Гроза характеристика персонажей с цитатами – Учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему: Цитаты, характеризующие главных персонажей драмы «Гроза» | скачать бесплатно

Содержание

Цитатная характеристика героев Грозы — Школьнику.com

Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) — Богатая купеческая вдова, проникнутая староверческими убеждениями. «Всёпод видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды,слепо во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи.Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы несоблюдаются — и потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье.«Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображатьпристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главнойпричиной развала семьи.
 Дикой Савел Прокофьевич-Купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань — вот чтоприносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости , чемунижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем несравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то,кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость —неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь неотругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как толькоречь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведениепо отношению к племяннику и племяннице.
 Катерина-Жена Тихона, не перечит мужу, относится к нему ласково. Первоначально вней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим в семье, ноострое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу «греху».Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без них». Вдевушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит вБога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису.Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует своюгибель. «Горячая», бесстрашная с детства, она бросает вызовдомостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная,полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом.Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому ипризнается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое невсякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут.
 Тихон Иванович Кабанов.-Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери.Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-подпяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет вгород, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не можетпротивостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, онзавидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но приэтом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины.
 Борис Григорьевич- Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек,сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневолетерпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он неспособен на решительные действия.
 Варвара.-Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он,открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать матьвтихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается сКудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса сКатериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и онане терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря навсю наружную покорность.
 Кудряш Ваня.-Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. РадиВарвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть.
 Кулигин-Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен,искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум.Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотойприроды, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам.Ратует за прогресс на благо обществу.
 Феклуша-Странница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремитсяиспугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределамигорода, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «вземле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница.
     Не уверенна что правильно, Но помогла чем смогла…

Оцени ответ

shkolniku.com

Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Дикой (справа) и Борис.
Художник С. В. Герасимов

Купец Дикой — один из ярких отрицательных персонажей драмы «Гроза» Островского.


Краткая характеристика Дикого в пьесе «Гроза»

Савел Прокофьевич Дикóй — зажиточный купец, влиятельное лицо в своем городе. Дикой — сварливый и скандальный человек. Он не может ни дня прожить без ругани. Он ругается на своих родных, знакомых и работников.
Дикой обижает тех, кто слабее его или ниже по положению. Но при этом он никогда не ругается с тем, кто сильнее его: их он боится. Дикой — жадный человек. Он не любит платить жалованье (зарплату) своим работникам за их честный труд.

Однажды к Дикому из Москвы приезжает его племянник Борис. Тот надеется получить от дяди наследство, оставленное бабушкой. Для этого племяннику нужно вести себя вежливо и покорно со вздорным дядей.

Однако Дикому трудно угодить, поэтому Борис не уверен, получит ли свое наследство когда-либо. Так же и работники Дикого никогда не знают, заплатит ли хозяин за работу или нет.


Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» в цитатах

Дикой — богатый, уважаемый купец:

«…Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе…»

«…Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело…»

Дикой не может жить без ругани. Вся его жизнь основана на ругани:

«…Как не ругать! Он без этого дышать не может…» 

«…Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?..» 

Дикой может обругать и обидеть человека ни за что:

«…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…» 

«…За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?..» 

Дикой тиранит свою семью. Его домашние не знают, как ему угодить:

«…А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам…» 

«…столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут…»

«…На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!..» 

Дикого в городе называют «воином», потому что он «воюет», ругается со всеми:

«…Одно слово: воин!..»

«…Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?..»

Дикой считает людей ниже себя «червякам», которых он может помиловать или раздавить по своем желанию:

«…Так ты знай, что ты червяк.Захочу – помилую, захочу – раздавлю…» (Дикой говорит Кулигину)

Дикой никого не боится:

«…Боится, что ль, он кого!..» 

«…Унять-то его некому, вот он и воюет!..» 

«…Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю…»

Все жители города боятся Дикого:

«…Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение…»

Дикой является очень жадным человеком:

«…Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека…»

Мужчина не любит платить жалованье своим работникам:

«…У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит…» 

«…А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…»

Когда Дикой не может поругаться с каким-то важным человеком, он срывает свою злобу на домашних:

«…А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!..» 

Работники Дикого жалуются на него городничему за то, что тот не платит жалованье как следует:

«…К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…» 

Но городничий не в силах повлиять на Дикого, который совсем не боится чиновника:

«…Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!»…»  

«…потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!..»

Дикой понимает, что он — злой человек, но ничего не может с собой поделать:

«…Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю…»

Иногда Дикой раскаивается в своем поведении и даже просит прощения у несчастных, которых он обругивает:

«…После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся…»

В семье Дикого все радуются, когда он уходит из дома:

«…Дома-то рады-радехоньки, что ушел…»

Жена Дикого каждое утро в слезах умоляет домашних не сердить его:

«…Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!..» (о жене Дикого)

У Дикого есть дочери-подростки:

«…Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет…»

Дикой должен выплатить племяннику Борису часть наследства от бабушки. Борис получит наследство, только если будет почтительно вести себя с дядькой Диким:

«…бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <…> Если мы будем к нему почтительны…»

Несмотря на все старания Бориса, Дикой все время ругает его:

«…Это Дикой племянника ругает…» 

 «…Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»

На самом деле Дикой не хочет выплачивать наследство Борису и его сестре, потому что он очень жаден. Судя по всему, Борис никогда не получит наследство, ради которого так старается угодить дядьке:

«…У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!..»

«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»

Дикой любит поговорить с Кабанихой по душам. У Кабанихи и Дикого много общего, они оба злые люди и оба изводят своих родных:

«…А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать…»

Критика об образе Дикого в пьесе «Гроза»

«В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. <…>

Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду… .

Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. <…> Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, в роде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие.»

(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» Островского: описание характера персонажа, его портрет в цитатах.

www.literaturus.ru

Анализ пьесы «Гроза» Островского и ее героев (Дикой, Кабаниха, Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Кулигин) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Дикой и Кабаниха.
Художник С. В. Герасимов

В этой статье представлен анализ пьесы «Гроза» Островского и ее героев, таких как Дикой, Кабаниха, Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Кулигин.

Статья представляет собой отрывок из книги С. З. Бураковского «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза» 

Анализ пьесы «Гроза» Островского и образов героев

Анализ героев пьесы «Гроза»

…сочинения Островского … главными мотивами их является не только самодурство, но и вообще живое воспроизведение тех бытовых начал, которые сохранились в русской жизни, как наследие старины. Эти же мотивы составляют основу и драмы „Гроза», но они представлены здесь гораздо полнее и рельефнее, в особенности самодурство, которое является в драме в более отвратительном и ужасающем виде. Действие драмы происходит в уездном городе Калинове, в прекрасной местности на берегу Волги.

Из слов Кулигина, одного из действующих лиц «Грозы», мы узнаем, каковы нравы, господствовавшие среди купечества этого города: «Жестокие нравы, сударь…».

Когда Кулигин предлагает устроить громоотвод, купец Дикой, твердо убежденный, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на самоучку-механика, называет его разбойником; когда же он в свое оправдание приводит стихи Державина, то расходившийся самодур грозит отправить его за эти слова к городничему. <…>

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в обращении с людьми, являются в драме две превосходно обрисованные личности: купец Дикой и Кабаниха.


Анализ образа Дикого

В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. Когда городничий заикнулся было на счет жалоб мужиков, то Дикой наивно ответил: 

«…Стоит ли ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то мужиков перебывает; вы то поймите, не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо…» 

Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду:

«…Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Говорю, что разбойник, и конец! Что-ж ты судиться что ли со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Хочу — помилую, хочу—раздавлю…»

Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело.  Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, в роде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие.

Правда, Дикому пришлось, как он сам об этом рассказывает, поклониться в ноги мужику, которого он изругал, собираясь к исповеди; но это уважение к закону чисто внешнее: пройдет время говенья, и всякому мужику опять будет плохо от самодура. Требования и действия Дикого основаны, таким образом, на одном лишь личном произволе.

Анализ образа Кабанихи

Нечто иное мы видим в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя», и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.

Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.

Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:

«…Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только. Так-то вот старина-то и выводится…»

Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле.

Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.

Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать.

Тихону, рыдающему над трупом Катерины, она грозно и с полным бессердечием говорит: 

«…Полно! об ней и плакать-то грех!..»

Анализ образа Тихона

Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.

Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест словами: 

«…Маменька, вы ее погубили? вы, вы, вы!..» 

Анализ образов Варвары и Кудряша

Не похожи на Тихона его сестра Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.

Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.

Такою же простотою отличается и Кудряш, выражающий свои чувства вполне откровенно: заподозрив Бориса в ухаживании за Варварой, он, полный негодования, угрожает перервать ему за это горло; но с жалостью и человеколюбием относится к тому же Борису, когда узнает, что тот полюбил замужнюю.

Анализ образа Катерины

Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.

Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность:

«…Отчего люди не летают так, как птицы?..»

Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.

Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит. <…>

Катерина вышла замуж, будучи еще почти ребенком; она не любила Тихона, да, может быть, и не понимала вовсе этого чувства. Очутившись в новой обстановке, Катерина не могла найти в ней ничего утешительного для себя, сердце же ее искало искренней и глубокой любви, к которой решительно был не способен ее забитый матерью муж.

Она влюбляется в другого молодого человека, в Бориса Григорьевича, но, будучи верна нравственным законам окружающего ее быта, признает это чувство грехом. С этого момента в ее душе поднимается глубокая внутренняя борьба. У ней является желание избавиться от греха и быть верной женой: она ищет опоры в муже, просит его взять ее с собой в Москву, наконец, когда тот отказывается, умоляет его взять с нее какую-нибудь страшную клятву, чтобы успокоить ее душу.

Тихон однако остается хладнокровным и безучастным к мольбам жены, занятый исключительно одною мыслью — поскорее уехать и пожить на свободе. Свекровь ест поедом Катерину, и в ней Катерина, конечно, тоже не могла найти никакой нравственной опоры. По отъезде Тихона, оставшись одна, Катерина задумчиво говорит: 

«..Ну теперь тишина у нас в доме воцарилась! Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет, все бы я сидела с ними да забавляла их…»

У нее является мысль взять чужих детей; но мысль эта, конечно, не могла осуществиться, так как Кабаниха решительно не позволяла бы брать к себе в дом приемышей.

Предоставленная самой себе, не находя ни в ком сочувствия, Катерина предается своему чувству к Борису и, под влиянием уговоров Варвары, назначает ему свидание. Но и во время свидания она все-таки испытывает тяжелую внутреннюю борьбу, предавшись чувству любви, она в то же время сознает его греховность, называет Бориса своим врагом и даже высказывает желание умереть.

В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными.

И вот, когда Тихон возвратился, Катерина делается сама не своя: она вся дрожит, мечется по дому, точно чего ищет, не смеет глаз поднять на мужа и наконец, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке.

Понятно, что если бы Кабаниха и другие простили Катерину, то она сумела бы подавить в себе личные порывы и навсегда привязалась бы к мужу; но вместо прощения ее встретили побои со стороны мужа и злобные укоры свекрови. Не в силах будучи выносить ежеминутных упреков, Катерина в каком-то забытьи уходит из дома и, встретившись снова с Борисом, который должен уезжать в Сибирь, умоляет его взять ее с собой; но и Борис, как прежде Тихон, отказывает ей.

Лишившись последней опоры, всеми оставленная, Катерина наконец решается покинуть навсегда тот мир, где она не нашла себе не только сочувствия, но и обыкновенной терпимости: она бросается в Волгу.

Внутреннее состояние Катерины перед этим решительным шагом прекрасно изображено поэтом в… последнем ее монологе:

«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно…» 

Таков характер главного действующего лица пьесы. Добролюбов в своей статье, по поводу Грозы, говорит, что самоубийством Катерина выразила протест против „темного царства» старых начал.

Но это несправедливо. Катерина сама более, чем кто-нибудь (слова Е. Макарова), переполнена верованиями этого старого мира и гораздо справедливее может быть рассматриваема, как яркое олицетворение его бытовых и религиозных начал. Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений—это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры.

Последним определяющим мотивом ее смерти точно также служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. Любовь приводит к роковому концу далеко не в одной области самодурства и в ней далеко не чаще, чем в других.

Общий закон человеческой природы таков, что сердце не может ручаться за себя ни при каких обстоятельствах. Как бы ни были разумны люди и свободны их убеждения, как бы далеко ни отогнали мы от себя старое зло насилия и неволи, пока будет живо в человеке его сердце, будут продолжаться своею чередою нежные идиллии и потрясающие драмы любви.

Островский, как художник, в изображении Катерины оставался верен началам русской народности и человеческой психологии и был совершенно чужд тому сатирическому замыслу, который приписал ему талантливый критик, вопреки ясному содержанию драмы.

Анализ образа Кулигина

Если искать в драме протеста против злых элементов «темного царства», то его скорее мы найдем в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одною лишь натурою, а всецело отдается идее, поглощающей в нем все личное.

Сопоставление образов Катерины и Варвары

Драма „Гроза», по словам И. А. Гончарова, бесспорно, занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. Прежде всего она поражает смелостью создания плана: увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины — все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца.

Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто.

Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров, — одни давали бы произведению Островского первое место в драматической литературе.


О героях пьесы «Гроза»

Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической раме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною полнотою и верностью.

Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни, облитый ярким колоритом поэзии и художественной отделки, начиная с богатой вдовы Кабановой, в которой воплощен слепой, завещанный преданиями деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности, — до ханжи Феклуши. Автор дал целый, разнообразный мир живых, существующих на каждом шагу личностей.

Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и сами лица, им говорящие.»

(из книги С. З. Бураковского «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это были анализ пьесы «Гроза» Островского и ее главных и второстепенных героев: Дикого, Кабанихи, Катерины, Тихона, Варвары, Кудряша и Кулигина.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза» 

www.literaturus.ru

Образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского (Борис Григорьевич) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Катерина и Борис.
Художник Герасимов С. В.

Борис является одним из ярких второстепенных персонажей драмы «Гроза» А. Н. Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского: описание героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Бориса в пьесе «Гроза»


Борис Григорьевич — молодой мужчина, племянник купца Дикого. Борис хорошо образован и одевается модно, «не по-русски». Борис недавно приехал в город Калинов из Москвы, где жил с родителями и сестрой. Родители Бориса умерли.

Бабушка оставила Борису и его сестре наследство. Но получить наследство они могут только, если будут вести себя почтительно с дядькой Диким. Борис пытается угодить вздорному и жадному дядьке, но, судя по всему, ему все равно не видать наследства.

Борис — неплохой, но трусливый и бесхарактерный человек. Наследство оказывается для Бориса важнее возлюбленной Катерины Кабановой. Отчасти из-за этого предательства Катерина решает расстаться с жизнью и в конце концов погибает.

Образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского

Борис — молодой человек, племянник купца Дикого:

«…Борис Григорьич, племянник его, молодой человек…»

Борис — сирота. Его родители умерли от холеры:

«…оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались…»

Борис — образованный человек. Он получил хорошее воспитание от родителей, а также учился в Коммерческой академии:

«…молодой человек, порядочно образованный…»

«..Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион…»

Борис одевается модно, «не по-русски»:

«…Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски…»

Борис надеется получить наследство бабушки от дядьки Дикого. Но это возможно, только если Борис будет почтительно относится к дядьке:

«…бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <…> Если мы будем к нему почтительны…»

Дядька Дикой все время ругается на Бориса. Но племянник терпеливо переносит ругань ради бабушкиного наследства:

«…Загнан, забит…» 

«…Это Дикой племянника ругает…» 

«…Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»

Борис терпит обиды Дикого не столько ради себя, сколько ради сестры:

«…Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль…»

Борис боится, что дядька Дикой не выплатит ему наследство:

«…Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость…»

Борис живет у дядьки Дикого и работает на него, но не знает, заплатит ли тот ему что-либо:

«…«Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно…»

Борис — хороший человек, по мнению Кулигина:

«…Хороший он человек, сударь…»

Борис — скучный человек, по мнению Варвары:

«…Скучный такой…»

Борис — смирный человек:

«…Ишь ты! Смирен, смирен, а тоже в разгул пошел…»

Борис говорит, что безумно любит Катерину, но при этом бросает ее в самый тяжелый момент:

«…Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..»

Борис — нерешительный человек. Он «мечется и плачет», когда раскрывается его связь с Катериной. Но он ничего не предпринимает:

«…Мечется тоже; плачет…»

Борис — трусливый человек. Он не берет Катерину с собой в Сибирь, потому что дядька Дикой рассердится за это:

«…Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись…» 

В конце концов бесхарактерность и Бориса, и Тихона приводит к тому, что Катерина бросается в Волгу и погибает:

«…Женщина в воду бросилась!..»

Это был образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского, описание характера и личности героя в цитатах из драмы.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

www.literaturus.ru

характеристика героев Гроза островский. катерина, кабаниха, варвара, дикой и т. д

Борис Григорьевич – племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Сам Б. говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит… »
Борис. – добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре слабый человек. Б. вынужден унижаться перед своим дядей, Диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину. В несчастье он только мечется и плачет: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила! » Но силы этой у Б. нет, поэтому он не в облегчить страдания Катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой.

Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, В. не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» .
Эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства» , легко обманывает всех окружающих. Это сделалось для нее привычным. В. утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» .
В. хитрила, пока было возможно. Когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому, нанеся Кабанихе сокрушительный удар

Дикой Савел Прокофьич – богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.
Д. – типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься» , — объясняет Кабаниха поведение Д.
Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите! » Но Д. трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту.
Этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа «дармоед» , «езуит» , «аспид» .
Но «нападает» Д. только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор. Зато Д. побаивается своего конторщика Кудряша, который слывет грубияном, не говоря уж о Кабанихе. Ее Д. уважает, больше того, она единственная, кто понимает его. Ведь герой иногда и сам не рад своему самодурству, но ничего не может с собой поделать. Поэтому Кабаниха считает Д. слабым человеком. Кабаниху и Д. объединяет и принадлежность к патриархальному строю, следование его законам, и беспокойство по поводу наступающих изменений вокруг.

otvet.mail.ru

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Кабаниха и Тихон.
Художник С. В. Герасимов

Кабаниха является одной из центральных героинь драмы «Гроза» Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова. У Кабанихи есть дочь Варвара и сын Тихон. В доме Кабанихи также живет жена Тихона — Катерина, главная героиня пьесы.

Кабаниха — лицемерная и хладнокровная старуха. Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и «читать морали» своим детям.

Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» в цитатах

Кабаниха — грозная женщина:

«…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней…» 

«…недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…» (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»)

Кабаниха — строгая, «крутая» женщина:

«…(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» 

«…(строго). Ну, ну, говори, коли уж начала…» 

«…Маменька-то у вас больно крута…»

Кабаниха — жестокая, бессердечная женщина:

Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь…» (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)

Кабаниха — лицемерная женщина. Она дает милостыню бедным («оделяет нищих»), дома обижает своих же близких. Кабаниха обижает своих детей, Тихона и Варвару, а также свою невестку:

«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…»

«…А теперь поедом ест, проходу не дает…» (Кабаниха обижает сына Тихона)

«…Мать на нее нападает…» (о Кабанихе и Катерине)  

Кабаниха любит держать всех в страхе. Она считает, что только так можно добиться порядка:

«…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»

Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи:

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (Варвара о своей семье)

Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тихон без «маменьки» не делает ни шагу:

«…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…» 

«…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь…»

Кабаниха ревнует сына к его молодой жене:

«…Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая…»

Кабаниха усердно молится Богу, но при этом она каждый день грешит, обижая своих близких:

«…Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне…»

Кабаниха любит читать наставления:

«…Нашла место наставления читать…»

Кабаниха требует, чтобы молодые люди больше уважали стариков (имея в виду, в том числе, себя):

«…Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»

Кабаниха строго соблюдает обычаи, порядки и традиции и заставляет молодежь делать то же самое:

«…Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!..» 

«…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то…» 

«…Ничего-то не знают, никакого порядка…»

Кабаниха — подруга и кума купца Дикого:

«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»

Критика об образе Кабанихи в пьесе «Гроза»



«… в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства. Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя», и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.


Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.


Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:


Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <…>


Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.


Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать…»


(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах из драмы.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

www.literaturus.ru

Характеристика героев в пьесе «Гроза»














 ХарактеристикаПримеры из текста
«Старшее» поколение.
Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна)Богатая купеческая вдова, проникнутая староверческими убеждениями. «Всё под видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды, слепо во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи. Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы не соблюдаются — и потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье. «Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображать пристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главной причиной развала семьи.Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 3, 5; Действие 2, явление 6; Действие 2, явление 7.
Дикой Савел ПрокофьевичКупец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань — вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости , чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость — неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику и племяннице.Действие 1, явление 1 — разговор Кулигина с Кудряшом; Действие 1, явление 2 — разговор Дикого с Борисом; Действие 1, явление 3 — слова о нём Кудряша и Бориса; Действие 3, явление 2;Действие 3, явление 2.
Молодое поколение.
КатеринаЖена Тихона, не перечит мужу, относится к нему ласково. Первоначально в ней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу «греху». Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису. Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует свою гибель. «Горячая», бесстрашная с детства, она бросает вызов домостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная, полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом. Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому и признается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое не всякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут.Действие 1, явление 6; Действие 1, явление 5; Действие 1, явление 7; Действие 2, явление 3, 8; Действие 4, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 3, сцена 2, явление 3; Действие 4, явление 6; Действие 5, явление 4, 6.
Тихон Иванович Кабанов.Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины.Действие 1, явление 6; Действие 2, явление 4; Действие 2, явление 2, 3; Действие 5, явление 1; Действие 5, явление 7.
Борис Григорьевич.Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия.Действие 1, явление 2; Действие 5, явление 1, 3.
Варвара.Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность.Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 5, явление 1.
Кудряш Ваня.Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть.Действие 1, явление 1; Действие 3, сцена 2, явление 2.
Прочие герои.
Кулигин .Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу.Действие 1, явление 4; Действие 1, явление 1; Действие 3, явление 3; Действие 1, явление 3; Действие 4, явление 2, 4.
ФеклушаСтранница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница.Действие 1, явление 3; Действие 3, явление 1.

soch67.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о