Какая школа противопоставила себя гераклиту и на каком основании – Проблемы первоначала от милетской школы к гераклиту — КиберПедия

Содержание

Гераклит: философия, основные идеи, высказывания

Знаете ли вы, что, говоря: "Все течет, все изменяется", вы цитируете древнегреческого философа Гераклита? Его имя известно во всем мире, а такие светила, как Ницше, Кант, Шопенгауэр, с гордостью называли себя последователями великого философа.

Древняя Греция дала миру много достойных людей. Из античности берет свое начало философия. Одним из основателей этой науки был Гераклит. Кратко о философе вы сможете узнать из нашей статьи, что поможет не только значительно расширить ваш кругозор, но и расскажет о зарождении многих наук и доктрин.

Кто такой Гераклит? Чем он известен

Древняя Греция, или, как поэтично ее называли в древние века, Эллада, стала колыбелью многих наук.

Одним из известнейших философов античности был Гераклит. Философия как наука обязана ему формированием многих понятий и основных тезисов. Многие века Гераклита считают автором крылатой фразы "все течет, все изменяется". Концепции древнегреческого мудреца до сих пор являются предметом изучения многих представителей науки.

Известен Гераклит был благодаря введению в систему философии понятия "логос" и развития первоначальной диалектики. Диалектика Гераклита стала основой учения многих философов после него, например, Платон в своем монументальном труде "Государство" в одной из глав ведет условный диалог с Гераклитом.

С тезисами мудреца можно соглашаться или не соглашаться, но равнодушными они не оставляют как людей науки, так и случайного читателя.

Кратко о жизненном пути философа

Достоверных ведомостей о жизненном пути философа очень мало. Известно, что жил он в городе Эфесе в 544-483 годах до нашей эры. Он происходил из древнего рода. Обладающий аристократическими благородными корнями, Гераклит в зрелом возрасте отрекся от всех возможных привилегии и предпочел обществу жизнь в горах.

Вопросы, которые изучал, - онтология, этика и политология. В отличие от многих философов своего времени, он не примыкал ни к одной из существующих школ и направлений. В своем учении был "сам по себе". Милетская школа, которую философ критиковал, хоть и не имела воздействие на его взгляды, но оставила свой отпечаток на мировоззрении. Детальнее об этом - в следующих разделах статьи. Не имел он и фактических учеников, но мудрейшие мыслители от античности и до наших дней вплетают в свои идеи его тезисы и взгляды.

Расцвет деятельности Гераклита пришелся на период 69-й олимпиады. Но его учение было несвоевременным и не находило отклика. Возможно, поэтому, по некоторым данным историков, Гераклит уходит из Эфеса в горы, чтобы наедине с собой развивать свои идеи и зарождающиеся гениальные новаторские понятия. Те краткие сведения о мудреце, что сохранились до наших дней, описывают его как человека закрытого, с острым умом и критическим отношением ко всему увиденному и услышанному. Высказывания Гераклита были как стрелы, что попадают точно в цель. А целью его критики могли быть как его односельчане, так и местная власть и люди, стоящие у ее руля. Философ не боялся порицания или наказания, он был прямым, как меч, и не делал исключений. Возможно, в уже зрелом возрасте его сознание достигло пика, и ему стало не под силу находиться в окружении, которое было совершенно далеким от его взглядов и познаний, и не понимало его. Философа называли «темным», и существует две версии, почему. Первая – прозвище возникло от того, что мысли мудреца были непонятны его современникам, она называли их запутанными и «темными» соответственно. Вторая теория исходит из мировоззрения и настроений философа. Зная то, что недоступно для понимания других, Гераклит был закрытым и постоянно находился в меланхолическом или саркастическом расположении духа.

О гибели мудреца существует много мифов, ни один из них как не подтвержден, так и не опровергнут. По одному из существующих мнений, философа разорвали бродячие собаки, по другим данным, мудрец умер от водянки, по третьим - он пришел в поселок, велел себя обмазать навозом и умер. Он был слишком необычным для своего времени. Так же, как люди не понимали его при жизни, он остался для них тайной после своей загадочной гибели. Лишь спустя многие столетия мысли Гераклита нашли своих почитателей.

Труды Гераклита

Считается, что трудов у великого мудреца было немало, но до наших дней смог дойти только один - книга "О природе", состоящая из частей "О боге", "О природе" и "О государстве". Книга сохранилась не целиком, а отдельными частями и отрывками, тем не менее она смогла донести учение Гераклита.

Здесь же он обосновывает свое понятие «логос», о котором мы поговорим ниже.

Из-за фрагментарности книги многие идеи и концепции остались вне поля зрения современной философии. Однако те крупицы, которые мы имеем возможность изучить и осознать, несут великую мудрость философа, его тезисы, которые не утрачивают ни своей ценности, ни актуальности.

Основы философии Гераклита

Античные мудрецы дали миру любовь к мудрости и стояли у истоков зарождения многих наук. Таким был и Гераклит. Философия как наука обязана ему своим развитием и зарождением.

Основные тезисы философа:

1. Огонь как первоисточник всего. Неизвестно, шла ли речь об огне в фактическом смысле или же в переносном (огонь, как энергия), но именно его считал Гераклит первоосновой творения мира.

2. Мир и космос периодически сгорают от могущественного пожара, чтобы восстановиться вновь.

3. Понятие течения и круговорота. Суть во фразе: "Все течет, все изменяется". Этот тезис Гераклита гениально прост, но никому до него не была открыта суть переменчивости, течения жизни и времени.

4. Закон противоположностей. Здесь речь идет о разности понятий. В качестве примера великий философ приводит море, которое дает жизнь морским обитателям, но часто несет гибель людям. В некотором роде теория относительности Эйнштейна обязана своему появлению на свет этой гениальной идее-прародительнице, дошедшей до нас благодаря великому философу.

К сожалению, из-за того, что единственное учение Гераклита дошло до нас лишь отрывками, его доктрины очень сложно трактовать, они кажутся совершенно неполными, фрагментарными. Из-за этого они постоянно подвергаются критике. Например, Гегель считал их несостоятельными. Мы же в полной мере не имеем возможности оценить и воспринять их. Остается додумывать и заполнять недостающие фрагменты совершенно интуитивно, опираясь на предчувствие и традиции и взгляды, властвующие в античной Греции времен великого философа. Хоть он и отрицал влияние школ и мыслителей, существовавших до него, но невозможно не заметить некоторое сходство, например с тем же Пифагором.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Это школа, основана Фалесом в колонии Греции в Азии, в городе Милете. Ее особенность в том, что она была первой философской школой античного мира. Создана в первой половине VI века. Основным предметом изучения школы была натурфилософия (изучение естественной физической проблематики и сути). По мнению многих науковедов, именно с этой школы начали свой путь не только в Греции, но и во всем мире астрономия и математика, биология и география, физика и химия. Одним из главных принципов школы было положение "ничто не возникает из ничего". То есть у каждого возникшего существа или явления есть первопричина. Часто этой причине давалось божественное начало, но такое определение не останавливало философов в их поисках, а помогало идти дальше.

Как мы говорили выше, Гераклит не был представителем ни одной из существующих школ. Но с Милетской школой, чьи взгляды он критиковал и не воспринимал, философ вступал в полемику, что нашло отражение в его трудах.

Еще одна особенность школы - в том, что она воспринимала мир живым цельным существом. Не было различия между живым и мертвым, для науки было интересно все. По некоторым данным, именно благодаря милетской школе зародился и был впервые произнесен термин «философия». Любовь к науке, к знаниям была основным стимулом к развитию для представителей этого общества. Школа Гераклита, как ее иногда неверно называют, развивалась параллельно с ним самым. Хоть великий мудрец и отрицал эту связь, она довольно очевидна.

Понятие диалектики

Термин "диалектика" пришел к нам, как и многие другие, из античности. Он дословно обозначает «вести диалог, спорить».

Существует много определений этого понятия, но мы остановимся лишь на том, в русле которого работал Гераклит.

Для великого философа понятие диалектики заключалось в учении о вечном становлении и вместе с этим переменчивости бытия. Идея Гераклита о вечном течении кажется нам слишком простой, но во времена ее зарождения она была серьезнейшим прорывом в философии в частности и в науке в общем.

Здесь, конечно, чувствуются взгляды Милетской школы и ее представителей. Развиваясь свободно от Гераклита, в совершенно разных плоскостях, они все же пересекались в своих выводах, хоть и были самостоятельными и полученными в результате сугубо личных наблюдений и умозаключений.

Кроме понятия диалектики, современная наука обязана античному философу еще одним бессмертным понятием и концепцией, выросшей на его основе. Это логос Гераклита – великая идея об огне как первооснове всего.

Концепцию логоса мудрец античности представлял так: существует мир и существует огонь (собственно логос). Мир начался с него, в огне его ждет и конец. В Космосе постоянно происходят пожары, из которых рождаются новые миры. Ничего ли не напоминает это суждение? Возможно, намного быстрее других на этот вопрос дали бы ответ люди, имеющие познания в астрономии. Вспомните о зарождении (и гибели, в принципе, тоже) звезд в космическом пространстве. После взрыва и высвобождения его накопленной, а потом мгновенно отданной энергии рождается новая молодая звезда. Возможно, нам, знающим это из школьного курса астрономии или физики, эти сведения не покажутся чем-то сверхъестественным. Но вернемся во времена античности. До нашей эры явно не преподавали в школе астрономию, чтобы, узнав о процессе рождения звезд, греческий философ мог составить свою концепцию. Если же такие знания не объясняются наукой, то с помощью чего мог получить их Гераклит? Философия никогда не отрицала понятия интуитивности, пресловутого шестого чувства, – дара или наказания для избранных представителей рода человеческого.

Великий мудрец смог осознать и воспринять то, что будет открыто лишь через тысячи лет после его смерти. Разве это не говорит о его высочайшей мудрости и провидении?

Последователи философа

По некоторым данным, у философа все же был ученик - Кратил. Возможно, с его легкой руки и желания восстановить труды своего наставника мы получили некоторую рассеянность истинных мыслей Гераклита. Кратил был прилежным учеником, он перенимал концепции учителя. Позже он станет в некоторой степени наставником Платона, который будет вести с ним условные вымышленные монологи в своем монументальном «Государстве». Философ Гераклит был настолько великим, что вдохновлял своих последователей многие века после своей гибели.

Платон тоже пойдет по пути диалектики. На ее основе будут построены практически все его труды. Применение диалектики сделает их довольно доступными и понятными.

Так как Кратил был вдохновителем Платона, великого автора "мифа о пещере" можно условно тоже отнести к последователям Гераклита.

Позже Сократ и Аристотель, взяв за основу диалектику Гераклита, создавали свои, новые, достаточно сильные концепции. Но, несмотря на всю их самостоятельность, отрицать влияние античного мудреца на них совершенно неразумно.

Из наших практически современников последователями Гераклита были Гегель и Хайдеггер. Достаточно сильное влияние умозаключений греческого мудреца испытывал и Ницше. Многие из глав "Заратустры" отмечены этим влиянием. Немецкий философ со всемирно известным именем и концепцией сверхчеловека много размышлял о самом понятии и сути времени и его течении. Аксиома о том, что все изменяется, была взята им как должное и развита во многих трудах.

Отрицание и критика идей Гераклита

В 470 годах до н. э. при дворе Гиерона обитал комик Эпихарм. Во многих своих произведениях он высмеивал теории Гераклита. "Если человек взял в долг, то может не отдавать, ведь он уже изменился, это совершенно другой человек, так почему он должен отдавать долги за кого-то", - лишь одни из примеров. Их было немало, и сейчас уже трудно судить, о чем идет речь: об обычном развлечении при дворе, основанном на насмешках над трудами Гераклита, или же об осмыслении и критике его концепции придворным комиком? И почему мишенью комических сценок стал именно Гераклит? Взгляды Эпихарма на его труды были довольно язвительными и ироничными. Но даже за такой ширмой не скрылось восхищение мудростью великого античного философа.

Те же Гегель и Хайдеггер, используя в своих многих трактатах суждения Гераклита, обвиняли его в несовершенстве взглядов, парадоксальности и хаотичности мыслей. Тем не менее, видимо, от понимания философов ускользал тот факт, что труды сохранены не полностью, а то, что есть, дополнено и переписано наследниками трудом и учениками, которым не под силу было понять своего учителя полностью, что вынуждало их заполнять пробелы своими собственными мыслями, а иногда и домыслами.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Хоть Гераклит о отрицал влияние других отдельных личностей и школ, но, несомненно, его взгляды не возникли из ниоткуда.

Многие исследователи утверждают, что философ был хорошо знаком с трудами Пифагора и Диогена. Многое из написанного им перекликается с понятиями, введенными в обиход науки этими древними мудрецами.

Слова Гераклита повторяются и цитируются даже сегодня.

Вот наиболее известные тезисы мудреца, которые, пройдя через тысячелетия, не утратили своей ценности.

  • Глаза – свидетели более точные, нежели уши. Краткая мудрость, в которой заключается истинное восприятие человека. Не зная анатомии человека (как мы помним из разделов статьи выше, школа натурфилософии только ознаменовала начало развития данной отрасли науки), не владея научными знаниями об органах чувств, философ тонко и точно отметил приоритеты в восприятии информации. Вспомним поговорку о том, что лучше один раз увидеть, чем раз услышать. Сейчас подобную можно встретить практически у каждого народа, но во время жизни философа она была достойным открытием.
  • Когда все загаданные желания человека сбываются, это делает его хуже. Это действительно так. Если человеку некуда стремиться, он не развивается, а деградирует. Если у некоего индивидуума есть все желаемое, он теряет способность сочувствовать тем, кому повезло меньше; перестает ценить имеющееся, принимает его за данность. Через тысячи лет этот тезис по-своему истолкует британский писатель ирландского происхождения Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, боги исполняют наши молитвы», - скажет он в своем гениальном романе «Портрет Дориана Грея». А Уайльд никогда и не отрицал, что черпал свои познания о мире из источника античности.
  • Знание многого не учит уму. Некоторые исследователи считают, что эта фраза была сказана в укор и отрицание той самой Милетской школе. Однако документального подтверждения этого факта нет, впрочем, как и многих других эпизодов. Диалектика Гераклита в этом тезисе расцвела яркими красками и показала многогранность мышления великого мудреца.
  • Суть мудрости в том, чтобы не только произносить истину, но и, внимая законам природы, следовать ей. Здесь мы не будем углубляться в рассуждения о сути этого умозаключения античного философа. Каждый может воспринять его по-своему, но суть от этого только обогатится смыслом.
  • Один для меня – десять тысяч, если он – наилучший. В этом тезисе – объяснение того, почему при жизни греческий философ не желал обучать учеников. Возможно, в свое время он так и не нашел достойных.
  • Рок – это последовательность и порядок причин, при котором одна причина порождает другую. И так до бесконечности.
  • Знание и понимание самого мудрого мудреца – всего лишь мнение.
  • Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает. Про них можно сказать, что, присутствуя, они отсутствуют. В этом высказывании Гераклит выразил всю горечь от непонимания, с которым ему пришлось столкнуться. Он слишком опережал свое время, чтобы иметь шансы на понимание.
  • С гневом очень трудно бороться. Можно жизнью заплатить за все, что он потребует. Но еще более трудно победить желание наслаждения в себе. Оно сильнее гнева.

В заключение

Есть личности, которые настолько не укладываются в рамки своего времени, что быть понятыми современниками им просто не суждено. Такой личностью был древнегреческий мудрец Гераклит. Философия, какой она есть сегодня, не была бы такой без его тезисов и трудов, теорий и концепций.

Великий философ большинство своей жизни провел в горах, наедине с природой и своими мыслями. Людям, называвшим его «темным», не суждено было понять всю глубину мудрости этого удивительного человека.

Его афоризмы до сих пор цитируются на десятках языков, а работы вдохновляют все новых и новых учеников. Многие философы нашего времени берут за основу труды великого грека-отшельника. И, хотя его работы дошли к нам лишь в виде кратких незавершенных отрывков, это ни в коем случае не уменьшает их ценности.

Стоит познакомиться с теориями и концепциями великого мудреца не только для общего развития, но и для ознакомления с античным миром.

fb.ru

Философия Гераклита: её становление и идеи

Уверяя общество в формировании мира без причастности богов или людей, древнегреческий философ Гераклит Эфесский говорил: «Характер человека создает судьбу». Кратко о его биографии: диалектик Гераклит являлся и является одним из знаменитых мудрецов древней Греции (544–483 годов до нашей эры). Мыслитель происходил из аристократичной царской династии города Эфеса. В свое время, отказавшись от трона из-за меланхоличного темперамента, проживал изгоем, в построенной горной хижине. Там он посвятил себя размышлениям и сторонился светских выходов и общения.

Отрывочно сохранившимся базисным писанием был трактат «О природе», признанный глубокомысленным и нелегким всеобщему пониманию, по этой причине автор обрел прозвище «темный». Также его прозвали «плачущим», потому что он не мог смотреть без слез на суетливость людей. Ученый относился к ионийской школе, и его философия основана на вечном существовании мира в виде «живого огня», циклично воспламеняющегося и угасающего.

Мудрец брал за главную мысль, представление о понятии сути развития мира, путем интуиции. Первопричина мироздания – вековое и безграничное действие, в то время как, существующая материальность объектов – последующая причина мироздания. Философия Гераклита включала обоснованные им понятия об общности движений и развитий. Он считал, что предметы и явления не существуют без движения: «Все движется, и ничто не покоится. Все течет – все изменяется». Колыбель движения – есть борьба противоположностей.

Принципы и основные идеи философии

Гераклит в своих работах, описал основные понятия и принципы, которые включает в себя философия. В сохранившихся письменах, которых немного, говорится:

  1. Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания;
  2. Космос и окружающий мир – циклично уничтожаются всемогущим пожаром, дабы заново возродиться;
  3. Круговорот событий в природе связан с неустойчивостью хода жизни и времени;
  4. Правило антиномичности или противоположностей. Вода – дарует бытие водным существам, но случается так, что отбирает жизни у людей (цунами, наводнения и другие бедствия, связанные с водой). На данном тезисе основана теория относительности Эйнштейна.

Учения Гераклита дошли до нашего времени неполными и фрагментарными отрывками, а доктрины поддаются сложной трактовке и подвергаются критике. Мы не имеем средств, для полномерной оценки и восприятия учений мудреца, потому ссылаемся на интуицию и традиции Древней Греции того времени, домысливая и дополняя, отсутствующие части знания.

Античный мудрец, отрицая воздействие на него школ и других мудрецов, существовавших ранее до его появления, все же имеет некие сходства с Пифагором. По утверждению Гераклита, мировым фундаментом служит огонь. Природная сила бесконечности – Огонь и его «детище» – Космос. Космос и Вселенная не были кем-то созданы, а существовали всегда и вовеки будут «разгораться» и «потухать». Испытывая полосу изменений, сначала огонь представлялся водой – семенем мироздания, затем, вода преобразовалась в землю. Потом земля в воздух, создав окружающий мир. Видоизменяя все вокруг, огонь производит и уничтожает, образуя Вселенский круговорот изменений.

Кажущееся человеку постоянство и неподвижность – иллюзорны, из-за обмана чувств, так как Вселенная непостоянна, наполнена ежеминутными изменениями и различными качествами (пленительное и безобразное, зло и добро, влажное и сухое, живое и мертвое). Исходя из этого напрашивается вывод, что движение – сосуществование противоположностей и их борьба: «Все происходит через борьбу и необходимость».

Положение, с которым связаны изменения – является законом тяжести. Вечное изменение веществ, управляется Вселенским правилом – Логосом или неизменной судьбой. Логос – есть вековая мудрость упорядочивания тока перемен в вековое сопротивление начал и разрушений. Древнегреческий мудрец знал, что главная его задача – «видеть» инертные конфигурации бытия и путем внутренней глубинной интуиции, пробираться в естество мирового движения. Первичные орудия – непрекращающиеся движения мироздания, вторичные – участвующие в мироздании объекты материального мира.

Философские знания, стоящие вначале идейного течения, дали современную западную «основу жизни». Душа человека включает в себя теплый и сухой пар. Душа – чистое изображение Божественного огня, питающаяся его теплом. Теплоту душа впитывает с помощью органов чувств и дыхания. Одаренная великой мудростью и безукоризненными свойствами душа, являет собой сухой пар. Сырой и влажный пар, исходит от слабой и неразумной души, потерявшей мудрые свойства. Умирая, человеческая душа покидает тело: чистая душа становится высшим существом в загробном мире, а душа неблагоразумная следует верованиям о загробном царстве Аида.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Изучающиеся мудрецом вопросы были – онтология, этика и политология. Раскритикованная им Милетская школа, не воздействовала полностью на его точку зрения, оставив только оттиск в его миропонимании. Основанная Фалесом в Греческой колонии в Азиатском городе Милете, она являлась первоначальной в античности. Созданная вначале 6 века до нашей эры, включала основной предмет натурфилософию – науку о естестве физического положения вещей. Многие науковеды полагают, что термин «философия», астрономия, математика, биология, география, физика и химия начинали путь с Милетской школы. Предрасположенность к знаниям стала весомым побуждением к развитию последователей данного общества. Гераклит же подвергал критике воззрения школы, так как она понимала мир единым целым существом. Он вступал в дебаты и отражал это в своих трудах.

Понятие диалектики

Основным связующим звеном в учении древнегреческого мудреца, был Бог, по его мнению, соединяющий воедино все противоположности – в мире все зарождается из-за противостояния друг другу. Одно не может существовать без другого. Термин «диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Великий мудрец понимал диалектику как вековое становление и непостоянство бытия. Беспрерывная связь существования всего в мире – это столкновение и тяга противоположностей. Мир – беспрерывен и бесконечен, имеет границы, темп и ритм, вечно изменяется и сталкивается стихиями: воды и огня, воздуха и земли; ночь сменяется днем, жизнь – смертью, зло – добром.

Идея о вековом движении для нынешнего общества не является особенной, но в момент появления, она считалась весомым умозаключением в научном прорыве. Образы древнегреческого мудреца отвечали понятием Ионийской школы, считавшей, что окружающий  мир состоит из четырех стихий, во главе которых огонь. Именно в этом умозаключении о диалектике заключен взгляд последователей Милетской школы.

Последователи философа

Последователем древнегреческого мудреца был афинянин – Кратил, учившийся еще и у софиста Протагора, а позже ставший уважаемым учителем Платона. Являясь старательным воспитанником, Кратил взял концепции своего учителя и приумножил его знания. Затем ученик Кратила Платон избрал путь диалектики, построив на ней все свои труды. Аристотель и Сократ, позаимствовали диалектику мудреца, создав великие положения.

Нашими современниками, следовавшими учениям мудреца древней Греции, являлись Гегель, Хайдеггер и Ницше. Их аксиомы о всеобщем изменении брались за первооснову писаний и развивались, привнося новые знания в современный мир. Таким образом благодаря знаниям, которые заложил Гераклит, развивалась философия. Многие ученые и мыслители, взяли его принципы за основу.

Отрицание и критика идеологии Гераклита

Придворный Гиерона I, Эпихар в 470 году до нашей эры был комиком, высмеивающим, в собственных творениях, суждения Гераклита. «Человек, взявший в долг, не обязан отдавать его обратно, ведь он изменился и стал другим человеком, так почему же он все равно должен отдавать долги?», – высмеивал Эпихар. Таких «весельчаков» существовало немало, потому тяжело судить, было ли это обычными развлечениями при дворе или же открытой критикой соображений мудреца. Эпихар был язвительным и ироничным по отношению к мнению греческого мудреца. Гегель и Хайдеггер, так же критиковали суждения мудреца в несовершенстве точек зрения, беспорядочности и противоречивости соображений.

Критикуя и высмеивая мудреца, мало кто задумывался и понимал, что убереженные писания, дошедшие до нашего времени, фактически, дополнялись и переписывались последователями мудреца, заполняя пробелы собственными суждениями и не до конца понимавшими учителя. Его учение о диалектике, полагалось на двусторонние явления: непостоянство и неизменность и неадекватно воспринялось современниками, подвергаясь разной критике. Ученик Кратил требовал игнорирование принципа устойчивости, но мудрецы Элеаты: Ксенофан, Парменид и Зенон концентрировали собственный интерес на устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличенной роли изменений.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Гераклит активно занимался размышлениями в период 69-х олимпийских игр, но на тот момент его знания не были актуальны. Нахождение в окружении непонимания, отдаленном от его мнений и познаний, подвигло мудреца на отшельничество. Поэтому он покинул Эфес и направился высоко в горы, в одиночестве развивая гениальные передовые соображения.

Трактаты о жизни философа, дошедшие до нас, изображают человека скрытного, остроумного на суждения и критичного ко всем и ко всему, целью которых были односельчане и правящая власть. Греческий мудрец не боялся быть наказанным или осужденным, его прямота «рубила с плеча» как кинжал, без исключения. Непривычный и экстраординарный для своего времени человек, оставшийся непонятым при жизни и оставивший загадку о своей гибели, все же нашел круг читателей, спустя столетия.

Анализируя вопрос о соответствии разумности и познания, полагал, что мудрость расходится с всезнанием или эрудицией: «Всезнание уму не научит, природа любит таиться», – говорил он. Один из первых, различил познание чувственности и рациональности, за что признан родоначальником гносеологии. Познание вступает в силу с чувствами, но чувства не дают глубокой характеристики познанию, познаваемому следует обрабатываться умом.

  • Общественные и правовые суждения мудреца основаны на почтении закону. «Народу необходимо сражаться за права, как за городскую стену, а преступления следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Отрицая влияние сторонних личностей и школ на собственные знания, воззрения мудрецы не могли возникнуть из ниоткуда. Нынешние исследователи предполагают, что он хорошо знал труды Пифагора и Диогена, так как написанные им трактаты отражают понятия, введенные в науку данными древнегреческими мудрецами. Фразы и слова Гераклита, цитируются и по сей день. Вот наиболее известные и ценные умозаключения мудреца:
  • «Глаза – есть точные свидетели, нежели уши». Достойное открытие и мудрость с заключением истинного восприятия человеком сути вещей. Вспоминается поговорка – «Лучше один раз увидеть, чем раз услышать»;
  • «Сбывшиеся желания человека – делают его хуже». Не стремящийся ни к чему человек, деградирует без развития. Имея все желаемое, индивид теряет способность к сочувствию неимущим, переставая ценить имеющееся у него, принимая все за данность. Спустя тысячу лет, данное умозаключение возьмет за основу собственной трактовки британский писатель Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, Боги исполняют наши молитвы», – выскажется он в собственном романе «Портрет Дориана Грея»;
  • «Знание многого не учит уму». Суть мудрости заключается в следовании природе;
  • «Рок – это последовательность первопричин, порождающая одну причину за другой и до бесконечности»;
  • «Знание и понимание самого мудрого мудреца – всего лишь его собственное мнение»;
  • «Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает». Данное умозаключение выражает всю полноту горечи от непонимания его окружающими;
  • «С гневом очень трудно бороться». Заплатив существованием за все, что он потребует.

Благодаря любознательности ума приверженцев древних наук, нам передался базис, на котором мы строим современную науку.

mystroimmir.ru

Практикум по античной философии

5.Кто и какие давал на него ответы в первый период? 1.55

6.Что есть начало (принцип) мира, согласно Пифагору? 1.98

7.Как устроен Космос, согласно Пифагору? 1.88

8.Какова цель всего происходящего на земле? 1.14

9.Что такое добродетель в человеческом мире? 2.46

10.Главное достижение пифагорейцев? 3.42

11.Что становится с душой, когда тело умирает? 1.70

12.В чем принципиальное отличие Философии Пифагора от ранней натурфилософии? 1.76

13.Что есть сущность (принцип) вещей, согласно Гераклиту? 1.49

14.Каковы преимущества гераклитовского первоначала? 1.16

15.В чем заключается логос мира, по Гераклиту? 1.43 2.1

16.Какой мировоззренческий смысл имел принцип развития? 1.71

17.Какая школа противопоставила себя Гераклиту, и на каком основании? 3.29

18.Кто был основателем этой школы и ее адептами? 3.7

19.Чему он учил? 1.57

20.Из какого различия исходит Парменид? 1.104

21.Перечислите основные признаки умопостигаемого мира = истинного бытия? 1.46

22.В каком соотношении находятся мир, постигаемый умом, и мир, чувственно данный? 1.78

23.В чем состоял основной принцип учения Парменида? 1.93

24.Какое влияние он оказал на развитие европейской философии? 3.8

25.Возможен ли в философии иной принцип – альтернативный парменидовскому? 1.89

Тест 2. Расцвет натурфилософии: атомизм.

1.Кто из греческих философов опирался на учения элеатов о бытии? 3.14

2.Против чего направлял свои апории сам Зенон? 1.66

3.Каким методом Зенон вел доказательство своих апорий? 2.10

4.Какую проблему поставили апории Зенона перед всей последующей философией? 2.18

5.Кто предпринял попытку преодолеть дуализм Парменида? 3.19

6.Кто первый выдвинул идею эволюции живых организмов, и в чем она состояла? 1.13

7.Из чего состоят вещи по Эмпедоклу? 1.20

8.Как они образуются? 1.103

9.Что еще необходимо для образования вещей, кроме четырех элементов? 1.64

10.Как мы получаем знание о внешнем мире? 1.107

11.Кто еще пользовался термином “идолы” (эйдолы)? 3.25

12.Как называются неизменные элементы мира в философии Анаксагора? 1.68

13.Какими свойствами они обладают? 1.39

14.Что такое “Нус”? 1.38

15.Кто развил учение Анаксагора о “Нусе”? 3.27

16.Что неизменно и повсеместно существует в мире, согласно Левкиппу и Демокриту? 1.85

17.Чем отличается “атом” от “семени”? 1.23

18.Дайте концептуальную характеристику атома. 1.65

19.Почему тела делимы, а атомы не делимы? 1.9

20.Каков механизм образования тел? 1.51

21.В каком направлении меняется мир? 1.105

22.Как возникло его нынешнее состояние? 1.2

23.Что является причиной возникновения, изменение и разрушения тел? 1.8

24.Назовите других адептов атомизма? 3.28

25.Какое значение имел атомизм в истории философии и науки? 3.50

Тест 3. Поворот к субъекту познания и Нравственности.

1.Какие проблемы находились в центре внимания философов во второй период (5-4 в. в. до н. э.)? 3.44

2.Назовите знаменитых греческих софистов. 3.41

3.Какова главная цель деятельности софистов и что их отличало? 3.30

4.Какая проблема была ими поставлена? 1.41

5.Как они ее решили? 1.108

6.Приведите тезис Пифагора, обосновывающий субъективизм? 1.47

7.К каким выводам он приводит в области этики? 2.25

8.Как софисты относились к религии? 2.31

9.Как деятельность софистов сказывалась на религиозно-нравственных устоях античного общества? 2.36

10.Кто выступил против софистов? 3.6

11.Какой девиз избрал Сократ для своей философии? 1.21

12.Как стали возможны одинаковые для всех нравственные каноны? 2.40

13.Как можно их обнаружить и определить? 1.33

14.Почему Сократа называли “оракулом”, “мудрейшим из греков”? 1.96

15.Перечислите основные компоненты диалогового метода философствования. 2.43

16.В чем смысл принципа вопросно-ответной артикуляции знания? 2.45

17.В чем смысл “иронии” как приема общения и принципа диалога? 2.55

18.В чем состоял принцип “маевтики ”? 2.47

19.Что такое “этический рационализм ”? 2.2

20.Можно ли научить или научиться добродетели? 2.11

21.Будет ли человек совершать злые поступки, если он понимает, в чем состоит добро? 2.19

www.wikidocs.ru

этапы эволюции, круг основных проблем.

Это философия древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до V века нашей эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу античности.

Возникновение и формирование античной философии осуществлялось через критику мифологии, через создание категориального каркаса мыслительного процесса. В поисках первоначала мира и его осмысления философы античного мира выходят на уровень таких абстрактных понятий, как хаос и космос, материя и идея, душа и ум.

Если хаос воспринимался как бесформенное, неопределенное состояние мира, его первоначало, то под космосом подразумевалось упорядоченное, целостное понимание мира. А вся жизнь природы, человека и общества представлялась как движение от хаоса к космосу. Для описания этого движения в греческой философии были созданы понятия "материи" и "идеи": под материей понималась некая потенция, а идея воспринималась как формообразующий принцип, как космическое творчество.

Материя и идея ассоциировались с определенным веществом, что было вполне нормально для античного мира с его пассивно-созерцательным восприятием действительности. Познание мира ограничивалось внешней, феноменальной стороной природных явлений и фактов. Материя и идея соотносились как страдательное и деятельное начала и в своем единстве обеспечивали многообразие предметной реальности мира как чувственно-материального космоса.

Основные категории античной философии:

Космос. Абсолютный объект античной философии, существовавший всегда, ни от кого не зависящий, являющийся причиной самого себя и воспринимающийся как чувственный.

Материя. Пассивное начало космоса, потенция любых явлений действительности.

Идея. Активное начало космоса, формообразующий принцип бытия.

Душа. Это то, что связывает материю и идею.

Ум. Целесообразная заданность мира, орган управления им.

Судьба. Непостижимая человеком предопределенность событий и поступков.

Периодизация истории античной философии

* Натурфилософский период - 7 - 5 вв. до н.э.

* Антропологический период - 5 - 3 вв. до н.э.

* Систематический период - 3 - 2 вв. до н.э.

* Этический период - 3 в. до н.э. - 3 в. н.э.

* Религиозный период - 3-4 вв. н.э.

Натурфилософский период. Главные проблемы * Проблема первоначала космоса;* Единство и разнообразие мира.

Основные направления и школы* Ионийская (Милетская) натурфилософия.* Пифагорейский союз.* Элейская школа.* Атомисты.* Гераклит Эфесский.

Ионийская натурфилософия Представлена Милетской школой. Главное в ней - учение о субстанции, под которой понималась чувственно воспринимаемая материя. Наиболее известные имена: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Фалес- Основополагающим началом считал воду, жидкость. Анаксимандр - Субстанциальное начало космоса - апейрон. Анаксимен- Всякая материя возникает из сгущения и разжижения воздуха.

Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. В положении “все из воды” была дана отставка язычеству, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы.Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное, а бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Приемником Фалеса Анаксимандр (ок. 610-540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял айперон – неопределенную и бесконечную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разуму. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли – ее конкретные массивы. Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.). Он полагал, первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену все вещи произошли из воздуха и представляю собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. (Кант в совсем иной период истории науки утверждал, что планеты и все космические тела берут начало из бесконечно газообразной массы)

Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос “Из чего?”. Именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего, к идеи субстанции, т.е. первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Пифагорейский союз. Основан Пифагором (570-496 гг. до н.э.)

Главное в учении Пифагора

* Форма есть активное начало, превращающее аморфную материю в мир осязаемых и познаваемых вещей.

* Число есть первоначало сущего. Все соисчислимо.

* Математика - главная наука.

Пифагор (6 в. до н.э.), тоже был озабочен проблемой: “Из чего все?”, но решал ее иначе, чем милетцы. “Все есть число” - вот его исходная позиция. Он организовал свою школу. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длин струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии.

Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность.

Элейская школа

Главное у элеатов. Основное в этой философии - учение об абсолютности бытия. Истинное бытие неизменно, неделимо, безначально, бесконечно, всеобъемлюще, недвижимо. Наиболее известные представители: Ксенофан, Зенон, Парменид.

Ксенофан(570-478)Является основателем школы. Утверждал, что целостность и неделимость бытия обеспечивает Бог, обладающий всеми возможными совершенствами. Считается предшественником античного скептицизма.

Парменид(520-460)Его считают ключевой фигурой в раннегреческой философии. Главное у Парменида - учение о бытии как едином, неизменном, всемогущем и всеблагом. Он противопоставляет бытие и небытие, истину и мнение, чувственное и умопостигаемое. Написал трактат "О природе".

Зенон(480-401) Знаменит своими апориями, - аргументами против возможности движения: "Дихотомия", "Стрела", "Движущиеся тела". Зенон не признавал никакой другой реальности, кроме пространственно протяженной.

Ксенофан из Колофона (ок. 565-473 до н.э.) – столь же философ, сколь и поэт – изложил свое учение в стихах. Он был фанатично погружен в созерцание велик идей и поиске их поэтического выражения, рвением к знанию и мудрости.Он высмеивал богов в человеческом виде. Он считал, что бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Он полагал, что Земля появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений. (Это уже не мифология, а строгая логика научного порядка). Философские воззрения, стоят во главе скептиков. Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения “знания по мнению” и “знания по истине”. Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: “над всем царить мнение”, “людям не истина, а лишь мнение доступно”.Единое Бог. Это центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне его движения Многое. Единым Богом Ксенофан вовсе не разумел личного Бога, отдельного от мира: Бог не отделим от мира, который суть лишь его проявление. Есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно – Бог.

Парменид (конец 7-6 в. до н.э.) – философ и политический деятель. Он родился в знатной семье. Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей Элеи. Парменид написал поэму “О природе”, где образно представлен путь познания в виде описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. Он провозгласил главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает истину (вслед за Ксенофаном), основанную на рациональном познании, и мнении, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истиной сущности. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум.Центральной идеей Парменида является бытие, соотношения мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего мы не найдем мысли. Ничего нет и ничего не будет, кроме сущего, да и нет сущего, где пусто от сущего. Бытие не возникло: оно непреходяще. Нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющего бытия. Сущее лишено изменчивости и многообразия.

Только Бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия – ничто. Нет пустого пространства: все наполняется бытием. Сущее цельно.

Зенон Элейский (ок. 490 – 430 до н.э.) – философ и политический деятель, любимый ученик Парменида. Вся его жизнь - борьба за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику. Опровержение движения в знаменитой апории “Ахиллес”, где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепаху. “Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько двинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на промежутки и их надо все пройти, а для это нужно бесконечное время. Аналогично, для апории “Стрела” - двигаясь, стрела в каждый данный момент времени занимает данное место в пространстве. Т.к. каждое мгновение не делимо, то в его пределах стрела не может изменить своего положения. А если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна и в данный промежуток его. Движущееся тело не движется ни в том месте, которое оно занимает, ни в том, которое оно не занимает. Поскольку время состоит из отдельных моментов, постольку движение стрелы должно складываться из суммы состояний покоя. Это также делает невозможным движение.Стрела постоянно находится в определенных, но не различимых “здесь” и “теперь”, вытекает что положение стрелы также не различимы: она покоится.

Если считать, что время измеряется количеством отрезков, то заключение справедливо. Конечно Зенон не был знаком с понятием суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, что бесконечное число слагаемых дает все же конечный путь, который Ахиллес, двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет за надлежащее конечное время. Апории Зенона обнажают глубокую загадку того, как из неподвижности, видимого отсутствия измерений (“стрела покоится в каждый момент времени”) рождается движение.

Атомисты

Главное в атомизме

Получили свое название из-за того, что центральным понятием их философии является атом. Абсолютного бытия не существует. Есть только относительное бытие, характеризующееся возникновением и уничтожением. В основе бытия - множество самостоятельных атомов, сочетание которых образует вещи. Атомистами были Левкипп и Демокрит.

И вода, и воздух, и земля состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфики, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящего из множества мельчайших неделимых частичек – атомов, движущихся в пустоте.

Атомы, согласно Демокриту, неделимы в следствии своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Соединение атомов образует все многообразие природы.

Душа, согласно атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией.

Так была создана дискретная картина мира, в которой бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством атомов. Демокрит различал атомы (неделимые) и амеры (не имеющие размера). Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдений и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения считал недостаточным, но необходимым источником познания. Вселенная Демокрита строго подчинена принципы причинности: все возникает на каком-нибудь основании и в силу причинности. Именно в причинности усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. “Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!”

Согласно Демокриту, душа состоит из мельчайших круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения всех существ. Он первый высказал идею проективной объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие “пленки”, втекающие в глаза, уши и т.д.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. Боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. Мир создан божественным разумом и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.

Идея атома содержит в себе, кроме прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслится как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. Понятие неделимости было введено атомистами именно ради того. Чтобы возможность бесконечного деления данного тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж.

Гераклит Эфесский

( 520 - 460 гг.)

Главное в философии Гераклита

* Все находится в постоянно меняющемся состоянии.

* Началом всего сущего является огонь, наделенный свойствами божественности и вечности.

* Идея упорядоченности и соразмерности мира выражена в понятии Логоса.

* Считается создателем диалектики, понимаемой как учение о единстве противоположностей. Ему приписывают изречение: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку".

* Основной философский труд: "О природе".

Антропологический период ( 4 - 3 вв. до н.э.) Этот период связан с началом кризиса античного общества. Косвенным свидетельством этого служит появление и распространение идей, пропагандирующих релятивизм и субъективизм. В философии на первый выдвигается дискурсивный, логический подход к вещам. Отрицается возможность универсалий в познании и практике. "Модными" становятся софисты - платные учителя мыслить и говорить. Их интересовала не истина, а само искусство спорить, достигать победы за счет использования формально-логических приемов, казуистики, введения оппонента в заблуждение.

Главное в софистике

* Общей чертой софистики считают релятивизм, нашедший выражение в высказывании Протагора: "Человек есть мера всех вещей".* Софисты противопоставляли природу как устойчивую и постоянную часть реальности обществу, живущему по изменчивым законам.* Софисты разрабатывали негативную форму диалектики. Они занимались учительством, призывали людей защищать любую точку зрения, ибо абсолютной истины не существует.* Термин "софистика" стал нарицательным. Софистом называют человека, занимающегося пустыми разговорами, затемняющего при споре существо дела.* Основные представители софистики: Протагор и Горгий.

Систематический период( 3 - 2 вв. до н.э.) На смену разрозненным учениям о субстанции, познании, человеке приходят попытки системного анализа. У первых представителей философии этого периода налицо отрицательное отношение к софистике. Познание и практика согласуются через нравственную деятельность. Целью познания объявляются общезначимые понятия. Главные представители систематического периода: Сократ, сократики, Платон, Аристотель.

Философия Сократа(470-390 гг.)Главное у Сократа: * Основной задачей философии он считал отыскание всеобщих определений нравственности;* Самой лучшей формой философствования является диалог. От него пошло и первоначальное значение термина "диалектика": вести беседу, рассуждать;* Высоко оценивал роль познавательной деятельности в общей структуре духовности человека;* Наихудшей формой государственного устройства считал демократию, резко и язвительно её критиковал;* После установления в Афинах власти демоса, за неверие в государственных богов и развращение молодежи, был приговорен к смерти и умер, выпив по приговору суда чашу с ядом;* Принципиально не записывал свои мысли и поэтому после него не осталось письменных работ. Идеи Сократа дошли до нас, в основном, в изложении Платона.

Сократические школы Созданы учениками и последователями Сократа. Распространяли и развивали его философию, критиковали софистов. Выделяют три основных школы сократиков: киренаики, киники, мегарики.

Киренаики* Основателем школы считают Аристипа из города Кирены. Представители: Феодор Киренский, Гегесий, Антипатр.* Проповедовали гедонизм - учение о высшем наслаждении. Наслаждение - синоним счастья, цель и смысл жизни;* Отрицали необходимость познания природы, считая её непознаваемой;

Чувственное познание считали единственно верным познанием.

Киники* Основателем считается Антисфен. Основные представители: Диоген Синопский, Кратет.* Утверждали, что философия - это не беседы о смысле бытия, а образ жизни.* Киники учили человека жить, опираясь только на самого себя, "уходить из мира". Проповедовали бедность, испытания через лишения. Их называют античными хиппи.

Мегарики* Основатель - Евклид из Мегар. Главные представители: Евбулид, Диодор Крон, Стилпон.* Развивали учение Сократа о благе как едином и неподвижном бытии.* Для обоснования взглядов о добре и благе активно применяли софизмы: рассуждения, в которых для опровержения или чего-либо используются логические противоречия. Широко известны софизмы Евбулида: Лжец", "Лысый", "Куча".

studfiles.net

Бытие, декада, гармония, небытие, апория, парадокс, движение, судьба, логос, архэ, закон, число, космос, количество, качество, атом, амера, нус, детерминизм, причина, противоположности, диалектика.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какая школа противопоставила себя Гераклиту и на каком основании?

2. Что такое «судьба» в представлениях древних греков? Существует ли определенное сходство «судьбы» с «Логосом» Гераклита?

3. Как соотносятся между собой мир видимости и умопостигаемый мир?

4. Правда ли, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, как утверждает Зенон Элейский? В чем заключается сложность и логическая неразрешимость парадоксов Зенона Элейского?

5. Каким образом пифагорейские представления о космосе влияли на древнегреческую медицину, культуру, религию и искусство? В чем пифагореизм и для нас сохраняет свое значение?

6. Решение проблемы единого и многого в философии Эмпедокла и Анаксагора.

7. Перечислите признаки умопостигаемого мира = подлинного бытия.

8. «Добро и зло – одно и то же. В самом деле, врачи всячески режущие и жгущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни». Как можно истолковать этот фрагмент Гераклита в связи с основными принципами его философии?

 

Семинар № 4. Афинская школа (4 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Антропологический поворот в развитии античной философии: его внутренние и внешние факторы.

2. Софисты. Протагор: человек есть мера всех вещей. Антропологизм, субъективизм и релятивизм философии софистов.

2. Жизнь и учение Сократа. Сократический идеал мудреца и философствования. Проблемы человека: «познай самого себя». Этический рационализм: «добро есть знание». Постановка проблемы единичного и общего. Сократический метод: «ирония», «майевтика», «даймон».

3. Философия Платона. Космос Платона. Учение о Мировой душе. Учение об идеях, о бессмертии души, о познании как припоминании. Учение о государстве. Искусство как «мимезис» (подражание).

4. Философия Аристотеля. Критика учения об идеях Платона. Учение о первичных и вторичных сущностях и четырех причинах вещей. Космология. Учение о душе. Этика. Политика.

 

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 3.4. Классическая античная философия. С.134-187.

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. С. 46-55.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. С.124-300.

4. Аристотель. Метафизика. //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1976. (Книги 1, 4, 12).

5.Аристотель. Никомахова этика. Поэтика. //Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1984. С.63-68,191-197, 645-660.

6. Аристотель. О душе. – //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1.М.: Мысль,1976. С. 371-375,394-399.

7. История философии. Запад – Россия – Восток. (Книга первая. Философия древности и средневековья). М.: Греко-латинский кабинет,1995. С.111-135.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Ладомир, 1994.

9. Платон. Государство. //Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3. М.: Мысль,1971. С.224-242.

10. Платон. Пир. Теэтет. //Платон. Соч. в 3-х тт. Т.2. М.: Мысль,1970.

11. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М.,2001. С.33-74.

12. Спиркин А.Г. Философия. М.,2001. С. 46-66.

13. Телегина Н.В. Философское учение Платона в системе античной культуры. //Философия – культура – медицина: история и теория. М., 2009. С. 57- 65.

14. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Мир идей, 1995.

 

Дополнительная литература:

1.Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982.

2. Богомолов А.С. Античная философия. М.,1985.

3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ – СПб.: Университетская книга, 2000.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль,1979.

5. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. //Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993.

6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993.

8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Глава II.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. СПб.: Петрополис, 1994.

10. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт.

Т.2. - М.: Мысль, 1988.

12. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003.

13. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос, 1997.

14.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001.

 

Ключевые понятия:

Софистика, софизм, антропологизм, релятивизм, единичное и общее, философский метод, майевтика, ирония, даймон, рационализм, идея, бессмертие души, метампсихоз, философский диалог, мимезис, государство, сущность, форма, катарсис, энтелехия, благо, истина, красота, платонизм, перипатетики.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Что такое софизмы (например, «Лжец», «Лысый» и др.) и как они могут быть разрешимы?

2. Каким образом жизнь Сократа связана с его философией?

3. В чем сходство и различие между философией Сократа и философией софистов?

4. В чём смысл принципа иронии?

5. В чём смысл принципа «майевтики» у Сократа?

6. При помощи каких аргументов Платон доказывает бессмертие души («метампсихоз»)? (Диалог «Федон»).

7. В чем сходство и различие между «атомом» Демокрита и «идеей» Платона?

8. Имеет ли отношение «платоническая любовь» к Платону? Любовь как путь к истине, благу и красоте (диалог «Пир»).

9. Какое место в космологии Платона занимает «мировая душа»? (диалог «Тимей»).

10. Согласны ли Вы с концепцией Платона о знании как понимании благого назначения вещи и ее становления к благу? Объясните свое решение.

11. Можно ли найти в современной философии или психологии эквивалент античному представлению об «идеях»?

12. «Золотая середина Аристотеля». Сравните ее с «мерой» и «средним» у Платона. Объясните различие двух концепций

13. Какое место в космологической картине мира у Аристотеля занимает Ум- Перводвигатель?

14. В чем заключается природа движения по Аристотелю?

15. Что означает понятие «энтелехии» у Аристотеля?

16. Что означает высказывание Аристотеля о естественной необходимости рабства? Какой принцип определяет данную концепцию?

17. Аристотель и античная наука. (Логика, биология, психология, физика и др.).

18. Природа искусства, трагедии и трагического «катарсиса» (очищения) у Аристотеля. Медицинский и философский аспекты катарсиса.

Семинар № 5. Эллинистическая философия (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Развитие античной культуры и философии в эпоху эллинизма ( вторая половина IV в. до н.э. –V в.н.э.) Философия Древнего Рима и ее этическая направленность.

2. Эпикуреизм: проблема свободы и счастья человека. А

3. томизм Эпикура.

4. Скептицизм: кризис античной рациональности. Эпохе и атараксия Пиррона. Этика здравого смысла в работах Секста Эмпирика.

5. Этика стоицизма: позднеантичный идеал мудреца. Римские стоики: Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет.

6. Философия неоплатонизма. Плотин об эманации и иерархии бытия. Идея мистического экстаза и гибель античной философии.

 

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 3.5. Эллинистическая философия. С.187-213.

2. Введение в философию. Ред. Фролов И.Т. М.: Республика, 2003. С.55-57.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2001. С. 300-396.

4. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С.237-340.

5. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М.: Академический Проект, 2008. С. 156-200.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: АСТ,1994.

7. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2006. С. 275-364.

8. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2005. С.342-561.

Дополнительная литература:

1. Адо П. Плотин или простота взгляда. М., 1991.

2. Антология кинизма. М., 1984.

3. Блонский П.П. Философия Плотина. Петроград, 1918.

4. Диллон Дж. Средние платоники. СПб., 2002.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

6. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003.

7. Лега В.П. История западной философии. Ч I Античность. Средневековье. Возрождение. СПб.: ПСТГУ, 2007.

8. Лосев А.Ф. История античной философии. Последние века. М., 1998.

9. Лукреций. О природе вещей Т. I-II М., 1946-1947.

10. Луций Аней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

11. Марк Аврелий Размышления. Л., 1985.

12. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956.

13. Нахов И.М. Философия киников. М., 2010.

14. Плотин. Сочинения. СПб, 1995.

15. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2т. Т. I-II. М., 1975-1976.

16. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

17. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.. 1983.

18. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.,1979.

19. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

 

Ключевые понятия:

эллинизм, индивидуализм, космополитизм, Мусейон, школа, экзистенциальная терапия, кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, эпохе, атараксия, апатия, сомнение, пневма, имманентная божественная сила, наслаждение, счастье, гедонизм, эвдемонизм, свобода, смерть, долг, неоплатонизм, Единое и Благо, Ум, Душа, христианство, трансцендентность Бога, идея творения, эманация, ипостась, синкретизм, гностицизм, герметическая литература, озарение, божественные философы, теургия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. В чем сходство и различие (в этике, в мировоззрении) между христианством и стоицизмом?

2. Античная философия и русская культура.

3. Что нового внес Эпикур и эпикуреизм в античный атомизм?

4. .Чем отличается этика классического периода (Сократа, Платона, Аристотеля) от этики эллинистического периода античности?

5. Понятия красоты и блага в неоплатонизме.

6. Платонизм и неоплатонизм

7. В чем заключался кризис античной культуры в начале новой эры?

8. Каковы, на Ваш взгляд, кардинальные новшества, внесенные Эпикуром в атомистическую картину мира, нарисованную Демокритом? Каковы источники и цели этих нововведений Эпикура?

9. Что, помимо хронологии объединяет, философские школы эллинистической эпохи?

10. Ф. Сейер писал о философе эллинистического периода: «Он потерял гражданство на родине и не приобрел его ни в Афинах, ни в Коринфе. Это был человек без родины. Он пользовался дурной славой из-за преступления, совершенного в юности, и его непреклонного поведения. Он был лишен человеческих привязанностей, друзей, дома, собственности, честолюбия, цели в жизни. Он не создал философской системы, но обладал хорошо подвешенным языком и серьезные дискуссии вел, должно быть, посредством острот и шуток. Доминирующая черта характера (философа) – лень». Назовите имя этого мыслителя. Дайте характеристику философскому направлению, к которому он принадлежал. Вы согласны с мнением автора об отсутствии честолюбия данного философа? Обоснуйте свою позицию.

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Античная философия»

Тематика рефератов:

1. Философия мифологии. Особенности мифического мышления.

2. Миф и мифология в современном мире: от мифа к логосу и от логоса к мифу.

3. Античная мифология о происхождении мира.

4. Античный полис: особенности и история развития.

5. Поиск архэ в ионийской философии.

6. Миф и символ.

7. Особенности медицины Древнего Рима. Гален.

8. Религия и философия: сходство и различие.

9. Проблема первобытного мышления.

10. «Осевое время» как время возникновения современного типа мышления.

11. Ф.Ницше о возникновении античной культуры: дионисизм и апполлонизм.

12. Особенности мифического сознания и древняя культура врачевания.

13. Миф и мифология.

14. Проблема человека в древнегреческой философии.

1. Учение Гераклита о Логосе как выражение идеи естественной необходимости.

2. Диалектические идеи натурфилософского периода античной философии.

3. Учение о бытии в философии досократиков.

4. Философские взгляды Эмпедокла.

5. Учение о «семенах вещей» и мировом Нусе Анаксагора.

6. Атомистическое учение в античной философии.

7. Учение Демокрита о человеке, его жизни и человеческих ценностях.

8. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская, сицилийская, кносская и косская школы медицины. Учение Гиппократа.

9. Афинская демократия.

10. Релятивизм философии софистов.

11. «Сократический поворот» в философии: постановка проблемы человека.

12. Космология Платона и Аристотеля.

13. Энциклопедический характер философии Аристотеля.

14. Понятие материи у Платона и Аристотеля.

15. Учение о душе и теория познания Аристотеля. Учение о пассивном и активном разуме.

16. Александрийский музей и библиотека - мировой центр научных исследований эллинистической эпохи.

17. Философия Диогена и деструктивная направленность александрийского кинизма.

18. Космологическое обоснование индивидуального самоопределения личности в философии Эпикура.

19. Римские стоики: Марк Туллий Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

20. Неоплатонизм – философия позднего эллинизма. Влияние неоплатонизма на арабскую философии.

Вопросы для письменного контроля:

1. Проблема возникновения античной философии.

2. Пифагорейское учение о числах как первооснове вещей.

3. Учение о первоначале (архе) в философии досократиков.

4. Объективный идеализм Платона.

5. Учение об эйдосах в философии Платона и Аристотеля.

6. Этика софистов и Сократа.

7. Симпатичен ли Вам скептический идеал мудреца? Охарактеризуйте пирроновского мудреца и обоснуйте свою позицию.

8. Как Вы думаете, почему киники выступали против философии Платона?

9. Раскройте смысл тезисов: «жить в согласии с естеством» и «живи незаметно».

10. Охарактеризуйте Космос как естественное государство, в котором правит вечный и неизменный Закон с позиции стоической этики.

11. В чем выразился монизм неоплатоников? Почему мы говорим о том, что неоплатонизм явился своеобразным итогом развития античной мысли?

Вопросы для устного контроля:

1. Какие проблемы были поставлены первыми античными философами?

2. Что такое «космос» в понимании античных мыслителей?

3. В чём принципиальное отличие философии Пифагора от прежней натурфилософии?

4. В чём сущность (принцип) вещей, по Гераклиту?

5. В чём состоял основной принцип философии элеатов?

6. Кто такие софисты и в чём суть софистики?

7. В чем смысл известной метафоры о «пещере» Платона?

8. Почему Аристотель не удовлетворяется одной сущность вещей и допускает вторую сущность вещей? В чем она заключается?

9. В чем сходство и различие между «идеей» Платона и «формой» Аристотеля?

10. Почему во всех школах эллинистического этапа античной философии отрицается наличие универсальных начал государства и в чем проявилась терапевтическая функция эллинистической философии?

11. Можем ли мы говорить о технологическом упадке античности и почему многие полезные изобретения эллинов нашли свое практическое применение только в «темные века»?

12. Кто явился основателем нового типа учебного заведения – школы и чем она отличалась от академии Платона и ликея Аристотеля?

13. Б. Рассел писал, что «скептицизм как философия является не просто сомнением, а тем, что можно назвать догматическим сомнением». Чем, по Вашему мнению, отличаются данные виды сомнения?

14. Кто впервые в истории мысли выступил против института рабства, утверждая достоинство всех людей, способных «возделывать» свою душу?

Тестовые задания:

1. Определите время возникновения философии:

A. середина III тысячелетия до н.э.

B. VII-VI вв. до н.э.

C. XVII-ХVIII вв.

D. V-XV вв.

2. Основная проблема милетской школы:

A. проблема познаваемости мира

B. проблема первичности материи или духа

C. проблема первоначала

D. проблема природы человеческой души

3. «Все из воды» - так считал:

A. Гераклит

B. Анаксимандр

C. Пифагор

D. Фалес



infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *