Римская религия
Древний Рим
Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии. Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любви и плодородия. Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности. Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли. Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру – богиню плодородия, Либору – богиню вина и веселья, Прозерпину – богиню преисподней.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей — жрецы — наблюдали за культом отдельных богов, за •порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса.
Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги — это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающим, накажет гонителей.
С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, — цереалии в честь — Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалии — праздник жатвы, сатурналии — праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии — праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.
В конце III — начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — Мегаленские игры, а также флоралии — в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Игры длились от 14 — 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 — 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений:
- торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой
- непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.
- сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов
Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр — 600 тыс., Аполлоновых — З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.
Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии. Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II — I вв. до н. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади, и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом — амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема тяжестей, смены декорации.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания — амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.
Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.
stroyremkom.ru
Религия Рима | Православие и мир
Памяти Павла Муратова
Католикам этот вопрос покажется странным, но всё же. Какова главная религия Рима, где столько раз встречались многие нации и веры?
На мой взгляд, Рим сам по себе уже религия. Здесь нельзя говорить об одной вере или ее разновидности. Здесь вера — камень и древо. Когда-то могучее имперское язычество обратилось здесь в монументальное христианство Константина. Осколки его исполинской статуи, сложенные во дворе Капитолийского музея — стопа, указующий в небо перст, грозноликая голова — составляют грозную смесь вер и вызываемых ими чувств.
Конный Марк Аврелий, император-философ, хоть и не христианин, украшает центр Капитолия. Вновь сплав — власти, мысли, веры. А в церкви по соседству, где любят венчаться итальянские телезвезды, Санте-Марии-ин-Арачели, спрятан маленький Иисус, губы которого могут покраснеть в ответ на горячую мольбу о помощи. То ли местный фетиш, то ли ещё одно доказательство чуда.
Термы Диоклетиана превращены в базилику трудами Микеланджело. Он же по-язычески чувственно расписывает христианнейшую Сикстинскую капеллу (по замыслу папы она должна была спорить с самим Иерусалимским храмом!) и соединяет инженерный гений и строгое апостольское служение в куполе собора Святого Петра. Рим вообще город Микеланджело, как Барселона — город Гауди. Но последний — только архитектура, пусть сумасшедшая, первый — духовный порыв и промысел.
Рим не кажется уже вполне городом католическим и после того, как в нём была написана главная русская религиозная поэма 19 века — «Мертвые души». В православных церквях на Пасху здесь теплятся совершенно русские свечи, озаряя лица гоголевских красавиц-украинок, чья речь играет теми же мелодиями, что речь итальянок. Удивительно, но сложно найти в интонациях других двух различных языков столь ясные совпадения. Но ведь Украина это, как известно, край России, просто «край» простёрся до Средиземноморья.
В Риме нынче засилье Малой Руси, на это жалуются пожилые сеньоры в популярных ток-шоу. Одну украинку, продающую пиццу в небольшой забегаловке у Кампо-де-Фьори, мы расспрашивали о том, в какую именно православную церковь она ходит, и женщина ответила: хожу, мол, в ту, что недалеко от дома, а названия не помню. Да и много их здесь.
Но то русские, украинцы — славяне в Риме — сегодня. А в 19 столетии русская княгиня Зинаида Волконская, хотя и принявшая католичество, приглашала православного Николая Васильевича во дворец, одну из стен которого украсил фонтан «Треви». Тот самый непередаваемо многомерный, связавший архитектуру, скульптуру, воду, свет, воздух. Фонтан, вокруг которого людской говор кипит и днем, и ночью, а задником роскошной сцены служит церковь, где замечательная женщина нашла последнее упокоение. Согласно преданию, и умерла она, отдав пальто замерзающей нищенке, а сама простудилась. Сразу вспоминаешь московского доктора Гааза, немца по крови и русского в душе.
Поэту Дмитрию Веневитинову Зинаида Волконская в России подарила бронзовый перстень, найденный при раскопках античного города, погибшего при извержении Везувия (которое с религиозным трепетом изобразил живший в Риме Брюллов; правда где-то пишут, что перстень был из Помпей, где то, что из Геркуланума). Веневитинов воспринял подарок как реликвию, прикрепил к часам, чтобы ждать брачных уз или объятий смерти. Спустя несколько месяцев Федор Хомяков наденет перстень на палец умирающего товарища.
Очнувшись, Веневитинов поразится: «Разве я женюсь?» Воспаленный разум ошибся? Или- ощутил тайную связь двух процессов: перстень из раскопок связал брак поэта с вечностью и хранящей её смертью? Могилу Веневитинова вскроют создатели новой — советской религии, перстень передадут в музей. Кольцо замкнется. Италия вновь встретится с Россией, в Рим с Москвой в музейном пространстве, где принято благоговеть и созерцать. Странно, что именно итальянец, Маринетти, в век футуризма потребует вынести музейный хлам на помойку.
Друг Гоголя живописец Иванов годами не может завершить в Риме одно полотно. «Явление Христа народу» требует больше времени, чем хватило Микеланджело, чтобы повторить «Сотворение мира» и, отвлекаясь на другие труды, обрушить на человечество «Страшный Суд». Впрочем, хотя римлян вполне можно назвать отдельным народом, они же — модель человечества в целом. Раз Рим — Вечный город и прообраз любого города, почему нет?
Иванов пребывал в студии, где время не двигалось, наверное, его картину не стоило выносить за пределы города. Хотя ведь писалась она не для иностранцев, а для русского народа. Художник стал заложником миссии. На родине он быстро умирает, словно ручная птица, выпущенная на волю.
Православное растворяет «католическое» всюду. Храм Алексия, человека Божьего — всех русских туристов ведут сюда, спешно поясняя, как писать записки святому, — украшает Авентин лучше сотен цветочных кустов. Лепестки белых роз, которые бросает Папа в известный день на паперть любимой Гоголем Санта-Марии Маджоре, напоминают снег, падающий в итальянских церквях из «Ностальгии» Андрея Тарковского.
Рим кажется религиозной ностальгией блуждающего по земле сердца. В нём, возможно, слишком много- тратторий, паломников, дворцов, фонтанов и даже самих храмов. Но множество в определенный момент из хаоса станет совершенством. Вернее, тут ничего и не меняется тысячелетиями. В эпохи нашествия вандалов, склок гвельфов и гибеллинов, владычества Наполеона и мнимого мира, объявленного нацистами, «открытый город» помнит свою истинную цель — оставаться алтарем всех богов. Только не стоит слишком суетиться, успевать помолиться во всех 600 церквях, преклонять колени на всех алтарях.
Вероятно, главная церковь Рима — не собор Петра, а Пантеон. Его замшелый купол — модель недостижимого совершенства, открытого небесам. Люди в этой церкви могут видеть небо, вознося молитвы тому богу, который им ближе, и всякий раз осознавая: Бог всё равно один. Как один, един Рим, вобравший Ватикан и светские кварталы, окружившие папское убежище кипением страстей.
В Риме мало природы и много духа, даже Тибр обмелел, спрятался в ущелье набережных. На одном лишь пороге у пролетов разрушенного моста он взбивает пену. Дух витает над городом, иногда взвиваясь молниями, иногда растекаясь жарой. Дух стоит в окнах многочисленных дворцов и галерей, мерцает в витражах и мозаиках. Дух веселится даже в песнях простонародного Трастевере, вино и хлеб — его воплощения.
Многообразие Рима непросто полюбить в одночасье. К нему надо притерпеться, приглядеться, согласиться с его суровостью и щедростью. Тогда рассмотришь настоящую веру и в страшных кольцах Колизея, и в россыпи мраморов на форумах. Из Античности исходит идея о церкви, как корабле спасения. Первые базилики напоминали корабли.
Церковь Санта-Мария-ин-Домника на холме Целий и теперь зовут «La Navicella» — «кораблик», перед её фасадом красуется фонтан в виде античного судна (у подножия лестницы, ведущей к другой знаменитой церкви, на площади Испании, утоляет жажду верующих и атеистов приветливый фонтан-лодочка). Базилика молящегося Рима всегда окружена чайками, спутниками кораблей. Чайки хохочут в глубокой ночи, кочуют в ореоле солнечных лучей, напоминают о близости моря и неизбежности борьбы и спасения.
А в трюме нашего корабля, под золотом и статуями иного «юного» — барочного храма (слово барокко вновь напомнило о «барке») открывается крохотная древняя крипта, белые ростки маленьких колонн, алое сердце лампады. В такую крипту приятно спуститься в жаркий день с Бычьего форума, пройдя очередь желающих сунуть руку в каменные «Уста Истины».
Рим, несмотря на его нынешнюю туристическую беспечность и общеевропейскую ленцу, по-прежнему религиозен. Более того, он — город-религия. Религия рождения, а не смерти, юности, а не увядания. Даже гид представляется гордо: «Римма Рождественская» (писателю не сочинить более уместного имени). Но гидом здесь становится и сама история, бегущая волна за волной от этрусков к нынешним африканским и украинским эмигрантам.
Ромул и Рем, Константин и Марк Аврелий, Гоголь и Брюллов, Софи Лорен и Джульетта Мазина.
Женщина в Риме тоже стала религией. Мать Константина Елена уверенно вела сына-язычника к венцу новой, крамольной веры. Нынешних итальянских мужчин тоже ведут под венец матери. Ведут с не меньшим трепетом, чем женщин-невест — суровые усачи-отцы.
Вспомним фильм Пазолини «Мама Рома». Анна Маньяни, гипертрофированная мать, обрекает сына неистовой любовью на гибель-распятие в полицейском участке. Но в пороке режиссер увидел искаженное религиозное рвение, как Гоголь наблюдал сквозь корку греха подавленные добродетели своих помещиков. Не на римском ли форуме он встретил матушку-Коробочку, торгующуюся за связку мертвых душ с набриолиненным дельцом по прозвищу «Чичиконе»? Не в римском ли старике нашел прототип безумного Плюшкина, не простившего дочери «недостойного брака»? Кто сказал, что грехи имеют национальность? Как и добродетели?
Известное выражение гласит, что увидев Париж, можно спокойно умереть. Увидев Рим, на кладбище не торопишься. Первым прохожим, с которым мы разговорились по дороге к «Каза Гоголя», стал пожилой старик с чётками, подаривший нам открытку с Божьей Матерью и ангелами. После такой встречи естественно думать о чуде. Словно приоткрылась Жизнь Вечная, странно уживающаяся с бренными камнями, водостоками и раздавленными ногой прохожего апельсинами, падающими с умытых майских дождем деревьев. Сколько в ней тайн, вдохновения и смысла! Настоящая книга жизни, запечатленная в камне.
Такой фонтан в Риме, кстати, тоже есть.
Май 2013, Москва
www.pravmir.ru
13 Религия Древнего Рима
Религия Древнего Рима.
Изначально, на древнейшем этапе, римские божестване отличались от ранних верований других народов: это были духи-предки лары (хранители людей), семоны (хранители посевов), пенаты (хранители дома), помоны (хранители плодов), которые были сходны с греческими нимфами. Отчасти их правильнее было бы называть силами, а не богами, поэтому некоторые исследователи считают римский политеизм близким к анимизму. Однако кроме того появились и более сильные боги, такие как Юпитер — гроза, Марс – война, Веста – огонь и проч.
Первобытные тотемические представления сохранились в культе некоторых животных. Почитался посвященный Марсу дятел, птица Юпитера — орел. Особенно трепетно древние римляне относились к волку, ему был посвящен праздник Луперкалии.
В ходе культурного обмена с другими народами римляне обогащали свой пантеон и чужими богами, прежде всего этрусскими и греческими. Заимствование греческих богов началось не позднее VI-Vвв до н.э. со введением культа Аполлона, покровительствовавшего врачеванию. С этого момента начинается некое отождествление греческих и римских богов со сходными функциями. Кроме того, в римском пантеоне существуют и богини, олицетворявшие такие абстрактные понятия, как Верность, Справедливость, Надежду и др. Богов больше, чем людей, они сопровождают каждый шаг.
В римской традиции виден своеобразный договор между людьми и богами, принцип «я тебе – ты мне». В то время, как у греков формы культа были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности.
Формальность и догматизм римских обрядов, жертвоприношение – точный и пунктуальный обряд; страх нарушить установленную форму. + должна быть аналогия между божеством и жертвой
Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации» — термин Жоржа Дюмезиля, который примечает, в частности, что описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н.э. — 17 г. н.э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Тот же Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика). В древнее жреческое сословие входят царь (rexsacrorum), религиозная функция которого сохранится и в эпоху Республики, фламины трех богов или старшие фламины (фламины Юпитера, фламины Марса, фламины Квирина) и верховный понтифик или глава всех жрецов — этот пост, начиная уже с Цезаря, станет неотъемлемой принадлежностью императорского титула.
Само основание Рима, как много раз подчеркивалось, носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти. Божества более позднего происхождения, даже самые важные — такие, как Юнона Регина помещались вне померия, главным образом, на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумерием в V в.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик: богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и др.
Древняя триада Юпитер-Марс-Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и хтонической богиней Вестой, в эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер Оптимус Максимус-Юнона-Минерва. Этим богам, соответствующим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. Диктатор Авл Постумий учреждает еще одну триаду на Авентинском холме: Церера (Деметра), Либер (Дионис), Либера (Кора). Римляне включали в свою религию местные культы по мере того, как занимали территорию соседних богов. В числе прочих на Авентин переселяется знаменитая лунная богиня Диана Немийская (или Арицийская), покровительница беглых рабов.
Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам — Ларам и Пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших — Маны и Лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.
Начиная с 399 г. до н.э. римляне все чаще совершали жертвоприношения, получившие название лектистернии, парным группам богов, чьи статуи выставлялись в храмах (Аполлон-Латона, Геркулес-Диана, Меркурий-Нептун).
Римские жрецы составляли коллегию, куда входили рекс сакрорум, понтифики и их глава — верховный понтифик, трое старших фламинов и двенадцать младших фламинов. К понтификальной коллегии относились шесть весталок, избранные в возрасте от шести до десяти лет на тридцатилетнее служение Весте, во время которого они обязаны хранить девство. В случае нарушения запрета их замуровывали заживо. Сходная корпорация существовала в империи инков. Обязанностью весталок было поддерживать священный огонь.
Коллегия авгуров использовала этрусские (либри гаруспицини, либри ритуалес и либри фульгуралес) и греческие оракулы (Сивиллины книги, сохранившиеся в еврейских и христианских переработках) для установления благоприятных и неблагоприятных дней.
Цезарь осуществил ставшее нерасторжимым слияние двух функций: императора и религиозного главы — и верховного понтифика. Подобно культу древних богов, культ императора получил своих жрецов и свои обряды. Императорам посвящались храмы — либо отдельные, либо связанные с каким-либо почитаемым предшественником или с поздним божеством Рома, эпонимом города. В III в. императоры стремятся идентифицировать себя с богами: Септимий Север и его жена Юлия Домна почитаются как Юпитер и Юнона.
Культ императоров являет собой новшество, ознаменовавшее конец традиционной римской религии .
Особенности римской культовой практики. Три типа ритуалов.
О самом древнем этапе верований сведений мало. Места отправления культов – священные рощи. Много заимствований из религий соседей.
Важной чертой римской религии было то, что она изначально связана не с индивидуумом, а с коллективами. И другие религии, зародившиеся при общинном строе, принимали во внимание не отдельного человека, а сообщество, но в римской эта черта была особенно ярко выраженной и закрепилась на особенно долгий срок. Кроме того, у римлян социальные институты и установления первичны но отношению к религиозным.
Поначалу у территориальных общин существовали отдельные культы, когда же эти общины соединились и римское общество, божества и культы также слились.
Культовая практика на раннем этапе – почитание деревьев и домашнего очага. Позже делятся на:
— частные (privata)
Основной базовой производственной и социальной ячейкой общества была фамилия. Она включала главу фамилии и находящихся под его властью людей и имущество. Фамилию объединяли к скрепляли фамильные культы, одним из которых был культ Гения главы фамилии, произошедшей из культа Гения рода.
Главную роль при выполнении частного культа играл глава семьи. Обычно это подношения духам-предкам, в которых участвовать могли только члены семьи, а так же культ Ларов – богов-охранителей и защитников рода. Если человек переходил из своей фамилии в другую, он должен был отречься от прежнего фамильного культа.
— совершаемы частью народа (popularis)
Например, на перекрестках проходили праздники богини Цереры, покровительницы земледелия, сопровождавшиеся песнями и криками; праздники Либера-Вакха, во время которых участники пели шуточные песни, качались на качелях, рядились в маски и совершали всякие угодные богам плодородия веселые непристойности. В таких праздниках и культах участвовали соседские общины. Более крупной общиной была община пага — долины, па которой располагалось несколько селений. Эта община имела своих богов и свои священнодействия. Кроме того, у каждого сословия были свои особо почитаемые боги.
Гражданская община в целом имела свои, общие для всего населения Рима, культы. (особенно это проявлялось в почитании деревьев: смоковница и капитолийский дуб). Например, один из древнейших богов — Консус — был богом подземного хранилища, заготовленного на зиму зерна. В его культе сохранились отголоски древнейших бремен, когда зерно, собранное с общинных земель, поступало п общее пользование и распределялось между гражданами.
Союз латинских городов имел общие святыни.
С другой стороны, некоторые культы могли относиться не только к одной из этих категорий, как, например, культ огня и домашнего очага, бывший одновременно почитанием частного, домашнего очага, и так же и священного очага городской общины, который символизировал устойчивость, благоденствие и величие Рима и никогда не должен был гаснуть. Веста как олицетворение очага считалась семейным божеством. Если в городе был храм Весты, то он считался центром всех семей города. Так фамильные очаги, очаги курий и римский священный очаг связывались воедино. Это символизировало и подчеркивало единство святынь гражданской общины и всех ее членов.
+ гадания – авгуры и гаруспики
studfiles.net
Особенности римской религии
Римская религия не была столь возвышенной и одухотворенной, как греческая. Древние римляне чтили богов искренне и глубоко, но при этом были весьма практичными. Они не сочиняли о своих богах поэтических сказаний, а искали у богов помощи в своей повседневной жизни: старательно молились, тщательно соблюдали различные религиозные обряды. Эти обряды совершались по строго установленным правилам, за точностью исполнения которых следили многочисленные жреческие коллегии – понтифики, арвальские братья, салии, весталки.
Огромное значение придавалось всевозможным приметам и гаданиям. Ни одно важное дело не начиналось, пока не станет ясно, как отнесутся к нему боги. Волю богов по полету птиц, грому и молнии читали жрецы-авгуры. В особо ответственных случаях приглашались этрусские специалисты-гаруспики.
Различным богам посвящались специальные праздники. Сатурну, например, который почитался как бог золотого века – века изобилия, всеобщей свободы и равенства, посвящались сатурнáлии. Во время этого праздника господа и слуги менялись своими обязанностями, рабы наслаждались свободой, воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
Наряду с древнейшими римскими богами – Янусом1, Сатурном, Марсом2, Вестой3, ларами и пенатами4 – легко приживались в римском пантеоне этрусские, италийские, греческие божества. Италийские Юпитер и Юнона вместе с римской Минервой вошли в Капитолийскую триаду – триаду высших божеств Рима, которым воздавались почести в храме на Капитолии.
Не позднее конца 5 века до н.э. началось проникновение в Рим греческой мифологии и отождествление римских богов с греческими: Юпитера – бога неба, света, грозы – с Зевсом; Юноны – богини брака и материнства, супруги Юпитера – с Герой; Минервы – покровительницы ремесел и искусства, дочери Юпитера – с Афиной и так далее.
Характерной чертой римской религии было обожествление различных добродетелей. Особым поклонением пользовались божества Доблести, Согласия, Свободы, Благочестия.
Интересно, что молящийся римлянин, в отличие от грека, накрывал голову частью плаща, дабы ненароком не увидеть призываемого им бога.
musike.ru
Религия Римской империи — Религиоведение Библиотека русских учебников
С 27 г, до н.э начинается период существования. Римской империи. После убийства в 44 г до н э. Юлия. Цезаря сторонниками сохранения республики, через некоторое время к такой же неограниченной власти пришел его сп падкоемець. Октай-Виан (63 г до н э — 14 г до н э). С рождения он носил имя. Гай. Октавиан. ФУРИНА, с 44 г до н.э после усыновления. Юлием. Цезарем -. Гай. Юлий. Цезарь. Октавиан, с 40 г до а с 27 г до н е в его имя было добавлено»Август», что означает»возвеличен богами»,»равный богамогами», «рівний богам».
В произведении»Гражданские войны»историк. Аппиан зазначаеж. Цезарь первый стал в глазах римлян священным и получил от них еще при жизни фамилия. Август»
Получив титул. Августа, он установил государственный строй принципата, фактически это была неограниченная императорская власть, плохо замаскированная под аристократическую олигархию
Сам. Август был умеренно — религиозным и суеверным, он опасался грома и молнии, верил в сны и приметы. Ко времени установления его власти в римском обществе было распространено скептическое отношение ние к традиционной религии, распространялась эллинистическая философия, мистические учения и восточные культы. Август пытался в русле своего общего консерватизма возродить ста-роримську религию. Он восстанавливал и строил новые храмы. В»Деяниях. Божественного. Августа»от имени. Августа пишется:»храм на. Капитолии. Юпитера. Феретрия и. Юпитера. Громовержца, храм. Квирина, храм. Минервы и. Юноны. Царицы и. Юпитера вызвать лителя на. Авентин, храм. Ларов на. Священном пути, храм богов пенаты в. Вели, храм. Великой. Матери на палантин я построил»Там же сообщается о том, что он был верховным жрет-цем — большим. Понти гласно графику, авгуров (жрецом — птаховорожисм), членом коллегии. Пятнадцати (квиндеиемвирив), хранившие. Сивильни книги, членом коллегии. Семи епулонив (которые организовывали религиозные трапезы), членом. Арвальсько го братства из двенадцати жрецов, весной обходили римскую городскую полосу с молитвами об урожае, членом коллегии. ТиЙиев и фециалив (двадцать жрецов, решали международные проблемы). Это в то время, ко ли он занимал все высшие должности в якобы демократическом республиканском. Риму. Август культу. Юпитера добавил культ. Венеры, якобы была праматерью рода. Юлиироду. Юліїв.
Как. Цезарь. Август уважал своих божественных предков, свидетельствует сообщение. Светония о том, что после обретения. Перузия»он отобрал из тех, кто сдались, триста человек всех сословий и в иды марта у о алтаря в честь божественного. Юлия перебил, как жертвенный скотбу».
Большое значение приобрел культ гения. Августа, прямо утверждал его исключительную власть
Укрепляя авторитет римских императоров,. Август внес поправки в римский юлианский календарь: месяцу секстилию он дал свое имя («август»), еще раньше месяц квинтилий получил родовое имя. Юлиев (июль)
Свой культ. Август распространял и в подчиненных. Риму странах. В. Египте. Август считался фараоном и сыном бога. Солнца -. Ра, в честь. Августа был рукоположен храм. Кесарион в. Александрии. Многочисленные храмы были прис освященные. Августу в других городах. День рождения. Августа праздновался во всей империйрії.
Император. Август усиленно насаждал культ своей личности. Тацит в»Анналах»приводит мнения некоторых римлян,»богам не осталось никаких почестей, после того как он пожелал, чтобы его изображения в храмах бу ули установлены фламина и жрецами как божества»После смерти. Августа в 14 г н е ему наследовал. Тиберий. Клавдий. Нерон (42 г до н э — 37 г н е). Обожествление. Августа же получило признание. С. Тацита читаем:»после того, как погребение (Августа -. В. Т) был осуществлен согласно всеми надлежащими обрядами, сенат принял построить. Августу храм и установить его культовити його культ».
В. Римской империи одна за другой в период принципата менялись династии. Юлиев. Клавдиев,. Фоавиив,. Антонинов т.д.
Рассказывая о событиях в. Риме последних десятилетий перед нашей эрой и начала нашей эры, которые полны насилия, жестокости, убийства, предательства, ненависти, преследований — одним словом — плохие времена. Тацит пишет:»Никогда еще боги не давали римскому народу выгодней очевидных и более ужасных доказательств того, что их дело — не заботиться о людях, а наказывать их.
Древняя римская религия прекрасно обслуживала римское общество. Особо следует отметить ее коммуникационные качества. Римляне, под многовековым влиянием демократических принципов уважали колегийнисть. НЕ есть лишь в управлении государством, но и в повседневной жизни. Религия давала им возможности повседневного общения. Принесение жертв, например, всегда мало коллективный характер. Все религиозные, общественные деловые, бытовые дела решались вместе, соответствующими группами. Религиозные собрания облегчали общение. Потому религия органично входила в образ римского жизненноо життя.
Гастон. Гоцасье, характеризуя римскую религию, отмечает, что по сравнению с стародавньогрецькою, она приучает к дисциплине и подчиненности, она моральная, лучше подвергнута философскому толкованию и поэтому без нее римляне просто не понимали своего существования. ……
Обожествление императора было главным содержанием римской религии. Со своей стороны императорская власть осуществляла непосредственное управление всеми религиозными делами и в таких условиях потребности в старой системе уп правления, в церкви не було.
В императорском. Риме усиливается влияние восточных культов. Особенно активно они воспринимались народными низами, которые были задавлены порабощением и нищетой. Эти восточные культы обещали нуждающимся потусторонних не счастливое жизни, которого не могли получить хоть в обещаниях от многочисленных римских богов, откровенно покровительствовали их эксплуататорам. Пользовались вниманием восточные культы и в высших кругах. В 1 в до н е большую популярность имел. Аполлон. Тианский, которого считали то философом, или магом, или просто шарлатаном. Астрология, магия, гадания стали повальной модой. Считали, что наука астрологов, хотя она оч е сомнительная в деталях, но может быть существенной в целом, так и человеком, и вселенной управляют одни и те же объективные законні закони.
Императорская власть, пытаясь сохранить политеистическую религию древности, где и ей находилось место в обширном пантеоне, пыталась ограничить влияние восточных культов. Но естественный процесс религийног го взаимовлияния делал свое дело, и уже император. Кал и гул а правивший с 37 по 41 р н е строит богини. Исиде храм на. Марсовом поле, где римляне с энтузиазмом наблюдали религиозную драму убийства. Осири са. Сетом и его воскресение. Его преемник. Клавдий (41 — 54) превозносит фригийский. Кибе-лбе-лу.
Второй век новой эры характерно распространением в. Римской империи митраизма. Прагматично мыслящие римляне увлекаются рассуждениями о добре и зле. Зло в них становится не следствием недовольства богов, а действием ю бога. Аоимана. Митраистськи мистерии, которые тайком, становятся особенно привлекательны. А за императора. Диоклетиана (284 — 305) и. Максимиан (286 — 302) культ. Митры входит в число государственных культеьтів.
Среди восточных культов появилась и новая религия, которой нележало большое будущее. Это было христианство. Оно зародилось в первой половине 1 в н е в. Палестине, как одна из сект иудейской религии в силу целого ого ряда качеств и специфических исторических условий развития, о которых будет речь в следующих разделах, оно постепенно набрало большое значение в центре империи, в. Риме. Большую роль в утверждении. Христианства а в. Риме сыграл апостол. Павел. Процесс распространения христианства в. Риме был достаточно скупочные. Его то позволяли, то запрещали, на христиан были жестокие гонения. А влияние стародавньоримськои религии тем часо м все падал и падал. Наконец, в 313 году императоры. Константин (306 — 337) и. Лициний (308 — 334) издали приказ о предоставлении христианству официальной равенства со всеми другими религиями. В 324 году христианство было объявлено государственной религией. Римской империи. Началось уничтожение религиозного предшественника христианства — древней римской религии. Храмы и святилища разрушались, статуи богов разбивались, сама старая религия получила название язычества, то есть религия»языков», народов, подчиненных. Риму, поскольку распространение христианства из центра империи -. Рима в провинции было не таким уж и быстрым. Под лозунгом так борьбой с язычеством (еще употребляется термин»язычество», но он является выражением превосходства христианства над старыми религиями, презрительной имени их, поэтому применение его должно откровенную идеологическую направленность ь) происходило уничтожение античной культуры, это были идеологические расходы утверждения новой религиия нової релігії.
Но влияние древнеримской религии был неуничтожим. Как и вся культура. Древнего. Рима, она оставила глубокий след в истории мировой цивилизации ее влияние чувствуем и в современности
uchebnikirus.com
Религия в Древнем Риме
Современный город Рим является столицей Итальянской Республики, одним из величайших и красивейших городов Западной Европы с населением около 3 млн человек. Однако в древности словом «Рим» называлось и город, и одновременно рабовладельческое государство, возникшее в VI в. до н. е. на территории современной Италии. В VI-IV вв. до н. е. в ее состав входила центральная часть Апеннинского полуострова. В конце III в. до н. е. Древний Рим стал уже сильным рабовладельческим государством Западного Средиземноморья. В I-II ст. н. е. эта гигантская империя распространила свою власть на все побережье Средиземного моря, покорила значительные регионы Западной и Юго-Восточной Европы, в том числе территории современной Украины, Приднестровья, Северной Африки и Ближнего Востока.
Высокий уровень развития в империи получила духовная жизнь. Анализируя древнеримскую мифологию, нельзя не обратить внимание на миф о Весте — богиню домашнего очага. В доме каждого римлянина этой богини посвящался вход в него — вестибюль. Ежегодно 9 июля в Риме отмечалось праздник в ее честь.
Даже был построен специальный храм. В нем постоянно поддерживался огонь как символ государственной надежности и устойчивости. Угасание этого огня считалось плохой приметой. Поддерживали огонь в храме лерици богини Весты — весталки.
Жрицы, жрецы, жречество в целом в политеистических религиях — это общественная группа людей, которые выполняют функции посредничества между людьми и сверхъестественными силами, а также осуществляют религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, различные колдовские манипуляции. Слово «жрец» происходит от старославянского «жрет» — приносить жертву. В первобытном обществе жрецов не было, культ в нем отправляли старейшины родов и главы семей. Жрецы появились в период распада первобытной общины и становления государственной организации жизни людей. Во многих странах они владели большим количеством рабов и обогащались за счет пожертвований верующих, были монополистами в духовной жизни людей. Жрецы вели летописи, записывали фольклорные произведения, проводили астрономические и другие наблюдения, занимались подготовкой жертвенных животных, следили за правилами совершения молитв и ритуальных действий, давали советы, к какому божеству нужно обращаться с той или иной просьбой наблюдали за порядком в храмах. В некоторых странах жрецы были основателями религий. Например, примерно в 600 г. до н. Э. е. арийский жрец (арии — название народа индоиранской языковой общности; слово «Иран» в переводе означает «земля ариев») Заратуштра (от гр. — Зороастр) объявил себя пророком и создал новую религию — зороастризм, с признаками монотеизма и верой в вечную борьбу между богом-творцом и духом зла. Значительно позже, согласно евангельской мифологии, три жрецы (колдуны, маги) пришли из Ирана в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Иисусу Христу, принести дары и объявить миру о рождении Сыпа Божьего. В Древней Иудее после построения Иерусалимского храма жрецы вели записи, которые затем были положены в основу некоторых книг Ветхого Завета.
В странах древнего мира влияние жрецов в основном приобретал выраженный политический характер, что приводило к иерократии — их господство в обществе. Впоследствии из жрецов сформировалось духовенство всех мировых религий.
Священный огонь поддерживался не только в храме Весты и не только в Древнем Риме. Культ огня характерен для религиозных верований многих древних народов. Например, такой огонь постоянно поддерживался в каждой провинции, каждом городе и поселке Древнего Ирана. И везде эту важную миссию выполняли жрецы. Жречество было наследственным. Ни один из рожденных в семье мирян не мог стать жрецом.
Весталки жили в храме, пользовались большими привилегиями, но обязаны были давать обет безбрачия, оставаться нетронутыми. Однако, согласно мифу, случилось так, что одна из весталок, дочь брата царя Рея Сильвия нарушила этот обет и родила от бога Марса близнецов-мальчиков. Жестокий дядя приказал заточить Сильвию, а младенцев положить в корыто и бросить в реку Тибр. Но корыто зацепились за инжир, и когда Тибр вернулся в свое русло после наводнения, мальчики оказались на суше. Их подобрала и вскормила волчица. Затем мальчиков нашел и дал им приют в своей семье пастух Фаустул, который назвал их Ромулом и Ремом. Братья подросли и осуществили несколько подвигов, за что получили разрешение основать поселение на месте своего спасения. Однажды братья поссорились, и Ромул убил Рема. Поэтому поселение получило название «Рим». Чтобы обозначить границы будущего города, Ромул запряг в плуг белого быка и белую корову и сделал борозду по кругу. Это событие произошло в 754-753 гг. До н. е.
Начиная с III в. до н. е. на римскую религию стала сильно влиять греческая религия. Даже своих абстрактных богов римляне тогда отождествляли с греческими богами: Юпитера с Зевсом, Марса с Аресом, Венеру с Афродитой, Юнона с Герой, Минерву с Афиной, Церера с Деметрой т.
Римские имена греческих богов:
Аид — Плутон;
Аполлон — Феб;
Apec — Марс;
Артемида — Диана;
Асклепий — Эскулап;
Афина — Минерва;
Афродита — Венера;
Гадес — Плутон;
Геба — Ювента;
Зевс — Юпитер;
киклопы — циклопы;
Крон — Сатурн;
мойры — парки;
музы — камени;
Ника — Виктория;
Пан — Фавн;
Парсефона — Прозерпина;
Посейдон — Нептун;
Гера — Юнона;
Селена — Диана;
Гермес — Меркурий;
Тихе — Фортуна;
Гестия — Веста;
хариты — грации;
Гефест — Вулкан;
Эос — Аврора;
Деметра — Церера;
эринии — фурии;
Дионис — Бахус;
Эрос — Амур, Купидон.
Под влиянием греческих религиозных представлений, среди многочисленных римских богов впоследствии выделились главные Юпитер — бог неба, молнии и грома; Марс — бог войны; Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел; Венера — богиня любви и плодородия; Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла; Церера — богиня растениеводства; Аполлон — бог Солнца и света; Юнона — покровительница женщин и брака; Меркурий — покровитель путешественников и Торговли; Нептун — бог моря; Диана — богиня Луны.
Одним из самых уважаемых древнеримских богов был Янус. Он изображался с двумя лицами как божество входа и выхода. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и патрициев (родовой аристократии). Плебеи (свободное население) особенно чествовали божественную троицу: Церера, Либеру-Прозерпи-ну (богиню растениеводства и ада) и Либера — бога вина и веселья.
Древнеримский пантеон не был замкнутым. Он постоянно пополнялся иностранными божествами. Считалось, что пополнение новыми богами усиливает мощь римлян. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, сопровождалось пополнением пантеона эллинистическими и восточными богами; рабы, постоянно прибывали в Рим, исповедовали свои культы, распространяя тем самым круг религиозных взглядов в империи. Популярным, например, был культ иранского божества Митры. Согласно древнеиранская мифологией, бог Митра родился от скалы, выполнял роль посредника между людьми и богами, считался верховным богом, воином и защитником справедливости. Он постоянно боролся с темными силами, убил огромного злого быка — олицетворение зла, а из его крови и мозга создал блага для людей, растений и животных. Бог Митра поднялся на Небо, но пообещал вернуться на Землю, чтобы огнем обезвредить зло, а людям дать напиток бессмертия. Однако его возвращение люди должны заслужить: молиться ему, приносить жертвы, умываться чистой водой, отмечать ежегодно его день рождения, выполнять все его указания. Культ бога Митры был заимствован жрецами Ирана из Индии, а затем перенесен в Рим. Он был серьезным конкурентом в первые века утверждения христианства.
Древнеримская религия отличалась четкой практичностью: от богов ждали помощи в конкретных делах, и поэтому подробно выполняли установленные обряды и приносили установленные жертвы. В отношении к богам действовал принцип: «Я даю, чтобы ты дал». Для римлян приоритетной была внешняя сторона религии, а не духовное слияние с божеством. Религия не вызывала у них священного трепета, экстаза. Строго соблюдая внешних формальностей и обрядов, римская религия мало касалась чувств верующих, более того, она порождала в них неуверенность. Этим объясняется проникновение в нее иностранных, особенно восточных, культов, в основном мистических, с непристойными обрядами. Примером здесь может служить культ бога виноделия, вина и веселья Диониса-Вакха-Бахуса. Распространение этого культа способствовало развитию в Древней Греции и Древнем Риме виноградарства и виноделия. Однако праздники в честь этого бога превратились в неугомонные и безудержные оргии (от гр. — Разгульный банкет, гулянка), вакханалии. Происходили они обычно ночью, на лоне природы, при свете факелов. Главными в этих торжествах женщины (вакханки). Вином и религиозной экзальтацией они доводили себя до состояния возбуждения. Римский сенат принимал меры против распространения такого рода культов. В 186 г. до н. Э. е. сенат запретил вакханалии и другие подобные культы, однако еще долго они продолжали отмечаться тайно. Время власти империи поддерживала много других религиозных культов. Среди них популярным был культ императоров, согласно которому каждый из них при жизни исполнял обязанности верховного жреца Рима и всей империи, а после смерти объявлялся божеством. Императоры определяли круг богов для почитания в столице и провинциях наблюдали за состоянием храмов, определяли календарь праздников, предоставляли средства на содержание жрецов, принимавших непосредственное участие в религиозных церемониях.
Тяжелое положение в империи свободного бедного населения и рабов, понимание невозможности его улучшения в земной жизни, порождало в них надежду на религиозные утопии о загробной жизни души и справедливый потусторонний суд, накажет зло, а праведникам обеспечит вечное блаженство. Результатом таких надежд были мифы о богах-спасителей, победивших смерть и нашли способ обеспечить верующим бессмертие в потустороннем мире. Распространенными также были культы богов-страдальцев — богов, умирали и воскресали. Так, фригийский (Фригии — древняя страна в северо-западной части Малой Азии) бог природы Аттис, который, согласно мифу, при жизни был пастухом и любимцем Кибелы — матери богов и богини плодородия, во время охоты был смертельно ранен вепрем, после смерти превратился в сосну и воскрес в Риме. Из 200 г. до н. Э. е. ежегодно в Риме отмечали смерть и воскресение Аттиса.
Согласно мифам, боги умирали и воскресали не только в Древнем Риме и Древней Греции, но и во всех других странах древности. В Сирии, например, умер и воскрес бог растениеводства Адонис, в Египте — бог природы Осирис и т. Д. Многие элементы таких культов позже переняло христианство, а на востоке Римской империи в Ш-I вв. до н. е. значительная почета приобрел культ бога Яхве, с которого началась история одной из национальных религий — иудаизма. ЗII ст. до н. е. в римском обществе начали приобретали широкое распространение взгляды греческих философов на религию и богов. Латыни переведенной произведения писателя и философа Эвгемера (конец IV в. — Начало III в. До н. Э.), В том числе «Священную грамоту». В ней Эвгемер писал о том, что боги и герои — это обожествление великих людей прошлого, и мифы — фантастический перевод реальных событий прошлого. Его мысль была наивной и стихийной, но одновременно стала одной из первых попыток рационалистического толкования существования богов и героев, содержания мифов, попыткой дать естественное объяснение сверхъестественным явлениям.
Под влиянием греческой философии выше римская аристократия начала скептически относиться к религиозным верованиям, хотя продолжала воспринимать религию как эффективный рычаг управления народом. Этот скептицизм, вместе с распространением в массах мистических восточных культов, ослаблял влияние на них римской религии, а события, сопровождавшие непрерывные гражданские войны и постоянную конфискацию имущества, привели к изменению традиционных представлений. Как своеобразный протест против неустроенности и мучений в реальной жизни в империи распространились мысли о потустороннем мире и загробное блаженство. Получил развитие культ слепой судьбы — Фортуны, что приносит людям счастье и горе случайно и несправедливо; усилились мечты о появлении мессии, спасителя, который придет на землю и дарует блаженство всем, кто стремится к лучшей жизни, а угнетателей накажет. Древнеримская религия, таким образом, достигает кризисной черты.
30school.ru
Религия Рима — Культура Рима
Религия Рима представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.
Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами обычно исполняемыми, главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.
Тотемизм
В римской религии, как и в других италийских культах, сохранились сильные пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. С волком же (по-латински волк — lupus) были связаны, невидимому, празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвящённых им животных. Дятел, волк и бык были животным, посвящёнными Марсу, гуси — Юноне и т. д. Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими племенами.
Семейные Культы
В процессе исторического развития семья стала в Риме первичным социальным образованием. Этот процесс нашёл своё отображение в религии. Каждая семья имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Средоточием этого культа был очаг, перед которым pater familias выполнял все обряды, сопровождавшие всякое важное дело, например, перед очагом отец семейства объявлял новорождённого своим ребёнком. Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи. Эти добрые духи — обитатели дома.
Вне дома о семье и её имуществе пеклись лары, алтари которых были расположены на границах участков. У каждого члена семьи был свой «гений», который считался выражением силы данного человека, его энергии, способностей, выражением всего его существа и в то же время его хранителем. Гений отца семейстьа почитался всеми домашними. Это был genius familiae или genius domus. Мать семейства также имела своего гения, который назывался Юноной. Юнона вводила молодую супругу в дом, она облегчала матери роды. Всякий дом имел много других охраняющих его божеств. Особенное значение приобрёл бог дверей Янус, стороживший и охранявший вход в дом.
Культ Предков
Семья заботилась об умерших предках. Представления о загробной жизни не были развиты у римлян. После смерти человеческий дух, по верованиям римлян, продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на которую они приносили пищу. Приношения эти в первое время были весьма скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов. Умершие предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами — метами. Если же о покойниках не заботились, они становились злыми и мстящими силами — лемурами. Гений предков находил воплощение в отце семейства, власть (potestas) которого получала, таким образом, религиозное оправдание.
Анимизм
Круг верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также представления о загробной жизни характеризуют римскую религию как религию в основе которой лежит анимизм. Особенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.
Земледельческий быт римлян нашёл своё отражение в поклонении силам природы, но исконная римская религия далека от антропоморфизма, ей не свойственно было олицетворение природы в виде божеств, наделённых человеческими качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии греческой. Особенно характерными для римского анимизма были представления об особых мистических силах, присущих явлениям природы; эти силы и есть божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку. Процессы, происходящие в природе, как, например, произрастание семени или созревание плода, представлялись римлянами в виде особых божеств. С развитием общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествлять такие отвлечённые понятия, как надежда, честь, согласие и т. п. Римские божества, таким образом, отвлечённы и безличны.
Из множества богов выделились такие, которые приобрели значение для всей общины. Римляне находились в постоянном взаимодействии с другими народами. От них заимствовали они некоторвю религиозные представления, но и сами в свою очередь влияли на религию своих соседей.
Боги Рима
По мере сближения с греческим миром боги Рима отождествлялись с греческими: Юпитер — Зевс, Юнона — Гера, Диана — Артемида, Венера — Афродита, Виктория — Ника, Марс — Арес, Меркурий — Гермес и др. Приспосабливались и греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлона и пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские — культ Исиды, Осириса, Кибелы.
Заимствования из цикла религиозных представлений соседних племён начинаются довольно рано. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана — покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся растительности. Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии Туллии. Сравнительно поздно стала почитаться другая латинская богиня — Венера — покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и процветания природы.
Наряду с капитолийской троицей к римлянам перешло от этрусков почитание других божеств. Некоторые из них первоначально были покровителями отдельных этрусских родов, затем приобрели общенародное значение. Так, например, Сатурн первоначально почитался в этрусском роде Сатриев, затем получил общее признание. У римлян он почитался как божество посевов, имя его было связано с латинским словом sator — сеятель . Он первый дал людям пищу и первоначально правил миром; время его было золотым веком для людей. На празднике Сатурналий все становились равными: не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Создавшаяся впоследствии легенда была, невидимому, осмыслением праздника Сатурналий.
Римский пантеон не оставался замкнутым. Римляне не отказывались принимать в него и других богов. Так, неоднократно во время войн они старались узнавать, каким божествам молятся их противники, чтобы привлечь этих богов на свою сторону.
Религиозные обряды
В римских религиозных обрядах и обычаях нашли своё отражение древнейшие стадии религиозного развития. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, во время богослужения Сильвану (божество леса) не могли присутствовать женщины, на празднества Доброй богини (Бона dea) не допускались, наоборот, мужчины. Некоторые жреческие должности связаны были с самыми разнообразными запрещениями: фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс; нарушение некоторых запрещений, например обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.
Большую роль в римском культе играли всякого рода магические действия и заклинания. Культ у римлян состоял из жертвоприношений животных и растительных плодов, молитв и особых ритуальных действий. Молитва была для римлянина средством магического воздействия на божество или на какое-нибудь явление. Богу предлагалась определённая жертва, а взамен бог должен был выполнить просимое. Молитвы были многословны, так как римляне хотели предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.
Если не сказать «прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему обещают всё вино, находящееся в погребе. Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилаи торговался с Юпитером: «Ты принесёшь мне в жертву голову»,—требует Юпитер.— «Отлично, — отвечал царь, — ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своём огороде». —«Нет, я подразумеваю нечто человеческое».— «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». — «Да нет, мне нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на всё согласился.
Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела определённых этических норм. Главное — это строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.
Христианство
В начале новой эры в Древнем Риме все большее распространение получает христианство. Оно прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Христианство зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.
Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Константину оно стало государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.
romanpeace.ru