Как мы великий государь царь и великий князь всея руси михаил федорович – Прочитайте отрывок из указа царя Бориса Годунова. И мы великий государь царь и великий князь Борис Фёдорович всея Ру-сии самодержец…

Иван Сусанин — последний герой Смуты

Каждый из нас наверняка когда-нибудь да называл кого-нибудь Иваном Сусаниным или сам удостаивался от своих друзей этого почетного имени. А что мы, собственно, знаем об этом человеке?

Напомню вкратце историю, которую любой россиянин знает со школьной скамьи. Зимой 1613 года Земский собор Русской земли выбрал на царство 16-летнего Мишу Романова. Род Романовых пользовался большим уважением в народе, но в последние годы находился не у дел: отец Михаила, патриарх Филарет (в миру Федор Никитич), пребывал в это время в польском плену, а сам Михаил коротал дни вместе со своей матерью Марфой в дальней Романовской вотчине — селе Домнино под Костромой. Поляки разнюхали, где скрывается народный избранник и решили похитить или умертвить его. К счастью, недалеко от села Домнина им повстречался местный мужик Иван Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса и непроходимые болота. Когда наутро обман раскрылся, поляки подвергли Сусанина жестоким мукам. Но тот не выдал места убежища царя и был изрублен поляками в мелкие куски. За это время Михаил Федорович, извещенный об опасности, успел укрыться вместе с матерью за стенами Ипатьевского монастыря.

Сразу заметим, что история эта не имеет документального подтверждения. Современники ни словом не обмолвились об этом подвиге костромского мужика. Смерть Сусанина от рук поляков засвидетельствована единственным документом — царской грамотой от 30 марта 1619 года, которая жалует некоторые льготы зятю Сусанина, Богданке Сабинину.

Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году (7121 г. от сотворения мира) были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти.


Обельная грамота, выданная Б. Собинину

Но эта грамота говорит только то, что истязуемый поляками Сусанин отказался указать, где находятся Михаил и его мать, и совсем не упоминает о том, что свобода и жизнь будущего царя зависели от молчания Сусанина. Зимой 1613 года Марфы и ее сына на самом деле уже не было в селе Домнине, так как к тому времени Романовы перебрались в Кострому, под защиту городских стен. Дорогу в Кострому мог показать полякам любой мальчишка, но небольшая польская шайка, разумеется, и думать не могла овладеть хорошо укрепленным городом. Впрочем, и само присутствие в 1613 году банды поляков в столь отдаленной области очень мало вероятно. Нельзя исключить, что в действительности Сусанин имел дело не с поляками, а с казаками или другими лихими людьми, которые искали вотчину Романовых, но не ради них самих, а ради грабежа в отсутствие хозяев. Отказавшись служить им проводником, верный Сусанин только спас Романовское добро, а семейство его, обращаясь к доброте и доверчивости царицы Марфы, несомненно преувеличило значение происшествия. Остальное доделала легенда.

Лишь в следующем столетии официальная грамота, данная правнуку Сусанина в 1731 году, закрепляет основные моменты уже сложившегося предания:

…Польских и Литовских людей оный прадед его от села Домнина отвел и про него великого государя не сказал и за то они в селе Исуповке прадеда его пытали разными немерными пытками и, посадя на столб, изрубили в мелкие части.

Местное костромское предание приобрело широкую известность лишь после 1804 года, когда в третьем томе «Географического словаря» Щекатова появилась хвалебная статья об Иване Сусанине. Война 1812 года всколыхнула самосознание, пробудила интерес к собственной истории. В 1815 году в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Катерино Кавоса «Иван Сусанин». Автором либретто был Александр Шаховской. Опера была написана в стиле французской «опера комик» — диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. Сергей Глинка в своей «Истории» прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Бантыш-Каменский в «Словаре достопамятных людей Русской земли». Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов (наиболее известны дума Рылеева «Иван Сусанин» и драма Н. Полевого «Костромские леса»).

Гениальная опера Глинки «Жизнь за царя» довершила дело, превратив доселе безвестного мужика в героя русской истории.

В 1838 году в Костроме, по повелению императора Николая I, был воздвигнут памятник Сусанину, «во свидетельство, что благородные потомки видят в бессмертном подвиге Сусанина — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

Несколько лет назад костромские археологи, исследуя местность возле села Домнино, нашли крупное захоронение, где среди прочих останков имелся костяк со следами рубленых ран. Рядом находился православный нательный крест, тоже разрубленный на части. Возможно, это и есть могила народного героя.

__________________________________________________________________
Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"
Вышла моя книга "Последняя война Российской империи" (см. описание книги и цены)
Мой сайт Забытые истории — всемирная история в очерках и рассказах

sergeytsvetkov.livejournal.com

Расскажите пожалуйста кратко о подвиге Ивана Сусанина. Буквально в два-три предложения... Очень нужно)

Плохо учил географию. Нанялся к полякам проводником. Всех в болоте утопил.

почему французов то?))) ) поляков и они его там убили.

фу такой быть. Завёл он поляков в болото 2 апреля 1613 года, чтобы те Романова Михаила не покарали) Вообще в инете такое ищетса в 1 клик мышки, а ты тут вопросы задаёшь

да РОССИЯ В БЕДЕ.... историю в шоле нужно учить и на уроки литературы иногда нужно было ходить. коротко Чел встретил людей и я мол дорогу вам покажу короткую водил их полесу по болотам привёл к нашим солдатам под прицельный огонь терять ему нечего было и закричал стреляйте врага.... ну как то так. . вопщем отсюда и фраза про сусунина что мом водит кругами.

сусанин. утопил. французов. пойдет? своей головой думать надо окда?

Ага. Апрель. Кругом еще лежит снег. И они не нашли дорогу назад. Много не состыковочек в этой истории. Ну и ладно, для воспитания благородства в наших детях сойдет))

главное 5 получить

Нанялся к полякам проводником. Всех в болоте утопил.

жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой [2]. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе [3]. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте. Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царём Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»: … Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти … — Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619 Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род

Иван Сусанин спас от нападения польско-литовского отряда на юного царя Михаила Романова, заведя отряд в противоположную сторону от села Домнино, где находился названный царь со своей матерью Марфой. Из-за отказа указать верный путь Иван Сусанин подвергся страшным пыткам, но все равно он не выдал месторасположение царя и был изрублен на мелкие кусочки. Благодаря подвигу Ивана Сусанина были спасены названный царь юный Михаил Федорович и его мать Марфа.

жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой [2]. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе [3]. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте. Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царём Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»: … Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти … — Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619 Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род

Спасибо всем за предоставленную информацию. Я сумела объединить все ваши мнения и получила свой ответ. Поэтому всем спасибо!

жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины (примерно в 70 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой [2]. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе [3]. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте. Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царём Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»: … Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти … — Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619 Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род

На историю сходи узнаешь

Иван Сусанин – пример мужества, стойкости и геройства, простой мужик, отдавший свою жизнь во благо своих соотечественников.

ХВАТИТ С ВИКИ СПИСЫВАТЬ !!!ВАМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ ГОВОРЯТ КРАТКО!!!

touch.otvet.mail.ru

Польша требует компенсацию за действия Ивана Сусанина.: peremogi

Близкая к правительственным кругам польская газета "Курьер Поранный" готовит публикацию международной группы историков с требованием установить все обстоятельства гибели зимой 1613 года в лесах близ Костромы крупного польского воинского отряда.

Согласно существующей точке зрения, это отряд был направлен на поиски наречённого Земским собором царя Михаила Романова и его матери инокини Марфы, живших в своей костромской вотчине, в селе Домнино.

Однако коварство местных жителей, в лице вотчинного старосты (по другим данным, крепостного дворян Шестовых) Ивана Сусанина, привело к гибели всего личного состава и утрате всех материальных ценностей отборного соединения, обманом заведённого проводником в непроходимые болота.

Доказательством реальности самого Ивана Сусанина и его действий считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти…

— Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619

Таким образом, уже почти 400 лет назад Россия признала факт геноцида в отношении польских граждан, к тому же совершённого нецивилизованным способом.

Отмечается, что у всех погибших остались малолетние дети и престарелые родители, у которых начались значительные финансовые трудности после утраты кормильцев, и испытывающих вследствие этого значительные моральные страдания.

Всего в результате неправомерных, с точки зрения экспертов, действий проводника, погибло до 500 только конных дворян, не считая пеших простолюдинов.

Тем самым была упущена возможность изоляции и нейтрализации Михаила — основателя династии Романовых, и возведения на русский престол достойного претендента (польского королевича Владислава), разделяющего и понимающего суть европейских ценностей.

Более того, его [Сусанина] действия послужили в конечном итоге одной из причин поражения Речи Посполитой в войне 1609-1618 гг (известной также как смутное время), и, как его прямое следствие, последующих неоднократных разделов Польши.

Сформулированные группой историков требования делятся на две основные категории.

Во-первых, это немедленное возмещение материального ущерба, составлявшего на момент совершения преступления не менее 50 000 талеров, а с учётом компенсаций семьям, родственникам и потомкам погибших, а также процентов и пеней за просрочку (из расчёта 50% годовых) достигшего величины в $4 040 млрд.

Во-вторых, Россия должна признать неправомерность и незаконность своих действий, и восстановить историческую справедливость, признав суверенитет Польши и возвратив ей все территории, контролируемые польскими войсками по состоянию на конец 1612-начало 1613 года как максимум, и Смоленскую, Черниговскую и Северскую области, уступленные Речи Посполитой по Деулинскому перемирию, как минимум.

Не исключено, что к этим требованиям может присоединиться и Украина (выдвинув свои дополнительные), т.к. украинское войско во главе с гетманом Петром Сагайдачным принимало активное участие в тех событиях. Тогда казаки, воспользовавшись отсутствием крупных правительственных сил русских, отвлечённых на отражение польских атак, легко продвинулись с юго-запада к Москве, по пути захватив Ливны, Елец и ряд небольших крепостей, что, в соответствии с нормами международного права, является достаточным основанием для их передачи в состав Украины.

Литва пока не обозначила своей позиции, хотя известно, что возможность вхождения в польско-украинскую коалицию ей тщательно и всесторонне рассматривается.

Таким образом, есть основания полагать, что в скором времени Кремль столкнётся с объединёнными требованиями группы ведущих европейских государств.
Источник

peremogi.livejournal.com

Жалованные грамоты. Историческая летопись Курского дворянства

Жалованные грамоты

1. Царя и Великого Князя Михаила Федоровича

Предку Курских дворян Арандт – Арандту Арандтовичу.

Божьею милостью Мы Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея России Самодержец пожаловали Мы служилого немчина Арандта Арандтовича за его к Нам и ко всему Московскому государству прямую службу, как в 1626 году пришел под наше Государство, под царствующий град Москву, литовского короля Сигизмундов сын Владислав и нынешнем во 1627 году стоял под Москвою со многими польскими и литовскими и с немецкими людьми и черкасами и Московское Государство всякими умыслами и прелестью прельщал и жестоким приступом приступал и хотел Московское Государство взятьи разорить, да упованья и царствия Божья отвернути и святую нашу истинную непорочную православную христианскую веру попрать и учинити свою проклятую еретическую латынскую веру, а наше крестное целованье, с Нами Великим Государем Царем и Великим Князем Михаилом Федоровичем всея России на Москве в осаде сидел, и за Нас Великого Государя против Королевича Владислава и польских, и литовских, и немецких людей, и черкас стоял крепко и мужественно, и на боях и на приступах бился нещадя головы своей, и ни на какия королевские прелести не прельстился и многую свою службу и правду к Нам и ко всему Московскому государству показал, и будучи в осаде во всем оскуденный и нужду терпел. И королевич Владислав и гетман Хоткевич и все паны рада польского и литовского и немецкия люди и слыша Наших людей и за православную христианскую веру и за Нас Великого Государя крепкостоятельство и твердость бояр наших и воевод, которые были на Москве и которые Москвы из осады посланы были, и . . . . видя над собой промысл и крепкостоятельство учинил с бояры Нашими и со всею землею Московского государства перемирье, из государства нашего и из земли королевич и гетман со всеми польскими и литовскими и немецкими людьми и черкасы вышел вон в Литву и Польшу и которые были города поотымал, Нам Великому Государю отдал. И то сделалось Божьею милостью и Пресвятой Богородицы помощью и заступлениями великих московских чудотворцев и отца нашего святейшего патриарха Филарета Никитича и всея России, матери нашей Великой старицы Марфы Иоанновны молитвами и нашим царским счастием и бояр наших и воевод и всяких чинов людей и Нам прямую службу и радением и твердостью. И за те службы Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея России Самодержец пожаловали его Арандта с поместного его окладу с семисот четвертей – со ста четвертей по двадцати четвертей – итого 140 четвертей в Рязанском уезде в Перевицком стану его же поместье деревнею Вельяминовой – Стара-Чаплыгино то ж – на реке Кокове река в вотчину со всеми угодьями, а по даче и по оделенным книгам Тимофея Павлова 1624 году его поместье в деревне Вельяминове написано пашни 120 четвертей и не дошло ему в вотчину по Нашему указу 20 четвертей, а Нашу вотчину велели мы . . . . дать ему Арандту Нашу царскую жалованную грамоту за нашей Государевой красной печатью и по Нашему царскому жалованью в той вотчине он Арандт и его дети и внучата и правнучата вольны и вольно ему и его детям, и внучатам, и правнучатам ту вотчину продать, и заложить, и в приданные дать, и в монастырь по душе до выкупа дать. А кто будет рода его тое вотчину из монастыря похочет выкупить, и ему та вотчина выкупать ценой по нашему Государскому указу против дач сколько в ней дачи четвертые пашни написано, отдать за четверть по полтине. А будет продаст в чужой род, захочет тое вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему нашему уложению, как их родовые и купленные вотчины выкупают. А буде у него роду не останется, а выкупать не похотят, и та вотчина из монастыря взять на Нас, а деньги в монастырь, да за нее из Нашей Государевой казны по той же цене по полтине за четверть. А в монастыре та вотчина по прежнему Нашему уложению не крепка. А только у него роду не останется, а останется одна жена, и жене той вотчиной владеть по свой живот, а после своего живота та вотчина для мужа своего и своего поминанья отдать в монастырь до выкупа, а из монастыря та вотчина взять на Нас и дать за нее из Нашей Царской казны деньги по полтине за четверть. А будет после его жена его учнет сидеть вдовой или пострижется, и ей та вотчина вольно продать и заложить; а будет жена его останется бездетна, а вдовством сидети и постригаться не похочет, а пойдет замуж, и та вотчина взять на Нас в поместные земли, а мужа ее по душе за ту вотчину дать из Нашей казны деньги против того, как из монастыря указано выкупать, а жениха ее пожалуем из той вотчины в поместье по своему Царскому рассмотрению, что доведется.

Писано Нашего царства в царствующем граде Москве лета 1627 году Июля 20 дня.

На подлинной грамоте, красная посольская печать, на подлинной же пометы тако: Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея России Самодержец, а подписал Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича Всея России Дьяк Герасим Мартеньянов, справил Ивашко Кавелин.

* * *

2. Государя, Царя и Великого Князя Федора Алексеевича

Курскому дворянину Ивану Богдановичу Шечкову.

Божиею Милостью Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексиевич всея Великия и Малые и Белые России Самодержец по своему Царскому милосердному рассмотрению пожаловали путивльца Ивана Богдановича Шечкова за его многую службу, что он во время настоящие с салтаном турским и с ханом крымским войны, как они в прошлом в 181-м году приходили особами своими, а после того султан же турский присылал везиря своего и многих нашей с войски и хана крымского со ордами под наши Царского Величества городы, служили Отцу Нашему Государеву, блаженные памяти Великому Государю Царю и Великому Князю Алексию Михайловичю всея Великия и Малые и Белые России Самодержцу и Нам Великому Государю Царю и Великому Князю Федору Алексиевичу всея России, будучи в полках с бояры Нашими и воеводы и с начала тое войны во все лето по 189 год при помощи Божией на розных боях Наши Царского Величества бояря и воеводы ратные люди тем вышепомянутым неприятелем славно отпор учинили. И в прошлом во 189-м году за помощью того же всемогущего в Троице славимого Бога и заступлению над Христианы Пресвятые Богородицы и всех Святых молитвами, война оу Нас Великаго Государя оу Нашего Царского Величества с салтаном Турским и с ханом Крымским со обоих сторон прекратилась и учинено перемирие на двадцать лет. И Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексиевич всея Росии за те службы его Ивана Шечкова жалуем милостиво похваляем: И пожаловали, похваляя его службу, промыслы и храбрость, в роды и роды с поместного его оклада с 820 четвертей со 100 по 20 четвертей итого 164 четвертей из его поместья в вотчину в Путивльском уезде в Колодежской волости за рекой за Семью в селе Корыжи да в деревне Любимовке, что было дикое поле и распашная земля в дуброве Песках ко Рыльскому городищу на речке на Ведбе, а с урочищи, а по даче 182 году и по отказным книгам отказу Путивльца Ивана Горбовца 184 году, да по даче ж 186 году и по отказным книгам отказу Путивльца Григория Меншова Трифанова 186 году. В той Иванове вотчине Шечкова написано пашни добрые земли двести пять четвертей в поле а в дву потому ж и за вотчинною дачею перешло ему Ивану сверх Нашего Великого Государя указу не поместного ево окладу в селе Корыжи и деревне Любимовке пашни сорок одна четверть и теми перехожими четвертями владеть ему Ивану.

И на ту вотчину указную дать ему сию Царскую грамоту за Нашею Царскою Красною печатью на память в предь будущым рода его: что он за мужественное и храброе свое в воинских делах стояние, сию Нашу Государскую милость получил и чтобы впредь на его службы смотря дети его и внучата и правнучата и кто по нем роду его будет, так же за веру христианскую и за святые Божии церкви и за Нас Великих Государей и за свое отечество стояли крепко и мужественно.

И по Нашему Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Алексиевича всея Росии Царскому жалованию та вотчина ему Ивану Шечкову и его детям и внучатам и правнучатам в роды их неподвижно и волно им та вотчина продати и заложити и в приданные дати, а будет продаст в чюжой род, а хто будет роду его восхощет ту вотчину выкупити, и ему та вотчина выкупити по уложению.

Печатана Нашего Государства в Царственном граде Москве в верхней типографии: в лето от сотворения мира 7188, от Рождества же по плоти Бога Слова алп индикта 6 месяца марта в 20 день.

8 алтын денег взято,

в книгу записана.

На обороте написано:

Царь и Великий Князь Федор Алексеевич всеа Великия и Малые и Белые России Самодержец.

Справил Митка Афонасьев.

КОНЕЦ ПЕРВОГО ТОМА

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Михаил Федорович Романов — царь и великий князь всея Руси Годы жизни 1596–1645 Годы правления 1613–1645

Отец — боярин Федор Никитич Романов, впоследствии ставший патриархом Филаретом.

Мать — Ксения Ивановна Шестовая,

в иночестве Марфа.

Михаил Федорович Романов родился в Москве 12 июля 1596 года. Детство провел в селе Домнине — костромской вотчине Романовых.

При царе Борисе Годунове все Романовы подвергались гонениям из-за подозрения в заговоре. Боярин Федор Никитич Романов вместе с женой были насильно пострижены в монашество и заключены в монастыри. Федор Романов получил при постриге имя Филарет, а его жена стала монахиней Марфой.

Но и после пострижения Филарет вел активную политическую жизнь: он выступал против царя Шуйского и поддерживал Лжедмитрия I (думая, что он настоящий царевич Дмитрий).

Лжедмитрий I после своего воцарения вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии Романовых. Были возвращены Федор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и сыном Михаилом.

Марфа Ивановна с сыном Михаилом поселились сперва в костромской вотчине Романовых, селе Домнине, а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре в Костроме.

Ипатьевский монастырь. Старинное изображение

Михаилу Федоровичу Романову было всего 16 лет, когда 21 февраля 1613 года Земский собор, в состав которого входили представители почти всех слоев населения России, избрал его царем.

13 марта 1613 года к стенам Ипатьевского монастыря в Костроме приблизилась толпа бояр и жителей города. Михаил Романов и его мать приняли послов из Москвы с уважением.

Но когда послы вручили монахине Марфе и ее сыну грамоту Земского собора с приглашением на царство, Михаил ужаснулся и отказался от столь высокой чести.

— Государство разорено поляками, — объяснял он свой отказ. — Царская казна расхищена. Служилые люди бедны, чем их жаловать-кормить? И как при таком бедственном положении можно мне, как государю, устоять супротив недругов?

— И я не могу благословить Мишеньку на царство, — со слезами на глазах вторила сыну монахиня Марфа. — Ведь отец его, митрополит Филарет, пленен поляками. А как узнает польский король, что сын его пленника на царстве, так велит над отцом зло учинить, а то и вовсе жизни лишит!

Послы стали объяснять, что Михаил выбран по желанию всей землей, а это значит, по воле Божией. И если Михаил откажется, тогда сам Бог взыщет с него за окончательное разорение государства.

Шесть часов продолжались уговоры матери и сына. Проливая горькие слезы, монахиня Марфа наконец согласилась с такой судьбой. И раз уж это воля Божия, то она благословит сына. Михаил после благословения матери более не стал противиться и принял от послов привезенный из Москвы царский посох как знак власти на Московской Руси.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Государев титул — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2018; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2018; проверки требуют 10 правок.

Большой государев титул царя Петра I

«Божиею милостию мы, пресветлейший и державнейший великий государь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец: Московский, Киевский, Владимерский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский и царь Сибирский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея северные страны повелитель, и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств и земель Восточных и Западных и Северных Отчичь и Дедичь и наследник и государь и обладатель»[1].

Государев титул («титла царская большая» и «титла царская малыя») — наименование титула правителя российского государства, включающее полное перечисление земель, входивших на тот момент в его владения.

Изменялся в связи со сменой правителя на престоле и в процессе прироста земель в связи с завоеваниями и не только.

Искажающие государев титул подвергались наказанию[2]. Именование русского монарха государевым титулом в полном объёме зачастую становилось предметом дискуссии с послами иностранных государств: «[Царь посылал в Варшаву] с жалобою на приходивших в Москву уполномоченных от короля, что они в своих бумагах царского титула не дописывали, к бесчестию государя, и с требованием казнить виновных смертию»[3].

Повышенным вниманием к вопросу царского титулования отмечено время царствования Алексея Михайловича. Титул все более превращался в видоиз

ru.wikipedia.org

Алексей Михайлович — Тишайший, царь и великий государь всея Руси Годы жизни 1629–1676 Годы правления 1645–1676

Отец — Михаил Федорович Романов, царь и великий государь всея Руси.

Мать — княжна Евдокия Лукьяновна Стрешнева.

Будущий царь Алексей Михайлович Романов, старший сын царя Михаила Федоровича Романова, родился 19 марта 1629 года. Его крестили в Троице-Сергиевом монастыре и нарекли Алексеем. Уже в 6 лет он умел хорошо читать. По заказу его деда — патриарха Филарета — специально для внука был создан букварь. Кроме букваря царевич читал Псалтырь, Деяния апостолов и другие книги из библиотеки патриарха. Воспитателем царевича был боярин Борис Иванович Морозов.

К 11–12 годам у Алексея появилась своя маленькая библиотека из книг, принадлежавших лично ему. В этой библиотеке упоминаются Лексикон и грамматика, изданные в Литве, и серьезная Космография.

Маленького Алексея с раннего детства учили управлять государством. Он нередко присутствовал на приемах иностранных послов и являлся участником придворных церемоний.

На 14-м году жизни царевича торжественно «объявили» народу, а в 16 лет, когда умер его отец — царь Михаил Федорович, Алексей Михайлович вступил на престол. Через месяц умерла и его мать.

По единогласному решению всех бояр 13 июля 1645 года вся придворная знать целовала крест новому государю. Первым лицом в окружении царя, согласно последней воле царя Михаила Федоровича, стал боярин Б. И. Морозов.

Новый русский царь, судя по его собственным письмам и отзывам иностранцев, обладал замечательно мягким, добродушным характером и был «гораздо тихим». Вся атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание и чтение церковных книг развили в нем большую религиозность.

Царь Алексей Михайлович Тишайший

По понедельникам, средам и пятницам, во все церковные посты юный царь ничего не пил и не ел. Алексей Михайлович был очень ревностным исполнителем всех церковных обрядов и имел чрезвычайное христианское смирение и кротость. Всякая гордость ему была противна и чужда. «А мне грешному, — писал он, — здешняя честь, аки прах».

Но его добродушие и смирение иногда сменялось кратковременными вспышками гнева. Однажды царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство, но боярин Стрешнев не согласился. Тогда царь Алексей Михайлович собственноручно «смирил» старика, затем не знал, какими подарками его задобрить.

Алексей Михайлович умел отзываться на чужое горе и радость, и по своему кроткому характеру он был просто «золотой человек», к тому же умный и очень образованный для своего времени. Он всегда много читал и писал много писем.

Алексей Михайлович сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал многие важные указы и первым из русских царей стал их собственноручно подписывать. Своим сыновьям самодержец передал в наследство мощное государство, признанное за рубежом. Одному из них — Петру I Великому — удалось продолжить дело отца, завершив формирование абсолютной монархии и создание огромной Российской империи.

Алексей Михайлович женился в январе 1648 года на дочери небогатого дворянина Ильи Милославского — Марии Ильиничне Милославской, которая родила ему 13 детей. До самой смерти своей жены царь был примерным семьянином.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *