Как воспитывали спартанцев – 10

Воспитание детей в спарте носило характер

Спартанское воспитание в Греции

Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней

Спарта, именуемая еще Лакедемоном – это государство древней Греции, расположенное на полуострове Пелопоннес. Люди населили там долину Эврота. Истоки развития этого государства неизвестны, поскольку в те времена еще не вели летописных книг.

В памяти поколений сохранились многочисленные легенды о народе Спарты, ее законах, устоях и воспитании.

Известно, что граждане Спарты должны были беспрепятственно подчиняться власти, следовать установленным ею правилам. В течение всей жизни спартанец находился под неусыпным государственным контролем. Некоторые обычаи и устои древних спартанцев покажутся современникам весьма дикими. Другие же добродетели дошли до наших дней. Такие, как идея воспитания добропорядочного мужчины или женщины, рождающей крепких и здоровых детей.

Кто такие спартанцы?

Четыре требования предъявляли к жителям этой страны правители:

  1. Оба родителя младенца должны быть жителями Спарты.

  2. Наличие земельного надела (клера) и илотов (рабов), трудящихся на земле и в доме.

  3. Обучение и успешное окончание спартанской школы.

  4. Беспрекословное следование законам страны и полное подчинение властям.

Каждый мужчина должен был стать настоящим и достойным воином, а женщина – здоровой и сильной матерью красивых и крепких детей. Спартанцы жили в аристократической стране, население которой было огромным. Большинство из жителей — подневольные. Никакого равенства и всеобщего братства. Земля никогда не принадлежала людям, у них вообще не было частной собственности. Экономическая система была построена на первобытно-общинных законах. Это касается периода 8-7 вв. до н.э. Впредь произошли некоторые изменения государственного строя страны, но незначительные. Они заключались в укреплении власти правящей общины. В древнейшей же Спарте было 2 вождя. Почему? Известно, что город образовали 2 племени:

Имелись народное собрание и совет старейшин. И позже во главе государства стояли 2 правителя. Их выбирали каждые 8 лет не народным голосованием, а гадая по звездам. Главы государства имели войско, им доставалась большая часть трофеев, привезенных из военных походов.

По одному из обычаев, дочери любого рода выходили замуж за братьев своих отцов. Так старались сохранить семейную собственность. Были случаи объединения родовых клеров (земель).

Система воспитания молодежи

К 8 веку до н.э. в Спарте сформировалась уникальная система воспитания мальчиков. Но пройти эту школу могли только дети коренных жителей Спарты всех сословий. Представители низших слоев населения так наделялись правом «выбиться в люди» и получить полное гражданство. Царские особы этому порядку не подчинялись.

Посещение школы (в группах — агелах) считалось привилегией среди жителей Спарты. Мальчиков отдавали на государственное воспитание в агелы с 7 лет. Девочки сидели дома, но много занимались спортом и учились пользоваться оружием.

Возглавляли группы обучения молодые люди старшего возраста (агелархи). Каждый агел имел свое название. Предводительствовал над ними старший (педоном). Его избирали из взрослых и почитаемых спартанцев. Педоном имел пару помощников.

Не всем мальчикам удавалось дожить до возраста, когда их отдадут на специальное обучение. По легенде, в древней Спарте был обычай избавляться от слабых, уродливых и больных новорожденных малышей. Происходило это так: спустя пару недель после появления на свет, родители относили ребенка на суд старейшинам. Малыши с физическими недостатками сбрасывались в пропасть. Полноценных детей возвращали родителям. Часто семьи, в которых появились на свет больные чада, сбегали из Спарты, чтобы сохранить детям жизни.

Самое пристальное внимание старейшины уделяли здоровью и физическому состоянию детей царственных особ. Малейший недостаток приводил к смещению с высоких постов родителей и недопущению к власти их потомков.

Испытания малыши получали с младенчества. В колыбелях лежали на жестких подстилках. Школа выживания начиналась буквально в того времени, когда ребенок вставал на ноги. Обуви не было, спартанцы ходили босиком и раздетые до 12 лет. Немногие доживали и до семи. Спали на соломе и в жару, и в холода. Как тут смертельно не заболеть? Приходилось класть в подстилки крапиву. Так, обжигаясь, согревались. После 12 лет детей одевали в легкие одежды.

Упражнения в спартанской школе заключались в физических нагрузках, приобретении навыков владения мечем, копьём и другим оружием. За каждое свое действие ученик получал оценку. В «казармах» царила жесткая военная дисциплина. Пищу находили сами. Еду приходилось воровать и даже убивать за нее. Если спартанец попадался на грабеже или другом деянии, его жестоко избивали, но не для того, чтобы он впредь так не делал, а чтобы проявлял в будущем больше ловкости и хитрости.

Никакого интеллектуального развития, кроме возможности разучивать песни. Считалось, что они сплачивают мальчиков и вырабатывают в коллективе воинский дух. Понятие «спартанский патриотизм» было на 1 месте. В то же время рабов унижали как могли. Одним из способов развлечения спартанских мальчиков, было избиение и угнетение илотов. Еще одна забава – набеги на соседние деревни рабов, сильнейших жителей которых убивали. Забирали скот.

Обучение в спартанской школе продолжалось 10 лет. Как только мальчику исполнялось 17, он приходил домой и готовился к самому важному и заключительному испытанию. Оно состояло в том, чтобы попасть в высокогорный храм Артемиды и принести жертву. Жрецы привязывали юношу и били до первых капель крови плетями. Помиловали тех, кто молча переносил испытание. Издававших звуки, забивали до смерти. Это делалось ради отбора наиболее сильных для жизни в спартанском обществе.

А что же сегодня?

Принципы нынешнего воспитания молодежи Греции далеки от спартанских. Слава этого государства разлетелась по всему миру еще во времена древности, но некоторые из его законов уже тогда приводили в недоумение жителей разных стран.

Основа же воспитания спартанцев – жесткая военная дисциплина, наказания за значительные провинности, дошли и до наших дней, но имеют место разве что в военных училищах и не так жестоки, как в Спарте. Сохранились принципы 10-летнего обучения и выставления оценок. Только теперь ученики получают не лавровые венки, а баллы по специальной системе. В конце обучения – не битье розгами, а обязанность сдать экзамены, для проверки знаний в области базовых наук.

Система воспитания детей в Древней Спарте представляет собой одну из основных педагогических систем появившихся в эпоху классической Греции, и оказавших большое влияние на всю древнегреческую педагогику.

В возрасте семи лет, ребенка забирали из родного дома и сурово воспитывали. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Их учили грамоте, учили по-долгу молчать и лаконично говорить. Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, таким образом вызывая драки. Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли. Наказывали их не за то, что они воровали, а за то, что оказались слишком неуклюжими и попались.

С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника.  Уже возмужавших юношей подвергали жестокому испытанию. Подведя испытуемого к алтарю богини Артемиды его беспощадно бичевали, причем он не должен был не проронить ни звука. На этом испытании были и смертельные случаи. Так же, существовало еще одно испытание. Массовые нападения на илотов(в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами) . Испытание объявлялось эфорами (в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица), и смысл его заключалось в том, что юные спартанцы должны были убивать самых крепких илотов, тем самым держа остальных в страхе и повиновении.  В брак спартанец мог вступить только после разрешения общины. Причем еще долгое время молодожены должны были жить отдельно. Им даже не принадлежали их собственные дети. Старейшины строго осматривали новорожденных, если находился хоть какой-то дефект, то младенца оставляли умирать у обрыва горного хребта Тайгет. Воспитание в древней Спарте не заканчивалось с приходом совершеннолетия, а продолжалось до зрелого возраста.

 Воля законодателя и угроза восстания илотов сделали Спарту сплочённым обществом, не ведавшим смуты на протяжении нескольких столетий. Но плата за это стала очень высокой. Такой суровый образ жизни и жестокое воспитание детей в древней Спарте, привело к духовному обеднению народа и экономической отсталости Лаконии в сравнении с остальными полисами Пеллопонеса.

Единственное, что могла создать Спарта — это могучее войско. Со временем Лакония стала оплотом политической реакции для всей Древней Греции.

Автор: Наталья Матвеева

Главное направление спартанской системы воспитания — нравственное воспитание, цель которого — полное подчинение личности интересам социальной группы; идеал воспитания — физически развитый, сильный духом, разбирающийся в военном деле человек.

Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой угнетенных рабов (илотов) привела к созданию и консервации на три столетия военного государства со специфической системой воспитания. Государство жестко регламентировало воспитание и образование детей.

В первые дни жизни новорожденного ребенка осматривали старейшины. Слабых и больных детей лишали жизни. Сильные и здоровые передавались в руки кормилиц, пользовавшихся заслуженной славой лучших воспитательниц по всей Греции. Процесс обучения начинался с 7 лет и проходил поэтапно. С семи лет детей отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах).

На первом этапе (7—10 лет) юные спартиаты постигали азы чтения, грамоты, счета. Первоочередное внимание обращалось на физическое воспитание и закалку подростков: дети учились бегу, прыжкам, метанию диска, копья, приемам рукопашного боя. На характер физической подготовки оказывала влияние программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др.) игр и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье, конские скачки, колесничный бег. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

На втором этапе (15—20 лет) к обучению грамоте добавлялись пение и музыка, религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственный характер. Подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в учебных походах и сражениях, а также в состязаниях, где демонстрировали успехи в военной подготовке, в пении и игре на флейте. Возмужавших юношей после 16 лет подвергали суровому испытанию у алтаря богини Артемиды. Их жестоко бичевали, но они при этом должны были молчать. Еще одним испытанием для юношей были массовые убийства рабов.

В течение третьего этапа (20—30 лет) юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Спартанская система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих различными видами оружия и находящихся в состоянии постоянной боевой готовности к войне.

Благодаря государственному устройству и системе воспитания спарта не знала смут и распрей. Но цена за это была заплачена дорогая, суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Спарта не дала миру ни одного художника, философа, оратора, скульптора.

Если Спарта продемонстрировала миру образец военно-физического воспитания, то Афины — систему всестороннего и гармоничного развития личности.

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции

Древняя Греция — государство, объединявшее рабовладельческие города-государства — полисы. Особую роль играли два полиса — Афины и Спарта͵ в них сложились своеобразные системы воспитания, обусловленные не только закономерностями рабовладельческого строя, но и особенностями развития данного государства.

Спарта была одним из самых ранних государств Древней Греции, возникшим в начале IX в. до н. э. после вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян. Завоеватели завладели землей и подчинили себе коренных жителœей. Населœение Спарты делилось на спартиатов — господствующий класс, периэков — граждан имущих и свободных, но лишенных политических прав, а также илотов — людей, лишенных всяких прав, но оставленных на своих землях, ставших собственностью государства. Жестокая эксплуатация илотов приводила к частым восстаниям, что заставляло спартиатов поддерживать свое господство силой. Быт спартиатов имел своеобразную форму, имевшую военизированный характер, — всœе взрослые мужчины составляли войско, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было предназначено для удержания рабов в постоянном страхе и повиновении.

Такие условия отражались на спартанской государственной системе воспитания, цель ее состояла в подготовке детей к воинской службе, в формировании из них стойких и закаленных граждан. Государство контролировало семейное воспитание детей от их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и здоровых возвращали отцу, а больные и слабые уничтожались.

Младенцев обычно воспитывали матери, привлекая для помощи кормилиц-рабынь, которые, как правило, имели образование и педагогиче­ский опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, занимались их закаливанием, прививали навыки поведения. У детей воспитывали неприхотливость в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, с которыми те могли встретиться в будущих военных походах.

Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их забирали из семьи и они начинали обучаться в специальных государственных воспитательных учреждениях до 18 лет. Воспитанием здесь руководили специально выделœенные государством люди. Особое внимание уделялось военно-физической подготовке, бегу, прыжкам, борьбе, метанию диска и копья. В мальчиках воспитывали беспрекословное подчинœение старшим, беспощадное отношение и презрение к рабам и физическому труду. Образование в этих учреждениях ограничивалось обучением письму и счету. Развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (ʼʼлаконическая речьʼʼ) отводилось особое внимание. В воспитании участвовала вся община; военачальники, государственные деятели часто посœещали школы, вразумляли и наказывали провинившихся детей, вели с ними беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях. В качестве средства воспитания будущего воина и рабовладельца выступало участие подростков 14—15 лет в ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку и зачислялись в войско. С 30 лет молодые спартиаты становились полноправными гражданами.

Девочки Спарты воспитывались дома, однако и в их воспитании наиболее важным считалось физическое развитие, военная подготовка и привитие навыков управления рабами, чтобы в случае войны женщины могли охранять свой город и держать рабов в повиновении. Спартанские девушки участвовали и в общественных празднествах и в спортивных состязаниях.

Читайте также

  • — Воспитание детей в Спарте.

    Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинают уже складываться первые системы воспитания,… [читать подробнее].

  • — Воспитание детей в Спарте.

    Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции.

    Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей. Население Спарты резко делилось на… [читать подробнее].

  • magictemple.ru

    Что мы знаем о воспитании в Древней Спарте? | Культура

    Одним из самых известных древнегреческих историков и биографов, увековечивших славу спартанского воспитания, является автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх.

    Что же представляет собой быт и воспитание спартанцев? Воспитательный процесс в Спарте, по Плутарху, начинался с самого рождения ребенка и, по сути, не зависел от воли отца, — «он приносил его в „лесху“, место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в „апотеты“, пропасть возле Тайгета».

    Когда ребенку исполнялось семь лет, он вместе с остальными детьми попадал в специальный отряд — «агелу», где дети жили и ели вместе, и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником «агелы» становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях, что указывает на доминирующее влияние физического воспитания перед интеллектуально-эстетическим. Впрочем, как пишет Плутарх, «чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

    Воспитание девочек в Спарте, в соответствии с общей тенденцией развития этой страны, мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже борьбе. Поскольку они должны были участвовать в религиозных торжествах, их учили пению и танцам.

    С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Они не принимали теплых ванн и не умащались благовониями (за исключением нескольких дней в году). Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками без помощи ножа.

    В этом возрасте к юношам «приставлялся еще другой воспитатель, „педоном“, из числа лучших, достойнейших граждан, сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого в так называемые „ирены“». «Иренами» назывались те, кто уже больше года вышел из детского возраста. Двадцатилетний ирен предводительствовал над своими подчиненными в тренировочных сражениях и распоряжался приготовлениями к обеду. Взрослые юноши должны были собирать дрова, подростки — овощи. Все, что они приносили, было ворованным, пишет Плутарх. «Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сесситии, стараясь выказать вполне свою хитрость и осторожность. Попадавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и кушанья, причем учились нападать на спящих и на плохих сторожей. Кого ловили в воровстве, того били и заставляли голодать: пища спартанцев была очень скудная, для того чтобы заставить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них людей смелых и хитрых».

    Так как наказывали только тех, кто попадался, дети старались как можно тщательнее скрыть свое воровство. Вот как описывает один такой случай Плутарх: «…так, один из них, рассказывают, украл лисенка и спрятал его у себя под плащом. Зверь распорол ему когтями и зубами живот; но, не желая выдать себя, мальчик крепился, пока не умер на месте».

    Перед самым концом обучения молодые спартанцы должны были пройти еще одно испытание — это была так называемая «криптия». Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был начеку, дабы никто не мог его выследить и застать врасплох. Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен к участию в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин — «фитидиях».

    Кроме военно-физической подготовки молодых спартанцев как будущих воинов значительное внимание уделялось их нравственному развитию и умению отличать дурное от хорошего — как будущих граждан.

    Юных спартанцев приучали выражать свои мысли колко, но в изящной форме и в немногих словах — многое. Заставляя детей подолгу молчать, их приучали давать меткие, глубокомысленные ответы: «не знающая меры болтливость делает разговор пустым и глупым», — замечает по этому поводу Плутарх.

    По мере возмужания и участия в военных мероприятиях воспитание молодых людей становилось уже не таким строгим — им позволяли ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье. Изнурительные военные упражнения делали излишними гимнастику и другую спортивную нагрузку, обязательную в более раннем возрасте.

    Воспитание спартанца не прекращалось с наступлением совершеннолетия и обрядом инициации, и продолжалось до зрелого возраста. «Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству».

    Если им не давалось других приказаний, пишет Плутарх, они смотрели за детьми, учили их чему-либо полезному, или же сами учились от стариков. Ведь одно из главных предоставленных спартанским законодателем Ликургом своим согражданам преимуществ, согласно Плутарху, состояло в том, что у них было много свободного времени: «заниматься ремеслами им было строго запрещено, копить же богатство, что сопряжено с массой труда и забот, им не было никакой надобности: богатству уже никто не завидовал и не обращал на него внимания. (…) Вместе с деньгами, — пишет Плутарх, — исчезли в Спарте, конечно, и всякие тяжбы. Ни корысти, ни бедности там не стало больше места, вместо них явилось равное распределение достатка, простота же жизни имела своим следствием беззаботность. Танцы, пиры, обеды, гимнастика, разговоры в народных собраниях поглощали все их время, когда они не были в походе».

    Те, кому не было еще тридцати лет, даже не ходили на рынок; продукты закупали их родственники и друзья. Большую же часть времени спартанцы проводили в гимнасиях и «лесхах», где они собирались для бесед друг с другом. «Ни о денежных, ни о торговых делах там никогда не шло речи, — главным предметом их разговора была похвала хорошему поступку и порицание — дурному; но и это было облечено в шутливую, веселую форму и, не оскорбляя никого, служило к исправлению других и наставляло их».

    Таковы основные черты воспитания и быта спартанцев по Плутарху.

    shkolazhizni.ru

    Воспитание мальчиков в Спарте: matveychev_oleg

    Считается, что спартанское общество было одним из самых суровых в мире. Со спартанцами считались, их опасались. Жители Спарты не строили городские стены, поскольку считали, что жители города могут справиться с любой атакой. Сам Александр Македонский даже не предпринимал попыток ввести свои войска в Спарту. Считается, что воины были такими мужественными благодаря спартанскому воспитанию, методы которого сегодня кажутся шокирующими.

    1. У слабых детей не было шансов на выживание

    Если ребенок рождался слабым, больным или с какими-либо увечьями, то его просто оставляли умирать, что случилась довольно часто. Когда ребенок рождался, то отец не новорожденного к старейшинам города. Старейшины осматривали младенца на предмет выявления болезней и уродств. Если что-либо находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму под названием «apothetae», где его оставляли умирать от голода. Если ребенок выживал, то ему обещали впоследствии свободный участок земли, но шансы на это были довольно низкими. Считается, что около половины всех детей, рожденных в Спарте, умирали в младенчестве.

    2. Мальчики жили в казарме с семи лет

    Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому «спартанскому воспитанию». Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром «надзирателя». Жизнь в условиях спартанского воспитания была нелегкой. Детей активно поощряли драться и провоцировали их друг против друга. Это была не школа, где учителя поддерживали мир — если двое детей начинали препираться, то надзиратель подстрекал их разрешить спор кулаками.

    Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно «выбивали дурь». Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не «портить» детей.

    3. Воровство как способ выживания

    Во время спартанского воспитания мальчики получали только предметы первой необходимости. Обувь считалась роскошью, поэтому мальчики ходили босиком. Из одежды они носили только тонкий плащ. Пищи им давали только самый минимум, чтобы дети не умерли с голода. Но не означает, что мальчики не могли наесться вдоволь — надзиратели поощряли их воровать еду.

    Загвоздка заключалась в том, что им нельзя было при этом попадаться — если ребенка ловили на краже продуктов питания, то его жестоко избивали и лишали даже мизерного пайка.

    4. Битвы голодных мальчиков

    У спартанцев были странные способы скоротать время. Они проводили ежегодный фестиваль, во время которого на алтарь богини Артемиды клали… кусок сыра. Голодающие дети затем сходились друг с другом в отчаянной битве за сыр. Причем, в то время как они боролись друг с другом, пожилые люди «подбадривали» их плетьми, иногда даже забивая до смерти. Для аудитории подобная «забава» была очень веселой. Собирались целые толпы, которые смеялись, смотря на то, как мальчики жестоко калечат друг друга.

    5. Спартанская еда была ужасной

    То, что ели спартанцы, сегодня не считалось бы даже помоями. Итальянский путешественник, который как-то попал на обед в спартанском лагере, написал: «Теперь я знаю, почему спартанцы не боятся смерти». Он рассказал о неком «черном бульоне» — блюде, сделанном путем варки мяса в смеси крови, соли и уксуса. Спартанцы ели из одного котла в одной палатке, а черный бульон считался основным блюдом. Мяса в этом вареве каждому доставался лишь небольшой кусочек.

    Единственным способом получить больше мяса была охота. Если охотник убивал оленя, он должен был разделить его на всех, но ему было позволено получить дополнительную пайку, чтобы отнести ее домой. Это было единственный случай, когда спартанец мог есть у себя дома, во всех прочих случаях подобное было строго запрещено.

    6. Избиение во время викторин

    Когда ужин заканчивался, помощник надзирателя садился с детьми и начинал задавать им вопросы. Эти вопросы были с подковыркой, наподобие «кто лучший человек в городе?». Ответ мальчиков должен был быть умным, хорошо продуманным и быстрым. В противном случае их били палкой по пальцам. Что интересно, ситуация у помощника надзирателя была не намного лучше. Когда такая устная викторина заканчивалась, помощник шел к своему «начальству», которое в случае если тот был слишком строгим или слишком добрым, избивало его.

    7. Образование под запретом

    Если мужчина был спартанцем, он был воином. Он не был фермером, торговцем или ремесленником, он был просто воином. Спартанцев обучали сражаться, обучали быть жестокими, а читать их учили только по необходимости. Все остальное образование было строго запрещено. Внеклассное образование считалось опасной роскошью.

    Спартанским ученикам не разрешалось проводить свое свободное немногочисленное время на то, чтобы научиться складывать и вычитать или задумываться о философских тайнах бытия. Воины должны были подчиняться любому приказу без промедления, поэтому традиционное образование рассматривалось как нечто, что делало их слабее.

    8. Публичное избиение

    У спартанцев был ежегодный жестокий фестиваль по названию «Diamastigosis». Во время этого события мальчиков ставили перед толпой и били кнутом до тех пор, пока они не могли уже больше выдержать. Хотя это звучит, как пытки, но для спартанцев подобное было большой честью. Они охотно добровольно давали себя избить перед толпой, желая доказать всем, что могут выдержать гораздо больше, чем любой другой человек.

    Это было настолько необычным для других культур, что, когда римляне узнали об этом фестивале, они начали приезжать на отдых в Спарту только для того, чтобы понаблюдать за публичными добровольными истязаниями. К 300 г. н.э., спартанцы даже создали театр и продавали билеты на Diamastigosis, получая прибыль от Римской империи.

    9. Ритуал «Криптия»

    Спартанцы держали рабов, которых они называли «илоты», и они абсолютно ужасно обходились с ними. Среди многочисленных зверств, совершаемых против этих рабов, был ритуал под названием «криптия», который заключался в их жестоком убийстве и подготовке мальчиков к реальному бою. Спартанским мальчикам выдавали кинжалы и немного еды, а затем посылали их в засады возле дорог и полей, где работали илоты.

    Мальчики ждали в засаде до ночи, а затем внезапно нападали на подвернувшихся под руку рабов, жестоко убивая их. Это давало ребятам небольшую практику реального боя и напоминало илотам, где на самом деле их место в обществе.

    10. Спартанские надгробья

    Если спартанец умирал от старости, он не получал никаких наград. Его хоронили в безымянной могиле, по существу, в знак стыда, что они прожили всю жизнь. Единственным способом получить надгробие с именем было умереть в бою. Если спартанец погибал во время сражения, его хоронили на месте, где он погиб, со всеми почестями. Женщины, которые не принимали участие в войнах, также могли бы получить надгробия только при одном обстоятельстве: если мать умирала во время родов.


    matveychev-oleg.livejournal.com

    Как воспитывали детей в Спарте

    В этой статье рассказывается о том, как воспитывали детей в Древней Спарте.

    Правила спартанского воспитания касались в равной мере всех без исключения граждан Спарты. Исключение составляли представители царского происхождения. Подобных правил придерживались на протяжении 400 лет с VII по IV вв. до н.э.

    Каждый рожденный в Спарте мальчик проходил так называемый контроль на здоровье. Его внимательно обсматривали у края пропасти в ущелье Тайгета. В случае, если он не соответствовал определенным критериям, его бросали прямо с горы.

    Оставшиеся в живых крепкие младенцы проходили суровую школу жизни. Приучаться к тяготам заставляли с грудного возраста. Малыши спали в жесткой люльке.

    В возрасте 7 лет мальчики обязаны были поступить в военный лагерь. Там их ждала истинная школа жизни. Слабые просто не выдерживали и умирали.

    Система воспитания юных спартанцев была поэтапной и состояла из трех составляющих

    Этапы воспитания

    Первый этап (с 7 до 15 лет) предполагал приобретение ребенком навыков письма и чтения. Но ведущим было закаливание организма. В 14 лет мальчика посвящался в эйрены. Эта процедура предполагала самые жесткие испытания. Вступив в общину эйренов, мальчик подвергался последующей проверке на стойкость и мужество.

    Второй этап (с 15 до 20 лет) заключался в малом обучении грамоте. В юношах развивали и музыкальные способности. Но воспитание приобретало все более жесткие формы. Подростки учились голодать, добывать себе еду посредством воровства. К 20 годам юноши получали титул воина и полную амуницию.

    Третий период — это путь к приобретению статуса члена военной общины, наделенного равными правами.

    Результатом всех трех пройденных этапов было то, что молодые воины прекрасно владели копьем и мечом, а также всеми видами оружия того времени.

    Жизнь юношей в период воспитания

    Пока молодые люди мужали, им постоянно приходилось учиться преодолевать те или иные невзгоды. Если их ловили на воровстве еды, то они жестоко наказывались за проявленную ими медленность.

    Дети воспитывались в самых суровых условиях. Круглый год, невзирая на холод, мальчики ходили без обуви, в легком коротком хитоне. Кожа была настолько огрубевшей, что они не чувствовали боли и лазали по горам, цепляясь за них голыми ногами.

    Каждый год устраивались поединки на прочность. Целью поединка было столкнуть испытуемого с отвесной скалы прямо в воду. При драке были позволены абсолютно любые приемы, имели право напасть несколько человек на одного. Только запрещалось пользоваться оружием.

    На праздник Артемиды юношей нещадно секли в храме богини. Закричать от боли считалось огромным позором.

    Спартанское воспитание ставило своей целью получение в результате воина, способного выжить и действовать в любых условиях. Этим и объясняется то, как воспитывали детей в Спарте.

    Параллельно подключались такие предметы, как танцы и пение для поднятия боевого духа. Но спартанцев не учили математике. История утверждает, что и риторику им не преподавали, но тем не менее, спартанцы умели изъясняться красиво и лаконично.

    Предыдущая статья: Как воспитывали дворянских детей Следующая статья: Как воспитывали детей крестьяне

    ladymsk.com

    Каким было спартанское воспитание

    — Зачем ты идешь в бой? — спрашивали спартанца.
    — Чтобы сражаться, — говорили воины.
    — Драться, а не бегать, — отвечали хромые.
    — Чтобы меч врага иступить своим телом, — отвечали слепцы.
    — Чтобы мое тело стало защитой молодым, — говорили старые.

    Два царя, которые правят одновременно, запрет заниматься чем-то, кроме военного дела, запрет на участие в Олимпийских играх, как и на занятия спортом вообще — именно столь необычной может показаться Спарта, если постараться охарактеризовать ее, при этом не вникая в суть. И хотя сами спартанцы относились бы ко всем остальным, помимо себя, с нескрываемым презрением, все остальные либо боялись этих представителей Греции, либо восхищались ими, как это происходит сегодня.

    Сила Спарты крылась в ее организации, а вся организация упиралась на воспитание спартанского духа с раннего детства. Воспитание это было полностью подчиненным духу воинов, а отцом идеологии называют легендарного Ликурга, о котором сами спартанцы говорили лаконично: «Он больше является богом, чем человеком».

    Все начиналось с рождения, когда только что появившегося на свет малыша отец должен был показать совету старейшин. Если были заметны признаки слабости – ребенка сбрасывали в расщелину недалеко от Спарты: места для таких здесь не было.

    С 7 лет мальчики отправлялись на жизнь в казармах, в которых им следовало провести долгие годы. Еды давали минимум, чтобы чувство голода было постоянным, одежда была универсальной, вне зависимости от того, был ли на улице зной лета или холод зимы – один плащ, а спать можно было только на достаточно жестком тростнике. И то, при условии: такой тростник, жесткий и острый, приходилось рвать для себя голыми руками.

    Практики претерпевания боли, присущие воинским народам, были и у спартанцев: если индейский юноша обязан был пройти «ритуал Посвящения» однажды, то спартанским мальчикам доводилось ежегодно ложится под порку. Всем без исключения, раз в году. Задача – не издать ни звука, не показать признаков боли. А то, что порки были жесткими, подтверждает простой факт: выносливые и сильные мальчишки иногда просто погибали под ударами розг.

    Запрет работать накладывает ряд ограничений, так что выживать в войну спартанцу следовало воровством. Мальчики обязаны были продемонстрировать свое умение что-либо украсть, поэтому, если юный спартанец с задачей не справлялся, то попадал под наказание и дополнительные порки. Если его ловили – был идентичный итог. На этот счет у спартанцев была красивая притча, что однажды мальчик украл лисенка, спрятав его под плащ. Взрослые, заподозрив неладное, остановили его и расспрашивали. В это время лисенок стал вгрызаться в живот мальчика, но последний никак не выдавал боли и избежал подозрений. А вот лисенок добрался до внутренностей ребенка, отчего последний вскоре умер. При воспитании спартанцев этого мальчика приводили в пример, как героя.

    Принцип получать оценку каждого своего действия отдельно, а не их совокупности, тоже закладывался с малых лет. Существует упоминание о мальчике Исаде, который самовольно бежал на войну. Юный Исад показал себя доблестным воином в бою, за что, вернувшись, был удостоен венка, символизирующего мужество. И наказания розгами, которые были ответом на нарушение дисциплины.

    И действительно: дисциплина была основой основ. Именно спартанцы первыми в Греции освоили слаженные действия, ведя бой не поодиночке, а строем. Покинуть место в строю или ослушаться приказа – тяжелейшее преступление, оправдания которому нет. Побежал от врага – смерть. Оставил место в строю и ринулся на врага – та же участь, то же самое преступление.

    С детства спартанцев приучали к тому, что вино – опасная вещь. Для этого илота (одного из представителей завоеванной народности) во время застолий в Спарте спаивали вином и водили между лавок с молодыми бойцами. Илоты, которых и без того презирали до крайности, в пьяном виде выглядели прототипом сегодняшних бомжей, врезаясь в память юным спартанцам отвращением еще и к алкоголю.

    А вот для того, чтобы и в мирное время боевой дух не падал, молодежь водили в ночные набеги на селения илотов: те были беззащитны перед грозными спартанцами (хотя и превосходили последних числом в 10 раз), а сами спартанцы с детства привыкали к крови в бою.

    Такая привычка внесла коррективы в антураж во время боя: не было барабанов, не было рогов, поднимающих боевой запал войска. Одержимых войной и живущих ею воинов Спарты надо было усмирять, а не подбадривать, так что шли они на врага под томные звуки свирели.

    Красные одежды должны были скрыть раны и кровь от врага, не выдавая слабость. Прическа была важным аспектом: красивых правильная прическа делала грозными, в то время как страшными становились те, кто был некрасив.

    Еда была сытной, но главное блюдо спартанцев не мог стерпеть никто, кроме них: свежая свиная кровь (по другим источникам – кровяная похлебка), в которую добавляли чечевицу, уксус и соль. Вместо денег – железные прутья, выдержанные в уксусе: и мелкая покупка требовала целой телеги таких прутьев, в то время как из-за уксуса становились они хрупкими и непригодными для перековки.

    Два царя не позволяли расслабиться друг другу, обеспечивая одновременно возможность войны на несколько фронтов. «Спарте нужны не спортсмены, а воины» — именно этим девизом объясним запрет спартанцам участвовать в Олимпийских играх. И даже тренеров по борьбе и бою не было: не хитрыми приемами, а силой и мужеством должны были учиться побеждать врага воины Спарты.

    В Спарте не было наказания за измены, потому что не было самих измен. Стариков и женщин почитали тоже только здесь, причем на слова о том, что мужчина-воин только в Спарте станет слушать женщину, был лаконичный ответ: только спартанские женщины способны рожать мужчин.

    Лаконичность, корнем которой служили земли Лаконии, была отражением прагматичной сущности спартанцев: лишние слова не приветствовались, как и вообще пафос. Законы же не записывались: они были лаконичны и заучивались наизусть.

    Спарта просуществовала около десяти веков, и до сих пор ее традиции и законы интересуют современников, и в наши дни термин «спартанское воспитание» не утратило актуальности, означая воспитание мальчиков без сантиментов и сюсюканья. Все также, основными критериями для будущего мужчины являются сила воли, закалка и выносливость. Главное для приверженцев Ликурга — не перестараться, все же воспитание машин для войны перестало быть настолько уж актуальным, наверное, достаточно просто вырастить из мальчика настоящего мужчину.

    sevia.ru

    Воспитания спартиатов (спартанцев)

    Органической частью политической организации Спарты была система государственного воспитания и обучения молодого поколения. Она предусматривала подготовку хорошо тренированных и физически развитых воинов, способных защитить страну от внутренних и внешних врагов. Спартанский воин — это прежде всего дисциплинированный воин, он стойко переносит трудности и невзгоды, слушается своих командиров, повинуется избранным властям. Меньшее значение в этой системе воспитания придавалось собственно образованию — оно сводилось к умению читать и писать.


    Памятник воинам древней спарты. Фото: Karl Baron

    Система спартанского воспитания состояла из трех ступеней. Первой ступенью было воспитание мальчиков с 7 до 12 лет в так называемых агелах (стадах). Вот что писал об этом Плутарх: «Ликург не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был самым сообразительным и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки: они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах». Общий контроль и руководство воспитанием мальчиков было возложено на особое должностное лицо — педонома. Эта должность считалась важной, и на нее назначали лиц, которым было, по словам Ксенофонта, «позволено занимать самые высокие должности в государстве».

    С 12 лет наступал новый этап обучения и воспитания. Теперь подростки вступали в илы (отряды) во главе с иренами. Это были, как правило, старшие по возрасту авторитетные юноши. Общее руководство воспитанием подростков было возложено на специальных должностных лиц. Занятия носили характер военной подготовки. «По мере того как они подрастали, их воспитывали все более сурово, стригли коротко, приучали ходить босиком и играть нагими. Когда им исполнялось 12 лет, они переставали носить хитон, получая раз в год плащ, ходили грязными, не умывались и не умащали ничем тело, за исключением нескольких дней в году, когда им разрешалось пользоваться всем этим. Спали они вместе по илам и агелам на связках тростника, который они сами приносили себе, ломая голыми руками верхушки тростника, росшего по берегам Еврота. Зимой они подкладывали так называемый ликофон, мешая его с тростником, так как считали, что это растение согревает». Именно в этом возрасте юные спартиаты проходили сложный курс военного обучения: владение оружием, отработку строя фаланги, быстроту передвижения и тактические хитрости. Особое внимание было уделено воспитанию чувства социального превосходства по отношению к илотам. Причем это делалось весьма оригинальным способом. «Так они (спартиаты — В.К.) заставляли илотов пить в большом количестве не смешанное вино и, приводя на сисситии, показывали юношам, насколько отвратителен порок пьянства. Они заставляли их петь непристойные песни и танцевать безобразные танцы: танцы и песни, бывшие в употреблении среди свободных, илотам были запрещены». Воспитание чувства отвращения к илотам дополнялось и более жестокими способами. Именно отрядам старших юношей поручалось проведение так называемых криптий, т. е. санкционированных государством тайных убийств илотов. По мнению воспитателей, эти мероприятия должны были показать ловкость, хитрость, повиновение и военную подготовку подрастающих спартиатов.

    К 20 годам наступал третий этап в воспитании юношей. Молодому спартиату разрешалось вступать в члены сисситии. Иначе говоря, молодой человек становился обладателем земельного надела с несколькими илотскими хозяйствами, от доходов которых он должен был жить, содержать свой дом, вносить в сисситию определенное количество продуктов: ячменной и пшеничной муки, вина, масла и маслин, сыра и фруктов. Сисситии были важным общественно-политическим институтом в системе спартанской государственности. Каждая сиссития была своеобразным военным подразделением, насчитывала около 15 человек. Юноши вместе питались, проводили большую часть времени в совместных беседах и военных тренировках, хотя каждый член сисситии имел собственный дом и семью, куда он возвращался вечером. Участие в сисситии было обязательным для спартиата, также как и внесение продуктового взноса. Если спартиат из-за бедности не мог заплатить взноса, он терял право участия в сисситии и лишался почти всех гражданских прав. До 30 лет спартиат был ограничен в гражданском статусе например ему не разрешалось ходить на рынок и он мог делать покупки лишь привлекая родственников. На плечи молодых спартиатов падала основная тяжесть охранной службы, неудобства мелких военных походов. К 30 годам спартиат обычно обзаводился семьей, своим домом, ограничения снимались и открывался путь к командным постам и государственным должностям.

    Находившаяся под строгим государственным контролем система воспитания молодого поколения обеспечивала особую подготовку спартиата — основы спартанской государственности — умелого, дисциплинированного воина, твердо знавшего свое привилегированное положение, беспрекословно повинующегося властям, но и требующего, чтобы они учитывали и реализовывали их социальные интересы.

    В гражданскую добродетель Спарты было введено беспрекословное повиновение властям и послушание законам. Вся жизнь спартиатов с момента рождения и до смерти была подчинена неослабному государственному контролю.

    Гражданином Спарты мог быть только человек, отвечающий четырем основным требованиям государства:

    1. Происхождение от родителей граждан.
    2. Наличие клера с илотами.
    3. Прохож дение школы спартанского военного обучения.
    4. Полное подчинение законам спартанского государства и представителям государственной власти.

    По отношению к гражданскому коллективу государство преследовало цель воспитания из каждого мужчины закаленного воина, из каждой девушки — физически крепкой женщины, будущей матери здоровых детей.

    В установленный государством срок родители приносили новорожденных детей на осмотр старейшинам своей обы. Ребенок физически неполноценный сбрасывался в пропасть; физически здоровые дети возвращались родителям.

    Бывали случаи, когда родители, опасаясь умерщвления ребенка, бежали из Спарты до представления ребенка на суд старейшин. Это был единственный способ сохранения жизни новорожденного. От царей особенно требовалась их физическая полноценность, так как любой физический недостаток мог служить поводом недопущения царя к власти или его смещения.

    Девочки воспитывались дома. Мальчики с семилетнего возраста передавались из семьи на государственное воспитание в агелы — особые возрастные отряды или группы1.

    Начальниками агел были мальчики старших возрастных групп. Верховный надзор за всеми агелами, из которых каждая имела особое название, был поручен педоному, избираемому из числа взрослых спартиатов. Помимо агелархов (начальников агел) у педонома были еще два помощника.

    Забота об интеллектуальном развитии детей в агелах была сведена к минимуму. Единственное исключение было сделано в обучении мальчиков хоровым песням, исполнение которых с детства объединяло мальчиков друг с другом. К тому же хоровые песни носили военный характер; они исполнялись и взрослыми воинами. В агелах мальчики знакомились со спартанскими обычаями, обучались повиновению старым законам Спарты, воспитывались в духе спартанского патриотизма.

    И зимой и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон (короткая до колен одежда). Постелью им служила подстилка из тростника, который каждый мальчик должен был сам для себя нарезать. Детей кормили плохо, чтобы приучить с раннего детства к самостоятельному добыванию пищи путем воровства или даже набегов на земли илотов и периеков. Но если мальчики попадались, их беспощадно наказывали ударами бича, чтобы на следующий раз они проявили больше хитрости и ловкости.

    Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, а затем и военные походы, изучение военной тактики и уменье владеть копьем и мечом, все это формировало не только физически крепких, привыкших к лишениям и к железной дисциплине воинов, но и прививало детям рабовладельческую идеологию.

    Грабеж, убийство, воровство — все это считалось доблестью и благородством; физическая слабость вызывала презрение и насмешки. С детства спартиаты привыкали смотреть на илотов как на рабочий скот; по отношению к илотам можно было позволить любые способы их унижения. С детства побежденный неприятель рассматривался как объект грабежа и угнетения, а физически более слабый человек как существо неполноценное и заслуживающее презрения.

    При переводе из одной возрастной группы в другую устраивались испытания силы и доблести мальчиков. На этих испытаниях присутствовали и члены герусии с царями во главе, и эфоры и старейшины об, а также и рядовые члены спартанской общины. Одно из таких испытаний хорошо известно по описанию Павсания: в установленное время происходили показательные сражения спартанской молодежи, разделенной на два отряда. Борьба происходила на острове, окруженном со всех сторон глубоким рвом, наполненным водою. Через ров с двух противоположных сторон были перекинуты мостки. В первый день испытаний агелархи в присутствии молодежи приносили в жертву божеству войны молодого щенка; после жертвоприношения устраивался бой между кабанами.

    На второй день до полудня агелы располагались у мостов двумя лагерями, на месте, заранее определенном жребием. Затем по мосткам с двух разных сторон они входили на остров, где и начиналось сражение. Употреблять в борьбе какое бы то ни было оружие запрещалось. Противники действовали руками, ногами, грызли один другого зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали кучками и в одиночку, стараясь столкнуть противников в ров. Страсти разгорались. Каждый юноша должен был проявить перед зрителями свое физическое превосходство, ловкость, хитрость, отвагу и беспощадность.

    Другим видом испытаний было испытание на празднике Артемиды Орфии. В эти дни перед алтарем богини происходило сечение юношей зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартиат должен был его выдержать, не испустив ни одного стона. Иначе не только он, но и его родители навлекали на себя общественное презрение.

    Незадолго до окончания военного воспитания, спартанская молодежь принимала участие в криптиях. На это время юноши покидали пределы города. Добывая пищу грабежом, они скрывались днем и выходили из засады лишь ночью. Ночью они нападали на илотов, прежде всего на тех, кто оказывался вне стен своей хижины, но »то не исключало нападения на илотов и в домах. Каждый должен был убить хотя бы одного илота, иначе его возвращение домой было бы покрыто позором.

    

    biofile.ru

    Нужно ли нам спартанское воспитание?

    03.03.2011

    Никогда не думала, что могу заинтересоваться спартанским воспитанием. Но жизнь иногда создает ситуации…

    Стою на остановке автобуса. Поодаль стайка девочек — гимназисток. Негромко, но матерятся. Рядом со мной стоит пожилой мужчина, морщится и говорит, обращаясь ко мне: «Нужно вводить спартанское воспитание». Я пожимаю плечами. Что я знаю про спартанское воспитание? Только то, что зацепилось за извилину в голове еще в 5 классе. Конечно, сочетание такое мелькало в учебнике педагогики в давнее время, но помню только про какие-то строгости.

    А спустя пару недель в журнале «Вокруг Света» набрела на статью о Спарте. И начала читать. И еще раз убедилась в своей малообразованности в вопросах истории. Ну, не люблю я эту науку. Но решила, что выдержки из статьи о Спарте могут и еще кому-то пригодиться. Выбрала именно те строчки, которые касаются спартанского воспитания.

    Итак, журнал «Вокруг Света», номер 1 за 2006 год.

    По достижении семилетнего возраста мальчиков собирали в лагеря и делили на отряды, называвшиеся «агелами» (буквально «стая»). С этого возраста дети жили вместе и приучались играть и проводить время в коллективе. Самый сообразительный и спортивный из них становился во главе детского отряда, прочим же мальчикам полагалось его слушаться и брать с него пример.

    Старики присматривали за детьми, при этом стараясь ссорить их и возбуждать соревновательность. Главными качествами, которые воспитывали у маленьких спартанцев, были беспрекословное повиновение, выносливость, упорство и умение побеждать любой ценой.

    Постепенно условия содержания детей менялись в сторону больших строгостей: их приучали ходить босыми, а с тринадцати лет подростки получали всего по одному плащу в год. Свои постели они должны были делать сами из речного тростника, который им приходилось рвать голыми руками.

    Питание было самым скудным, чтобы подростки привыкли к постоянному голоду и умели его переносить.

    Как сообщает Плутарх, спартанских детей, собранных в военные лагеря, держали впроголодь, чтобы заставить их собственными силами бороться с лишениями и стать смелыми и хитрыми. Спартанцы сделали удивительное педагогическое открытие: дети вырастают смелыми, если у них получается воровать у взрослых.

    «Старшим детям было приказано собирать дрова, маленьким — овощи. Все, что они приносили, было ворованным. Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сисситии, стараясь выказать всю свою хитрость и осторожность. Попавшегося, без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и приготовленную еду, причем учились нападать на спавших и на плохих сторожей. Дети старались, — пишет Плутарх дальше, — как можно тщательнее скрыть свое воровство».

    Юные спартанцы учились только писать и читать. Все же остальные виды образования были изгнаны из страны; не только сами науки, но и люди, ими занимающиеся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы. В древней Спарте не было литературы.

    СПАРТАНСКАЯ ТРАПЕЗА

    В Спарте никто не имел права обедать дома. В центре общественной жизни стояли «обеденные клубы», называвшиеся «сисситии» (буквально — «совместное питание» или «общий стол»). Члены таких «обеденных клубов» сдавали продукты в общий котел, чтобы их можно было съесть за общим обедом.

    По преданию, сисситии были задуманы самим Ликургом, как инструмент поддержания равенства, с помощью которого община могла контролировать образ жизни спартанцев. Расчет был сделан на то, что самое эффективное «промывание мозгов» достигается в небольших коллективах, где все находятся на виду у всех, где жизнь каждого человека зависит от мнения людей, составляющих его ближайшее социальное окружение.

    В сисситиях состояло по 15-20 человек, а товарищеские связи на поверку оказывались оборотной стороной почти полицейского надзора каждого за каждым.

    Помимо этого, общие трапезы не давали человеку почувствовать вкус к роскоши. Было запрещено являться на такие обеды сытым, после домашнего обеда. Сотрапезники строго следили друг за другом, высматривая тех, кто не ест, и того, кому самая грубая пища не лезла в глотку, поднимали на смех. Излюбленным блюдом на сисситиях являлась «черная похлебка». Судя по всему, есть ее было большим испытанием, требовавшим поистине спартанской выдержки.

    А теперь о прекрасной половине.

    Юные спартанки не сидели взаперти в ожидании замужества. Подобно мальчишкам, они разбивались на отряды и проходили спортивную подготовку, упражняясь в беге, борьбе, метании копья и диска. Пикантность этим атлетическим упражнениям добавляло то, что молодые люди обоего пола состязались на глазах друг у друга. Юноши были обнаженными, а девушки занимались спортом то ли нагишом, то ли в эфемерных хитончиках, которые, в общем, ничего не прикрывали.

    На праздники нагие юноши и девушки устраивали торжественные шествия, сопровождавшиеся гимнастическими упражнениями, песнями плясками. Плутарх утверждал, что «В наготе девушек не было ничего неприличного. Они были по-прежнему стыдливы и далеки от соблазна, напротив, этим они приучались к простоте, заботам о своем теле. Кроме того, женщинам внушался благородный образ мысли, сознание, что и она может приобщиться к доблести и почету».

    Полученное воспитание делало спартанок мужественными и дерзкими на язык, что первыми чувствовали их мужья. Их женщины свободно высказывали свое мнение и отличались независимым поведением.

    Полностью всю статью о Спарте можно прочитать в журнале « Вокруг Света», номер 1 за 2006 год.

    А от читателей жду комментариев. Только не спрашивайте, почему я не одернула матерящихся гимназисток. Я однажды попробовала….

    SanSanna, www.sudba-i-zhizn.ru

    Прочитано 4544 раз | Опубликовано в:   Дети. Школа. Успех

    www.sudba-i-zhizn.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *