Платон и Аристотель
Для того, чтобы продолжить рассмотрение индивидуальной траектории философствования, следует рассмотреть исторические типы философствования.
Проведем сравнительный анализ философских воззрений Аристотеля и Платона.
Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Аристотель считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Именно в творениях Аристотеля философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Воззрения философа, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.
Платон – великий мыслитель, пронизывающий своими духовными нитями всю мировую философскую науку. Ученый был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя – выражение его жизни, а жизнь – выражение его философии. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет»
Философия Платона
В основе Платоновского учения о бытии лежит его теория «идей», т.е. различение двух миров: умопостигаемого и чувственного. Каждый из них делится на две области: сферу зрительных образов (или «теней») и область, в которой существуют все живые существа, применительно к сфере видимого мира.
В мире умопостигаемого Платон выделяет области:
1. Умопостигаемых сущностей, которые созерцает душа посредством полученных в мире чувств образов
2. Область, которую душа исследует, восходя от предпосылки к беспредпосылочному началу.
Обозначенные сферы постигаемого соответствуют у Платона четырем видам познавательной деятельности души: разуму, рассудку, вере и уподоблению.
Свою концепцию Платон описывает через аллегорию «пещеры», где земная жизнь уподобляется существованию скованных на дне пещеры узников. Они не могут повернутся к выходу и свету от горящего вдалеке огня. Узники видят лишь тени реальных предметов, и принимают эти тени за настоящее. Так и человек принимает окружающие его вещи за подлинный мир, в то время как это лишь тени, которые отбрасывают подлинные, идеальные сущности. Их Платон обозначил как идеи.
Идея отрывается от реальных предметов (единичных). Идеи представляют собой, согласно Платону, подлинные сущности: они существуют вне материального мира и не зависят от него, они объективны; материальный мир лишь подчинен идеям.
Большое внимание Платон уделяет проблеме иерархии идей. Иерархия идеальных сущностей составляет строго упорядоченную систему. Наивысшие – идеи красоты, добра и блага. Познание этих идей представляет собой вершину действительного познания.
Теория познания и учение о бытии Платона пересекаются с его концепцией души. Бестелесная и бессмертная душа не возникает одновременно с телом. Она существует вечно, а тело ей подчиняется. Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей: разума (высшей части), воли и благородного желания, влечения и чувственности (низшей части). Платон обосновывает идею бессмертия души. Такие понятия, как благо, справедливость, красота не могут быть созданы на основе чувственно воспринимаемого. Однако мы обладаем представлениями о них, следовательно, они даны нам как припоминание того, что душа видела, находясь в истинном мире и будучи причастна высшей мудрости. Оказавшись в теле, она утратила знания, и задачей каждого человека является припомнить с помощью разума то, что его душа некогда знала. Отсюда, с точки зрения Платона, всякое познание есть припоминание
Соответственно преобладанию одной из частей души человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, с преобладанием разума, который поддерживается волей и благородными устремлениями, способны продвинутся дальше, чем остальные на пути припоминания.
Философия Аристотеля
Главная тема основного труда Аристотеля — «Метафизики» — критика взглядов предшествующих Аристотелю философов, в основном Платона и пифагорейцев.
Предметом философии служит то, что называется «сущим как таковым», — сущее в аспекте четырех его измерений: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели. Обозначенные четыре начала зависят от общих понятий: возможности и действительности как двух основных состояний сущего. Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель предстают как понятие действительности. При этом материя и цель суть абстрактно всеобщее, а форма и начало движения – конкретное. Исходя из такого понимания предмета философии — Аристотель критикует платоновскую концепцию идей как ненаучную.
Метафизика – это исследование первых причин, и Аристотель выделял таковых четыре:
Формальную;
Материальную;
Действующую;
Фатальную.
Первые две причины (а причина – это условие и основание) есть форма (сущность) и материя, образующая все вещи. Данных двух причин достаточно для того, чтобы объяснить реальность во всем ее многообразии, но… статичности. Чтобы учесть динамический аспект реальности, необходимы еще две причины: двигательная и финальная (т.е. цель изменения или движения).
Аристотель отходит от этических воззрений Сократа и критикует их. Для этики Аристотеля характерно понимание добродетели как «золотой середины» между двумя крайностями. К примеру, между себялюбием и самоотречением находится дружба. К добродетели он относит:
Выбор правильных средств, т.е. то, что служит предметом рассудительности;
Следование добропорядочной цели, т.е. правильный предмет желания.
Аристотель видит в чрезмерной власти и богатстве уклонение от принципа золотой середины, а потому оценивает его негативно. Государство должно регулировать безудержное стремление людей к наживе и власти.
Деятельность души, согласующаяся с добродетелью, порождает благо и одновременно удовольствие и счастье. Цель государства должна состоять в благополучии всех его членов; чтобы достичь этого, граждане должны оставаться добродетельными. Правосудие и дружба — залог нормального государственного устройства. Рабство этически оправданно. «Всякое рабство противно природе», — говорил Аристотель, но поскольку рабу несвойственна рассудительность (выбор правильных средств), он лишен и добродетели. Раб способен выполнять только физическую работу, тем самым он призван подчиняться, фактически не обладающий рассудительностью раб представляет собой вещь.
Философская система Аристотеля оказала значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Его творчество служит образцом систематичности в изложении взглядов. Он считается основателем целого ряда наук: психологии, этики, эстетики, логики и т.д.
Концепция идей Аристотеля является более научной, чем концепция идей Платона. Обе концепции идей, несомненно несут в себе достаточно интересные для рассмотрения аспекты. Платон считал, что не все в нашем мире умопостигаемо, и все сущности, которые мы способны лицезреть, являются лишь способом нашего восприятия, или отдельным проявлением мира. В этом я согласен с Платоном. Мой способ философствования достаточно близок к Платону, но лишь в этом плане. По концепции идей Платона такие понятия, как благо, справедливость, красота не могут быть созданы на основе чувственно воспринимаемого. Они даны нам как припоминание того, что душа видела, всякое познание есть припоминание
Соответственно преобладанию одной из частей души человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, с преобладанием разума, который поддерживается волей и благородными устремлениями, способны продвинутся дальше, чем остальные на пути припоминания.
Настораживает излишняя «ненаучность» идей Платона, а также то, что она отдает предпочтение благородному, справедливому, и красивому, выделяя эти понятия из остальных, и считая следование им единственно — правильным способом возвышения души.
Аристотель, в отличие от Платона предпочитает в философствовании более научный подход, объясняет и констатируя существующие факты. Я согласен с большинством утверждений Аристотеля, поэтому мой тип философствования наиболее близок к Аристотелю, чем к Платону.
studfiles.net
Лекция №7. Философия Платона и Аристотеля.
Онтология и гносеология Платона.
Платон о человеке и государстве.
Философия Аристотеля.
Платон.
— Платон – ученик Сократа и учитель Аристотеля.
— В молодости увлекался поэзией. Но после диалога с Сократом сжег все стихи.
— Подлинное имя – Аристокл. Платон переводится как «широкий», «широкоплечий».
— Резко критиковал софистов.
— Формально принадлежал к софистам, но не прибегал к их этимологии.
— Создал совершено уникальную систему государства.
— Писал диалоги, где главное действующее лицо – Сократ.
— Основал философскую школу-академию, которая просуществовала 900 лет. Над входом висел лозунг «не геометр не войдет», в академии обучали только тех, кто знал математику.
— Общее между философией и математикой: числа.
Онтология Платона – учение о бытие.
— В основе мира – идеи и материя.
— Материя (в терминологии Платона – хора) – бесформенная, косная, пассивная. Хотя она никем и ничем не создается, но без нее не обойтись: она служит основой, субстратом, из которого появляются все вещи в результате активности эйдосов (идей).
— Платон считал, что существует два разных мира – мир вещей и мир эйдосов:
— Неподлинный мир – мир вещей (вещи – тени идей). Вещи возникают исчезают, они приходят в негодность, поэтому для них не характерна вечность.
— Мир идей – это мир эйдосов, мир идеальных сущностей. Эйдосы существуют до и независимо от людей, они вечны – никем и ничем не создаются, они неизменны и совершенны. Например, понятие красоты. Эйдосы – общие понятия (понятие животное, понятие мебель и т.д.).
— Существует иерархия идей, на вершине иерархии – идея добра, идея истины и идея красоты.
— Платон – объективный идеализм дуалистического вида.
Мир вещей.
Мир вещей, по Платону, это мир теней. Вещи – тени идей. Вещи возникают и исчезают, они вторичны по отношению к идеям. Вещи чувственно воспринимаемы. Познавая вещи, мы никогда не познаем идеи, т.к. вещи несовершенны, текучи. Ни одна вещь не может вместить в себя все богатство идеи (понятия).
Гносеология Платона.
— Центральное понятие гносеологии Платона – анамнезис (воспоминание).
— Каждый человек рождается с готовым законченным знанием о мире. Чтобы познать мир, необходимо вспомнить это знание.
Что помогает вспомнить? Платон считал, что чувственное познание никак не способствует познанию идей.
Миф о пещере.
Сюжет о 9-летним мальчике, не знавшим счета.
Платон о человеке и государстве.
— Главное в человеке – его душа.
— Душа делится на 3 части – разум (высшая часть души), воля (средняя часть), эмоции и чувства (низшая часть души).
— В зависимости от того, какая часть более развита, такое получается и сословие: если более развит разум, то человек станет мудрецом-философом, если воля – то воином, если эмоции и чувства – то ремесленником или крестьянином (золото, серебро и медь).
— У родителей, которые относятся к одной касте, может появится ребенок другой касты, по мнению Платона.
Всего ли есть эйдос? Так и не решил этот вопрос, т.к. не хотел, чтобы в этот чистый мир входили эйдосы грязи, пошлости и др.
studfiles.net
Дайте сравнительный анализ теорий познания Сократа, Платона и Аристотеля.
СвоиидеиСократпредпочиталвысказывать в устнойформеученикам, слушателям и оппонентам.Сократбылоднимизвеличайших и загадочныхфилософовДревнейГреции.ОнбылУчителемфилософа, которыйопределилосновныепроблемызападнойфилософиинамноговековвперед.Сократтакжеотказалсяотмонологичногопостулированияфилософскихвзглядов, свойственногопредшествующимфилософам, и пришёл к диалогичному, живомуспособуфилософствования, чемоказалнеоценимыйвклад в последующееразвитиефилософии.
В философии Сократ
Руководствовался
двумяпринципами: необходимостьюкаждому «познатьсамогосебя» и тем, что «ниодинчеловекничегонезнаетдостоверно и толькоистинныймудрецзнает, чтоонничегонезнает».
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.
Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.
Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
Аристотель является и основоположником логики.
Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.
В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.
Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:
1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.
Всё, доступное познанию, Платонв VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущенияпозволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.
Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.
Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).
15.В чем состоит «забота о себе» по мнению Сенеки?
забота о себе Сенеки это своеобразный образ философской жизни «посвятив себя ей, нужно оставить все прочие занятия, освободить свою душу, чтобы не теряя времени и не жалея усилий сделать себя, преобразовать себя, повернуться к себе». Забота о себя проявляется в письме Сенеки Луицию, в котором Сенека дает собеседнику мудрые советы. Такие как: тратить время только на нужные вещи ибо большинство своей жизни мы тратим на дурные дела и безделье, необходимо иногда уединяться, так же необходимо дружеское общение между людьми сродными по духу, ибо оно предупреждает изоляцию, главным занятием своим сделать чтение, по поводу которого дает множество рекомендаций и советов.
16. Основные проблемы средневековой философии
1) Проблема рационального — разумного обоснования религиозных тезисов. (сотворение мира богом из ничего). Такое обоснование было обусловлено рядом причин: социально экономическими, политическими, гносеологическими факторами. Учение о сотворении мира из ничего получило название : креационизм.
2) Проблема веры и разума религии и философии .Вера и разум органически взаимосвязаны между собой. Проблема веры и разума средневековыми философами решалась не однозначно.
1) Тертуллиан (160-220г) теоретик, оратор. Противопоставлял веру и разум. Он враждебен к разуму и его продукту — теоретическим построениям. Сформулировал свое кредо: верую потому абсурдно.
2) Августин Блаженный (354-430) Выдвинул тезис о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение занимает вера. Философия данном случаи рассматривается служанкой богословия.
3) Фома Аквинский (1225-1274) Утверждал, что существование философии без теологии и наоборот, пагубно для той и другой. Для понимания соотношения веры и разума необходимо иметь введу, что вера это интуитивный способ постижения мира. Она не появляется сама по себе независимо от разума, только в органической связи с другими духовными силами, она превращается в мощное средство постижения мира, приобретения нового знания. Без веры (интуиции) нет пророчества, нет личности, нет продвижения вперед ни в одной сфере человеческой деятельности.
3) Проблема гносеологии — теория познания. Включает в себя широкий круг вопросов:
— Средневековые мыслители познают познаваемость мира практикуя древний скептицизм.
— Средневековые мыслители указывают на 3 формы постижения бытия : чувственное( познание мира с помощью органов чувств), разумная, божественное откровение ( суть заключается в том, что некоторые люди в особом состоянии сознания якобы могут говорить от имени бога, божественный доверяет тайны бытия некоторым избранным; результатом этого является свод абсолютных истин — библия.)
4) Проблема Теодицеи.(оправдания бога). Перед хрестьянскими мыслителями стояла проблема: оправдывать бога, как творца за существующее зло в мире. Если бог всемогущ, то спрашивается зачем он сотворил мир в котором есть зло. Августин утверждал, что зла в мире как такого не существует, существует лишь добро, а зло лишь недостаток добра.
5) Проблема доказательства существования бога.
17. Проблемы веры и разума в средневековой философии
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так. чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.
Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой.
Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я.
infopedia.su
Вывод: Рассмотрев взгляды двух великих греческих философов – Платона и Аристотеля – на ключевые аспекты философии и политики, можно сказать, что в целом Аристотель разделяет социально-политические воззрения Платона, однако главные различия в воззрениях прослеживаются в методах достижения общей цели политики – прихода к всеобщему благу и достижению справедливости. У Аристотеля, в отличие от Платона, нет жесткой стратификации общества (исключая рабов, которых философ не считает полноправными членами общества по естественным законам природы). Более того, главное отличие философии Аристотеля от Платона состоит в отношении к семье и частной собственности. Семья, построенная на этической основе, на взгляд Аристотеля, должна быть основным общественным институтом, в то время как Платон видит обобществление жен, детей и имущества. Кроме того, Аристотель и Платон коренным образом отличаются во взглядах на частную собственность, обладание которой, по Аристотелю, «коренится в природе человека, в его собственной любви к себе». При всем подчинении государству, Аристотель сохраняет за гражданином достаточную самостоятельность и в семье и в частной жизни. Рекомендуемые страницы: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. |
megalektsii.ru
Глава 3. Гносеология Аристотеля.
Гносеология – это теория познания; раздел философии, изучающий познавательные способности человека, формы и методы познания, условия его истинности и т.п.[26]
Теория познания Аристотеля опирается на его онтологию[27] и по своему непосредственному предмету есть теория науки. Аристотель отличает научное знание и от искусства, и от опыта, и от мнения. По своему предмету научное знание есть знание о бытии. В отличие от знания, предмет искусства – производство вещей (или произведений) при помощи способности, определённой к действию. Поэтому сфера искусства – практика и производство; сфера же знания – созерцание предмета, теория, умозрение. И всё же у науки есть общее с искусством: как и искусству, знанию принадлежит способность быть сообщаемым посредством обучения.
Знание отличается также и от простого опыта. И для знания и для искусства опыт – их начало или исходная точка. Но знание не тождественно с ощущением. «Всякое знание начинается с ощущения» — этот тезис Аристотель даже рассматривает как основной для теории познания.
Однако это непосредственное постижение общего в единичном существенно отличается от знания.
Но знание отличается от мнения. То, что даёт мнение, основывается на всего лишь вероятных основаниях. Не такого знание. Но научное знание также выражается в суждении и принимается в качестве истинного, лишь, когда в познающем возникло убеждение в его истинности. Мнение может быть и ложно и истинно, убеждение в нём никоим образом не может быть «незыблемым», в то время как знание – прочная и незыблемая истина.
Предмет знания и знания предмета. Рассматривая отношение знания к своему предмету, Аристотель твёрдо стоит на почке убеждения, что в порядке времени существование предмета предшествует существованию знания. Предмет по Аристотелю, предшествует познанию, которое человек может иметь об этом предмете. В этом смысле отношение знания к предмету. И точно таково же отношение знания к своему предмету. Оно подобно отношению меры к измеримому или измерённому. Так как познание направляется во времени к постижению своего предмета, этот предмет предшествует познанию, а познание зависит от своего предмета. Тогда соотношению между ними однозначно, необратимо.[28]
Но если знание, рассматривается как уже, возникшее, как уже осуществляющееся, как уже отнесенное к своему предмету, то предмет и знание о нем составляют нераздельное целое. Предмет, рассматриваемый сам по себе, есть только возможный предмет знания. Если бы он остался только возможным, знание не могло бы возникнуть. Но как только у ученого возникает созерцание предмета знания, с этого момента разом и предмет знания, и знание предмета становятся действительностью: они уже составляют единство. Отсюда Аристотель заключает, что знание есть род обладания, т. е. способ бытия специфического рода.
Основные черты научного знания. Как специфический род бытия знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами: 1) доказательность — всеобщность и необходимость; 2) способность объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения.
Доказательство, по определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе. Оно состоит в получении заключения из начал: истинных, необходимых и относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается, а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства — это, по крайней мере, то, что случается всего чаще.
Общее сливается у Аристотеля с необходимым и что необходимость может быть даже в том, что встречается только часто и. отнюдь не постоянно. Этим не исключается наивысшая ценность, которую для знания представляет безусловное постоянство явления.
Научное предложение характеризуется, таким образом, необходимостью своего содержания и всеобщностью своего применения. Правда, отдельный ученый всегда рассматривает и может рассматривать только единичные сущности («субстанции»), но наука в целом слагается и состоит из общих предложений.
Способность науки к определению сущности и всеобщность применения усматриваемых ею положений обусловливает объяснительный характер знания. Задача научного знания заключается, во-первых, в фиксировании некоего обстоятельства, или факта. Во-вторых, задача науки — в выяснении причины. Знание предполагает, что известна причина, в силу которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, чем как она существует. В-третьих, знание есть исследование сущности факта. В плане бытия необходимая причина может быть только сущностью вещи. В плане познания или в логическом плане она может быть лишь началом (принципом) в отношении к его логическим следствиям. Собственно, доказательство и есть познание. В-четвертых, знание есть исследование условий, от которых зависит существование или не существование факта.[29]
Рассматриваемый в целом процесс знания ведет от вещей, познаваемых «через свое отношение к нам», стало быть, от понятий, первых для нас, к. понятиям, которые являются первыми сами по себе. Эти последние постигаются только умом. Они образуют род возведения (редукции) и, в конце концов, приводят к положениям, уже недоказуемым. Редукция необходимо стремится к достижению начал, недоказуемых положений: то, что не имеет конца — «беспредельное», — не может стать предметом научного познания. Доказательство, исходящее из начала, основательнее доказательства, не исходящего из начала, а доказательство, «в большей мере «сходящее из начала, основательнее того, которое исходит из начала в меньшей мере». В конечном счете, редукция приводит к «непосредственным» предложениям. Такие предложения прямо постигаются умом, не доказываются.
Третья черта знания — его единство, соединенное с подчинением одних знаний другим. Единство науки означает прежде всего, что различные предметы науки принадлежат составу одного и того же рода. Единство обусловливается и тем, что различные предметы могут относиться все к одному и тому же предмету и быть, таким образом, через отношение к этому предмету в одинаковом к нему отношении. Именно таково единство, в котором все науки находятся относительно первой науки — науки «о бытии как о бытии». «Бытие» здесь — общий предмет и основа аналогии, которая в нем связывает в единство различные его роды.
Но каждая отдельная наука обусловлена своим особым логическим родом и составляет сама по себе некоторое единство. Отсюда сразу получается важный вывод, отличающий теорию науки Аристотеля от теории науки Платона. Согласно теории Платона все знания образуют соподчинение, или иерархию, на вершине которой стоит знание о высшей из «идей» — «идее» блага. Напротив, у Аристотеля единой для всех наук иерархии не может быть. Науки « не сводимы — ни одна к другим, ни к одному — единственному роду». Также как различаются по роду «форма» и «материя», «точно также – всё то, о чём идет речь по разным формам высказывания о сущем, ибо из того, что есть, одно означает собою суть той или иной вещи, другое – что-нибудь качественно – определенное, и так дальше…; оно.. не сводится ни друг на друга, ни на что-нибудь одно» там же. Именно поэтому невозможен никакой переход от одной науки к другой: от предмета арифметики, например, к предмету геометрии.
Однако этому выводу Аристотеля явно противоречит другое его положение: поскольку общий предмет – бытие – образует основу аналогии, которая связывает различные роды единого бытия, сведение одних наук к другим в каком-то смысле всё же возможно. В этом смысле существует иерархия наук и возможна их классификация, сводящая науки в некоторое единство. Наука – не проста сумма совершенно разнородных знаний. Существуют науки, которые в сравнении с другими находятся ближе к общему предметному пределу знания. Чем выше стоит наука на ступеньках иерархии, тем точнее доступное для нее знание, тем больше в ней ценности. По Аристотеля, наука, дающая одновременно и знание того, что что-нибудь есть, и знание того, почему что-нибудь есть, а не только знание того, что что-нибудь есть,- более точная и высшая, чем наука, дающая знание только того, почему что-нибудь есть. И точно также науки, возвышающиеся до абстракций над непосредственной чувственной основой, выше наук, имеющих дело с этой основой.[30]
Вывод.
Список используемой литературы.
1.
[1]Андроник Родосский — (сер. 1 в. до н. э.) — греческий философ-перипатетик и ученый-филолог.
[2] Абстракция – процесс мысленного выделения существующих свойств и связей предмета и отвлечённых от других частных свойств и связей.
[3] Богомолов А.С. Античная философия.- Москва.- Издательство «Высшая школа», 2006. Стр.232
[4] Сочинение составлено из отдельных трактатов (книг), написанных в разное время и иногда повторяющих друг друга.
[5] Анаксагор — древнегреческий философ.
[6] Эмпедокл — древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец.
[7] Джованни Реале, Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней.I.Античность.-ТОО ТК «Петрополис»,1994.-стр.137
[8] Джованни Реале, Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней.I.Античность.-ТОО ТК «Петрополис»,1994.-стр.139
[9] Материал из ru.wikipedia.org
[10] Онтология – философское учение о бытие, его основах, принципах, структуре и закономерности.
[11] Тотальность — целостность, единство, полнота, всеобъемлемость, цельность
[12] Элеаты — школа в греческой философии.
[13] Омонимия — свойство языковых выражений иметь несколько значений или выражать несколько понятий, никак не связанных между собой
[14] Субстанция – неизменимая основа, сущность вещей и явлений, носитель все свойств, связей и отношений.
[15] Джованни Реале, Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней.I.Античность.-ТОО ТК «Петрополис»,1994.-стр.143
[16] Стоиками назывались последователи философской школы, основанной Зеноном Киттийским.
[17] Г.И.Иконников, Н.И.Иконникова Философия Древнего мира.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2010.-стр.164
[18] В.Ф.Асмус Античная философия. — М.-3 изд. — Высш.шк.,2001.-стр.234
[19] Декарт — французский философ и математик.
[20] В.Ф. Асмус Античная философия. — М.-2 изд. — Высш.шк.,1976.-стр.318
[21] В.Ф. Асмус Античная философия. — М.-3 изд. — Высш.шк.,2001.-стр.236-237
[22] В.Ф. Асмус Античная философия. — М.-2 изд. — Высш.шк.,1976.-стр.322-325
[23]Силлогизм — рассуждение, в котором из двух данных суждений (посылок) следует третье (вывод).
[24]Панлогизм — идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума.
[25]А.С.Ахманов. Логическое учение Аристотеля. — Изд.3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2011,стр.254-263
[26] Н.А. Селиверстова Основы Философии. — СПб. — с.184
[27] Онтология — философское учение о бытие, его основах, принципах, структуре и закономерности.
[28] В.Ф.Асмус. Античная философия. — Изд.2-е. – М.: «Высшая школа», 1976, стр.309-310
[29] Н.А. Селиверстова Основы Философии. — СПб. — с.188
[30] В.Ф.Асмус. Античная философия. — Изд.2-е. – М.: «Высшая школа», 1976, стр.309-310
infopedia.su
Платон. Онтология, гносеология
Стр 1 из 5Следующая ⇒
Платон. Онтология, гносеология
Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Почти все свои произведения Платон Афинский (V — IV вв. до н.э.) облекает в форму диалогов, где роль главного персонажа играет его учитель Сократ.
Онтология Платона. Согласно Платону, есть два мира – мир чувственных вещей и мир сверхчувственных идей (эйдосов). Основой первого мира является материя – начало хаоса и небытия. Подлинное бытие принадлежит лишь миру идей. Идеи вечны и неизменны. Возможно, каждая материальная вещь обладает своей идеей, которая представляет из себя вещь в своем совершенстве. Например, для всех стульев есть идея Стула, для всех людей есть идея Человека, для всех круглых предметов есть идея Круглости, и т.д. В идее вещи воплощены только существенные признаки вещи, без которых исчезает сама вещь. Например, существенным свойством стула является его способность быть опорой при сидении. Количество ножек, окраска, материал – все это несущественные признаки, если только они не влияют на свойство стула служить опорой. Существенные признаки объекта – это обычно и его общие признаки со множеством других объектов такого же класса. Так идеи проявляют себя в материальном мире, распадаясь на множество своих материальных реализаций, каждая из которых ослабляет и искажает природу идеи, разбавляя ее несущественными признаками. Каждая идея – это единое, синтез, для множества материальных вещей Между материальным миром и миром идей существует третье начало – начало души, соединяющее два мира. Душа – это и принцип воплощения идеи в материю, и самостоятельное начало.
Существует множество душ, и все они являются частями Высшей Души – Души Мира (Космоса). В центре Космоса Демиург расположил Землю в окружении ряда сфер, каждая из которых представляет из себяопределенный все более высокий уровень реальности.
Гносеология Платона. Истина – это мир идей. Идеи отражаются в человеческой душе в виде понятий. Человек обладает бессмертной душой, которая проходит последовательность перевоплощений в разных физических телах в разных жизнях. Между воплощениями душа пребывает в мире идей и созерцает абсолютную истину. В момент рождения в физический мир душа забывает это знание. Но знание об истине не исчезает, и человек может его вспомнить. Процесс познания – это и есть на самом деле процесс воспоминания той истины, которой душа изначально обладает. Существуют различные средства, позволяющие облегчить познание-воспоминание. Это разного рода факторы, утоньчающие природу человека, делающие ее не столь тесно связанной с природой материального мира. Это и занятия более возвышенными, творческими видами деятельности, нравственный образ жизни, развитие мышления, занятия философией
————————————————————————————————————
Платон — Объективный идеалист, ученик Сократа. Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики. (Существовала 900 лет!).
Онтология Платона: Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.
Учение о двойственности мира: Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек». Есть такжемир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещивременны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. (Предметы — это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна).
Гносеология Платона: В познании главная роль отводится душе, т.к. чувстваобманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека.
Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы. Именно знаниеидеи вещи позволяет познать и саму вещь.
Государство Платона
Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает…, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…”.Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.
В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.
Номинализм и реализм
Во время господства христианства главным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (от латинского schole). Это философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века и в университетах.
В центре изучаемых вопросов был вопрос об отношении знания и веры. Схоласты исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры. Но зачастую спор велся по псевдопроблемам. Например, таким. Сколько чертей уместится на кончике иглы? Улыбаются ли ангелы? Из-за подобных вопросов впоследствии слово «схоластика» стало синонимом науки, оторванной от жизни, практически бесплодной, далекой от наблюдений и опыта.
Один из вопросов, обсуждаемых схоластами, представляет и сегодня сложную проблему. Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который сам не сможет поднять? Любой ответ на этот вопрос приводит к выводу о том, что Бог не всемогущ.
Обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному, или спор об универсалиях, возникший при обсуждении догмата о Троице. Библия кроме Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа называет еще и Бога. Возникает вопрос: кто он?
Одни утверждали, что существуют три отдельных бога — Отец, Сын, Святой Дух, а Бог — это просто общее имя — номин для всех троих [как фамилия у людей]. Тех, кто так считал, назвали номиналистами.
Другие же утверждали, что Бог существует реально. Их назвали реалистами.Но им нужно было ответить на вопрос, кто же Отец, Сын и Святой Дух. Реалисты считали, что это — три лица, три ипостаси, которыми нам является один и тот же реально существующий Бог.
Впоследствии слово «Бог» был заменен понятием универсалии, а вопрос стал звучать так: как соотносятся универсалии и единичные вещи? Например, спорили: что появилось вперед — лошадность или лошади? Номиналисты утверждали, что вначале появились лошади, а затем понятие лошадности. Номиналисты считали, что все общие понятия лишены объективного значения. Они — термины, знаки. Вне ума все вещи единичны. Реалисты, наоборот, утверждали, что вначале идея лошадности появилась в голове Бога, а потом он создал лошадей.
Впоследствии был сформулирован современный философский вопрос: как соотносятся общее и единичное? И сегодня при ответе на этот вопрос философов можно разделить на номиналистов и реалистов.
Экзистенциализм. Основные понятия и подходы
Экзистенциализм — философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. Истоки Экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую — ориентация на долг; религиозную — ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со Спасителем.
Принято делить Экзистенциализм на религиозный и атеистический. Представители первого и более раннего направления Экзистенциализма — Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представители второго, расцветшего во время второй мировой войны — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.
Религиозная направленность Экзистенциализма носит не конфессиональный характер, она близка к учению Толстого. Например, Марсель понимает Бога как “абсолютное Ты”, как самого интимного и надежного друга (пользуясь лингвистической терминологией — ср. модальности, — можно сказать, что Бог Экзистенциализма существует в модальности императива, молитвы, внутреннего диалога).
Атеистический экзистенциализм, более последователен. Он учит, что если даже бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает: “существование предшествует сущности”? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.
Дао дэ цзин основные идеи
По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император(Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате«Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрецЛао-цзы. В отличие от Конфуция источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».
Идеи даосизма
Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняетсяДао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию —дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнетбессмертия. Для этого необходимо, во-первых,питание духа: человек — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков. Во-вторых, необходимопитание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика. Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственныйэликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитыйЦинь-ши-хуанди, который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.
В рамках даосизма возникаетконцепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.
—————————————————-
Суть Даосизма
Суть Даосизма в том, что Дао без формы и цвета, там нет личности и даже «я» нет. Более того усилий и целей тоже нет. Традиций нет и храмов нет, и служить не о ком, некому и незачем — пребывай в пустоте и не следуй за мыслями и явлениями, а просто наблюдай и будь свидетелем. Пойми что пустота опора всему, Дао без формы и без имени, но оно является опорой всему, это запредельный аспект, который связывает все воедино. Это просто Вселенский порядок, и в Дао обычно не строят храмы, и нет там священников и ритуалов – существует лишь чистое понимание. Однажды даосский мастер Ли Цзы путешествовал со своим учеником. Присев у дороги, чтобы перекусить, он увидел череп, и сказал своему ученику указывая на череп: «Только он и я знаем, что ты не рождался и не умрешь». Так же он добавил, что люди не знают истины и просто несчастные глупцы, а череп и мастер знают истину за пределами смерти и рождения, и потому счастливы.
Путь Дао
Даосизм как религия учит быть на пути и не отличатся от пути, потому что все существование само по себе едино, и мы часть его. Обычно всех нас учат как отдельных личностей, но как же быть тогда в гармонии с окружающим? Счастье – это быть неразрывным с целым, это путь Даосизма или просто Дао. Если у вас есть «я» или хотя бы понятие о «я», тогда вы не на пути. Понятие святости в даосизме – это быть в гармонии с единым, быть единым. И понимание библии там иное — у всех нас были родители и у них тоже в свою очередь были родители. И мы доходим до Адама и Евы – и их получается родил Бог. А кто родил Бога, ведь Он где-то должен существовать, ведь, по крайней мере, должно быть пространство для его существования или энергия созидательная, вакуум или пустота.
Система и метод гегеля
Гегель — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической поэзии.
В целом философия Гегеля своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказались двойственная природа немецкой буржуазии, идеологом которой был Гегель. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки революции в Германии, а с другой — консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством.
Исходное положение философии Гегеля — тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа:
1. развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» — Логика;
2. развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы — Философия природы;
3. развитие идеи в мышлении и истории — Философия духа.
Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке логики». В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.
Кант и его теория познания
Теория познания Канта гласит, что человеческая деятельность в её основном виде представлена познанием. Этот фундаментальный феномен связан с возможностью отдельного человека отождествлять себя со всем человечеством. В познании человек обретает потенцию своего существования, наделённого безграничными возможностями. Формирующаяся личность осваивает человеческий опыт, а, следовательно, также связана с познанием.
Кант вводит понятия объекта и субъекта познания. Они вступают в отношения диалектической противоположности, что является противоречием познания. Источник и ведущее начало в данной диалектической паре – именно субъект познания. Он вводит объект в отношение подчинения и способен переводить энергетическую сущность объекта непосредственно в свою.
Важнейшие вопросы познания: — каковы его ступени или этапы; — каковы его критерии.Кант выделяет три этапа познания: чувственное; рассудочное; разумное. Практическая деятельность по преобразованию разума является критерием познания. Человек разумный создаёт новые идеальные объекты, понятия и идеи. Особенной критериальностью отличаются идеи, которые развивают и ведут за собой всё человечество, например, идея Бога. За пределами идей познание невозможно, там его просто не существует. Таким образом, теория познания Канта впервые в мировой философии ставит вопрос о том, каковы границы познания.
Понятие о прагматизме
ПРАГМАТИЗМ — направление западной философской мысли XX — начала XXI в., которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии (прагме), ведущем к непосредственному, конкретному результату, успеху, преимуществу. Обыденный прагматизм чаще всего проявляется в стремлении к материальной выгоде, игнорирующем нравственное и социальное содержание успеха и отдаленные последствия действий. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма.
В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»
Основные принципы прагматизма:
Первичность практики
Прагматик исходит из основной предпосылки о способности человека теоретизировать, что является неотъемлемой частью его интеллектуальной практики. Теория и практика не противопоставляются как разные сферы деятельности; напротив, теория и анализ являются инструментами или «картами» для поиска правильного пути в жизни.
Философия Хайдеггера
Философия Хайдеггера основана на соединении двух фундаментальных наблюдений мыслителя.
Во-первых, по его мнению, философия на протяжении более чем 2000-летней истории уделяла внимание всему, что имеет характеристику «быть» в этом мире, включая и сам мир, но забыла о том, что это значит. В этом заключается хайдеггеровский «бытийный вопрос»
Во-вторых, на философию оказало сильное влияние изучение Хайдеггером философских трудов Э.Гуссерля, который не прослеживал вопросы истории философии. Например, Гуссерль считал, что философия должна подразумевать описание опыта, Хайдеггер предлагал понять, что опыт всегда «уже» имеет место в мире и бытии.
Структуру человеческого бытия в его целостности Хайдеггер обозначает как «заботу», представляющую собой единство трех моментов: «бытия-в-мире», «забегания вперед» и «бытия-при-внутримировом-сущем». «Забота» является базисом хайдеггеровской «экзистенциальной аналитики», как он обозначил её в «Бытии и времени». Хайдеггер считал, что для описания опыта нужно сначала найти то, для чего подобное описание будет иметь смысл. Таким образом Хайдеггер выводит свое описание опыта через Dasein (Дазайн), для которого бытие становится вопросом. В «Бытии и времени» Хайдеггер критиковал абстрактный метафизический характер традиционных путей описания человеческой экзистенции, таких как «рациональное животное», личность, человек, душа, дух или субъект. Dasein не становится основанием для новой «философской антропологии», но понимается Хайдеггером как условие возможности чего-либо похожего на «философскую антропологию.
Феноменология Гуссерля
Под феноменом в философии обычно понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Гуссерль же понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Такова исходная установка, на которой строится философская система.
Гуссерль недоволен жестким противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении «выпячивают» либо субъект, что приводит к субъективизму, либо объект, что характерно для натурализма. Гуссерль стремится избежать этих крайностей. Субъективизм обычно приводит к психологизму, он не может дать правильную интерпретацию содержанию науки, он релятивен, т. е. все для него относительно, между тем как наука выявляет общезначимые истины. Натурализм понимает знание и сознание как пассивное отражение реальности. Противопоставление друг другу субъекта и объекта привело к забвению человека, его жизненного мира, кризису европейской цивилизации. Выход из всех этих бед Гуссерль видит в последовательном философском феноменологизме.
Гуссерль ничуть не сомневается в том, что телесный мир существует сам по себе и в случае, например, природных явлений, независимо от сознания человека. По Гуссерлю, сознание всегда направлено на объект, оно интенциально. Но сознание не только направлено на объект, оно еще имеет дело с его смыслом, смысл объекта явлен сознанию. Сознание — это временной поток, внутренне организованный и независимый от объекта
Феноменологическая редукция Гуссерля — это переход от феноменов к структурам «чистого сознания», например к научным идеализациям.
Гуссерль рассматривает научные идеализации (типа точки, прямой) как некоторые предельные субъективные творения. Наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в идеализациях и вообще в понятиях, а в эйдосах, образующих поток сознания. Феноменология зовет вернуться «назад к вещам», не подвергать забвению жизненный мир. Гуссерль считал, что преодоление кризиса наук возможно не иначе как на основе феноменологических рецептов.
Что касается недостатков феноменологии, то их в основном видят в узком понимании проблемы практики, которая во многом сводится к сопоставлению феноменов сознания. Часто феноменологов критикуют за «эклектичность» — имеется в виду, что они недостаточно четко отделяют друг от друга чувственные и рациональные формы познания.
Платон. Онтология, гносеология
Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Почти все свои произведения Платон Афинский (V — IV вв. до н.э.) облекает в форму диалогов, где роль главного персонажа играет его учитель Сократ.
Онтология Платона. Согласно Платону, есть два мира – мир чувственных вещей и мир сверхчувственных идей (эйдосов). Основой первого мира является материя – начало хаоса и небытия. Подлинное бытие принадлежит лишь миру идей. Идеи вечны и неизменны. Возможно, каждая материальная вещь обладает своей идеей, которая представляет из себя вещь в своем совершенстве. Например, для всех стульев есть идея Стула, для всех людей есть идея Человека, для всех круглых предметов есть идея Круглости, и т.д. В идее вещи воплощены только существенные признаки вещи, без которых исчезает сама вещь. Например, существенным свойством стула является его способность быть опорой при сидении. Количество ножек, окраска, материал – все это несущественные признаки, если только они не влияют на свойство стула служить опорой. Существенные признаки объекта – это обычно и его общие признаки со множеством других объектов такого же класса. Так идеи проявляют себя в материальном мире, распадаясь на множество своих материальных реализаций, каждая из которых ослабляет и искажает природу идеи, разбавляя ее несущественными признаками. Каждая идея – это единое, синтез, для множества материальных вещей Между материальным миром и миром идей существует третье начало – начало души, соединяющее два мира. Душа – это и принцип воплощения идеи в материю, и самостоятельное начало.
Существует множество душ, и все они являются частями Высшей Души – Души Мира (Космоса). В центре Космоса Демиург расположил Землю в окружении ряда сфер, каждая из которых представляет из себяопределенный все более высокий уровень реальности.
Гносеология Платона. Истина – это мир идей. Идеи отражаются в человеческой душе в виде понятий. Человек обладает бессмертной душой, которая проходит последовательность перевоплощений в разных физических телах в разных жизнях. Между воплощениями душа пребывает в мире идей и созерцает абсолютную истину. В момент рождения в физический мир душа забывает это знание. Но знание об истине не исчезает, и человек может его вспомнить. Процесс познания – это и есть на самом деле процесс воспоминания той истины, которой душа изначально обладает. Существуют различные средства, позволяющие облегчить познание-воспоминание. Это разного рода факторы, утоньчающие природу человека, делающие ее не столь тесно связанной с природой материального мира. Это и занятия более возвышенными, творческими видами деятельности, нравственный образ жизни, развитие мышления, занятия философией
————————————————————————————————————
Платон — Объективный идеалист, ученик Сократа. Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики. (Существовала 900 лет!).
Онтология Платона: Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.
Учение о двойственности мира: Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек». Есть такжемир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещивременны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. (Предметы — это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна).
Гносеология Платона: В познании главная роль отводится душе, т.к. чувстваобманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека.
Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы. Именно знаниеидеи вещи позволяет познать и саму вещь.
Государство Платона
Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает…, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…”.Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.
В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
2.4 Гносеология Платона. Сравнительный анализ принципов метафизики и теории познания Платона и Аристотеля
Похожие главы из других работ:
Актуальные проблемы гносеологии в современном познании
2.1 Гносеология в системе философского знания не классической науки
Исследуя роль гносеологии в системе философского знания в целом, необходимо рассмотреть природу и функции философии как особого вида интеллектуальной деятельности. Философия прежде всего является мировоззрением…
Изучение гносеологии, как раздела философии
1. Гносеология — учение о познании, основные принципы гносеологии
Теория познания (гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии…
Иммануил Кант, его место и роль в истории философии
2. Гносеология Иммануила Канта в истории философии
Итак, И. Кант в своем труде «Критика практического разума» изложил свой совершенно новый взгляд на теорию познания…
Онтологические и гносеологические аспекты в концепции воображения в философии Гастона Башляра
Глава 3. Гносеология воображения Гастона Башляра
…
Платон и его эстетика
Творчество Платона
Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ)…
Проблема достоверности знания (по Д. Юму)
Глава 1. Теория познания (гносеология)
Гносеология (греч. Gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая…
Проблема души и тела в философии Платона
1.1 Душа у Платона
Платон предполагает определенное понимание сущности человека. Так как Платон делит все сущее на две неравноценные сферы — вечные, с одной стороны, и преходящие — с другой, так и в человеке различает бессмертную ДУШУ и смертное ТЕЛО…
Сравнительный анализ принципов метафизики и теории познания Платона и Аристотеля
2.4 Гносеология Платона
Идеалистическая гносеология Платона вытекает из его объективно — идеалистической онтологии из его идеалистической психологии. Сотворённые богами души, находясь на небе, питаются созерцанием за небесной области — идеального мира…
Учение Сократа, Платона, Аристотеля
2. Учение Платона
Наиболее известным учеником Сократа был Платон (427-347 до н.э.). Сократ выработал принцип единства понятий, который позволил Платону создать особый «мир идей». Ему осталось выделить эти понятия в особое место, отделив их от чувственного мира…
Философия Гераклита
2.3 Гносеология Гераклита
Сохранилось много фрагментов Гераклита, в которых речь идет о познании. Он различал познание посредством чувств и познание посредством мысли. И тот, и другой методы познания необходимы…
Философия Дж. Локка
1. Онтология и гносеология в философии Локка
После революции выходят основные философские и политические труды Локка. Его главный философский трактат — «Опыт о человеческом разуме» (1690), в котором он дает системное изложение своих гносеологических и онтологических воззрений…
Философия Нового времени
Глава 3. Гносеология: рационализм и эмпиризм
Особенное значение приобрела в философии Нового времени проблема обоснования знания и способов его достижения. В решении этой проблемы различают два направления — рационализм и эмпиризм…
Философия Сократа
4. Гносеология Сократа
Отличался Сократ от софистов своим центральным гносеологическим утверждением, что возможно абсолютное знание — источником знания является разум, а элементом истинного знания является строго определенное понятие…
Філософія Платона
Філософія Платона
Успіх софістів на ниві освіти завів би грецьку філософію в безвихідь. В результаті ми не мали б ні Платона, ні Арістотеля. Проте в другій половині V в. до н. э в Афінах у софістів зявився могутній конкурент. Їм опинився Сократ…
Характеристика познания в работах Локка
Гносеология и сенсуализм Локка
локк воззрение опыт трактат Локк дает системное изложение своих гносеологических и онтологических воззрений в своем главном трактате по теоретической философии — «Опыт о человеческом разумении» (был закончена в 1687, опубликован в 1690 году)…
fil.bobrodobro.ru