Как в древней греции – Древняя Греция — Википедия

Содержание

Древняя Греция: ее история, религия, культура | Путешествия во времени

История древней Греции
  • Ранний период

  • Период Архаики

  • Классический период

  • Эллинистический период

  • Культура древней Греции

  • Искусство древней Греции

  • Религия в древней Греции

  • Интересные факты о древней Греции

  • Древняя Греция, видео
  • Один грек стоит тысячи варваров. (Александр Македонский).

    Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

    История древней Греции

    Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

    • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
    • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
    • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

    Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

    Карта древней Греции.

    Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

    Ранний период

    Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

    Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

    Период Архаики

    Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» — по-гречески значит «народ», «кратос» — власть) и местом рождения этой формы правления.

    Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

    Народные собрания в Афинах.

    Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

    Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

    Классический период

    Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

    Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

    Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

    Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до Индии. С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

    Эллинистический период

    Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

    Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

    После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен кельтов-галатов.

    И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

    Культура древней Греции

    Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

    Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

    Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

    Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

    Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

    Греческая фаланга.

    Искусство древней Греции

    Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

    Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

    Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

    Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

    Руины храма Аполлона в Дельфах.

    Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

    Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

    Религия в древней Греции

    Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

    Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

    Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», — спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

    А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

    Интересные факты о древней Греции

    • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
    • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
    • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
    • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», — говорили ему тамошние жрецы.

    Древняя Греция, видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.


    travel-in-time.org

    Древняя Греция

     

     

    Флора и фауна не отличались особым разнообразием. Зато горные районы были богаты на природные ресурсы. Во многих местах были обнаружены залежи железной руды, драгоценных металлов и мрамора. Встречались отложения высококачественной глины и строительного камня.

     Древние периоды развития Греции

     Крито-микенский период пришелся на конец III – начало II тысячелетия до н. э., и считается наиболее ранним зарождением европейской цивилизации. Именно в этот период на территории Греции возникли государственные образования.

     Первое государство образуется на острове Крит, где была развита хозяйственная деятельность, ремесла, налаживалась торговля. Мастера создавали тонкие шедевры керамики с изображенными на них животными и растениями, изделия из бронзы. Города строились на побережье вокруг дворцов, остатки которых поражают богатством внутреннего убранства. Критское царство обладало мощнейшим флотом, имело развитые торговые связи.

     На смену критскому государству пришло микенское. Микены были воинственными племенами, вторгшимися на территорию Крита. Они развивали торговые связи, занимались сельским хозяйством. Возникшую ранее на острове письменность микены приспособили для своего языка, о чем свидетельствуют найденные таблички с древними письменами.

     Около 1100 года до н. э. крито-микенская цивилизация совершенно исчезла. Пришел полнейший экономический упадок, была утеряна письменность, многие ремесла были забыты. Численность населения существенно сократилась. Этот период учеными назван «Темным веком» в греческой истории.

     Период Архаики обозначился значительным приростом населения, развитием ремесел и увеличением благосостояния народа. В поисках пригодных для сельского хозяйства земель греки растекались по всему Средиземноморью и побережью Черного моря, налаживая торговые связи. Возникало множество городов-государств, где процветали различные ремесла – изготавливались гончарные, металлические и железные изделия, тонко обрабатывались камни. Появляются греческие храмы, украшенные статуями в стиле реализма.

     Классический период обозначился стремительным развитием искусства, литературы, философских наук и политики. Это время расцвета греческой цивилизации, ее культуры и государственности. Период обозначился плотным сотрудничеством разрозненных городов-государств и Афин, чей флот сыграл решающую роль в войне с персами.

     

    Мифология

     Мифологические представления древних греков складывалась веками, формировались мифы и легенды о бессмертных богах, живущих на горе Олимп. Именно по мифологическим данным можно воссоздать полную картину представлений греков о мире.

     Землю населяли грозные великаны и чудовища, титаны и циклопы. Природные явления нашли отражение в греческих божествах. Так возник бог Зевс – могущественный громовержец, отец всех богов и людей.

     Боги в видении греков были наделены человеческими чертами внешне, а также характерами и пороками людей. Их отношения были очень схожи с простыми человеческими. Они ссорились, предавали друг друга, влюблялись, расставались. Каждый из богов отвечал за какой-то промысел или род деятельности, покровительствовал какому-либо виду искусства или же олицетворял природное явление. Люди строили храмы для своих богов и приносили им дары. Каждый греческий город имел своего покровителя, оберегающий его жителей от войн и несчастий.

     Мифы и сказания о легендарных героях нашли отражение во многих древних литературных источниках, описывая их бессмертные подвиги. Множество мифологических сюжетов были использованы скульпторами для создания своих шедевров.

     

    Наука

     В древности греки объясняли все природные явления и процессы волей богов, но со временем стали применять научный подход. В Греции изучали математику, риторику, биологию, философию, медицину и многие другие науки.

     Греки сумели систематизировать знания народов Месопотамии и Египта, объединив их в общую математическую науку. Большой вклад в развитие точных наук внесли Архимед, Евклид и Пифагор. Серьезно относились и к философии, пытаясь объяснить происхождение мира и роль человека в нем. Особое внимание уделялось проблемам конкретного человека, его профессиональной деятельности и жизни в условиях государства. Великими философами тех времен были Аристотель, Сократ, Платон и Гераклид Понтийский.

     Были организованы школы, где юные греки могли обучаться чтению, письму, математике, а также танцам и атлетике, что позволяло всесторонне развиваться.

     Научным центром Греции стала Александрия. В Александрийскую библиотеку и музей съезжались ученые со всего Средиземноморья. Здесь творили свои шедевры выдающиеся художники и поэты, скульпторы и драматурги.

     

    Образование

     В эпоху Древней Греции существовали как частные, так и государственные учебные заведения. Образование мог получить любой свободный человек, независимо от его положения в обществе. Принципы обучения базировались на личностном и командном соревновании. Ученикам прививали как точные науки, так и музыкальные, развивали физически и духовно, давали азы морального кодекса гражданина. Обучение проходило поэтапно, начиная с низшей школы и заканчивая гимназиями.

    Гимназии Древней Греции

     Мальчики обучались письму и чтению, а также игре на лире или кифаре. Обязательной была подготовка к воинской службе. На таких занятиях ученики обучались метанию диска, бегу и прыжкам, тренировались выносливость и упорство. В Спарте мальчиков забирали из семьи и воспитывали с большим уклоном на физическое образование. Они приучали учеников с самых малых лет уметь переносить лишения, голод и боль.

     Девочки в первую очередь обучались ремеслу – ткачеству, гончарству, прядению. Они учились писать и читать, а также танцам, гимнастике и пению.

     

    Искусства Древней Греции

     Из всех видов искусств наиболее быстрый подъем был заметен в литературном жанре. Из большого количества древних шедевров греческой литературы до нашего времени дошло очень немного, но они обусловили развитие литературы всей западной цивилизации. Античная литература включает в себя произведения философов, поэтов и писателей.

     Древние авторы позаимствовали алфавит у финикийцев. Долгое время они писали справа налево, и только в VI веке до н. э. письменность приобрела привычный вид. Тематика ранних литературных произведений неразрывно связана с древнегреческими мифами. Наиболее распространенным жанром был эпос. Шедеврами литературы считаются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они являлись источником знаний для многих поколений, воспевая подвиги и легендарные жизни героев.

     Позже в Греции зародилась лирическая форма поэзии, а также басни, обучающие моральному поведению и благодетели. Самостоятельным жанром стала драматургия, которая получила широкое распространение.

     Древнегреческий театр возник из ритуального действа в честь бога Диониса. Так сформировались первые два жанра – комедия и трагедия. Сюжеты были тесно связаны с мифологией, носили нравственный характер, поднимали важные проблемы, близкие каждому человеку. Комедии обычно высмеивали человеческие слабости и являлись сатирическим изображением известных философов и политиков того времени.

     Театры строили под открытым небом. Они имели круглую или овальную форму и достигали достаточно крупных размеров. Представления могли продолжаться в течение нескольких дней, где каждый драматург представлял на суд зрителей свои произведения по мотивам классической драмы. Наиболее известными авторами-драматургами в Древней Греции были Эсхил и Софокл. Они создали множество трагедий, но не многие из этих творений сохранились до настоящего времени.

     Театральные представления обязательно сопровождала музыка. Музыкальное искусство было широко распространено среди греков и воспевалось в легендах и мифах. Мелодичным звукам музыкантов-богов приписывали невероятную мощь, влияние на людей, животных и силы природы. Само слово «музыка» вышло из греческого языка.

     Музыкальное образование было обязательным для свободных граждан Греции. Практически все общественные мероприятия проходили под музыку. Греки устраивали состязания певцов и музыкантов. Спартанцы приспосабливали музыку к своим военным нуждам.

     Пение под музыку было неотъемлемой частью ритуальных действ в честь богов. Песни имели свое назначение, разделялись по жанрам. Но нотной записи греки не знали, поэтому древние мелодии не сохранились. Однако песенный фольклор передавался между композиторами и исполнителями. Так возникли свадебные песни, хвалебные, бытовые. Из музыкальных инструментов распространены были лира, флейта и кифара. Музыканты не получали профессионального образования, поэтому искусство было построено на импровизации.

     Развитие получила и греческая живопись. Образцы стенной живописи не дошли до настоящего времени, а известны лишь из литературных источников. В них указано, что мастера умели передавать светотени и создавать изображение предметов в объеме.

     В большом количестве дошли образцы изображений на керамике. По ним можно судить о художественном уровне античной эпохи. Для ранней живописи характерны простые орнаменты и геометрические мотивы. Изображались сцены из мифов и легендарные подвиги из древних эпосов.

     Уже позже художники освоили мастерство изображать человеческое тело и мелкие детали одежды. Возникают художественные школы, мастера которых работают в разных жанрах – портрет, натюрморт, пейзаж и другие.

     Античная скульптура стала одним из наиболее чтимых видов искусства в Греции. Авторы старались воспеть красоту человеческого тела, его гармоничность и совершенство. Статуи богов украшали храмы, устанавливались на площадях.

     

    Античная архитектура

     В истории развития архитектуры Древней Греции насчитывается несколько периодов. Древний период, наступивший после войны с персами, характеризуется развитием и активным строительством городов-государств. Постепенно архитектурные формы из массивных и грубых становились более легкими и красивыми. Начинает формироваться собственный стиль, освобожденный от влияния других культур. Характерными особенностями было наличие площади в центре города и храмового сооружения.

     Период классики являлся для греков периодом расцвета и выделялся разнообразием и смешением культур. Используются более дорогие материалы и роскошные формы. Стиль приобретает более гармоничные черты. Поздний период характеризовался пышностью и роскошью архитектурных форм, особенно при строительстве храмов. Сооружения возводились с особо эффектными архитектурными элементами.

     Первоочередной задачей для греческих архитекторов было возведение храмов. Сооружения поражали своим изяществом и красотой, но были выполнены в стиле обычных жилищ греков. Человекоподобные боги обитали в каменных храмах, обычно прямоугольной формы со ступенчатым крыльцом и колоннами. Фронтоны украшались скульптурами. Крыша была двускатной. Помещение было светлым и просторным, внешнее убранство стремилось к гармонии. Греческие храмы не были внушающими страх перед богами, а, наоборот, приветливыми, схожими на жилье смертных.

     Были созданы три типа колонн – ордеры, что определяло их форму, пропорции и способ отделки. Выделяют дорийский, ионический и коринфский ордеры, которые получили широкое применение в строительстве античных сооружений.

     Наряду с храмами строились и театры, стадионы и жилые дома. Формы греческих построек всегда отличала простота и благородство элементов. Греками тщательно изучались природные условия и пейзаж, подбирался тот стиль архитектуры, который наиболее удачно вписывался в окружающие ландшафты.

      

     

    taboo.su

    Древняя Греция | История мира

    История Древней Греции

    История Эллады зарождается в VI веке до нашей эры – тогда на о. Крит возникла будущая великая цивилизация. Удачное торговое расположение поспособствовало быстрому развитию и становлению греческой нации. В эру, которую прозвали Минойской, процветание критской культуры было обеспечено женским началом. В ту пору на Крите господствовал матриархат. Благоденствие закончилось в 1500 г до н.э., когда сильнейшее землетрясение разрушило жизненный уклад островитян.

    Примерно в 1400 г до н.э. выжившие потомки древних критян ассимилировались с северными ахейскими племенами. Нация вновь окрепла и вернула себе былое могущество. Эпическим падением Трои завершился славный период, названый Ахейским. Ориентировочно в 1100 г до н.э. ему на смену пришёл период Гомеровский. Это были тяжёлые времена: страна деградировала и выбиралась из упадка.

    Следующий период – Архаический – ознаменовался скачком экономики, развитием культуры и видов искусства. Греки отстраивают полисы и активно колонизируют Средиземноморье. Формируются два лидера – Афины и Спарта. В 500 г до н.э. завязывается греко-персидская война, которая продлится больше 20 лет.

    Начался самый известный период Древней Греции – Классический. Противостояние персам стало для Афин возможностью проявить себя и укрепить позиции лидера. При поддержке афинского военного флота Греция смогла одержать победу. Начались спокойные времена и афинский «Золотой век». Совершенствовались науки, направления искусства и философские учения. Сюда съезжались лучшие скульпторы, мыслители, художники, музыканты и архитекторы.

    Процветание продлилось недолго, уже в 431 году до н.э. развязалась 27-летняя Пелопонесская война, в процессе которой культурная столица почти сравнялась с землёй. Спарта использовала положение конкурента и стала самым сильным городом. На правах лидера полис навязывал остальным свои военные порядки. Почти 70 лет страна была объята междоусобицами. Пока в 337 году до н.э. Греция не стала частью Македонской Империи, объединившись в новой борьбе против персов. Многолетние сражения принесли славу Александру Македонскому, но истощили армию и вызвали роптания народа. После смерти великого полководца разобщённость вновь овладела страной. В таком ослабленном состоянии Грецию застал римский агрессор.

    Наступил Римский период. Греки использовали римских легионеров чтобы насолить соседям подобно русским князьям в эпоху Золотой Орды. Это окончательно ослабило страну и повергло её в полное подчинение завоевателю. Римляне получили полную власть на новых землях, стали преемниками многовековой греческой культуры и донесли её до наших дней в несколько изменённом виде. История римской цивилизации завершилась саморазрушением. Как и многие великие культуры, римляне пали жертвой собственной алчности, праздности и коррупции.

    Классы Древней Греции

    В греческом социуме существовало три основных класса: главенствующий класс, мелкие независимые производители и рабы. К деклассированным элементам относились разорившиеся свободные граждане и нищие. Между разными социальными слоями водились разногласия, нередки бывали острые конфликты и среди представителей одного класса.

    К господствующему классу относились граждане из богатых родов, наследники больших состояний и крупные землевладельцы. Господа жили за счёт прибыли от своих частных земель, крупных мастерских и торговых кораблей. Обладатели большого количества рабов могли сдавать их в аренду, а богатые наследники – просто не нуждаться ни в чём. Греческая элита посвящала свою жизнь философии, наукам, искусству, удовольствиям и созерцанию окружающего мира. Их жизнедеятельность и бытовой уклад обеспечивали многочисленные рабы.

    Мелких независимых производителей было примерно более 50% от общей численности населения. К ним относились собственники и арендаторы малых земель, хозяева некрупных мастерских, матросы и наёмные рабочие на судах. Свободный народ возделывал земли, изготавливал и продавал товары. В основном производители работали без привлечения рабского труда, силами членов семьи.

    По приблизительным подсчётам рабы составляли более 30% от общего населения. Это были мирные жители покорённых городов и военнопленные. Преимущественно молодые сильные мужчины, в меньшей степени молодые женщины и совсем немного стариков и детей. Рабский труд применялся в строительстве, сельском хозяйстве, обслуживании судов, горном деле, ремесленничестве. Некоторые рабы были посыльными, секретарями, палачами и даже блюстителями порядка.

    Из-за того, что поголовье рабов неумолимо увеличивалось, в Афинах принимали меры для профилактики восстания. Запрещено было бить рабов, несправедливо обижать и устраивать самосуд. Господа заботились о тщательной охране своих невольников, старались не держать вместе большое число представителей одной национальности и всячески разобщать рабское сообщество. Для максимального контроля греки господствующего класса выделяли среди рабов доверенных лиц, которые держали их в курсе коллективных настроений и могли предупредить в случае сильного ропота и недовольств.

    Олимпийские Игры в Древней Греции

    Олимпийские Игры традиционно проводились на территории греческого города Элиды. У единовластного хозяина Игр был статус неприкосновенности – все остальные полисы приносили клятву, что никогда не нападут на маленького соседа. Только у элейцев было право судить Олимпийские состязания. Участниками могли стать лишь чистокровные эллины-мужчины. Варварам и полукровкам позволялось наблюдать состязания с трибун. Женщины не допускались даже к просмотру.

    Олимпионики – победители и чемпионы – получали лавровые венки, освобождение от налоговых обязанностей и высокий социальный статус. Одержать триумф на Олимпийских Играх – означало принести славу родному городу. Помимо спортивных состязаний, полисы соревновались друг с другом в богатстве даров, подносимых организаторам и храмам богов-попечителей.

    В программе Игр было пятиборье и зрелищные гонки колесниц. Художники, музыканты и скульпторы участвовали в эстетическом соревновании. Спортсмены совершали прыжки в длину с гирями в обеих руках, метали копья и диски, бегали на дистанции в полном вооружении. Бои были суровы и кровопролитны. Мало кому удавалось остаться целым и невредимым после боксёрского поединка или панкратиона. Схватка могла завершиться только нокаутом, добровольной капитуляцией или смертью одного из игроков.

    Боги Древней Греции

    Согласно преданиям, бессмертные боги обитают на горе Олимп, где нет ненастья, старения, темноты и невзгод. На Олимпе каждый день праздник: боги веселятся и пируют в своих золотых дворцах, а в свободное время созывают совет и решают, как им управлять людьми. У каждого божества есть определённая роль. Например, Фемида – богиня закона, Ника – богиня победы, Афродита – богиня красоты. Отец всех богов – Зевс Громовержец, а его любимая жена – златокудрая Гера. Сын Зевса Арес – бог несправедливой войны, один из жестоких и злых богов. Есть и добрые человеколюбивые божества, такие как Тюхэ – богиня счастья.

    Греческий пантеон один из наиболее очеловеченных в мире. Боги имели те же пороки что и люди. В своих молитвах греки обращались к высшим существам как к обычным людям. Не приклоняли колена и не клали поклонов. Боги влюблялись в земных красавиц и от их союзов рождались полубоги – смертные герои, наделённые нечеловеческой силой и ловкостью.

    Легенды Древней Греции

    Греческий фольклор богат, но наиболее прославились легенды о Геракле, в которых юный полубог, сын Зевса и прекрасной смертной девушки, совершает 12 эпических подвигов:

    1. Задушил голыми руками кровожадного Ненейского льва;
    2. При содействии верного помощника Иолая сокрушил непобедимую девятиголовую Гидру;
    3. Обратил в бегство смертоносных Стимфалийских птиц;
    4. Изловил драгоценную Керинейскую лань;
    5. Одержал победу над Эриманфским вепрем;
    6. Очистил за один день конюшни нечистоплотного Авгия;
    7. Укротил неистового Критского быка;
    8. Похитил коней царя Диомеда и сокрушил их хозяина;
    9. Одержал победу над воинственными амазонками;
    10. Победил великана Гериона;
    11. Спустился в Аид и укротил трёхглавого пса Цербера;
    12. Хитростью выманил у титана Атланта три золотых яблока из сада Гесперид.

    Множество славных подвигов совершил Геракл и помимо 12 перечисленных. Согласно легенде, именно Геракл учредил знаменитые на весь мир Олимпийские Игры. Герой умер от рук своей жены Деяниры, которая хотела помешать ему жениться на другой и послала отравленный плащ. Боги спустились к погребальному костру в золотой колеснице и вознесли сына Зевса на Олимп. Там полубог женился на юной Гебе и стал бессмертным.

    Мифы Древней Греции

    Согласно древнегреческой мифологии, все бессмертные боги имели полную власть над человеческой судьбой, а всё происходящее в мире было обусловлено божественной волей. Например, такая обыденная часть жизни как сон, объяснялась воздействием на человека бога Гипноса. Подобным образом толковались стихийные явления: если идёт гроза, значит гневается Зевс, а если море неспокойно, значит чем-то обеспокоен Посейдон.

    К постели умирающего приходит бог смерти Танат и забирает его в царство Аида. Греки верили в жизнь после смерти, но считали смерть наибольшим несчастьем. Лучше быть последним рабом на галерах, но живым, чем попасть в загробный мир, где никогда не светит солнце – полагали они.

    Греки считали, что каждая частица окружающего мира имеет свою уникальную душу. Реки и озёра олицетворяли наяды, леса и деревья – дриады, моря – нереиды, горы – ореады. Со временем стихийность уступила место героическим мотивам: взамен нимф героями мифов стали Аполлон, Персей, Геракл и другие. Сильные и ловкие герои расправлялись с ужасными чудовищами и вершили великие дела. Природа была уже достаточно изучена древними греками и перестала пугать их воображение. Духи стихий стали частью поэтической культуры.

    Культура Древней Греции

    Великая Эллада – прародительница современных наук и искусств. Здесь зарождались основы медицины, политики, литературы, философии, этики, представлений о человеке и мире. Пифагор и Архимед оказали неоценимый вклад в развитие математики. Образцы древнегреческой архитектуры были переняты многими народами. Статуи и скульптуры античных богов до сих пор поражают безупречностью и красотой.

    Каждый свободный грек имел право обучаться чтению, письму и физической культуре. Такие учебные заведения назывались гимнасиями и палестерами. В образовательной системе Эллады особенное внимание уделялось именно гармоничному развитию тела. Древние греки считали, что если человек прекрасен внешне, значит прекрасна и его душа.

    history-of-world.ru

    Как жили люди в Древней Греции?

    • История
      • Быт и жизненный уклад
      • Войны
      • Изобретения
      • Личности
      • События
    • Мифы
    • Моя планета
      • Общество, культура, традиции
      • Удивительные места
      • Флора и фауна
      • Явления
    • Наука
      • Археология
      • Естественные науки
      • Космос
      • Технологии
    • Рекорды
    • В мире
      • Животные
      • Люди
      • Новости
      • Открытия

    Поиск

    Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
    • История
      • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

        Клара — самый знаменитый носорог 18 века

        Модная римская обувь возрастом 2000 лет

        Откуда в русском языке появился мат?

        Шер Ами — голубь-герой, получивший боевую награду

    • Мифы
      • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

        Правда, что мухомор убивает мух?

        Правда ли, что носороги топчут огонь?

        «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

        Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

    • Моя планета
      • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

        Парижский синдром — когда город влюбленных не оправдывает ожиданий

        Почему в Тихом океане часто возникают ураганы и тайфуны?

        «Драгоценности в ночном море» — фотографии планктона у побережья Японии

        Ученые показали на видео, как растения передают сигнал о нападении

    • Наука
      • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

        Это видео покажет, как выглядит звук

        Сколько фотонов во Вселенной?

        Ученые обнаружили возможные следы предыдущей Вселенной

        Когда люди начали есть сыр?

    • Рекорды
      • Самая высокая статуя в мире

        Нисияма Онсэн Кэйункан — самая старая гостиница в мире

        Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

        Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

        Самый большой комар в мире

    • В мире

    mydiscoveries.ru

    История Древней Греции

     

    Некоторые исторические данные о Древней Греции
    Историю Древней Греции можно исследовать долго, так как в ней есть много всего интересного. Имеющиеся в источниках факты захватывают, поражают и весьма воодушевляют. Все историческое прошлое этого государства, в основном, делят на пять главных периодов или эпох. Это эгейская эпоха, гомеровская эпоха, архаическая эпоха, классическая эпоха и, известная многим, эллинистическая эпоха. Помимо всего, три начальные эпохи в большинстве случаев, соединяют общим названием — доклассический период. Получается, что полная история страны включает три крупных периода: доклассический, классический и эллинистический.

    Информация о заселении местности Греции определенными народами, была извлечена с археологических раскопок. На территории, простирающейся от Македонии до Элиды, были найдены палеолитические стоянки, которые относились ко времени среднего палеолита. К данному периоду можно отнести череп, принадлежащий неандертальскому человеку. Его нашли на полуострове под названием Халкидика. Известный многим период неолита ознаменовался тем, что народность Греции научилась земледелию, активно занималась разведением скота. Родовой порядок, формировавшийся во время среднего палеолита, постепенно усовершенствовался и, в итоге, достиг полного прогресса.

    Эгейская эпоха (3 -2 тыс. до н.э.)
    Как известно, к данному периоду относят появление начальных классовых обществ. История этой эпохи, если ее делить в хронологическом порядке, включает ранний период, средний период и поздний период. Из-за присутствующих отличий в культуре некоторых частей государства, вырисовались отдельные географические версии. Они состояли в следующем: культурный уклад Крита обрел название минойской культуры, культура материка была названа — элладской, обычаи островов в Эгейском море назвали кикладской культурой.

     


    Ранняя эпоха бронзы (28 — 21 столетия до н. э.).
    Эта эпоха характерна особенным прогрессом на островах Греции. К 3-му тыс. на многих островах активно распространялась такая деятельность, как добывание серебра, меди, свинца и производство различной посуды из металла, оружия, украшений и предметов для ритуальных услуг. В это же время было очевидно существенное улучшение в области гончарного промысла и строительного ремёсла. По Эгейскому морю распространилось мореходство, оно связало меж собой все берега. Возникли самые первые небольшие города: Полиохни, Агиос-Козмас.

     

    На самом пике холма, имеющегося в Лерне, есть огромный укрепленный дворец, который является отражением властвования племенных царей. В промежуток меж 2200—2000 годами племенные сражения и многочисленные перемещения полностью разрушили отдельные процветавшие центры на материке и островах. Этническая часть населения содержит сочетание племен. Вначале имелось большинство пеласгов, затем они были смещены некоторыми греческими племенами, среди которых увеличивалось число, так называемых, ахейцев, а также, ионийцев.

     


    Средняя эпоха бронзы (20—17 столетия до н. э.).
    Это время можно охарактеризовать сильным прогрессом острова Крита, особенно, в социальной и хозяйственной жизнедеятельности. Появились новые маленькие государства с наличием раннего рабовладельческого строя. Очень быстро развилась письменность, была выработана новая система, именуемая слоговой письменностью. Критские жители сформировали огромный флот, и овладели рядом островов в Эгейском море. Были налажены дипломатические и торговые отношения с Египтом и также, странами Азии, что обеспечило острову первенство.
    История внутри материка Греции характерна весьма медленным развитием, но наличием устойчивых отношений меж общинами. Только с 17 столетия начали образовываться страны с ранним рабовладельческим строем. В Микенах были раскрыты древние захоронения, царских династий в огромных могилах, похожих на колодцы. Могилы содержали множество вещей, представляющих большую ценность. Это оружие, уникальные украшения, маски из золота и т. п. Данные находки подтверждают усиление значения властвования ахейских династий в 17 —16 веках.

     

    Эпоха поздней бронзы (16 — 12 столетия).
    Критские страны все более усовершенствовались. Ново дворцовый период (1700—1450) ознаменовался реставрацией и расширением дворцов Феста и Кноса, был по-новому отсрочен дворец, расположенный в Като-Закро. Возрастали города и укоренялись внешние отношения. Греки надолго запомнили морское владычество того времени. Приблизительно в 1470 году тектоническое бедствие на острове Фера, повлекло страшное землетрясение. Были разрушены города и деревни, погибла огромная часть населения, был уничтожен флот. Эти печальные обстоятельства привели к тому, что остров полностью опустел. Дворец в Кносе восстановили, примерно, в 1380 году, и здесь какое-то время существовало маленькое государство.

    Материковое государство Греции особенно достигло прогресса в 16—13 веках. В связи с развитием земледелия и различных видов ремёсла, начало стремительно возрастать население в количестве. Тогда начали происходить междоусобные войны между соседями, формироваться защитные и военные соединения династий. Данный факт повлек за собой образование богатого эпического предания. Микенский культурный уклад ахейцев повлиял на соседствующие государства, сюда относится и Египет. Благодаря наличию флотов местных царей ахейцы смогли осуществлять обширную торговую деятельность за морями. Продавались ремесленные изделия, иной раз их делали с целью вывести за пределы государства. В 15—14 веках стали очень популярными ахейские изделия на Востоке (в Троаде, некоторых районах Малой Азии, на Кипре, в Финикии, Сирии, Египте). Также они распространялись и на Западе (в Сицилии и Южной Италии). Так как сильно усложнилась государственная жизнь ахейцев, то начала стремительно развиваться письменность. Ахейцы смогли приспособить к собственному диалекту критскую письменность, в итоге получилось усовершенствованное письмо.

     

    Гомеровская эпоха (XI—IX века до н. э.)
    В эту эпоху продолжали формироваться классовые общества. Северные племена Греции названием дорийцы, вторглись в местные земли – они заняли некоторые территории Южной и Средней Греции. Единственный город, который смог сохранить собственную независимость – это Афины. Здесь укрылась часть переселенцев из стран Пелопоннеса, который оказались побежденными. В результате вторжения, начали стремительно распадаться ахейские государства и оживились родовые взаимоотношения в греческой общественной жизни. Далее успешно развивались производительные силы, и основанием этого послужило распространение орудий труда из железа и разного рода вооружения. Дорийцами были унаследованы от ахейского народа плуг, повозки на колёсах, парусные судна, прессы, а также, зачатки архитектурного искусства.

     

    После вторжения дорийцев, в Греции сформировались небольшие, но автономные общины. Взяли в свои руки власть басилеи, начала распространять собственные пределы родовая знать. В большинстве районов, основой земледельческого труда стало обретение собственности на землю. Местный народ, оказался в подчинении завоевателей, которые распадались на общины в виде больших семейств. Порабощение населения не везде было одинаково. Например, в Спарте представителям общества завоевателей оказывали сопротивление периэки. Периэки являлись бывшим коренным населением Спарты. Они еще хранили ограниченное самостоятельное руководство, выполняли ремесло и занимались торговой деятельностью. К иным категориям населения Спарты принадлежали илоты, которых поработили спартиаты. Их считали собственностью страны. Еще похожие категории народности присутствовали в Фессалии и на территории Крита. В Афинах земледельцев порабощали через долговую зависимость.

     

    В 9 столетии греческие народности заселяли север, среднюю часть Греции и восточную сторону Пелопоннеса. Ионийцы жили в Аттике, ахейцы, будучи самостоятельными, разместились в Аркадии и Ахайии. Самым важным событием данного периода являлось освоения греческими народами островов и берегов Малой Азии.

     

    Появление и расширение полисного строя (8—6 века до н. э.). В ходе распространения железных трудовых орудий, начали выделяться ремесленники. То, что ремесло отделилось от земледелия, значило, переход к наиболее прогрессивному обмену, производству на уровне рынка и усовершенствованию городов.

     

    Архаическая эпоха (VIII—VI веков до н. э.)
    Греческие города установили некоторый жизненный приоритет — это обязательное установление систематических связей по торговой деятельности, а также, обеспечение населения необходимыми ресурсами и продукцией питания. В городах можно было увидеть все больше крестьян, оставшихся без земли. Одновременно, появлялась потребность в рабской силе. Стал необходимым с экономической точки зрения, вывод имеющихся колоний. Это было вызвано, в первую очередь, классовой войной во внутренних пределах греческих государств и осуществлялось с тем, чтоб смягчить резкие социальные несогласия. В 8 столетии вывели первую колонию городов итальянского острова Эвбеи. Процветание колонизации пришлось на 7—6 столетия. Колонии широко распространились вдоль северного берега Эгейского моря, восточного берега Сицилии и дошли до берегов Чёрного моря.

     

    В итоге данной деятельности, греческая торговля в 6 столетии достигла международного уровня. Изделия мастеров-ремесленников пользовались высоким спросом, буквально, на всех действенных рынках. В Грецию появлялось все больше рабов, страна могла осуществлять ввоз хлеба, различной продукции питания, необходимого сырья, всяческих предметов роскоши. Во всех местах начали распространяться монеты, которые позаимствовали греки у лидийцев. В отдельных городах сформировались центры религии. Из-за возрастания числа рабов утверждались позиции действующих рабовладельцев. Их деятельность была связана с торговой деятельностью ремесленным искусством и финансовым хозяйством. Но, самое главное занятие по производству — земляной удел и власть политического направления все еще были под управлением аристократического населения. Знать основывала собственное экономическое влияние на семейной собственности и угнетении рабочих людей, являющихся земледельцами.


     

    Основной спецификой эпохи 8—6 столетий, считалось противостояние демоса родовым аристократам и долговому рабству. В итоге, в отдельных городах было отменено долговое иго. Но противостать недовольству знати можно были только при помощи насилия. И в качестве такого насилия использовали тиранию, представляющую собой единоличную власть, которая устанавливается посредством вооруженного сражения.

     

    Результатом проведенных реформ стало устранение экономических и политических привилегий, присутствовавших в аристократическом обществе. В 8—6 столетиях до н. э. образовались социальные экономические, а также, политические греческие общества. Это полис, как город государство, являющийся коллективом вольных граждан. Тот, кто принадлежал к полису, мог рассчитывать на обретение права собственности на земельный удел и рабскую силу.

     

    Степень победы ремесленников и земледельцев над аристократами, определяла конституцию полиса. Она могла быть или олигархической, или демократической. К окончанию 6 столетия рабство активно прогрессировало в отдельных полисах, которые отличались высоким развитием экономического направления (Афины, Коринф). В этих регионах рабы, а также владельцы рабов превратились в антагонистические классы. Одновременно, в иных полисах (Спарте, Аргосе и пр.) вместе с рабством на протяжении долгого времени еще присутствовали остатки родового устройства. На Юге и Средней части Греции продолжали свою жизнедеятельность земледельческие племенные общества, занимающиеся земледельческим хозяйством.

     

    Присутствовала серьезная битва меж полисами, она была спровоцирована положением, которое создалось в экономической и политической сфере. В шестом столетии появился первый и весьма значительный союз разных городов — это Пелопоннесский союз, которым управляла Спарта. Он был создан для того, чтоб объединить военные отряды Пелопоннеса и организовывать помощь в период активных восстаний со стороны илотов.

     

    Классическая эпоха (5 — 4 века до н. э.)
    Данные века в историческом прошлом Греции являются периодом, когда особенно процветал экономический, политический и культурный уклад жизнедеятельности. Также выработалась определенная хозяйственная система. Рабский труд во многом определял состояние государства. Мелкий крестьянский хозяйственный труд и незначительное ремесло, все же, делали свой вклад в развитие. Расцвет Греции произошел по причине стремительного возвышения Афин – была получена победа в греко-персидских сражениях. Также, создались в результате войны с персами, государства, расположенные на территории островов Эгейского моря.

     

    Самым значимым периодом для Афин был период величайшего могущества и силы города. В эти годы правил Перикл и тогда особенно процветала культура и демократизация политического уклада. Только данный период был очень коротким. Союзники стали подданными, самые значимые дела были перенесены в судебное заведение города, ограничилась свобода торговой деятельности, начали требовать подать, организовывались карательные экспедиции. Все эти факторы вызвали соответствующие действия – стремления к полной свободе, особенно этого желали олигархи. В это же время назревал внешнеполитический конфликт. Им являлась борьба Коринфа и Афин за обладание западными торговыми путями, также борение Спарты и Афин за гегемонию. Возникшие бунты и несогласия, вызвали начало Пелопоннесской войны (431—404), охватившей большее число полисов.

     

    Война обнаружила слабость и незащищенность Афинского объединения, в итоге была проиграна Афинами. Город потерял все собственные внешние владения, флот перешел к Спарте. Таким образом, началась эпоха гегемонии.

     

    Кроме Афин, еще множество городов Греции, оказались очень слабыми после войны. Внутри самих полисов началась жесткая борьба, так как усилились имущественные контрасты. Каждый из городов обладал двумя лагерями – это были бедные люди и богачи. Рабство активно развивалось, продвигалось ремесло и финансовое хозяйство, в итоге были подорваны основания государственного общества (полиса), ведь его экономическим основанием являлось среднее и мелкое землевладение.

     

    Богачи собирали у себя большое количество финансовых средств, и это разрушало экономические рамки полиса. Крестьяне и ремесленники разорялись, возникала бедность, которая не могла себя применить в экономической сфере. Военная сила также сильно ослабела. Вместо подготовленных военных отрядов присутствовали отряды наёмных людей. То есть выходом для бедных людей была только война, как профессия. Непрекращающиеся междоусобные сражения еще более усугубляли их тяжкое положение.

     

    395 год ознаменовался началом Коринфской войны. Тогда все имеющиеся полисы были зависимы от процветающей Персии, так как они были слабыми и финансово обедневшими. Персия, в свою очередь, предъявляла собственные условия враждующим сторонам. Это были условия мирного соглашения. Персия осуществляла восстановление собственной власти над городами Малой Азии, в Греции ликвидировали союзы городов, контролирование греческих городов принадлежало Спарте.

     

    Спарта превратилась в главного врага греческого освобождения и обретения независимости. В Фивы ввели гарнизон со Спарты, но его изгнали местные демократы, они же восстановили Беотийский союз, который присутствовал в 6 столетии. В 378- 377 годах образовался еще один Афинский морской союз, предназначенный для того, чтоб оказать сопротивление Спарте. В союз также вошли Фивы. Вскоре фиванцы поразили спартанские войска, в итоге, предание о полной непобедимости Спарты было разрушено. Когда умер фиванского полководец, то окончилось короткое время возвышения и гордости Фив. Кстати, Афины приложили к этому усилия, так как были весьма враждебно настроены. Но затем, Афины пытались утвердить порядки, которые существовали в Первом союзе, и это привело к Союзнической войне (357—355), окончившейся распадением союза.

     

    Как раз в это время появилась Македония, как новая мощь. В 346 году македонский царь Филипп II завоевал вначале Фессалию, потом Фокиду, Халкидик и фракийский берег. Афины и иные полисы Греции терпели продолжительные атаки анти македонской партии. Против Македонии организовали коалицию городов, которая, впрочем, была поражена в одной из битв. Конгресс, состоявшийся в Коринфе (338—337года), который созвал Филипп II, свершил окончательное приговор о том, что Греции должен подчиняться Македонии. На конгрессе объявили, что создается союз греческих стран и главой станет именно Македония. В каждом полисе утвердили олигархический порядок, который активно поддерживали македонские гарнизоны.

     

    Эллинистическая эпоха (4 до н.э. — 1 века н.э.)
    Сражение, состоявшееся возле Херонеи, а также, войны греко-македонских отрядов открыли эпоху эллинизма. Царствование известного А. Македонского потерпело крушение после того, как тот умер. Длительные распри между диадохами и их последователями — эпигонами, повлекла за собой создание множества автономных эллинистических стран. Сюда относилось правление Птолемеев, Селевкидов и сама Македония.

     

    Грецию в данной эпохе характеризовало преобладание отдельных государств, а также, военизированных объединений. Эти союзы продолжали бороться за обретение господства в Греции. Большее число государств имело в своем управлении царей или влиятельных олигархов. Сражение государств, которое возглавили Афины против Македонии, завершились полной победой последней и жесткой расправой с домкратами Греции. После того, как произошло еще поражение (Хремонидовая война), Афины оказались полностью разрушенными и стали полностью зависеть от Македонского господства.

     

    Но Македония так и не сумела свершить восстановление собственной власти над Балканами. Она была постоянно атакована другими весьма сильными союзами. Это был Ахейский союз, основанный, примерно, в 280 году и Этолийский союз, созданный, приблизительно, в 320 году. Наибольшую часть Пелопоннеса, Ахейскому союзу удалось охватить — в него входили очень крупные города. Если говорить об Этолийском союзе, то ему принадлежали районы средней части Греции (Афины сюда не входили), и иные отдельные регионы. Активно сражались последователи Александра, чуть позже борьба Македонии и еще двух союзов за обретение власти над Грецией, повлекли за собой массовое разрушение и опустошение городов. Кроме этого, особенно начала прогрессировать продажа местных жителей в рабство, стали заселяться целые центры с новыми пришельцами-колонистами. Пираты также сделали свой негативный вклад – они опустошали города Греции, а этоляне, в свою очередь продавали им местных обитателей в рабство. Вскоре стал явным результат данной борьбы – это постепенная агония и смерть городов, полное разорение и гибель отдельных слоев населения, стремительное возрастание бедности. Кстати ее непрестанные несогласия и волнения превратились в обычное явление.

     

    Затем Македонии было нанесено поражение со стороны римлян. Это произошло во время сражения возле Киноскефалов в 197 году. Известно, что римляне систематически вмешивались в греческую внутреннюю политику и, при этом, поддерживали олигархическое население, идущее против установления демократии. В 196 году летом, полководец Рима объявил «освобождение» для греков. Греки поверили в это, и определенное время Рим был особенно популярным в пределах Греции. В итоге, Греция попала под полное влияние римских правителей, то есть Рим управлял всем. Когда утвердилась Римская империя, то Греция стала одной из римских провинций под названием Ахайя. Она почти ничем не отличалась от иных провинций, расположенных на Восток Рима. В 4 столетии н.э. Греция стала ядром Восточной Римской империи, которая называлась Византией.

     

    Статью написала: Гребень Марина Викторовна

    Добавить комментарий

    istorii-x.ru

    Образование в Древней Греции — Озарение

    В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

    В греческом языке слово «пайс» означает ребёнок. Образование детей называлось общим термином «пайдэяс». Образование включало в себя обучение — знакомство ребёнка с некой суммой знаний обычно на начальной стадии, а далее следовало воспитание, то есть введение в духовную культуру, обучающую поведению в обществе. «Пайдеяс» означает не только процесс, но и результат процесса, то есть то, как меняется человек в результате образования. Речь идёт об образовании приблизительно с VI века до н.э по IV век н.э. За эту тысячу лет происходили разные изменения в процессе образования.

    Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

    Образование до 7 лет

    Греки разделали время жизни ребёнка на возрастные категории: до 7 лет — это маленький ребёнок, «пайдион». До 7 лет ребёнок не обучался, но он получал воспитание, за которое отвечала его мать. Отец не вмешивался в жизнь ребёнка до 7 лет, даже мальчика. Ребёнок обучался греческому языку, но не формально, а просто в процессе жизни. С IV века в Греции существовало рабство, и в состоятельных семьях были кормилицы. Лучшими няньками считались спартанки. Считалось, что ребёнок не должен быть избалованным, но и не должен быть забитым, иначе он не сможет стать полноценным гражданином в будущем. Дети большую часть времени проводили на улице, просто играли. Были игры с мячом, но это не были традиционные спортивные игры. Мяч представлял из себя кожаный шар набитый шерстью, либо травами. Были игры в бабки. Известны также всевозможные погремушки и куклы с ручками и ножками на шарнирах, лошадки и повозки на колёсиках.

    В зажиточных семьях игрушки выполнялись из слоновой кости, а в простых семьях дети играли с глиняными игрушками. Дети разных социальных слоёв могли свободно общаться. Также не было ограничения в общении между девочками и мальчиками этого возраста. Это сплачивало будущих граждан в коллектив, так как они знали друг друга с детства. Мамы не должны были идти на завод работать, и поэтому не было никаких детских садов. Откуда взялась цифра «7» неизвестно, так сложилось. Платон говорил, что желательно начинать обучение с 6 лет, а Аристотель утверждал, что с 5 лет, а один из философов стоиков — с 3 лет. Однако счастливого детства малышей в Греции не лишали, и до 7 лет они были «вольными птицами».

    Образование с 7 лет

    Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени — грамматик; учитель третьей степени — ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог — раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

    В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень — до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

    Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

    В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.

    Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара — разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.


    (Аполлон играет на Кифаре)

    В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

    Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков — это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер — это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

    В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв — единицы; вторая девятка — десятки; третья — сотни.

    В древнегреческом школьном образовании существовал календарь. Недель не было, так как недели — это иудейское изобретение, пришедшее в западный мир во время Римской империи в первом веке. Месяцы греки выделяли, учились во все рабочие дни, кроме праздников, которых было около сотни в году. В каждом полисе были свои праздники. Некоторые были однодневными, другие длились больше недели, например, праздник Дионисия. Иногда отмечались особые дни, в связи со смертью высокопоставленных лиц, либо особым деянием правителя, когда указывалось: «В этот день закрыть все лавочки и рынки, рабы не работают, дети не ходят в школу».


    (Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э. Источник: Википедия)

    Физическое воздействие в школе допускалось, но не было обязательным, это касалось в основном педатриба (спортивного тренера). Педатриба выбирали на полисном уровне, так как он занимался с детьми в палестрах. Палестра — открытый дворик с песком рядом с портиком, где находятся помещения для раздевалки, вода и т.п. Учащиеся занимались такими же видами спорта, как и дети. В олимпийских играх дети также участвовали. Они занимались борьбой, кулачным боем, понкратионом, метанием диска и копья, бегом, и т.д. Полдня дети занимались у грамматиста и полдня в палестре.

    Образование с 18 лет

    В Греции половина учебного времени занимала именно физическая подготовка, поэтому «призывников не нужно было особо натаскивать». Их обучали владению оружием и боевому построению. Конечно, со спартанцами в этом аспекте они не могли сравниться, потому как спартанцы вообще всё время только этим и занимались. Один из античных авторов писал: «Нет ничего страшнее вида спартанской фаланги, идущей в бой под звуки музыки».

    Андрей Стрелков говорит, что российское образование строилось на византийской системе образования, которое в свою очередь трансформировалось из греческой. Западное образование шло, о основном, от церковных школ. Одно из основных отличий древнегреческого образования от европейского в том, что и грамматист, и грамматик, и педотрип были не наставниками, а обучающими.

    ozareniye.livejournal.com

    Как проводились игры в Древней Греции

    В биографии греческого философа Плутарха описан исторический сюжет с участием царицы Парисатис, страстно любившей азартные игры в кости. История развлечений охватывает несколько тысячелетий с момента образования древней цивилизации Греция. 

    Существует много различных историй о том, когда сложилась традиция проведения Олимпиады. По первой легенде, она возникла в 776 г. до н.э., этот год выжжен на мраморном камне, обнаруженном при раскопках историками в Греции. На нем высечено имя призера в соревнованиях в беге на Олимпиадре — повара по профессии Короибосара.

    По другой легенде, проведение Олимпиады связано с личностью Геракла. В 1253 г. до н.э. греческий царь Авгий приказал Гераклу почистить давно не чищенные царские конюшни. Времени на такую работу он ему дал мало, всего один день. Геракл был сильным и поэтому ему не составило большого труда изменить направление течения реки. Он пропустил воду через конюшню и выполнил работу быстро, как и обещал. Царь отказался отдать обещанных лошадей Гераклу. В ответ силач расправился со всей царской семьей. В честь этого события он устроил посвященное Зевсу состязание. Согласно мифам Греции, этот день был положен в начало проведения традиционной Олимпиады.

    Также по традиции обязательно выполнение жертвоприношения в первый день Зевсу, а потом и остальным религиозным культам. Люди считали, что они помогут им во всех начинаниях и предоставят защиту.

    Азартные игры Древней Греции

    Первые записи о проведении азартных игр в древней цивилизации встречаются 3500 г. до н.э. Археологами было найдено множество каменных табличек с изображением людей и религиозных символов. Упоминаются игры в мифах Древней Греции. Согласно одной истории Зевс игрл с титанами — братьями Посейдоном и Аидом. Ставки делали на владение Вселенной. Бросался жребий и определялся владелец миров. Зевсу в итоге достался небесный Олимп, Посейдон стал властителем морских глубин, а Аид стал покровителем Царства мертвых. Другая легенда повествует о том, что греческие солдаты играли в кости во время осады древней Трои.

    Как определялся победитель в играх древней Греции?

    Победителя в таких состязаниях определяли судьи. В программу Олимпийских игр включались борьба и бег, метание диска, кулачные бои и гонки на колесницах. Участие принимал любой желающий, но только их вносили в специальные списки и подготовка велась тоже отдельно. Все желающие тренировались по два, три месяца.

    Победителем считается тот, кто от старта к финишу придет первым в любой категории программ. Призеров чествовали с почётом и с уважением относились, а в качестве подарка предназначалась оливковая веточка. Победителю была дано право в Олимпии поставить свою статую, а его имя по традиции высекали на мраморной стелле. Он получал всенародную славу, так как победа в стадиодроме являлась показателем престижа. После каждого вида дисциплины оглашали имена победителей и проигравших.

    Женщин на игры не пускали, они не могли ни смотреть, ни даже участвовать в Олимпиаде.

    Победа на Олимпиаде рассматривалась древними греками как знак свыше, символ благоприятного расположения.

    Среди победителей Олимпиады выделялся Леонидас из Родоса, ставшего призером в играх на стандиодроме. Он получил первое место в экипировке и беге. Но Леонидас не единственный финалист: Гермоген из Ксаифа одержал заветную победу в десяти различных видах дисциплин, в частности, в беге. Рекорд присвоен Леонидасу, получившем двенадцать оливковых ветвей.

    Современные игры на тему Древней Греции

    Сейчас двадцать первый век можно ощутить на себе всю ответственность и насыщенность жизни жителей древней Греции. Принять участие в сражение за Грецию можно участвуя в играх:

    1. Will Rock
    2. Age of Mythology
    3. Master of Atlantis
    4. Zeus Poseidon Expansion
    5. Titan Quest

    drevniy-egipet.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *