Как в повести изображена подготовка к сражению александра невского – Вопросы и ответы к «Повести о житии Александра Невского» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Содержание

Вопросы и ответы к «Повести о житии Александра Невского» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

  • Назовите отличительные особенности жан­ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?
  • Жанр жития возник и сложился в Ви­зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Жи­тиями (слово житие в церковнославян­ском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о свя­тых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели жи­тийного жанра ориентировались на Свя­щенное Писание, образы которого, и преж­де всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — ка­нону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих свя­тых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. По­вествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конк­ретного человека во всех ее деталях и под­робностях, а некое обобщенное воплоще­ние святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали пред­ставлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытово­го, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литерату­ра стремилась к поучительному воздейст­вию на читателя.

  • Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
  • Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись при­чины, побудившие автора начать повест­вование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и по­смертных чудесах; завершалось житие по­хвалой святому.

  • Найдите в тексте портретную характерис­тику Александра Невского. Какой прием использу­ет автор жития, давая характеристику герою? С ка­кими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи вы­браны автором для сравнения?
  • Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поста­вил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

    Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис­ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших чело­веческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, об­ладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соло­мон — царь Израильско-иудейского го­сударства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попро­сил не богатства и славы, а мудрости. Бо­гу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением по­нимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился спра­ведливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) — рим­ский полководец, подавлявший восста­ние в Иудее, император, известный воин­скими победами.

    Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчер­кивает его особенность, исключитель­ность, идеальность.

  • Какие эпизоды жития вызывают эмоцио­нальный подъем у читателя? Почему? Какие худо­жественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?
  • Эпизод о явлении святых Бориса и Гле­ба, без сомнения, оказывает сильное воз­действие на читателя так же, как и описа­ние посмертного чуда. Автор жития ре­ализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной ве­ры и вызвать чувство восторга, эмоцио­нальный подъем. Материал с сайта //iEssay.ru

    В видении накануне сражения с римля­нами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплыв­шие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, бо­ровшегося за киевский престол, а после смерти — канонизированы и признаны святыми. Видение может быть истолкова­но как Божие благословение князя на свя­тое дело — защиту отечества.

    В житии описано посмертное чудо: ког­да было положено тело Александра Нев­ского в гробницу, «Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную». Александр же поднял руку и принял гра­моту из рук митрополита, которого охва­тило смятение. Так прославил Бог угодни­ка своего.

    Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читате­лей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

    Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, не­мцы безбожные, воины, храбрые, силь­ные, стойкие, сеча великая.

    Сравнения: гребцы же сидели, слов­но мглою одетые.

    iessay.ru

    Вопросы и ответы к «Повести о житии Александра Невского»



    Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?

    Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о святых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели житийного жанра ориентировались на Священное Писание, образы которого, и прежде всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — канону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих святых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. Повествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конкретного человека во всех ее деталях и подробностях, а некое обобщенное воплощение святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали представлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытового, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литература стремилась к поучительному воздействию на читателя.

    Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?

    Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах; завершалось житие похвалой святому.

    Найдите в тексте портретную характеристику Александра Невского. Какой прием использует автор жития, давая характеристику герою? С какими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи выбраны автором для сравнения?

    Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

    Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочисленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших человеческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, обладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соломон — царь Израильско-иудейского государства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попросил не богатства и славы, а мудрости. Богу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением понимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился справедливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) — римский полководец, подавлявший восстание в Иудее, император, известный воинскими победами.

    Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчеркивает его особенность, исключительность, идеальность.

    Какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъем у читателя? Почему? Какие художественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?

    Эпизод о явлении святых Бориса и Глеба, без сомнения, оказывает сильное воздействие на читателя так же, как и описание посмертного чуда. Автор жития реализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной веры и вызвать чувство восторга, эмоциональный подъем.

    В видении накануне сражения с римлянами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплывшие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, боровшегося за киевский престол, а после смерти — канонизированы и признаны святыми. Видение может быть истолковано как Божие благословение князя на святое дело — защиту отечества.

    В житии описано посмертное чудо: когда было положено тело Александра Невского в гробницу, «Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную». Александр же поднял руку и принял грамоту из рук митрополита, которого охватило смятение. Так прославил Бог угодника своего.

    Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читателей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

    Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, немцы безбожные, воины, храбрые, сильные, стойкие, сеча великая.

    Сравнения: гребцы же сидели, словно мглою одетые.

    www.sochuroki.com

    V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

    Образ Александра Невского в «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

    Попов А.И. 1

    1МБОУ СОШ с УИОП № 8

    Пономарёва Л.Е. 1

    1МБОУ СОШ с УИОП № 8

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

    Введение.

    У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были в угоду Богу, ещё более чтимы на Земле. К ним обращается народ за помощью в тяжёлые годы испытаний. Таким национальным героем, народным заступником, священной личностью в истории нашей страны, в памяти народной был и остаётся Святой Благоверный Великий князь Александр Невский. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: помогал вдовам и сиротам, простому народу, много серебра и золота передавал он в Орду, немало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской.

    В этом году на уроках литературы мы познакомились с «Повестью о житии и о храбрости Александра Невского». Раньше я знал об этом человеке только как о храбром воине, выигравшем битву на Неве и Чудском озере. И совершенно не знал, что русская церковь причислила его к лику святых. Мне захотелось больше узнать об этом человеке, в этом не помог мой учитель литературы. Для меня эта тема является актуальной, т.к. я знаю, что личность Александра Невского и по сей день является образцом мужества и бесстрашия для многих поколений россиян.

    Так родился наш проект, цель которого — увидеть через текст «Повести о житии Александра Невского» образ Александра таким, каким его знали и воспринимали современники.

    Задачи:

    Изучить текст «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

    Выявить, как сочетаются черты воинской повести и агиографического жанра в «Повести о житии Александра Невского».

    Определить, каким изображает автор характер Александра Невского – воина-князя и святого, покровителя земли Русской.

    Проанализировать средства речевой выразительности в «Повести…» и выявить те, с помощью которых автор XIII века воссоздаёт личность Александра Невского.

    Объект исследования — «Повесть о житии Александра Невского»

    Предмет исследования — речевая характеристика главного героя «Повести о житии Александра Невского», текст произведения.

    2. Основная часть

    2.1 Черты воинской повести и агиографического жанра в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»

    Прежде всего, нам необходимо разобраться, что же такое жанры.

    «Жанр литературный (от франц. genre — род, вид) — форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе — роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике — стихотворение, ода, элегия и др., в драме — трагедия, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. свойственно определенное «жанровое содержание» (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира)» [9]

    «В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Жанры в древнерусской литературе выделялись по несколько иным признакам, чем в литературе нового времени. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

    Об истории мира рассказывали хронографы; об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Они повествовали о событиях русской и мировой истории. Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, или агиография». [5]

    Как мы видим, в древнерусской литературе сложились свои, определенные жанры: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы – сказания, наставления и легенды.

    Как следует из названия «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» является синтезом двух жанров — жития и воинской повести. Рассмотрим жанровые особенности каждого из них. Житие — описание жизни святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

    Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

    Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

    считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей; чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь; в процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их; святой мог предсказывать свою смерть, так как чувствовал её; после смерти его тело оставалось нетленным.

    Воинская повесть — жанр древнерусской литературы, распространённый в 11—17 вв. Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой воинской повести — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. [1] Как же получилось так, что в одном произведении соединились особенности двух жанров? Я узнал, что жанр жития начал развиваться в эпоху начала монголо-татарского ига. Героями произведений становились не только святые, апостолы, мученики, но и люди, защищавшие Русь и веру от врагов-иноверцев. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» возникла около 1283 г., автор его неизвестен, но известно, что оно написано в Рождественском монастыре. Это произведение было создано ещё до канонизации Александра Невского и первоначально было светской биографией. Возможно, из-за этой неоднозначности житие соединило в себе 2 жанра — житие и воинскую повесть.

    Композиционно произведение обладает житийной макроструктурой — оно состоит из 3-х частей. Первая часть — вступление (используется самоуничижение, автор говорит о том, что знал Невского уже во взрослом возрасте, о том, что пишет с чистой душой). Вторая часть — центральная часть. Эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Третья часть — заключение. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.

    Как мы видим, по своему художественному облику «Повесть о житии Александра Невского» отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития.

    2.2. Образ Александра Невского в «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

    «Повесть…» была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребён князь. По предположению Д. С. Лихачёва, автором этого произведения был галицкий книжник, а время возникновения «Повести» нужно относить к периоду между 1263 — 1280 гг.

    Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя — воина, доблестного полководца и умного политика.

    «Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его»,- так начинает свое неторопливое повествование автор «Повести» [3]. Автор сохраняет традиционное вступление, начинает основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято.

    Автор не только показывает физическое совершенство князя Александра («и красив он, как никто другой»), но и сравнивает его с библейскими героями.

    Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану: «Лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую» [3].

    Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князьвсем князьям князь

    Автор, подчеркивая мудрость Александра Невского, приводит еще один аргумент: «Один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его… Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей» [3].

    В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера.Известно, что характер человека формируется в испытаниях. И вот далее действия в «Повести…» разворачиваются, как определяет канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.

    Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. Враг преисполнен уверенности в своих силах: «собрал силу великую», «пылая духом ратным», «опьяненный безумием», шлет он послов к Александру со словами: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою» [3].

    А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю. Мы видим храбрость Александра, которому только минуло 20 лет. Уже в этом эпизоде он предстает перед нами воином-полководцем.

    В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александру Пелугую, которое предвещает победу в будущем сражении: «Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугуй стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его» [3].

    Александр просил о том никому не говорить, мы видим, что князь выступает в этом фрагменте как мудрый правитель. «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём» [3]. В этом эпизоде князь опытный полководец. Онрешителен, сметлив, ловок. Затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. У такого князя и воины – чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

    Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, — рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «убитых ангелом Господним».

    Таким образом, этот фрагмент «Повести о житии Александра Невского» в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.

    Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года изображена в традиционной манере воинских повестей: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью» [3].

    На самом деле Александр в этой битве проявил незаурядный полководческий талант, разгадав тактический замысел врагов.

    От Пскова на север лежит Псковское озеро, еще севернее — озеро Чудское. Они соединяются широкой протокой. Крестоносцы находятся на западе от озер. Александр решил отойти назад и построить свои полки между озерами. Здесь, на заснеженном льду, крестоносцы должны принять вызов Александра. Все войско строится в виде клина: его острие — одетые в латы рыцари, по бокам клина рыцари, а внутри этой подвижной брони — пехота. У Александра войско в основном пешее. И Александр решил: срединный полк будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, ножами; опытные же воины, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины. Клин легко сомнёт срединный полк. Рыцари посчитают, что главное дело уже сделано, но в это время с флангов их атакуют могучие воины. Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими валунами — преграда естественная. Меж камней и саней, на коне и не поскачешь. Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко. Так Александр Невский готовил победу своему войску.

    В этом сражении полезнее, чем личный пример, был своевременный приказ полководца. Александр дал знак вступить в сражение полкам правой и левой руки. Конные дружинники напали на противника с тыла. Сбившихся в кучу рыцарей русские воины стаскивали с коней. Весенний лед ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и проломах. До противоположного берега протоки лед был усеян телами врагов. Так закончилось сражение. Уже летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам, придет, от меча и погибнет!»

    Эта битва принесла ему славу: «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Слава об Александре Невском стала распространяться по всем странам. Все его битвы и победы были только во имя спасения русского народа.

    Князь предстает перед нами не только как воин — князь. Из «Повести…» мы узнаем, что «великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей, разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое». Перед нами встает мудрый правитель – приветливый, заботливый, милосердный. Прославлению Александра — защитника православия — посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.

    После свершения ратного подвига в сражении с Западом ему предстояло свершить подвиг смирения перед силой Востока. «Александр Невский мог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв». [6 ]

    Лаконично сообщает автор «Повести…» о принятом решении Александра Невского идти в Орду и просить хана освободить русских воинов от участия в походах татарских войск: «Было в те времена насилие великое от иноверных, преследовали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды» [3].

    Батый отпускает Александра: «И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра». Автор сообщает нам о том, что по дороге из Орды князь заболел. Но прежде чем написать о его смерти, изливает свои чувства в горестном восклицании: «О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего!» [3]. Завершается рассказ о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда митрополит захотел вложить в руку князя духовную грамоту, Александр, как живой, протянул руку и сам ее взял.

    Заключительная часть «Повести…» включает жанр плача. Повесть, сообщив о смерти князя, заканчивается традиционным плачем народа, автора.

    Внимательно прочитав «Повесть…» мы нашли в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой,- праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. По нашему мнению, цель данного произведения — прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли.

    Многие из упомянутых черт характера Александра Невского уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях — и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.

    По словам И. П. Еремина, Александр «предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного «праведника». Этот несколько пестрый стилистический наряд, в который подчас облекает своего героя автор жития, – еще одна с его стороны восторженная дань светлой памяти покойного князя» [3]

    2.3 Языковые особенности «Повести о житии Александра Невского»

    Личность Александра Невского производила чарующее впечатление на всех, кто его видел. Тайна его обаяния заключалась не только в его мудрости, мужестве, внешней красоте, но и в нечто высшем, которое неотразимо влекло к нему.

    Самая первая характеристика Александра Невского дается уже в названии произведения. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» уже содержит в себе два эпитета. Каково значение слова «благоверный»? Это слово, как мы видим, состоит из двух основ — «благо» и «вера». Благо — это добро, благополучие, следовательно, «благоверный» — это верный благу, верный чему-то хорошему.

    В самом начале «Повести…», характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис­ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших чело­веческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости.

    Очень интересен язык «Повести…», в нем можно найти метафоры: «озеро покрылось и двинулось». Этот троп позволяет ярче осознать, какое же количество воинов было во время сражения на Чудском озере. Образ князя, который «разгорелся сердцем» от нашествия врага, «опьяненного безумием» позволяют ярче дать характеристику Александру Невскому. Для этой же цели служат эпитеты: «о святой, и честной, и славной жизни его», «чудо дивное», набожность главного героя также подчеркивается с помощью этого тропа. Александр имел «веру великую к святым мученикам». Перифраза также дает полную характеристику Александру Невскому: «Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» [3]

    Создавая биографию своего современника задолго до его канонизации, автор «Повести о житии Александра Невского» воспользовался как образцом традицией житий — единственного древнерусского жанра, дававшего жизнеописание героя. Но реальная жизнь, которую он описывал, требовала привлечения литературных форм и средств, свойственных распространенному и хорошо известному автору жанру — воинской повести. Поэтому-то так много описаний битв, сражений, а в них, естественно тоже дается характеристика Александра Невского. Это, опять, эпитеты. Александр собрал сильное войско, где «было много храбрых воинов», были они исполнены «духа ратного». А сравнение, несомненно, показывает их храбрость: «ведь были сердца их, как сердца львов».

    Несомненно, и влияние воинской стилистики, обнаруживающееся в воинских формулах, использованных в картинах битв: «Сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Среди тропов мы можем выделить гиперболу: «покрылось оно кровью». Сам полководец не отстает от своих воинов, а кажется, что и превосходит их: «Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться» [3]. Так, с помощью сравнения, автор подчеркивает богоизбранность воина-князя. И вот уже перед нами яркий образ князя — защитника, полководца, воина, святого.

    Многосоюзие придает повествованию неторопливость, протяженность сражений по времени: «Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов». «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью» [3].

    Риторический вопрос также встречается в «Повести…»: «Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться?» [3]

    Эмоциональное напряжение достигает высшей точки в конце жития с помощью риторического восклицания: ««О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!» [3]

    Как мы выяснили, описание доблести князя Александра и его дружины не оставляет читателей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, многосоюзие, противопоставление, риторические восклицания и риторические восклицания).

    В то же время повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые Бог призирает». Идея священности княжеской власти определяет особенности художественной структуры жизнеописания Александра Невского.

    Воинские формулы, церковнославянизмы и живой язык используются автором вместе, что является несомненным жанровым своеобразием произведения.

    3. Заключение

    «Повесть о житии Александра Невского» относится к 80 годам ΧІІІ века. Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги «храбрости». Это произведение представляет собою княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести.

    Оно открывается «славой» герою, заканчивается плачем по Александру Невскому. Очевидец тех событий своеобразный «портрет» Александра Невского.

    Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы «Повести…», деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания Давида, Езекии, Соломона, Иисуса Навина и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгугию перед Невской битвой, чудесное избавление от шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

    Сама структура «Повести о житии Александра Невского» представляет собой произведение сложного характера: внутрь центральной житийной части введены в качестве двух эпизодов самостоятельные воинские повести, а в их состав входят жанры, свойственные житиям,-видения и чудеса.

    В стилистике «Повести…» тоже есть место необычному — воинские формулы и живой язык используются автором вместе, что тоже является жанровым своеобразием произведения. А Библейские воспоминания сочетаются с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой. Все это придает «Повести о житии Александра Невского» как литературному произведению своеобразный неповторимый характер.

    Прижизненные заслуги — далеко не все, чем славен образ Великого князя. Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости позволял ждать от Невского и небесного заступничества. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви. В 1724 году святые мощи по приказу Петра I были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где покоятся и теперь.

    Выводы:

    1. Мы изучили текст «Повести о житии и храбрости благородного и великого Александра Невского». Автор «Повести…» подобно рассказал о трех подвигах: битве на Неве со шведами (1240 г.), о Ледовом побоище с немцами на Чудском озере (1242 г.), о поездке в Орду.

    Мы видим, что первые подвиги Александра Невского бранные, а третий связан с самопожертвованием. Александр Невский поехал к хану Батыю отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.

    2. Мы выяснили, что в «Повести…» сочетаются элементы двух жанров — жития и воинской повести. Элементы жития: самоуничижение автора, благочестивые родители, рисуется образ христианина (отказал в католичестве, благочестивое приставление), элементы чудесного, плач по смерти героя, изобилие цитатами и соотнесениями из Библии.

    Элементы воинской повести: рассказ не всей жизни князя, а только о воинских победах, используются устойчивые формулы для описания военных действий, преувеличение физических качеств героя, прославление его силы.

    3. Мы нашли ответ на вопрос: чем же примечателен образ Александра Невского? В этом нам помогла «Повесть…», написанная человеком, кто лично знал этого героя, сам был свидетелем зрелого возраста его и рад поведать «о святом, и честном, и славном житии его». «Повесть» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата.

    4. Мы проанализировали средства речевой выразительности в «Повести…» и выявили те, с помощью которых автор XIII века воссоздал личность Александра Невского. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, многосоюзие, противопоставление, риторические восклицания и риторические восклицания).

    4. Список литературы:

    Большая советская энциклопедия Воинская повесть. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/

    Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства: (Легенда о “Государстве пресвитера Иоанна”). — М., Наука, 1970.

    Еремин И.П. Житие Александра Невского. В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII вв. / Сост. пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 354–356;

    Жанры древнерусской литературы. — http://licey.net/free/

    Жанровое своеобразие «Жития Александра Невского». № 24.- [Электронный ресурс].- Режим доступа.- https://studopedia.ru/nevskogo

    Жизнь и подвиги Александра Невского. 3 подвига Александра Невского – [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://fb.ru/article/

    Каргалов В. В. Полководцы X — XVI вв. -М.: ДОСААФ, 1989.

    Лурье Я. С. Обобщение летописи XIV-XV вв./ Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Наука, 1976

    Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005- [Электронный ресурс]. -Режим доступа. — http://enc-dic.com/litved/Zhanr-literaturn-383

    Приложение

    Храм-часовня во имя благоверного князя Александра Невского в Воронеже

    Просмотров работы: 3900

    school-science.ru

    Напишите ПЛИЗ характеристики Александра Невского из повести о житии

    Второй сын переяславского князя (позже великого князя Киевского и Владимирского) Ярослава Всеволодовича и Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, торопецкой княжны, дочери князя Новгородского и Галицкого Мстислава Удатного [2] Родился в Переславле-Залесском в мае 1221 года [3].

    В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского епископ Суздальский Святитель Симон.

    В 1228 году Александр вместе со старшим братом Фёдором были оставлены отцом, вместе с переяславским войском, собиравшимся летом в поход на Ригу [4], в Новгороде под присмотром боярина Фёдора Даниловича и тиуна Якима [4], но во время голода, наступившего зимой этого года, Фёдор Данилович и тиун Яким, не дождавшись ответа Ярослава о просьбе новгородцев об отмене забожничья, в феврале 1229 года сбежали с малолетними княжичами из города, опасаясь расправы восставших новгородцев [4]. В 1230 году, когда Новгородская республика призвала князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра [4], однако три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.

    В ноябре 1232 года престарелый римский папа Григорий IX провозгласил крестовый поход против финских язычников и русских, и конфликт закончился победой новгородцев на Омовже (1234).

    В 1236 году Ярослав уехал из Новгорода княжить в Киев (оттуда в 1238 году — во Владимир). С этого времени началась самостоятельная деятельность Александра. В 1238 году, во время монгольского нашествия на Северо-Восточную Русь, Юрий Всеволодович Владимирский ожидал полки братьев Ярослава и Святослава, но сведения об участии новгородцев в битве на Сити отсутствуют. Затем монголы взяли Торжок после двухнедельной осады и не пошли в Новгород.

    Ещё в 1236—1237 годах соседи Новгородской земли враждовали друг с другом (200 псковских воинов участвовали в неудачном походе Ордена меченосцев против Литвы [4], закончившемся битвой при Сауле и вхождением остатков ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена), но уже в декабре 1237 года папа Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию, а в июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси в Прибалтике с участием шведов [5].

    В 1239 году, по окончании войны с литовцами за Смоленск, Александр построил ряд укреплений на юго-запад от Новгорода по реке Шелони и женился на дочери Брячислава Полоцкого княжне Александре. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием [6].
    В июле 1240 года шведский флот (руководство походом русские источники приписывают ярлу Биргеру; в шведских источниках упоминания о битве отсутствуют, ярлом в тот момент являлся Ульф Фаси, а не Биргер; Биргер командовал крестовым походом в Финляндию в 1249 году), вместе с которым было несколько епископов, вошёл в Неву, планируя овладеть Ладогой. Александр, узнав об их прибытии от местных старейшин, без запроса помощи из Владимира и даже без полного сбора ополчения, со своей дружиной и успевшими собраться отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь у устья Ижоры и одержал блестящую победу (15 июля).

    otvet.mail.ru

    Ледовое побоище кратко: значение, причины

    Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

    Александр Невский

    Ледовое побоище – это одна из самых известных битв в истории России. Сражение состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере, с одной стороны в нем принимали участие войска Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, с другой стороны ему противостояли войска германцев-крестоносцев, в основном представители Ливонского Ордена. Если бы Невский проиграл эту битву, история России могла пойти совсем другим путем, но князь Новгорода смог одержать победу. Теперь давайте рассмотрим эту страницу истории России более детально.

    Подготовка к битве

    Чтобы понять суть Ледового побоища необходимо понять, что ей предшествовало, и как противники шли к битве. Итак… После того, как шведы проиграли Невскую битву, германцы-крестоносцы решили более тщательно подготовиться к новому походу. Тевтонский орден также выделил часть своей армии для помощи. Еще в 1238 году магистром Ливонского ордена стал Дитрих фон Грюнинген, многие историки приписывают именно ему решающую роль в формировании идеи похода на Русь. Дополнительно мотивировал крестоносцев Папа Римский Григорий IX, который в 1237 объявил крестовый поход на Финляндию, а в 1239 призвал князей Руси уважать пограничные ордена.

    Новгородцы на этот момент уже имели удачный опыт войны с германцами. В 1234 году отец Александра Ярослав разбил их в битве на реке Омовжа. Александр Невский, зная планы крестоносцев, с 1239 года начал возводить линию укреплений вдоль юго-западной границы, однако шведы внесли небольшие коррективы в его планы, напав с северо-запада. После их разгрома Невский продолжил укреплять границы, а также заключил брак с дочкой Полоцкого князя, тем самым заручился его поддержкой на случай будущей войны.

    В конце 1240 года немцы начали поход на земли Руси. В этом же году они взяли Изборск, а в 1241 году взяли в осаду Псков. В начале марта 1242 года Александр помог жителям Пскова освободить свое княжество и вытеснил германцев на северо-запад от города, в район Чудского озера. Именно там состоялось решающее сражение, которое вошло в историю под название Ледовое побоище.

    Ход сражения кратко

    Карта Ледового побоища

    Первые столкновения ледового побоища начались в начале апреля 1242 года на северном берегу Чудского озера. Крестоносцами руководил известный полководец Андреас фон Фельфен, который был в два раза старше новгородского князя. Армия Невского насчитывала 15-17 тысяч воинов, в то время как у германцев их было около 10 тысяч. Однако, по свидетельству летописцев, как Руси, так и заграничных, немецкие войска были намного лучше вооружены. Но как показало дальнейшее развитие событий, это сыграло с крестоносцами злую шутку.

    Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 года. Немецкие войска, владеющие методикой нападения «свиней», то есть строгим и дисциплинированным строем, главный удар направили в центр врага. Однако Александр сначала атаковал армию врага с помощью лучников, а затем приказал нанести удар по флангам крестоносцев. В результате немцы были вытеснены вперед, на лед Чудского озера. Зима в это время была долгая и холодная, поэтому на момент апреля лед (весьма хрубкий) на водоеме сохранялся. После того, как немцы поняли, что отступают на лед, было уже поздно: лед начал трескаться под давлением тяжелых немецких доспехов. Именно поэтому историки назвали сражение «ледовым побоищем». В результате часть воинов утонула, другая часть была убита в бою, но большей части все же удалось спастись бегством.  После этого, войска Александра окончательно выгнали крестоносцев с территории Псковского княжества.

    Точное место битвы до сих пор не установлено, это связано с тем, что Чудское озеро имеет очень изменчивую гидрографию. В 1958-1959 годах была организована первая археологическая экспедиция, однако следов битвы не было обнаружено.

    Историческая справка

    Результат и историческое значение битвы

    Первым результатом битвы стало то, что Ливонский и Тевтонский ордена подписали с Александром перемирие и отказывали от своих претензий на Русь. Сам же Александр стал фактическим правителем Северной Руси. Уже после его смерти, в 1268 году, Ливонский орден нарушил перемирие: состоялась Раковская битва. Но и в этот раз победу добыли войска Руси.

    После победы в «ледовом побоище» Новгородская Республика во главе с Невским смогла перейти от оборонительных задач к завоеванию новых территорий. Александр предпринял несколько удачных походов против литовцев.

    Что касается исторического значения битвы на Чудском озере, то главная роль Александра в том, что он сумел остановить наступление мощной армии крестоносцев на русские земли. Известный историк Л.Гумелев утверждает, что факт завоевания крестоносцами означал бы конец для самого существования Руси, а значит и конец будущей России.

    Некоторые историки критикуют Невского за его перемирие с монголами, что он не помог защищать Русь от них. В этой дискуссии большинство историков стоят все же на стороне Невского, ведь в той ситуации, в которой он оказался, нужно было либо договариваться с ханом, либо воевать сразу с двумя мощными врагами. И как грамотный политик и полководец Невский принял мудрое решение.

    Точная дата Ледового побоища

    Битва состоялась 5 апреля по старому стилю. В XX веке разница между стилями состояла 13 дней, именно поэтому за праздником закрепили 18 апреля. Однако с точки зрения исторической справедливости стоит признать, что в 13 веке (когда была битва) разница составляла 7 дней. Исходя из этой логики, Ледовое побоище состоялось 12 апреля по новому стилю. Тем не менее сегодня именно 18 апреля – это государственный праздник в Российской Федерации, День воинской славы. Именно в этот день вспоминается Ледовое побоище и его значимость в истории России.

    Участники сражения после

    Достигнув победы, Новгородская Республика начинает свое стремительное развитие. Однако в XVI произошел упадок и Ливонского ордена, и Новгорода. Оба эти события связаны с правителем Москвы Иваном Грозным. Новгород он лишил привеллегии Республики, подчинив эти земли единому госдуарству. После того же как Ливонский Орден утратил свою силу и влияние в Восточной Европе, Грозный объявил войну Литве для укрепления собственного влияния и расширения территорий своего государства.

    Альтернативный взгляд на битву на Чудском озере

    В связи с тем, что во время археологической экспедиции 1958-1959 не был найдены следы и точное место битвы, а также учитывая тот факт, что летописи 13 столетия содержат очень мало сведений о битве, сформировалось два альтернативных взгляда на Ледовое побоище 1242 года, которые кратко рассмотрены ниже:

    1. Согласно первому взгляду битвы вообще не было. Это выдумка историков конца XVIII-начала XIX века, в частности Соловьева, Карамзина и Костомарова. По мнению историков, которые разделяют эту точку зрения, необходимость создать эту битву была вызвана тем, что нужно было оправдать сотрудничество Невского с монголами, а также показать силу Руси по отношению с католической Европой. В основном, этой теории придерживается малое количество историков, так как отрицать сам факт существования битвы очень сложно, ведь сражение на Чудском озере описываются в некоторых летописях конца 13, а также в хрониках германцев.
    2. Вторая альтернативная теория: Ледовое побоище кратко описано в летописях, а значит – сильно преувеличенное событие. Историки, которые придерживаются этой точки зрения, говорят о том, что в побоище было намного меньше участников, а также последствия для немцев были менее драматичны.

    Если первую теорию профессиональные российские историки отрицают, как исторический факт, то что касается второй версии, у них есть один весомый аргумент: даже если масштабы сражения преувеличены, то это не должно уменьшать роли победы над германцами в истории России. Кстати, в 2012-2013 году были проведены археологические экспедиции, а также исследования дна Чудского озера. Археологи нашли несколько новых вероятных мест Ледового побоища, кроме того исследование дна показало наличие резкого уменьшения глубины возле Вороньего острова, что позволяет предположить существование легендарного «Вороньего камня», то есть приблизительного места сражения, названого в летописи 1463 года.

    Ледовое побоище в культуре страны

    1938 год имеет большое значение в истории освещения исторических событий в современной культуре. В этом году известный российский писатель Константин Симонов написал поэму «Ледовое побоище», а режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский», в котором выделил две главные битвы новгородского правителя: на реке Нева и Чудском озере. Особое значение имел образ Невского в годы Великой Отечественной войны. К нему обращались поэты, художники, режиссеры, чтобы показать гражданам Советского Союза пример успешной войны с немцами и тем самым поднять боевой дух армии.

    В 1993 году был сооружен памятник на горе Соколиха возле Пскова. Годом ранее в селе Кобылье городище (максимально приближенный к месту битвы населенный пункт) поставили памятник Невскому.  В 2012 году в деревне Самолва Псковской области был открыт музей Ледового побоища 1242 года.

    Как видим, даже краткая история ледового побоища — это не только битва 5 апреля 1242 года между новгородцами и германцами. Это очень важное событие в истории России, поскольку благодаря таланту Александра Невского удалось спасти Русь от завоевания крестоносцами.

    Русь в XIII столетии и приход немцев

    В 1240 году на Новгород напали шведы, кстати, союзники ливонцев, будущих участников Ледового побоища. Князь Александр Ярославович, которому на тот момент было всего 20 лет, разбивает шведов на озере Нева, за что и получает прозвище «Невский». В этот же году монголы сожгли Киев, то есть большая часть Руси была занята войной с монголами, Невский и его Новгородская Республика остались наедине с сильными врагами. Шведы были разбиты, однако впереди Александра ждал более сильный и могущественный соперник: германские крестоносцы.  В XII столетии Папа Римский создал Орден Меченосцев и отправил на побережье Балтийского моря, где они получали от него право владеть всеми завоеванными землями. Эти события вошли в историю как Северные Крестовые походу. Поскольку большинство участников Ордена Меченосцев – это были выходцы из Германии, поэтому этот орден называли германским. В начале XIII столетия орден распадается на несколько военных организаций, главными из которых стали Тевтонский и Ливонский ордены. В 1237 году ливонцы признали свою зависимость от Тевтонского ордена, но имели право выбирать своего магистра. Именно Ливонского ордена были ближайшими соседями Новгородской Республики.

     

    istoriarusi.ru

    Житие Александра Невского. Какие ответы на вопросы по литературе 8 класс?

    1. Повесть «Житие Александра Невского» посвящена жизни и подвигам во славу Отечества великого князя Александра Невского. Она вызывает у читателя чувство благоговения перед древним героем, чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма. Рассказчик сознательно уничижает себя, называя недостойным, он указывает, что лично знал Александра и беседовал с ним.
    2. Автор сравнивает Александра с известными библейскими и историческими персонажами — Иосифом, Самсоном, Соломоном и Веспасианом. Он рассказывает о битве со шведами на Неве, о разгроме немецких рыцарей, о поездке Александра в Золотую орду. При этом рассказчик отмечает набожность князя и особенно красиво звучат слова князя о что не в силе Бог, а в правде.
    3. «Житие» полно красочных образов, что характерно для литературы того времени. Например, рассказчик сравнивает столпотворение на льдах Чудского озера с движением льдов самого озера.

    1. Александр говорил о том, что постоять за правду богоугодное дело. Этими словами он укреплял дух своей дружины, говоря, что с ними Бог, с ними правда. Шесть отличившихся в битве на Неве воинов — это Гаврило Олексич. Сбыслав Якунович, Яков, Меша, Сав и Ратмир. Похвалялись же посрамить славянский народ немцы.
    2. Последний подвиг Александра — хождение к царю восточному, в Орду, для того чтобы отмолить своих людей от беды. Здесь Александр выступает не как воин, а как заступник.
    3. Рассказчик говорит от своего имени и передает слова митрополита Кирилла, который воскликнул, что зашло солнце Суздальской земли». И все вокруг кричали, что погибают.

    Словарь слов из «Жития»:


    Великий князе Александр, сын Ярослава, урожден был в лихую годину, когда враги одолели Святую Русь. Был он мудр, красив и силен. Встал Александр на защиту Руси и плакали много от его дружины и римляне коварные и народ литовский. И претерпел много страданий от царя восточного русский народ, но Александр отмолил его. А когда умер Александр рыдали все и вещали, что ушло солнце земли суздальской.

    Источник: сайт Большой вопрос

    varvarainfo.ru

    Сказание о житии Александра Невского. Композиция жития

    Назовите отличительные особенности жан­ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?

    Жанр жития возник и сложился в Ви­зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Жи­тиями (слово житие в церковнославян­ском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о свя­тых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели жи­тийного жанра ориентировались на Свя­щенное Писание, образы которого, и преж­де всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — ка­нону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих свя­тых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. По­вествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конк­ретного человека во всех ее деталях и под­робностях, а некое обобщенное воплоще­ние святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали пред­ставлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытово­го, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литерату­ра стремилась к поучительному воздейст­вию на читателя.

    Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?

    Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись при­чины, побудившие автора начать повест­вование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и по­смертных чудесах; завершалось житие по­хвалой святому.

    Найдите в тексте портретную характерис­тику Александра Невского. Какой прием использу­ет автор жития, давая характеристику герою? С ка­кими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи вы­браны автором для сравнения?

    Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поста­вил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

    Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис­ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших чело­веческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, об­ладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соло­мон — царь Израильско-иудейского го­сударства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попро­сил не богатства и славы, а мудрости. Бо­гу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением по­нимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился спра­ведливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) — рим­ский полководец, подавлявший восста­ние в Иудее, император, известный воин­скими победами.

    Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчер­кивает его особенность, исключитель­ность, идеальность.

    Какие эпизоды жития вызывают эмоцио­нальный подъем у читателя? Почему? Какие худо­жественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?

    Эпизод о явлении святых Бориса и Гле­ба, без сомнения, оказывает сильное воз­действие на читателя так же, как и описа­ние посмертного чуда. Автор жития ре­ализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной ве­ры и вызвать чувство восторга, эмоцио­нальный подъем.

    В видении накануне сражения с римля­нами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплыв­шие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, бо­ровшегося за киевский престол, а после смерти — канонизированы и признаны святыми. Видение может быть истолкова­но как Божие благословение князя на свя­тое дело — защиту отечества.

    В житии описано посмертное чудо: ког­да было положено тело Александра Нев­ского в гробницу, «Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную». Александр же поднял руку и принял гра­моту из рук митрополита, которого охва­тило смятение. Так прославил Бог угодни­ка своего.

    Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читате­лей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

    Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, не­мцы безбожные, воины, храбрые, силь­ные, стойкие, сеча великая.

    Сравнения: гребцы же сидели, слов­но мглою одетые.

    Сказание о житии Александра Невского. Композиция жития

    4.4 (88.57%) 21 votes
    На этой странице искали :
    • найдите в тексте портретную характеристику александра невского
    • что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения
    • какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъем у читателя
    • житие александра невского сочинение
    • с какими героями сравнивается александр невский

    Сохрани к себе на стену!

    vsesochineniya.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *