Избирательные законы российской империи от 11 декабря 1905 – Учреждение Государственной думы [«Булыгинской» — ред.]

Содержание

Самарская область | 11 декабря

Законодательные полномочия Государственной думы были указаны в п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г. – «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Это правило было закреплено в ст. 86 обновленных Основных законов Российской империи: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Но поскольку Манифест о создании Думы был вырван у Государя либерально-революционной общественностью в разгар так называемой "первой революции", к тому же закон о выборах в Думу был очень либеральным, первая Дума стала рупором революционных требований, неприемлемых для правительства, у которого оставалось право прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере».

Согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г., выборы в первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г. через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям: землевладельческой, городской, рабочей и крестьянской (к которой принадлежало 49 % всех выборщиков). Для первых двух Дум выборы были двухстепенные, для третьей – трехстепенные, для четвертой – четырехстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот. Поэтому из 448 депутатов Госдумы первого созыва было 153 кадетов, 63 автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп), 13 октябристов, 97 трудовиков, 105 безпартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце (после приема у Государя Николая II в Зимнем дворце). Председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя – князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул, секретарем – князь Д.И. Шаховской (все кадеты).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель и предлагали отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали отвести крестьянам землю по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и помещичьих земель, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы с ответственностью перед ней правительственных министров.

13 мая 1906 г. было опубликовано заявление правительства о недопустимости принудительного отчуждения земли, были отвергнуты и все прочие требования Думы. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился еще более радикальный эссеровский проект, который предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. Такая деятельность Думы, широко освещавшаяся в либеральной и революционной печати, стала причиной самовольных захватов земли в разных губерниях, разгрома помещичьих усадьб, убийств.

8 июля 1906 г. правительство по инициативе министра внутренних дел Столыпина было вынуждено распустить Думу, разжигавшую смуту в народе. Часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано революционное "Выборгское воззвание".

Источник:http://museum.samgd.ru/region/pamjatnye_daty/parlamentarizm/170671/

museum.samgd.ru

Выборы в Государственную Думу (по Закону от 11 декабря 1905 г.)

\

Государственная дума

/V

Губернское избирательное собрание

Выборщики

от съездов уездных

землевла­дельцев

от город­ских изби­рательных

съездов

от рабочих

от волостей

от станиц

У

1 4

V 1\ 1\

i\

Избиратели

съезда уездных

землевладельцев

Городские избиратель­ные съезды

Уполномо­ченные от рабочих

Уполномо­ченные от волостных сборов

Уполномо­ченные от станичных сборов

Круп­ные земле-вла-дель-цы

Упол-номо-чен-ные от мелких земле­вла­дельцев

1

.

/1

м

Рабочие

Члены

волостного

схода

Члены

станичного

сбора

/

^

/

»

4

\

Предварительный съезд мелких

крестьяне-домохозяева

Станичные обыватели

2. Общественный строй и аграрная реформа

Законодательство о сословиях в России оставалось старым, фео­дальным. Фактическое положение социальных групп и классов соот-

138

ветствовало социальной структуре раннеиндустриального общества: буржуазия крупная, средняя и мелкая; дворянство поместное и бес­поместное; рабочие квалифицированные и неквалифицированные; крестьяне различных слоев — от сельских люмпенов до кулака. Пра­вовой статус фактических социальных слоев общества не определял­ся, потому что демократическое право строится на принципе юриди­ческого равенства граждан. Но в царской России этот принцип, естест­венно, не был даже провозглашен. Изменения в общественном строе связаны с аграрной реформой П.А.Столыпина, предусматривавшей право выхода крестьян из общины, получения земельного надела в ча­стную собственность и выделения на отруба или хутора. Реформа име­ла целью изменить общественные отношения в деревне, однако оста­лась незавершенной.

В ноябре 1905 г. был принят «Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения», уменьшавший выкуп­ные платежи со всех крестьян на 50%, а с 1 января 1907 г. вовсе их от­менивший.

В октябре 1906 г. принимается указ «Об отмене некоторых ограни­чений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных со­словий». Провозглашались единые права для всех податных сословий в отношении государственной службы (за исключением «инород­цев»). Крестьяне освобождались от «увольнительных приговоров» для поступления на службу или на учебу. Отменялся порядок обязатель­ного исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу, получении ордена, ученой степени, при окончании курса учебного заведения, производстве в чин, приобре­тении ими высших прав состояния.

Оставаясь в составе общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные вправе были без согласия общества (схода) уходить из него. Крестьяне могли свободно выби­рать место жительства. Оно определялось не по месту их прописки, а по месту нахождения собственности или службы. Паспорта по месту прописки вьщавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности - полицейскими органами.

Отменялись подушная подать, круговая порука и принудитель­ная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничилась (отме­нялось привлечение к общественным работам).

Отменялись подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий (без формального производства). Приговоры крестьянских сходов могли отменяться уездным съез-

139

дом по представлению земского начальника лишь при их противо­речии закону.

Расширялись имущественные права крестьян: отменялись поря­док семейных разделов по решению общины, запрещение крестья­нам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.

Расширялись избирательные права крестьян: они допускались в земский съезд, отменялся порядок утверждения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян.

«Столыпинский» указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и зем­лепользования», принятый 9 ноября 1906 г., провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время. За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошед­шего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян. Заявление о выделе через ста­росту доводилось до сельского общества, которое простым большин­ством голосов и в месячный срок было обязано определить крестья­нину его участок. В противном случае это осуществлял земский на­чальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведения выделяемых ему уча­стков воедино или денежной компенсации.

Финансирование реформы обеспечивал указ «О выдаче Крестьян­ским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель», принятый в ноябре 1906 г. По указу отменялся запрет отдавать в залог частным лицам и частным обществам надельные земли (введенный в 1893 г.). Залог разрешался также под ссуды Госбанка, клиентами банка могли быть как сельские общества, так и отдельные владельцы подворных на­делов, а также товарищества крестьян. Банк выдавал целевые ссуды для уплаты за наделы, при покупке земли, на улучшение землепользования, при переходе от общинного к подворному земледелию, при расселении на хутора или отруба, при отводе земли к одному месту. Положением Совета Министров в ноябре 1907 г. были расширены права местных от­делений Госбанка.

Аграрные указы были закреплены в законах, принятых третьей Думой. В июне 1910 г. принимается закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». Он закреп­лял право крестьян выделять свои наследственные наделы, сохранив право на недра за общиной. Переход всего общества к отрубному вла­дению осуществлялся при участковом владении по решению про-

140

стого большинства, а при общинном владении — по решению двух третей сельского схода.

Принятый в мае 1911 г. закон «О землеустройстве» подробно рег­ламентировал порядок землеустройства. Чересполосица крестьян­ских наделов могла быть ликвидирована «по необходимости». Развер-станию не подлежали усадебные земли, земли с жилыми постройка­ми, фабриками и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверста-ния. Отсутствие соглашения о разверстке вело к выделению «дейст­вительно используемых участков», при этом выдела мог требовать любой хозяин. Чересполосица могла быть устранена без согласия хо­зяев.

Правовая регламентация аграрных отношений в целом положи­тельно сказалась на развитии этого сектора экономики.

studfiles.net

история создания, порядок формирования и компетенции. Характеристика избирательных законов от 6 августа и 11 декабря 1905г 3 июня 1907г — КиберПедия

Высоча́йший Манифе́ст Об учреждении Государственной Думы — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 6 августа 1905. Манифест объявлял об учреждении Государственной Думы и определял принципы выбора депутатов Думы. по данному проекту Гос.Дума предполагалась как законосовещательный орган, избираемые на основе цензового представительства от 3 курий. Одновременно было опубликовано Положение о выборах от 6 августа 1905 г

11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

20 февраля 1906 г. вышло "Учреждение Государственной думы", в котором определялось ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждение акционерных обществ.Дума избиралась на 5 лет. депутаты Думы были подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом.



Одновременно с "Учреждением" было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой.

23 апреля 1906 г. были изданы "Основные государственные законы". Они гласили: "Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Николай II очень неохотно снял термин "неограниченная". Власть управления также принадлежала императору "во всем ее объеме", но законодательную власть император осуществлял "в единении с Государственным советом и Государственной думой" и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения, и вступить силу без одобрения императора.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, — депутатов избирали выборщики от избирателей — двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил

Свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.



Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы. Новый избирательный закон существенно ограничивал избирательные права крестьян и рабочих. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву

Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков. Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года). Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии — как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Например, от Польши раньше избирали 37 депутатов, а теперь 14, от Кавказа раньше 29, теперь же только 10. Мусульманское население Казахстана и Средней Азии вообще лишалось представительства.

cyberpedia.su

Указ об изменении положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений. 1905 г.

Указ об изменении положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений. 1905 г.

 

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 (см.) предусматривал демократизацию избирательного права. В ноябре 1905 г. председатель Совета министров гр. С.Ю. Витте поручил разработку соответствующих проектов на разных началах помощнику начальника главного управления местного хозяйства МВД С.Е. Крыжановскому и московскому помещику Д.Н. Шипову, в 1893-1904 служившему председателем московской губернской земской управы и имевшему огромный авторитет в земских кругах.

За основу проекта Крыжановского была взята система Положения о выборах в Государственную думу 1905 г. (см.). В нее были включены политически активные средние городские слои и сельская интеллигенция (в городскую курию) и промышленные рабочие (во вновь создаваемую рабочую курию с самостоятельноым представительством в Думе). Шипов созвал группу общественных деятелей (кадетов, будущих октябристов и мирнообновленцев), которая выработала основные положения проекта, составленного на их основе Шиповым и С.А. Котляревским. Он предусматривал введение всеобщего (для мужчин) и равного двухстепенного (в крупных городах – прямого) голосования.

В том же месяце эти проекты рассматривались Советом министров с участием нескольких членов Гос. совета и общественных деятелей. Большинство министров поддержало проект Крыжановского из-за желания не допустить растворения в массе избирателей "культурных органических частей общества: частных землевладельцев, всей крупной промышленности, наконец, всех образованных классов" и установления "деспотизма масс, этого наиболее тягостного из всех видов тираний". Несколько министров поддержало проект Шипова как более популярный, а также из-за внутренней противоречивости текста Крыжановского, который сочетал куриальную систему, основанную на принципе имущественного ценза, и голосование неимущих.

Окончательно проекты рассматривались в декабре в первом Царскосельском особом совещании под председательством императора. Николай II не без колебаний счел проект всеобщего и равного голосования слишком радикальным и ведущим к демократической республике. Проект Крыжановского был принят с некоторыми поправками. Наиболее важная лишала рабочую курию самостоятельного представительства.

Утвержденный 11.12.1905 г. Именной высочайший указ давал право голосовать по курии землевладельцев – арендаторам и управляющим крупными имениями, а в ее предварительной стадии – мелким частным землевладельцам, а также настоятелям церквей, владевших землей; по городской курии средним слоям, включая сельскую интеллигенцию (владельцам любой налогооблагаемой недвижимости, чиновникам и пенсионерам, служащим местного и сословного самоуправления, железнодорожных и торгово-промышленных предприятий (кроме рабочих и обслуживающего персонала). В результате реформы число гор. избирателей в Москве возросло с 8 тыс. до 48 тыс. В курии землевладельцев значительно выросло влияние крестьян, которые в 1906 во многих губерниях конкурировали в ней с помещиками.

В губерниях, в которых где число промышленных рабочих превышало 10 тыс., создавалась рабочая курия, по которой голосовали рабочие крупных и средних промышленных предприятий и железнодорожных мастерских. В 60 губерниях и 1 области Европейской России (с Польшей, но без Финляндии) она избирала 236 выборщиков, из которых не менее 83 голосовало в губернских избирательных собраниях, а остальные 153 делились между городами с отдельным представительством и их губерниями. При губернских выборах курия имела не более 1-2 % голосов, в городах - до 10 %.

Проверка выборов членов Думы поручалась не Сенату, а самой палате. Были несколько сокращены права губернатора по руководству выборами. Вводилось представительство православного населения Холмского края. Было отменено присутствие полиции на предварительных собраниях выборщиков. Было расширено голосование записками м внесен ряд более частных изменений. Документ приводится с сокращениями.

Кроме Положения о выборах и предлагаемого указа, в октябре 1905 – апреле 1906 гг. было издано 9 законов о выборах на окраинах и около десятка указов частного характера. В целом они предусматривали избрание 524 депутатов, в т.ч. 413 от 50 губерний и 1 области Европейской России, 37 от Польши, 29 от Кавказа, 14 от Сибири, 13 от Туркестанского края (Средняя Азия и юго-восток Казахстана), 11 от Степного края (Казахстан без юго-восточной части, но с Омским уездом) и Внутренней казахской орды, 7 от Дальнего Востока.

Места между регионами распределялись пропорционально уплачиваемым налогам с учетом государственных расходов (т.е. в ущерб окраинам), а внутри их – численности населения. Обеспечивалось представительство всех губерний (областей), а также казачьего и остального русского населения некоторых окраин. В целом по империи 1 депутат представлял 279 тыс. жителей, на Дальнем Востоке – 209 тыс., в Степном крае – 254 тыс., в Европейской России – 267 тыс., в Польше – 296 тыс., на Кавказе – 325 тыс., в Сибири – 377 тыс., в Туркестане – 473 тыс. Отдельное представительство имело 26 городов, в т.ч. некоторые с 60-70 тыс. жителей. Выборы не проводились в Туруханском крае и в удаленных районах Дальнего Востока (на Чукотке, Камчатке, Сахалине и др.). Финляндия имела особый Сейм и не была представлена в Думе. В целом крестьянская курия имела около половины голосов, землевладельческая – почти четверть, городская – чуть больше 1/5.

Стремление крестьян к переделу земли, а также поддержка большинством горожан идей свободы и равенства предопределяло победу левых. Руководящее положение в Думе получал блок радикальных интеллектуалов и крестьян, объединившийся на идеях передела собственности и слома стоявшего на ее страже традиционного государства. В этих рамках в силу разобщенности и необразованности крестьян исход выборов (особенно в персональном плане) был во многом случайным и зависел от ловкости различных группировок и их умения договориться с крестьянами.

Положение о выборах 1905 основывалось на идее представительства собственников, включая крестьянство, представлявшееся большинству сановников консервативной силой. Предлагаемый Указ, сохраняя основы прежней системы, давал право голоса политически активным неимущим слоям. Из-за этого противоречия и неверной оценки позиции крестьянства итоговый текст оказался неприемлемым ни для кого. Радикальные и либерально-демократические силы были недовольны отсутствием всеобщего, равного и прямого голосования, считавшегося единственно правильным, завышенным представительством землевладельцев и отсутствием реального влияния рабочих. Для правительства и консервативных кругов было неприемлемым преобладание в Думе радикально настроенных крестьян и интеллектуалов.

Указ действовал до издания Положения о выборах 3 июня 1907 г. (см. Акты об изменении порядка выборов в Государственную думу 1907 г.), повторявшем впрочем его основные постановления.

 

Манифестом, 17 октября сего года изданным[1], мы возвестили о непреклонной воле нашей, не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в ней, в мере возможности, те классы населения, кои избирательными правами не пользовались, предоставив дальнейшее развитие общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

Согласно сему, в изменение положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений, повелеваем:

I. Предоставить участие в избрании выборщиков в городские избирательные собрания (Пол. о выб.[2], ст. 19): 1) лицам, владеющим в пределах города, на праве собственности или пожизненного владения, не менее года недвижимым имуществом, обложенным государственным налогом или городским сбором; 2) лицам, владеющим в пределах города не менее года торгово-промышленным предприятием, требующим выборки промыслового свидетельства; 3) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года государственный квартирный налог; 4) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 5) лицам, не менее года занимающим в пределах города на свое имя отдельную квартиру, и 6) лицам (за исключением нижних служителей и рабочих), не менее года проживающим в пределах города и получающим содержание или пенсию по службе государственной или по службе в земских, городских либо сословных учреждениях или на железных дорогах.

II. Предоставить участие в съездах городских избирателей (Пол. о выб., ст. 16): 1) лицам, владеющим в пределах города, на праве собственности или пожизненного владения, не менее года недвижимым имуществом, обложенным государственным налогом или городским сбором; 2) лицам, владеющим в пределах города не менее года торгово-промышленным предприятием, требующим выборки промыслового свидетельства; 3) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года государственный квартирный налог; 4) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 5) лицам, не менее года занимающим в пределах города на свое имя отдельную квартиру, и 6) лицам (за исключением нижних служителей и рабочих), не менее года проживающим в пределах города и получающим содержание или пенсию по службе государственной или по службе в земских, городских либо сословных учреждениях или на железных дорогах.

III. Предоставить участие в съездах уездных землевладельцев, кроме лиц, указанных в положении о выборах в Государственную думу, также и лицам, которые не менее года, на основании письменного о том договора или доверенности, управляют в пределах уезда имением, достигающим по пространству земли, обложенной сбором на земские повинности, размеров, указанных в приложении к статье 12 означенного положения, или на тех же основаниях арендуют, в пределах уезда, такую же землю в упомянутом количестве.

IV. Предоставить участие в предварительных съездах (Пол. о выб., ст. 14): 1) настоятелям церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий, если церковь либо ее причт или молитвенный дом владеют в уезде землею, и 2) лицам, владеющим в уезде не менее года на праве собственности или пожизненного владения обложенными сбором на земские повинности землею или же иным недвижимым имуществом, если количество такой земли либо стоимость такого имущества не достигают размеров, дающих право непосредственного участия в съезде уездных землевладельцев (Пол. о выб., ст . 12, пп. а и в).

V. Предоставить участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собрания рабочим в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности на следующих основаниях:

1. Участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собрания предоставляется рабочим всех находящихся в поименованных ниже, в статье 2[3], губерниях и городах предприятий фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности, в коих общее число рабочих мужского пола не менее пятидесяти. К предприятиям фабрично-заводской промышленности причисляются и железнодорожные мастерские с указанным общим числом рабочих мужского пола.

4. Рабочие (ст. 1) избирают из своей среды уполномоченных по существующему расчету: в предприятиях с общим числом рабочих мужского пола от пятидесяти до тысячи — одного уполномоченного, а в предприятиях с общим числом рабочих свыше тысячи — по одному уполномоченному на каждую полную тысячу рабочих.

5. Уполномоченные от рабочих (ст. 4) избирают из своей среды в губерниях и городах, указанных в статье 2, выборщиков на съездах губернских или городских по принадлежности.

6. В избрании уполномоченных принимают участие рабочие мужского пола упомянутых в ст. 1 предприятий, кому бы последние ни принадлежали. Не принимают участия в выборах и не могут быть избираемы в уполномоченные либо в выборщики иностранные подданные, а равно лица, означенные в ст. 7 положения о выборах в Государственную думу.

7. Ко времени производства выборов в каждом предприятии, рабочие которого принимают участие в выборах, вывешивается за подписью подлежащего должностного лица фабричного или горного надзора, а в железнодорожных мастерских — начальника мастерской объявление об общем числе рабочих данного предприятия и числе подлежащих избранию от них уполномоченных.

8. Общий по губернии или городу список предприятий, в коих производятся выборы, с указанием общего числа рабочих и числа подлежащих избранию от них уполномоченных оглашается губернатором или градоначальником по принадлежности во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

9. Избрание уполномоченных от рабочих производится во всех предприятиях губернии или города по возможности в один и тот же день, назначаемый губернатором или градоначальником по принадлежности.

10. Избрание уполномоченных от рабочих производится в помещениях, отводимых для этой цели владельцами предприятий. Во время производства выборов лица, в них не участвующие, в указанные помещения не допускаются.

11. Способ и порядок избрания уполномоченных определяются самими рабочими каждого предприятия. Для поддержания порядка во время выборов и для руководства ходом последних рабочие избирают из своей среды одного или нескольких председателей.

12. В уполномоченные могут быть избираемы рабочие мужского пола, достигшие 25 лет и работающие в том предприятии, в котором производятся выборы, не менее шести месяцев.

13. Списки уполномоченных, избранных рабочими каждого предприятия, подписываются председателем и не менее как десятью избирателями. Списки эти передаются фабричному либо заводскому управлению, или начальству железнодорожной мастерской, которые немедленно препровождают их губернатору или градоначальнику по принадлежности. Копии списков вывешиваются на видных местах для сведения рабочих. В указанных списках должны быть обозначены: имя, отчество, фамилия, звание и возраст лиц, избранных в уполномоченные.

14. Общий по губернии, области или городу список уполномоченных от рабочих с указанием предприятий, от которых уполномоченные избраны, оглашается губернатором или градоначальником по принадлежности во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

15. Съезды уполномоченных от рабочих созываются под председательством городского головы или заменяющего его лица: губернские — в городах губернских, а городские — в городах, в ст. 2 указанных. О дне и месте производства выборов в съездах заблаговременно оглашается губернаторами или градоначальниками, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность такого объявления.

16. Способ удостоверения личности уполномоченных от рабочих предоставляется председателям съездов.

17. Съезды уполномоченных от рабочих избирают выборщиков из своей среды закрытой подачей голосов посредством баллотировки шарами. Избранными считаются лица, получившие более половины избирательных голосов в порядке старшинства избирательных баллов. В случае равенства голосов избрание определяется по жребию. Если число лиц, получивших в съезде уполномоченных более половины голосов, не достигнет подлежащего избранию числа выборщиков, то на следующий день производятся окончательные выборы недостающего числа выборщиков, причем избранными считаются получившие относительное большинство голосов.

19. Жалобы на неправильности, допущенные при избрании уполномоченных от рабочих, приносятся уездным, а на неправильности, допущенные при избрании выборщиков — губернским по делам о выборах комиссиям и разрешаются сими комиссиями с соблюдением правил, постановленных в статьях 45—47 положения о выборах в Государственную думу. При рассмотрении упомянутых жалоб в состав губернских и уездных по делам о выборах комиссий входит один из чинов фабричного или горного надзора по назначению губернатора.

20. Избранные по губернии или городу выборщики от рабочих участвуют в выборах членов Государственной думы в составе подлежащего губернского или городского избирательного собрания по принадлежности.

21. Уполномоченным и выборщикам от рабочих, в случае их о том ходатайства, возмещаются из казны путевые издержки по поездке в губернский город на съезды (ст. 15) и на избирательные собрания (ст. 20) по расчету 5 коп. на версту в оба пути[4].

XI. Во изменении статей 57-61 Положения о выборах в Государственную думу постановить нижеследующие правила:

2. Поверка прав избранных членов Государственной думы принадлежит самой Думе. Жалобы на неправильность производства выборов в члены Думы приносятся заинтересованными лицами на имя Думы. Жалобы эти подаются в трехдневный срок со дня закрытия подлежащего избирательного собрания губернатору или градоначальнику по принадлежности м препровождаются им в Думу с объяснениями председателей избирательных собраний в недельный срок со дня получения жалобы.

3. Постановление Государственной думы об отмене выборов по неправильности их получает силу в том случае, большинством двух третей наличных членов Думы в общем ее собрании.

XIII. В дополнение ст. 33 утвержденных нами 18 сентября с. г. правил о применении и введении в действие учреждения Государственной думы и положения о выборах в Думу, постановить:

1. Предварительно избрания волостными сходами уполномоченных в избирательные съезды сельские общества могут производить новое назначение выборных на волостные сходы.

2. Выборы уполномоченных производятся на волостных сходах закрытой подачей голосов посредством баллотировки.

XIV. В изменение и дополнение утвержденных нами 11 октября с. г. правил о применении положения о выборах в Государственную думу к губерниям Царства Польского, постановить:

В Люблинской и Седлецкой губерниях гмины, кои имеют быть особо указаны, выбирают сверх означенных в ст. 7 упомянутых правил уполномоченных от гминных сходов еще по два уполномоченных от каждой из сих гмин. Съезды этих уполномоченных созываются в подлежащих уездных городах, под председательством мировых судей, по назначению местных съездов мировых судей. Означенные съезды избирают из своей среды выборщиков в особое избирательное собрание, которое образуется в г. Холме Люблинской губ., под председательством председателя съезда мировых судей, по назначению министра юстиции Число сих выборщиков имеет быть определено особо. Избирательное собрание в Холме выбирает из своей среды одного члена Государственной думы, сверх числа членов Думы, указанного в приложенном к ст. 2 вышеупомянутых правил расписании их общего числа по губерниям Царства Польского и их городов[5].

 

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 25. СПб., 1908. № 27029. С. 877-882

 

 

 

[1] См. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905.[2] Имеется в виду Положение о выборах в Государственную думу 1905 (см.).[3] Не приводится. См. вступление к документу.[4] Оба пути – туда и обратно.[5] В отделе речь идет о введении особого представительства православного населения Холмского края.

xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai

Выборы в государственную думу по закону 11 декабря 1905 — Гармония

Выборы в Государственную Думу (по Закону от 11 декабря 1905 г.)

Губернское избирательное собрание

от съездов уездных

от город­ских изби­рательных

Городские избиратель­ные съезды

Уполномо­ченные от рабочих

Уполномо­ченные от волостных сборов

Уполномо­ченные от станичных сборов

Упол-номо-чен-ные от мелких земле­вла­дельцев

Предварительный съезд мелких

2. Общественный строй и аграрная реформа

Законодательство о сословиях в России оставалось старым, фео­дальным. Фактическое положение социальных групп и классов соот-

ветствовало социальной структуре раннеиндустриального общества: буржуазия крупная, средняя и мелкая; дворянство поместное и бес­поместное; рабочие квалифицированные и неквалифицированные; крестьяне различных слоев — от сельских люмпенов до кулака. Пра­вовой статус фактических социальных слоев общества не определял­ся, потому что демократическое право строится на принципе юриди­ческого равенства граждан. Но в царской России этот принцип, естест­венно, не был даже провозглашен. Изменения в общественном строе связаны с аграрной реформой П.А.Столыпина, предусматривавшей право выхода крестьян из общины, получения земельного надела в ча­стную собственность и выделения на отруба или хутора. Реформа име­ла целью изменить общественные отношения в деревне, однако оста­лась незавершенной.

В ноябре 1905 г. был принят «Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения», уменьшавший выкуп­ные платежи со всех крестьян на 50%, а с 1 января 1907 г. вовсе их от­менивший.

В октябре 1906 г. принимается указ «Об отмене некоторых ограни­чений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных со­словий». Провозглашались единые права для всех податных сословий в отношении государственной службы (за исключением «инород­цев»). Крестьяне освобождались от «увольнительных приговоров» для поступления на службу или на учебу. Отменялся порядок обязатель­ного исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу, получении ордена, ученой степени, при окончании курса учебного заведения, производстве в чин, приобре­тении ими высших прав состояния.

Оставаясь в составе общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные вправе были без согласия общества (схода) уходить из него. Крестьяне могли свободно выби­рать место жительства. Оно определялось не по месту их прописки, а по месту нахождения собственности или службы. Паспорта по месту прописки вьщавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности — полицейскими органами.

Отменялись подушная подать, круговая порука и принудитель­ная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничилась (отме­нялось привлечение к общественным работам).

Отменялись подчинение земским начальникам и наложение административных взысканий (без формального производства). Приговоры крестьянских сходов могли отменяться уездным съез-

дом по представлению земского начальника лишь при их противо­речии закону.

Расширялись имущественные права крестьян: отменялись поря­док семейных разделов по решению общины, запрещение крестья­нам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.

Расширялись избирательные права крестьян: они допускались в земский съезд, отменялся порядок утверждения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян.

«Столыпинский» указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и зем­лепользования», принятый 9 ноября 1906 г., провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время. За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошед­шего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян. Заявление о выделе через ста­росту доводилось до сельского общества, которое простым большин­ством голосов и в месячный срок было обязано определить крестья­нину его участок. В противном случае это осуществлял земский на­чальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведения выделяемых ему уча­стков воедино или денежной компенсации.

Финансирование реформы обеспечивал указ «О выдаче Крестьян­ским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель», принятый в ноябре 1906 г. По указу отменялся запрет отдавать в залог частным лицам и частным обществам надельные земли (введенный в 1893 г.). Залог разрешался также под ссуды Госбанка, клиентами банка могли быть как сельские общества, так и отдельные владельцы подворных на­делов, а также товарищества крестьян. Банк выдавал целевые ссуды для уплаты за наделы, при покупке земли, на улучшение землепользования, при переходе от общинного к подворному земледелию, при расселении на хутора или отруба, при отводе земли к одному месту. Положением Совета Министров в ноябре 1907 г. были расширены права местных от­делений Госбанка.

Аграрные указы были закреплены в законах, принятых третьей Думой. В июне 1910 г. принимается закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». Он закреп­лял право крестьян выделять свои наследственные наделы, сохранив право на недра за общиной. Переход всего общества к отрубному вла­дению осуществлялся при участковом владении по решению про-

стого большинства, а при общинном владении — по решению двух третей сельского схода.

Принятый в мае 1911 г. закон «О землеустройстве» подробно рег­ламентировал порядок землеустройства. Чересполосица крестьян­ских наделов могла быть ликвидирована «по необходимости». Развер-станию не подлежали усадебные земли, земли с жилыми постройка­ми, фабриками и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверста-ния. Отсутствие соглашения о разверстке вело к выделению «дейст­вительно используемых участков», при этом выдела мог требовать любой хозяин. Чересполосица могла быть устранена без согласия хо­зяев.

Правовая регламентация аграрных отношений в целом положи­тельно сказалась на развитии этого сектора экономики.

studfiles.net

Дума I созыва проработала всего 72 дня

Одним из главных требований, с которым выступили участники революционных волнений 1905 года, было ограничение самодержавной власти, привлечение к управлению государством широкого круга общественности и введение в стране парламентской системы. Представители самых разных оппозиционных сил в этом требовании были единодушны.

Реально оценивая размах революции, правительство пошло на уступки, объявив об учреждении законосовещательного органа — Государственной Думы, прозванной по имени главного разработчика этого проекта, министра внутренних дел Александра Булыгина, «булыгинской».

Учреждение законосовещательной Думы, т.е. такого народнопредставительного органа, который не имел никакой реальной власти, не удовлетворило ведущие силы оппозиции. Осенью 1905 года революция охватила почти всю страну.

Император пошел на новые уступки, подписав 17 октября Манифест о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы» на началах свободы слова, совести, союзов и собраний, а 11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную Думу.

Сохранив куриальную систему, т.е. сословную, установленную при выборах в «булыгинскую» Думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.

Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей.

Непрямые выборы были установлены в связи небезосновательными опасениями правительства, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».

От губернии избиралось от 2 до 15 депутатов, от города — от 1 до 6. В европейской части России избиралось 412 депутатов (79 %), Польше – 37 депутатов (7 %), Кавказе – 29 (6 %), Сибири и Дальнем Востоке – 25 (4 %), Средней Азии и Казахстане – 21 (4 %).

Первые выборы имели ряд ограничений. Избирательных прав были лишены женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, бродячие инородцы и иностранные подданные, банкроты, некоторые другие категории лиц, а также представители администрации (губернаторы, вице-губернаторы и градоначальники) и полиции.

Земским начальникам вменялось в обязанность разъяснять крестьянам о необходимости участия в выборах.

Несмотря на работу с электоратом явка на выборы была низкой. В Вологодской губернии в выборах участвовало 0,7% избирателей, в Рязанской – 3,7%, в Могилевской 31,4%, самой высокой удалось достичь в Самарской губернии – 50,2%.

В то же время земские начальники должны были следить за ходом избирательной кампании и отсекать тех агитаторов, которые сулили крестьянам слишком радужные перспективы. Таких ораторов предписывалось «для правильного течения выборов удалять, как беспокойный элемент».

Власти на местах часто проявляли излишнее усердие и арестовывали все неблагонадежные с точки зрения правительства группы. Агитационные материалы оппозиционеров – газеты и листовки изымались.

Согласно правилам, выборы в первую Государственную Думу должны были проводиться в один день, но вместо этого растянулись на долгое время. Причиной этому были неоднократные переносы даты выборов из-за революционных волнений. В ряде регионов выборы продолжались даже когда депутаты приступили к исполнению своих обязанностей, в некоторых местах выборы не состоялись совсем.

Специальных стандартных бланков на первых выборах не использовалось, избирателю достаточно было на листе бумаге написать фамилию, имя, отчество кандидата. Допустимым считалось отпечатать бюллетень на машинке или в типографии. Таким способом партии изготовляли бюллетени с фамилиями своих кандидатов и распространяли их среди электората – такой бюллетень оставалось лишь положить в специальный ящик.

Кто прошел?

Из 478 депутатов Думы к концу работы в ней насчитывалось: 176 кадетов, 105 беспартийных, 102 трудовика (члены «Трудовой группы»), 23 социал-демократа, 16 октябристов и т.д.

Большевики и эсеры в выборах не участвовали и призывали к их бойкоту. Позже, неучастие в выборах Ленин признал ошибкой.

Среди депутатов лишь 42% имели высшее образование, а два депутата были и вовсе безграмотными.

По своему социальному статусу депутаты различалось довольно сильно, среди них были землевладельцы и священники, чиновники и врачи, сельские учителя и профессора.

Известно, что по национальности русскими было 279 депутатов.

Главным на заседаниях Первой Думы был аграрный вопрос, причем все партии предлагали решить его кардинальным путем, попросту отобрав у помещиков все земли и поделив их между крестьянами. Подобные предложения в законодательном органе, конечно же, еще больше нагнетали обстановку в стране, поэтому Николай II, посчитав, что Дума «не только не успокоила народ, но еще больше разожгла смуту», через три месяца распустил Думу.

rusplt.ru

Выборы в Первую Государственную Думу

Согласно новому закону учреждались четыре избирательные курии (землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая), и по-прежнему исход выборов определялся соотношением выборщиков от курий в губернских собраниях, где избиралось 488 депутатов из 524. В землевладельческой курии один выборщик приходился на 2 тысячи землевладельцев, в городской — на 4 тысячи горожан, в крестьянской — на 30 тысяч крестьян и казаков, в рабочей — на 90 тысяч рабочих. Таким образом, один голос землевладельца приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборщики от рабочей курии составляли лишь 4% всех выборщиков в Государственную Думу. К тому же выборы были еще и не прямыми, а многостепенными. Для рабочих устанавливалась трехстепенная, а для крестьян — четырехстепенная избирательная система. Выборы на национальных окраинах России проводились по несколько иным правилам, принятым в феврале — апреле 1906 года, в основе которых лежал вероисповедально-национальный принцип.

Согласно правилам о введении в действие Учреждения Государственной Думы от 18 сентября 1905 года выборы депутатов в Думу должны были проводиться по всей стране в один день. Однако процедура выборов была настолько сложна и громоздка (к тому же уже на первых этапах их подготовки выявилось немало неожиданных проблем), что сразу стало очевидным: осуществить это не удастся. Выборы депутатов в Первую Государственную Думу должны были пройти в период с 23 марта по 20 апреля, но в результате растянулись до июня 1906 года, когда Дума уже начала свою работу. Всего в выборах приняла участие примерно половина избирателей. Результаты выборов были обнародованы 20 апреля 1906 года.
В результате выборов к июлю 1906 года в Первую Государственную Думу было избрано 499 депутатов из 524, выборы не состоялись в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

www.rusempire.ru

Принят избирательный закон о выборах в Государственную Думу

11.12.1905 (24.12). Принят избирательный закон о выборах в Государственную Думу

Законодательные полномочия Государственной думы были указаны в п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г. – «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Это правило было закреплено в ст. 86 обновленных Основных законов Российской империи: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Но поскольку Манифест о создании Думы был вырван у Государя либерально-революционной общественностью в разгар так называемой «первой революции», к тому же закон о выборах в Думу был очень либеральным, первая Дума стала рупором революционных требований, неприемлемых для правительства, у которого оставалось право прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере».

Согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г., выборы в первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г. через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям: землевладельческой, городской, рабочей и крестьянской (к которой принадлежало 49 % всех выборщиков). Для первых двух Дум выборы были двухстепенные, для третьей – трехстепенные, для четвертой – четырехстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот. Поэтому из 448 депутатов Госдумы первого созыва было 153 кадетов, 63 автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп), 13 октябристов, 97 трудовиков, 105 безпартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце (на фото в начале статьи) (после приема у Государя Николая II в Зимнем дворце). Председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя – князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул, секретарем – князь Д.И. Шаховской (все кадеты).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель и предлагали отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали отвести крестьянам землю по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и помещичьих земель, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы с ответственностью перед ней правительственных министров.

13 мая 1906 г. было опубликовано заявление правительства о недопустимости принудительного отчуждения земли, были отвергнуты и все прочие требования Думы. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился еще более радикальный эссеровский проект, который предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. Такая деятельность Думы, широко освещавшаяся в либеральной и революционной печати, стала причиной самовольных захватов земли в разных губерниях, разгрома помещичьих усадьб, убийств.

8 июля 1906 г. правительство по инициативе министра внутренних дел Столыпина было вынуждено распустить Думу, разжигавшую смуту в народе. Часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано революционное «Выборгское воззвание».

Государственная дума второго созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года. По своему составу она оказалась еще революционнее первой, так как на этот раз в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Из 518 депутатов было: 65 социал-демократов, 37 эсеров, 16 народных социалистов, 104 трудовиков, 98 кадетов (почти вдвое меньше, чем в первой думе), 54 правых и октябристов, 76 автономистов, 50 безпартийных, 17 депутатов казачьей группы, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем Думы был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя – Н.Н. Познанский (безпартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик). Секретарем – М.В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на принудительной национализации земли.

По той же причине, что и первая, неработоспособная Вторая Дума была распущена указом от 3 июня 1907 г. Одновременно было опубликовано новое Положение о выборах в третью Думу, которым правительство надеялось ограничить проникновение в Думу революционеров. Выборы происходили осенью 1907 г. и дали следующий состав: крайних правых депутатов 50, умеренно-правых и националистов 97, октябристов и примыкавших к ним 154, «прогрессистов» 28, кадетов 54, трудовиков 13, социал-демократов 19, мусульманская группа 8, литовско-белорусская группа 7, Польское коло 11. Таким образом, эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Председателями Думы третьего созыва были: Н.А. Хомяков (октябрист) – с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А.И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г., М.В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года.

Октябристы – партия крупных землевладельцев и промышленников – руководили работой всей Думы, блокируясь по разным вопросам с разными фракциями. Когда вступали в союз с правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами – октябристско-кадетское большинство.

Однако левые депутаты постоянно искали конфликтов с правительством. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр. Так оппозиционные депутаты с помощью услужливой печати критиковали самодержавный строй перед лицом всей России.

Подготовка к выборам в IV Думу началась, когда смута «первой революции» улеглась. Во избежание ее повторения правительство предпринимало огромные усилия к тому, чтобы хотя бы с четвертой попытки создать работоспособный состав депутатского корпуса. Однако «общественность» России уже была настолько заражена западническими либеральными идеями, что и на этот раз полноценного сотрудничества правительства и парламента не получилось даже в условиях разразившейся Мiровой войны.

Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых было 120, октябристов – 98, правых – 65, кадетов – 59, прогрессистов – 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы – 14 (6 большевиков и 7 меньшевиков), трудовики – 10, безпартийные – 7. Председателем думы был избран октябрист М. В. Родзянко.

С 1915 г. ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок, в котором объединилось большинство депутатов (236 депутатов на основе кадетов, прогрессистов и октябристов). Блок этот не хотел сотрудничать с монархом, требуя собственного «правительства доверия». Либеральное ядро блока – кадеты – не хотели рвать свои связи с крайне левыми партиями и вели совместную пропагандную кампанию против Царя (напр., П.Н. Милюков заявил 1 ноября 1916 г. о якобы готовившемся Царем сепаратном мире с Германией: «глупость или измена?»).

Видя такое отношение, Царь тоже игнорировал требования Думы. Ров между властью и «прогрессивной общественностью» углубляла и «прогрессивная печать». 25 февраля 1917 г. Император Николай II подписал указ о роспуске Думы, однако из членов думы-масонов было сформировано Временное правительство, которое при поддержке западных посольств совершило антимонархическую Февральскую революцию. Позже кадетка-февралистка А.В. Тыркова-Вильямс писала: «Когда упала корона, многие с изумлением заметили, что. на ней держался центральный свод русской государственности. Заполнить опустошение оказалось не под силу кадетам» («Из воспоминаний о 1917 годе»).

Великая ложь нашего времени

Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции – и проникла, к несчастью, в русские безумные головы.

В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть, изъявляет непосредственно свою волю и приводит ее в действие. Это идеальное представление. Прямое осуществление его невозможно.

Посмотрим на практику. В самых классических странах парламентаризма – он не удовлетворяет ни одному из вышепоказанных условий. Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколько взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии.

Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей.

По теории парламентаризма, должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партий; они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; на практике – оно не зависит нисколько от дебатов, но направляется волею предводителей и соображениями личного интереса. По теории, народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике – они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории – они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике – это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории – избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике – избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и криками заинтересованной партии. По теории – делами в парламенте управляют и двигают – опытный разум и безкорыстное чувство; на практике – главные движущие силы здесь – решительная воля, эгоизм и красноречие.

Вот каково в сущности это учреждение, выставляемое – целью и венцом государственного устройства. Таков образ великой политической лжи, господствующей в наше время.

rusidea.org

Избирательный закон 11 декабря 1905 года

Вследствие обострения социально-политической ситуации данный закон был пересмотрен. 11 декабря 1905 г. был утвержден Закон «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений», значительно расширивший круг избирателей.

По-прежнему право выборов оставалось непрямым и неравным. В центральных и национально-окраинных местностях империи выборы проводились не одновременно. Причем в национально-окраинных местностях выборы проводились на основании особых правил. Голосование проводилось по куриям: землевладельцами, горожанами, затем крестьянами и рабочими.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания. Закон 11 декабря 1905 г. значительно увеличил число избирателей от горожан.

Для крестьян сохранились четырехстепенные выборы в Государственную Думу, им разрешили до начала выборов в Думу провести новое назначение выборных на волостных сходах. Избирательных прав лишались батраки, крестьяне, лишенные наделов за невзнос податей, проживавшие в городах или на территории казачьих войск, но не объединенные ни в волости, ни в особые селения (на Кавказе).

Жалобы на допущенные нарушения при выборах рассматривались особыми уездными или губернскими комиссиями по делам о выборах.

Выборщики от рабочих принимали участие в выборах членов Государственной Думы в составе губернского или городского избирательного собрания. Устанавливался кворум — присутствие не менее половины от общего числа выборщиков, в противном случае собрание должны были проводить вновь через семь дней, и оно считалось уже состоявшимся независимо от числа прибывших выборщиков.

Выборы в Государственную Думу первого созыва прошли в соответствии с указанным Законом в феврале-марте 1906 г. По составу она была достаточно левой, иными словами, самым демократичным представительным органом монархической России. На основании Манифеста от 9 июня 1906 г. Дума была досрочно распущена.

Выборы в Думу второго созыва проходили на основании того же Закона и дали еще более левый состав, деятельность которого также, мягко говоря, не устраивала правительство и царя. Она опять была распущена досрочно Манифестом 3 июня 1907 г.

mydocx.ru

42garmoniya.ru

Избирательная система россии по закону от 11 декабря 1905г.

Схема №65

Органы государственной власти и управления россии в 1906 - 1917 г.Г.

По

обороне

По

топливу

По

продоволь-ствию

По

перевозкам

По

устройству

беженцев

Государственный

Совет

Совет

министров

Сенат

Синод

Совет

государствен-ной обороны

(1905-1909г.г.)

Особые

совещания

(1915-1917г.г.)

Государственная

Дума

М И Н И С Т Е Р С Т В А

Внутренних дел

Путей сообщения

Юстиции

Народного просвещения

Финансов

Иностранных дел

Земледелия и государственных имуществ

Императорского двора и уделов

Военное

Государственного контроля

Морское

Торговли и промышленности

Главное управление государственного коннозаводства

Схема №66

Структура и сроки работы государственной думы

Созывы

Сроки работы

Председатели

1 Дума

2 Дума

3 Дума

4 Дума

27 апреля - 8 июля 1906г.

20 февраля - 3 июля 1907г.

1 ноября 1907г. - 9 июля 1912г.

15 ноября 1912г. - 25 февраля 1917г.

Муромцев С.Л.

Головин Ф.А.

Хомяков Н.А. (по март 1910г)

Гучков А.И. (март 1910г. - март 1911г.)

Родзянко М.В. (с марта 1911г.)

Родзянко М.В.

Схема №67

Государственная система в россии в марте - октябре 1917г.

ОСОБЫЕ СОВЕЩАНИЯ

Министерства

По

обороне

По

топливу

Юриди-ческое

Экономи-ческое

По

реформе

местного

самоуправления

Экономический Совет

Главный

экономический комитет

Губернские

Советы

Уездные

Советы

Городские

Советы

Волостные

Советы

Районные

Советы

Государственного призрения

Земледелия

Иностранных дел

По делам вероисповедания

Военное и морское

Государственного контроля

Путей сообщения

Труда

Финансов

Продовольствия

Просвещения

Торговли и промышленности

Внутренних дел

Юстиции

Комиссары Временного правительства

Чрезвычайная следственная

комиссия

Губернские

Городские

Уездные

Схема №68

studfiles.net

Согласно «Закону об избрании в Государственную Думу» от 11 декабря 1905 г. один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии

Придя к власти, Временное правительство
 (*ответ*) из центральных ведомств упразднило лишь министерство императорского двора и уделов
 упразднило все центральные ведомства
 из центральных ведомств упразднило министерство государственного контроля
 сохранило все без исключения центральные ведомства империи
Рабочие комитеты в промышленных заведениях создавались на предприятиях по предложению
 (*ответ*) 1/10 части рабочих, на них занятых
 половины рабочих предприятия
 квалифицированного большинства рабочих
 всех рабочих данного предприятия
Распорядительным органом городского самоуправления после городской реформы 1870г. являлась(ся)
 (*ответ*) Городская дума
 Городская управа
 Главное выкупное учреждение
 Совет Министров
Реформа 60-70-х годов XIX в. освободила от воинской повинности
 (*ответ*) народы Средней Азии
 (*ответ*) народы Казахстана
 (*ответ*) некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера
 народы Прибалтики
Реформирование университетского образования осуществлялось в соответствии с _, получившим после утверждения императором 18 июля 1863г. силу закона
 (*ответ*) Университетским Уставом
 Университетским положением
 «Положением о начальных и народных училищах»
 «Уставом гимназий и прогимназий»
Решения Государственной Думы должны были направляться для дальнейшего рассмотрения в
 (*ответ*) Государственный совет
 лично императору
 Совет министров
 Сенат
Россия была объявлена Республикой
 (*ответ*) 1 сентября 1917 г.
 25 мая 1917 г.
 1 января 1917 г.
 28 апреля 1917 г.
Россия вступила в I Мировую войну
 (*ответ*) не завершив реорганизацию и перевооружение
 полностью боеспособной
 с огромной нехваткой вооружения и боеприпасов
 с недостаточным количеством опытных главнокомандующих
С конца XIX в. легитимность власти в России
 (*ответ*) стала быстро утрачиваться
 оставалась прежней
 повышалась под влиянием революционеров
 стала резко увеличиваться
С мая 1917 г. все составы Временного правительства включали представителей _ партий
 (*ответ*) революционно-демократических
 (*ответ*) буржуазных
 (*ответ*) социальных
 либеральных
Сельскохозяйственные рабочие, не имеющие собственности на средства производства, назывались
 (*ответ*) батраками
 наемными рабочими
 временно-обязанными крестьянами
 кулаками
События, негативно отразившиеся на государственности и праве Российской Империи - это:
 (*ответ*) расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г.
 (*ответ*) роспуск Государственной Думы (I и II)
 (*ответ*) «распутинщина»
 (*ответ*) столыпинская реформа
 роспуск Государственной Думы (III и IV)
Согласно «Закону об избрании в Государственную Думу» от 11 декабря 1905 г. один голос помещика приравнивался к
 (*ответ*) 3 голосам буржуазии
 (*ответ*) 15 голосам крестьян
 (*ответ*) 45 голосам рабочих
 20 голосам крестьян
 1 голосу буржуазии

www.soloby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *