Слайд №2 | |
Что такое культура? | |
Слайд №3 | |
Культура –совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определенной эпохой, определенным народом | |
Слайд №4 | |
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением взаимоотношений с соседними странами | |
Слайд №5 | |
Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян; Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения ближайших своих соседей; Особое влияние оказала Византия и принятие на Руси христианства; Мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными. Особенности культуры Древней Руси | |
Слайд №6 | |
Повседневная жизнь, удивительные события отражались в фольклоре: песнях, былинах, загадках, пословицах, заклинаниях. Особое место занимает былинный эпос. Приведите примеры. | |
Слайд №7 | |
Былины – народные эпические песни, возникшие в Древнее Руси, о богатырях, их военных подвигах. Герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри, обороняющие Русь от кочевников. Былины славили могущество Руси, будили патриотические чувства («Илья Муромец и Калинин-царь», «Добрыня и Змей», «Владимир Красное Солнышко» и пр.). | |
Слайд №8 | |
Задание: вспомните идеи западноевропейского эпоса? Завоевание, религиозная война, крещение иноверцев | |
Слайд №9 | |
Азбука- великий шаг, каждый народ нуждается в своей письменности. Рождение славянской азбуки- заслуга Кирилла и Мефодия. Русская азбука на бересте, найденная в Новгороде Письменность | |
Слайд №10 | |
Кирилл и Мефодий прибыли в Великорусскую державу для ведения богослужения на славянском языке. А потом началось и создание азбуки. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам. Братья начали переводить греческие и латинские рукописи на славянский язык, в частности основные богослужебные книги. Сохранилось предание, что первая фраза, переведенная Кириллом, гласила: «в начале было слово….» Вопрос :О чем говорит эта находка? О том, что на Руси была письменность и были грамотные люди. Зародилась письменность на Руси до принятия христианства. | |
Слайд №11 | |
Берестяная грамота мальчика Онфиса. Новгород. Обучали письму не только мужчин, но и женщин. Дети, обучавшиеся в древнерусских школах, во многом напоминали своих сегодняшних сверстников — об этом можно судить по забавным рисункам, сделанным много веков назад в Новгороде мальчиком Онфимом. | |
Слайд №12 | |
После крещения Руси из Византии стали приезжать церковные деятели и переводчики; открывались школы при монастырях и церквях, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания святых, исторические сочинения. Писали на пергаменте (выделанная телячья кожа). | |
Слайд №13 | |
Первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги переплетались в кожу, богато украшались драгоценными камнями. Книги были украшены миниатюрами- небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты. | |
Слайд №14 | |
Почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей? | |
Слайд №15 | |
Жанры Литература Жития – литературное описание людей, причисленных к лику святых «Сказание о Борисе и Глебе», «Жития княгини Ольги» Летопись- запись происходивших событий, составленная по годам. «Повесть временных лет» «Слово»- торжественное и поучающее обращение «Слово о Законе и Благодати». «Хождения» (или, по-древнерусски, хожения) — своеобразные путевые заметки. «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю. | |
Слайд №16 | |
Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись. Выдающимся литературным памятником, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» — летописный свод, который, очевидно, начал составляться около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, использовавшим записи XI века. Летопись Нестора сохранила свидетельства о важнейших событиях древней русской истории, в том числе призвании варяжских князей, возникновении княжеской власти, походах славян, о принятии христианства и создании славянской грамоты, о подвигах святых мучеников. Летописец Нестор | |
Слайд №17 | |
Деревянное зодчество Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Задание : Назовите особенности русского деревянного зодчества Особенности : многоярусность строений; наличие разнообразных построек; увенчание построек теремами и башенками; резьба по дереву. Двор князя | |
Слайд №18 | |
Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Успения Богородицы, заложенная византийскими мастерами в Киеве в 989 г. и законченная в 996 г. Так как князь Владимир выделил десятую часть доходов на содержание этой церкви, то она получила название Десятинной. Церковь рухнула в 1240 г. во время взятия Киева Батыем. До нас дошли только остатки ее фундамента. Каменное зодчество | |
Слайд №19 | |
Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии, заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской. Собор был украшен фресками, в тематику которых входили и евангельские, и бытовые сцены, в частности, изображение членов княжеской семьи. Софийский собор в | |
Слайд №20 | |
Софийский собор в Новгороде По примеру Киева в 40-е — 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора — гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики — Софию Новгородскую украшали только фрески. | |
Слайд №21 | |
Золотые ворота в Киеве Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху — археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века — прежде всего это Золотые ворота в Киеве. | |
Слайд №22 | |
Произведения живописи- это иконопись (искусство изображения святых по строго определенным канонам), фрески (картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке)и мозайки (картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков). Храмовая живопись | |
Слайд №23 | |
Софийский собор в Киеве украшают удивительные мозайки, самой знаменитой из которых является изображение Богоматери Оранты. Богоматерь Оранта. Мозайка. | |
Слайд №24 | |
Главным мотивом русских былин было: А) поклонение Прекрасной даме Б) крещение иноверцев В) освобождение своей земли и защита от врагов Г) верность своему покровителю | |
Слайд №25 | |
Где были построены при Ярославе Мудром знаменитые соборы Софии? В Киеве и Новгороде Ответ: | |
Слайд №26 | |
Кто создал славянскую азбуку? Кирилл и Мефодий Ответ: | |
Слайд №27 | |
Былины литературное описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых Зодчество настенная живопись, при которой краска наноситься на сырую штукатурку Мозайка небольшой многоцветный рисунок в Житие поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей Фреска изображение из камней или кусочков стекла Миниатюра искусство построения различных зданий Установите правильное соответствие | |
Слайд №28 | |
Дошедшая до нас древнейшая летопись-это «_______ ________ ___ ». Она была создана в Киево-Печёрском монастыре монахом ______. Крупным литератором Древней Руси был _______, первый уроженец Руси, ставший киевским митрополитом. Наиболее известное его произведение «_____________________», написанное в жанре торжественного и поучающего обращения. Софийский собор в Киеве был построен в годы правления _______ Вставьте вместо пропусков Повесть временных лет Нестором Иларион Слово о Законе и Благодати Ярослава |
volna.org
Искусство Древней Руси
Изобразительное искусство и живопись Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.
Христианское вероучение рассматривает храмы как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона, формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.
Плоскость стены как один из основных элементов образа в архитектуре, оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.
Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как картина. В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.
Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.
Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился в качестве храма — главы Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.
В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов
Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.
Мозаики Софии Киевской
Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.
Икона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).
Новгородское искусство.
Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.
Икона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее
Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.
Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.
Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).
Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.
Владимиро — Суздальская школа.
Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.
Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.
В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.
Церковь Покрова на Нерли
Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим искусством все сущее, включая зверей и птиц.
Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире
В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий. Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.
Рельефы Дмитриевского собора во Владимире
После монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты, способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси.
design-fly.ru
Культура Древней Руси — История России
Надпись на глиняном сосуде, найденном при раскопках в Смоленской области в 1949 году. X век.
Культура древней Руси — это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненный опыт народа, запечатлённый в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры.
Скоморохи — бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве. Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьём старого времени». Исторические песни и предания широко использовались летописцами, которые подчиняли фольклорный материал своей идейно-политической тенденции. Так, в летопись вошли предания о мести Ольги древлянам, о борьбе русского народа с печенегами и т. д.
Рост народного самосознания нашёл особенно яркое выражение в историческом былинном эпосе. В нём народ идеализировал время политического единства Руси, хотя ещё и очень непрочного, когда крестьяне ещё не были зависимы. Крестьянин-богатырь Микула Селянинович рисуется в эпических произведениях свободным и богатым. В образе «крестьянского сына» Ильи Муромца, борца за независимость родины; воплощён глубокий патриотизм народа. Народное творчество оказывало воздействие на предания и легенды, складывавшиеся в феодальной светской
и церковной среде, и помогало формированию древнерусской литературы. Другим источником, определившим самостоятельность и художественную выразительность литературы, была культура устной, ораторской речи — воинской, посольской, судебной, — достигшей высокого совершенства, лаконизма и образности.
Грамота на бересте От Гостяты к Васильви, обнаруженная при раскопках в новгороде в 1951 году. XI век.
Громадное значение для развития древнерусской литературы имело появление письменности. На Руси письменность возникла, по-видимому, довольно рано. Сохранилось известие о том, что славянский просветитель IX в. Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами» (буквами). Свидетельством наличия у восточных славян письменности еще до принятия христианства является обнаруженный в одном из смоленских курганов глиняный сосуд начала X в. с надписью, которую исследователи расшифровывают по-разному («горушна» — пряность, «Горух» — имя, «псал» — писал и т. п.). Значительное распространение письменность получила после принятия христианства.
Древнерусские писатели высоко ценили книгу и знания. Летописец подчёркивает пользу «книжного учения» и сравнивает книги с «реками, напояющими вселенную», с «источниками мудрости». Высокого уровня достигло искусство оформления древнерусской рукописной книги. Такие памятники письменности XI в., как Евангелие, переписанное для новгородского посадника Остромира, или «Изборник» князя Святослава Ярославича, богато украшены заставками и миниатюрами.
Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях.
Прорись той же грамоты
Для оригинальной литературы Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Ярким писателем XI в. был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати». В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Самому Феодосию — игумену Печерского монастыря — принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу. Ко времени около 1113 г. относится замечательный памятник древнерусского летописания—«Повесть временных лет…». Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», упомянутый выше монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.
Незаурядным писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности (необходимость сильной княжеской власти, борьба с набегами кочевников и т. д.). «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.
Софийский собор в Новгороде. XI век.
Широкие международные связи Древнерусского государства обусловили интерес к иностранной литературе. Ярослав Мудрый заботился о переводе книг с греческого языка на русский. Эта переводческая работа продолжалась и позднее. Кроме богослужебных книг и житийной литературы, были переведены исторические произведения — византийские хроники, воинские повести и т. д. Переводчики иногда творчески перерабатывали и дополняли подлинники.
Большой интерес представляют памятники древнерусской архитектуры и изобразительного искусства. Русские мастера деревянного зодчества, имена которых, большей частью не сохранились, создавали разнообразные сооружения, строили обширные и сложные по конструкции господские хоромы, возводили крепости и замки. Особенно славились своим искусством новгородские плотники.
В конце X в. они построили в Новгороде огромный рубленый собор св. Софии с тринадцатью верхами. Найденные в Новгороде монументальные деревянные колонны конца X в., украшенные резным «звериным» орнаментом, свидетельствуют о высоком развитии декоративной резьбы в отделке жилищ.
Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии. В конце X в. в Киеве были возведены каменные дворцовые постройки и сооружён 25-главый обширный собор — Десятинная церковь. На площади около этой церкви были поставлены вывезенные князем Владимиром из Херсонеса античные скульптуры.
Изображение музыкантов и плясунов на лестничной фреске Киевского Софийского собора. XI век.
При Ярославе Мудром Киев был расширен и обнесён могучим крепостным валом с каменными воротами. От этих укреплений сохранились лишь остатки главной башни — Золотые ворота. В центре города зодчие воздвигли Софийский собор — величественное 13-главое здание, пышно украшенное внутри мозаикой, фресками и резным камнем. Вокруг собора была сооружена стена. В другом большом городе Киевской Руси — Чернигове был построен Спасский собор, в Полоцке и Новгорода возведены Софийские соборы.
В области изобразительного искусства был также накоплен некоторый опыт.. Источники сообщают об изваяниях языческих божеств на Руси, о каких-то живописных изображениях человекоподобных животных («тварей»). Развитие монументального изобразительного искусства было связано с освоением византийского художественного наследства. Выдающимся памятником является грандиозный мозаичнофресковый ансамбль Софийского собора в Киеве, созданный византийскими и русскими мастерами. В росписи Софийского собора были помещены портретные изображения семьи князя Ярослава Мудрого, а лестницы башен, ведущие на хоры, украшены изображениями светского характера.
Княжеские дворцы и храмы резко отличались своими размерами и богатством от жилищ городского люда. Монументальное искусство было одним из сильных средств идеологического укрепления феодального строя. Но в то же время в величественных и торжественных образах архитектуры нашла отражение творческая сила русского народа, подлинного создателя материальных и культурных ценностей. Во второй половине XI в. возводятся каменные здания в княжеских монастырях в Киеве — Выдубицком, Дмитриевском, Печерском. В Вышгороде был сооружён огромный собор, соперничавший по величине с Киевским Софийским собором. Продолжалось и светское строительство.
Важной областью художественного творчества в IX—XI вв. было прикладное искусство. Мастера украшали тонко стилизованным растительным или «звериным» орнаментом металлические детали одежды, утварь, оружие. В этом орнаменте находили отражение мотивы народных преданий, появлялись характерные для дохристианских верований и культов образы птиц, древа жизни и пр. Быстрый путь развития проделало тесно связанное с потребностями и вкусами знати ювелирное искусство. Вместо характерного для X — начала XI в. сурового убора знати, состоявшего из тяжёлых кованых серебряных и золотых вещей, во второй половине XI в. русские ювелиры создают изысканные и утончённые золотые украшения, диадемы, колты, богато расцвеченные эмалью, драгоценными камнями, жемчугом и тончайшей сканью. Работа русских ювелиров изумляла иноземцев своим техническим и художественным совершенством.
В процессе наметившегося феодального дробления Древнерусского государства создались новые культурные центры. Но при всём своеобразии местных оттенков русской культуры сохранилось её единство.
www.history-at-russia.ru
Культура древней Руси
Успехи славян в развитии хозяйства, их объединение в едином государстве, героическая борьба за независимость способствовали развитию культуры. Большие достижения были в различных видах искусства: в устном народном творчестве, литературе, зодчестве, живописи, художественном ремесле.
1. Развитие ремесла.
Древняя Русь славилась своими искусными ремесленниками. Ремесло развивалось и в деревнях — там были свои кузнецы,»строители, гончары, специалисты по кожевенному делу. Но больше всего ремесленников проживало в городах. Городов же в древнерусском государстве уже в XI в. было больше сотни. Недаром Киевскую Русь часто называли «страной городов».
В древней Руси насчитывались десятки ремесленных специальностей. Гончары выделывали на гончарном кругу множество разнообразной глиняной посуды совершенной формы и красивой отделки с цветной глазурью — кувшины, блюда, миски — и детские игрушки.
В древней Руси в ручных домницах варилось немало металла. Из него кузнецы выделывали множество сошников, серпов, ножей, гвоздей, подков, замков.
Особенно славились мастера по оружию. Выделывались обоюдоострые мечи (т. е. острые с двух сторон) и боевые щиты, крепкие брони и кольчуги — боевые защитные рубахи из металлических колец. О русском оружии шла громкая слава.
Славились киевские ювелиры — мастера по тонкой обработке драгоценных металлов, делавшие украшения, посуду. Славились мастера чеканки, гравировки, золочения.
Существовало много способов тонкой отделки вещей, например способ украшения зернью. Он состоял в том, что на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Их требовалось тысячи, и каждый надо было припаять отдельно. На некоторых изделиях изображали сложные сцены, например на турьем роге, отделанном серебром, мастер изобразил сцену из русской былины.
Художники-мастера иногда расписывались на своем произведении: на дне великолепной чеканной чаши, найденной в Новгороде, есть надпись: «Братила делал», а на другой: «Коста делал».
Мастера подолгу учили подмастерьев и молодых учеников, передавая им секреты своего искусства.
2. Зодчество и живопись.
Русские мастера-умельцы с большим искусством возводили сложные деревянные и каменные постройки: оборонительные стены на высоких земляных валах, богатые хоромы и терема знати, красивые храмы.
Многие дома знати были ярко расписаны, имели затейливые кровли, сложные резные украшения.
Каменные храмы поражали своими огромными размерами, строгостью и соразмерностью внешней формы и исключительной красотой внутренней отделки.
Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда».
Житель древней Руси или иноземный купец («гость», как его тогда называли), подъезжая к Киеву, издалека видел его высокие стены, сверкавшие золотой отделкой главные ворота, названные Золотыми, возвышавшийся в центре города Софийский собор.
Софийский собор был построен на месте победы воинов Ярослава Мудрого над печенегами и стал символом расцвета Киевской Руси.
Стены Софийского собора были сложены из рядов плитообразного розового кирпича — плинфы, чередующихся с толстым слоем светлой извести. Центральный купол окружали четыре средних купола, за которыми стояли восемь малых. Фасад разрезали глубокие ниши. Вокруг храма шла открытая галерея. Храм увенчивали так называемые закомары — полукруглые арки, на которых лежала крыша храма.
Внутри храма стены снизу доверху украшали фрески — живопись водяными красками, нанесенная художником по сырой штукатурке. Центральный купол и арки покрывала мозаика — красочные изображения из смальты (стекловидных камешков) различных цветов. Древние мастера использовали здесь до 130 оттенков мозаики: синего, голубого, фиолетового, золотого тонов. Этим определяется особый, неповторимый колорит мозаики Софийского собора. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу, и, когда сквозь
Скань. Украшения из тонкой скрученной серебряной и золотой проволоки неширокие проемы окон на них падал свет, все изображение искрилось, переливалось разными цветами, поражая воображение каждого, кто входил в храм.
Прекрасные храмы и дворцы возводились в Новгороде и других городах древней Руси. И везде они свидетельствовали о силе и богатстве феодалов. Расположенные рядом с низкими хижинами городской бедноты, они поражали всех своим величием и красотой и утверждали в сознании людей того времени идею покорности князю и авторитет церкви.
3. Устное народное творчество.
Богато было народное устное творчество в древней Руси. Народ создавал песни — веселые, грустные, боевые, колыбельные. Рассказывалось множество сказок. В речи сверкали меткие поговорки и пословицы. Народ сложил былины — величественные поэмы о могучих богатырях Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о веселом и сметливом Алеше Поповиче. Крепко стояли они на границах Руси. Не пропускали врага к Киеву.
- Ко тому ко стольному ко городу
- ко Киеву
- На той ли на дороге на широкой
- Была застава великая.
- Крепость была крепкая,
- Ни конник не проезживал,
- Ни зверь не прорыскивал,
- Ни птица не пролетывала.
И бились они храбро за «землю Русскую» да «за вдов, за сирот, за бедных людей».
В былинах, сказках, пословицах виден ум народа, его богатая художественная фантазия, его размышления о прошлом и мечты о будущем. Трудовые люди того времени отражали в творчестве не только свою жизнь с ее радостями и печалями, но и свои надежды, мысли о будущем. В ту пору, когда лошадь была самым быстрым средством передвижения, народ уже мечтал в сказках о ковре-самолете, который нес бы человека по воздуху, быстрый как ветер.
Мечтал человек о великой мудрости, о покорении сил природы. «Похотелося Вольге много мудрости»,- говорит былина о своем герое Вольге Святославиче. Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».
4. Письменность. Летописи.
Древняя Русь знала письменность еще до принятия христианства. Существовали древнейшие рукописи, написанные «русскими письменами».
Позже русские буквы были усовершенствованы и утвердилась славянская азбука, которой написано большинство дошедших до нас древних русских документов. Эти буквы не совсем походили на теперешние. Буква А называлась «аз», буква Б — «буки». От названия этих букв и произошло слово «азбука».
Все книги были тогда рукописными: печатать книги еще не умели. Бумаги тогда не было, и писали на тонко обработанной телячьей коже (пергаменте) гусиными перьями или палочками. Книги создавались медленно и стоили дорого. Русские люди очень ценили книги. Писали и на бересте, выдавливая или прорезывая буквы. При раскопках в Новгороде нашли несколько сотен писем древних русских людей друг к другу, писанных на бересте.
В монастырях возникали первые исторические труды, в которых по порядку, год за годом, записывались важнейшие события. Год назывался «лето», поэтому погодную запись стали именовать летописью. Одна из древнейших русских летописей — «Повесть временных лет» — составлена в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором. Она рассказывает о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Многочисленные летописцы продолжали эту летопись в разных городах древней Руси.
Летописи — замечательный памятник, которым мы гордимся. Они запечатлели множество событий прошлого. Летописи рассказывают нам о нашей истории.
5. Школа и просвещение.
В древней Руси существовали школы. В них обучали чтению, письму, богословию, пению.
Князь Владимир Святославич повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При князе Ярославе Мудром было велено собирать в школу и детей простого народа — «по городам и иным местам».
Внучка Ярослава Мудрого при одном из монастырей основала первую в Европе школу для девочек.
Многие матери не хотели отдавать своих детей в школу и плакали «по них… аки по мертвых». Как бы уговаривая их, древний летописец писал: «Свет дневной — есть слово книжное, его же лишився безумный, аки во тьме ходит и погибнет вовек».
В древней Руси было немало грамотных людей, и не только среди знати и духовенства, но и из простого народа.
В XI в. стала создаваться первая библиотека — при Софийском соборе в Киеве. Возникали библиотеки и в других русских городах и при монастырях.
Высокая культура древней Руси явилась основой развития культуры русского, украинского и белорусского народов.
- < Народные восстания, Феодальные усобицы на Руси
- -> Заключение — феодальный строй древней Руси >
hist-world.com
Культура Древней Руси — википедия фото
Письменность и просвещение
О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.[1] Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI века: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.
Большая часть памятников письменности домонгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначительная часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».
Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII веке, когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности населения и возросших потребностей в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно.
Владимир СвятославичВ то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Они занимались не только перепиской книг, но и вели летописи, создавали оригинальные литературные произведения, переводили иностранные книги. Одним из ведущих центров этой деятельности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.
Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI века), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях[1].
Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».
Литература
С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования с несобственной традиции.
Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство[1]. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов.
Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нём усилены назидательные и церковные элементы. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение её составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.
В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.
Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.
Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о её обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII—XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности[2].
Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нём повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.
Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Также Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.
Зодчество
До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.
Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Живопись
После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.
Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.
Ещё одним уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.
В XII—XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.
Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами — греком и русским. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII — начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.
Фольклор
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нём занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX—ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.
Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II—VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».
В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества[3] и следствием роста народного самосознания[1]. Былины — устные поэтические произведения о прошлом[3]. В основу былин легли реальные исторические события[3], прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.
В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов.
Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приемов.Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях , родиной коих она и является.
Костюм
Современные исследователи располагают многочисленными свидетельствами о том, как одевались князья и бояре. Сохранились словесные описания, изображения на иконах, фресках и миниатюрах, а также фрагменты тканей из саркофагов. Данные материалы различные исследователи в своих работах сопоставляли с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках — летописях, житиях и разного рода актах.[4]
Декоративно-прикладное искусство
Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью, о чём свидетельствуют ювелирные украшения. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI—XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!».
Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».
Личный убор
Височные кольца вятичей. Серебро. Литьё, гравировка. XII—XIII векаВ культуре славян VIII—XII веков наблюдается расцвет разнообразия височных колец. Их дизайн мог испытать влияние арабской и византийской культуры[5]. Со второй половины X века славянские височные кольца, как и другие ювелирные изделия, начали проникать в Скандинавию, возможно и вместе с их носительницами, и в качестве средств платежа — большая часть этих украшений найдена в виде лома.
Наиболее распространённым типом подвесок были нательные кресты[6]. Начало распространения христианства на Руси документируется распространением христианских древностей (кресты-привески, свечи и др.), в основном в дружинных погребальных комплексах. Они фиксируются уже с середины — третьей четверти Х века (до официального крещения Руси в 988 году) в сети узловых пунктов Древнерусского государства — в городах и на погостах. Известны монеты (византийские с христианскими изображениями и восточные, саманидские дирхемы) с нанесёнными на них (на Руси) граффити, передающими крест и молот Тора. Такие византийские монеты носились как иконы. Кроме того, кресты вырезались из дирхемов. Граффити в виде крестов и молоточков Тора могли изображаться на бытовых предметах. Для начальной стадии христианизации (середина — вторая половина Х века) характерны крестовидные подвески из листового серебра, включая вырезанные из дирхемов. Они обнаружены в Гнёздове, Киеве, Тимерёве, на территории Искоростеня, в некрополе Пскова. Потоки монет на международных путях контролировала и распределяла княжеская дружина, религия которой становились синкретичной. Эту дохристианскую эпоху, в отличие от более поздней, и можно считать периодом «двоеверия».
В период с середины — второй половины X века по XII век бытовали кресты-привески так называемого «скандинавского типа» (кресты с тремя «шариками» на концах и схожие с ними). Они найдены в Гнёздове, Киеве, Саркеле (Белой Веже), Изборске и других местах. Это могли быть изделия местного производства, поскольку в Киеве обнаружена бронзовая литейная формочка для их изготовления. Концентрация крестов «скандинавского типа» наблюдается в земле радимичей и во Владимиро-Суздальском ополье. Кресты этого типа могут иметь византийское происхождение, поскольку близкие по стилистке кресты с концами в виде трилистников известны из раскопок Херсонеса и Коринфа. Византийские аналоги имеют и круглые подвески с прорезными крестами[7]. Редко встречаются нательные кресты с изображением Христа, изготовленные из серебра или бронзы. Они происходят преимущественно из городов, реже из курганов, расположенных на важнейших торговых путях — днепровском (путь «из варяг в греки») и волжском[8]. Кресты-реликварии (энколпионы), произведённые в византийских или болгарских мастерских X—XI веков, на Руси принадлежат к числу редких артефактов[7]. Образки XI века, кроме того, происходят из Тмутаракани и из одного кургана Суздальского ополья (село Городище), раскопанного ещё А. С. Уваровым[8]. Кресты, найденные в камерных гробницах, демонстрируют роль дружины в процессах христианизации. Первая волна христианизации затронула именно дружину, поэтому её представители носили нательные кресты. Ранняя христианизация охватывала районы Киева, правобережья Среднего Днепра (Искоростень), Гнёздова, северо-запада (Ладога, Псков, Новгород), Верхнего Поволжья (Тимерёво, Углич), юго-запада (Плеснеск), запада (Минск), востока (Рязань, Воин) и бассейна Дона (Белая Вежа)[7][8]. Большая часть находок крестовидных привесок на Руси и в Скандинавии идентична, что может говорить об участии Руси в христианизации Северной Европы[7].
В курганах второй половины XII — начала XIII века число крестов и образков возрастает. Значительная часть их происходит из городов. Известны курганные захоронения с крестиками на груди, которые при этом сопровождались орудиями труда и богатым инвентарем, что может говорить о неполной христианизации умерших. Вместе с тем часть крестов использовалась в качестве украшений наряду с другими элементами женского металлического убора. В курганах второй половины XII — начала XIII века выделяются и захоронения, произведённые непосредственно по христианскому обряду, но число их очень невелико. Как правило, в таких погребениях обнаруживается крест или образок на груди при отсутствии иных вещевых находок. Таковы, например, отдельные курганные захоронения при сёлах Городище, Старово, Кабанское, Васильки и Ненашевское в Северо-Восточной Руси, раскопанные А. С. Уваровым. К числу таких же погребений принадлежит одно из захоронений в Акатово в Подмосковье[8].
Вторым по распространённости типом подвесок после крестов были лунницы. В Х—ХIII веках они имели широкое распространение практически на всей славянской территории. Однако в достоверно языческих славянских древностях VI—VII веков двурогие лунницы или какие-либо их возможные прототипы отсутствуют. Их появление связано с проникновением в славянскую среду в конце VII — начале VIII веков комплекса филигранно-зернёных женских украшений (Залесский клад) в составе первой волны византийского влияния. Вторая волна влияния предположительно связана с падением Аварского каганата и формированием уже славянского раннегосударственного комплекса престижных филигранно-зернёных женских украшений Великой Моравии. Оттуда он был заимствован соседями — Русью и Польшей. В Х—ХIII веках параллельно с видоизменением формы и декора, широкорогие лунницы вытесняются новыми типами — остророгими, круторогими, замкнутыми, крестовключённымии др. Эти типы имеют прямые византийские прототипы, в свою очередь восходящие к римским лунницам III—IV веков. Эволюция лунниц может быть сравнима с распространением амулетов-змеевеков, число находок которых на территории Руси на несколько порядков превышает число их византийских прототипов[6].
Личный убор, начиная с античной эпохи, воплощал «космический порядок», и лунница может рассматриваться как его составная часть[7], в качестве отражения культа луны. В Х веке лунницы в большей мере исполняли декоративную функцию, поскольку весь сканно-зернёный убор этого периода подчинялся идее престижности атрибутов древнерусской знати. В ХІ—ХІІ веках лунница и изображение луны в целом трансформировались в символ Богородицы.
Уже со второй половины Х века известны древнерусские лунницы в одном ожерелье с крестами и подвески, объединяющие в себе лунницу и крест, которые принято интерпретировать в качестве свидетельств религиозного синкретизма. Сочетание креста и полумесяца вписывается в языческую космологическую символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну; но вместе с тем в христианской традиции луна символизирует Богородицу, в то время как солнце — Христа. Это толкование соответствует каноническим текстам и поддерживается ими: Христос именуется «Солнцем правды» или «Солнцем праведным» («sol justitiae» — Мал. IV, 2), а Богородица может связываться с апокалиптическим образом — «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1)[9].
См. также
Примечания
Литература
- Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI—XVII века. — М., 1995.
- Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. — М.: Знак, 2006. — 472 с. — 800 экз. — ISBN 5-9551-0115-2.
- История культуры Древней Руси / Под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова. — Л., 1951.
- Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Соловецкого монастыря / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом); Отв. ред. С. А. Семячко. — СПб., 2004.
- Колесов В. В. Источники древнерусской культуры и истоки русской ментальности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 1–9.
- Культура Древней Руси // Культурология: Учебное пособие / Сост. отв. ред. А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с. (копия)
- Культура Киевской Руси // Всемирная История в десяти томах / Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Под ред. В. В. Курасова, А. М. Некрича, Е. А. Болтина, А. Я. Грунта, Н. Г. Павленко, С. П. Платонова, А. М. Самсонова, С. Л. Тихвинского. — Соцэкгиз, 1957. — Т. 3. — С. 261—265. — 896 с. (копия)
- Любимов Л. Искусство Древней Руси. — 1981. — 336 с.
- Остроумов Н. И. Свадебные обычаи в Древней Руси. — Типография И. Д. Фортунатова, 1905. — 70 с.
- Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб., 2010.
- Рабинович Е. Г. Древнерусская одежда IX—XIII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу / Рабинович М. Г. (отв.ред.). — М.: Наука, 1986. — С. 40–111. — 273 с.
- Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI—XIII вв.. — М.: Территория, 200. — 256 с. — (Памятники русской исторической мысли). — 1000 экз. — ISBN 5-900829-19-7.
- Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х—XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. — М.: Академический проект, 2016. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-1894-5.
- Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. — М.: НОУ Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. — 128 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94790-010-6.
- Старикова И. В., монахиня Елена (Хиловская). История русского церковного пения начала XII — конца XVII в. в исследованиях 2000–2010 гг.: Библиографический список // Вестник церковной истории. — 2011. — № 3—4. — С. 311—336.
- Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
- Чёрная Л. А. История культуры Древней Руси. — М.: Логос, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-98704-035-3.
Ссылки
org-wikipediya.ru