Гостями в киевской руси называли – Глава I. Возникновение и развитие налоговых отношений в Древнерусском государстве Киевская Русь. Период феодальной раздробленности Руси.

Тема 2. Древняя русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII

  1. Божеством восточных славян, связанным с культом солнца был (-о):

  • Стрибог;

  • Сварог;

 — Ярило;

  1. Категория населения Руси, близкая к рабам – это …

  • Прощеники;

  • Закупы;

 — Холопы;

  1. Введение княгиней Ольгой фиксированного размера дани (уроков) и мест ее сбора (погостов) преследовало цель…

 — упорядочить сбор дани;

  • способствовать формированию общероссийского рынка;

  • усилить угнетение подвластных племён;

  • преодолеть распад государства.

  1. К истории Киевской Руси относится:

  • «стояние» на р. Угре;

  • Создание стрелецкого войска;

  • Нашествие хана Батыя;

 — Введение «уроков» и «погостов».

  1. К истории Киевской Руси относится:

 — Разгром Хазарского каганата;

  • Введение «правила Юрьева дня»;

  • Закрепощение крестьян;

  • Оформление сословно-представительной монархии.

  1. Разгром Хазарского каганата связан с именем князя…

 — Святослава

  1. Христианство на Руси было принято в ___ году.

 — 988;

  1. «Гостями» в Киевской Руси называли:

 — Купцов, приезжавших торговать из других стран;

  • Торговцев – мелких разносчиков;

  • Лиц, нанимавшихся на работу по ряду.

  1. Укажите правильную хронологическую последовательность событий:

  1. крещение Руси № 2

  2. поход Олега на Киев № 1

  3. разгром половцев в начале XII в. № 3

  1. Общерусский летописный свод, составленный в XII веке в Киеве монахом Печерского монастыря Нестором, называется…

 — «Повесть временных лет»

  1. Любечский съезд князей 1097 г. принял решение о…

  • составлении первого письменного свода законов;

  • принятии монотеистической религии на Руси;

  • введении уроков и погостов;

 — прекращении княжеских усобиц.

  1. Владимир Мономах возглавил поход русских князей против:

 — Половцев;

  • Поляков;

  • Печенегов.

  1. Памятником XII в., содержащим призыв к прекращению княжеских междоусобиц, является:

 — «Слово о полку Игореве»;

  1. Величайшее произведение древнерусской литературы XIII века «Слово о полку Игореве» описывает поход Новгород-северского князя против…

 — половцев

    • варягов

    • хазар

  1. После смерти в 1132 г. князя __________ «раздрася» (распалась) вся Русская земля.

 — Мстислава Великого

  1. Река, на которой состоялась битва между русско-половецкими и монголо-татарскими войсками в 1223 г.:

 — Калка;

    1. Зимой 1237 г. первым подвергся нападению войска хана Батыя город…

    • Козельск;

    • Новгород;

 — Рязань;

    1. Семь недель оборонялся от войск Батыя городок:

 — Козельск;

  • Торжок;

  • Углич.

  1. Город, избежавший разорения в ходе похода хана Батыя в 1237-1238 гг., назывался…

  • Рязань;

  • Владимир;

  • Киев;

 — Новгород Великий.

  1. В результате монгольского нашествия 1237-1240 гг. Северо-Восточная Русь…

  • полностью утратила суверенитет;

  • была включена в состав Золотой Орды;

  • вступила в период политической раздробленности;

 — попала в вассальную зависимость от Золотой Орды.

  1. Ханская грамота, подтверждавшая право князя на правление называлась…

 — ярлык

  • бесермен

  • тамга

  • баскак.

  1. В период политической раздробленности на Руси тенденция к усилению княжеской власти наиболее ярко проявилась в (во)…

 — Владимиро-Суздальском княжестве;

  1. Князь в Новгороде играл роль:

 — Номинально верховного судьи;

      1. В 1240 г. Александр Ярославович нанес поражение:

    • Монголам;

    • Литовцам;

    • Немцам;

     — Шведам.

      1. Одним из последствий победы русского войска под предводительством Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. был(-о)…

    • отказ монголов от захвата Новгорода

    • поход войска Батыя на Северо-восточную Русь

    • распространение католицизма в Новгородской земле

     — ослабление военной мощи Ливонского ордена

      1. Одним из последствий миграционного процесса с юга на север в XII-XIII вв. был (-о):

     — Становление и укрепление Владимиро-Суздальского княжества;

    • Распад Киевской Руси;

    • Упадок Новгородской республики;

    • Захват Галицко-Волынского княжества крестоносцами.

      1. Возведение в середине XII в. храма Покрова Богородицы при впадении р. Нерли в р. Клязьму под Владимиром связано с именем князя …

      • Всеволода Большое Гнездо;

      • Ярослава Мудрого;

      • Владимира I Святого;

     — Андрея Боголюбского.

      1. В XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве появился город:

     — Москва;

    • Ярославль;

    • Ростов.

      1. Первое летописное упоминание о Москве относится к ____ году.

     — 1147.

      1. Родоначальником династии московских князей является младший сын Александра Невского…

     — Даниил Александрович;

      1. В начале XIV века впервые ярлык на Великое княжение получил московский князь:

     — Иван Калита;

      1. Восстание в Твери, подавленное московским князем Иваном Даниловичем совместно с ордынскими отрядами произошло в:

     — 1327 г.;

    • 1325 г.;

    • 1339 г.;

    • 1337 г.

      1. Москва стала церковной столицей Руси в период правления князя…

     — Ивана Калиты;

      1. Одной из причин возвышения Москвы являлся (-ось, -ась)…

      • расположение Москвы вдалеке от торговых путей

      • союз Москвы с Литвой

      • отсутствие других альтернативных центров объединения

     — политика московских князей

      1. Во главе ордынских войск на Куликовом поле стоял:

    • Челубей;

    • Тохтамыш;

     — Мамай;

      1. Поход московского князя против войск Мамая состоялся в ____ году.

     — 1380;

        1. Куликовская битва, в которой русское войско разгромило основные силы Орды во главе с Мамаем, произошла в … году.

       — 1380.

        1. В 1382 г. произошел (-ла, -ло)…

       — поход хана Тохтамыша на Москву;

        1. Борьба русского народа за национальную независимость завершилась:

       — на рубеже XV-XVI вв.;

        1. Феодальная война второй четверти XV в. велась за…

       — Московский престол;

      • Присоединение Новгородской республики;

      • Перенос центра государства в Киев;

      • Освобождение от ордынского ига.

        1. Титул «Государь всея Руси» впервые принял создатель единого Российского государства…

       — Иван III;

        1. Двуглавый орел стал использоваться как герб Русского государства при…

       — Иване III;

      • Федоре Ивановиче;

      • Дмитрии Донском;

      • Борисе Годунове.

        1. Новгород был присоединен к Российскому государству в правление Ивана III в … году.

       — 1478.

        1. Ограничение перехода крестьян в Юрьев день как общерусская мера впервые было введено…

       — Судебником 1497 г.

        1. Земельное владение, предоставляемое на условиях несения службы, называется…

       — поместье

      • вотчина

      • удел

      • посад.

        1. Земельное владение, даваемое за несение военной и государственной службы в конце XV – начале XVIII вв., называлось:

       — Поместьем;

      • Вотчиной;

      • Улусом;

      • Уделом.

      studfiles.net

      Ответы@Mail.Ru: помогите пожалуйста с тестом

      А1. согласно «русской правде» к категории зависимого населения Древней Руси относились
      1. вотчинники
      2. рядовичи
      3. казаки
      4. дьяки

      А2. УСТАНОВЛЕНИЕ В Древней Руси новой системы сбора дани — «уроков» и «погостов» было результатом
      1. деятельности княгини Ольги
      2. создания «русской правды»
      3. принятия «устава» Владимира Мономаха
      4. походов князя Святослава

      А3. Как назывались вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?
      1. рекруты
      2. рядовичи
      3. стрельцы
      4. дружина

      А5. необходимость принятия христианства была обсуловлена тем, что славянское язычество
      1. Мешало Древней Руси стать независимым гос-вом
      2. Не способствовало укреплению власти великого князя
      3. требовало многочисленных кровавых жертв
      4. обосновывало неравенство

      А6. занятия по разведению пчел и получению меда у славян называлось
      1. бортничеством
      2. зодчеством
      3. бондарством
      4. гончарством

      А7. Причина образования новых городов в Древнерусском гос-ве
      1. появление сословно представительных органов власти
      2. перенесение Олегом столицы из Новгорода в Киев
      3. отделение ремесла от сельского хоз-ва
      4. деятельность варягов

      А8. к какому веку относится создание «русской правды»?
      1. 10
      2. 11
      3. 13
      4. 14

      А9. причиной принятия христианства на Руси было стремление
      1. Святослава породиться с правителями европейских стран
      2. киевских князей избежать порабощения хазарами
      3. жителей Киевской Руси перейти в христианство
      4. киевских князей упрочить гос-во и свою власть

      А10. Торговый путь «из варяг в греки» вел из моря
      1. белого в каспийское
      2. балтийского в черное
      3. белого в черное
      4. балтийского в ладожское озеро

      А11. городское население в древней руси называлось
      1. поместным
      2. посадским
      3. подушным
      4. подворным

      А12. войны между феодалами назывались
      1. полюдье
      2. усобицы
      3. брань
      4. братина

      А13. как называлась господствовавшая на Руси в 11-15вв. форма родового землевладения?
      1. опричнина
      2. вотчина
      3. земщина
      4. кормление

      А14. что из перечисленного не относится к структуре церковной иерархии
      1. епархия
      2. митрополит
      2. епископ
      3. игумен

      А15. основным положением текста «Русской правды» стало
      1. провозглашение всех жителей Руси равными перед законом
      2. установление крепостного права
      3. ограничение власти бояр
      4. отмена кровной мести

      А16. в киевской руси «гостями» называли
      1. путешественников и странников
      2. иноземных купцов
      3. богатых русских купцов, ведущих зарубежную торговлю
      4. мелких купцов-разносчиков

      otvet.mail.ru

      4. Особенности местного управления Киевской Руси

      Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе. Вместо жалованья за службу они имели право сбора «корма» с населения. Размер «корма» определялся в грамотах. Помощники посадников и волостелей — тиуны, вирники и другие — также получали «корм». Такая система управления называлась — системой кормления Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.: изд-во Высшая школа, 2003. С.117. .

      Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

      В процессе развития феодальных отношений право суда, сбора податей, управления в большей мере сосредотачивается в руках крупных феодалов, которое подтверждается иммунитетными грамотами. Каждый крупный феодал имел свой аппарат принуждения и власти.

      Суд не был отделен от администрации. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Судили князья, волостели, посадники, представители княжеской власти. Росло значение боярского суда над крестьянами.

      Оформлялась и церковная юрисдикция. Церковь имела право судить зависимое население своих земель, судить духовенство до всем делам, а все население государства — по определенным категориям дел (преступления против религии, нравственности, семьи и прочие). Церковные уставы определяли перечень дел, относящихся к суду митрополита, епископа. История России: Люди. Нравы. События: взгляды и оценки. Учебное пособие. М: 2005. С.310.

      Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения (военных отрядов, приводимых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создавалось народное ополчение.

      5. Экономическое развитие Киевской Руси

      Достаточно высокий уровень развития земледелия, ремесла и скотоводства на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Однако торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси. Городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, то есть происходил натуральный обмен.

      Традиционно торговля называлась «гостьба», торговцы или купцы — «гости», места торговли — «погосты». Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности часто хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела доход.

      Купцы-гости традиционно почитались, государство и население высоко ценили их труд. За убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра, что в два раза больше, чем за простого смерда.

      Своего расцвета ремесленное производство достигло в XI-XIII веках, тогда на Руси насчитывалось несколько десятков специальностей. Из-за высокого спроса на изделия из железа (доспехи, оружие) первое место среди ремесел занимала выплавка железа. Особенно ценился труд оружейников, златокузнецов, бронников, чьи слободы в городах занимали почетное место.

      Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку церковные храмы, дома простых людей и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов и иконописцы. Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. С.240

      Большое развитие получила внешняя торговля. Русские купцы торговали с Центральной Европой, Византией, Средней Азией, Скандинавией. Купцы использовали Дунай для торговли с Европой. Они плавали также по Балтийскому, Азовскому, Черному, Каспийскому и Средиземному морям. Крупнейшими центрами международной торговли были Новгород и Киев. Основными экспортными товарами были меха, мед, лен, кожа, ювелирные изделия, оружие и др. Импорт составляли товары роскоши для знати: пряности, драгоценные камни, шелка, бархат, оружие, парча, благородные и цветные металл

      studfiles.net

      История Киевской Руси (XI–XIII вв.)

      Разделы: История и обществознание


      Вид урока: повторительно-обобщающий.

      Форма урока: урок-игра.

      Место урока в учебном плане: Урок проводится в завершении изучения темы “Феодальная раздробленность на Руси”.

      Цели урока:

      1. Образовательная – Проверка и коррекция знаний. Закрепление и систематизация изученного материала.

      2. Развивающая – Развитие познавательных способностей, внимания и умения работать в группе. Способствовать развитию речи, мышления, интеллекта.

      3. Воспитательная – Дальнейшее формирование у обучающихся коммуникативных умений, воспитание интереса к истории своей страны.

      Ход урока

      1. Вступительное слово учителя.

      Объявление темы урока, объяснение правил проведения игры.

      Для проведения игры класс необходимо разделить на 2-3 команды. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. Игра состоит из 3-х раундов, в каждом раунде по 4 темы, каждая из которых содержит по 6 вопросов.

      Команда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из команд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает команда. После правильного ответа команда забирает себе карточку с номером вопроса, номер вопроса – это стоимость, т.е. очки. Если ответ неправильный, карточка остаётся у ведущего.

      Группы отвечают по очереди, выбирая тему вопроса и уровень сложности. Вопросы по сложности составлены по возрастающей, т.е. вопрос под №1 менее сложный чем вопрос под №2 и т.д. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. На табло фиксируется результат игры.

      2. I РАУНД

      На доске вывешиваются карточки с названием тем и номерами вопросов:

      Ратное дело 1 2 3 4 5 6
                   
      Слова, слова… 1 2 3 4 5 6
                   
      Города 1 2 3 4 5 6
                   
      Слава зодчим 1 2 3 4 5 6

      Ратное дело.

      1. колько человек объединяет “тьма”? (10 тысяч)
      2. Какое название получила битва русских со шведами в 1240 году? (Невская)
      3. Где и в каком году произошла первая битва между монгольскими и русскими воинами? (На реке Калке, в 1223 г.)
      4. Ему было всего 18 лет, когда он возглавил войско Новгородской земли. (Александр Ярославич Невский)
      5. Новгородский князь верно рассчитал: здесь его пехоте было воевать легче, чем тяжеловооружённой рыцарской коннице. Назовите место сражения. (Чудское озеро)
      6. Так назывались войны, охватившие Русь в XII веке. (Междоусобные)

      Слова, слова…

      1. “Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача княжить, и откуда русская земля стала есть”… Назовите произведение, которое начинается с этих слов и автора. (“Повесть временных лет”, монах Нестор)
      2. “Иду на Вы!” Кто говорил эти слова и связи с чем? ( Князь Святослав, когда объявлял войну противникам Руси)
      3. “Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет” (Александр Ярославич Невский)
      4. “Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его, так и князь Игорь, если не убьём его, то он погубит всех нас!” Кто и когда говорил эти слова? (Древляне, в 945 году)
      5. “И гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду”. О каком событии сообщает летопись? (Ледовое побоище, 1242 г.)
      6. “Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!” Кто говорил эти слова, о ком идёт речь? (Киевляне, о князе Святославе)

      Города.

      1. Этот город называли “Матерью городов русских”. (Киев)
      2. У этого русского города “злой характер” (Козельск)
      3. Этот русский город первым подвергся разграблению и разрушению монголо – татарами. (Рязань)
      4. Этот город славяне называли “Царьград” (Константинополь)
      5. Назовите город, который был столицей Галицко-Волынского княжества. (Галич)
      6. Этот славянский город можно назвать “портом трёх морей” (Новгород)

      Слава зодчим.

      1. Как называется искусство строить и украшать здания? (Архитектура)
      2. У мастеров какой страны учились русские зодчие? (Византия)
      3. После какого события в нашей стране стали строить храмы? (Принятие христианства, в 988 г.)
      4. Как назывался забор, который окружал славянские посёлки? (Частокол)
      5. Назовите главное отличие христианских храмов от древнегреческих. (Христианские храмы больше, богаче украшались внутри)
      6. Назовите самый красивый собор в Киеве в XII веке. (Софийский собор)

      3. II РАУНД

      Архаизмы 1 2 3 4 5 6
                   
      Москва 1 2 3 4 5 6
                   
      Русь 1 2 3 4 5 6
                   
      Простые вопросы 1 2 3 4 5 6

      Архаизмы (устаревшие слова) Зная устаревшее, вышедшее из употребления слово необходимо назвать современное, которое обозначает то же самое явление или предмет.

      1. Топталище (Тротуар).
      2. Краснослов (Оратор).
      3. Шарокат (Биллиард).
      4. Прутник (Кустарник).
      5. Живот (Человеческая жизнь).
      6. Мокроступы (Калоши).

      Москва.

      1. Назовите дату первого упоминания о Москве. (1147 г.)
      2. Какой князь считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий)
      3. Почему главную площадь Москвы называют “Красной”? (Т.к. красивая, в древности слово “красная” было синонимом “красивая”, например, красна девица)
      4. В каком княжестве возник город Москва? (Владимиро-Суздальском)
      5. Как звали боярина, которому принадлежала земля, на которой возник пограничный пункт Москва? (Боярин Кучка)
      6. Именно это славянское племя населяло территорию нынешней Москвы в X веке. (Вятичи)

      Русь.

      1. Объезд князем зависимых земель для сбора дани называется… (Полюдье)
      2. Как звали монаха Печёрского монастыря, который писал историю Руси? (Нестор)
      3. Самое большое государство Восточной Европы в начале XIII века. (Киевская Русь)
      4. На Руси их называли гостями. (Купцы)
      5. Так назывался воин в Древней Руси. (Ратник)
      6. Этот славянский бог по совместительству управлял ещё и огнём небесным. (Дажьбог)

      Простые вопросы.

      1. Наука, которая изучает прошлое по вещественным источникам. (Археология)
      2. Правитель этого государства жил в Сарае. (Золотая Орда)
      3. Какие меры длины использовались на Руси? (Пядь, Локоть, Сажень)
      4. Почему участники крестовых походов называли крестоносцами? (Они распространяли христианскую веру на Восток)
      5. Их называли “черными людьми”, хотя в Африке они никогда не бывали. (Так в Новгороде называли крестьян и ремесленников)
      6. Географическое название какой-либо местности. (Топоним)

      4. III РАУНД

      Сложные вопросы 1 2 3 4 5 6
                   
      Князья 1 2 3 4 5 6
                   
      Культура 1 2 3 4 5 6
                   
      Даты 1 2 3 4 5 6

      Сложные вопросы.

      1. Так называли славяне “лесного царя”. (Леший)
      2. Взгляды людей на устройство мира; верования, обряды, существовавшие на Руси до принятия христианства. (Язычество)
      3. Главное богатство монголо-татарской знати? (Пастбища и скот)
      4. Так звали внука Чингисхана, который в 1237 году во главе 140 тысячного войска вторгся на Русь. (Хан Батый)
      5. На Руси его звали Тимуром, а в Золотой Орде его называли… (Тамерланом)
      6. Как называется последний период первобытного общества? (Военная демократия)

      Князья.

      1. Этот князь в 988 году крестил Русь. (Владимир Красное Солнышко)
      2. Он был первым князем на Руси. (Рюрик)
      3. Назови имя князя, который получил прозвище Боголюбский. (Андрей)
      4. Легендарный князь, основатель столицы Киевской Руси. (Кий)
      5. Этот князь хотел дважды взять дань с древлян. (Князь Игорь)
      6. Кто из князей любил читать, получил прозвище “Мудрый”? (Ярослав)

      Культура.

      1. Назовите автора “Слова о полку Игореве”. (Автор неизвестен)
      2. Это хари. (Маски скоморохов)
      3. Так на Руси назывались слитки серебра весом 170-200 грамм. (Гривны)
      4. Создатели славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)
      5. Назовите произведение, написанное в конце XII веке, в котором автор призывает князей к объединению. (“Слово о полку Игореве”.)
      6. Так назывался у славян праздник возрождения природы, встречи салнца; праздновался 25 марта. (Масленица)

      Даты.

      (Назвать событие, которое произошло в этом году)

      1. 1240 г. (Невская битва)
      2. 1147 г. (Первое упоминание о Москве)
      3. 1242 г. (Ледовое побоище)
      4. 1223 г. (Битва на реке Калке)
      5. 1237 г. (Нашествие Батыя на Русь)
      6. 1185 г. (“Слово о полку Игореве”)

      5. Подведение итогов, выставление оценок.

      8.12.2009

      Поделиться страницей:

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Киевская Русь

      Лекция 5. Киевская Русь IXXIIвв

      Новое славянское государство являлось феодальной монархической системой. Во главе его стоял княжеский род Рюриков. И старший в этом роде правил в Киеве, а другие его сородичи согласно старшинству занимали другие города по мере их значимости. Смена правления происходила по лествичному принципу, т.е. по старшинству. Однако род Рюриков разрастался и находить самого старшего приходилось все труднее. Поэтому с самого начала в Киевской земле замечается внутрисемейная вражда. Братья делились на коалиции и воевали за первенство власти. И так Рюрики, враждуя и властвуя, как бы витали, как бы парили над славянским народом. Князья осуществляли над ним суд, защищали от внешних врагов, регулировали торговлю и хозяйство. И первым делом было вообще подчинение всего славянского региона единой монархической власти. Эта задача выпала на долю первых князей. Процесс не был мирным – племена присоединялись к Киеву насильно. Поход Игоря на древлян показывает, как это происходило. Естественно зависимые земли обязывались отдавать дань. Хорошую налоговую систему предложила еще княгиня Ольга, она установила размеры дани (уроки), велела построить погосты – склады между городами. А своей местью за мужа Игоря показала силу власти и тщетность сопротивления.

      Все свои функции князья выполняли с помощью дружины. У каждого имелась старшая и младшая дружины. Люди профессионально обучались, имели специальные доспехи. Служили и наемники и свои богатыри. Жили князья отдельно от народа – в кремлевых зонах городов.

      Русь называли страной городов, употребляя при этом слово, которое звучит по-нашему «гардарики». Само слово «город» – славянского происхождения. Оно существует практически во всех сла­вянских языках и означает «укрепленное место». Город, городить, огораживать, ограждать, загородка, ограда, огород – везде один и тот же корень. Возникновение городов – это одна из необходимых предпосылок процесса возникновения государства. Баварский анонимный хронист IX века насчитывает города сотнями, причем размещает их приблизительно на территории тех или иных племен. Так, он го­ворит о том, что у бужан было 230 городов, на территории уличей – 318 и т.д. Получается, что кроме городов ничего в то почтенное время – в IX веке – не было.

      Сегодня имеется достаточно разработанный археологический материал, из которого следует, что горо­дище – это одно, а город – это другое. Городище – это эмбрион, который еще не развился в полно­ценный организм. Городище – это место, где возникает какое-то селение, которое может превратиться в город. Оно очень маленькое, там есть какое-то укрепление типа вала или частокола, в нем живут ка­кие-то ремесленники. Площадь территории подобного городища очень невелика; как правило, оно распо­ложено на берегу реки или озера. Этих городищ действительно насчитывается в археологии сотни, но они не развились, не стали городами. Население их либо вымерло, либо ушло на новые места, либо погибло вследствие эпидемии, либо было уведено в плен врагами. Другое дело – города, которых по летописям в период с IX по X век упоминается 23. Например, Белоозеро упоминается вообще без даты – оно относится к древнейшим городам. Киев опять-таки не имеет даты, т.е. он один из самых древних городов. То же самое и Новгород. И хотя он впервые упомянут около 862 года, очевидно, что эта дата имеет искус­ственный характер. Муром, Псков, Полоцк, Ростов, Смоленск, Чернигов – вот только немногие из самых древних русских городов. Они упомянуты впервые в IX–X веках. XI век дает уже 58 новых названий, XII – 134, первая треть XIII столетия (до 1237 года) дает нам 47 новых наименований. Значит, проделав нехитрую арифметическую операцию, мы увидим в период с IX по XIII века на карте более 250 городских образований. А ведь это еще не все города. Так, например, мы знаем, что первые упоминания Суздаля встречаются значительно позже, чем он возник. Галич впервые упоминается в XII веке, но этот город, бес­спорно, один из самых древних. Значит, много городов не упомянуто в летописи по тем или иным причи­нам. Значит, действительно древняя Русь была страной городов.

      Города Киевской Руси – это укрепленные места, часто на берегу реки или озера, обнесенные валом, по которому сверху шел частокол или деревянная небольшая стена, и чаще всего этот город состоял из двух частей. На высокой стороне, на горе, помещался детинец, или княжеский замок (впоследствии названый кремлем). Внизу, на подоле, как говорили уже тогда, ближе к пристани, ближе к дороге селился простой люд, т.е. ремесленники, обыватели. Подол – это наименование по характеру местности: низко. Если имееть в виду характер населения, то посадом называ­лось то, что окружает детинец, что разрастается вокруг него. Люди селились рядом с княжеской рези­денцией, монастырем, кремлем и т.д. В.О.Ключевский считал, что все русские города – это результат развитой торговли: города возникали в местах пересечения торговых путей. Но город зависит и от земледельческой округи: она кормила его в прямом смысле слова – оттуда привозили для продажи сельскохозяйственные про­дукты, пригоняли скот.

      Таким образом, город в рамках Киевского периода – это своеобразный административно-хозяйственный центр, место, где происходил обмен сельскохозяйственных продуктов на продукты ре­месленничества, и наоборот.

      Что собой представляло ремесло в древней Руси? Есть классический труд Б.А.Рыбакова, который так и называ­ется – «Ремесло в древней Руси». Автор насчитывает 64 специальности и объединяет их по группам. Например, куз­нецы – может быть, одна из самых распространенных специальностей на Руси. Но ведь были кузнецы, которые ковали, допустим, серпы, подковы. Кузнецы же делали щиты и мечи, украшения из серебра и золота. Те, которые делали оружие, назывались оружейниками. А го­родские кузнецы изготовляли в основном хозяйственную утварь.

      Ремесленники были уважаемым сословием, хотя отнюдь не занимали самых высоких мест в городской иерархии. Они были фактически и купцами. С той разницей, что вряд ли они ездили ку­да-то далеко, а ограничивались торговлей непосредственно там, где работали. Уже в то время у купцов в ходу были понятия, которые звучат чрезвычайно совре­менно: кредит, складчина, заклад. Естественно, хранили товары, платили пошлину и пользовались опре­деленными стандартами меры и веса. Ростовщичество не поощрялось. И тем не менее это зло су­ществовало, хотя Церковь пыталась с ним бороться.

      Были на Руси и цеховые организации: цех башмачников, цех перчаточников, цех кузне­цов, цех оружейников и т.д. У каждого цеха в европейском городе был свой устав, в соответствии с этим уставом уплачивались взносы, мастер имел право нанимать учеников, подмастерьев и т.д.

      Теперь – население, его численность и характер. Тут мы обязаны использовать летописные данные, которые довольно часто сообщают о по­жарах и фиксируют, сколько сгорело дворов. Или, если был голод, то сколько похоронили. Или, если был какой-нибудь военный погром, то сколько пострадало. Для примера: в начале XI века в Новгороде было, по косвенным данным, 10–15 тысяч человек. А в XIII веке город насчитывал уже около 30 тысяч жителей. И все же, попытка опреде­лить численность населения всегда базируется на косвенных данных. В 1211 году в Новгороде был пожар, сгорело 4300 дворов. А сколько людей жило на одном дворе? Один двор – одна семья. Это сколько человек? 5–6? Но были слуги, помощники, ученики, подмастерья. Поэтому можно говорить, что погорельцами стали около 20 тысяч человек. Во время голода 1231 года умерло 3030 человек и т.д.

      О духовенстве и о монастырях. И здесь надо четко представлять, что в домонгольский период прак­тически все монастыри Русской Православной Церкви были в городах. А вот после нашествия монголов, с конца XIII века, как правило, монастыри возникают на неосвоенных землях. В городах они в лучшем случае восстанавливаются. Существуют подсчеты, основанные на летописных данных: в Новгороде и в Киеве было по 17 монастырей – нема­лая цифра. Во Владимире-Залесском – 6, в Смоленске – 5, в Галиче – 5, в Чернигове 3, в Полоц­ке – 3, в Ростове – 3. В таких городах, как Владимир-Волынский, Переславль-Залесский, Суздаль, Муром, Псков, Нижний Новгород, Ярославль и Тмутаракань – по одному. Как возникали церкви? По инициативе князя, на деньги бояр, в память о каких-то событиях. На деньги, которые собирали ремесленники или купцы. Церковные средства складывались, как всегда, из по­жертвований, из вкладов на помин души, помимо десятин, которые устанавливали князья. Некоторые мо­настыри играли совершенно особую роль в жизни страны. Достаточно вспомнить Киево–Печерский мона­стырь – 15 епископов вышли из этого монастыря в домонгольский период. Юрьев монастырь в Новгороде был рассадником письменности. И летописание чаще всего велось в монастырях, там же переписыва­лись книги, а писцы как светские ремесленники встречались в то время довольно редко.

      Теперь о проблеме самоуправления города. Естественно, город княжеский, центр княже­ства, стольный город, как тогда говорили, управлялся иначе, чем город, где князя не было. Очевидно, что управление таким гигантом, как Киев или Новгород, было иным, чем каким-нибудь маленьким городком в провинции. Видно, что города делятся на те, где превалирует княжеская власть, и те, где существует вечевая традиция. Не следует думать, что князь правил без вече или что вече существовало без князя. Но, скажем, в Новгороде не было княжеской династии, и там сильнее были традиции вече. В Киеве, наоборот, князья не переводились, и поэтому вече играло все меньшую и меньшую роль.

      Поскольку политическая борьба была очевидной, то там имели место, несомненно, какие-то полити­ческие группировки, была какая-то агитация, подготовка каких-то решений. И, наконец, было самоуправ­ление в лице князя, посадника, тысяцкого и епископа, у которых были совершенно четко очерченные права и обя­занности. Князя приглашали в качестве третейского независимого судьи, оговаривая его деятельность специальными условиями, которые он не имел права нарушить. Оговаривалось все, начиная от его дохо­дов и кончая вопросами, которые он имеет право судить. Посад­ник был главой администрации и также ведал городским управлением. Тысяцкий командовал ополчением и вершил суд. Достаточно большую роль играл, конечно, епископ как духовный владыка города, как высший церковный авторитет.

      В том или ином варианте такая структура имелась везде. Даже там, где князья имели династии, они все равно вынуждены были считаться с вечем. Скажем, в том же Киеве были вечевые сходки: например, Владимир Мономах так был приглашен в Киев, и вече потом отстаивало права его сыновей и не пускало других претендентов в город. С другой стороны, князю, который, естественно, всегда стремился к едино­властию, вече являлось определенной оппозицией. Известно, что владимирские князья в XII веке практически вечевые порядки искоре­няли.

      Иностранцы. Если внимательно читать летописи, видно, что в Киеве были немцы, то есть люди, которые говорят на иных языках. «Немец» на Руси означает – человек, немой в русском языке. То есть, француз, англичанин – все это немец для русских людей. Были арабские, видимо, небольшие, компактные поселения – арабских купцов было довольно много, есть даже какие-то арабские корни в наших названиях (Арбат происходит, видимо, от арабского «рабат» – торговое место). Немало найдено кладов арабских монет в разных местах. Были компакт­ные еврейские кварталы в городах, потому что в начале XII века упоминается очередная вспышка на­силия в Киеве и, в частности, горожане угрожают Владимиру Мономаху, что если он не придет кня­жить, то пострадают многие, в том числе и евреи.

      Оказывается, что крупные города были городами, свободными для проживания не только разных слоев населения, но и для лиц разных национальностей. А это подтверждает тезис о том, что города в первую очередь были большими торговыми центрами, потому что только этим можно объяснить такую пеструю этническую картину: норманны, немцы, поляки, а в Галиче – чехи, венгры, поляки, греки, ев­реи, арабы. Вот что собой представлял крупный город, в особенности южный, где все торговые пути сходились, пересекались. Северные города в этом отношении были более однородными.

      Соответственно, город управлялся так, что его законодательство обеспечивало более или менее равные права для тех, кто в нем селился, и это подразумевает соблю­дение соответствующего законодательства и уплаты налогов. Поэтому когда говорят о том, что древняя Русь была чем-то отсталым, забитым и что помещики кабалили крестьян еще во времена «Русской Правды», то это все к делу не относится. Раз все определяла торговля и раз города были местами, где компактно селилось духовенство, можно сделать четкий вывод о том, что город­ское население было в значительной степени грамотным, если не поголовно. Кстати, долго думали, что Киевская Русь была поголовно безграмотной. На сегодняшний день найдено только в древнем Новгороде 700 берестяных грамот: деловая переписка, семейная переписка, любовные послания. Мальчишки, девчонки изучают азбуку на бересте, какой-то крестьянин шлет своей жене просьбу, чтобы она прислала ему одежду, в другом месте упоминается о необходимости перегнать куда-то корову. Писали на бересте.

      Законодательство. Само слово «правда» в древней Руси имело значение «суд», «закон». «Русская правда», т.е. памятник древнерусского законодательства, дошла до нас в трех редакциях: «Краткая прав­да», «Пространная правда» и «Сокращенная правда». «Русская правда в краткой редакции» состоит из нескольких частей. Так называемая древнейшая часть («Древнейшая правда», или «Правда Ярослава») – это статьи с 1 по 18. Затем идет так называе­мая «Правда Ярославичей», т.е. закон детей Ярослава Мудрого. Это статьи с 19 по 41. И, наконец, две отдельные статьи, два отдельных закона – это так называемый «Покон вирный» (статья 42) и «Урок мостникам» (статья 43). «Покон вирный» – это статья, которая трактует о том, сколько должен получить княжеский чиновник за свою службу, где он должен рассудить людей или собрать налоги, установить штрафы и так далее – т.е. вопросы его материального обеспечения. Что касается «Урока мостникам», то это относится к тем, кто либо мостил дороги и реки, либо собирал пошлины за проезд по этим мостам.

      Первая статья «Правды Ярослава»: «Убиет муж мужа, то мстить брату брата или сына, или отца ли­бо отцу сына или брату чада, либо сестрина сына. Аще не будет кто мстя, то сорок гривен за голову. Аще будет русин, любогридин, любо купчина, либо ябедник, либо мечник, аще изгой будет, любо славя­нин, то сорок гривен положит за ны». Сразу бросается в глаза, что здесь сохранен обычай кровной мес­ти: если кто-то будет убит, то за него можно мстить, причем оговаривается круг ближайших родственни­ков, которые имеют право ответить кровью за кровь. Это первая часть статьи. Вторая говорит о штрафе: за убийство – сорок гривен, независимо от того, кто ты будешь в социальном отношении: гридин, куп­чина, ябедник (свидетель), мечник (оруженосец). Или по национальности: русин, славянин, т.е. варяг, или представитель коренного населения – все равно сорок гривен.

      Зачем в древней Руси был сохранен обычай кровной мести? Ведь Церковь этого не допускала. Вместе с тем, нет никаких осно­ваний думать, что этот памятник был составлен до крещения Руси. Очень просто: традиции живучи. Ко­нечно, можно было бы издать указ и отменить кровную месть. Естест­венно, никто об этом не подумал, поскольку понимали, что традиция должна быть сохранена. Вместе с тем предлагали на выбор – либо мстить, либо получить деньги. Можно полагать, что здесь налицо влияние византийского права, т.е. христианского, и таким образом пытаются эту традицию выбить, мо­жет быть, достаточно циничным методом, но вполне реальным. Оттого, что убьешь убийцу, не разбогате­ешь. Но если ты предпочтешь получить деньги, то это может сильно изменить твое материальное поло­жение, потому что сорок гривен – это очень много.

      Следующие статьи трактуют вопросы, связанные с нанесением побоев, насилием, угрозами, и опре­деляют размер штрафа за соответствующее деяние. Дальше речь идет о краже лошадей, об укрытии беглых рабов, о клевете, о драке. Этим все кончает­ся. Всего 18 статей. Но ведь разновидностей преступлений гораздо больше, скажете вы. Однако мы здесь имеем дело с первыми русскими законами – с первыми писаными законами. Вероятно, какие-то тради­ции были и помимо этого. В «Правде Ярославичей» речь уже идет о другом. Здесь налицо разработка отдельных положений, которые уже были сформулированы, но если там в первой статье говорится об убийстве вообще, то здесь мы вдруг читаем, что за убийство, скажем, княжеского дружинника – восемьдесят гривен. Дальше судят по прецедентам: «А конюх старый у стада» (то есть старейшина коню­хов, главный конюх), если он будет убит, «то восемьдесят гривен». Если уведут чужого холопа, или раба, то платить за обиду двенадцать гривен (тому, у кого увели). Но уже есть и новые статьи: за разорение или кражу ульев, за убийство смерда или оскорбление действием, за распашку чужой межи, за кражу лодок, домашней птицы. За собаку, ястреба, сокола – три гривны: они ценились гораздо больше, чем домашняя птица.

      В «Пространной правде» 121 статья плюс несколько дополнительных. В основу ее положена «Краткая правда», но более разработанная. Затем идет «Устав князя Владимира Мономаха» в качестве продолжения. Затем следует устав черниговского князя Всеволода Ольговича, где рассматриваются социально-экономические отношения феодальной вотчины. И наконец, идет устав о наследстве и устав о холопстве.

      Получается, что в древней Руси было гражданское законодательство, уголовное и церковное. Семей­ное право фактически было все в руках Церкви, и вопросы, связанные с семьей, решались церковным судом. Традиция эта, между прочим, дожила практически до XX века, поскольку вопросы, связанные с разводом, решались всегда через Церковь. Уголовный суд был всегда прерогативой князя. Что касается гражданского права, то мы видим, что здесь одни вопросы решал князь, а другие – Церковь, т.е. до из­вестной степени они здесь дублировали друг друга.

      Хрестоматийное дополнение к Лекции 5. Нестор Летописец Повесть временных лет

      В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий – когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, – хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости». Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, – идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

      И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.

      В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.

      В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев…

      Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят».

      В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам – по щелягу с сохи даем».

      В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

      В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

      В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.

      В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в городе, и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, – сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?». Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришел?», А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)», Печенежский князь спросил: «А ты не князь ли?». Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?». Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир.

      studfiles.net

      28. Традиции гостеприимства на Киевской Руси.

      С XI века в древнерусском языке прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуждались в объектах временного проживания. Путешествиям «иностранных гостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей», заботиться о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и о князе. Первые гостиные дворы или дворы для размещения иностранных купцов – «гостей», на Руси были учреждены в XII в. в Великом Новгороде. Размещение иностранных купцов велось по национальному признаку. Так в ХII–ХV вв. в Новгороде существовали «Готский», «Немецкий», «Датский» гостиные дворы. В Москве в ХVI–ХVII вв. были «Английский», «Греческий», «Персидский», «Армянский» гостиные дворы, в Астрахани – «Персидский» и «Индийский». Деятельность средневековых гостиниц регламентировались специальными правилами. В связи с этим можно утверждать что разработка первых правил предоставления гостиничных услуг на Руси была проведена в XII в. Эти правила устанавливали взаимоотношения жителей двора между собой и с местным населением, определяли требования к поведению, осуществлению торговых операций и т. д. Особенно в них акцентировались требования по обеспечению безопасности жизни, имущества, жилища. В XIII в. гостиные дворы появляются в следующих белорусских городах: Витебске, Бресте и т.д.

      29. Развитие гостеприимства в средневековой Европе: городские праздники, развлечении и зрелища. Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивалисьцерковнослужители и судейские чиновники. Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века. Ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либошколярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Театральные представления средневековья:

      • Миракль. Само название миракль происходит от латинского слова «чудо». И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т.д. Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка.

      • Моралите. Моралите — соединение народной театральной традиции и христианской морали.

      • Мистерия. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса.

      • Фарс. Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, дворян, купцов.

      • Карнавалы

      studfiles.net

      2 дид ед

      Этапы развития Киевской Руси

      1. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий… a) призвание варягов b) крещение Руси c) создание «Русской правды»

      2. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий… a) убийство князя Игоря древлянами b) разгром половцев в начале XII в. c) крещение Руси

      3. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий… a) разгром половцев в начале XII века b) призвание варягов c) введение «уроков» и погостов княгиней Ольгой

      4. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий… a) создание «Русской правды» b) крещение Руси c) поход князя Олега на Киев

      5. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий… a) разгром Хазарского каганата Святославом b) призвание варягов c) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой

      6. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленного … a) крещение Руси b) правление Я.Мудрого c) поход князя Олега на Киев

      7. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий… a) введение «уроков» и «погостов» b) призвание варягов c) создание «Русской правды»

      8. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий… a) крещение Руси b) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой c) поход князя Олега на Киев

      9. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий… a) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой b) разгром половцев Вл. Мономахом c) убийство князя Игоря

      10. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий… a) создание «Русской правды» b) убийство князя Игоря c) призвание варягов

      Киевская Русь_ этапы развития

      1. К истории Киевской Руси относится… a) крещение Руси b) принятие «Соборного уложения» c) введение «заповедных лет» d) Куликовская битва

      2. К истории Киевской Руси относится… a) правление «семибоярщины» b) закрепощение крестьян c) создание «Русской правды» d) введение «урочных лет»

      3. К истории Киевской Руси относится… a) «стояние» на р.Угре b) нашествие хана Батыя c) создание стрелецкого войска d) введение «уроков» и «погостов»

      4. К истории Киевской Руси относится… a) оформление сословно-представительной монархии b) закрепощение крестьян c) разгром Хазарского каганата d) введение «правила Юрьева дня»

      5. К истории Киевской Руси относится… a) разгром половцев Владимиром Мономахом b) начало Великого переселения народов c) Куликовская битва d) введение «урочных лет»

      6. К истории Киевской Руси относится… a) призвание варягов b) «стояние» на р.Угре c) введение «заповедных лет» d) введение опричнины

      7. К истории Киевской Руси относится… a) убийство князя Игоря древлянами b) битва на р.Калке c) принятие «Соборного уложения» d) создание стрелецкого войска

      8. К истории Киевской Руси относится… a) введение «правила Юрьева дня» b) закрепощение крестьян c) крещение Руси d) установление ордынского ига

      9. К истории Киевской Руси относится… a) свержение ордынского ига b) создание стрелецкого войска c) начало правления Рюриковичей d) правление «семибоярщины»

      10. Владимир Всеволодович известен под прозвищем… a) Великий b) Мудрый c) Святой d) Мономах

      11. Восстание древлян в 945 г. было вызвано… a) нежеланием древлян принимать христианство b) межплеменной рознью древлян и вятичей c) нежеланием древлян принять участие в походах князя Святослава d) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян

      12. Съезд князей в г. Любече в 1097 г. был созван с целью… a) принять «Русскую правду» b) подготовиться к совместному походу против поляков c) установить новый порядок взимания дани d) остановить междоусобицы

      13. Полюдье в Киевской Руси – это… a) народное собрание b) форма взимания дани с подвластного населения c) сбор дворянского ополчения d) денежный оброк

      14. Крещение Руси привело к… a) полному искоренению язычества b) укреплению государственности c) упадку древнерусской культуры d) прекращению связей с Византией

      15. Исключите лишний элемент из логического ряда. a) древляне b) варяги c) вятичи d) поляне

      16. Системой земледелия, присущей древним славянам, была (о)… a) трехполье b) двухполье c) подсечная (подсечно-огневая) d) многополье

      17. Божеством восточных славян, связанным с культом солнца, был (о)… a) Сварог b) Перун c) Стрибог d) Ярило

      18. Служителями религиозного культа у древних славян были… a) попы b) колдуны c) волхвы d) оракулы

      19. Родовая община – это… a) объединение родов b) поселение, все члены которого объединены кровнородственными связями, ведут совместное хозяйство c) поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, коллективно обрабатывающих землю d) объединение родственников с подчинением младших старшим

      20. Народное собрание в древнерусском городе называлось… a) дума b) Земский собор c) совет d) вече

      21. Старшую дружину князя составляли… a) бояре b) близкие друзья князя c) наиболее старые дружинники d) заведующие хозяйством князя

      22. «Гостями» в Киевской Руси называли… a) послов иностранных государств b) торговцев – мелких разносчиков c) холопов d) купцов, ведших торг с иноземцами

      23. Большинство сельского населения Киевской Руси состояло из… a) рядовичей b) холопов c) смердов d) закупов

      24. Категория населения Руси, близкая к рабам, – это… a) холопы b) закупы c) прощеники d) смерды

      Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси

      1. К истории Киевской Руси относятся два понятия… a) митрополит b) отработки c) коллегия d) закуп

      2. К истории Киевской Руси относятся два понятия… a) полюдье b) отрезки c) бояре d) патриарх

      3. К истории Киевской Руси относятся два понятия… a) вече b) Земский собор c) «кондиции» d) «уроки»

      4. К истории Киевской Руси относятся два понятия… a) посад b) стрельцы c) «оттепель» d) погосты

      5. К истории Киевской Руси относятся два понятия… a) «Соборное уложение» b) вира c) поместье d) посадник

      6. К истории Киевской Руси относятся два понятия… a) «Русская правда» b) патриарх c) варяги d) отработки

      7. К истории Киевской Руси относятся два понятия… a) отрезки b) «правило Юрьева дня» c) вотчина d) закуп

      8. К истории Киевской Руси относятся два понятия… a) «семибоярщина» b) «оттепель» c) рядович d) митрополит

      9. К истории Киевской Руси относятся два понятия… a) «Соборное уложение» b) приказ c) полюдье d) вира

      Особенности социально-политического и экономического развития Древней Руси

      1. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) митрополит 2) полюдье 3) посад a) глава Русской православной церкви в Древней Руси b) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани c) торгово-ремесленное поселение за стенами Кремля

      2. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) рядович 2) боярин 3) митрополит a) глава Русской православной церкви в Древней Руси b) крестьянин, работавший по договору c) старший дружинник

      3. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) «уроки» 2) закуп 3) посад a) фиксированный размер дани b) крестьянин, взявший ссуду c) торгово-ремесленное поселение за стенами Кремля

      4. Укажите правильное соответствие между понятием, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) вече 2) посад 3) закуп a) крестьянин, взявший ссуду b) народное собрание на Руси c) торгово-ремесленное поселение за стенами Кремля

      5. Укажите правильное соответствие между понятием, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) вотчина 2) «Русская правда» 3) посад a) наследственное земельное владение b) первый письменный свод законов Древней Руси c) торгово-ремесленное поселение за стенами Кремля

      6. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) рядович 2) митрополит 3) погост a) крестьянин, работавший по договору b) место сбора дани c) глава Русской православной церкви в Древней Руси

      7. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) закуп 2) вотчина 3) посад a) наследственное земельное владение b) крестьянин, взявший ссуду c) торгово-ремесленное поселение за стенами Кремля

      8. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) вира 2) посадник 3) закуп a) крестьянин, взявший ссуду b) денежный штраф в Древней Руси c) наместник князя в подвластных землях

      9. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) митрополит 2) вотчина 3) вира a) денежный штраф в Древней Руси b) глава Русской православной церкви в Древней Руси c) наследственное земельное владение

      10. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. 1) рядович 2) посадник 3) митрополит a) крестьянин, работавший по договору b) наместник князя в подвластных землях c) глава Русской православной церкви в Древней Руси

      11. Соотнесите имена и прозвища древнерусских князей. 1. Олег 2. Владимир 3. Ярослав a) «Красное солнышко» b) «Вещий» c) «Мудрый»

      12. Соотнесите название и жанр произведения. 1. «Русская правда» 2. «Повесть временных лет» 3. «Слово о полку Игореве» a) название русской летописи b) литературное произведение c) древнейший свод законов Руси

      13. Соотнесите имя князя с его деянием. 1. Рюрик 2. Олег 3. Святослав a) победитель хазар b) основатель княжеской династии c) завоеватель Киева

      14. Соотнесите термин и его определение. 1. вира 2. вервь 3. дружина a) древнерусская община b) древнерусское войско c) денежный штраф за убийство

      15. Соотнесите термин и его определение. 1. пергамент 2. мозаика 3. устав a) название письма в Древней Руси b) материал для письма, изготовленный из кожи c) изобразительное панно из разноцветных

      Политическая раздробленность русских земель

      1. К причинам политической раздробленности Руси не относилось (ась, ись)… a) княжеские разделы своих вотчин между наследниками b) ослабление внешней опасности c) перемещение торговых путей d) распространение языческих верований

      2. Удел Юрия Долгорукого находился в (во)… a) Переяславле b) Владимире c) Чернигове d) Новгороде

      3. Начало политической раздробленности принято отсчитывать со смерти… a) Всеволода Большое Гнездо b) Владимира Святого c) Мстислава Великого d) Андрея Боголюбского

      4. Юрий Долгорукий считается основателем города… a) Юрьев-Польский b) Москва c) Тула d) Дмитров

      Раздробленность русских земель

      1. Укажите две причины феодальной раздробленности. a) стремление племен к самостоятельности b) упадок Киевской земли от набегов кочевников c) договоренность между князьями о раздельном владении d) борьба князей за лучшие княжения и территории

      2. Выберите два положительных последствия феодальной раздробленности. a) прекращение набегов кочевников b) культурное и хозяйственное освоение новых территорий c) рост городов, ремесла, торговли в княжествах d) укрепление обороноспособности

      3. Укажите две выборные должности в Новгородской республике. a) тысяцкий b) посадник c) боярин d) князь

      4. Выберите два экономических фактора, характерных для Новгородской земли. a) создание мануфактурного производства b) торговля со степными племенами c) экономические связи с Прибалтикой, Скандинавией d) развитое ремесло

      Иноземные нашествия в XIII веке. Борьба Руси с ордынским игом

      1. Первая встреча русских войск с монголами произошла… a) на Куликовом поле b) на Чудском озере c) на р.Угре d) на р.Калке

      2. Невская битва произошла в _____ году. a) 1242 b) 1147 c) 1240 d) 998

      3. Битва на Чудском озере произошла в ______ году. a) 1223 b) 1242 c) 1240 d) 1380

      4. «Ледовым побоищем» называют… a) битву на Чудском озере b) Куликовскую битву c) Невскую битву d) «стояние» на р.Угре

      5. Борьба со шведскими и немецкими завоевателями в XIII веке связана с именем… a) Дмитрия Донского b) Владимира Мономаха c) Александра Невского d) Юрия Долгорукого

      6. Куликовская битва произошла в ______ году. a) 1480 b) 1380 c) 998 d) 1240

      7. Нашествие монгольских войск на Северо-Восточную Русь связано с именем хана… a) Мамая b) Ахмата c) Чингисхана d) Батыя

      8. Нашествие монгольских войск на Северо-Восточную Русь началось в ____ году. a) 1147 b) 1237 c) 1380 d) 998

      9. С датой 1480 г. связано(а)… a) «стояние» на р.Угре b) нашествие хана Батыя c) Невская битва d) Куликовская битва

      10. Событие, происшедшее позже других, – это… a) «стояние» на р. Угре b) сражение на р. Калке c) Куликовская битва d) набег хана Тохтамыша на Москву

      11. Битва на реке Калке русских дружин с монгольскими воинами произошла в ________ году. a) 1243 b) 1219 c) 1223 d) 1237

      12. Хан Батый со 140-тысячным войском вторгся на Русь в _______ году. a) 1240 b) 1237 c) 1227 d) 1241

      13. Баскаками в период ордынского господства называли… a) дипломатов Золотой Орды b) чиновников, собиравших дань с русских земель c) предводителей татарских отрядов, совершавших набеги на русские поселения с целью грабежа d) русских князей, получивших в Орде ярлык на управление определенной территорией

      14. Новгородский князь Александр Ярославович за битву со шведами в 1240 г. получил прозвище… a) Великий b) Мудрый c) Невский d) Святой

      15. С борьбой Руси против шведских и немецких завоевателей связано событие… a) Ледовое побоище b) Куликовская битва c) Битва на р. Калке d) Смоленская война

      16. Битва на Неве в 1240 году произошла с (со)… a) немцами b) литовцами c) шведами d) финнами

      17. Битва объединенного русско-половецкого войска с монголо-татарами произошла в___году. a) 1237 b) 1235 c) 1223 d) 1221

      18. Событие, оказавшее огромное воздействие на судьбу Московского княжества в 1380 году, – … a) провозглашение Москвы столицей Русского государства b) коронование московского правителя на царство c) поход хана Тохтамыша на Москву d) разгром русскими воинами войска золотоордынского хана Мамая

      19. Вторжение монголо-татарских войск на русские земли началось в____году. a) 1240 b) 1237 c) 1242 d) 1245

      Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Ордынское иго

      1. Укажите правильное соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением… 1) ярлык 2) баскак 3) выход a) представитель хана, осуществлявший контроль за местными властями b) ханская грамота, подтверждавшая право на княжение c) дань в пользу Золотой Орды

      2. Укажите правильное соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением… 1) ярлык 2) улус 3) выход a) дань в пользу Золотой Орды b) провинция в Золотой Орде c) ханская грамота, подтверждавшая право на княжение

      3. Укажите правильное соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением… 1) баскак 2) улус 3) выход a) представитель хана, осуществлявший контроль за местными властями b) дань в пользу Золотой Орды c) провинция в Золотой Орде

      4. Укажите правильное соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением… 1) ярлык 2) выход 3) хан a) ханская грамота, подтверждавшая право на княжение b) дань в пользу Золотой Орды c) правитель Золотой Орды

      5. Укажите правильное соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением… 1) баскак 2) выход 3) иго a) представитель хана, осуществлявший контроль за местными властями b) система господства дад русскими землями c) дань в пользу Золотой Орды

      6. Укажите правильное соответствие между датой и событием периода борьбы с иноземными захватчиками XIII – XV вв. … 1) 1223 г. 2) 1380 г. 3) 1480 г. a) Куликовская битва b) битва на р. Калке c) «стояние» на р. Угре

      7. Укажите правильное соответствие между датой и событием периода борьбы с иноземными захватчиками XIII – XV вв. … 1) 1240 г. 2) 1242 г. 3) 1380 г. a) Невская битва b) Куликовская битва c) Ледовое побоище

      8. Укажите правильное соответствие между датой и событием периода борьбы с иноземными захватчиками XIII – XV вв. … 1) 1237 г. 2) 1242 г. 3) 1480 г. a) Ледовое побоище b) «стояние» на р. Угре c) нашествие хана Батыя

      9. Укажите правильное соответствие между датой и событием периода борьбы с иноземными захватчиками XIII – XV вв. … 1) 1223 г. 2) 1237 г. 3) 1240 г. a) Невская битва b) битва на р. Калке c) нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь

      10. Укажите правильное соответствие между датой и событием периода борьбы с иноземными захватчиками XIII – XV вв. … 1) 1237 г. 2) 1240 г. 3) 1380 г. a) нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь b) Куликовская битва c) Невская битва

      Централизация русских земель. Возвышение Москвы

      1. С возвышением и укреплением Москвы связаны даты … a) 1327, 1380 b) 1019, 1480 c) 988, 1223

      2. С возвышением и укреплением Москвы связаны даты … a) 1223, 1237 b) 1380, 980 c) 1147, 1380

      3. С возвышением и укреплением Москвы связаны даты … a) 1223, 980 b) 1147, вторая четверть XIV века c) 862, 1240

      4. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны даты … a) 1533-1584, 1240 b) 980-1015 c) 1325-1340, 1380

      5. С возвышением и укреплением Москвы связаны даты … a) 862, 1019-1054 b) 882, 1462-1505 c) 1325-1340, 1147

      6. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны имена … a) Ивана Калиты, Дмитрия Донского b) Владимира I, Ивана IV c) Ярослава Мудрого, Бориса Годунова

      7. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны имена … a) Ивана IV, Бориса Годунова b) Владимира II, хана Батыя c) Даниила Московского, Ивана III

      8. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны имена … a) Даниила Московского, Ивана Калиты b) Василия Темного, Василия III c) княгини Ольги, Ярослава Мудрого

      9. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны имена … a) Дмитрия Донского, Даниила Московского b) Ярослава Мудрого, Бориса Годунова c) князя Олега, Владимира II

      10. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны имена … a) князя Игоря, Ярослава Мудрого b) Владимира I, Ивана III c) Дмитрия Донского, Ивана III

      11. Первое летописное упоминание о Москве связано с ______ годом. a) 1380 b) 1223 c) 988 d) 1147

      12. Первое летописное упоминание о Москве связано с именем князя… a) Ярослава Мудрого b) Дмитрия Донского c) Владимира Святого d) Юрия Долгорукого

      13. Родоначальником династии московских князей считается князь… a) Даниил Московский b) Александр Невский c) Ярослав Мудрый d) Дмитрий Донской

      14. Важную роль в укреплении Московского княжества сыграл князь… a) Ярослав Мудрый b) Иван Калита c) Владимир Мономах d) Владимир Святой

      15. Москва стала общепризнанным центром объединения русских земель в результате… a) Невской битвы b) Куликовской битвы c) битвы на р.Калке d) «стояния» на р.Угре

      16. Завершение в основном централизации русских земель связано с именем… a) Ярослава Мудрого b) Владимира I c) Дмитрия Донского d) Ивана III

      17. Победе Московского княжества в борьбе за право стать центром объединения русских земель способствовал(о)… a) разгром печенегов b) выгодное географическое положение c) разгром Хазарского каганата d) крещение Руси

      18. Победе Московского княжества в борьбе за право стать центром объединения русских земель способствовал(а, о)… a) начало монгольского нашествия b) призвание варягов c) поддержка Русской православной церкви d) разгром половцев

      19. Победе Московского княжества в борьбе за право стать центром объединения русских земель способствовало(и)… a) мирные отношения с Ордой b) начало правления Рюриковичей c) избрание на царство М. Романова d) принятие «Русской правды»

      20. Победе Московского княжества в борьбе за право стать центром объединения русских земель способствовало(а)… a) начало монгольского нашествия b) крещение Руси c) избрание на царство М. Романова d) гибкая политика московских князей

      21. Монаха, благословившего князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву, звали… a) Филарет b) Иоанн Златоуст c) Сергий Радонежский d) Илларион

      22. В период правления Василия III к Московскому государству присоединились… a) Псков и Рязань b) Ростов и Вятка c) Псков и Вятка d) Вятка и Рязань

      23. Сражение на Куликовом поле произошло… a) 8 сентября 1380 г. b) 3 октября 1382 г. c) 15 июля 1410 г. d) 11 августа 1478 г.

      24. Московский правитель, в основном завершивший централизацию русских земель и принявший титул «Государь Всея Руси», –… a) Иван IV b) Василий III c) Иван III d) Иван Калита

      25. Княжество, претендовавшее наряду с Москвой на великокняжеский ярлык, –… a) Рязанское b) Ростовское c) Ярославское d) Тверское

      26. Река, на которой победой Москвы завершилось противостояние Орде, –… a) Калка b) Дон c) Угра d) Вожа

      27. Литовский князь, заключивший союз с Мамаем против Москвы, –… a) Ольгерт b) Гедимин c) Ягайло d) Витовт

      28. Форма землевладения, укрепившаяся в период складывания централизованного Русского государства, –… a) вотчинная b) надельная c) поместная d) арендная

      studfiles.net

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *