Картина леонардо да винчи мадонна – Мадонна Литта — Википедия

Содержание

Мадонна Литта — Википедия

Леонардо да Винчи
Мадонна Литта. 1490—1491
Madonna Litta
Холст (переведена с дерева), темпера. 42 × 33 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург
(инв. ГЭ-249)
 Изображения на Викискладе

«Мадо́нна Ли́тта» (1490—1491) — картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи. Название картины происходит от миланского семейства Литта, в собрании которого она находилась большую часть XIX века.

Мнения искусствоведов относительно авторства картины расходятся. Часть их полагает, что картина принадлежит кисти ученика Леонардо Джованни Больтраффио или Марко д’Оджоно. Эрмитаж, однако, настаивает на собственноручном авторстве Леонардо да Винчи.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 История
  • 3 Атрибуция
  • 4 Документальный фильм
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины

ru.wikipedia.org

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Необычные детали шедевра

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Мадонна Литта. Любящая мать держит своё дитя. Который сосет грудь. Дева Мария красива. Младенец поразительно похож на мать. Серьёзным взглядом он смотрит на нас.

Картина небольшая, всего 42 x 33 см. Но она поражает своей монументальностью. Маленькое пространство картины вмещает в себя что-то очень важное. Чувство, что присутствуешь при событии, которое не подвластно времени.

Эта картина отличается не только величественностью. Но и своими деталями.

Обратили ли вы внимание, что младенец держит птичку в руке? Что вырезы для кормления на платье Мадонны были зашиты. И в спешке один из них был распорот? Заметили ли вы, как необычно освещаются герои? И почему Леонардо не проработал всех деталей картины?

У Леонардо да Винчи нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет свой смысл. Его картины важно “читать”. Этим мы сейчас и займёмся.

1. Освещение на картине, как на фреске “Тайная вечеря”

Мадонна стоит на фоне двух арочных окон. Через которые виднеется пейзаж. Голубые горные хребты и небо. Но функции освещения эти окна не несут. На Мадонну падает свет от неяркого источника откуда-то спереди слева.

Подобное освещение Леонардо уже однажды использовал в другом своём шедевре. В “Тайной вечери”.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Здесь мы тоже видим голубой горный пейзаж. Свет падает на фигуры Христа и апостолов также откуда-то слева. Как будто из окон трапезной монастыря, в которой находится роспись. Леонардо создал такую иллюзию, чтобы фреска гармонично вписывалась в пространство.

Возможно, того же эффекта он добивался и в “Мадонне Литта”. С учётом помещения, в котором она должна была висеть.

2. Леонардо НЕ проработал все детали картины

Обратите внимание, как тщательно проработаны лица героев на картине. При этом плащ Мадонны написан грубее. Вспомните, как тщательно прорисовывали каждую складку художники Эпохи Возрождения. Не удивительно, что возникли домыслы.

Якобы Леонардо в очередной раз не хватило терпения завершить работу. Еще до сих пор популярна версия, что ему помогал кто-то из учеников. Лица написал Леонардо. А вот все остальное, худшего качества, написал другой человек.

Я уверена, что работа принадлежит полностью кисти Леонардо. Просто он в очередной раз “забежал вперёд”.

Сделав разную степень проработки, он раставил акценты. Чтобы зрение зрителя “выхватывало” из пространства картины самое главное. Лица Мадонны и младенца.

После Леонардо к этому эффекту придёт Рембрандт. Иногда он оставлял часть работы незавершённой. “Картина закончена, как только художник осуществил в ней своё намерение”, говорил мастер.

Рембрандт. Портрет Яна Сикса. 1654 г. Коллекция Сикса, Амстердам. Wikimedia.commons.org

Посмотрите на неожиданный для 17 века импрессионизм Рембрандта. Одежда заказчика написана толстыми, быстрыми мазками. Для Голландии, которая славилась тщательностью в деталях, это было слишком революционно. Рембрандта не понимали.

А представьте, насколько был непонятым Леонардо. Который прибегал к таким эффектам на полтора столетия раньше. Может быть зря многие его работы считаются незавершёнными? Может они были задуманы такими?

3. Прототип Мадонны Литта был создан за 13 столетий до Леонардо

Был ли Леонардо первым в изображении Мадонны, кормящей грудью? На самом деле подобный образ встречается ещё на раннехристианских фресках. В Римских катакомбах.

До официального признания христианства верующие вынуждены были скрывать свою религию. Были вырыты подземные помещения. В них хоронили христианских мучеников и первых Римских Пап. Там же проходили богослужения. А стены подземелья покрывались фресками на библейские сюжеты.

У меня нет сомнений, что Леонардо был в этих катакомбах. Их вновь открыли при его жизни.

Неизвестный мастер. Мадонна с младенцем. Катакомбы святой Присцилы, Рим

Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. Много совпадений. То, как мать держит ребёнка. Как ребёнок сосет грудь и смотрит в сторону зрителей. Даже наклон головы Мадонны такой же.

А рядом стоит святой Иоанн Креститель и указывает пальцем на звезду. Его жест похож на жест со знаменитой картины Леонардо “Иоанн Креститель”. Если обе картины поставить рядом, то как раз получается роспись из Римских катакомб.

4. Разорванные стежки на груди Мадонны, как символ милосердия

Самая необычная деталь картины. На которую редко кто обращает внимание. На платье Мадонны – два выреза для кормления грудью. Они были аккуратно зашиты. Что видно по разрезу на левой груди.

Однако стежки на правой груди разорваны. Что бы это значило? Не может же мать каждый раз после кормления зашивать вырезы. А перед кормлением их разрывать. Напрашивается только один вывод.

Мадонна планировала отлучить ребёнка от груди. Поэтому вырезы за ненадобностью были зашиты. Однако она не устояла перед плачем ребёнка. Который просил маминого молока. В спешке стежки были разорваны. И дитя припало к груди.

Зачем же Леонардо добавляет такую деталь? Почему бы не изобразить обычный процесс кормления. Без предшествующей маленькой драмы?

Примерно с 1300 года знатные дамы прекратили кормить детей грудью. Нанимая кормилиц. А кто победнее обходился коровьим молоком. Так как в моду вошли “неиспользованные”, упругие груди.

Поэтому не случайно в 14 веке старшие современники Леонардо начали изображать образ Мадонны Млекопитательницы. Сами вскормленные в лучшем случае молоком кормилицы, они идеализировали образ кормящей родной матери.

Амброджио Лоренцетти. Мадонна Млекопитательница. 14 век. Национальная Пинакотека в Сиене, Италия

Леонардо скорее всего мать кормила грудью. Ведь она была девушкой из низшего сословия, крестьянкой.

Но он пережил другую травму. В 3 года он был разлучен с матерью. Знатный отец пожелал видеть своего незаконнорождённого сына рядом с собой.

Несомненно, эта детская травма повлияла на Леонардо. Поэтому он с таким трепетом изображает образ матери. Матери милосердной и любящей.

5. Щеглёнок. Иллюзия улыбки. Отсутствие нимбов.

Немало и других необычных деталей в “Мадонне Литта”. Щеглёнок в руке младенца. Эта птичка символизирует христианскую душу.

Вам кажется, что Мадонна улыбается? На самом деле нет. Это иллюзия за счёт тени в уголке губ.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (фрагмент). 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А ещё обратите внимание, что над Мадонной и младенцем нет нимбов. Если заказчики не настаивали на их изображении, то Леонардо предпочитал писать святых без них.

Он был гуманистом. Возвеличивающим человека. И в святых ему также была интересна больше их человеческая, нежели божественная сторона.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Картина «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта) Леонардо да Винчи. Описание картины

Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Мадонна Литта»
Картина написана: 1490—1491 г.
Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца — герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Мадонна Литта»
Картина написана: 1490—1491 г.
Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца — герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

5sec.info

Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Гений итальянского интеллектуала и гуманиста Леонардо да Винчи универсален и загадочен. Не менее таинственна и его знаменитая картина «Мадонна Литта». Загадки начинаются с датировки полотна и заканчиваются сомнениями некоторых искусствоведов в факте авторства великого итальянского художника. Но обо всем по порядку.

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом, источник которого расположен как бы перед изображением. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка.

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство – духовное кормление.

Судьба великой картины

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Отсюда возникло название картины. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. Художник добивался точности в передаче своего замысла на полотне, поскольку был убежден в том, что результат работы мастера сродни творению Бога. Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника – уловить и воплотить их. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.

Дата и авторство картины

Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Об этом говорят его записи, свидетельствующие о проработке композиции, неповторимая рука мастера в создании головы Богородицы, некоторых частей тела Иисуса, кропотливая работа Леонардо над светотенью. Специально не прописанные складки одежды и детали фона при тщательной проработке лиц на картине – тоже не является свидетельством того, что произведение было создано не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проступал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.

fb.ru

История одной картины: Мадонна Литта

Рена Махмудова, автор лекций об искусстве Италии, продолжает рассказ о мастерах и шедеврах эпохи Возрождения.

«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи — жемчужина собрания Эрмитажа, знакомый каждому с детства символ итальянской красоты эпохи высокого Возрождения. С момента своего создания произведение окружено тайнами, многие из которых разгаданы учеными. Но главная тайна этой небольшой по размеру, но необъятной по содержанию картины, раскрывается по-своему для каждого зрителя.

В архиве Государственного Эрмитажа сохранилось письмо 1864 года от миланского герцога Антонио Литта, в котором он уведомляет императора Александра II о своем намерении продать четыре картины из личной коллекции за сто тысяч франков. Среди них «Мадонна с младенцем» кисти Леонардо Да Винчи. Директор императорского Эрмитажа, Степан Александрович Гедеонов, отправился в Италию и привез в Северную столицу шедевр, ставший известным под именем «Мадонна Литта».

Покупка картины Леонардо вызвала широкий резонанс в Европе. Люди искусства и поздравляли Гедеонова с удачным приобретением, и сетовали на то, что бесценная картина отбывает в далекую Россию. Менее же удачливые покупатели и вовсе заявляли, что сомневаются в подлинности картины.

В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Сразу после появления картины в Санкт-Петербурге было принято решение о её немедленной реставрации и переносе с дерева на холст. Работа была доверена эрмитажному плотнику, который выполнил её с таким мастерством, что был награжден императорской серебряной медалью. Тем не менее, произведение утратило многое от первоначальной версии, что значительно осложнило работу искусствоведов и экспертов.

На сегодня сомнения развеяны. «Мадонна Литта» — шедевр Леонардо да Винчи и его школы. Замысел, композиция, изображение лица Девы Марии, моделирование фигур с помощью тончайшей светотени принадлежат кисти маэстро.

«Maria Lactans» или «Мадонна, кормящая младенца» — сюжет, широко распространенный в итальянской живописи XIV–XV вв., он необычайно волновал мастера. Женщина с младенцем — тема его многочисленных рисунков и набросков. Изображая нежных и печальных женщин с прелестными младенцами, Леонардо исследует чувства и грани человеческой души.

Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. В обычной комнате молодая женщина с нежностью прижимает к груди младенца, над их головами не изображены нимбы, а рядом нет ни святых, ни ангелов. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности, исходящей от произведения.

Леонардо использует тонкие художественные приемы, создавая лаконичное и совершенное произведение.

Два симметричных окна уравновешивают композицию, а пейзаж придает картине глубину и таинственность (кстати, именно эти горные вершины помогли установить примерную дату создания картины: искусствоведы отмечали сходство пейзажей, открывающихся из окон на картине «Мадонна Литта» и на знаменитой фреске «Тайная вечеря», относя создание картины к 80-м годам XV века, к миланскому периоду творчества Леонардо).

Противопоставляя скульптурную неподвижность Мадонны и экспрессивность позы младенца, мастер создает цельную группу, где каждый элемент дополняет друг друга. Манера Леонардо угадывается и во взаимосвязи взглядов и жестов, и в том, как гармонично красный цвет платья Мадонны перекликается с цветотенью, моделирующей лицо и тело младенца, и в равновесии синих тонов плаща и пейзажа, и в той тонкости, с которой прозрачная вуаль повторяет линии прически и, конечно, в выражении лица молодой женщины.

В собрании Лувра хранится рисунок женской головы, вне всяких сомнений выполненный с натуры и созданный Леонардо во время работы над «Мадонной Литта». Но на картине мастер изобразил идеализированный портрет прекрасной женщины. У неё узнаваемый «леонардовский» тип красоты: медные волосы, вытянутое лицо, высокий лоб, удлиненный нос и знаменитая, таинственная и ускользающая улыбка, так точно передающая глубину человеческих чувств.

Интересен и взгляд младенца, обращенный к зрителю. Мастер не только устанавливает тонкую, почти мистическую связь между реальным миром и миром воображаемым, но и приглашает зрителя к со-творению. Ускользающую гармонию момента и неуловимое чувство нежности и материнской любви видит и чувствует каждый соприкоснувшийся с творением Леонардо. Чувствует по-своему в зависимости от своего воображения, темперамента и даже настроения.

simplebeyond.com

Леонардо да Винчи — Мадонна Литта: описание картины

«Мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой. Работа перенесена с дерева. Полотно кисти знаменитого художника можно увидеть в Санкт-Петербурге в «Эрмитаже».

Мадонна Литта

История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Работа получила название «Мадонна с младенцем». Но со временем картина перешла в собственность семьи Литта, по фамилии которой получила распространенное название. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года.

Композиция картины

Описание картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» не будет полным без приведения таких ассоциаций, как материнская нежность, забота, любовь, умиротворение, доброта, ласка. Основная идея картины миланского периода Леонардо в том, что материнская любовь — самая искренняя, чистая, глубокая, сокровенная.

Классический сюжет передается на полотне в необычной трактовке. Да Винчи объединяет в центральных образах земное и высокое, духовное и чувственное. Его Мария очень человечная.

В центре картины Мадонна, олицетворяющая материнскую заботу. Тема молодой женщины с ребенком часто встречается в полотнах Леонардо, но его образы часто отступают от традиционной трактовки образа Марии. Да Винчи больше уделяет внимания созданию естественности ситуации и исследованию эмоций матери, занимающейся с ребенком.

Автор картины «Мадонна Литта» передает полное спокойствие матери, кормящей младенца. Ее голова нежно склонена к ребенку, хоть на лице нет улыбки, взгляд переполнен любовью и заботой. Глубокая любовь матери к ребенку выражает вся ее поза, передающая счастье, удовольствие от наблюдения за младенцем, сосущим грудь.

младенец

Младенец на коленях матери немного крупноватый, что характерно для многих картин художника, изображающих детей. Он смотрит прямо на зрителя, его взгляд слегка затуманенный и рассеянный. Ребенок как-будто начинает засыпать. Глаза младенца выписаны очень четко и выразительно. Младенец держится правой рукой за грудь матери, а во второй зажат щегол — символ христианской души.

Освещение картины

Мать с ребенком написаны на фоне темной стены, из двух окон которой видны горные пейзажи. Живописная природа за окном дома, где находятся мать с младенцем, приоткрывает прекрасный, но пока недосягаемый, неизведанный внешний мир. Из окон сочится едва уловимый свет, не столько освещающий центральные фигуры композиции, сколько затемняющий стену.

Искусство игры со светом и тенью Леонардо оттачивал с юных лет. В картине отлично видны результаты. Фигуры матери и ребенка освещаются как-будто спереди, а свет из окон падает в направлении зрителя. Такое сочетание придает живую объемность композиции. Для тех, кому техника работы со светом Да Винчи знакома, с первого взгляда ясно, кто написал «Мадонна Литта».

Вся картина разделена на светлые и темные участки. 5 основных пятен света: два окна на заднем фоне, лицо матери, фигура младенца и синяя накидка на плечах Мадонны. Пятна создают два треугольника с направленными в разные стороны вершинами. Это придает одновременно живость изображению, ощущение движения центральных фигур и устойчивость композиции.

Единство матери и младенца

Мадонна с младенцем — «Мадонна Литта» — работа с четкими образами. Два центральных образа — мать и младенец — очень тесно пересекаются. Связь между ними очевидна. Это создает впечатление единства и и целостности. Кажется, что они абсолютно неразлучны, и что единение сохранится вечно. Создается впечатление незыблемости вечной ценности — материнской любви.

Симметрия

Ее силу, устойчивость и прочность подчеркивают второстепенные образы — два окна за спиной молодой женщины. Они расположены симметрично, но асимметричная фигура девушки гармонично вписывается между ними. Это придает лаконичность композиции, делает завершенной и совершенной. Фигура матери с ребенком как-будто подпирается двумя окнами по бокам, поэтому производится впечатление надежности, защищенности и спокойствия.

Стиль картины «Мадонна Литта» полностью отвечает авторскому видению образа женщины. В несвойственной эпохе манере Да Винчи изображал женщин так, чтобы передавать их эмоции. И идея произведения «Мадонна Литта» отличный образец того, как это художнику удавалось. Одухотворенность и умиротворенность на лице Девы передаются и зрителю.

Также интересно:

surzhyk.org

Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

. Это цитата

Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

 

М а д о н н ы

Леонардо да Винчи  и  Рафаэля Санти

Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека». 

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя – Leonardo di ser Piero da Vinci, в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии – «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.

Кто не знает «Джоконду» — знаменитый шедевр Леонардо да Винчи?! Лицо Джоконды знакомо всему миру, ее образ по-прежнему является наиболее часто репродуцируемым изображением. Однако, несмотря на свою популярность и растиражированность, «Джоконда» остается для нас загадкой.

Эта картина окутана тайной, и каждый раз, глядя на нее, мы испытываем удивительное чувство открытия чего-то нового, не изведанного ранее — подобно тому, как мы заново открываем для себя хорошо знакомый с лета пейзаж, увидев его однажды осенью погруженным в таинственную туманную дымку…

В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины — «Джоконда».

Типичное для живописной манеры Леонардо да Винчи «сфумато» здесь подчеркивает таинственную силу природы, которую человек может только видеть, но постичь разумом не способен.

Этот конфликт между зримым и сущим порождает смутное ощущение беспокойства, усиливающееся беспомощностью перед природой и временем: человек не знает, куда ему идти, ибо его жизнь — как та извилистая дорога из мрачного пейзажа за спиной у Джоконды — выходит из ниоткуда и устремляется в никуда…

Леонардо волнует вопрос о месте человека в этом мире, и, похоже, один из возможных ответов он выражает в улыбке несравненной Моны Лизы: эта ироничная улыбка является знаком полного осознания кратковременности человеческого существования на земле и покорность Вечному порядку природы. В этом — мудрость Джоконды.

Как отмечал немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), «Джоконда» «снимает напряжение между личностью и природой, а также стирает грани между жизнью и смертью».

Написанная в Италии, «Джоконда» навсегда осталась во Франции — наверное, в качестве своеобразного бонуса за проявленное по отношению к ее автору гостеприимство.

Леонардо да Винчи: Мадонна Литта

Литта– миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий – отсюда её название. Первоначальное название картины – «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

«Мадонна в скалах» (1483-1486) Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)

Мадонна в гроте

«Мадонна в гроте» — первая из работ Леонардо да Винчи, относящихся к миланскому периоду его творчества. Изначально эта картина должна была украшать алтарь часовни братства Непорочного Зачатия в миланском соборе Сан Франческо Гранде и является прекрасным свидетельством непревзойденного мастерства Леонардо да Винчи в области светотеневой моделировки фигур и пространства.

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем

Леонардо да Винчи: Мадонна Бенуа

Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи

«Прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.

«Мадонна с гвоздикой» — картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. 1478-1480 гг.

В этой подборке  собраны самые известные картины Рафаэля, посвященные образу Богоматери (Мадонны).

Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем, которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.

 

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства — чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства — основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Мадонна с младенцем» (Madonna di Casa Santi) — первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). «
Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

 

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

 

«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *