цитатная характеристика Катерины,в пьессе Островского:»Гроза». — Задай вопрос — получи ответ
1.»Жила- была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они дочь свою любили, позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж…»- Мать ее очень любила, «наряжала как куклу, работать не принуждала».
2. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю».
3.Но дома ее постоянно, день за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее, как ржавая пила. «Сокрушила она меня «,- размышляет Катя.
4.»Перед кем я притворяюсь-то! ..» — восклицает она. И решается на свидание с Борисом.
5.»Здесь, что замуж вышла, что схоронили — все равно», — рассуждает Борис. Борис Григорьевич- племянник купца Дикого, который известен скандальным и ругательным характером.
7. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
8. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина.
9. «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше…”
10. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский».
Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.
stessay.com
Сочинение с цитатами гроза образ катерины
Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского «Гроза9quot;, в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту.
Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться.
Катерина — самый сильный характер пьесы. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу.
Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворятся, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не страх перед гиеной огненной побудили героиню сказать правду.
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» — так начала она свое признание. Для её честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить, лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Её самая дорогая ценность это личная свобода, свобода души.
Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам, и в тоже время сопоставлен с ними.
Главным внешним конфликтом пьесы является противостояние Катерины и Кабанихи.
Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире. Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого уклада жизни. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел, перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.
Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.
У Катерины и Кабанихи различное отношение к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.
Характер Катерины также противопоставлен характерам Тихона и Бориса, безвольных людей смирившихся с властью самодуров. Так, муж Катерины Тихон Кабанов во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Борис мало чем отличается от Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.
Образ Катерины противопоставлен Варваре и Кудряшу, молодому поколению города Калинова, которые научились жить в «темном царстве».
Варвара — наперсница и постоянная спутница Катерины. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать. Приспосабливаясь к нравам города Калинова, Варвара выучила все его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Ложь для нее — норма жизни: «У нас весь дом на этом держится», без обмана нельзя. Не видя ничего плохого в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина не может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.
А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем Калинова. Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми. Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают «темное царство», но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же «темном царстве», но уже хозяевами в нем.
Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Кулигин дает яркую и верную характеристику «темному царству»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие. У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить. «
Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился с ними.
Автор пьесы постарался подчеркнуть исключительность главной героини. И это выразилось в создании образа, в речи Катерины. Также внутренний мир героини выражается в ее монологах, в них мы видим ее переживания, мотивы поступков. Первый монолог — вдохновенное воспоминание о детстве. И характер воспоминаний, и манера говорить свидетельствуют об одухотворенности Катерины. Второй монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. Ей пришлось пережить унизительные наказы, данные мужем по приказу матери. Из монолога мы узнаем, о чем думает она, оставшись одна. Монолог покоряет нас отсутствием какого-либо надрыва. Сцена эта словно затишье перед грозой. Последний монолог Катерины словно подводит черту. Он погружает нас во внутренний мир потрясенной женщины. Возвращение домой означает духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти она мечтает обрести подлинное спокойствие. Весь последний монолог звучит как грустная, проникновенно — лирическая песня. Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А последние слова героини еще сильнее заставляют ощутить трагическое несоответствие живой души с законами мрачного патриархально-деспотического уклада.
Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины — вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе9quot; на решительное дело”.
233441 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:
В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. Островского «Гроза»)
Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?
Кто такая Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»
Смотрите также по произведению «Гроза»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Русская литература XIX века
Современная Русская литература
Новейшая Русская литература
Антиэпиграфы и антицитаты
Чем вызван и почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабанихой?
Последний путь выпал на долю Катерине, как выпадает он на долю большей части людей в «темном царстве» Диких и Кабановых. (Н. А. Добролюбов)
Художественное своеобразие пьес А. Н. Островского
Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются. (А. Моруа)
Столкновение чувства и долга в сознании Катерины Кабановой
Стойкий дух прочнее всякого клинка. (Э. Гейбель)
Разрушители «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Это — страдание, болезнь при виде непризнанного человеческого достоинства, оскорбляемого с умыслом и еще больше без умысла. (В. Г. Белинский)
Проблема человеческого достоинства в драме А. Н. Островского «Гроза»
Истинное достоинство подобно реке, чем оно глубже, тем меньше издает шума. (М. Монтень)
Кто страшнее: Кабаниха или Дикой?
. Существо бездушное, кулак-баба, заключающая в китайских церемониях — и любовь, и религию, и нравственность. (Н. А. Добролюбов)
Кто оказался победителем в пьесе «Гроза»: Кабаниха или Катерина?
Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Юлий Цезарь)
Катерина Кабанова и Лариса Огудалова
Ты — женщина, и этим ты права. (В. Я. Брюсов)
Законы и законодатели «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Добро по указу — не добро. (И. С. Тургенев)
Варвара и Катерина в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. (Н. А. Добролюбов)
Внимание, только СЕГОДНЯ!miyakirb.ru
Борис и Катерина (по пьесе А. Островского «Гроза»)
Замечательные и справедливые слова сказал о пьесе «Гроза» в своем письме А. Н. Островскому В. П. Боткин: «Никогда вы не раскрывали так своих поэтических сил, как в этой пьесе… В «Грозе» вы взяли такой сюжет, который насквозь исполнен поэзии,— сюжет, невозможный для того, кто не обладает поэтическим творчеством… Любовь Катерины принадлежит к тем же явлениям нравственной природы, к каким принадлежат мировые катаклизмы в природе физической…».
Итак, Катерина влюблена в Бориса. Прочитав эту строчку, можно только вздохнуть: «Что ж, любви все возрасты покорны…», а можно глубоко задуматься, потому что любовь к Борису стала для героини «Грозы» настоящей трагедией, усилив ту драму, которую она переживала, оказавшись в «темном царстве».
Катерина — девушка тонкая, мечтательная, поэтичная. Это человек высоконравственный, простодушный, безыскусный в отношениях с людьми. Она не умеет лгать, притворяться, скрывать свои чувства. Чувствует она глубоко, поэтому, раз увидев Бориса и полюбив его, уже не может ничего с собой поделать. «Разве я хочу об нем думать? — рассуждает она.— Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами». Для замужней Катерины, верной своему мужу и набожной, эта любовь становится настоящей нравственной пыткой. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что»,— так описывает она свое состояние.
Будучи доброй, Катерина жалеет мужа, которого никогда не любила и не любит, с которым она никогда не сможет быть счастливой. Он слабый, безвольный человек, позволяющий унижать себя на глазах жены.
Борис и Катерина не могут видеться, потому что замужних дам держат в Калинове под семью замками. Разрешить проблему берется сестра Тихона, Варвара, для которой давно не существует никаких нравственных преград. «И я не обманщица была,— говорит она о себе,— да выучилась, когда нужно стало». Едва ли у Катерины получилось бы освоить эту науку.
Поначалу сопротивляясь, Катерина все-таки принимает услуги Варвары. Она не может больше находиться в удушливой атмосфере ханжества, несвободы, самодурства, да и свою любовь побороть не в силах. Героиня идет на великий грех — решается встретиться с Борисом. Судьба благоволит этому: Кабаниха отправляет сына из дому. Сложившуюся ситуацию Катерина переживает мучительно, но преодолеть ее она не может. Несколько встреч с Борисом освещают ее жизнь лучами счастья, но ненадолго.
Борис находится в зависимом положении от своего дяди, купца Дикого. Он сирота, а бабушка его в завещании распорядилась о том, чтобы долю наследства Борис получил только после совершеннолетия и только при условии почтительного отношения к дяде, что в принципе невозможно. Не потому что Борис не уважителен к старшим, а потому что на Дикого, властного, грубого, бессовестного и хитрого человека, угодить невозможно. Тем не менее Борис продолжает жить в доме дяди, терпеливо снося все оскорбления. В его характере нет той силы, которая помогла бы ему превозмочь обстоятельства.
Попав в Калинов, Борис, так же как и Катерина, чувствует себя неуютно. «Больно трудно мне здесь, без привычки-то! — говорит он. — Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Неожиданной напастью для него становится любовь. «Загнан, забит,— восклицает он,— а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».
Борис не может побороть свои чувства. «Уж я коли полюбил…»,— говорит он, открывая свою тайну Кудряшу, и не заканчивает фразу, потому что и так все ясно. Однако и первого шага он сделать не может. Варвара оказывается куда проворнее его. Борис принимает ее услугу, а вот ответить за содеянное не умеет. Наказанный дядей, он послушно отправляется в Сибирь. На просьбу Катерины взять ее с собой Борис отвечает отказом — он дяди остерегается. Борис фактически предает Катерину, бросая ее в таком положении.
Героиня оказывается сильнее Бориса. Именно она, не умеющая лгать, во всеуслышание говорит о своей любви. Она бросает вызов «темному царству», кинувшись в бездну. Борис, конечно, сочувствует Катерине, но единственное, чем он оказывается в силах ей помочь,— это пожелать ей смерти.
Островский показал Катерину женщиной, которая «забита средой», но вместе с тем он наделил ее положительными качествами сильной натуры, способной до конца противостоять деспотизму. О Борисе же критик Н. Добролюбов говорил, что он тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силу делать пакости… но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие…».
5litra.ru
Следующие подборки: Предыдущие подборки: |
aforizmi-i-citati.ru