Какие трудности создавал для восточных славян климат – Какие трудности создавал для восточных славян климат?

влияние климатических условий на развитие восточных славян

Климат и влияние природы на образ жизни восточных славян.

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего Средневековья.

Государство восточных славян сформировалось в IX – X вв. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получивший название Киевская Русь.

Развитие государства у восточных славян задерживали и замедляли суровость климата Восточной Европы, удалённость от центров античной цивилизации.

Большая часть территории, занятой славянами, была покрыта дремучими лесами со множеством рек и болот. Почва на севере не отличалась плодородием, а климат был суров, что мешало возникновению крупных очагов земледелия.
Создание небольших пашенных заимок требовало огромного труда. Земледельцы рубили и сжигали деревья, выкорчевывали пни и распахивали пашню. Через 10-15 лет земля истощалась. Приходилось переходить на новый участок и заново корчевать лес.

В южной лесостепной полосе земледельцам достаточно было выжечь травяной покров. Но и там пашню, после ее истощения, забрасывали на несколько лет и создавали новый участок. Это отнимало много сил.

Славяне выращивали пшеницу и просо. На севере начали культивировать рожь, которая наиболее неприхотлива из злаковых культур. Хлеб был главной пищей людей, отчего зерно называли «житом» (от слова «жить»).

Славяне разводили домашний скот — лошадей, коз, овец, свиней, охотились на пушного зверя, лосей, кабанов, дикую птицу.

Реки и озера изобиловали рыбой, в лесах роились пчелы. Рыболовство и бортничество занимало важное место в жизни славянских племен.

Среди товаров, которые славяне вывозили в соседние степи, были пушнина и мед.

Шкурки куниц с древних времен служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги.

Географический фактор формирования цивилизации:

Поселения и города:

Вплоть до наших дней, на высоких берегах рек и озер, сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами.

Соседи восточных славян.

На Восточно-Европейской равнине жили и другие народы.

На Балтийском побережье и на Севере Европы проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры) , коми, ханты, манси и др. ) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.

На Востоке и Юго-востоке ситуация была иной.

Там к Русской равнине примыкала степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники — тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа) . В те времена народы, ведущие разный образ жизни — оседлый и кочевой, — постоянно враждовали между собой.
Кочевники жили за счет набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян стала борьба с кочевыми народами степи.

Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у них стали реки. Восточные славяне «жались» к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности — Днепру.

В IХ в. через земли восточных славян прошел Великий торговый путь — «из варяг в греки».

Он связывал через Новгород и Киев Северную и Южную Европу.

Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя.

Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, «красной улицей» восточных славян.

Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

Таким образом, мы видим, что влияние географического положения на развитие цивилизации было разнообразно, но именно географическое положение в основном и стало главным формирующим её фактором.

Даша, подробную информацию читайте по ссылке:

otvet.mail.ru

Какие трудности создовал климат для восточных словян?

Климат и влияние природы на образ жизни восточных славян.

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего Средневековья.

Государство восточных славян сформировалось в IX – X вв. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получивший название Киевская Русь.

Развитие государства у восточных славян задерживали и замедляли суровость климата Восточной Европы, удалённость от центров античной цивилизации.

Большая часть территории, занятой славянами, была покрыта дремучими лесами со множеством рек и болот. Почва на севере не отличалась плодородием, а климат был суров, что мешало возникновению крупных очагов земледелия.
Создание небольших пашенных заимок требовало огромного труда. Земледельцы рубили и сжигали деревья, выкорчевывали пни и распахивали пашню. Через 10-15 лет земля истощалась. Приходилось переходить на новый участок и заново корчевать лес.

В южной лесостепной полосе земледельцам достаточно было выжечь травяной покров. Но и там пашню, после ее истощения, забрасывали на несколько лет и создавали новый участок. Это отнимало много сил.

Славяне выращивали пшеницу и просо. На севере начали культивировать рожь, которая наиболее неприхотлива из злаковых культур. Хлеб был главной пищей людей, отчего зерно называли «житом» (от слова «жить»).

Славяне разводили домашний скот — лошадей, коз, овец, свиней, охотились на пушного зверя, лосей, кабанов, дикую птицу.

Реки и озера изобиловали рыбой, в лесах роились пчелы. Рыболовство и бортничество занимало важное место в жизни славянских племен.

Среди товаров, которые славяне вывозили в соседние степи, были пушнина и мед.

Шкурки куниц с древних времен служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги.

Географический фактор формирования цивилизации:

Поселения и города:

Вплоть до наших дней, на высоких берегах рек и озер, сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами.

Соседи восточных славян.

На Восточно-Европейской равнине жили и другие народы.

На Балтийском побережье и на Севере Европы проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры) , коми, ханты, манси и др. ) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.

На Востоке и Юго-востоке ситуация была иной.

Там к Русской равнине примыкала степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники — тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа) . В те времена народы, ведущие разный образ жизни — оседлый и кочевой, — постоянно враждовали между собой.
Кочевники жили за счет набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян стала борьба с кочевыми народами степи.

Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у них стали реки. Восточные славяне «жались» к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности — Днепру.

В IХ в. через земли восточных славян прошел Великий торговый путь — «из варяг в греки».

Он связывал через Новгород и Киев Северную и Южную Европу.

Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя.

Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, «красной улицей» восточных славян.

Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

Таким образом, мы видим, что влияние географического положения на развитие цивилизации было разнообразно, но именно географическое положение в основном и стало главным формирующим её фактором

Оцени ответ

nebotan.com

Какие трудности создовал климат для восточных словян?

Климат и влияние природы на образ жизни восточных славян.

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего Средневековья.

Государство восточных славян сформировалось в IX – X вв. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получивший название Киевская Русь.

Развитие государства у восточных славян задерживали и замедляли суровость климата Восточной Европы, удалённость от центров античной цивилизации.

Большая часть территории, занятой славянами, была покрыта дремучими лесами со множеством рек и болот. Почва на севере не отличалась плодородием, а климат был суров, что мешало возникновению крупных очагов земледелия.

Создание небольших пашенных заимок требовало огромного труда. Земледельцы рубили и сжигали деревья, выкорчевывали пни и распахивали пашню. Через 10-15 лет земля истощалась. Приходилось переходить на новый участок и заново корчевать лес.

В южной лесостепной полосе земледельцам достаточно было выжечь травяной покров. Но и там пашню, после ее истощения, забрасывали на несколько лет и создавали новый участок. Это отнимало много сил.

Славяне выращивали пшеницу и просо. На севере начали культивировать рожь, которая наиболее неприхотлива из злаковых культур. Хлеб был главной пищей людей, отчего зерно называли «житом» (от слова «жить»).

Славяне разводили домашний скот — лошадей, коз, овец, свиней, охотились на пушного зверя, лосей, кабанов, дикую птицу.

Реки и озера изобиловали рыбой, в лесах роились пчелы. Рыболовство и бортничество занимало важное место в жизни славянских племен.

Среди товаров, которые славяне вывозили в соседние степи, были пушнина и мед.

Шкурки куниц с древних времен служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги.

Географический фактор формирования цивилизации:

Поселения и города:

Вплоть до наших дней, на высоких берегах рек и озер, сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами.

Соседи восточных славян.

На Восточно-Европейской равнине жили и другие народы.

На Балтийском побережье и на Севере Европы проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры) , коми, ханты, манси и др. ) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.

На Востоке и Юго-востоке ситуация была иной.

Там к Русской равнине примыкала степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники — тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа) . В те времена народы, ведущие разный образ жизни — оседлый и кочевой, — постоянно враждовали между собой.

Кочевники жили за счет набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян стала борьба с кочевыми народами степи.

Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у них стали реки. Восточные славяне «жались» к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности — Днепру.

В IХ в. через земли восточных славян прошел Великий торговый путь — «из варяг в греки».

Он связывал через Новгород и Киев Северную и Южную Европу.

Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя.

Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, «красной улицей» восточных славян.

Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

Таким образом, мы видим, что влияние географического положения на развитие цивилизации было разнообразно, но именно географическое положение в основном и стало главным формирующим её фактором

Оценить ответ

pomogajka.com

Задание Какие трудности создовал климат для восточных словян? —

Климат и влияние природы на образ жизни восточных славян.

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего Средневековья.

Государство восточных славян сформировалось в IX – X вв. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получивший название Киевская Русь.

Развитие государства у восточных славян задерживали и замедляли суровость климата Восточной Европы, удалённость от центров античной цивилизации.

Большая часть территории, занятой славянами, была покрыта дремучими лесами со множеством рек и болот. Почва на севере не отличалась плодородием, а климат был суров, что мешало возникновению крупных очагов земледелия.
Создание небольших пашенных заимок требовало огромного труда. Земледельцы рубили и сжигали деревья, выкорчевывали пни и распахивали пашню. Через 10-15 лет земля истощалась. Приходилось переходить на новый участок и заново корчевать лес.

В южной лесостепной полосе земледельцам достаточно было выжечь травяной покров. Но и там пашню, после ее истощения, забрасывали на несколько лет и создавали новый участок. Это отнимало много сил.

Славяне выращивали пшеницу и просо. На севере начали культивировать рожь, которая наиболее неприхотлива из злаковых культур. Хлеб был главной пищей людей, отчего зерно называли «житом» (от слова «жить»).

Славяне разводили домашний скот — лошадей, коз, овец, свиней, охотились на пушного зверя, лосей, кабанов, дикую птицу.

Реки и озера изобиловали рыбой, в лесах роились пчелы. Рыболовство и бортничество занимало важное место в жизни славянских племен.

Среди товаров, которые славяне вывозили в соседние степи, были пушнина и мед.

Шкурки куниц с древних времен служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги.

Географический фактор формирования цивилизации:

Поселения и города:

Вплоть до наших дней, на высоких берегах рек и озер, сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами.

Соседи восточных славян.

На Восточно-Европейской равнине жили и другие народы.

На Балтийском побережье и на Севере Европы проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры) , коми, ханты, манси и др. ) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.

На Востоке и Юго-востоке ситуация была иной.

Там к Русской равнине примыкала степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники — тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа) . В те времена народы, ведущие разный образ жизни — оседлый и кочевой, — постоянно враждовали между собой.
Кочевники жили за счет набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян стала борьба с кочевыми народами степи.

Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у них стали реки. Восточные славяне «жались» к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности — Днепру.

В IХ в. через земли восточных славян прошел Великий торговый путь — «из варяг в греки».

Он связывал через Новгород и Киев Северную и Южную Европу.

Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя.

Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, «красной улицей» восточных славян.

Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

Таким образом, мы видим, что влияние географического положения на развитие цивилизации было разнообразно, но именно географическое положение в основном и стало главным формирующим её фактором

Оцени ответ

eurasia96.ru

Геополитическое положение и природа. Их влияние на характер исторического развития Руси.

Природные условия оказывали большое влияние на развитие человеческого общества. Значение имело все: особенности территории, рельефа и почвы, климата и растительности, наличие морских, речных и сухопутных путей, лесов, степей, болот и т.п. Восточно-Европейская равнина, на просторах которой будет развертываться история нашего государства, и на которой жили славяне, отличалась однообразием. Природно-климатические условия на протяжении сотен километров изменяются относительно слабо. Это облегчало колонизацию Восточно-Европейской равнины и во многом определяло складывание единой культуры населяющих ее народов.

Славяне жили в условиях короткого лета, долгой и холодной зимы, поздней весны с частыми возвратами холодов. Арктические и континентальные ветры, дыхание Ледовитого океана, засуха летом ощущались особенно сильно. Почвы бедные, суглинистые, но к югу переходили в более плодородные. Половина территории Руси в течении долгих веков занимал смешанный лес. Здесь были и чащи, и болота, и рощи. Лес защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительным материалом. Охотничий промысел, собирательство обеспечивали пищей. Территория равнины была не только лесной, но и речной. Обилие рек делало эту местность удобной для рыболовства и скотоводства. Именно вдоль рек возникали первые русские княжества. Близость широких степей угрожала постоянными нашествиями кочевых народов: печенегов, половцев, монголо-татар. Борьба с кочевниками стала постоянной частью их жизни. Это отвлекало людей от мирного труда, приводило к разорению поселений, заставляло в трудные дни бежать на север. Замедлялось общее развитие Восточной Европы, которая вставала на пути кочевников и защищала тем самым Запад.

Природа диктовала свои законы. Величавая, но скупая, она таила в себе трудности ее хозяйственного освоения. Сложности в политическом ее объединении. Сама среда обитания тормозила развитие цивилизации, что во многом и определило облик и психологию народа. Для того, чтобы жить нужно было упорно трудиться, завоевывать каждый метр суглинков для пашни, прилагать огромные усилия, чтобы взять у земли, реки или леса все, что нужно. Затрата большей трудовой энергии и активности, по сравнению с Западной Европой, становится одной из особенностей быта восточно-славянской народности. На этой территории выковывался упорный, несгибаемый, в то же время открытый природе характер человека. Короткое лето и долгая зима формировали порывистость трудовой деятельности и характера восточных славян.

Но, с другой стороны, природа кормила, защищала. Сложность земледелия компенсировалась обилием промыслов. Леса реки и болота были естественными преградами на пути кочевых орд. Развитая речная система облегчали внутренние экономические связи и колонизацию необъятных земель.

Все же природа на разных окраинах Восточноевропейской равнины отличалась. На юге было развито хлебопашество, в районах Волги и Оки издревле занимались лесным промыслом, рыболовством. Эта земля не знала национальной замкнутости и спеси и была открыта всем нациям и народам. Именно это было одной из причин, что все государства, которые издревле возникали здесь, были многонациональными.

studfiles.net

§ 2. Влияние природно-климатических условий жизни славян на их менталитет | Глава I. Восточные славяне в теории и практике  |  Читать онлайн, без регистрации

§ 2. Влияние природно-климатических условий жизни славян на их менталитет

Европейская Россия в собственном тесном смысле занимает величайшую в мире площадь, граничащую с севера Белым и Словенским (Балтийским) морями, с запада р. Вислою до Карпат включительно, с юга Русским или Черным морем и с востока Уральским хребтом.

Эта величайшая в мире площадь представляет беспредельную равнину, весьма плодородную, ограниченную четырьмя морями и прорезанную большим количеством судоходных рек. Климат этой страны умеренный, без крайнего холода и без крайнего жара. Великие горы являются только по границам. Болотистых мест очень мало, слишком сухих – почти нет.

Какая душа может сформироваться у народа, живущего в таком месте?

Возьмем прежде всего центр территории славян. Беспредельность пространства дает свободу выбора поселения и склонность к свободе и независимости. Изобилие плодов земных – благодушие, доброту, спокойствие и снисходительность. Обильные пути сообщения способствуют благосостоянию и развитию общительности, гостеприимства и взаимопомощи. Открытое небо и обширное пространства – дают прямоту, откровенность, отсутствие лукавства и независимость мнения. Богатство и разнообразие природы – отсутствие напряженного труда, свободу для мышления, возможность развития умственного кругозора, основы для развития умственного и культурного. Избыток плодов земных и путей сообщения – сношения с иноземцами, обмен плодами трудов, обогащение познаний, расширение умственного кругозора, основы для созидания культуры. Слишком большое племя и беспредельное пространство – важная основа к безбоязненности соседей и склонность к неподчинению себе подобному, – а отсюда нередкие неприятные уроки от сплоченных соседей в виде разорений, пленений и грабежей. Благосостояние жизни, величие и беспредельность природы и отсутствие неблагоприятной среды развивают склонность к мечтательности и религиозности, святости добра, снисходительности, всепрощения, любви, милосердия, взаимопомощи и самопожертвования.

Легко и обильно вознаграждаемый труд способствует развитию лени, отсутствию упорного настойчивого труда, осмотрительности, предосторожности, предусмотрительности. Свобода и благодушие развивают веселость, склонность к поэзии, фантазированию и воображению, – но все это не в бурной, а в тихой и мирной степени.

Таким образом, положение страны, климата и почвы вполне способствовали у восточных славян развитию характера доброго, мирного, любовного. Но земля эта слишком велика, и эти ее размеры создавали в различных местах несколько отличные условия бытия.

Так, приморские жители жили в условиях иных, чем равнинные. Тут требовался усиленный труд, – риск, борьба, жизненная опасность, предприимчивость и предусмотрительность. Это и отразилось на приморских славянах. Они были очень подвижны, предприимчивы, воинственны, стойки, великие борцы, славные воины и решительные предприниматели. Возьмем ли мы славян у Варяжского Словенского моря, – они были хорошо известны и Ганзе, и Любеку, и Пермской Земле, и Швеции… Возьмем ли мы жителей Тмутараканской Руси – пред ними трепетало все Русское побережье, и сам Царьград платил им дань. У этих славян, а следовательно, и в крови всех славян не было недостатка в храбрости, отваге, смелости, воинственности, пренебрежении к смерти и т. п. качествах великого воина; только у приморских славян эти качества находили применение, а у равнинных славян они пребывали в скрытом состоянии.

Иной характер должен был развиваться у приречных славян. Они занимались торговлей. И тут требовались предприимчивость, сообразительность, решительность, отвага и большой рассудок, а также готовность всегда отстоять свое добро. Но рядом с этим торговля способствовала обогащению, благосостоянию и жизни более мирной. Воинственность этих жителей являлась оборонительной, а не наступательной и потому отличалась от воинственности пограничных жителей, которая являлась более острою и более напряженною.

Далее, на пространстве значительной части северо-западной Руси было много болот и земля была малоплодородна. Жители этой местности жили в плохих условиях, работали много, а питание было недостаточное. Такие условия не могли не создать в них забитости, подавленности, излишней тихости и более низкого умственного уровня развития. Благо и то, что болота и леса мало привлекали пришельцев и белорусы могли жить под прикрытием природных труднодоступных условий.

Иные условия бытия были в нынешней Малороссии и Великороссии. Великороссы имели по соседству финские племена – тихие, легко поддающиеся влиянию и быстро ассимилирующиеся, – причем действительно они легко слились с великороссами. Иное положение было Малороссии и Таманской Руси. Южная Русь представляла собою великий путь переселения народов из Азии в Европу. Множество тюркских и татарских орд прошло через южную Русь. Великую борьбу пришлось претерпеть южнорусам. Не малая толика тюркской крови влилась и в славную славянскую кровь. Все это не могло не отразиться на составе крови и на формировании национальной души южноруса. Затем Тмутараканская Русь, в лице своих предков скифов и сарматов, находилась в тесной связи – в родственной и общественной – с антами и аланами (осами) и с кимврами (кабардинцами). Не может быть, чтобы это тесное взаимодействие не оказало влияния на физическую и духовную жизнь южнорусских славян.

Дальнейшая судьба великороссов и малороссов опять не одинакова. Одни подпали под иго татарское, другие – под иго польское. От первого великороссы избавились начинанием и напряжением Московских князей, а малороссы сотни лет, не имея во главе лидеров, сами всею массою, нация своим разумением и своею волею вели борьбу с поляками.

Все эти условия жизни, значительно различные у великороссов и малороссов, не могли не создать некоторых отличий в характере и душе этих двух разновидностей Великой Русской нации. И нужно сказать правду, что прилив крови финской у великороссов не пошел им в особенную пользу, – тогда как прилив крови азиатских хищников у малороссов в значительной мере должен был возбудить и активизировать спокойный и мирный дух восточнославянского народа.

Вот приблизительная картина того, какова должна была бы быть восточная славянская ветвь при естественных условиях ее существования.

В итоге первобытное рабство во времена Киевской Руси, особенно ее распада, удельного княжения, татарского ига, крепостного права и бюрократического гнета убило в народе сознание собственного достоинства и поселило чувство неверия к себе, отсутствие перспективы заботы о будущем, безразличие к настоящему, наличие слабого интереса и уважения к собственности и проч. На этой почве появилось неуважение в человеке человека, отсутствие сознания долга, чувства ответственности, лень, недобросовестное исполнение работы, неразвитое чувства обиды, самолюбия, оскорбление личности как в себе, так и в других, – а также заискивание, лесть, обман, лживость и самоунижение, – а главное ссору, свару и вражду между собою. Последнее качество, впрочем, является для восточных славян прирожденным.

Следует заметить, что уже на наших глазах вихри хаоса сорвали со стен и крыш домов плакаты и панно со словами о «вечной и братской дружбе народов СССР», о монолитном единстве советских наций, о новой исторической общности – советском народе. На глазах одного поколения происходили межнациональные вооруженные столкновения. Почву для них создавали очаги социального недовольства и напряженности. В конце концов сама жизнь в инонациональном окружении (а в СССР в таком окружении жили не менее 55–60 млн. человек) – это жизнь в состоянии скрытой межэтнической напряженности.

Деструктивное воздействие скрытой межэтнической напряженности огромно. Она исподволь разобщает людей, надевает на сограждан оскорбительные маски Угнетателя, Угнетенного, Обделенного, Нахлебника, Мигранта, Лимитчика и т. п. – соответственно этносам-ролям, распределенным в пьесе с тлеющим межэтническим конфликтом.

Эта же скрытая напряженность раскалывает изнутри сами этносы, делит их на Прислужников и Непокорных, на Предателей Народа и его верных сыновей…

Мы не случайно назвали этот род межэтнической напряженности не совсем удобопроизносимым слово «доманифестная» – она не просто скрытая, она может вспыхнуть и возникает в самый неожиданный момент. Бороться с ней труднее, чем с явной вспышкой насилия, – здесь недостаточно комендантского часа и почтенных старцев на экране телевизора. Кроме этого, есть основания полагать, что крутые меры не ликвидируют межэтнический конфликт, а только загоняют его на манифестный уровень, грозящий разгореться новым пожаром.

В современной научной литературе термин «нация» употребляется в двух основных значениях: как совокупность граждан государства, народ, достигший высокого культурного уровня, составляющий общность с одним языком и культурой, объединенный государственной организацией; это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Первое значение бытует в западной литературе, второе – в отечественной. Нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственности, как это было, например, в Польше в период ее разделов. Существуют многонациональные государства, образующие, однако, характерный национальный тип. Например, в США нация отождествляется с государством, и термин «нация» относится здесь как государству, так и к совокупности его граждан. В нашей стране существовало выражение «советский народ», относящееся ко всем гражданам бывшего СССР независимо от того, русские они, украинцы, казахи или узбеки.

Нации и народности в нашем обществе являются субъектами политики. Собственно их интересы, развитие их культуры, языка и т. д. играют важнейшую роль в политической сфере. Политическое значение нации основано на том, что: а) это очень устойчивая, многовековая общность, обладающая богатым культурно-историческим наследием; б) нации формируют сильное чувство принадлежности индивида к большим общностям, дающим ему язык, связь с родной землей, место в исторической цепи поколений; в) нации создают психологию солидарности между членами общности и отчуждения от других. Эти черты приводят к тому, что нации становятся источником массовых движений и крайних идеологий.

Этнос – термин древнейший. Он в известной мере соответствует слову «национальность», которая понимается как совокупность лиц одной национальной принадлежности независимо от их территориального размещения. Так, украинцы Украины и Канады имеют тождественные этнические признаки, хотя украинцы Канады двуязычны. Единство этносов неразрывно связано с общностью их культуры, психики, спецификой характера. Их этническое самосознание предполагает обязательное различение «мы» – «они». Если в зарубежной литературе этот термин применяется лишь к небольшим группам людей (например, ацтеки), то в отечественной науке понятием «этнос» обозначают не только малые народы, но и многомиллионные общности: русских, англичан, французов и т. д. Огосударствленный этнос понимается как нация.

Некоторые этносы – многообразные сообщества – часто стремятся к образованию наций, отделению части территории. Угнетение этноса может принять форму апартеида или вылиться в гражданскую войну.

В политический обиход вошел термин «геноцид» – уничтожение или преследование людей по признаку определенной общности их происхождения. Беспрецедентными по своим масштабам и жестокости явились геноцид армян, осуществленный Турцией в 1916 г., истребление народов германским фашизмом.

Этнополитика воплощается на уровне конкретной политической практики. В условиях кризиса общественных институтов (право, экономика, семья) этнос оказывается наиболее прочной группой для индивида.

Такие слова, как «коренная национальность», «русскоязычное население», способны лишь разъединять граждан. Объяснить их невозможно. Нужно ли тогда постоянно фиксировать этническое происхождение россиян? Думается, нет. Специалисты предлагают решительно отказаться от официального фиксирования этнического происхождения граждан России и выдавать паспорта с правом выезда за рубеж с указанием только «гражданин России».

Многие не видят опасности в сепаратизме, раздирающем «органическое тело» России. За последнее время развились и окрепли десятки национальных сознаний в ее ослабевшем организме. Иные из них (татарское, чеченское) приобрели уже грозную силу… Под кровом «государственного статуса», «государственного суверенитета» автономной республики складываются кадры ярых националистов. Издавна кое-кто из казанских татар мечтал о Казани как столице Евразии. Но и в других национальных автономиях немало политиков рвется к независимости от России, тяготеет к азиатским центрам ислама. Величайшее государство Европы и Азии создавалось национальной общностью, которая утверждала свою культуру и волю на целом этнографическом материале. Эта гегемония России для всех ее народов была счастливой судьбой, она дала им возможность приобщиться к мировой культуре, какой является великорусская культура. Но многие «дети», усыновленные Россией, не хотят знать вскормившей их матери-Отчизны и тянутся кто куда – к Западу, к Востоку, к замкнутому национальному месту, т. е. к духовной смерти.

Но разве можно потерять сознание нужности России? Такая потеря – страшная беда. Сегодня ясна необходимость оживления и возрождения России – союза народов, объединившихся вокруг Руси. И человек говорит: «Я – гражданин России».

В последнее время во всех республиках бывшего СССР одержал верх этнонационализм как политическая программа в данный момент. Он завоевал громадное социально-политическое пространство и в России особенно в бывших автономных республиках). Десятилетиями насаждались идеи «своей» государственности, осуществляемой на «своей» территории.

Под национализмом понимается: определенный комплекс установок; сочетание политических идей; общественное движение. Национализм может выступать в различных формах – от патриотизма и готовности на жертвы во имя собственной нации до крайнего экстремизма, воинственности. Основные идеи национализма – признание индивидуальности и особенности собственной нации в качестве наивысшей ценности, подчеркивание превосходства своей нации и приписывание ей особой исторической миссии (избранная нация).

Националистические движения сыграли очень важную роль в истории последних веков. Национализм как политический принцип обусловил распад империй на мононациональные государства и отделение колоний от метрополий. Этот принцип может лежать в основе конкретной политики любых массовых движений (в масштабе страны или региона) как крайне правых, так и крайне левых ориентаций (непосредственно смыкаясь с расизмом).

Весь мир чувствует как необходимы новые основы жизни. Некоторые – как всегда бывает в подобных кризисах – пытаются спасти положение, искусственно оживляя те самые, изжитые, принципы, которые привели к кризису. Именно этим объясняются вспышки «национализма» в последние годы. Повторяем, всегда так бывало: последняя вспышка – самая яркая, последний вздох – самый глубокий. Прежде чем исчезнуть, и военные, и экономические границы становятся особенно чувствительными.

Но все эти «национализмы» лишь тупики. Все попытки пробить с их помощью путь в будущее тщетны, ибо тупик никуда не ведет. Национализм всегда противоположен тем силам, которые творят государство: он стремится ограничить, исключить, тогда как они включают, приемлют. В эпохи укрепления, консолидации государства национализм, несомненно, имеет положительную ценность и стоит на высоком уровне. Но сейчас в Европе укреплять больше нечего, все и так слишком укреплено, и национализм лишь мания, предлог, чтобы увильнуть от своего долга – от нового творчества, нового, великого дела. Примитивность методов, которыми национализм оперирует, и тип людей, которых он вдохновляет, слишком ясно показывают, что он прямо противоположен подлинному историческому творчеству.

Представляется, что в подобном запутанном и трудном положении находится Россия. Она есть огромный этнонациональный конгломерат с регионами компактного проживания ряда этнических групп, территории которых были определены советским режимом как «национально-государственные образования». В общем и целом национально-государственный гигант был создан Сталиным на костях десятков миллионов принесенных ради этого в жертву людей. Теперь же репрессированные народы подняли голову и потребовали справедливости. К этому стоит добавить, что по уровню жизни русское население не выделялось среди других народов в лучшую сторону, скорее даже напротив. Но все считали, что СССР – это, прежде всего, Россия, а советские – это главным образом русские. Хотя терминологически жителей России правильнее будет называть «россияне», однако термин этот в бытовой речи по-настоящему не привился.

Специалисты указывали на то, что этнохарактеристика «русские» весьма специфична и неоднозначна. В сравнении с нею «американцы», к примеру, понятие однозначное. Каждый, живущий в Америке и тем более там родившийся, – американец. Это касается всех, включая негров, евреев, латиноамериканцев, китайцев и представителей любых других расовых и этнических групп, живущих в США. Все они американцы. Они могут национально самоопределиться, а могут этого и не делать – это личное дело каждого. В Соединенных Штатах как бы выносятся за скобки личности национальность и религия. Все американцы объединены, независимо от цвета кожи, происхождения, религии и иных национально значимых признаков. Хотя среди американцев явно преобладают представители смешанной крови, в США это не имеет существенного значения. Там нет и знаменитого «пятого пункта», фиксирующего национальность гражданина.

В советских же условиях «пятый пункт» обязательно требовал национального самоопределения. Человек должен либо признавать себя нерусским, оставаясь в то же время русским по духу, либо считать себя русским, отрубая тем самым иные национальные корни. Но легко ли говорить о «русскости»? Россия – живая тайна. Россией, отмечал И. Ильин, можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться и, не постигая ее, блюсти в себе… Можно лишь в благоговении и тишине сказать о дарах России; о том, что она дала нам, что открыла; о том, что делает нас русскими; о своеобразии отечественного опыта. Дух России и судьбы ее народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее.

Русские – особый социально-этнический феномен. Чаще всего «русские» – это те, кто живет в России, считает родным языком русский, кто сформировался под воздействием русской национальной культуры, ее духовных ценностей и традиций. Россия – страна древней и самобытной духовной культуры. Ее возвышение неотделимо от славы великих князей и таких могучих фигур, как Сергий Радонежский и Лев Толстой, от деятельности наших великих предков, создавших не столько мощную империю, сколько высочайшую русскую культуру. Она – в нашем дивном и могучем языке, выражающем зрелый самобытный национальный характер. И русский народ, создавший этот язык, призван достигнуть душевно той высоты, на которую зовет его язык Пушкина, Лермонтова и Есенина.

Борьбой и мукою шестнадцати поколений русские научились духовно отстаивать себя в созидании смуте, не теряться в войнах и катастрофах, в несчастьях и унижениях собираться с силами, в годы страдания и разложения трезветь и молиться, после поражения творчески расти и вновь начинать «ни с чего». В российской истории сокрыты судьбы нации, истоки народного величия и мудрости. Мы должны чтить лики святых, которые несут нам свои заветы, свое национальное понимание Родины. Мы должны чтить и строителей нашей земли, ее князей, царей и соотечественников, учась на их ошибках и достижениях.

velib.com

Какие трудности создовал климат для восточных словян?

Вопрос:

Какие трудности создовал климат для восточных словян?

Ответы:

Климат и влияние природы на образ жизни восточных славян. Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего Средневековья. Государство восточных славян сформировалось в IX – X вв. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получивший название Киевская Русь. Развитие государства у восточных славян задерживали и замедляли суровость климата Восточной Европы, удалённость от центров античной цивилизации. Большая часть территории, занятой славянами, была покрыта дремучими лесами со множеством рек и болот. Почва на севере не отличалась плодородием, а климат был суров, что мешало возникновению крупных очагов земледелия. Создание небольших пашенных заимок требовало огромного труда. Земледельцы рубили и сжигали деревья, выкорчевывали пни и распахивали пашню. Через 10-15 лет земля истощалась. Приходилось переходить на новый участок и заново корчевать лес. В южной лесостепной полосе земледельцам достаточно было выжечь травяной покров. Но и там пашню, после ее истощения, забрасывали на несколько лет и создавали новый участок. Это отнимало много сил. Славяне выращивали пшеницу и просо. На севере начали культивировать рожь, которая наиболее неприхотлива из злаковых культур. Хлеб был главной пищей людей, отчего зерно называли «житом» (от слова «жить»). Славяне разводили домашний скот — лошадей, коз, овец, свиней, охотились на пушного зверя, лосей, кабанов, дикую птицу. Реки и озера изобиловали рыбой, в лесах роились пчелы. Рыболовство и бортничество занимало важное место в жизни славянских племен. Среди товаров, которые славяне вывозили в соседние степи, были пушнина и мед. Шкурки куниц с древних времен служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги. Географический фактор формирования цивилизации: Поселения и города: Вплоть до наших дней, на высоких берегах рек и озер, сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. Соседи восточных славян. На Восточно-Европейской равнине жили и другие народы. На Балтийском побережье и на Севере Европы проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры) , коми, ханты, манси и др. ) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением. На Востоке и Юго-востоке ситуация была иной. Там к Русской равнине примыкала степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники — тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа) . В те времена народы, ведущие разный образ жизни — оседлый и кочевой, — постоянно враждовали между собой. Кочевники жили за счет набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян стала борьба с кочевыми народами степи. Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования. Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у них стали реки. Восточные славяне «жались» к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности — Днепру. В IХ в. через земли восточных славян прошел Великий торговый путь — «из варяг в греки». Он связывал через Новгород и Киев Северную и Южную Европу. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя. Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, «красной улицей» восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути. Таким образом, мы видим, что влияние географического положения на развитие цивилизации было разнообразно, но именно географическое положение в основном и стало главным формирующим её фактором

konspekt.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *