Греция рим скульптура древность венера – Слово по подсказке Ассоциации 141-160 уровень

Слово по подсказке Ассоциации 141-160 уровень

Рандеву, ресторан, встреча, любовь, цветы - СВИДАНИЕ

Начальник, кабинет, руководитель, школа, руководство - ДИРЕКТОР

Сдача, карман, копейка, монета, пустяк - МЕЛОЧЬ

Олимпиада, болельщик, футбол, бег, трибуна - СТАДИОН

 

     

Плов, палочки, суши, Китай, каша - РИС

Руль, дырка, бублик, шофер, сушка - БАРАНКА

Кувшинка, чистота, поза, цветок, йога - ЛОТОС

Честь, искренность, правда, прямота, открытость - ЧЕСТНОСТЬ

 

     

Запеканка, ватрушка, молоко, масса, пасха - ТВОРОГ

Рим, скульптура, Греция, древность, Венера - АНТИЧНОСТЬ

Степень, растение, женьшень, дерево, извлечение - КОРЕНЬ

Вермишель, Италия, спагетти, паста, дуршлаг - МАКАРОНЫ

 

     

Топливо, скважина, черное золото, бензин, добыча - НЕФТЬ

Пшеница, жатва, осень, огород, зерно - УРОЖАЙ

Прогресс, исследование, химия, физика, математика - НАУКА

Мамонт, шахматы, хобот, Индия, моська - СЛОН

 

     

Спорт, поле, мяч, гол, стадион - ФУТБОЛ

Художник, галерея, рамка, живопись, пейзаж - КАРТИНА

Гармония, великолепие, природа, девушка, здоровье - КРАСОТА

Фукусима, самурай, аниме, Токио, гейша - ЯПОНИЯ

9gamer.ru

Искусство Древнего Рима | История искусства

Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора — деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора , и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.

Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое — у этрусков, но больше всего — у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне , как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку — из глины, воска, бронзы.

Архитектура

Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.

Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.

У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.

Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й , вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.

Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.

На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - б а з и л и к и . В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

cvetamira.ru

Из истории скульптуры Древнего Рима. Подражание скульптуре Древней Греции., Дизайн интерьера дома и квартиры

  Забегая вперед, скажем, что античной скульптуре мы намерены посвятить не одну встречу. Будет рассмотрен вопрос ее влияния на интерьеры XVIII-XIX веков (напомним, что к теме «Скульптура» мы обратились, изучая дворцовый стиль в интерьере).

Сегодня мы немного поговорим о скульптуре Древнего Рима, после чего перейдем к «основательной» беседе об античной скульптуре.

Итак… Согласно «Википедии», «…искусство греческой скульптуры перешло к римлянам. Народу, призванному к выработке основ государственной жизни и к господству над ойкуменой (термин, употребляемый для обозначения населённой человеком части земли – прим. А. К.), было вначале не до искусства и эстетических наслаждений; поэтому он на первых порах довольствовался тем, что получил по части художеств от этрусков, и что производили выученные ими туземные мастера. В этрусском же искусстве отразилось сперва восточное, а потом и греческое влияние; но это искусство сохранило навсегда долю своей первобытной сухости и грубости, хотя в техническом отношении и достигло значительного успеха — выработало приёмы изготовления терракотовых фигур и рельефов и литья различных предметов из бронзы; более же всего оно славилось поделками художественно-промышленного характера». 

Скульптура Древнего Рима в первые годы его завоевания Древней Греции была отлична от той, что создавали древние греки, будучи еще не завоеванными. Но искусство греков было настолько совершенно, что, в конечном итоге, «вытеснило из вечного города посредственное искусство Этрурии». 

В источнике сказано, что «греческие мастера стали работать на римлян и находить среди них учеников себе и подражателей. Однако произведения, выходившие в это время как из греческих, так и из римских рук, имеют по большей части лишь второстепенное значение: это — более или менее удачные копии знаменитых созданий греческой пластики или подражания им. Как на лучшие из подобных произведений можно указать на статуи Венеры Медицейской, Венеры Капитолийской, Ватиканской Ариадны, Аполлона Бельведерского и других. Впрочем, римские скульпторы не ограничивались ролью простых подражателей: мало заботясь об идеализации, они старались передавать натуру с точностью и силой. Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях)».

Подражать прекрасному стремились мастера во все времена. Поняв, что скульптура творцов Древней Греции являет собой верх совершенства, скульпторы Древнего Рима стали создавать свои творения максимально похожими на шедевры завоеванной Греции. Недостатка в мраморе в Древнем Риме не было, поэтому скульптур из данного материала становилось все больше. «Но результат их работы, - говорится в источнике, - нередко выходил очень посредственный, и сами они, спеша размножать свои произведения, по-видимому, обращали внимание больше на их количество, чем на качество… В таком положении застало скульптуру христианство...»

Вот так вкратце выглядит история скульптуры Древнего Рима. Но данной информации явно недостаточно для того, чтобы иметь более полное представление об античной скульптуре и ориентироваться в этой области при обустройстве интерьера, в котором копии данного произведения искусства займут свои достойные места. Поэтому нас ждет «основательная» беседа об этой скульптуре. Как отмечалось выше, главный акцент мы будем делать на использовании античных мотивов в дворцовом интерьере и, в частности, на образе античности в скульптуре XVIII-XIX веков.

Раскрывая данную тему, мы будем обращаться к научной работе (диссертации) кандидата искусствоведения Софьи Сергеевны Морозовой «Образ античности в русской скульптуре конца XVIII - первой трети XIX века». Но, прежде чем приступить к цитированию труда, мы скажем несколько слов о значении древнегреческой скульптуры и о следе, который оставила она потомкам.

Культура и архитектура античности будоражит умы ученых на протяжении многих веков. Не меньше внимания специалисты уделяют и изучению античной скульптуры

. Мастера Древней Греции заложили основу скульптуры, которая отражает не только красоту тела человека, но и передает его духовный мир. Это, своего рода, застывшая поэзия. О такой заложенной основе говорится и в научной работе С. С. Морозовой. В частности, автор диссертации пишет: «В истории европейской культуры античность мыслилась в качестве некой исходной точки, от которой ведется отсчет истории европейской цивилизации. И потому требовала постоянной соотнесенности с современностью. По мнению исследователей, потребность в постоянном обращении к своему прошлому является специфической чертой европейской культуры…»

Здесь речь идет не только о скульптуре. Античная архитектура и искусство до сих пор служат предметом для подражания. «Следы» Древней Греции и Древнего Рима можно встретить не только в Европе. В США есть большое количество зданий, выполненных в стиле греческих храмов. Да и скульптурные группы присущи Новому Свету.  В следующий раз мы продолжим начатую сегодня тему.

  

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: tiberius.k21vek, sno.pro1, v-mire-nauki, blog.kp, cor.edu.27

www.dkd.ru

Венера, богиня любви - Русская историческая библиотека

Рожденная из морской пены, окрашенной кровью раненого Урана, богиня любви и красоты, которую римляне называли Венерой, а греки – Афродитой, была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы и обаянию ее красоты покорялись все боги, люди и даже звери. Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты.

 

Мифы древней Греции. Афродита (Венера). Повелительница любовных желаний

 

Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой раковине. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров. В XVIII веке французские художники, и главным образом

Буше, любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах. Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры».

Туалет Венеры – излюбленный сюжет для художников и поэтов. Оры занимаются воспитанием прелестной богини, а грации (хариты) присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она – самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит Венеру одолжить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Когда греческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений Венеры к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Венеры есть именно изящество, элегантность драпировок и движений. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Венеры выражена, главным образом, женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в Венере именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

Вот что говорит Овидий о всемогуществе Венеры: «Она дает оплодотворенные семена растениям, она первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью, она научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Ей обязаны мы размножением птиц и животных. Благодаря ее могуществу живут и размножаются рыбы и все живущие в безбрежных морях и других водах (Венера Морская)». «Она первая придала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и заботы о наружности».

Древний историк Павсаний в своем описании Фив говорит о том, что с давних времен существовало три различных изображения Венеры: Венера небесная, или божественная, Венера земная и Венера Предохранительница. Черепаха, эмблема женского целомудрия, была посвящена небесной Венере, тогда как козел, символ распутства, был посвящен Венере земной. Сохранилась в Помпее фреска, изображающая Венеру небесную: богиня покрыта одеждой, усеянной звездами, на голове у нее корона, а в руках скипетр. Знаменитый скульптор Скопас изваял по заказу одного города статую земной Венеры; она сидит верхом на козле; подобное же изображение встречается на античных камеях.

Эта Венера была особенно чтима в Коринфе – приморском городе, издавна прославившемся красотой своих гетер. Там в храме этой богини приносились жертвы, и там сохранилось несколько интересных посвящений Венере. Вот одно из них: «Добродетельная Микарета, которая прежде проводила дни за ткацким станком, заставляя без устали гулять по нем челнок Минервы, посвятила Венере свою рабочую корзинку, веретено, шерсть и все рабочие принадлежности. Она сожгла их на алтаре богини, говоря: «Исчезните вы все, инструменты труда, допускающие умирать смолоду тружениц и заставляющие увядать и блекнуть красоту бедных девушек!» Затем она украсила чело свое цветами, взяла в руки лютню и стала вести веселую, полную наслаждений жизнь, проводя время в пирах и праздниках».

Остров Кипр также славился своими гетерами. По известному мифу, живший там скульптор Пигмалион был так возмущен наглостью и испорченностью кипрских женщин, что решил оставаться всю жизнь одиноким. Но так как в его воображении жил образ идеальной женщины, то он вырезал из слоновой кости статую, в которой соединялись красота форм и чистое, целомудренное выражение. Статуя эта так нравилась самому творцу, что он влюбился в нее, но ей не хватало жизни, а всем живым женщинам, которых он видел, не хватало чистоты, стыдливости. В один из праздников в честь Венеры Пигмалион отправился в храм этой богини, принес ей жертву и стал умолять ее о том, чтобы она дала ему в супруги такую же совершенную женщину, как была совершенна его статуя. По-видимому, богиня затруднилась найти таковую среди живущих и, желая исполнить просьбу художника, она прибегла к чуду. Когда Пигмалион возвратился домой, он подошел поцеловать свою статую, и – о чудо! – под его поцелуями она ожила. Этот поэтический миф во все времена служил темой для многочисленных художественных произведений.

Вначале Венеру никогда не изображали совершенно обнаженной. Поэтому Пракситель возбудил своей статуей всеобщее удивление и даже удивление самой Венеры, которая воскликнула при виде статуи: «Меня видели обнаженной Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель?» Плиний рассказывает, что Пракситель, исполняя заказ жителей города Коса, изваял две статуи: одну одетую, другую обнаженную. Они выбрали первую, а художник продал вторую жителям города Книда, и это знаменитое произведение искусства стало для них источником славы и благоденствия, потому что, как говорит Плиний в своих записках, изо всех частей земли прибывали в город Книд путешественники, желавшие полюбоваться статуей Венеры.

Поэты и прозаики оставили нам бесчисленное количество самых восторженных описаний этой статуи. По словам одного из них, гордая Юнона и мудрая Минерва, посмотрев на нее, вскричали: «Не будем больше винить Париса [за то, что он отдал Венере яблоко раздора]!» К сожалению, этой статуи не существует больше, но так как она служила для многих художников прототипом для их Венер, то почти во всех музеях можно видеть повторения, весьма близкие к оригиналу. Кроме того, сохранилось много монет, на которых воспроизведена знаменитая статуя.

Венера Медицейская. Статуя I в. до Р. Х.

 

Из более известных статуй Венеры следует упомянуть о Венере Капитолийской, Венере Meдицейской, находящейся теперь в картинной галерее во Флоренции. Знаменитая статуя Венеры Милосской, находящаяся теперь в Лувре, – одно из величайших произведений искусства.

Венера Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

 

Под именем Венеры Анадиомены известны все статуи и картины этой богини, на которых она изображена выжимающей свои роскошные волосы. Многие художники изображали Венеру Анадиомену, окруженную грифонами, нереидами и амурами. Одним из лучших полотен на эту тему считается картина Тициана.

Венера Анадиомена. Картина Тициана, ок. 1520

 

Венера также носит прозвище Genetrix (Прародительницы) и почитается как прародительница человеческого рода. Искусство изображает ее в длинной одежде, одна сторона груди у нее обнажена, и в руке она держит гранат, символ плодовитости. Иногда богиня держит копье и шлем Марса, тогда она называется Венерой Победительницы.

Венере были посвящены мирт и яблоко – символы любви, мак – эмблема плодовитости, воробей и голубь, лебедь и ласточка – вестницы весны, черепаха – символ женского целомудрия – и дельфин – как богине, рожденной из морской пены.

Сын Венеры - бог Амур.

 

rushist.com

Скульптура - bubligum9000



 "Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям", картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868
Фидию принадлежали две самые знаменитые греческие скульптуры — «Афина-Дева» в Парфеноне и «Зевс на престоле» в Олимпии. Фидий был другом Перикла, он руководил всем, что строилось на Акрополе.


Зевс в Олимпии. Фидий, статуя из золота и слоновой кости в главном храме Олимпии.высота 12 метров.


Изображение богини Афины, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акророполя, в главном храме,  — Парфеноне.

 И еще знаменитые скульптуры древней Греции, «Тираноубийцы» Крития и Несиота, «Дискобол» Мирона, «Дорифор»
Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен» Лисиппа и «Лаокоон» Агесандра.

Ни одна из этих статуй не дошла до нас — и все же мы их знаем. Дело в том, что сохранились их копии, подчас довольно многочисленные: богатые люди любили украшать свои дома и дворы копиями знаменитых скульптур.


«Гармодий и Аристогитон». Скульпторы Критий и Несиот. Римская копия бронзовой группы

Двойная статуя в честь тираноубийц Гармодия и Аристогитона была поставлена после свержения тирании в Афинах. Ксеркс, захватив Афины, снял ее и увез в Персию. Когда персов прогнали, поставили новую, она и сохранилась в копиях: Аристогитон протягивает ножны, Гармодий выхватывает из них меч. Греки привыкли, что их однофигурные статуи симметричны: правая сторона фигуры точь-в-точь как левая. И первую свою двухфигурную статую они сделали так же симметрично: в центре оба героя вынесли вперед руки и выдвинули ноги, по краям — отвели их назад. Получилось очень цельно и величественно. Вспомните хорошо знакомую вам статую В. Мухиной «Рабочий и колхозница»: в ней две фигуры объединены точно такой же позой.



Дискобол Мирона.
«Дискобол» был знаменит тем, что это была первая и удивительно смелая попытка неподвижной статуей передать движение. Для этого скульптор Мирон выбрал неуловимый момент между двумя движениями: атлет только что до предела раскачал свое тело в замахе и вот-вот рванется в посылающий толчок. Главным для скульптора было преодолеть привычку к симметричным фигурам, и он ее преодолел: никакой симметрии в статуе нет. Но он не преодолел другой привычки: его «Дискобол» рассчитан только на взгляд спереди, как картина; обходить его кругом неинтересно. Искания продолжались.


Дорифор.Поликлета.
«Дорифор» («Копьеносец») Поликлета — это статуя, которую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»). Здесь он рассчитывал те самые пропорции человеческого тела, которые должен соблюдать художник: какую долю тела составляет ступня, голова и так далее. Голова здесь укладывается в росте еще не восемь, а только семь раз: фигура сложена плотнее и крепче. Но главным у Поликлета было открытие перекрестной неравномерности движения тела: если из двух ног сильнее напряжена левая, то из двух рук — правая, и наоборот. (Вспомните: маршируя, вы делаете одновременно шаг левой ногой и взмах правой рукой, а потом наоборот.) Дорифор напряжен именно так: опирается он на правую ногу, а копье держит в левой руке. От этого все его тело приобретает естественную легкость и гибкость, «Дорифора» можно обойти и видеть: он не позирует, он живет.


«Афродита Книдская» Пракситель.
 Стала каноном женской красоты, как «Дорифор» — мужской. Это была первая нагая женская статуя — до тех пор делались только одетые. Чтобы это не слишком поражало, Пракситель изобразил богиню как бы после купания: у ног ее — сосуд для воды, в руке — покрывало. Все равно это было непривычно; говорили, что статую Афродиты заказывали Праксителю жители острова Коса, он сделал две нагую и одетую; «заказчики поколебались и все-таки взяли одетую, а соседи их и соперники, жители Книда, отважились взять нагую, и это прославило их город; со всей Греции любители прекрасного ездили в Книд только затем, чтобы посмотреть на Афродиту Праксителя.


Красивое слово «Апоксиомен» означает всего лишь «обскребающийся»: юноша, полукруглым скребком счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе. Это такой же атлет, как у Поликлета, но пропорции его стройнее, а поза свободнее: голова его укладывается в росте восемь раз, и стоит он настолько непринужденно, не обращая внимания на зрителя, что если «Дорифора» можно было обойти вокруг, то «Апоксиомена» нужно обойти вокруг — иначе ни с какой отдельной точки зрения полного впечатления от него не получишь. Именно этого и добивался Лисипп. Когда его спрашивали, как у него это получается, он отвечал: «Когда я начинал учиться, я спросил учителя, какому из мастеров подражать; и он мне ответил: „Природе“. Для Лисиппа „Апоксиомен“ был лишь одной из полутора тысяч сделанных им статуй, но потомкам он полюбился больше всех. Из Греции его увезли в Рим, там он стоял на площади, а когда один император вздумал перенести его к себе во дворец, то народ поднял такой ропот, что пришлось вернуть статую обратно.


«Лаокоон и его сыновья». Музей Пия-Климента. Ватикан.

«Лаокоон» словно переносит нас в другой мир. До сих пор перед нами были цветущие мужчины, здесь — старик и дети; до сих пор был величавый покой, здесь — мучительная борьба. Это вкусы новой эпохи, после Александра Македонского, когда искусство уже смелее играло с земными страстями. Лаокоон был жрец, предостерегший троянцев, что город их может пасть от деревянного коня; за это Посейдон выслал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и двух его сыновей. Мы видим: один уже изнемог, другой еще только что схвачен, а между их опутанными телами — торс отца, который выгнулся в последнем напряжении, набравши воздуха и задержавши выдох: перед нами такое же мгновение неподвижности между двумя сильными движениями, как в «Дискоболе» Мирона. Статую эту раскопали в начале XVI в., и великий Микельанджело твердо сказал, что это лучшая статуя в мире.



В этот список шедевров могли бы войти еще две статуи. Одна — это статуя Зевса в Олимпии работы Фидия; вся античность единодушно считала ее чудом света, но до нас она не дошла даже в копиях: она была огромная, деревянная, с облицовкой из золота и слоновой кости, и копированию не поддавалась.
 


Другая — это Гермес с младенцем Дионисом на руках работы Праксителя; это единственная статуя великого мастера, дошедшая до нас в подлиннике, и ученые сверяются с ней, чтобы по поздним копиям других статуй представить себе оригиналы, но в древности она никакой особенной известностью не пользовалась.


Аполлон Бельведерский.
И еще две статуи неизвестных мастеров следует здесь хотя бы назвать: Аполлона Бельведерского и Венеру Милосскую (правильнее — Афродиту Мелосскую). Первая изображает бога, только что поразившего змея Пифона:


Венера Милосская.
Вторая — статуя с отбитыми руками, которых не реставрируют, потому что любая реставрация помешает видеть изгиб тела богини:
XVIII век преклонялся перед Аполлоном Бельведерским, XIX век — перед Венерой Милосской; сейчас восторг перед ними уменьшился, но из уважения к отцам и дедам не упомянуть о них нельзя.

 


bubligum9000.livejournal.com

Каким был идеал женской красоты в античности? | Культура

(Из древнегреческого гимна)

Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства.

Отношение греков к телесной красоте особенно ярко иллюстрирует история Фрины — известной гетеры, послужившей моделью для многих статуй. Когда ее осудили за богохульство и «развращение лучших афинских мужей» и уже готовы были вынести смертный приговор, ее адвокат предъявил последний аргумент — просто сдернул с Фрины одежду. Увидев сколь прекрасна нагота подсудимой, судьи усомнились, что в таком теле может быть порочный дух и… оправдали.

В той же Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела. Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принцип «золотого сечения» (сам термин был введен Леонардо да Винчи), по которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей (если С — целое, А — большая часть, В — меньшая, то «золотое сечение» выражается формулой — С: А=А:В). Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.

Доскональный расчет канонов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. (его сочинение на эту тему так и называется — «Канон»). По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова — 1/7 всего роста, кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка. Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа — важнейший показатель «золотого сечения». Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к «золотому сечению», равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6). У женщин ноги… короче!

Однако если отвлечься от бесспорного авторитета греческих скульпторов и приглядеться к «Венерам» непредвзятым оком, то можно заметить, что их красота по нынешним меркам является не такой уж идеальной. Во-первых, древнегреческая женская фигура толстокостна, массивна, с мягкими округлыми формами. Во-вторых, у нее небольшая, абсолютно симметричная грудь, довольно широкая талия, почти плоские ягодицы и коротковатые ноги. Для примера приведем «модельные» параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост — 164 см, грудь — 86, талия — 69, бедра — 93.

По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический «греческий» нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Несмотря на благородную белизну греческих статуй, гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки.
Кстати, на самом деле греки всегда ярко раскрашивали статуи, а «классическая» белизна (которая так восхищала гуманистов Возрождения) появилась лишь под влиянием безжалостного времени. Но вернемся к женщинам…

Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел «коримбос». Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей. Как видите, мода на блондинок имеет давнюю историю.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос (согласно римским законам, благородным матронам менять свой цвет волос возбранялось). Так как постоянная процедура обесцвечивания была рискованна не только «солнечными ударами», но и полным облысением, в моде были парики из светлых волос, поставляемые обычно из завоеванной Галлии. Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом — свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные «рецепты»: например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

shkolazhizni.ru

Скульптура древнего Рима

2011-09-06

Город Рим был создан, согласно легенде, близнецами Ромом и Ремом на семи холмах еще в 8 в. до н.э.. В нём находится большое количество памятников периода поздней республики и императорской эпохи. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". Название города символизировало его величие и славу, могущество и великолепие, богатство культуры.

Изначально римские скульпторы полностью подражали грекам, Но в отличие от них, которые изображали богов и мифологических героев, римляне понемногу начинают работать над скульптурными портретами конкретных людей. Считается, что римский скульптурный портрет является выдающимся достижением скульптуры древнего Рима.

 

Но проходит время, и древний скульптурный портрет начинает меняться. Со времени Адриана (2 век нашей эры), римские скульпторы уже не  раскрашивают мрамор. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Если сравнить его с портретами греческих скульпторов, то можно наблюдать некоторые отличия. В скульптуре древней Греции, изображая образ великих полководцев, литераторов, политических деятелей, греческие мастера стремились создать образ идеальной, прекрасной, гармонически развитой личности, которая была бы образцом для всех граждан. А в скульптуре древнего Рима мастера, когда создавали скульптурный портрет, акцентировали внимание на индивидуальном образе человека.

 

Проанализируем одну скульптуру древнего Рима, это известный портрет знаменитого полководца Помпея, созданный в 1-м веке до нашей эры. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. В нём скульптор попытался показать индивидуальность облика полководца и раскрыть разные стороны его характера, а именно человека с лживой душой и честного в словах. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. А что касается портретов женщин, молодых людей или детей, то их можно было встретить только на надгробных стелах. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. В самой скульптуре Рима формируются  предпосылки для точного изображения человека. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора, изготовленной в честь  Авла Метелла. Его  изобразили в обычной и естественной позе. При изображении в скульптурах, римских императоров, их часто идеализировали.

 

Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Его образ символизирует силу и мощь державы, который, как считали, был предназначен руководить другими народами. Именно поэтому скульпторы,  изображая императоров, не совсем старались сохранить портретное сходство, а использовали сознательную идеализацию. Для создания древних скульптур римляне, как образец использовали скульптуры древней Греции 5-4 веков до нашей эры, в которых им нравились простота, изгибы линий и красота пропорций.

 

Величавая поза императора, выразительные руки и устремленный взгляд, придают древней скульптуре монументальный характер. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Мужественная фигура с мускулистым телом и обнаженными красивыми ногами напоминает скульптуры богов и героев древней Греции. У ног Августа расположился Амур, сын богини Венеры, от которой, по приданию, вел свое происхождение род Августа. Его лицо передано с большой точностью, но его облик выражает мужественность, прямоту и честность, в нем подчеркнуты идеал человека, хотя, по свидетельствам историков, Август был аккуратным и жестким политиком.

Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Бывало так, что стремление к индивидуализации портрета доходило до гротеска, как, к примеру, в портрете представителя среднего класса, богатого,  хитрого ростовщика  Помпеи Люция Цецилия Юкунда. Позже в скульптурах древнего Рима, в частности в портретах второй половины 2 века, чётче прослеживается индивидуализм. Образ становится более одухотворенным и  утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Это скульптор добился, подчеркнув глаза  резко обозначенными зрачками.

 

Среди скульптур древнего Рима одним из лучших творений этой эпохи признана известная конная статуя Марка Аврелия. Её вылили из бронзы примерно в 170 году. В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Творец изобразил Марка Аврелия в простых одеждах, в плаще, без признака императорского величия. Марк Аврелий был императором, он всю свою жизнь провёл в походах, и его изобразил Микеланджело в одежде простого римлянина. Император был образцом идеала и гуманности. Рассматривая эту древнюю скульптуру, каждый может отметить, что император обладает высокой интеллектуальной культурой. 

 

Изображая Марка Аврелия, скульптор передал настроение человека, он чувствует разногласия и борьбу в окружающей действительности и пытается удалиться от них в мир мечтаний и личных эмоций. В этой древней скульптуре обобщаются черты мировоззрения, которые были характерны для всей эпохи, когда в сознании жителей Рима преобладает разочарование в жизненных ценностях. В своих шедеврах отражается своеобразный конфликт между отдельным человеком и обществом, который был спровоцирован глубоким социально-политическим кризисом, преследовавший Римскую империю в ту историческую эпоху. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Середина 3 века для Римской империи была очень тяжелым кризисным периодом, она почти была на грани между развалом и гибелью. Все эти суровые события отражаются в рельефах, которые украшали римские саркофаги в 3 веке. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров.

 

В эту историческую эпоху важную роль в Риме играет армия, которая является самой главной опорой власти императора. В результате этих событий, скульптуры древнего Рима видоизменяются, правителям придают более грубые и жестокие формы лица, пропадает  идеализация персоны.

 

Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Его брови смыкаются в гневе, пронзительный, подозрительный взгляд исподлобья, нервно сжатые губы заставляют задуматься о беспощадной жестокости, нервозности и  раздражительности императора Каракаллы. Древняя скульптура изображает мрачного тирана.

 

Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Древняя скульптура принадлежит одному мастеру, но у него было много помощников, которые изучали  эллинистическое искусство различных направлений. Эта несхожесть нашла своё отражение в изображении тел и голов даков.

 

Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска - победителя. Траяна изображали девяносто раз. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Их образы являлись очень выразительными. Эмоции даков открыто выступают наружу. Эта скульптура древнего Рима в образе рельефа была ярко разукрашена, с позолоченными деталями. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени.

 

Римское искусство закончило огромный период античной культуры. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.  Но все это не подорвало мощь и существование римского искусства, его традиции продолжали жить и дальше. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Самые знаменитые  мастера 17-19 веков брали пример с  героического и сурового искусства Рима.

 

transantique.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *