Казнить так казнить миловать так миловать – , , — Dslov.ru

Содержание

Емильян пугачек в капитанской дочке)) С цитатами, плиз

Название романа «Капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о Пугачеве, о восстании Пугачева, о его движении. Пугачев. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» . Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза» . По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему. Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже — в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт. Трусливый народ повиновался Пугачёву, целовал распятие и кланялся самозванцу. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё – таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого. Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, — это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет! » Речь Пугачева, как деревенского жителя была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит» . Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?. . Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Федоровичу! » Он говорил, как государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? Ты крепко передо мной виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель… » Здесь от речи простого человека и следа уже нет. Мое отношение к Пугачеву безразлично. Мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не Богом, мог судить, кто прав, кто виноват. Но Пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может Маша и Гринев так и не были бы вместе, потому что Швабрин был на их пути. Пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях?

touch.otvet.mail.ru

Изображение Пугачева в повести Капитанская дочка

Название романа «Капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о Пугачеве, о восстании Пугачева, о его движении. В пушкинские времена власти запрещали выпускать подобные произведения. А Пушкин хотел рассказать о Пугачеве, как о выдающемся человеке из народа, и если не спрятать свое мнение за какую-нибудь историю, то роман не разрешат печатать. И этой историей стала Маша Миронова, Гринев и их любовь. Название подходящее – «Капитанская дочка» , никому и в голову не могло прийти, что эта повесть – о Пугачевском бунте. А. С. Пушкин, таким образом, спрятался за незаметное название повести. А теперь поговорим о самом Пугачеве. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» . Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза» . По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему. Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже — в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт. Трусливый народ сделался перед Пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. Хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё–таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого. Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, — это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание. Ненависть Пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. О военном таланте сказано выше. Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет! » Речь Пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит» . Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?. . Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Федоровичу! » Он говорил, кА государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель… » Здесь от речи дорожника и следа уже нет.

touch.otvet.mail.ru

Пугачёв в романе Пушкина «Капитанская дочка» Капитанская дочка Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Пугачёв в романе Пушкина «Капитанская дочка»

    Название романа «Капитанская дочка» кажется таким невинным, на первый взгляд можно подумать, что повесть о какой-то девушке, а на самом деле – о Пугачеве, о восстании Пугачева, о его движении. В пушкинские времена власти запрещали выпускать подобные произведения. А Пушкин хотел рассказать о Пугачеве, как о выдающемся человеке из народа, и если не спрятать свое мнение за какую-нибудь историю, то роман не разрешат печатать. И этой историей стала Маша Миронова, Гринев и их любовь. Название подходящее – «Капитанская дочка», никому и в голову не могло прийти, что эта повесть – о Пугачевском бунте. А. С. Пушкин, таким образом, спрятался за незаметное название повести.

     А теперь поговорим о самом Пугачеве. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
     Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже — в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт.
     Трусливый народ сделался перед Пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. Хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё–таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого.
     Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, — это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание. Ненависть Пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. О военном таланте сказано выше.
     Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
     Речь Пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?.. Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Федоровичу!» Он говорил, кА государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель…» Здесь от речи дорожника и следа уже нет.
     Мое отношение к Пугачеву безразлично. Мне в нем не нравится то, что он убивал невинных людей, считал себя государем, чуть ли не Богом, мог судить, кто прав, кто виноват. Я думаю, что у таких людей не все нормально с психикой. Но Пугачев любил правду, справедливость, если б не он, может Маша и Гринев так и не были бы вместе, потому что Швабрин был на их пути. Пугачев-отважный, смелый человек, но, может, ему свои положительные качества нужно было применить в более благородных целях?



/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Пугачёв в романе Пушкина «Капитанская дочка»


Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

помогите раскрыть образ. Емельян Пугачев. Кто он? Волк или человек?

Пугачёв в Капитанской дочке похож на героя казацких песен и былин. Емельян жесток, безжалостен, например, когда велит казнить жену коменданта. Но он помнит и добро, которое ему когда-то сделали. Пугачёв снисходительно относится к Гриневу во время казни. Говорит: » Казнить, так казнить, миловать, так миловать». И отпускает Петра с его невестой Машей. Пугачев хитер, умен, он знает своих людей и часто, как бы играет роль царя. Одна из встреч Пугачева с Петром состоялась в Белгородской крепости, куда был направлен на службу Гринев. Здесь Пугачев жесток, по его вине гибнут люди — отец и мать Марии Мироновой. Но Пугачев не забывает прошлое и доказательство этому — поступок Пугачева по отношению к Гриневу и Савельичу. Он не смог причинить зло людям, которые сделали ему добро. Следующая встреча у Емельяна с Гриневым состоялась, когда Петруша ехал освобождать свою возлюбленную Машу Миронову. Пугачев сам решил сопровождать молодого дворянина до Белгородской крепости. Между ними завязался разговор, где Пугачев говорит : » Чем триста лет питаться падалью, лучше напиться живой кровью. » Т. е. лучше прожить немного, но свободным человеком. В этом разговоре Пугачем мудрый, смелый, признает, что чувствует поражение бунта и свою казнь. Пугачев благородный, смелый, но жестокий — вот образ Емельяна в повести «Капитанская дочка»!!!! Писала сама, хвалюсь!!!!

И то и другое. Оборотень))))

Посмотри там .может поможет <a rel=»nofollow» href=»http://www.edu-reforma.ru/load/2-1-0-268″ target=»_blank»>http://www.edu-reforma.ru/load/2-1-0-268</a>

Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем. Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты… ” И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и от- пускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать”.

touch.otvet.mail.ru

СРОЧНО! Что ответил Гринев, когда Пугачев спросил «признаешь ли ты меня царем? «

Я отвечал Пугачеву: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленный: ты сам увидел бы, что я лукавствую». — Кто же я таков, по твоему разумению? — Бог тебя знает; кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку. Пугачев взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь,- сказал он,- чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?» — Нет,- отвечал я с твердостию.- Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. Пугачев задумался. «А коли отпущу,- сказал он,- так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?» — Как я могу тебе в этом обещаться? — отвечал я.- Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — Бог тебе судья; а я сказал тебе правду. Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть,- сказал он, ударя меня по плечу.- Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрема клонит».

Он ему сказал: » А не пошел бы ты…! «

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: пословици которыми говорил Пугачев

Речь дядьки Петра Гринева Савельича и Пугачева просто насыщена прибаутками, пословицами и поговорками. Савельич: «Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме» . «А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается» , «покушай-ка, батюшка, да и почивай себе до утра как у Христа за пазухой» , «Вот тебе и государев кум! Из огня да в полымя… » Пытаясь добиться от Пугачева возмещения убытков за расхищенное барское добро, Савельич внушает своему питомцу: «с лихой собаки хоть шерсти клок» . У Пугачева «есть своя любимая народная песня («Не шуми, мати зеленая дубровушка») , своя любимая народная сказка (калмыцкая сказка об орле и вороне) и свои излюбленные народные пословицы, прибаутки, поговорки. «Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо”»; «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов» ; «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось…» ; «Кто ни поп, тот батька» ; «Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет» ; «“Долг платежом красен”, – сказал он, мигая и прищуриваясь» ; «Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!».

Казнить так казнить, миловать так миловать! Я чай, небо с овчинку показалось? Закутим, запьем и ворота запрем! А разве не было удачи удалому? Кто ни поп, тот батька. Долг платежом красен.

touch.otvet.mail.ru

Казнить так казнить, миловать так ми

1. Казнить так казнить, миловать так миловать. 2. Обман всегда обман. 3. Разубедить ее очень трудно, спорить невозможно. 4. Любить значит верить. Верить значит жить. Любить значит жить. 5. Инт…л…гент всегда инт…л…гент, будь он в Штатах или в Новой Зеландии. 6. Курить здоровью вредить. 7. Курить здесь воспрещается. 8. А новые друзья ну целоваться, ну обниматься. 9. Эти «завтра», в другой раз», «у меня д…прес…ия» лишь отговорки выеде(н/нн)ого яйца не стоят. 10. Мальчик как мальчик без всяких украшений. 11. Добиваться в жизни чего-нибудь трудно но успех приятен. 12. Летай иль ползай конец известен. 13. Рожденный ползать летать не может. 14. Эти часы (не/ни) механические.(М. Г.) 15. Скромная доброта приятнее слов (не) навязчивая помощь мелкие любезности услуги любимая работа дружба любовь и привяза(нн/н)ости все это очень простые вещи но именно из них сл…гается счастье.(О. Марден) 16. Логическая связь для нас не песня о чижике, а симфония с органом и пением… 17. Любовь Опас…ность Ненависть Коварство не мертвые отвлече(нн/н)ости.(О. М.)

Упражнение 5. Объясните пунктуацию в данных предложениях. Используя различные сравнительные союзы, перестройте предложения таким образом, чтобы между главными членами предложения не ставилось тире. Объясните, почему в случае введения новых элементов в предложении тире отсутствует.

1. Жизнь человека – чудо из чудес! 2. Первый утренник – предвестник зимних дней.(Бун.) 3. Гриб в природе – это архитектурное творение.(М. Пр.) 4. Ненависть – сердца последний холод. (И. Эр.) 5. Писательство – призвание.(Пауст.) 6. Сейчас Осип Мандельштам – великий поэт, признанный всем миром.(А. А.) 7.Две барыни красивые(потолще – белокурая, потоньше – чернобровая)… 8. Нос клювом, как у ястреба, усы седые, длинные и – разные глаза: один здоровый – светится, а левый – мутный, пасмурный, как оловянный грош!(Н.) 9. Она – сплошной комок нервов, а он – воплощение олимпийского спокойствия. 10. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира.(В. Б.)

Отметьте стилистически маркированную лексику.

Найдите устойчивые словосочетания фразеологического типа и укажите, в каком стиле речи их употребление уместно.

Дайте толкование выделенных слов и словосочетаний.

1. Лес точно крепкая стена, воздвигнутая вверх силой ночи. 2.Настоящее лишь момент, тут же становящийся прошлым.(Л.Г.) 3.Красивые ровные зубы что крупные жемчужные перлы у ней. 4.Лицедеи-актеры как дети. 5.Такая фраза все равно что приговор. 6.Двор как ровный плац. 7.Люди как текущие реки. 8.Но объяснение не оправдание: можно понять, но простить трудно. 9.Казалось бы, чего проще встретиться и обо всем поговорить. 10.Какое счастье верить людям! 11.Освоение фонетического строя языка как одно из важнейших вех в изучении нового языка и незнакомой культуры. 12.Эта часть текста, так же как и две следующие главы, не включены в перевод, сделанный в целом аккуратно и добросовестно.

Найдите речевые ошибки, квалифицируйте их, исправьте и мотивируйте правку.

Упражнение 6. Придумайте предложения с составным именным сказуемым, употребив ниже приведенные существительные в именительном и творительном падежах. Будет ли отличаться пунктуация в этих предложениях?

Экс-президент, бизнесмен, бизнесвумен, апологет, индульгенция, инаугурация, менеджер, маркшейдер, брокер, имидж, рэкетир, тележурналист, коммерсант, дайджест, коммивояжер, агент, иммигрант, эмигрант, диссидент, администратор, тендер, дивиденды, дилер, шоумен, тинэйджер, консенсус, пресс-релиз, провайдер, топ-менеджер, дауншифтер, дисплей, пейджер, шоу, презентация, дискурс, лексикон.

Дайте толкование выше перечисленных слов.

Упражнение 7. Расставьте, где это необходимо, знаки препинания. Аргументируйте ваш выбор.

1) Очень многие люди являются более добрыми чем кажутся на первый взгляд.

2) Моя соседка является примой-балериной Мариинского театра.

3) Щенки первые полгода своей жизни слывут совершенно неуправляемыми.

4) Авторами этой антологии являются известные поэты, все они являются замечательными знатоками родного языка.

5) Концерт оказался неинтересный два ведущие исполнителя заболели.

6) Предпринятые меры были решительны и разумны.

7) Она была прекрасный организатор и интересный человек.

8) Мы оказались тогда совсем неопытные преподаватели.

9) Николаева стала теперь директор большого универсама кто бы мог подумать.

10) В этом году грибы говорят в большом количестве имеются только на юго-востоке области.

11) С виду сотрудница была спокойной и уравновешенной но это только казалось.

12) 31 кореец, томящийся в тюрьме, объявили голодовку.

Исправьте грамматические и стилистические ошибки, связанные с употреблением в качестве составного именного сказуемого глагольно-именных сочетаний. Объясните каждую правку.

Чем отличается антология от онтологии ?

Упражнение 8. Расставьте недостающие знаки препинания. Проанализируйте функции тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словами. Составьте схемы расстановки знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. Укажите возможные варианты пунктуации. Почему в некоторых случаях предпочтительнее тире, а не двоеточие? Найдите правильный вариант пунктуации, не пытаясь угадать авторские знаки препинания.

1. Моя шкатулка шашка с серебряной оправой дагестанский кинжал все исчезло.(Л.) 2. С лица и с поступков его исчезло само собой сомнение нерешительность словом все колеблющиеся и нерешительные черты. 3. Мужчины играли в карты много пили ели громко разговаривали одним словом с толком проводили время. 4. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения как-то муку пеньку мед и прочее но покупает только небольшие безделушки.(Г.) 5. Принято тоже говорить, что в первом периоде своей деятельности Пушкин подражал европейским поэтам Парни Андре Шенье и другим особенно Байрону (Ф. Д.). 6. Ни одного следа ни санного ни человеческого не было видно 7. Все вещи, которые он употреблял, принадлежности туалета белье обувь галстуки булавки запонки было самого первого дорогого сорта незаметные простые прочные и ценные. 8. Из-под сена виднелись самовар кадка с мороженной формой и еще какие-то привлекательные узелки и коробочки.(Л. Т.). 9. За весь день Каштанке приходилось жевать только два раза покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу вот и все 10. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о театре о холере последовало приглашение. 11. И подпасок, гонящий коров, и землемер, едущий в бричке через плотину, и гуляющие господа все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чем тут красота.(А. Ч.). 12. Вся природа и лес и вода и стены хижин и песчаные холмы все горит точно багровым светом.(И. Г.) 13. Напрасно глаз ищет нового предмета ни стога ни забора ничего не видно.. 14. У порога Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару черных лошадей. 15. Обман расчет холодное ревнивое тиранство и ужас над бедным разорванным сердцем вот что понял он в этом бесстыдном не таившемся более смехе.(Ф. Д.) 16. Легенды и сказки любят все дети и взрослые. 17. Чтение фантастических романов воспитало в юноше следующие качества любовь к путешествиям и мечты о покорении космоса..

— Найдите случаи нарушения согласования сказуемого с подлежащим. Исправьте ошибки, мотивируйте.. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки. Прокомментируйте характер ошибок. Выпишите номера предложений, в которых есть разговорная лексика. В каком предложении есть контекстуальные антонимы ? Почему в выделенном слове пишется НН? Прокомментируйте подчеркнутое словосочетание с точки зрения современной литературной нормы.

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните особенности пунктуации. Укажите предложения, в которых возможны варианты знаков препинания. Найдите предложения с излишней пунктуацией и уберите лишние знаки препинания. Мотивируйте вашу правку.

1. Большевиков ненавидели. Ненавидели все, – купцы банкиры, промышле(н/нн)ики адвокаты, актеры домовладельцы кокотки, члены (Г/г)осударственного (С/с)овета инженеры врачи писатели… 2. К вечеру, когда всюду зажглись лампы, и давно в молчани(е/и) и тревоге отошел обед троих Елены, Николки и Лариосика ртутный столб разбухая, и рождаясь колдовским образом из густого серебря(н/нн)ого шарика выполз и дотянулся до отметки 40,2.(М. Б.) 3.Мы уселись все рядом бесн…ватые, лжецы и р…тозеи. 4.Грищук, со своей глупой тачанкой, да я мы остались одни, и до вечера мотались между огневых стен.(И. Б.) 5. Вообще, он не слишком-то высокого мнения о (Р/р)оссийских мозгах которые выдумали дугу, и балалайку пустые, и комические предметы, без которых, решительно, обошлось бы человечество.(М. З.) 6.Там же был солдатский хлеб завернутый в сырую тряпочку, чтобы не высох, кружка, сдела(н/нн)ая из консервной банки, жестяная мисочка с солдатской кашей, две деревянные ложки, – словом, все это нищее, но необыкновенно ак…уратное хозяйство. (В. К.) 7. И судьба, и жизнь, и самый характер все у него было как-то ни на что (не/ни) похоже горячо странно и трогательно совсем не (по)писаному. 8. Все эти люди матросы разных наций рыбаки кочегары веселые юнги портовые воры машинисты рабочие лодочники грузчики водолазы контр…бандисты все они были молоды здоровы и пропита(н/нн)ы крепким запахом моря и рыбы (А. К. ) 9. Разве все эти вещи карандаш в оправе записная книжка часы фотографический аппарат не говорят больше всяких слов об интересном госте. (М. П.) 10. Писатели-классики Гоголь Тургенев Чехов создавали картины из жизни крестьян.

Подберите синонимы к выделенным словам и дайте им стилистическую характеристику. Проанализируйте подчеркнутые словосочетания с точки зрения современной литературной нормы. Какую смысловую и стилистическую нагрузку несут однородные члены предложения?

Упражнение 10. Расставьте недостающие знаки препинания. Сформулируйте условия обособления второстепенных членов предложения при помощи тире. Возможны ли варианты? В каких предложениях предпочтительнее поставить тире, а в каких можно ограничиться запятой? Какие второстепенные члены предложения обособляются при помощи тире, как правило, а какие – в виде исключения?

1. Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет в каком-то спальном чепце надетом наскоро с фланелью на шее одна из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок 2. Чичиков велел остановиться по двум причинам с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, а с другой чтобы и самому подкрепиться. 3. Чичиков с чрезвычайной точностью расспросил кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор словом не пропустил ни одного значительного лица (Г.). 4. Словом делу не поможешь как ни старайся. 5. Мужчины задвигали стульями, заговорили вероятно закончили очередную партию. 6. Но чудное дело превратившись в англомана, Павел Петрович стал патриотом (Т.). 7. Князь Василий говорил всегда лениво как актер говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив несмотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов (Л. Т.). 8. Они мать и обе дочери были дома. 9. Мать Екатерина Павловна когда-то по-видимому красивая, теперь сырая не по летам больная одышкой грустная рассеянная старалась занять меня разговором о живописи. 10. Ни в чью душу не повеет от него миром знающих он раздражит а незнающих наградит ложными представлениями и только. 11. Дубечня так называлась наша первая станция находилась в семнадцати верстах от города. 12. Михаил Александрович Левитский бывший судебный пристав в Серпухове человек честнейший многосемейный и утопающий в долгах писал земскому губернатору прошение. 13. И анатомия и изящная словесность одни и те же корни одного и того же врага имеют одинаково знатное происхождение черта и воевать им положительно не из-за чего. 14. Песня тихая заунывная и тягучая похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли. (А. Ч.). 15. Онегин светский человек. 16. Высший круг общества был в то время уже в апогее своего развития; притом светскость не помешала Онегину сойтись с Ленским этим наиболее странным и смешным в глазах света существом. 17. Связь с Ленским этим юным мечтателем который так понравился нашей публике всего громче говорит против мнимого бездушия Онегина (В. Б.). 18. Имя для этого писателя для такого большого несмотря на его недостатки писателя не сатирик, а народный поэт. 19.Слово не «самодурство», а «народность» для разгадки его деятельности. 20.Только это слово может быть ключом к пониманию его произведения. 21. Всякое другое как более или менее узкое, более или менее теоретическое, произвольное стесняет круг его творчества. (Ап. Гр.)

— Дайте толкования выделенных слов

— В скольких километрах от Серпухова находилась Дубечня?

— Переведите в метрическую систему следующие исконно русские меры длины: сажень, аршин, локоть, вершок. Вспомните фразеологизмы с этими словами, дайте им толкования и составьте предложения.

— В каком предложении имеются контекстуальные антонимы?

— В каких предложениях есть нарушения в порядке слов?

Упражнение 11. Расставьте недостающие и уберите лишние знаки препинания. Мотивируйте ваш выбор. В каких предложениях и почему возможны варианты пунктуации?

1. Командир полковник Мышлаевский, дивизион замечательный, так и называется студенческий. 2. Когда же настанет момент, я лично стану во главе армии и поведу ее в сердце России в Москву обязательно поведу. 3. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и темные воротники мех серебристый и черный делали женские лица загадочными и красивыми. 4. В Городе к началу революции оставалось четыре юнкерских училища инженерное, артиллерийское и два пехотных. 5. Он [звук] был неслыханного тембра и не пушка и не гром, но настолько силен, что многие форточки открылись сами собой и все стекла дрогнули. 6. С те(р/рр)а(с/сс) был виден в море снега залегший напротив на горке Царский сад, а далее влево бесконечные черниговские пространства в полном зимнем покое за рекой Днепром белым и важным в зимних берегах. 7. Много времени потерял иззябший Николка, чтобы выбраться к исходному рубежу к Михайловскому монастырю.(М. Б.) 8. Мы растираем коням припухшие ноги, стрижем гривы, накидываем на спины казацкую упряжь запутанную ссохшуюся сеть из тонких ремней и выезжаем со двора.(И. Б.) 9. Все три основные параллельно развивающиеся завязки романа драма Раскольникова Сони и Дуни стремятся в сущности к одной цели показать загадочное роковое смешение добра и зла.(Д. М.) 10. Миссия у нее скромная разбудить спящую душу.(И. Анн.) 11. У абажура дремлите пусть воет вьюга ждите, пока к вам придут.(М. Б.) 12. С одной стороны к дому подбиралась болотистая равнина, с другой обступал старый заросший почти уже дикий сад. 13. На тихое раздражение Вера Лазаревна всегда ответствовала по-своему нежнейшим ехидством.(Ю. Тр.) 14. По материнской линии я из татар, в жилах которых текут капли крови Тамерлана хромого Таймура, и первый признак этой голубой крови неистовая бешеная вспыльчивость… 15. Я по-прежнему мало знал о Марии но сама обыденная жизнь открывала мне изредка новые черты в ее загадочном существовании и в ее прекрасной душе свободной чистой гордой и доброй. 16. Орел царь всех птиц лев царь зверей слон мудр и силен. 17. Но прости им бог и те и другие безобразны. 18. Между тем тебе конечно известно что горностай этот маленький хищник очень злое и кровожадное животное.(А. К.)

— К предложению десятому дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь не искажать смысл первоначального предложения. Сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.

— Найдите именные фразеологические сочетания, дайте им семантическую и стилистическую характеристики, подберите антонимы.

— Чем отличается дивизион от дивизии?

Упражнение 12. Поставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию. Отметьте предложения, в которых возможны варианты пунктуации.

1. В скоромные дни в домах пахло борщом, а в постные осетриной, жаре(н/нн)ой на подсолнечном масле. 2. Поглядишь на него справа материалист зайдешь слева франкмасон.(А. Ч.). 3. О, я хочу безумно жить, все сущее увековечить, безликое вочеловечить, несбывшееся воплотить! (А. Бл.) 4. Алексею Васильевичу Турбину, старшему молодому врачу двадцать восемь лет. Елене двадцать четыре. Мужу ее капитану Тальбергу тридцать один, а Николке семнадцать с половиной. 5. Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже (на улицу первый во двор под верандой Турбиных подвальный) засветился слабенькими желтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный Василий Иванович Лисович, а в верхнем сильно и весело загорелись турбинские окна. 6. Старший Турбин бритый, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года во френче с громадными карманами, в синих рейтузах и мягких туфлях в любимой позе в кресле с ногами. 7. Николка прильнул к окошку. Из глаз исчез зной и училище, в глазах напряженнейший слух. 8. Под тенью гортензий тарелочка с синими узорами несколько ломтиков колбасы масло в прозрачной масленке в сухарнице пила-фраже и белый продолговатый хлеб. 9. Невысокая стена прекрасных белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников. 10. В следующей зале не было колонн, вместо них стояли стены превосходных красных розовых молочно-белых роз с одной стороны, а с другой стена японских махровых камелий. 11. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый прозрачно-фиолетовый, второй рубиновый, третий хрустальный. 12. Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал и росту был не маленького и не громадного, а просто среднего. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой золотые. Он был в дорогом сером костюме в заграничных в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит. Правый глаз черный левый поче-му-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом иностранец. (М. Б.)

— В третьем предложении конструкцию, данную в скобках, преобразуйте из неполной в полную. Что изменилось с точки зрения стилистики ?

— Можно ли считать оправданным прием нанизывания падежей в четвертом предложении? В каких случаях нанизывание падежей уместно?

— Какого эффекта достигает автор, нарушая нормы лексической сочетаемости и грамматики (в пятом предложении)?

— Найдите в тексте предложения, в которых порядок слов затрудняет быстрое и верное понимание.

— Дайте толкование выделенных слов.

— Найдите и дайте толкование индивидуально-авторских слов.

Тема 2. Авторские знаки препинания

Упражнение 13. Расставьте недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Не мешают ли знаки препинания пониманию текста? Как бы Вы расставили знаки препинания в этом фрагменте?

Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на к…лени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся – во,с/сс)ияло солнце, и Лиза, оставле(н/нн)ая, бедная, лишилась чувств и памяти. <…> Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слезы катятся по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль. ( Н. Карамзин. Бедная Лиза )

  • Определите значение выделенных слов. Каковы их стилистические характеристики?

  • Найдите в тексте фразеологизм и замените его синонимом.

  • Найдите в тексте синонимы. Каковы их стилистические характеристики?

  • На примере этого текста проведите стилистический эксперимент: напишите то же самое, не искажая содержания, только в ином стиле. Сравните получившийся текст с оригиналом. Сделайте выводы о взаимодействии всех элементов текста.

Упражнение 14. Расставьте недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Проанализируйте функции тире в данных текстах, укажите, возможны ли варианты знаков препинания. Сопоставьте особенности пунктуации, если таковые имеются, с современными нормативными требованиями.

Не мешают ли знаки препинания пониманию текста? Как бы Вы расставили знаки препинания в этом фрагменте?

Я понял: если даже все погибнет, мой долг (перед вами, мои неведомые, любимые) – оставить свои записки в законченном виде.

Я попросил бумагу – и здесь я написал эти последние строки…

Я хотел уже поставить точку – так, как древние ставили крест над ямами, куда они сваливали мертвых, но карандаш затрясся и выпал у меня из пальцев…

    Слушайте,– дергал я соседа.– Да слушайте же, говорю вам! Вы должны – должны мне ответить: а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там – дальше?

Ответить он не успел; сверху – по ступеням – топот—

День. Ясно. Барометр 760.

Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибудь чувствовал – или воображал, что чувствую это?

Почерк – мой. И дальше – тот же самый почерк, но – к счастью, только почерк. Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно здоров, абсолютно здоров. Я улыбаюсь – я не могу не улыбаться, из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто. Точнее: не пусто, но нет ничего постороннего, мешающего улыбаться (улыбка – есть нормальное состояние человека).

Факты – таковы. ( Е. Замятин. Мы )

— Какой синтаксический прием характерен для этого текста? — Определите эмоционально-экспрессивную окраску текста. Аргументируйте постановку знаков препинания. — Сравните функции знаков препинания в упражнении 13 и 14. В каких случаях использует тире Карамзин? Чем отличается функция тире в этих текстах?

Упражнение 15. Расставьте недостающие знаки препинания и уберите лишние. Правку мотивируйте. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните выбор.

Особое место в концепц…и т…т…литарного языка Замятина занимает язык поэзии. Обращают на себя внимание слова с семами «писать», «поэзия», «литературный жанр»: запись, письмо, контекст, страница, поэзия, поэма, литургия, ямб, хорей, авторский и др. Этот ряд обнаруживает намерение Замятина осмыслить назначение языка поэзии в государстве т…т…литарного типа.

Поэт становится частью единой государственной машины.<…> Достижение государства – в полном подчинении поэзии законам системы: «Теперь поэзияуже не беспардонный соловьиный свист; поэзия государственная служба; поэзия полезность«. Пр…гм…тический подход к поэзии объясняется технократической сущностью государственной системы. Последнее в значительной степени определяет и …рн…ментальную функцию поэзии.<…>Поэзия призвана «светить всегда и везде», поддерживать эйф…рическое состояние общества. В рассуждениях Замятина о прируче(н/нн)ой поэзии выделяется с…мантическая перекличка света и золота. Поэзия это солнце это розовое прозрачное, теплое золото, прекрасный …рнамент незыбл…мой твердыни счастья.

Ораторские, паф…сные жанры культивируются особо. Устное поэтическое слово, броше(н/нн)ое в массы сплачивает, объединяет …моции в единый порыв. Звучащая поэзия, легко возбуждает… (Не)маловажную роль выполняет здесь громкоголосность. «Громкое выражение повседневных мыслей и чу…ств народа» о котором говорил К. Маркс вот паф…с т…т…литарной поэзии. Мета(л/лл) в голосе соединяется с мета(л/лл)ом жеста. Это создает впечатление м…нументальности отражает, свойстве(н/нн)ую т…т…литарной поэзии т…нд…нц…ю к «большому стилю», к гигантизму (Голомшток, 1994).

«И вдруг, одна из этих гр…мадных рук медле(н/нн)о поднялась – медле(н/нн)ый, чугу(н/нн)ый жест.<…> Это был один из Государственных поэтов на долю которого выпал счастливый жребий ув…нчать праз…ник своими стихами. И загремели над трибунами божестве(н/нн)ые ямбы…»

(Н. Купина. Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры)

Упражнение 16. Исправьте пунктуационные и орфографические ошибки. Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания и уберите лишние. Все исправления мотивируйте.

refdb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *