинопольском императоре крещена в Константинополе». Послы «просили, чтобы их народу был поставлен епископ и священники». Итак, Ольга — Елена приняла крещение не при Константине Багрянородном, а при его сыне Романе, вступившем на трон после смерти отца в ноябре 959 г. Сомнение вызывает хронология событий, изложенных в немецкой хронике. Ольга не успела бы в течение двух неполных месяцев после крещения снарядить послов в Германию. Необъяснимо промедление Оттона I. Выслушав послов в конце 959 г., император удовлетворил их просьбу и назначил епископа в Киев лишь через год, на Рождество 960 г. Видимо, хронист неточно записал дату прибытия послов. Немецкие анналы XI в., источник независимого происхождения, сохранили следующую запись: «960. К королю Оттону явились послы от народа Руси». Приведенный текст подтверждает предположение, что миссия русов явилась в Германию не в 959 г., а в 960 г. и уже к концу года Оттон объявил о назначении епископа. 

Русская княгиня поступила совершенно так же, как раньше поступил болгарский царь Борис. Приняв крещение от православного греческого патриарха, она тотчас же пригласила латинского пастыря. Немецкий епископ, который должен был ехать в Киев, скоропостижно умер 15 февраля 961 г., и сан епископа Руси был передан монаху Адальберту. Он выехал в Киев в 961 г., а через год вернулся домой ни с чем. Попытка основать в Киеве епископство потерпела неудачу из-за сопротивления языческой норманнской знати, правившей страной после гибели Игоря. Один этот факт разрушает миф об Ольге как правительнице Руси. Однако не следует думать, что старания княгини насадить на Руси христианство не дали никаких результатов. Уже во время первой поездки язычницы Елги в Константинополь в ее свите находился «поп Григорий». А это значит, что люди из ближайшего окружения Ольги сменили веру раньше нее. В 967 г. папа Иоанн XII воспретил назначать на вновь учреждаемую кафедру в Праге лиц, принадлежащих «к обряду или секте болгарского или руского народа, или славянского языка». Вероятно, самая многочисленная христианская община русов находилась в Константинополе, и папа римский опасался присылки в Чехию епископа из Византии. В Царьграде «крещеные русы» занимались разного рода деятельностью: торговали, служили в императорской дворцовой гвардии и пр. Сношения между киевскими и царьградскими христианами русского происхождения способствовали христианизации киевских русов.

Влияние Ольги на дела управления было, по-видимому, ограниченным. В год смерти Игоря княжичу Святославу исполнилось никак не меньше 8-10 лет. Мстя древлянам за отца, Святослав начал битву, метнув в них тяжелое копье. Копье упало у ног коня, на котором сидел мальчик. Ко времени приезда епископа в Киев Святославу было более 20 лет. Он достиг совершеннолетия. По летописи, Ольга-Елена многократно просила сына переменить веру, но тот неизменно отказывал ей, ссылаясь на мнение дружины. Молодой князь не мог отречься от язычества, пока дружина и ее предводители придерживались старой религии. Два десятилетия спустя, если верить летописному преданию, внук Ольги Владимир закончил беседу о вере с немецкими послами напоминанием о временах бабки: «Идите опять, яко отци наши сего не приняли суть». Владимир говорил от лица всей дружины. Выражение «отцы наши» имело в его устах вполне определенное значение. Епископ Адальберт был изгнан из Киева всей дружиной. По свидетельству новгородской летописи, киевская княгиня держала в своем доме «презвитера» в тайне от народа. Пресвитером был, вероятно, сам Адальберт или один из прибывших с ним латинских священников. 
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

 

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

…И посемъ по крещеніи живяше лѣтъ 15 и угоди Богу, и съ миромъ предавъ святую свою и честную душю въ руцѣ Христу Богу въ лѣто 6477, мѣсяца Іюля въ 11 день. И посемъ, времени многу минувшу по преставленіи святыа, внукъ же ея — блаженный князь Владимеръ въспомяну о мощехъ святыа бабы своеа, и пріиде на мѣсто самъ с митрополитомъ и со всѣмъ священнымъ соборомъ и съ фимяномъ, и раскопавше землю, и обрѣтоша честныа мощи святыя бабы своея княини Олги цѣлы и нерушимы пребывають. Они же прославиша Бога, и въземъше мощи, и положиша въ церкви Святыа Богородица, въ гробѣ каменѣ мале; и на верху гроба того честнаго оконце сътвориша: и тудѣ видять блаженныа тѣло лежаше цѣло и тлѣнію непричастно, но свѣтяшеся яко солнце. А иже кто пріидѣтъ съ вѣрою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гробѣ святыа, само о себе отверзется, и видятъ честное тѣло и мнози пріемлютъ исцѣленіе неоскудно…

История Русской Церкви. Макария, Архиепископа Харьковского. СПб, 1868

 

histrf.ru

Княгиня Ольга — первая русская святая

Киевская княгиня Ольга правила Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных. Какими качествами нужно обладать, чтобы войти в историю с добрым именем?

Фото: AP

В летописных свидетельствах о княгине Ольге немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни. Родилась Ольга близ Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.

После свадьбы имя будущей просветительницы Руси упоминается в очередной раз только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А еще через год Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола Святослава, которому на тот момент было всего три года.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове сватов — звать замуж за своего князя Мала. Княгиня не пошла на эту сделку с совестью. Двадцать сватов были закопаны живьем в той ладье, на которой приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане. Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. Апофеозом мести княгини Ольги за убийство мужа был военный поход на древлян и сожжение Искоростеня. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Читайте также: Князья гибли, а Ольга побеждала

Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Ольга добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов», усовершенствовала систему налогообложения. Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».

Читайте также: Возрождение первого храма русского православия

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к тому же выводу, к которому через несколько десятилетий придет князь Владимир: государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое и удержит это целое от распада.

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный.

В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.

Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Святой Ольге пришлось смириться с происходящим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 969 году святая равноапостольная княгиня Ольга отошла в мир иной. Спустя 19 лет посеянные ею семена взошли: ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, крестил Русь.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

faith.pravda.ru

Крещение Ольги


Крещение Ольги

  Завершив «устроение» государства и упорядочив сбор дани, княгиня Ольга задумалась о выборе новой веры. Она первой из правителей Руси приняла христианство.

  Оставаясь язычницей, Ольга долгие годы наблюдала жизнь христиан, которых в Киеве было уже немало. Еще в конце 866 года константинопольский патриарх Фотий в «Окружном послании», разосланном иерархам Восточной церкви, сообщал о крещении киевских руссов в Византии. В русско-византийском договоре 944 года о мире в составе дружины и свите князя Игоря были упомянуты, помимо язычников, и христиане. Они приносили клятву на верность пунктам соглашения в соборе Святой Софии. В Киеве в эпоху Ольги существовало несколько христианских церквей и соборный храм Святого Ильи.

  Интерес Ольги к христианству. Став правительницей Киевского государства, княгиня Ольга начала присматриваться к религиозному учению, которому следовали многие страны Европы. Постепенно Ольга пришла к мысли о том, что принятие новой веры может еще более объединить страну, поставить ее в один ряд с другими христианскими государствами мира. Ею овладело желание посетить Константинополь, увидеть великолепие его храмов и встретиться с императором, а затем принять святое крещение.

  Летопись о крещении Ольги. Летописный рассказ о поездке Ольги в Константинополь относится к 954-955 годам и сообщает, что отправилась княгиня «в греки» и достигла Царьграда. Византийский император Константин Багрянородный принял ее и удостоил беседой. Его поразили красота и ум гостьи, и он сказал, намекая на возможный супружеский союз с ней: «Достойна ты царствовать в граде с нами!» Ольга же от прямого ответа уклонилась. Она пожелала принять веру Христову и просила, чтобы император стал ее восприемником от купели. Это было исполнено. Когда же басилевс вновь предложил Ольге стать его женой, она отвечала, что у христиан не приняты браки между крестными отцами и крестницами. Император оценил ее хитроумный ход и не разгневался. «И дал ей дары многие — золото, серебро, паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее…» — сообщает «Повесть временных лет». Названная при крещении Еленой, княгиня вернулась в Киев.

  Свидетельство современника. О крещении русской княгини упоминают немецкая «Хроника» и византийские источники, среди которых трактат Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора», где он описывает два приема Ольги Росской в Константинополе, представляет для нас особый интерес. Сочинение басилевса позволяет восстановить истинный ход событий, приведших к крещению Ольги.

  Посольство «архонтиссы». Историки полагают, что летом 957 года княгиня водным путем отправилась в Константинополь. Она везла с собой богатые дары императору Византии. В дороге ее сопровождала большая свита, общим числом примерно в тысячу человек. Ее путь в Царьград занимал не менее сорока дней. Наконец караван русских судов вошел в бухту Золотой Рог. Там Ольге пришлось пережить томительное ожидание: византийские власти никак не могли решить, как им надлежит принимать высокую гостью. Наконец, 9 сентября ей было назначено предстать перед очами императора.

  Пышная церемония. Император Константин принимал княгиню Ольгу в Золотой палате Большого дворца. Церемония была обставлена с обычной пышностью. Государь восседал на троне, представлявшем собой удивительное произведение искусства. Ольга вошла в зал в сопровождении близких родственниц. Помимо них, в свите было 20 послов и 43 купца. С достоинством поклонившись императору, она преподнесла ему свои дары. Басилевс ромеев не проронил ни слова. От его имени говорил придворный — дромологофет. На этом прием завершился.

  Пребывдние в Константинополе. В тот же день княгиню Ольгу принимала супруга императора Елена на своей половине дворца. После вручения даров Ольгу и ее спутниц препроводили в покои для отдыха. Позже княгиню пригласили для беседы с императором, где она смогла обсудить с ним государственные вопросы. Историки также предполагают, что Ольга хотела выяснить возможность династического брака своего сына Святослава и одной из византийских царевен. На это Константин Багрянородный ответил отказом, что оскорбило княгиню. Договор о мире между двумя странами был подтвержден: Константин нуждался в военной помощи руссов в борьбе с доместиком Никифором Фокой. В честь пребывания княгини в Константинополе августа Елена дала обед, после которого гостям вручили дары от императора. Княгиня получила «золотую, покрытую драгоценными камнями чашу«, а в ней 500 серебряных монет. Вскоре состоялся второй прием у византийского императора. Никаких новых подробностей Константин Багрянородный о нем не сообщил. Для нас важно, что на этот прием княгиня Ольга явилась уже христианкой. Версия русской летописи о причастности басилевса к крещению Ольги имеет явно мифологический характер. В действительности, таинство совершил константинопольский патриарх Полиевкт в Софийском соборе. В дар храму Ольга передала золотое богослужебное блюдо.

www.othist.ru

7. Когда и где крестилась княгиня Ольга?. История руссов. Держава Владимира Великого

7. Когда и где крестилась княгиня Ольга?

На вопрос, где крестилась княгиня Ольга, мы можем дать совершенно определенный ответ, — в Царьграде. О том, что княгиня Ольга крестилась в Царьграде, говорят все русские летописи, византийский историк Скилиций[200], а также западноевропейские хроники.

Титмар Мерзебургский[201] говорит: «Helena Regina quae Constantinopoli baptizata erat» (Елена — христианское имя Ольги при крещении)[202]. Кроме Титмара, о посольстве Ольги к Оттону I и приезде в Киев епископа Адальберта говорит целый ряд хроник: так называемый «Continuator Reginonis», «Annales Lamperti»[203], а также «Анналы» Гильдесгейма, Магдебурга и Кведлинбурга. В грамоте Оттона (Monum. Germ. Dipl. I. 502) княгиня Ольга названа «Regina Rugorum»[204], что дало повод некоторым, например Карамзину, сомневаться, относится ли это к Ольге, а не к королеве жителей острова Рюгена[205]. В. Васильевский в статье своей «Древняя торговля Киева с Регенсбургом» (Журнал Министерства Народного Просвещения. 1888. № 258. С. 127) выяснил этот вопрос окончательно.

Нет ни одного исторического источника, который утверждал бы, что княгиня Ольга крестилась не в Царьграде, или подвергал бы в какой-то степени сомнению вышесказанное. Более того, Иоакимовская летопись ясно указывает, что Ольга и не могла креститься у себя дома: «Ольга владея со сыном, и научена бывши от пресвитер, сущих в Киеве, вере Христове, но крещения, народа ради, прияти не можаше; сего ради иде с верными вельможи ко Царюграду, и прияв крещение, со многими дары и честию от царя и патриарха возвратися в Киев, идеже первее святый Андрей веру Христову проповеда; приведе же с собою иереи мудри и церковь святыя Софии древяную устрои, а иконы ей присла патриарх, и прилежаху к научению».

Таким образом, Ольга была обращена в христианство еще в Киеве бывшими там христианскими священниками, но формального крещения не приняла, боясь недовольства народа («народа ради»). В ее решении принять крещение в Царьграде сыграло, вероятно, известную роль и желание увидать Царьград и совершить церемонию в условиях, соответствующих ее высокому положению (из дальнейшего мы увидим, что церемония была совершена при царском дворе). Своим крещением Ольга поставила свой народ перед свершившимся фактом, протестовать, в сущности, не было перед чем. Принятие Ольгой иной веры было ее личным делом, но в Киеве это могло вызвать сопротивление и волнения, крещение же в Царьграде произошло, так сказать, «под сурдинку».

Некоторые исследователи, не получив точного решения вопроса, когда крестилась Ольга, искали его в предположении, что Ольга явилась в Царьград, уже будучи христианкой, и формально. Это предположение совершенно не согласуется со всеми историческими источниками и должно быть окончательно отброшено.

На вопрос, когда княгиня Ольга крестилась, русские летописи отвечают — в 955 г. Как мы увидим, цифра эта довольно точна, но следует иметь в виду, что сообщение летописи об обстоятельствах крещения Ольги и дата ее крещения происходят из разных источников. Рассказ летописи об обстоятельствах крещения — не более как народная легенда, внесенная летописцем в летопись потому, что, кроме этой легенды, летописцу о крещении ничего не было известно.

Мы знаем, далее, что протограф летописи был без дат и только последующий летописец внес даты задним числом. Данная дата, т. е. 955 г., оказывается довольно верной и, надо полагать, выведена из указания Якова Мниха в «Памяти и похвале князю Владимиру», что Ольга умерла в 969 г., прожив 15 лет христианкой. Отсюда получается простой отсчет, что крестилась она в 954 г. или 955 г., если мы берем летосчисление с началом года 1 сентября.

Поскольку рассказ о крещении Ольги совершенно легендарен и содержит явные ошибки, например, в Лаврентьевской летописи сказано — «бе тогда царь имянемь Цемьский» (Иоанн же Цимисхий вступил на престол только 11 декабря 969 г., т. е. когда Ольги уже, по-видимому, не было в живых). Дата, указываемая русскими летописями, не является вполне надежной и нуждается в проверке иностранными источниками.

«Продолжатель Регинона» сообщает, что в 958 г. к императору Оттону I пришли послы королевы русских Елены, которая незадолго до этого была крещена в Константинополе при дворе имератора Романа (сына Константина Багрянородного). Таким образом, в 958 г. на Западе Ольгу уже знали как христианку и называли ее христианским именем Елена. Указание, что она была крещена при дворе императора Романа, однако, не означает, что это случилось в 959 г., когда император Роман вступил на престол. Дело в том, что и зять Константина Багрянородного (Роман Лекапен, умер в 945 г.), и дети его уже давно были возведены в императорское звание. Поэтому указание хроники говорит не столько о времени, сколько о месте крещения, т. е. о дворе императора Романа, что вполне правдоподобно, если принять во внимание знатность Ольги.

Следующим источником является труд Константина Багрянородного «О церемониях двора», в котором он, между прочим, описывает два приема Ольги им самим в среду 9 сентября и в воскресенье 18 ноября (эти дни соответствовали 957 г.). Багрянородный не называет Ольгу Еленой, а Хельгой, т. е. употребляет ее языческое имя. Однако в этом нельзя усмотреть того, что Ольга в 957 г. еще не была христианкой, — светские имена господствовали. Даже Владимир Мономах, уже значительно позже, в своем завещании детям говорит, — я, получивший при крещении имя Василий, а известный всем под именем Владимира и т. д. Не лишено значения и то, что и Ольга, и Владимир при канонизациях их Русской церковью вошли в список святых не с их христианскими, а их языческими именами. Отсюда ясно, что Багрянородный мог называть Ольгу, бывшую уже христианкой, ее языческим именем.

Из описания церемонии нельзя никак заключить, имел ли дело Багрянородный с христианкой или язычницей. Есть, однако, косвенные обстоятельства, говорящие в пользу того, что в 957 г. Ольга уже была христианкой. Если бы ее крещение состоялось в 957 г., то Багрянородный, во-первых, не мог умолчать о таком заметном событии, упоминая вместе с тем мельчайшие мелочи приема Ольги. Далее, из описания ее свиты видно, что в ее составе был священник Григорий, что вполне понятно, если Ольга уже была христианкой.

Наконец, имеется очень интересная деталь, — Ольга получила от императора во время обеда золотое блюдо, украшенное драгоценными камнями с 500 милиарисиями[206] на нем.

Архиепископ Новгородский Антоний видел впоследствии в ризнице Св. Софии в Царьграде это блюдо — «блюдо велико злато Ольги русской, когда взяла дань ходивши Царюгороду». Оказывается, гордая и оскорбленная задержкой в ее приеме, Ольга подарила императорское блюдо (храму) Святой Софии, т. е. деликатно вернула подарок, но в учтивой форме. То, что она подарила блюдо церкви, говорит о том, что она была христианкой.

Наконец, самое блюдо имело в середине изображение Иисуса Христа, — вряд ли Багрянородный мог преподнести подобное блюдо язычнице, да и не мог он быть уверен, как отнесется к этому княгиня-язычница.

Даже если мы допустим, что речь идет здесь о двух разных блюдах (а не верить архиепископу Антонию у нас нет оснований), дар блюда в храм Святой Софии показывает, что дарящая уже была христианкой.

Есть еще одно обстоятельство, показывающее, что Ольга в это время интересовалась христианством, — в 958 г. она посылала к Оттону I специальное посольство с просьбой о присылке на Русь епископа для распространения христианской веры. Так как она вернулась в Киев самое раннее в конце 957 г., то это посольство следовало непосредственно за ее посещением Царьграда. Из ее недовольства, отмеченного летописью, можно предположить, что в Царьграде она не добилась в делах церкви того, чего хотела, а потому обратилась к Оттону, т. е. к Риму.

Однако самым точным является указание византийского историка Скилиция, что Ольга крестилась при патриархе Феофилакте, который занимал эту должность с февраля 933 по 27 февраля 956 г. Так как в зимние месяцы путешествие Ольги было исключено, то крещение ее могло состояться до 956 г., скорее всего, в 954 или 955 г., как это дано русскими летописями. В этом случае и указание «Продолжателя Регинона», что она в 958 г. считалась незадолго до этого крестившейся, вполне подходит.

Таким образом, мы должны принять, что Ольга крестилась в Царьграде, скорее всего, осенью 954–955 сентябрьского года. Это заставляет нас принять двойную поездку Ольги в Царьград: в 955 г. с целью крещения и в 957 г. с какой-то дипломатической целью. Некоторым эта двойная поездка кажется маловероятной. Нам думается, что это ошибка перспективы: мы все время стремимся рассматривать наших предков как каких-то примитивов, сидевших дома, боявшихся всего чужого и т. д.

Поездка Ольги в Царьград — исторический факт, и совершенно понятно, что она, властительница огромного государства, имела все возможности исполнить свое желание: вторично побывать в Царьграде. Не напиши Багрянородный книгу о церемониях византийского двора, мы ничего не знали бы о второй поездке Ольги, ибо это был сравнительно мелкий факт. О первой ее поездке сохранил следы Скилиций, именно самое главное — что она крестилась.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Великая Княгиня Ольга

Память Равноапостольной княгини, Святой Ольги почитается Церковью в июле: 24-го по новому стилю, или 11-го — по старому.

Первая правительница Руси

Великая Ольга стала первой княгиней на Руси, принявшая христианство. В древних летописях она названа предтечей земли христианской. С благоговением древние летописцы сравнивают княгиню с утренней зарей перед рассветом.

О юных годах киевской княгини нам мало что известно. И только из преданий поздних и легенд мы можем хоть что-то узнать о начале жизненного пути Ольги. Родиной будущей княгини стало селение Выбутовская весь, что находилось в северном регионе Руси. Сейчас в этих краях находится город Псков. Ольга не имела благородного происхождения. По свидетильству летописцев, женитьба киевского князя Игоря и Ольги произошла в 903 году. Из этого выходит, что будущая святая родилась в период между 80-е — начало 90-х годов в IX веке. Но есть также данные, что Игорь взял в жены Ольгу, когда ей было всего 10. Произошло это в 912 году. Ни для кого не тайна, что события в древних летописях часто записывались, как говориться, «задним числом». Так что даты нашей древней истории мы можем принимать только условно. Это касается и даты свадьбы Ольги и Игоря, и дате рождения княгини. Историки склонны считать, что Ольга родилась гораздо позже. Стоит учесть и тот факт, что Святослав, первенец княгини, появился на свет приблизительно в 942 году, то есть, на то время она была относительно молодой.

Как юный князь невесту встретил

Красивая легенда о том, как Игорь встретил Ольгу, дошло до наших дней из древних летописей. Сын первого киевского князя Рюрика Игорь был еще слишком молод и не мог взойти на престол. По этой причине правил на Руси его родич Олег. Случилось однажды так, что охотился Игорь в Псковском крае. За рекой он увидел богатые охотничьи земли. Но перебраться на тот берег он не мог, поскольку не было у него лодки. Вдруг Игорь увидел, что по реке плывет юноша в лодке. Князь позвал к себе гребца и приказал переправить себя на тот берег. Во время пути Игорь внимательнее глянул на хозяина лодки, и понял, что перед ним — прекрасная девушка, имя которой — Ольга. Красота девицы пленила сердце будущего правителя, разгорелось желание в нем, нескромные слова вырвались из его уст. Все поняла юная дева, твердо отвечала она ему, сказав, что уж лучше утонуть ей, чем стерпеть надругательство. Игорь же очень удивился таким мудрым словам и твердости, так что перестал говорить что-либо, а весь остальной путь был проделан в тишине. Вернулся юноша в Киев спустя некоторое время.

Когда же наступил час Игорю жениться, знатных красавиц приводили к нему со всей Руси. Князь не захотел брать в жены ни одну из них. Вспомнил он тогда юную гордую Ольгу, и послал за ней своих людей. Так стала благоразумная девушка из Псковского края женою княжеской, правительницей земли русской.

Деяния Игоря на престоле

Скончался Олег, согласно летописаниям, в 912 году. На престол Киевский взошёл Игорь. Он возглавил множество военных походов. Князь вступал в бой с печенегами (кочевое племя), уличами и древлянами (восточнославянские племена), два раза сражался с греками. В 941 году войско Игоря потерпело поражение. А второй поход на греков в 944 году увенчался подписанием мирного договора с Византийской империей. В этом же году осенью князь Киевский погиб в Древлянском крае, когда собирал ежегодную дань. Как говорится в летописях, смерть Игорю принесла его жадность: он захотел взять дани в два раза больше, и этим нарушил обычай. Свидетелем смерти княжеской стал древлянский город Искоростень. Расквитавшись с Игорем, древляне пожелали, чтоб овдовевшая Ольга вышла замуж за Мала, их князя. Отправили они в Киев сватов.

Как Ольга власть получила и за мужа отомстила

Когда над Киевом нависла угроза подчинения, Ольгу поддержали воеводы Асмуд и Свенельд. Она смогла сконцентрировать всю власть у себя, пока ее сын Святослав не достигнет совершеннолетия.

Из древних летописных текстов до нас дошли предания о мести Ольги за своего мужа. Когда в первый раз к ней пришли послы от древлян с требованием, чтоб она стала супругой Мала, она дала притворное согласие. Но после приказала закапать их живыми. Очередных послов умная княгиня также перехитрила: предложив древлянам сначала помыться, подпалила мыльню. Жестоко отомстила княгиня и в третий раз своим обидчикам. Древлянским старейшинам Ольга отправила послание о том, что сама к ним придет, что хочет устроить тризну у могилы мужа. С небольшим войском княгиня прибыла к могиле Игоря. Когда древляне стали спрашивать, где же бояре, которые были присланы ранее, княгиня говорила, что они в пути следом за ней. Ольга приказала своим людям прислуживать древлянам. Киевские воины перебили всех древлян, когда те уже упились. По данным летописи, пять тысяч человек нашли здесь свою гибель.

Когда наступил 946 год, согласно летописным текстам, жестокая месть Ольги продолжилась. Сильную армию княгини возглавили верные воеводы Асмуд и Свенельд. Ольга отправилась в земли древлян. Малолетний Святослав, сын погибшего Игоря, тоже поехал с матерью. Согласно обычаю, маленькому князю пришлось начать бой. В сторону врага Святослав бросил копье. И пусть оно пролетело только между ушами коня, битва была начата. Древляне понесли поражения, а выжившие укрылись в городах. Княгиня подчинила древлянский край, только Искоростень остался неподчинённый. Ведь именно там укрылись убийцы Игоря. Все лето держала княгиня вражеский город в осаде, а он так и не покорился. По этой причине Ольга решила использовать свое остроумие. Согласно ее хитрому плану, отправила она послание древлянам, что желает остановить, так как отомщен уже ее муж. Хочет она дань взять и уйти. Но не обычную дань возжелала она: потребовала по три голубя и воробья из каждого двора. Обрадовались древляне, что княгиня снисходительна, поторопились выполнить ее желание. Собранных птиц Ольга раздала воинам и сказала, чтоб к каждой из них солдаты привязали еще не погасший трут и завернули его в тряпочку. Когда же наступили сумерки, войско отпустило всех птиц на свободу. Отправилась каждая птичка в свое гнездышко: на голубятни да под крыши домов. Загорелся город. Начали люди спасаться, и убежать хотели. Но княгиня приказала воинам некого не выпускать. Выживших в огне древлян убивали солдаты, в плен брали, или же оставляли, чтоб дань платили

Последствия войны

После всех этих событий Ольга провела реформу в управлении Киевской Руси. Княгиня отменила полюдье, она упорядочила и организовала сбор дани и оброков на специальных постах.

Итак, уже в этих поступках проявился талант Ольги, ее способности как политика. В историю она вошла как один из великих государственных деятелей, за свои реформы получила она прозвище «Мудрая». Летописцы называли ее самой мудрой среди людей. Основным же событием в жизни великой княгини было принятие христианской веры. Это событие одно из ярчайших и важнейших в ее биографии. К этому шагу княгиню побудило множество причин. Прежде всего, она поняла, что приобщение Киевской Руси к христианству способно повысить ее престиж на международной арене. Таким образом, Ольга открыла много возможностей для своей родины, которых можно достичь, не прибегая к военным действиям. Автор Жития княгини киевской писал, что Ольга была избрана Господом, дабы она несла имя Его в землях Руси.

Крещение Ольги

Принять веру православную Ольга решила в Константинополе, а не в Киеве. Согласно трактату «О церемониях», автором которого является император Константин Багрянородный, осенью 957года княгиня киевская находилась в столице Византийской империи.

В Русских летописях написано красивое предание о том, как Ольга крестилась. Однажды княгиня земли русской прибыла к императору Византии Константину для важного разговора. Но Константин был в таком восторге от красоты и ума Ольги, что пожелал жениться на ней. Правительница Руси распознала намерения византийского императора. Она придумала, как перехитрить его. Смиренно обратилась она к Константину и сказала, что она язычница, для брака ей надо принять крещение. И если он хочет, чтоб Ольга крестилась, то должен сам крестить ее, иначе она останется в своей вере. Так Константин выполнил волю возлюбленной и стал ее крестным отцом. При крещении приняла она имя в честь матери Константина Великого Елены, первой царицы христиан. После того, как Ольга крестилась, император Византии стал уговаривать ее жениться на нем. Отвечала остроумная княгиня, что по закону христианском нельзя им в брак ступать, ведь сам он крестил Ольгу и крестной дочерью ее назвал. Тогда правитель земли византийской воскликнул, что перехитрила его Ольга. Тогда наградил ее богатыми дарами. После этого отправилась Ольга-христианка в родные края.

Предание это, естественно, не имеет никакого отношения к реальным событиям. Ведь стоит учесть, что на то время Константин Багрянородный, который восседал на престоле византийском, имел жену. Многие склонны считать, что родилось это предание в земле киевской после того, как княгиня вернулась в родные края. Таким образом, эта легенда объясняет, почему княгиня-язычница решила принять новую веру и перейти в христианство. Важно отметить, что переговоры Ольга с Константином проводила не только по поводу вопросов религии. Вполне вероятно, что Ольга и Константин договорились об отправке солдат-русичей в Византийскую империю. Княгиня киевская, стоит отметить, была недовольна теми условиями, которые ей предоставили во время пребывания в Византии. Ей не понравилось, в частности то, что царь не принимал ее длительное время, и княгиня была вынуждена долго ждать аудиенции. Через время Киев посетили послы императора Константина. Ольга их встретила не слишком дружелюбно. Она даже отказалась от договоренностей, заключенных ранее.

Если отталкиваться от Жития Ольги и летописных источников, княгиню киевскую благословил Полиевкт, который был патриархом в Константинополе. И обратился патриарх к ней, сказав, что свет она возлюбила, а тьму оставила, поэтому и является благословенной среди женщин Руси. Княгиня Ольга принесла в дар Полиевкту блюдо драгоценное. Впоследствии оно было поставлено в константинопольском храме Святой Софии. Патриарх же подарил Ольге животворящий Крест Господень. Через много лет в Киевском Софийском соборе был поставлен этот крест. А на нем была надпись, говорившая, что земля Русская обновилась, и будет жить теперь в Боге через крещение святое, принятое Ольгой.

Влияние крещения Ольги на государство

После того, как княгиня вернулась в Киев, стала она проповедовать веру новую. Ею были построены церкви в Киеве, Пскове и других городах. Стоит обратить внимание, что именно Псков, согласно легендам, основала великая княгиня. Благодаря иностранным источникам стала доступна информация о том, что Ольга сделала попытку предоставить христианству статус государственной религии на территории Киевской Руси уже через два года после того, как сама крестилась. Вызывает удивление тот факт, что для воплощения замысла Ольга обратилась к германскому императору (на тот момент еще королю) Оттону I, а не к греческому патриарху. Итак, направила в 959 году княгиня послов в земли германские. Просила, чтоб прислали для ее народа учителей и епископа. Этот факт наталкивает на мысль, что причиной такого поступка стали неудачи в предыдущих переговорах с Византийской империей. В 961 году Киев посетил Адальберт, монах, которого в Германии назначили епископом в землях русских. Но миссия его была провалена. Самому епископу пришлось бежать из Киева, а кто-то из спутников даже погиб.

Что же на самом деле тогда произошло в столице Руси, доподлинно не известно. Вполне вероятно, что ненависть киевлян-язычников к немцам была вызвана тем, что они уж очень упорно взялись искоренить древнюю веру Руси. Возможно, что сыграл роль и другой фактор. Ведь не все в столице земли русской поддерживали княгиню в распространении ее новой веры. Более всего, наверно, удручало княгиню то, что Святослав, ее сын, не разделял интересов матери. Летописные предания не умалчивают, что между сыном и матерью существовали противоречия. Ольга очень долго правила государством и не подпускала сына к делам политическим. А ведь время шло, и мальчик Святослав вырос в настоящего мужчину, стал решительным, волевым и сильным молодым князем.

Святослав и христианство

Как не убеждала Ольга перейти сына в новую веру, оставался Святослав верным вере языческой. Множество раз просила княгиня сына, чтоб он крестился. Слушать о вере христианской не желал даже Святослав. Продолжал он жить и поддерживать языческие традиции и суеверия. Маме своей говорил, что если примет он крещение, то дружина его станет смеяться над ним. Важно также отметить, что если кто и хотел принять христианство, Святослав не запрещал. Но людей этих он укорял и ругал. В 961 году исполнилось Святославу девятнадцать лет. Молодой князь стал вступать в свои права, что не могло не привести к распрям на религиозном поприще. Скорее всего, по этой причине немецкие миссионеры и покинули землю русскую.

Когда-то летописец, ссылаясь на Слово Божие, сказал, что тот, кто ослушается мамы или папы, примет смерть. Имел он в виду смерть Святослава. Умер же князь в 972 году. Не смотря на разногласия, Ольга горячо любила своего сына. Она постоянно молилась за него е за соотечественников. Просила она Бога, дабы просветил Он русичей крещением святым и обратил к вере истинной.

Шло время, и княгиня состарилась. Сын же ее, Святослав мало времени проводил в Киеве, в боях на чужбине пребывал он. Нанес князь поражение хазарам, покорил вятичей, воле своей подчинил. А после отправился к Дунаю. Там он завоевал Болгарское царство, подчинив множество городов. Восемьдесят городов Болгарского государства покорил Святослав. Спустя какое-то время сын Ольги развязал войну с Византийской империей. Княгиня-мать все это время находилась в Киеве. Там на ее плечи легла забота о трех маленьких внуках. Олег, Владимир и Ярополк обучались вере христианской. Ольга учила внуков своей вере, особенно Ярополка, старшего сына Святослава. Но крестить мальчиков она так и не решилась, поскольку не хотела разгневать сына.

В 969 году печенеги напали на столицу Руси. Произошло это весной. Вероятно, они проведали, что в Киеве не было князя и его войска. Взяли печенеги город в осаду, а захватить не смогли. Все киевляне затворились в городе, и никто не мог ни покинуть его, ни весточку князю Святославу послать. Наступил вскоре час, когда люди не смогли более мириться ни с жаждой, ни с голодом и уже намеревались сдать печенегам Киев. Княгине оставалось только молить Господа о спасении и надеяться на чудо. Но небеса услышали ее молитву, и Бог смилостивился.

Так совпало, что на другой стороне Днепра находилось небольшое войско русичей под началом воеводы Претича. Не знал воевода, оповестили ли жители Киева Святослава о происходящих в городе событиях. Не ведал Претич, что творилось в столице. В связи с этим он выжидал, и наблюдал дальнейшее развитие событий. Тогда киевляне решили, что если никто не может покинуть столицу и привести помощь, то на следующий день все сдадутся вражеским захватчикам. Тогда один юноша изъявил желание добраться до воеводы за реку. Знал этот парень речь печенегов, и потому смог пересечь их лагерь. Его никто не узнал. Так он добрался до реки и переплыл ее. Утро нового дня ознаменовалось военным походом Претича на Киев. Войско село в ладьи, запели трубы. Городские трубачи откликнулись. Тогда печенеги поняли, что сам Святослав со своим войском подступает к столице. Покинули печенеги свой лагерь, отпустили Киев. Но не на долго. Так появилась возможность отправить князю киевскому послание о случившейся беде. Горячо благодарила Ольга Бога за столь дивное спасение. Как только узнал Святослав об осаде Киева печенегами, сразу же вернулся в родной край. Там он собрал войско и прогнал обидчиков в степи. Наступил мирный час на Руси.

Последние дни Ольги

Время шло. Болела княгиня Ольга, как сообщает летописец. Тогда говорил Святослав матери и боярам, что более не желает оставаться в Киеве. Хочет он жить на Дунае, так как там середина земли Русской. Слезы выступили на глазах старенькой княгини. Отвечала она сыну своему, что больна она. Пускай смерть ее заберет, а там уж Святослав может отправляться, куда захочет. Единственное, о чем просила Ольга, чтоб похоронил ее сын по христианскому обычаю: чтоб тризну не устраивал и курган над могилой не делал. Желала княгиня-христианка, чтоб грешное ее тело священник предал земле. Не стал перечить матери Святослав. Пусть и не верил он в Бога, но из любви к маме обещал ей выполнить ее волю.

И при условии, что в летописях речь правдива, то через три дня после этого разговора Ольга скончалась. Чувствуя, что вскоре покинет она мир живых, приняла Ольга святое причастие и молилась она горячо Господу Богу и Деве Марии. С молитвой на устах покинула княгиня землю грешную. Произошло это событие в 969 году 11 июля. Князь и дети его, Владимир, Ярополк и Олег, и весь народ киевский оплакивали княгиню горько. Согласно завещанию блаженной Ольги, похоронена она по христианскому канону.

Как Русь христианской стала и святыню бесценную обрела

Двадцать лет прошло с тех событий. Свершилось завещание блаженной Ольги: приняла Русь Киевская веру христианскую, обратился к Богу народ славянский. Владимир Великий, сын Святослава крестил землю родную. Закончил он великое дело, начатое его бабушкой, княгиней Ольгой: утвердилась вера христианская, вытеснила язычество из княжества великого.

Еще немного времени прошло, и повелел князь Владимир перенести останки своей бабушки, равноапостольной Ольги в церковь, дабы люди имели возможность преклониться перед ней. Когда извлекли из земли мощи княгини, оказались они временем не тронутые. Словно чудо свершилось, когда невредимыми их обнаружили. Незадолго до этих событий была построена Десятинная церковь, или церковь Пресвятой Богородицы. В этом храме каменный гроб установили, в него и поместили останки святой княгини. Множество народу собралось на это событие, дабы с честью почтить память Ольги. Если ссылаться на одну из редакций жизнеописания княгини, приблизительно в 999/1000 году свершилось это событие. Таким образом свершилось в нашей истории первое обретение святых мощей. Это был беспрецедентный случай торжественного перенесения нетленных останков в новый храм. С той поры каждый прихожанин мог преклонить колени перед Ольгой.

Молва ходит о чудесах, связанных с останками княгини. Окошко было установлено в верхней части гроба каменного, где святые мощи покоились. И если кто-либо приходил с верой твердой к саркофагу, окошко это открывалось само по себе. А там тело нетленное святой Ольги светилось, как солнце ясное. Исцеляются от всевозможных болезней люди многие у этой гробницы. Так люди говорят. Но для тех, кто приходил и не имел в сердце веры, не открывалось это окошко, и только каменный гроб могли они видеть.

Осталось раскрыть дальнейшую судьбу святыни христианской, мощей Ольги. К сожалению, постигла их участь церкви Десятинной в Киеве. Когда в 1240 году случилось нашествие татар на столицу Руси, святые останки спрятали в церкви под спудом. Но в XVII веке, если верить летописям и приданиям, митрополит киевский Петр Могила, когда проводил раскопки в церкви Пресвятой Богородицы (она же Десятинная), снова открыл их. А на месте разрушенного храма он построил новый небольшой. Там и находились нетленные мощи, а в начале XVIII столетия были окончательно утеряны по неизвестной причине.

Похожие статьи:

Православие → Светлый праздник Пасха

Православие → Ореховый Спас

Православие → Князь крестивший Русь

Православие → О монахах и монастырях Фессалии

Православие → Неделя перед пасхой

osampsone.ru

Святая равноапостольная великая княгиня ОЛЬГА

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969), правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история — мудрой. 

Великая княгиня Ольга (ок. 890 — 11 июля 969) была супругой великого князя Киевского Игоря.

Князь Игорь

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Ольга происходила из славного рода Гостомысла (правителя Великого Новгорода ещё до князя Рюрика). Родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в 12 км от Пскова выше по реке Великой, в языческой семье из династии князей Изборских. Споры о точной дате рождения Ольги ведутся до сих пор — одни историки настаивают на дате ок.890 года, другие — на дате 920 года (хотя эта дата абсурдна в силу того, что Ольга вышла замуж за Игоря при Вещем Олеге, который погиб в 912 году). Обе даты можно подвергнуть сомнению, поэтому их принимают условно. Имена родителей Ольги не сохранились.

Когда Ольге уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная девица, уразу­мев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться.

Игорь был единственным сыном новгородского князя Рюрика (+879). Когда отец умер, княжич был ещё очень молод. Перед смертью Рюрик передал правление в Новгороде своему родственнику и воеводе Олегу и назначил его опекуном Игоря. Олег был удачным воином и мудрым правителем. В народе его прозвали Вещим. Он завоевал город Киев и объединил вокруг себя многие славянские племена. Олег любил Игоря как родного сына и вырастил из него настоящего воина. А когда настала пора искать ему невесту, в Киеве устроили смотрины красивых девиц, чтобы среди них найти девушку, достойную княжеского чертога, но ни одна из них
не по­любилась князю. Ибо в сердце его уже давно был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту прекрасную лодочницу, которая перевезла его через реку. Князь Олег с великой честью привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в с нею в брак. Женив молодого княжича на Ольге, стареющий Олег стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.

Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.

И вот в 942 году,на двадцать четвертом году совместной жизни, родился у князя Игоря наследник — Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии — для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили, в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…

Ф.Бруни. Казнь Игоря

Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет».

Месть княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Князь Святослав

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией. Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь), где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

Крещение Ольги

Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и русский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

По возвращении в Киев Ольга пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» — на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.

Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение

Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Скорее всего, в княжение Владимира (970—988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной.Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Икона святой равноапостольной княгини Ольги

Княгиня Ольга первой из русских князей официально приняла христианство и была канонизирована Русской православной церковью еще в домонгольский период. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело. Она не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память: княгиня провела административно-налоговую реформу, которая облегчила положение простых людей и упорядочила жизнь в государстве.

Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

sobornevsky.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *