Горе от ума главный герой – Главные герои комедии «Горе от ума»

Чацкий главный герой пьесы «Горе от ума». Принципы произведения


Первые читатели комедии открывали в ней самое главное в тогдашней жизни. Перед ними бушевала та борьба, в которой они сами принимали участие, хотя многие из них, может быть, и не догадывались, насколько значительна она по своим конечным результатам. Место в этой борьбе предрешало позицию в тех спорах, которые породила комедия. Разумеется, спор шел прежде всего о Чацком. В передовых кругах русского общества еще ни один литературный герой не был так популярен: в Чацком видели своего соратника. Благородство его убеждений, кипение политических страстей, меткость обличений — вот что главным образом было замечено. Недаром монологи Чацкого:

  • «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча…» — распространялись в списках как отдельные произведения. Правда, фигура Чацкого не могла не удивить тогдашних читателей своей жизненной достоверностью, непосредственностью «личного» обаяния; по привычке предположили, что образ Чацкого — это чей-то портрет, и тут же начались насчет прототипа. Комедия еще не была закончена, а слух о портретное уже долетел до Одессы: «Что такое Грибоедов? — спрашивал Пушкин.— Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева…» Но, прочитав комедию, Пушкин сразу же понял ошибочность такого предположения. «Теперь вопрос,- писал он А. А. Бестужеву в январе 1825 года.- В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов.

А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малой, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми…» . Пока что отложим разговор о том, на самом ли деле Чацкий «мечет бисер» или его обращения к Фамусовым и Репетиловым имеют какой-то иной смысл. Сейчас важно обратить внимание на замечание Пушкина о соотношении мысли автора и его героя, то есть, иными словами, о соотношении личности автора и характера героя. Понимание противоречий и неясностей в поведении Чацкого, о которых говорилось выше, затрудняется прежде всего тем, что этот образ весь пронизан светом авторского сочувствия, что едва ли не в каждой фразе Чацкого вполне различимо слышится голос самого автора, чувствуется его собственное лирическое воодушевление. Поневоле начинает казаться, что раз налицо такая слиянность автора и героя, то, может быть, причины этих противоречий и неясностей коренятся в свойствах художнического сознания Грибоедова и образ Чацкого имеет лишь автобиографическое значение. Этот тупик неизбежно понуждает сделать вывод, что тайна образа Чацкого заключена в соотношении объективно-драматического и лирического начала комедии. Следовательно, чтобы приблизиться к этой тайне, необходимо представить себе личность автора. Но для этого знание одного только текста «Горе от ума» уже недостаточно.

Итак, Чацкий после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусовых. Что нового покажет мне Москва? Этот вопрос, естественно, возникал в его сознании в связи с его прежними отношениями — личными и общественными. Но интерес к тому, как прошли эти три года в Москве и для Москвы, был пока что не главным; непосредственнее и сильнее волновало другое: как прошли эти три года в доме Фамусовых, и прежде всего, конечно, что сталось с Софьей? Наверно, были и опасения, но все-таки больше надежд. Хотя он и понимал, что с Москвой, то есть с московским дворянским обществом, придется выяснить отношения заново.

Да, разумеется, он поехал в путешествие потому, что «охота странствовать напала на него». Но было не только это: по-видимому, он не мог не уехать, потому что дворянская Москва — а он ее только и знал тогда — ему просто опостылела; с своей стороны, и она не пылала к нему особой любовью.

Но среди причин, побудивших Чацкого уехать из Москвы, была еще одна, которая больше всего тревожила и терзала сердце. Его любовь к Софье тогда, три года назад, наверно, напугала его: ведь он был старше ее, а ей шел всего лишь пятнадцатый год. Софья и тогда не понимала и теперь — через три года — толком не уразумела, в чем была причина метаний Чацкого:

  • Привычка вместе быть день каждый неразлучно
  • Связала детскою нас дружбой; но потом
  • Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
  • И редко посещал наш дом;
  • Потом опять прикинулся влюбленным,
  • Взыскательным и огорченным!!

А на самом-то деле и путешествие-то его, может быть, было чем-то вроде бегства от овладевшей им любви. Не надеялся ли он, что в заботах странствия ему удастся размыкать свою любовь, а может быть, даже и забыть? Не потому ли он Три года не писал двух слов!..

Писать москвичам и самому Фамусову у него не было ни малейшей охоты; но он не писал и Софье: вероятно, не хотел ни ей напоминать о себе, ни своих ран бередить. Но чувств его

  • …ни даль не охладила,
  • Ни развлечения, ни перемена мест.

Почему же Чацкий должен был бегать от этой неистребимой и, может быть, единственной любви? Софье исполнилось семнадцать лет, и он помчался в Москву преисполненный самых радужных надежд и, как тогда говорили, с самыми серьезными намерениями. Но имел ли он резон надеяться? На самом деле, не принял ли он детские дружеские чувства Софьи за любовь? По-видимому, все-таки нет. Будь оно иначе, легкий намек Лизы на измену не вызвал бы такого раздраженного и растерянного ответа Софьи. А вот его надежды на ее верность в течение трех лет разлуки оказались преувеличенными. В этом, конечно, сказалась его беззаветная влюбленность. Но вместе с тем тут обнаружилось качество, свойственное всему поколению молодых людей того непродолжительного, но чрезвычайно бурного и неповторимо своеобразного времени, которое непосредственно предшествовало декабрьскому восстанию. Они были преисполнены героической отваги и самоотвержения.

Но в их взглядах на общественную жизнь и на людей было много наивного, прекраснодушного. Основу их убеждений составляла вера в то, что просвещенный и гуманный ум   является   главным   вершителем    судеб    человечества, Им казалось, что их вольнолюбивые убеждения, являвшиеся следствием этой веры, настолько самоочевидны и неопровержимы, что оспаривать их могут только уж самые закоренелые, самые глупые староверы. В просвещенном и гуманном уме, по их мнению, были истоки высокой нравственности; он же придавал подлинное значение и красоте человека.

Софья — умница, в этом Чацкий был уверен. Еще четырнадцатилетней девочкой она вместе с ним смеялась и над молодящейся тетушкой, и над преданностью батюшки Английскому клубу, и над затеями толстого барина-театрала:

  • На бале, помните, открыли мы вдвоем
  • За ширмами, в одной из комнат посекретней,
  • Был спрятан человек и щелкал соловьем,
  • Певец зимой погоды летней.

Стараясь возобновить разговоры, прерванные три года назад, Чацкий хотел узнать, по-прежнему ли она смеется над тем, что смешно и ему, то есть хотел понять теперешний образ ее мыслей. Если она и теперь — его единомышленница, то надежды были не напрасными: в свете этих надежд и старый конфликт с обитателями дворянской Москвы выглядел иначе:

Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен!

Но Софья недвусмысленно осудила даже самые легкие его насмешки над Москвой. Естественно, что возникло подозрение:

  • …Нет ли впрямь тут жениха какого?

И самое характерное в этих его мучительных поисках заключалось в том, что критерий ума был для него главным, если не единственным. Когда Софья, стараясь кольнуть своего прежнего друга, сказала о Молчалине:

  • Конечно нет в нем этого ума,
  • Что гений для иных, а для иных чума,
  • Который скор, блестящ и скоро опротивит

Чацкий окончательно решил, что подлинный смысл всех ее похвал Молчалину — «сатира и мораль». «Она не ставит в грош его»,- заключил он.

www.school-essays.info

Сочинение Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». / Горе от ума

Готовые Домашние Задания

И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.

С этим мнением я полностью согласна. Александр Андреевич Чацкий — главный и самый яркий образ комедии. Он необыкновенно умен и честен. Первой об этом заговорила Лиза, служанка Софии:

..Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

В Чацком есть еще одна черта, которая привлекает меня. Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество).

Мне кажется, что Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях. Вот как писал И.А. Гончаров о Чацком: “Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную»”. Из этих слов видно, что Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость.

Еще я думаю, что образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди.

Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, — это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву…

Григорьев так писал об образе Чацкого: “Чацкий, прежде всего, — честная и деятельная натура, причем еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная”. В образе Чацкого меня больше всего привлекли те благородные черты, которые проявились в его поступках. Я рада, что есть еще на земле такие благородные и честные люди, как Чацкий.

Сочинения по теме:

1soch.ru

«Горе от ума» Грибоедова, кто главные герои?

  • Главным героем этой комедии Грибоедова является Александр Чацкий, который и пострадал в итоге от своего ума, что и дало повод именно так назвать комедию.

    Далее по логике следует главная героиня — Это Софья Фамусова, когда-то друг детства Чацкого, а теперь молодая светская львица

    Следующем я бы назвала Молчалина, это скорее всего отрицательный персонаж, ради карьеры ухаживающий за Софьей, молчальник и беспрекословный служака. Причина ссоры Чацкого и Софьи, увлечение Софьи и обманщик.

    Павел Фамусов — отец Софьи, хозяин особняка в котором разворачивается действие комедии, барин и работодатель Молчалина.

    Лиза — она хотя и служанка, но тоже из числа главных героев, ведь ее рольв развязке комедии ключевая — ей объяснился в чувствах Молчалин, разоблачив и себя, и как следствие дальнейших событий Софью.

    Остальные герои просто действующие лица, выделить из которых можно Скалозуба, Репетилова, да старушку Хлестову.

  • Чацкий,Фамусов,Софья,Скалозуб, Молчалин.

  • Главными героями произведения Горя от ума являются Александр Андреевич Чацкий, Софья Фамусова, его невеста, к которой он вернулся после длительной разлуки, а также Молчалин, секретарь Фамусова, отца Софьи. остальных я бы назвала второстепенными персонажами.

  • quot;Горе от умаquot; -драматургическое произведение,а точнее комедия в пяти действиях, произведение создано в 1823 году Главное действующее лицо Александр Андреевич Чацкий. Умный, одухотворенный , мыслящий социально, жаждущий обновления общества, и по-юношески влюбленный. Наивно думающий, что можно открыть людям, живущим неправедно, глаза на творимые ими бесчинства и глупости,подлости. Он думает их переубедить, переделать. Он человек и думает, что вокруг такие же люди. Но его не хотят слышать и не слышат, а вокруг него топчутся и даже вальсируют монстры, а с виду как добропорядочные люди.И пока Чацкий вершит суд над ними, эти ретрограды беспощадно и мстительно судят его. Он восклицает:quot;С кем был! Куда меня закинула судьба!Все гонят!все клянут Мучителей толпа…quot; Судьи Чацкого-это все светское общество. Ему противостоят главные представители его: Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Софья, которую он любит, его не понимает и не отвечает его любви, предпочитая тихого, подлошо Молчалина Но главными героями комедии являются Фамусов и Чацкий. Они противостоят друг другу.

  • Фамусов Павел Афонасьевич — московский барин quot; управляющий в казенном доме quot;. Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы.

    Молчалин Алексей Степаныч — секретарь Фамусова, живущий в его доме, а так же поклонник Софьи, в душе презирающий ее.

    Софья Павловна Фамусова — 17 летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась quot;мадамойquot;, старой француженкой Розье. Другом детства был Чацкий, который и стал ее первой любовью.

    Чацкий Александр Андреевич — молодой дворянин. Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широко свободными взглядами, истинный патриот.

  • info-4all.ru

    Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




    Есть что добавить?

    Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

        Комедия “Горе от ума” — величайшее произведение русской литературы. В ней поставлены чрезвычайно важные вопросы эпохи, наступившей после войны 1812 года, — времени зарождения и развертывания декабристского движения в стране.
        Специфика конфликта, жанровое своеобразие, особенности языка и стиля комедии использованы автором для достижения главной целя -показа борьбы двух эпох русской жизни — “века нынешнего” и “века минувшего”. Грибоедов- новатор своего времени. Отступая от канонов классицизма, он превышает допустимое количество действующих лиц. Кроме того, в комедию вводится большое количество внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является новаторством для классицистического произведения.
        Все образы в комедии мы можем разделить на три группы: главные герои — они участвуют в личном конфликте (Софья, Молчалив, Чацкий, Фамусов и Лиза), второстепенные и внесценические. Ко второй группе относятся гости фамусовского танцевального вечера. К третьей относятся все внесценические персонажи, о которых мы узнаем из диалогов действующих лиц на сцене.
        Такая система персонажей неслучайна. Главные герои представлены нам крупным планом, второстепенные дополняют их, помогая наиболее глубокому раскрытию образов, ну а внесценические персонажи расширяют пространственные и временные рамки пьесы. “Горе от ума” — комедия реалистическая, соответственно все действующие лица — это воплощение типичных черт типичных характеров в типичных обстоятельствах.
        Таких героев можно разделить на два больших лагеря — представители “века минувшего” и представители “века нынешнего”.
        Первым и наиболее ярким представителем “века минувшего” является Фамусов. Барин-крепостник, “как все московские”, мечтающий заполучить для своей дочери зятя “с звездами да с чинами”. Служба для Фамусова, как и для всех представителей дворянской Москвы, — лишь средство продвижения по служебной лестнице. Он придерживается обычая — “подписано, так с плеч долой”.
        Фамусов не желает принимать ничего нового. Старые обычаи и порядки устраивают все патриархальное общество, а любые изменения могут привести к утрате их социального и материального благополучия. Поэтому неудивительно, что Павел Афанасьевич — ярый противник всяких учений, профессоров Педагогического института, которые “упражняются в расколах и безверьи”. “Забрать все книги бы да сжечь”, — заявляет он. Как и вся грибоедовская Москва, Фамусов ведет праздный образ жизни, “разливается в пирах и мотовстве”: “во вторник зван я на форели”, “в четверг я зван на погребенье”, а в пятницу или субботу должен “у докторши крестить”, которая “по его расчету” “должна родить” — вот как проходит неделя у Павла Афанасьевича. С одной стороны, Фамусов, как и все герои, типичен, но, с другой стороны, он индивидуален. Здесь у Грибоедова уже нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, как было в период классицизма. Фамусов не только барин-крепостник, угнетающий своих крестьян, но и любящий отец, хозяин дома, заигрывающий со своей служанкой.
        Его дочь Софья выделяется среди прочих лиц. Увлеченная чтением французских романов, она представляет себя их героиней. Оттого в ее речи много психологических мотивов (“себя я, стен стыжусь”, “упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их”). Обладая властным характером и практическим умом, Софья в будущем будет такой же, как Наталья Дмитриевна, помыкающая своим “мужем-мальчиком, мужем-слугой”. В речи девушки нет галлицизмов. Она воспитывалась вместе с Чацким. Софья смело высказывает свое мнение: “Кого хочу — того люблю”, — и при этом не заботится, что “станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Потому-то она и отдает свое предпочтение Молчалину. Софья понимает, что он станет “идеалом московских всех мужей”, будет по гроб жизни благодарен за то, что она подняла его до своего уровня, ввела в общество.
        Молчалив —.яркий представитель фамусовского общества. Служит в доме Фамусова три года, “числясь по архивам”, уже “три награжденья получил”. В себе он ценит два качества, “два таланта” — “умеренность и аккуратность”, уверен, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, что “надобно ж зависеть от других”.
        Цель его жизни — оказаться в нужное время в нужном месте, а главное — следовать заветам отца: “угождать всем людям без изъятья”. Он немногословен, использует в своей речи жеманные словечки, что не только соответствует его образу жизни, но и его фамилии — “Молчалин”. Каждое слово и шаг у него продуманы. Он умело притворяется любовником дочери своего хозяина, хотя сам питает симпатии к служанке Лизе (“Ее по должности, тебя…”).
        Главным героем комедии, представляющим “век нынешний”, является Александр Андреевич Чацкий, образованный, умный. Ясный и острый ум доказывают, что он не просто умный человек, но и “вольнодумец” . Он — герой-любовник и главный резонер одновременно. И если в любви Чацкий терпит полную неудачу, то свою общественно-обличительную миссию он выполняет. Являясь главным выразителем декабристских идей в комедии, герой в своих гневных речах разоблачает невежество, коварство, жесткость и крепостническую основу фамусовского общества.
        Немаловажную роль играет Лиза, служанка Софьи, умная, живая, бойкая девушка. С одной стороны, она субретка (традиционное амплуа классицизма), помогает своей хозяйке устраивать любовные свидания. Кроме того, Лиз’а- второй резонер на сцене. Она дает меткие характеристики героям: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами”, “И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет, обморок, прибавит сто прикрас”.
        Второстепенные персонажи представлены в третьем действии комедии на танцевальном вечере у Фамусова. Они дополняют картину московского барства.
        Ярким примером военщины и аракчеевщины является полковник Скалозуб, в образе которого обличены военный карьеризм и увлечение муштрой. Ограниченный и грубый, он пользуется уважением в обществе, ведь он “и золотой мешок, и метит в генералы”. Речь его, как и всех героев, авторизирована. Скалозуб говорит односложными и несвязными предложениями, часто строит неправильно фразы: “Мне совестно, как честный офицер!” А Софья говорит, что “он слова умного не выговорил сроду”.
        Далее перед нами предстает целая галерея представителей московского барства. Это и Горичи, являющие собой типичную дворянскую семью, где “муж — мальчик, муж — слуга”, и властная самовлюбленная жена, играющая роль опекуна: “Да отойди подальше от дверей, сквозной там ветер дует сзади”. Еще в недавнем прошлом Платон Михайлович “носился на борзом жеребце”, а сейчас страдает “рюматизмом и головными болями”, “шум лагерный, товарищи и братья” сменены на иное занятие: “На флейте я твержу дуэт А-мольный”.
        Это и князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми-бесприданницами, который разъезжает по балам в поисках женихов. Это и графини Хрюмины: графиня-внучка- старая дева, вечно всем недовольная, и ее бабушка, которая уже ничего не видит и не слышит, но упорно посещает развлекательные вечера.
        Это и “мошенник, плут” Загорецкий, нашедший “защиту от суда” в лучших домах Москвы. Это и господа N. и О., которые нужны только для распространения сплетни о сумасшествии Чацкого, и Репетилов — жалкая пародия на представителей тайного общества. Все они воплощают в себе такое понятие, как “фамусовская Москва”.
        Наконец, в комедии присутствует большое количество внесценических персонажей, число которых превышает число сценических, что является нарушением канонов классицизма. Роль этих персонажей велика: они расширяют как временные, так и пространственные рамки комедии. Именно благодаря им Грибоедову удается охватить период времени от императрицы Екатерины II до начала правления Николая I. Без внесценических персонажей картина не была бы такой полной. Как и все сценические, их можно разделить на два противостоящих лагеря — на “век минувший” и “век нынешний”. Из диалогов, реплик мы узнаем о “Несторе негодяев знатных”, который выменял своих преданных слуг “на борзые три собаки”, о помещике-балетомане, “не согласившем должников к отсрочке”, в результате чего “Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке”, о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий “двоих арапченков на ярмарке достал ”, и о многих других.
        Также мы узнаем и об их отношении к службе, их раболепии и чинопочитании. Это и Максим Петрович, который при надобности “сгибался вперегиб”, и Кузьма Петрович, который “был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”, и Фома Фомич, который “при трех министрах был начальник отделенья”, и отец Молчали-на, завещавший сыну “угождать всем людям без изьятья”, и другие.
        Любимым занятием московских дам являются сплетни. Так, Татьяна Юрьевна, которая “из Петербурга возвратясь”, рассказывала про “связь с министрами” Чацкого.
        Множество иностранцев, которые ехали в Россию “со страхом и слезами”, но из-за невежества московского общества нашли, что “ласкам нет конца”. Это и мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, которые благодаря своему иностранному происхождению пользовались большим уважением.
        Также к “веку минувшему” относятся и представители тайного общества, о котором говорит Репетилов. Все это только жалкая пародия на декабристские собрания. Англоман князь Григорий, любитель итальянской оперы Воркулов Евдоким, “чудесные ребята” Левой и Боринька, гений-сочинитель Удушьев Ипполит Маркелыч, и их председатель “ночной разбойник, дуэлист” — вот те, кто претендует на роль передовых людей своего времени.
        Но есть и представители “века нынешнего”. Это и профессора Педагогического института, которые “упражняются в расколах и безверьи”, и двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, и племянник княгини Тугоуховской Федор, который занимается химией и ботаникой, и вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе “А судьи кто?..”
        И хотя в пьесе много действующих лиц, но в ней нет ничего лишнего: ни одного лишнего героя, сцены, зря сказанного слова, ни одного ненужного штриха. Главные действующие лица в комедии даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, а внесценические персонажи расширяют ее временные и пространственные границы. Такая система образов направлена на раскрытие основного конфликта пьесы.


    36368 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


    Смотрите также по произведению «Горе от ума»:


    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

    100% гарантии от повторения!

    www.litra.ru

    Главные герои комедии «Горе от ума»

    Одной из главных особенностей комедии » Горе от ума » А. С. Грибоедова является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны между собой. Один из них любовный, другой общественный. Этим и определяется расстановка героев комедии «Горе от ума». Любовная линия представлена Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественная же линия выражена противостоянием консервативного дворянства, главным выразителем идей которого является Фамусов, и прогрессивных взглядов на устройство общества, которые проповедует Чацкий. К фамусовскому обществу относится также Молчалин, возлюбленный Софьи. Любовный и общественный конфликты объединены образом Чацкого, главного героя «Горя от ума».

    Александр Андреевич Чацкий вернулся из-за границы и сразу же отправился в дом Фамусова, где он когда-то воспитывался и где его не было три года. Чацкий мечтает увидеться со своей возлюбленной Софьей, дочерью Фамусова. Но Софья встречает его крайне сдержанно, ведь она влюблена в Молчалина. Герой не понимает причин охлаждения девушки к нему.
    Он начинает расспрашивать об этом ее саму, ее отца. И в словесных баталиях между этими героями проявляются серьезные противоречия по вопросам нравственности, культуры, просвещения, устройства общества.

    Фамусов в комедии представляет «век минувший». Главная особенность мировоззрения консервативного дворянства заключается в том, что оно не желает никаких перемен, потому что изменения угрожают их благополучию. В дворянском обществе, на которое направлена сатира Грибоедова, ценятся лишь чины и деньги. И Фамусов не исключение. Он с гордостью отзывается о своем дяде, Максиме Петровиче, который умел «подслужиться» и поэтому «перед всеми знал почет». Единственное, что по-настоящему заботит Фамусова — мнение общества о нем.

    От лица «века минувшего» выступает также и Молчалин. Его главные достоинства «умеренность и аккуратность». Он достойный продолжатель взглядов московского высшего общества. Он умеет выслуживаться, стремится заводить и поддерживать полезные знакомства. Даже его связь с Софьей — не что иное, как выслуживание перед ее отцом.

    Чацкий резко противопоставлен этим героям. Ему чужды их взгляды на устройство общества. Чацкий — обладатель активного, творческого ума. Он хочет служить «делу, а не лицам», потому что высоко ценит свободу личности, честь и достоинство. Чацкий — единственный герой комедии, представляющий «век нынешний». Он выражает идеи самого автора — идеи нравственности и просвещения, которые консервативные дворяне не готовы воспринять.

    При характеристике героев «Горя от ума» сложнее всего интерпретировать образ Софьи Фамусовой. Ее нельзя отнести ни к «веку нынешнему», «ни к веку минувшему». В отличие от своего отца и от Молчалина Софья не боится мнения общества. Она так и заявляет Молчалину, когда тот просит ее поостеречься и не показывать своих чувств на публике.
    Она занимается музыкой, читает книги, что Фамусов считает лишним и даже вредным. Но Софья и не на стороне Чацкого, поскольку его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно поэтому Софья пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший, а общество так активно эту сплетню распространяет.

    Список действующих лиц «Горя от ума» не ограничивается главными героями. Для понимания проблематики также важны второстепенные персонажи «Горя от ума». Например, невозможно представить себе развитие любовной интриги в комедии без Служанки Лизы, которая помогает Софье и Молчалину сохранить их свидания в тайне. Также образ Лизы участвует в более полном раскрытии других персонажей «Горя от ума» Грибоедова. Ей оказывает знаки внимания Молчалин, и читателю сразу становится понятно, что чувств к Софье он не имеет.

    Полковник Скалозуб также участвует в развитии любовной линии. Его прочат в женихи Софье, потому что у него есть деньги. Жаль только, что совсем нет ума. Зато это помогает в сатирическом ключе изобразить армию.

    Особую смысловую нагрузку несут внесценические персонажи. Они не участвуют в действиях комедии, но о них говорят другие герои, что позволяет более полно представить нравы дворянского общества того времени. Наиболее известным внесценическим персонажем является Максим Петрович, дядя Фамусова, который нарочно несколько раз падал на приеме у императрицы, чтобы ее повеселить и заслужить уважение при дворе.

    Следует отметить, что все образы героев комедии приобретают более глубокое звучание, чем это было принято до появление пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих и хороших. Так Фамусов является заботливым отцом для своей дочери, а Чацкий в некоторых моментах проявляет излишнюю горячность и бесцеремонность.

    Характеры, созданные Грибоедовым, не теряют своей актуальности и в наши дни. Ведь проблема смены старых взглядов новыми всегда злободневна. Во все времена живут люди, несущие обществу прогрессивные идеи, и те, кто отказывается воспринимать новое, защищая свои устаревшие взгляды.

    В данной статье описаны основные действующие лица комедии Грибоедова. Описание героев и их характеров пригодится ученикам 9 класса при подготовке доклада или сочинения на тему «Главные герои комедии «Горе от ума»».

    .

    ege-essay.ru

    Главные герои комедии «Горе от ума»

    Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны между собой. Один из них любовный, другой общественный. Этим и определяется расстановка героев комедии «Горе от ума». Любовная линия представлена Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественная же линия выражена противостоянием консервативного дворянства, главным выразителем идей которого является Фамусов, и прогрессивных взглядов на устройство общества, которые проповедует Чацкий. К фамусовскому обществу относится также Молчалин, возлюбленный Софьи. Любовный и общественный конфликты объединены образом Чацкого, главного героя «Горя от ума».

    Александр Андреевич Чацкий вернулся из-за границы и сразу же отправился в дом Фамусова, где он когда-то воспитывался и где его не было три года. Чацкий мечтает увидеться со своей возлюбленной Софьей, дочерью Фамусова. Но Софья встречает его крайне сдержанно, ведь она влюблена в Молчалина. Герой не понимает причин охлаждения девушки к нему. Он начинает расспрашивать об этом ее саму, ее отца. И в словесных баталиях между этими героями проявляются серьезные противоречия по вопросам нравственности, культуры, просвещения, устройства общества.

    Фамусов в комедии представляет «век минувший». Главная особенность мировоззрения консервативного дворянства заключается

    в том, что оно не желает никаких перемен, потому что изменения угрожают их благополучию. В дворянском обществе, на которое направлена сатира Грибоедова, ценятся лишь чины и деньги. И Фамусов не исключение. Он с гордостью отзывается о своем дяде, Максиме Петровиче, который умел «подслужиться» и поэтому «перед всеми знал почет». Единственное, что по-настоящему заботит Фамусова — мнение общества о нем.

    От лица «века минувшего» выступает также и Молчалин. Его главные достоинства «умеренность и аккуратность». Он достойный продолжатель взглядов московского высшего общества. Он умеет выслуживаться, стремится заводить и поддерживать полезные знакомства. Даже его связь с Софьей — не что иное, как выслуживание перед ее отцом.

    Чацкий резко противопоставлен этим героям. Ему чужды их взгляды на устройство общества. Чацкий — обладатель активного, творческого ума. Он хочет служить «делу, а не лицам», потому что высоко ценит свободу личности, честь и достоинство. Чацкий — единственный герой комедии, представляющий «век нынешний». Он выражает идеи самого автора — идеи нравственности и просвещения, которые консервативные дворяне не готовы воспринять.

    При характеристике героев «Горя от ума» сложнее всего интерпретировать образ Софьи Фамусовой. Ее нельзя отнести ни к «веку нынешнему», «ни к веку минувшему». В отличие от своего отца и от Молчалина Софья не боится мнения общества. Она так и заявляет Молчалину, когда тот просит ее поостеречься и не показывать своих чувств на публике. Она занимается музыкой, читает книги, что Фамусов считает лишним и даже вредным. Но Софья и не на стороне Чацкого, поскольку его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно поэтому Софья пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший, а общество так активно эту сплетню распространяет.

    Список действующих лиц «Горя от ума» не ограничивается главными героями. Для понимания проблематики также важны второстепенные персонажи «Горя от ума». Например, невозможно представить себе развитие любовной интриги в комедии без Служанки Лизы, которая помогает Софье и Молчалину сохранить их свидания в тайне. Также образ Лизы участвует в более полном раскрытии других персонажей «Горя от ума» Грибоедова. Ей оказывает знаки внимания Молчалин, и читателю сразу становится понятно, что чувств к Софье он не имеет.

    Полковник Скалозуб также участвует в развитии любовной линии. Его прочат в женихи Софье, потому что у него есть деньги. Жаль только, что совсем нет ума. Зато это помогает в сатирическом ключе изобразить армию.

    Особую смысловую нагрузку несут внесценические персонажи. Они не участвуют в действиях комедии, но о них говорят другие герои, что позволяет более полно представить нравы дворянского общества того времени. Наиболее известным внесценическим персонажем является Максим Петрович, дядя Фамусова, который нарочно несколько раз падал на приеме у императрицы, чтобы ее повеселить и заслужить уважение при дворе.

    Следует отметить, что все образы героев комедии приобретают более глубокое звучание, чем это было принято до появление пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих и хороших. Так Фамусов является заботливым отцом для своей дочери, а Чацкий в некоторых моментах проявляет излишнюю горячность и бесцеремонность.

    Характеры, созданные Грибоедовым, не теряют своей актуальности и в наши дни. Ведь проблема смены старых взглядов новыми всегда злободневна. Во все времена живут люди, несущие обществу прогрессивные идеи, и те, кто отказывается воспринимать новое, защищая свои устаревшие взгляды.

    В данной статье описаны основные действующие лица комедии Грибоедова. Описание героев и их характеров пригодится ученикам 9 класса при подготовке доклада или сочинения на тему «Главные герои комедии «Горе от ума».

    home-task.com

    описание, характеристика героев и главная мысль

    А. С. Грибоедов, автор комедии «Горе от ума» — выходец из семьи потомственных дворян. Еще с детства он наблюдал за нравами и бытом этого сословия. Многие вещи повергали его в недоумение, а в душе кипела жажда справедливости. Так и родилась комедия Грибоедова «Горе от ума», сочинение по которой будем рассматривать с точки зрения системы образов.

    Кратко о комедии и ее авторе

    Получив блестящее университетское образование, будущий автор великой комедии уходит добровольцем на войну с Наполеоном. Однако в сражениях Грибоедов не участвует, зато много общается с простым народом, солдатами, жителями Москвы. Он видит, насколько велики патриотические чувства.

    Особуое влияние на формирование прогрессивного мировоззрения Грибоедова уже после войны оказало его знакомство с Пушкиным и Кюхельбекером. Кроме того, он увлекается творчеством Радищева и Фонвизина, знакомится с декабристами. Писатель полностью поддерживает их идеи, а после восстания на Сенатской площади очень переживает поражение друзей.

    Всего одно произведение Грибоедова широко известно, но оно в значительной степени повлияло на историю русской литературы. Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума» пишет сейчас каждый школьник.

    Идейное содержание

    Произведение было закончено в 1824 году. Цензура запретила комедию, однако она очень быстро распространилась среди просвещенных людей в рукописях. Каждый мыслящий человек находил в ней отражение действительности. Так, декабристы приняли комедию как отображение своих воззрений и программ – вот насколько она была злободневна.

    Сочинение «Проблематика комедии Грибоедова «Горе от ума»» стоит начать с того, что в начале отметить вышеизложенные факты, а также обратить внимание на то, что в произведении показано противопоставление и даже идеологическое столкновение двух общественных лагерей: «закостенелых» дворян-феодалов (Фамусов и его общество) и передовой, думающей, мыслящей молодежи (Чацкий). Персонажи не выдуманы: все они в какой-то мере — срез реального московского общества начала XIX века. Отсюда и смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий конфликтует с обществом Фамусова, где слово «умный» приравнено к слову «вольнодумный». Лучшие его качества кажутся остальному обществу подозрительными, поступки — лишенными логики и смысла. Не зря же Фамусов говорит о том, что Чацкий, по его мнению, сошел с ума.

    Краткое содержание

    Начинать любое сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума» необходимо с обзора сюжета, т.е. краткого содержания. Все действие захватывает один день. В городе после долгого отсутствия появляется Чацкий. Он отсутствовал три года – путешествовал. Чацкий наносит визит Фамусову, чтобы поприветствовать хозяина дома и проведать его дочь Софью, на которую имеет виды.

    Софья же увлечена Молчалиным, секретарем Фамусова. Чацкий не слишком лестно о нем отзывается, что не нравится служанке Лизе, и уезжает до вечера домой. Приехав в назначенный срок к Фамусовым, Чацкий начинает выспрашивать хозяина о Софье. Фамусову это не нравится, он предлагает молодому человеку сначала заняться карьерой, как, например, Скалозуб.

    В это время вбегает Софья: она испугалась, что Молчалин упал с лошади и разбился. Последний входит следом и уверяет всех в своем добром здравии. Чацкий опять нехорошо отзывается при Софье о Молчалине. Девушка решает отомстить бывшему ухажеру, оклеветав его перед всеми присутствующими. Она выставляет его умалишенным. Слухи доходят и до Чацкого, но источник их остается неизвестным.

    Далее сюжет развивается следующим образом: оказывается, Молчалин влюблен в Лизу, служанку Софьи. Последняя нужна ему лишь для того, чтобы выслужиться перед Фамусовым. Софья узнает об этом и прогоняет Молчалина. Вслед за ним уезжает и Чацкий, который не в силах находиться в обществе столь коварных и ограниченных людей. В это время Фамусова заботит лишь то, что скажут об их семье люди.

    Фамусов

    Чтобы сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» любой тематики было написано удачно, необходимо углубиться в каждый образ, проанализировав его и выделив типичные, характерные черты. Начнем с Фамусова.

    Это главный противник прогрессивных думающих людей, поддерживающих передовые идеи декабризма. Он ярый защитник крепостнически-помещичьего уклада.

    Особо подчеркиваются автором его малоумие, изворотливость и хитрость. В то же время он властный барин, считающий все свои действия непогрешимыми.

    Фамусов ценит людей не по личным качествам, а по тому, какой те имеют чин и как исчисляется их благосостояние. Он лично говорит Софье, что бедный человек – не пара ей.

    Особенным образом раскрывается Фамусов через отношение его к книгам и образованности вообще. Он полагает, что чтение – это самое скучное занятие, от него «больно спится». Тех, кто читает и имеет свою точку зрения, он считает безумными.

    Скалозуб

    Персонаж, перед которым заискивает сам Фамусов – полковник Скалозуб. Он туп и жесток. Это приверженец режима Аракчеева. Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума» обязательно должно содержать описание этого персонажа, как очень характерного для того времени.

    Каков же Скалозуб? Это беспринципный человек, имеющий жизненной целью продвижение по ступеням военной карьеры. Предел его мечтаний – дослужиться до генерала. Причем всех людей он судит с позиции отношения к воинской службе и чинам. Так, на вопрос Фамусова о Наталье Николаевне Скалозуб отвечает, что ничего не может сказать, так как не служил с ней.

    Особо подчеркнуты ограниченность и откровенная тупость Скалозуба. Он даже не может ничего сказать о Москве, кроме того, что это «дистанция огромного размера».

    Так же как и Фамусов, Скалозуб презирает просвещенных, думающих людей.

    Молчалин

    Схож со Скалозубом Молчалин. Его отличия – молодость, бедность и отсутствие дворянского титула. Однако он точно так же ищет выгоду только для того, чтобы выслужиться и подняться по социальной лестнице. Главным в жизни он считает научиться безропотно угождать всем. Этот герой – жалкий лицемер, ведь он притворяется увлекшимся Софьей только ради того, чтобы добиться благосклонности Фамусова.

    По-настоящему становится страшно оттого, что читатель понимает: этот герой – «достойная» смена фамусовым и скалозубам.

    Софья

    Софья, дочь Фамусова, молода, рассудительна и, к сожалению, уже находится под влиянием прогнившего окружения. Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума» не должно обходить вниманием этот персонаж, наделенный множеством спорных черт характера.

    Хоть московское общество и наложило свой отпечаток на героиню, однако она способна мыслить и высказывать свою точку зрения. Если бы она была как все, Чацкий не обратил бы на нее внимания. Гончаров в статье «Мильон терзаний», посвященной комедии, отмечает слепоту Софьи, умственную и нравственную. Начитанная, она тем не менее не сформировала собственного мнения.

    Героиня стоит в центре двух конфликтов: и любовного (линия «Молчалин – Софья – Чацкий»), и общественного. Последний начинается со сватовства Чацкого.

    Главный герой

    Противопоставлен фамусовскому обществу Чацкий. Грибоедов воплотил в своем герое подлинного декабриста (даже биографии схожи). После военной службы – работа на государственной службе и уход оттуда из-за противоречия во взглядах: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Такие условия диктовал режим, установленный при Аракчееве.

    Этот человек – бунтарь-одиночка. Он борется за национальное достоинство, выступая против моды в обществе на французские традиции. Чацкий осуждает и не признает крепостного права, чинопочитания и безделья дворян. Именно поэтому в свое время декабристы считали этого героя одним из «своих».

    Несмотря на обилие злободневных тем, данное произведение – комедия. Язык комедии Грибоедова «Горе от ума» (сочинение на эту тему также входит в перечень основных) простой, меткий, изобилующий крылатыми фразами. Многие высказывания персонажей стали со временем афоризмами.

    fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *