Гроза островский персонажи – Характеристика героев пьесы «Гроза» Островского: описание главных и второстепенных персонажей |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

А. Н. Островский, «Гроза»: краткое содержание, герои

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» написана драматургом в 1859 году. Состоит из пяти действий. События разворачиваются в волжском городке Калиново. Для понимания сюжета необходимо учесть, что между третьим и четвертым действием проходит десять дней.

Фабула довольно проста: жена купца, воспитанная в строгих нравственных правилах, полюбила приехавшего москвича, племянника другого местного купца. С ним она изменяет мужу, затем, измученная чувством вины, публично кается и погибает, бросившись в волжский омут.

Известно, что пьеса была написана по просьбе актрисы Любови Павловны Косицкой, с которой автора связывали нежные чувства. Да и монологи главной героини были созданы драматургом под влиянием рассказов этой женщины о своих мечтах и переживаниях. В спектакле, сразу же завоевавшим большую популярность у публики, актриса с блеском исполнила роль Катерины.

Разберем краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Гроза» по действиям.

Действие первое

События начинают разворачиваться на берегу Волги, в городском сквере.

В начале пьесы самоучка-изобретатель вечного двигателя Кулигин, Ваня Кудряш (приказчик купца Дикого), и Борис (его племянник) обсуждают характер купца-самодура и заодно нравы, царящие в городке.

«Воин» с «говорящей» фамилией Дикой ругается что ни день со всеми и по-любому поводу. Борису приходится терпеть, поскольку по условиям завещания он получит свою долю наследства от него только проявляя почтение и послушание. О жадности и самодурстве Савела Прокофьевича хорошо всем известно, поэтому Кулигин и Кудряш сообщают Борису, что никакого наследства ему, скорее всего, не видать.

Да и нравы в этом мещанском городке уж больно жестоки. Вот как об этом говорит Кулигин:

В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.

Затем ученый-самоучка убегает искать средства на свое изобретение, а Борис, оставшись в одиночестве, признается сам себе, что безответно и платонически влюблен в Катерину, жену купца Тихона Кабанова.

В следующем явлении проходят по бульвару все это семейство — сама старая Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова), сын ее Тихон, его жена (которая и является главной героиней пьесы Островского «Гроза») и сестра мужа по имени Варвара.

Кабаниха, верная Домострою, поучает и ворчит, называя сына «дураком», требует благодарности от детей и невестки, а впрочем, тут же и упрекает всех близких в непослушании.

Затем она уходит домой, Тихон — промочить горло к Дикому, а Катерина, оставшись с Варварой, обсуждают ее нелегкую долю.

Катерина — особа возвышенная и мечтательная. Здесь (явление седьмое) звучит ее монолог о том, как ей жилось в девушках, и эти, ставшими знаменитыми, слова:

Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Катерина признается Варваре, что ее мучают скверные предчувствия и тревожат сны о скорой ее смерти и каком-то несовершенном еще грехе. Варвара догадывается, что Катерина влюблена, но совсем не в мужа.

Героиню очень пугает приход сумасшедшей старой барыни, которая пророчит всем адские муки. Кроме того, вот-вот начнется гроза. Возвращается Тихон. Катерина умоляет всех пойти домой.

Действие второе

События переносят нас в дом Кабановых. Служанка собирает вещи Тихона, который едет куда-то по материному поручению.

Варвара передает Катерине тайный привет от объекта ее влюбленности Бориса. Та пугается даже при упоминании его имени и говорит, что любить будет лишь своего мужа.

Кабаниха руководит сыном: велит держать себя в строгости и передать свои наставления оставляемой молодой жене: почитать свекровь, вести себя скромно, работать и в окна не глазеть.

Катерина, оставшись наедине с мужем, говорит ему о тяжелом предчувствие и просит либо не уезжать, либо взять ее с собой в поездку. Но у того только одна мечта — вырваться поскорей из-под материнского ига хоть и на две недели да отпраздновать свободу. О чем он, не скрывая, сообщает Катерине.

Тихон уезжает. Приходит Варвара и сообщает, что спать им разрешили в саду, и передает Катерине ключ от калитки. Та, испытывая сомнения и страх, все-таки прячет его в карман.

Третье действие

Сцена первая. Вечер. У ворот в дом Кабановых сидят Кабаниха с Феклушей и разговаривают о том, что время стало «в умаление приходить» от городской суеты.

Появляется Дикой. Он под хмельком и просит у Кабановой «разговорить» себя, как она одна только и умеет. Та приглашает его в дом.

К воротам подходит Борис, которого манит сюда желание увидеть Катерину. Он размышляет вслух, что женщина, которую выдали замуж в этом городе — считай, что похоронили. Появившаяся Варвара сообщает ему, что ночью его будут ждать в овраге «за Кабановым садом». Она уверена, что свидание состоится.

В сцене второй уже наступил поздний ночной час. У оврага стоят Кудряш и Борис. Племянник Дикого признается молодому приказчику, что влюблен в Катерину. Кудряш советует выкинуть ее из головы:

…смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта.

На свидание к Борису выходит Катерина. Она сначала испугана, и все ее мысли о предстоящей расплате за грех, но потом женщина успокаивается.

Действие четвертое

Гуляющие горожане от начинающегося дождя собираются под крышей полуразрушенной старинной галереи, рассматривая и обсуждая сохранившиеся еще на ее стенах росписи с изображениями боевых сцен.

Тут же разговаривают Кулигин с Савелом. Изобретатель уговаривает купца пожертвовать денег на солнечные часы и громоотвод. Дикой по обыкновению бранится: дескать, гроза дается в наказание от Бога, и никакое это не электричество, от которого можно защититься простым куском железа.

Дождь заканчивается, все расходятся. Зашедшие в галерею Варвара с Борисом обсуждают поведение Катерины. Варвара говорит, что после приезда мужа она

дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает.

Начинается гроза. Под крышу галереи снова собирается народ, среди них — Кабанова, Тихон и смятенная Катерина.

Тут же появляется сумасшедшая старая барыня. Она грозит Катерине геенной огненной и адскими муками. Снова гремит гром. Молодая женщина не выдерживает и признается мужу в измене. Тихон растерян, свекровь злорадствует:

Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!

Действие пятое

Кабанов, встретясь на бульваре с Кулигиным, жалуется ему на невыносимую обстановку в доме: Катерина, безответная и тихая, ходит, как тень, маменька, мол, ее поедом ест. Варвару она точила-точила, посадила было под замок, да дочь из дома и сбежала — вероятнее всего, с Кудряшом, потому что он тоже пропал.

Бориса Дикой высылает с глаз долой — на три года в сибирское местечко Тяхта.

Приходит служанка Глаша, сообщает, что куда-то ушла Катерина. Борис, беспокоясь за нее, вместе с Кулигиным отправляются на ее поиски.

На пустую сцену выходит Катерина, мечтающая в последний раз увидеть и проститься с Борисом. Она вспоминает его, плача:

Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!

Услышав ее голос, появляется Борис. Они горюют вместе. Борис совершенно покорился судьбе: он готов ехать, куда его пошлют. Катерина не хочет возвращаться домой. Что домой, что в могилу, размышляет она. Да и то в могиле лучше. Кабы только не схватили да не воротили в дом насильно. Восклицая:

Друг мой! Радость моя! Прощай!

В следующем явлении появляются Кабанова, Тихон, Кулигин и работник с фонарем. Они ищут Катерину. Подходят еще люди с фонарями. Большинство предполагает, что, мол, ничего страшного, потерянная сама скоро вернется. Голос за сценой требует лодку, сообщая, что в воду бросилась женщина.

Из толпы говорят, что Катерину вытащил Кулигин, заметив ее платье в омуте. Тихон хочет бежать к ней, но мать не пускает его, грозя проклятием.

Выносят тело Катерины. Кулигин говорит:

Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Тихон пытается обвинить мать в несчастье, но та, как всегда, держится твердо. «Нечего о таком сокрушаться», — говорит она.

Но последними в пьесе все-таки становятся слова Тихона, который восклицает, обращаясь к мертвой жене:

Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

Ниже мы перечислим основных героев «Грозы» Островского и приведем их в том числе и речевые характеристики.

Катерина

Молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Натура впечатлительная, возвышенная, тонко чувствующая людей и природу, богобоязненная. Но при этом с высшими устремлениями, тоскующая по настоящей жизни.

Говорит Варваре, что «будет терпеть пока терпится», но:

Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!

Главная героиня не случайно названа автором Катериной (простонародный вариант, полная форма, более принятая у дворян — Екатерина). Как известно, своим происхождением имя обязано древнегреческому слову «Экатерини», что значит «чистая, непорочная». Кроме того, имя связывают с жившей еще в III веке Екатериной Александрийской, которая стала мученицей за то, что приняла христианскую веру. Ее приказал казнить римский император Максимин.

Тихон

Муж Катерины. Имя персонажа также «говорящее» — он герой тихий и по характеру мягкий, жалостливый. Но во всем слушается суровую маменьку, а если и протестует, то словно не всерьез, вполголоса. Своего мнения не имеет, спрашивая у всех совета. Вот даже и у Кулигина:

Что ж мне теперь делать, скажи ты мне! Научи ты меня, как мне жить теперь! Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возьмусь — руки отваливаются. Вот теперь домой иду; на радость, что ль, иду?

Кабанова

Среди персонажей «Грозы» Островского этот самый колоритный. Образ, воплощенный в Марфе Игнатьевне Кабановой — довольно распространенный в литературе образ авторитарной «маменьки», которая все обо всем знает. Опирается на традиции и блюдет их, «под видом благочестия», распекая за незнание молодых:

Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на позор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. …Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.

Но превыше всего для нее ее собственный авторитет. Упрямая и властная — вот почему и называют ее Кабанихой.

Кулигин, метко и емко характеризующий многих, сообщает о ней Борису:

Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем!

Борис

«Порядочно образованный», как сказано о нем в начале произведения Островского «Гроза», молодой человек, ожидающий милости от своего дяди, купца Дикого. Но наличие образованности не способствует его решительности и не играет в формировании его характера никакой роли. Как Тихон зависим от Кабанихи, так и Борис — от «пронзительного мужика» Дикого. Понимая, что никогда наследства ему не дождаться, и купец в конце концов просто прогонит его, посмеявшись, он продолжает жить, как жил, и плыть по течению:

А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе…

Варвара

Сестра Тихона. Девица хитрая, с матерью скрытная, практичная.

Ее характеристика может выразиться в одной ее фразе:

А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.

В конце пьесы Варвара, не желая сидеть наказанной взаперти, сбегает из дома.

Кулигин

Изобретатель-самоучка, тоже с непростой фамилией, явно перекликающейся с Кулибиным. Чувствует как красоту природы, так и пороки и несправедливость человеческого общества.

Бескорыстен, идеалистически настроен и верит, что людей можно улучшить, стоит лишь занять всех делом. Когда Борис спрашивает его, на что бы он потратил награду, полученную им за изобретение «перепету-мобили», Кулигин отвечает:

Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

Сюжетно Кулигин явно необходим автору. Этому второстепенному персонажу основные герои сообщают все подробности своей жизни — и что случилось и что еще может произойти. Кулигиным словно скреплен весь сюжет. Кроме того, этот образ несет в себе такую же нравственную чистоту, как и главная героиня. Не случайно, именно этот персонаж в конце пьесы выносит утонувшую Катерину из реки.

Таково краткое содержание «Грозы» Островского и ее основные персонажи.

fb.ru

Система персонажей в драме А.Н. Островского «Гроза» Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Система персонажей в драме А.Н. Островского «Гроза»

    Драмы А. Н. Островского отличаются большим новаторством. До него произведения, предназначенные для постановки в театре, не затрагивали купеческую среду. Кроме того, Островский первый уделяет так много внимания речевой характеристике своих героев.

    Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии считается драма «Гроза». Сам автор считал ее своей творческой удачей. Пьеса была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления, полученные в этом путешествии, отразились в произведении: «Все это откликнулось в «Грозе» — передача быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров».

    И на самом деле, система образов в драме очень интересна. Известно, что главный конфликт «Грозы» — столкновение пробуждающейся светлой личности с «темным царством», с его деспотизмом, фальшью и лицемерием. Исходя из этого конфликта, персонажей можно условно разделить на два лагеря. Первый лагерь – это представители «темного царства». Сюда можно отнести Дикого и Кабанову. Второй лагерь – жертвы «темного царства». Фактически, это все остальные персонажи пьесы.

    Представители первого лагеря отличаются редкостным самодурством, тиранией, фанатичной приверженностью к старине, нежеланием принимать ничего нового. Страшно то, что они являются самыми главными людьми в городе, от них зависит все. Поэтому неподчинение правилам домостроя было практически невозможно.

    Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Речь Дикого трудно спутать с речью других персонажей. Вот как он говорит с Борисом: «Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом». Почти теми же словами оскорбляет Дикой и Кулигина: «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором!.. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет». Иначе ведет себя Дикой с Кабановой. Именно у нее самодур ищет успокоения: «Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло». Именно в Кабанихе Дикой видит родственную душу, способную его понять и поддержать. Недаром они называют друг друга кум и кума.

    Марфа Игнатьевна Кабанова – это характер сильный и властный. Она ярая сторонница домостроевских порядков. Кабаниху искренне расстраивает то, что ее жизненные принципы уходят в прошлое, молодежь живет своим умом. Ей кажется, что если рухнут ее устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Поэтому она и тиранит всех окружающих. А эти качества вместе с сильным и властным характером делает жизнь в ее доме просто невыносимой.

    Под ее гнетом находятся, в первую очередь, дети Кабанихи и ее сноха Катерина. Варвару и Тихона, на мой взгляд, можно назвать жертвами «темного царства». Они, каждый по-своему, выживают в этих условиях. Варвара, как более сильный, смелый и хитрый характер, лучше приспособилась к такой жизни. Ей уже неплохо живется в Калинове. Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Ничего безнравственного она в этом не видит, девушка старается брать от жизни что может.

    Тихон намного слабее своей сестры. Об этом говорит его речь: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»; «Да смеем ли мы, маменька, подумать» и так далее. Сначасла кажется, что Тихон просто очень почитает свою мать. Но потом мы выясняем, что ему смертельно надоела ее власть, вечное брюзжание и надзор над его жизнью. Но в то же время ни себя, ни Катерину он защитить не в состоянии. Недаром драматург дал ему имя Тихон. Он не готов исполнять роль мужа, главы семьи. Тем не менее, этот герой несет в себе зачатки положительного, «светлого царства». Он искренне любит свою жену, не хочет, чтобы она боялась его. В конце драмы он даже осмеливается перечить своей матери, обвинять ее в смерти своей жены.

    Жертвами «темного царства», по большому счету, можно назвать всех жителей города Калинова. Они уже с молоком матери впитали все домостроевские правила и не смеют им перечить, считая их единственно верными. Даже некоторые чудаки, наподобие Кулигина, которые стремятся изменить жизнь калиновцев к лучшему, бессильны. Их энтузиазм натыкается на стену непонимания и злобы со стороны отцов города. Попытка нарушить устои «темного царства» ни к чему не приводят, потому что они очень сильны. Борис попытался влезть в «чужой монастырь со своим уставом». Он соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее.

    Самой светлой и самой одухотворенной личностью в пьесе является Катерина. Ей жизненно необходимо другое существование, наполненное светом, радостью, свободой, душевной чистотой. В доме Кабанихи она этого получить не может. Бессознательно ища другой жизни, она еще больше запутывается. Поддавшись соблазну, она входит в конфликт с самой собой. Я считаю, что причина самоубийства Катерины была не в тирании «темного царства», а в измене себе. Даже если бы она уехала из Калинова, то не смогла бы жить дальше, так как совершила бы страшный грех. Ее нравственная чистота и большая религиозность помешали бы ей радоваться жизни. Все это позволяет назвать Катерину представителем «светлого царства».

    В итоге, система образов в пьесе позволяет Островскому глубоко и правдиво раскрыть конфликт «Грозы». Он показывает трагедию людей, живущих во мраке, и людей, пытающихся вырваться из этой тьмы.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Система персонажей в драме А.Н. Островского «Гроза»


Смотрите также по произведению «Гроза»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Главные персонажи в драме А. Н. Островского “Гроза”

Пьеса А. Н. Островского “Гроза” вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные противоречия той эпохи. В основе “Грозы” лежит глубокий социальный конфликт, возникший в результате непримиримой вражды двух типов мировоззрения: отживающего старого и зарождающегося нового, “темного царства” самодуров и гордого протестующего, свободолюбивого характера. Рассмотрим вначале первый тип мировоззрения, весьма типичный для 50-х годов XIX века и воплощенный в образах Дикого и Кабанихи. Эти персонажи – влиятельные купцы – олицетворяют собой власть богатства, которая распространяется почти на всех жителей провинциального городка. В период создания пьесы расстановка политических и экономических сил российского общества была такова, что богатство, привилегии давали возможность людям, подобным Дикому и Кабанихе, безнаказанно попирать права и свободу тех, кто стоял ниже их по происхождению и социальному положению.
И герои не без успеха используют эту возможность, что наглядно подтверждается “слезами видимыми и невидимыми”,

которые обильно льются “за замками да запорами”. Эти народные слезы проливались тогда по всей России, во всех городах, где власть “самодуров” приобрела столь ужасающие формы. Да и дикие с кабанихами существовали тогда в ту жестокую пору практически во всех провинциальных российских городках. Поэтому этих персонажей можно считать обобщенными образами тирании и невежества, процветавших тогда в стране.
Положение Дикого и Кабанихи, людей недалекого ума, невежественных и духовно ограниченных, предписывало им держать в такой же темноте непросвещенности остальных жителей Калинова, чтобы не потерять своего влияния, поддерживавшегося преимущественно на необразованности, незнании. Поэтому им было выгодно, чтобы калиновцы слушали рассказы Феклуши-странницы о людях с песьими головами и “огненном змее”; чтобы, сравнивая другую жизнь с собственным существованием, считали жизнь в Калинове самой лучшей и справедливой.
Воспитанные в вековой рутине, Кабаниха и Дикой являются противниками всего нового, прогрессивного. Всякая попытка отступить от старых, давно отживших традиций встречается ими в штыки. “Сами самодуры… добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною и поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно полное, здоровое человеческое развитие”, – писал Н. А. Добролюбов.
Казалось бы, будучи полноправными хозяевами своего “темного царства”, Дикой и Кабаниха должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Но на самом деле это далеко не так. Появляется альтернативный персонаж – Катерина, которую Добролюбов назвал “новым типом, создаваемым русской жизнью”. И действительно, мировоззрение Катерины представляет собой нечто новое, совершенно отличное от тех установок, взглядов, традиций, которых придерживаются столпы “темного царства”. Это человек совершенно иного склада ума, характера, уже начинавшего формироваться в народной среде в 50-е годы ХIX века.
Воспитанная на религиозных основах, Катерина жила в узком, обособленном мирке, отчасти придуманном ею самою и отчасти отражавшем патриархальный уклад провинциального городка. Но, в отличие от замкнутого и неподвижного пространства, отгороженного от внешней кипучей жизни, каким был Калинов, мир Катерины был своеобразной моделью идеального справедливого общества, в котором нет насилия над личностью человека, нет униженных и возвышенных.
Попав в среду самодуров, Катерина по-своему протестует против неволи, насилия, жестокости, косности. Ей тесно в четырех стенах мужниного дома, и потому она горько вопрошает: “Почему люди не летают, как птицы?” Героиня рвется на волю, разрывая вековые узы рутинных традиций, на которых зиждется вся власть “темного царства”. Именно своим протестом, непримиримостью к жестокости и страшна Катерина для Дикого, Кабанихи и им подобных, в отличие от других жителей городка Калинова – Кулигина, Шапкина, Бориса, безропотно сносящих любые выходки тиранов.
Самодуры чувствуют, что приходит конец их “царству”, что зарождаются новые силы, способные им противостоять. Внутренняя, духовная сила Катерины являет собой реальную угрозу самому существованию и процветанию диких и кабаних. В этом – смысл названия драмы “Гроза” и сущность социального конфликта пьесы.
Психологическая драма Катерины напрямую обусловлена социальными противоречиями. Ведь Кабаниха не просто ее свекровь, ока представитель иного мира, носитель противоположных нравственных и общественных убеждений. На примере Ка-тернны Островский показывает, как в человеческой драме раскрываются социальные противоречия. Поэтому можно сказать, что сущность конфликта “Грозы” заключается не только в столкновении старого мира с миром зарождающимся, но и в столкновении личных убеждений с общественным мнением, которое и подтолкнуло Катерину Кабанову к самоубийству.
Таким образом, в пьесе Островского сделано необычайно точное и емкое обобщение характерных особенностей и противоречий крепостнической России XIX века. Городок Калинов – это уменьшенная и упрощенная модель российского общества дореформенного периода, глядя на которую, мы видим основную особенность русского жизни того времени – “необходимую потребность в людях деятельных и энергичных”.
Страшно то, “что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми”,- признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает “страшным грехом”, пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться.
Она ясно понимает, что “загубила” свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам – Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное – тайна, чтоб все было “шито да крыто”, чтоб “никто и не узнал” об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация – все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” – говорит она Борису. Поэтому “Гроза” – это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная – это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни – все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне – доказать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают “на каждом слове”. Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина
О том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: “Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет”. Так же слаб и Борис Григорь-ич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: “уж душу свою я ведь погубила”. И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что “жить нельзя”. Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев “темного царства” (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д. И. Писарев).
Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: “Маменька, вы ее погубили…” Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в “Грозе” явственно ощущается “что-то освежающее и ободряющее” (Н. А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня – грешная, заблудшая душа.

rus-lit.com

Второстепенные персонажи в драме “Гроза”

А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, по праву считают “певцом купеческого быта” и отцом русского национального театра. Он создал около 60 пьес, самыми известными из которых являются – “Бесприданница”, “Лес”, “Свои люди – сочтемся”, “Гроза” и многие другие.
Самым ярким и решительным, по словам А. Н. Добролюбова, стала пьеса “Гроза”. В ней “взаимные отношения самодурства и бозгласности доведены до трагических последствий… В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее. Зто что-то и есть, по-нашему мнению, фон пьесы”. Фон или второй план пьесы и составляют второстепенные персонажи.
Самым ярким из них является дочь хозяйки дома Кабановых – “Варвара. Она – наперстница и постоянная спутница Катерины – главной героини пьесы. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать, потому что знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят.”. Приспосабливаясь к “Темному царству”, Варвара выучила его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Ложь для нее – норма жизни: “У нас – весь дом на этом держится”, без обмана нельзя. Не видя ничего крамольного в своем образе жизни, Варвара

стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина на может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.
А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем “темного царства”. Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми: “Я грубиян считаюсь; за что же меня держат? Стало быть я ему нужен. Ну значит, я его и не боюсь, пущай же он меня боится…” Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают “темное царство”, но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же “темном царстве”, но уже хозяевами в нем.
Истинной жертвой царивших в городе Калинове нравов, является муж Катерины Тихон Кабанов. Это безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей матери беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Тихон ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и тихим.
Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова “на безлюдье”, ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что, чуть необразованнее его. Раболепие Бориса перед дядей, желание получить свою часть наследства оказались сильнее, чем любовь.
Незначительные персонажи странниц и богомолок так же помогают создать нужный фон пьесе. Своими фантастическими небылицами они подчеркивают невежество и дремучесть обитателей “темного царства”. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются ими как непреложные факты о мироздании..
Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Так на попытку поставить на дома громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”. Кулигин дает яркую и верную характеристику “темному царству”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…”
Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился и приспособился к ней.
Все второстепенные персонажи пьесы создали тот фон, на котором разворачивается трагедия Катерины. Каждое лицо, каждый образ в пьесе был ступенькой в той лестнице, которая привела героиню к собственной смерти.

rus-lit.com

Система персонажей в пьесе А. Н. Островского “Гроза”

Действие пьесы “Гроза” А. Н. Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека – Кулибина, механика – самоучку.
Кулигин – натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню “Среди долина ровныя”. Из всех персонажей “Грозы” только он и Катерина способны видеть и чувствовать красоту природы. Кулигин говорит Кудряшу: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день на Волгу гляжу и все наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”.
Кулигин осознает, насколько жестокие порядки царят в Калинове, дает меткие характеристики “хозяевам” Калинова, с осуждением говорит об их непорядочности, жадности: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”.
Этот человек располагает к себе, он начитанный, наблюдательный.
Кулигин – единственный, кто понимает Катерину, способен оценить ее духовную красоту: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
Настоящими хозяевами города являются

купцы Дикой и Кабаниха.
Дикой – грубый и страшный человек. Он держит в страхе всех: домочадцы прячутся от его гнева на чердаке, тетка умоляет с утра домочадцев “не рассердить” грозного хозяина. С мужиками, которые на него работают, Дикой обращается, как со скотом, без малейшего смущения заявляет: “Захочу – помилую, захочу – раздавлю”.Никто из мужиков, считает Дикой, не смеет даже заикнуться о жалованье. Смысл жизни Дикого – приобретение денег. Я думаю, ради них он бы пошел на убийство человека…
Под стать Дикому Кабанова. Купчиха полностью подчинила себе сына Тихона. Живет Кабаниха, согласуясь с теми нравами, обычаями, которые давно устарели. По мнению этой женщины, отношения в семье должны строиться на чувстве страха. Младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим, пусть даже они не правы. Жена, полагает Кабаниха, есть рабыня своего супруга, его собственность. Какой смысл вкладывает купчиха в понятие “уважать”? Уважать – значит подчиняться, трепетать… Когда Катерина провожает мужа в поездку, свекровь заставляет ее выть. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил жену.
У Кабанихи двое детей. Дочь зовут Варвара. Она еще не замужем. Варвара, не желая подчиняться матери, жить в тюрьме с красивым названием “родной очаг”, убегает из дома. Благодаря матери, Варвара выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: “Можно делать все, что угодно, лишь бы все шито – крыто было”.
Тихон, сын Кабанихи, – слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. “Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг”, – робко говорит он матери. Тихон никогда не ропщет, не протестует. И все-таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?” В этих словах – боль за свое унизительное положение и в то же время – осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения… Он так и будет “мучиться”…
Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит. Ради денег он терпит унижения, оскорбления.
Конечно, самый яркий, запоминающийся образ пьесы – Катерина. В родительском доме она жила “как птичка”, ее холили, лелеяли, Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, где брань, грубость – обычные явления. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью… Ее сожаления по поводу того, что человек не летает так, как птицы, объясняются тем, что ей тяжело в этом доме-тюрьме…
Катерина – нравственно чистая женщина. Именно поэтому пробудившееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Она всей душой хочет быть чистой, безупречной. Мне кажется, в том, что ее потянуло к Борису, в какой-то степени виновата свекровь. Если бы ей было хорошо в доме мужа, если бы она ощущала поддержку мужа, доброе отношение свекрови, она бы не совершила этот грех.
Я считаю, что Катерина погибает, потому что не может примирить свою совесть с любовью не к мужу, а к другому человеку. Кроме того, она не может и не хочет жить в “тюрьме”. Остаться жить для Катерины – отказаться от человеческого достоинства.

rus-lit.com

Система персонажей в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза /

Система персонажей в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

    Действие пьесы «Гроза» А.Н.Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека – Кулибина, механика- самоучку.

    Кулигин – натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню «Среди долина ровныя». Из всех персонажей «Грозы» только он и Катерина способны видеть и чувствовать красоту природы. Кулигин говорит Кудряшу: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день на Волгу гляжу и все наглядеться не могу!…Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

    Кулигин осознает, насколько жестокие порядки царят в Калинове, дает меткие характеристики «хозяевам» Калинова, с осуждением говорит об их непорядочности, жадности: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

    Этот человек располагает к себе, он начитанный, наблюдательный.

    Кулигин – единственный, кто понимает Катерину, способен оценить ее духовную красоту: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

    Настоящими хозяевами города являются купцы Дикой и Кабаниха.

    Дикой – грубый и страшный человек. Он держит в страхе всех: домочадцы прячутся от его гнева на чердаке, тетка умоляет с утра домочадцев «не рассердить» грозного хозяина. С мужиками, которые на него работают, Дикой обращается, как со скотом, без малейшего смущения заявляет: «Захочу- помилую, захочу –раздавлю».Никто из мужиков, считает Дикой, не смеет даже заикнуться о жалованье. Смысл жизни Дикого – приобретение денег. Я думаю, ради них он бы пошел на убийство человека…

    Под стать Дикому Кабанова. Купчиха полностью подчинила себе сына Тихона. Живет Кабаниха, согласуясь с теми нравами, обычаями, которые давно устарели. По мнению этой женщины, отношения в семье должны строиться на чувстве страха. Младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим, пусть даже они не правы. Жена, полагает Кабаниха, есть рабыня своего супруга, его собственность. Какой смысл вкладывает купчиха в понятие «уважать»? Уважать – значит подчиняться, трепетать… Когда Катерина провожает мужа в поездку, свекровь заставляет ее выть. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил жену.

    У Кабанихи двое детей. Дочь зовут Варвара. Она еще не замужем. Варвара, не желая подчиняться матери, жить в тюрьме с красивым названием «родной очаг», убегает из дома. Благодаря матери, Варвара выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «Можно делать все, что угодно, лишь бы все шито- крыто было».

    Тихон, сын Кабанихи, — слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»,- робко говорит он матери. Тихон никогда не ропщет, не протестует. И все- таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» В этих словах – боль за свое унизительное положение и в то же время — осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения…Он так и будет «мучиться»…

    Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит. Ради денег он терпит унижения, оскорбления.

    Конечно, самый яркий, запоминающийся образ пьесы — Катерина. В родительском доме она жила «как птичка», ее холили, лелеяли, Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, где брань, грубость – обычные явления. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью… Ее сожаления по поводу того, что человек не летает так, как птицы, объясняются тем, что ей тяжело в этом доме-тюрьме…

    Катерина – нравственно чистая женщина. Именно поэтому пробудившееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для неё, замужней женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Она всей душой хочет быть чистой, безупречной. Мне кажется, в том, что её потянуло к Борису, в какой-то степени виновата свекровь. Если бы ей было хорошо в доме мужа, если бы она ощущала поддержку мужа, доброе отношение свекрови, она бы не совершила этот грех.

    Я считаю, что Катерина погибает, потому что не может примирить свою совесть с любовью не к мужу, а к другому человеку. Кроме того, она не может и не хочет жить в «тюрьме». Остаться жить для Катерины – отказаться от человеческого достоинства.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Система персонажей в пьесе А.Н. Островского «Гроза»


Смотрите также по произведению «Гроза»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Сочинение Символика заглавия пьесы А. Островского «Гроза»., Пьеса Гроза / Гроза

Готовые Домашние Задания

Пьесу “Гроза” Островский написал в 1859 году — в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом: для одних — это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих — это “голос свыше”, который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.

В душе Катерины происходит никому не видимая гроза, для нее это кара небесная, “рука Господня”, которая должна покарать ее за измену мужу: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнет со всеми помыслами лукавыми”. Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в “геенне огненной” за свое греховное чувство.

Для механика Кулигина гроза — грубое проявление природных сил, она созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что, внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над “громом”, который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: “Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю”. Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.

Для Тихона гроза — это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: “Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет”.

Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза — это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.

Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один на один с людской молвой. “Здесь страшнее!” — говорит Борис, убегая с места моления всего города.

Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова. В мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед “грозой”, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии над головами вновь засияет солнце.

Сочинения по теме:

1soch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *