История боголюбов – Андрей Боголюбский: исторический портрет. Князь Андрей Боголюбский: годы правления, краткая биография

Боголюбово – село с древними корнями

Боголюбово — это необычайное среднерусское селение. Благодаря древним историко-архитектурным памятникам 12 столетия — Свято-Боголюбовскому монастырю и церкви Покрова на Нерли (внесённых в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) Боголюбово входит в состав Золотого кольца России.

Расположилось Боголюбово в устье речки Нерли, там, где она вливает свои воды в Клязьму. Этот живописный и таинственный уголок находится в 10 километрах от Владимира.

Рассвет в Боголюбове

Посетив его, вы надолго запомните просторы среднерусских лугов, переплетённые с белокаменными древними сооружениями в причудливую картину. А его история уходит своими корнями в глубокую древность и окружена легендами. Вот одна из них.

Легенда об основании града Боголюбова

Содержание статьи

Согласно древнему преданию, место основания города указала Андрею Боголюбскому сама Богоматерь, когда Князь Андрей возвращался со своей дружиной из Киева во Владимирские земли.

Проезжая у места слияния вод рек Нерли и Клязьмы, все княжеские лошади разом остановились, отказываясь сойти с места. Вплоть до захода солнца не смогли дружинники заставить их идти дальше.

Пришлось разбить ночлег. Наступила глубокая ночь, дружинники крепко спали и всё тихо было в округе… Но не спалось князю Андрею. Проводя ночь в молитвах, обращённых к иконе Божьей Матери, которую вёз он из Киева во Владимир. Князь впал в исступление и к нему снизошла в видении сама Божья Матерь!

Поутру, только проснувшись, князь отдал приказ о строительстве на этом самом месте великого града! А прибыв во Владимир, князь повелел изобразить Богоматерь на иконе. По завершению работы икона была освящена и нарекли её иконой Боголюбской Божьей Матери.

Многие века защищала эта икона князей и их подданных на землях Владимирских. Вот так согласно легенде начинает свою историю древний град Боголюбов!

Основание

Согласно историческим документам, город Боголюбв основал князь Андрей Боголюбский в 1158 году и впоследствии сделал своей княжеской резиденцией.

Строительство нового града начали с закладки собора Рождества Богородицы в княжеском чертоге, а 1165 год принёс с собой прекрасную и удивительно гармоничную белокаменную церковь Покрова на Нерли. В новом городе принимались значимые иностранные гости и прочие важные персоны.

На территории всей Северо-Восточной Руси, Боголюбов стал первым градом возведённым из камня. Ведь раньше города строились по старинному обычаю из живого и более податливого материала – дерева.

Изначально Боголюбово было разделено на две части: Север и юг города. В первой находился посад – торгово-ремесленное поселение, а во второй – резиденция князя, на её территории был возведён грандиозный храм из белого камня и замок князя.

Падение Боголюбова

В конце 12 столетия в княжеском монастыре устроили мужской монастырь. Но не долго было суждено простоять первому северорусскому каменному граду. 1177 год принёс с собой разорение от рук Рязанского князя Глеба. А 1238 год был ознаменован нападением войск монголо-татар и полным разрушением городских оборонительных сооружений.

В последующие века жизнь в Боголюбове замирает. А основная часть каменных построек, относившихся к монастырю, была сооружена в 17 – 18 столетиях. Но есть и уцелевшие части княжеской резиденции 12 века.

Восстановление Монастыря

В советское время монастырь закрывали и в 1917 – 1992 годы он бездействовал. Изначальный мужской монастырь разделили на мужской и женский. А в 1997 году монастырские двери в посёлке Боголюбово вновь распахнулись для монахов и монахинь. А так же для туристов и многочисленных паломников.

Боголюбово в наши дни

Сегодня Боголюбово – это среднерусский посёлок городского типа. Его населяет 4,5 тысячи человек. Жизнь в нём течёт размерено. В Боголюбове сохранились архитектурные памятники 12 столетия и более поздние строения. Частично дошли до наших времён остатки земляных военных укреплений и нижние ярусы разгромленного княжеского замка.

Основа исторического наследия Боголюбова – это действующий Боголюбский монастырь и церковь Покрова на Нерли, расположенная в полутора километрах от нынешнего Боголюбова.

Церковь Покрова на Нерли

Ныне Боголюбово – это тихий и живописный уголок, место уединения и покоя души. Хотя в солнечные и праздничные дни в нём бывает весьма оживлённо благодаря паломникам и туристам!

turizmbezgranic.ru

Боголюбово


Посёлок

Боголюбово
















Страна

РоссияРоссия

Субъект федерации

Владимирская областьВладимирская область

Муниципальный район

Суздальский

Сельское поселение

Боголюбовское

Координаты56°11′41″ с. ш. 40°31′51″ в. д. 
Основан

1158

Посёлок с

2006

Население

4 494 человек (2010)

Этнохоронимбоголю́бовец, боголю́бовцы
Часовой пояс

UTC+3

Телефонный код

+7 4922

Почтовый индекс

601270

Автомобильный код

33

Код ОКАТО

17 254 803

Код ОКТМО

17 654 403 101


 

 

Боголю́бово — посёлок в России, в Суздальском районе Владимирской области. Центр Боголюбовского сельского поселения.

Посёлок входит в перечень исторических городов России.Боголюбово расположено в устье реки Нерли (при впадении Нерли в Клязьму), в 2 км к северу-востоку от Владимира.

Источник: ВикипедиЯ

  • Церковь Покрова на Нерли
  • Церковь Покрова на Нерли
  • Церковь Покрова на Нерли
  • Церковь Покрова на Нерли
  • Свято-Боголюбский монастырь
  • Свято-Боголюбский монастырь
  • Свято-Боголюбский монастырь
  • Свято-Боголюбский монастырь
  • Свято-Боголюбский монастырь
  • Церковь Святых и Праведных Богоотец Иоакима и Анны
  • Церковь Иоакима и Анны в пос. Боголюбово. До 40-х годов XX века.
  • Палаты князя Андрея Боголюбского
  • Место гибели князя Андрея Боголюбского
  • Боголюбов-Город. Реконструкция
  • С. В. Заграевский. Реконструкция замка Андрея Боголюбского

История села Боголюбово

Живописное и старинное село Боголюбово расположилось на высокой береговой гряде слияния двух рек, Нерли и Клязьмы, в десяти километрах от Владимира. В древности это был славный город, который основал сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский в 1158 году, как княжеская резиденция. В Боголюбове князь устраивал праздники и пиры, принимал зарубежных послов и гостей. 

Согласно преданию, князь Андрей вез из Владимира в Ростов чудотворную икону Божьей матери. Внезапно в 10 км от Владимира прямо на соединении двух рек Нерли и Клязьмы их кони остановились, и не получалось заставить их двигаться дальше.  По этой причине князь приказал остаться здесь на ночлег.  Ночью же ему явилась Богоматерь и велела везти икону не в Ростов, а во Владимир, на этом же месте велела построить храм. Явление Богородицы князь расценил как благословение высших сил на перенос из Киева во Владимир столицу государства. 

В 1158 году на месте видения князь приказал, построить город, который будут называть Боголюбовым, что означает «место Богом любимое». На то время град считался, первым каменным городом в северной части Руси. Эти построенные укрепления стали очень смелым шагом князя Андрея Боголюбского, так как, он позволили контролировать побережья реки Нерли, которая была главным торговым портом.  Такой «захват» торгового порта вызвал волну недовольства среди боярской знати, что в дальнейшем повлияло на жизнь князя.

Первым архитектурным сооружением Боголюбово был великолепный собор Рождества Богородицы, который летописцы сравнивают с храмами Соломона. Храм построен из белого камня и плит, внутри расписан фресками, фасад собора декорирован резными камнями и позолоченными куполами. Галереи, выходили в разных направлениях. Одна соединяла собор с лестничной башней, другая – с богатыми покоями Андрея Юрьевича Боголюбского, третья – с каменной крепостью. Оставшиеся галереи были не менее роскошны и соединяли собор с его башнями. Построек возле величественного храма было очень много, все они окружены рвами — заполненными водой и землей, а главной защитой считалась каменная стена. Эта ограда была сооружена вокруг всего города.

Церковь Покрова Богородицы XII столетия считалась «водными вратами» княжества Андрея Боголюбского. Это архитектурное сооружение считалось самой гениальной постройкой владимирских зодчих и всей Древней Руси. Князь приказал построить церковь в честь погибшего сына Изяслава. Территория, которая окружала церковь, была услана великолепными лугами и невероятно красивыми лесами.

Боголюбов, на протяжении 10 лет начиная, с 1160 и заканчивая, 1170 годами являлся, столицей княжества Владимирского. На территории города были такие уникальные церкви, как Боголюбово, Рождества Богородицы и Покрова, которая находилась на реке Нерли. Церковь Покрова Богородицы XII столетия внесена в списки наследия ЮНЕСКО.

Это шедевральное архитектурное сооружение служило Великому Владимирскому князю и всей его семье долгих 17 лет. Но лето 1174 года стало для Андрея Боголюбского последним. Ночью 29 июня враги и завистники князя бояре Кучковичи, незаметно вошли в Боголюбский дровец и убили князя в лесной башне. После неожиданной смерти князя город Боголюбов опустел.

В конце 1170 годов собор Рождества Богородицы разворовано все богатство, которое там находилось рязанским князем Глебом Ростиславичом и его полководцами. Монголо-татарским нашествием окончательно разрушено все архитектурные сооружения города Боголюбов, после этого он утратил статус города, и стал селом. В XII веке сюда заселились монахи, которые основали здесь мужской Боголюбов монастырь. Они всячески пытались отреставрировать храм Рождества Богородицы и весь уникальный архитектурный ансамбль. Но, не смотря, на все потраченные усилия в 1722 году собор разрушился, полностью. На протяжении многих столетий история древнего поселка Боголюбов утихает.

Основные архитектурные сооружения, которые сохранили тайны истории города и до наших дней были построены в XVII – XIX столетии. На территории Собора Рождества Богородицы была построена Благовещенская церковь. Этот храм был перестроен в 1804 году и сохранился до наших дней, конечно, после реставрационных работ постройка очень изменилась. Монахи проделали огромную работу, ими было построена лестничная башня, к верхним рядам церкви достроили шатровую колокольню. На месте главных покоев князя возведен келейный корпус. Сегодня село Боголюбов еще сохранило некоторые архитектурные памятки за годы правления князя Андрея Боголюбского.

Приблизительно в начале XIX столетия древние городские «водные ворота» и церковь были заменены новым архитектурным сооружением. В 1841 году построена надвратная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Также на протяжении столетия был построен, пятиглавый собор сооружен, по византийским манерам. В 1846 году в селе Боголюбов открыта выставка уникальных сельских произведений искусства для Владимирской, Ярославской, Вологодской и Костромской губернии. В это время численность населения Боголюбова приблизительно составляла 1 000 человек. Люди занимались не только обрабатыванием земельных участков, но и были любители такого ремесла, как иконописание. Главной традицией местных жителей стало проведение ярмарки в сентябре.

После Октябрьской революции 1917 монастырь был закрыт, а в 1992 возрожден. Возрождения собора в селе Боголюбове припадает на 1992 год. Начиная, с 1997 года монастырь был поделен, на две части: мужской и женский. Боголюбов считается поселком городского типа с 1960 до конца 2005 года. С первого января 2006 года является административным центром Боголюбовского сельского поселения, население составляет чуть более 4000 человек.

Достопримечательностей в селе Боголюбово с их невероятной истории немного, но большое количество занесено в список мирового наследия ЮНЕСКО. До нашего времени сохранились земляные валы, столбы белокаменных укреплений, рвы и нижние часть стен. Также можно посмотреть и на останки древнего собора Рождества Богородицы — это цокольная часть храма, переходы к белокаменной башне и винтовой лестнице. Невероятные и такие построения, как Надвратная Успенская церковь-колокольня и кельи, церковь Покрова на Нерли, Собор Боголюбовской иконы Богоматери, Палаты князя Андрея Боголюбского и место его гибели — Лестничная башня

 

v-puty.com

Андрей Боголюбский — биография, деятельность и история

Точная дата рождения неизвестна, предположительно будущий князь родился в 1111 году в городе Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало – ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играла духовность и христианство.

После совершеннолетия, в 1149 году Юрий Долгорукий, отправил сына княжить в Вышгород, однако всего спустя год был переведен на Запад Руси, где управлял городами Туров, Пинск и Пересопница. В 1151 году Юрий Долгорукий возвращает сына обратно в суздальскую землю, а в 1155 году снова отправляет княжить в Вышгород. Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей Боголюбский возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее — Владимирская Богоматерь). Андрей Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.

В 1157 году умирает Юрий Долгорукий, и Андрей Боголюбский наследует титул Великого князя, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай. В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. В 1162 году, опираясь на помощь своих слуг, Андрей Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.

Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее, в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления – подобная версия считается общепринятой.

За время своего правления во Владимире, Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.

В 1164 году Андрей и его войско совершает удачный поход на волжских булгар, а в 1169 году – поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.

Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 года в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников.

В 1702 году был канонизирован.

um.mos.ru

Древний Боголюбов город (1852 год)



Василий Доброхотов

«Князь Андрей… град заложил Боголюбивое, соз­дал собе город камеи» — так писал Новгород­ский летописец в 1158 году. Когда Андрей Бого- любский вёз с собой образ Богородицы в Ростов, то кони в десяти верстах от Владимира вдруг остановились и не могли сдвинуться с места. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества цер­ковь каменную воздвигни». В память о чудес­ном событии князь Андрей повелел иконопис­цам написать икону Божией Матери такой, как она явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня.


А на указанном месте в 1159 году был построен князем Андреем храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его посто­янным местопребыванием и местом мучениче­ской кончины. Город был построен на высоком берегу реки Клязьмы близ устья Нерли. Его опоясывали земляные валы с белокаменными стенами и деревья с густыми кронами. В древ­ности было принято обсаживать города дере­вьями, потому что, разрастаясь, они своими корнями скрепляли высокие земляные насыпи и не допускали их до разрушения.


До 1149 года летописные источники о жизни Андрея Боголюбского — сыне Юрия Долгору­кого и половецкой княжны, внуке Владимира Мономаха — умалчивают, только в одном из старообрядческих рукописных житий святых про князя написано, что он «многая леты в Свя­тая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вравду и бескорысти, премногыя мурости наповняхусь, яко бе Шоломон царь, во храме его Святая Святых пребывахом, яко и отень его Гюргий».


Оказывается, «…многие знатные киевляне и новгородцы находились тогда в Иерусалиме… сие обстоятельство не мешало витязям Россий­ским искать опасностей и славы под знаменами Христова воинства…» — как писал Н.М. Карам­зин в своей «Истории…». А если вспомнить рус­ских былинных богатырей, то некоторые из них доходили и до Иерусалимских земель.


Вместе с крестоносцами — «слугами Богоро­дицы» — в битвах за освобождение Гроба Господня принимали участие и православные «братья-рыцари» из славянских земель. Некото­рые современные историки (Дм. Зенин и др.) полагают, что князь Андрей Боголюбский, известный в западном изложении истории тамплиеров под именем Андре де Монбара, зани­мал одну из высоких должностей в ордене.


Можно по-разному относиться к подобного рода исследованиям, но действительно, именно с правлением князя на Руси установилось осо­бое почитание Богородицы, также в право­славной церкви появился и новый праздник — Покрова Пресвятой Богородицы. Если изна­чально соборы и церкви русских городов посвящались Софии — Премудрости Божьей (т. е. Троице), то с правлением Андрея Юрье­вича повсеместно стали строить храмы «во имя Пресвятой Богородицы». Когда 1 августа 1164 года войско князя штурмом взяло столицу Волжских булгар — город Бряхимов, а раненный в битве княжич Изяслав Андреевич скончался по дороге домой, то по воле Андрея Боголюбского в полутора километрах от Боголюбова, в месте впадения Нерли в Клязьму, «за одно лето» была выстроена белокаменная церковь Покрова. Известный искусствовед и художник И. Грабарь восхищался этой архитектурной жемчужиной домонгольской Руси: «…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, создан­ным на Руси, но и одним из величайших памят­ников мирового искусства».


В общей сложности тридцать пять лет Ан­дрей Юрьевич провёл в Ростово-Суздальской земле, помогая также отцу своему в борьбе за Киев: «Муки отцовские похвалу ему дали вели­кую, ибо он выказал мужество больше всех бывших там». Но именно в Суздальской земле князь стремился заложить фундамент буду­щего единого русского государства. Андрей Боголюбский жаждал не личной власти и славы, а хотел достичь мира, которого не может быть, доколе на одной земле имеется не­сколько властителей. Своей столицей Андрей избрал город Владимир на реке Клязьме, а про­живал князь в своей Боголюбской резиденции.


После внезапной смерти отца во время пира у Петрилы в Киеве в 1157 году, Андрей Бого­любский продолжил свои начинания по укре­плению Владимирского княжества, которое он объявил центром будущего единого русского государства. Своей активной деятельностью и непримиримой борьбой с междоусобными волнениями князь нажил себе много врагов, которые в конечном итоге убили его в ночь на субботу, в день памяти св. апостолов Петра и Павла. Это была ответная реакция на антибоярскую, централизованную политику князя, а также стало убийством из чувства мести, совершенное Кучковичами. Князь Андрей Боголюбский был женат на Улите — дочери московского боярина Кучки, которого в своё время Юрий Долгорукий казнил за неповино­вение. Естественно, что двое сыновей Кучки готовили заговор против Андрея. Одного из заговорщиков князь успел казнить, а второй, Яким, собрав несколько недовольных прибли­жённых, задумал убить правителя. Ночью про­никли они, числом 20, в спальню князя. Андрей, не ожидавший нападения, бросился искать меч святого Бориса, постоянно висевший над его княжеской постелью, но ключник Анбал нака­нуне украл оружие.


Израненный и безоружный князь попытался скрыться от убийц. Заговорщики отыскали Андрея Боголюбского по кровавому следу и довершили своё дело. Его тело два дня лежало брошенным сначала «на огородах», а затем в притворе церкви Рождества Богородицы, и только через неделю было перенесено во вла­димирский Успенский собор, где и соверши­лось погребение. По легенде, хоронить князя остался лишь его приближённый, киевлянин Кузьмище Киянин. Единственный из сыновей князя, переживший отца, — Юрий был вынуж­ден бежать к половцам. Женившись в 1184 году на грузинской царице Тамаре, он безуспешно боролся за грузинский престол.


А княжеский дворец в Боголюбове был разо­рён, грабежи и убийства сторонников князя происходили по всей Владимирской волости. Преемники Андрея Боголюбского остерега­лись возвращаться в это обагрённое кровью место. Сильно разрушено и опустошено Бого­любове было при татаро-монгольском наше­ствии хана Батыя в 1237 году, но всё равно чис­лилось в «списке градом русским». Несколько лет Боголюбово оставалось практически без­людным, пока там не был основан монастырь. В Боголюбском монастыре, в храме Рождества Богородицы, было погребено тело другого рус­ского подвижника, князя Александра Невского.


За время многих смут и набегов гибли архи­тектурные творения древнего города: разруши­лись ворота с церковью наверху и дворец князя Андрея, заросли травой белокаменные плиты мостовой. В начале XVIII века Андрея Боголюб­ского причислили к лику святых, но это не особо повлияло на возрождение Боголюбской обители. Монахи не поддерживали былое вели­чие княжеской резиденции, а приспосабливали строения под свои хозяйственные нужды, бывало, и разбирали на камни древние постройки до самого основания. Где некогда в своём белокаменном дворце проживал вла­ститель Владимиро-Суздальских земель, там устроили кладбище. Впоследствии Боголюбов- город превратился в село Боголюбово по обеим сторонам торговой и почтовой дороги Москва — Нижний Новгород.


Истории этого величественного, но с траги­ческой судьбой города посвятил своё исследо­вание историк и археолог, редактор «Владимир­ских Губернских Ведомостей» Василий Ивано­вич Доброхотов. Свой труд «Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями», где были опубликованы также летописные и ар­хивные материалы, он посвятил великим кня­зьям Николаю Николаевичу и Михаилу Нико­лаевичу, в благодарность за что получил от кн. Николая Николаевича золотые часы.


За свою недолгую жизнь, а умер Василий Ива­нович на 41-м году жизни, он успел напечатать около шестидесяти статей исторического, архео­логического и этнографического характера из истории родного края. В 1854 году Император­ское общество истории и древностей россий­ских, отдавая должное исследованиям Добро­хотова по изучению русской истории и древно­стей владимирской земли, признало его своим «соревнователем», т.е. кандидатом для вступле­ния в Общество.


А до нашего времени от всего белокамен­ного резного великолепия Боголюбова сохра­нились только часть арки и «плеча сокола» — левая башня с переходом и с витою лестницей внутри. По этой лестнице когда-то поднимался посол Грузии. И по этой же лестнице летней ночью взошли убийцы князя, а потом сползал и израненный князь. Внизу, за лестничным столбом, можно увидеть ту нишу, где он укрылся от убийц.


В 1927 году часть зданий в Боголюбском монастыре занял приёмник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. Двумя годами позже были сброшены и уничтожены пятнадцать колоколов монастыря. После Вели­кой Отечественной войны в поселке Боголю­бово был организован музей, который вошёл в состав Владимиро-Суздальского заповед­ника. Теперь палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы, внесённые в список мирового наследия ЮНЕСКО, принад­лежат как музею-заповеднику, так и возродив­шемуся в 1991 году монастырю. 



Доброхотов Василий Иванович (1816-1857)


Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. М.: в Университетской типографии, 1852. [2], 170, [2] с.; 7 ил. Составной пере­плёт эпохи: кожаный корешок с потухшим золотым тиснением, мраморированная бумага; передняя издательская гравированная обложка сохранена. Текст на каждой странице в гравированной узорной рамке. 7 тонированных литографий на отдельных вклейках. 28×21,7 см. На листе с посвящением Великим Князьям инскрипт Орешковыми чернилами: «В знак памяти и уважения от Архи… 14 июля 1869-го года». Книга из библиотеки А. Н. Неустроева, о чём свидетельствуют наклеенный на первый форзац шрифтовой экслибрис и суперэксли­брис на корешке. [Александр Николаевич Неустроев (1825-1902) — библиограф и коллекционер. Оставшаяся после его смерти лич­ная библиотека была описана Е. А. Неустроевой — «Материалы для каталога книг, рукописей, гравюр и пр. собрания А. Н. Неустроева» (СПБ, 1902). Книги из библиотеки Неустроева хранятся в РГБ, но часть коллекции продавалась наследниками через антикварные магазины, о чём свидетельствует экслибрис «Книжной торговли В. Клочкова» на последнем форзаце.]








xn--80aba1abaoftjax8d.xn--p1ai

Биография Андрей Боголюбского кратко

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 — 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей. Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография.

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год. О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству. Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород. Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери. После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом. Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии. Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

historykratko.com

Боголюбово: достопримечательности, фото, видео, отзывы | Путеводитель по России

Древнее село Боголюбово, основанное в 1158 году как княжеская резиденция Андрея Боголюбского, по праву входит в перечень исторических городов России. Существует версия, что именно Боголюбово, а не Владимир, следует считать столицей Владимирского княжества во времена правления князя Андрея Юрьевича.

Сегодня это небольшое село с населением около 4000 человек. С XIII века жизнь Боголюбова тесно связана с его «градообразующим предприятием» — Боголюбским монастырем, облик которого сильно менялся на протяжении веков. Синеглавый монастырский ансамбль — главная архитектурная доминанта села.

При въезде со стороны Владимира (а на машине в Боголюбово можно попасть только из Владимира) справа вдалеке виднеется заповедный Боголюбский луг, на котором стоит церковь Покрова на Нерли XII века, а впереди со стороны дороги видны остатки древней крепости: на месте крепостного рва сейчас заросший пруд, а холмы — это бывший крепостной вал.

За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря. Его древнейшая часть — сохранившиеся белокаменные памятники княжеского дворца XII века.

С южной стороны села проходит железная дорога Москва — Нижний Новгород и находится станция Боголюбово.

На территории Боголюбского монастыря продают сыр и квас местного производства. В селе есть несколько продуктовых магазинчиков. Недавно напротив монастыря открылось единственное на все село кафе «Дача» — кормят более чем сносно. Ближайшие гостиницы — во Владимире.

Каноническая история возникновения Боголюбова такова: отец Андрея, князь Юрий Долгорукий, утвердился на киевском престоле, а сына посадил княжить в Вышгороде. Но в 1155 году Андрей, вопреки воле отца, уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря Андрей увез чудотворную икону Богородицы, писанную, согласно преданию, самим евангелистом Лукой. Впоследствии икона получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Связанные с иконой легенды и чудеса, кстати, немало способствовали укреплению политической власти владимиро-суздальских князей.

Итак, согласно легенде, князь Андрей Юрьевич шел с юга в Ростово-Суздальскую землю, везя с собой в Ростов чудотворную икону Богородицы. Вдруг кони, везшие святыню, остановились на месте будущего Боголюбова, и их не могли стронуть с места. Князю, заночевавшему в походном шатре, явилась сама Богородица — она молилась за него Христу, беря его под свое «высочайшее покровительство», и повелела оставить икону во Владимире, что и было сделано — чудотворная икона была помещена во владимирский Успенский собор.

Боголюбская икона Божией матери, XII век. Княгинин монастырь, Владимир

Явление Богородицы будущий основатель Боголюбова расценил как согласие высших сил на перенос столицы государства из Киева во Владимир. В честь этого события князь Андрей заказал огромную икону Богородицы, в настоящее время хранящуюся в соборе Княгинина монастыря во Владимире (с 2009 года — на реставрации). Она получила имя Боголюбовской или Боголюбской.

А на месте видения князь в 1158 году начал строительство нового укрепленного града, который был назван Боголюбовым («место богом любимое»), а самого князя прозвали Боголюбским.

Древние легенды обладают особой притягательностью даже для неверующих, которые наверняка заметят, что в XII веке это был исключительно удачный ход, позволивший в короткие сроки укрепить политическое и торговое могущество князя Андрея Юрьевича.

Княжий град Боголюбов стал первым каменным городом в северной части Руси. Если рассматривать факт строительства каменной крепости с политической точки зрения, это был очень дерзкий шаг князя, взявшего под свой контроль устье Нерли, водного торгового пути. Такое «рейдерство» должно было вызвать сильное недовольство старобоярской знати.

По данным современных исследований, во многим подтверждающим выводы знаменитого археолога Н.Н.Воронина, в 1160–1170-е годы Боголюбов был настоящим городом, по своим размерам и значимости сопоставимым с Суздалем, Юрьевом-Польским или Дмитровым. «А поскольку в городе Боголюбове находилась резиденция великого князя, мы обязаны сделать еще один принципиальный вывод: столицей великого княжества Владимирского при Андрее был не город Владимир, а город Боголюбово», — делает вывод историк С.В.Заграевский.

В первый же год строительства князь Андрей возвел две идентичные по архитектуре церкви: Рождества Богородицы в Боголюбово, а в отдалении, на слиянии рек Нерли и Клязьмы — церковь Покрова на Нерли, которой он мог любоваться из окон княжеских палат.

Княжеский дворец занял южную часть города, с севера примкнул посад. Дворец князя отличался сказочным великолепием — летописцы сравнивают его с храмом Соломона. Центром дворцового ансамбля был собор Рождества Богородицы.

«Современник строительства дворца и собора, приближенный князя вышгородский священник Микула, в своей полной трагизма повести об убийстве Андрея с изумлением писал о красоте и драгоценном убранстве храма, его «золотых» полах, окованных «золотом» порталах и дверях, драгоценной утвари. По словам Микулы, князь хорошо понимал силу искусства и приказывал вводить на соборные хоры гостей и послов с киевского юга, из византийского и западного зарубежья, чтобы они видели красоту храма и выраженное в его богатстве и красоте могущество владимирского князя. Шестью веками позже игумен Аристарх отмечал, что собор был в точности похож на Покров на Нерли», — приводит летописные свидетельства Николай Николаевич Воронин, знаменитейший археолог и историк древнерусской архитектуры.

17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке — продолжении столичного Владимира. Здесь он и был убит в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Среди «заказчиков» убийства называют бояр Кучковичей — политических соперников князя из семьи его жены. Есть даже версия о том, что убийство Андрея Боголюбского заказали тамплиеры (князь, имевший обширные политические связи с Европой, был настроен против набиравшего могущество ордена храмовников).

«…Лестничная башня — свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбовском замке июньской ночью 1174 года. Израненный заговорщиками-боярами в своей опочивальне, князь Андрей сполз по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за «столпом восходным» и был здесь добит убийцами. О событиях этой ночи и последующих дней восстания во Владимире и Боголюбове с поразительным реализмом и страстностью рассказывает повесть попа Микулы, использовавшего данные судебного допроса заговорщиков, рассказы очевидцев и свои впечатления о грозных днях мятежа», — пишет Н.Н.Воронин.

Место убийства — двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея — единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.

После смерти князя Боголюбов опустел — город перестал привлекать внимание владимирских князей. В 1177 году его разорил рязанский князь Глеб, который со своим войском прошелся по территории крепости и забрал все ценности, какие мог унести. В 1238 году город сильно пострадал во время монгольского нашествия. После разорения татаро-монголами Боголюбов утратил статус города и стал селом.

В покинутом княжеском замке в XIII веке обосновался мужской Боголюбов монастырь, и с тех пор он является «градообразующим» — вся последующая жизнь Боголюбова как населенного пункта связана с ним.

Сохранности села в советское время немало способствовало его включение в Золотое кольцо в конце 1960-х годов.

strana.ru

Боголюбов А.П.

Для увеличения — нажмите на изображение

Репин Илья Ефимович. Портрет А.П. Боголюбова

 Внук писателя А.Н.Радищева, Алексей Петрович Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 (28) марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795-1845). 

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки. 

По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.

По поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов плавал по Финскому заливу и шхерам, изображая берега и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А.Н. Радищева 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. 

Умер Боголюбов в Париже 7 ноября 1896.

*   *   *

Галерея (183 изображения)

*   *   *

gorenka.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о