Ответы@Mail.Ru: о чем островский «гроза»?
Островский назвал свою пьесу «Гроза» . Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией. Это слово используется и тогда, когда речь идет о чем-нибудь внушающем страх и ужас. Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства» .Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства» , но по- разному выражающие свой протест против этой силы. Рисуя образы представителей «темного царства» — Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держаться на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу. Основной смысл жизни Дикого — обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны. Против «отцов» города восстают молодые силы жизни. Катерина, главная героиня пьесы, — натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Катерина попадает в семью Кабановых, ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла. Но старается быть верной и любящей женой. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были ей священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве» . Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».
otvet.mail.ru
О чем пьеса гроза Островского. — Задай вопрос — получи ответ
Гроза» — драма, написанная А.Н.Островским в 1859 г. Пьеса была создана накануне отмены крепостного права.
Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно.
Главная
героиня пьесы, Катерина, резко отличается от других действующих лиц
этого сонного царства. «Идеальность» Катерины — не идеальность наивной
души. Она уже приобрела горький опыт, принуждая себя жить с нелюбимым
мужем, Тихоном, покоряясь злобной свекрови, Кабанихе, привыкает к брани
Дикого, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам. Но в ней
осталась тяга к красоте, к тому, что еще сохранила детские впечатления.
Неожиданное
желание полететь, как птица, воспоминание о столбе света в церкви, где
будто облака ходят и поют ангелы, и воспоминания о юности — все это
говорит о романтичности и одаренности Катерины, которая не находит
отклика в скучной жизни с Тихоном, где над всеми страх, где всем людям —
Гроза в
пьесе — понятие многозначное. Это и атмосферное явление, и душевный
переворот, и страх, страх наказания, греха, людского суда.
Грешная
любовь Катерины к Борису, честному, доброму, порядочному, но
слабовольному человеку, — путь к ее гибели, потому что в самодурных
условиях жизни свободное чувство обречено на смерть. Одаренная,
цельная, очень впечатлительная Катерина не могла, как Варвара с
Кудряшом, жить потаенной, воровской любовью, и поэтому она кается в
своем «грехе». Она не побоялась людского суда, и это говорит о силе духа
героини, а не только о слабости его.
Катерину
сражает не удар молнии. Она сама бросается в омут,, сама решает свою
судьбу, сама ищет освобождения от такой жизни. Для того, чтобы принять
это решение,
нужно мужество. Именно поэтому оставшийся «жить… да мучиться» Тихон завидует мертвой жене своей.
Тихон
впервые осмелился пойти против воли своей матери, он обвиняет ее в
смерти жены. Это очень непрочная победа над страхом авторитета, но это
уже начало той силы, которая разрушит царство покорности и слепого
подчинения и безволия.
Стихийный
вызов Катерины, внутренняя самостоятельность и независимость героини
были расценены русским критиком НА. Добролюбовым как знак глубокого
протеста, назревающего в стране, свидетельствующего о близком конце
патриархального уклада России.
stessay.com
«Гроза», анализ пьесы Александра Островского
Александр Николаевич Островский оставил яркий след в русской литературе, прежде всего, благодаря своей драматургии, которая стала основой для русского национального театра. И по сей день лучшие пьесы русского драматурга ставятся на сценах российских и мировых театров. Кроме того, Островский предоставил широкому кругу читателей возможность увидеть жизнь русского купечества, полную внешнего благополучия, но представлявшую порой нелицеприятную картину. Не случайно писатель получил негласное прозвище – «Колумб Замоскворечья», ведь именно за Москвой-рекой селились русские купцы.
Назидательный характер пьес Островского проявлялся уже в названиях: «Не садись не в свои сани», «Свои люди – сочтемся», «Не все коту масленица». Однако «Гроза», написанная в 1860 году, стала неким символом, открывшим новую эпоху в создании русских характеров, особенно женских.
В этом смысле выделяются две главные героини пьесы: Кабаниха, почтенная купчиха, и ее молодая сноха Катерина. Первая, по словам одного из жителей Калинова, где происходит действие пьесы, «домашних заела совсем». И первой в ряду несчастных жертв становится жена единственного сына Тихона – Катерина.
Все жители города Калинова, вымышленного, но очень ярко представляющего типичный провинциальный русский городок на Волге, уже давно привыкли, что в городе царят «жестокие нравы». Их поддерживают два самодура (слово, удачно примененное Островским, означающее того, кто действует только по собственной прихоти, не считаясь ни с чьим мнением) – купец Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
В семье первого жена с утра всех домашних умоляет: «Батюшки, не рассердите, голубчики, не рассердите!» Иначе беда: всем, кто попадется под руку, не поздоровится. В семье Кабановой внешне все благопристойно: сын Тихон, который не смеет ослушаться маменьку и живет не «по своей воле», а «как маменька велит». А маменька велит, чтобы во всем был порядок, который был заведен еще в домостроевские времена. Следствие такого порядка – примитивные представления об окружающем мире, которые, например, демонстрирует странница Феклуша, рассказывая почтенным купцам о людях «с песьими головами» и о том, что «Литва с неба упала». Недаром русский критик Николай Добролюбов назвал подобную атмосферу
Те, кто вырос в подобных условиях, либо подчиняются, как Тихон, либо только делают вид, что подчиняются. Например, дочь Кабановой, Варвара, привыкла жить по принципу: «Делай все, что хочешь, лишь бы было все шито да крыто».
Именно этому она пытается научить и Катерину. Только вот невестка Катерина, выросшая совсем в других условиях, не привыкла притворяться и лицемерить. Она пытается доказать право на собственное мнение, но постоянно наталкивается на язвительные замечания свекрови: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают». Катерина, выросшая, точно птичка на воле, привыкшая все делать без принуждения, в доме Кабановых чувствует, что «скоро завянет».
Еще одна жертва самодуров – племянник Дикого Борис, оказавшийся в Калинове тоже не по своей воле. Он вместе с сестрой ждет наследства от дядюшки, но при условии, если они будут к нему почтительны. Все, включая Кудряша, весельчака и балагура, прекрасно понимают, что невозможно это условие выдержать при характере Дикого (не случайно автор использует «говорящую» фамилию).
Именно такого доброго, честного, но безвольного человека полюбила Катерина. Она не хочет, как Варвара, скрывать свои чувства, не желает жить воровской любовью: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Десять дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась Катерина с Борисом с помощью Варвары, у которой был ключ от садовой калитки.
После возвращения мужа Катерина не нашла в себе силы скрывать правду – она призналась в грехе прилюдно. Сцена признания Катерины – кульминация пьесы. Она прописана автором детально, и читатель или зритель имеет возможность испытать ту сложную гамму чувств, которую пережила героиня.
Вот она оказывается в галерее, где прогуливаются жители Калинова. Вдали раздается удар грома, и Катерина вздрагивает: она уверена, что это Бог гневается, ведь она очень религиозна. Появление Бориса повергает героиню в смятение. К тому же в галерею приходит сумасшедшая барыня со словами о том, что
Дальнейшее существование Катерины в доме Кабановых напоминает преисподнюю: многозначительные намеки Кабанихи, молчаливое согласие Тихона, который вновь демонстрирует свою слабость, напиваясь в трактире каждый день, и последнее предательство – отъезд Бориса, уезжающего «в Сибирь не по своей воле». Все в «темном царстве» живут не по своей воле – одна Катерина не желает отказываться от своей воли.
Простившись с Борисом, она идет на берег Волги и бросается с обрыва в реку. Не сразу решается Катерина на этот страшный поступок: она набожна и прекрасно знает, что именно самоубийство – самый страшный грех для верующего человека. Однако теперь для нее «что домой, что в могилу – все равно». А еще она уверена: «Кто любит, тот будет молиться».
Можно много и долго спорить по поводу того, сила или слабость характера проявилась в поступке Катерины. Важно другое: окружали ее только слабые мужчины. Тихон спасался от гнета матери постоянными отлучками («Как подумаю, что две недели надо мной этой грозы не будет…»). Борис, прекрасно сознавая, на что решится Катерина после его отъезда, все-таки не берет ее с собой, перекладывая ответственность на другие плечи. Сама же Катерина не смогла смириться с таким положением в семье Кабановых, своей смертью сделав «страшный вызов самодурной силе», по словам Н. Добролюбова. И этот вызов был принят: безропотно соглашавшийся со всеми словами матери, Тихон над трупом жены бросает обвинение в лицо Кабанихе:
Такая цельная и смелая натура, как Катерина, в русской литературе станет прообразом «тургеневской девушки», то есть героини, способной «идти до конца», не сворачивая с пути и достигая намного больше, чем мужчина, жертвуя собой ради какой-то идеи. Такой тип возникнет позже в романах другого великого русского писателя XIX века – Ивана Сергеевича Тургенева.
goldlit.ru
Анализ драмы Островского «Гроза» | ReadCafe
Александр Островский как-то отправился путешествовать по Поволжью, и его настолько впечатлила поездка – люди, быт, нравы, что он сел за написание произведения, ставшего в будущем одним из самых популярных в русской литературе. Это драма «Гроза», анализ которой мы сейчас и проведем.
Сразу отметим, что вы также можете прочитать краткое содержание «Грозы» и статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве». Написана была драма «Гроза» за год до знаменательного в России события, когда было отменено крепостное право. Дата написания «Грозы» — 1859 год. Но интересно, что эту проблему Островский совершенно не затрагивает, сосредоточившись на остром конфликте, зревшем вот уже долгое время в обществе – это противостояние старых и новых порядков.
Делая анализ драмы «Гроза» Островского, обязательно отметим место происходящих событий, им становится выдуманный приволжский город Калинов. И это не случайная деталь, потому что этим Островский показал обширность атмосферы, она царила не в каком-то отдельном городе, а по всей стране.
Главные герои «Грозы»
Обратим внимание на главных персонажей, особенно, если вы готовите сочинение по драме «Гроза». Рассмотрим Катерину Кабанову, её не случайно Добролюбов описывает как «луч света в тёмном царстве». Девушку от других отличает честность и желание быть свободной, и другим она своих взглядов не навязывает, как, например, Кабаниха.
Катерина не учит других старым порядкам, не унижается она до вранья, как ее супруг, не прячется, как Варвара Кабанова. Она честна, прежде всего, сама с собой, и из-за этого попадает в замкнутый круг. Но вот появляется Борис, который приходится племянником Дикому. С Катериной у них похожие взгляды, к тому же оба испытывают друг к другу симпатию. Включите эту мысль в сочинение по драме «Гроза».Влюбившись в Бориса, Катерина понимает, что сил для того чтобы вести борьбу с лицемерием, ложью и порядками в Калинове, у нее хватает. Она подумывает разойтись с супругом. И вот важный момент, который становится ясным при анализе «Грозы» Островского – Борис не тот, которого ожидала увидеть главная героиня. Хотя Борис против порядков Калинова, на деле он совершает поступок в таком же духе. Вспомните разговор с Кулигиным. Борис ясно выражает свое мнение к вопросу отношений с человеком, которого ты презираешь, но благодаря которому можно достичь личной выгоды. Борис сам делает это из-за наследства.
Другие детали анализа драмы «Гроза»
Конечно же, в драме Островский заложил конфликт, который обязательно нужно учесть при написании сочинения по теме «Гроза». Этот конфликт становится очевидным после анализа образа Катерины. Она попала в безысходное положение, но рядом с ней те, кто могут выбирать, как жить.
Например, Варваре хочется продолжать видеться с тем, кого она любит – девушка решает поменять замок на садовой калитке. Или Тихон. Он жалуется, что мать контролирует его, но и дальше подчиняется ее указаниям. И это одна сторона конфликта драмы.
Вторую сторону мы видим, составляя идейный анализ «Грозы». Главная героиня, как мы отметили выше, хочет быть честной и жить по таким устоям, а остальным жителям Калинова хочется врать, сплетничать и осуждать других, как это делают Феклуша и Глаша.
Итак, конфликт в драме «Гроза» Островского очень ярко выражен. Это конфликт старых и новых порядков, прошедшего и будущего времени. Причем, очень важно сказать, что Островский заложил конфликт не между героями драмы, а во внутреннем мире Катерины, которая не в силах жить по старым устоям, и она не хочет этого. В то же время, по новым порядкам жить тоже невозможно, потому что старых законов пока не преодолеть.
Общий вывод
Сделав краткий анализ драмы «Гроза» Островского, мы рассмотрели не просто сюжетную линию и некоторые характерные черты произведения, но получили общий характер жизни русского обществе той эпохи накануне отмены крепостного права.
И в творчестве самого автора «Гроза» стала наиболее известным и талантливым произведением, и в русской драматургии она заняла важнейшее место.
Надеемся, что для вас оказалась полезной эта статья, в особенности, если вы готовите сочинение по драме «Гроза», или хотите в общем сделать ее анализ. Будем рады, если и другие статьи из нашего литературного Блога вам пригодятся.
reedcafe.ru
О чем заставляет задумать пьеса Гроза. островский, литература
LoveLyLer20 нояб. 2016 г., 22:34:02 (2 года назад)
Произведения русских классиков мы изучали на уроках литературы, и читали их самостоятельно, для потребности своей души. На одном из таких произведений я хотел бы остановиться. Это драма Островского « Гроза ».
Она заинтересовала меня своим содержанием, особенно очаровала и привлекла мое внимание главная героиня драмы — Катерина.
Развитие действия драмы построено на взаимоотношении людей. Показывая жизнь героев, их чувства и переживания, Островский особо выделил на примере главной героини чувство, которое живет вечно и на котором основана жизнь, — любовь.
«…Любовь — это прекрасный сон, который снится только избранным» , — писал Шота Руставели. И, говоря о Катерине, нельзя не согласиться с этим высказыванием.
Чистая, нежная любовь дается только людям с огромным сердцем и большой душой. Любовь нагрянет внезапно, подкрадется неслышно, закружит, как вихрь, и никуда не деться от нее. Человек забывает обо всем плохом, он погружается в свое чувство, окунается в эмоции. Вот так любовь захватила и Катерину, сделала ее счастливой и в то же время самой несчастной женщиной.
Образ Катерины — наиболее яркий и сложный из всех образов пьесы « Гроза ». Муж ее Тихон не может, да, скорее, и не пытается понять ее душевный мир. Катерина терпит самодурство Кабанихи (матери Тихона) . Характер Катерины — сильный и свободолюбивый. Катерина — это «вольная птица» по своему душевному настрою.
«Отчего люди не летают? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» .
Повстречав на своем пути Бориса, она отдается любви до конца, ничего не требуя взамен и… погибает. Кто виноват в ее смерти? На это трудно дать точный ответ; можно назвать много причин, среди которых будет такая, как уклад жизни, в котором живет Катерина. Она погибает от устоев того времени, когда миром правит «темное царство» , где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим. Катерина резко отличается от представителей «темного царства» , даже от Бориса, которого она полюбила, почувствовав себя счастливой на миг, и который оставляет ее.
Я думаю, смерть Катерины — это вызов всему темному в человеческой жизни. Почему Катерина решилась на самоубийство, ведь это грех, ведь она могла бы остаться жить в «темном царстве» , смирившись с его порядками и законами, но не таков ее характер.
Своей смертью она хотела выразить протест против окружающей ее жестокости и в какой-то мере оправдать себя, свои отношения с Борисом, свою любовь. Ведь Катерина — женщина религиозная, а любовь к Борису для замужней женщины — грех. Добролюбов называет Катерину «русским, сильным характером» , «лучом света в темном царстве» . На протяжении всей пьесы чувствуется приближение грозы, которая разразилась в конце драмы. Мне кажется, что гроза — это символ свободы, и она у Островского не просто как явление природы, а как потрясение существующих устоев. Задумываясь над поступками персонажей пьесы, следя за изменениями событий в ней, я замечал изменение чувств и взглядов жителей города Калинова.
Смерть Катерины по-разному отразилась на героях пьесы, особенно это затронуло Тихона, и впервые в жизни он выражает свое мнение, вступает на миг (пусть даже на миг) в борьбу с «темным царством» , восклицая: «Вы ее погубили! Вы! Вы!.. » Он как бы забывает, с кем разговаривает, перед кем дрожал всю жизнь. Тихон впервые произносит, что он не может жить в этой семье: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! »
Произведение Островского, на мой взгляд, сделало шаг вперед во всей нашей литературе. Оно вызвало и вызывает интерес у читателей.
Я считаю, что эта драма, безусловно, заслуживает внимания как читателей, так и критиков и дает повод для размышления над взаимоотношениями людей, для развития чувства доброты к окружающим, а также возможность оценить всепоглощающую любовь и открыть в себе новые качества души и новые душевные стремления.
literatura.neznaka.ru
Смысл названия пьесы Гроза Островского сочинение
Драма А.Н.Островского «Гроза» одно из самых известных произведений писателя. В нём присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через всё произведение отражена в названии пьесы.
Гроза — это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи.
С самого начала повествования, в первом действии, мы слышим разговор двух героев о нравах Калинова. Кудряш и Кулигин являются второстепенными персонажами, но несмотря на это они несут важную смысловую нагрузку. Их беседа завязана вокруг Дикого. Этот герой одарён автором говорящей фамилией, действительно, ему как будто чужды человеческие понятия. Этот герой своеобразная гроза для всех домашних, а также для дворовых людей, внезапный его гнев держит в страхе всю округу.
Ещё один эпизод, в котором присутствует Дикой и один из героев, которые первыми появляются на сцене, Кулигин. В этом эпизоде Кулигин просит денег у Дикого для постройки часов и громоотвода, герой хочет сделать что-то полезное и хорошее, хоть как-то пошевелить закостенелое общество. Но он получает отказ, оказывается глупость и недальновидность Дикого ещё более глубока, чем нам может показаться, он категорически против сооружения, ведь гроза, по его мнению, посылается людям в наказание, а часы и вовсе не нужны (отсутствием часов автор, вероятно, подчеркивает то, что развитие Калинова отстаёт, образование отсутствует и до сих пор царят грубые крепостные порядки).
Главная героиня произведения Катерина живет с мужем в доме его матери Кабанихи. Кабановы, такова их говорящая фамилия, и она не требует лишних разъяснений. Свободолюбивая Катерина томится под гнётом этой жестокой женщины, настоящей грозы для всего своего дома. Лишь благовоспитанность и мудрость Катерины позволили ей долгое время продержаться под её властью, но только внешне, внутренне же героиня всегда остаётся свободной.
Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.
Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.
Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.
И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.
Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского «Гроза».
Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза
А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.
«Гроза» — вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?
Катерина в переводе с греческого значит «чистая», Островский повествует нам о том, как прогнившие до самых костей люди вокруг угнетают ее и загоняют в угол, потому что чувствуют в ней силу и понимают, она для них начало конца.
Эту хрупкую, наивную девушку не назовешь волевой или сильной, она не совершила подвига, напротив, ее поступок можно воспринять, как слабость, но смерть героини стала протестом против существующего порядка, своим примером она развязала руки всем угнетенным. Ее образ — «лучик света», символ борьбы с жестокими, эгоистичными людьми, ломающими жизни всех вокруг, то есть с «темным царством».
В последние дни, недели своей жизни Катерина жутко боялась грома, считая, что на ее голову снисходит божье наказание за грехи, она была настолько непорочная, что не понимала, гроза пришла убить не ее, молнии и гром раскалывают на части мир тех, кто обижал ее, мраку пришел конец.
Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.
Гроза, несущая смерть темному царству, прежним ужасным устоям — вот главный смысл и значение пьесы Островского.
У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро. Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому.
Другие сочинения:Смысл заглавия пьесы Гроза
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Тутунова Зима пришла. Детство 2 класс (описание)
И ни у кого кроме мальчика нет стремления поскорее очутиться там, за стеклом, где нет серых и скучных рам и подоконников и совершенно отсутствуют условности и ограничения.
- Сочинение на тему КВН
По-моему КВН – лучшее юмористическое шоу не только в России, но и во всем мире. Я люблю КВН еще за то, что это шоу чисто русское. В России очень много крутых шоу, но они позаимствованы в основном за границей, а КВН придумали мы сами.
- Жизнь Евгения Онегина в Деревне
Жизнь главного героя в деревне, это вторая глава великого произведения автора. Здесь, очень глубоко, раскрываются душа и нрав героя. После получения огромного наследства, Евгений Онегин, возвысился духом, и чувствовал себя очень энергично
- Сочинение на тему Красота природы
Природа завораживает своими фантастическими пейзажами, радует человеческий взор, приносит уйму положительных эмоций. Красота природы уникальна в любую пору года.
- Анализ рассказа Продкомиссар Шолохова
Действия произведения «Продкомиссар» происходит в одной деревне, где находится огромное количество полей. И все их каждый год засеивают хлебом, потом его пропалывают, а потом время приходит его собирать и вот тут начинаются настоящие проблемы.
sochinite.ru
История создания и анализ драмы Гроза Островского А.Н. (Гроза Островский А. Н.)
Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом общего восторга и горячими вызовами автора». Новая пьеса произвела на современников, по словам критика, «впечатление сильное, глубокое» и почти сразу же вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся прежде всего вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой и идейного смысла пьесы, которая была воспринята как злободневное и этапное произведение русской литературы, указавшее направление поисков «героя времени».Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик «Современника» Н.А.Добролюбов. Его статья «Луч света в темном царстве» (1860), написанная с позиций революционно-демократической «реальной критики», продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые статьей «Темное царство» (1859). Опираясь на художественную символику пьесы, Добролюбов использовал точные, соответствующие художественной природе «Грозы» критические образы-символы «темного царства» и «луча света в темном царстве». Его анализ остается классической трактовкой произведения, несмотря на явный «социологический» уклон, обусловленный основным принципом критика: анализировать не то, что писатель хотел «сказать» своим произведением, а то, что в нем «сказалось». Однако это лишь одна из критических интерпретаций «Грозы», вызвавшая полемику. В частности, Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» (1864) решительно отверг вывод Добролюбова о том, что Катерина — подлинная героиня нового исторического периода. Таким героем, по мнению Писарева, можно считать тургеневского героя — разночинца-демократа Евгения Базарова. Вместо эстетического анализа пьесы, который помог бы преодолеть крайности публицистических трактовок, критик ограничился памфлетными характеристиками героини. Его «разбор» окарикатурил и «Грозу», и оппонента — Добролюбова, который уже не мог выступить с «антикритикой» (умер в 1861г.).
Проблематика пьесы связана с произведениями Островского конца 1840-х — первой половины 1850-х гг. Но в «Грозе» мир патриархального купечества изображен по-новому. В отличие от пьес предшествующего, «москвитянинского», периода, Островский резко критически отнесся к неподвижности и косной патриархальности «темного царства». По сравнению с первой комедией «Свои люди — сочтемся!» в «Грозе» создан образ настоящей героини, вышедшей из купеческой среды. Образ Катерины Кабановой — художественное открытие драматурга. Если в пьесах первой половины 1850-х гг. он показал, как патриархальную купеческую семью подрывало вторжение европейской «моды», «цивилизации», порождая полукарикатурных «мещан во дворянстве» (Гордей Торцов), то в «Грозе» протест Катерины отразил новую тенденцию, возникшую в самом купеческом быту, а не «импортированную» извне.
Появление героини, чей взгляд на жизнь полностью противоположен патриархальным традициям купеческого города Кали-нова, кажется, на первый взгляд, случайным. Однако судьба «белой вороны», мечтающей о счастье не по «закону», а по велению сердца, — отражение глубинных процессов, которые постепенно подтачивают фундамент калиновского бытия. Идеологическим фоном пьесы стали разговоры о «последних временах», «конце света», забвении молодежью прежних обычаев и традиций.
«Гроза», несмотря на свой «бытовой» внешний облик, — символическая пьеса, но ее символика не литературная, а фольклорная. Этим трагедия, насыщенная массой бытовых подробностей, отличается от предшествующих пьес Островского. Образ города Калинова вызывает устойчивые ассоциации с миром сказки: в пьесе немало сказочных аллюзий. Реальность Калинова похожа на «реальность» сказки: ведь в «Грозе» нет действующих лиц, которые выходили бы за пределы калиновского миропонимания. Даже Катерина, рвущаяся к другой жизни, не может представить себе, какая это жизнь. Для нее важно, что это другое, не похожее на нынешнее, ненавистное для нее существование. Племянник Дикого Борис, возлюбленный Катерины, напоминает чужеземца, приехавшего в этот сонный «город-государство» из неведомой страны, где, не в пример Калинову, жизнь совершенно иная. Но «пришелец» тоже становится одним из подданных калиновского «темного царства», в котором есть и злодеи, и жертвы. Для слабовольного Бориса не находится иной роли, кроме роли мыслящей, все понимающей, но бессильной жертвы. Он совершенно не похож на сказочного Ивана-царевича, спасающего свою возлюбленную. Катерина вызывает ассоциации с героиней оптимистической сказки о «спящей красавице». Однако «пробуждение» вовсе не радует героиню «Грозы»: прекрасный сон — жизнь в родительском доме — был грубо прерван замужеством. «Добрый молодец», Тихон, кажется околдованным злым чародейством калиновской «бабы Яги ». Он слишком слабоволен, чтобы воспротивиться диктатуре своей матери.
Образ города Калинова — символический образ заколдованного, сонного царства, словно перенесенный на сцену из «страшной» народной сказки. Калиновский мир изображен географически замкнутым и духовно самодостаточным. Недаром странница Феклуша, нахваливая Калинов, «обетованную землю», рассуждает о неведомых странах, где появились люди с песьими головами, а о Москве и других городах говорит так, словно это совсем другой материк, отделенный от Калинова океаном: «Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! … А в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит…» (Д. 3, сцена 1, явл. 1).
Подобно сказочным злодеям, калиновские самодуры предстают как олицетворения злых, темных сил, повелевающих жизнью города. В пьесе нет непосредственных виновников гибели Катерины. Виновники происшедшего с Катериной не отдельные персонажи, не Кабаниха и Дикой, «столпы» калиновского мира, — виноваты все обитатели этого сонного царства. Она жертва самого уклада жизни, возникшего в незапамятные времена как будто по воле неведомого злого чародея. Власть злых чар продолжает удерживать калиновцев в полном повиновении. В лучшем случае героиня находит в них молчаливое сочувствие или получает советы, как обмануть бдительность Кабанихи и встретиться с возлюбленным. Но всегда ей предлагают то, что вызывает в ее душе чувство протеста, — компромисс с нравами Калинова, с ее судьбой купеческой жены. «Закон», «порядок», «покорность» — вот к чему привыкли калиновцы.
Центральное звено в калиновском миропонимании — идея полного повиновения судьбе. Эта идея определяет жизнь всех персонажей, за исключением Катерины, бросившей вызов судьбе, попытавшейся вмешаться в привычное течение событий. Город Калинов отверг ее, как самодур Дикой отверг предложение самоучки Кулигина — защититься от грозы громоотводом. В различных ситуациях и по разным поводам персонажи пьесы утверждают мысль о неизбежности судьбы. Перемен в своей жизни они всегда ожидают только от нее, не допуская активного личного вмешательства в происходящее. Калиновцы много вздыхают, сочувствуют, сожалеют, но не способны к поступку. «Жестокие нравы в нашем городе», по их мнению, — перст судьбы, поэтому остается только, покряхтывая, нести свой тяжелый крест. Примечательно, что для них нет ничего страшнее «греха»: он совершается на земле, но должен быть «оплачен» на небе. Мир Калинова — мир, населенный живыми мертвецами, воспринимающими свое существование как приготовление к «загробной» жизни. Не замечая отблесков адского пламени в калиновском «благолепии», они пуще всего боятся «геены огненной» — возмездия за свои подлинные и мнимые земные грехи.
Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина выражают два несовместимых представления о жизни. Кабаниха — живой символ города Калинова , где все происходит по раз и навсегда установленному порядку. По ее мнению, нарушение правил и обычаев жизни означало бы светопреставление, разрушение смысла существования: «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы на них: ничего-то не знают, никакого порядка. … Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего» (Д. 2, явл. VI). Она смотрит на жизнь как на обряд, не допускающий отклонений и «вольностей».
Катерина — символ неукрощенного порыва, мечты о переменах. То, что Кабанихе кажется «последними временами» и «концом света», манит, притягивает ее, заставляя доходить до «последней черты», за которой ей видятся грех и вечные муки. Она с самого начала понимает свою обреченность, но, только убедившись, что помощи ждать неоткуда и никакие перемены невозможны, Катерина решает уйти из жизни.
Конфликт и сюжет пьесы определяются столкновением героини с миром злой самодурной силы. Катерина не в состоянии разрешить противоречие между своим стремлением к новой жизни и железной уздой быта и нравов Калинова. Ее роль в этом конфликте — трагическая. Однако трагический смысл положения героини не исчерпывается социально-бытовым конфликтом.
Не только конфликт с «темным царством», но и неразрешимый внутренний конфликт обусловил ее трагедию. Катерину терзает мысль о нарушении нравственного долга: она считает себя грешницей, которой никогда не будет прощения. Пожалуй, именно религиозное чувство греха еще до «грехопадения», то есть до первого свидания с Борисом, особенно мучительно для нее: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» (Д. 1, явл. VII). «Долго ль еще мне мучиться? Для чего мне теперь жить? … Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила» (Д. 5, явл. II) — так она понимает свою трагедию после признания в «грехе», не видя надежды на спасение. Трагическое сознание греха и героическое отчаяние попеременно овладевают ею. Надежды на спасение нет, поэтому каждый свой поступок Катерина воспринимает как шаг, неумолимо ведущий ее к краю пропасти. У нее не возникает и мысли о возможности спасения души, об отпущении грехов и прощении. Напротив, она все больше и больше убеждается в том, что погибла безвозвратно.
Акценты в понимании трагической судьбы Катерины могут быть расставлены по-разному. С точки зрения социальной, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть. Победа «темного царства» в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. «Пленница» калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной «каменной стеной»: на ней уже образовались «трещины», однако она по-преж-нему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.
Философский аспект трагедии Катерины — ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы «темного царства», либо решить спор ценой ухода из жизни.
Психологическая сторона ее трагедии — неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету. Необходимо подчеркнуть, что религиозная форма, в которую облекается этот запрет у Катерины, решающего значения не имеет. Самоубийство — еще более тяжкий грех. Она добилась не искупления ранее содеянного, а «вечной муки», которая так страшила ее. Монологи и реплики Катерины, в которых она высказывает свои заветные желания, обращены к Варваре, Борису, Тихону, однако создается впечатление, что все сказанное Катериной необходимо только для того, чтобы «облегчить душу »: понять себя, выразить в слове сложность и противоречивость своих чувств. Некоторые монологи Катерины напоминают «внутренние монологи» — настолько точно в них передана «диалектика» ее души.
Для понимания трагической судьбы героини важны все три взаимосвязанных аспекта ее трагедии: социальный, философский и психологический. Только с учетом всей сложности трагических противоречий, возникших в «Грозе», можно правильно оценить положение Катерины. В банальной ситуации измены купеческой жены «упаковано» значительное социально-бытовое и философско-психологическое содержание. Супружеская измена из чисто бытового факта превратилась в трагедию личности, для которой любовные отношения стали не причиной, а следствием ее противостояния окружающему миру. «Грех» Катерины не в том, что она нарушила бытовой запрет, а в том, что осмелилась подвергнуть сомнению незыблемость существующего порядка вещей.
Новаторство «Грозы» во многом определяется характером изображения быта и нравов города Калинова. Впервые трагизм положения героини обусловлен именно бытом. Островский не показывает ничего, что выходило бы за рамки купеческого быта, который одновременно и реален, и нереален, почти «сказочен». В нем взаимодействуют патриархальные взгляды на жизнь с полуфантастическими представлениями о том, что находится за пределами города. Все, что противоречит их бытовому укладу, калиновцы воспринимают как невозможное, нереальное, знак дурных перемен.
В изображении Островского быт купеческого захолустья равнозначен року, который губит героев в древних трагедиях. Быт воспринимается самими жителями Калинова как судьба. Бытовое и роковое в судьбе Катерины сливаются в одном образе страшного земного зла — героиню может избавить от него только смерть. Впервые в драматургии Островского трясина привычного существования стала не только предметом сатирического осмеяния, но и источником высокой трагедии. Комическое отступило на второй план, потесненное новым взглядом на быт, в котором драматург сумел рассмотреть и трагический характер Катерины, и трагические обстоятельства ее жизни. Катерина — вне сферы комического, но в других персонажах, включая калиновских самодуров и их жертв, Островский с удовольствием обнаруживает комические черты. Таким образом, трагическое и комическое в «Грозе» — два полюса авторского отношения к патриархальному купеческому быту.
В «Грозе», как и в других пьесах Островского, быт наделен особой функцией. Для писателя эта « непоэтическая » сфера жизни людей, в которой торжествует материальное и низменное, а духовное и возвышенное спрятано под грудой бытовых мелочей, стала источником высокой поэзии. Островский считал быт непреложной формой существования отдельного человека и общества в целом. Частная жизнь людей в его пьесах — это и есть самое настоящее бытие, длящееся от рождения до смерти. В бытовой реальности драматург видел все: хорошее и плохое, великодушие и преступление, беду и счастливые повороты судьбы. Он выстраивал все бытовые проявления человека в единую цепь и находил в бытовом, вроде бы совсем несложном, существовании своих героев значительное социальное и психологическое содержание. ствовании своих героев значительное социальное и психологическое содержание.
Отдельные бытовые ситуации и житейские поступки проясняют единство и многогранность жизни, в которой неумолимые социальные и нравственные закономерности проявляются в случайном. Случайное, нетипическое, в свою очередь, оказывается закономерным. Именно из такой цепи бытовых случайностей складывается судьба Катерины Кабановой. «Случайно» Борис приехал в Калинов, «случайно », а вовсе не потому, что именно этот человек был предназначен для нее судьбой, полюбила его Катерина. Сама любовь героини — только один из возможных вариантов ее противостояния постылой жизни в доме Кабановых. Катерина ждала «кого-нибудь», кто не походил бы на людей, окружавших ее в Калинове. Это должен был быть вестник из другого мира, с кем она могла бы связать свои надежды на новую жизнь и счастье.
Любовь Катерины не высшая потребность души, как у Ларисы Огудаяовой из «Бесприданницы», а форма протеста против быта, символ свободы и веры в реальность мечты. Мечта Катерины воплотилась в Борисе, к которому она и обращается не столько как к возлюбленному, сколько как к своей мечте. В нем соединились ее надежды на счастье, сознание своего греха, горечь от предчувствия неизбежного наказания. Катерина и Борис говорят на разных языках: она смогла подняться над бытом, но ее возлюбленный к этому не способен.
Катерина утопилась не от «несчастной любви» и не от любви « невозможной », греховной, хотя сама ситуация вызывает в памяти литературный стереотип «бедной Лизы». Ее вытолкнул калиновский быт, так как ее страстное желание новой жизни, выразившее себя в мучительной любви-страсти к Борису, не могло существовать в калиновских рамках, не могло быть скроено по калиновскому образцу. Антипод Катерины — Варвара, несмотря на то, что настроена по отношению к Катерине вполне дружелюбно, становится ее наперсницей, дает ей ключ от калитки, способствует ее тайным свиданиям. В отличие от Катерины, Варвара рождена калиновским бытом, не нарушает его принципов. В том, что ей кажется бытовой хитростью, Катерина чувствует нарушение законов, спор с судьбой. Калитка для Варвары — обычный бытовой предмет, для Катерины — это врата, выводящие ее из ненавистного дома, но за ними скрываются две дороги: в рай «недозволенной», а потому обреченной любви, и в ад, где ее будут терзать муки растревоженной совести. Варвара легко обходит любые бытовые препятствия, легко любит, легко грешит — для Катерины именно быт и убеждение в незыблемости его нравственных законов оказались главными препятствиями на пути к счастью.
В «Грозе» раскрылась новая «философия быта», выработанная Островским. Быт стал формой «живой» жизни, отражением естественных стремлений человека. Понять душу человека, подвергнув ее испытанию бытом, — такова главная задача, поставленная драматургом во второй половине 1850-х гг. Разрушение быта — симптом скорого развала отживших социальных отношений. В «самом решительном», по словам Добролюбова, произведении Островского отношения главной героини с бытом впервые переведены в новую, неожиданную плоскость. Смысл «бунта» Катерины в том, что она стала живым отрицанием калиновского быта. У читателя или зрителя вряд ли возникает вопрос, можно ли «улучшить » бытовую среду, изображенную в пьесе, сделав ее более человечной, проницаемой для нового. Отношение к быту и нравам Калинова — неизменно отрицательное: в нем нет гармонии, красоты и поэзии, поэтому его крах неизбежен.
Исключительным вниманием к быту обусловлены сюжетно-композиционные особенности «Грозы»: статичность сюжета, «пропуски» в изображении любовной интриги, большое количество сцен, которые не обязательны с точки зрения развития событий, но необходимы для характеристики бытовой среды и нравственных принципов жителей Калинова. Темп развития действия вполне соответствует неторопливой, размеренной жизни калиновцев. Сцена, декорации, кулисы лишь формально ограничивают временные рамки трагедии. Замедленная экспозиция, обширная предыстория героини (рассказ Катерины Варваре о своей жизни), краткие предыстории других персонажей (Тихона, Бориса) создают впечатление, что ход событий начался задолго до первого эпизода пьесы. Финальные реплики персонажей не исчерпывают смысла происшедшего — самоубийства Катерины, намекая на возможность развития событий в самой действительности. «Гроза», как и большинство пьес Островского, метко названных Добролюбовым «пьесами жизни», кажется сценическим фрагментом реальности.
www.allsoch.ru