Гуманизм в философии эпохи возрождения – 5. Гуманизм в философии Возрождения.

5. Гуманизм в философии Возрождения.

Гуманизм (человечный, человечность, человеколюбие) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения. Он охватывает период времени примерно в сто лет — от середины XIV до середины XV вв. В противовес христианско-теологическому религиозно-аскетическому пониманию человека, как «подобия божьего», рассуждениями церковной идеологии, которая всячески принижала человека и внушала мысль, что он слаб и беспомощен, гуманисты этого времени провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью; прославляли свободно действующую, всесторонне развитую живую человеческую личность, сочетающую естественные и духовные начала, обладающую широкими творческими возможностями и способностью к безграничному прогрессу. Эта личность имеет право не наслаждение и счастье в земной жизни, на все земные радости в соответствии со своей «человеческой природой». «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» — было основным лозунгом гуманистов. Таким образом, в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, именно его они выдвигали на передний план, а не Бога, поэтому такую философию называют антропоцентристской с принципиально новым пониманием человека, предназначенного не столько к «спасению» во имя жизни вечной, сколько к земным делам.

Особенно большое значение гуманисты придавали человеческому разуму, его безграничным возможностям, они воспевали творческие дерзания разума, который в то же время способен подчинить своему контролю все чувственные побуждения, все добрые начала человеческой натуры. Поэтому гуманисты требовали наряду с политической свободой избавления от засилья Церкви и её притязаний на политическое господство, умственной свободы, которая представляла бы возможность человеку беспрепятственно развивать свои способности и творческие силы, создавать новую светскую культуру, способную противопоставить себя церковной культуры средневековья. Гуманисты были убеждены в могуществе человеческого знания, отсюда их жадность к всемерному накоплению знаний, которая являлась одной из характерных их черт. Они стремятся возродить античную культуру, вернуться к истокам античной мудрости, изучают Платона, Аристотеля и других античных мыслителей, много внимание уделяют античному искусству, истории, литературе, естествознанию. Гуманисты породили новое жизнеутверждающее мировоззрение. Стремление к высшему культурному и нравственному развитию многообразных человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, т.е. с тем, что еще во времена Цицерона называлось гуманизмом, было целью мыслителей эпохи Ренессанса.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями.

У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321гг.). «Последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени», Данте был выдающимся мыслителем, заложившим в своих произведениях (прежде всего в бессмертной «Божественной комедии», а также в философских трактах «Пир» и «Монархия») основы нового гуманистического учения о человеке

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры. Предстающая перед читателем картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр Вселенной, но и в том, творцом мира и его организатором является Бог. И всё же картина мироустройства в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально. Принимая в качестве непостижимой и непреложной истины догматы христианства, Данте идет своим путем в толковании соотношения природного и божественного начал — и в мире, и в человеке. Мысль о постепенном, опосредованном переходе от божественного первоначала к стихиям «нижнего» мира составляет важнейшую часть его представлений о мироустройстве.

Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от земных забот, а достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служат не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва “к доблести и знанью”.

Так вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии» первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, «первого гуманиста» Франческо Петрарки (1304-1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов «на жизнь» и «на смерть», «Мадонны Лауры», канцон, мадригалов, эпической поэмы «Африка». Однако свои гуманистические идеи Петрарка развивал не только в гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях — трактах, многочисленных письмах, в том числе в его основном эпистолярии «Книге о делах повседневных».

Петрарка выступал против схоластического способа философствования. Свое неприятие схоластической учености он демонстрировал в тракте «О невежестве собственном и многих других». Петрарка говорил о своем невежестве (мнимом), подчеркивая абсолютную бесполезность схоластики в современном ему мире. В этом же тракте он призывал к переосмыслению античного наследия. В философии он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных. Объектом философии, считал Петрарка, должен быть только человек, а ее методом — опыт, прежде всего внутренний опыт личности, то есть её самопознание и самоанализ, но также и опыт, возникающий в результате соприкосновения человека с природой, обществом и историей. В произведениях мыслителя на смену теоцентрическим системам средневековья пришел антропоцентризм ренессансного гуманизма. Петрарковское «открытие человека» дало возможность для более глубокого познания человека в науке, литературе, искусстве.

Большой интерес Петрарка проявлял и к вопросам морали, которая у него расходилась с догмами аскетической христианской морали и отражала его гуманистические взгляды. В сочинениях «О презрении к миру», «Об уединенной жизни», «О средствах против страданий и радостей» основоположник итальянского гуманизма занимается разработкой «искусства жизни», поисками путей достижения душевного покоя, самообладания, благородства, достоинства и полной независимости при наличии разного рода потребностей, страстей, переживаний. Благородство, по его представлению, не является врожденных свойством и не определяется принадлежностью к знатному роду. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым своими великолепными делами. Петрарка считал (в сочинении «О республике»), что лучшим государством является то, которое основывается на высокой морали его граждан.

studfiles.net

2.6. Гуманистическая философия эпохи Возрождения

оторванным и от человеческих, и от христианских корней. Таким образом, примерно с середины XV столетия разработанная гуманистами идея разносторонней индивидуальности превращается в миф о человеке-богоборце,равном в своих творческих возможностях Богу.

Примером ренессансного обожествления человека может служить трактат флорентийского гуманиста Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека» (1457 г.). Манетти называет человека «образом и подобием бога», «смертным богом», наделенным обладающим «восхитительной мощью» божественным умом, достойным преемником и продолжателем земного творения Бога. В этом трактате беспредельно возвеличенный человек еще не замещает Бога. Он всего лишь ставится рядом с ним, что видно из того, что Манетти настойчиво проводит мысль о соавторстве. Поэтому человек пока еще не теряет своей духовной связи с Богом, а значит, и с сотворенной им природой. Однако в скором времени результатом этого обожествления будет отрыв человека от Бога, разрушение его образа как носителя всеобщего морального закона, и начнется эскалация деструктивных начал внутри самого гуманизма.

Одновременно стала утверждать себя сформулированная уже в трактате Манетти идея улучшения, доведения до совершенства, рационального преобразования человеком природного мира. Так впервые в истории заявило о себе антагонистическое противопоставление человека природе, которая вскоре стала рассматриваться им не более как окружающей среда – объект и поле его преобразующей деятельности.

Культ всесторонне развитой, но потерявшей моральные ориентиры личности получает горькое осмысление в трактате Леона Баттисты Альберти «Теодженино» (1441–1443).В нем первые в гуманистической литературе осуществляется попытка «ревизии» образачеловека-творца.Одновременно дается гениальное предвидение негативных глобальных последствий деятельности «сверхлюдей», нацеленных на преобразование природы, господство над ней.

«Только человек в вечной погоне за новым сам себя губит. Не довольствуясь дарованным природой, он хочет избороздить моря и переплыть, похоже, край света; он желает проникнуть под землю, на дно океана, в недра гор и выше облаков… Смертный враг всего, что он видит и чего не видит, он стремится всех поработить; он враждебен всему человеческому роду и самому себе», – пишет выдающийся итальянский философ.

Это выходящее за рамки эпохи и буквально стучащееся в двери XXI века осознание деструктивных особенностей человека и всего человечества появилось за полстолетия до плавания Колумба, за 80 лет до возвращения из кругосветного путешествия Магеллана и за 10 лет до появления упоминавшегося здесь трактата Д. Манетти «О достоинстве и превосходстве человека».

Впрочем, есть еще одно предостережение, так же до сих пор оставшееся не востребованным. Оно принадлежит немецкому гуманисту Эразму Роттердамскому (1469–1536).«Вдвойне же глупы те, кто, стремясь уподобиться титанам, ведут против природы войну с помощью орудий, именуемых науками», – писал Эразм в трактате «Похвальное слово глупости».

Важнейшим направлением философии Возрождения был пантеизм – философское учение, согласно которому Бог и природа совпадают друг с другом, составляют единое целое.

Выдающимся представителем пантеизма был немецкий философ и математик Николай Кузанский (1401–1464).Его иногда называют последним великим философом Средних веков и первым философом Возрождения. Его заслуга заключается в

studfiles.net

Гуманизм философии эпохи Возрождения | Учеба-Легко.РФ

Центр внимания философа в эпоху Возрождения перемеща­ется от Бога к человеку, и главным становится понятие гуманиз­ма (от «homo» — человек). Ярким примером философа-гумани­ста может служить Эразм Роттердамский (1466/69—1536). Как у всего существующего, у гуманизма есть своя обратная сторона, заключающаяся в чрезмерном превознесении человека, пред­ставлении, что он есть венец творения, высшее создание Все­ленной и вправе подчинять себе все окружающее. В то же время антропоцентризм не мог бы занять господствующего места в культуре, если бы не подкреплялся верой в великое этическое предназначение человека, в его способность подняться на новый нравственный уровень, стать подобным Богу как по своим твор­ческим возможностям, так и по моральным качествам. Понятие «гуманизм» обладает в отличие от понятия «антропос» нравст­венным содержанием, связано с понятием гуманности (анало­гично тому, как соотносятся понятия «человек» и «человеч ность»). Большое значение для философского движения эпохи Возрождения имели сочинения Цицерона, откуда, собственно, философы Возрождения и почерпнули понятие гуманизма.

Возрожденческая концепция гуманизма стала первой в исто­рии европейской культуры, но исторически более ранним был гуманизм Конфуция, который отличался от европейского гума­низма тем, что не был так тесно связан с антропоцентризмом и последующей ориентацией научной европейской культуры на покорение природы. Именно эта направленность европейского гуманизма вызвала последующую критику его в современной философии, о чем речь пойдет ниже.

Индивидуализм эпохи Возрождения, ее сосредоточенность на проблеме индивида в философском плане стимулировали субъективизм — ориентацию на мир субъекта — внутренний, психологический мир личности, а не на объективный мир, ко­торый тем самым противопоставлялся человеку. Затем в фило­софии Нового времени такой подход превратится в дилемму субъекта и объекта и в представление о двух субстанциях у Де­карта.

Гуманизм эпохи Возрождения распространялся и на соци­альные отношения. Если Макиавелли в своих социально-поли­тических выводах во многом был скептиком, то Томас Мор (1478—1535) стал выразителем нового социального идеала эпохи Возрождения, отталкиваясь от идеального государства Платона (по аналогии с платонической любовью его можно назвать пла­тоническим государством). В идеальном государстве Платона двум высшим классам запрещается иметь собственность в част­ном владении. «Утопия» Т. Мора зиждится на равномерном рас­пределении материальных благ между всеми гражданами. Этот новый вариант социального идеала оказал большое влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

В утопических социальных проектах не учитывается несо­вершенство человеческой природы (с религиозной точки зрения греховность человека), а постольку, поскольку это учитывается (насилие в государстве Платона и Мора), общество уже не будет идеальным. Мор положил начало целой серии утопий — из них самая ранняя «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1568—1639), затем попыток реального воплощения социалистических проек­тов в жизнь путем образования общин (Сен-Симон, Фурье), и, наконец, когда широкие массы вышли на политическую арену в XIX в, создания коммунистической идеологии Марксом и по­пытки ее реализации в СССР в XX в.

Важным практическим шагом в области философии права было различение Гуго Гроцием (1583—1645) исторического и ес­тественного права; первое основывается на общественных по­становлениях, а второе коренится в сущности человеческой при­роды. От теории государственного договора Гроция, который, по его мнению, проистекает из потребности человека в обще­нии, тянется ниточка к концепции государства как обществен­ного договора Ж.-Ж. Руссо. Подобно тому, как из отдельных ин­дивидов посредством договора слагается государство, так, по Гроцию, в силу договора между государствами возникает сооб­щество народов.

 

uclg.ru

Гуманизм в философии эпохи Возрождения

Реферат Гуманизм в философии эпохи  Возрождения

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ. 2 
ГЛАВА I. МЕСТО ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 4 
1.1. Черты Возрождения. 4 
1.2. Гуманистические идеи. 5 
1.3. Гуманисты Возрождения и представители Реформации. 9 
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕКА.. 12 
2.1. Гуманистический взгляд на человека. 12 
2.2. Развитие философии гуманизма. 13 
2.3. Творчество гуманистов Возрождения. 19 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

ВВЕДЕНИЕ

 
Целью данного реферата является анализ гуманистических мотивов философии  Эпохи Возрождения. 
Задачи: 
1. Провести отбор литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть место гуманизма в философии Эпохи Возрождения. 
3. Проанализировать особенности гуманистических воззрений на человека. 
Предмет исследования: анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения. 
Объект исследования: особенности гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения. 
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.  
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.  
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры — против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.  
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.  
Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность.  
Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.  
 
 
ГЛАВА I. МЕСТО ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1. Черты Возрождения

 
Гуманисты эпохи Возрождения распространяли идеи равенства всех людей перед  Господом на их земное бытие, утверждая  их равенство в своих правах и  возможностях быть разумными, свободными и достойными существами. Защищая свободу и достоинство человека независимо от его происхождения и социального статуса, они связывали ценность человека с его деятельностью и заслугами. 
Творчество гуманистов пронизано убеждением в безграничности возможностей человека в самосовершенствовании, требованием к человеку стремиться к активной деятельности и добиваться полноты самореализации, ибо они полагали, что целью и назначением человеческой жизни являются познание и совершенствование себя и мира и получение от этого наслаждения и счастья. Вывод: В этот исторический период постепенно преодолевалась феодальная раздробленность и формировались крупные централизованные монархии — предпослки создания буржуазных национальных государств, что отразилось в творчестве гуманистов в идее патриотизма и гражданственности. 
Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция. 
Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Возрождения Джордже Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.) Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха Возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово hwnanitas (в пер. с латинского — человеческая природа, человеческое достоинство). 
Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран. 
Основными чертами культуры Возрождения являются: 
• антропоцентризм, 
• гуманизм, 
• модификация средневековой христианской традиции, 
• особое отношение к античности — возрождение античных памятников искусства и античной философии, 
• новое отношение к миру. 
Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.

1.2. Гуманистические идеи

 
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским  оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для  него humanitas — это воспитание и образование  человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).  
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.  
В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.  
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.  
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок — такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.  
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.  
Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».  
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.  
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:  
«Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению».  
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 
Целью данного реферата выступал анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения. 
Были реализованы следующее задачи: 
1. Провести отбор литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть место гуманизма в философии Эпохи Возрождения. 
3. Проанализировать особенности гуманистических воззрений на человека. 
И в заключение необходимо отметить, что завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.  
Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.  
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).  
Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.  
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.  
Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. Введение в философию. М., 1989. Ч. 1. ГЛ. 2.§5. 
2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1990. 
3. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1981. 
4. История философии в кратком изложении. М., 1990. 
5. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981. 
6. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. 
7. Рассел Б. история западной философии. М., 1993. Т. 2.  


stud24.ru

10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения занимает особое место в истории западноевропейской культуры. Она знаменует водораздел, который пролегает между двумя качественно различными типами культуры — традиционной, свойственной средневековому Западу, и модерной, присущей современному западному обществу.

С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия. Такая позиция называется антропоцентризмом.

Философия периода Возрождения подорвала позиции схоластического мышления, утвердила пантеистический подход в натурфилософии и тем самым подготовила почву для рационалистической философии Нового времени.

Теоретические и социальные корни философии Возрождения

* Античное философское и культурное наследие.

* Элементы естественнонаучных знаний, содержащиеся в работах средневековых мыслителей

* Формирование капиталистических производственных отношений.

* Социально- политические идеи, возникшие в итальянских городах-республиках.

* Влияние мусульманской философии и немецких мистиков.

Черты философии Возрождения

Антитрадиционализм, то есть негативное отношение к традиционным ценностям и желание постоянного развития, понимаемого как улучшение.

Антропоцентризм, суть которого состоит в понимании мира сквозь призму человеческого бытия: человек есть автономное и самодостаточное существо, а в улучшении и совершенствовании нуждается окружающий мир.

Гуманизм, то есть понимание человека не как пассивного продукта творения Бога, а как личности, способной путем самосовершенствования подняться на высоту, которая сродни божественному совершенству.

Пантеизм — учение, отождествляющее Бога и природу.

Основные проблемы философии Возрождения

* Сущность и предназначение человека.

* Критика средневековой схоластики.

* Теоретические и методические начала естествознания

* Философские вопросы политики и права

Периодизация философии Возрождения

Деление философской мысли эпохи Возрождения на этапы является условным и носит не хронологический, а типологический характер. Традиционно в ней выделяют следующие периоды:

* Гуманистический период.

* Неоплатонический период.

* Натурфилософский период.

Философия возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Итальянский антропоцентризм определил то, что в центре учений – этика.

Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не существует вне и до мира. Например, Бог растворен в природе мира, как совершенство, универсальная причинность, сущность этого мира Þ мир совечен Богу. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог.

Гуманистическая философия: в основе находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные, как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность – это основные проблемы.

Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

Особенности натурфилософии проявились, во-первых, в отделении предмета науки от предмета религии (способствовало развитию естественнонаучного мировоззрения), во вторых, в формировании учения пантеизма, сближавшего Бога с природой, в-третьих, в развитии теории познания, соединявшей познание чувственное и рассудочное. Крупнейшими натурфилософами были Бруно и Кузанский.

Гуманистический период

Центральная идея гуманизма в ренессансном значении этого понятия состояла в том, чтобы с помощью гуманитарного образования и практики актуализировать заложенные в человеке способности и возможности. Содержание гуманистического опыта сводилось к экспликация античного культурного наследия, которое рассматривалось деятелями Возрождения как образец для подражания.

Для гуманизма характерна убежденность в самодостаточности человека, вера в его способность самому, без посторонней помощи развить свои потенции.

Наиболее известные представители ренессансного гуманизма: Франческо Петрарка, Данте Алигьери.

Основные черты философии гуманизма

* Критика схоластической философии.

* Изменение стиля и содержания философствования.

* Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках.

* Эстетизация и морализация как отличительные черты философствования.

Джоpдано Бруно. Принцип «материального единства мира». Космос можно изучать, т. к. он состоит из одинаковых элементов. Инфинитная вселенная с множеством отдаленных миров. Hет разницы между физикой неба и земли. Бог настолько всемогущ, что он не может создать только один мир, и все они равноправны. Ставит проблемы бесконечного мира, его динамического единства и вечности. Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм. Эта способность, удерживающая мир в единстве и в то же время в разнообразии, является внутренним действием материи, формирует ее изнутри. Материя существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только в качестве возможности, но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максимум. Его пантеизм заметно склоняется к материализму.

Движение как внутренний принцип природы является не случайным, но необходимым. Космос — одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего иного, является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным атрибутом, как это доказывает теология. Бруно отвергает также представление о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым пространством или богом.

Николай Кузанский. Бог является абсолютным максимумом и минимумом. Это есть актуальная бесконечность. Бог разлит повсюду (пантеизм). А природа есть относительный максимум. Он исходит из концепции, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за эти пределы. Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Если бог везде и нигде — бог бесконечен, а мир безграничен. Снимается вопрос о замкнутом космосе Аристотеля. А земля выведена из центра Вселенной. Мир — не изолированный шар в лоне абсолюта, а бесконечен и является бесконечным шаром. Его воззрение уже этим отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не имеет определенного центра, он имеет центр везде и нигде. Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя.

Абсолютной является лишь бесконечность. В космосе нет привелегированных мест. Космос един и бесконечен. Бог разлит повсюду. Природа есть ограничение космоса. Она — относительный максимум. Бога мы познать не можем, т. к. он бесконечен, а космос можем, т. к. природа потенциальна бесконечна. С одной стороны природа ограничивает космос и не позволяет его изучать, с другой позволяет, т. к. космос анизотропен. Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого» мира, т. е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в «свернутой» форме.

studfiles.net

Философия эпохи Возрождения

План

Введение

1. Гуманизм эпохи Возрождения

2. Философия Николая Кузанского

2.1 Философия бесконечности Николая Кузанского

3. Утопические и естественнонаучные идеи эпохи Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно)

3.1 Томмазо Кампанелла

Заключение

Список литературы

Эпоха Возрождения — Ренессанс (примерные границы — XIV — XVI вв) — одна из самых ярких в истории человечества. То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением — прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Название эпохи и означает «возрождение античности». Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение — эпохой преимущественно художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века — Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Период Ренессанса — это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Высшей ценностью становится человек, что обусловило важнейшую черту культуры Возрождения — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Философия Ренессанса «реабилитировала» мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Несмотря на то, что понятие «гуманизм» появилось сравнительно недавно, термин «гуманист» (итал. humanista и его производные в различных языках) появился в середине XV в. и указывал на преподавателей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке для того, чтобы обозначить эти дисциплины, говорили: «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины) и «studia humaniora» со ссылкой на известные выражения Цицерона и Гелия, обозначающие эти дисциплины. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Однако в таком понимании он относится только к духовной сфере, пропадает его практический, динамический момент, поэтому необходимо отметить, что гуманизм был собой общественным движением и представлял в этом смысле огромный исторический прогресс. Относительно места Гуманизма в эпохе Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этого периода, но мало-помалу запутываются в клубке различных проблем. Вопрос осложняется тем, что в это время происходят изменения не только в области философской мысли, но и во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах. Приведем две самые известные, согласно Дж. Реале и Д. Антисери, интерпретации термина «гуманизм», которые охватывают, по их мнению, весь спектр его философского значения. Мнение 1 .П.О. Кристеллер стремился сильно ограничить и даже полностью исключить философское и теоретическое значение гуманизма. Согласно этому ученому, нужно оставить этому термину технический смысл, ограничивающийся сферой риторико-литературных дисциплин. Кристеллер полагал, что гуманисты периода Ренессанса были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и наукой, то лишь косвенно. Гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами. Как доказательство, Кристеллер использует тот факт, что на протяжении всего XV века итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знания на другую, новую, и что, напротив, они сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и ограниченное в пределах всей системы знания. Таким образом, по мнению Кристеллера, гуманизм может представлять только половину феномена «Возрождение». Мнение 2. Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарэна, который энергично отстаивал наличие философской «закваски» в гуманизме, отмечая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что «философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в качестве философии может быть другой тип умопостроений, несистематических, открытых, проблематичных и прагматических». Одной из характеристик этого нового способа философствования является «чувство истории» и исторической размерности с соответствующей чуткостью к объективности, осознанием критической дистанции с объектом истории, с знанием исторических условий. Гарэн видит новую философию гуманистов в конкретном действительном моменте истории итальянской жизни, обращая внимание на политические причины, оказавшие влияние на мысль Гуманизма во второй половине XV в. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными, чье свободное творчество в общественной жизни было востребовано их временем. Гарэн видит сущность гуманизма не только в том, что он обратился к прошлому, но и в том способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому подходит. «Отношение к культуре прошлого и к прошлому ясно определяет сущность гуманизма. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в Средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и знаний Афин IV в. до н.э. Два тезиса, представленные Кристеллером и Гарэном, в действительности плодотворны именно вследствие своей антитетичности. Верно, что термин «гуманист» указывает на источник, профессию литератора, но это «ремесло» уводит намного дальше университетских наставлений, оно вовлекает в активную жизнь, освещает проблемы жизни ежедневной, делается действительно «новой философией».

( Nicolaus Chryppfs Cusanus, 1401-1464) — величайший из немецких гуманистов, богослов, философ, математик и церковно-общественный деятель. Николай Кребс, немец по происхождению, родился в селе Куза близ города Трира в 1401 году. Семья была вполне обеспеченной, поэтому не вполне ясно, по каким причинам он сбежал из дома. Скорее всего, он бежал от принудительных занятий отцовской профессией. Под покровительством одного местного вельможи Николай поступил в школу «духовных братьев общей жизни» в Девентере, а потом в Падуанский университет, где в 1423 году получил докторскую степень по каноническому праву. По возвращении на родину, он был возведен в сан священника. На Базельском соборе в 1431 году Николай выступил с трактатом «О католическом согласии», где выразил свои сомнения о том, что император якобы вручил церкви светскую власть на всей территории империи. На том же соборе им был предложен вариант исправления юлианского календаря, реализованный через некоторое время. Во времена раскола католической церкви был на стороне авторитета папской власти. Им руководила цель религиозного и социального единства Европы и всего человечества, однако в личности папы он усматривал источник вселенского порядка. Позже Кузанский служил в папской курии. В 1437 году его отправили в Византию для переговоров с греками по поводу объединения церквей. Возвращаясь из Константинополя, задумал свой основной труд — книгу «Об ученом незнании», завершенную в начале 1440 года. В ней он пытался, по его словам, «объять непостижимое вместе с его непостижимостью в знающем незнании через восхождение к вечным истинам, как они познаваемы для человека». В 1453 году он создал трактат «О согласии веры», в котором говорил о том, что если не концентрировать внимание на различных религиозных обрядах, можно увидеть в различных вероучениях единое содержание. В следующем трактате, посвященном той же теме — «Опровержение Корана», написанном в 1464 году, — он обнаруживает несомненную связь ислама с христианством. Однако XV столетие мало внимало его излюбленной теме единства. Идеи гуманистов во многом были близки Николаю Кузанскому, но сам он избрал совершенно другой путь. Он чувствовал свою изначальную отчужденность от виртуозов стилистики, профессионалов гуманистического красноречия. Однако Николай Кузанский не стыдился этого, потому что его достаточно скромная речь позволяла выразить мысль не менее ясно. Вообще, Кузанский даже оправдывал себя и весь немецкий народ. Он считал, что германцы в этом плане несколько уступают другим народам по способностям и овладевают латинской речью с величайшими усилиями. Ориентирующей системой координат для Николая Кузанского была излюбленная идея единства. Философ ей руководствовался в своих планах гармонического устроения церкви и мира на осознанных началах любви, братства и свободы. Подлинное бытие — это такое максимальное единство, которое вне всяких степеней и градаций. В этом плане он следовал в основном античному и средневековому пониманию бытия. Например, в философии Платона благо и бытие неотделимы друг от друга. Зло внебытийно, так как оно вне полноты, блага и совершенства. Основной проблемой для Николая Кузанского было соотношение бытия и бесконечности. Как сопрягаются два этих понятия, если бесконечность не воспринимается позитивно? Философ предложил рассматривать идею безграничного бытия как источник вселенской гармонии.

mirznanii.com

Гуманизм эпохи возрождения

Возрождение принесло новые идеи, новые взгляды на человека. Пожалуй, самым важным явилось то, что человек оказался в центре внимания, в центре всех философских споров. Не случайно исследователи эпохи Возрождения отмечают ее антропоцентризм. Антропоцентризм и есть акцентирование внимания на человеке, его жизненных проблемах.

Это стало возможным в силу того, что возросла ценность отдельного человека. Он стал уже рассматриваться не просто как член корпорации, носитель ценностей определенной социальной группы, а как индивидуальность, неповторимая и уникальная личность. Именно поиск индивидуальности стал стержнем эпохи Возрождения. Постижение индивидуального мира человека, его «Я» составляет цель и смысл творчества многих выдающихся художников, скульпторов, прозаиков, мыслителей данного времени.

Эпоха Возрождения не только обратила свой взор к человеку, но и попыталась увидеть лучшее в человеке, восхититься им. Стремление к возвышенному, прекрасному во многом характеризует данную эпоху. Об этом хорошо сказал А. Ф. Лосев: «Прежде всего новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты. Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни и в человеческом теле, в живом выражении человеческого лица и в гармонии человеческого тела!»[.

Таким образом, Возрождение, обратив свой взор к человеку, заложило основы гуманизма. Идеи человечности и человеколюбия получили особое звучание и стали определять лицо европейской культуры. Для развития философии это имело большое значение. Отныне интерес к человеку, его жизни и проблемам стал определяющим. Философы сконцентрировали свое внимание на человеке, его чаяниях и надеждах. Они попытались понять сложность человеческой натуры, постичь ее индивидуальность и самобытность. После теоцентричности средневековья это было новым, свежим, необычным. Познакомимся поближе с некоторыми философскими идеями эпохи Возрождения.

Лоренцо Валла – один из представителей европейского гуманизма. Размышляя о человеке, его жизни, мыслитель писал, что следует «сохранять себя, (свою) жизнь и тело и уклоняться от того, что может принести вред»[. Сама постановка вопроса о сохранении жизни, тела имеет большое гуманистическое значение. Ведь очевидно, что жизнь является величайшей ценностью. Это хорошо понималось уже христианскими мыслителями, согласно которым жизнь есть дар Божий. На новой основе это было провозглашено мыслителями эпохи Возрождения, которые также относились к жизни как ценности, которую нужно сохранять. Сохранение, в свою очередь, предполагает заботу и ответственность за свои дела. Человек не должен делать ничего такого, что может причинить ему вред. И прежде всего он должен уклоняться от того, что разрушает его тело и душу. Нужно отметить, что эта идея также высказывалась в истории философии. В частности, она звучала в творчестве эпикурейцев, которые взывали человека к разумному отношению и отказу от вредных привычек.

Примечательно, что, ратуя за сохранение тела, Валла рекомендовал не избегать наслаждений. Наслаждение как удовольствие души и тела должно быть в жизни человека. Это есть благо человеческой жизни. Поэтому следует стремиться к получению наслаждения и не отказывать себе в удовольствии. «Да здравствуют верные и постоянные утехи в любом возрасте, для любого пола!”[ – восклицал Валла. Такая постановка вопроса заостряла внимание на двух важных моментах. Во-первых, декларировалось равноправие возрастов. Неважно сколько тебе лет – два или семьдесят два, – ты имеешь право на получение удовольствий. Безусловно, это шаг вперед в понимании человека, специфики его жизни. Во-вторых, заявлялось о равноправии полов. Мужчина и женщина как люди имеют право на радости жизни. Никто не должен быть ущемлен в этом. Эти идеи также расширяли горизонты человеческого бытия.

Нужно сказать, что гимн гедонизму (наслаждению) особенно громко звучит в трудах мыслителя. При этом важно видеть не только первый план, связанный с идеями гедонизма, но и второй, связанный с оппозицией церковному аскетизму (отказу от благ жизни). Веселье противопоставлялось аскетическому умерщвлению плоти. В сущности, речь шла о том, что в жизни есть и должны быть солнечные дни, которые приносят радость и веселье в каждодневное бытие. Человек не должен уходить от радостных сторон жизни. Более того, он должен их ценить и приумножать.

Понятно, что, затронув такой пласт человеческой жизни, Валла не мог не коснуться человеческих чувств – ощущений и эмоций. Он стремился осмыслить человека, его гнев и милость, жадность и щедрость, страдания и наслаждения. Все интересовало его в человеке. В свою очередь, знание человека нужно было для того, чтобы стать добрым. Человечность проявляется не только в наслаждении жизнью, но и в стремлении изменить человека, сделать его добрым, а значит, человечным. Таково было убеждение Лоренцо Валлы.

Другим ярким представителем эпохи Возрождения по праву считают Мишеля Монтеня. Он – выходец из дворянского рода, знал жизнь королей не понаслышке. В начале 80-х гг. ХVI в. был назначен королевским указом на должность мэра города Бордо. Но все-таки главным делом его жизни стала литературная и философская деятельность.

Его перу принадлежит всемирно известный трактат «Опыты». Если попытаться кратко выразить главную тему книги, то не будет большой натяжкой сказать, что она о человеке, его сложности и своеобразии. «Опыты» – это, по сути дела, ответ на вопрос о том, что человек знает о себе и о том, что его окружает. Вопрос – что я знаю? – стал девизом Монтеня. Он начертал его на стене своего кабинета.

Монтень так себе представлял путь познания. Оно начинается с чувств. Чувства – наши господа. С них начинается знание, ими оно и завершается, считал философ. За чувствами следует разум. Разум имеет пределы в познании. Однако любознательность всегда нарушает эти рамки, беспорядочно двигаясь все дальше и дальше.

С помощью разума человек может понять, что он есть. Развивая этот тезис, Монтень приходит к мысли, что человек есть непостоянное существо. Он писал: «Мы обычно следуем за нашими склонностями направо и налево, вверх и вниз, туда, куда влечет нас вихрь случайностей… Мы меняем то, что только что решили, потом опять возвращаемся к оставленному пути… Каждый день нечто новое приходит нам на ум, и наши настроения меняются с течением времени»[. Эту изменчивость, непостоянство Монтень связывает с обстоятельствами, в которых оказывается человек, и с самим человеком. В этом плане любопытно привести еще одно высказывание Монтеня. Он пишет: «В зависимости от того, как я смотрю на себя, я нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и целомудрие, и распутство; и болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, и изнеженность; и изобретательность, и тупость; и угрюмость, и добродушие; и лживость, и правдивость; и ученость, и невежество; и щедрость, и скупость, и расточительность. Все это в той или иной степени я в себе нахожу, в зависимости от угла зрения, под которым смотрю»[.

Нельзя не признать точность наблюдений Монтеня. Действительно, человек в каждое мгновение иной. Он изменчив, «текуч», как говорили в древности. А если так, то о человеке нельзя судить по одному факту. «Чтобы судить о человеке, надо долго и внимательно следить за ним»[, – писал Монтень. Нам остается только признать справедливость данного вывода.

Думается, что приведенные положения красноречиво говорят не только о своеобразии взглядов Л. Валлы и М. Монтеня, но и о специфике философии эпохи Возрождения. Интерес к живому, реальному человеку – вот что отличало мыслителей той эпохи. Именно этот интерес стал основой гуманистической философии Нового времени.

poisk-istini.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *