| / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / «В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь (Тема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.) Кроме очевидно пародийных типов, как, например, тупой и самовлюбленный Скалозуб: Я с восемьсот девятого служу; как болтливый и ограниченный Репетилов: Зови меня вандалом: как князь и княгиня Тугоуховские, глухие ко всему, кроме денег и богатых женихов для своих внучек: Вот то-то детки: как гости на балу, рассуждающие о “ланкарточных взаимных обучениях” (вместо ланкастерских школ взаимного обучения) в комедии есть персонажи далеко не одномерные. А. С. Пушкин в 1825 году в своем письме Бестужеву о “Горе от ума” предрекал: “О стихах не говорю — половина войдет в пословицы”. Позже Белинский констатировал этот факт: огромная часть стихотворных строк Грибоедова вошла в пословицы и поговорки. Однако вопреки ожиданиям едва ли не половина всех цитат принадлежит Фамусову: Петрушка, вечно ты с обновкой, Он не менее остроумен и не менее афористичен, чем Чацкий. Он, собственно, и является главным собеседником героя, главным его оппонентом. Именно его назвал Белинский “самым знаменитым москвичом всей русской литературы”, символом грибоедовской Москвы. И в умении сказать нужное слово в нужный момент, чтобы отстоять собственную точку зрения, никого не обидев при этом, Фамусов может дать огромную фору Чацкому. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Карету мне, карету! Но и для остальных героев финал комедии трагичен. Саморазоблачение Молчалина становится непреодолимой пропастью, пересекшей его расчетливый карьерный путь. приговор, который выносит Софье ее отец: Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю, Сам же Павел Афанасьевич Фамусов, всю жизнь посвятивший заботам о собственной благопристойной репутации, вдруг осознает весь ужас своего позора: Моя судьба еще лине плачевна ? В итоге ни умеренность и аккуратность Молчалина, ни житейский опыт и расчетливость Фамусова, ни свобода мыслей и чувств Софьи, ни пылкость и вольнолюбивость Чацкого не приносят им счастья, ибо все они умны по-разному, но все слишком умны, чтобы быть счастливыми. / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / «В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь | Смотрите также по произведению «Горе от ума»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
“В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.” Н. В. Гоголь (Тема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.)
Весьма меткое, ироничное и удручающе-верное высказывание Н. В. Гоголя, которое заставляет задуматься не только над количественным показателем интеллектуального богатства, но, прежде всего, над качественной его окраской и, главное, над умением правильно пользоваться этим богатством, напрямую связано с названием комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Изначально автор задумывал положить в основу названия притчу о противостоянии между умным и глупцом, заканчивающемся победой глупца, и наречь свое произведение “Горе уму”. Конфликт между мудростью и глупостью был всегда важен и актуален для комедиографов, принадлежавших к школе классицизма, таких как Мольер, Бомарше и др. Но не был бы Грибоедов гением, если бы попросту продолжил традицию своих великих предшественников. Он не только обозначил наличие старой проблемы в новое время, но и обострил ее, переосмыслил и, самое главное, предоставил возможность читателю самому разобраться, что есть смысл жизни: быть бездумно счастливым или осмысленно несчастным?
Ум, безусловно, является добродетельным качеством не только человека, но в первую очередь литературного персонажа. Именно умом, острым, всепроницающим, наделяет автор заведомо положительного героя, противопоставляя ему беспробудную глупость, затаившуюся в узких коридорах сплошной темноты. Грибоедов впервые заставил задуматься не
Кроме очевидно пародийных типов, как, например, тупой и самовлюбленный Скалозуб:
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.
Как болтливый и ограниченный Репетилов:
Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил.
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! не спал ночей по девяти,
Все отвергал: законы! совесть! веру!
Как князь и княгиня Тугоуховские, глухие ко всему, кроме денег и богатых женихов для своих внучек:
Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!
Как гости на балу, рассуждающие о “ланкарточных взаимных обучениях” (вместо ланкастерских школ взаимного обучения) в комедии есть персонажи далеко не одномерные. А. С. Пушкин в 1825 году в своем письме Бестужеву о “Горе от ума” предрекал: “О стихах не говорю – половина войдет в пословицы”. Позже Белинский констатировал этот факт: огромная часть стихотворных строк Грибоедова вошла в пословицы и поговорки. Однако вопреки ожиданиям едва ли не половина всех цитат принадлежит Фамусову:
Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай, не так как пономарь,
Асчувством, с толком, с расстановкой…
Вкус, батюшка, отменная манера…
Ну вот! Великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье – вот чума, ученость – вот причина…
Он не менее остроумен и не менее афористичен, чем Чацкий. Он, собственно, и является главным собеседником героя, главным его оппонентом. Именно его назвал Белинский “самым знаменитым москвичом всей русской литературы”, символом грибоедовской Москвы. И в умении сказать нужное слово в нужный момент, чтобы отстоять собственную точку зрения, никого не обидев при этом, Фамусов может дать огромную фору Чацкому.
Очень умна Софья, которая росла и воспитывалась вместе с Чацким; блещет остроумием служанка Лиза. Умом обладает и Молчалин, ибо “умно соблюдение меры во всем”. Приэтом угодливый ум Молчалина противопоставляется возвышенному уму Чацкого, и это уже не противопоставление ума и глупости. Грибоедов противопоставляет разные умственные типы, а над этим пиршеством конфликта возвышается ум и ироничность самого А. С. Грибоедова. И смысл названия комедии, являющийся прямым подтверждением правоты слов Н. В. Гоголя, относится отнюдь не к одному Чацкому. Да, его трагедия очевидна и бесспорна. Именно Чацкий покидает сцену побежденным, ибо “Один в поле не воин”:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! –
Карету мне, карету!
Но и для остальных героев финал комедии трагичен. Саморазоблачение Молчалина становится непреодолимой пропастью, пересекшей его расчетливый карьерный путь. приговор, который выносит Софье ее отец:
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Еще дни два терпение возьми,
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Сам же Павел Афанасьевич Фамусов, всю жизнь посвятивший заботам о собственной благопристойной репутации, вдруг осознает весь ужас своего позора:
Моя судьба еще лине плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
В итоге ни умеренность и аккуратность Молчалина, ни житейский опыт и расчетливость Фамусова, ни свобода мыслей и чувств Софьи, ни пылкость и вольнолюбивость Чацкого не приносят им счастья, ибо все они умны по-разному, но все слишком умны, чтобы быть счастливыми.
Позже Л. Н. Толстой в своем произведении “Анна Каренина” напишет: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. Думается, в полной мере это можно отнести к счастью и трагедии каждого отдельного человека. Быть абсолютно счастливым может только глупец; слишком умный человек в любом случае обречен на несчастье. И каждый, пришедший в этот свет, чтобы уйти из него, сам решает для себя, по какому пути шагать достойнее.
rus-lit.com
««В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь»
(Тема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Весьма меткое, ироничное и удручающе-верное высказывание Н. В. Гоголя, которое заставляет задуматься не только над количественным показателем интеллектуального богатства, но, прежде всего, над качественной его окраской и, главное, над умением правильно пользоваться этим богатством, напрямую связано с названием комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Изначально автор задумывал положить в основу названия притчу о противостоянии между умным и глупцом, заканчивающемся победой глупца, и наречь свое произведение «Горе уму». Конфликт между мудростью и глупостью был всегда важен и актуален для комедиографов, принадлежавших к школе классицизма, таких как Мольер, Бомарше и др. Но не был бы Грибоедов гением, если бы попросту продолжил традицию своих великих предшественников. Он не только обозначил наличие старой проблемы в новое время, но и обострил ее, переосмыслил и, самое главное, предоставил возможность читателю самому разобраться, что есть смысл жизни: быть бездумно счастливым или осмысленно несчастным?
Ум, безусловно, является добродетельным качеством не только человека, но в первую очередь литературного персонажа. Именно умом, острым, всепроницающим, наделяет автор заведомо положительного героя, противопоставляя ему беспробудную глупость, затаившуюся в узких коридорах сплошной темноты. Грибоедов впервые заставил задуматься не только о количестве ума, в чем явно лидирует Александр Андреевич Чацкий, но и о его качестве. А вот на чью сторону склонится чаша весов здесь, еще очень большой вопрос.
Кроме очевидно пародийных типов, как, например, тупой и самовлюбленный Скалозуб:
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.
как болтливый и ограниченный Репетилов:
Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил.
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! не спал ночей по девяти,
Все отвергал: законы! совесть! веру!
как князь и княгиня Тугоуховские, глухие ко всему, кроме денег и богатых женихов для своих внучек:
Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!..
как гости на балу, рассуждающие о «ланкарточных взаимных обучениях» (вместо ланкастерских школ взаимного обучения) в комедии есть персонажи далеко не одномерные. А. С. Пушкин в 1825 году в своем письме Бестужеву о «Горе от ума» предрекал: «О стихах не говорю — половина войдет в пословицы». Позже Белинский констатировал этот факт: огромная часть стихотворных строк Грибоедова вошла в пословицы и поговорки. Однако вопреки ожиданиям едва ли не половина всех цитат принадлежит Фамусову:
Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай, не так как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой…
Вкус, батюшка, отменная манера…
Ну вот! Великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье — вот чума, ученость — вот причина…
Он не менее остроумен и не менее афористичен, чем Чацкий. Он, собственно, и является главным собеседником героя, главным его оппонентом. Именно его назвал Белинский «самым знаменитым москвичом всей русской литературы», символом грибоедовской Москвы. И в умении сказать нужное слово в нужный момент, чтобы отстоять собственную точку зрения, никого не обидев при этом, Фамусов может дать огромную фору Чацкому.
Очень умна Софья, которая росла и воспитывалась вместе с Чацким; блещет остроумием служанка Лиза. Умом обладает и Молчалин, ибо «умно соблюдение меры во всем». Приэтом угодливый ум Молчалина противопоставляется возвышенному уму Чацкого, и это уже не противопоставление ума и глупости. Грибоедов противопоставляет разные умственные типы, а над этим пиршеством конфликта возвышается ум и ироничность самого А. С. Грибоедова. И смысл названия комедии, являющийся прямым подтверждением правоты слов Н. В. Гоголя, относится отнюдь не к одному Чацкому. Да, его трагедия очевидна и бесспорна. Именно Чацкий покидает сцену побежденным, ибо «Один в поле не воин»:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! —
Карету мне, карету!
Но и для остальных героев финал комедии трагичен. Саморазоблачение Молчалина становится непреодолимой пропастью, пересекшей его расчетливый карьерный путь. приговор, который выносит Софье ее отец:
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Еще дни два терпение возьми,
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Сам же Павел Афанасьевич Фамусов, всю жизнь посвятивший заботам о собственной благопристойной репутации, вдруг осознает весь ужас своего позора:
Моя судьба еще лине плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
В итоге ни умеренность и аккуратность Молчалина, ни житейский опыт и расчетливость Фамусова, ни свобода мыслей и чувств Софьи, ни пылкость и вольнолюбивость Чацкого не приносят им счастья, ибо все они умны по-разному, но все слишком умны, чтобы быть счастливыми.
Позже Л. Н. Толстой в своем произведении «Анна Каренина» напишет: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Думается, в полной мере это можно отнести к счастью и трагедии каждого отдельного человека. Быть абсолютно счастливым может только глупец; слишком умный человек в любом случае обречен на несчастье. И каждый, пришедший в этот свет, чтобы уйти из него, сам решает для себя, по какому пути шагать достойнее.
www.allsoch.ru
“В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.” Н. В. Гоголь (Тема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.)
Весьма меткое, ироничное и удручающе-верное высказывание Н. В. Гоголя, которое заставляет задуматься не только над количественным показателем интеллектуального богатства, но, прежде всего, над качественной его окраской и, главное, над умением правильно пользоваться этим богатством, напрямую связано с названием комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Изначально автор задумывал положить в основу названия притчу о противостоянии между умным и глупцом, заканчивающемся победой глупца, и наречь свое произведение “Горе уму”. Конфликт между мудростью и глупостью был всегда важен и актуален для комедиографов, принадлежавших к школе классицизма, таких как Мольер, Бомарше и др. Но не был бы Грибоедов гением, если бы попросту продолжил традицию своих великих предшественников. Он не только обозначил наличие старой проблемы в новое время, но и обострил ее, переосмыслил и, самое главное, предоставил возможность читателю самому разобраться, что есть смысл жизни: быть бездумно счастливым или осмысленно несчастным?
Ум, безусловно, является добродетельным качеством не только человека, но в первую очередь литературного персонажа. Именно умом, острым, всепроницающим, наделяет автор заведомо положительного героя, противопоставляя ему беспробудную глупость, затаившуюся в узких коридорах сплошной темноты. Грибоедов впервые заставил задуматься не
только о количестве ума, в чем явно лидирует Александр Андреевич Чацкий, но и о его качестве. А вот на чью сторону склонится чаша весов здесь, еще очень большой вопрос.
Кроме очевидно пародийных типов, как, например, тупой и самовлюбленный Скалозуб:
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.
Как болтливый и ограниченный Репетилов:
Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил.
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! не спал ночей по девяти,
Все отвергал: законы! совесть! веру!
Как князь и княгиня Тугоуховские, глухие ко всему, кроме денег и богатых женихов для своих внучек:
Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!.
Как гости на балу, рассуждающие о “ланкарточных взаимных обучениях” (вместо ланкастерских школ взаимного обучения) в комедии есть персонажи далеко не одномерные. А. С. Пушкин в 1825 году в своем письме Бестужеву о “Горе от ума” предрекал: “О стихах не говорю – половина войдет в пословицы”. Позже Белинский констатировал этот факт: огромная часть стихотворных строк Грибоедова вошла в пословицы и поговорки. Однако вопреки ожиданиям едва ли не половина всех цитат принадлежит Фамусову:
Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай, не так как пономарь,
Асчувством, с толком, с расстановкой.
Вкус, батюшка, отменная манера.
Ну вот! Великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье – вот чума, ученость – вот причина.
Он не менее остроумен и не менее афористичен, чем Чацкий. Он, собственно, и является главным собеседником героя, главным его оппонентом. Именно его назвал Белинский “самым знаменитым москвичом всей русской литературы”, символом грибоедовской Москвы. И в умении сказать нужное слово в нужный момент, чтобы отстоять собственную точку зрения, никого не обидев при этом, Фамусов может дать огромную фору Чацкому.
Очень умна Софья, которая росла и воспитывалась вместе с Чацким; блещет остроумием служанка Лиза. Умом обладает и Молчалин, ибо “умно соблюдение меры во всем”. Приэтом угодливый ум Молчалина противопоставляется возвышенному уму Чацкого, и это уже не противопоставление ума и глупости. Грибоедов противопоставляет разные умственные типы, а над этим пиршеством конфликта возвышается ум и ироничность самого А. С. Грибоедова. И смысл названия комедии, являющийся прямым подтверждением правоты слов Н. В. Гоголя, относится отнюдь не к одному Чацкому. Да, его трагедия очевидна и бесспорна. Именно Чацкий покидает сцену побежденным, ибо “Один в поле не воин”:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! –
Карету мне, карету!
Но и для остальных героев финал комедии трагичен. Саморазоблачение Молчалина становится непреодолимой пропастью, пересекшей его расчетливый карьерный путь. приговор, который выносит Софье ее отец:
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Еще дни два терпение возьми,
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Сам же Павел Афанасьевич Фамусов, всю жизнь посвятивший заботам о собственной благопристойной репутации, вдруг осознает весь ужас своего позора:
Моя судьба еще лине плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
В итоге ни умеренность и аккуратность Молчалина, ни житейский опыт и расчетливость Фамусова, ни свобода мыслей и чувств Софьи, ни пылкость и вольнолюбивость Чацкого не приносят им счастья, ибо все они умны по-разному, но все слишком умны, чтобы быть счастливыми.
Позже Л. Н. Толстой в своем произведении “Анна Каренина” напишет: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. Думается, в полной мере это можно отнести к счастью и трагедии каждого отдельного человека. Быть абсолютно счастливым может только глупец; слишком умный человек в любом случае обречен на несчастье. И каждый, пришедший в этот свет, чтобы уйти из него, сам решает для себя, по какому пути шагать достойнее.
.
studentguide.ru
«Образы чиновников в пьесах А. С. Грибоедова «Горе от ума» и Н. В. Гоголя «Ревизор»»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была закончена автором в 1824 году, пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» появилась в 1836. Это было время в истории России, когда чиновничье бюрократическая система управления государством все более и более ветшала и становилась тормозом общественно политического развития России, так как не реформировалась со времен Екатерины Второй. Именно это обстоятельство, а также то, что оба автора избрали для своих произведений драматический жанр комедии, определяет целый ряд сходств в изображении чиновников обоими писателями.
И для Фамусова, являющегося «управляющим в казенном месте», и для Молчалина, числящегося «по архивам», а на самом деле исполняющего обязанности секретаря Павла Афанасьевича, служба не является делом их жизни, они не собираются посвящать ей значительную часть своего времени. Фамусов за весь день, в течение которого действие комедии разворачивается в его доме, занимается делами один раз с утра, да и то по настоянию секретаря, которому, в свою очередь, надо оправдаться и объяснить, как он попал ранним утром на половину Софьи, дочери начальника. Правда, Алексей Степанович предупреждает, что в бумагах «противуречья есть и многое не дельно», а в ответ слышит, что главное, чтобы «множество не накоплялось их», «подписано, так с плеч долой».
Точно такое же бюрократическое отношение к делу и службе мы видим и в комедии «Ревизор». Правда, в ней изображены не московские чиновники, а провинциальные. Но зато Гоголь изображает их сообщество более полно и объемно. Мы знакомимся в пьесе с целой «корпорацией разных служебных воров и грабителей» уездного города: городничим Сквозником Дмухановским, судьей Ляпкиным Тяпкиным, почтмейстером Шпекиным, попечителем богоугодных заведений Земляникой, смотрителем училищ Хлоповым. Все они, как выясняется из речи городничего, имеют за собой «грешки», то есть весьма халатно относятся к своей службе. Поэтому на улицах «кабак, нечистота»; в суде вместо изображения Фемиды висит арапник, а в присутственном месте гуляют «гуси с гусенками»; учитель истории не может взойти на кафедру, не скорчивши страшную гримасу; больные больше похожи на кочегаров и кормят их «габерсупом», то есть щами, запах которых распространяется по всей больнице. Примечательно то, что вспоминает об этом городничий только по случаю приезда ревизора, а в обычные дни это не удостаивается его внимания.
Если все эти люди не интересуются службой, тогда зачем же они служат? На этот вопрос в комедии А. С. Грибоедова отвечает Фамусов, когда советует Чацкому «послужить», и Молчалин, говоря, что его цель – «И награжденья брать, и весело пожить». Таким образом, мы узнаем, что служба – это в представлении таких людей вовсе не служение Отечеству, а способ добывания денег и положения в обществе. Именно поэтому Фамусов приводит в пример историю жизни достойного человека Кузьмы Петровича, который «был почтенный камергер С ключом и сыну ключ умел доставить», то есть занимал придворную должность и сумел передать ее по наследству сыну. Именно поэтому Павел Афанасьевич предпочитает видеть женихом Софьи полковника Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы», а вовсе не Чацкого, который хочет служить «делу, а не лицам».
Точно такие же цели службы мы видим и среди чиновников гоголевской комедии. Автор письма, в котором сообщается о приезде ревизора, пишет, что городничий умный человек, который не любит «пропускать того, что само плывет в руки», из речи Сквозника Дмухановского мы узнаем, что он уже трех губернаторов «пересидел». Когда Хлестаков делает предложение дочери городничего, то его мечты все о том же – добывании чинов (он с помощью зятя собирается стать генералом и переселиться в Петербург). Чем не полковник Скалозуб из грибоедовской комедии, заявляющий: «Мне только бы досталось в генералы». Не так уж отличается в этой сцене многоопытный городничий от, казалось бы, своего антипода Ивана Александровича Хлестакова, который после угощения, выдавая желаемое за действительное, также рассказывает о своем высоком чине, положении в обществе и роскошной жизни. Оказывается, у них общие представления о цели и смысле службы, так как это общая мечта всех чиновников того времени.
При общем стремлении «сыграть роль хоть на вершок выше» той, которую исполняешь сейчас, совершенно неважным становится то, как этого добиться. В ход идет все: подлость, лесть, умение «подслужиться», как называет это в комедии «Горе от ума» Фамусов. Именно так для построения карьеры он советует действовать молодым, приводя в пример своего дядюшку Максима Петровича, который «при государыне служил Екатерине», был «вельможа в случае», так как сумел рассмешить государыню на дворцовом приеме тем, что несколько раз падал, сначала случайно, «вдругорядь уж нарочно». Так действует и сам Фамусов, прислуживая Скалозубу. Так действует и его секретарь Молчалин, который вынужден «прислуживаться» всем, начиная с Фамусова и кончая его дочерью Софьей и гостями на балу. Такой же тактики придерживаются и гоголевские чиновники, всячески развлекая Хлестакова, переселяя его из гостиницы в дом городничего, угощая его в каждом городском заведении, суя ему взятки и при этом осведомляясь, не будет ли каких указаний у того, кого они считают начальником.
Сходными можно назвать также интересы и обычные занятия чиновников грибоедовской и гоголевской комедий. Павел Афанасьевич Фамусов утром в табель календарь вносит разные дела «на память», вернее, заставляет это делать буфетчика Петрушку. И выясняется, что важными делами он считает «форели», на которые он «к Прасковье Федоровне… зван», «погребенье», крестины у вдовы доктора (правда, он не знает, в какой день они состоятся, но думает, что на этой неделе). На вечер этого дня у него намечен съезд гостей в собственном доме. Воистину, прав Чацкий, который говорит, что жизнь в Москве – это «обеды, ужины и танцы». Примерно так же проводят время и чиновники в комедии «Ревизор». Их жизнь более тиха и провинциальна, но и она включает в основном развлечения: карты, обеды, закуски, вино… Именно так они принимают Хлестакова в разных учреждениях города, поэтому из всех впечатлений Хлестаков запоминает рыбу «лабардан», а вовсе не работу городских служащих.
Никаких серьезных интересов и взглядов на службу ни в фамусовском обществе, ни в окружении городничего не имеют. Все чиновники Москвы хвалят книгу Фомы Фомича, но вовсе не потому, что прочитали, а потому, что этот человек занимает солидный пост. Фамусов про себя говорит, что ему даже от русских книг «больно спится». В окружении городничего только судья Ляпкин Тяпкин «прочитал пять шесть книг и потому несколько вольнодумен», остальные же вполне верят россказням Хлестакова, что именно он написал «Юрия Милославского», возражает ему только дочь городничего, которая знает, что это сочинение «господина Загоскина».
Комедия А. С. Грибоедова посвящена не только изображению чиновников, поэтому некоторые аспекты их деятельности не нашли там отражения. Гоголевская комедия «Ревизор», в которой изображение жизни чиновничества является главной задачей, затрагивает и такие существеннейшие черты их поведения, как взяточничество и казнокрадство, страх перед начальством и чинопочитание. Но, с другой стороны, если в грибоедовской комедии находится человек, чьи взгляды противоположны чиновничьим (Чацкий), то в гоголевской комедии этим людям противостоит только смех и мысленные представления автора, о том, каким должен быть настоящий чиновник.
Несмотря на эти отличия, оба автора совершенно очевидно сатирически изображают жизнь чиновничества и считают, что бюрократический аппарат России должен как можно скорее претерпеть существенные изменения.
www.allsoch.ru
Анализ произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» | сочинение, краткое содержание, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн
Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал первую в России реалистическую, общественную, национальную комедию. Она начинается традиционно, как любовная пьеса. Грибоедов связал воедино две линии: любовную и общественную. Автор показал, как из драмы личной вырастает драма общественная.
Завязкой является приезд Чацкого. Кульминацией сюжета — бал, на котором Чацкого объявляют сумасшедшим.
Далее следуют две развязки: любовной линии — когда Чацкий узнает, что слух о его сумасшествии распространила Софья, и общественной линии — когда Чацкий вынужден уехать из Москвы.
В построении комедии Грибоедов отступает от традиционных канонов: пьеса состоит из четырех актов, а также нарушены три единства (места, времени и действия).
В данном произведении поставлены наиважнейшие проблемы того времени:
- проблема отношения к народу;
- проблема создания национальной культуры;
- проблема государственной службы. Люди передовых взглядов тогда демонстративно нигде не служили;
- проблема просвещения, образования, воспитания;
- проблема личности.
Главное в содержании данного произведения — это борьба двух общественно-политических лагерей: нового и старого, антикрепостнического с крепостническим, которая получила широкое распространение после Отечественной войны 1812 года. Грибоедов показал в комедии, которая первоначально называлась «Горе уму», процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и ее борьбу со своим классом. Он смог увидеть передового героя в реальной жизни. Поэтому реализм писателя проявился прежде всего именно в выборе жизненного конфликта, который он осмыслил не в отвлеченной или аллегорической форме, как это было принято в классицизме и романтизме, а с помощью переноса в пьесу характерных признаков общественных и бытовых явлений. Разнообразные указания на современность, которыми насыщено произведение, характеризуют его историзм в изображении действительности.
Действие этой комедии имеет четкие хронологические границы. Например, установлено, что, упоминая комитет, требующий, чтобы «грамоте никто не знал и не учился», Чацкий говорил о реакционном Комитете, созданном правительством. Хлестова со злостью говорит о ланкастерской системе, которую декабристы применяли для обучения солдат грамоте в своих полках, ланкастерское взаимное обучение начало развиваться в России, а декабристы насаждали его в своих полках. Также упоминаются профессора Петербургского педагогического института, обвинявшиеся в «расколах и безверьи», по выражению княгини Тугоуховской. Кроме того, восклицание Фамусова о Чацком: «Ах! Боже мой! Он карбонарий!» — отражает разговоры московских дворян о революционном движении итальянских патриотов, которое достигло своей высшей точки в 1820-1823 годах. Все вышеперечисленные вопросы являются предметом горячих обсуждений персонажей комедии, отразивших накаленную атмосферу в дворянском обществе накануне 1825 года.
В «Горе от ума» впервые столкновение героев происходит на идейной почве, до этого в пьесах было только столкновение характеров, возрастов, вкусов и общественных положений. Даже ставший традиционным конфликт двух соперников, которые стараются добиться взаимности от героини, здесь подчинен борьбе персонажей за свое понимание смысла жизни. Молчалин тоже высказывает свое мнение о правилах поведения, чинопочитания как об общепринятых моральных нормах. Чацкий же долго и упорно не хочет признавать его своим соперником, отказываясь верить в то, что Софья способна полюбить такого человека, так как они слишком разные по интеллектуальному и нравственному развитию. Автор полностью разделяет позицию Чацкого, заканчивая пьесу его моральной победой над противниками.
Еще одним достижением реализма Грибоедова стали созданные им образы.
В Чацком воплотились черты передового человека того времени. Он является первым в русской реалистической литературе образом дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей сословной среды. Главный герой во многих своих суждениях и высказываниях близок декабристам.
В своих монологах Чацкий выступал с резким осуждением пороков современного ему общества. Например, в монологе «А судьи кто?» он обличает «негодяев знатных», меняющих своих слуг на борзых собак, сгоняющих на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», затем распродавая их поодиночке.
Чацкий оставил службу, потому что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Кроме того, он критикует дворянское общество за преклонение перед всем иностранным и за презрение к родному языку и обычаям. Главным идейным противником Чацкого является реакционер Фамусов, который живет предрассуд- ними, а источником всякого зла на свете считает просвещение. Он является типичным московским барином-крепостником, строгим хозяином дома, который груб с подчиненными, но льстиво предупредителен с теми, кто выше его по положению и достатку.
Молчалин — чиновник, служащий у Фамусова, идущий путем лести и низкопоклонства.
В более гротескном плане дан образ полковника Скалозуба, очень ограниченного человека, единственной мечтой которого является генеральский чин. Он представляет собой надежную опору трона и палочного режима.
Наиболее противоречивым в пьесе является образ Софьи. Она полюбила неравного себе, тем самым как бы бросив вызов домостроевским традициям. Оказавшись обманутой в своих чувствах, она не боится осуждения окружающих ее людей. Но в то же время она еще духовно не выросла, поэтому насмешливый и независимый ум Чацкого пугает ее и приводит в лагерь его противников.
Кроме того, Грибоедов обогатил язык художественной литературы элементами живой разговорной речи, взятыми из общенародного русского языка. Подобно другим русским писателям-реалистам, автор учился именно у народа выражать свои мысли и чувства ясно, кратко, точно и образно.
Речевые характеристики в данной комедии имеют очень важное значение, так как в них полно и отчетливо выражено отношение писателя к данному действующему лицу пьесы.
Например автор наделил Хлестову такой речевой манерой, из которой возникает образ властной московской барыни-крепостницы с крутым нравом, не воспринимающей никаких возражений.
Репетилов с первых своих реплик показывает себя человеком болтливым, безответственным и никчемным.
Особой речевой манерой отличается Лиза — служанка в доме Фамусова. В ее разговоре элементы простонародной речи, такие как «вас кличет барышня», «больно не хитер», сочетаются со специфическими фразами, характерными для более знатного общества, вероятно, слышанными ею не раз в барском доме. Именно поэтому в языке у Лизы присутствуют обороты «не льщусь на интересы» и другие. Материал с сайта //iEssay.ru
В речи полковника Скалозуба много слов и оборотов из специфической военно-служебной терминологии, которые помогают автору еще ярче и правдоподобнее описать исправного военного человека, у которого на уме только военная служба. В то же время писатель заставляет его словами военного жаргона говорить о явлениях и событиях абсолютно другого смысла и содержания, вследствие чего достигается особый комический эффект. Например, Фамусов задает полковнику вопрос: «Как вам доводится Наталья Николавна?», на который Скалозуб отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили».
В речевой манере Софьи присутствует много галлицизмов, своеобразных «калек» французских выражений, например: «делить смех», «очень вижу» и многие другие. Здесь нашли свое отражение модные в то время литературные течения, в ее словах ощущается манерность сентиментальной школы.
Лишь речь главного героя Чацкого жива, непринужденна и очень эмоциональна. Несмотря на то, что в ней тоже встречаются элементы разговорного просторечия, например, такие как пуще, чай, давиче, окроме, — все-таки интонационно она звучит совершенно в ином ключе и стилистически окрашена абсолютно другими красками. Это объясняется тем, что Чацкий по сущности своего характера обязательно должен был разговаривать по-другому, не так, как представители фамусовского общества, ведь он мыслит и рассуждает иначе. Мир его чувств и переживаний намного богаче и шире, чем его идейных противников, а это непременно должно найти отражение в речи главного героя.
Необходимо заметить, что многие крылатые выражения из комедии Грибоедова «Горе от ума» давно вошли в повседневный речевой обиход широких народных масс и стали достоянием фразеологического состава общенародного языка.
На этой странице материал по темам:- анализ горе от ума.а.с.грибоедов
- лицензия на произведение горе от ума
- что узнаем о чацком от других персонажей
- анализ грибоедов горе от ума
- мораль произведения горе от ума
iessay.ru
Образы чиновников в пьесах А. С. Грибоедова “Горе от ума” и Н. В. Гоголя “Ревизор”
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была закончена автором в 1824 году, пьеса Н. В. Гоголя “Ревизор” появилась в 1836. Это было время в истории России, когда чиновничье бюрократическая система управления государством все более и более ветшала и становилась тормозом общественно политического развития России, так как не реформировалась со времен Екатерины Второй. Именно это обстоятельство, а также то, что оба автора избрали для своих произведений драматический жанр комедии, определяет целый ряд сходств в изображении чиновников обоими писателями.
И для Фамусова, являющегося “управляющим в казенном месте”, и для Молчалина, числящегося “по архивам”, а на самом деле исполняющего обязанности секретаря Павла Афанасьевича, служба не является делом их жизни, они не собираются посвящать ей значительную часть своего времени. Фамусов за весь день, в течение которого действие комедии разворачивается в его доме, занимается делами один раз с утра, да и то по настоянию секретаря, которому, в свою очередь, надо оправдаться и объяснить, как он попал ранним утром на половину Софьи, дочери начальника. Правда, Алексей Степанович предупреждает, что в бумагах “противуречья есть и многое не дельно”, а в ответ слышит, что главное, чтобы “множество не накоплялось их”, “подписано, так с плеч долой”.
Точно такое же бюрократическое
отношение к делу и службе мы видим и в комедии “Ревизор”. Правда, в ней изображены не московские чиновники, а провинциальные. Но зато Гоголь изображает их сообщество более полно и объемно. Мы знакомимся в пьесе с целой “корпорацией разных служебных воров и грабителей” уездного города: городничим Сквозником Дмухановским, судьей Ляпкиным Тяпкиным, почтмейстером Шпекиным, попечителем богоугодных заведений Земляникой, смотрителем училищ Хлоповым. Все они, как выясняется из речи городничего, имеют за собой “грешки”, то есть весьма халатно относятся к своей службе. Поэтому на улицах “кабак, нечистота”; в суде вместо изображения Фемиды висит арапник, а в присутственном месте гуляют “гуси с гусенками”; учитель истории не может взойти на кафедру, не скорчивши страшную гримасу; больные больше похожи на кочегаров и кормят их “габерсупом”, то есть щами, запах которых распространяется по всей больнице. Примечательно то, что вспоминает об этом городничий только по случаю приезда ревизора, а в обычные дни это не удостаивается его внимания.
Если все эти люди не интересуются службой, тогда зачем же они служат? На этот вопрос в комедии А. С. Грибоедова отвечает Фамусов, когда советует Чацкому “послужить”, и Молчалин, говоря, что его цель – “И награжденья брать, и весело пожить”. Таким образом, мы узнаем, что служба – это в представлении таких людей вовсе не служение Отечеству, а способ добывания денег и положения в обществе. Именно поэтому Фамусов приводит в пример историю жизни достойного человека Кузьмы Петровича, который “был почтенный камергер С ключом и сыну ключ умел доставить”, то есть занимал придворную должность и сумел передать ее по наследству сыну. Именно поэтому Павел Афанасьевич предпочитает видеть женихом Софьи полковника Скалозуба, который “и золотой мешок, и метит в генералы”, а вовсе не Чацкого, который хочет служить “делу, а не лицам”.
Точно такие же цели службы мы видим и среди чиновников гоголевской комедии. Автор письма, в котором сообщается о приезде ревизора, пишет, что городничий умный человек, который не любит “пропускать того, что само плывет в руки”, из речи Сквозника Дмухановского мы узнаем, что он уже трех губернаторов “пересидел”. Когда Хлестаков делает предложение дочери городничего, то его мечты все о том же – добывании чинов (он с помощью зятя собирается стать генералом и переселиться в Петербург). Чем не полковник Скалозуб из грибоедовской комедии, заявляющий: “Мне только бы досталось в генералы”. Не так уж отличается в этой сцене многоопытный городничий от, казалось бы, своего антипода Ивана Александровича Хлестакова, который после угощения, выдавая желаемое за действительное, также рассказывает о своем высоком чине, положении в обществе и роскошной жизни. Оказывается, у них общие представления о цели и смысле службы, так как это общая мечта всех чиновников того времени.
При общем стремлении “сыграть роль хоть на вершок выше” той, которую исполняешь сейчас, совершенно неважным становится то, как этого добиться. В ход идет все: подлость, лесть, умение “подслужиться”, как называет это в комедии “Горе от ума” Фамусов. Именно так для построения карьеры он советует действовать молодым, приводя в пример своего дядюшку Максима Петровича, который “при государыне служил Екатерине”, был “вельможа в случае”, так как сумел рассмешить государыню на дворцовом приеме тем, что несколько раз падал, сначала случайно, “вдругорядь уж нарочно”. Так действует и сам Фамусов, прислуживая Скалозубу. Так действует и его секретарь Молчалин, который вынужден “прислуживаться” всем, начиная с Фамусова и кончая его дочерью Софьей и гостями на балу. Такой же тактики придерживаются и гоголевские чиновники, всячески развлекая Хлестакова, переселяя его из гостиницы в дом городничего, угощая его в каждом городском заведении, суя ему взятки и при этом осведомляясь, не будет ли каких указаний у того, кого они считают начальником.
Сходными можно назвать также интересы и обычные занятия чиновников грибоедовской и гоголевской комедий. Павел Афанасьевич Фамусов утром в табель календарь вносит разные дела “на память”, вернее, заставляет это делать буфетчика Петрушку. И выясняется, что важными делами он считает “форели”, на которые он “к Прасковье Федоровне. зван”, “погребенье”, крестины у вдовы доктора (правда, он не знает, в какой день они состоятся, но думает, что на этой неделе). На вечер этого дня у него намечен съезд гостей в собственном доме. Воистину, прав Чацкий, который говорит, что жизнь в Москве – это “обеды, ужины и танцы”. Примерно так же проводят время и чиновники в комедии “Ревизор”. Их жизнь более тиха и провинциальна, но и она включает в основном развлечения: карты, обеды, закуски, вино. Именно так они принимают Хлестакова в разных учреждениях города, поэтому из всех впечатлений Хлестаков запоминает рыбу “лабардан”, а вовсе не работу городских служащих.
Никаких серьезных интересов и взглядов на службу ни в фамусовском обществе, ни в окружении городничего не имеют. Все чиновники Москвы хвалят книгу Фомы Фомича, но вовсе не потому, что прочитали, а потому, что этот человек занимает солидный пост. Фамусов про себя говорит, что ему даже от русских книг “больно спится”. В окружении городничего только судья Ляпкин Тяпкин “прочитал пять шесть книг и потому несколько вольнодумен”, остальные же вполне верят россказням Хлестакова, что именно он написал “Юрия Милославского”, возражает ему только дочь городничего, которая знает, что это сочинение “господина Загоскина”.
Комедия А. С. Грибоедова посвящена не только изображению чиновников, поэтому некоторые аспекты их деятельности не нашли там отражения. Гоголевская комедия “Ревизор”, в которой изображение жизни чиновничества является главной задачей, затрагивает и такие существеннейшие черты их поведения, как взяточничество и казнокрадство, страх перед начальством и чинопочитание. Но, с другой стороны, если в грибоедовской комедии находится человек, чьи взгляды противоположны чиновничьим (Чацкий), то в гоголевской комедии этим людям противостоит только смех и мысленные представления автора, о том, каким должен быть настоящий чиновник.
Несмотря на эти отличия, оба автора совершенно очевидно сатирически изображают жизнь чиновничества и считают, что бюрократический аппарат России должен как можно скорее претерпеть существенные изменения.
.
studentguide.ru