Ксенофонт — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, историк
Биография
Ксенофонт — древнегреческий писатель и историк, авторству которого принадлежат несколько трудов. В них он собрал свои мысли и определил точку зрения относительно экономических, политических и философских вопросов. Литературный деятель также реализовался в качестве политика и полководца.
Судьба
Ксенофонт родился около 430 года до н. э. в Афинах. Эксперты предполагают, что он происходил из состоятельной семьи, имевшей отношение к сословию всадников. Детство и юношеские годы литератора прошли на фоне Пелопонесской войны. Этим обусловлено военное образование, которое получил молодой человек. С юных лет Ксенофонт был последователем Сократа, что отчасти повлияло на сложившееся мировоззрение автора.
Афины проиграли в войне, и антидемократические настроения, взявшие верх на территории родины, подтолкнули Ксенофонта к отъезду. Он присоединился к экспедиции Кира. Впоследствии полководец руководил арьергардом в ходе отступления греков. Вместе с союзниками мужчина прошел Вавилон, участвовал в битве при Кунаксе, побывал в Армении и Византии, Фракии и Пергаме. В Месопотамии герой встал во главе греческого войска и во Фракии был главнокомандующим.
В Афинах мужчину осудили за государственную измену как сподвижника спартанцев. Ксенофонт объединился с правителем Спарты Агесилаем, служа под его покровительством. Некоторое время военачальник провел в подаренном имении рядом с городом Скиллунта, где занимался литературной деятельностью до войны с фиванцами. Битва при Левктрах повергла его в бегство и заставила перебраться в Коринф. К тому моменту, когда на родине отменили приговор об изгнании политика, он мог вернуться в Афины, но биография Ксенофонта вскоре оборвалась.
Причиной смерти военачальника стал преклонный возраст. О личной жизни полководца информации нет.
Творчество
Произведения автора сохранились в хорошем состоянии и дошли до наших дней. Историки разделяют сочинения литератора на направления — «Сократические сочинения», к которым относятся «Меморабилий», «Апология Сократа», «Пир» и «Домострой», историко-политический роман «Киропедия» и рукописи «Анабасис» и «Греческая история». Также отдельно отмечают произведения «Агесилай», «Государство лакедемонян», «Гиерон», «О верховой езде» и другие труды.
Жизненная философия и мировоззрение писателя четко просматриваются в сочинениях. Будучи защитником афинского народа, он выступал против демократии. Ксенофонт восхищался спартанским воспитанием, ставя его в пример афинянам. Свои мысли автор зачастую излагал от третьего лица, документируя их в своеобразных беседах, участником которых выступал Сократ.
Основополагающими категориями Ксенофонт считал воспитание характера и постоянное обучение. Он проповедовал необходимость умения вести хозяйство и наличия военных навыков. Литературный деятель считал труд необходимостью, которая развивает физическую выносливость. В произведениях автора просматривается открытая симпатия к людям среднего сословия, которые становятся основой государства. К тем, кто не кичится достатком и способен к труду на благо родины.
Подкреплением точки зрения Ксенофонта по вопросу хозяйственного устройства, рабовладельческого строя, взаимоотношений между членами семьи стало сочинение «Домострой». Это квинтэссенция философии аристократических слоев общества. Наставнический характер произведения по замыслу автора предполагает, что его последователи будут ориентироваться на данные рекомендации в воспитании характера и устройства повседневной жизни.
Государственную программу и политические взгляды Ксенофонт изложил в сочинении «Меморабилий». В нем нет восхваления персов и спартанцев, но литератор вновь представляет собственные взгляды, публикуя их под именем Сократа. Этот труд представляет собой ряд бесед, в которых освещается позиция политика.
В «Киропедии» сочинитель раскрывает управленческие идеи, признавая влияние экономических факторов на жизнь социума. Произведение с повествовательной тональностью является примером беллетристики, аналогу которому в те времена не находилось. Затрагивая вопросы философии и морали, литератор высказывается о храбрости, верности, любви, совмещая рассуждения с практическим информированием читателя о военной тактике, видах снаряжения и об общей подготовке служащих.
Исторические произведения «Анабасис» и «Греческая история» считаются достоверными первоисточниками и представляют собой литературную ценность. «Анабасис» включил в себя 7 книг. Предполагается, что публикация труда произошла анонимно, так как в «Греческой истории» автор признавался: говорить подробно о походе Кира он не намерен.
Помимо произведений крупной формы, писатель высказывал взгляды в небольших сочинениях политической и военной тематики. К ним относятся «Агесилай», «Гиерон» и «Государство лакедемонян». Эти творения подтверждают антидемократическую позицию литератора, восхваляют конкретных персонажей, преувеличивая их качества и приукрашая действительность. Выступая в противовес Агесилаю, образ Гиерона оказывается отрицательным. На этом примере Ксенофонт описывает положительные и отрицательные качества правителя.
«Государство лакедемонян» — беседа о законах и решениях, которые переживают человека, утвердившего их. Здесь много говорится о спартанской системе. Недостатком сочинения стал узкий политический и исторический кругозор Ксенофонта. Он заблуждался, думая, что любое государство вне зависимости от масштабов способно функционировать по примеру Спарты.
Историкам сложно предположить даты создания произведений автором, но считается, что у него были наработки, на основе которых автор писал свои сочинения. К числу таких записей относятся воспоминания о Сократе.
Произведения литературного деятеля отличаются продуманностью и цельностью. Язык автора прост и понятен, его лаконичность выглядит эстетично. Риторическая техника с применением анафоры, антитезы и сравнений характерна для каждого из трудов Ксенофонта.
Библиография
- «Анабасис»
- «Греческая история»
- «Киропедия»
- «Агесилай»
- «Воспоминания о Сократе»
- «Защита Сократа на суде»
- «Пир»
- «Домострой»
- «Гиерон»
- «Лакедемонская полития»
- «Доходы города Афин»
- «О коннице»
- «Охота»
- «Гиппарх»
КСЕНОФОНТ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. В. Стрелков
КСЕНОФО́НТ (Ξενοφῶν) (ок. 445 или ок. 430 до н. э., Афины – ок. 355 до н. э., Коринф), др.-греч. писатель и историк. Принадлежал к афинской аристократии, сын Грилла. Согласно античной традиции, в 424 в сражении при Делии (во время Пелопоннесской войны) был спасён Сократом, учеником которого стал. После поражения в Пелопоннесской войне в 404 в Афинах с помощью Спарты был установлен олигархич. режим «Тридцати тиранов»; возможно, в этот период К. симпатизировал Ферамену, вождю умеренного крыла политич. руководства. Вскоре после свержения режима «Тридцати тиранов» и восстановления в Афинах демократии К. летом 401 навсегда покинул родину и примкнул к армии перс. царевича Кира Младшего, который собирался отобрать царскую власть у своего брата Артаксеркса II (см. в ст. Артаксеркс). После гибели Кира в сражении при Кунаксе (к северо-востоку от Вавилона) и вероломного убийства командиров греч. наёмников греки выбрали новых стратегов, одним из которых стал К., и начали отступление к юж. побережью Чёрного моря. События этого похода спустя годы описаны К. в его произведении «Анабасис». В кон. 400 оставшиеся в живых наёмники (уцелела приблизительно половина из 13 тыс. чел.) добрались до района проливов. Здесь К. со своими товарищами сначала поступил на службу к фракийскому царю Севфу, а затем присоединился к спартанским войскам под рук. полководца Фиброна, которые вели в Малой Азии боевые действия против Персии. В 396 спартанские войска возглавил царь Агесилай II, другом которого К. стал на долгие годы. После начала Коринфской войны (395–387 до н. э.) спартанцы были вынуждены перебросить армию Агесилая II из Малой Азии в Грецию. К. в составе спартанской армии участвовал в битве при Коронее (394), в которой среди противников Спарты были и афиняне.
Был лишён афинского гражданства. После окончания войны К. получил от спартанцев небольшое поместье в местечке Скиллунт, недалеко от Олимпии, где он вместе со своей женой Филесией и двумя сыновьями, Гриллом и Диодором, вёл жизнь рачительного хозяина. К. начал заниматься лит. деятельностью. После поражения спартанцев при Левктрах в 371 ему пришлось покинуть своё поместье в Скиллунте и переселиться в Коринф. Сближение Спарты и Афин ввиду фиванской угрозы привело к возвращению К. прав афинского гражданина, но на родину он так и не вернулся. Вероятнее всего, умер в Коринфе, однако во времена Рим. империи считалось, что могила К. находится в Скиллунте, недалеко от храма Артемиды Эфесской, им построенного.
Произведения К. в эпоху античности пользовались большой популярностью благодаря динамичному изложению событий, проф. знанию воен. реалий, простому, но внутренне богатому языку, который считался образцом аттической речи. К историч. произведениям относится «Греческая история» (в 7 книгах), в которой К. продолжил изложение событий Пелопоннесской войны с того места, где прервался труд Фукидида (411 до н. э.), и довёл свой рассказ до битвы при Мантинее (362 до н. э.). Это произведение имеет ярко выраженный лаконофильский уклон, поскольку К. гл. стабилизирующим фактором греч. жизни считал Спарту, а её обществ. строй – наилучшим. В своём труде К. не искажал действительность, но последовательно применял метод замалчивания тех событий, которые не соответствовали его осн. идее. Идеализация гос. устройства Спарты нашла своё отражение в трактате «Лакедемонская полития». В память о своём учителе К. создал целый цикл Сократических сочинений («Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Экономик»).
К. стремился показать абсурдность обвинения Сократа в непочитании богов и развращении молодёжи. Он создал убедительный образ афинского гражданина, посвятившего свою жизнь нравственному совершенствованию личности. Наряду с сочинениями Платона эти труды К. являются гл. источниками для реконструкции учения Сократа. Считается, что в трактате «Экономик», где в качестве действующего лица также выступает Сократ, К. обобщил свой собств. опыт руководства поместьем. Последний трактат «О доходах» посвящён уже не частному, а гос. хозяйству. В этой работе впервые рассматривались вопросы экономич. политики государства. К. предложил Афинам ряд способов увеличить поступления денег в казну, причём самым эффективным из них он считал миролюбивую политику государства. Дошли до нас и его небольшие работы, касающиеся конкретных вопросов: «О начальнике конницы», «О верховой езде», «О псовой охоте».
Главной темой произведений К. оставался вопрос историч. судьбы Греции. После потери Спартой её лидирующего положения К., опираясь на свой опыт военачальника, всё больше возлагал надежды не на какое-то греч. государство, а на сильную личность. Проблеме такой личности были посвящены его энкомий (похвальное слово) «Агесилай», диалог «Гиерон» (беседа сиракузского тирана Гиерона с поэтом Симонидом о природе единоличной власти), историко-филос. роман «Киропедия» (о создателе перс. державы Кире II Великом). Для К. властитель, который получил соответствующее воспитание, окружён лучшими людьми, опирается на сильную армию и руководствуется в своих действиях благом государства, – личность, способная исправить существующее положение в Греции. Т. о., творчество К. предвосхитило мн. идеи, присущие грядущей эпохе эллинизма.
Биография — Ксенофонт
Ксенофонт был афинским военачальником и писателем, который, наряду с Платоном и Аристофаном, остается одним из наших главных литературных источников относительно образа жизни Сократа, его дел, а также его речей. Однако, в отличие от Аристофана и Платона, Ксенофонт был также человеком действия, начавшим военную карьеру, которую он подробно описывает в своей литературной автобиографии «Анабазис ». Действительно, Ксенофонт так же известен своими работами, посвященными Сократу, как и своими «историческими» сочинениями, посвященными Спарте, персам, полководцам и царям, а также лошадям и собакам. Все его сочинения, сократовские или «исторические», стремятся показать, как философские вопросы внедряются в повседневную жизнь.
Экспедиция в Персию
Мы мало знаем о ранней жизни Ксенофонта. Он родился в аристократической семье около 430 г. до н.э. в Афинах у некоего Грилла, но точная дата неизвестна. В ранние годы Ксенофонт, по-видимому, принадлежал к окружению Сократа. По-видимому, вопреки совету Сократа, Ксенофонт (вероятно, около 401 г. до н.э.) стал частью персидского экспедиционного корпуса во главе с Киром Младшим против своего старшего брата, царя Персии Артаксеркса II. События этого вторжения в Малую Азию описаны в 9-й книге Ксенофонта. 0003 Анабасис (буквально «восхождение» или «марш от моря во внутренние районы»). Кир выступил под ложным предлогом с персидской армией и значительным числом греков. К тому времени, когда они прибыли в Тарс, войска Кира узнали о его плане свергнуть царя и отказались продолжать. Клеарх, спартанский полководец, убедил греческий контингент сил Кира продолжать, и они сразились с войсками Артаксеркса II в битве при Кунаксе, где Кир был убит. Была созвана мирная конференция, на которой Клеарх, четыре других генерала и множество военачальников были преданы и зверски казнены. Так называемые «десять тысяч» греческих наемников оказались теперь без лидера в глубине вражеской территории. Ксенофонт вместе с несколькими другими был выбран руководителем, и «десять тысяч» двинулись вперед, сталкиваясь с персидскими и мидийскими войсками, пока не достигли Трапеза на Черном море. Радостные крики греческих воинов, достигших моря, thalatta , thalatta , (море! море!), до позавчерашнего дня глубоко укоренились в классической памяти западной цивилизации.
Действительно, строки появляются и снова появляются в литературе, например, в первой главе романа Джеймса Джойса « Улисса». Из-за своей относительно простой прозы Анабасис Ксенофонта на протяжении многих веков был основным текстом для обучения древнегреческому языку.
Изгнание
Ксенофонт вел поход с фракийцами и спартанцами и через некоторое время после суда над Сократом был изгнан из Афин. Затем он сражался под знаменем спартанского царя Агесилая II, и спартанцы в конце концов дали ему землю в Сцилле, в Элиде. Он жил в своем поместье с женой и двумя сыновьями, где сочинил Анабасис и другие работы. Затем он жил в Коринфе и, возможно, вернулся в Афины. Он умер около 354 г. до н.э.
Произведения
Среди произведений Ксенофонта есть несколько, посвященных Сократу: Меморабилии, Оэкономик , Симпозиум и Апология . Кроме того, он написал несколько «исторических» работ, в том числе Cyropaedia и Hellenica , а также Anabasis и несколько небольших работ по верховой езде, кавалерии, тирании, охоте, Спарте и другим вопросам.
Дополнительные сведения о биографии см. также:
Джон Диллери, Ксенофонт и история его времен , Лондон: 1995.
Ксенофонт — Энциклопедия Нового Света
Xenophon , Греческий историк
Xenophon (Греческий, ξενοφῶν; ок. 427 г. до н.э. — 355 г. до н.э. В 401 г. до н. э. В году он участвовал в походе под предводительством Кира Младшего против своего старшего брата, императора Персии Артаксеркса II. Он оказался в затруднительном положении в Месопотамии с группой наемников без лидера, Десятью тысячами, которые пробивались на север к Черному морю и в конце концов отплыли обратно в Грецию. Его запись об этом опыте, Anabasis («Экспедиция» или «Марш вверх по стране»), использовалась Александром Македонским в качестве полевого справочника на ранних этапах его завоевания Персии, а позже стала учебником для студентов. изучение греческого языка.
Содержимое
- 1 срок службы
- 2 Мысли и дела
- 2.1 Историко-биографические произведения
- 2.2 Сократические работы
- 2.3 Краткие трактаты
- 3 Каталожные номера
- 4 электронных текста проекта Gutenberg
- 5 Внешние ссылки
- 5.1 Общие источники по философии
- 6 кредитов
Ксенофонт написал несколько работ о политическом лидерстве и The Hellenica , семь книг по истории, охватывающих сорок восемь лет с конца Истории Фукидида до битвы при Мантинее. Он также написал вымышленный отчет о карьере Кира Младшего. В юности он был учеником и последователем Сократа и написал четыре произведения о Сократе в форме диалогов. Памятные вещи
защищают Сократа от обвинений в том, что он был нерелигиозным и развращал молодежь Афин. Работы Ксенофонта были сосредоточены прежде всего на этике и политической философии. Его работы пользовались большим уважением у римлян и оказали влияние на более поздних европейских политических мыслителей, включая Никколо Макиавелли, Мишеля де Монтеня и Жан-Жака Руссо.
Жизнь
Ксенофонт родился в Афинах около 427 г. до н.э. , сын Гриллуса. Диоген Лаэртский в «Жизнеописаниях выдающихся философов» сообщает, что Сократ однажды встретил Ксенофонта, тогда еще красивого юношу, в узком переулке, остановил его, перекинув через нее свою палку, и стал расспрашивать его, где в городе можно найти различные предметы. быть купленным. После того, как Ксенофонт ответил на все его вопросы, Сократ спросил его, куда в городе люди могут пойти, чтобы стать хорошими и добродетельными. Ксенофонт не знал, и Сократ сказал: «Иди за мной и учись», и с этого времени он стал последователем Сократа. Диоген Лаэртский описывает Ксенофонта как «человека, выдающегося во всех отношениях, очень любящего лошадей и собак, и великого тактика», а также «благочестивого человека, любящего приносить жертвы богам и обладающего большим авторитетом в том, что касается был обязан им и очень горячим поклонником и подражателем Сократа».
В 401 г. до н.э. Ксенофонт был приглашен своим другом Проксеном прибыть в Сарды и присоединиться к Киру Младшему в походе против его старшего брата Ататаркса. Ксенофонт говорит, что он попросил совета у Сократа, который сам был солдатом-ветераном, идти ли с Киром, и что Сократ направил его к боговдохновленному Дельфийскому оракулу. Однако вопрос Ксенофонта к оракулу заключался не в том, принять ли приглашение Кира или нет, а в том, «кому из богов он должен молиться и приносить жертвы, чтобы он мог наилучшим образом совершить намеченное путешествие и вернуться в целости и сохранности». .» Поэтому оракул сказал ему, каким богам молиться и приносить жертвы. Когда Ксенофонт вернулся в Афины и рассказал Сократу о совете оракула, Сократ отчитал его за то, что он задал оракулу неправильный вопрос, но сказал: «Однако, поскольку ты так задал вопрос, ты должен делать то, что повелел бог».
В своем наступлении на персидского царя Кир использовал греческих наемников, оставшихся без работы после прекращения Пелопоннесской войны. Греки победили Артаксеркса в битве при Кунаксе, но Кир был убит. Вскоре после этого греческий полководец Спарты Клеарх был приглашен на мирную конференцию, на которой был предан и казнен. Греческие наемники, известные как Десять тысяч, оказались без руководства глубоко на враждебной территории, недалеко от сердца Месопотамии, вдали от моря. Они избрали новых лидеров, включая самого Ксенофонта, и пробивались на север через враждебных персов, армян и курдов к Трапезе на побережье Черного моря. Затем они отплыли на запад обратно в Грецию. На обратном пути они помогли Севту II стать царем Фракии. В 399

Афины решили собрать военную силу для помощи лакедемонянам, и Ксенофонт послал своих сыновей, так как они получили образование в Спарте, присоединиться к ним. Грилл погиб, доблестно сражаясь за Афины в битве при Мантинее, и это могло быть причиной того, что изгнание Ксенофонта из Афин было отменено. Нет никаких доказательств того, что он когда-либо возвращался в Афины; Диоген Лаэртский сообщает, что Ксенофонт умер в Коринфе в преклонном возрасте. Дата его смерти неизвестна; историкам известно только, что он пережил своего покровителя Агесилая, которому написал панегирик.
Мысли и труды
Сочинения Ксенофонта, особенно Анабасис , часто читают начинающие изучать греческий язык. Его Hellenica является главным источником событий в Греции с 411 по 362 год г. до н.э. , и его сократовские сочинения, сохранившиеся полностью, являются единственными сохранившимися представителями жанра

Диоген Лаэртский пишет, что Ксенофонта иногда называли «аттической музой» за сладость его дикции; очень немногие поэты писали на аттическом диалекте.
Исторические и биографические труды
Анабасис («Экспедиция» или «Марш вверх по стране» ) — это запись Ксенофонта об экспедиции Кира против персов и его пути домой. Хотя он содержит описания стычек и сражений, это скорее анализ характера и руководства, чем военная история. Ксенофонт описывает характер Кира-младшего, говоря: «Из всех персов, живших после Кира Великого, он был самым похожим на царя и самым достойным империи».
Cyropaedia (Воспитание Кира) — вымышленный рассказ о приходе к власти Кира Великого, основателя Персидской империи.
Hellenica — это история, состоящая из семи книг, охватывающая события 48 лет, начиная с момента окончания «Истории Фукидида» и заканчивая битвой при Мантинее.
Агесилай — биография Агесилая II, царя Спарты и друга Ксенофонта.
Сократовские работы
Ксенофонт в юности был преданным поклонником Сократа. Согласно Диогену Лаэртскому, Сократ умер через год после того, как Ксенофонт присоединился к походу Кира против персов. Диоген также считает, что Ксенофонт был «первым, кто записывал разговоры по мере их возникновения и публиковал их среди людей, называя их памятными вещами», и «первым человеком, написавшим историю философов». Ксенофонт был современником Платона, и есть вероятность, что часть его материала была взята из Платона, а не непосредственно из Сократа.
Четыре книги Memorabilia of Socrates были написаны Ксенофонтом, чтобы защитить память о Сократе от обвинений в нерелигиозности и развращении афинской молодежи, показывая, что его беседы на самом деле поощряли добро и добродетель. Произведение представлено как серия бесед Сократа с самыми разными людьми, в которых он развивает и внедряет свои нравственные учения. Апология Сократа — короткая речь, объясняющая, почему Сократ предпочел смерть жизни. Симпозиум (Банкет философов) представлен как собрание философов в доме Каллия, богатого афинянина, в честь Великой Панафинеи. Сократ — один из ораторов. Hiero — это диалог между королем Гиероном и Симонидом. Король говорит об опасностях и трудностях пребывания у власти и о высшем счастье личной жизни; в то время как поэт перечисляет преимущества, которые дает обладание властью, и возможности, которые она предлагает, чтобы служить другим.
Краткие трактаты
В дополнение к своим длинным историческим трудам и сократовским сочинениям Ксенофонт написал несколько коротких трактатов на интересующие его темы. Гиппархик содержит военные предписания и рассказывает об обязанностях командующего кавалерией. Де Ре Эквестри о верховой езде, о том, как оценивать лошадь при покупке и как ее тренировать. Cynegeticus посвящен охоте, разведению и дрессировке охотничьих собак. Republica Lacedaemoniorum находится в конституции спартанских государств. De Vectigalibus (Пути и средства), исследует способы увеличения доходов Афин.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Лейн Фокс, Робин. Долгий поход: Ксенофонт и десять тысяч . Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 2004. ISBN 0300104030
- Штраус, Лео. Сократ Ксенофонта . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1972. Новое издание, 2004. Саут-Бенд, Индиана: Издательство Св. Августина. ISBN 1587319659
- Ксенофонт. Ксенофонт: Анабасис (Классическая библиотека Леба). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Репринтное издание, 1998 г. ISBN 067499101X
- Ксенофонт и Моррис Х. Морган. Искусство верховой езды . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, 2006.
ISBN 0486447537
- Ксенофонт, Робин Х. Уотерфилд и Хью Треденник. Беседы Сократа . Классика пингвинов. Издание Rev Ed, 1990 г. ISBN 014044517X
Электронные тексты Project Gutenberg
- Работы Ксенофонта. Проект Гутенберг
- Асегилай
- Анабасис
- Извинение
- Генерал от кавалерии
- Киропедия
- Экономист
- Хелленика
- Иеро
- Памятные вещи
- О верховой езде
- О доходах
- Государство афинян и лакедемонян
- Спортсмен
- The Symposium
Внешние ссылки
Все ссылки получены 11 октября 2020 г.
- Интернет-энциклопедия философии: Ксенофонт
Общие источники по философии
- Стэнфордская энциклопедия философии
- Путеводитель по философии в Интернете
- Проект Пайдея Онлайн
- Интернет-энциклопедия философии
- Проект Гутенберг
Авторы
Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .