Идея комедии свои люди сочтемся – Анализ пьесы «Свои люди — сочтемся» Островского (взгляд Писемского, Добролюбова, Дружинина) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Анализ комедии А. Н. Островского «Банкрут», или «Свои люди

Комедия была создана в 1849-ом году и фактически сразу же прославила Островского. В основу произведения автор вложил идею повсеместного обмана. В ходе сюжетных поворотов Островский подводит читателя к основе механизма лжи — или обманешь ты, или сам окажешься обманутым.

В начале комедии главный герой — купец Большов Самсон Силыч становится банкротом. Так, по крайней мере, он заставляет думать остальных. На самом же деле это очередной продуманный ход его коммерческого плана. Таким образом, он намерен просто избавить себя от кредитных расчётов и погашения долгов, а своё состояние он решает перевести на имя приказчика по имени Подхалюзин. Этот хитрый товарищ также не упускает момент и с корыстной целью просит руки дочери Большова Липочки. Так имущество тестя легко переходит Подхалюзину, а сам Самсон Силыч отправляется в тюрьму за не оплату долгов. Чтобы его освободить, можно было бы лишь выплатить часть кредитной суммы, да вот молодожёны не слишком-то взволнованы судьбой Большова. Так его долги и остаются непогашенными.

Акцент автор комедии ставит на порочном замкнутом круге обмана. Руководствуясь принципами обычной психологии самодурства, Самсон Силыч признаёт мораль, как таковую, но только не по отношению к себе. Из общественной морали, которой подчиняются другие, Большов извлекает исключительно выгоду. Он привык к своему авторитетному положению в семье, его самолюбие тешится покорностью и услужливостью его близких. Кроме того, Большов уверен в своей правоте, он считает, что обмануть чужого — дело привычное и даже необходимое, и уж точно не допускает мысли, что по отношению к нему кто-либо может применить подобную философию. По своей простоте и наивности он легко доверяет свои деньги Подхалюзину и вмиг сам оказывается обманутым и побеждённым. Так воспитанник Самсона Силыча просто обводит своего «учителя» вокруг пальца и оставляет ни с чем. Таким парадоксальным образом восстанавливается справедливость и круг можно считать замкнутым.

Островский сумел в комедийном свете передать со всей полнотой значение термина «самодурство». Помимо положенного в основу характера героя невежества, Большов, как и любой человек, имеет травмы прошлого и вкупе с грубой системой мышления он подсознательно вымещает всё накопленное с годами зло на своих домашних. В свою очередь аналогично ведёт себя и Подхалюзин — едва добившись власти в доме, в нём мгновенно начинают пробуждаться все наболевшие со временем негативные качества. И если раньше он мог лишь трусливо прятаться за Самсоном Силычем, во всём его поддакивая и угождая, — то теперь этот тихий приказчик на глазах превращается во властного, жестокого и наглого тирана.

Схожа с сатирой «Мещанин во дворянстве» эта комедия также показывает читателю всю бедность жизни, напрочь лишённую душевной развитости, истинного интеллекта и подлинного благородства.

lib.repetitors.eu

«Свои люди — сочтемся»: описание и анализ комедии, постановки / Островский А.Н.

«Свои люди — сочтемся» — комедия А.Н. Островского. Свое первое крупное произведение Островский создавал около четырех лет. Отрывок будущей комедии «Несостоятельный должник», обработанный совместно с провинциальным актером Д.А. Горевым-Тарасенковым, был опубликован 9 января 1847 г. в «Московском городском листке» — за подписью «А.О. и Д.Г.». Полуслучайный соавтор драматурга в дальнейшей работе над пьесой участия не принимал, Островский продолжал трудиться над нею один и по новому плану. К середине 1849 г. комедия была окончена и под названием «Банкрут, или Свои люди — сочтемся!» отправлена на цензуру. Цензура запретила комедию для сцены под предлогом того, что все действующие лица — «отъявленные мерзавцы», а их «разговоры грязны».

Цензурный запрет не помешал устройству авторских чтений пьесы в различных литературных кружках и салонах (зачастую — совместно с близким другом и единомышленником драматурга, артистом Малого театра П.М. Садовским). На одном из таких чтений (3 декабря 1849 г., в доме М.П. Погодина) присутствовал Н.В. Гоголь, благосклонно отозвавшийся о пьесе. В 1850 г. Островский создал вторую редакцию пьесы, соответствующую цензурным требованиям: острые места были убраны или смягчены, в заключительную сцену введен квартальный, уводивший Подхалюзина «к следственному приставу по делу о сокрытии имущества несостоятельного купца Большова». Первая публикация: журнал «Москвитянин», 1850, №6, март. В этой редакции пьеса была опубликована в первом собрании сочинений Островского и дозволена к представлению.

Комедия «Свои люди — сочтемся» Островского вызвала единодушное одобрение русского общества, в авторе увидели продолжателя традиций национальной комедиографии. В.Ф. Одоевский выразил общее мнение, написав: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я поставил нумер четвертый». Зачисление лучших оригинальных русских комедий в разряд «трагедий» нельзя счесть случайной оговоркой. Речь шла о глубоко национальной форме комического, не признающей стихии «чистого комизма» и тяготеющей к сложному сплаву комического с драматическим, трогательным или патетическим освещением событий. И.А. Гончаров указал на знание Островским «сердца русского человека и на искусное введение в комедию драматического элемента». Л.Н. Толстой писал о «мрачной глубине», которая слышится в «Банкруте» и «Доходном месте». А.А. Григорьев подчеркивал, что на дне комедий Островского скрывается «горькое и трагическое» содержание русской жизни. В русле этой традиции критика рассматривала главного героя комедии как «замоскворецкого короля Лира».

Шекспировскую тему отца, все отдавшего детям и прогнанного ими без малейшего сострадания, Островский разрешил в пределах национального, конкретно-исторического, характерного типа. Искания европейского духа драматург перевел в плоскость душевной жизни героя русской современности. Образ купца Большова он раскрыл как человека, в котором сквозь коросту социального «амплуа» прозвучал голос живой души.

Источником драматизма комедии «Свои люди — сочтемся» стала самобытная, самодостаточная, самовластная, самодержавная «самость» Большова, проявляющаяся в самодурстве, не знающем ни границ, ни пределов, ни меры. «Зерно» личности Большова — в словах приказчика Подхалюзина: «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова». В картинах семейной жизни раскрываются последствия его самодурного влияния на характеры и поведение домочадцев. В нежелании платить кредиторам — та же широта натуры героя: «Да я лучше все огнем сожгу, а уж им ни копейки не дам».

Задумав ложное банкротство, Большов измаялся в поисках оправдания своему мошенничеству: «Положим, что мы не немцы, а христиане православные, да тоже пироги-то с начинкой едим. Так ли, а?». Появление стряпчего Рисположенского, готового за гроши любую «механику подсмолить», чтение «Ведомостей» с сообщениями о расплодившихся банкротах, мягкое подталкивание Подхалюзина, — так развивается в пьесе мотив соблазна, «дьявольского наущения», помрачившего совесть Большова. Найдя «своего» человека в приказчике Подхалюзине, Большов решается на обман: «Там после суди, Владыко, на втором пришествии».

Подхалюзин потому легко завоевал доверие Большова, что в разговоре использовал понятные тому категории («душа», «совесть», «чувство», «сердце») и смог заверить, что всего этого у него в избытке. Любопытно, что Подхалюзину, собравшемуся в деле ложного банкротства «попользоваться чем-нибудь лишним», тоже пришлось себя уговаривать. И только уговорив себя, что в этом «греха нет никакого», он смог заполучить все, что хотел: и дом, и лавки, и хозяйскую дочь Липочку.

«Сговорчивость» персонажей с собственной совестью — следствие усвоенной с детства «торговой науки». В семейной жизни, в делах сватовства, в любовных устремлениях Липочки и Подхалюзина — тот же въевшийся отпечаток торгового дела, дающий комическую подсветку действию пьесы. Обрядовое родительское благословение молодых, искаженное «экономической подкладкой», оборачивается фарсом. Серьезность родительского проклятия (в последнем действии) сходит на нет в смехотворной семейной сваре: драматическое напряжение разряжается в «ничто». И только для Большова, обманутого Подхалюзиным, прошедшего через «страм» и унижение долговой ямы, потрясенного бесчувственностью дочери, кончилось время «торгов». Пробуждение личности в образе связано с пробуждением совести — сознания и чувства греха. Выпрямление искаженной торгашеством человеческой личности — в осознании того, что «Иуда — ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем…».

Менее всего в этот момент купец Большов напоминает гневного Лира, бросающего вызов миропорядку. В отличие от своего шекспировского «прототипа», Большов не возвышается до осознания законов бытия, а смиряется со своей участью. Даже Подхалюзина «пробило» смирение неукротимого Большова: «Жаль тятеньку, ей-Богу, жаль-с!». Надев «старый сюртук, которого хуже нет», он едет «поторговаться с кредиторами». Жизнь купеческого сословия предстает в комедии как «торжище», искажающее естественную человечность героев. Позднее Островский писал, что взгляд на жизнь кажется ему в этой комедии «молодым и слишком жестоким». В этой «жесткости» взгляда нет приговора человеку, но есть строгая справедливость его моральной оценки.

Расцвечивая своих персонажей пестрым узором «характера» и «характерности» (принадлежности к сословию, времени, роду занятий), драматург показывает купца и приказчика, мальчика на побегушках и спившегося подьячего, купеческую дочку на выданье и хлопотливую маменьку, замоскворецкую сваху и нелепую ключницу — в их типичности. Но вместе с тем за грубой оболочкой социальности он выявляет, делает зримой — индивидуальную душевную жизнь своих персонажей. Найденный склад и тон «цветной» старомосковской речи, полнота и богатство речевых характеристик персонажей — рекомендуют Островского как «драматурга слова», воссоздающего объемный и красочный замоскворецкий быт. «Пословичное» название и «говорящие» фамилии войдут в арсенал излюбленных приемов Островского. Постоянным приемом Островского станет показ определенного художественного типа в перспективе роста, в динамике его становления: мальчик Тишка — приказчик Подхалюзин — купец Большов (ср.: Бородкин — Русаков в «Не в свои сани не садись», Белогубов — Юсов в «Доходном месте», Вожеватов — Кнуров в «Бесприданнице» и пр.). Способом разрешения конфликта навсегда останется торжество художественной правды над «голой обыденной действительностью». В первой комедии Островского «Свои люди — сочтемся» заявлены многие темы, идеи и образы, развитые в его дальнейшем творчестве: «самодурство» и «закон домостроя», «торги» и «торговая психология», «свое» и «чужое», «закон совести», «душа» и «характер» в человеке.

В связи с цензурным запретом на сценическое исполнение «Своих людей…», первые постановки комедии были осуществлены любительскими силами. В некоторых из них участвовал автор, исполняя роль Подхалюзина (в домашнем спектакле в доме С.А. Пановой, в театре у Красных ворот). Первый публичный спектакль состоялся в Иркутске в ноябре 1857 г., но, попав под запрещение, был снят со сцены. В Александрийском театре (Петербург) премьера состоялась 16 января 1861 г., в Малом театре (Москва) — 31 января 1861 г. (пьеса шла во второй редакции). В спектакле Малого театра П.М. Садовский создал образ Подхалюзина, ставший классическим. Без цензурных искажений пьеса впервые была сыграна 30 апреля 1881 г. в театре А.А. Бренко «Близ памятника Пушкину» (Москва). Наиболее значительной постановкой в сценической истории комедии явился спектакль А.А. Гончарова в театре имени Маяковского (1974 г., Москва).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

classlit.ru

Анализ пьесы «Свои люди — сочтемся» Островского (взгляд Писемского, Добролюбова, Дружинина) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Художник В. Федяевская

Пьеса «Свои люди — сочтемся» была написана Островским в 1849 году и впервые поставлена в 1861 году.

Изначально комедия носила название «Банкрот» (в письмах современников пьеса называется «Банкрут»).

В этой статье представлен анализ пьесы «Свои люди — сочтемся» Островского: взгляд Писемского, Добролюбова, Дружинина.

Смотрите: 

Анализ пьесы «Свои люди — сочтемся» Островского (взгляд Писемского, Добролюбова, Дружинина)

А. Ф. Писемский:

«Достопочтенный наш автор «Банкрута»!
…я тотчас же решил писать к Вам и высказать нелицеприятно все то, что чувствовал и думал при чтении вашей комедии: основная идея ее развита вполне — необразованность, а вследствие ее совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице и все события пьесы условливаются тем же бесчестным эгоизмом, т.е. замыслом и исполнением ложного банкрутства.

Ваш глубокой юмор, столь знакомый мне, проглядывает в каждом монологе. Драматическая сцена посаженного в яму банкрута в доме его детей, которые грубо отказываются платить за него, превосходна по идее и по выполнению. Искусный актер в этом месте может заставить плакать и смеяться.

Самое окончание, где подьячий, обманутый тем же Подхалюзиным, инстинктивно сознавая свое бессилие перед официально утвердившимся тем же подлецом Подхалюзиным, старается хоть перед театральной публикой оконфузить его, продумано весьма удачно.

…потом я стал вглядываться внимательнее в каждую сцену и в каждый характер: Липочка в 1-м своем монологе слишком верно и резко знакомит с самой собою; сцена ее с матерью ведена весьма искусно, бестолково, как и должны быть сцены подобных полудур… <…>

Бестолково-многоречивая и, вероятно, хлебнувшая достаточно пива Фоминишна очень верна. Про Устинью Наумовну и говорить нечего, — я очень хорошо помню этот глубоко сознанный Вами тип из ваших рассказов. Ее поговорки: «серебряный», «жемчужный», «брильянтовой» как нельзя лучше обрисовывают эту подлянку.

Рисположенский — и этот тип я помню в лице безместных титюлерных советников, стоящих обыкновенно у Иверских ворот, и столь любезных сердцу купеческому адвокатов, великолепно описывающих в каждом прошении все доблестные качества своего клиента и неимоверное количество детей. В том месте, где Рисположенский отказывается пить вино, а просит заменить его водкою, он обрисовывает всю его многопутную, грязную жизнь, приучившую его наперекор чувству вкуса исключительно к одной только водке.

Главное лицо пьесы Большов, а за ним Подхалюзин, оба они похожи друг на друга. Один подлец старый, а другой подлец молодой. Старость одурила Большова, затемнила его плутовские очи, и он дался в обман одному, думая обмануть и удачно обманывая прежде 100 людей. <…>

…кладя на сердце руку, говорю я: Ваш «Банкрут» — купеческое «Горе от ума», или, точнее сказать: купеческие «Мертвые души».»

(А. Ф. Писемский — А. Н. Островскому, 7 апреля 1850 г.)

Н. А. Добролюбов:

«… [в пьесе] мы видим опять ту же религию лицемерства и мошенничества, то же бессмыслие и самодурство одних и ту же обманчивую покорность, рабскую хитрость других… < …> Здесь нам представляется несколько степеней угнетения, указывается некоторая система в распределении самодурства, дается очерк его истории… < …>

…сама по себе комедия эта принадлежит к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского… не будучи играна на сцене, она менее популярна в публике, нежели другие его пьесы… …В ней изображаются подвижные плутовские натуры, развившиеся под гнетом самодурства. Таковы здесь все лица, исключая Аграфены Кондратьевны. Они деятельно подчинились самодурству, растлили свой ум, сделались сами участниками гадостей, порождаемых деспотическим гнетом.»

(Н. А. Добролюбов, статья «Темное царство», 1859 г.)

А. В. Дружинин:

«Комедия «Свои люди — сочтемся»… главная и несравненная ее красота заключается в ее постройке. С этой точки зрения ей уступают и «Ревизор», которого интрига не нова и отчасти грешит противу правдоподобия, и «Горе от ума», где она раздроблена и не довольно энергична.

Интрига комедии г. Островского — совершенство по замыслу и по блеску исполнения. Она истинна, проста, всеми сторонами соприкасается действительной жизни, без усилия принимает в себя несколько комических и характерных эпизодов, обнимает собою значительнейшие моменты в быте русского торгового класса, ни на один миг не замедляется в своем течении, вполне захватывает собой внимание читателя и, наконец, на последних страницах произведения, как громовым ударом, разражается катастрофой, в которой не знаешь, чему более удивляться — потрясающему ли драматизму положений, или простоте средств, какими этот драматизм достигнут. Оттого вся драма, взятая в целости, производит впечатление, какое только могут производить первоклассные творения. <…>

Лица комедии живы, объективно художественны, верны действительности в сфере, в которой они действуют. В отношении типическом… они стоят ниже лиц грибоедовских и гоголевских. Как ни новы и ни правдивы Подхалюзин, Большов и Ризположенский*, их нельзя равнять с Хлестаковым, Скалозубом, Молчалиным, Подколесиным. Диапазон наших умерших драматургов чище, их лица более общие и, следственно, более типичны. <…>

Такой широты создания нельзя требовать от действующих лиц первой комедии Островского. Типичность Ризположенского и Подхалюзина не есть общая типичность, по которой всякий человек увидит в этих лицах воплощение той или другой частицы своего собственного я. Эти люди совершенно на своем месте в их драме, в их сфере, в их среде интересов. В области искусства они явление, а не проявление, мастерское создание художника, но не вдохновенное порождение великого поэта. <…>

Язык, которым говорят действующие лица комедии г. Островского, не уступает языку Гоголя и Грибоедова. <…> Мы очень знаем, что у писателя, подобного г. Островскому, мужик не заговорит речью купца, купец — речью чиновника, а чиновник — речью дьячка, недавно покинувшего семинарию… <…> Язык, на каком говорят действующие лица комедии «Свои люди — сочтемся» (и всех других произведений г. Островского), есть сила и несомненная принадлежность первоклассного писателя, вековой штемпель, который он кладет на свои произведения, квинтэссенция его могущественного таланта. О таком языке стоит говорить и думать не одним защитникам чистоты русского слога. <…>

Язык господина Островского не только меток, верен, энергичен, поражает комическими особенностями — всех этих достоинств недостаточно, чтоб поставить его наряду с языком Гоголя и Грибоедова. Автору комедии «Свои люди — сочтемся» с первого разу далась высшая наука. Его действующие лица говорят так, что каждою своей фразою высказывают себя самих, весь свой характер, все свое воспитание, все свое прошлое и настоящее. Язык, доведенный до такой художественной степени, есть сильнейшее орудие в руках писателя, он дается только писателям образцовым, первоклассным.»

(А. В. Дружинин, «Библиотека для чтения», 1859 г.)


*Дружинин называет героя Ризположенским, тогда как в современных академических текстах эта фамилия пишется как Рисположенский.

Это был анализ пьесы «Свои люди — сочтемся» Островского: взгляд Писемского, Добролюбова, Дружинина.

Смотрите: 

www.literaturus.ru

«Свои люди – сочтемся», анализ пьесы Островского

Известный русский драматург Александр Николаевич Островский, получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками.  Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.

Первым крупным произведением Островского стала пьеса «Банкрот» (1849), позже получившая название «Свои люди – сочтемся», под которым она и ставится сейчас во всех театрах страны и мира. Однако тогда, в 1850 году, после опубликования в журнале «Москвитянин», пьеса была запрещена к постановке на сцене; более того, за написание этого произведения Островского взяли под негласный надзор полиции.

Именно это обстоятельство позже дало основание В. Ф. Одоевскому, писателю и общественному деятелю, отнести пьесу Островского к разряду русских трагедий: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я поставил нумер четвертый». Читатели «Москвитянина» ставили пьесу Островского в один ряд с гоголевскими произведениями и даже называли купеческими «Мертвыми душами».

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? Уже эта первая комедия демонстрирует черты поэтики, которая будет присуща всем пьесам Островского, составившим репертуар новой русской драмы: сосредоточенность на нравственной проблематике помогает не только анализировать социальные стороны жизни, но и понимать семейно-бытовые конфликты, в которых и проявляются яркие черты характера героев.

В пьесе «Банкрот» сложная композиционная структура, объединяющая описание быта наподобие очерка с напряженной интригой. Замедленная экспозиция включает нравоописательные эпизоды, помогающие читателю понять «жестокие нравы» семьи купца Большова. Небольшие стычки Липочки (дочери купца) с матерью, визиты свахи, встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.

Драматург выбрал сюжет, в основу которого положен распространенный в то время случай мошенничества среди купцов. Самсон Силыч занимает у своих собратьев-купцов большую сумму. А вот возвращать теперь долги ему не хочется, и он не придумывает ничего лучше, чем объявить себя банкротом – несостоявшимся должником. Свое приличное состояние (об этом говорит и фамилия Большов, и отчество Силыч) он переводит на имя своего приказчика Лазаря Подхалюзина, а для упрочения сделки отдает за него единственную дочь Олимпиаду. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег.  Да вот только «свои люди», Подхалюзин и родная дочь Липочка, не дают ему ни копейки.

В комедии молодого драматурга идет война всех против всех. Традиционный для литературы XIX века конфликт «отцов» и «детей» приобретает истинный размах: автор изображает пошлую и достойную только осмеяния купеческую среду. Поначалу ни один из героев пьесы не вызывает положительного отношения. Липочка мечтает только о женихе «из благородных» и по любому поводу спорит с матерью. Отец-самодур, сам определивший жениха дочери, оправдывает свой поступок следующими словами: «За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю… Даром что ли я ее кормил!»

Однако поколение «отцов» в лице Самсона Силыча вызывает больше симпатий, нежели «дети». Фамилия героя от слова «большак» — то есть глава семьи. Это показательно, ведь сам он в прошлом мужик, а купец лишь в первом поколении. Став купцом, он усвоил торгашеский закон: «Не обманешь – не продашь». Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха, ведь они «свои люди – сочтутся». Но жизнь готовит ему жестокий урок.

Молодое поколение в пьесе представлено не в лучшем свете. Липочка говорит со свахой о просвещении и эмансипации, но даже не знает значения этих слов. Она не мечтает о равноправии или свободе личного чувства – ее идеал сводится к стремлению разбогатеть и «зажить по своей воле». Образованность для нее – всего лишь дань моде и презрение к обычаям, поэтому она предпочитает «бородастым» женихам «благородных» кавалеров.

Автор комедии, показывая «отцов» и «детей», сталкивает два купеческих поколения. Но симпатии остаются на стороне старшего – Большова. Ведь он еще верит в искренность родственных чувств и семейных отношений: свои люди сочтутся, то есть не подведут друг друга. Прозрение приходит в финале: самодур с говорящим именем Самсон становится жертвой своей же аферы.  Замыслив подлог, он считает, что обмануть чужого можно, ведь не обманешь – не проживешь. Но он даже не представляет, что к нему такая философия тоже может быть применима. Доверив деньги Подхалюзину, наивный и простоватый купец остается обманутым.

Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз. В нем остается лишь изворотливость и гибкость дельца-прощелыги. Прежде ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то теперь тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана. Ученик превзошел своего учителя — справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу.

Родная дочь в ответ на просьбу отца заплатить долги упрекает отца в том, что у него до 20 лет жила и света не видела. А потом возмущается: дескать, что ж теперь все деньги отдавать и в ситцевых платьях опять ходить? Новоиспеченный зять вообще рассуждает так: «Нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь».

Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию. Не случайно многие исполнители роли Большова (М. Щепкин, Ф. Бурдин) видели в образе купца поруганного детьми, обманутого и изгнанного короля Лира из одноименной трагедии Уильяма Шекспира.

Таким образом, в своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет.

goldlit.ru

Урока литературы в 9 классе на тему Комедия «Свои люди – сочтёмся!»

Лосева А.В.

Конспект урока литературы в 9 классе на тему

Комедия «Свои люди – сочтёмся!»

Цели:

— Учить грамотно строить монологическое высказывание, самостоятельно анализировать художественное произведение и его фрагменты;

— обучение анализу речи персонажа в ее связи с характером;

— в процессе представления и анализа художественного произведения показать нравственные основы героев пьесы А.Н.Островского;

— воспитывать эстетические вкусы;

— уметь видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей;

— оказывать влияние на формирование гражданских и общечеловеческих нравственных качеств личности: честности, порядочности, осуждение стяжательства, лицемерия;

взглядов, необходимых современному человеку;

— помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оформление доски:

эпиграф: «Обман тут-явление нормальное, необходимое, как убийство на войне», — Н. А. Добролюбов;

Высказывания критиков о пьесе «Свои люди — сочтёмся!»: «Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие ее совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице»,- А.Ф.Писемский.

Ход урока

I. Организационный момент. Цели и задачи урока.

II. Повторение ранее изученного.

— Середина Х1Х века: Русская жизнь кипит, нарождается новое в науке, искусстве, в том числе и в театре. Что значил тогда театр для обыкновенного человека? Какую роль в жизни общества он играл?

(Театр — это то место, откуда зритель уходил вдохновлённый, готовый преодолеть в себе всё мелочное и эгоистичное. Молодёжь, стремясь попасть в театр, гримировалась,- иначе не пустят. Критики видели в театре мир страстей и судеб человеческих. Сами зрители говорили: «У нас учат в гимназиях, а воспитывают в театре».

«Театр!… Любите ли вы театр так, как я люблю его, т.е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Здесь ваше холодное Я исчезает в пламенном эфире любви»,- так писал В.Г.Белинский в «Литературных мечтаниях».

Во времена Островского более всего ставились игриво — фривольные шутки-водевили, водевили-фарсы. Островский на смену мелодрам и водевилей представил бытовые пьесы).

— В чем же он видел назначение своих пьес? В сентябре 1853 года Островский в письме к Погодину перечислял причины, из-за которых он отказывался хлопотать о цензурном разрешении «Своих людей». Какие это были причины?

Во-первых, не хочу нажить себе не только врагов, но даже и неудовольствия; во-вторых, направление моё начинает изменяться; в-третьих, взгляд на жизнь в моей первой комедии кажется мне молодым и слишком жёстким; в -четвёртых, пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим»)

III. Сообщение нового материала.

Из истории создания и постановок комедии.

— С первых же драматических опытов Островский понял: вся сила комедии в языке. Герои должны говорить совсем натурально, так, как говорят на Болвановке или Зацепе. Вместе с тем их старомосковская колоритная речь должна оставлять радостное ощущение искусства. Над комедией «Банкрот» он работал тщательно, взвешивая каждое слово (1847-1849).

Островский и его друзья-актеры ждали с нетерпением разрешения «Банкрота» для сцены. Но цензура в те годы призвана была защищать сословную честь дворян, купцов, духовенства. Одна из пьес с таким же названием была цензурой запрещена. Островский на заглавном листе экземпляра, посланного в цензуру, мелким почерком написал: «Банкрот», а ниже крупно: «или Свои люди – сочтёмся». Так пьеса получила второе название.

Постановку пьесы запретили. Цензор писал: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха – отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Островский всё же нашёл способ сделать свое произведение достоянием публики. Островский и Пров Садовский читали пьесу, распространив её от университетских кругов до всей Москвы. Особенно памятным было чтение в доме проф. Московского университета и издателя журнала «Москвитянин» М. Погодина. Островский читал женские роли, Садовский мужские. К ним подсел Михаил Семёнович Щепкин и, заглядывая в тетрадь, тоже начал подавать реплики одного из персонажей. Во время чтения в проёме двери возник гость. Он упёрся о притолоку и дождался конца чтения, не став тревожить собравшихся своим появлением. Это был Гоголь. Он тепло поприветствовал молодого автора.

Николай I запрещал к постановке пьесу, и только после его смерти, через 12 лет после написания, пьеса была поставлена сначала в Петербурге, потом в Москве. В московском театре Большова играл М.С. Щепкин, Подхалюзина – П.М. Садовский, Рисположенского – В.И. Живокини. После спектакля молодежь, встретив в артистическом подъезде Островского, вынесла его в 20-тиградусный мороз на улицу, без шубы, намереваясь так донести до дома. Благоразумие взяло верх: кто-то накинул шубу, и его посадили в сани, а толпа сопровождала его до самого дома.

Только через 20 лет пьеса была поставлена в неискаженном виде (в 1881 г.)

IV. Беседа.

— Итак, побеседуем о прочитанном и увиденном. Подумаем над комедией и образами. Где же происходит действие?

(Сначала в доме Большова, в гостиной.-дейст.1,3. Потом в конторе, в доме Большова-дейст.2. Дейст. 4- в доме Подхалюзина).

— Сколько времени проходит с начала действия до конца всех событий? (несколько месяцев)

— Итак, требования классицизма (единство места, времени и действия) не соблюдены. Как вы думаете, почему? Вступление как бы растянуто, кроме основных действующих лиц немало и второстепенных. Зачем?

(Вступление несколько затянуто. Это необходимо для того, чтобы ввести зрителя в обстановку событий. Одновременно дать характеристику героям).

V. Работа в группах.

1 группа: рассмотреть образ Липочки, Аграфены Кондратьевны и Устиньи Наумовны; , 2 группа — образ Большова; 3 – образ Подхалюзина .

Выступление 1 группы.

( Липочка тянется к уму и благородству. Но благородство для неё заключается только в танцах и умении изъясняться по-французски. Она презирает своих «необразованных родителей» и жаждет выйти замуж за «благородного» жениха. Аграфена Кондратьевна печётся о счастье своей дочери, воспитывая свою дочь, слишком балует её, что и приводит потом к неуважению со стороны дочери. Устинья Наумовна – яркий персонаж. Её поговорки: серебряный, жемчужный, брильянтовый, как нельзя лучше обрисовывают аферу Подхалюзина).

Выступление 2 группы. Каким предстаёт Большов? Какова его речь?

(Большов — глава семьи — черствый и холодный человек. Он грубо обращается со всеми членами своей семьи, в том числе, и к Липочке: «Липа, поди сюда»… Хуже, как силой возьму!» Он даже не хочет слушать мнение своей дочери, для него ничего не значит ее нежелание выходить замуж за приказчика: «Как де не бывать, коли я того хочу? На что ж я и отец, коли не приказывать?» Он кидает в ее строну упрек: «Даром, что ли я ее кормил?» Он считает, что он может распоряжаться судьбой своей взрослой дочери: «Молчи лучше! Велю, так и за дворника выйдешь».

Островский показывает Большова как жестокого и очень властного человека, деспота. Его речь раскрывает его истинный характер, что подтверждает слова автора о том, что у него нет не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи).

Выступление 3 группы.

(Приказчик Подхалюзин — центральный персонаж комедии А.Н.Островского «Свои люди — сочтемся». Свои далеко идущие планы (завладеть имуществом хозяина и жениться на его дочке Липочке) П. проводит в жизнь аккуратно и постепенно. Верный подручный Большова, П. до поры до времени так и стелется перед хозяином. Его реплики в диалогах с ним — сплошные поддакивания: «Уж это как водится», «Наше дело подначальное», «Это опять-таки, Самсон Силыч, как вам угодно-с» и т.д. Он легко завоевывает доверие Большова. Зная его самодурство, он в самый ответственный момент сговора, когда Липочка всерьез заупрямилась («Не пойду за такого противного!»), аккуратно «подкладывает» реплику, решившую все дело сватовства в его пользу: «Тятенька, видно, не бывать-с по вашему желанию». А Липочку Плдхалюзин любит не шутя. Он на все для нее готов: и «скверную» жилетку сменить, и бороду обрить, и одежды накупить, «какую чудней», и «капидонами» потолок нового дома украсить. Собираясь в деле ложного банкротства «попользоваться чем-нибудь лишним», Подхалюзин уговаривает себя, что в этом «греха нет никакого», т.к. Большов сам других обманывает, «так какая же здесь совесть». Добившийся исполнения желаний, Подхалюзин живет в довольстве и покое. Приход Большова из долговой ямы нарушает его душевный мир. Подхалюзин «мягко стелет словами», но платить кредиторам отказывается. И все же усвоенная с детства (не без влияния Большова) «торговая наука», закоснелость в мошенничестве дают трещину. Ему становится «жаль тятеньку, ей-богу, жаль». На мгновение просыпается живое чувство жалости, но это именно мгновение: «жаль тятеньку», но денег «жальче»).

VI . Беседа.

— Итак, что объединяет всех героев комедии?

(Жадность, стремление к власти, нажива, накопительство, обман). См. эпиграф к уроку. Н.Добролюбов о пьесе. («Обман тут-явление нормальное, необходимое, как убийство на войне»)

— Какие проблемы затрагивает комедия?

(Проблему взаимоотношений «отцов и детей», проблему стяжательства, накопительства; чести и достоинства, продажности и бесчестия, верности и предательства… Это далеко не полный перечень затронутых автором проблем.) О главной мысли в пьесе высказался А.Ф.Писемский: «Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие её совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице».

VII. Рефлексия.

— У вас на карточках несколько цитат, стихотворений. Какие из них, по-вашему, можно отнести к тому или иному персонажу пьесы? (Задания у каждого из вас на парте)

1. Себя не уважает тот, кто в понедельник, вторник, среду,

Без приглашенья, словно кот,

К чужому явится обеду. (Гамзат Цадаса).

2.Проси, коль надо, но без лести,

Когда ты сам себе не враг,

И никогда ценою чести

Не обретай житейских благ. (Г.Цадаса)

3.Но боль и зло тебя подкараулят.

Непонимание укусит вдруг, как зверь,

И так бывает трудно достучаться,

Когда душа, как запертая дверь. (В.Балакина)

4. «Вся разодета, как игрушка какая

5. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего. (Л.Н.Толстой)

6. Вор не может быть гражданином.

7. Честь-это внутренняя совесть, а совесть-это внутренняя честь». (А.Шопенгауэр)
VIII.Итог.

— Подведём итоги. Сделайте вывод: почему эта комедия Островского не потеряла своей значимости и сегодня?

(Пока существует самодурство одних и рабская хитрость других, лицемерие и лживость, пьеса Островского останется актуальной)

IX. Домашнее задание: поразмышлять над общим смыслом комедии. Выполните письменное задание: ответьте письменно на вопрос «В чём смысл названия комедии?»

Х. Оценки за урок.

Литература

  1. Журавлёва А. И. Островский-комедиограф. – М., 1981.
  2. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. – М., 1982.
  3. Лобанов М.П. Островский. – М., 1982.
  4. Поламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. Учеб. Пособие для студентов театр. ин-тов и ин-тов культуры. – М.:Просвещение, 1982. – 224 с.

1piar.ru

Сочинение Анализ пьесы Свои люди

Пьеса Островского переносит читателя в середину 19 века. Комедия рассказывает об особенностях взаимоотношений между людьми и простых банальностях, из которых состоит поиск простого счастья.

Конечно, автор рассматривает негативную сторону мещанского общества, подлость купцов. Некоторые элементы являются гротескными, но не сказать, чтобы автор полностью уходил от действительности в сюрреализм. Тут ситуация подобна поэме Гоголя Мертвые души, где многое кажется иллюзорным и странным, но в действительности близко к действительности.

Умелым образом Островский не перегибает ни в какую сторону и благодаря этому комедия выглядит довольно гармонично и цельно. Характеры в меру подлы и в меру комичны, в таких людях легко узнаются образы, которые не составит труда увидеть и в повседневности.

В центре повествования фигура юной Липочки (девушки Олимпиады) которая довольно цинично рассуждает о возможности выгодного замужества и обретения «семейного счастья». Также в центре и купец Самсон Силыч Большов, который хочет получить в собственное распоряжение крупный капитал заемных средств, полученных от других купцов. Фигура этого героя невероятно колоритная, автор весьма прямо намекает на этот факт характерным именем.

В итоге основная сюжетная канва строится относительно фиктивного банкротства купца и женитьбы его дочери Липочки на приказчике Лазаре Подхалюзине. Они все становятся как бы «своими людьми» и в этом основная ирония и трагедия пьесы. Ведь в итоге каждый на самом деле размышляет только о личной выгоде, которую и хочет извлечь из ситуации.

Оказавшийся под стражей Большов надеется на выкуп за деньги, которые передает как бы на хранение Подхалюзину. Приказчик в свою очередь, да и Липочка тоже, вообще не намерены как-то содействовать, они хотят воспользоваться положением и получить значительный капитал. Причем они не действуют согласованно даже между собой, так как брак является фиктивным и имеет только меркантильную цель.

В пьесе Островский понимает тему, которую кратко возможно выразить в известном латинском выражении homo homini lupus est, то есть человек человеку – волк. Эта тематика получит дальнейшее развитие в более современные эпохи и будет выражаться как «война всех против всех». Конечно, проблематика не нова полностью и даже в Библии говорили о конце времен, когда брат пойдет на брата.

Тем не менее, Островский не указывает ни на какие эсхатологические мотивы. Он просто говорит: частично общество именно таково, есть подлые и циничные люди, задумайтесь, возможно, вы тоже являетесь именно такими людьми и вот ваши ценности, вот как вы выглядите со стороны.

Анализ 2

Проблематика, которую затрагивает Островский в своем произведении, была известна автору не понаслышке, он сам работал в имущественном суде и поэтому видел много подобных примеров. Александр Николаевич работал именно с делами близких родственников, поэтому его комедия совсем не выглядит фантастикой и не является полным вымыслом.

В целом Островский описывает купеческую среду, в которой главными законами являются война всех против всех и «не обманешь – не проживешь». Этими правилами руководствуется главный герой Большов, который и задумывает основную махинацию. Он хочет объявиться себя банкротом и после этого списать все кредиты, такая практика была довольно распространена в те времена.

Для того чтобы провернуть схему Самсон Силыч обращается к своему приказчику Подхалюзину и передает капитал ему. Также он выдает за приказчика Лазаря свою дочь Олимпиаду.

Собственно, есть и другой закон, которым руководствуется Самсон «свои люди, сочтемся» — думает он, то есть чувствует надежность в родственных связях. Он может себе позволить обманывать других, но ведь, по сути, старается ради своей семьи и в частности ради избалованной дочери. Поэтому Большов чувствует опору в семье и благодаря этому спокойно отправляется в тюрьму, он уверен – за него заплатят выкуп.

Как оказывается, никто платить за него не собирается. Дочка корит упреками и не хочет снова «ходить в ситцевых платьях», приказчик теперь почувствовал власть и не хочет отдавать. Лазарь ранее опасался Большова, но теперь приобрел капитал и легко отправляет этого человека на произвол судьбы.

Таким образом пьеса Островского представляет собой критику купеческих отношений того времени. Для того чтобы подчеркнуть проблематику, автор дает множество деталей, которые дополняют повествование. Есть много сцен, которые ни к чему ни ведут и если убрать эти сцены из сюжета, то они оттуда практически ничего не отнимают.

Тем не менее, именно благодаря таким вставкам мы больше узнаем о главных героях и понимаем суть этих людей. Суть же является вполне простой и понятной, каждый хочет простого купеческого счастья – богатства и независимости. Именно поэтому, например, Липочка учится как дань моде, хамит матери и выбирает видных безбородых кавалеров.

Перед нами люди безнравственные, которые заслуживают сочувствие только по причине собственной убогости. Самое страшное – в продолжении этой канвы. Ведь воспитанные молодым поколением дети также продолжат быть бесчестными и себялюбивыми.

Сочинение по произведению Свои люди — сочтемся

В каждом социальном слое есть собственные устои, однако люди по большей части не меняются. Практически повсюду они думают о собственном счастье, о том как получить лучшую долю и нередко пренебрегают другими.

Самсон Силыч Большов живет по принципу не «обманешь – не заработаешь», который и в наши дни является довольно распространенным. Только если ранее он мог применяться не особенно честными купцами, то теперь активно используется практически всеми, гордо вогружается на знамя и служит оправданием для любых поступков. Тем не менее, речь не об этом а о купеческой среде середины 19 века.

Островский описывает как главный герой Самсон Силыч, следуя своему принципу, объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиты. Он хочет обмануть других купцов, но доверяет своему приказчику Лазарю и дочери Олимпиаде. Более того он устраивает для них свадьбу и передает свой капитал, чтобы они потом могли его выкупить из долговой тюрьмы.

Конечно, поведение героя не отличается высокой моралью, но его вполне возможно понять, он старается для семьи. Тем не менее, его самого обманывают самые близкие люди, он оказывается без капитала, любимая и избалованная дочь Липочка не хочет снова носить ситец и хочет иметь какие-то деньги для семьи. Понятное дело, Липочка и Лазарь просто присваивают деньги Большова, так как могут и останутся безнаказанными.

Однако и такое поведение возможно понять. Ведь они воспитаны сами Самсоном Силычем, который нередко использовал обман. В какой-то степени тут ученики превосходят учителя и доводят принцип обмана до максимального предела, дочка обманывает отца.

Эти герои тоже помышляют о собственном счастье, они хотят испытывать радость, не испытывать нужды. Олимпиада всегда только и грезила достатком, Лазарь Подхалюзин спал и видел как когда-то высвободится из-под гнета Большова и сам станет обладателем капитала. Как только такая возможность удается, он пользуется этой возможностью, ведь подобно всем остальным людям, стремится к счастью.

Островский предлагает нам не просто отдельную историю, но описание тенденции. Так действительно живут люди, продолжают жить из поколения в поколение, в нелепом поиске счастья подобно слепым котятам.

Вариант 4

Островский написал множество произведений для постановки на сцене. В таких жанрах, как драма, комедия и прочее. Комедия Островского несет за собой не пустой смех, а глубокую сатиру, над которой можно смеяться лишь сквозь слезы. Одним примером таких произведений является комедия «Свои люди- сочтемся».

Пьеса «Банкрот» вышла в свет как самое крупное произведение Островского в 1849 году. Позже тот же самый спектакль получил название «Свои люди- сочтемся». Через год постановку запретили, а автора взяли под надзор. Но благодаря этому позже данное произведение ввели в список русских трагедий, которые раскрывают пороки русского общества.

У пьесы сложная структура композиции, замысловатые переплетения и трепещущая интрига. Для глубокого понимания нрава семьи Большова писатель включает большие эпизоды с нравоописанием. Это можно увидеть с помощью дочери купца с матерью, встречи отца с потенциальными женихами дочери, посещения свахи. Только судьба жестоко распоряжается с Большаковым и он оказывается в долговой яме после того, как объявил себя банкротом. Там он ждет денег от родственников, те в свою очередь, платить не собираются. Родная дочь Лидочка не дает родному отцу и копейки.

Автор раскрывает важный конфликт «отцов и детей», вокруг которого построил свое произведения не только Островский, но и многие другие знаменитые писатели. Купеческая среда имеет достаточно большой достаток, но недостаток воспитания. С самого начала герои представляют не в лучшем свете. Дочь купца – Олимпиада избалованная девушка, мечтающая лишь о женихе, а отце самодур, который лишает дочь возможности выбора суженного. Но молодое поколение не показывает себя в лучшем свете, в отличии от старого, которое немного симпатизирует читателю. В лице Самсона Силыча, чья фамилия и отчество говорят сами за себя. Ведь купцом он стал сам, не по наследству.

Девиз Большакова звучал так: «Не обманешь – не продашь.». Таким образом с помощью махинаций он женил свою дочь и думал, что от родных людей не стоит ждать предательства, говоря: «Свои люди – сочтемся», но ожидания купца были напрасными и пустыми. Ни дочь, ни зять не откупили отцу благодарностью.

Можно сказать, что семья Большаковых безнравственна и бесчеловечна, которая не имеет понятий о преданности и благодарности. Таким образом счастливым не остался ни одни член семьи, ведь на чужом несчастье счастья не построишь.

Также читают:

Картинка к сочинению Свои люди — сочтемся Анализ пьесы

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Какая будет школа через 20 лет

    Современный мир не стоит на месте и дня. Поддается развитию абсолютно все в нашей жизни и школы не исключение. Дети с каждым годом все больше и больше теряют желание ходить в школу и вообще учиться.

  • Сочинение на тему Моя мама

    С самого рождения человек является счастливым существом, потому что связан невидимой, но ощутимой волшебной нитью с матерью. Каждая мама является воплощением самых лучших качеств для своего ребенка.

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс

    Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

  • Сочинение Зимнее утро (описание зимнего утра)

    Зима — прекрасное время года, самое волшебное и сказочное. Деревья за окном покрыты инеем, и утром, когда солнце поднимается из-за горизонта, ветви переливаются всеми цветами радуги.

  • Сочинение Анализ рассказа Вверх по лестнице Чехова

    Чехов всегда прекрасно умел описывать даже самые детали сущности людей. Кроме этого он всегда описывал и отрицательные или положительные качества человека. При помощи многих его рассказах можно научиться жить в этом тяжелом мире

sochinimka.ru

Открытый урок по литературе. А.Островский «Свои люди — сочтемся!»

Разделы:
Литература


Эпиграф:


«Обман тут — явление нормальное, необходимое,
как убийство на войне». Н.Добролюбов


Тип урока: обобщение и
систематизирование знаний.


Форма проведения: урок-спектакль с
анализом художественного произведения.


Обучающие цели:

  • организовать групповую деятельность учащихся
    по прочтению, осмыслению и перевоплощению в
    литературного героя с последующим
    инсценированием отдельных актов произведения
    Островского «Свои люди-сочтёмся!»;
  • учить проявлять творческую активность и
    самостоятельность;
  • грамотно строить монологическое высказывание,
    самостоятельно анализировать художественное
    произведение и его фрагменты.

Цели, ориентированные на развитие личности
учащихся:

  • в процессе представления и анализа
    художественного произведения показать
    нравственные основы героев пьесы
    А.Н.Островского;
  • воспитывать эстетические вкусы;
  • уметь видеть эстетическую функцию языковых
    средств и художественных деталей.

Воспитательные цели:

  • оказывать влияние на формирование гражданских
    и общечеловеческих нравственных качеств
    личности: честности, порядочности, осуждение
    стяжательства, лицемерия;
  • взглядов, необходимых современному человеку;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной
    деятельности.

Оформление доски и кабинета:

  • класс оформлен в виде лож в театре,
  • театральный занавес,
  • афиша спектакля с действующими лицами и
    исполнителями,
  • на доске — эпиграф и высказывания критиков о
    пьесе «Свои люди-сочтёмся!»:

    • «Обман тут-явление нормальное,
      необходимое, как убийство на войне», — Н. А.
      Добролюбов;
    • «Основная идея её развита вполне:
      необразованность, и вследствие ее совершенное
      отсутствие всех нравственных правил и самый
      грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом
      лице»,- А.Ф.Писемский.
  • Стенд «А.Н.Островский и театр», музыка народных
    песен в исполнении Кадышевой.
  • Портрет писателя, «Литературная газета» по
    данной теме.

Ход урока


I. Организационный момент. Цели и задачи
урока.


II. Повторение ранее изученного.


Учитель.- Середина Х1Х века:Русская жизнь
кипит, нарождается новое в науке, искусстве, в том
числе и в театре. Что значил тогда театр для
обыкновенного человека?


Какую роль в жизни общества он играл ?


Театр — это то место, откуда зритель уходил
вдохновлённый, готовый преодолеть в себе всё
мелочное и эгоистичное. Молодёжь, стремясь
попасть в театр, гримировалась,—иначе не пустят.
Критики видели в театре мир страстей и судеб
человеческих. Сами зрители говорили: «У нас учат
в гимназиях, а воспитывают в театре».


«Театр!… Любите ли вы театр так, как я люблю
его, т.е. всеми силами души вашей, со всем
энтузиазмом, со всем исступлением, к которому
только способна пылкая молодость, жадная и
страстная до впечатлений изящного? Здесь ваше
холодное Я исчезает в пламенном эфире любви»,-
так писал В.Г.Белинский в «Литературных
мечтаниях».


Во времена Островского более всего ставились
игриво — фривольные шутки-водевили,
водевили-фарсы. Островский на смену мелодрам и
водевилей представил бытовые пьесы.


В чем же он видел назначение своих пьес?


Учитель: — В сентябре 1853 года Островский в
письме к Погодину перечислял причины, из-за
которых он отказывался хлопотать о цензурном
разрешении «Своих людей». Какие это были
причины?


Ученик: —«Во-первых, не хочу нажить себе не
только врагов, но даже и неудовольствия;
во-вторых, направление моё начинает изменяться;
в-третьих, взгляд на жизнь в моей первой комедии
кажется мне молодым и слишком жёстким; в
-четвёртых, пусть лучше русский человек
радуется, видя себя на сцене, чем тоскует.
Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право
исправлять народ, не обижая его, надо ему
показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я
теперь и занимаюсь, соединяя высокое с
комическим
«.


Учитель: —Представим себе, что мы в театре
времени Островского. Здесь жизнь протекает
быстро: за 3 часа зритель видит судьбы людей в
развитии, характеры их раскрываются ярко, полно,
своеобразно. Всё здесь необычно: зал, зрители,
актёры. Всё готово к представлению Зрители знают
актёров по именам: часто, восхищённые игрой
актёров, кричат: «Катя! Вера! Ира!»- и бросают на
сцену кошельки с деньгами: Актёрское мастерство
показывает жизнь. И пьесам и жизни стали
произведения Островского.


III. — По материалам учебника и
дополнительному материалу расскажите об
отношении современников к пьесам Островского.
Можно представить это в диалоговой форме .


Итак, говорят зрители, современники писателя:


1-ый: —Здравствуйте, Иван Иванович! Чем
занимаетесь?


2-й: —Да вот моцион делаю, никак в себя прийти не
могу от статьи нашего критика, этого
просветителя, господина Добролюбова.


1-ый. -Чем же он тебя так взбудоражил?


2-й. -Ты что, не читал его отзыв о пьесах
Островского? Помнишь, несколько лет назад в
газете «Очерки Замоскворечья» была напечатана
одна всего сцена из пьесы «Банкрут», а позже
появилась полностью в «Москвитянине», но под
другим названием : «Свои люди-сочтёмся!»


1-ый.-С чего же он переменил название?


2-й. -Да я так думаю: По названию «Банкрут»
можно сразу понять, что речь идёт о разорившемся,
обанкротившемся человеке. А вышло совсем не так.
Тут скорее речь идёт о купце, потерявшем и честь,
и совесть, и вообще душу человеческую. Да не
только о купце. Другие лица не лучше его.


1-ый.-А вот ещё есть статья Добролюбова. Недавно
в журнале «Современник» появилась. В ней о
тёмном царстве идёт речь. Раскритиковал
обывателей и купцов критик Добролюбов.


3-ий вступает в разговор.-Да это что! Вот критик
Григорьев, говорят, в письме к Ивану Тургеневу
знаешь, что написал? Что, дескать, «слово
Островского — обличение самодурства в нашей
жизни».


1-ый. -Ну, вот и дописался Островский. Говорят,
теперь свою пьесу «Свои люди-сочтёмся!» он
никак поставить не может.. Купцы на него в суд
подали. Дескать, опозорил, на посмешище выставил.
Чем теперь дело кончится, не знаю.


2-й.-Ясно, чем. У нас всегда так: без вины
виноватым будешь. А Островский— прежде всего у
нас драматург. Он создаёт знаешь какие характеры
и типы—ой-ой-ой. Не для меня, не для тебя, не для
кого-нибудь, а для массы, для которой он и друг, и
учитель, и поэт народный.


3-ий.: —А говорят, царь запретил эту пьесу. Якобы
написал на её сценарии: «Напрасно печатано.
Играть-запретить». А потом и со службы уволили:


1-ый. -И откуда люди всё знают?. Один
скажет-другие подхватят.


3-ий. -А чего гадать? Вон ценитель литературы
В.Ф.Одоевский знаешь, как отнёсся к его пьесе?


У нас, говорит, в театрах -одни пустые водевили.
«На Руси, говорит, есть 3 стоящие трагедии:
«Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». На
«Банкруте» я ставлю № 4″. Так-то: А ты
говоришь:


2-й. -Да! Сколько толков, споров, разговоров! И
откуда он это взял?


1-ый.-Как откуда? Да он смолоду в суде служил, да
и отец его там же трудился. Вот он и понаблюдал за
нашим купечеством. Всю напыщенность, пустоту и
чванство теперь и высмеял. Всё это он знает
дотошно.


2-й.- Вот я и говорю. Теперь все ополчатся против
писателя. Нет никого бесправнее в нашем обществе.
Недавно генерал Назимов вызвал его к себе и давай
внушать ему:»Цель таланта, дескать, должна
состоять не в карикатуре, но:в
противопоставлении пороку добродетели». А
Островский и скажи генералу: «Согласно понятиям
моим и пишу. Считаю комедию лучшею формою к
достижению нравственных целей: Я должен или
написать комедию, или ничего не писать».


3-ий. -Да, искромсали его пьесы: А в театрах
любят их смотреть. Говорят, и у нас будут ставить.
Давай сходим , посмотрим. Ведь его пьесы-это
пьесы жизни. Всё истинная правда.


1-й. -Да, посмотреть можно. Идём.


IV. Учитель. Итак, мы в театре.
Внимательно смотрите, переживайте с героями,
смейтесь:Смотрите и запоминайте:- Понаблюдайте
за речью героев. Выскажите своё мнение о
характерах героев, этот материал вам пригодится
для написания сочинения .


V. (Представление. Действие 1, явление 1.,
2-е выборочно,4,5.


Действие 2. Явление 1,2, 10. Действие 3, явление 5.
Действие 4, явление 4)


VI. После представления. Учитель:—
Перед вами А.Н.Островский. Вы можете задать ему
несколько вопросов, которые вас интересуют.


Вопросы из зала:


—Господин Островский, Вас часто называют
русским Мольером. Как вы считаете, Ваши пьесы
похожи на его?


Островский:—Я думаю, мы с ним совершенно разные,
характеры нашего купечества я изображаю по
особой причине. Это очень большой и деятельный
класс, он постоянно находится в столкновении с
другими слоями общества. Он живёт по старым
законам., в нём вы увидите все русские обычаи,
выработанные в России веками, и наружу выходят
все его народные черты. Мой театр-это народный.


—А есть ли у вас последователи, ученики?


Островский.-К сожалению, господа, я этого
сделать не смог:. Не создал своей школы, которая
продолжила бы моё дело. Но думаю, найдутся в
России имена, которые сделают истинно
художественный вклад в театральное искусство.
Другие искусства имеют школы, академии, высокое
покровительство, меценатов; :у нашего
драматического искусства есть только один я. Я-
всё: и академия, и меценат, и защита.


— В Москвитянине писали, что вы создали
превосходное творение. В чём вы видите такой
успех?


— Мне кажется, всё дело в том, что играли, как вы
заметили, самые талантливые актёры: Щепкин,
Садовский, Серг. Васильев, Стрепетова,
Никулина-Косицкая и др.


—Спасибо Вам, господин Островский, за Ваш
талант, мы все считаем Вас новым драматическим
светилом в русской литературе. Спасибо за Ваши
пьесы жизни.


Островский: -Этому я посвятил жизнь.


VII Учитель:—Итак, побеседуем о
прочитанном и увиденном. Подумаем над комедией и
образами. Где же происходит действие?


—Сначала в доме Большова, в гостиной.-дейст.1,3.
Потом в конторе, в доме Большова-дейст.2. Дейст. 4- в
доме Подхалюзина.


—Сколько времени проходит с начала действия до
конца всех событий? (несколько месяцев)


—Итак, требования классицизма (единство места,
времени и действия) не соблюдены. Как вы думаете,
почему? Вступление как бы растянуто, кроме
основных действующих лиц немало и
второстепенных. Зачем?


— Вступление несколько затянуто. Это
необходимо для того, чтобы ввести зрителя в
обстановку событий. Одновременно дать
характеристику героям.


—Что вы можете сказать по первому монологу Липы
о самой героине? (Дайте ей краткую
характеристику)


—Вот появляется мать героини Аграфена
Кондратьевна. Какая она? Что в её характере
главное? (


— Какими предстают главные герои Большов и
Подхалюзин? Каков язык персонажей?


—Обратим внимание на Устинью Наумовну.
Расскажите о ней, что вы узнали.


—В записке к Островскому А.Ф.Писемский выразил
своё мнение: «Про Устинью Наумовну и говорить
нечего,—я очень хорошо помню этот глубоко
осознанный Вами тип из Ваших рассказов. Её
поговорки: серебряный, жемчужный, брильянтовый,
как нельзя лучше обрисовывают эту подлянку


—Вам была поручена роль:. Что вы хотели
раскрыть в образе? (Например, образ Тишки или др.
Большов)


Итак, что объединяет всех героев комедии?
(Жадность, стремление к власти, нажива,
накопительство, обман:) См. эпиграф к уроку.
Н.Добролюбов о пьесе. («Обман тут-явление
нормальное, необходимое, как убийство на войне»)


VIII . «Своеобразие стиля писателя-в
длиннотах»,
—отмечал И.С.Тургенев.


В самом деле, почувствовали ли вы это при
постановке спектакля?


—Какие проблемы затрагивает комедия? (Проблему
взаимоотношений «отцов и детей», проблему
стяжательства, накопительства; чести и
достоинства, продажности и бесчестия, верности и
предательства.. Это далеко не полный перечень
затронутых автором проблем.) О главной мысли в
пьесе высказался А.Ф.Писемский: «Основная идея
её развита вполне: необразованность, и
вследствие её совершенное отсутствие всех
нравственных правил и самый грубый эгоизм резко
обнаруживается в каждом лице:»


IX . — У меня на доске-несколько цитат,
стихотворений. Какие из них, по-вашему, можно
отнести к тому или иному персонажу пьесы? Эти
цитаты можно использовать как эпиграф к
сочинению. (Задания у каждого из вас на парте)


1.


Себя не уважает тот, кто в понедельник, вторник,
среду,

Без приглашенья, словно кот,

К чужому явится обеду. (Гамзат Цадаса).


2.


Проси, коль надо, но без лести,

Когда ты сам себе не враг,

И никогда ценою чести

Не обретай житейских благ. (Г.Цадаса)


3.


Но боль и зло тебя подкараулят.

Непонимание укусит вдруг, как зверь,

И так бывает трудно достучаться,

Когда душа, как запертая дверь. (В.Балакина)


4. «Вся разодета, как игрушка какая:»


5. Власть одного человека над другим губит
прежде всего властвующего. (Л.Н.Толстой)


6. Вор не может быть гражданином.


7. Честь-это внутренняя совесть, а совесть-это
внутренняя честь». (А.Шопенгауэр)


X.Подведём итоги. Сделайте
вывод: почему эта комедия Островского не
потеряла своей значимости и сегодня?


XI. —Домашнее задание у вас на партах.
Прочтите. Возьмите этот инструктаж с собой. Какие
у вас возникли вопросы?


Подумаем вместе над произведением. Домашнее
задание.


Ответьте на вопросы


Перечитайте дейст.2, явл.3. Ответьте на вопросы:


1. Как характеризует данный монолог главного
героя?.


2. Какие тайные помыслы он раскрывает? Какую
цель в жизни ставит перед собой герой?


3. Найдите слова, характеризующие персонаж как
личность (добрый, злой, жестокий, милосердный,
умный, глупый или др.)


4. Дайте сравнительную характеристику героям : В
чём схожи или несхожи?(работа по группам)




Липа-Митрофанушка (Фонвизин. «Недоросль»)




Аграфена Кондратьевна-мать Митрофанушки,
г. Простакова.




Подхалюзин-Молчалин (Грибоедов, «Горе от
ума»)




Тишка-Осип (Гоголь, «Ревизор»)


5. Дайте характеристику главным героям. (1-я
группа.-Большову; 2 группа-Подхалюзину; 3
группа-Липе; 4 группа-Аграфене Кондратьевне; 5
группа-Тишке; 6 группа-Устинье Наумовне.)


6. Готовя в 1858 г. своё первое собрание сочинений,
Островский, по договоренности с цензурой вносит
ряд изменений, смягчающих её сатирическую
направленность. «Чувство, которое я испытывал,
перекраивая «Своих людей» по указанной мерке,
можно сравнить разве только с тем, если бы мне
велели самому себе отрубить руку или ногу». Какие
моменты, на ваш взгляд, были изъяты из текста?


7. В чем актуальность пьесы «Свои
люди-сочтёмся!» сегодня?


8. Н.Добролюбов назвал пьесы А.Н.Островского пьесами
жизни
. Как вы понимаете эти слова?


9. В пьесе довольно большая развёрнутая
экспозиция. Зачем автор использует такой приём?


10. В чем состоит кульминация пьесы?


11. Какова развязка?


12.Почему Островский вводит в пьесу
второстепенных лиц?


13.Какие герои олицетворяют конфликт?




14. Выразительное чтение 4 действия, явл.5.


15. Домашнее сочинение. «Каким предстаёт в
комедии:» («Мне поручена роль:») Принести
через урок.


ХII. Оценки за урок.

5.08.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о