История россии для дошкольников – Презентация для дошкольников на тему «История зарождения государства Российского»

Презентация для дошкольников на тему «История зарождения государства Российского»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тема: «История зарождения государства Российского» «Москва – сердце России» ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» Воспитатель группы №10 Лазарева Татьяна Владимировна Улан-Удэ 2017 Презентация для детей старшего дошкольного возраста

2 слайд Описание слайда:

2 Целью презентации является: 1. Создание условий для возникновения у детей перво-го представления об истории, о том, что у каждого народа и государства есть своя история. 2. Создание у детей образа Москвы – столицы, глав-ного города России. Расширить кругозор детей сведе-ниями о древней и современной Москве. 3. Воспитывать чувство патриотизма, гражданские чувства.

3 слайд Описание слайда:

Давным – давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живём, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали и топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки славяне, светловолосые, голубоглазые, высокого роста. 3 «Как всё начиналось…»

4 слайд
Описание слайда:

Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные растения. Позже они научились выращивать хлеб, разводить домашних животных. Жили наши предки все вместе племенем: ведь по одиночке они бы погибли. 4

5 слайд Описание слайда:

Управляли племенем вожди. Это были самые храбрые воины. В те далёкие годы война была обычным делом. Восточных славян часто называли русью. Поэтому их земли стали Русской землёй, или Русью. 5

6 слайд
Описание слайда:

6 Прошло много времени, и центром Русской земли стал город Москва. Основатель города, князь Юрий Долгорукий основал небольшое поселение из несколь-ких деревень, расположенных по берегам реки Москвы. Поэтому и называлось поселение Москва.

7 слайд Описание слайда:

7 На месте древнего поселения учёные – археологи вели раскопки. При помощи найденных ими предметов мы узнали, что первые жители Москвы имели сады и огороды, они сеяли хлеб и разводили домашний скот, охотились и ловили рыбу, занимались ремёслами, выгодно торговали. Ведь находилась Москва на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше.

8 слайд
Описание слайда:

8 Москва быстро росла и развивалась. В месте сое-динения рек Неглинная и Москва был построен Кремль, который возник как крепость и расположился на высоком холме. Такое укрепление было необходимо, жители Москвы страдали от многочисленных войн.

9 слайд Описание слайда:

9 Весь древний город Москва помещался внутри Кремля. Сначала Кремль построили деревянный, но деревянные дома легко загорались. Было решено перестроить Кремль из красного кирпича. До наших дней сохранились Кремлёвская стена и башни – украшение и гордость Москвы.

10 слайд
Описание слайда:

10 Сегодня Москва по-прежнему очень красивый и самый главный город – столица России. Здесь находится правительство и президент. В Москве принимаются важные законы и решения, по которым живёт и трудится вся страна. «Из прошлого в настоящее…»

11 слайд Описание слайда:

11 На дорогах всегда нескончаемый поток автомобилей самых разных марок. Как и в любой другой столице мира, в Москве постоянно кипит бурная, напряжённая жизнь. Улицы города приобрели современный облик: появилось много зданий из стекла и бетона.

12 слайд
Описание слайда:

12 Ежедневно в Москву приезжают сотни тысяч гостей. Кто-то едет сюда решать деловые вопросы, а кто – то хочет просто увидеть столицу, побывать в её музеях, театрах, походить по красивым улицам. Ведь Москва – один из самых знаменитых городов мира.

13 слайд Описание слайда:

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-396861

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

История для дошкольников | УМНЫЙ РЕБЕНОК

История для дошкольников. Как ее лучше изучать? История для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если правильно ее преподнести.

История для дошкольников — это одно из средств духовного, культурного и патриотического воспитания детей. Здесь главное — правильно организовать процесс ознакомления, чтобы малыша было интересно.

Многие методики детского развития предусматривают занятия с малышом историей. Как лучше их проводить?

Родители дошкольника озабочены проблемой: чем занять ребенка? Наступает момент, когда кажется, что все книжки перечитаны, мультфильмы пересмотрены и все игры наскучили. А вы не думали увлечь малыша историей? Ведь это так интересно, познавательно, и тем здесь огромное количество. Но как подступиться к этой науке?

Дела давно минувших дней

Дошкольники — народ любопытный. За обычными сказочными присказками «жили- были», «в некотором царстве, в некотором государстве» они обязательно пытаются увидеть что — нибудь еще: как раньше жили люди, чем питались, как за собой ухаживали. Появляется огромное количество «почему», «когда» и «зачем». Ребенку действительно очень важно понимать, откуда он произошел, какова история его семьи, рода, страны, история других государств.


Историческая наука — одна из увлекательнейших дисциплин, и родителям, которые хотят всесторонне развивать своих детей, конечно же, следует познакомить своих чад с ее основами. история формирует пространственно — временные представления, расширяет кругозор, учит детей уважать жизнь и достижения предков, культуру своего народа и народов мира.

Но маленький человечек очень часто с трудом отличает то, что произошло с ним самим накануне, от того, что было в прошлом году. Как же в таком случае быть? Ведь рассказать ему, возможно, придется о событиях столетней или даже тысячелетней давности.

Что крохе интересно

Интерес к истории вызвать в общем несложно. Понятно, что не стоит заставлять карапуза запоминать какие — то даты, говорить ему о революциях, войнах, государственных преобразованиях.
Лучше, если это будет касаться его самого. Так быстрее запомнится. «А что было бы, если бы ты родился в древнем Новгороде в 12 веке? Ходил бы тогда в детский сад? Что у тебя было бы на завтрак? Как бы ты одевался?» Если у вас есть такая возможность, пройдитесь с малышом по старым улочкам, где все дышит атмосферой прошлого, обратите его внимание на древние башни крепостей, удивительной красоты купола церквей и храмов.

Ребенку важно дать ощущение прошедшего времени через рассказы о быте и людях той или иной эпохи

— Поиграйте с крохой в пещерных людей. Прекрасной новостью для дошкольника будет, наверное, известие о том, что они по утрам не чистили зубы. Но предупредите малыша, что к 30 годам у многих из них зубов просто — напросто совсем не оставалось.

— Очень увлекательно писать летопись собственной семьи либо родословную. Нарисуйте вместе родословное древо, расскажите о ваших предках и о времени, когда они жили. Найдите старые фотографии и приклейте их. Составьте краткий рассказ о ваших предках.

— Для утренника в детском саду подготовьте вместе с ребенком костюм Древнего человека или Мамонтенка. Детишки любят представлять себя кем -то. Это их психологическая потребность. Кроме того, учеными доказано, что процесс активного познания намного эффективнее пассивного. Когда малыш сам вырезает маску, раскрашивает ее, знания остаются с ним если не навсегда, то на очень продолжительное время. Делая костюм Мамонтенка, можно, кстати, рассказать о двух удивительных находках: ископаемых мамонтах, найденных на территории России, — мамонтенке Диме и мамонтенке Любе.

Вот так праздники!

Праздники — не только прекрасный повод для всей семьи, включая бабушек, дедушек и самых дальних родственников, собраться за одним столом. Но и замечательная возможность поговорить с ребенком об истории.

Новый год

Этот праздник — самый любимый детьми и взрослыми. Он же является наиболее древним из всех существующих. Ребятишкам будет интересно узнать, что раньше Новый год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и март считался первым месяцем в году. Поговорите с малышом также о том, какие есть у разных народов связанные с этим праздником традиции и обычаи. Так, далеко — далеко в Азии новый год празднуется в самую жару, поэтому люди, встречаясь, поливают водой друг друга . А болгары, когда собираются на новогоднее торжество, на 2 -3 минуты гасят свет. А в Италии перед Новым годом люди выбрасывают старые вещи и заменяют их на новые.

Светлое Христово Воскресение

Пасха также может стать ярким и интересным праздником для ребят. Ведь малыши всегда с радостью помогают маме украшать пасхальные куличи, красить яйца и лепить на них яркие наклейки. Обязательно расскажите ребенку понятными словами о традициях и истории пасхи, о Великом посте.

День Победы

В каждой семье наверняка сохранились какие — то памятные реликвии, связанные с 9 Мая: трофейный бинокль, старые письма, памятные ордена. Это — удивительные крупицы времени, которые могут стать для ребенка настоящими драгоценностями. Сходите вместе с малышом в Музей военной славы. Кстати, посмотреть на пушки, танки, пулеметы и пистолеты интересно не только мальчикам, но и девочкам.

История в фольклоре

Богатейший исторический материал представлен в фольклоре — былинах, потешках, исторических песнях, сказках. Выбирайте произведения, адаптированные для дошкольников. Былины — великолепный материл, на котором воспитывается патриотизм.

История для дошкольников даст новые знания о родной стране, о том, как жили предки, об  обычаях своего народа. История для дошкольников — отличное средство для умственного развития детей.

Авторы: Светлана Костылева, Екатерина Каширская

 

Об авторе

liliya-vasilevskaya.ru

Александра ИшимоваИстория России в рассказах для детей

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Жуковский

Славяне
до 862 года христианского летосчисления

Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков.

В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.

Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» – и всегда исполняли обещанное; так храбры, что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам.

Идол – значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.

Славяне разделялись на разные племена. У северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. По этому вы видите, как они любили войну и все соединенное с ней. На поле, где сражались они и потом торжествовали победу или славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в песнях народных выражается народ. Но я могу предложить вам здесь несколько строк, из которых вы все-таки получите понятие о славянах.

Это отрывок из «Песни барда над гробом славян-победителей» Жуковского:

 
«Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополченны!
Умолкла брань – враги утихли расточенны!
Лишь пар над пеплом сел густой;
Лишь волк, сокрытый нощи мглой,
Очами блещущий, бежит на лов обильный;
Зажжем костер дубов; изройте ров могильный;
Сложите на щиты поверженных во прах.
Да холм вещает здесь векам о бранных днях,
Да камень здесь хранит могущих след священной!»
 
 
Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!
Стеклись вождей и ратных сонм;
Глухой полнощи тьма кругом;
Пред ними вещий бард, венчанный сединою,
И падших страшный ряд, простертых на щитах.
 
 
Объяты думою, с поникнутой главою;
На грозных лицах кровь и прах;
Оперлись на мечи; средь них костер пылает,
И с свистом горный ветр их кудри воздымает.
 
 
И се! воздвигся холм, и камень водружен;
И дуб, краса полей, воспитанный веками,
Склонил главу на дерн, потоком орошен;
И се! могущими перстами
Певец ударил по струнам —
Одушевленны забряцали!
Воспел – дубравы застенали,
И гул помчался по горам.
 

Эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно.

Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее.

Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много.

Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они.

Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей.

Долго не знали они, что делать, наконец придумали средство привести все в порядок.

На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе – норманнов.

Эти варяги-русь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян.

Вот старики славянские, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу – просить у него князей управлять ими.

Послы сказали варяжским князьям: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».

Начало Русского государства и первые государи русские
802–944 годы

Варяги-русь были рады такой чести, и три брата из князей их – Рюрик, Синеус и Трувор – тотчас поехали к славянам. Рюрик сделался государем в Нове-городе, самом старинном из городов славянских, Трувор – в Изборске, Синеус – в земле, лежащей около Белого озера. От этих-то варяго-русских князей славяне начали называться русскими, а земля их Русью, или Россией. Синеус и Трувор скоро умерли, и Рюрик сделался одним великим князем русским и основателем Русского государства. Он княжил счастливо два года с братьями и пятнадцать лет один.

Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным, на победы, одержанные русскими в Италии, во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое поэтическое описание гораздо живее действует на ум и долго остается в нем, нежели сделанное прозой, то я уверена, что вы навсегда оставите в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России:

 
Но кто там белых волн туманом
Покрыт по персям, по плечам,
В стальном доспехе светит рдяном
Подобно синя моря льдам?
Кто, на копье склонясь главою,
Событье слушает времен? —
Не тот ли, древле что войною
Потряс парижских твердость стен?
Так, он пленяется певцами,
Поющими его дела,
Смотря, как блещет битв лучами
Сквозь тьму времен его хвала.
Так, он! – Се Рюрик торжествует
В Валкале звук своих побед
И перстом долу показует
На росса, что по нем идет.
 

После Рюрика остался маленький сын его Игорь, который еще не мог быть государем, и для того Рюрик просил своего родственника и товарища – Олега управлять государством, пока не вырастет Игорь. Олег был храбр и умен, победил много соседних народов и так увеличил Россию, что при нем она простиралась почти до гор Карпатских, которые лежат в Венгрии. Но Олег не совсем заслуживал похвалы. Вы увидите это сами.

Вместе с Рюриком приехали к славянам многие варяги, которые еще на родине служили ему и, любя доброго начальника, не хотели расстаться с ним. Рюрик за это усердие дарил некоторым из них деревни и селения славянские: от этого появились у нас помещики, т.е. такие бояре, которые владели людьми и землями. Но не все помещики были довольны своими поместьями: иным казалось веселее искать счастья на войне, нежели сидеть дома. Надобно сказать, что тогда люди очень любили войну. Это потому, что, будучи язычниками, они почитали непременным долгом мстить за обиды, а обижали они друг друга очень часто. К тому же они мало учились и не понимали приятностей мира, который доставляет нам возможность предаться занятиям тихим, сладостным для сердца и полезным для ума. Они думали только о том, чтобы сражаться и побеждать своих врагов.

Двое из таких смелых воинов, Аскольд и Дир, отправились с товарищами к югу от Новгорода и на прекрасных берегах реки Днепр увидели маленький городок, который им очень понравился. Этот городок был Киев. Они, недолго думая, завладели им и сделались государями киевскими. Это государство можно назвать Южным, потому что оно лежало к югу от Новгородского.

Олег, управляя Новгородом после смерти Рюрика, слышал, что все приезжавшие из Киева хвалили новое княжество, и вздумал завоевать его. Но он знал, что князья киевские и народ их храбры, что они будут сражаться с такою же смелостью, как и его воины, и потому решил употребить хитрость. Подойдя к Киеву, он оставил войско сзади, приплыл к киевскому берегу в небольшой лодке только с Игорем и несколькими воинами и послал сказать государям киевским, что с ними желают видеться купцы варяжские из Новгорода, их друзья и земляки. Аскольд и Дир были очень рады таким гостям и тотчас отправились на лодку. Но только они вошли туда, воины Олега окружили их, а сам Олег, подняв на руках маленького Игоря, сказал: «Вы не князья, но я князь, и вот сын Рюрика!» В эту самую минуту воины бросились на обоих князей киевских и убили их. Вот одно дурное дело Олега, а впрочем, он был хорошим опекуном маленького воспитанника своего, старался о пользе народа русского, соединил оба новых государства варягов в одно, сделал столицей Киев и так прославился своей храбростью, что даже греки в Константинополе боялись его и имени русского. Олег вел с ними войну, подходил к самым стенам славной столицы их, в знак победы повесил свой щит на воротах ее, собрал дань с греков, и, когда он возвратился в Киев, народ назвал его вещим – это значит почти то же, что всеведущий.

Славные дела его кратко и прекрасно описал Языков в стихотворении «Олег». Он представил, как наследовавший ему государь, молодой Игорь, вместе с народом справлял торжественную тризну, или поминки, по нем, и на этой тризне был, по обыкновению славян, певец, долженствовавший воспеть дела умершего. Но прочтите стихи Языкова с того самого места, как певец, или, как звали его славяне, баян, приходит в середину народа, торжествовавшего память знаменитого князя своего:

 
Вдруг, – словно мятеж усмиряется шумный
И чинно дорогу дает,
Когда поседелый в добре и разумный
Боярин на вече идет, —
Толпы расступились – и стал среди схода
С гуслями в руках славянин
Кто он? Он не князь и не княжеский сын,
Не старец, советник народа,
Не славный дружин воевода,
Не славный соратник дружин;
Но все его знают, он людям знаком
Красой вдохновенного гласа…
 
 
Он стал среди схода – молчанье кругом,
И звучная песнь раздалася!
Он пел, как премудр и как мужествен был
Правитель полночной державы,
Как первый он громом войны огласил
Древлян вековые дубравы;
Как дружно сбирались в далекий поход
Народы по слову Олега;
Как шли чрез пороги под грохотом вод
По высям днепровского брега;
Как по морю бурному ветер носил
Проворные русские челны;
Летела, шумела станица ветрил,
И прыгали челны чрез волны!
Как после, водима любимым вождем,
Сражалась, гуляла дружина
По градам и селам с мечом и огнем
До града царя Константина;
Как там победитель к воротам прибил
Свой щит, знаменитый во брани,
И как он дружину свою оделил
Богатствами греческой дани!
Умолк он – и радостным криком похвал
Народ отозвался несметный,
И братски баяна сам князь обнимал;
В стакан золотой и заветный
Он мед наливал искрометный
И с ласковым словом ему подавал.
И, вновь наполняемый медом,
Из рук молодого владыки славян
С конца до конца меж народом
Ходил золотой и заветный стакан.
 

Олег управлял государством 33 года: добрый Игорь не хотел напоминать ему, что сам уже может княжить, и сделался государем русским только тогда, когда умер Олег.

Игорь, как и все русские князья, был храбр, но не так счастлив, как Олег: при нем явились в первый раз в Россию печенеги – народ, который потом всегда был страшным врагом наших предков.

Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их. Они не строили домов, но делали подвижные шатры или шалаши. Когда стада не находили более корма на лугах, они переносили шалаши на другое место и оставались там, пока была трава. Они сами и лошади их бегали очень скоро, по рекам же умели плавать почти как рыбы. Это помогало им нападать на соседей своих, уводить в плен бедных жителей и избавляться от наказания. Злые печенеги даже нанимались на службу к таким народам, которые вели с кем-нибудь войну, и тогда-то злодействовали сколько им хотелось. Игорь, хотя и наложил на них дань, т.е. заставил каждого платить в казну свою, не мог прогнать их подалее от границ своего государства.

Еще несчастнее был поход его к древлянскому народу, который жил там, где теперь Волынская губерния. Древляне также были славянского племени, их покорил Олег. Игорь ездил к ним для того, чтобы взять более дани, нежели сколько они всегда платили. Древлянам показалось это так обидно, что они забыли все почтение, какое должно иметь к государю своему, и совершили ужасный грех: убили Игоря.

Так погиб этот несчастный государь. Он княжил 32 года, но не отличался никакими особенно примечательными делами.

Святая Ольга
945–955 годы

Гораздо более Игоря прославилась прекрасная супруга его Ольга. Святослав, сын ее, был еще очень мал, когда умер отец его, и потому Ольга правила государством вместе с двумя знаменитыми воеводами – боярином Асмудом, дядькой маленького Святослава, и Свенельдом, начальником войска. История этой княгини очень любопытна. Каждый русский мальчик и русская девочка должны знать ее. Послушайте же.

Ольга родилась в деревне около Пскова. Молодой князь Игорь приехал туда на охоту и случайно увидел эту деревенскую красавицу, которая так понравилась ему своей скромностью и умом, что он не хотел слышать о других невестах и женился на милой Ольге. В высоком дворце государя она была так же умна и любезна, как прежде в маленьком домике своих родителей, так же добра и ласкова с окружавшими ее знатными боярынями, как прежде со своими сельскими подружками.

Услышав о смерти Игоря, Ольга обещала отомстить злым древлянам и тотчас послала войско свое в землю их.

Древляне отправили послов с оправданиями, но Ольга приказала казнить их, не желая слушать этих оправданий, и, когда войско ее покорило их, она наложила большую дань на этот ненавистный ей народ и присоединила землю его к своему государству.

Ольга вместе с маленьким Святославом объезжала свои области и везде приводила в порядок то, что было расстроено. Вы помните, любезные читатели, что, с тех пор как государи наши начали жить в Киеве, Новгород уже перестал быть столицей Русского государства. Князья киевские, воюя с Грецией и с соседними народами, не имели времени заботиться об отдаленных подданных своих – новгородцах – и позволили им самим выбирать своих судей и начальников, которые бы решали дела их, награждали добрых, наказывали злых и собирали с народа дань для князя киевского. Главного из таких начальников новгородцы называли посадником. Зная, что князь киевский далеко от них, они начали меньше уважать его и думали, что могут обойтись и без государя, имея своего посадника.

Ольга поехала туда и умными распоряжениями заставила новгородцев вспомнить, что они должны быть покорны государю своему, хотя бы он жил еще гораздо далее от них. Так хорошо умела княгиня Ольга управлять государством!

Народ любил и благословлял добрую мать государя своего. Но из всех прекрасных дел Ольги самое лучшее и самое великое было то, что она приняла веру христианскую. Она первая из русских поняла, как глупо молиться идолам, которые столько же могли слышать молитвы бедных людей, сколько слышат вас ваши куклы, когда вы говорите с ними. Умная княгиня чувствовала в сердце своем, что есть Бог, без которого не мог быть мир и все, что мы видим в этом мире. К тому же она много слышала о вере христианской с тех пор, как жила в Киеве: воины князя Олега и супруга ее Игоря, бывшие вместе с ними в Греческой империи, рассказывали дома о счастье и добродетелях истинных христиан, о святости веры их, о терпении, с которым они переносили несчастья здешней жизни, надеясь на награду в будущей.

Надобно сказать, что в это время греки давно уже перестали быть идолопоклонниками и знали истинного Бога. В столице их Константинополе жил патриарх, т.е. начальник духовенства христиан греческих. У него-то княгиня Ольга хотела учиться закону Божию и для того поехала в Константинополь в 955 году, когда сын ее уже вырос и она перестала управлять государством.

Патриарх и император греческий Константин Багрянородный дивились уму и кротости знаменитой государыни русской. Патриарх рассказал ей о жизни, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, научил ее всему, что должны знать все любящие Господа и верующие в него, и потом окрестил ее. Император был крестным отцом Ольги; в крещении назвали ее Еленой. С восторгом возвратилась она в Киев, радуясь тому, что может просветить душу сына своего и сделать его также христианином. Но молодой гордый Святослав не хотел слышать о новом законе. Княгиня печалилась, что не может разделить с сыном счастье знать истинного Бога, и умерла с этой печалью через 14 лет после крещения. Церковь наша признала ее святой, а история – Мудрой.

1. Т.е. в Новгороде (прим. ред.).2. Здесь говорится о завоеваниях норманнов, которыми они приводили в ужас Западную Европу.3. Так назывался рай у языческих норманнов.4. Это относится к Суворову.5. Т.е. в Византии. С IV века н. э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи – Византии (прим. ред.).6. Т.е. о вероисповедании (прим. ред.).

fictionbook.ru

ДЕСЯТЬ КНИГ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Чтобы писать об истории и увлекательно, и поучительно, необходим незаурядный талант. Прав был Самуил Маршак: «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». Это относится и к историкам. Мы вспомнили десять ярких книг, которыми в разное время зачитывались дети. Из этих книг мы получали первые знания о прошлом России. Некоторые из них связаны с идеологическими тенденциями — без идеологии, как известно, ни одна пушка не выстрелит. Иногда с авторами хотелось поспорить, но именно они показали нам, что и в прошлом можно совершать открытия.

Александра Ишимова
«История России в рассказах для детей»

Перед последней дуэлью Александр Пушкин читал именно Ишимову. Она открыла для России жанр детской исторической хроники. Важно, что это не беллетристика, а своего рода занимательный учебник. Разумеется, историческая правда у неё перемешана с легендами, многие эпизоды трактуются в сентиментальном духе. Сразу видно, что книга предназначена не только для мальчиков. Хотя поразительно умение Ишимовой бойким живым слогом рассказывать детям о политических решениях и генеральных сражениях. В литературном отношении книга Александры Ишимовой и сегодня не выглядит динозавром. Как будто двухсот лет не бывало.

Юрий Герман
«Рассказы о Дзержинском»

Железный Феликс был одним из любимых героев советских мальчишек — своего рода наш Шерлок Холмс, проницательный и неутомимый. Талантливое перо писателя Юрия Германа оживило первого чекиста страны. Кроме приключений здесь есть ещё и колорит эпохи. Ощущается вкус чёрствого хлеба Гражданской войны. Дети получили благородного героя и несколько десятков остросюжетных приключений с чекистским оттенком.

Евгений Осетров 

«Твой Кремль»

Настоящая детская энциклопедия патриотизма. Разговор с кремлёвскими башнями, включая Тайницкую, самую загадочную. Евгений Осетров написал немало просветительских книг — о русской старине, которая живёт в традициях, в культуре. В этой книге он рассказал об истории нашего государства, о его символах, о зодчем Аристотеле Фиораванти, о русских мастерах, о двух парадах, состоявшихся на Красной площади в 1941-м и 1945-м. Осетров показал красоту, силу и мощь России. Мне эта книга попалась в очень раннем возрасте — и она крепко на меня повлияла. С тех пор люблю Кремль и неприемлю снобистского отношения к нашей стране. В сердцах читателей Осетрова выстроена Тайницкая башня. А в ней бьёт родник.

Наталья Кончаловская
«Наша древняя столица»

Детские поэты нередко обращались к историческим темам — и Самуил Маршак, и Сергей Михалков. Но самую основательную поэму о прошлом нашей страны написала жена Михалкова Наталья Кончаловская. Получилось искренне, увлекательно, остроумно. Через историю Москвы открывается история русского народа. Проверено: детям стихи Кончаловской нравятся. А ведь она писала не только об известных, парадных эпизодах нашей истории. Про Василия Шуйского, например, многие из нас узнали именно от Кончаловской.

Мария Прилежаева
«Жизнь Ленина»

О Ленине в СССР писали много и высокопарно, в том числе и для детей. Можно вспомнить и рассказы Михаила Зощенко — изящные, остроумные. Но Прилежаева охватила жизнь Ленина «от и до» и написала настоящий «детский детектив» с приключениями конспираторов. Современному читателю многие страницы этой книги, наверное, покажутся безмерно слащавыми, однако тогда к Ленину относились как к некоему идеалу «самого человечного человека», а историческое полотно, предлагаемое Прилежаевой, для многих стало первым шагом в познании противоречивой, извилистой истории ХХ века.

Михаил Брагин
«В грозную пору»

Правдист, военный корреспондент и историк, Михаил Брагин был влюблён в русских героев 1812 года. Он написал несколько научно-популярных книг о Михаиле Кутузове и его современниках, но, пожалуй, самая известная его книга — «В грозную пору». Детская занимательная (и немного нравоучительная) хроника Отечественной войны. Смоленск, Бородино, гибель Петра Багратиона, борьба стратегий, сожжённая Москва, наконец, победы поздней осени и декабря 1812-го… Написано так, что мальчишки не могли оторваться — читали днём и ночью, читали вместо уроков и прихлёбывая суп. Книга и в ХХI веке не умерла, переиздаётся и будет переиздаваться.

Сергей Алексеев
«Сто рассказов из русской истории»

Алексеев начал с учебной книги, а потом выработал собственную сказовую интонацию, по которой легко узнать любую его миниатюру. Первая из его незабываемых книг — «Небывалое бывает». Рассказы о петровском времени. А затем пошли как бойцы в строю: «История крепостного мальчика», «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Птица-слава» (о войне 1812 года), «Грозный всадник» (о Степане Разине!)… Читаются эти книги взахлёб, многие нынешние маститые историки выросли из читателей Алексеева. И в каждой детской библиотеке алексеевские книги — среди самых зачитанных и потрёпанных. Заслуженные книги!

Анатолий Митяев
«Книга будущих командиров»

Анатолий Митяев — настоящий классик жанра. Можно вспомнить и другие его книги: «Ветры Куликова поля», «Книга будущих адмиралов», «Рассказы о русском флоте», «Тысяча четыреста восемнадцать дней: Герои и битвы Великой Отечественной войны»… Но всё-таки в первую очередь на память приходит «Книга будущих командиров», которую во многих семьях берегут как драгоценность. Митяев вооружает нас знанием, незаметно учит любить армию, ценить храбрость и расчётливость. Князь Святослав и Александр Суворов становятся нашими добрыми знакомыми, героями детских игр и мечтаний. Как это важно — не пройти мимо книг Митяева. Без них и детство не в радость.

Александр Дегтярёв, Игорь Дубов
«От Калки до Угры»

Особый жанр — научно-популярная литература для детей. Да-да, и такое бывает. Конечно, эта книга не для младших, но подростки читают её увлечённо, и для многих она стала «вратами учёности». Повествование о героической борьбе Руси с монгольскими ордами не просто заряжает патриотическим настроем, но и учит анализировать факты, сопоставлять причины и следствия, размышлять.

Александр Торопцев
«Мировая история крепостей и замков»

Современный писатель Александр Торопцев открывает детям мир истории. Он написал десяток книг в жанре занимательной энциклопедии. Герои, войны, цивилизации, ремёсла… Обо всём написано азартно, история проплывает перед ребятами как в кино. Такие книги приобщают к историческому знанию шибче учебников.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Рассказ о России детям

Есть такое важное понятие – государство. Государство – это люди, живущие на определенной территории, и вместе с тем это — политическое пространство. Наше государство называется Россия. Россия занимает огромную территорию, одну восьмую заселенной человеком суши Земли.

Россия велика от рождения, а не в силу завоеваний. Многопланова её история. На территории нашей страны, задолго до государственности, проживали разные народы. Каждый народ занимал свою географическую и историческую нишу, нес на себе печать самобытности и неповторимости. Государство российское унаследовало многие традиции, которые сложились до него на этой территории, в том числе и добрососедские отношения.

Географическое положение России уникально, её территория охватывает несколько природных зон: арктическая пустыня, тундра, степь, полупустыня, лесотундра и другие.

Как и любое другое государство, Россия имеет свой флаг, гимн и герб. Россия – федеративное государство. Во главе нашего государства стоит Президент. Охрану государства осуществляют Вооруженные силы. День и ночь в воздухе, на суше, на воде они зорко следят за всеми происходящими событиями. Задача Вооруженных сил – не пропустить неприятеля. Очень важно, чтобы все граждане России спали спокойным, мирным сном.

Особой гордостью России является то, что на её территории проживает более 190 народов. Все народы России (мордва, удмурты, осетины, буряты и другие) живут своей полноценной жизнью.

Согласно Конституции (основного закона) государственный язык на территории страны – русский. На нем пишутся все законы, постановления, на нём написана и Конституция Российской Федерации

Что касается экономики России, то следует сказать, что уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Разные периоды развития российской экономики и мировой экономики вносили и вносят те или иные коррективы в состав основных экономических показателей.

В экономике бывают трудные времена. Но вся история русского народа показывает, что его творческие силы, интеллектуальный и трудовой потенциал в любом случае преодолеют трудности.

На сегодняшний день Россия – это крупнейшее государство, население которого стремится к 150 млн. человек. Россия всегда проводила дружественную политику, политику партнерства с другими странами: большими и малыми, ближними и дальними.

Россия – это наша Родина. На этой земле жили и работали наши кровные родственники. Многие из них с оружием в руках защищали Родину. Не все вернулись с поля боя, вечная память им, павшим в неравных схватках за Отчизну. Родина – великое слово, великое и очень важное.

detskiychas.ru

Кружковая работа «Страницы Истории» — ознакомление дошкольников с историей России.

Данные об авторе

Автор(ы): 

Гордеева Елена Олеговна

Место работы, должность: 

МБДОУ «Детский сад № 1 «Пчёлка»

Регион: 

Тамбовская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

дошкольное образование

Целевая аудитория: 

Воспитатель

Целевая аудитория: 

Родитель

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Предмет(ы): 

Педагогика

Цель урока: 

 

Воспитание патриотических чувств к своей Родине;   развитие у детей интереса к изучению истории своей страны;   утверждение в сознании и чувствах детей социально — значимых ценностей, взглядов и убеждений;  формирование познавательной сферы.

Используемое оборудование: 

Иллюстрации, слайды, рабочие тетради.

Краткое описание: 

Формирование у дошкольников элементарных исторических представлений.

ТЕМА: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУСИ».

Пограммное содержание: воспитывать патриотические чувства к своей Родине. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны. Приобщать детей к истокам народной культуры. Формировать пространственное представление, воображение. Расширять и обогащать словарный запас. Развивать речь ребенка.

Словарная работа: россы, руссы, русские.

Оборудование: «Лента времени», иллюстрации из сборника «Рассказы о Древней Руси» М., Детская литература, 1982 г., дидактическая игра «Помоги русским богатырям сразиться с врагом», творческая тетрадь, цветные карандаши, запись торжественной музыки.

Работа с родителями в библиотеке детского сада: чтение Л.Обухова «Давным-давно» из сборника «Рассказы о Древней Руси».

I.       Путешествие по «ленте времени».

—     Что такое время? Какое оно? — Мы его не видим, но можем представить.
Детям   представлена   «лента   времени».   В   ее   начале   изображение

старинного деревянного дома, а в конце — современный высотный дом.

—  Ребята, как вы думаете, что это?

—  Почему на концах ленты расположены разные дома?

 —   Почему раньше дома   были низкими деревянными, а сейчас — высокие каменные?

—   Сколько времени прошло, чтобы люди научились строить современные дома?

—   Хотите узнать, что еще произошло за это время в нашей стране, как эта лента заполнялась?

На «ленту времени» рядом с деревянным домом помещается картинка с изображением видов Древней Руси.

П.   Звучит торжественная музыка. Чтение: А.Коваль-Волков «Россия» Ты людям явилась впервые В названии реченьки — Рось, Потом обернуться Россией Росинке лесной довелось. Тебя мы у сердца носили, В боях заслоняли собой. Ты больше, чем мать, — ты Россия, И все мы бессмертны тобой. И нет в мире слова красивей, Оно, словно солнце во мгле, И именем светлым России Все росы говорят на земле.

—  Как вы думаете, о чем и о ком это стихотворение?

—  Хотите узнать, с чего все началось?

III.    Рассказ воспитателя.

Очень давно людей на Земле было не так много, для своего проживания они выбирали наиболее удобные места, в основном. По берегам рек. Была в то время река Рось. На ее берегах расположили свои селения красивые, светловолосые и голубоглазые люди, которых по названию реки стали называть росами или русыми. О руссах говорили, что они мужественные, храбрые и смелые. Русы отважно защищали своих детей, жен, матерей от врагов, которые постоянно на них нападали. И чтоб не погибнуть, чтобы выжить, русы сплотили вокруг себя других людей, которые дружелюбно относились к руссам.

Вот так было положено начало образованию нашей страны — России, иногда мы ее называем и другим именем — Русь, которое пришло к нам из далеких времен.

IV.  Рассматривание иллюстраций. Беседа.

—  Что изображено на картинах?

—  Почему нас называют русскими?

—  Как выглядят русские на картине?

—  Как называли наших предков?

V.      Дидактическая игра «Помоги русским богатырям сразиться с врагом»
Цель:      развивать      у     детей      сообразительность,      активность     и

самостоятельность   мышления;   закреплять   знания   детей   о   назначении предметов вооружения; воспитывать уважение к защитникам Родины.

Игровые правила: рассказы детей о назначении предмета. Выигрывает тот, кто больше вспомнит предметов вооружения.

VI.     Работа в творческой тетради .

 

ТЕМА: «КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР».

Программное содержание: приобщать детей к истокам народной культуры. Воспитывать уважение к людям разной веры. Продолжать знакомить с историческим и культурным своеобразием Родины. Формировать пространственное представление, воображение. Расширять и обогащать словарный запас.

Словарная работа: руссы, славяне, идолы, послы, христианство.

Работа с родителями: напомнить о Конвенции о правах ребенка.

Предварительная работа: экскурсия к Боголюбскому собору.

Оборудование: «Лента времени», иллюстрации, сборник «Волшебное слово» М., Детская литература, 1989, дидактическая игра «Помоги богатырю отыскать дорогу в Стольный Киев», детские фотографии «Мое Святое Крещение», творческая тетрадь, цветные карандаши.

Работа с родителями в библиотеке детского сада: чтение рассказов из сборника «Волшебное слово».

I. Фотовыставка «Мое Святое Крещение». — Какое событие изображено на фотографиях? П.      Путешествие    по    «ленте    времени»    (добавление    иллюстрации

«Крещение Руси»). III.     Рассказ воспитателя.

Позже руссов стали называть другим словом — славяне. Славяне жили в деревянных городах на берегах рек. У опушек лесов они строили свои небольшие поселки — деревни. Простые люди жили в деревянных домах-избах. Князья и богатые люди строили большие дворцы — терема и хоромы. Славяне занимались рыбной ловлей, охотой и земледелием. Они часто воевали, ходили в походы и осаждали города своих противников. Славяне делали себе богов — идолов из камня, дерева и золота. Они поклонялись этим богам и приносили им подарки. Тысячу лет тому назад в славянской стране Русь, в городе Киев правил князь Владимир. Он был храбрым воином, ходил в далекие походы. Со своими друзьями князь Владимир любил охотиться на медведей, кабанов и оленей. После похода или охоты молодой князь слушал рассказы и песни о дальних краях, о войнах, о битвах, о славных делах своих предков. Князь Владимир часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем они занимаются, каким поклоняются богам. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую правильную веру для себя и своего народа. Из дальних стран — с запада, востока и юга приходили  в Киев послы. Они хотели, чтобы князь Владимир принял их веру. Князю Владимиру больше всего понравилось христианство, о котором ему говорили греческие монахи. Он крестился и женился на греческой царевне Анне. Жители Киева крестились в Днепре в 988 году. Потом крестилась вся Киевская Русь и другие народы. После крещения Руси идолов сожгли или бросили в реку. В гости к князю Владимиру на торжество приехали соседние князья со своими дружинами. Народ пировал и веселился. Князь Владимир был добрым и справедливым князем, защитником слабых, помощником бедных и строителем многих церквей. Народ любил своего князя и прозвал его «Красное солнышко», а наша святая церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала равноапостольным.

IV.     Дидактическая’ игра    «Помоги    богатырю    отыскать    дорогу    в
Стольный Киев» (лабиринт).

Цель:   развивать   сообразительность,   самостоятельность   мышления, координацию движений; воспитывать уважение к защитникам Родины.

V.      Работа в творческой тетради.

ТЕМА: «ОСВОЕНИЕ МОСКВЫ».

Программное содержание: углублять и уточнять знания об истории своей Родины. Расширять представления об истории создания Москвы. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям. Развивать речь ребенка. Развивать эстетическое восприятие, знакомить с искусством (скульптурой).

Оборудование: «Лента времени», набор открыток «Москва», иллюстрации памятника Юрию Долгорукому в Москве (скульптор С.Орлов, архитектор В.Андреев), творческая тетрадь, цветные карандаши, запись песни О.Газманова «Москва», дидактическая игра «Какое здание могло быть построено в Москве?» .

I.        Рассматривание открыток с изображением Москвы.
Прослушивание песни О.Газманова «Москва».

—   Как вы думаете, какой город изображен на этих открытках?

—   Почему вы так решили?

—   Чем отличается город Москва от нашего города?

—   Чем славен город Москва?

—   Кто из вас был в Москве? Чем понравился город?

       II.                Путешествие по «ленте времени» (добавление изображения Древней Москвы).

III.             Рассказ воспитателя.

Князь Юрий Долгорукий, правивший на Руси, после одной из побед решил отпраздновать военную удачу в небольшом поселке — Москва. Это событие произошло в 1147 году. С тех пор эту дату принято считать годом основания Москвы, а Юрия Долгорукого — основателем Москвы.

На твоих церквях старинных Вырастают дерева, Глаз не схватит улиц длинных Это матушка Москва!

IV.     Рассматривание изображения памятника Ю.Долгорукому.

— Где расположен памятник Ю.Долгорукому?

—  Почему Ю.Долгорукий на коне?

—  Как выглядит Ю.Долгорукий?

—   Почему   правая   рука   Ю.Долгорукого   вытянута   вперед,   куда   он
показывает?

V.      Дидактическая   игра   «Какое   здание   могло   быть   построено   в
Москве?»

Цель:   учить   детей   сравнивать   предметы,   замечать   определенные признаки,     анализировать    постройки;    развивать    наблюдательность, мышление, речь

VI.     Работа в творческой тетради .

 

ТЕМА: «КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ».

Программное содержание: воспитывать патриотические чувства к своей Родине. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям России. Формировать пространственные представления. Развивать эстетическое восприятие, знакомить с живописью. Развивать речь ребенка.

Оборудование: «Лента времени», иллюстрации, картина Д.А.Корина «Александр Невский», дидактическая игра «Что лишнего нарисовал художник в княжеских покоях», творческая тетрадь, цветные карандаши, иллюстрации орденов Великой Отечественной войны.

Словарная работа: шведы, археологи.

I.        Рассматривание орденов Великой Отечественной войны.

—   Что это за ордена?  *

—   За какие заслуги их вручали?

—   Когда это было?

—   Какие ордена вам знакомы?

—   Почему имя Александра Невского сохранили и увековечили в ордене?

П.      Путешествие    по    «ленте    времени»    (добавление    изображения Александра Невского).

III.     Рассказ воспитателя .

Одним из замечательных русских князей был Александр по прозвищу Невский. Своим мужеством, отвагой он был славен по всей земле русской.

В 1240 году шведы напали на Русь. На реке Неве шведов встретил со своим войском князь Александр. Он разбил шведов и обратил их в бегство. За эту победу князь Александр получил прозвище Невский.

IV.     Беседа по картине Д.Корина «Александр Невский».

—   Как выглядит Александр Невский?

—   Во что он одет?

—   Как он вооружен?

—   Что можно сказать о характере Александра Невского по выражению его лица, позы, которую принял русский князь?

V.      Дидактическая игра «Что лишнего нарисовал художник?»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, различать предметы старины и современные вещи, активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей.

VI.     Работа в творческой тетради .

 

ТЕМА: «ОСВОЕНИЕ МОСКВЫ».

Программное содержание: углублять и уточнять знания об истории своей Родины. Расширять представления об истории создания Москвы. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям. Развивать речь ребенка. Развивать эстетическое восприятие, знакомить с искусством (скульптурой).

Оборудование: «Лента времени», набор открыток «Москва», иллюстрации памятника Юрию Долгорукому в Москве (скульптор С.Орлов, архитектор В.Андреев), творческая тетрадь, цветные карандаши, запись песни О.Газманова «Москва», дидактическая игра «Какое здание могло быть построено в Москве?» .

I.        Рассматривание открыток с изображением Москвы. Прослушивание песни О.Газманова «Москва».

—  Как вы думаете, какой город изображен на этих открытках?

—  Почему вы так решили?

—  Чем отличается город Москва от нашего города?

—  Чем славен город Москва?

—  Кто из вас был в Москве? Чем понравился город?

П.      Путешествие по «ленте времени» (добавление изображения Древней Москвы).

III.     Рассказ воспитателя.

Князь Юрий Долгорукий, правивший на Руси, после одной из побед решил отпраздновать военную удачу в небольшом поселке — Москва. Это событие произошло в 1147 году. С тех пор эту дату принято считать годом основания Москвы, а Юрия Долгорукого — основателем Москвы.

На твоих церквях старинных Вырастают дерева, Глаз не схватит улиц длинных Это матушка Москва!

IV.     Рассматривание изображения памятника Ю.Долгорукому.

— Где расположен памятник Ю.Долгорукому?

—  Почему Ю.Долгорукий на коне?

—  Как выглядит Ю.Долгорукий?

—   Почему   правая   рука   Ю.Долгорукого   вытянута   вперед,   куда   он
показывает?

V.      Дидактическая   игра   «Какое   здание   могло   быть   построено   в
Москве?»

Цель:   учить   детей   сравнивать   предметы,   замечать   определенные признаки,     анализировать    постройки;    развивать    наблюдательность, мышление, речь VI.     Работа в творческой тетради .

ТЕМА: «КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ».

Программное содержание: воспитывать патриотические чувства к своей Родине. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям России. Формировать пространственные представления. Развивать эстетическое восприятие, знакомить с живописью. Развивать речь ребенка.

Оборудование: «Лента времени», иллюстрации, картина Д.А.Корина «Александр Невский», дидактическая игра «Что лишнего нарисовал художник в княжеских покоях», творческая тетрадь, цветные карандаши, иллюстрации орденов Великой Отечественной войны.

Словарная работа: шведы, археологи.

Ш

I.        Рассматривание орденов Великой Отечественной войны.

—   Что это за ордена?  *

—   За какие заслуги их вручали?

—   Когда это было?

—   Какие ордена вам знакомы?

—   Почему имя Александра Невского сохранили и увековечили в ордене?

 

II.                Путешествие    по    «ленте    времени»    (добавление    изображения Александра Невского).

III.             Рассказ воспитателя .

Одним из замечательных русских князей был Александр по прозвищу Невский. Своим мужеством, отвагой он был славен по всей земле русской.

В 1240 году шведы напали на Русь. На реке Неве шведов встретил со своим войском князь Александр. Он разбил шведов и обратил их в бегство. За эту победу князь Александр получил прозвище Невский.

IV.     Беседа по картине Д.Корина «Александр Невский».

—   Как выглядит Александр Невский?

—   Во что он одет?

—   Как он вооружен?

—   Что можно сказать о характере Александра Невского по выражению его лица, позы, которую принял русский князь?

V.      Дидактическая игра «Что лишнего нарисовал художник?»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, различать предметы старины и современные вещи, активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей.

VI.     Работа в творческой тетради .

ТЕМА: «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ».

Программное содержание: воспитывать патриотические чувства к своей Родине. Развивать у детей ценностное отношение к истории своей страны, чувства уважения к выдающимся деятелям России. Формировать пространственные представления. Развивать речь ребенка.

Оборудование: «Лента времени», иллюстрации, дидактическая игра «Лабиринт», творческая тетрадь, цветные карандаши.

Словарная работа: татары.

I.        Путешествие    по    «ленте    времени»    (добавление    изображения

Дмитрия Донского). П.      Рассказ воспитателя.

Дмитрию было всего 9 лет, когда он после смерти отца стал князем Московским. Прошли годы, вырос и возмужал Дмитрий, все признавали его силу, ум и мужество.

В то время на Русь часто совершали набеги татары, они сжигали дома, убивали людей или брали их в плен и заставляли выполнять тяжелую работу. Татары не хотели, чтобы Русь под руководством Дмитрия становилась сильным государством.

И вот в 1380 году началась знаменитая битва между русскими и татарами на реке Дон, которая вошла в историю русского государства. Благодаря умелому руководству князя Дмитрия русские одержали победу, татары в панике бежали , бросая оружие. За победу над татарами на реке Дон люди дали Дмитрию почетное прозвище Донской.

III.     Дидактическая игра «Лабиринт»

Цель:   развивать   сообразительность,   самостоятельность   мышления, координацию движений; воспитывать уважение к защитникам Родины

IV.     Работа в творческой тетради.

ТЕМА: «ЦАРЬ ПЕТР ВЕЛИКИЙ».

Программное содержание: воспитывать в детях интерес к истории своей Родины, гордость за нее. Углубить знания детей о некоторых моментах истории своей страны. Познакомить с отдельными событиями в истории России времен Петра I. Продолжать знакомить с историческим своеобразием «малой Родины». Формировать пространственные представления, воображение. Развивать эстетическое восприятие, знакомить с живописью.

Оборудование: «Лента времени», портрет Петра I, иллюстрации с изображением судов времен Петра I, дидактическая игра «Чья одежда?», «Корабль Петра I», рассказ Л.Толстого «Петр I и мужик», творческая тетрадь, цветные карандаши.

Работа с родителями в библиотеке детского сада: чтение рассказа Л.Толстого «Петр I и мужик».

Работа с родителями в информационном уголке.

I.        Путешествие    по    «ленте    времени»    (добавление    изображения

Петра I). П.       Рассказ воспитателя.

В давние времена во главе русского государства стоял князь, а позже правителя стали называть царем. Одним из выдающихся русских царей был Петр I. Очень выразительным был внешний облик Петра I. Огромный рост (2м 4см), необычная физическая сила — руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Ходил он так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом. В повседневной жизни царь был прост и неприхотлив, не любил роскоши. Петр I был очень умным и решительным царем, обладал твердой волей и сильным характером, огромной тягой к знаниям и поразительным трудолюбием; он владел 14 профессиями. Создал морской флот, которого раньше Россия не имела. Сам участвовал в строительстве кораблей. Значительно расширил границы Российского государства.

Петр I сумел сделать Россию великой страной. В истории нашей страны его называют Петром Великим.

III.     Беседа по картине В.Серева «Петр I»

—   Как выглядит Петр I ? (лицо, прическа, одежда, награды)

—   Что можете сказать о его характере?

—   Как вы думаете, как Петр I управлял государством?

IV.     Дидактическая игра «Чья одежда?»

Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о внешнем виде воинов разных времен; воспитывать интерес к истории костюма.

V.                                Работа в творческой тетради .

VI.                           Дидактическая игра «Корабль Петра I»

Цель: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по форме, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

www.openclass.ru

Книги по истории России для детей.

Книги по истории России для детей.

С. Голициын «Сказания о земле Русской», 278 стр., худ. В. Перцов (шрифт и пара мелких рисунков), 1994 изд. Знание

Р. Алдонина, О. Сазонова «В нашем царстве-государстве», увлекательные рассказы из русской истории, 2008, изд. Белый Город

В. Губарев «Преданье старины глубокой», худ. В. Лосин, 1970, изд. Малыш

Черно-белые иллюстрации на каждом развороте.

Четыре цветных вклейки.

Н. Н. Головин «Моя первая русская история», 192 стр., 1991, изд. «ПолиКом»

До этого книга издавалась 90-лет назад.

А еще мы любили с Сашей читать обычные учебники. Помню за 5 класс «История древнего мира» была очень интересная, но ее сейчас с нами нет. И вот эти два учебника мне нравятся.

Е. Саплина «Введение в историю» 3 класс.

М. Студеникин «История России 2 класс»

alessandra-enko.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *