Слово о полку Игореве. Перевод Лихачева. Читать и слушать
Пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
Пусть начнётся же песнь эта
по былям нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Ибо Боян вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Вспоминал он, как говорил,
первых времён усобицы.
Тогда напускал десять соколов
на стаю лебедей,
и какую лебедь настигали —
та первой и пела песнь
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю
пред полками касожскими,
прекраcному Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов
на стаю лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал,
а они уже сами князьям славу рокотали.
Начнём же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце своё мужеством,
исполнившись ратного духа,
навёл свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.
Тогда Игорь взглянул
на светлое солнце
и увидел, что оно тьмою
воинов его прикрыло.
И сказал Игорь дружине своей:
«Братья и дружина!
Лучше убитым быть,
чем плененным быть;
так сядем, братья,
на борзых коней
да посмотрим на синий Дон».
Страсть князю ум охватила,
и желание отведать Дон Великий
заслонило ему предзнаменование.
«Хочу, сказал, копье преломить
на границе поля Половецкого,
с вами, русичи, хочу либо голову сложить,
либо шлемом испить из Дона».
О Боян, соловей старого времени!
Вот бы ты походы эти воспел,
скача, соловей, по мысленному древу,
летая умом под облаками,
свивая славу обоих половин этого времени,
рыща по тропе Трояна
через поля на горы.
Так бы пришлось внуку Велеса
воспеть тогда песнь Игорю:
«Не буря соколов занесла
через поля широкие —
стаи галок несутся
к Дону Великому».
Или так запел бы ты,
вещий Боян, Велесов внук:
«Кони ржут за Сулой —
звенит слава в Киеве.
Трубы трубят в Новгороде,
стоят стяги в Путивле!»
Игорь ждет милого брата Всеволода.
И сказал ему буй тур Всеволод:
«Один брат,
один свет светлый —
ты, Игорь!
Оба мы Святославичи!
Седлай же, брат,
своих борзых коней,
а мои-то готовы,
уже оседланы у Курска.
А мои-то куряне опытные воины:
под трубами повиты,
под шлемами взлелеяны,
с конца копья вскормлены,
пути им ведомы,
овраги им знаемы,
луки у них натянуты,
колчаны отворены;
сами скачут, как серые волки в поле,
ища себе чести, а князю славы».
Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
и поехал по чистому полю.
Солнце ему тьмою путь заграждало,
ночь стонами грозы птиц пробудила,
свист звериный поднялся,
встрепенулся Див, кличет на вершине дерева,
велит послушать земле неведомой,
Волге,
и Поморью,
и Посулью,
и Сурожу,
и Корсуню,
и тебе, Тмутороканский идол.
А половцы непроторенными дорогам
помчались к Дону Великому.
Кричат телеги в полуночи,
словно лебеди вспугнутые.
А Игорь к Дону войско ведёт!
Уже беду его подстерегают птицы
по дубравам,
волки грозу накликают
по оврагам,
орлы клёкотом зверей на кости зовут,
лисицы брешут на червлёные щиты.
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Долго ночь меркнет.
Заря свет зажгла,
мгла поля покрыла,
щекот соловьиный уснул,
говор галочий пробудился.
Русичи великие поля
чевлеными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю славы.
Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассыпавшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото, и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами, и плащами, и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и топям,
и дорогими нарядами половецкими.
Червлёный стяг,
белая хоругвь,
червлёный бунчук,
серебряное древко —
храброму Святославичу!
Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
Далеко залетело!
Не было оно в обиду порождено
ни соколу,
ни кречету,
ни тебе, чёрный ворон,
поганый половец!
Гзак бежит серым волком,
Кончак ему след указывает к Дону Великому.
На другой день спозаранку
кровавые зори свет возвещают,
чёрные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому,
идти дождю стрелами с Дону Великого!
Тут копьям преломиться,
тут саблям побиться
о шеломы половецкие,
на реке Каяле,
у Дона Великого.
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами
на храбрые полки Игоря.
Земля гудит,
реки мутно текут,
пыль поля прикрывает,
стяги говорят:
половцы идут от Дона
и от моря
и со всех сторон русские полки обступили.
Дети бесовы кликом поля перегородили,
а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.
Ярый тур Всеволод!
Бьёшься ты впереди,
прыщешь на воинов стрелами,
гремишь о шлемы мечами булатными.
Куда, тур, поскачешь,
своим золотым шлемом посвечивая, —
там лежат поганые головы половецкие.
Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,
ярый тур Всеволод!
Что тому раны, братья, кто забыл честь и богатство,
и города Чернигова отчий золотой престол,
и своей милой жены, желанной прекрасной Глебовны,
свычаи и обычаи!
Были века Трояновы,
Минули годы Ярославовы,
были и войны Олеговы,
Олега Святославича.
Тот ведь Олег мечом крамолу ковал
и стрелы по земле сеял.
Вступил в золотое стремя в городе Тмуторокани,
а звон тот же слышал давний великий Ярослав,
а сын Всеволода Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове.
А Бориса Вячеславича похвальба на смерть привела,
и на Канине зелёный саван постлала
за обиду Олега,
храброго и молодого князя.
С такой же Каялы и Святополк полелеял отца своего
между венгерскими иноходцами
ко святой Софии к Киеву.
Тогда, при Олеге Гориславиче,
засевалось и прорастало усобицами,
погибало достояние Дажьбожьего внука,
в княжеских крамолах сокращались жизни людские.
Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали,
но часто вороны граяли,
трупы меж собою деля,
а галки по-своему переговаривались,
собираясь полететь на поживу!
То было в те рати и в те походы,
а такой рати не слыхано!
С раннего утра до вечера,
с вечера до света
летят стрелы калёные,
гремят сабли о шлемы,
трещат копья булатные
в поле незнаемом
среди земли Половецкой.
Черна земля под копытами костьми была посеяна,
и кровью полита;
горем взошли они на Русской земле!
Что мне шумит,
что мне звенит
издалёка рано перед зорями?
Игорь полки заворачивает:
жаль ему милого брата Всеволода.
Бились день,
бились другой,
на третий день к полудню пали стяги Игоревы!
Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы;
тут кровавого вина недостало;
тут пир закончили храбрые русичи:
сватов напоили,
а сами полегли за землю Русскую.
Никнет трава от жалости,
а древо с тоской к земле приклонилось.
Уже ведь, братья, невесёлое время настало,
уже пустыня войско прикрыла.
Встала обида в войсках Дажьбожьего внука,
вступила девой на землю Троянову,
восплескала лебедиными крылами
на синем море у Дона, плескаясь,
прогнала времена обилия.
Борьба князей с погаными прервалась,
ибо сказал брат брату:
«Это моё, и то моё же».
И стали князья про малое
«это великое» молвить
и сами на себя крамолу ковать,
а поганые со всех сторон
приходили с победами на землю Русскую.
О, далеко залетел сокол, птиц и
збивая, — к морю! А Игорева храброго войска не воскресить!
По нём кликнула Карна, и Желя
поскакала по Русской земле,
горе людям мыкая в пламенном роге.
Жёны русские восплакались, приговаривая:
«Уже нам своих милых лад
ни в мыслях помыслить,
ни думою сдумать,
ни глазами не повидать,
а золота и серебра и пуще того в руках не подержать!»
И застонал, братья, Киев от горя,
а Чернигов от напастей.
Тоска разлилась по Русской земле,
печаль обильная потекла среди земли Русской.
А князья сами на себя крамолу ковали,
а поганые,
победами нарыскивая на Русскую землю,
сами брали дань по белке со двора.
Ибо те два храбрых Святославича,
Игорь и Всеволод,
уже коварство пробудили раздором,
которое перед тем усыпил было отец их,
Святослав грозный великий киевский,
грозою своею,
прибил своими сильными полками
и булатными мечами;
пришёл на землю Половецкую,
притоптал холмы и овраги,
возмутил реки и озёра,
иссушил потоки и болота.
А поганого Кобяка из лукоморья,
из железных великих полков половецких,
словно вихрем исторг,
и пал Кобяк в городе Киеве,
в гриднице Святославовой.
Тут немцы и венецианцы,
тут греки и моравы
поют славу Святославу,
корят князя Игоря,
потопившего богатство на дне Каялы, реки половецкой,
русское золото просыпав.
Тут Игорь князь пересел из золотого седла
в седло рабское.
Приуныли у городов забралы,
и веселие поникло.
А Cвятослав смутный сон видел
в Киеве на горах.
«Этой ночью с вечера одевали меня, —
говорил, —
чёрным саваном
на кровати тисовой,
черпали мне синее вино,
с горем смешанное,
сыпали мне из пустых колчанов поганых иноземцев
крупный жемчуг на грудь
и нежили меня.
Уже доски без князька
в моём тереме златоверхом.
Всю ночь с вечера
серые вороны граяли у Плесньска на лугу,
были в дебри Кисаней
и понеслись к синему морю».
И сказали бояре князю:
«Уже, князь, горе ум полонило.
Вот слетели два сокола
с отчего золотого престола
добыть города Тмутороканя
либо испить шлемом Дона.
Уже соколам крылья подсекли
саблями поганых,
а самих опутали в путы железные».
Темно было в третий день:
два солнца померкли,
оба багряные столпа погасли
и в море погрузились,
и с ними оба молодых месяца,
Олег и Святослав,
тьмою заволоклись.
На реке на Каяле тьма свет прикрыла:
по Русской земле рассыпались половцы,
точно выводок гепардов,
и великое ликование
пробудили в хиновах.
Уже пал позор на славу;
уже ударило насилие по свободе;
уже бросился Див на землю.
Вот уже готские красные девы
запели на берегу синего моря,
звеня русским золотом:
воспевают время Бусово,
лелеют месть за Шарукана.
А мы уже, дружина, невеселы».
Тогда великий Святослав
изронил золотое слово,
со слезами смешанное,
и сказал:
«О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творить,
а себе славы искать.
Но без чести для себя вы одолели,
без чести для себя кровь поганую пролили.
Ваши храбрые сердца
из крепкого булата скованы
и в отваге закалены.
Что же сотворили вы моей серебряной седине?
А уж не вижу власти
сильного, и богатого,
и обильного воинами
брата моего Ярослава,
с черниговскими боярами,
с воеводами, и с татранами,
и с шельбирами, и с топчаками,
и с ревугами, и с ольберами.
Они ведь без щитов, с засапожными ножами,
кликом полки побеждают,
звоня в прадедовскую славу.
Но сказали вы: «Помужествуем сами:
прошлую славу себе похитим,
а будущую сами поделим».
А разве дивно, братья, старому помолодеть?
Если сокол в линьке бывает,
то высоко птиц взбивает,
не даст гнезда своего в обиду.
Но вот зло — князья мне не подмога:
худо времена обернулись.
Вот у Римова кричат под саблями половецкими,
а Владимир под ранами.
Горе и тоска сыну Глебову!»
Великий князь Всеволод!
Не думаешь ли ты прилететь издалека
отчий золотой престол поблюсти?
Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать,
а Дон шлемами вычерпать!
Если бы ты был здесь,
то была бы раба по ногате,
а раб по резане.
Ты ведь можешь посуху
живыми шереширами стрелять —
удалыми сынами Глебовыми.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд!
Не ваши ли воины
злачёными шлемами в крови плавали?
Не ваша ли храбрая дружина
рыкает, как туры,
ранены саблями калёными,
на поле незнаемом?
Вступите же, господа, в золотое стремя
за обиду нашего времени,
за землю Русскую,
за раны Игоря,
буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав!
Высоко сидишь
на своём златокованом престоле,
подпёр горы Венгерские
своими железными полками,
заступив королю путь,
затворив Дунаю ворота,
меча бремена через облака,
суды рядя до Дуная.
Грозы твои по землям текут,
отворяешь Киеву ворота,
стреляешь с отцовского золотого престола
салтанов за землями.
Стреляй же, господин, Кончака,
поганого раба,
за землю Русскую,
за раны Игоревы,
буйного Святославича!
А ты, буйный Роман, и Мстислав!
Храбрая мысль влечёт ваш ум на подвиг.
Высоко взмываешь на подвиг в отваге,
точно сокол на ветрах паря,
стремясь птицу в смелости одолеть.
Ведь у ваших воинов железные подвязи
под шлемами латинскими.
От них дрогнула земля,
и могие страны —
Хинова,
Литва,
Ятвяги,
Деремела,
и половцы копья свои повергли
и головы свои склонили
под те мечи булатные.
Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет,
а дерево не к добру листву сронило:
по Роси и по Суле города поделили.
А Игорева храброго войска не воскресить!
Дон тебя, князь, кличет
и зовёт князей на победу,
Ольговичи, храбрые князья, уже поспели на брань…
Ингвар и Всеволод,
и все три Мстиславича —
не худого гнезда соколы!
Не по праву побед
добыли себе владения!
Где же ваши золотые шлемы
и копья польские
и щиты?
Загородите полю ворота
своими острыми стрелами
за землю Русскую,
за раны Игоревы,
буйного Святославича!
Уже Сула не течёт серебряными струями
к городу Переяславлю,
и Двина болотом течёт
для тех грозных полочан
под кликом поганых.
Один только Изяслав, сын Васильков,
позвенел своими острыми мечами
о шлемы литовские,
прибил славу деда своего Всеслава,
а сам под червлёными щитами
на кровавой траве
литовскими мечами прибит
со своим любимцем,
а тот сказал:
«Дружину твою, князь,
крылья птиц приодели,
а звери кровь полизали».
Не было тут брата Брячислава,
ни другого — Всеволода.
Так в одиночестве изронил жемчужную душу
из храброго тела
через золотое ожерелье.
Приуныли голоса,
поникло веселие,
трубы трубят городенские!
Ярослава все внуки и Всеслава!
Уже склоните стяги свои,
вложите в ножны мечи свои повреждённые,
ибо лишились мы славы дедов.
Своими крамолами
начали вы наводить поганых
на землю Русскую,
на достояние Всеслава.
Из-за усобиц ведь пошло насилие
от земли Половецкой!
На седьмом веке Трояна
кинул Всеслав жребий
о девице ему милой.
Хитростью оперся на коней
и скакнул к городу Киеву,
и коснулся древком
золотого престола киевского.
Отскочил от них лютым зверем
в полночь из Белгорода,
объятый синей мглой, добыл удачу:
в три попытки отворил ворота Новгорода,
расшиб славу Ярославу,
скакнул волком
до Немиги с Дудуток.
А Немиге снопы стелют из голов,
молотят цепами булатными,
на току жизнь кладут,
веют душу от тела.
Немиги кровавые берега
не добром были засеяны,
засеяны костьми русских сынов.
Всеслав-князь людям суд правил,
князьям города рядил,
а сам ночью волком рыскал:
из Киева до петухов дорыскивал до Тмуторокани,
великому Хорсу волком путь перерыскивал.
Ему в Полоцке позвонили к заутрене рано
у святой Софии в колокола,
а он в Киеве звон тот слышал.
Хоть и вещая душа была у него в храбром теле,
но часто от бед страдал.
Ему вещий Боян
ещё давно припевку, разумный, сказал:
«Ни хитрому,
ни умелому,
ни птице умелой
суда божьего не миновать!»
О, стонать Русской земле,
вспоминая
первые времена и первых князей!
Того старого Владимира
нельзя было пригвоздить горам киевским;
а ныне встали стяги Рюриковы,
а другие — Давыдовы,
но врозь их знамёна развеваются.
Копья поют!
На Дунае Ярославнин голос слышится,
кукушкою безвестною рано кукует:
«Полечу, говорит, — кукушкою по Дунаю,
омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
утру князю кровавые его раны
на могучем его теле».
Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?
Разве мало тебе бы под облаками веять,
лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?»
Ярославна рано плачет
в Путивле-городе на забрале, приговаривая:
«О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую.
Ты лелеял на себе Святославовы насады
до стана Кобякова.
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
чтобы не слала я к нему слез
на море рано!»
Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
на воинов моего лады?
В поле безводном жаждою им луки скрутило,
горем им колчаны заткнуло?»
Прыснуло море в полуночи;
идут смерчи тучами.
Игорю князю бог путь указывает
из земли Половецкой
в землю Русскую, к отчему золотому столу.
Погасли вечером зори.
Игорь спит,
Игорь бдит,
Игорь мыслью поля мерит
от великого Дону до малого Донца.
Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;
велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.
Кликнула,
стукнула земля,
зашумела трава,
вежи половецкие задвигались.
А Игорь князь поскакал
горностаем к тростнику
и белым гоголем на воду.
Вскочил на борзого коня
и соскочил с него серым волком.
И побежал к излучине Донца,
и полетел соколом под облаками,
избивая гусей и лебедей
к завтраку,
и обеду,
и ужину.
Когда Игорь соколом полетел,
тогда Овлур волком побежал,
стряхивая собою студеную росу:
Оба ведь надорвали своих борзых коней.
Донец говорит:
«О Князь Игорь!
Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия,
а Русской земле веселия!»
Игорь говорит:
«О Донец! Немало тебе величия,
лелеявшему князя на волнах,
стлавшему ему зеленую траву
на своих серебряных берегах,
одевавшему его теплыми туманами
под сенью зеленого дерева;
ты стерег его гоголем на воде,
чайками на струях,
чернядями на ветрах».
Не такова-то, говорит он, река Стугна:
скудную струю имея,
поглотив чужие ручьи и потоки,
расширенная к устью,
юношу князя Ростислава заключила.
На темном берегу Днепра
плачет мать Ростислава
по юноше князе Ростиславе.
Уныли цветы от жалости,
и дерево с тоской земле приклонились.
То не сороки застрекотали —
по следу Игоря едут Гзак с Кончаком.
Тогда вороны не граяли,
галки примолкли,
сороки не стрекотали,
только полозы ползали.
Дятлы стуком путь кажут к реке,
да соловьи веселыми песнями
рассвет возвещают.
Говорит Гзак Кончаку:
«Если сокол к гнезду летит,
расстреляем соколенка
своими золочеными стрелами».
Говорит Кончак Гзаку:
«Если сокол к гнезду летит,
То опутаем мы соколенка
красною девицей».
И сказал Гзак Кончаку:
«Коли опутаем его красною девицей,
не будет у нас ни соколенка, ни красной девицы,
и станут нас птицы бить
в поле Половецком».
Сказали Боян и Ходына,
Святославовы песнотворцы
старого времени Ярослава,
и Олега-князя любимцы:
«Тяжко голове без плеч,
беда и телу без головы» —
так и Русской земле без Игоря.
Солнце светится на небе, —
а Игорь князь в Русской земле.
Девицы поют на Дунае, —
вьются голоса их через море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
ко святой богородице Пирогощей.
Села рады, грады веселы.
Певши песнь старым князьям,
потом и молодым петь:
«Слава Игорю Святославичу,
Буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Здравы будьте, князья и дружина,
Борясь за христиан
против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
Слушать «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» в переводе Н.А.Заболоцкого
Стихи из школьной программы: 5 класс >>
Стихи из школьной программы: 6 класс >>
Стихи из школьной программы: 7 класс >>
Стихи из школьной программы: 8 класс >>
Стихи из школьной программы: 9 класс >>
Стихи из школьной программы: 10 класс >>
Стихи из школьной программы: 11 класс >>
Популярное на сайте
- Школьная программа с 1 по 11 класс (стихи)
- Полезные книги для детей
- Фильмы для детей
- Экскурсии с детьми
- Скороговорки
- Детские песни
- Где отдыхать с детьми на море
Русские классики
- Александр Пушкин
- Сергей Есенин
- Александр Блок
- Владимир Маяковский
- Анна Ахматова
Популярные детские авторы
- Агния Барто
- Корней Чуковский
- Сергей Михалков
- Эдуард Успенский
- Самуил Маршак
- Валентин Берестов
Стихи по темам
- Новый год
- 8 Марта
- 23 Февраля
- 9 Мая
- 1 Сентября
“Слово о полку Игореве”.

- Кто такой Боян и почему он пишется через букву “о”?
- Как отношение автора к герою связано с природой?
- Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
- Что общего у нас и князя Святослава?
В статье «Слово о полку Игореве. Часть 1» мы подробно обсудили многие загадки «Слова…». В ней мы начали квест по сбору пазлов, а теперь продолжим. Обязательно ознакомьтесь с первой частью, чтобы успешно пройти квест и получить все пазлы! Теперь самое время рассмотреть оставшиеся аспекты произведения. Увлекательного путешествия по Древней Руси!
Сюжет «Слова о полку Игореве»О чём же «Слово о полку Игореве»?
О походе князя Игоря на половцев. В предыдущей части мы уже сказали о том, что это событие действительно произошло в 1185 году. А что же там происходит, если говорить конкретнее:
- Князь Игорь со старшим братом Всеволодом собирается со своей дружиной выступить в поход на половцев.
Он не обращает внимания на дурные предзнаменования природы (солнечное затмение, крик воронов).
- Русское войско одерживает победу в сражении, но половцы наносят неожиданный сокрушительный удар. Битва длится три дня и заканчивается поражением князей. Игорь с братом попадает в плен. Половцы вторгаются на Русь.
- Великому князю Святославу Киевскому снится страшный вещий сон. Почему вещий? Он предрекает беду, это выражается в символа смерти, которые фигурируют в эпизоде сна. О них мы поговорим немного позже, когда будем анализировать образ Святослава.
- Затем Святослав узнает о поражении Игоря и призывает всех князей объединиться, произнося «Золотое слово».
- Жена Игоря, Ярославна, оплакивает своего мужа и его войско, обращается за помощью к силам природы — это описывается в Плаче Ярославны.
- Князь Игорь сбегает из плена с помощью природы, возвращается на Русь.
Кроме основной сюжетной линии есть лирические отступления. О них узнаем совсем скоро.
Ура! В коллекции пазлов оказывается ещё один.
Композиция «Слова о полку Игореве»Как же устроено произведение «Слово о полку Игореве»?
Существуют разные взгляды на композицию «Слова…». Мы рассмотрим композицию по теории литературоведа И. Н. Сухих.
Композиция «Слова…» состоит из пяти блоков-фрагментов.
Остановимся на некоторых из блоков подробнее:
- Лирические отступления
Автор рассуждает на разные темы. Посмотрим на примеры лирических отступлений:
- во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования манере Бояна — древнерусского певца:
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
- лирическое отступление о битвах прошлых князей:
Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,
- «Золотое слово» Святослава — идейный центр произведения. Именно в этом фрагменте выражается главная идея произведения — необходимость русских князей объединиться.
Святослав призывает русских князей прекратить междоусобицы и вступиться за Игоря:
За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!
- Плач Ярославны — лирический центр произведения. Здесь показаны самые сильные переживания героини. В этом фрагменте выражаются чувства Ярославны и всех русских женщин, мужья которых ушли воевать.
Героиня плачет по мужу:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Ярославна переживает и за все русское войско:
— Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Что же значит такое сочувствие героини? А об этом мы поговорим, когда проанализируем ее образ подробнее. Берем найденный пазл и продолжаем наш квест.
Представь, как было бы интересно пообщаться с жителями других эпох!
Благодаря этому интересу создаются фильмы и сериалы про давние времена. Например, популярный сериал «Бриджертоны» повествует о высшем обществе Лондона в XIX веке. А мы наслаждаемся костюмами героев, поражаемся их способу мышления и находим сходства с современным миром.
Так и литература дает нам возможность узнать больше о давно ушедших эпохах.
Через произведения мы знакомимся с героями и находим ответы на многие наши вопросы. Давайте вместе посмотрим на каждого из героев «Слова…».
БоянКто такой Боян и почему его имя пишется через букву «о»? Боян — древнерусский певец и сочинитель песен. Обрати внимание, что его имя пишется через «о». |
Боян в «Слове о полку Игореве» преподносится как реальная историческая личность. Чтобы охарактеризовать героя, посмотрим на отрывок:
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.
Боян повествовал об исторических событиях и воспевал князей: его гусли «князям славу рокотали». Певец наделяется качествами провидца, его руки названы вещими — конечно, это просто эпитет, но он подчеркивает способность Бояна видеть будущее. Автор «Слова…» отдает честь древнерусскому певцу, но говорит, что его метод отличается. Посмотрим на этот отрывок:
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Мы видим, для манеры Бояна характерно развернутое высказывание мысли. Автор даже считает это растеканием мысли по древу — излишней многословностью.
Манера автора «Слова…» раскрывается в цитате:
Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой
Продолжаем знакомство. На очереди главный герой — безрассудный и отважный Князь Игорь.
Князь ИгорьДумаете, про князя Игоря все забыли и сегодня вспоминают о нем только на школьных уроках литературы? А вот и нет! Большинство из нас слышало об опере “Князь Игорь”. Да-да, это именно тот князь, о котором мы сейчас поговорим. А в основу сюжета оперы легло “Слово о полку Игореве”.
В разговоре о Князе Игоре нам понадобится авторская оценка — часть понятия позиции автора.
Авторская оценка выражает отношение автора к образам и событиям произведения и соотносит их с идеалом и с определенными ценностями и нормами.
Как же автор относится к князю Игорю?
Авторская оценка меняется на протяжении произведения:
Как близость героя с природой показывает отношение автора к нему? Дело в том, что в литературе природа — это не просто пейзаж, а полноценное действующее лицо.Природа идеальна и гармонична, поэтому близость к ней — маркер схожих качеств в герое. Именно поэтому помощь от природных сил и близость князя Игоря с ними показывают авторскую оценку. |
Давайте обратим внимание, что автор относится к князю хорошо всегда, даже в начале произведения. Он говорит об отваге Игоря, уважает его как князя. Однако осуждает именно его поступки. Отсюда противоречивость в образе князя Игоря.
Противоречивость образа князя Игоря отражается в цитате:
Игорь-князь и Всеволод отважный —
Святослава храбрые сыны —
Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!
С одной стороны, герой храбрый воин. С другой — его отвага используется в эгоистичных целях, что приносит беду на Русь.
А теперь приближаемся к разговору о загадочных «буй» и «тур».
Буй-тур ВсеволодА теперь познакомимся с героем, чье имя на первый взгляд нас пугает!
Буй-тур Всеволод — это брат князя Игоря. Князь Игорь и Всеволод вместе отправляются в поход на половцев, вместе попадают в плен.
Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»? Прозвище князя Всеволода — буй тур. Да-да, у князей тоже были свои прозвища, как и у героев современных сериалов. Например, вспомним «Ривердейл», где одного из персонажей зовут Джакхед, что означает «болван» при переводе с английского. Давайте разберемся с прозвищем Всеволода. Тур — это дикий бык. Буй — высокое место, холм, бугор; высокий, сильный. Такое прозвище показывает физическую силу и мощь Всеволода. В произведении героя называют «Всеволод отважный». ![]() В произведении есть еще один вариант прозвища — «яр-тур». Яр — значит ярый, неукротимый. |
Всеволод участвует в сражении, проявляя стойкость и бесстрашие:
Славный яр-тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
В этом фрагменте мы видим, что после Всеволода на земле остаются разбитые «шишаки» (шлемы воинов) — это значит, что герой убивает половцев.
С мужчинами разобрались, а теперь на очереди — любящая и чуткая Ярославна.
ЯрославнаЯрославна — жена князя Игоря.
В образе героини подчеркивается ее любовь к князю Игорю, сопереживание ему и всему русскому войску.
Это проявляется в Плаче Ярославны. Этот эпизод мы упоминали в разговоре о композиции. Мы разобрались, что героиня просит у сил природы помочь не только Игорю, но и всему русскому войску. Что этот говорит о характере героини?
Это сближает ее с другими идеальный женскими образами.
Посмотрим на черты этого образа в характере героини:
На очереди отец земли русской — Святослав! Огромная просьба проявить надлежащее уважение.
СвятославПоприветствуем Святослава!
Святослав — Киевский князь. Что это значит?
Киевское княжество на Руси было самым сильным и считалось центром русского государства. Поэтому Святослав — главный князь на Руси. Поэтому именно Святослав призывает русских князей к объединению в «Золотом слове».
Святослава называют отцом князя Игоря и Всеволода. Но не стоит понимать это буквально. Святослав — не отец князей. Он — отец русской земли, потому что возглавляет Киевское княжество. Из-за этого Святослава и называют отцом Игоря и Всеволода. На самом деле, он приходится им двоюродным братом.
Давайте разберемся с характером князя Святослава. В произведении его называют «великим», потому что он самый мудрый из князей. Герой очень переживает за судьбу государства и осуждает поступок Игоря:
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Что общего у нас и князя Святослава? Как часто мы, проснувшись утром, берем телефон и начинаем искать значение своего сна в соннике в Интернете. Хотя в Древней Руси Интернета не было, сны тоже трактовались и могли предвещать разные события. Сон Святослава — вещий и предрекает беду. Об этом говорят символы, которые есть в сне героя. ![]() Посмотрим на фрагмент: На кровати тисовой меня Символы в вещем сне Святослава: |
Поздравляю! Мы разобрались с героями «Слова…», а значит получили еще один пазл.
Нам осталось совсем немного.
Коллективные образы в «Слове о полку Игореве»Давайте сопоставим образы русских воинов и половцев в «Слове…»:
Русское войско | Половцы |
— «бесстрашная дружина» — «сильные полки» — И повсюду, где лежит ваш путь, Вся земля от тяжести трепещет | — «половецкой проклятой земли» — И, как барсы лютые, на нас Кинулись поганые с войною. ![]() |
Мы видим, что русское войско восхваляется: оно могущественно и сильно, успешно одолевает врагов. Половцы называются погаными — они приносят беду и изводят русское государство.
Дальше посмотрим на ханов половецких земель. Например, на хана Кобяка:
А того поганого Кобяка
Из железных вражеских рядов
Вихрем вырвал и упал — собака —
В Киеве, у княжьих теремов.
Автор говорит о поражении хана, сравнивает его с собакой — это сопоставление имеет уничижительный и оскорбительный характер.
Хорошо, с русскими воинами, половцами и ханами стало понятнее. А теперь вернемся к природе.
Мы уже упомянули, что природа — полноценное действующее лицо в произведении. Но о чем мы пока не поговорили — о контрасте русской и половецкой природы. Русь называют живой — и действительно, природа ликует по возвращении Игоря, имеет свойства живого существа. На контрасте, половецкая степь — мертвая.
На протяжении анализа произведения мы упоминали о связи героев произведения и природы. Почему же природа играет такую большую роль?
Дело в том, что такое значение природы связано с фольклорной традицией. О том, какие еще черты народного творчества есть в «Слове…», мы и поговорим.
Черты фольклора в «Слове…»:
- Былинная традиция: например, Всеволод напоминает Илью Муромца из русских былин — сильного и могущественного воина;
- Сравнение героев с животными: Ярославна — кукушка, Всеволод — бык, Святослав — «старый сокол»;
- Сказочные мотивы в эпизоде побега князя Игоря из плена: герой превращается в «горностая-белку»;
- Постоянные фольклорные эпитеты: «светлое солнце«, «стрелы каленые», «море синее»;
- Активная роль природы, она отражает переживания всего народа; после поражения князя Игоря природа реагирует на случившуюся трагедию : «Степь поникла, жалости полна,/ И деревья ветви приклонили».
После возвращения Игоря в Киев природа отражает счастье всей Руси: «И, рассвет весёлый возвещая,/ Соловьи ликуют вдалеке».
Поздравляю, последний пазл найден!
Теперь мы не только знаем все про сюжет, композицию и героев произведения, но и умеем выделять фольклорные мотивы. На этом наш разбор «Слова о полку Игореве» подходит к концу. Давайте посмотрим на результат наших трудов — собранный пазл!
ТерминыСюжет — ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных в авторской последовательности.
Композиция — структура произведения, взаимное расположение частей художественного текста.
Фольклор — устное народное творчество.
Фольклорные мотивы — отражение мотивов устного народного творчества в произведении.
Фактчек- Композиционно «Слово…» можно разделить на пять блоков: вступление – поход и поражение Игоря – Золотое слово Святослава с историческими отступлениями – плач Ярославны – побег и возвращение Игоря.
- Лирическим центром в «Слове о полку Игореве» является Плач Ярославны, а идейным центром — «Золотое слово» Святослава.
- Образ князя Игоря противоречив: в нем сочетаются храбрость и безрассудство.
- Ярославна — идеальный женский образ.
- Святослав не является отцом Игоря и Всеволода.
Задание 1.
Выбери черты Ярославны, которые позволяют ее отнести к идеальному женскому образу:
- Близость к народу
- Близость к природе
- Верность и любовь к мужу
- Способность плакать
- Сравнение с кукушкой
Задание 2.
Каким центром можно назвать Плач Ярославны?
- Чувственным
- Лирическим
- Идейным
- Тематическим
- Сюжетным
Задание 3.
Выбери верные утверждения о Святославе:
- Отец Игоря
- Ему снится вещий сон, который предзнаменует победу войск Игоря
- Произносит “Драгоценное слово”
- Муж Ярославны
Задание 4.
Выбери верные утверждения о князе Игоре:
- Игнорирует природное предзнаменование — сильный дождь с грозой
- Умирает в битве с половцами
- Сбегает из плена
- Брат Всеволода
- Тщеславен
Ответы: 1. — 1235; 2. — 2; 3. — 1; 4. — 345.
Анализ произведения «Слово о полку Игореве» кратко
Произведение «Слово о полку Игореве» — одно из древнейших произведений русской литературы, воплотившее смысл тех времен, периода, когда русский народ защищал свои земли от нашествия половцев. Эта история была восстановлена и опубликована на чистом русском языке.
К сожалению для всех, первоначальный вариант рукописи до наших дней не сохранился, так как «Слово» сгорело во время пожара в Москве. 1812 год.
Патриотизм, необходимость объединения русских земель с помощью сильного князя, перемирие внутри государства — главные мотивы произведения.
Главные герои:
Князь Игорь — правитель одного из русских княжеств (Новгород-Северское княжество). Он совершает неудачный поход против половецкого войска, попадает в плен, но ему удается бежать и, спасаясь, оказывается на родной земле.
Князь Всеволод — кровный брат Князя Игоря. Правитель Курских земель. Настоящий герой. Так же, как и его брат, он попал в плен к половцам.
Князь Святослав — двоюродный брат князей. Правитель Киева. Призывает к миру и отказу от междоусобиц, чтобы Россия могла противостоять внешнему врагу.
Ярославна — жена князя Игоря, страдает от того, что муж находится в плену на чужбине, скучает по нему и призывает на помощь силы природы.
Образ автора — неизвестный человек, явно образованный и наделенный талантом писателя, патриот.
Природа в повести «Слово о полку Игореве»
Природа играет огромную роль в работе. Он передает настроение и атмосферу тех непростых событий. Отдельный смысл выражается также в поведении животных и птиц, притяжение ветра и солнца создает трагический фон жизни. Хотя о солнечном затмении известно, что оно действительно было в тот временной период.
Часть первая: идти на врага, попасть в плен
Два брата – князья Игорь и Всеволод на своих борзых лошадях бросились в бой с врагом-половцами. Игорь излишне самонадеян, на его решение не повлияло даже солнечное затмение — природа словно предупредила его о несчастье. Молодой князь жаждет воинской славы, с рассветом началась битва с неприятельским народом. Затем, одержав победу над половцами, их девушки попали в плен.
Пока русские воины расположились на отдых среди степей, неприятельский народ решил разгромить войско князя Игоря. Произошла страшная битва, какой не было прежде во время правления князя Олега.
Два дня продолжалась кровопролитная битва, но все же князь Игорь, получивший первое ранение, и князь Всеволод попали в плен к половецким ханам. На этот раз армия России проиграла битву с коварным врагом. А половецкое войско, воспользовавшись неудачей русского народа, бесчинствовало в чужих владениях.
Вторая часть: золотое слово Святослава
Вторая часть описывает вещий сон правителя Киева-Святослава, предсказывающий несчастье. По своим видениям он понял, что его братья Игорь и Всеволод попали в беду, и беспокоился об их дальнейшей судьбе.
Святослав понимает, что только объединенная Россия может победить половцев в борьбе за землю. Всем князьям нужно объединиться против общего врага и прекратить междоусобные войны. Он надеется, что его слова побудят правителей объединиться и сплотиться.
Часть третья: Плач Ярославны, возвращение из плена
Жена князя Игоря Ярославна страдает за мужа, и ее знаменитый плач навсегда останется в истории литературы. В нем она тоскует по князю, беспокоится о русских людях и их судьбе.
Девушка взывает к силам природы: ветру, солнцу, Днепру. Несмотря на то, что крещение Руси уже состоялось, языческие традиции еще сильны. Ярославна мечтает увидеть живого и здорового мужа, одержавшего победу над неприятельским войском. И силы природы услышали и повиновались ей. Князь Игорь бежит из плена, возвращается в родные края с победой, ведь иноземный враг не может захватить великую Россию, что и является основной идеей произведения.
Ольга Шкабельникова ТАЙНЫ ВЕНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Кому на страницу Статьи о творчестве Сергея Заграевского
На страницу Сергея Заграевского биография
страница Картины Сергея Заграевского
На главную
Ольга Шкабельникова
ТАЙНЫ ВЕНЫ БИБЛИОТЕКА
2015
Сергей Заграевский. КАЛЯЗИН
Внимание !
Следующий текст переведена с русского оригинала компьютерной программой
и до сих пор не
отредактировано.
Так что можно использовать только для общего ознакомления.
Сергей Заграевского историк архитектуры, художник, философ, богослов, писатель. Автор исторических романов «Бедные рыцарь храма», «Архитектор его величества», « Евнух султанского гарема» и др. Детская книга «Кирушина сказки о Москве» Заграевский писал для сына и оформлял картины автора. Основные условия своего историко-архитектурного исследования старинного белокаменного зодчества, раннемосковская архитектура, архитектурные связи Древняя Русь, романская, и готическая Европа.
кризис обратит читающую публику к книгам своей истории. Культура любит кризис, говорит известный философ-богослов.
Сергей Вольфрамович, по литературе Вы обращаетесь на темы истории, писать в жанре исторического романа. Что привлекает ты к этому жанру?
Объединенный
гуманитарное издательство, в котором выходили мои книги, взялось за некоммерческий проект.
Когда мы говорим об исторических романах, просто помните
«Айвенго» сэра Вальтера Скотта основоположника этого жанра, который Пушкин
прозвали «шотландским фокусником».
Конечно. В советское время каждый человек читал книгу Александра Степанова «Порт Артур», посвященный русско-японской войне 1904-1905 годов, романы «Чингисхан» Василий Ян «Спартак» Рафаэлло Джованьоли. Большой популярностью пользовался роман Алексея Толстого «Петр Первый». историческая проза Степана Злобина «Остров Буян», «Степан Разин», романы Ивана Лажечникова. Тогда нельзя было не читать эти исторические романы, они входили в «обязательный багаж» каждого человек. «Война и мир» — тоже исторический роман. Согласен, читать «Война и мир» от корки до корки в школьные годы далеко не все. Сегодня трудно поверить, что Россия — это исторический роман появился только в 20-30-х годах девятнадцатого века… Вспомните роман о Юрии Милославском, которую сочинил господин Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» первый русский исторический роман Вальтер-Котовского типа, он пошел в 1829 г..
О романе Михаила Загоскина говорили даже
Герои гоголевского «Ревизора»: Хлестаков лжет
присвоено авторство.
Это подтверждает популярность исторического романа. История темы была отражение в древнерусской литературе «Слово о полку Сказка о Поход Игорева», в «Послании Владимира Мономаха», «Повесть давно минувших лет».
Вы автор монографий по древней Русское зодчество, об архитектурных связях Древней Руси и Европы. Эти темы есть в ваших романах. Согласны ли вы с одобрением Вальтера Скотта, исторический роман может обыграть историю полнее, чем научно-исторический исследовательская работа?
Новая датировка считает строительство храма на
Нерли и Рождественской церкви в Боголюбово до
работы архитектора, ставшего героем книги.
Самый новый Датировка церквей Покрова на Нерли и Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицы в Боголюбове 1158 г. позволило нам сослаться на работу Императорского архитектор и эти храмы. Роман основан на реальной хронике и архитектурные и археологические данные. Книга содержит исторические реконструкция быта, обычаев, архитектуры Древней Руси. В дороге архитектора ждут опасные приключения. И когда он наконец приступает к работе, выясняется, что его задачей было прикрытие грандиозного мошенничества, подготовленного по приказу тамплиеров с целью получить влияние в России Католическая церковь…
Роман, который вы написали после того, как обнаружили в венской библиотеке новые источники писем аббата, одного из самые выдающиеся архитекторы Римской империи?
Я люблю когда Мне задают этот вопрос. Так что я неплохо справился с предметом, смог стилизовать, создали впечатление, что он нашел документы в архивы во время работы над книгой.
Навык, которым обладает писатель
«буйволы» читателя. Академик Седнин говорит, что в вашем
романах, вы можете изучить историю Древней Руси, а также по роману
«Война и мир» повесть о наполеоновских войнах. Оба сосуществуют в
роман и правда фантастика?
Исторический факты все верны, хроники, свидетельства переработаны, а персонажи изобретенный.
Интересно, что до начала восемнадцатого века в литературных произведениях не было введено вымышленных персонажей чтобы персонажи были историческими, реальными личностями. Герои вашего книги говорят современным языком. Почему?
я намеренно стилизованный язык. Не нравится слово «полиция», тексты, стилизованный под древний я душный. Пишите современным языком. В романе я переводчик, нашедший рукопись, перевел ее на русский язык. У нас много переводов «Слова о полку Игореве», есть есть даже стихотворный перевод з-х. Кого-то это шокирует. мне нравится язык Советские авторы, особенно Василий Ян, легкие, простые, современные.
Детская книга «Кирушины сказки Москвы»
с вашими иллюстрациями получилось очень хорошо, в нем чувствуется любовь к Москве.
Я коренной москвич, люблю свой город. Москва моя родина. Мой отец архитектор и реставратор, он научил меня исследовать окружающую среду. я и сейчас могу приезжайте в любой район Москвы и просто едете туда. Удивлен, что вы можете жить в город, в деревне и не интересуется окрестностями.
Можно ли защитить старинные московские особняки?
Банка и должен. Если бы не защита, они бы исчезли. Сохранение любого памятника героические усилия многих людей, противостояние духу денег. Купить старый особняк, как правило, деревянный, гнилой, изъеденный мышами, и решение сделать ремонт, при котором все треснуло, это желание человека, у которого много деньги и никакой любви. Сопротивляться практически невозможно.
Центр столицы Московский Кремль. Что такое его сакральный смысл?
По России
города были не такими, как сейчас. Любой город имел сакральное значение.
Сергей Эйзенштейн писал, что использовал «мыслительные узор». В ваших научных публикациях даются реконструкции старых здания. Как художник, вы представляете сцены их романов. У тебя есть думал об адаптации произведений?
Для меня адаптация остается совершенно загадочным процессом. Фильм должен быть интересным не только в плане зрелищности, но и сюжета. Стрельба в Голливуде фильмы тратят миллионы долларов, а где хороший сценарий? Видимо, пригласить те же писатели. У наших кинематографистов тоже очень замкнутый круг.
Какие события культурной жизни вам запомнились больше всего?
У нас много
культурные события, связанные со скандалами: дело групповой киски Райт,
реконструкция Большого театра, снос исторических зданий.