Пантеизм и диалектика в учениях н кузанского и дж бруно – . . —

н. Кузанский, Дж. Бруно, ф. Телезио.

Натурфилософия — это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу. Цели натурфилософии: обобщение и объединение общего знания о природе; выяснение основных естественно-научных понятий; осознание связей и закономерностей явлений природы.Натурфилософия Ренессанса носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.Натурфилософские взгляды философов Ренессанса соединяются с элементами стихийной диалектики, которая во многом исходит из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты — в моря. Человек, по их мнению, часть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.Пантеизм — учение, которое обожествляет Вселенную, природу. Пантеизм существует в четырех формах: 1)теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая при этом мир самостоятельного бытия; 2) физиомонистический пантеизм утверждает, что существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существования; 3) мистический пантеизм; 4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах. Сторонники пантеизма в эпоху Ренессанса возвеличивали личность через Бога.Диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в ее развитии принадлежит Н. Кузанскому. Н. Кузанский, как многие мыслители Возрождения, в своих построениях исходил из христиански переработанного неоплатонизма. Неоплатонизм учит о божественной эмманации и ступенчатом строении мира. На вершине иерархии располагается Бог, а далее последовательно идут более низкие ступени бытия. Отправляясь от этой идеи, Н. Кузанский развил три главные части своего учения: структурно-математический метод, концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума и, наконец, раскрыл то, что он называет «ученым неведением». Внимание к теме бесконечности приводит Н. Кузанского к понятиям бесконечно малого, предела и суммы бесконечно малых. Мыслитель разрабатывает структурно-математический метод, ставший непосредственным предшественником математического анализа — одной из фундаментальных математических теорий. Отправным пунктом структурно-математического метода является понятие «бытие-возможность». Н. Кузанский обращает внимание не на отдельные вещи и предметы, а на процессы. Мысль Н. Кузанского устремлена к бесконечности, а следовательно, он предпочитает рассматривать все предметы мысли в качестве процессов. Таково вообще свойство культуры Ренессанса: она устремлена к бесконечности. Другой аспект состоит в том, что, двигаясь по пути уподобления бесконечного конечному, наш разум все же не может постичь истину во всей полноте, во всей ее обнаженности. Но разум способен усматривать истину «сквозь покровы», не срывая их, не обнажая истины. В трактате «Об ученом неведении» Н. Кузанский рассуждает следующим образом. Наше знание состоит в сравнивании и сопоставлении того, что нам неизвестно, с тем, что известно. Такой процесс познания не испытывает трудностей, когда познаются вещи конечные. Как философ Николай Кузанский стоял на позициях неоплатонизма, идеи которого он черпал как из античных, так из средневековых источников. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Метафизически и теологически он считал, что Бог есть Единое. В сфере теории государства и политики он также исповедовал идею единения. Самой важной целью он считал максимально широкое воплощение мира и согласия, невзирая на объективные различия во мнениях. В своей философии он развил необычное для своего времени представление о религиозной терпимости. Активно дискутируя об исламе, он признал за этой религией некоторую правдивость и право на существование.Джорда́но Бру́но — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определенное влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.Телезио Бернардино (1509-88) — итал. натурфилософ эпохи Возрождения, материалист. Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как гл. источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. Т. оказал большое влияние на Бруно и Кампанеллу и стал одним из предшественников Ф. Бэкона. В истолковании природы Т. исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая, т. обр., пустоту), столь же извечное начало, как и бог. Подобно др. натурфилософам его эпохи, Т. придерживался гилозоистических идей (Гилозоизм). Развитая Т. система космологических воззрений сводилась к идее, согласно к-рои тепло и холод, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на Солнце, а холод — на Земле. Гл. соч. — «О природе вещей согласно их собственным принципам» (1565).

Специфика научного знания. Функции и критерии науки. Проблема классификации наук. Науки «о природе» и «науки о культуре»: специфика естественнонаучного и гуманитарного знания (О. Конт, В. Виндельбанд, В. Дильтей). Медицина как наука. Роль науки в современном мире.Для выяснения специфики научного знания сравним его с обыденным, повседневным знанием; они в определенном смысле противостоят друг другу, но в то же время тесно взаимосвязаны. Обыденное знание и его конкретная форма — здравый смысл — это непрофессиональное, вообще неспециализированное жизненно-практическое, повседневное знание. В отличие от обыденного знания научное знание — это продукт специализированной, профессиональной формы человеческой деятельности, которая предполагает существование особой цели его приложения, а также применение научных методов, которыми не располагает обыденное познание. Методологические требования к научному знанию (и, соответственно, социальные ожидания) — быть объективным, доказательным, точным, принципиально критичным, ориентированным на адекватное постижение реальности. Научное знание носит теоретический, концептуальный характер, как знание общезначимое и необходимое. Если обыденное знание — это, как правило, констатация явлений, внешних связей и соотношений, то научное ориентировано на исследование закономерностей, на поиск нового, отсюда его высокая объяснительная и предсказательная способности, а также его системная организация.Разумеется, и обыденное знание в той или иной степени систематизируется для конкретных практических или духовных потребностей человека в виде, например, телефонной книги, справочников торговых предприятий, железных дорог, станций и т. п. Поскольку обыденное знание, отражая повседневный опыт человека, носит преимущественно «рецептурный» характер, то часто оно предстает в виде набора советов, рекомендаций, мнений, ссылок на примеры и авторитеты, популярные данные науки.Элементы и структура научного знания как целостной системы будут различными в зависимости от того, что является его предметом: рассматривается ли логическая структура теорий и их следствий или осуществляется анализ на функциональном уровне и выявляются функции каждого элемента знания; принимаются ли во внимание более крупные единицы знания, чем теория (исследовательская программа, картина мира и т. п.), или от них отвлекаются. Научное знание может быть представлено как система логически взаимосвязанных предложений, одни из которых фиксируют объективные связи и законы действительности, другие — формулируют программу получения, проверки и построения знания. Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. Познавательная и мировоззренческая функции науки. Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается. Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее — разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.Критерии научности следующие:

1)Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного. 2)Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей (1833-1911) — представитель «философии жизни», основоположник понимающей психологии и школы «истории духа». Мыслитель выделял два аспекта понятия «жизнь»: взаимодействие живых существ — это применительно к природе; взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени — это применительно к человеческому миру. Понимание жизни (в единстве двух указанных аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие («науки о духе») — жизнь людей. Лидеры баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических («наук о духе») и естественных. Первые являются идеографическими, т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые — номотетическими: они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Как писал Виндельбанд, одни из них суть науки о законах, другие — науки о событиях.

Вместе с тем Виндельбанд и Риккерт не считали деление наук на естествознание и «науки о духе» удачным и удовлетворительным. Они полагали, что это разделение чревато для обществознания либо редукцией к методологии естествознания, либо к иррационалистическим толкованиям социально-исторической деятельности. Вот почему оба мыслителя предложили исходить в подразделении научного познания не из различий предметов наук, а из различий их основных методов.Все науки делятся на гуманитарные и естественные. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:  1. первое основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания  гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя умучается разумеется в своих материальных носителях. Важной   особенностью гуманитарного  знания  в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.  2. в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных  данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации. 3. Метод естествознания генерализирующий (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью поэтому метод гуманитарного знания можно назвать индивидуализирующим. 4. На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней чем естественно научное знание.

studfiles.net

ФИЛОСОФИЯ Н. КУЗАНСКОГО И ДЖОРДАНО БРУНО.

Поделись с друзьями

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401—1464) был священнослужителем, с 1448 г. — в звании кардинала. Еще в юности он увлекался математикой, астрономией, географией и другими науками. Этот интерес у него сохранился до конца жизни и отразился на его мировоззрении, полностью не укладывавшемся в религиозные представления. Им написано значительное число философских работ («Об ученом незнании», «О предположениях», «О бытии — возможности», «Об охоте за мудростью», «О вершине созерцания» и др.). Он стремился выяснить вопрос об отношении между Богом и миром, о способах познания Абсолюта. Его философские размышления сыграли значительную роль в преодолении многих догматов церкви и в критике господствовавшей тогда схоластики.

Кузанский стоял на позиции пантеизма, отстаивая тезис «Творец и творение суть одно и то же». Его пантеизм, между прочим, отличался от той его разновидности, которая полностью отождествляла Бога и природу. Он полагал, что Бог есть нечто более совершенное по сравнению с природой, являясь ее разумным основанием. В результате Бог как бы отодвигался от множества природных явлений. Кузанский признавал идею взаимосвязи всего сущего, разрабатывал учение о совпадении противоположностей, утверждал, что мир «свертывается» в Боге, а Бог «развертывается» в мире. Он отстаивал положение о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума. Признавая бесконечность абсолютного максимума, тем самым порывал с догматом о пространственной и временной конечности мира.

Кузанский заложил основу новой философской концепции — пантеизма. Пантеизм (от греч. pan — все и theos — бог)— это философское учение, отождествляющее бога и мир, считающее, что бог слит с природой, как бы разлит в окружающем мире, пронизывает его. Но, с другой стороны, бог является также и абсолютным минимумом, самым малым, что может быть,— ведь бог присутствует в каждой пылинке, в мельчайшей частице вещества.

По убеждению Кузанского, человек обладает тремя видами ума (тремя способностями): ЧУВСТВОМ (т.е. ощущением плюс воображением), РАССУДКОМ и РАЗУМОМ. Разум — высшая познавательная способность человека. Но эту способность он трактовал своеобразно: разум не может ничего постигнуть, чего не было бы уже в нем самом в сокращенном, ограниченном состоянии. Извлечь противоположности из сущности помогает интуиция, а представить их в единстве — диалектика и математика. Кузанский был сторонником научного постижения природы. Он считал, что разум постигает глубины предметов, но истина при этом не может быть завершенной, окончательной (под истиной понимал абсолютную, исчерпывающую истину). Он писал: «Наш разум… никогда не постигает истину так точно, чтобы не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов он имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не равен кругу, если не разрешится в тождество с ним». Кузанский указывал на ограниченность рассудка, не связанного с разумом, критиковал догматическую схоластику, не выходящую за пределы догматического рассудка; в этой связи он высоко оценивал познавательное значение опыта и эксперимента в познании природных явлений. Он считал, что человек – это также «Бог», но не в абсолютном, а в ограниченном смысле.

ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600) — пошел еще дальше Коперника, утверждая, что даже Солнце не является центром Вселенной. Он считал, что бесконечная Вселенная состоит из множества звезд, подобных Солнцу, вокруг которых вращаются множество планет, похожих на Землю. Никакого центра, занимающего исключительное, привилегированное положение в бесконечной Вселенной, вообще не существует. Вселенная порождена бесконечной божественной мощью. Бруно развивал концепцию пантеизма Кузанского: философия познает не какое-то сверхприродное божественное существо, а природу, которая и является «богом в вещах». Вселенная — это единая материальная субстанция, обладающая одушевленностью. Всем природным вещам в той или иной форме присуща жизнь. Разумная жизнь возможна не только на Земле. Бруно отверг принцип подчинения разума вере, а философии — теологии, считая неприемлемой идею «двойственности истины», т.е. признания сосуществования религиозной и научной истины. Он полагал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт.

Самой радикальной и последовательной из всех систем итальянской натурфилософии является пантеизм Бруно. Праосновой мира у него выступает ЕДИНОЕ, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего, субстанциональной возможностью всего развернутого, конкретного. Силу, которая удерживает весь мир в единстве и многообразии, Бруно называл «душой мира» или универсальным разумом.

Таким образом, Кузанский определил мировоззрение ДЖОРДАНО БРУНО, который считал, что если природа соединена с Богом, то движение в природе производится не от внешнего ей перводвигателя, а из каких-то её внутренних сил. Ведь ничто не может быть вне Бога, потому что Бог это всё, но Бог пребывает в вещах, и, следовательно, двигательная сила вещей тоже находится в вещах. Если природа соединена с Богом, то природа одушевлена, и у природы есть душа (логическое обоснование гилозоизма).

Поскольку природа – это весь мир, то душа природы есть Мировая душа. Поскольку движение есть во всей природе, то его производит также то, что есть во всей природе, а во всей природе есть Мировая Душа. Таким образом, именно Мировая Душа производит движение в природе. Поскольку движение в природе постоянно и безостановочно, то Мировая Душа должна производить его силами также постоянными и безостановочными. Но душа – это явление психическое, а психические явления приходят и уходят, возникают и пропадают, являются явлением неустойчивым и не постоянным. Следовательно, постоянное и безостановочное движение в природе должно порождаться какой-то особенной психической силой Мировой Души, которая проявляется в ней постоянно, безостановочно и никогда не уходит. Такой постоянной и безостановочной силой для любого психического по своей природе является инстинкт жить, или жизненный инстинкт, который ни на секунду не покидает ни одну душу и, следовательно, именно силою своего жизненного инстинкта Мировая Душа производит движение в природе. Таким образом, движение природы в нашем мире будет вечным, как вечен жизненный инстинкт. Но наш мир не единственный во Вселенной, поскольку таких миров, как наш, во Вселенной множество, и все они также находятся в вечном движении также в силу своего жизненного инстинкта (теория множественности миров).

Оба представители натурфилософии и отстаивали пантеизм.

students-library.com

учение о бесконечности вселенной и множественности миров.

Пантеизм — это философское учение, в котором Бог и природа (Вселенная) отождествляются, полностью сливаются.

Николай Кузанский (1401 —1464) по прозвищу Кузанский (Кузанец) родился в семье рыбака в поселке Куза на р. Мозель (Германия).

Онтологи­ческое учение Николая Кузанского выросло на базе средневекового платонизма, реализовав заложенную в последнем тенденцию к пан­теизму. Бог и Вселенная при этом отождествляются, и Бог = Все­ленная понимается как Абсолютное бытие и как Абсолютный мак­симум.

Распространенная в античности идея о том, что «все есть во всем» (например, у Анаксагора), получает свое развитие в учении Кузанца о совпадении минимума и максимума.

В основе его гносеологии лежат онтологические представления о том, что в бесконечности противоположности совпадают, и, поскольку Бог является бесконечным, все различия, которые в тварном мире про­тивопоставлены друг другу, совпадают в Боге — так, как совпадают в Нем минимумы и максимумы.

Процесс познания Вселенной Бога проходит, по Кузанскому, в че­тыре этапа: чувственное, рассудок, разум и интеллектуальная интуиция.

Учение о человеке. Как и большинство гуманистов, Николай Кузан­ский понимал человека как микрокосмос.

Идеи Кузанца оказали большое влияние на даль­нейшее развитие пантеизма (Джордано Бруно), а его учение о минимумах и максимах — на развитие учения о бесконечно малых величин. Дрождано Бруно был автором концепции множественности миров, которая предполагала существование кроме нашего мира, ещё и многих других. Но церковь этого не признавала, ссылаясь на Библию, по которой Бог создал только этот мир, о других мирах ничего не говорилось. В результате Дж. Бруно был сожжен.

4.Естественнонаучная мысль эпохи Возрождения и ее связь с философией (л. Да Винчи, н. Коперник, Везалий).

Эпоха Возрождения дала сильный толчок развитию всяческих наук, в первую очередь наукам естественного цикла. Реальная жизнь обусловила новый подход к познанию мира. Он требо­вал притока достоверных знаний. Технические и естествен­ные открытия стали знамением времени. Так, гениальный Леонардо да Винчи явился основоположником анатомии как науки. Одним из первых в Европе он стал исследовать строе­ние человеческого тела методом вскрытия, описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы. Анатоми­ческие атласы великого живописца мастерски точны, его ра­боты на полвека опередили исследования основателя научной анатомииАндреаса Везалия (1514 — 1564), ставшего основоположником описательной анатомии и создавшего труд в семи книгах «О строении человече­ского тела».

Николай Коперник(1473 — 1543) — великий польский астро­ном, труды которого произвели переворот в развитии научного знания. «Коперниковская революция» не сводилась к простой замене Земли Солнцем в качестве предполагаемого центра мира. Была предложена принципиально новая модель мироздания, базирующаяся на объективно истинной картине движения планет, что явилось камнем преткновения для признания уче­ния Коперника теологией. Гелиоцентрический космос Коперника предстал как ограни­ченная система фиксированных звезд, хотя и в тысячи раз большая, чем предполагали раньше астрономы.

 

studfiles.net

Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно


⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 22Следующая ⇒

Важнейшими философскими идеями Возрождения являются:

1. Пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – бог не персона, не «старичок» аскетичного вида с нимбом, сидящий на троне, а некое «рацио» (рассудок) мира, душа природы. Таким образом, природа – это тело, а разум природы – это Господь бог.

2. Панпсихизм (греч. pan – все, psychё – душа) – воззрение, согласно которому в мире все одухотворено, вся природа обладает психикой.

3. Гилозоизм (гр. hylё – здесь вещество, zoё – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевленности материи. По сути, гилозоизм является следствием пантеизма и панпсихизма.

ПАНТЕИЗМ

Николаи Кузанский (Николай Кребс)

Николай Кузанский (1401 —1464) был родом из семьи простолюдинов, однако ему очень повезло. В детстве он попал в услужение к местному сеньору, который его «приметил» и отправил учиться в школу при монастыре, а затем в Соррбонский университет (на теологический факультет). Николай блестяще окончил обучение, поступил на службу и дослужился до сана Кардинала. Кроме того, он серьезно увлекался астрономией и математикой, и именно Кузанский предложил переход к Григорианскому календарю.

Пантеизм Кузанский рассматривал с точки зрения математики. Как и его предшественник (Фома Аквинский), он оперировал понятием «бесконечность», но его бесконечность была не «дурной», а «актуальной». В актуальной бесконечности противоположности совпадают, они тождественны. Например, если увеличивать радиус окружности до бесконечности, то абсолютно кривая линия становится прямой. Одновременно при увеличении радиуса окружность теряет смысл понятие «центра», поскольку центром в бесконечности может быть любая точка. Так же и Бог – если мир бесконечен, то центром мира и богом может быть любой объект.

Джордано Бруно (1548 — 1600 гг.) развивал идеи Николая Кузанского. Джордано Бруно, итальянский философ, поэт, родился в 1548 г. в городе Нола, в Италии.

До Бруно считалось, что Вселенная ограничена небесным сводом, а звезды – это «дыры» в небесном своде, через которые льется небесный свет. Бруно же утверждал, что «хрустальной сферы» (небесного свода) нет, планеты движутся вокруг солнца, в пустоте, и никаких прикрепляющих их связей тоже нет. Звезды – это не «дыры», а солнца, они тоже могут иметь свои планеты, на которых есть жизнь! Эта идея Джордано Бруно получила название «Концепция о множественности миров».

В 1600 г. Бруно сожгли на костре. Однако сожгли его не за эту идею о множественности миров, а именно за пантеизм! Бруно был простым монахом, путешествовал по свету и выступал с ярой критикой Ватикана, обвиняя церковь в чревоугодии, властолюбии, порицая торговлю индульгенциями. Бруно обвинили в том, что его идеи (пантеистические) противоречат Священному писанию, ведь если бог не личность, он не может быть творцом, управителем, созидателем, собеседником и др. Кроме того, отрицая личностный характер бога, Бруно называл иконопись иконоборчеством.

Философия Томаса Мора

Томас Мор (1478 — 1535).

Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия».

Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» — место, которого нет. Или «эу топос» — благое место.

Утопия — страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы — проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.

У самого Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация была очень сурова.

Потребность рынка в шерсти привела к тому, что в Англии должно было увеличиться поголовье овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. А бродяжничество стало массовым явлением. Это была только одна из мерзостей, которыми сопровождалось первоначальное накопление капитала.

Томас Мор задался вопросом «как же быть?». В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком — частная собственность.

Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма — частная собственность.

В Утопии нет денег. Зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Если человек пожелает путешествовать, он обязан, прибыв на место, шесть часов в день трудиться все равно. Следовательно, изобилие продуктов, нет бедных и богатых, все одинаково богаты.

Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек — высшая ценность, а для человека главное — здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота — о здоровье. Здесь проявляется антиаскетизм позиции Мора, забота о потребностях человека как телесного существа прежде всего.

В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция). Очень веротерпимы по отношению к другим религиям.

Философия Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452 — 1519)

Внебрачный сын нотариуса и крестьянки. По его словам, книжного образования не получил, но зато был хорошо знаком с математикой.

Выразил ироническую оценку знатоков литературы — «пересказчики». Его учитель — «наставник их наставников» — опыт. Да Винчи восстанавливает то особое отношение к опыту, которое было в 13 веке в школе францисканцев выражено Гроссетестом и Бэконом.

1 Опыт — активный целенаправленный эксперимент. Да Винчи пытается осмыслить роль эксперимента для познания. Не создает, конечно, теорию эксперимента, но, самое главное, утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию и в этом случае будет «слепым», не имеющим значимости. «Наука — полководец, практика — солдаты».

2 Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Пока это скорее декларация, но тем не менее, идеи из записных книжек Леонардо да Винчи представляют собой особенность науки Нового времени.

Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Во-первых, человеческая природа активна, человек — это деятель. Природа — это творческая мощь, природа творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог — первопричина и перводвигатель, но у природы — творческая мощь. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное.

Человек — «великое орудие природы».

Человек продолжает творческую деятельность там, где природа ее заканчивает, и создает «бесчисленные виды новых вещей».

Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что проивзодит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы).

Мир, человек прекрасны.

Гармония и природы, и человека не лишена трагизма.

Некоторых людей оценивает уничижительно («проходы для пищи»). Это симптомы кризиса гуманистической идеи.

Джордано Бруно философия

Джордано Бруно (1548 — 1600)

Сожжен в Риме на площади Цветов.

Сын мелкого дворянина, родился в местечке Нола (Ноланец), стал монахом доминиканского монастыря, сбежал. Бесконечные странствия по Европе. В 1592 году прибыл в Падую в надежде получить кафедру математики, однако был схвачен инквизицией и через 8 лет сожжен на костре.

Законченная пантеистическая картина мира, тщательно разработанная.

Провозгласил себя сторонником гелиоцентрической концепции Коперника. В том числе потому и сожгли.

Центральное понятие — понятие единства. Идея единства доводится до крайней формы в виде учения о противоположностях и их единстве. Главным образом оно связано с аристотелевской категориальной системой — возможность и действительность, форма и материя, сущность и существование, изменчивость и неизменность, единство и множественность.

Выше единства ничего не существует. Христианскому Богу в Универсуме места нет.

Отвергает любой дуализм, Бога и мира, материи и формы, сущности и существования. В полемике с Аристотелем утверждает, что форма коренится в самой материи, нет нужды в аристотелевском перводвигателе. Материя сама оформляет себя и обладает самодвижением. Возрождается демокритовский атомизм (монады), монады обладают самодвижением. Мировая душа как мастер оформляет материю, все вещи одушевлены.

Бруно, как Телезио и Патрици, переносит на материю принцип активности — божественную способность (природу активно-творческую) и природа оказывается обладающей самодвижением.

Эта идея сочетается с пантеизмом и получает в нем наиболее полное выражение.

Космологические взгляды Бруно: развивая пантеизм, устраняет противоречие небесного и земного миров, характерное для христианской теологической мысли, и продолжает дело, начатое Коперником — придает идеям Коперника философское звучание.

1 Иерархию отвергает, мир един и иерархии нет.

2 Подчеркивает бесконечность мира. Существуют бесчисленные миры. В 5 веке до н.э. — Демокрит. Обосновывает бесконечность бесконечной мощью Бога, который совпадает с миром.

3 Идея единства всего позволяет Бруно решать теоретико-познавательные вопросы. Не противополагает человека как познающее существо остальному миру — поэтому можно познавать (как часть мира). Шесть ступеней познания:

 ощущения

 обобщение чувственного опыта

 воображение

 рассудок

 итнтеллект

 ум.

Рассудок, интеллект и ум — не одно и то же. Интеллект осуществляет чтение и осмысление продуктов деятельности рассудка, осмысление содержания деятельности рассудка. Ум — высшая способность познания, усматривает единство противоположностей.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Вопрос 11. Философия эпохи Возрождения и её особенности. Пантеизм и диалектика в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно.

Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401—1464). Центральным пунктом философии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и природа слиты. Бог – это вообще, это само бытие. Все вещи, предметы и тела мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество. Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог един, а предметов в мире много и проявление этих предметов инобытие Бога, но они противопоставлены между собой и имеют собственную структуру. Он очень высоко ставил человека: 1. Человек — есть второй бог. Он способен творить; 2. Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение; 3. Человек — микрокосм, или малый мир.

Николай Коперник (1473—1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548—1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы — как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного — с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах».Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

studfiles.net

19. Натурфилософия и пантеизм. Н.Кузанский, Дж. Бруно.

Натурфилософия часто носила пантеистический характер (пантеизм – всебожие). Прямо не отрицая существования Бога, натурфилософия отождествляла его с природой, как бы возвращая его из потустороннего (трансцендентного) мира. Природа вновь, как и в античной философии, выступает в качестве активного начала, причины всех вещей, явлений. Наиболее видными представителями натурфилософии были: кардинал, ученый и философ Н. Кузанский; ученый и философ Джордано Бруно.

Н. Кузанский (1401-1461 гг.) высказал положение «Единое есть всё», то есть Бог во всем. Это и есть пантеизм. Он высказал ряд диалектических идей, прежде всего идею о том, что источником движения и развития являются внутренние противоречия, присущие тем или иным явлениям. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества, безграничность познавательных возможностей человека.

Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600 гг.). Он отбросил все церковные догматы сотворения мира о «якобы» имевшем место начале мира и о его грядущем конце. Он развил гелиоцентрические идеи Н. Коперника, согласно которым планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Тем самым опровергалась идея Птолемея о Земле как о центре Вселенной. Бруно утверждал, что во Вселенной существует бесконечное множество миров (галактик). Эту идею он разил в работе «О бесконечности, Вселенной и мирах». Он признал всеобщую одушевленность материи, она, по его мнению, есть живое и активное начало. Его Бог – это Вселенная, одновременно творящая и творимая. В последствии натурфилософия активно опиралась на механику Г. Галилея, Кеплера, И. Ньютона.

20. Н. Макиавелли о природе государства и способах осуществления государственной власти.

В эпоху Возрождения развивались философские взгляды на общество и государство. Особое место занимает Н. Макиавелли (1429-1527 гг.). Он считал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм и материальные интересы. В силы изначального зла человеческой природы (неискоренимое стремление к власти и богатству) возникает необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью гоударства. При этом государство толкуется как совокупность органов власти и правопорядка. Опираясь на право, она создает необходимый порядок в обществе. В работе «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства и сильной госвласти. Он пишет, что «разумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его власти, которыми являются мягкотелость, чрезмерная нравственность, излишняя щедрость. Надо поступать так, чтобы государя уважали». Макиавелли рассматривает такие вопросы: Что лучше – внушать людям любовь или страх?» Лучше внушать страх. 2. «Как государи должны держать слово?» Пока им это выгодно. Макиавелли писал, что «об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает» (короля делает свита). Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены при достижении цели. Политика вне морали. Вероломные и аморальные действия политиков стали называть макиавеллизмом.

studfiles.net

17. Антропологизм в философии и искусстве эпохи Возрождения. Натурфилософия и пантеизм н. Кузанского и Дж.Бруно.

Возрождение 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма, направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально — математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов наделения субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами, законов природы. Бруно Джордано (1548 – 1600) — новая концепция космоса и природы, отличная от средневековой. Б. представляет пантеистическую натурфилософию, основная идея которой — самодвижущаяся материя, из себя рождающая все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Б. — 1)учение Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, как совпадение противоположностей Бога и природы; 2) Гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движется относительно всего; 3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной одухотворенности материи. По Б.: 1) существует бесконечная вселенная с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности их начала качественно своеобразен; 2) вселенная находится в бесконечном движении; 3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе субстанция, которая есть Бог, который не «над» миром, но «наиприсутствующее» в нем. Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог) дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос, видимая красота божественной жизни.

18. Религиозная философия о соотношение знания и веры. Спор реализма и номинализма в средневековой философии.

Знание – это точное отражение действительности, подтвержденное практикой или доказательством. Вера – это принятие чего-либо в качестве знания без проверок и доказательств. Религия опирается на веру, а философия на разум. Можно ли применить философское знание к религиозной вере? Совместимы ли философия и религия? Один из отцов церкви Терртимиан считал, что философия и религиозная вера не совместимы. Божественные истины не постижимы. В них надо только верить. Если не пытаться их понять, то это приведет к абсурду. Отсюда «Верую либо абсурдно», т.е. с точки зрения разума – Любая вера нелепа и абсурдна. Поэтому не надо пытаться что-либо понимать, нужно только слегка верить, если философия не основана на вере, то ее нужно истребить, потому что она уводит человеческую душу от истинной веры. Вера выше разума. Разум следует уничтожать если он противоречит вере. Фома Аквинский считал, что познавать Бога надо не только с помощью веры, но и с помощью разума. И вера и разум созданы Богом, поэтому их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга. Просто у них разные сферы деятельности. Вера дана для постижения божественной истины, а разум для объяснения реального мира. Мир – божье творенье. Разум познавая его, косвенно познает и божественную истину. И вера и разум приближают человека к познанию Бога. Поэтому надо развивать знание и укреплять веру. Но вера все же выше разума. Фома Аквинский придумал рациональное доказательство существования Бога. Фома Аквинский был провозглашен святым, а его учение Томизм стало официальной доктриной каталицизма. На основе томизма в конце 19 века возникло новое философское направление неотомизм. Ее цель объединение веры и разума, религии и науки. Наука познает мир с помощью опытов. Она получает знания, но осмыслить их не может. Для того что бы получить абсолютную истину наука должна объединиться с религией, которая содержит божественные истины, а значит сможет правильно объяснить научные знания. Результатом синтеза религии и науки станет новая истинная концепция мироздания. Средневековая философия разработала свой собственный метод построения рассуждений – схоластика, целью которых было познание понятий. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме свойства предметов или отношения между ними. Понятия стали основным предметом философии. В 11-12 в. В философии шел спор об универсалиях – абстрактных понятиях, выражающих наиболее общие свойства предметов. Существуют ли универсалии реально в виде вещей и процессов или это только названии, которые существуют как слова и мысли. Все философы, которые считали, что универсалии существуют реально стали называться реалистами, а те которые считали, что это только имена – номиналистами. Фома занял компромиссную сторону:1 универсалии реально существуют в единичных предметах. 2. они образуются в разуме человека. 3. до человеческого разума и до вещей они существуют в божественном разуме. Благодаря средневековой схоластики развивалась логика – учение о формах и правилах мышления.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *