Франсуа рене де шатобриан биография – Шатобриан, Франсуа Рене де — это… Что такое Шатобриан, Франсуа Рене де?

Содержание

Рене де Шатобриан : краткая биография

Краткая биография

Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, виконт, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма.

Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Учился в колледже г. Доль, Ренне и Динане. Юные годы его прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786 г., уехал в Париж, где поступил на службу в Навварский полк.

В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратился во Францию на пике Великой французской революции. В конце марта 1792 г. Шатобриан женился на 17-летней Селесте де ла Винь-Бюиссон, дочери арматора из Сен-Мало (брак был бездетен). 15 июля 1792 года, в сопровождении своего брата, Шатобриан покидает Францию и эмигрирует в Кобленц. Там он вступил в ряды роялистских войск («армия принцев»). Принял участие в осаде Тионвилля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800 гг. В Англии он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797 г.), в котором негативно оценил революционные события во Франции.

Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал 1-м секретарем французского посольства в Риме. Однако после расстрела герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку.

В 1803—1804 — поверенный в делах республики (швейцарском кантоне) Вале.

В 1811 году он был избран членом Французской академии.

В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.

После отречения Наполеона и вступления в Париж войск союзников, Шатобриан 5 апреля 1814 года выпустил памфлет, написанный еще до свержения императора, который носил название «О Буонапарте и Бурбонах и о необходимости поддержать наших законных государей ради благоденствия Франции и всей Европы». Брошюра имела большой успех, и за два месяца было продано 16 000 ее экземпляров. Сам Людовик XVIII неоднократно повторял, что эта брошюра «принесла ему больше пользы, чем стотысячная армия».

После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков. В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении якобинских и анархических волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, и в этой именно связи, нарёк Британию Коварным Альбионом.

Могила Шатобриана в Сен-Мало

После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку. Умер 4 июля 1848 года в Париже.

После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.

Творчество

Пьер-Луи Делаваль. Франсуа Рене де Шатобриан (парадный портрет), 1828

Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».

«Атала» — это роман о «любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.

Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.

В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году.

В «Рене, или Следствиях страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина даёт вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…».

Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.

В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин. В библиотеке Пушкина хранилось 26-томное брюссельское издание Шатобриана (1826–1832), все тома с художественными произведениями разрезаны. У Пушкина присутствует 17 упоминаний о Шатобриане (кроме посвященной ему статьи). М. Горький открыл свою серию книг «История молодого человека» повестью Шатобриана «Рене». В советский период Шатобриан официально был отнесён к «реакционному романтизму», его произведения долгое время не переиздавались и не изучались до 1982 года, когда отрывки из «Гения христианства» были напечатаны в сборнике «Эстетика раннего французского романтизма» (переводчик В. А. Мильчина).

Произведения

Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, 1821
  • Опыт исторический, политический и моральный о революциях старых и новых, рассматриваемых в соотношении с Французской революцией (Essai historique, politique et moral sur les révolutions anciennes et modernes, considérées dans leurs rapports avec la Révolution française, 1797)
  • Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне (Atala, ou les Amours de deux sauvages dans le désert, 1801)
  • Рене, или Следствия страстей (René, ou les Effets des passions,1802)
  • Гений Христианства (Le Génie du Christianisme, 1802)
  • Мученики, или Триумф христианской веры (Les Martyrs, ou le Triomphe de la foi chrétienne, 1809)
  • Путешествие из Парижа в Иерусалим и из Иерусалима в Париж, через Грецию и обратно через Египет, Варварию и Испанию (Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, en allant par la Grèce et revenant par l’Égypte, la Barbarie et l’Espagne, 1811)
  • О Бонапарте, Бурбонах и необходимости присоединиться к нашим законным принцам ради счастья Франции и Европы (De Bonaparte, des Bourbons, et de la nécessité de se rallier à nos princes légitimes pour le bonheur de la France et celui de l’Europe, 1814)
  • Политические размышления о некоторых современных произведениях и интересах всех французов (Réflexions politiques sur quelques écrits du jour et sur les intérêts de tous les Français, 1814)
  • О монархии, согласно хартии (De la Monarchie selon la charte, 1816)
  • Воспоминания, письма и подлинные записи, касающиеся жизни и смерти Е. К. В. месье Шарля-Фердинанда д’Артуа, сына Франции, герцога Беррийского (Mémoires, lettres et pièces authentiques touchant la vie et la mort de S. A. R. monseigneur Charles-Ferdinand d’Artois, fils de France, duc de Berry, 1820)
  • Приключения последнего Абенсерага (Aventures du dernier Abencerage, 1826)
  • Натчезы (Les Natchez, 1827)
  • Путешествия в Америку и Италию (Voyages en Amérique et en Italie, 1827)
  • О печати (De la presse, 1828)
  • Опыт об английской литературе и рассуждения о человеческом духе, временах и революциях (Essai sur la littérature anglaise et considérations sur le génie des hommes, des temps et des révolutions, 1836)
  • Этюды или исторические речи о падении Римской империи, рождении и развитии христианства и вторжении варваров (Études ou discours historiques sur la chute de l’Empire romain, la naissance et les progrès du christianisme et l’invasion des barbares, 1831)
  • Веронский конгресс (Congrès de Vérone, 1838)
  • Жизнь Рансе (Vie de Rancé, 1844)
  • Замогильные записки (Mémoires d’outre-tombe, 1848)

Образ в кинематографе

  • «Шатобриан» — художественный фильм (Франция, 2010), реж. Пьер Акнин, в главной роли Фредерик Дифенталь.

Награды

  • Орден Почётного легиона, офицер (19.08.1823)
  • Орден Святого Духа (1823)
  • Орден Святого Михаила (1823)
  • Орден Святого Людовика, большой крест (05.08.1814)
  • Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского (1828)
  • Мальтийский орден (1789)
  • Орден Золотого руна (Испания, 04.12.1823)
  • Орден Карлоса III, большой крест (Испания, 21.11.1823)
  • Орден Христа, большой крест (Португалия, 13.11.1823)
  • Орден Чёрного орла (Пруссия, 24.12.1823)
  • Орден «Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste» (Пруссия, 1842)
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (Россия, 24.11.1823)
  • Орден Святого Александра Невского (Россия, 24.11.1823)
  • Высший орден Святого Благовещения (Сардинское королевство, 14.02.1824)

worldofaphorism.ru

Шатобриан, Франсуа Рене де, биография, творчество

ИмяФрансуа-Рене де Шатобриан
Оригинал имениFrançois-René, vicomte de Chateaubriand
Дата рождения04.09.1768
Место рожденияСен-Мало, Франция
Дата смерти04.07.1848
Место смертиПариж, Франция
Род деятельностиписатель
дипломат
Направлениеромантизм

Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (François-René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель и дипломат, один из первых представителей романтизма во французской литературе.

Биография

Родился в 1768 в бретонской дворянской семье. Учился в Доле, Ренне и Динане. В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Во время Великой французской революции, возвратясь во Францию, выступил на стороне королевских войск. В 1792—1800 годах находился в эмиграции в Англии. Там он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797), в котором критически оценивал революционные события во Франции.

Вернувшись в 1800 году во Францию, он опубликовал роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, дает мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

В 1803 Шатобриан по приглашению Наполеона стал французским дипломатом в Риме, но через год, после убийства герцога Энгиенского, демонстративно ушёл в отставку. В 1811 году он был избран членом Французской академии, а в 1815 стал пэром Франции. Был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принимал хартию 1814 года, считая невозможным восстановление дореволюционных порядков.

В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.

После реставрации Бурбонов Шатобриан работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 был министром иностранных дел. В 1830, после падения Бурбонов, он окончательно вышел в отставку.

После смерти были изданы его мемуары — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов жанра.

Творчество

Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».

«Атала» — это роман о «любви двух влюбленных, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передает через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.

Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.

В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году

В «Рене, или Следствия страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера.

«Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина дает вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…»

Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.

В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин. В советский период Шатобриан официально был отнесён к «реакционному романтизму», его произведения долгое время не переиздавались и не изучались до 1982 г., когда отрывки из «Гения христианства» были напечатаны в сборнике «Эстетика раннего французского романтизма» (переводчик В. А. Мильчина).

www.cultin.ru

Шатобриан, Франсуа Рене — Русская историческая библиотека

Философский материализм восемнадцатого столетия достиг своего высшего практического применения в атеистических выходках великой французской революции. Поэтому, было вполне естественно, что после прекращения революции возникло желание снова пробудить в народе религиозные чувства и залечить посредством христианства раны, нанесенные враждовавшей с церковью философией. Уже мадам де Сталь указывала на необходимость религиозного возрождения и, во время консульства, обменивалась мыслями с основателем христианской романтики во Франции, виконтом Шатобрианом. Наполеон Бонапарт, его братья и сестры поддерживали это литературное направление, способствовавшее восстановлению порядка в общественной и государственной жизни.

Франсуа-Рене де Шатобриан. Портрет кисти А. Л. Жироде

 

Начало творчества Шатобриана

Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848) родился в Бретани в дворянском семействе, привязанном к старинным верованиям и суевериям, и вырос в не слишком богатой домашней обстановке. Его гордый отец дал ему суровое воспитание, которое заставило его сделаться скрытным; его набожная мать и экзальтированная любимая сестра баловали его; поэтому Шатобриан рано стал жить воображением, которое чрезмерно возбуждало его умственный и физические силы, – стал любить одиночество, впадал в меланхолию, чуждаться людей, стал предаваться мечтаниям о любви, предметом которой были призрачные существа, и в этом болезненном душевном состоянии стал помышлять о самоубийстве.

Замок Комбур, где Шатобриан провёл детство

 

Подобно многим другим дворянам Бретани, Франсуа-Рене Шатобриан отправился в Америку, лишь только вспыхнула революция. Ужасы революции возмущали его нежное сердце. Шатобриан удалился за Атлантический океан, а после своего возвращения в Европу примкнул к жившим в Лондоне эмигрантам. Терзаемый заботами и сомнениями, он послушался предсмертных увещаний своей матери, умершей в крайней нужде, и уверовал в то, во что верили его предки. Возвратившись во Францию, после переворота 18 брюмера, вместе с Фонтанем (1757-1821), этим искусным ритором и оратором конвента («Панегирик Вашингтона»), он стал принимать участие в издании очень распространенного журнала «Mercure de France». Под влиянием впечатлений, вынесенных из чтения произведений Руссо и Бернардена де Сен-Пьера, Шатобриан описал в двух рассказах «Атала» и «Рене» религиозное созерцание природы, а своим большим сочинением «Дух христианства», столь богатым поэтическими идеями, вызвал такие горячие похвалы, что был осыпан почестями и милостями. Шатобриан скоро сделался душою кружков даровитых людей, которые собирались у Фонтаня, превозносившего владычество Наполеона напыщенными речами в сенате и в законодательном корпусе, у критика и эстетика Жубера (Recueil de pensées), у Порталиса, опытного юриста, помогавшего Наполеону в составлении кодекса и в заключении конкордата, и у некоторых дам, в особенности у госпожи Рекамье.

 

Повести Шатобриана «Атала» и «Рене»

Еще живя в Америке, Рене Шатобриан составил план большой героической поэмы, в которой намеревался изобразить человека, как сына природы, в противоположность человеку цивилизованному. Содержанием должна была служить трагическая участь племени начезов в Луизиане, где в 1729 году погибли и местные уроженцы, и французские колонисты. По его предположению, «Атала» и «Рене» должны были составлять отрывки или эпизоды великой героической поэмы о начезах. Те идеи о религиозном созерцании природы, которые придавали первым произведениям Шатобриана особую привлекательность, развились в уме автора среди французских колонистов, еще сохранивших в Америке старые нравы, народные песни, формы языка и религиозные идеи шестнадцатого столетия, и среди живших в лесах и в степях дикарей. Искренность и новизна в описании природы и чувств – вот что придало романам Шатобриана «Атала» и «Рене» особую цену и привлекательность в глазах французского народа и всех тех, кто желал согреть свое сердце религией и христианскими чувствами. По своей оригинальности, по смешению христианских чувств с описаниями дикой природы, эти произведения казались спасительными оазисами среди литературной пустыни.

 

Шатобриан – «Гений христианства»

И роман «Атала», в котором Шатобриан описал нравы и образ жизни одного из североамериканских племен, среди которого жил в течение двух лет, и сходный с этим романом «Рене» скоро достигли самого широкого распространения еще прежде, чем были присоединены в виде эпизодов к главному сочинению «Гений христианства» (Génie du Christianisme), которое Шатобриан писал, во время переговоров Наполеона с папой о конкордате, в загородном доме своей приятельницы и поклонницы, г-жи Бомон. Это знаменитое сочинение, совершенно переносящее христианские идеи в область изящного и делающее религию предметом эстетических наслаждений, изображает в рассказах, в картинах и в благочестивых мечтаниях поэтическую религию Шатобриана и его католическую философию. «Гений христианства» сделался священным писанием для тех салонных кавалеров и дам, которым библейская религия казалась слишком неизящной и сухой. Это произведение Шатобриана сделалось поэтическим оправданием тех христианских преданий и мистерий, тех священных легенд и сказаний, которые предназначались для людей с изящным вкусом и с развитой фантазией. Блестящий слог, описание пейзажей, мягкий тон картинной поэтической прозы и совершенства изложения вызывали не менее горячие похвалы, чем христианское содержание. Но для Шатобриана оказалось особенно выгодным господствовавшее в то время настроение умов, так как вследствие заключения конкордата «все благочестивые люди уверились в спасении своей души и даже рассудительные люди не без радостного душевного волнения возвращались к незабвенным религиозным чувствам и обычаям».

 

Краткое содержание произведений Шатобриана

Дочь степей Атала, Шактас и патер Обри, которому индейцы уже давно отрубили руки и который старается внушить двум влюбленным сентиментальные христианские чувства, чтоб доставить им утешение в земных невзгодах, – таковы главные действующие лица романа Шатобриана «Гений христианства», поражавшие своей оригинальностью в такое время, когда конкордат основывал во Франции новую папистско-бонапартистскую церковь взамен старой галликанско-бурбонской. Таким образом, эта новинка появилась как в действительной жизни, так и в романе под старыми формами. В «Рене» Шатобриан обрисовал и свою собственную личность и демона своего времени с наводившей страх, но вместе с тем и с увлекательной верностью. «Рене» сравнивали с Вертером Гёте; оба они – люди, убитые горем и первые типы той болезненной чувствительности, которую молодые поэты любили описывать под названием мировой скорби. В описании Шатобриана сердце Рене наполнено диким, мрачным пылом, который только пожирает его, а не греет. В этом сердце нет ни веры, ни надежды; оно не в состоянии заглушить в себе то демоническое влечение все разрушать, которое заставляет героя Шатобриана думать, что и его жизнь точно также пуста, как его душа. Меланхолически странствуя бесприютным скитальцем, Рене чувствует глубокую сердечную скорбь. Его сестра Амелия питает страстную любовь к своему брату и ищет в монастыре душевного спокойствия и забвения. Он уезжает в Америку, поступает в войско одного индейского племени, берет в жены индейскую девушку Целюту и принимает участие в охотничьих экспедициях и в войнах начезов, – как это рассказано в романе, носящем это название. Он погибает в то время, как это племя было истреблено. Перед смертью он узнал о кончине своей сестры в монастыре и изложил свои чувства и свою отчаянную скорбь в письме к Целюте, о котором Шатобриан с гордостью вспоминал даже в преклонных летах. Этот роман – эпос, написанный Оссиановской прозой.

Оба рассказа, и «Атала» и «Рене», изложенные Шатобрианом в форме автобиографий, замечательны поэтическими описаниями природы и изобилием метких характеристик и сравнений. В «Гении христианства» Шатобриан превозносит как сущность христианской религии, пышность богослужения, символику, церемониалы и легенды средневековой церкви, а в подкрепление этим фантастическим мечтаниям, заменяющим схоластическое церковное учение, постоянно призывает к себе на помощь чувства и воображение. В одном духе с «Гением христианства» Шатобрианом написан небольшой роман, содержание которого относится ко временам владычества мавров в Гренаде – «Приключения последнего Абенцерага»; эта элегия об исчезнувшем рыцарстве представляет гармоническое художественное произведение, говорящее и воображению и сердцу и много способствовавшее возрождению романтизма.

 

Творческий стиль Шатобриана

«Во всех сочинениях Рене Шатобриана, – говорит Шлоссер, – мы находим удачно выбранные картины и выражения, свежесть, оригинальность и поэтическое воодушевление; но мы не должны ожидать, чтоб излагаемые автором воззрения могли выдержать спокойную, здравую критику или чтоб они, по меньшей мере, были согласны одни с другими; еще более тщетно было бы ожидание гармонической цельности. Лишь только он перестает излагать мелкие идеи и переходит к более широким воззрениям, мы не можем полагаться на его аргументы. Мы тщетно стали бы искать у Шатобриана спокойной проверки результатов его наблюдений; напротив того, мы повсюду находим у него колорит опытного и изобретательного живописца. Его слог нередко отличается возвышенностью, но местами падает очень низко. Это всего чаще случается тогда, когда Шатобриан заходит слишком далеко в своем старании подражать древним писателям и от этого утрачивает пылкость чувств. А при всем старании подделываться под вкусы знатного общества, он обнаруживает некоторую самостоятельность, которая сохранилась у него под влиянием впечатлений, вынесенных им в молодости из посещения диких стран Америки».

 

Жизнь Шатобриана после его разрыва с Наполеоном

После убийства герцога Энгиенского Шатобриан не захотел быть слугою Наполеоновской династии. Он отказался от возложенных на него императором дипломатических должностей в Риме и в Швейцарии и, глубоко огорченный смертью своей сестры Люсиль, служившей прототипом для Амелии в романе «Рене», предпринял большое путешествие в Грецию, в Египет, в Иерусалим и на обратном пути заехал в Испанию (1806). Плодом этого путешествия следует считать не только «Itinéraire» («Маршрут», «Путевой дневник»), но также поэму «Мученики», в которой Шатобриан старался объяснить превосходства христианства над греческим язычеством при помощи блестящих эскизов, но также при помощи преувеличений, ошибочных и пристрастных суждений. В рассказе об его благочестивом странствовании в Иерусалим Шатобрианом верно и привлекательно описаны впечатления и религиозные чувства поэта при виде Святых Мест и восточной природы, освященной великими историческими воспоминаниями.

Шатобриан размышляет на развалинах Рима. Художник А. Л. Жироде. После 1808

 

Религиозные и политические воззрения Рене Шатобриана сделались господствующими при реставрации: тогда настал для поэта золотой век. Но еще в те критические дни, когда реставрация Бурбонов ещё не была упрочена, сочинение Шатобриана «О Бонапарте и о Бурбонах», – несмотря на то, что было наполнено бранными и преувеличенными обвинениями Наполеона, – имело такое сильное влияние на настроение умов во Франции, что в глазах Людовика XVIII стоило целой армии. Затем Шатобриан занимал одно время должность министра, был посланником при нескольких европейских дворах, участвовал в Веронском конгрессе, а в нескольких политических сочинениях отстаивал принцип легитимной монархии; однако, его изменчивая, эластичная натура не раз толкала его на сторону оппозиции. Этот ультрароялист, одобрявший заключение Священного Союза, по временам разделял убеждения либералов.

В качестве приверженца и поборника легитимизма, Шатобриан после июльской революции 1830 отказался от звания пэра и стал отстаивать в своих брошюрах права старшей линии Бурбонов, осыпая резкою бранью и Луи-Филиппа и его приверженцев, пока жалкая участь, постигшая герцогиню Беррийскую в Вандее, не ослабила его романтического роялизма. Его «Замогильные записки» (Mémoires d`outre tombe) обнаруживают своим болтливым самохвальством влияние старости. Читая их, приходишь к убеждению, что Шатобриан неоднократно изменял свои воззрения, сообразуясь с обстоятельствами и с господствующими в данную минуту мнениями, что его воодушевление нередко бывало скорее искусственным, чем искренним и правдивым. Он постоянно переходил от поэтических мечтаний к действительной жизни, не имевшей ничего общего с теми мечтаниями.

Шатобриан внес во французскую литературу новый элемент, скоро получивший широкое развитие – романтизм и поэзию католического христианства. Нельзя сказать, чтоб французские писатели стали сознательно подражать в этом отношении немецким, но господствовавшие в ту «эпоху реакции» стремления наводили литераторов обеих стран на одинаковые пути и воззрения. С тех пор и во Франции романтизм стал играть значительную роль в поэтических произведениях, хотя он и не господствовал над другими литературными направлениями так же безусловно, как в Германии. Влияние Шатобриана содействовало этому очень сильно.

 

rushist.com

Франсуа-Рене де Шатобриан. François-René vicomte de Chateaubriand

Франсуа-Рене де Шатобриан родился 4 сентября 1768 года в Сен-Мало. Он происходил из бретонской дворянской семьи, получил отменное образование, путешествовал, в том числе плавал в Северную Америку.

    Во Францию вернулся прямо к Великой Французской революции и выступил на стороне короля. После победы революционеров Шатобриан был вынужден эмигрировать, жил в Англии, где написал «Опыт о революциях», весьма критически анализируя французские события. Вернувшись во Францию по приглашению Наполеона, он начал дипломатическую карьеру. Когда Бурбоны вернули себе трон, Шатобриан продолжил дипломатическую работу, служил послом в европейских столицах, в 1823-1824 годах возглавлял министерство иностранных дел.

    После падения Бурбонов в 1830 году, Шатобриан, не приняв очередную революцию, ушёл в отставку. В литературе Шатобриан занял почётное место одного из основоположников французского и европейского романтизма. Главным его произведением является «Апология христианства», а также «обрамляющие», «иллюстративные» произведения — роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» и повесть «Рене, или Следствия страстей».

    Шатобриан использовал новые способы выразительности, передавал чувства героев через состояние природы. Как и все романтики, места, где происходит действие, Шатобриан старался выбирать поэкзотичней, поромантичней — или же переносил действие в «романтические» исторические эпохи, а то и сочетал оба приёма сразу. Например, для романа «Мученики», продолжающего идеи «Апологии христианства», Шатобриан поездил по Греции и Ближнему Востоку, чтобы самому увидеть места, где будут разворачиваться действия романа о первых христианах.

    Творчество писателя оказало влияние не только на французскую, но и на всю европейскую литературу эпохи романтизма. Константин Батюшков и Александр Пушкин высоко ценили творчество Шатобриана, а творчество выдающихся представителей французского романтизма Альфреда де Виньи и Виктора Гюго основывается на элементах романтизма, использованных Шатобрианом.

    Франсуа-Рене де Шатобриан скончался 4 июля 1848 года в Париже. Его мемуары вышли посмертно с красноречивым названием — «Замогильные записки».

ruspekh.ru

Шатобриан, Рене Википедия

Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, виконт, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма[5][6].

Биография

Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Учился в коллеже г. Доль, затем в Ренне и Динане. Юные годы его прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786 г., уехал в Париж, где поступил на службу в Навварский полк[7].

В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратился во Францию на пике Великой французской революции. В конце марта 1792 г. Шатобриан женился на 17-летней Селесте де ла Винь-Бюиссон, дочери арматора из Сен-Мало (брак был бездетен). 15 июля 1792 года, в сопровождении своего брата, Шатобриан покидает Францию и эмигрирует в Кобленц. Там он вступил в ряды роялистских войск («армия принцев»). Принял участие в осаде Тионвилля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800 гг. В Англии он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797 г.), в котором негативно оценил революционные события во Франции[8].

Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал 1-м секретарем французского посольства в Риме[9]. Однако после расстрела герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку[10].

В 1803—1804 — поверенный в делах республики (швейцарском кантоне) Вале.

В 1811 году он был избран членом Французской академии.

В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.

После отречения Наполеона и вступления в Париж войск союзников, Шатобриан 5 апреля 1814 года выпустил памфлет, написанный еще до свержения императора, который носил название «О Буонапарте и Бурбонах и о необходимости поддержать наших законных государей ради благоденствия Франции и всей Европы». Брошюра имела большой успех, и за два месяца было продано 16 000 ее экземпляров. Сам Людовик XVIII неоднократно повторял, что эта брошюра «принесла ему больше пользы, чем стотысячная армия»[11].

После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков[12]. В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении якобинских и анархических волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, и в этой именно связи, нарёк Британию Коварным Альбионом[13].

Могила Шатобриана в Сен-Мало

После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку. Умер 4 июля 1848 года в Париже.

После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра[14].

Творчество

Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».

«Атала» — это роман о «любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.

Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.

В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году.

В «Рене, или Следствиях страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина даёт вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…».

Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.

В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин. В библиотеке Пушкина хранилось 26-томное брюссельское издание Шатобриана (1826–1832), все тома с художественными произведениями разрезаны. У Пушкина присутствует 17 упоминаний о Шатобриане (кроме посвященной ему статьи)[15]. М. Горький открыл свою серию книг «История молодого человека» повестью Шатобриана «Рене». В советский период Шатобриан официально был отнесён к «реакционному романтизму», его произведения долгое время не переиздавались и не изучались до 1982 года, когда отрывки из «Гения христианства» были напечатаны в сборнике «Эстетика раннего французского романтизма» (переводчик В. А. Мильчина).

Произведения

Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, 1821
  • Опыт исторический, политический и моральный о революциях старых и новых, рассматриваемых в соотношении с Французской революцией (Essai historique, politique et moral sur les révolutions anciennes et modernes, considérées dans leurs rapports avec la Révolution française, 1797)
  • Рене, или Следствия страстей (René, ou les Effets des passions,1802)
  • Гений Христианства (Le Génie du Christianisme, 1802)
  • Мученики, или Триумф христианской веры (Les Martyrs, ou le Triomphe de la foi chrétienne, 1809)
  • Путешествие из Парижа в Иерусалим и из Иерусалима в Париж, через Грецию и обратно через Египет, Варварию и Испанию (Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, en allant par la Grèce et revenant par l’Égypte, la Barbarie et l’Espagne, 1811)
  • О Бонапарте, Бурбонах и необходимости присоединиться к нашим законным принцам ради счастья Франции и Европы (De Bonaparte, des Bourbons, et de la nécessité de se rallier à nos princes légitimes pour le bonheur de la France et celui de l’Europe, 1814)
  • Политические размышления о некоторых современных произведениях и интересах всех французов (Réflexions politiques sur quelques écrits du jour et sur les intérêts de tous les Français, 1814)
  • О монархии, согласно хартии (De la Monarchie selon la charte, 1816)
  • Воспоминания, письма и подлинные записи, касающиеся жизни и смерти Е. К. В. месье Шарля-Фердинанда д’Артуа, сына Франции, герцога Беррийского (Mémoires, lettres et pièces authentiques touchant la vie et la mort de S. A. R. monseigneur Charles-Ferdinand d’Artois, fils de France, duc de Berry, 1820)
  • Натчезы (Les Natchez, 1827)
  • Путешествия в Америку и Италию (Voyages en Amérique et en Italie, 1827)
  • О печати (De la presse, 1828)
  • Опыт об английской литературе и рассуждения о человеческом духе, временах и революциях (Essai sur la littérature anglaise et considérations sur le génie des hommes, des temps et des révolutions, 1836)
  • Этюды или исторические речи о падении Римской империи, рождении и развитии христианства и вторжении варваров (Études ou discours historiques sur la chute de l’Empire romain, la naissance et les progrès du christianisme et l’invasion des barbares, 1831)
  • Веронский конгресс (Congrès de Vérone, 1838)
  • Жизнь Рансе (Vie de Rancé, 1844)

Образ в кинематографе

Награды

  • Орден Почётного легиона, офицер (19.08.1823)
  • Орден Святого Духа (1823)
  • Орден Святого Михаила (1823)
  • Орден Святого Людовика, большой крест (05.08.1814)
  • Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского (1828)
  • Мальтийский орден (1789)
  • Орден Золотого руна (Испания, 04.12.1823)
  • Орден Карлоса III, большой крест (Испания, 21.11.1823)
  • Орден Христа, большой крест (Португалия, 13.11.1823)
  • Орден Чёрного орла (Пруссия, 24.12.1823)
  • Орден «Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste» (Пруссия, 1842)
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (Россия, 24.11.1823)
  • Орден Святого Александра Невского (Россия, 24.11.1823)[16]
  • Высший орден Святого Благовещения (Сардинское королевство, 14.02.1824)

Примечания

  1. 1 2 3 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 François-René vicomte de Chateaubriand — 1834.
  3. 1 2 SNAC — 2010.
  4. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118520237 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  5. Артемьев М. Путеводитель по мировой литературе. — Litres, 2017-09-05. — 340 с. — ISBN 9785040554997.
  6. Торосян В. Г. Культурология: история мировой и отечественной культуры. — Directmedia, 2015-08-31. — 960 с. — ISBN 9785447525583.
  7. Исаева Е. Зарубежная литература эпохи Романтизма. — Litres, 2017-01-06. — 328 с. — ISBN 9785457924833.
  8. Мандель Б. Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века. — Litres, 2017-01-06. — 555 с. — ISBN 9785457941212.
  9. ↑ В своих путевых заметках Шатобриан оставил блестящее по своей свежести и точности описание обезлюдевшей и одичавшей Римской Кампаньи, резко контрастирующей с собственно Римом — оживлённой и праздничной (несмотря ни на какие превратности) столицей Папских владений.
  10. Татьяна Соколова. Многоликая проза романтического века во Франции. — Litres, 2017-10-14. — 537 с. — ISBN 9785040866946.
  11. Вера Мильчина. Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь. — Новое Литературное Обозрение, 2014-11-27. — 975 с. — ISBN 9785444803370.
  12. ↑ Новая История. Под ред. Е. Е. Юровской, М. А. Полтавского, Н. Е. Застенкера; Изд. «Высшая школа», М.:1972, стр. 287.
  13. ↑ Mémoires d’outre-tombe, L22 Chapitre 26 L’île d’Elbe: «il avait oublié sa haine, les calomnies, les outrages dont il avait accablé la perfide Albion» — писал Шатобриан.
  14. ↑ Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Шатобриан. «Замогильные записки». 17v-euro-lit.niv.ru. Проверено 31 декабря 2017.
  15. ↑ Л.И. Вольперт. Пушкин и Шатобриан. www.ruthenia.ru. Проверено 31 декабря 2017.
  16. ↑ Кавалеры императорского ордена Святого Александра Невского, 1725-1917. Биобиблиографический словарь в трех томах. Т.1. — М., 2009. — С.914.

.

Литература

Ссылки

Научные и академические посты

wikiredia.ru

Шатобриан Франсуа-Рене де Википедия

Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, виконт, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма[5][6].

Биография

Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Учился в коллеже г. Доль, затем в Ренне и Динане. Юные годы его прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786 г., уехал в Париж, где поступил на службу в Навварский полк[7].

В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратился во Францию на пике Великой французской революции. В конце марта 1792 г. Шатобриан женился на 17-летней Селесте де ла Винь-Бюиссон, дочери арматора из Сен-Мало (брак был бездетен). 15 июля 1792 года, в сопровождении своего брата, Шатобриан покидает Францию и эмигрирует в Кобленц. Там он вступил в ряды роялистских войск («армия принцев»). Принял участие в осаде Тионвилля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800 гг. В Англии он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797 г.), в котором негативно оценил революционные события во Франции[8].

Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал 1-м секретарем французского посольства в Риме[9]. Однако после расстрела герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку[10].

В 1803—1804 — поверенный в делах республики (швейцарском кантоне) Вале.

В 1811 году он был избран членом Французской академии.

В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.

После отречения Наполеона и вступления в Париж войск союзников, Шатобриан 5 апреля 1814 года выпустил памфлет, написанный еще до свержения императора, который носил название «О Буонапарте и Бурбонах и о необходимости поддержать наших законных государей ради благоденствия Франции и всей Европы». Брошюра имела большой успех, и за два месяца было продано 16 000 ее экземпляров. Сам Людовик XVIII неоднократно повторял, что эта брошюра «принесла ему больше пользы, чем стотысячная армия»[11].

После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков[12]. В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении якобинских и анархических волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, и в этой именно связи, нарёк Британию Коварным Альбионом[13].

Могила Шатобриана в Сен-Мало

После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку. Умер 4 июля 1848 года в Париже.

После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра[14].

Творчество

Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».

«Атала» — это роман о «любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.

Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.

В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году.

В «Рене, или Следствиях страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина даёт вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…».

Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.

В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин. В библиотеке Пушкина хранилось 26-томное брюссельское издание Шатобриана (1826–1832), все тома с художественными произведениями разрезаны. У Пушкина присутствует 17 упоминаний о Шатобриане (кроме посвященной ему статьи)[15]. М. Горький открыл свою серию книг «История молодого человека» повестью Шатобриана «Рене». В советский период Шатобриан официально был отнесён к «реакционному романтизму», его произведения долгое время не переиздавались и не изучались до 1982 года, когда отрывки из «Гения христианства» были напечатаны в сборнике «Эстетика раннего французского романтизма» (переводчик В. А. Мильчина).

Произведения

Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, 1821
  • Опыт исторический, политический и моральный о революциях старых и новых, рассматриваемых в соотношении с Французской революцией (Essai historique, politique et moral sur les révolutions anciennes et modernes, considérées dans leurs rapports avec la Révolution française, 1797)
  • Рене, или Следствия страстей (René, ou les Effets des passions,1802)
  • Гений Христианства (Le Génie du Christianisme, 1802)
  • Мученики, или Триумф христианской веры (Les Martyrs, ou le Triomphe de la foi chrétienne, 1809)
  • Путешествие из Парижа в Иерусалим и из Иерусалима в Париж, через Грецию и обратно через Египет, Варварию и Испанию (Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, en allant par la Grèce et revenant par l’Égypte, la Barbarie et l’Espagne, 1811)
  • О Бонапарте, Бурбонах и необходимости присоединиться к нашим законным принцам ради счастья Франции и Европы (De Bonaparte, des Bourbons, et de la nécessité de se rallier à nos princes légitimes pour le bonheur de la France et celui de l’Europe, 1814)
  • Политические размышления о некоторых современных произведениях и интересах всех французов (Réflexions politiques sur quelques écrits du jour et sur les intérêts de tous les Français, 1814)
  • О монархии, согласно хартии (De la Monarchie selon la charte, 1816)
  • Воспоминания, письма и подлинные записи, касающиеся жизни и смерти Е. К. В. месье Шарля-Фердинанда д’Артуа, сына Франции, герцога Беррийского (Mémoires, lettres et pièces authentiques touchant la vie et la mort de S. A. R. monseigneur Charles-Ferdinand d’Artois, fils de France, duc de Berry, 1820)
  • Натчезы (Les Natchez, 1827)
  • Путешествия в Америку и Италию (Voyages en Amérique et en Italie, 1827)
  • О печати (De la presse, 1828)
  • Опыт об английской литературе и рассуждения о человеческом духе, временах и революциях (Essai sur la littérature anglaise et considérations sur le génie des hommes, des temps et des révolutions, 1836)
  • Этюды или исторические речи о падении Римской империи, рождении и развитии христианства и вторжении варваров (Études ou discours historiques sur la chute de l’Empire romain, la naissance et les progrès du christianisme et l’invasion des barbares, 1831)
  • Веронский конгресс (Congrès de Vérone, 1838)
  • Жизнь Рансе (Vie de Rancé, 1844)

Образ в кинематографе

Награды

  • Орден Почётного легиона, офицер (19.08.1823)
  • Орден Святого Духа (1823)
  • Орден Святого Михаила (1823)
  • Орден Святого Людовика, большой крест (05.08.1814)
  • Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского (1828)
  • Мальтийский орден (1789)
  • Орден Золотого руна (Испания, 04.12.1823)
  • Орден Карлоса III, большой крест (Испания, 21.11.1823)
  • Орден Христа, большой крест (Португалия, 13.11.1823)
  • Орден Чёрного орла (Пруссия, 24.12.1823)
  • Орден «Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste» (Пруссия, 1842)
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (Россия, 24.11.1823)
  • Орден Святого Александра Невского (Россия, 24.11.1823)[16]
  • Высший орден Святого Благовещения (Сардинское королевство, 14.02.1824)

Примечания

  1. 1 2 3 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 François-René vicomte de Chateaubriand — 1834.
  3. 1 2 SNAC — 2010.
  4. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118520237 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  5. Артемьев М. Путеводитель по мировой литературе. — Litres, 2017-09-05. — 340 с. — ISBN 9785040554997.
  6. Торосян В. Г. Культурология: история мировой и отечественной культуры. — Directmedia, 2015-08-31. — 960 с. — ISBN 9785447525583.
  7. Исаева Е. Зарубежная литература эпохи Романтизма. — Litres, 2017-01-06. — 328 с. — ISBN 9785457924833.
  8. Мандель Б. Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века. — Litres, 2017-01-06. — 555 с. — ISBN 9785457941212.
  9. ↑ В своих путевых заметках Шатобриан оставил блестящее по своей свежести и точности описание обезлюдевшей и одичавшей Римской Кампаньи, резко контрастирующей с собственно Римом — оживлённой и праздничной (несмотря ни на какие превратности) столицей Папских владений.
  10. Татьяна Соколова. Многоликая проза романтического века во Франции. — Litres, 2017-10-14. — 537 с. — ISBN 9785040866946.
  11. Вера Мильчина. Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь. — Новое Литературное Обозрение, 2014-11-27. — 975 с. — ISBN 9785444803370.
  12. ↑ Новая История. Под ред. Е. Е. Юровской, М. А. Полтавского, Н. Е. Застенкера; Изд. «Высшая школа», М.:1972, стр. 287.
  13. ↑ Mémoires d’outre-tombe, L22 Chapitre 26 L’île d’Elbe: «il avait oublié sa haine, les calomnies, les outrages dont il avait accablé la perfide Albion» — писал Шатобриан.
  14. ↑ Андре Моруа. От Монтеня до Арагона. Шатобриан. «Замогильные записки». 17v-euro-lit.niv.ru. Проверено 31 декабря 2017.
  15. ↑ Л.И. Вольперт. Пушкин и Шатобриан. www.ruthenia.ru. Проверено 31 декабря 2017.
  16. ↑ Кавалеры императорского ордена Святого Александра Невского, 1725-1917. Биобиблиографический словарь в трех томах. Т.1. — М., 2009. — С.914.

.

Литература

Ссылки

Научные и академические посты

wikiredia.ru

Рене Шатобриан — биография, список книг, отзывы читателей

дата рождения: 4 сентября 1768 г.

дата смерти: 4 июля 1848 г.

Биография писателя

Франсуа Рене де Шатобриан — французский писатель и дипломат, один из первых представителей романтизма во французской литературе.

Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Учился в Доле, Ренне и Динане. Юные годы его прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786 г., уехал в Париж. В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратясь во Францию на пике Великой французской революции, вступил в ряды роялистских войск. В 1792 г. женился на Селесте де ла Винь-Бюиссон (брак был бездетен). В том же году эмигрировал в Англию. Там он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797 г.), в котором негативно оценил революционные события во Франции.

Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал французским дипломатом в Риме. Однако через год, после подлого убийства герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку. В 1811 году он был избран членом Французской академии.

В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.

После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков. В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, и в этой именно связи, нарёк Британию Коварным Альбионом.

После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку.

После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.

Цитаты из книг автора

Атала или Любовь двух дикарей в пустыне Даже в самом полном блаженстве всегда скрыто жало тревоги, которое побуждает нас не упускать ни единого быстролетного мига счастья; тяжелая скорбь, напротив, бременем своим усыпляет: глаза, утомленные слезами, невольно смыкаются, а это означает, что и в несчастье мы не оставлены милостью провидения.

readly.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *