Картина пожарский и минин – Подвиг Минина и Пожарского в картинах художников.

Подвиг Минина и Пожарского в картинах художников.

Четыре столетия назад народное ополчение во главе с нижегородским купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским одолело штурмом Китай-город, в котором находился гарнизон войск Речи Посполитой и прогнало польских интервентов  из нашей столицы Москвы, положив, тем самым, конец Смутному времени. Князь Дмитрий Пожарский вошёл в Китай Город с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в честь этой победы. С тех пор на Руси 4 Октября отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от Поляков в 1612 году)».

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в истории России, когда судьбу страны и государства решил сам народ без участия власти. Последние гроши отдавал простой люд на вооружение и сам шёл освобождать свою столицу и страну. Шёл без указки царя, шёл не по принуждению, а по доброй воле (Романовых тогда ещё не было, а Рюриковичей не было уже). Наши предки шли воевать за свою землю, и они победили!

Минин и Пожарский Скотти 1850

Художник Юрий Пантюхин. За Землю
Эрнст Лисснер. «Изгнание поляков из Кремля в 1612 году». 1907 г. Троице-Сергиева Лавра.

Штурм Смоленска 3 июня 1611 года. Художник — Юрий Каштанов

Песков М. И. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861

Битва за Москву в 1612 году. Эскиз к музею-панораме.

Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой. Событие 1612 года

Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы.

Борис Хориков Начальники народного ополчения 1836 г.

Василий Савинский Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского 1882 г.

Воззвание Кузмы Минина к нижегородцам. Событие 1611 года

Григорий Угрюмов Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества. 1800-е г.

Изгнание поляков из Москвы. Событие 1612 года. Художник — Михаил Горелик

К.К. Флеров. Минин и Пожарский. 1942 г. Минин и Пожарский. 1942 г.

Капитуляция польского гарнизона в Кремле. 1612 год

Князь Пожарский в битве под Москвой. Событие 1612 года

Константин Маковский Козьма Минин (эскиз). Конец 1850-х г.

Константин Маковский Козьма Минин на площади Нижнего Новгорода

Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. 1850-е гг..

Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. 1850-е гг..

Минин и Пожарский въезжают в Москву. Событие 1612 года. Художник — Александр Смолин

Минин и Пожарский у стен московского кремля. Событие 1612 года.

Минин и Пожарский

Михаил Скотти Иван Сусанин. 1851 г.

Московский народ в борьбе иностранными наймитами — рейтарами. Событие 1611 года

Нестеров М. В. Гражданин Минин. 1905 Эскиз

Оборона Смоленска от войск Сигизмунда. Художник — Борис Чориков

Польская шляхта в русской деревне. Художник — Юрий Каштанов

Предсмертный подвиг кн. М.К. Волконского, сражающегося с ляхами

Представление С. Жолкевским пленного царя Василия Шуйского королю Сигизмунду III и Сенату. Художник — Ян Матейко. Событие 1610 г

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

Фаюстов М.В. Иван Сусанин. 2003 г.

Иван Мартос Памятник Минину и Пожарскому 1818 г.

С уважением, Хозяева дома.

Если Вам понравилась наша подборка, подписывайтесь по e mail и будьте в курсе!   

hosdom.ru

ЗА РУССКИЙ СТЯГ! | Историк

Михаил Скотти. Минин и Пожарский. 1850

Россия вспоминает 1612 год, когда ополченцы Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина завоевали свободу и открыли путь к укреплению государства. Эта картина хорошо известна многим в России: её воспроизводят на плакатах, на страницах журналов и газет, в телевизионных программах…

Автор самой известной картины о подвиге Руси Московской носил итальянскую фамилию — Скотти (1814–1861). При этом звали его по-русски, Михаилом Ивановичем. Он — из династии итальянских художников-декораторов. Его дед Карло Скотти переехал в Россию, участвовал в оформлении петербургского Михайловского замка. Сам Михаил Скотти воспитывался в доме русского живописца Алексея Егорова, учился в Академии художеств. На манеру Скотти заметно повлияло творчество Карла Брюллова. Первый успех он испытал, когда профессора высоко оценили его первое полотно, посвящённое преодолению Смуты, — «Пожертвования нижегородцев…». Его влекла история Отечества, и прежде всего героические сюжеты. Идея показать Минина и Пожарского в победном ореоле, в бою, на фоне стен и башен Кремля овладела художником, когда он уже был маститым академиком, профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Пожарский изображён в доспехах и ратном шлеме. В руках — русский стяг. С ним он пришёл под стены Кремля, чтобы сражаться за Русь и за веру православную. Князь смотрит ввысь. Возможно, повторяет про себя слова молитвы. Рядом — Минин. Волосы его развеваются. Он указывает куда-то в сторону Кремля, туда, где бушует сражение. Есть в этой композиции динамика боя. И главных героев мы видим не на высоком холме, а в самой гуще боя. Кажется, через минуту Пожарский и Минин исчезнут в дыму, растворятся в рядах воинов… Вот она, минута патриотического единения, минута победы. Картина Скотти полюбилась многим, стала одним из символов Дня народного единства. И это справедливо. Ведь художник показал вождей ополчения без помпезности, в одном строю с бойцами. Недаром Россия запомнила Пожарского не только за полководческие доблести, но и за великодушие. А Минина — не только за храбрость и решительность, но и за бескорыстие.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Памятник Минину и Пожарскому — 195 лет

Первый московский памятник

Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.


___
Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году. ©

2. Картина Скотти «Минин и Пожарский», 1850 год
С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.
3.
Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает основным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника.
4.
К 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника Минину и Пожарскому постепенно стихает. И тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». 2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.
5.
В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника.
6.
К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы. К этому же времени было решено установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.
7.
Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при его изготовлении.
8. Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.
Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. До февраля 1818 года шли работы по установке, и наконец 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский».
9. Памятник Минину и Пожарскому у Верхних Торговых Рядов в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа.
Первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.
10.
В 2010-2011 годах планируется капитальная реставрация памятника. При переносе памятника была нарушена система стока воды, в результате за прошедшие 78 лет монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущем сохранении памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.
11.
Текст надписи критиковал А. С. Пушкин: Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.
12. Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.
13.
По преданию, после смерти Ленина в 1924 году во время борьбы за власть на памятнике появилась надпись:

— Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась


14. Манифестация возле памятника в первые дни первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914.


15.

yarodom.livejournal.com

Почему Минин и Пожарский указывают в разные стороны? | Культура

Другие персонажи картины также сомневаются, куда им идти. Человек слева от Пожарского тоже показывает пальцем в сторону Москвы, в то время как его собеседник смотрит на него с недовольством и сомнением. Указывает пальцем на Москву и человек, стоящий к зрителю спиной справа от Пожарского. Совершенно очевидно, что художник не случайно повторяет на своей картине один и тот же жест трижды, настаивая на его правильности (как говорится, бог троицу любит). Пожарский к тому же смотрит куда-то вверх, будто ждет указаний (это, кстати, придает его лицу одухотворенность, что отвлекает зрителя от символизма картины).

Какие общественно-политические споры отражает эта картина? Может быть, дискуссии западников и славянофилов? Возможно, поскольку к моменту написания картины в 1850 г. эти идейные течения уже оформились. Кроме того, не исключено, что картина была создана «на злобу дня». Обратим внимание на красную одежду и знамя князя Пожарского. Как известно, в 1848 г. красный цвет был цветом восставших во Франции и в Германии (революция, произошедшая в этом году во Франции, была уже третьей). России эти события коснулись непосредственно. В 1849 г. Николай I подавил национально-освободительное движение в Венгрии, начавшееся после французской буржуазной революции 1848 г., и в том же 1849 г. в России был разгромлен кружок Михаила Буташевича-Петрашевского, участники которого обсуждали западную литературу, находившуюся под запретом.

Возможно и другое толкование картины, если обратить внимание на очертания птицы, летящей там, куда показывает Минин и его единомышленники. Эта птица, если рассмотреть картину крупным планом, представляет собой одноглавого орла так, как он изображался на гербах некоторых германских княжеств (Германия к моменту написания картины еще не была единым государством) и Австрии, правда, у австрийцев орел был тоже двуглавым, как и в Российской империи. Тем не менее очевидно, что орел — это привычный символ австро-германского мира, в отличие, например, от Англии, символом которой являлся лев, или Франции, в гербе которой орел не присутствовал. Таким образом, картина может отражать и политические дискуссии о том, «с кем дружить»: с Англией и Францией или с Германией и Австро-Венгрией. Последние, если посмотреть на карту, находятся восточнее.

Споры эти действительно имели место и были связаны с тем, что во времена борьбы с Наполеоном и даже после этого Россия действовала, по сути, в интересах Англии. Не забудем о том, что через три года после того, как была написана эта картина, началась Крымская война 1853−56 гг., в ходе которой Англия и Франция пытались добиться разделения России на зоны влияния. Недаром при Александре II был создан «Союз трех императоров» — Австрия, Пруссия и Россия, чтобы противостоять Англии и Франции, поделившим к тому времени весь мир в качестве своих колоний.

Читатель может возразить мне, что толкование картины с точки зрения политики является надуманным, однако следует учитывать, что написавший картину Михаил Скотти — учитель художника-передвижника Василия Перова, а уж творчество передвижников было донельзя политизированным.

Совершенно откровенный политический подтекст имеют картины другого передвижника — Ильи Репина (например, картина, именуемая в народе «Иван Грозный убивает своего сына», кстати, посмотрите ее настоящее, причем полное название — оно недвусмысленно указывает на идейный замысел создателя). Политический смысл имеет и картина некогда дружившего с передвижниками, а затем перешедшего на «черносотенные» позиции Васнецова «Три богатыря», хотя искусствоведы этого упорно не замечают. Но об этом мы поговорим как-нибудь в следующий раз.

Что касается того, почему именно князь Пожарский был избран Михаилом Скотти для своей аллегории, можно предполагать, что идея была навеяна знаменитой скульптурой Ивана Мартоса на Красной площади, созданной в 1818 г. в честь победы над Наполеоном. Там Пожарский также изображен нерешительным, в отличие от Минина, призывающего князя к действиям. Впрочем, не исключено, что на этот вопрос есть какой-то другой ответ.

shkolazhizni.ru

Новости дня: Смута на Руси — урок для последующих поколений — Свободная Пресса

События Смутного времени или Смута (1598 — 1613) вошли в историю России как трагическое и вместе с тем героическое время. Политический и экономический кризис в стране, сопровождавшийся вторжением иноземных захватчиков и природными катаклизмами (ранние заморозки в течение нескольких лет и последующий голод), поставил под угрозу существование самой российской государственности. Социальные конфликты (восстание под предводительством Ивана Болотникова), недовольство практически всех сословий своим положением, политика самозванцев (Лжедмитрия I и Лжедмитрия II) привели к гражданской войне в стране.

Лишь в ноябре 1612 года Второе ополчение под предводительством посадского человека из Нижнего Новгорода, земского старосты Козьмы Минина и известного военачальника князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от поляков. В марте 1613 года на Земском соборе в Успенском соборе Московского Кремля представители различных земель и сословий Русского государства избрали на царство Михаила Романова, положив начало новой династии.

История Смуты в течение многих лет и даже веков горячо обсуждались в русском обществе. Потомков волновали причины этих страшных событий и желание вынести уроки из них. Тема «кто виноват» присутствовала в русской публицистике XVII века и в трудах выдающихся историков последующих времен. Герои Смутного времени, прежде всего, Минин и Пожарский, а также крестьянин Иван Сусанин, отдавший «жизнь за царя», присутствовали в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

Существует немало живописных произведений, посвященных Смутному времени. Тем интереснее выставка, открывшаяся в Третьяковской галерее, где представлен малоизвестный триптих художника Михаила Скотти «1612−1613». Спустя столетие после создания эти произведения впервые собраны воедино. Здесь представлены полотна «Минин и Пожарский» (1850, Нижегородский государственный художественный музей), «Подвиг Ивана Сусанина» (1851, недавнее приобретение Государственной Третьяковской галереи) и «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину» (1851, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник).

Автор триптиха Михаил Иванович Скотти (1814−1861) родился в Петербурге, в семье итальянского декоратора, приглашенного в Россию во времена Екатерины Великой. В 1835 году он окончил Императорскую Академию художеств и был удостоен звания «свободного художника». С 1838 по 1844 год совершенствовал мастерство в Италии. Оказавшись на родине предков, художник целиком отдавался работе над так называемым «итальянским жанром». В конце 1845 года М. Скотти был «возведен в звание академика по исторической и акварельной живописи». С 1849 по 1855 год он преподавал в Московском училище живописи и ваяния. В 1855 году был удостоен звания профессора. Последние годы жизни в связи с тяжелой болезнью художник провел за границей. М.И. Скотти скончался в Париже и похоронен на кладбище Монмартра.

Получив заслуженное признание в академической среде, М. Скотти искал новые темы и сюжеты, достойные зрелого мастера. 28 декабря 1850 года художник писал конференц-секретарю академии художеств В. И. Григоровичу, что заканчивает работу над историческими картинами — «одна — Минин увлекает Пожарского на место битвы, другая — смерть Сусанина».

В центре внимания живописца оказались героические личности, возглавшившие борьбу русского народа с интервентами в начале XVII века. Главные персонажи центрального произведения Кузьма Минин (? — 1616) и князь Дмитрий Пожарский (1578 -1642). Впервые в отечественной истории потомок Рюрика и земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку и, возглавив Второе ополчение, изгнали из столицы польских интервентов. Самым известным персонажем триптиха был и остается крестьянин села Домнино Иван Сусанин (?-1613). Спасая родоначальника династии Романовых Михаила Федоровича, он завел отряд поляков в дремучий лес и погиб мученической смертью. Герой третьего полотна — архимандрит Троицкого монастыря Дионисий Зобниновский (ок. 1570−1633) прославился как пламенный вдохновитель народного сопротивления. Он сочинял «грамоты поучительные», которые «писцы борзые и доброумные» переписывали, а затем «во все города их посылал». При освобождении Москвы именно Дионисий совершил молебен на Лобном месте Красной площади перед вступившим в столицу русским войском.

В отделе графики Третьяковской галереи сохранились блестящие по исполнению рисунки, которые раскрывают подготовительную работу художника. Они впервые демонстрируются широкой публике.

Триптих работы М. Скотти — не иллюстрация учебника истории, а художественное воплощение происходивших событий. Мастер, выбирав небольшого размера холсты, сосредотачивает свое внимание на лицах персонажей. У Скотти доминирует голос солиста, а не «хоровое пение», которое будет звучать позднее в работах художников-передвижников. В исторических картинах 1850-х годов кисти М. Скотти мы находим ряд романтических черт — эмоциональную насыщенность сюжета, патетическую трактовку чувств, душевное смятение героев.

В наше время триптих кисти М.И. Скотти обрел новое звучание. Как писал великий историк Н.М.Карамзин, подобные произведения «обновляют в нашей памяти славную эпоху русской истории… возвышают дух народа».

Нельзя не отметить труд инициатора создания этой выставки и ее куратора, доктора искусствоведения, заведующей отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковской галереи, Людмилы Алексеевны Маркиной.

svpressa.ru

Смута в картинах и рисунках

Капитуляция польского гарнизона в Кремле. 1612 год

Рисунок — отсюда

См. также: Ливонская война в картина и рисунках
Смута в гравюрах и миниатюрах
Карты и схемы событий Смутного времени


«Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду на введение в России католицизма»
Художник — Неврев. Н.В. (1830-1904). Картина — отсюда
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. Художник — К. Маковский.
Картина — отсюда Битва у Добрыничей. Рисунок — отсюда
Битва у Добрыничей. Рисунок — отсюда

«Смутное время. Лжедмитрий (Тело Лжедмитрия на Красной площади 17 мая 1606 года)

Художник — Сергей Кириллов. Картина — отсюда
Армия Болотникова. Событие 1606 года. Картина — отсюда

Смутное время. Подмосковье. Войско Самозванца. Автор — С.В. Иванов (1908) 

Оборона Троице-Сергиевой лавры. Автор — А.Д. Кившенко (1884). Картина — отсюда Осада Троице-Сергиевой Лавры. Автор — В.П. Верещагин. Картина — отсюда

Захар Ляпунов во главе бояр предлагает Василию Шуйскому оставить престол. 

Автор — Н. Неврев. 1886. Картина — отсюда
Архимандрит Троицкой лавры преподобный Дионисий вместе с келарем Амвросием Палицыным диктуют грамоту о собрании народного ополчения для освобождения Москвы от поляков. Событие 1611 года. Художник Виктор Васнецов. Картина — отсюда
Предсмертный подвиг кн. М.К. Волконского, сражающегося с ляхами
в Пафнутьевском монастыре в Боровске. Событие 1610 года. Художник — Василий Демидов
Картина — отсюда

Представление С. Жолкевским пленного царя Василия Шуйского королю Сигизмунду III и Сенату. Художник — Ян Матейко. Событие 1610 г. Картина — отсюда

Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту. Автор — П.П. Чистяков (1860 г.). Событие 1611 г. Картина — отсюда

Поляки ведут святого Гермогена в темницу. Художник — В.Моргун.


Оборона Смоленска от войск Сигизмунда. Художник — Борис Чориков
Рисунок — отсюда
«Стена. Оборона Смоленска». Картина Владимира Киреева.
Картина — отсюда
Штурм Смоленска 3 июня  1611 года. Художник — Юрий Каштанов
Рисунок — отсюда
Сдача Смоленска в 1611 г. Гравюра 19 века
Рисунок — отсюда
Московский народ в борьбе иностранными наймитами — рейтарами. Событие 1611 года
Рисунок из книги Лопатина «Москва». Рисунок — отсюда
Польская шляхта в русской деревне. Художник — Юрий Каштанов
Рисунок — отсюда

Поляки в Москве. Обложка книги серии «Bellona» «Moskwa, 1612»
Рисунок — отсюда


Гусары с русскими пленными. Рисунок — отсюда
Воззвание Кузмы Минина к нижегородцам. Событие 1611 года
Художник — Константин Маковский.
Картина — отсюда
Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. Событие 1611 года
Художник — Константин Маковский. Картина — отсюда
Воззвание Кузмы Минина к нижегородцам. Событие 1611 года
Художник — Алексей Кившенко. Картина — отсюда
Воззвание Минина к нижегородцам. Событие 1611 года
Художник — Михаил Песков. Картина — отсюда
Кузьма Минин. Художник — Илья Репин.
Картина — отсюда
Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы.
Художник — Вильгельма Котарбинский. Картина — отсюда
Народное движение в Смутное время. Художник — А. Апсит. 1918 г.
Картина — отсюда
Князь Пожарский в битве под Москвой. Событие 1612 года
Картина — отсюда

Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой. Событие 1612 года



Минин и Пожарский у стен московского кремля. Событие 1612 года.
Художник — Юрий Каштанов.
Рисунок — отсюда
Минин и Пожарский въезжают в Москву. Событие 1612 года. Художник — Александр Смолин
Рисунок — отсюда
Освобождение Кремля от поляков. Художник — Елена Доведова
Рисунок — отсюда.
Изгнание поляков из Кремля. 1612 год. Художник — Эрнст Лисснер.
Картина — отсюда
Изгнание поляков из Москвы. Событие 1612 года. Художник — Михаил Горелик
Рисунок — отсюда
Иван Сусанин. Художник — Максим Фаюстов. 2002 г. Картина — отсюда
Подвиг Ивана Сусанина. Художник — А. Баранов. 

war16-17.blogspot.com

Культ личностей Минина и Пожарского (Звезда Пленительного Счастья) | Альтернативная История

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

Культ личностей Минина и Пожарского — возвеличивание личностей Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского средствами массовой информации, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг их имени излишне героического ореола. С точки зрения государственных структур — клише, возникшие в оппозиционных кругах в начале XX века.

    Причины возникновения

    Грандиозные политические и социально-экономические преобразования, начавшиеся после Великой Русской Революции, потребовали создания новых идеалов России, какими ранее считались представители императорской семьи.

    Героями нового государства стали освободители Москвы, руководители второго земского ополчения, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

    Огромный вклад в создание героического культа вокруг Минина и Пожарского сделал первый руководитель Российской Республики — Павел Пестель. Начиная с его программной работы «Русской Правды», где Нижний Новгород (современный Волгоград), выбранный как будущая столица государства Российского, назван нетерпимый к «тиранам земли русской», подразумевая второе ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским. В дальнейшим он всячески поощрял положительные высказывания в адрес освободителей земли русской особенно в разговорах о том, что земскому собору 1612 года следовало передать российский престол именно князю Пожарскому.

    Немаловажным оказалось вложения следующего лидера Российской Республики — Сергею Трубецкому. Как считают некоторые историки, он исходил из корыстных побуждений связывая своё имя с именем одного из освободителей Москвы.

    Стоит отметить и то, что после революции 1825 года в России возникла потребность легитимизировать дворяно-мещанское правление, проще говоря, необходимо было обосновать верность такого правления. Так герои-освободители князь Пожарский и мещанин Минин идеально подходили для этого.

    Вместе с возвеличиванием Новгородской республики, обосновавшая республиканское правление, которое в императорское время считалось несвойственным русскому народу, культы личностей героев-освободителей оказались вполне востребованы новой властью.

    Проявления

    Памятники

    Памятник Минину и Пожарскому в Волгограде

    Памятник, построенный в 1818 году по приказу Александра I в Москве, вскоре, в 1832 году был воссоздан в новой столице России на месте, где, как считают многие историки, выступал Кузьма Минин, с целью сбора второго ополчения на Москву.

    В 1828 году был открыт обелиск в честь Минина и Пожарского.

    В 1838 году в Волгоградском Кремле на месте обветшалого собора был вновь выстроен большой Спасо-Преображенский Собор, где в 1845 году была возведена гробница Кузьме Минину.

    В 1844 году по приказу Волгоградского градоначальника был поставлен памятник Кузьме Минину, на площади напротив Кремля. К слову, памятник расположен на площади Минина и Пожарского, от которого отходят две большие улицы с соответствующими названиями.

    Кроме того были созданы десятники памятников героям-освободителям в городах через которые они наступали на Москву, в том числе и большой памятник «Воли России», стоящий ныне в столице Северной области  — Ярославле.

    Картины

    За многие годы существования культа Минина и Пожарского художники различной направленности изображали героев Смутного Времени. Примечательно, что большинство этих картин возникло не по государственному заказу, а по воли самих художников и их меценатов. Во многих картинах изображается героизм и самопожертвование Кузьмы и Дмитрия на благо родины.

    День Народного Единства

    Основная статья: День Народного Единства

    В 1832 году память о подвиге Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, а также участников второго ополчения был окончательной оформлен в государственный праздник, названный «Днём Народного Единства» или «Днём независимости». Считается, что именно день окончательного освобождения Москвы стал первым днём независимости Российского государства.

    В этот день проходят широкие народный гулянья и манифестации в честь знаменательного события в истории России. Неотъемлемым лицами этого праздника стали руководители освободительного похода — Минин и Пожарский.

    Деньги

    Другим примером проявления культа личностей Минина и Пожарского является их чеканка на монетах. Так в 1912 году были выпущены трёх рублёвые серебряные монеты с изображением освободителей Москвы.

    Также, Московский монетный двор периодически, ко дню освобождения Москвы, выпускал отдельные памятные монеты, как например «В честь Победы Русского народа в борьбе против Польско-Литовских варваров. 1612 г.»

    Прочее

    Критика культа личностей

    Защитники героического культа, создавшегося вокруг личностей, справедливо утверждают о том, что на протяжении всей истории человечества руководителям народов, великим военачальникам и монархам приписывались выдающиеся качества. По их мнению, во многом это было связано с тем, какие дела сделали те или иные люди при жизни и какая память осталась после них. Таким образом, они утверждали, что создание такого культа вполне естественно и не должно подвергаться осуждению.

    Другие противники критики и вовсе утверждают, что никакого культа личности нет, ссылаясь на то, что граждане демократического государства сами выбирают себе героев, и те не могут быть навязаны «сверху». По этой причине героизм Минина и Пожарского столь же оправдан, сколько и героизм бойцов Отечественной войны.

     
    Данная статья является избранной
    Её стиль и содержание являются примером заполнения статей на Альтернативной истории вики

    ru.althistory.wikia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *