Готский историк иордан – Иордан, готский историк, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII

Содержание

Иордан (историк) — Википедия. Что такое Иордан (историк)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иордан (дата рождения неизвестна — после 551, Византия[1], лат. Iordanes или Iordanis) — готский историк VI века, иногда неправильно называемый Иорнандом.

Биография

Одни исследователи предполагают, что Иордан был нотариусом или чиновником на одной из территорий Малой Скифии, имеющей статус федератов Византийской империи, другие считают, что Иордан был секретарем остготской или руянской семьи[2]. Также существуют предположения, что он принадлежал к духовному сословию, по некоторым данным, был епископом Кротонским[3]. Некоторые исследователи считают, что по отцу Иордан был аланом[3].

Одно из его сочинений, а именно «Сокращение хроник» (лат. De adbreviatione chronicorum, De origine actibusque Romanorum — иногда Romana), посвящённое некоему Вергилию, возможно, римскому папе того времени, является конспектом всеобщей истории, доведённой до его современника императора Юстиниана.

Однако наибольший интерес представляет его работа «О происхождении и деяниях гетов» (или «Getica»[4] — упрощенно) (лат. De origine actibusque Getarum), являющаяся историей готов до падения[5]остготов в Италии. Эта работа, по мнению некоторых авторов, ценна тем, что Иордан пользовался не дошедшими до нас источниками, а именно присковой «Византийской историей и деяниями Аттилы» и готской историей Кассиодора. Однако по мнению[6] других авторов «Гетика» Иордана является компиляцией работы Кассиодора. Внимание современных исследователей привлекает не столько античный историографический топос, изложенный в работе Иордана, сколько упоминание о неких «древних песнях» готов (лат. in priscis eorum carminibus[7]), опираясь на которые Иордан обосновывает древность готов[6]. Российский историк Николай Алексеевич Осокин писал[8] об Иордане так:

«Особое значение, придававшее высокую цену его „Истории готов“, заключалось в том, что он пользовался памятниками народной поэзии и, применяя их для своих целей, не только сохранил для нас целый родник народного творчества германского племени, но показал, как важен такого рода источник для истории народа… Славу Иордану создал его первый труд („История готов“). В нём мы имеем дело с горячим патриотом-варваром, который, хотя весьма сносно владеет латинским языком, кое-как знает классиков, но презирает всё римское. Он имел целью возвеличить готов… Другая интересная черта заключается в политических взглядах Иордана. Выросший в римской среде, он однако усвоил себе оригинальное мировоззрение. Он полагает, что „род людской живёт для своих владык“… Весь внутренний склад готской жизни, политическая организация этого народа, его обычаи и нравы — все это не заслуживало его внимания

».

Н. А. Осокин. История средних веков. Минск, 2008. — С. 568—569.

Сам же Иордан писал[9]: «Мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням».

Однако Д. С. Коньков приводит[6] цитату А. С. Кристенсена, который

«…ставит слова Иордана под сомнение: Иордан (как и, очевидно, Кассиодор) смешивает историю гетов, скифов и готов, свободно варьируя эти этнонимы и осуществляя их взаимную подмену; тем самым формируя искусственный псевдоисторический конструкт, основанный исключительно на мозаичном сочетании сведений Греко-римской историографии. Собственно готы появляются на страницах „Гетики“ не ранее правления Валериана и Галлиена (вторая половина III в.)…», что ставит под сомнения многие приведенные в «Гетике» свидетельства.

Примечания

  1. ↑ Мочаев, 2007, с. 152.
  2. ↑ «Jordanes was the secretary of an Ostrogothic or Rugian family. He wrote „Getica“ in Byzans in the winter 551 (Wolfram 1988)». \\ Troels Brandt
    . The Heruls, 2013. — Р. 7.
  3. 1 2 Иорданес. \\ ЭСБЕ.
  4. ↑ «С 1882 года, когда сочинение Иордана появилось в составе „Monumenta Germaniae historica“, было принято предложенное Теодором Моммсеном искусственное, но удобное название — „Getica“». \\ Иордан. О происхождении и деянии гетов. — М., 1960. — С. 11.
  5. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. История средних веков: Европа. \\ Остготы в Италии. — Мн., 2000.
  6. 1 2 3 Д. С. Коньков. «Гетика» Иордана — Готское историческое предание или конъюнктура эпохи: современное состояние изучение проблемы, 2012.
  7. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. — СПб.: Алетейя, 1997. — С. 67.
  8. Н. А. Осокин. История средних веков. Минск, 2008. — С. 568—569.
  9. Иордан. «Гетика», 38. Перевод Е. Ч. Скржинской.

Литература

Ссылки

wiki.sc

Иордан (историк) — WiKi

Одни исследователи предполагают, что Иордан был нотариусом или чиновником на одной из территорий Малой Скифии, имеющей статус федератов Византийской империи, другие считают, что Иордан был секретарем остготской или руянской семьи[2]. Также существуют предположения, что он принадлежал к духовному сословию, по некоторым данным, был епископом Кротонским[3]. Некоторые исследователи считают, что по отцу Иордан был аланом[3].

Одно из его сочинений, а именно «Сокращение хроник» (лат. De adbreviatione chronicorum, De origine actibusque Romanorum — иногда Romana), посвящённое некоему Вергилию, возможно, римскому папе того времени, является конспектом всеобщей истории, доведённой до его современника императора Юстиниана.

Однако наибольший интерес представляет его работа «О происхождении и деяниях гетов» (или «Getica»

[4] — упрощенно) (лат. De origine actibusque Getarum), являющаяся историей готов до падения[5]остготов в Италии. Эта работа, по мнению некоторых авторов, ценна тем, что Иордан пользовался не дошедшими до нас источниками, а именно присковой «Византийской историей и деяниями Аттилы» и готской историей Кассиодора. Однако по мнению[6] других авторов «Гетика» Иордана является компиляцией работы Кассиодора. Внимание современных исследователей привлекает не столько античный историографический топос, изложенный в работе Иордана, сколько упоминание о неких «древних песнях» готов (лат. in priscis eorum carminibus[7]), опираясь на которые Иордан обосновывает древность готов[6]. Российский историк Николай Алексеевич Осокин писал[8] об Иордане так:

«Особое значение, придававшее высокую цену его „Истории готов“, заключалось в том, что он пользовался памятниками народной поэзии и, применяя их для своих целей, не только сохранил для нас целый родник народного творчества германского племени, но показал, как важен такого рода источник для истории народа… Славу Иордану создал его первый труд („История готов“). В нём мы имеем дело с горячим патриотом-варваром, который, хотя весьма сносно владеет латинским языком, кое-как знает классиков, но презирает всё римское. Он имел целью возвеличить готов… Другая интересная черта заключается в политических взглядах Иордана. Выросший в римской среде, он однако усвоил себе оригинальное мировоззрение. Он полагает, что „род людской живёт для своих владык“… Весь внутренний склад готской жизни, политическая организация этого народа, его обычаи и нравы — все это не заслуживало его внимания

».

Н. А. Осокин. История средних веков. Минск, 2008. — С. 568—569.

Сам же Иордан писал[9]: «Мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням

».

Однако Д. С. Коньков приводит[6] цитату А. С. Кристенсена, который

«…ставит слова Иордана под сомнение: Иордан (как и, очевидно, Кассиодор) смешивает историю гетов, скифов и готов, свободно варьируя эти этнонимы и осуществляя их взаимную подмену; тем самым формируя искусственный псевдоисторический конструкт, основанный исключительно на мозаичном сочетании сведений Греко-римской историографии. Собственно готы появляются на страницах „Гетики“ не ранее правления Валериана и Галлиена (вторая половина III в.)…», что ставит под сомнения многие приведенные в «Гетике» свидетельства.

ru-wiki.org

Иордан (историк) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Иорда́н (лат. Iordannis) (ум. ок. 552), остготский историк, автор книги «О происхождении и деяниях гетов» — одного из самых значительных и важных сочинений начала европейского Cредневековья.

Иордан упоминает о своем готском происхождении. Он служил нотарием у византийского военачальника-гота Гунтигиса Базы. Вероятно, помимо латыни он владел и греческим. Труды Иордана обнаруживают хорошее знание античной литературы, хотя он, вероятно, и не получил систематического образования. Сохранилось два сочинения историка — «О сумме времен или о происхождении и деяниях римлян» (лат. De summa temporum vel origine actibusque gentis romanorum, Romana) и «О происхождении и деяниях гетов» (лат. De origine actibusque getarum, Getica) (550/551 гг.), в котором излагает историю готов со времени их легендарного переселения из Скандинавии до падения королевства остготов и прекращения королевского рода Амалов.Основным источником для Иордана было несохранившееся объемное сочинение Кассиодора «История готов», написанное по заказу остготского короля Теодориха и имевшее задачей создать историю готов и, в первую очередь, их правителей Амалов, сравнимую по древности с римской. «Гетика» Иордана была задумана с иной целью — показать как древний и могущественный народ готов уступил превосходящей силе византийского императора. Кроме сочинения Кассиодора Иордан пользовался многими другими источниками, в том числе неизвестным трудом готского историка Аблавия.Основной темой «Гетики» является история готов: их происхождение, миграции, взаимодействия с античным миром под именем гетов (с которыми Иордан, следуя за Кассиодором, смешивает готов ради удревнения их истории), войны с римлянами и варварскими народами, разделение готов на две части и их дальнейшая судьба, образование готских королевств и крушение Остготской державы. Кроме того, в «Гетике» содержится описание различных племен, в том числе славянских, их миграций, взаимоотношений с Римской империей, сражений, в том числе битвы на Каталаунских полях, портрет гуннского вождя Аттилы, его погребение, сведения о различных городах (Равенне и др.).«Гетика» была весьма популярным в средние века сочинением. Этот труд — самая ранняя дошедшая до нас история германского народа и королевства. За ним последовали «История франков» Григория Турского, «Церковная история англов» Беды Достопочтенного, «История лангобардов» Павла Диакона и др.

megabook.ru

Иордан (историк) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иордан (дата рождения неизвестна — после 551, Византия[1], лат. Iordanes или Iordanis) — готский историк VI века, иногда неправильно называемый Иорнандом.

Одни исследователи предполагают, что Иордан был нотариусом или чиновником на одной из территорий Малой Скифии, имеющей статус федератов Византийской империи, другие считают, что Иордан был секретарем остготской или руянской семьи[2]. Также существуют предположения, что он принадлежал к духовному сословию, по некоторым данным, был епископом Кротонским[3]. Некоторые исследователи считают, что по отцу Иордан был аланом[3].

Одно из его сочинений, а именно «Сокращение хроник» (лат. De adbreviatione chronicorum, De origine actibusque Romanorum — иногда Romana), посвящённое некоему Вергилию, возможно, римскому папе того времени, является конспектом всеобщей истории, доведённой до его современника императора Юстиниана.

Однако наибольший интерес представляет его работа «О происхождении и деяниях гетов» (или «Getica»[4] — упрощенно) (лат. De origine actibusque Getarum), являющаяся историей готов до падения[5]остготов в Италии. Эта работа, по мнению некоторых авторов, ценна тем, что Иордан пользовался не дошедшими до нас источниками, а именно присковой «Византийской историей и деяниями Аттилы» и готской историей Кассиодора. Однако по мнению[6] других авторов «Гетика» Иордана является компиляцией работы Кассиодора. Внимание современных исследователей привлекает не столько античный историографический топос, изложенный в работе Иордана, сколько упоминание о неких «древних песнях» готов (лат. in priscis eorum carminibus[7]), опираясь на которые Иордан обосновывает древность готов[6]. Российский историк Николай Алексеевич Осокин писал[8] об Иордане так:

«Особое значение, придававшее высокую цену его „Истории готов“, заключалось в том, что он пользовался памятниками народной поэзии и, применяя их для своих целей, не только сохранил для нас целый родник народного творчества германского племени, но показал, как важен такого рода источник для истории народа… Славу Иордану создал его первый труд („История готов“). В нём мы имеем дело с горячим патриотом-варваром, который, хотя весьма сносно владеет латинским языком, кое-как знает классиков, но презирает всё римское. Он имел целью возвеличить готов… Другая интересная черта заключается в политических взглядах Иордана. Выросший в римской среде, он однако усвоил себе оригинальное мировоззрение. Он полагает, что „род людской живёт для своих владык“… Весь внутренний склад готской жизни, политическая организация этого народа, его обычаи и нравы — все это не заслуживало его внимания».

Н. А. Осокин. История средних веков. Минск, 2008. — С. 568—569.

Сам же Иордан писал[9]: «Мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням».

Однако Д. С. Коньков приводит[6] цитату А. С. Кристенсена, который

«…ставит слова Иордана под сомнение: Иордан (как и, очевидно, Кассиодор) смешивает историю гетов, скифов и готов, свободно варьируя эти этнонимы и осуществляя их взаимную подмену; тем самым формируя искусственный псевдоисторический конструкт, основанный исключительно на мозаичном сочетании сведений Греко-римской историографии. Собственно готы появляются на страницах „Гетики“ не ранее правления Валериана и Галлиена (вторая половина III в.)…», что ставит под сомнения многие приведенные в «Гетике» свидетельства.

  1. ↑ Мочаев, 2007, с. 152.
  2. ↑ «Jordanes was the secretary of an Ostrogothic or Rugian family. He wrote „Getica“ in Byzans in the winter 551 (Wolfram 1988)». \\ Troels Brandt. The Heruls, 2013. — Р. 7.
  3. 1 2 Иорданес. \\ ЭСБЕ.
  4. ↑ «С 1882 года, когда сочинение Иордана появилось в составе „Monumenta Germaniae historica“, было принято предложенное Теодором Моммсеном искусственное, но удобное название — „Getica“». \\ Иордан. О происхождении и деянии гетов. — М., 1960. — С. 11.
  5. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. История средних веков: Европа. \\ Остготы в Италии. — Мн., 2000.
  6. 1 2 3 Д. С. Коньков. «Гетика» Иордана — Готское историческое предание или конъюнктура эпохи: современное состояние изучение проблемы, 2012.
  7. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. — СПб.: Алетейя, 1997. — С. 67.
  8. Н. А. Осокин. История средних веков. Минск, 2008. — С. 568—569.
  9. Иордан. «Гетика», 38. Перевод Е. Ч. Скржинской.

ru.wikiyy.com

Иордан (историк) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иордан (дата рождения неизвестна — после 551, Византия[1], лат. Iordanes или Iordanis) — готский историк VI века, иногда неправильно называемый Иорнандом.

Биография

Одни исследователи предполагают, что Иордан был нотариусом или чиновником на одной из территорий Малой Скифии, имеющей статус федератов Византийской империи, другие считают, что Иордан был секретарем остготской или руянской семьи[2]. Также существуют предположения, что он принадлежал к духовному сословию, по некоторым данным, был епископом Кротонским[3]. Некоторые исследователи считают, что по отцу Иордан был аланом[3].

Одно из его сочинений, а именно «Сокращение хроник» (лат. De adbreviatione chronicorum, De origine actibusque Romanorum — иногда Romana), посвящённое некоему Вергилию, возможно, римскому папе того времени, является конспектом всеобщей истории, доведённой до его современника императора Юстиниана.

Однако наибольший интерес представляет его работа «О происхождении и деяниях гетов» (или «Getica»[4] — упрощенно) (лат. De origine actibusque Getarum), являющаяся историей готов до падения[5]остготов в Италии. Эта работа, по мнению некоторых авторов, ценна тем, что Иордан пользовался не дошедшими до нас источниками, а именно присковой «Византийской историей и деяниями Аттилы» и готской историей Кассиодора. Однако по мнению[6] других авторов «Гетика» Иордана является компиляцией работы Кассиодора. Внимание современных исследователей привлекает не столько античный историографический топос, изложенный в работе Иордана, сколько упоминание о неких «древних песнях» готов (лат. in priscis eorum carminibus[7]), опираясь на которые Иордан обосновывает древность готов[6]. Российский историк Николай Алексеевич Осокин писал[8] об Иордане так:

«Особое значение, придававшее высокую цену его „Истории готов“, заключалось в том, что он пользовался памятниками народной поэзии и, применяя их для своих целей, не только сохранил для нас целый родник народного творчества германского племени, но показал, как важен такого рода источник для истории народа… Славу Иордану создал его первый труд („История готов“). В нём мы имеем дело с горячим патриотом-варваром, который, хотя весьма сносно владеет латинским языком, кое-как знает классиков, но презирает всё римское. Он имел целью возвеличить готов… Другая интересная черта заключается в политических взглядах Иордана. Выросший в римской среде, он однако усвоил себе оригинальное мировоззрение. Он полагает, что „род людской живёт для своих владык“… Весь внутренний склад готской жизни, политическая организация этого народа, его обычаи и нравы — все это не заслуживало его внимания».

Н. А. Осокин. История средних веков. Минск, 2008. — С. 568—569.

Сам же Иордан писал[9]: «Мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням».

Однако Д. С. Коньков приводит[6] цитату А. С. Кристенсена, который

«…ставит слова Иордана под сомнение: Иордан (как и, очевидно, Кассиодор) смешивает историю гетов, скифов и готов, свободно варьируя эти этнонимы и осуществляя их взаимную подмену; тем самым формируя искусственный псевдоисторический конструкт, основанный исключительно на мозаичном сочетании сведений Греко-римской историографии. Собственно готы появляются на страницах „Гетики“ не ранее правления Валериана и Галлиена (вторая половина III в.)…», что ставит под сомнения многие приведенные в «Гетике» свидетельства.

Видео по теме

Примечания

  1. ↑ Мочаев, 2007, с. 152.
  2. ↑ «Jordanes was the secretary of an Ostrogothic or Rugian family. He wrote „Getica“ in Byzans in the winter 551 (Wolfram 1988)». \\ Troels Brandt. The Heruls, 2013. — Р. 7.
  3. 1 2 Иорданес. \\ ЭСБЕ.
  4. ↑ «С 1882 года, когда сочинение Иордана появилось в составе „Monumenta Germaniae historica“, было принято предложенное Теодором Моммсеном искусственное, но удобное название — „Getica“». \\ Иордан. О происхождении и деянии гетов. — М., 1960. — С. 11.
  5. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. История средних веков: Европа. \\ Остготы в Италии. — Мн., 2000.
  6. 1 2 3 Д. С. Коньков. «Гетика» Иордана — Готское историческое предание или конъюнктура эпохи: современное состояние изучение проблемы, 2012.
  7. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. — СПб.: Алетейя, 1997. — С. 67.
  8. Н. А. Осокин. История средних веков. Минск, 2008. — С. 568—569.
  9. Иордан. «Гетика», 38. Перевод Е. Ч. Скржинской.

Литература

Ссылки

wiki2.red

Как в 6 веке готский историк Иордан называл народы севера

В VI веке нашей эры готский историк Иордан написал труд «О происхождении и деяниях гетов» , в котором среди упоминаемых им народов севера встречаются угро-финские племена весь, меря и мордва, а также имя Thuidos, вероятно, ставшее собирательным русским наименованием для всех северных угро-финских племён – чудь.

http://komikz.ru/news/history/?id=5855

Так кто же такая чудь? И была ли она вообще как этнически однородная группа (народ) ? Наименование «чудь» живо перекликается со словами «чудо», «чужой», а через реконструируемую лингвистами древнюю форму «кудо» (что является переогласовкой к «чудо») — с понятиями «кудесь» — «колдовство» и «кудесник». Сравните: чудеса-кудеса, чудесник-кудесник. В толковом словаре Даля посвящена целая страница разъяснению значения формы «чудо» и слов, образованных от нее. Приведем некоторые из них: «чудый» — странный, непонятный; «чудак», «чудь»- странный и чужой; «чудачить» — идти против обычаев людей (русских) . Действительно, «в глазах русских» странный, непонятный человек, не признающий их обычаев, веры был для них чужим — одним словом чудью. Однако, как пишет Л. П. Лашук, исторически происхождение этнонима «чудь» намного сложнее.
Слово «чудь» общеславянское и в значении «чужой» образовано от древней основы «туд», которая, в свою очередь, считается заимствованной из готского языка, где оно значило просто «народ». В русском понимании «чужой народ» (т. е. не свой народ — чужеземец) .
Готский историк Иордан (6 век) в своем сочинении (летопись) по истории готов упоминает о покорении германцами племени Тиудос в какой-то местности, в той же стране, где жили вэс (весь) , мерена (меря) , морденс (мордва) . В науке выдвинуто предположение, что речь идет о финно-язычных племенах, расположившихся от Вольско-Окского междуречья до Прибалтики. Однако приведенный факт в научной среде не бесспорен. Так, в научно-популярной энциклопедии «История России с древнейших времен до конца 17 века» высказывается такое сомнение: «Иордан, писавший свой труд через два столетия после гибели готской державы, мог не понять или исказить перечень подвластных готам племен. Древние этнонимы, которые исследователям якобы удалось расшифровать и которые они отнесли к финским народам мари и мордве, имеют иранское происхождение, и неясно, какие народы подразумевались под этими в древности».Что касается чуди, считают авторы энциклопедии, «она не упомянута в списке, ибо «тиудос» надо понимать не древнее племя, а готское слово «народ». В любом случае, даже если сомнения подтвердятся научными исследованиями, версия лингвистов, основанная на этимологии лексических форм «чудо» -«чужой» — «чудь» остается, поскольку она совершенно независимая. Термин «чудь» придумали словене (т. е. новгородцы) , поселившиеся среди финно-угрских племен, непонятных и чужих им по вере, языку, обычаям, образу жизни — за что их и прозвали чудью. Готская версия лишь подтверждает и отодвигает по времени вглубь истории происхождения этнонима «чудь», указывает на его место рождения, в наибольшей степени связанное с прибалтийско-финским населением.

http://ustyany.narod.ru/predki.htm
http://www.modernlib.ru/books/ribakov_boris/yazichestvo_drevney_rusi/read_3/

otvet.mail.ru

Славяне и Готская держава — Забытые истории

Исторические сведения о Готской державе носят полулегендарный характер. Ее официальным историографом выступает византийский историк первой половины VI века Иордан, гот по происхождению. В своем сочинении «О происхождении и деяниях гетов», или сокращенно «Getica» («Гетика») он ссылается на труды своих предшественников – Аблавия и Кассиодора, – к настоящему времени утраченные. Поэтому нельзя сказать, в какой мере сочинение Иордана компилятивно. Судя по его вялому и местами невразумительному слогу, он был довольно посредственный писатель, хотя далеко не глупый человек. Кажется, он может претендовать на нелестное звание первого фальсификатора истории (сознательного, по крайней мере), ибо, всячески стремясь доказать древность готского племени, он ввел в генеалогию готов реальную и мифическую историю других народов – гетов, даков, скифов и даже легендарных амазонок. В то время варварские народы, пришедшие на древнюю землю империи, на скорую руку стряпали себе генеалогию и историю, стремясь доказать, что они завладели достоянием Рима если и не по праву прямого наследования, то, во всяком случае, в силу древности и благородства своего происхождения. Так и Иордан приписал готам еще большую древность, чем римлянам, перечислив девять поколений готских королей, живших за несколько веков до Троянской войны и Энея, считавшегося отцом римского народа. Италия во времена Иордана находилась под властью готского короля Тотилы, и, видимо, россказни о благородном происхождении готов должны были несколько облегчить тяжесть варварского ярма, согнувшего гордые римские выи.

По сведениям Иордана, готы издавна жили на острове Скандза, под которым, возможно, следует понимать не Скандинавию, а остров Готланд, лежащий напротив висленского устья – южного географического ориентира иордановской Скандзы. Скорее всего, готы были не этническими германцами, а германизированными потомками местного, догерманского населения. Приблизительно в I веке до н. э., при короле Бериге, они высадились на южном побережье Балтийского моря, где-то между Одером и Эльбой, и назвали это место Готискандзой. Пришельцев было немного: Иордан сообщает, что готы приплыли всего на трех кораблях, причем на третьем находилось родственное им племя гепидов, – цифра маловероятная, но тем не менее характерная. Однако малочисленность не помешала готам быстро стать хозяевами всего Южно-Балтийского побережья между Ютландией и устьем Вислы.

Дальнейший двухтысячекилометровый бросок готов из Польского Поморья в Крым очерчен Иорданом довольно бегло. Во время правления пятого после Берига короля Филимера (в конце I – начале II века), «когда там выросло великое множество люда», войско готов вместе с семьями двинулось на юг «в поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения]». Вместе с готами в поход отправились подчиненные им племена балтийского Поморья – руги, вандалы, славяне и балты. Переправившись через Вислу где-то в среднем ее течении, готы спустя некоторое время достигли местности, которую Иордан именует Ойум. Филимер «восхитился великим изобилием тех краев». Надо полагать, перед готами лежали Волынь и Подолия – действительно благодатные в климатическом и хозяйственном отношении земли. Но путь туда преграждала некая сильно заболоченная река, – очевидно, Буг. Готы начали переправу через реку по мосту, однако тот обрушился, и готы оказались разделенными на две части, «так что никому больше не осталось возможности ни перейти, ни вернуться».

Одна часть готов, переправившаяся на другой берег вместе с Филимером, «завладела желанной землей». После этого они напали на племя спалов и разгромили его. Плиний Старший знает спалов под именем «спалеи», расселение которых он соотносит с рекой Танаисом (Доном). Уместно заметить, что Диодор Сицилийский (ок. 90–21 гг. до н. э.) упоминает о «палах» – потомках какой-то части исчезнувших скифов. Так что спалы, вероятнее всего, были ираноязычным племенем, кочевавшим в Подонье, и, следовательно, к моменту столкновения с ними готы успели переправиться через Днепр, – в этом они не должны были встретить никаких препятствий, поскольку в районе Киева с давних пор существовала лодочная переправа, наличие которой подтверждается летописной легендой о Кие-перевозчике. «Отсюда уже, как победители, — повествует Иордан, — движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем», и поселяются около Мэотиды (Азовского моря). Эти готы стали называться остроготами, или остготами.

Сородичи остроготов, оторвавшиеся от них при переправе, получили имя везеготов или вестготов. Надо сказать, что имена «остготы» («восточные готы») и «вестготы» («западные готы») закрепились за готами в античной и средневековой литературе вследствие созвучия самоназвания этих двух ветвей их племени («остроготы» и «везеготы») с наименованиями сторон света: «ост» – восток и «вест» – запад. Остроготов называли также «грейтунгами» – «жителями поля, степи», а везеготов – «тервингами», «жителями леса».

Везеготы двинулись вдоль течения Буга и далее по долинам Днестра и Прута в Северное Причерноморье и, наконец, обосновались в устьях Дуная и Днестра.

Здесь они повстречались с дако-гетами. Многочисленные гетские племена в дохристианскую эпоху жили по нижнему течению Дуная на границе с Фракией. Греки считали их фракийцами. В I веке до н. э. они объединились с даками, говорившими с гетами на одном языке, и создали мощную племенную группировку, во главе которой стоял гетский вождь Бурвиста. По словам Страбона, «он был страшен даже римлянам, так как дерзко переходил Истр, ограбляя Фракию до Македонии и Иллирии; он разорил кельтов, смешанных с фракийцами и иллирийцами, бойев же (кельтское племя, давшее название Богемии, нынешней Чехии – С. Ц.) до конца смел с земли». Иордан сообщает, что войска Бурвисты вторгались в германские области и, в частности, совершенно разорили землю франков. Огромная держава Бурвисты включала в себя современные Молдавию, Румынию, Болгарию, часть Западной Украины, Буковину, Венгрию и Чехию. Дако-геты были первыми варварами, которым римляне – «повелители мира» – стали выплачивать дань. Рост военно-политического могущества сопровождался усвоением гетами некоторых философских и научных знаний античной цивилизации.

При преемниках Бурвисты Гето-дакийская держава, распавшаяся на несколько частей, после упорной борьбы была разгромлена римлянами, и в 107 году император Траян превратил Дакию в римскую провинцию. Значительная часть даков и гетов была отброшена к северу и северо-востоку от Дуная, в области, куда скоро начали проникать везеготы и возглавляемые ими племенные группировки.

В результате смешения даков, гетов и везеготов образовалось новое племенное объединение, возглавляемое пришельцами с Балтики. Подавляющее численное превосходство в нем дако-гетов и созвучие названий «готы» и «геты» (при давнем знакомстве греков и римлян с последними) послужило причиной этнографической путаницы у Иордана и многих других античных и раннесредневековых писателей, которые стали называть готов гетами. Вот что пишет, например, византийский историк VI века Прокопий Кесарийский: «В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, везеготы и гепиды. Раньше, правда, они назывались савроматами и меланхленами. Некоторые называли эти племена гетами». Раннесредневековый церковный писатель Иероним утверждает, что «все ученые скорее привыкли называть готов гетами…». В полном согласии с ним Исидор Севильский (ок. 570–636 г.) говорит, что «древние называли готов чаще гетами, чем готами». Если ко всему этому прибавить слова Аммиана Марцеллина о том, что готы, устремляясь в битву, «издавали шум на разных языках», то станет понятно, что Готская держава была полиэтническим государственным образованием, в котором германский элемент был почти незаметен. Действительно, в поселениях черняховской культуры – археологического двойника Готского государства в Северном Причерноморье – так называемые «большие дома», характерные для германцев и соотносимые археологами с гото-гепидским населением, составляют в разных местах всего от 3 до 15% жилых построек. Следовательно, готы только возглавили весьма разношерстный племенной союз.

Что касается остроготов, то они, будучи также, в сущности, правящим родом, политически господствовали над пришедшими с ними племенными группировками ругов, вандалов, поморских балтов, а также над финскими, балтскими и аланскими племенами Подонья и Поднепровья (меланхленами и савроматами/сарматами, по Прокопию).

К середине III века Готская держава распространилась на все Северное Причерноморье и Приазовье. Границей между остроготами и везеготами служил Днепр.

Переселение готов самым непосредственным образом затронуло славян – ведь продвигаясь с берегов Балтики в Подолию и на Волынь, готы пересекли все территорию тогдашних славянских поселений. Однако ни Иордан, ни другие авторы ничего не сообщают об участии славян в готском переселении. И тем не менее распространение славянских древностей, относящихся к этому времени, прослеживается именно по линии продвижения готов на юг. Это означает, что значительная часть славянских племен, скорее всего, усилила их войско вспомогательными отрядами. Кроме того, готское нашествие заставило еще одну группу славян уйти на восток, в земли Северо-Западной Руси, где в конце V века в бассейнах Псковского и Ильменского озер возникает раннеславянская археологическая культура длинных курганов.

В Верхнем Поднестровье славяне даже составили преобладающую часть населения. Это хорошо знал составитель упомянутой выше Певтингеровой карты, разместивший здесь «венетов-сарматов», а также римские сенаторы, поднесшие императору Волузиану титул «Венетский».

Вероятно, славяне принимали деятельное участие в военных экспедициях готов. Особенно разрушительными для империи были морские набеги готов на побережье Балкан и Малой Азии. Греческий историк V века Зосима рассказывает о подобном походе 268 года, когда из днестровского устья на морской простор вырвалось около 6000 варварских лодок. Эта огромная флотилия прорвалась через Дарданеллы и опустошила Фракию. Среди участников нападения Зосима называет остроготов, везеготов, гепидов, герулов и «келтионов». Последних можно было бы принять за кельтов, если бы так называемая Пасхальная хроника VII века не содержала замечания, что «келтионы» тождественны «спорадам». Между тем под именем «споры» Прокопий Кесарийский объединял славянские племена «склавенов» и «антов». Таким образом, вспомогательные отряды славян использовались везеготами (по чьим владениям варварский флот спустился в Черное море) в их нападениях на империю.

Но собственно имя одной из племенных группировок славян (антов) в «готский период» упоминает только Иордан и лишь в связи с историей государства остроготов.

В середине IV века королем остроготов стал Эрманарих (Германарих, Херменерек). По словам Аммиана Марцеллина, это был «наиболее воинственный монарх, вызывающий испуг соседних наций, благодаря своим многочисленным и различным доблестям». После «избиения» приазовского племени элуров Эрманарих двинул войско на славян-антов, которые, как повествует Иордан, «хотя и были достойны презрения из-за слабости их оружия (то есть плохого вооружения. – С. Ц.), были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться». Но будучи побеждены более организованными в военном отношении готами, они были вынуждены подчиниться власти Эрманариха.

«Умом своим и доблестью, — продолжает Иордан, — он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана (Балтийского моря. – С. Ц.). Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии как над собственностью». Среди подвластных Эрманариху народов Иордан перечисляет, помимо венетов (славян), еще рогов (ругов), а также искаженные финские и балтские этнонимы, которые опознаются как «чудь», «весь», «меря», «мордва» и «голядь», – иначе говоря, распространяет власть остроготов на огромную территорию от Черного моря до Балтийского.

Подобный территориальный размах державы Эрманариха безусловно является плодом исторического мифотворчества Иордана, в котором он так поднаторел, ибо черняховская культура не выходит на севере за пределы Среднего Поднепровья. Однако из слов Иордана мы можем заключить, что на землях будущей Киевской Руси (за исключением ее юго-запада) в IV веке не было и намека на славянское присутствие. Поэтому славян-антов, с которыми сражался Эрманарих, следует поместить где-то в южной Подолии, но никак не восточнее и не севернее.

После смерти Эрманариха новый поход против антов предпринял его наследник, король (rex) Винитарий (Винитариус). Это событие произошло уже в конце IV или в начале V века. В то время военное могущество остроготов было подорвано поражением, понесенным ими от гуннов, и сами они обитали уже не в Приазовье, а на нижнем Дунае. Славяне-анты, надо полагать, поддержали гуннов и вернули себе независимость, утраченную после войны с Эрманарихом. Для Винитария, который, по словам Иордана, «с горечью переносил подчинение гуннам», поход против антов был пробным шагом на пути к освобождению остроготов от гуннского владычества. В первой стычке анты взяли верх, но в конце концов победа оказалась на стороне остроготов. Чтобы наказать антов и удержать их в повиновении, Винитарий прибег к террору. По его приказу был распят антский «король» (regem) по имени Боз (или Бож). Вместе с ним подверглись казни его сыновья и семьдесят «первых» (primarios – знатные люди, вероятно, племенные старейшины) – «чтобы трупы повешенных удваивали страх покоренных». Возможно, этот способ казни говорит о том, что в глазах остроготов славяне были рабами, восставшими против своих господ с оружием в руках. Между тем равенство в титулатуре Винитария и Боза подчеркивает возросшую мощь антов. Видимо, Боз возглавлял крупный союз семидесяти славянских родов.
«Антский фрагмент» текста Иордана позволяет видеть в имени готского короля два компонента: в первой его части отражен этноним «венеты», второй компонент – готское «arjan» – означает «пахать, потрошить», следовательно, Vinith-arius переводится буквально как «потрошитель венетов» (Трубачев О. Н. Germanica и Pseudogermanica в древней ономастике Северного Причерноморья. Этимологический комментарий//Этимология. 1986-1987. М., 1989. С. 51).

Hовое подчинение антов остроготам было непродолжительно, ибо уже в следующем году гуннский вождь Баламбер убил Винитария и пресек попытку остроготов восстановить свое государство.

Говоря о гото-славянском взаимовлиянии, обыкновенно упоминают имена готских королей – Витимира, Видимера, Валамира, которые звучат совсем по-славянски; во всяком случае, в них нет ничего германского. Иордан отметил существовавшую в то время среди цивилизованных и варварских народов своеобразную моду перенимать друг у друга имена: римляне, по его словам, заимствуют их у македонян, греки – у римлян, сарматы – у германцев. Правда, о готах историк сообщает, что они «преимущественно заимствуют имена гуннские», но не исключено, что под гуннами здесь подразумеваются все народы, подчиненные гуннской орде, в том числе и славяне (которые занимали видное место в войске гуннов). Впрочем, невозможно выводить вышеупомянутые имена из одного только славянского источника, потому что весьма небогатый славянский именослов, содержащийся в раннесредневековых источниках, по всей вероятности, сам испытал сильное германское, кельтское, иллиро-венетское и иранское влияние.

Продолжая тему готского влияния, нельзя обойти молчанием такое капитальное событие как христианизация готов. По курьезной случайности, благодаря личным богословским пристрастиям «апостола готов» Ульфилы, или Вульфилы (311–383 гг.), новообращенные стали исповедовать арианство, которое Никейский собор вскоре объявил ересью. Нам ничего не известно о миссионерской деятельности готов среди славян, но почти не вызывает сомнений, что первые сведения о той религии, которая в будущем должна была коренным образом изменить всю их жизнь, наши предки получили от готских еретиков.

Тем не менее, в целом история государства готов относится, так сказать, к истории российского пространства, а не русского народа. Непосредственного воздействия ее на этногенез и культурное развитие славян не видно. Черняховская культура, особенно ее «готский» ареал, если даже и включала в себя какую-то периферийную часть славянских племен, не получила ярко выраженного археологического продолжения в славянских культурах Поднепровья VII–VIII веков, и это отсутствие преемственности не позволяет говорить о существенной роли государства готов в культурно-историческом развитии славянства.

Значение готского переселения для славян состояло главным образом в том, что оно невольно способствовало расширению области славянской колонизации Восточной Европы, ибо в своем движении на юг готы увлекли за собой значительную часть висленских славян, которые заселили верхнее Поднестровье. Набеги славян на империю в составе готских войск можно рассматривать в качестве своеобразной разведки, во время которой славяне могли познакомиться с военным искусством своего будущего противника и получить представление о географии задунайских земель.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *