План-конспект урока литературы 7 класс. Новгородский цикл былин. Былина «Садко»
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе.
Бенько Л.А., учитель русского языка и литературы
Тема: Новгородский цикл былин. Былина «Садко».
Цели: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко», с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи; эстетическое и патриотическое воспитание;
(Учебник «Литература.7 класс» В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012)
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока:
Ход урока:
I Оргмомент.
1. Проверка домашнего задания:
Тест на знание содержания былины «Садко»:
1) Назовите место действия былины:
а) Псков б) Новгород в) Смоленск г) Киев
2) Каким музыкальным инструментом владел главный герой:
а) мандолиной б) гитарой в) гуслями г) цимбалами
3) Чем пообещал наградить Садко морской царь:
а) казной б) рыбой — золотые перья в) красным товаром г) городами
4) Кто помог Садко обхитрить морского царя и вернуться на землю:
а) старик б) дружина в) Чернавушка г) рыба – золотые перья
5) Какому святому построил церковь главный герой:
а) Николаю Чудотворцу б) Сергию Радонежскому в) Серафиму Саровскому г) Миколе Можайскому
2. Новая тема:
1 Слово учителя
Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.
Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.
Так как былины жили в устной передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины «Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.
Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.
2 Беседа по вопросам.
– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?
– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?
Зачитать описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».
(В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «…коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)
– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией учащихся).
Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.
Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.
– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)
3 Составление таблицы «Художественные особенности былины» (работа в тетради).
Художественные особенности былин
Их роль в былине
1) Гипербола (преувеличение)
Таким образом народ подчеркивал могущество
своих героев
2) Прием троичности
Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени
3) Повторы
Таким образом акцентируется внимание на самом главном
4) Постоянные эпитеты
Помогают характеризовать героев былины
5) Использование речитативов
Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях
Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.
Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.
В 1897 году русский композитор Римский-Корсаков (показать портрет) создает оперу «Садко». Послушаем фрагмент этого произведения.
Вопросы к обсуждению:
-Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?
Немногим ранее, в 1876 году, русский художник И.Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском».
-Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?
В 1952 году режиссер Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных эпических произведений, ставит фильм-сказку «Садко». Посмотрим фрагмент этой картины.
(Просмотр фрагмента «Садко на пиру»)
-Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?
6 Домашнее задание: по желанию сделать иллюстрации к любой понравившейся былине или макет памятника былинному герою; написать эссе «Мой любимый герой былины. Чем бы я хотел быть на него похожим?» или попробовать написать былину, сделав героями современных людей .
7. Итоги, оценки.
multiurok.ru
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Новгородский цикл былин. Былина «Садко» (+ презентация)
План урока литературы в 7 классе
Тема урока: «Новгородский цикл былин. Былина «Садко»
1. Приветствие. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: блиц-опрос по изученному материалу о преданиях и былинах.
3. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема урока — СЛАЙД №1
4. Комментарий учителя к эпиграфу урока- СЛАЙД № 2
Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»
5. Работа со словарём литературоведческих терминов. Записать в тетрадь определение былины — СЛАЙД №3
БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.
6. Объяснить и записать композицию былины — СЛАЙД № 4
— Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)
— Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)
— Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)
7. Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь — СЛАЙД № 5
1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)
2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).
8. Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии. Рассказать о художниках и композиторах, создавших произведения по мотивам былин.
СЛАЙД № 6 — Васнецов Виктор Михайлович, Иван Яковлевич Билибин, Илья Репин
СЛАЙД № 7 — В 1897 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко» (прослушивание вступления «Океан-море синее» из оперы «Садко»).
9. Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа.
1) Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент?
2) Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?
3) Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?
4) Как народ оценивает мастерство Садко?
5) Какими качествами обладает герой?
6) Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?
7) Почему Садко пришлось сломать свои гусли?
8) Какую роль играет в событиях былины морская царица?
9) Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?
10) Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?
8. Слово учителя о том, что в 1952 году режиссёр Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных произведений, поставил фильм-сказку «Садко» (просмотр фрагмента фильма) — СЛАЙД №8
Беседа:
— Чем отличается фрагмент кинофильма от текста былины?
— Таким ли вы представляли себе Садко?
— Удачен ли созданный актёром образ?
— Какие черты характера воплощены в кинокартине?
10. Составление сопоставительной характеристики двух образов — Микулы Селяниновича и Садко (работа проводится на заранее подготовленных карточках, учащимся задаются наводящие вопросы; затем заполненные карточки вклеиваются в тетради) — СЛАЙД №9
КРИТЕРИИ | Микула Селянинович | Садко |
1. Род занятий | ||
2. Символические предметы, которыми обладает персонаж | ||
3. Личные качества | ||
4. Испытания | ||
5. Вывод |
1. Род занятий: богатырь (пахарь и воин, защитник), богатый гость (гусляр, купец).
2. Сомволические предметы: «кобылка соловая», «сошка кленовая», «гусельки яровчатые», «казна золотая».
3. Личные качества: сильный, храбрый, мудрый, справедливый, степенный, красивый, умелый, хитрый, азартный, богатый, щедрый, вольнолюбивый.
4. Испытания: назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы; выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа.
5. Вывод: воплощение народного идеала воина-защитника; воплощение народного идеала героя-созидателя.
11. Повторное обращение к картине И. Репина: в 1876 году русский художник И. Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском» — СЛАЙД №10
Беседа:
— Перескажите эпизод былины, по которому создана картина.
— Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета.
— В чём смысл выбора Садко?
— Как это отражено в картине?
12. Рефлексия. Выводы по былине.
13. Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине И. Репина «Садко на дне морском».
multiurok.ru
План-конспект урока литературы 7 класс. Новгородский цикл былин. Былина «Садко»
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе.
Бенько Л.А., учитель русского языка и литературы
Тема: Новгородский цикл былин. Былина «Садко».
Цели: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко», с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи; эстетическое и патриотическое воспитание;
(Учебник «Литература.7 класс» В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012)
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».
Ход урока:
I Оргмомент.
1. Проверка домашнего задания:
Тест на знание содержания былины «Садко»:
1) Назовите место действия былины:
а) Псков б) Новгород в) Смоленск г) Киев
2) Каким музыкальным инструментом владел главный герой:
а) мандолиной б) гитарой в) гуслями г) цимбалами
3) Чем пообещал наградить Садко морской царь:
а) казной б) рыбой — золотые перья в) красным товаром г) городами
4) Кто помог Садко обхитрить морского царя и вернуться на землю:
а) старик б) дружина в) Чернавушка г) рыба – золотые перья
5) Какому святому построил церковь главный герой:
а) Николаю Чудотворцу б) Сергию Радонежскому в) Серафиму Саровскому г) Миколе Можайскому
2. Новая тема:
1 Слово учителя
Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.
Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.
Так как былины жили в устной передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины «Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.
Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.
2 Беседа по вопросам.
– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?
– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?
Зачитать описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».
(В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «…коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)
– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией учащихся).
Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.
Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.
– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)
3 Составление таблицы «Художественные особенности былины» (работа в тетради).
Художественные особенности былин
Их роль в былине
1) Гипербола (преувеличение)
Таким образом народ подчеркивал могущество
своих героев
2) Прием троичности
Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени
3) Повторы
Таким образом акцентируется внимание на самом главном
4) Постоянные эпитеты
Помогают характеризовать героев былины
5) Использование речитативов
Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях
Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.
Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.
В 1897 году русский композитор Римский-Корсаков (показать портрет) создает оперу «Садко». Послушаем фрагмент этого произведения.
Вопросы к обсуждению:
-Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?
Немногим ранее, в 1876 году, русский художник И.Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском».
-Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?
В 1952 году режиссер Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных эпических произведений, ставит фильм-сказку «Садко». Посмотрим фрагмент этой картины.
(Просмотр фрагмента «Садко на пиру»)
-Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?
6 Домашнее задание: по желанию сделать иллюстрации к любой понравившейся былине или макет памятника былинному герою; написать эссе «Мой любимый герой былины. Чем бы я хотел быть на него похожим?» или попробовать написать былину, сделав героями современных людей .
7. Итоги, оценки.
multiurok.ru
Система уроков по изучению былин в 7 классе
На этой странице вы можете познакомиться с системой работы над темой «Былины» в 7 классе. Презентация содержит материал к нескольким урокам: «Былина как жанр УНТ», «Былины Киевского цикла», «Былина «Вольга и Микула Селянинович»», «Садко», «Урок-игра по теме «Былины»».
Презентация включает видео, аудио, иллюстрации, кроссворды, вопросы викторины.
Теперь презентацию можно скачать с сайта целиком, архивом
Слайд 1
Былины
Система уроков литературы в 7 классе
Слайд 2
Цели уроков:
- Познакомиться с былинами разных циклов
- Узнать художественные особенности былин
- Написать сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри»
- Применить свои знания на практике: сочинить стилизацию былины «Добрыня в нашем городе»
Цель 1 урока:
- Повторить знания по фольклору
- Познакомиться с жанровыми особенностями былин
Слайд 3
Искусство народных
мастеров стало легендой,
его власть простёрлась
и на наше время.
В. Аникин
(Далее идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания, полученные в предыдущих классах)
Тест
- Отгадай название языкового средства
(Эпитет, гипербола)
- Отгадай жанры фольклора
(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)
- Спи, усни.
Бай, бай, бай!
(колыбельная)
- На дворе трава,
На траве дрова
(скороговорка)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей…
(сказка)
- На чужой сторонушке
Солнышко не греет.
Без родимой матушки
Никто не жалеет.
(песня)
- Во стольном было городе во Киеве,
У ласкова князя у Владимира.
Как было пированье — почестен пир
На многие князи, на бояры…
(былина)
- Чья земля, того и хлеб
(пословица)
Слайд 13
Вспомним жанры фольклора
(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)
Слайд 14
(далее учащиеся знакомятся с былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями)
Слайд 15
Задание: Запишите определение в тетрадь
Былина — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
На севере былины назывались стбрины, стбринки
Слайд 16 (информационный)
Сказители былин
Былины — это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.
Слайд 17
(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)
Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.
Слайд 18 (информационный)
Владимиро-Суздальский период
Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.
Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.
Слайд 19
Васнецов «Богатыри»
Три богатыря — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович — эпические герои — герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Слайд 20
Сходство и отличия сказки и былины
(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)
Слайд 21
Задание
Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)
Слайд 22
«Богатырский словарь»
- Колчан — футляр для стрел
- Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
- Палица — старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
- Ножны — футляр для меча или кинжала
- Шлем — воинский доспех, защищающий голову
- Сбруя — принадлежность для упряжи
- Щит — округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел
(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)
Слайд 24
Предыстория былины
(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в Киеве
Слайд 25
Домашнее задание
- Выучить теоретический материал, записанный на уроке
- Читать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче
Цель 2 урока:
- Проверить знания о жанровых особенностях былин
- Познакомиться с содержанием былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник
- Проанализировать былину с точки зрения языковых и композиционных особенностей
- Выявить основные черты образа Ильи Муромца
Слайд 26
Проверим домашнее задание
- Что называется былиной?
- Былина — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
- Кто такой эпический герой?
- эпические герои — герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
- В чём сходство былины и сказки?
- Существовали в устной форме, существуют с древних времён
(далее идут тестовые задания: учащиеся из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)
Слайд 31
Проверим внимание!
- Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?
- У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста
- Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?
- Пятьсот вёрст
- Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе?
- Воеводою
- Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?
- Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».
- Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?
- Побивает силушку великую под Черниговом
Слайд 32
Объясните значение слов:
(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)
- Стольный
- столичный город
- Прямоезжая
- Прямая
- Заколодела
- Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)
- Лазоревый
- Красивый
- Величать
- Называть или прославлять (в зависимости от контекста)
- В особину
- Отдельно
- Воспеть
- Прославить в песне
Слайд 33
Ответьте на вопросы:
(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)
- Почему так названа былина?
- Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?
- К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?
- Вспомните, что такое гипербола
- Найдите в тексте гиперболы
- С какой целью они используются в былине?
- Какими чертами обладает Илья Муромец?
Слайд 34
Задание
Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.
- Отъезд Ильи Муромца в Киев
- Победа в первом бою
- Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике
- Встреча с Соловьём-Разбойником
- Победа Ильи Муромца
- Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром
- Рассказ Ильи Муромца
- Сомнения князя Владимира
- Два приказа Соловью-Разбойнику
- Расправа с Соловьём-Разбойником
Слайд 35
Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)
- «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»
- «…побил он эту силу всю великую»
- «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу»
- «Засвистал-то Соловей да по-соловьему»
- «Ему выбил право око со косицею»
- «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»
- «А я ехал-то дорожкой прямоезжею»
- «Во глазах, мужик, да подлыгаешься»
- «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»
- «И он срубил ему да буйну голову»
Слайд 36
Заполните таблицу примерами из текста
(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов)
Слайд 37
Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец»
Слайд 38
Ответьте на вопросы:
- Какими здесь предстают три богатыря?
- Они могучие и дружные.
- Чем они отличаются друг от друга?
- Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристый
- Как князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?
- С дарами и с хлебом-солью
- Чем возмущён Илья Муромец?
- Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти
- Какие черты он демонстрирует в этом эпизоде?
- Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравие
Слайд 39
Домашнее задание
- Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»
- Сочините былину «Добрыня в нашем городе», используя языковые средства былин.
- Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко
Следующий урок — урок изучения Новгородских былин
Цель 3 урока:
- Познакомиться с содержанием былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Садко»
- Выявить идеи произведений
- Выявить основные черты образов героев
- Познакомиться с гиперболой и троекратным повтором
Слайд 41
Из истории данной былины
Былина о Вольге и Микуле — новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.
Слайд 42
Объясните значение устаревших слов:
- Гужики
- Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой
- Булатный
- Из булата — старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью
- Сафьян
- Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет
- Соловый
- О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)
Слайд 43
Исторический комментарий
- Что значит «отправился за получкою»?
- Значит за данью
- «А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?
- Это так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, или иронично о грабеже
Слайд 44 (информационный)
Князь Вольга
Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.
Докажите
Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов куст
Слайд 45
- Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.
- В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.
«У оратая сапожки зелен сафьян» — это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.
«Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати» — высокий и тонкий каблук — как шило; острый, высоко загнутый носок
Следующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола
Слайд 46
Троекратный повтор
Это один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?
Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря
Слайд 47
Гипербола
Гипербола — это преувеличение.
- Найдите в тексте примеры гипербол
Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя
- Что хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?
Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличения
Слайд 49 (информационный)
Садко в морском царстве
Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» — «это, — по словам В. Г. Белинского, — один из перлов русской народной поэзии… Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».
Слайд 50
Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)
Слайд 51
«Садко» Задание
Посмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?
В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.
Слайд 52
Домашнее задание
Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:
- Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)
- Лучшего сочинителя былины
- Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)
- Повторить теоретический материал
Цели 4 урока:
- Закрепить теоретические знания о былинах
- Развивать интерес к урокам литературы
- Развивать умение «сказывать» былины
- Развивать творческий потенциал учащихся
1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
Слайд 54
Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)
- Где родился Илья Муромец?
- Родом он из села Карачарово
- Как долго сиднем сидел Илья Муромец?
- 30 лет и 3 года
- Кто исцелил Илью?
- Калики перехожие
- Сколько их было?
- Трое
- Какая былина заканчивается такой концовкой:
А и тут Илье ему и славу поют,
А и славу поют ему век по веку!
- «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
- Кого на Руси называют крестовыми братьями?
- Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами
- На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?
- Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)
- Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев — Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском — с Добрыней или Алёшей?
- С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»
- Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой — прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?
(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)
Из какой былины взят отрывок?
Слайд 63
Васнецов «Витязь на распутье»
- Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать — женату быть, направо ехать — женату быть, а налево ехать — богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?
- «В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется».
2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
Слайд 64
Разгадайте кроссворд
- Преувеличение (гипербола)
- Красочное определение (эпитет)
- Вид богатырского оружия, толстая палка с утолщением на конце (палица)
- Словесный приём в произведениях фольклора (повтор)
- (по горизонтали) чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей)
5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)
6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)
7. Город, из которого родом Садко (Новгород)
8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)
9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)
9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)
10. Герой Новгородского эпоса (Садко)
11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)
3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)
4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий — от 3 до 5 баллов)
5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)
perova.jimdo.com
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за домашнее письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень– решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. | II.Актуализация знаний Введение в тему с постановкой проблемы урока. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока. 2.Работа с текстом во время прослушивания и чтения. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | Деятельность учителя. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, побываем в Киевской Руси, услышим исполнение былины под гуслярный звон. (Иллюстрации) – Давайте прочитаем текст на с. 11–12. – Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Что такое былины? (Разные ответы.) Давайте сформулируем проблемный вопрос урока: Что такое былина? — Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Что такое былина?» Слайд 1 -Но, поскольку мы говорим о русских былинах, давайте поставим вопрос немного иначе: – В чём особенности русской былины и чем отличается былина от сказки? Слово учителя Былина – это жанр русских эпических песен-сказаний. Термин введён И.П. Сахаровым в 1839 году. На русском севере былины и исторические песни называются «старины». Они рассказывают о событиях далёкого прошлого, как правило – т.н. богатырских временах, когда Русь была великой. – Давайте составим кластер на тему: для чего пишутся былины. В центре поставим слово «былина». Слайд 2. – Для чего пишутся былины, мы примерно уже представляем. -Какими они бывают? — -Назовитеособенности, харктерные для былин. Составьте синквей. -Прочитать фрагмент текста на с. 12-13. -В чем отличие былины от сказки? Сушаем актерское чтение и стараемся ответиь на вопросы (Слайд 3, 4) -Как актер при чтении подчеркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха? -Какие интонации преобладают в чтении? — Какое отношение народа стремиться выразить актер? -Обратите внимание, как меняются интонация, темб голоса актера, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича. Слайд 5,6,7,8. Вольга и Микула Селянинович Когда воссияло солнце красное (Ясным днём, когда светило яркое солнце, родился Вольга Святославович. Тут же идёт сравнение Вольги с красным (синоним слова «красивый») солнцем.) Как стал тут Вольга растеть-матереть, (Аллегория – иметь множество способностей, быть везде своим и др.) (Но наука ему не очень давалась.) Как стал тут Вольга растеть-матереть, (Троичность – один из главных приёмов в былинах. Вольга, не преуспев в науках, решил стать первым в ратном деле). (То есть жеребцов, а не мерино). Вот посели на добрых коней, поехали, (Поехали за данью.) (Выехали в широкую степь и услышали вдалеке, как пахарь покрикивает на лошадей, вспахивая поле). (Издалека было слышно, как поскрипывает соха, когда на неё налегает пахарь; как он посвистывает, направляя коней, как чиркает по камням лезвие плуга). (Опять магическое число «три». (На третий день, ближе к полудню, догнали они пахаря). Как орёт в поле оратай, посвистывает, (Налегает на плуг с такой силой, что вывёртываются пни и корни, отлетают в сторону камни). (У пахаря жёлтая кобыла с белой гривой). (Сбруя у лошади шёлковая (очень дорогая). (Крепкое, ценное дерево). (Плуг скован из булатной стали). (Сошник сделан из серебра). (А рукояти плуга золотые). А у оратая кудри качаются, (Сравнение кудрей с жемчугами). (Зоркие глаза). А брови у него да черна соболя. (Сравнение бровей с дорогими соболиными шкурками). (Сафьян – дорогой иноземный материал, сафьяновые сапоги могли себе позволить только богатые люди). (Сапоги с острыми каблуками и острыми носами – модные). (Тоже дорогая). (Кафтан, да ещё бархатный – привилегия зажиточных). Говорит-то Вольга таковы слова: (Делать глубокие борозды – от глубины вспашки зависел урожай). (Дословный перевод «ну и ну», возможно «смотри-ка»). (Мне, конечно же, нужна Божья помощь в моем крестьянском труде). – Давайте определим особенности данного текста (работа по группам). –Сделаем выводы, ответим на проблемный вопрос урока. Былина – рассказывает, поучает, смешит, воспевает и т.д. – Какими же бывают былины? -Докажите,, что они относятся к фольклору. -Что такое фольклор? (Пишем вместе: фольклор – коллективное устное народное творчество.) Что относится к жанрам фольклора? (Фронтальная работа.) Сказки, песни, загадки, былины и т.д. Информация для учителя Былины относят к эпическим произведениям. Они рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Само название былина показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами (стрбинами), то есть песнями о старине. И действительно, былины создавались ещё в Киевской Руси, более 1000 лет тому назад. Древнейшие из них относятся к событиям IX века. Два основных цикла былин: киевский и новгородский. В первом случае действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трёх богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве, о быте купечества. Слайд 9 | Деятельность учеников — Мы будем говорить сегодня о былинах. — Что такое былина? Зачитывают из текста понятие былина, записывают в тетрадь. Отвечают на вопрос. Варианты написания: сохранить народную память, рассказать о богатырях прошлых времён, объяснить сегодняшний день, связать прошлое и настоящее и т.п. — Герои-богатыри; образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы. СИНКВЕЙН -Сказка воспринимается и рассказчиком, и слушателями как чудесный вымысел, былигы – как рассказ одействительных событиях. -Для былин характерен своеобразный тон (читаются нараспев). -Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. — Главными героями являются русские богатыри, совершающие подвиги во имя земли русской. Обучающиеся внимательно слушают актерское чтение, следят по тексту былины, готовят ответы. Работа по группам: первая группа анализирует фактологическую сторону, вторая – подтекстовую, третья – концептуальную. Задания по группам: 1-я – о чём рассказывает текст, какие особенности у этого текста; 2-я – о чём можно прочитать между строк данного текста; 3-я – какие смыслы могут вкладываться в этот текст. Возможный ответ первой группы: текст рассказывает о встрече богатыря Вольги и пахаря Микулы Селяниновича. В нём много непонятных слов и повторений. Возможный ответ второй группы: текст говорит о том, что пахарь в чём-то не беднее богатыря Вольги, а ещё он сильнее и умнее его. Возможный ответ третьей группы: противопоставляются крестьянин и князь, причём не в пользу последнего. То есть крестьянский труд не менее важен, чем ратный. Обучающиеся приводят доказательства того, что былины – это жанр фольклора. Делают записи в тетрадях |
multiurok.ru
Презентация по литературе «Былины» 7 класс
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянович».
2 слайд Описание слайда:Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький Эпиграф
3 слайд Описание слайда:Словарная работа: Былины – это произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. Исполнителей былин называли сказителями.
4 слайд Описание слайда:Былины Социально-бытовые Героические или Богатырские
5 слайд Описание слайда:Композиция былины Зачин (здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине) Основная часть (дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается) Заключение (подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины)
6 слайд Описание слайда:Два основных цикла былин Киевский цикл Новгородский цикл
7 слайд Описание слайда:Киевский Новгородский цикл цикл — Основная тема: Защита русских быт купечества земель торговля -Образы богатырей: Илья Муромец Садко Добрыня Никитич Василий Буслаев Алёша Попович
8 слайд Описание слайда:Художественные особенности былин 1. гипербола (преувеличение) 2. приём троичности 3. повторы 4. постоянные эпитеты 5. использование речитативов 6. отсутствие рифмы
9 слайд Описание слайда:БЫЛИНА «Вольга и Микула Селянинович» Прочитаем начало былины. Определите, что в былине относится к зачину. Как описывает народ Вольгу? На какие черты князя обращается внимание?
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-149012
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Особенности циклизации былин. Основные циклы архаических былин.
Былина– фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции.
Принято выделять былины киевского, или «владимирова», новгородского и московского циклов. Помимо них существуют былины, не вписывающиеся ни в какие циклы.
Киевский или «владимиров» цикл.
В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. .Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром).
Новгородский цикл.
Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.
Московский цикл.
В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.
Архаические былины. К архоичным относятся такие былины, где ярко выражены архаические черты мировоззрения человека. Это былины о Святогоре, Волхе Всеславьевиче, Михаиле Потыке, Дунае.
1. Элементом архаики в былине о Святогоре представляется само имя богатыря, символизирующее явно не характерный для Руси пейзаж. В двух былинах о Святогоре богатырь погибает — не нужен он со своей исполинской силой Руси. Былина о Святогоре — единственная — представлена прозаическим текстом.
2.В былине о Волхе архаично имя богатыря, оно восходит к словуволхв, т. е. кудесник, этим мотивирована способность Волха к превращению; элементы расправы русских воинов с женами и детьми врага — единственный по своей жестокости случай во всем былинном эпосе; факт чудесного рождения Волха от змея говорит о тотемном происхождении богатыря. Р.Якобсон считал, что русский Волх восходит к культу волка.
3.Былина о Михаиле Потыке (Потоке) входит в цикл песен о сватовстве. Ее отличает большой объем. В основе сюжета — женитьба героя на волшебнице (представительнице враждебного мира), связанная с обязательством — в случае смерти одного из супругов другому идти в могилу живым за умершим. Архаичность этого мотива в том, что здесь отражены явления доисторического быта.
4. Былина о Дунае содержит в основании сюжета топонимическую легенду о происхождении двух рек: Дуная и Настасьи.
Киевский цикл былин.
Эти былины оформились и развились в период ранней русской государственности в Киевской Руси.
1)действие происходит в Киеве или около
2) в центре события князь Владимир.
3) основная тема – защита рус. земель от кочевников.
4) исторические занятия и быт характерны для Киевской руси.
5) события и враги русской земли до монгольского периода.
Киев воспет как центр русских земель. Из Мурома, Ростова, Рязани едут богатыри на службу в Киев. Формир-е Киевского цикла былин опред. историческими обстоятельствами в 9-11вв., когда Киев достиг высокого могущ-ва. Они воспели служение богатырей князю и русской земле. Они отразили и более позднее время, борьбу русских с татаро-монгольским игом.
Формируется круг богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. Впервые эти былины были опубликованы в сборнике « Древние русские ст-я» Даниловым.
Героические – включают в себя былины, возникшие до татаро-монгольского нашествия, и былины, связанные с нашествием.
Одной из важных и характ-х особ-й киевского цикла служат образы трёх богатырей, действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).
В былинах киевс. цикла отразилась глав.образом деят-ть княжеско-дружинн.класса Киевс. Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты: 1) военные подвиги богатырей: а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.
Эпич. Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.
Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев.
После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси.
Новгородский цикл былин.
Основой сюжетов Новгородского цикла былин стали не ратные подвиги и политические события, а случаи из жизни обитателей большого торгового города- Великого Новгорода. Слагали и рассказывали эти былины скоморохи. Героями этих былин являлись купцы, князья, крестьяне, гусляры.
Эти былины считаются бытовыми, новеллистическими.
Содержание былин:
1) Былины о Садко
2) Былина о Ставре
3) Былины о Василии Буслаеве
infopedia.su