История шумера – Шумеры «изобрели» почти все, что мы имеем сегодня.

Шумер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Энки (Эа), шумерский Бог-создатель реки Тигр, упоминаемой в Ветхом Завете. Река Тигр течёт из Эдема, рая

Шуме́р (аккад. Šumerû, шум. Ki-en-gi(-r)[1]) — историческая область в Южной Месопотамии (южная часть современного Ирака), а также название ранней цивилизации, существовавшей в указанной области и смежных районах в эпоху ранней бронзы (середина IV—III тысячелетия до н. э.). Шумерская цивилизация — составная часть единой шумеро-аккадской цивилизации Древней Месопотамии; вероятно, она является древнейшей в мире[2], а её коренную территорию традиционно называют «колыбелью цивилизации».

Хронологические рамки шумерской цивилизации соответствуют времени, когда шумерский язык использовался в быту в качестве разговорного. С точки зрения периодизации истории Древней Месопотамии этому соответствуют периоды: протописьменный, раннединастический, аккадский, владычества кутиев и III династии Ура. Возникновение шумерской цивилизации относится к середине IV тысячелетия до н. э. (протописьменный период), когда в Южной Месопотамии фиксируются признаки городской революции: протогорода и «номовые» территориальные структуры, монументальная архитектура, концептуальные стили изобразительного искусства, письменность. Завершение городской революции относится к раннединастическому периоду (первая половина III тысячелетия до н. э.), когда в Южной Месопотамии распространяется система шумерских городов-государств (Урук, Ур, Киш, Лагаш и др.), постоянно боровшихся между собой за гегемонию. В результате этой борьбы во второй половине III тысячелетия до н. э. указанные государства были объединены в рамках крупных восточных деспотий — Аккадского царства и Державы III династии Ура (Шумеро-Аккадского царства), существование которых разделял период владычества иноземцев-кутиев и доминирования II династии Лагаша. От эпохи Шумеро-Аккадского царства III династии Ура дошёл основной объём известных нам литературных текстов на шумерском языке, вследствие чего указанный период иногда называют «ренессансом» древней цивилизации; однако именно в это время шумерский язык наиболее стремительно вытеснялся аккадским из разговорной речи. После падения III династии Ура, политический центр окончательно переместился севернее, в область Аккад, шумерский язык все больше выходил из бытового употребления, основными центрами древней культуры оставались лишь храмы и школы старых городов исторической области Шумер (прежде всего Ниппур). В первой половине II тысячелетия до н. э., во время борьбы вавилонского царя Самсуилуны с царством Приморья, эти центры

ru.wikipedia.org

История древних шумеров

Шумеры — первая человеческая цивилизация, оставившая письменные памятники. Она загадочно возникла в плодородной Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) в IV тысячелетии до н.э. Язык шумеров не родственен ни одному из известных древних и современных языков. Откуда же пришел этот народ? Шумерская мифология утверждает, что его клонировали инопланетяне.

 

Шумерская цивилизация — неисчерпаемый источник вдохновения для сторонников теории палеоконтактов — визитов НЛО на землю в древности. И это неудивительно, ведь при рассказе об этом народе постоянно приходится употреблять слово «впервые».

 

Согласно историческим данным, шумеры изобрели много необходимых вещей, например: колесо, гончарный круг, деньги (изначально они были похожи на маленькие серебряные слиточки), первую письменность, заимствованную позже другими народами. Также именно шумеры впервые в истории человечества создали обучающие школы, суды, закон, парламент и выборы. Интересно, как они дошли сами до всего этого, или может быть им помогли?

 

Шумерские мастера поражают своими достижениями. Они изобрели печь для обжига кирпича и стали первыми использовать этот материал для строительства домов, многоэтажных дворцов и квадратных башен — зиккуратов. Когда был исчерпан запас самородной меди, шумеры освоили процессы выплавки металлов из руд, обогащения руды, литья. Они впервые стали получать сплав меди и олова — бронзу, положив тем самым начало новому периоду в истории человечества — бронзовому веку.  Причем они смогли не только отыскать где-то олово, месторождений которого нет в Месопотамии, но и извлечь его из руды — минерала касситерита, или оловянного камня, что достаточно сложно с технической точки зрения. Наконец, они вычислили оптимальное соотношение компонентов сплава — 85% меди и 15% олова.

 

На территории Месопотамии обнаружены десятки тысяч шумерских глиняных табличек с клинописью, многие из которых до сих пор не расшифрованы. Но те, что удалось расшифровать, стали сенсацией в научном мире. Оказалось, что шумеры знали все планеты Солнечной системы, причем, в отличие от многих более поздних цивилизаций, например Средневековой Европы, полагали, что Земля и другие планеты вращаются, а Солнце и звезды неподвижны. На обожженных кусочках глины были обнаружены точнейшие астрономические таблицы для расчетов фаз Луны, солнечных затмений, траекторий планет.

 

Шумерский календарь тоже был исключительно точен. Шестидесятеричная система счисления, принятая этим/удивительным народом, позволяла вычислять дроби, возводить в степень, извлекать корни. От Шумерского календаря нам досталось деление часа на 60 минут и минуты — на 60 секунд. На шестидесятеричной системе основано деление суток на 24 часа, а года —  на 12 месяцев, фута на 12 дюймов.

 

Шумерские астрономы и математики ввели в обиход основные понятия современной сферической астрономии: деление небесной сферы на северный, центральный и южный сегменты, окружность в 360°, зенит, горизонт, эклиптику, оси небесной сферы, полюсы, равноденствие. Ряд ученых предполагают, что шумерам была известна прецессия — явление отклонения земной оси под влиянием притяжения Луны и Солнца. Цикл прецессии составляет примерно 26 тысяч лет. Откуда древние люди получили такие знания и зачем они были им нужны?

 

Согласно знаниям шумеров, в Солнечной системе есть 12 планет,  одна из которых называется — Нибиру или «пересекающая планета». Она движется по очень вытянутой эллипсовидной орбите. И через каждые 3600 лет  приближается на рекордно малое расстояние от Земли, тем самым сближаясь и с Марсом и с Юпитером,  после чего обратно исчезает в темных  глубинах селенной. На этой планете живут анунаки — шумерские боги. Это высокоразвитая цивилизация долгожителей, возраст которых по земным меркам достигает 360 тысяч лет. Они многократно посещали Землю в прошлом и наладили на ней добычу золота, необходимого для защиты разрушающейся атмосферы их родной планеты. Раз в 3600 лет, в моменты наибольшего сближения с Землей, анунаки перегружали добытое золото на Нибиру. Постепенно среди рудоко-пов зрело недовольство, что им приходится заниматься неквалифицированным тяжелым трудом в шахтах. Тогда руководители экспедиции, верховные боги Ану и Энлиль, решились на смелый эксперимент по созданию помощников — земных людей.

 

На глиняных табличках подробно изложено, как Энлиль взял яйцеклетку обезьяны и примешал к ней «то, что связывает память» (на современном языке — молекулу ДНК), извлеченное из очищенной особым образом крови анунака. К яйцу была добавлена некая «душа», также выделен-ная из организма анунака. Подготовленную яйцеклетку поместили в матку «донора» — богини Нинти («дарующей жизнь»). Про нее сказано, что она постоянно мыла руки — то есть для эксперимента требовалась полная стерильность.

 

После длительного вынашивания плода и кесарева сечения на свет появился человек. Чтобы род человеческий мог размножаться самостоятельно, из тканей тела первого мужчины была клонирована первая женщина. Инопланетные генетики поделились со своими подопечными знаниями, необходимыми для успешной хозяйственной деятельности и освоения новых территорий.

 

Жаль только, что они не передали людям своего долголетия…

 

Есть ли в этом рассказе хоть крупица истины?

 

Еще Кеплер высказал предположение, что между Марсом и Юпитером может проходить орбита неизвестной планеты Солнечной системы. Недавно специалисты НАСА, изучая данные, полученные со спутников, также признали, что за орбитой Плутона может находиться еще одно небесное тело.

 

Кроме того, современные генетики заявили, что общим предком всех людей по материнской линии является некая «митохондриальная Ева», которая жила 250 тысяч лет назад.

mir-faktov.com

История древних шумеров

Введение

ШУМЕРЫ — первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад – семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Ок. 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи.

1.История образование государства Древнего Шумера

Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играли боги Ану, Энлиль и Энки. И, наконец, едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии, составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун, однако гор на этом острове нет.

Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей, правивших «до потопа», и приводит фантастические цифры их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н. э., так называемый «Царский список». Кроме Эреду, в качестве «допотопных» центров шумеров «Царский список» называет Бад-Тибиру, Ларак (впоследствии малозначимые поселения), а также Сиппар на севере и Шуруппак в центре. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив — этого шумеры просто не могли — местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов -государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными.

I раннединастический период (ок. 2750—2615 до н. э.)

В начале 3-го тыс. до н. э. в Двуречье существовало около полутора десятков городов-государств. Окрестные, мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином «номы».

Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур — храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

Анализ как «Царского списка», так и археологические данные показывают, что двумя главнейшими центрами Нижней Месопотамии с начала Раннединастического периода являлись: на севере — Киш, господствующий над сетью каналов группы Евфрат-Ирнина, на юге — поочерёдно Ур и Урук. Вне влияния, как северного, так и южного центров обычно находились Эшнунна и прочие города долины реки Диялы, с одной стороны и ном Лагаш на канале И-нина-гена, с другой.

II раннединастический период (ок. 2615—2500 до н. э.)

Поражение Аги под стенами Урука вызвало, как кажется, нашествие эламитов, покорённых его отцом. Кишская традиция помещает после I династии Киша династию эламского города Авана, которая, очевидно, установила свою гегемонию, помимо Элама, и в северной части Двуречья. Та часть «списка», где следовало бы ожидать имена царей династии Авана, повреждена, но возможно, что одним из этих царей был Месалим.

На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его преемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака, сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура, по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук, Адаб, Ниппур, Лагаш, Шуруппак, Умма и др. Если принять во внимание территории, охваченные этим союзом, можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима, поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединённое государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в дела Шуруппака или об уплате им дани.

Правители «номовых» государств, включенных в военный союз, титула «эн» (культовый глава нома), в отличие от правителей Урука, не носили, а обычно называли себя энси или энсиа[к] (аккад. ишшиаккум, ишшаккум). Термин этот видимо означал «господин (или жрец) закладки сооружений». В действительности, однако, энси имел и культовые, и даже военные функции, так он возглавлял дружину из храмовых людей. Некоторые правители номов стремились присвоить себе титул военного вождя — лугаля. Часто это отражало претензию данного правителя на независимость. Однако не всякий титул «лугаль» свидетельствовал о гегемонии над страной. Военный вождь-гегемон называл себя не просто «лугалем своего нома», а либо «лугалем Киша» если претендовал на гегемонию в северных номах, либо «лугалем страны» (лугаль Калама), для получения такого титула необходимо было признание военного верховенства данного правителя в Ниппуре, как центре общешумерского культового союза. Остальные лугали по своим функциям практически не отличались от энси. В некоторых номах были только энси (например в Ниппуре, Шуруппаке, Кисуре), в других только лугали (например в Уре), в третьих и те и другие в разные периоды (например в Кише) или даже, может быть, одновременно в ряде случаев (в Уруке, в Лагаше) правитель временно получал титул лугаля вместе с особыми полномочиями — военными или другими.

III раннединастический период (ок. 2500—2315 до н. э.)

III этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными.

mirznanii.com

История шумеров и шумерской цивилизации

Ниневия, как часть Месопотамии, всегда привлекала историков и путешественников. Но на протяжении столетий здесь правили исламы, и попасть в этот район ради раскопок было невозможно. Поэтому любопытство приходилось отодвигать подальше, и довольствоваться теми крохами знаний, которые исследователям предоставили греки и римляне. Кстати, если бы попасть в Месопотамию можно было лет 500 назад, о шумерах стало бы известно значительно раньше. Координаты древнейших городов были описаны в трудах арабских исследователей, которые хранились в местных библиотеках, и которыми пользовались в свое время древнейшие европейские ученые и писатели.

Ниневию в 612 году до нашей эры разрушили войска царя Мидия, которые ненавидели ассирийскую цивилизацию и все, что с ней было связано. Стремясь уничтожить даже память об Ассирии, мидийские войска разрушали все немногое, что осталось к тому времени от шумерской цивилизации. Ученые средних веков, стремясь познать прошлое, даже во снах видели сказочную Ниневию, погребенную под слоями песка и глины. Правда, поиски чаще всего вели в неверном направлении, и лишь некоторые догадались, что копать нужно вблизи Мосула. А помог им всем практически нечаянно итальянский купец из Неаполя Пьетро дела Валле. В 1616 году он, чтобы заглушить муки от потери невесты, которую выдали замуж за другого, поехал на Восток. Три года он путешествовал по Персии, и все это время описывал в трехтомнике все свои открытия и находки. Именно он дал сведения о руинах, по которым впоследствии опознают Вавилон и Персеполь. И именно он впервые зарисовал непонятные знаки, найденные им на кирпичах. С удивительной для простого купца проницательностью, он предположил, что это были не рисунки, как считали многие открыватели до него, и не следы от когтей демона, как утверждали арабы, а письмена. Причем которые нужно читать слева направо. Именно его зарисовки из путешествия на протяжении двухсот лет исследовали затем европейские ученые, пытаясь расшифровать клинообразные письмена. И лишь спустя двести с лишним лет клинопись была расшифрована, и вместе с тем начались раскопки в северной Месопотамии.

В 1843 году Поль Эмиль Ботта вплотную занялся исследованием местечка под названием Дур Шаррукин, которое в современном ему мире называлось Хорсарбад, и находки стали извлекаться одна за другой, поражая культурный мир новыми сведениями о древнейших поселениях.

Вслед за французами в Месопотамию помчались английские исследователи, тоже желавшие получить в свои музеи и сокровищницы хотя бы часть древнейших богатств и свидетельств непонятной культуры. Сэр Остин Генри Лэйард в 1847 году облюбовал для раскопок место всего в десяти километрах ниже по течению реки Тигр от французского лагеря. Именно ему посчастливилось откопать легендарную Ниневию.

На протяжении нескольких веков, начиная с примерно 800 года до нашей эры, это была ассирийская столица, в которой правили такие известные истории цари, как Ашшурбанипал и Сеннахириб. Многие помнят, что именно Ашшурбанипал организовал знаменитую Куюнджикскую библиотеку, где хранилось более трехсот тысяч клинописей…

melma.ru

Краткая история шумеров. — История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Субареи – начало истории Месопотамии

Крайне заболоченную в доземледельческий период Месопотамию первым в истории освоило племя субареев, которое, вероятнее всего, не было родственно ни шумерам, ни семитам. Субареи пришли в Междуречье в VI тысячелетии до Р. Х. с северо-востока, от предгорьев хребта Загроса. Они создали археологическую Убейдскую культуру «бананового языка» (V – начало IV тысячелетия до Р. Х.). Стоя уже на довольно высокой степени развития, субареи умели плавить медь (позднее они научили этому и шумеров). В войне субареи пользовались доспехами из кожаных перевязей с медными бляхами и островерхими шлемами в виде морд рептилий, которые закрывали всё лицо. Эти первые жители Месопотамии строили храмы в честь своих божеств с «банановыми» именами (с повторявшимся последним слогом – как в английском «banana»). Субарейские боги почитались в Междуречье вплоть до античной эпохи. Но искусство земледелия не продвинулось у субареев слишком далеко – они не строили характерных для всех позднейших месопотамских культур крупных ирригационных систем.

Начало истории шумеров

В начале IV тыс. до н. э. наступил новый этап истории Междуречья. На юге его расселились шумеры – племя неясного происхождения. Различные исследователи пытались связать шумеров в языковом отношении и с народами Кавказа, и с дравидами, и даже с полинезийцами, но все гипотезы на этот счёт до сих пор недостаточно убедительны. Неизвестно и то, каким именно географическим маршрутом шумеры пришли в Месопотамию. Эти новые жители заняли не всё Двуречье, а лишь юг его – области, близкие к Персидскому заливу. На смену субарейской культуре Убейд пришла шумерская культура Урук. Субареи, по всей видимости, были частью вытеснены, частью ассимилированы. В последующие века они продолжали жить на севере и востоке от шумеров (Верхняя Месопотамия именовалась в III тысячелетии до Р. Х. «страной Субарту»), пока к 2000 г. до Р. Х. были ассимилированы ещё более северными соседями – хурритами.

Месопотамия с древнейших времён до конца III тысячелетия до Р. Х. Карта

История шумеров в IV тысячелетии до Р. Х., до катастрофического потопа, случившегося около 2900 г. до Р. Х., известна плохо. Судя по смутным, полулегендарным воспоминаниям, среди шумерских городов поначалу выдвинулся Эриду (Эреду), а затем особое религиозное значение получил Ниппур со своим храмом Энлиля (бог воздуха и дыхания). В IV тысячелетии до Р. Х. область шумеров представляла собой, насколько можно понять, довольно сплочённую «конфедерацию» из множества самостоятельных общин («номов»). Месопотамия, где шумеры развили крупное земледельческое хозяйство, была богата хлебом, но бедна лесом и минеральными ресурсами. Поэтому развивалась обширная торговля с соседними странами через коммерческих агентов – тамкаров. В середине – второй половине IV тыс. до н. э. однотипные шумерские колонии появились на огромных пространствах вне самого Шумера: от Верхнего Евфрата до Юго-Западного Ирана (Сузы). Они служили там не только торговыми, но и военными центрами. Создание колоний на таких расстояниях было бы невозможно без общешумерского политического единства, воплощавшегося в вышеупомянутой «конфедерации».

В Шумере того исторического периода уже существовало заметное общественное расслоение (богатые погребения) и письменность, созданная в первую очередь для хозяйственного учёта. Во главе отдельных общин обычно стоял не светский монарх, а верховный жрец (эн – «господин»). Установлению теократии способствовали природно-хозяйственные условия. В отличие от субареев, шумеры стали вести земледелие на основе крупных ирригационных систем из множества каналов. Их сооружение требовало масштабных коллективных работ, которые велись в больших храмовых хозяйствах. Вследствие этих географических особенностей Нижней Месопотамии у шумеров рано стали утверждаться «социалистические» формы экономики, о формах и примерах которых будет рассказано ниже.

Шумеры и «всемирный потоп»

Около 2900 до Р. Х. Шумер пережил гигантское наводнение, оставшееся в народных преданиях как шестидневный «всемирный потоп». Согласно шумерским сказаниям (заимствованным позже семитами), во время потопа погибло множество людей. «Всё человечество стало глиной» – уцелел лишь правитель города Шуруппака, праведникЗиусудру (прообраз библейского Ноя), которому бог мудрости Энки (Эа) открыл приближение катастрофы и посоветовал построить ковчег. На своём ковчеге Зиусудра причалил к высокой горе и дал начало новому человеческому роду. Потоп отмечен во всех шумерских царских списках. Его действительные археологические следы открыты ещё во время раскопок Вулли (начало XX века): толстые слои глины и ила, разделяют городские постройки и относятся как раз к началу III тысячелетия. В литературе шумеров много упоминаний о периоде «до потопа», но рассказы о нём, видимо, сильно искажают подлинную историю. Об обширном ниппурском союзе IV тысячелетия до Р. Х. позднейшие шумеры воспоминаний не сохранили. Они полагали, что и в тот период, как и тысячу лет спустя, их страна была не единой, а раздробленной.

Шумерская статуэтка с изображением молящегося мужчины, ок. 2750-2600 до Р. Х.

Шумеры и аккадцы – кратко

Ещё до потопа в Нижнюю Месопотамию начали с востока и юга проникать неродственные шумерам племена восточных семитов. После потопа (а по мнению ряда археологов, уже и до него) прежняя шумерская культура Урук сменилась более высокоразвитой – Джемдет-Наср. Приход семитов, видимо, не обошёлся без военных столкновений с шумерами (раскопки выявляют следы разрушений на крепостях). Но потом обе нации, сохранив каждая свой язык и не смешавшись окончательно, составили «симбиотическую» общность «черноголовых». Одна ветвь восточных семитов (аккадцы) обосновалась в близком соседстве с шумерским ареалом, а вторая (ассирийцы) – на Среднем Тигре. Аккадцы заимствовали от шумеров более высокую культуру, письменность, культы богов. Шумерское письмо представляло собой иероглифическую пиктографию, хотя многие его символы стали слоговыми. В нём насчитывалось до 400 знаков, но и зная всего 70-80, можно было неплохо читать. Грамотность среди шумеров была широко распространена.

Образец шумерской клинописи — табличка царя Уруинимгины

Борьба за гегемонию в Шумере

Земледелие по-прежнему велось не в индивидуальных, а, прежде всего, в крупных, коллективных храмовых хозяйствах. В шумерском обществе был весьма многочисленным слой рабов и пролетариев, трудившихся исключительно за еду, но было и немало мелких арендаторов на землях крупных собственников. В середине III тысячелетия до Р. Х. прежних правителей жрецов (энов) всё чаще сменяли лугали (по-аккадски – шарру). Среди них были уже не только религиозные, но и светские вожди. Шумерские лугали напоминали греческих тиранов – они были более независимы от гражданской общины, часто захватывали власть насильственно и правили, опираясь на войско. Численность войска в отдельном городе доходила тогда до 5 тысяч человек. Шумерские дружины состояли из тяжеловооружённых пехотинцев и колесниц, запряжённых ослами (лошадей до прихода индоевропейцев не знали).

Существовавшая в предшествующий период истории сплочённая шумерская «конфедерация» распалась, и среди городов началась борьба за гегемонию, в которой победители не полностью отнимали у побеждённых «номов» независимость, а лишь подчиняли их своему главенству. Гегемоны и в этот период стремились получить религиозную санкцию своего первенства от ниппурского храма Энлиля. Первым гегемоном Шумера после потопа стал город Киш. Сохранилось предание о кишском цареЭтане (XXVIII в. до н. э.), который на божественном орле поднялся в небеса к богам, чтобы добыть себе «траву рождения» и обзавестись наследником. Его преемник Эн-Мебарагеси – первый царь шумерской истории, от которого остались не только легендарные воспоминания, но и вещественные памятники.

Сын Эн-Мебарагеси Агга (ок. 2600 г.?) открыл войну с другим шумерским городом, Уруком, где воцарился Гильгамеш, сын эна Лугальбанды. Однако во время неудачной осады Агга был взят в плен Гильгамешем, и гегемония Киша сменилась гегемонией Урука. Гильгамеш сделался величайшим героем шумерских исторических сказаний. Мифы повествовали, как он поднялся на высокие Кедровые горы к востоку от Междуречья и убил там демона кедров Хумбабу, врага людей (через несколько веков месопотамский эпос перенёс место этого подвига в более знаменитые кедровые горы Ливана). Потом Гильгамеш захотел стать равным богам и наперекор их воле добрался до них в поисках «травы бессмертия». Однако на обратном пути героя эту траву съела змея (которая с тех пор, по шумерским повериям, сбрасывая кожу, «обновляет свою жизнь»). Гильгамеш остался смертным.

Уже около 2550 г. у Урука отнял гегемонию город Ур. Самым известным царём Ура был Месанепада. Именно ко времени первенства Ура относится раскопанное археологами погребение царицы (верховной жрицы?) Пуаби (Шубад), вместе с которой были похоронены десятки отравленных людей, животных и много великолепных предметов. Ур и Урук вскоре объединились в одно богатое государство (со столицей в Уруке), но гегемонию в Шумере оно утратило.

Мозаика из царских гробниц Ура (ляпис-лазурь)

Мир шумеров

«Мир», хорошо известный шумерам на этом этапе истории, был очень широк – он простирался от Кипра до долины Инда. Область на юго-западе от Шумера (граница с Аравией) именовалась «горами Эанны». На северо-западе жили северные семиты, чьим крупнейшим центром была сирийская Эбла. Их территорию шумеры называли Марту, а аккадцы – Амурру (отсюда собирательное имя этой группы народностей – амореи). В середине III тысячелетия Эбла возвысилась так, что объединила вокруг себя всю Сирию. На сирийском берегу уже в III тысячелетии стояли торговые города финикийцев. Верхняя Месопотамия в III тысячелетии до Р. Х. была населена субареями (страна Субарту). К северу от них (между озёрами Ван и Урмия) жили хурриты (родственники современных вайнахов), а к востоку – кутии (родственники дагестанцев). Территории от хребта Загроса до Гималаев (большую часть Ирана, Юг Средней Азии, Северо-Запад Индии) тогда населяли дравиды. Лишь позднее они были оттеснены индоариями на юг Индостана, где в III тысячелетии до Р. Х. жили племена австроазиатской языковой семьи. Созданная дравидами на Инде Хараппская цивилизация была хорошо известна шумерам под названием Меллуха (у ариев «млеччха» – этноним, произошедший от самоназвания тамошних дравидов?). Юго-Западный Иран именовался в то время Эламом и представлял собой объединение нескольких княжеств, чьи жители (отрасль дравидов?) имели в Месопотамии репутацию злых колдунов и алчных грабителей. Западный Иран («горная страна кедра») на границе кутиев, Элама и Месопотамии был населён родственниками эламитов, лулубеями. В Центральном Иране располагалась страна Аратта, а в прикаспийском – большие города с развитой металлургией (область древних племён каспиев). В Юго-Восточном Иране существовало сильное царство Варахше, а в северо-восточном – золотоносная страна Харали (к которой принадлежат туркменские памятники в Анау и Намазге). Шумер вёл оживлённую морскую торговлю с долиной Инда, в гробницах Ура находят и лазурит из Бадахшана.

Великие державы Шумера

В ходе дальнейшей борьбы за гегемонию в истории Месопотамии стали возникать и исчезать, как мыльные пузыри, эфемерные великие державы. Основателем первой известной из них стал Лугальаннемунду – царь небольшого шумерского городка Адаба. По некоторым сведениям, около 2400 г. до Р. Х. он подчинил себе территории от Средиземного моря до нынешней пакистанской границы. Но эта держава рухнула уже через несколько лет, ещё при жизни своего создателя.

В шумерском городе Лагаше в конце XXIV в. до Р. Х. правитель захватил в личный фонд половину всей земли и стал угнетать народ. Против него вспыхнуло восстание. Народное собрание низвергло тирана и провозгласило лугалем Уруинимгину, который снизил налоги, частично кассировал долги и отделил храмовые земли от личных земель правителя. Но в соседнем городе Умма в это же время выдвинулся враждебный «демократии» царь-аристократ Лугальзагеси. Он победил всех своих соседей (в том числе Уруинимгину) и создал новую великую державу, куда вошли земли от Средиземного моря до Персидского залива. Отдельные города внутри неё сохраняли самоуправление, но должны были вступать с гегемоном в «личную унию». Свою столицу Лугальзагеси перенёс в Урук.

Царь Аккада Саргон Древний

В борьбе с Лугальзагеси погиб царь Киша. Однако в расположенном недалеко от Киша городке Аккаде укрылся с остатками кишских сил один из не слишком высокопоставленных приближённых павшего монарха, по национальности не шумер, а аккадец и, по преданию, сирота-подкидыш. Он объявил себя «истинным царём»: по-аккадски «Шаррум-кен», а в общераспространённой транскрипции «Саргон». К Саргону стеклись толпы людей, которых он стал возвышать, невзирая на знатность происхождения. Выступив в роли демократического вождя, Саргон создал легковооружённую «народную армию» лучников, которая стала громить традиционную шумерскую тяжёлую пехоту. Захватив вначале Верхнюю Месопотамию, Саргон предложил Лугальзагеси союз и династический брак. Тот отказался – и был разбит и казнён. После 34 битв Саргон покорил весь Шумер, а затем его прославленная в истории Аккадская держава благодаря завоеваниям распростерлась от Средиземного моря и реки Галиса (Кызыл-Ырмак) в Малой Азии до Белуджистана. В Аравии ей принадлежал весь южный берег Персидского залива. По размерам Аккадское царство не превзошёл никто (не исключая и Ассирии) до основания Персидской монархии Ахеменидов. Саргон Древний (правил 2316-2261 до Р. Х.) уничтожил автономию месопотамских «номов». Его Аккадская монархия, в отличие от прежних шумерских крупных держав, была централизованной.

«Маска Саргона». Найденная в Ниневии скульптура, которая, как считается, изображает Саргона Древнего или его внука Нарамсуэна

Правительство Аккада присвоило себе храмовые земли и часть земель общин. Рост государственного землевладения продолжался и при преемниках Саргона. Официальным языком нового царства являлся не только шумерский, но и аккадский (в этом выражалось не только повышение роли семитской национальности, но и намеренное пренебрежение «демократа» Саргона к древней аристократически-«благородной» традиции). Чтобы добыть средства для новых и новых захватов, Саргон угнетал народ. Уже в последние его годы начались восстания народа и знати, от которых самому Саргону, согласно легенде, пришлось прятаться в сточной канаве. Его преемник Римуш был убит своими вельможами: они забили его насмерть тяжелыми каменными печатями, которые носили на поясе. Последующие цари Аккада открыли борьбу с непрерывными мятежами. Вырезая целые города и тысячами казня сдавшихся, они подавляли восстания в Шумере и дальних областях державы.

Нашествие кутиев

Внук Саргона Нарамсуэн (2236–2200 гг. до н. э.) вначале сумел усмирить охватившее империю мятежное движение и даже расширить её. Он не стал просить подтверждения своих царских титулов у жрецов, вопреки прежним канонам заставил народ провозгласить себя богом и усилил централизацию. Но вскоре на Аккад обрушились неизвестные до того северные варвары («воины манда») – возможно, индоевропейцы из-за Кавказа. Они создали большой союз, к которому примкнули кутии и лулубеи. Нарамсуэн сумел разбить самих «воинов манда», однако борьбу с ним вскоре возобновили кутии. Царь пал в этой борьбе – и люди видели в этом кару за посягательство на божеский статус. Преемник Нарамсуэна Шаркалишарри вначале изгнал кутиев из Северной Месопотамии, но затем был разбит.

Южная часть Двуречья (Шумер) попала в зависимость от кутиев (ок. 2175 г. до Р. Х.). Своими «наместниками» в стране варвары сделали дружественных им царей Лагаша. Из этих царей в истории лучше всего известен Гудеа (2137-2117 гг.), который воздвиг грандиозный храм бога Нингирсу и создал при нём большое хозяйство. Верхнюю (Северную) Месопотамию после кутийских войн, в XXII веке до Р. Х., заняли отчасти хурриты (на которых теперь перешло название ассимилированных ими субареев), отчасти западные семиты – сутии, которые завладели также Сирией, ассимилировали эблаитов и унаследовали их племенное название амореев. В союз сутиев входили и предки евреев.

Царь Лагаша Гудеа

III династия Ура

Господство кутиев было сокрушено народным восстанием, поднятым рыбаком Утухенгалем, который восстановил «Царство Шумера и Аккада» с официальным шумерским языком и столицей в Уруке. Дружественный кутиям Лагаш был жестоко разгромлен, а его цари потом даже не упоминались в списке шумерских правителей. Утухенгаль неожиданно утонул при осмотре канала (возможно, был убит), и ему наследовал один из его соратников, Ур-Намму, наместник Ура (в области которого и утонул Утухенгаль). Столица нового шумерского государства теперь перешла в Ур. Ур-Намму стал основателем III династии Ура.

Аккадская империя Саргона Древнего и держава III династии Ура

Ур-Намму (2106–2094 гг. до н. э.) и его сын Шульги (2093–2046 гг. до н. э.) водворили в Шумере социалистический строй, опиравшийся на огромные государственные хозяйства. Большая часть населения работала там за пайки в очень плохих условиях от рассвета до заката в виде пролетарских бригад из гурушей (мужчин) и нгеме (женщин). Мужчина получал 1,5 литра ячменя в день, женщина – вдвое меньше. Смертность в такого рода «трудармиях» иногда достигала 25% в месяц. Небольшой частный сектор в экономике, впрочем, всё же сохранился. От просуществовавшей менее века III династии Ура до нас дошло больше документации, чем от всей остальной истории Месопотамии. Казарменно-социалистическое хозяйствование было при ней крайне неэффективным: иногда столица голодала, в момент, когда отдельные мелкие городки располагали крупными запасами зерна. При Шульги был создан знаменитый «Шумерский царский список», фальсифицировавший всю национальную историю. В нём утверждалось, что Шумер всегда был единым государством. Границы владений III династии Ура были близки к Аккадской державе. Они, правда, не заходили в Малую Азию, Аравию и Юго-Восточный Иран, зато в Загросе распространялись даже шире. Ур-Намму и Шульги вели постоянные войны (особенно с кутиями), сопровождаемые лживым трубадурством о «непрерывных победах», хотя военные кампании далеко не всегда были успешными.

Храмовая часть шумерского города Ура с большим зиккуратом

Конец III династии Ура был внезапным: около 2025 г., когда её царь Иббисуэн вёл упорную войну с Эламом, на него с севера и запада напали сутии-амореи. Посреди военной неразберихи рабочие государственных латифундий стали разбегаться. В столице начался голод. Чиновник Ишби-Эрра, посланный Иббисуэном за зерном в Иссин, захватил этот город и объявил себя царём (2017 г.). Война длилась после этого ещё лет 15. Иббисуэн попал в плен к врагам. Страшно разгромленный юг Месопотамии признал власть нового «царя Шумера и Аккада» Ишби-Эрры, которому подчинились и расселившиеся до Персидского залива амореи. Шумерская социалистическая система рухнула вместе с III династией Ура. Преобладающим сословием стали мелкие арендаторы государственных и храмовых земель.

Цари Иссина считали себя продолжателями империи III династии Ура, именуясь по-прежнему государями «Шумера и Аккада». Падение Ура считалось при них великой трагедией, по поводу которой составлялись трагические литературные плачи. После расселения на юге Месопотамии сутиев-амореев доля семитов в местном населении возросла настолько, что шумерский язык перестал употребляться в живой речи, хотя официальная и храмовая документация ещё долго по исторической традиции продолжала вестись на нём.

Конец истории шумеров

Разграбив южную и центральную часть Междуречья, сутии-амореи поначалу расселились по сельским их местностям. Там эти семитские кочевники продолжали заниматься привычным для них скотоводством, поначалу мало проникая в города, а лишь торгуя с их жителями. В первое время сутии признали власть царей Иссина, однако мало-помалу их племенные союзы стали подчинять себе некоторые мелкие города. Часть таких центров стала расти и приобретать сильное политическое значение. Особенно выдвинулись Ларса (на юге), ставшая столицей старейшего племени сутиев-амореев – ямутбала, и незначительный доселе Вавилон в центре страны. Вавилон подчинился сутийскому племени амнану – части племенного союза биниямина, большая часть которого через несколько веков составила еврейское «колено Вениамин».

Сутийские вожди стали усиливаться, и к началу XIX века до Р. Х. Месопотамия распалась более чем десяток государств. Шумеры были постепенно поглощены семитами и растворились в их массе. Их существование в качестве особой национальности закончилось. Начало II тысячелетия до Р. Х. ознаменовалось концом шумерской истории, хотя юг Двуречья ещё несколько веков сохранял некоторые культурные отличия от центра и севера, составляя особую область «Приморье».

Источник   http://cont.ws/post/120705

hist-etnol.livejournal.com

Какой была история Шумера? | Культура

Считается, что Южная Месопотамия — не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения, сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное, чего там было в достатке, это тростника, глины и воды. Однако в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно, чтобы в самом конце 3-го тысячелетия до н.э. там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

Первые поселения на этой территории появились уже в VI тыс. до н. э. Откуда на эти земли пришли шумеры, ассимилировавшие местные земледельческие общины, не выяснено. Их предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении этого народа. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн.

Древняя легенда гласит:
«Однажды из Эритрейского моря, там, где оно граничит с Вавилонией, явился зверь, одаренный разумом, по имени Оанн. Всё тело у зверя того было рыбье, только под рыбьей головой была другая, человеческая, речь его также была человеческой. И изображение его сохранилось поныне. Это существо, бывало, проводило весь день среди людей, преподавая им понятия о грамотности, науках и всяких искусствах. Оанн научил людей строить города и возводить храмы… словом, обучил их всему, что смягчает нравы, и с тех пор никто более ничего удивительного не изобрел…
Он написал книгу о начале мира, о том, как он возник, и вручил её людям…».

Так повествует живший во времена Александра Македонского жрец Берос о происхождении Двуречья. Рассказ этот считается выдумкой, однако некоторые исследователи, в том числе и А. Кондратов, считают это все далеко не вымыслом. Это пересказ вавилонского мифа о приходе божества воды Эа, которое является трансформацией шумерского божества Энки.

Единственной правдой в этой легенде историки считают то, что шумерско-вавилонская культура распространялась с юга на север, а таинственное существо Оанн считается пришельцем с Индийского океана, т. е. с островов в Индийском океане, культура которых была очень развита.

Но существует более странная версия, согласно которой пришелец Оанн был представителем древней культуры, скрытой толщами Индийского океана…

Шумеры считали, что их предки пришли из таинственной страны Дилмун. Многие археологи считают, что эта страна располагалась на островах Бахрейн в Персидском заливе. Но крупнейший шумеролог профессор Самуэл Крамер доказал, что это не так. По мнению Крамера под древней страной Дилмун шумеры подразумевали… Индию. Но это опять-таки лишь версия.

Шумерский язык тоже продолжает оставаться загадкой, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей.

Основой хозяйственной жизни Двуречья были земледелие и ирригация. В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте, царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды — сначала вручную, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал — кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы.

С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации — города-государства, концентрировавшие вокруг себя мелкие города и поселения. Наиболее крупными среди них были Эшнуна, Сиппар, Куту, Киш, Ниппур, Шурупурак, Урук, Ур, Умма, Лагаш.
Уже с конца IV тыс. до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера — Экур, храм бога Энлиля.

В области медицины у шумеров были очень высокие стандарты. В найденной Лайярдом в Ниневии библиотеке царя Ашшурбанипала был четкий порядок, в ней был большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например, об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического.

Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями — им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов — по их размерам, назначению и по виду грузов.

Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов — процессом, при помощи которого различные металлы соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились производить бронзу — твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества.

Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь гелиоцентрической системой. У этого народа была хорошо развита математика, они знали и широко применяли астрологию. Интересно, что у шумеров была такая же астрологическая система, как и сейчас: они делили сферу на 12 частей (12 домов Зодиака) по тридцать градусов каждый. Математика шумеров представляла собой громоздкую систему, однако она позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Религия шумеров представляла собой довольно четкую систему небесной иерархии, хотя некоторые ученые считают, что пантеон богов не систематизирован. Возглавлял богов бог воздуха Энлиль, который разделил небо и землю. Творцами мироздания в шумерском пантеоне считались АН (небесное начало) и КИ (мужское начало). Основу мифологии составляла энергия МЕ, которая означала прототип всего живого, излучаемого богами и храмами. Боги в Шумере представлялись как люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, что весь миф проникнут симпатией к человеку. У шумеров было своеобразное представление о Рае, в нем не было места человеку. Шумерский Рай — это обитель богов. Считается, что взгляды шумеров нашли отражения в более поздних религиях.

История Шумера представляла собой борьбу крупнейших городов-государств за господство в своем регионе. Киш, Лагаш, Ур и Урук вели бесконечную борьбу в течение нескольких сотен лет, пока страну не объединил Саргон Древний (2316−2261 гг. до н. э.) — основатель великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива. В период правления Саргона, который, согласно преданию, был восточным семитом, стал шире употребляться аккадский (восточносемитский язык), однако шумерский сохранился и в быту, и в делопроизводстве. Аккадская держава пала в XXII в. до н.э. под натиском кутиев — племен, пришедших с западной части иранского нагорья.

В конце III тыс. до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось объединить все области Двуречья. С этой эпохой связан последний взлет шумерской культуры. Царство III династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада». Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, в то время, как население, в основном, говорило на аккадском. В эпоху правления III династии Ура был упорядочен шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет.

Падение III династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах централизованное хозяйство, что привело к истощению хлебных запасов и голоду в стране, которая в это время переживала нашествие амореев — западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже III и II тыс. до н. э. С этого времени Шумер больше не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий.

Литература:
1. Кувшинская И. В. Шумер // Всемирная история. Древний мир. — М. 2003. — С. 31−55.
2. Большой энциклопедический словарь. — М. 1998. — С. 1383.
3. Мифы народов мира // Под ред. Токарева А. С. — М. 7. I и II тома.

shkolazhizni.ru

Шумер – древнейшие государства мира | history-thema.com История

Около пяти тысяч лет назад человечество, абсолютное большинство времени своего существования пользовавшееся каменными орудиями, научилось обрабатывать медь и олово, выплавляя бронзу. Из бронзы изготовлялись удобные и качественные орудия, с которыми не мог сравниться камень. Наступил так называемый Бронзовый век – время отступления первобытнообщинных отношений и перехода людей к интенсивному производящему хозяйству, появления первых цивилизаций. Около 3000 г. до н.э., то есть, как раз на стыке эпох камня и бронзы в низовьях реки Евфрат в Месопотамии (современный Ирак) поселился народ шумеров. Шумеры заселили окрестности богатой извилистыми рукавами и сырыми старицами дельты Евфрата. Жилища они строили в стороне от берегов: во-первых, Евфрат часто разливался, выходил из берегов и затоплял земли вокруг, во-вторых, в болотистых низинах вдоль реки размножалось множество малярийных комаров, и лихорадка угрожала тем, кто неосторожно поселился бы близко к ее природному очагу.

Изобилие речной глины позволяло шумерам не оставаться без крыши над головой: из простых глиняных кирпичей, даже не обожженных, они возводили свои жилища. Со временем глина быстро крошилась, и такой дом необходимо было постоянно подмазывать и подстраивать. Однако возведение глиняных домов не требовало больших усилий, и селение легко и быстро могло переходить на другое место, если, например, его легкие постройки смывало очередное наводнение. Из речного тростника шумеры изготовляли лодки для передвижения по воде и ловли рыбы. Чтобы они не протекали, их обмазывали снаружи смолой. Глина была основным строительным и поделочным материалом у шумеров: археологи при раскопках шумерских поселений находят глиняную посуду и глиняные детские игрушки, а также таблички, являвшиеся письменными документами. Когда надо было зафиксировать какой-нибудь договор, изданный закон, составить запись доходов и расходов, например, храма, шумеры лепили из глины плоскую табличку и, пока глина не высохла, наносили на нее соответствующие письмена. Затем табличка обжигалась и затвердевала вместе с записями.

На Евфрате, который шумеры называли Буранун, еще до них жили первобытные племена. Но именно шумеры создали там первую цивилизацию – систему культурных и социальных достижений, позволяющих организовать и упорядочить жизнь не одной какой-то родовой общины, а целого народа. Откуда пришли сами шумеры, неизвестно. Согласно их сказаниям, они пришли из какой-то земли с высокими горами, проделав путь по морю. Прародиной всех людей же они считали остров Бахрейн в Персидском заливе. Там, действительно, археологами были обнаружены шумерские поселения, однако по возрасту они соответствовали тем же, что и находились в Месопотамии, а горы на Бахрейне отсутствуют. Сегодня уже расшифрована шумерская письменность, составлены словари шумерского языка, однако язык этот не имеет никаких сходств с другими известными языками.

Шумеры за розливом вина

Климат в Месопотамии пустынный и полупустынный. Для поддержания благосостояния многочисленного народа требовалось занятие земледелием с помощью орошения земель. К пшеничным, ячменным и ржаным полям проводились каналы от реки, по которым поступала вода. Однако эксплуатация оросительной системы требовала сложных навыков и большой ответственности: переувлажнение приводило к вымыванию из толщи земли на поверхность солей, которые портили поля. Необходимость организованного управления орошением и стала фактором, сплачивающим и организующим само общество, состоявшее из многих родов. Шумеры были твердо убеждены, что урожайность на полях, приплод у скота и все прочее, от чего зависела продуктивность их хозяйства, определяются волей покровительствовавших хозяйству и силам природы богов. Поэтому они стремились задобрить этих богов подношениями и обрядами, совершавшимися в храмах. Храмы и стали центрами управления обществом и хозяйством, а высшим авторитетом в народе обладали жрецы – служители культа, смотрители храмов. В шумерских землях сложилась так называемая храмовая община.

В храмы стекались для совершения поклонения богам люди со всей округи: из многих деревень, из нескольких городов. И храм, во главе которого стоял энси – верховный жрец, управлял всей их жизнью. Храм собирал с населения подати и раздавал в голодные годы еду. Таким образом, территория шумеров состояла из нескольких десятков государств, каждое из которых сложилось вокруг какого-то храма и была отделена от соседнего протоками Евфрата и болотами. Наиболее крупными шумерскими городами были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Помимо жрецов, высокий авторитет в обществе имели опытные воины, возглавлявшие в случае боевых тревог общинное ополчение – лугали.

Первое время общины выделяли храмам земли, на которых работали определенное время все земледельцы, чтобы урожай отдать на культовые нужды. Впоследствии с развитием государственной организации эти земли были переданы в собственность храмам, и на них стали работать безземельные люди, взамен получавшие от храмов продуктовый паек. В Шумере очень рано по сравнению с другими древними государствами была введена частная собственность на землю. Естественно, это способствовало имущественному расслоению населения. Часть своих земель храм отдавал в аренду, и трудившиеся на арендованных участках земледельцы отдавали ему часть урожая. Богатство и влияние храмов усиливалось, но не оказывался обделенным и простой народ. Рабов было немного, их труд значительной роли в хозяйстве не играл.

Отношения между разными храмами, между разными шумерскими государствами были далеко не всегда мирными. Периодически вспыхивали войны, когда жрецы одного государства пытались навязать свою волю другому, или просто ограбить богатый, конкурирующий с ними соседний храм. В этих условиях все большее влияние набирали лугали – руководители народных ополчений, которые сражались за интересы жрецов, ну и, конечно, за военную добычу, за расширение собственных хозяйственных угодий путем захвата у соседей. Особенно кровопролитными и разрушительными были шумерские войны около 2300 г. до н.э. Население страны росло, и каждая община все больше пыталась возвыситься над другими. Постепенно лугаль стал более влиятельной фигурой, чем жрецы. Хотя в руках тех находилась храмовая, то есть, по сути и государственная, казна, сами руководить военными действиями они не могли. Чтобы лугали вели войны в их интересах, жрецы предоставляли им все больше привилегий, щедро наделяли богатством. Иной раз лугалю предоставлялись храмовые земли, откуда он сгонял работавших там безземельных крестьян и раздавал нивы и пастбища своим самым надежным воинам. Формировалась знатная прослойка в обществе, оспаривавшая у жрецов право решать вопросы государственной и общественной жизни. Однако полной сдачи жрецами своих позиций народным вождям так и не произошло. Как не произошло и объединения всех шумерских государств под одной властью. В тайном или явном противостоянии за влияние в народе между служителями культа и знатными воинами перевес склонялся то на одну, то на другую сторону: жрецы в развивающемся государстве все меньше могли разбираться в политических вопросах, но народ оставался очень религиозным. Так же доминирующих высот в низовьях Евфрата достигало то одно, то другое шумерское государство. Хозяйственные технологии оставались еще весьма примитивными в сравнении с последующими эпохами, и богатство было явлением очень преходящим.

Однако именно шумеры создали культуру, которая легла в основу последующих цивилизаций Междуречья, в том числе знаменитого Вавилона. Развитие ирригационной системы, в свою очередь, ставшее следствием распространения удобных хозяйственных орудий из бронзы, позволяло получать обильный прибавочный продукт от земледелия. Занятие добыванием хлеба насущного стало отнимать меньше времени, чем в первобытную эпоху, и у шумеров появилась возможность совершенствовать свою жизнь, пристально наблюдать за происходящими вокруг явлениями, посвящать свободные часы философским изысканием. Они очень высоко ценили мудрость, так как культура возвышала их над соседними народами, долго еще жившими в условиях первобытной общины. Они полагали, что мудрость сосредоточена в ушах человека, поэтому на шумерских изображениях нередко видно людей с большими, оттопыренными ушами.

Шумеры не только изобрели клинопись, ставшую впоследствии характерной письменностью Месопотамии, но и обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков. Эти сложные для тогдашнего мира премудрости преподавались молодому поколению в храмовых школах.

К северу от шумеров жили кочевые народы Древнего Ирака. Один из них – аккадцы, перешел к оседлому образу жизни, вероятно, переняв у шумеров технологию орошения земель. Аккадцы поддерживали с шумерами тесные отношения. В период наивысшей интенсивности распрей и войн между шумерскими государствами аккадский вождь Саргон во главе сильного аккадского войска вмешался в шумерские дела  и захватил власть сначала на севере территории шумеров, а затем подчинил себе и южные города. Вероятно, потому что аккадцы еще недавно были первобытными охотниками, они усовершенствовали такой охотничий инструмент как лук для военных действий, тогда как шумерские воины были вооружены только бронзовыми мечами и копьями. Из луков аккадцы могли поражать воинов не желавших подчиняться им шумерских государств на расстоянии. Саргон провозгласил себя царем Шумера и Аккада, сделав своей постоянной ставкой город Аккад в Среднем Междуречье. Вместе с тем, шумерская культура, как более развитая, легла в основу жизни обширного единого государства, которое, хотя сами шумеры через некоторое время ассимилировались среди других населявших его народов, стало культурной базой для государств, возникавших в Месопотамии в последующее время. Своего расцвета Шумеро-Аккадское царство достигло при внуке Саргона Нарам-Сине (2236 – 2200 гг. до н.э.). Нарам-Син первым в Междуречье пытался сделать неограниченной царскую власть, отказавшись от поддержки жрецов. Однако подлинную древневосточную деспотию, когда царь соединил в себе функции и народного правителя, и верховного жреца, став безраздельным властителем над государством и обществом, установили не аккадцы, а захватившие около 2000 г. до н.э. Шумеро-Аккадское царство кочевники-амореи – основатели Вавилонской цивилизации.

9 221

history-thema.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *