Три «Кавказских пленника» (Сопоставительный анализ)
Вступление
В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений. Меня заинтересовали три «Кавказских пленника» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого. Почему авторы называют свои произведения одинаково? Может, это свидетельствует о преемственности между произведениями? А может, они полемически противопоставлены друг другу?
Цель работы: выявить особенности сюжета поэм А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Задачи:
- Анализ сюжета поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник», выделение его структурных элементов;
- Определить влияние поэмы Пушкина на сюжет поэмы М.Ю.Лермонтова, нахождение в них общего и различного;
- Исследование особенностей кавказского сюжета в рассказе Л.Н.Толстого;
- Провести сопоставительный анализ трёх произведений.
Объект исследования — произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Предмет исследования: сюжеты названных произведений.
Практическая значимость: работа может использоваться на уроках литературы, а также при подготовке к олимпиадам, к ЕГЭ по литературе.
Методы исследования: сравнение, сопоставление.
Гипотеза: Мы считаем, что реализация сюжета о кавказском пленнике полностью зависит от авторской концепции и литературного направления, к которому автор принадлежит.
Поэма А. С. Пушкина «Кавказский пленник»
«Кавказский пленник» — романтическая поэма Пушкина, написанная им во время южной ссылки в 1822 году. Автор поставил перед собой цель — воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. Герой, у которого нет ни имени, ни прошлого, отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.
В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки). Горцы — «естественные» люди, живущие в гармонии с миром. Чужой дикому миру, пленник несет ему разрушение: из-за него бросается в пучину моря молодая черкешенка.
Именно в поэме А. С. Пушкина можно выделить основные структурные элементы так называемого кавказского сюжета, которые трансформировались в одноимённых произведениях М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого.
Основные элементы сюжета:
- русский на территории Кавказа;
- он поражён красотой местности;
- разочарованный герой;
- любовная история;
- мотивы пленения, бегства.
Поэма М.Ю.Лермонтова «Кавказский пленник»
Свою романтическую поэму М.Ю. Лермонтов написал в 1828 году, когда ему было всего 14 лет. Поэма создана под сильным воздействием одноименной поэмы Пушкина. Понятно, что, давая такое же название своему произведению, юный поэт сознательно обращается к сюжету поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник». В своей поэме он поднимает те же проблемы, что и его кумир, показывая нравственное превосходство «детей природы» над «детьми цивилизации». Чтобы показать, что с течением времени проблемы, поднятые А.С. Пушкиным, не потеряли актуальности, Лермонтов использует прием поэтической переклички. Некоторые стихи Пушкина целиком вошли в поэму, другие — в несколько изменённом виде.
Автор поэмы — начинающий поэт, пытающийся на чужом материале дать выражение своим собственным настроениям, думам и чувствам. Называя так свою поэму, юный Лермонтов смело стремится померяться силами с величайшим поэтом современности, хочет рассказать взволновавший, захвативший его сюжет на свой лад, передать его как-то по-своему. Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина то, что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности. [6]
Общее и различное в поэмах
И та, и другая поэмы — романтические. Как и у А. С. Пушкина, лермонтовский герой безымянный. В обрисовке пленника много пушкинского; герой — одинокий скиталец. Неудивительно, что некоторые черты, как гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть объединяют героев двух поэм:
И хладен блеск его очей…/…Чувства, страсти,
В очах навеки догорев/ Таятся, как в пещере лев/ Глубоко в сердце…
Сюжетно «Кавказский пленник» Лермонтова близок к одноименному произведению Пушкина, но у Лермонтова увеличено количество персонажей, различны их характеры. Пленник лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей. У черкешенки — более решительный характер, чем у пушкинской героини, она требует любви пленника.
В пушкинской поэме пленник предлагает черкешенке уйти с ним:
«О друг мой! — русский возопил,/— Я твой навек, я твой до гроба.
Ужасный край оставим оба./ Беги со мной!»
Черкешенка, зная, что он любит другую, отказывается следовать за ним и кончает жизнь самоубийством. Пленник счастливо уходит из плена.
Лермонтов дает совершенно иную развязку. Его героиня — натура более решительная и смелая. Она говорит русскому:
«Но ты сказал, /Что любишь, русский, ты другую.
Забудь ее, готова я /С тобой бежать на край вселенной!
Забудь ее, люби меня, /Твоей подругой неизменной».
Пленник не может ответить ей взаимностью. Черкешенка помогает ему освободиться от цепей, но герою не пришлось вернуться на родину. Отец черкешенки (новый персонаж, выведенный Лермонтовым), убивает беглеца. Дочь, как пушкинская героиня, бросается в реку и тонет. Отец ее терзается угрызениями совести, не находя душевного покоя.
Мы видим, что в своей поэме «Кавказский пленник» юный поэт ищет новых сюжетных положений, по-своему обрисовывает характеры действующих лиц, хотя основные структурные элементы кавказского сюжета остаются пушкинские.
Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Толстой создает реалистическое произведение с пушкинским названием «Кавказский пленник», отталкиваясь от того же названия, Толстой как бы заявляет о стремлении написать о том же самом по-новому.
«Кавказский пленник» Л.Н.Толстого — это рассказ-быль, материалом для которого послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе на Кавказе. Рассказ написан в 1872 году и относится к реалистическим произведениям.
Почему Лермонтов даёт своей юношеской поэме название «Кавказский пленник», мы выяснили. Но почему Л.Н.Толстой, спустя почти полвека и своему произведению даёт такое же название? Попробуем и в этом разобраться.
В 60-70 годы Толстой много размышляет об истинном предназначении литературы. Анализ критической литературы по данному произведению позволяет сделать вывод о том, что сам Л.Н.Толстой ко времени начала работы над рассказом окончательно утверждается в необходимости учиться у народа его морали, его воззрениям на мир, простоте и мудрости, умению «прижиться» в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи свои беды. Писатель в это время всецело занят народным образованием, он пишет «Азбуку» для крестьянских детей, все художественные тексты в которой просты, занимательны, поучительны.
«Кавказский пленник» напечатан первоначально в журнале «Заря», рассчитанном исключительно на взрослых, а затем помещён в 4-й книге «Русских детских книг для чтения», то есть рассказ написан Толстым специально для детей. Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать нам правду, научить отличать добро от зла, помочь следовать добру.
«Кавказский пленник» Л.Н.Толстого не просто рассказ, написанный специально для детей, и поэтому он так поучителен. Это был образец его новой прозы, своего рода эксперимент в области языка и стиля. Потому, отправляя критику Николаю Страхову написанный им для детей рассказ «Кавказский пленник», Толстой поясняет: «Это образец тех приемов и языка, которыми я пишу и буду писать для больших».[5] В высшей степени примечательно это свидетельство Льва Толстого. Он, в то время уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», «Казаков», «Детства и отрочества» и «Войны и ссмира», как бы заново учился писать, работая над книгой для детей. Да при этом еще утверждал, что так же, теми же «приёмами языка», будет писать и для взрослых. [7]
Именно для того, чтобы подчеркнуть полемический характер своей позиции, Толстой даёт своему рассказу название «Кавказский пленник» — название, вызывающее непосредственные ассоциации с поэмами Пушкина и Лермонтова. Своим рассказом он хотел разоблачить «ложную» поэтику романтизма. В романтической литературе Толстого раздражало многое: и герои, и та обстановка, которая их окружает. Толстой высоко ценил пушкинскую прозу и негативно высказывался о его поэмах. Удивительно было прочитать в дневнике Л.Н.Толстого от 7 июня 1856 года, где он писал: «Цыгане» прелестны <…>, остальные поэмы, исключая «Онегина», ужасная дрянь»
Сопоставительный анализ произведений
Общее
В своём «Кавказском пленнике» Л.Н.Толстой оставляет нетронутыми основные структурные элементы кавказского сюжета:
· русский попадает в плен к горцам;
· знакомится с черкешенкой/ татаркой, которая носит ему еду;
· с её помощью ему удаётся бежать. (В поэме Лермонтова герой не смог добраться до родных мест: его настигла черкесская пуля).
Но в остальном рассказ Толстого во всех отношениях представляет собой полную антитезу двум другим «Кавказским пленникам» Пушкина и Лермонтова.
Различное
Подзаголовок
Сам же подзаголовок рассказа (быль) противопоставляет правдиво изложенную историю романтическим «небылицам». Известно, что в основе рассказа лежит реальное происшествие — нападение горцев на Л.Н.Толстого и четырёх других офицеров, оторвавшихся от обоза.
Имена героев
Герои обеих поэм не имеют имён, за исключением Гирея, доставившего пленника в аул. (В поэме Лермонтова). В рассказе Толстого все основные герои имеют имена, а главным героям даны «говорящие» фамилиии.(Жилин и Костылин)
Возраст
Персонажи Пушкина и Лермонтова — юноши (типично для романтической поэзии). Жилин — человек в годах. Об этом мы узнаём при упоминании о старушке-матери.
Герой Пушкина, разочаровавшись в «неверной жизни» и «мечтах любви», отправляется на Кавказ, чтобы обрести там свободу, и попадает в плен.
О мотивах пребывания на Кавказе лермонтовского героя нам практически ничего не известно. Лермонтов говорит о том, что « в родной стране» пленник «погубил святые сердца упованья». Но причина, заставившая его покинуть отчий дом, не названа.
Жилин служит на Кавказе, посылает деньги матери и собирается, уйдя со службы, жениться.
Таким образом, романтическим мотивам бегства от цивилизации, разочарования в любви противопоставлены рассудочные и вполне прозаические побуждения.
Захват в плен
Все три героя оказываются в плену. Ни у Пушкина, ни у Лермонтова мы не видим причин, по которым это произошло. Для них важен сам факт утраты свободы. Толстой же подробно рассказывает, как и почему это произошло. Жилин попадает в плен к татарам в том числе и потому, что для него важно подчеркнуть: всему виной трусость Костылина.
Герой Пушкина — Лермонтова захвачен воином-одиночкой, которые тащат своих пленников в аул на аркане. Ситуация, описанная Толстым, более реалистична. На Жилина с Костылиным нападает целый отряд, связанного Жилина усаживают на лошадь. Толстой обращает внимание на будничность ощущений пленника. «Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется».
Также подчёркнуто неромантично и описание внешнего вида героя: «Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами». Герои поэм Пушкина и Лермонтова тоже пострадали (У Пушкина: «пленник хладный и немой, / с обезображенной главой»;
У Лермонтова: «бледный лик, в крови омытый»)
В плену
Герои обеих поэм, привезённые в аул, до полудня «лежат в забвении тяжёлом». Жилин, напротив, на протяжении всего пути сохраняет ясность мысли и даже пытается примечать дорогу.
Поведение героев в плену полностью противоположно. Герои поэм в основном созерцают то, что окружает их, и предаются бесплодным надеждам.
( у Пушкина: «За ночью ночь вослед уходит; / Вотще свободы жаждет он»). Пленники в поэмах абсолютно бездеятельны: страстно мечтая о побеге, они ничего не предпринимают, чтобы добиться освобождения.
Жилин в плену постоянно занят каким-нибудь «рукодельем» и при первой же возможности начинает подготовку к побегу. Нужно заметить, что в рассказе Толстого большое внимание уделяется неромантическому вопросу о выкупе. В поэмах Пушкина и Лермонтова этот вопрос не затрагивается совсем.
Все три персонажа с интересом наблюдают за жизнью горцев. Толстой развенчивает романтическое представление о «вольных сынах Кавказа», показывая читателям, что татары — самые обычные люди.
У Пушкина «пленник безнадёжный» часто поднимается на гору возле аула, где перед ним открываются «великолепные картины»: «Престолы вечные снегов, / Очам казались их вершины / Недвижной цепью облаков,/ И в их кругу колосс двуглавый, /в венце блистая ледяном, / Эльбрус огромный, величавый, /Белел на небе голубом». Жилин тоже поднимается на гору и видит тот же пейзаж: «От аула другая гора, ещё круче; а за той горой ещё гора. Промеж гор лес синеется, а там ещё горы — всё выше и выше поднимаются. А выше всех белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит». Подчёркнуто не романтическое описание: «белые, как сахар», «шапкой стоит».
Сама идея подняться в оковах на гору, чтобы полюбоваться прекрасным пейзажем, Толстому кажется нелепой. Его герой забирается на гору, чтобы выбрать маршрут, куда направиться при будущем побеге.
Героини
Во всех трёх произведениях бежать пленнику помогает героиня. В поэмах Пушкина и Лермонтова это молодые черноволосые, черноокие красавицы. (У Пушкина: «И чёрной падают волной/ Её власы на грудь и плечи». У Лермонтова: « И слёзы девы черноокой/ Души не трогали его».) Типично романтические героини. Толстой, стремясь исключить любую романтическую ситуацию, свою героиню превращает в «тоненькую, худенькую», черноглазую девочку лет тринадцати с чёрной косой.
Черкешенка по собственной инициативе приносит пилу и сама освобождает пленника от оков. Жилин дважды бежит из плена и каждый раз инициатива исходит от него. Толстой включает в свой рассказ сцену несостоявшегося вызволения от оков, когда Дина пытается сбить камнем замок с колодки Жилина. «Да ручонки тоненькие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала».
Образ луны
Юные кавказские пленники покидают аул лунной ночью, совсем не задумываясь о конспирации. (У Пушкина: «По белым хижинам аула/ Мелькает бледный свет луны». У Лермонтова: «И вот над ним луна златая/ на белом облаке всплыла».) Луна появляется и в рассказе Толстого, однако доставляет герою одни неприятности. «Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло, совсем как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам». Толстой неоднократно подчёркивает, что в первый свой побег, когда Жилин мог выбирать, он ждал именно безлунной ночи. «Месяц только народился — ночи ещё тёмные были».
Образ реки
У Пушкина и у Лермонтова река — это непреодолимая преграда, отделяющая героя от свободы. В обеих поэмах это могучий поток. Жилин и Костылин переходят речку вброд, едва замочив ноги. «Пошли через двор под кручь к речке, перешли речку, пошли лощиной».
Заключение
Таким образом, рассмотрев одноимённые произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, можно сделать вывод о том, что реализация сюжета о кавказском пленном полностью зависит от авторской концепции и литературного направления, к которому автор принадлежит.
В романтизме (Пушкин и Лермонтов) главными являются разочарованный беглец и идеал свободного, естественного мира, а в реализме (Толстой) — описание войны и военных действий.
Однако базовыми для каждого автора являются такие черты, как: плен, любовный сюжет, восхищение красотой кавказского мира, которые или наполняются конкретным содержанием, или трансформируются.
Образованная на основе сюжета поэмы А.С. Пушкина, тема кавказского пленника в дальнейшем проходит через сюжеты других произведений, обогащаясь в них и одновременно влияя на них, то есть предстает как инвариант для всех последующих послепушкинских сюжетов.
Перспективы работы
Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо, никогда не будет исчерпана. Нам хотелось бы продолжить эту работу, рассмотрев сюжет о кавказском пленнике на примере произведений русской литературы XX века: рассказе Владимира Маканина «Кавказский пленный» (1995г.) и документальной повести Ирины Колонтаевской «Кавказский пленник» (2001г.)
pedtehno.ru
В каком году была написана поэма «Кавказский пленник» И кто её написал?
М. Ю. Лермонтов «Кавказский пленник»(1828 г.)
краткий анализ произведения
Главные герои
— русский пленник;
— черкешенка.
Проблематика
— любовь к Родине;
— быт и нравы народов Кавказа.
Анализ
В поэме отразился живой и ранний интерес Лермонтова к быту и нравам кавказских горцев. Этому во многом способствовали детские впечатления поэта от Кавказа и рассказы родственников о нём.
Хотя пленник и романтический герой, он лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей.
Поэма наполнена картинами природы как олицетворения красоты, свободы, она лишена человеческих предрассудков.
У черкешенки решительный характер, она требует любви пленника, но, отвергнутая, не мстит, а всё же помогает пленнику бежать. Это доказывает её благородство и чистоту помыслов.
Лермонтов усилил драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня.
Следуя традиции романтической (в основном пушкинской) поэмы, юный поэт ввёл этнографический (характерный для определенной местности) материал (в том числе вставную песню).
«Кавка́зский пле́нник» (1820—1821) — первая из цикла южных байронических поэм Пушкина. Начата в Гурзуфе, окончена 20 февраля 1821 г. в Каменке (имение В. Л. Давыдова).
В основу сюжета положен романтический топос страстной любви разочарованного, мятежного героя (пленного русского офицера) к «детям природы», не испорченным цивилизацией (их представляет прекрасная черкешенка). Эта лирическая тема подана на эпическом фоне: красоты безбрежного Кавказа, экзотическая жизнь горцев, успехи русского оружия.
О грандиозном успехе поэмы свидетельствует тот факт, что ещё во время пребывания поэта в южной ссылке Дидло поставил на её сюжет в Петербурге балет, где в главной партии была занята знаменитая Истомина. Среди многочисленных подражаний примечательна одноименная поэма 14-летнего Лермонтова, заимствующая у первоисточника целые фрагменты текста.
Как и следующая, крымская поэма Пушкина, «Кавказский пленник» оставался при жизни поэта самым популярным его произведением [1]. В. В. Набоков характеризует обе восточные поэмы Пушкина как «стремительный поток не разбитого на строфы четырехстопного ямба» [2]. Впоследствии Пушкин иронически отмежёвывался как от отождествления себя с героем «Пленника», так и от романтических «неистовств» стиля поэмы [3]:
Я… хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодости XIX века… Вообще я своей поэмой очень недоволен и почитаю её гораздо ниже «Руслана», — хоть стихи в ней зрелее.
Завершает поэму стихотворный эпилог, воспевающий русское покорение Кавказа и в особенности доблесть командующего Ермолова. Это послесловие вызвало гневную отповедь со стороны близких к поэту людей либеральных взглядов, в частности, П. А. Вяземского [3]:
Что за герои Котляревский, Ермолов? Что тут хорошего, что он, как чёрная зараза, «губил, ничтожил племена»? От такой славы кровь стынет в жилах и волосы дыбом становятся. Если мы просвещали бы племена, то было бы что воспеть. Поэзия — не союзница палачей… гимны поэта никогда не должны быть славословием резни.
«Кавка́зский пле́нник» — рассказ (иногда называется повестью [1]) Льва Толстого, повествующий о русском офицере в плену у горцев. Написан для «Азбуки», впервые опубликован в 1872 году в журнале «Заря». Одно из наиболее популярных произведений писателя, многократно переиздававшееся и входящее в школьную программу.
Название рассказа является отсылкой к названию поэмы Пушкина «Кавказский пленник».
История [править | править вики-текст]
Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 г
otvet.mail.ru
«Кавказский пленник» — кто написал? Художественная литература
Искусство и развлечения 29 марта 2016Кавказу посвящено немало стихов, поэм и рассказов, однако многих совершенно не зря интересует произведение «Кавказский пленник». Кто написал его, попробуем дальше разобраться. Когда-то литературный критик Белинский написал, что Кавказ для русских сделался заветной страной «раздольной воли и неисчерпаемой поэзии, кипучей жизни и смелых мечтаний». Сегодня совершенно не зря считают тремя кавказскими пленниками Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова и Льва Николаевича Толстого. Кавказ оставил в их душе неизгладимый след, ведь с XVIII века этот чудный сам по себе край стал вызывать огромный интерес у писателей, историков, исследователей, в результате чего стали появляться многочисленные исторические, научные и литературные труды.
«Кавказский пленник»: кто написал?
Пушкина считают первооткрывателем Кавказа в русской поэзии. Именно здесь он черпал своё вдохновение, общаясь через стихи с романтическими пейзажами величавых гор, зелёных долин и быстрых рек. А острые и опасные события Кавказской войны (1816-1964) и жизнь горцев стали служить источниками разных литературных сюжетов. Вот тут-то и окунулся поэт в атмосферу разных драматических рассказов и преданий о военном противостоянии и героизме русских офицеров в плену и непримиримых горцах.
Свою поэму «Кавказский пленник» Пушкин начал писать уже в августе 1820 года в Крыму в Гурзуфе. Она стала первым произведением, посвящённым Кавказу, что получило огромный успех у читателей. По мнению самого автора, характер героя-пленника у него вышел не очень, зато горы благодатного края он описал с необыкновенным восхищением, да и любовь черкешенки тоже до глубины тронула его душу.
«Кавказский пленник». Лермонтов
Всю свою, к большому сожалению, недолгую жизнь испытывал трепетную любовь к Кавказу и М. Ю. Лермонтов. В 1825 году он посетил этот сказочно красивый край. Он сильно взволновал его воображение и впоследствии занял центральное место в его творчестве. Всю информацию о Кавказе он получал от своих родственников, живущих в Минеральных Водах. К тому же Пушкинский «пленник» произвёл на него неизгладимое впечатление. Поэтому уже в 14 лет (1818) Михаил Юрьевич начинает писать своего «Кавказского пленника». Сюжеты имеют сильное сходство и рассказывают о том, как в плен к черкесам попадает русский служивый. Его сильно полюбила черкешенка, которая потом помогла ему бежать. Только Лермонтов дал этому сюжету свою уникальную и неповторимую огранку.
Видео по теме
Толстой
И у других авторов было произведение «Кавказский пленник». Кто написал рассказ на эту тематику? Конечно, «третий пленник» – Лев Николаевич Толстой. Он приехал на Кавказ, когда ему было 23 года. И влюбился в эти земли. Он не знал, чем бы себя занять, поэтому начал писать рассказ о местных красотах, жизни людей, традициях. Через три с лишним года (1851-1854), прожитых тут, он покинул этот край известным писателем. Через много лет в своих воспоминаниях он делал акцент на том, что Кавказ стал для него школой жизни. Тут он впервые узнал, что такое боевые действия, опасность и смерть.
В детстве Толстой читал увлекательные кавказские сочинения Лермонтова, которыми он наслаждался. Потом среди его знакомых появились горцы-чеченцы, он записывал их рассказы и песни, особенно о войне. Так в его голове родился рассказ «Кавказский пленник». Автор описывает в нём жизнь двух русских пленных – Жилина и Костылина, которые оказались на Кавказе. У Толстого молодые годы, проведённые на Кавказской войне, будут вызывать самые лучшие воспоминания. Здесь он был одинок и несчастлив, поэтому это было самое мучительное, но хорошее время для размышлений, начала писательского труда и достижения высокой мысли.
Теперь, думается, путаница в вопросе о том, что представляет собой «Кавказский пленник», кто написал его и о чём он повествует, отпадёт сама собой. Как оказалось, существует аж три подобных произведений, а не одно.
Источник: fb.rumonateka.com
«Кавказский пленник» — кто написал? Художественная литература
Кавказу посвящено немало стихов, поэм и рассказов, однако многих совершенно не зря интересует произведение «Кавказский пленник». Кто написал его, попробуем дальше разобраться. Когда-то литературный критик Белинский написал, что Кавказ для русских сделался заветной страной «раздольной воли и неисчерпаемой поэзии, кипучей жизни и смелых мечтаний». Сегодня совершенно не зря считают тремя кавказскими пленниками Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова и Льва Николаевича Толстого. Кавказ оставил в их душе неизгладимый след, ведь с XVIII века этот чудный сам по себе край стал вызывать огромный интерес у писателей, историков, исследователей, в результате чего стали появляться многочисленные исторические, научные и литературные труды.
«Кавказский пленник»: кто написал?
Пушкина считают первооткрывателем Кавказа в русской поэзии. Именно здесь он черпал своё вдохновение, общаясь через стихи с романтическими пейзажами величавых гор, зелёных долин и быстрых рек. А острые и опасные события Кавказской войны (1816-1964) и жизнь горцев стали служить источниками разных литературных сюжетов. Вот тут-то и окунулся поэт в атмосферу разных драматических рассказов и преданий о военном противостоянии и героизме русских офицеров в плену и непримиримых горцах.
Свою поэму «Кавказский пленник» Пушкин начал писать уже в августе 1820 года в Крыму в Гурзуфе. Она стала первым произведением, посвящённым Кавказу, что получило огромный успех у читателей. По мнению самого автора, характер героя-пленника у него вышел не очень, зато горы благодатного края он описал с необыкновенным восхищением, да и любовь черкешенки тоже до глубины тронула его душу.
«Кавказский пленник». Лермонтов
Всю свою, к большому сожалению, недолгую жизнь испытывал трепетную любовь к Кавказу и М. Ю. Лермонтов. В 1825 году он посетил этот сказочно красивый край. Он сильно взволновал его воображение и впоследствии занял центральное место в его творчестве. Всю информацию о Кавказе он получал от своих родственников, живущих в Минеральных Водах. К тому же Пушкинский «пленник» произвёл на него неизгладимое впечатление. Поэтому уже в 14 лет (1818) Михаил Юрьевич начинает писать своего «Кавказского пленника». Сюжеты имеют сильное сходство и рассказывают о том, как в плен к черкесам попадает русский служивый. Его сильно полюбила черкешенка, которая потом помогла ему бежать. Только Лермонтов дал этому сюжету свою уникальную и неповторимую огранку.
Толстой
И у других авторов было произведение «Кавказский пленник». Кто написал рассказ на эту тематику? Конечно, «третий пленник» – Лев Николаевич Толстой. Он приехал на Кавказ, когда ему было 23 года. И влюбился в эти земли. Он не знал, чем бы себя занять, поэтому начал писать рассказ о местных красотах, жизни людей, традициях. Через три с лишним года (1851-1854), прожитых тут, он покинул этот край известным писателем. Через много лет в своих воспоминаниях он делал акцент на том, что Кавказ стал для него школой жизни. Тут он впервые узнал, что такое боевые действия, опасность и смерть.
В детстве Толстой читал увлекательные кавказские сочинения Лермонтова, которыми он наслаждался. Потом среди его знакомых появились горцы-чеченцы, он записывал их рассказы и песни, особенно о войне. Так в его голове родился рассказ «Кавказский пленник». Автор описывает в нём жизнь двух русских пленных – Жилина и Костылина, которые оказались на Кавказе. У Толстого молодые годы, проведённые на Кавказской войне, будут вызывать самые лучшие воспоминания. Здесь он был одинок и несчастлив, поэтому это было самое мучительное, но хорошее время для размышлений, начала писательского труда и достижения высокой мысли.
Теперь, думается, путаница в вопросе о том, что представляет собой «Кавказский пленник», кто написал его и о чём он повествует, отпадёт сама собой. Как оказалось, существует аж три подобных произведений, а не одно.
4u-pro.ru
Кавказский пленник
ПосвящениеЧасть первая
Часть вторая
Черкесская песня
Эпилог
Примечания
Основные сведения
«Кавказский пленник» — вторая завершённая поэма Александра Пушкина. Написана поэма в 1820-1821 гг. во время южной ссылки.
«Кавказский пленник» сочетает в себе элементы описательной (Пушкин планировал написать о Крыме и Кавказе описательные поэмы) и сюжетной романтической поэмы: эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и Черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Поэма получила огромную популярность, в том числе вызвала много подражаний. Одноименную поэму (заимствующую у Пушкина целые фрагменты текста) написал 14-летний Лермонтов.
Значительное влияние на «Кавказского пленника» оказали поэмы Байрона — «Дон Жуан», «Абидосская невеста», «Гяур», — с французскими переводами которых Пушкин познакомился во время южной ссылки.
В эпилоге к этой лирической поэме Пушкин касается военно-политических вопросов. Несомненно, что поэт-романтик не собирался воспевать завоевательную политику русского правительства. «Пылкий Цицианов», Котляревский, «бич Кавказа» Ермолов, от приближения которого «Восток подъемлет вой», — в них молодой романтик искал живого воплощения того же идеала «романтического героя», который, по его словам, и «ужаса людей и славы был достоин».
Романтический стиль, созданный Пушкиным в «Кавказском пленнике», надолго сделался образцом стиля всех романтических поэм.
Несмотря на критические высказывания Пушкина по поводу своей поэмы, он все же любил ее. В черновом варианте его письма к Н. И. Гнедичу от 29 апреля 1822 г. читаем: «Вы видите, что отеческая нежность не ослепляет меня насчет «Кавказского пленника», но, признаюсь, люблю его, сам не зная за что; в нем есть стихи моего сердца. Черкешенка моя мне мила, любовь ее трогает душу». В 1829 г. в «Путешествии в Арзрум» он писал: «Здесь нашел я измаранный список «Кавказского пленника» и, признаюсь, перечел его с большим удовольствием. Все это слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».
«Кавказский пленник» посвящен Н. Н. Раевскому (сыну героя Отечественной войны 1812 г.), близкому другу молодого поэта, поддержавшему его во время тяжелых событий весны 1820 г., предшествовавших ссылке на юг. «Ты знаешь нашу тесную связь, — писал Пушкин о Н. Раевском своему брату, — и важные услуги, для меня вечно незабвенные…» (письмо от 24 сентября 1820 г.)
pushkinpoetry.ru
Кавказский пленник (поэма Пушкина) — это… Что такое Кавказский пленник (поэма Пушкина)?
- Кавказский пленник (поэма Пушкина)
«Кавказский пленник» (1820—1821) — вторая завершённая поэма Пушкина и первая, написанная во время южной ссылки.
Сочетает элементы описательной (Пушкин планировал написать о Крыме и Кавказе описательные поэмы) и сюжетной романтической поэмы: эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и Черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Поэма получила огромную популярность, в том числе вызвала много подражаний; одноименную поэму (заимствующую у Пушкина целые фрагменты текста) написал 14-летний Лермонтов.
Значительное влияние на «Кавказского пленника» оказали поэмы Байрона — «Дон Жуан», «Абидосская невеста», «Гяур», — с французскими переводами которых Пушкин познакомился во время южной ссылки.
Впоследствии Пушкин иронически отмежёвывался как от отождествления себя с героем «Пленника», так и от романтических «неистовств» стиля поэмы.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
- Кавказский государственный природный биосферный заповедник
- Кавказский пленный
Смотреть что такое «Кавказский пленник (поэма Пушкина)» в других словарях:
Кавказский пленник, поэма (Лермонтова) — Самое раннее из эпических произведений Л. (1828 г.). Эпиграф из Гонза: Geniesse und leide! Dulde und entbehre! Liebe, hoff und glaube . Некоторые стихи и отдельные выражения, равно как и сюжет поэмы, целиком заимствован у Пушкина.Гирей. Пленник.… … Словарь литературных типов
Кавказский пленник (значения) — Кавказский пленник Кавказский пленник поэма Александра Пушкина Кавказский пленник балеты на сюжет поэмы Александра Пушкина Кавказский пленник опера Цезаря Кюи на сюжет поэмы Александра Пушкина Кавказский пленник поэма Михаила Лермонтова… … Википедия
«Кавказский пленник» — «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК», одна из ранних романтич. поэм Л. (1828). Написана на основании личных впечатлений и рассказов о быте и нравах кавк. горцев, известных Л. от его родственников Е. А. Хастатовой и П. П. Шан Гирея, а также чтения одноим. поэмы… … Лермонтовская энциклопедия
Кавказский пленник — поэма. Начата в 1820 г. В письме из Кишинева от 23 марта 1821 г. Пушкин уведомлял Гнедича через Дельвига об окончании новой поэмы, которая окрещена Кавказским пленником . С вершин заоблачных бесснежного Бешту видел я только в отдаленье ледяные… … Словарь литературных типов
Кавказский пленник (Асафьев) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кавказский пленник (балет). Кавказский пленник Кавказский пленник … Википедия
Кавказский пленник — У этого термина существуют и другие значения, см. Кавказский пленник (значения). Кавказский пленник Жанр: поэма Автор: Александр Сергеевич Пушкин Язык оригинала: русский Год написания … Википедия
Кавказский пленник (Кавос) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кавказский пленник (балет). Кавказский пленник Кавказский пленник, или Тень невесты Композитор Катерино Кавос Автор либретто Шарль Дидло … Википедия
Кавказский пленник (опера) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кавказский пленник (значения). Опера Кавказский пленник … Википедия
Поэма — ПОЭМА, один из центральных жанров поэзии Л., важный для понимания рус. романтизма в целом. За период 1828 41 Л. создал ок. 30 П. Сам же он опубл. три П.: «Песню про…купца Калашникова» и «Тамбовскую казначейшу» в 1838, «Мцыри» в 1840. «Хаджи… … Лермонтовская энциклопедия
Пушкина Александра Сергеевича — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Александр Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1][2], P., Ст. Арз. (Старый А … Википедия
dic.academic.ru
Анализ стихотворения Пушкина Кавказский пленник сочинения и текст
Данная поэма была написана в 1821 году. Это первая поэма Пушкина, в которой присутствует романтизм. До этого ещё никто из авторов не создавал подобного рода произведения. Она принесла большой успех писателю, так как внесла ряд нововведений в русскую литературу.
Поэма «Кавказский пленник» стала известной, благодаря тому, что она отражала образ современного романтического героя. Глазами главного героя поэмы, автор нам показывает вольнолюбие и смелость. Пленник убегает от светского общества, приняв долю страдания. Он попал в плен, благодаря своей утонченной натуре, которой нет в других людях. Пушкин видит свободу души в заточении, нежели в тяготах цивилизованного общества. Многообразный мир, пленник считает пустым и никчемным. Поэтому, нашел свободу духовную, но и она не помогла найти счастье.
Находясь в заточении, пленник понимает, что ему не быть свободным, будучи закованным в цепи. Со временем он начинает понимать, что ему не быть вместе с Черкешенкой, так как лишился всего земного. Чувства его померкли, и он стал холодным:
Только в плену он начинает понимать, что не способен любить. Но даже холод его души не может отнять любовь к свободе. Как бы невзначай, он начинает описывать природу и родину. Из контекста поэмы видно, что пленник становится окаменелым и холодным, благодаря своей страсти. И эта страсть – Черкешенка. Она же, по своей натуре очень страстна и обаятельна, чем и отличается от пленника. Автор сталкивает две натуры, дабы показать психологические черты героев.
Черкешенка очень переживает и страдает по пленнику. Он уже не отвечает ей взаимностью, так как духовно умер. Она обращается к нему со словами любви, а он отвечает холодным отказом. Но в свою очередь, пленник сожалеет о том, что он не сможет разделить с ней пылкое чувство.
В поэме так же присутствует описание прошлой неразделенной любви героя. Он говорит о том, что не знает взаимной любви, потому что любил один. Таким образом, пленник вызывает ревность со стороны Черкешенки. Но она сильная женщина и сумела побороть в себе это чувство. Мы видим, как она идет освобождать своего возлюбленного с гордо поднятой головою. Черкешенка прекрасно понимает, что он любит другую женщину, но она готова смириться и с этим. Ее очень волнует судьба любимого, и она готова отдать его сопернице, только чтоб он был счастлив.
В данной поэме присутствуют страсти дикого общества. Романтичность героини Черкешенки связана с исключительностью. Она не похожа на других и готова совершать необдуманные поступки. Ведь именно в этом заключается сущность первого романтического произведения. Пушкин сумел отразить целую эпоху европейской молодежи.
Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в.
Помогите найти реферат. реферат по теме «кавказский пленник» пушкин южный периодВсе события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для.
Анализ поэмы «Кавказский пленник» Александра Пушкина
26 октября 2012
Данная поэма была написана в 1821 году. Это первая поэма Пушкина, в которой присутствует романтизм. До этого ещё никто из авторов не создавал подобного рода произведения. Она принесла большой успех писателю, так как внесла ряд нововведений в русскую литературу.
Поэма «Кавказский пленник» стала известной, благодаря тому, что она отражала образ современного романтического героя. Глазами главного героя поэмы, автор нам показывает вольнолюбие и смелость. Пленник убегает от светского общества, приняв долю страдания. Он попал в плен, благодаря своей утонченной натуре, которой нет в других людях. Пушкин видит свободу души в заточении, нежели в тяготах цивилизованного общества. Многообразный мир, пленник считает пустым и никчемным. Поэтому, нашел свободу духовную, но и она не помогла найти счастье.
Находясь в заточении, пленник понимает, что ему не быть свободным, будучи закованным в цепи. Со временем он начинает понимать, что ему не быть вместе с Черкешенкой, так как лишился всего земного. Чувства его померкли, и он стал холодным:
Только в плену он начинает понимать, что не способен любить. Но даже холод его души не может отнять любовь к свободе. Как бы невзначай, он начинает описывать природу и родину. Из контекста поэмы видно, что пленник становится окаменелым и холодным, благодаря своей страсти. И эта страсть – Черкешенка. Она же, по своей натуре очень страстна и обаятельна, чем и отличается от пленника. Автор сталкивает две натуры, дабы показать психологические черты героев.
Черкешенка очень переживает и страдает по пленнику. Он уже не отвечает ей взаимностью, так как духовно умер. Она обращается к нему со словами любви, а он отвечает холодным отказом. Но в свою очередь, пленник сожалеет о том, что он не сможет разделить с ней пылкое чувство.
В поэме так же присутствует описание прошлой неразделенной любви героя. Он говорит о том, что не знает взаимной любви, потому что любил один. Таким образом, пленник вызывает ревность со стороны Черкешенки. Но она сильная женщина и сумела побороть в себе это чувство. Мы видим, как она идет освобождать своего возлюбленного с гордо поднятой головою. Черкешенка прекрасно понимает, что он любит другую женщину, но она готова смириться и с этим. Ее очень волнует судьба любимого, и она готова отдать его сопернице, только чтоб он был счастлив.
В данной поэме присутствуют страсти дикого общества. Романтичность героини Черкешенки связана с исключительностью. Она не похожа на других и готова совершать необдуманные поступки. Ведь именно в этом заключается сущность первого романтического произведения. Пушкин сумел отразить целую эпоху европейской молодежи.
Анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник»
Анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник»
Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг. а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме: «Все то слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».
Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.
Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: «В нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами 19-го века». Найти и описать романтический фон — яркие картины природы Кавказа и быт горного народа черкесов. Эти колоритные картины противопоставлялись обыденности. Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.
Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвиненного и страдающего от неразделенной любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник — первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».
Черкешенка — цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись — готова на все: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнает о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрег.
Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделенной любви, он был несчастлив еще на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.
Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» — самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.
В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.
Поэма посвящена Н. Н. Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г. когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.
Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.
В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признается в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной. ». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую. Найди ее, люби ее. » Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.
Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделенная любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».
Поэма написана четырехстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрестной и смежной рифмовки при четком чередовании женской и мужской рифмы.
Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).
При описании природы встречаются олицетворения: «Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины».
Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.
Сочинения по темам:
- Анализ романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы» Александр Сергеевич Пушкин — гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений. В юности поэт отдал дань романтизму. Благодаря этому мы.
- Анализ поэмы Пушкина «Полтава» Свою вторую по величине поэму написал в рекордно короткие сроки Пушкин. «Полтава» была задумана еще весной 1828 года, но работа.
- Краткое содержание «Кавказский пленник» Толстого Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге.
- Анализ стихотворения Пушкина «19 октября 1825 года» Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда.
- Анализ поэмы Твардовского «По праву памяти» В последней поэме А. Т. Твардовского центральное место занимает проблема того, какую долю «отец народов» уготовил их детям. Поэма была.
- Анализ стихотворения Пушкина «Дориде» Молодые люди – Дафнис и Дорида – испытывают радость первого чувства. Пиши стихи > Анализ стихотворений > «Рассудок и любовь».
- Анализ поэмы Маяковского «Про это» Одно из самых замечательных произведений Маяковского — поэма «Про это» — как раз менее других исследована, она не раз получала.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник»
«Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
История создания
Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг. а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о своей ранней поэме: «Всё то слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно».
Литературное направление и жанр
Это вторая поэма после «Руслана и Людмилы» и первая романтическая поэма. Пушкин ставил перед собой три задачи.
- Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: «В нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами 19-го века».
- Найти и описать романтический фон – яркие картины природы Кавказа и быт горного народа черкесов. Эти колоритные картины противопоставлялись обыденности.
- Найти новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный таинственных недомолвок.
Тяжелее всего Пушкину дался образ пленника. Он описал уставшего от жизни молодого человека, равнодушного, потерявшего любовь. Но при этом невольник всей душой жаждет свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвинённого и страдающего от неразделённой любви. Поскольку автор попытался соединить в одном образе противоположные качества, образ кавказского пленника остался неясным: «Кавказский пленник – первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил».
Черкешенка — цельная романтическая героиня, неумолимо красивая и неприступная. Сначала ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а влюбившись – готова на всё: «Свободу, родину забудь». Когда же она узнаёт о том, что пленник любит другую, гордо оставляет возлюбленного, но помогает ему убежать, найдя в себе силы умереть, уйти с дороги того, кто ею пренебрёг.
Представления о счастье у пленника и черкешенки разные. Пленник бежал на Кавказ от неразделённой любви, он был несчастлив ещё на свободе. Не станет он счастливым и убежав: не позволит его противоречивая натура. Для черкешенки смысл жизни в любви.
Образ лирического героя
Лирический герой в поэме появляется уже в посвящении. Именно себя Пушкин считает истинным романтическим героем, пережившим клевету и изгнание. В первой и второй части читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» — самая лирическая поэма Пушкина. Эпический сюжет постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта горцев и рассуждениями о судьбе и характерах героев.
В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.
Тема, сюжет, композиция
Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г. когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.
Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.
В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной. ». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую. Найди её, люби её. » Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.
Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».
Размер и рифма
Поэма написана четырёхстопным ямбом с почти обязательным пиррихием в третьей, иногда во второй строфе. Благодаря пропуску ударения ритм становится напевным. Того же Пушкин достигает бессистемным чередованием кольцевой, перекрёстной и смежной рифмовки при чётком чередовании женской и мужской рифмы.
Хотя зрелый Пушкин считал образ пленника слабым, но всегда был доволен поэтическими достоинствами поэмы. Для описания героев, природы и быта горцев используются постоянные и просто романтические эпитеты: черкесы праздные, пленник младой, смертный сон, пустынные равнины, однообразные вершины, презренная суета, простодушная клевета, туманный, неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).
При описании природы встречаются олицетворения: «Оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины».
Сравнения делают образ точным: черкешенка бледна как тень, как тень проходят дни, пленник гаснет, как пламень дымный.
Романтическая поэма А.С. Пушкина « Кавказский пленник»
Первая романтическая поэма Пушкина—«Кавказский пленник», — законченная в феврале 1821 года. принесла ему успех. наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем. что читатели находили в ней образ современного романтического героя. отсутствовавший в допушкинской литературе.
Легко убедиться в том. что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными. В Пленнике живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому. что ищет свободы. которой нет в неудовлетворяющем его «свете»- в цивилизованном обществе:
Отступник света. друг природы ,
Покинул он родной предел
И в край далёкий полетел
С весёлым призраком свободы.
Свобода. он одной тебя
Ещё искал в пустынном мире.
Сам сюжет поэмы организует тема свободы. герой. лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её. попав в плен. лишается свободы физической. Таким образом. опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике :
Затмилась перед ним природа.
Прости. священная свобода !
Он раб.
Другая важная черта Пленника —душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому. что он лишился способности чувствовать. Об этом говорят его слова. обращённые к Черкешенке:
Бесценных дней не трать со мною;
Другого юношу зови.
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад.
.
Как тяжко мёртвыми устами
Живым лобзаньям отвечать
И очи. полные слезами ,
Улыбкой хладною встречать!
Правда. даже эта душевная охладелость не заставляет героя отвергнуть идеал свободы. Пушкин говорит о Пленнике и свободе :
Охолодев к мечтам и мире
С волненьем песни он внимал ,
Одушевлённые тобою;
И с верой. пламенной мольбою
Твой гордый идол обнимал.
Рисуя душевную охладелость Пленника. Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской. но и западноевропейской молодёжи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту «преждевременную старость души» на основе доступного ему жизненного и литературного материала.
О том. что пленника привели к душевной охладелости страсти. подробно рассказано в том месте поэмы. где закованный Пленник вспоминает о родине:
Где первую познал он радость ,
Где много милого любил ,
Где бурной жизнью погубил
Надежду. радость и желанье
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно важен здесь образ «душевного увядания». Особенности же психологии «увядшего» Пленника были раскрыты Пушкиным по законам романтической поэмы. в которой часто встречался приём контраста. который позволяет оттенить психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию Пушкин — романтик противопоставил пылкую расцветающую страсть. Пушкинская сюжетная ситуация «Пленник-Черкешенка». сталкивает людей не имеющих ничего общего в своём психологическом складе.
Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием «огненных» душевных переживаний героини:
. Пленник милый,
Развесели свой взгляд унылый,
Склонись главой ко мне на грудь,
Свободу. родину забудь.
Скрываться рада я в пустыне
С тобою. царь души моей !
Люби меня.
Но «огню» в поэме был противопоставлен «холод» а иногда и «окаменелость». Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел. что он уже не может разделить пылкое чувство :
Умер я для счастья ,
Надежды призрак улетел ;
Твой друг отвык от сладострастья ,
Для нежных чувств окаменел.
Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала ещё одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви. которая не принесла ему счастья. Мы узнаём. что это была любовь неразделённая. что герой «не знал любви взаимной. любил один. страдал один». Эта тема влекла за собой другую тему—ревности героини. Черкешенка хотела узнать. кто её соперница:
Но кто ж она,
Твоя прекрасная подруга ?
Ты любишь. русский. Ты любим?
Но Черкешенка преодолевает ревность—в этом-то и состоит её душевный героизм. Освобождая Пленника. Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром. когда она идёт освобождать Пленника. Пушкин говорит :
Казалось, будто дева шла
На тайный бой. на подвиг ратный.
В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника. она желает ему счастья и даже соединения с «другой». хотя её собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя Черкешенка преодолела ревность в её словах ещё звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к «другой», благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви:
Прости. любви благословенья
С тобою буду каждый час.
Прости — забудь мои мученья.
Дай руку мне. в последний раз.
Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством, бросающейся в ту самую реку. которую переплывает Пленник. чтобы достичь родины. не похожи на «злую» ревность Заремы и Алеко. которые под её влиянием совершают убийство.
По мысли Пушкина. злоупотребление страстями ведёт к охлаждённости, пресыщенности и душевной старости. Это судьба Пленника. Но нормальная. естественная страсть возвышает человека и даёт ему возможность совершить подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин считает. что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.
Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм — это область необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью.
Общее значение «Кавказского пленника» было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.
Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления «внутреннего мира души человека». Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф. Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в «Литературных прибавлениях» и журнале «Русский инвалид» такие строки: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!»
Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит.
И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение.
Как реквием.
Вернуться на предыдущую страницу
Послушайте стихотворение Пушкина Кавказский пленник
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Кавказский пленник
ostihe.ru