Картинки к басне волк и ягненок – Как нарисовать басню «Волк и ягненок» поэтапно?

ВОЛК И ЯГНЁНОК | Наука и жизнь

Ровно 200 лет назад, в 1808 году, в русском театральном журнале «Драматический вестник» была впервые напечатана басня Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) «Волк и ягнёнок». Наш современник С. Ю. Орлов изобразил её героев на картинке-перевёртыше. Прямо на вас смотрит разгневанный волк, а где же ягнёнок? (О картинах-перевёртышах см. «Наука и жизнь» № 12, 2007 г. и № 4, 2008 г.) Наука и жизнь // Иллюстрации

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

***

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на дóбычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне ещё и отроду нет году», —
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал — и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

www.nkj.ru

И.А. Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», «Свинья под дубом»

Тема урока. И.А. Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», «Свинья под

дубом»

Цель урока: закрепление знаний о жанровом своеобразии басен, об

аллегорическом смысле персонажей басен, об особенностях

языка басен «Волк и ягненок», «Квартет», «Свинья под

дубом»

Цель учащихся: знать аллегорический смысл басен «Волк и ягненок»,

«Квартет», «Свинья под дубом»

Задачи: закрепить знания учащихся об аллегорическом смысле персонажей

басен, об особенностях басенного языка «Волк и ягненок»,

«Квартет», «Свинья под дубом»;

раскрыть мораль басен и показать их злободневность;

развивать навык выразительного чтения, анализа текста, умение

понимать иносказательный смысл басен и их мораль;

воспитывать непримиримое отношение к человеческим порокам,

прежде всего, невежеству.

Тип урока: закрепление изученного

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный

Оборудование: портрет И.А Крылова, иллюстрации, рисунки к басне

Билингвальный компонент: басня – аныз энгiме

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Чтение домашнего сочинения басни (выборочно).

Обмен мнениями.

2. Опорное повторение.

Басня — краткий рассказ, чаще всего в стихах

, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, описания событий и морали.

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Мораль басни – краткое заключение, в котором разъяснена основная поучительная мысль. Иногда такая поучительная мысль разъясняется в начале басни.

II. Вводно-мотивационный.

1. Сообщение темы и целей урока.

Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание.

III. Операционно-познавательный.

1. Словарно-лексическая работа по басне «Волк и ягненок».

  • Закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

  • тьма – много;

  • надобно – надо;

  • рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

  • на добычу – на добычу;

  • светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

  • донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

  • в запрошлом лете – два года тому назад;

  • разведаться – рассчитаться, отомстить;

  • досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” — некогда, нет времени;

  • гневаться – сердиться, возмущаться;

  • дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

Иллюстрация к басне И.А. Крылова художника А. Лаптева (демонстрация ученикам).

2. Работа в группах.

I группабасня «Волк и ягненок»;

II группабасня «Квартет»;

III группабасня «Свинья под дубом».

1. Анализ басни «Волк и ягненок» (I группа):

1. Сколько персонажей в басне?

Три: Волк, Ягнёнок, образ автора-повествователя.

Образ автораведущий в басенном тексте.

2. Определите характер каждого персонажа.

Волк – проявляется не только злобность и грубость Волка, желание съесть Ягненка (обращения к Ягненку: «как смеешь ты, наглец», «негодный», «щенок», «я голову с тебя сорву» и т. д.), но и наглость, самоуверенность, лицемерие Волка в своей безграничной власти и безнаказанности. И главное- то, что поступать и вести себя так дает ему право сильного.

Волк поначалу притворяется обиженным и оскорблённым, как бы играет с Ягнёнком, пытаясь придать своим хищническим намерениям «законный вид», замаскировать их, якобы желая отмщения и справедливости. Однако в конце басни он сбрасывает маску жертвы, он «устал» притворяться и обнажил свою истинную сущность – злобную и беспринципную. «Молчи! Устал я слушать…» — произнесена со злобной прямотой, без притворства, игры.

Ягненок – слышится испуг, удивление (проявляется не только его слабость и беззащитность), у него есть робкая надежда на то, что Волку можно что-то объяснить, доказать, что справедливость восторжествует. Наивный Ягнёнок верит Волку, считая, что тот просто заблуждается.

3. Кто победил в словесном споре – волк или ягненок?

Диалог Волка и Ягненка нельзя назвать спором, потому что Волк слушает и слышит только себя, слова Ягненка ему безразличны. Но, несмотря на то, что смышлёный Ягнёнок разрушил его лицемерную систему обвинений, он будет всё равно съеден. Волк, воспользовавшись правом сильного, поступает так, как хочет.

4. Согласны ли вы с трагическим финалом басни?

Ягненок будет всё равно съеден. Ни невиновность, ни логика его не спасли. Ведь на стороне Волка власть и грубая сила. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен. У Волка нет правды, но зато есть сила.

5. Найдите в тексте мораль.

«У сильного всегда бессильный виноват». 

Басня осуждает именно это наглое право сильного.

6. А как вы понимаете мораль басни «У сильного всегда бессильный виноват?» 

В басне Крылов высмеивает такие человеческие пороки, как грубость, физическое превосходство.

7. Найдите фразы, которые могли бы стать пословицами.

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

«У сильного всегда бессильный виноват». 

3. Чтение басни «Квартет» учителем.

4. Словарно-лексическая работа.

Квартет – музыкальная группа из 4-х.

«Медведь на ухо наступил».

5. Анализ басни «Квартет» (II группа):

1. Почему, по мнению Соловья, никто не годится в музыканты?

Соловей – положительный, мудрый персонаж; в реальной жизни – птичка певчая.

2. Какими словами автор выражает ироническое отношение к персонажам?

Ирония – скрытая насмешка, иносказание.

Авторская ирония выражена в словах Соловья. Кроме того, и в других

высказываниях: проказница Мартышка, косолапый Мишка, пленять своим искусством свет, уселись чинно в ряд. Ирония видна и в подборе самих музыкантов с их музыкальным невежеством (осел, козел, медведь).

3. Какие чувства стремится вызвать автор у читателя по отношению к персонажам
Горе-музыканты вызывают у читателей чувства, совершенно противоположные ими задуманным, ожидаемым. Читатель не восхищается их талантом, а смеётся над их глупостью, самоуверенностью, невежеством. 

4. Какова мораль басни

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитес).
Мораль заключается в том, что любое дело, а тем более искусство, требует умений и способностей.

Физминутка

6. Чтение басни «Свинья под дубом» учителем.

7. Анализ басни «Свинья под дубом» (III группа):

1. Какой описывает Крылов свинью?

Глупой, невежественной, ленивой, эгоистичной.

2. Каков в басне образ Свиньи? Почему Крылов вводит в басню образы ворона и дуба? 
Образ Свиньи – самоуверенный невежда; образ Дуба и Ворона, которые не случайно живут так долго – мудрые, житейски опытные люди. Устами автора выражена мораль: невежественные люди недальновидны, они часто «рубят сук, на котором сидят».

3. Какое чувство вызывает у читателей Свинья? Какие слова использованы для её описания?

Свинья вызывает отвращение и возмущение. Для ее описания выбрана просторечная, грубая лексика: до отвала, продравши, рыло, жирею.

4. В каких строчках заключена мораль басни?

Автор сталкивает истинное просветление и невежество.

5. Кто по-настоящему просвещён в этой басне? Почему?

Ворон пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит.

Образ Дуба — как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.

IV. Контрольно-оценочный:

1. Дайте ваше определение басне при помощи синквейна
Басня 
Насмешливая, юмористическая 
Критикует, высмеивает, учит 
Басня помогает бороться с пороками 
Аллегория (мораль) 

V. Итог урока.

В баснях И.А. Крылова аллегорически рассказывается о людских пороках; басни злободневны во все времена; басни написаны простым, но выразительным языком, с использованием разнообразных тропов.

VI. Рефлексия.

VII. Задание на дом: выучить наизусть басню «Волк и ягненок»;

опережающее: подготовить рисунки к басне «Волк на псарне».

Приложение «Иллюстрации к басням И.А. Крылова»

kopilkaurokov.ru

Басня Крылова Волк и Ягненок

Волк и Ягненок – одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как у сильного всегда бессильный виноват…

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Басня Волк и Ягненок — анализ

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости… Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

deti-online.com

Волк и Ягненок. Иван Андреевич Крылов. |

Басня Волк и Ягненок. Иван Андреевич Крылов.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок
У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

danlik.ru

Мораль басни «Волк и Ягненок» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Басня «Волк и ягненок».
Художник А. Н. Комаров
Басня «Волк и Ягненок» Крылова была впервые опубликована в «Драматическом вестнике» в 1808 г. О времени написания басни данных нет.

Крылов относил басню к числу «переводов или подражаний». Произведение является обработкой басни Лафонтена «Волк и ягненок» («Le loup et l’agneau»). Последняя в свою очередь восходит к произведениям Эзопа и Федра.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Волк и Ягненок» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова



Мораль басни «Волк и Ягненок» Крылова (анализ, суть, смысл)


Мораль басни «Волк и ягненок» заключается в том, что иногда люди, обладающие силой и властью, притесняют слабых и беззащитных, делая вид, что поступают при этом по закону. Например, такие негодяи могут оговорить, оклеветать ни в чем не повинных людей, чтобы создать им проблемы и добиться своего.
«Волк и Ягненок».
Иллюстрация К. И. Рудакова
Своей басней Крылов осуждает такие пороки, как корыстолюбие, лицемерие, злоупотребление властью, жестокость, подлость, лживость.

Сам Крылов поясняет мораль басни «Волк и ягненок» в ее первых строка:

«У сильного всегда бессильный виноват…»
Благодаря басне «Волк и ягненок» стала крылатой следующая фраза:
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.»
Поэт И. И. Хемницер видит мораль басни в следующем:
«Под Волком здесь выставляется человек сильный и вместе с тем злой, корыстолюбивый, который для своей выгоды готов задушить каждого, самого кроткого, невинного человека, какого и должно разуметь под Ягненком. 
Возле большого дома богача стоит домишко бедняка, но вот захотелось богачу протянуть свой дом по земле бедняка и давай он к нему придираться, ни с того ни с другого взводит на него разные кляузы и кончит тем, что оттягает-таки последнее достояние у бедняка. С таким человеком нечего тягаться; старайся только заблаговременно удалиться от него, потому что у него такая же расправа, как и у волка.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
Рисунок А. Бубнова
«У сильного всегда бессильный виноват», когда нужно покорыстоваться на счет последнего. Но сильный все же сознает в глубине души свою неправоту и старается, хотя бы только для виду, дать делу законный вид и толк («Волк и ягненок»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни таким образом:
«Большинство басен [Крылова] представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки — пояснения действий. Разве его «Демьянова уха», «Волк и Ягненок»… не маленькие пьески?..» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Педагог В. И. Водовозов комментирует басню так:
«Вся гнусность грубого насилия, соединенного с лицемерием и обманом, является… в баснях: «Волк и Ягненок», «Волк и Кукушка», «Волк и Кот», «Кошка и Соловей», «Соловьи».» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

www.literaturus.ru

Басня Волк и ягнёнок

Басня Ивана Андреевича Крылова «Волк и ягнёнок». Текст басни можно распечатать, можно читать онлайн. Басни Крылова наиболее популярны у школьников в летний период, как дополнительная литература. Басни рассматривают многие жизненные ситуации и учат детей анализировать их, что является очень ценным навыком.

Волк и ягнёнок (И. А. Крылов) читать

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

 

Мораль и анализ басни «Волк и ягнёнок».

Волк, в контексте этой басни, является ярким представителем сильных мира сего. Человека из элит, наделённого силой, но не имеющего особого такта и воспитания. Ему хочется выглядеть в глазах общества правильным и рассудительным. Оправдаться за свой неэтичный поступок перед своей совестью. Но для этого у него не хватает умственных возможностей. Жажда наживы, которая завуалирована в басне под голод, всегда толкала и будет толкать на нее самые моральные поступки Но таковы законы природы. Такова животная сущность человека заложенная ему природой в процессе многовековой эволюции. Ягнёнок же, яркий представитель обывателя, в попытке блеснуть остроумием теряет всё. И это тоже очень распространенная жизненная ситуация. Если в конфликте , в о приоре имеешь дело с заведомо сильным противником, то конфликта стоит просто избежать или хотя бы попытаться это сделать. А не как наш ягнёнок напоследок блеснуть остроумием. И развиваться, развиваться, развиваться…

mirdetstva5.ru

Волк и ягненок. Басня Крылова.|В гостях у сказки

в 1808 году, в русском театральном журнале «Драматический вестник» была впервые напечатана басня Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) «Волк и ягнёнок». Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний…

ВОЛК И ЯГНЕНОК

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

***

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на дóбычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне ещё и отроду нет году», —
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал — и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

Картинка — перевёртыш «Волк и ягненок»



Басня – небольшое стихотворение сатирического характера, в котором в аллегорической форме высмеиваются и критикуются те или иные пороки общества. Основателем жанра принято считать греческого раба Эзопа. Именно он, не имея возможности в силу своего зависимого положения прямо высказать в лицо обидчикам всё, что хочется, и придумал в завуалированной форме излагать своё отношение к тем или иным людям, их поступкам, чертам характера. Традиции Эзопа продолжили французский поэт Лафонтен, молдавские – Дмитрий и Антиох Кантемиры. А в русской литературе развили их и подняли на новую высоту А. П. Сумароков и И. А. Крылов.


Басня «Волк и ягненок», Крылов и Эзоп

Свою басню «Волк и ягненок» Крылов написал по сюжету, придуманному Эзопом. Таким способом он творчески переработал не одну известную историю, создав на её основе оригинальное, самобытное произведение. У Эзопа рассказ звучит следующим образом: ягнёнок пил из речки воду. Его увидел волк и решил съесть. Вот только предлог постарался выбрать поприличнее. Вначале волк упрекнул малыша в том, что тот замутил воду – пить нельзя! Ягнёнок отговорился тем, что едва губы мочит, да и находится ниже волка по течению. Тогда хищник обвинил оппонента в осквернении его – волка – отца. Но ягнёнок и тут нашёл, что ответить: ему и году нет, по возрасту не мог он этого сделать. Волку надоело натягивать маску приличия. Он заявил открыто: как бы ты ловко не оправдывался – съем всё равно! Мораль истории очевидна: как бы ты ни пытался доказать свою невиновность, чем лучше ты это делаешь, тем меньше шансов победить. Конечно, если противник решил твою участь заранее. Добродетель у Эзопа оказывается не торжествующей, а поверженной.

Басню «Волк и ягненок» Крылов написал в 1808 г., напечатано оно было в «Драматическом вестнике». И начал его автор сразу с морали, т. е. того логического вывода, к которому должны были прийти читатели к концу знакомства с текстом: «У сильного всегда бессильный виноват…». Чтобы не оказался голословным его «Волк и ягненок», Крылов опирается на исторические перспективы, подчёркивая, что есть этому принципу «тьма примеров». Но в следующих строчках он противопоставляет сказанное своей же установке: «…мы истории не пишем». Получается, что басня — проявление случая индивидуального. А общепринятые постулаты как раз такими вот конкретными случаями и проверяются.

Художественные особенности

Басня Крылова «Волк и ягненок» — произведение эпическое. Это можно заметить, например, по такой детали: авторская позиция прослеживается явственно с самого начала басни. Но вместо прямого «я» Крылов употребляет обобщённое «мы». Приём отстранённости даёт возможность изображать внутреннее пространство объективно. Вообще, всё стихотворение вполне реалистично с точки зрения правдоподобия. Волк – это именно хищник, ягнёнок – воплощение жертвы. Между ними отношения, характерные для тех, какие существуют в естественной природной среде. Правда, волк лицемерен. Он собирается расправиться со своей жертвой на «законных основаниях», т. е. узаконить беззаконие. Таким образом возникает мотив социальных отношений в басне «Волк и ягненок». Крылов мораль произведения выявляет, выявляя истинную цену речам и действиям хищника. Как только волк выказал своё лицемерие, обнажил неприкрытый расчёт, он уволок ягнёнка на растерзание. Жизнь разумная, основанная пусть на жёстких, но справедливых законах – это одно. А безнравственность и ложь действительности – дело совсем иное. И её аморальность критикует великий баснописец. Вот какой глубокий смысл сокрыт в этом простом, известном нам со школы произведении!

www.uskazok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *