Имя иерарха церкви с которым связано проведение церковной реформы – Ответы@Mail.Ru: Пожалуйста, помогите

Олимпиада по истории СПО

Задания олимпиады по истории.

1. Как известно, в начале ХХ века в Российской империи сохранялся сословный строй. В нижеприведенных названиях социальных групп российского общества содержатся восемь названий сословий, закрепленных законодательно. Выпишите эти названия.

Разночинцы, интеллигенция, казачество, рабочий класс, буржуазия, мещане, духовенство, дворянство, государственные служащие, купечество, крестьяне, холопы, арендаторы, инородцы, чиновники, мастеровые.

2. Соотнесите понятия и определения:

1. Вотчина 3. Местничество

2. Поместье 4. Кормление

а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода

б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения

в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю

г) земельное владение, принадлежащее крестьянам

д) земельное владение, передающееся по наследству

3. Дайте краткий ответ.

А. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось…

Б. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется …

В. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось …

Г.Назовите имя московского князя, победившего Мамая на Куликовом поле.

Д. Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг.

4. Ученик подготовил письменную работу по истории и попросил старшеклассника проверить ее. Тот указал в работе шесть ошибок (они отмечены и пронумерованы в работе), хотя ученик допустил лишь четыре. Укажите, какие ошибки действительно допущены учеником, а какие – нет. Мотивируйте свое решение в каждом случае.

Максимальный балл – 18.

«Отмена крепостного права в России в 1861 г. позволила крестьянам за деньги обрести личную свободу (1) и выкупить свой земельный надел. Эта же реформа повлекла за собой ряд других важных преобразований в области местного управления, финансов (2), суда и вооруженных сил. Так, в ходе земской реформы 1864 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления, избираться в которое могли представители землевладельцев, крестьян (3) и образованных слоев города (4). Благодаря проведенной в том же году судебной реформе Россия обрела состязательный, гласный суд с участием присяжных заседателей из числа людей, имевших высшее образование (5). В 1874 г. была проведена военная реформа, результатом которой стала всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на

все сословные категории, кроме потомственного дворянства(6).»

5. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

  1. Посадник, тысяцкий, епископ, князь.

  2. Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.

  3. Гривна, резана, куна, алтын, рубль.

  4. А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.Т. Посошков.

  5. Барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм.

6. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых прямо говорится или упоминается косвенно в каждом из них.

А. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил он в действительную жизнь; она встретила его как-то двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это было не только два лица, а даже два особых мира.

Б. Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром царь, как только услыхал о его появлении, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.

7. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Полюдье обычно начиналось в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, прекращалась осенняя распутица.

2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций.

3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.

8. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые употребляют в указанном ниже смысле.

1. Заниматься пустой болтовней, пустословить.

2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно.

3. Не иметь никакой ценности, никакого значения.

9. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

А) повинность, крепостные, продукты, натуральная, помещик, или, крестьяне, отдавать, часть, деньги

Б) дань, князь, с, земля, сбор, подвластные

В) общественная, представители, Россия, прошлое, считавшие, и, путь, должна, самобытный, идеализировавшие, развиваться, мысль, русская, что

10. Напишите правильно следующие слова:

Контр…буция

Л…берализм

Мил…таризм

Мон…полия

Протекц…онизм

С…кул…ризация

Фавор…тизм

М…троп…лит

11. О ком сказал поэт?

В Александровской слободке

Пьют, гуляют молодцы,

Все опричники лихие,

Молодые чернецы.

Посреди их царь-святоша

В рясе бархатной сидит;

Тихо псалмы распевает,

В пол жезлом своим стучит. А. Кольцов.

12. Приведите по 1-2 примера пословиц, подтверждающих, что наши предки занимались: земледелием; скотоводством; охотой; рыболовством; ремеслом.

13. Прочитайте фрагмент решений Земского собора 1649 г. и ответьте на вопросы:

Глава XI. Суд о крестьянех.
      1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископы или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая, свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.


      1. Как назывался документ, принятый Земским собором 1649 г.?

2. По документу определите, кто был владельцем крестьян?

3. Что такое «урочные лета»?

4. Что означала отмена «урочных лет»?

Ответы

1. Ответы (последовательность не играет никакой роли):

1) разночинцы; 2) казачество; 3) мещане; 4) духовенство; 5) дворянство; 6) купечество;

7) крестьяне; 8) инородцы. За каждое правильно указанное сословие – 2 балла.

2. Ответ: 1. д. 2. в. 3. а. 4. б.

3. Ответ: А. Избранная рада. Б. Мануфактура. В.Стрельцы. Г. Дмитрий Донской. Д. Никон.

4. Ответы и пояснения:

1. Нет, личную свободу крестьяне получали без каких-либо условий и выплат.

2. Да, в ходе финансовых реформ был создан Государственный банк, введена должность государственного контролера, стала публиковаться государственная роспись доходов и расходов (бюджет), отменена подушная подать для городского населения.

3. Да, крестьяне получили право избирать и быть избранными в земские гласные.

4. Нет, городское население получило избирательное право не по факту образования, а в случае владения недвижимостью или уплаты налогов с торговли.

5.Нет, образование (и высшее в частности) не было обязательным условием для участия в суде в качестве присяжного заседателя.

6. Нет. Воинская повинность распространялась и на потомственное дворянство.

По одному баллу за правильный ответ «да» или «нет» в отношении выделенной ошибки. До 2 баллов за каждую верно обозначенную мотивировку, в зависимости от полноты и точности ответа.

5. Ответ: должностные лица Новгородской республики; положения Жалованной грамоты дворянству; денежные единицы Руси; писатели и поэты второй половины XVIII века; стили в искусстве.

6. Ответ: А. Александр I, Екатерина II, Павел I. Б. Лжедмитрий I, Борис Годунов.

7. Ответ: да, нет, да.

8. Ответ: точить лясы; мерить на свой аршин; гроша ломаного не стоит.

9. А) оброк – натуральная часть повинностей крепостных крестьян, передаваемая помещику продуктами или деньгами; Б) полюдье – сбор дани князем с подвластных земель; В) славянофилы – представители русской общественной мысли, идеализировавшие прошлое и считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем.

10. Контрибуция, либерализм, милитаризм, монополия, протекционизм, секуляризация, фаворитизм, митрополит

11 Иван IV Грозный;

12. Примерные ответы:

Земледелие: «Первый блин – комом», «Есть калачи – не сидеть на печи», «Хлеб – батюшка, вода – матушка»; «Щи да каша – пища наша» (возможны другие ответы)

Скотоводство: «Овчинка выделки не стоит», «Пожалел волк кобылу – оставил хвост да гриву», «Цело стадо – пастуху радость», «И волки сыты, и овцы целы», «Пустили козла в огород»

Охота: «На охоту ехать – собак кормить», «Не убив медведя, шкуру не продают»

Рыболовство: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не учи рыбу плавать», «Не грози щуке морем»

Ремесло: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Не боги горшки обжигают», «Куй железо, пока горячо», «Без топора не плотник, без иглы не портной».

13. Ответы:

1. Соборное Уложение

2. церковь, дворец, частные владельцы

3. устанавливаемые царскими указами сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет)

4. отмена означает, что сыск стал бессрочным

Пояснительная записка к заданиям олимпиады по истории.

Общее число заданий 13.

12 заданий с открытым кратким ответом (указание дат, фактов, имён; умение соотносить событие с веком, рассмотрение событий в хронологической последовательности; определение характерных черт; сравнение событий, явлений объяснение причин и следствий.)

№13 задание с открытым развёрнутым ответом (извлечение информации из исторических источников.)

К заданиям олимпиады прилагаются ответы.

www.metod-kopilka.ru

Задания школьного тура олимпиады по истории. 9 класс.

1.Как известно, в начале ХХ века в Российской империи сохранялся сословный строй. В нижеприведенных названиях социальных групп российского общества содержатся восемь названий сословий, закрепленных законодательно. Выпишите эти названия.

Разночинцы, интеллигенция, казачество, рабочий класс, буржуазия, мещане, духовенство, дворянство, государственные служащие, купечество, крестьяне, холопы, арендаторы, инородцы, чиновники, мастеровые.

Максимальный балл – 16.

2. Соотнесите понятия и определения:

1. Вотчина 3. Местничество

2. Поместье 4. Кормление

а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода

б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения

в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю

г) земельное владение, принадлежащее крестьянам

д) земельное владение, передающееся по наследству

1 ______ 2 _____ 3 _____ 4 ____

Максимальный балл — 4.

3. Дайте краткий ответ.

А. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IVназывалось…

Б. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется …

В. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось …

Г.Назовите имя московского князя, победившего Мамая на Куликовом поле.

Д. Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг.

Максимальный балл — 10 (по 2 за верный ответ).

4.Ученик подготовил письменную работу по истории и попросил старшеклассника проверить ее. Тот указал в работе шесть ошибок (они отмечены и пронумерованы в работе), хотя ученик допустил лишь четыре. Укажите, какие ошибки действительно допущены учеником, а какие – нет. Мотивируйте свое решение в каждом случае.Максимальный балл – 18.

«Отмена крепостного права в России в 1861 г. позволила крестьянам за деньги обрести личную свободу(1) и выкупить свой земельный надел. Эта же реформа повлекла за собой ряд других важных преобразований в области местного управления,финансов(2), суда и вооруженных сил. Так, в ходе земской реформы 1864 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления, избираться в которое могли представители землевладельцев,крестьян(3) иобразованных слоев города(4). Благодаря проведенной в том же году судебной реформе Россия обрела состязательный, гласный суд с участием присяжных заседателей изчисла людей, имевших высшее образование (5). В 1874 г. была проведена военная реформа, результатом которой стала всеобщая воинская повинность, распространявшаяся навсе сословные категории, кроме потомственного дворянства(6).»

5. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

  1. Посадник, тысяцкий, епископ, князь.

  2. Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.

  3. Гривна, резана, куна, алтын, рубль.

  4. А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.Т. Посошков.

  5. Барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм.

Максимальный балл — 10 (по 2 за верный ответ).

6. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых прямо говорится или упоминается косвенно в каждом из них.

А. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил он в действительную жизнь; она встретила его как-то двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это было не только два лица, а даже два особых мира.

Б. Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром царь, как только услыхал о его появлении, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.

Максимальный балл — 10 (по 2 за верный ответ).

7. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Полюдье обычно начиналось в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, прекращалась осенняя распутица.

2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций.

3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.

Максимальный балл- 9 (по 3 балла за верный ответ).

8. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые употребляют в указанном ниже смысле.

1. Заниматься пустой болтовней, пустословить.

2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно.

3. Не иметь никакой ценности, никакого значения.

Максимальный балл — 6 (по 2 за верный ответ).

9. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

А) повинность, крепостные, продукты, натуральная, помещик, или, крестьяне, отдавать, часть, деньги

Б) дань, князь, с, земля, сбор, подвластные

В) общественная, представители, Россия, прошлое, считавшие, и, путь, должна, самобытный, идеализировавшие, развиваться, мысль, русская, что

Максимальный балл — 6 (по 2 за верный ответ).

10. Вставьте даты названных событий и решите хронологические уравнения. Какое событие отечественной истории произошло в год Х?

А) (первое летописное упоминание о Москве + указ об основании Московского университета):2 + 29 = Х

Б) (подписание Россией Ништадтского мирного договора со Швецией + год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание Рюрика – 99) : 2 = Х

Максимальный балл — 6 (по 3 за верный ответ).

11. Напишите правильно следующие слова:

Контр…буция

Л…берализм

Мил…таризм

Мон…полия

Протекц…онизм

С…кул…ризация

Фавор…тизм

М…троп…лит

Максимальный балл — 10 (по 1 за верный ответ).

12. О ком сказал поэт? Максимальный балл – 9 (по 3 за верный ответ)

А) Знаешь,

как языческий царь

объявлял другому

войну?

Говорил он:

— Иду

на Вы!

Лик мой страшен,

а гнев глубок.

Одному из нас –

видит бог! –

не сносить в бою головы…. Р. Рождественский.

Б) В Александровской слободке

Пьют, гуляют молодцы,

Все опричники лихие,

Молодые чернецы.

Посреди их царь-святоша

В рясе бархатной сидит;

Тихо псалмы распевает,

В пол жезлом своим стучит. А. Кольцов.

В) Столь величавый

В золоте барм.

— Пушкинской славы

Жалкий жандарм.

Автора – хаял,

Рукопись – стриг.

Польского края

Зверский мясник. М. Цветаева.

studfiles.net

Впишите правильные буквы вместо пропусков.

Стр 1 из 5Следующая ⇒

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП 2014-2015учебный год

КЛАСС

Время проведения- 60 минут

1. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

А) 882, 912,980, 1019

Б) смерд, рядович, закуп

В) Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Колокольня Ивана Великого

Г) Барклай де Толли, Багратион, Тормасов, Кутузов

2. Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.

А) Сенат, Синод, коллегии, Табель о рангах

Б) 1648,1662,1667-1671,1649

В) К. Булавин, И.Болотников, С. Разин, А. Меншиков

Г) Тильзит, Малоярославец, Москва, р.Березина

Ответьте на следующие вопросы.

А) Что на Руси называли «мягким золотом»

Б) что такое «Юрьев день»

4. Выберите один неправильный ответ.

I. Для изобразительного искусства Древней Руси были характерны следующие виды:

1)Мозаика 2)Фреска 3)Скульптура 4)Иконопись

II. Последствия установления монголо-татарского ига на Руси:

1)Отрыв и изоляция русских земель от Европы

2)Восстановления единства русских земель

3)Власть князей приобрела авторитарные, «восточные» черты

4)Искусные мастера-ремесленники угонялись в Орду

5. Решите историческую задачу.

В 1598 году боярин Юрьев обратился к царю с челобитной о возвращении беглого крестьянина, который убежал от него в годы опричнины и теперь живет среди посадского населения, занимаясь торговлей. Удовлетворят ли его просьбу? Ответ обоснуйте.

6. Соотнесите понятия и определения:

1. Вотчина 3. Местничество

2. Поместье 4. Кормление

а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода

б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения

в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю

г) земельное владение, принадлежащее крестьянам

д) земельное владение, передающееся по наследству

7. Дайте краткий ответ.

1. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось _________________________________________________________

2. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется _______________________________________________________________

3. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось ____________________________________________________

4. Назовите имя русского царя, впервые избранного Земским собором ___________________________________________________________

Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг

_________________________________________________

Впишите правильные буквы вместо пропусков.

С…кул…ризация, к…л…егии, м…ркант…лизм, а…с…мблеи

9. О каком правителе 18 века писал русский историк В.О.Ключевский:

«… Самое неприятное из всего, что оставила после себя императрица Елизавета-_____________». Он «на русском престоле стал верноподданным прусским министром. Перед возмущенным чувством национального достоинства опять восстал ненавистный призрак второй бироновщины… Ропот незаметно сложился в военный заговор, а заговор повел к военному перевороту».

10. Какой государственный праздник отмечается в России 4 ноября?

mykonspekts.ru

Чем вызван церковный раскол середины XVII века?

В середине XVII века произошли события, вызвавшие глубокие потрясения в духовной и общественной жизни Московской Руси. Отголоски той давней исторической драмы дошли до наших дней в виде существования двух ветвей православной церкви: никонианской и старообрядческой. Раскол был вызван церковной реформой, которая неразрывно связана с личностью патриарха Никона.

По словам В. О. Ключевского, среди исторических деятелей XVII века трудно найти человека крупнее и своеобразнее Никона. Это был богатырь высокого роста с большой головой, обрамленной черными волосами. В миру будущего патриарха звали Никитой. Он родился в 1605 г. в крестьянской семье. Мать его вскоре умерла, и отец привел в дом мачеху, которая невзлюбила пасынка. Она била, морила голодом и унижала Никиту. Поэтому мальчик старался как можно больше времени проводить вне дома. Он подружился с дочерью священника из соседнего села Колычево, благодаря которому выучился грамоте. Страсть к книгам привела Никиту в монастырь Макария Желтоводского. Здесь он читал церковные книги и проходил науку монастырских служб. Но в 17 лет по требованию отца он был вынужден вернуться домой, так как был наследником кресть­янского хозяйства. Однако Никита выбрал в жизни другую дорогу. В 1625 г. после смерти отца он женился на знакомой с детства дочери сельского священника Настасье и с течением времени возглавил приход в Колычеве.

Семейная жизнь молодого священника сложилась трагически. Неожиданно один за другим умерли три его малолетних сына. Потрясенные горем, Никита и Настасья решили уйти из мира. Он отправился на Белое море, где принял монашеский постриг и имя Никон. В ту пору будущему патриарху было чуть больше 30 лет. Вскоре Никон стал игуменом Кожеезерского монастыря. Будучи по монастырским делам в Москве, он но обычаю того времени явился на поклон к царю Алексею Михайловичу. Эта встреча, имевшая место в 1646 г.,, произвела на 17-летнего набожного царя очень сильное впечатление. Он приблизил к себе Никона, доверяя ему «ложные и ответственные посты в церковной иерархии. В 1652 г. он был возведен в сан патриарха с невиданными ранее почестями и полномочиями. Весной 1654 г. государь и патриарх созвали церковный собор, в котором участвовали 5 митрополитов, 5 епископов и архие­пископов, и архимандритов и игуменов, 13 протопопов. Собор начался речью Никона, указавшего на неисправность церковных книг и на необходимость их исправления. Было решено исправить их, сверяясь с древними и греческими книгами.

Неверующему человеку изменения, связанные с проведением церковной реформы могут показаться незначительными. Но многие люди XVII века считали их кощунством. Защищая свои традиции и обряды, приверженцы старой веры готовы были взойти на костер, принимая мученическую смерть. Каковы были эти изменения?

Магическим символом христианского вероучения почитается крестное знамение. В древнерусском персто-сложении два осеняющие пальца обозначали двуединство Христа как бога и человека. Никонианство приняло для крестного осенения символ Троицы — трехперстное сложение. В соответствии с тем же принципом сугубая аллилуйя — дважды произносимое славословие в честь Христа — богочеловека «аллилуйя, аллилуйя» была ишенена на трехгубую аллилуйю. Изменилось написание имени Христа. Взамен написания «Исус» вводилось написание «иисус». На Руси издревле была принята восьмиконечная форма креста, символизирующая «страсти господни» (четыре конца крестовины самого распятия, плюс — концы перекладин: верхней — с титлом Христа и нижней — подножия). Никон, не запрещая восьмиконечный крест, вводил основную форму—крест четырехконечный.

Кроме того, имел место ряд других новшеств. Раньше в некоторых священнодействиях (например, обнесение крестимого ребенка вокруг купели, венчание вокруг аналоя) хождение шло «по солонь», т. е. по солнцу, с севера на восток, теперь — с юга на восток. Служение на семи просфорах сменилось на пять. Запрещалось класть земные поклоны, их заменили поясные. Вскоре было приказано изъять из употребления иконы старо­русского письма. Старинное церковное пение в унисон стало заменяться на многоголосье. Прекратилось строительство самобытных шатровых храмов.

И все-таки обрядовая сторона носила второстепенный характер. Истинные причины церковной реформы следует искать глубже. Она была, прежде всего, вызвана укреплением самодержавия. Этот процесс был тесно связан с унификацией всех сторон общественной жизни. Введение единообразия в церковных обрядах являлось одним из проявлений этой тенденции. Символичным было то, что Собор, положивший начало церковной реформе, состоялся в один год с Переяславльской радой. Включение Украины в состав Русского государства требовало устранить различия между украинскими и русскими православными в церковных делах. Наконец, большое значение имела идеология «Москва— Третий Рим». Претензии Москвы на роль преемницы Византийской империи обязывали придерживаться греческой традиции. Но к середине XVII века расхождения с ней были весьма заметными. На это указывали бывавшие в Москве в тот период высшие иерархи Восточной христианской церкви. А в 1652 г. пришло известие о том, что на Афоне старцы объявили еретическими и сожгли московские церковные книги. Таким образом, реформа Никона была вызвана не только религиозными, но и политическими причинами.

Со своей стороны, Никон преследовал при проведении реформы собственные цели. Будучи чрезвычайно властным и амбициозным человеком, он стремился утвердить идею превосходства церковной власти над властью светской. В период своего патриаршества Никон обладал огромной властью. Он не только единолично управлял церковью, но и активно вмешивался в государственные дела. Молодой царь разрешил патриарху титуловаться «Великим Государем» и доверял ему управление страной во время своего отсутствия в Москве. Возвышение патриарха вызывало недовольство боярской верхушки, которое усиливалось из-за высокомерного поведения Никона. Патриарх навязывал свою волю и осмеливался перечить самому царю. В сложившейся ситуации нужен был лишь повод для устранения недавнего царского любимца. Вскоре такой повод был найден. В 1658 г. между Алексеем Михайловичем и Никоном возник конфликт, приведший к разрыву отношений. В 1666 г. церковный Собор лишил Никона патриаршего сана, после чего он был сослан в Ферапонтов монастырь. Некогда могущественный глава церкви умер в 1681 г., возвращаясь из ссылки, и по указанию царя Федора Алексеевича был похоронен как подобает патриарху.

Смещение Никона с патриаршества не означало отмены его реформы. Собор 1666 г. признал реформу делом царя, государства и церкви. Приверженцы старой веры были преданы анафеме, они сурово преследовались. Неудивительно, что раскольники участвовали во многих антиправительственных выступлениях второй половины XVII—XVIII вв. стрелецких бунтах, крестьянских войнах и др.

histerl.ru

Церковный раскол | lemur59.ru

 

XVII столетие для России стало переломным. Примечательно оно не только политическими, но и церковными реформами. В результате этого «светлая Русь» ушла в прошлое, а ей на смену пришла совсем другая держава, в которой уже не было единства мировоззрения и поведения людей.

Духовную основу государства составляла церковь. Ещё в XV и XVI веках в ней наблюдались конфликты между нестяжателями и иосифлянами.

В XVII веке интеллектуальные разногласия получили своё продолжение и вылились в раскол русской православной церкви. Обусловлено это было рядом причин.

Истоки раскола

В Смутное время церковь не смогла исполнить роль «духовного врача» и хранителя нравственного здоровья русского народа. Поэтому после окончания Смуты церковная реформа стала насущной проблемой. За её проведение взялись священники. Это протопоп Иван Неронов, Стефан Вонифатьев – духовник молодого царя Алексея Михайловича и протопоп Аввакум.

Действовали эти люди в двух направлениях. Первое – устные проповеди и работа среди паствы, то есть закрытие кабаков, организация приютов для сирот и создание богаделен. Второе – исправление обрядов и богослужебных книг.

Очень остро стоял вопрос о многогласии. В церковных храмах, чтобы сэкономить время, практиковались одновременные службы разным праздникам и святым. На протяжении столетий это ни у кого не вызывало критики. Но после смутных времён на многогласие стали смотреть по-другому. Его назвали в числе основных причин духовной деградации общества. Данный негатив нужно было исправить, и его исправили. Во всех храмах восторжествовало единогласие.

Но конфликтная ситуация после этого не сошла на нет, а только обострилась. Суть же проблемы заключалась в различии московского и греческого обрядов. А касалось это, прежде всего, перстосложения. Греки крестились тремя перстами, а великороссы – двумя. Данное различие вылилось в спор об исторической правоте.

                              

Был поднят вопрос о правомерности русского церковного обряда. В него входили: двуперстие, богослужение на семи просфорах, осьмиконечный крест, хождение посолонь (по солнцу), сугубая «аллилуйя» и т. д. Некоторые церковнослужители стали утверждать, что богослужебные книги были искажены в результате невежественных переписчиков.

Впоследствии, самый авторитетный историк русской православной церкви Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912) доказал, что русские вовсе ни искажали обряд.

                     

При князе Владимире в Киеве крестились двумя перстами. То есть точно так же как и в Москве до середины XVII века.

Дело же заключалось в том, что когда Русь приняла христианство, то в Византии существовало два устава: Иерусалимский и Студийский. В обрядовом отношении они разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали Иерусалимский устав. Что же касается греков и других православных народов, а также малороссов, то они соблюдали Студийский устав.

Однако тут следует заметить, что обряды вовсе не являются догматами. Те святы и нерушимы, а обряды могут меняться. И на Руси это происходило несколько раз, причём никаких потрясений не было. К примеру, в 1551 году при митрополите Киприане Стоглавый собор обязал жителей Пскова, которые практиковали троеперстие, вернуться к двуперстию. Это не повлекло за собой никаких конфликтов.

Но нужно понимать, что середина XVII века кардинально отличалась от середины XVI. Люди, прошедшие через опричнину и Смутное время, стали другими. Страна стояла перед трояким выбором. Путь Аввакума – изоляционизм.

Путь Никона – создание теократической православной империи.

Путь Петра – присоединение к европейским державам с подчинением церкви государству.

Обострило проблему присоединение Украины к России. Теперь приходилось думать об единообразии церковного обряда. В Москве появились киевские монахи. Самым примечательным из них был Епифаний Славинецкий.\

Украинские гости стали настаивать на исправлении церковных книг и службы в соответствии со своими представлениями.


Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
Раскол русской православной церкви неразрывно связан с этими двумя людьми

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович

Основополагающую роль в расколе русской православной церкви сыграли патриарх Никон (1605-1681) и царь Алексей Михайлович (1629-1676). Что касается Никона, то он был крайне тщеславным и властолюбивым человеком. Происходил из мордовских крестьян, а в миру носил имя Никиты Минича. Он сделал головокружительную карьеру, а прославился твёрдым нравом и чрезмерной суровостью. Она была более характерна для светского властителя, чем церковного иерарха.

Никона не удовлетворяло огромное влияние на царя и бояр. Он руководствовался принципом, что «Божие выше царского». Поэтому замахнулся на безраздельное господство и власть, равную царской. Ситуация ему благоприятствовала. В 1652 году скончался патриарх Иосиф.

           

Остро встал вопрос об избрании нового патриарха, ведь без патриаршего благословения никакого государственного и церковного мероприятия в Москве провести было невозможно.

Государь Алексей Михайлович являлся человеком чрезвычайно набожным и благочестивым, поэтому он был в первую очередь заинтересован в скорейшем избрании нового патриарха.

  

На этом посту он как раз и хотел видеть новгородского митрополита Никона, так как чрезвычайно его ценил и уважал.

Желание царя поддержали многие бояре, а также константинопольский, иерусалимский, александрийский и антиохийский патриархи. Всё это было прекрасно известно Никону, но он стремился к абсолютной власти, а поэтому прибег к давлению.

Наступил день процедуры поставления в патриархи. Присутствовал на ней и государь. Но в самый последний момент Никон заявил, что отказывается принимать знаки патриаршего достоинства. Это вызвало переполох у всех присутствующих. Сам царь встал на колени и со слезами на глазах стал просить своенравного церковнослужителя не отказываться от сана.

Тогда Никон поставил условия. Он потребовал, чтобы чтили его как отца и архипастыря и дали ему устроить Церковь по собственному усмотрению. Царь дал слово и согласие. Поддержали его и все бояре.

Только тогда новоиспечённый патриарх взял в руки символ патриаршей власти – посох русского митрополита Петра, жившего в Москве самым первым.

Алексей Михайлович выполнил все свои обещания, и у Никона в руках сосредоточилась огромная власть. В 1652 году он даже получил титул «Великого Государя». Властвовать новый патриарх начал жёстко. Это вынуждало царя в письмах просить его быть помягче и терпимее к людям.

Церковная реформа и её главная причина

С приходом к власти нового православного властителя в церковном обряде поначалу всё оставалось по-старому. Владыка сам крестился двумя перстами и был сторонником единогласия. Но он начал часто беседовать с Епифанием Славинецким. По прошествию совсем небольшого времени тому удалось убедить Никона, что всё-таки необходимо менять церковный обряд.

В Великий пост 1653 года была издана особая «память», в которой приписывалось пастве принять троеперстие. Сторонники Неронова и Вонифатьева этому воспротивились и были сосланы. Остальных же предупредили, что если они во время молитв будут креститься двумя перстами, то их предадут церковному проклятию. В 1556 году церковный собор официально подтвердил такой порядок. После этого пути патриарха и его бывшим соратников разошлись окончательно и бесповоротно.

Так произошёл раскол русской православной церкви. Сторонники «древлего благочестия» оказались в оппозиции к официальной церковной политике, сама же церковная реформа была поручена украинцу по национальности Епифанию Славинецкому и греку Арсению.

Почему же всё-таки Никон пошёл на поводу у украинских монахов? Но гораздо интереснее, почему царь, собор и многие прихожане также поддержали нововведения? Ответы на эти вопросы сравнительно простые.

Старообрядцы, как стали называть противников нововведений, выступали за превосходство местного православия. Оно сложилось и превалировало в Северо-Восточной Руси над традициями вселенского греческого православия. По-сути, «древлее благочестие» являлось платформой для узкого московского национализма.

В среде старообрядцев доминировало мнение, что православие сербов, греков и украинцев неполноценное. Эти народы рассматривались как жертвы заблуждения. А Бог за это их покарал, отдав под власть иноверцев.

Протопоп Аввакум является одним из основателей старообрядчества, писатель, сын сельского священника. В 1646-47 года входил в «кружок ревнителей благочестия», и стал известен царю Алексею Михайловичу.

В 1652 году был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. За резкое выступление против церковной реформы Никона в 1653 году с семьёй был сослан в Тобольск, а затем в Даурию.

В 1666 году царь вызвал его в Москву с целью примирить с официальной церковью. Но Аввакум не отказался от догм старой веры, своих взглядов и продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю, он обвинил Никона в ереси.

Вдохновленные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе и представителей знати. Например, ссылка боярыни Морозовой так красочно и талантливо показана в картине художника Сурикова.

В 1664 году был сослан в Мезень. В 1666 году вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли и предали анафеме. Он заключил свою жизнь с твердыми убеждениями в своей вере и правоте в Пустозёрском остроге. 15 лет просидел в своём деревянном срубе, а затем был сожжён.

Это был талантливый и образованный человек своего времени. Неистовый Аввакум — называли его в народе. Трудно сказать, не будь «яростного» протопопа Аввакума, вообще состоялся ли бы раскол церкви, в том плане, какой он приобрёл и размах формы позднее. Это моё личное мнение. Его мужество, стойкость за свои взгляды, веру, вызывает огромное уважение у последующих поколений России. Аввакум оставил после себя много произведений, сочинённых им в ссылке. Главные из них: «Книга бесед», «Книга толкований», «Житие». Отстаивая в своих сочинениях старую церковь, он обличал пороки представителей официальной религии (чревоугодничество, разврат, корыстолюбие и т.д.), жестокость, с которой проводились церковные реформы.

В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и царскую власть, самого царя, его слуг, воевод и пр. Популярность Аввакума в народе была очень велика, проповеди его находили широкий отклик, особенно в крестьянской среде, становились твёрдыми его сторонниками. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. В борьбе за старую веру он призывал к жестоким, негуманным формам: самосожжению, религиозному фанатизму, проповедями конца света.

Но такое мировоззрение ни у кого не вызвало симпатии и отбивало всякое желание объединяться с Москвой. Поэтому-то Никон и Алексей Михайлович, стремясь расширить свою власть, встали на сторону греческого варианта православия. То есть русское православие приняло вселенский характер, что способствовало расширению государственных границ и укреплению власти.

Закат карьеры патриарха Никона

Непомерное властолюбие православного владыки послужило причиной его падения. У Никона появилось много врагов среди бояр. Они всеми силами пытались восстановить против него царя. В конце концов, им это удалось. А началось всё с мелочей.

В 1658 году, во время одного из праздников, царский окольничий ударил палкой патриаршего человека, прокладывая дорогу царю через толпу людей. Получивший удар возмутился и назвал себя «патриаршим боярским сыном». Но тут же получил ещё один удар палкой по лбу.

Никону доложили о случившемся, и тот пришёл в негодование. Он написал царю гневное письмо, в котором требовал тщательного расследования данного инцидента и наказания виновного боярина. Однако расследование никто не начал, а виновного так и не наказали. Всем стало понятно, что отношение царя к владыке изменилось в худшую сторону.

Тогда патриарх решил прибегнуть к проверенному методу. После обедни в Успенском соборе он снял с себя патриаршие ризы и объявил, что покидает патриаршее место и уходит на постоянное житие в Воскресенский монастырь. Находился тот под Москвой и назывался Новым Иерусалимом. Народ попытался отговорить владыку, но тот был непреклонен. Тогда выпрягли лошадей из кареты, но Никон своего решения не изменил и покинул Москву пешком.


Монастырь Новый Иерусалим
В нём патриарх Никон провёл несколько лет до патриаршего суда, на котором был низложен

Престол патриарха остался пустым. Владыка полагал, что государь испугается, но тот в Новом Иерусалиме не появился. Наоборот, Алексей Михайлович попытался добиться от своенравного владыки окончательного отказа от патриаршей власти и возвращения всех регалий, чтобы можно было на законном основании избрать нового духовного лидера. А Никон всем говорил, что может вернуться на патриарший престол в любой момент. Продолжалось это противостояние несколько лет.

Положение было абсолютно неприемлемым, и Алексей Михайлович обратился к вселенским патриархам. Однако их приезд пришлось ждать долго. Лишь в 1666 году в первопрестольную прибыли двое из четырёх патриархов. Это александрийский и антиохийский, но они имели полномочия от двух других своих коллег.

Никону очень не хотелось представать перед патриаршим судом. Но всё же его заставили это сделать. В результате своенравного владыку лишили высокого сана.

Но длительный конфликт не изменил ситуацию с расколом русской православной церкви. Тот же собор 1666-1667 годов официально утвердил все церковные реформы, которые осуществлялись под руководством Никона. Правда, сам он превратился в простого монаха. Сослали его в далёкий северный монастырь, откуда божий человек и наблюдал за торжеством своей политики.

 

Вооруженное восстание на Соловках в 1668-1676 гг. Еще его называют Соловецким сидением. Духовенство монастыря сопротивлялось церковной реформе. Монахи отказались проводить богослужение по новым обрядам, обратились к царю с челобитной, звучавшей как ультиматум: «Не посылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь, книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие». На что в ответ власти послали стрелецкого сотника и карательное войско в тысячу человек с предписанием взять монастырь блокадой. Через много лет 500 защитников монастыря были уничтожены.

Если движение в Соловецком монастыре перерастало из религиозного в политическое, то стрелецкий бунт в Москве в 1682 году начался под политическими лозунгами, а завершился под религиозными. Сначала стрельцы истребили Нарышкиных и их сторонников, а потом под руководством старообрядца князя Хованского обратились к властям с призывом «постоять за старую православную веру». 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля встретились патриарх, царевна Софья с царями Иваном и Петром со старообрядцами во главе с суздальским протопопом Никитой Добрыниным.

Старообрядцы явились на диспут с камнями. Страсти разгорелись, начался «великий вопль».Ни казни расколоучителей, ни уговоры «еретиков» проповедниками официальной церкви не могло преодолеть раскол. Протест «старообрядцев» был направлен против новшеств в церковных обрядах и представлял консервативное начало в церковной жизни.

Михаил Стариков

 

lemur59.ru

Предпосылки проведения церковной реформы 17 века

Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями — земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в решение вопросов внутренней и внешней политики страны.
Крепнущее русское самодержавие, особенно в эпоху складывания абсолютизма (вторая половина XVII в.), не могло с этим мириться. Отсюда идут разногласия, стремление светской власти ограничить рост монастырского землевладения, а также судебные и фискальные иммунитеты духовных пастырей. В этом были заинтересованы и власти с их курсом на централизацию, и феодалы, зарившиеся на богатые земельные владения белого и черного духовенства, с неодобрением следившие за их увеличением.
Разногласия между церковной и светской властью, которых не было при двух великих государях — царе Михаиле и его отце — патриархе Филарете, разгорелись в правление их сына и внука — царя Алексея Михайловича.
К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. Переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли прочитать в испорченных текстах, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли и тем самым нередко искажали слова, смысл переписанного.
То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Последние шли долго и утомительно, согласно церковному уставу, и священники пошли по пути весьма своеобразному: читали сами свою молитву и не возбраняли, чтобы в это же время дьячок читал свою, а хор пел псалмы. Одновременное чтение и пение наполняли церковь шумом, разноголосицей. Прихожане не могли ничего разобрать, выражали недовольство.
Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих прихожан, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами. Все сие не к лицу русской православной церкви, Москве — «третьему Риму», хранительнице высочайших духовных ценностей восточного православия.
Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора, утвердившего в середине прошлого столетия незыблемость обрядов русской церкви. Другие считали, что в самих старинных русских рукописях много описок и ошибок, посему образцами могут служить только греческие оригиналы, с которых давно, во времена Древней Руси, делались русские переводы.
На исходе четвертого десятилетия из Киева, по приглашению, прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Посмотрели русские книги, «ужасошася» и засели за благое дело — исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их во искушение и грех.
Тогда же сложился в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия». Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной и пьяной жизни монашеской братии. Кружок ревнителей возглавил Стефан Вонифатьев — царский духовник, протопоп Благовещенского собора, что стоит в Кремле рядом с царскими чертогами. В кружок входили окольничий Федор Михайлович Ртищев — царский любимец, человек ласковый и тихий, умный и просвещенный; Никон — к тому времени архимандрит столичного Новоспасского монастыря; Иван Неронов — протопоп Казанского собора, земляк Никона; дьякон того же Благовещенского собора Федор. И провинциальные пастыри, протопопы — Аввакум из Юрьевца Поволжского, Даниил из Костромы, Лазарь из Романова, Логгин из Мурома и проч.
Все они — люди незаурядные, энергичные; Никон, Неронов, Аввакум — прирожденные ораторы, послушать их проповеди стекались не только толпы простых прихожан, но и знатные люди, бояре, даже сам царь-батюшка. Большинство ревнителей считало, что богослужебные книги и обряды надо исправлять по старым русским рукописям и решениям Стоглавого собора. Только Вонифатьев и Ртищев соглашались привлечь греческие рукописи.
Патриарх Иосиф и созванный им церковный Собор (февраль 1649 г.) не поддерживали ревнителей. Они же, ничтоже сумняшеся, явочным порядком ввели у себя на службах единогласие. Тишайший, как прозвали царя, сочувствовал им, поддерживал. Но не во всем, поскольку убежден был, что исправлять книги следует по греческим образцам.
Ревнители благочестия, стоявшие за древнерусские образцы, знали, конечно, что они переведены с греческих книг. Но сделано-де это было давно, во времена Древней Руси и политически самостоятельной Византии. После же ее падения и захвата турками (1453) книги, которые продолжали печатать греки, их вера исказились; в отличие от России, «их книги все растленны суть и римских ересей (от католичества. — Авт. ) наполнены».
Но при изучении древнерусских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, тоже немало описок, ошибок, исправлений малопонятных слов, терминов. Власти решили пойти на поклон к греческим оригиналам и ученым монахам. Всю работу возглавил Никон, член кружка ревнителей, в свое время никому не известный крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозерского монастыря в Поморье. Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же — «чудотворца», провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович.
В 1646 г. Никон приехал в Москву. Шесть лет спустя, после смерти Иосифа, он стал патриархом Московским и всея Руси. Алексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и телом Никона, поручил ему проведение реформы в церкви, которая, как он не без основания полагал, не всем придется по нраву.
Оглавление

www.protown.ru

раскол в церкви и его последствия.

Церковная реформа патриарха Никона— предпринятый в 1650-х—1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Поводом для возникновения раскола послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации в России, а также ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями. Они составляли Восточную православную церковь. В неё входили Александрийский патриархат – Египет, иерусалимский – Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии, Румынии, Украины, Белоруссии и России.

С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей, роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее падает роль и Константинопольской церкви (Византийской), как ведущего органа православия.

К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако этому мешал ряд объективных обстоятельств.

В русской православной церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.

Патриарх Никон. В сан патриарха возведён в 1652 году. Выходец из народа (мордовского крестьянства). Самоучкой научился чтению. В 18 лет стал священником. В 1635 г. стал монахом Соловецского монастыря. С 1643 года Никон – игумен Кожеозёрского монастыря. Отличается смелостью взглядов, энергии и воли, на что обратил внимание царя Алексия Михайловича. В 1646 году Никон был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. С 1648 года – митрополит в Новгороде. В 47 лет становится патриархом Русской православной церкви, что в истории русского патриаршества бывает редко. Обычно патриархом избирают людей более зрелого возраста, выходцем из господствующих слоёв и значительным опытом церковной деятельности.

Церковно-обрядовая реформа, начатая в 1653 году Никоном с установления единообразия церковного культа по всей стране. Поскольку церковь была одной из опор феодально-крепостного государства, соответственно в единой церкви должен был быть единый культ. За проведение такой церковной реформы выступал и сам царь, а так же многие члены влиятельного религиозного «кружка ревнителей благочестия». Этот кружок состоял из духовных и светских лиц. Возглавлял его духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. В кружок входили: Ртищев, новоспасский архимандрит Никон, настоятель Казанского собора Иван Неронов; протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил. Члены «кружка ревнителей благочестия» выделялись своей образованностью, высоким положением в царской и светской иерархиях.

Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на широкие массы верующих, в том числе и на поместные церкви Восточной Европы. Кружок также ставил своей целью борьбу с недостатками пороками среди духовенства, возрождение церковных проповедей и других средств воздействия на православный народ.

Церковная реформа, прежде всего, началась с исправления русских богослужебных книг по греческим и старославянским образцам и церковных обрядов. Как пишет историк Ключевский: «Он (Никон) начал с того, что своей властью без собора в 1653 году перед Великим постом разослал по церквям указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св. Ефрема сирина, причём предписывал так же креститься тремя перстами. Потом он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон и усвоили приёмы католических живописцев.

Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское многоголосое, а так же завёл небывалый обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения. В Древней Руси подозрительно смотрели на такие проповеди, видели в них признак самомнения проповедника; пристойным считали читать поучения святых отцов, хотя обычно их не читали, чтобы не замедлять церковной службы. Никон сам любил и был мастер произносить поучения собственного сочинения. По его внушению и примеру приезжие духовные лица с Украины и других мест начали говорить в московских церквях свои проповеди, иногда даже на современные темы. Легко понять, говорит Ключевский, смущение, в которое должны были впасть от этих новизн православные русские умы, и без того тревожно настроенные».

Эти распоряжения Никона заставляли делать верующим вывод, что они доселе не умели ни молиться, ни писать икон и что духовенство не умело совершать богослужения как следует. Протопопы Аввакум и Даниил написали царю возражения против реформы Никона. Не достигнув цели, они стали распространять свои взгляды среди низших и средних слоев сельского и городского населения.

Смущение, как утверждает далее В. О. Ключевский, должно было усилиться, когда Никон приступил исправлению богослужебных книг, хотя это дело он провёл через церковный собор в 1654 году под председательством самого царя и в присутствии Боярской думы: собор постановил при печатании церковных книг исправлять их по древним славянским и греческим книгам. Тревога усилилась ещё и тем, что все свои распоряжения патриарх вводил порывисто и с необычайным шумом, не подготовляя к ним общества и сопровождая их жестокими мерами против ослушников. Оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приёмы его властного пастырства.

Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.


Похожие статьи:

poznayka.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *