Фото франциск ассизский – Ассизи — родина Святого Франциска, главные достопримечательности города

Святой Франциск Ассизский | Католичество вчера и сегодня

4 октября-день памяти одного из самых почитаемых святых католической церкви-Святого Франциска Ассизского (Sanctus Franciscus Assisiensis), которого еще при жизни называли Святым и Братом-Солнцем.

 

Святой Франциск Ассизский
(Ок. 1181 — 1226)

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Св. Франциск Ассизский, покровитель Италии, один из самых популярных и почитаемых святых в христианском мире.
Точная дата рождения Франциска не известна. Считается, что это произошло приблизительно в 1181 – 1182 году. Его отец, по имени Бернардоне, успешно торговал сукном и был зажиточным купцом. Имя сыну он дал в память о Франции, куда он по делам своей торговли часто ездил. Франциск знал песни французских трубадуров и в юности распевал их по-французски. В этот период своей жизни Франциск вел весьма легкомысленный образ жизни, и казалось, ничто не предвещало его преображения. При этом он всегда был щедр по отношению к нищим. Паломничество в Рим открыло ему путь к осознанию себя последователем Христа и апостолов. Тогда же ему открылся более глубокий духовный смысл нищенствования. Теперь духовным идеалом Франциска стало «нищее житие».
Новый импульс в духовном преображении Франциска придало его общение с прокаженными и уход за ними в лепрозории. Сам Франциск именно этот опыт считал началом своего покаяния. Позже, в своем Завещании, он писал: «Господь дал мне, брату Франциску, начать мое покаяние так: когда я жил в грехах, слишком горько было для меня видеть прокаженных; но Господь Сам привел меня к ним, и я им служил. И когда я уходил от них, то, что казалось мне горьким, стало сладостью для души моей и тела. И после того я недолго медлил и оставил мир». Уход в монашество привел Франциска к разрыву с отцом: он отказался не только от отцовского наследия, но даже от одежды, которая была на нем (см. ниже: ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО).
Вокруг Франциска собирается круг его последователей. Он пишет Устав монашеского ордена (так называемый Устав, не утвержденный буллой), который он пытается учредить. В конце концов, после нескольких попыток учредить орден, и получения устных одобрений со сторон папы Иннокентия III, в 1220 году следующий папа, Гонорий III, издает буллу с подтверждением права учреждения ордена францисканцев.
Франциск много путешествовал с целью распространения своих идеалов духовной жизни. Порой он и его братия подвергались опасности, как это случилось, например, в Марокко, когда пять монахов-францисканцев, отправившихся туда, погибли от рук мусульман. Сам Франциск чуть не погиб, когда, оказавшись в Египте (с войском крестоносцев), попытался обратить в христианство местного султана.
С ростом численности ордена возникали – еще при жизни самого Франциска — внутренние разногласия, особенно, когда сам Франциск отправлялся в свои миссионерские путешествия. Франциску суждено было пережить глубокую личную драму: он стал свидетелем того, как христолюбивое странствующее братство на его глазах превращалось в оседлый францисканский орден со строгой иерархией. Сам Франциск отказался быть «министром» (так именовалась должность главы ордена). В последние годы жизни Франциск не одобрял господствовавшего в ордене направления, но связанный обетом послушания, не восставал против него.
Умер Франциск Ассизский 3 октября 1226 года. Всего два года спустя он был канонизирован папой Григорием IX.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИКОНОГРАФИИ СВ. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

Сочинения св. Франциска Ассизского
Здесь мы приводим лишь те литературные произведения св. Франциска Ассизского, которые имеют значение для его иконографии.
Regula non bullata (Устав, не утвержденный буллой). 1221.
Regula bullata (Устав, утвержденный буллой).1223.
Легенда (Житие)
В эпоху Средневековья термин «легенда» означал «книгу, которую следует читать». Эта формула означала, что эпизоды биографии святого имеют назидательный смысл, который и должен уразуметь читатель.
С точки зрения иконографии св. Франциск Ассизский представляет собой явление уникальное. Мы имеем, по крайней мере, четыре его биографии, написанные его современниками в течение первых четырех десятилетий после его смерти.

Фома Челанский. «Первое житие» («Vita Prima»). (1228 — 1229) [далее: Челано I].
Агиография св. Франциска стала складываться, когда началась подготовка к канонизации св. Франциска, которая состоялась 16 июля 1228 года, то есть через два года после его кончины. Канонизация требовала создания официального жития святого. По поручению папы Григория IX сбор материала о Франциске взял на себя брат (фра) Фома Челанский. Труд, вышедший из-под его пера и представленный на одобрение папы, появился в первые месяцы 1229 года. Он вошел в историю как «Vita Prima» («Первое житие»). Судьба этого документа оказалась печальной. Эта легенда была в ходу до появления заново составленного Фомой более полного жития Франциска, после чего эта первое житие было уничтожено. Его список был найден уже во второй половине XVIII века учеными из кружка болландистов (по имени И. Болланда, ученого-иезуита, предпринявшего попытку издания всех известных тогда житий святых). Он был впервые опубликован лишь в 1768 году.

Фома Челанский. «Второе житие» («Vita Secunda»). (1246 — 1247) [далее: Челано II].
«Первое житие» оказалось неполным, и в 1244 году на капитуле, проходившем в Генуе, генерал Ордена Крешенций из Иессы предложил всем, кто имел сведения о св. Франциске, записать их и передать ему. Полученные таким образом материалы были переданы затем все тому же Фоме Челанском, который к тому времени стал официальным историографом Францисканского ордена и на основании этих собранных материалов он написал новую расширенную биографию св. Франциска, которая была обнародована в двадцатую годовщину смерти святого. При этом «Первое житие» должно было быть уничтожено

Фома Челанский. «Трактат о чудесах» («Tractatus de miraculis»). (1252 — 1253) [далее: III Челано].
Этот трактат был написан с целью прославления того духовного движения, которое было рождено деяниями св. Франциска. К этому времени стали достойны восхваления деяния двух Францисканских орденов — мужского и женского (Св. Клары). Трактат дошел до нас в одном единственном манускрипте (ок. 1300 г.) и впервые был опубликован в 1899 году болландистом Ф. ван Ортруа. На иконографию св. Франциска этот трактат влияния не оказал.

Бонавентура из Баньореджо. «Большая легенда» («Legenda major»). (1263) [далее: Бонавентура].
В 1260 году на Генеральном Капитуле в Нарбонне было принято решение составить новое жизнеописание св. Франциска. Этот труд взял на себя св. Бонавентура. «Большая легенда» является пространным житием, тогда как «Малая легенда» (сокращенное житие) предназначалась для чтения на литургии. Свой труд св. Бонавентура представил уже через три года Генеральному Капитулу в Пизе (1263). На нем это житие было одобрено в качестве официальной биографии святого. В 1266 году на Генеральном Капитуле в Париже было принято решение считать «Большую легенду» официальным житием св. Франциска. Все другие более ранние его жития аннулировались, то есть были уничтожены. Этим решением объясняется печальная судьба обоих «Житий» — Vita Prima и Vita Secunda — Фомы Челанского (правда, собранный Фомой материал полностью вошел в жизнеописание св. Бонавентуры). Будучи официально признанной Церковью биографией святого, «Большая легенда» сохранилась во множестве списков. Именно «Большая легенда» стала основной литературной программой для изображений как самого святого, так и большинства сцен из его жизни.

Другие источники
«Легенда трех товарищей [спутников]» («Legenda trium sociorum»).
Это самая значительная из неофициальных биографий Франциска. Свое название он получила потому, что ее авторство приписывалось братьям (монахам) Льву, Руфину и Ангелу. Здесь наиболее полное выражение нашла идея уподобления Франциска Христу.
«Цветочки св. Франциска» («Fioretti di san Francesco»). (Последняя четверть XIV столетия).
Это произведение близко подходит к статусу авторского, хотя оно было составлено более чем через сто лет после смерти святого. Оно представляет собой перевод с латинского на итальянский язык Actus beati Francisci et socuiorum eius (ок. 1327 — 1340). Его составителем был, как предполагают исследователи, Уголино из Монтеджорджо. Многие эпизоды из живописных циклов о Франциске заимствованы из этого источника.

ИЗОБРАЖЕНИЯ СВ. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

Уже при жизни Франциск почитался как святой. Сразу после его смерти легенды и сказания о нем умножились. Порой они «конструировались» по типу библейских, и тогда Франциск изображался высекающим воду из скалы (подобно Моисею) или являющимся на небе в огненной колеснице (как Илия). Но самым важным – в частности, для иконографии Франциска – было его уподобление Христу.
Обстоятельства жизни Франциска – во всяком случае, в биографических повествованиях о нем – формировались по принципу: Франциск Ассизский — второй Иисус Христос (второй сын Божий). Этот взгляд на Франциска особенно распространился к XV столетию, и тогда появились рассказы о том, что Франциск родился в хлеву между ослом и волом, что в своем служении он превратил воду в вино, что у него было двенадцать учеников (как апостолов Христа), и, подобно тому, как Иоанн был «возлюбленным» для Христа, Лев был ближайшим для Франциска. Раны распятого Христа чудесным образом проявились на теле Франциска (стигматы). Бонавентура в прологе своего «Жития» пишет: «Он в нерушимое свидетельство истины запечатлен был знаком уподобления Богу живому, сораспялся Христу, и знак это проступил на его теле не силой природы и не благодаря искусству, но по внушающей изумление воле Духа Бога живого».
В народных песнопениях, так называемых «лаудах», говорится:

Хвала святому Франциску,
Который, подобно Искупителю,
Явился распятым на кресте.

Все это нашло отражение в живописи. Появившись в Италии, изображения Франциска к концу Средневековья распространилась во всем христианском мире. С хронологической точки зрения интересно было бы проследить, как менялась иконография Франциска, когда Легенды Фомы Челанского были заменены «Большой легендой» Бонавентуры в качестве официальной биографии святого.

Типы

О внешнем облике Франциска говорится, например, в «Послании брата Илии»: «При жизни вид его был убог, и не было красоты в лице его; не осталось в нем места не уязвленного (эта характеристика — аллюзия на описание Бога в книге Исаии, 53: 2 – 5. – А. М.). Члены его были жестки из-за стяжения жил, как бывает у мертвых».
Франциск, как свидетельствуют источники, был ниже среднего роста, болезненный физически. У него было живое приветливое лицо, глаза маленькие, но очень яркие, волосы темно-коричневые. Голос у него был мягкий, но сильный. На первых изображениях он предстает с бородой (негустой). В его облике не было ничего величественного, он обладал мягкими манерами, и все это вместе делало его очень привлекательным.
Франциск изображался с тонзурой (выбритое место на макушке головы у католических духовных лиц). Объясняется это тем, что папа Иннокентий III сделал Франциска клириком, то есть принял его с братией на службу Церкви, взяв с Франциска клятву послушания папе.
Что касается бороды, то известны изображения св. Франциска и без нее. Примечательно, что два варианта изображения св. Франциска Ассизского – с бородой и с выбритым лицом — встречаются даже у одного и того же художника, например, у Джотто. Так, в цикле Джотто «Сцены жития св. Франциска» в Ассизи (если согласиться с его авторством; но это одна из нерешенных проблем мирового искусствоведения) Франциск предстает с бородой, в то время как в цикле в капелле Барди (Флоренция. Церковь Санта Кроче) он без бороды. Совершенно очевидно, что такое «разночтение» должно было иметь определенные основания. Действительно, бритым Франциска изображали в тех случаях, когда заказы на его образ исходили от так называемых конвентуалов. Это было крыло францисканцев, члены которого уже тогда пытались по-своему сформировать образ самого популярного святого. И это касалось не только обета бедности, но даже физического облика святого. В то время в гражданском обществе было принято тщательно бриться, небритых же рассматривали как представителей «низшего разряда». Конвентуалы стремились к более тесным контактам со светским обществом и властями и потому брили бороды.

 АТРИБУТЫ

Стигматы – пять ран, соответствующие ранам распятого Христа, полученные Франциском в экстазе в момент видения ему распятого на кресте Спасителя. Художники часто изображали лучи, идущие от ран Христа к соответствующим ранам Франциска, чтобы подчеркнуть, что природа Франциска аналогична природе Христа.
Ряса (коричневая или серая) монаха францисканского ордена.
Пояс в виде веревки с тремя узлами, символизирующими три религиозных обета – бедности, целомудрия и послушания.
Крест, символизирующий, страстное желание Франциска следовать путем распятого Христа.
Книга – символ литературной деятельности Франциска, в частности, его авторство Устава францисканского ордена.
Лилия — символ целомудрия.
Череп (чаще в искусстве Контрреформации).
Птицы, которых он одушевлял (как и других животных) и которым он проповедовал.
Бедность («госпожа Бедность», как ее принято называть) – аллегорическая фигура, с которой Франциск «обручился».

Надписи, встречающиеся в изображениях св. Франциска Ассизского

Si vis perfectus esse, vade, vendre omnia quae habes et da pauperibus («Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим». — Мф.19: 21; цитируется Франиском в Regula non bullata, Cap. I [Устав, не утвержденный буллой, Гл. I]).
Quis vult venire post me, abneget semetipsum et tollat crucem («Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» — Мф. 16:24; цитируется Франиском в Regula non bullata, Cap. I [Устав, не утвержденный буллой, Гл. I]).
Ego stigmata Domini Jesu in corpore meo porto («Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» — Гал. 6:17; часто цитируется в ранних житиях святого и других материалах, касающихся его жизни: Послание брата Илии, 22; I Челано, 113; Бонавентура, XIII, 9; Из чудес, совершенных им [св. Франциском. — А.М.] после смерти, X, 9).
Fratres mihi absit gloriari nisi in cruce («Я не желаю хвалиться, разве только крестом» — Гал.6:14; Бонавентура, Из чудес совершенных им [св. Франциском. — А.М.] после смерти, X, 9).
Regula et vita Minorum Fratrum haec est, scilicet Domini nostri Jesu Christi («Устав и жизнь Братьев Меньших таковы: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа» — Regula bullata, Cap. I [Устав, утвержденный буллой, Гл. I]).
Pax huic domui («Мир дому сему») (Лк.10:5; цитируется: Устав, не утвержденный буллой, 15: 2).
 Spiritus Domini super me («Дух Господень на Мне») (Лк.4: 18-19)

 

 

 

 

maxpark.com

10 фактов из жизни Франциска Ассизского — Правми

5 октября отмечался день памяти проповедника святой бедности, чья искренняя любовь к Господу существенно повлияла на течение событий в средневековой Европе.

Есть среди сонма святых, канонизированных католической церковью, один скромный черноглазый юноша, чья история всегда вызывала массу споров. Но никто не может усомниться, что святой Франциск Ассизский — очень значимая личность, как для истории Церкви, так и для истории многих государств. Именно брат Франческо из провинциального умбрийского городка Ассизи стал основателем ордена францисканцев, изменив тем самым католическую средневековую среду.

5 октября отмечался день его памяти, и мы хотим поделиться с вами десятью фактами из жития святого Франциска.

Происхождение

Семья юного Джованни была богатой и знатной. Отец, Пьетро де Бернардоне, был купцом и часто ездил торговать во Францию. Из любви к этой стране он дал сыну второе имя: Франческо, «француз». Родители были рады, что их сын с удовольствием пользуется всеми благами, данными ему. Поощряли знакомства со знатными людьми и тот разгульный образ жизни, который Франческо вёл.

Продолжался такой образ жизни тем не менее недолго.

Сострадание к нищим

Франческо всегда очень внимательно относился к людям, просившим милостыню. Есть рассказ о том, как юноша шёл по своим делам и сперва отмахнулся от нищего, обратившегося к нему с просьбой о деньгах «во имя Господа». Но, пройдя совсем немного, Франческо осознал, что если бы его попросили во имя какого-нибудь знатного господина, то он бы непременно дал! И юноша догнал нищего, чтобы исправить свой промах.

Паломничество в Ватикан

В том путешествии к собору Святого Петра Франциску очень многое открылось о его дальнейшей судьбе. Юноша был неприятно изумлён тем, как мало подают люди на храм, поразив всех щедрыми пожертвованиями. А потом, выйдя на улицу, поднял глаза и увидел длинную вереницу нищих. Что-то изменилось в душе Франческо. Он как будто понял, о чём для него говорил Христос. Сняв с себя богатые одежды, он обменялся ими с одним из нищих и пристроился в их ряд…

Прокажённые

Был у Франческо один панический страх. С детства он до одури боялся прокажённых. Всю жизнь понимал, что это такие же люди, как он сам, но никак не мог преодолеть в себе ужаса перед больными лепрой и стремглав бежал от них. Однажды, уже после того, как Франческо осознал замысел Господа о себе, на дороге ему встретился прокажённый. Вдруг с откуда-то взявшимися силами юноша не просто не отшатнулся, но протянул больному милостыню и обнял, как брата. Идя дальше, Франциск обернулся… и никого не увидел.

Ссора с отцом

Новые увлечения сына совершенно не нравились Пьетро де Бернардоне. Когда Франческо стал просить денег на реставрацию разрушающихся храмов, отец довольно резко отказал. Но Франциск не успокоился и в отсутствие отца взял часть его товаров, продал их и лошадь, на которой приехал в город, а вырученные деньги принёс священнику. Пьетро был в ярости, обратился с жалобой к епископу, на суде потребовал, чтобы сын вернул деньги…

Франческо вернул не только деньги. Он отдал все вещи, полученные в родительском доме, а сам ушёл в соседний лес.

После ухода из дома начался долгий подвижнический путь отшельника Франциска.

Основание ордена

Однажды в часовне Девы Марии, возле которой Франческо построил себе небольшой шалаш, читали Евангелие. Это были слова Христа, обращённые к апостолам, посылаемым на проповедь: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Матф, 10:7-11). Восприняв эти слова всем сердцем, Франческо понял, что его удел не только отшельничество и молитва. Сняв обувь, бросив посох и опоясавшись верёвкой, он стал бродячим проповедником. Человеком, нёсшим благую весть всюду, куда приходил. Говорящим о своём любимом Господе с таким жаром, с таким восторгом, что люди шли за ним.

Вскоре у Франциска набралось немало последователей, и проповедник решился идти к папе Иннокентию III за разрешением создать свой орден.

Встреча со святым Домиником

Много веков существует легенда, красивая и очень правдивая по сути. Будто во время IV Латеранского собора в Риме святой Доминик, пришедший из земель Испании, по обыкновению своему молился и увидел разгневанного на людей Бога и Деву Марию, которая уговаривала Сына пощадить народы. Она привела к Нему двух проповедников со словами, что вот те, кто восстановит праведность на земле. Одним из них был Доминик, второго он никогда не видел.

На следующее утро во время мессы Доминик увидел в толпе знакомое лицо и бросился обнимать брата во Христе. Бедняк в подпоясанном верёвкой балахоне, тот самый второй проповедник. Франциск из Ассизи, пришедший в Рим за разрешением папы на учреждение нового ордена.

Стигматы

Всю жизнь Франческо метался в попытках понять, что важнее в его жизни: молитва или проповедь. Зачастую он уходил молиться на вершину Ла-Верна и однажды, осенью 1224 года, на Крестовоздвижение, он возвращается с вершины со стигматами.

Исследователи называют разные причины, по которым открылись стигматы, но факт остаётся фактом: святой Франциск до конца жизни носил на теле раны столь глубоко почитаемого им распятого Христа.

Смерть

Последние два года жизни Франческо страдал тяжкими болезнями, и только бережный уход сестры Клары и бесконечный оптимизм, коренившийся в любви к Богу и всему живому, облегчали страдания. Скончался святой 4 октября 1226 года, сказав напоследок, что жить и умереть ему одинаково сладко.

Любовь

Вся жизнь Франческо из Ассизи пропитана каким-то неземным светом той любви, которая без объяснений, без здравых причин и рассуждений зажигала в душах окружающих надежду, веру и радость. Любовь святого Франциска к Богу, во многом экзальтированная, но от этого не менее искренняя, поражала даже состоятельных людей, оставлявших свои имения и следовавших за ним дорогой «святой бедности».

Именно любовь святого Франциска была той каплей в море, которая изменила католическую среду XII-XIII века, не протестуя против существующего режима, но смиренно действуя изнутри. Святой Франциск воистину стал тем проповедником из легенды, который смог невозможное: сделал мир Средневековья чище, добрее и праведнее. Во имя Господа.

Источник Матроны.ру

pravme.ru

Святой Франциск Ассизский — Забытые истории

Святой Франциск Ассизский был одним из самых обаятельных людей, каких знает история. Он происходил из зажиточной семьи и в дни своей молодости не был чужд обычным развлечениям. Но как-то раз, когда Франциск проезжал верхом мимо прокажённого, внезапный порыв сострадания заставил его спешиться и поцеловать несчастного.


Св. Франциск Ассизский. Фреска Джотто

Вскоре после этого случая он решил отказаться от всех благ и посвятить свою жизнь проповедничеству и добрым делам. Отец Франциска, почтенный деловой человек, пришел в ярость, но оказался бессильным удержать сына от этого шага. Оставив семью, Франциск собрал группу последователей, которые дали обет соблюдения полной бедности.

Впрочем, аскетизм для святого — в порядке вещей. Что действительно выделяет Франциска из длинного ряда средневековых святых, — так это бесконечная широта любви и поэтический дар. Добро он творил без всяких усилий. Всякое живое существо вызывало в нем чувство любви – не только как христианина и человека с отзывчивым сердцем, но и как поэта. Его гимн солнцу, написанный незадолго до смерти, замечателен бескорыстным любованием божественной гармонией космоса. В отличие от большинства христианских святых, он больше пекся о счастье других, чем о своем собственном спасении. Один его биограф писал, что он был больше, чем святым среди святых: среди грешников он также был одним из своих.

Хочешь знать, почему все идут за мной? — писал святой Франциск. — Потому что очи Бога Всевышнего не увидели среди грешников более низкого, более недостойного, более грешного, чем я, и для свершения тех чудесных деяний, которые Он замыслил совершить, Он выбрал именно меня, дабы смутилась знатность, величие, сила, красота и мудрость мира и дабы знали люди, что всякая добродетель и всякое благо от Него, а не от твари.

Легенда повествует, что в окрестностях города Агуббио появился громадный, страшный и свирепый волк, который пожирал не только животных, но и людей. Жалея жителей, Франциск отыскал волка и, осенив его крестным знамением, сказал: «Брат ты мой волк, ты делаешь много зла в этой стране и совершил много великих злодейств. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и людьми». Волк движениями хвоста и глазами выразил свое согласие и вложил в руку святому свою лапу. Этот волк прожил в Агуббио два года и ходил по домам из двери в дверь, никого не обижая, и люди охотно давали ему пищу, а собаки не лаяли на него. Когда же брат-волк умер от старости, граждане много о нем горевали.

Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов — знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку).

В 1219 году Франциск совершил путешествие на Восток. Султан, перед которым он читал свои проповеди, принял его милостиво, но мусульманства не оставил. По возвращении Франциск обнаружил, что его последователи выстроили для себя обитель. От такого злостного нарушения обета бедности Франциск впал в великую скорбь и вскоре умер.

Если бы дьявол существовал, то будущее ордена, основанного святым Франциском, доставило бы ему величайшее удовлетворение. После смерти отца-основателя францисканцы предали полному забвению обет бедности и превратились в алчных стяжателей и жестоких слуг инквизиции.

Помоги мне, Господи,
Не столько искать утешение,
сколько утешать,
Не столько искать понимания,
сколько понимать,
Не столько искать любви,
сколько любить.
Ибо кто отдает — тот получает,
Кто забывает себя — вновь себя обретает,
Кто прощает — тому прощается,
Кто умирает — тот возрождается
к Вечной жизни.
Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои
свидетельством
Твоего Мира.

Молитва св. Франциска

sergeytsvetkov.livejournal.com

Святой Франциск Ассизский — История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Впрочем, аскетизм для святого — в порядке вещей. Что действительно выделяет Франциска из длинного ряда средневековых святых, — так это бесконечная широта любви и поэтический дар. Добро он творил без всяких усилий. Всякое живое существо вызывало в нем чувство любви – не только как христианина и человека с отзывчивым сердцем, но и как поэта. Его гимн солнцу, написанный незадолго до смерти, замечателен бескорыстным любованием божественной гармонией космоса. В отличие от большинства христианских святых, он больше пекся о счастье других, чем о своем собственном спасении. Один его биограф писал, что он был больше, чем святым среди святых: среди грешников он также был одним из своих.


Св. Франциск Ассизский. Фреска Джотто

Хочешь знать, почему все идут за мной? — писал святой Франциск. — Потому что очи Бога Всевышнего не увидели среди грешников более низкого, более недостойного, более грешного, чем я, и для свершения тех чудесных деяний, которые Он замыслил совершить, Он выбрал именно меня, дабы смутилась знатность, величие, сила, красота и мудрость мира и дабы знали люди, что всякая добродетель и всякое благо от Него, а не от твари.

Легенда повествует, что в окрестностях города Агуббио появился громадный, страшный и свирепый волк, который пожирал не только животных, но и людей. Жалея жителей, Франциск отыскал волка и, осенив его крестным знамением, сказал: «Брат ты мой волк, ты делаешь много зла в этой стране и совершил много великих злодейств. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и людьми». Волк движениями хвоста и глазами выразил свое согласие и вложил в руку святому свою лапу. Этот волк прожил в Агуббио два года и ходил по домам из двери в дверь, никого не обижая, и люди охотно давали ему пищу, а собаки не лаяли на него. Когда же брат-волк умер от старости, граждане много о нем горевали.

Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов — знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку).

В 1219 году Франциск совершил путешествие на Восток. Султан, перед которым он читал свои проповеди, принял его милостиво, но мусульманства не оставил. По возвращении Франциск обнаружил, что его последователи выстроили для себя обитель. От такого злостного нарушения обета бедности Франциск впал в великую скорбь и вскоре умер.

Если бы дьявол существовал, то будущее ордена, основанного святым Франциском, доставило бы ему величайшее удовлетворение. После смерти отца-основателя францисканцы предали полному забвению обет бедности и превратились в алчных стяжателей и жестоких слуг инквизиции.

Помоги мне, Господи,
Не столько искать утешение,
сколько утешать,
Не столько искать понимания,
сколько понимать,
Не столько искать любви,
сколько любить.
Ибо кто отдает — тот получает,
Кто забывает себя — вновь себя обретает,
Кто прощает — тому прощается,
Кто умирает — тот возрождается
к Вечной жизни.
Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои
свидетельством
Твоего Мира.

Молитва св. Франциска

hist-etnol.livejournal.com

Франциск Ассизский — биография, список книг, отзывы читателей

Биография писателя

Католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев (1209). Знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества.
Родился в зажиточной семье. Отец Франциска, по имени Пьетро де Бернардоне деи Морикони, торговал шёлком — дорогим международным товаром. Торговые обороты побуждали Бернардоне совершать частые поездки во Францию, в память которой он и назвал своего сына Франциском. Франциск знал песни трубадуров и часто распевал их на французском языке. О матери Франциска Пике де Бурлемонт, мало что известно кроме того, что она была дворянкой из Прованса.
Он был единственным сыном в семье, в которой было ещё шесть дочерей; родители ни в чём ему не отказывали. Юношей он вел разгульную жизнь с молодёжью своего города, которая выбирала его «царём» пирушек. Франциск принял участие в войне между Ассизи и Перуджей, был взят в плен. Он вынес тяжелую болезнь, но по выздоровлении стал вести прежний образ жизни и предпринял с молодыми рыцарями поход в Южную Италию в пользу папы.
С первого же ночлега Франциск вернулся; по сказанию, он видел сон, направивший его на другой путь.
Отправившись в Рим на поклонение св. Петру, Франциск был возмущен скудными подаяниями на могиле первоапостола. И тут, у гробницы апостола, нищенство преобразилось в глазах Франциска: он понял его духовный смысл для последователя Христа и апостолов. Обменявшись с одним из нищих одеждой, он стал в их ряды и до вечера пробыл с ними.
Но были на глазах Франциска люди ещё более жалкие, чем нищие — прокажённые, которых в то время было так много, что за воротами почти каждого города можно было найти особое здание, предназначенное для этих несчастных. Долго они внушали ужас жизнерадостному юноше; но он поборол в себе отвращение к ним.
Конечно, не одно какое-либо впечатление или душевное потрясение совершило перелом в жизни Франциска: его настроение менялось постепенно. Он стал искать уединения; особенно привлекали его одинокие запущенные церкви за городом.
Желая поддержать церковь св. Дамиана, Франциск в отсутствие отца забрал лучшего товара и повез его в Фолиньо для продажи. Продав там вместе с тем и лошадь, Франциск принёс вырученные деньги священнику, и когда тот, боясь гнева отца Франциска, отказался принять их, Франциск бросил свой кошелек на подоконник и остался при церкви. Узнав о гневе отца, Франциск долго скрывался в окрестных пещерах. Когда он вернулся домой, отец избил его и запер; но в отсутствие отца мать отпустила сына, и он навсегда ушёл из родительского дома. Это случилось в 1207 г.
Два года провел Франциск в окрестностях Ассизи, занимаясь, кроме молитвы, починкой церквей, для чего выпрашивал камни; особенно стала ему дорога полуразрушенная часовня св. Девы, под названием Порциункула. Исправив её, Франциск устроил для себя шалаш возле неё. Питался он объедками, которые собирал по городу в обеденное время. Многие стали его считать помешанным, но к его бедному житью присоединился богатый гражданин Бернард де Квинтавалле, присоединились и другие. В одежде странников они ходили по соседним городам и деревням, призывая к миру и покаянию.
1209 г. отмечен источниками как новая дата в жизни Франциска. Нищее житие превратилось для него в апостолат, из нищего странника и отшельника он стал проповедником.
Число его учеников увеличилось, и он отправился в Рим просить у папы утверждения составленного им для своего братства устава.
Иннокентий III признал за ними право проповеди бедного житья. В то же время он принял их на службу церкви, взяв с Франциска клятву послушания папе и дав его спутникам тонзуру, сделавшую их клириками.
С этого времени число францисканцев быстро растёт, и они собираются обратить все народы. Для этой цели были организованы небольшие миссии, поставленные под начало одного из братьев, называвшегося «министром», то есть меньшим братом. То же стремление к служению побудило Франциска присвоить своим последователям название миноритов — меньших.
При Гонории III в отношениях Римской курии с Франциском выступает на первый план кардинал Гуго или Уголино, впоследствии папа Григорий IX. Официальные источники повествуют о самых дружественных отношениях между Уголино и Франциском, но вместе с тем с этой поры все более и более ощущается влияние курии на судьбу дела Франциска. Община так разрослась, что нужно было подумать об её организации. Полный энтузиазма и любви ко всем, Франциск этим мало интересовался, но тем более заботились о том члены курии, которая уже при самом начале обязала братьев к послушанию Франциску, а его самого к повиновению папе. Для общины последователей бедного Христа наступила критическая эпоха, из которой она вышла преобразованной в монашеский орден.
Наступление кризиса было ускорено отлучкой Франциска. Он давно уже порывался проповедовать вне Италии; его особенно тянуло во Францию, но кардинал не пускал его, утверждая, что он нужен дома. В 1219 г. Франциска уже нельзя было удержать. Крестоносцы в это время захватили Дамьетту в Египте, и Франциск решился обратить в христианство тамошнего султана. Отправляясь за море, Франциск передал руководство общиной двум назначенным им братьям. Тотчас по отъезде Франциска начался раздор среди общины. Франциск, между тем, проник в лагерь мамелюков, где его чуть не убили, так как за голову каждого христианина уплачивался золотой.
Убедившись в бесплодности своей попытки, Франциск отправился со своими спутниками в Сирию, где его настиг монах, посланный за ним партией недовольных новшествами. Франциск тотчас вернулся и уже на пути к Ассизи, в Болонье, испытал, как трудно удержать братию на высоте указанного им идеала. С образом бездомного, странствующего Христа было несовместимо проживание братьев в собственных домах, — а именно такой дом он нашёл в Болонье. Франциск поспешил в Рим, настоял на отмене новшеств, введенных в его отсутствие, и помешал возведению нескольких братьев на высокие церковные должности.
Булла 1220 г. положила конец свободному входу в братство и выходу из него. Желавшие вступить в братство Франциска должны были находиться год на испытании, но по принятии их в братство уже не имели права уйти. Свободная община добровольных последователей Христа превращалась в замкнутый монашеский орден.
Изменилось и положение самого Франциска в ордене. По возвращении из Сирии он отказался быть министром и слугой всего братства и поставил на своё место сопровождавшего его на Восток Петра Катанского.
Освобожденный от забот об ордене, Франциск мог снова предаться странствованию и одинокой молитве.
Франциск отправляется в 1224 г. с ближайшими товарищами на высокую вершину Ла Верна, в верховьях Арно, где проводит время, поодаль от братьев, в посте и уединённой молитве. Здесь в утро Воздвижения Св. Креста Франциск имел видение, после которого на его руках и ногах, по преданию, остались стигматы, то есть изображения головок и концов гвоздей распятого Христа.
Несмотря на то, что Франциск действительно считал своим призванием «оплакивать по всему свету страдания Христа» и несмотря на собственные тяжёлые страдания в последние два года жизни, Франциск до конца сохранил своё поэтическое воззрение на мир. Его братская любовь ко всякой твари составляет основание его поэзии.
Весь мир, со всеми в нём живыми существами и стихиями, превращался для Франциска в любящую семью, происходившую от одного отца и соединённую в любви к нему. Этот образ был источником, из которого вылилась его поэтическая «хвала» Господу со всеми Преувеличенно, конечно, считать Франциска, как это делает Тоде, творцом итальянской поэзии и искусства и виновником Ренессанса; но нельзя не признать, что одушевление и подъём духа, проявившиеся во францисканских соборах и во фресках Джотто, были внушены смиренным и любящим последователем нищего Христа.
Последние дни Франциска были очень мучительны. Франциск скончался 4 октября 1226 г.; уже два года спустя он был канонизован папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино.

readly.ru

4 октября — св. Франциск Ассизский: johanajollygirl

Джованни Бернардонэ родился в Ассизи в 1182 г. в семье богатого купца. Из-за его любви к французскому языку он был прозван «Франческо».
Сын богатого торговца тканями, с юности он вел беззаботную светскую жизнь. Он участвовал в войне между Ассизи и Перуджей и был взят в плен. Вернулся домой тяжело больным, и лишь забота матери и время помогли ему восстановиться.

Однажды его привлекли руины небольшой церквушки; войдя в нее, он увидел покрытое пылью распятие, из которого услышал голос: «Франциск, иди и восстанови Церковь Мою». С той минуты он обратился к Евангелию и жил им радикально и последовательно, в бедности и радости, следуя за смиренным, бедным и целомудренным Христом, в духе Заповедей блаженства.

«Нищее житие» запало в его душу; его поэтическая фантазия создала из него идеальный образ. Как назревал в его душе этот образ, о том сохранился трогательный рассказ. Однажды Франциск возвращался с товарищами с роскошной пирушки. Они шли с песнями впереди; он шёл сзади молча, в глубоком раздумье. Вдруг сердце его наполнилось таким сладостным ощущением, что он не мог двинуться с места, хотя бы его «стали резать на куски». Товарищи в изумлении его окружили, спрашивая, о чём он задумался, не намерен ли он жениться? «Вы правду сказали», — был ответ: — «я задумал взять невесту, более благородную, богатую и красивую, чем вам когда-либо приходилось видеть». Великий художник, воодушевленный памятью о Франциске, изобразил в своих фресках его затаённую мысль. На стене Ассизского собора Джотто изобразил венчание Франциска с красивой, но исхудалой женщиной в изорванном платье; на неё лает собака, дети замахиваются на неё палкой и бросают в неё каменья, но Христос благословляет её с неба — это венчание Франциска с бедностью.

Но были на глазах Франциска люди ещё более жалкие, чем нищие — прокажённые, которых в то время было так много, что за воротами почти каждого города можно было найти особое здание, предназначенное для этих несчастных. Долго они внушали ужас жизнерадостному юноше; но он поборол в себе отвращение к ним. Житие рассказывает, как Франциск, встретив по дороге в Рим прокажённого, не ограничился тем, что бросил ему монету, а слез с лошади, вручил больному монету, поцеловал ему руку и получил от него «поцелуй мира». Другой рассказ описывает, как Франциск сам отправился в приют для прокажённых, взяв с собой много денег, и, подав каждому из них милостыню, долгое время пробыл с ними. Сам Франциск в своем завещании ведет начало «своего покаяния» с этого посещения прокаженных, заявляя, что пока он жил в грехе, вид прокажённых был ему неприятен, но Господь повёл его к ним, после чего то, что для него было горьким, стало сладким.

Вместе с первыми братьями, которые последовали за ним, привлеченные силой его примера, Франциск проповедовал повсюду любовь к Господу, способствуя обновлению Церкви. Влюбленный в Христа, Франциск сосредоточивает свой духовный опыт на созерцании яслей Младенца и Голгофы, подражая в своей жизни простоте, бедности и любви к Богу и к людям. Его уподобление Христу, к которому он стремился всю свою жизнь, запечатлелось в его плоти стигматами, знаками распятия.

Из близости с Богом возникла также его гармония с природой, которую он выразил в Песне творений. Франциск был вдохновителем и основателем мужских и женских монашеских общин, которые носят его имя. Чувствуя близость смерти, Франциск попросил отнести его в Порциункулу, где и умер 3 октября 1226 года.

18 июня 1939 года Папа Пий XII провозгласил его покровителем Италии. Этого великого святого отличает простота жизни, с помощью которой он предлагает людям всех времен и народов следовать Христову Евангелию. Даже современный человек, охваченный безудержным стремлением к материальному благосостоянию, не остается равнодушным к этому посланию. Образ жизни святого Франциска заставляет задуматься о смысле нашей жизни и ведет нас к тому, чтобы мы вновь открыли для себя те главные ценности, на которые нужно ориентироваться при принятии важных решений.

День Церкви

Подробное жизнеописание

Гимн Солнцу св. Франциска, XIII в;
перевод: Б. М. Ширяев;
музыка: Георг Гсель

Припев:
Всеблагий, Всевышний, Господь Всемогущий,
Тебе лишь хвалу возношу.
Хвалите и пойте Господнее имя,
Взнесите осанну Творцу.

Хвала Тебе, Боже, за светлого брата,
За солнце, творенье Твоё!
Им свет излучаешь, им день озаряешь,
В нём Имя вещаешь Своё.
Хвала Тебе, Боже, за звёзды на небе,
Хвала за сестру их луну.
Чисты и прекрасны, искристы и ясны
Струят в наши души весну.

Хвала Тебе, Боже, за брата нам ветра,
За воздух, за облака тень!
Твоё сотворенье, небес проясненье,
Тобою дарован нам день.
Хвала Тебе, Боже, за воду, сестру нам,
За реки, ручьи и моря.
Чисты и смиренны, они драгоценны,
Нам жизни теченья даря.

Хвала Тебе, Боже, в стихийном гореньи
Могучего брата огня!
Что плоть согревает, что тьму освещает,
Ночное томленье гоня.
Хвала Тебе, Боже, за тучную землю,
Сестру нам и нежную мать!
В ней злаков рожденье, в ней радость цветенья,
В ней жизни Твоей благодать.

Хвала Тебе, Боже, за тех, кто прощает,
Кого научил Ты любви!
Сквозь все испытанья, гоненья, страданья,
Венец Твой их ждёт впереди.
Хвала Тебе, Боже, за смерть, за сестру нам,
Всех ждущий конец его дней.
Греховным — в нем тленье, но Ты — искупленье
Дал тем, кто жил в воле Твоей.

Молитвы к святому Франциску

Радуйся, Отче Святой, Свет Отчизны, образец францисканцам, зерцало добродетели, путь праведности, пример благочестия. Приведи нас из изгнания плоти в Царство Небесное.

С.: Молись о нас, святой Франциск
В.: Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.

С.: Помолимся: Боже, по благодати Твоей святой Франциск Ассизский в бедности и смирении уподобился Христу. Дай и нам, следуя тем же путем, уподобиться Сыну Твоему и соединиться с Тобой, исполнившись радости и любви. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Святой Франциск Ассизский, помоги нам. Твоим примером да научимся мы тому, что жизнь не заключается ни в погоне за богатством, ни в изобилии имущества.
Святой Франциск, приди к нам на помощь, потому что мы живем во время, когда люди прославляют распущенность и добиваются роскоши.
И когда многие желают только удовлетворения телесных желаний, мы нуждаемся в твоем всецелом посвящении Христу на узком пути, ведущем в жизнь. Святой Франциск, помоги нам ценить красоту удивительного Божьего творения. Помоги
нам радоваться щедрости Господа. Научи нас, Франциск, ценить все творения, как
это делал Христос, и подражать Ему, как это делал ты. Да возрадуемся мы благам жизни, но будем всегда предпочитать благословение жизни вечной.
Аминь.

Гимн в честь Святого Франциска Ассизского

О, агнец жертвенной любви,
О, пять кровоточащих ран,
Франциск, подобие Христа,
Принявшего свой тяжкий крест.

Огнем любви воспламенен,
Ты троекратно входишь в круг
Суровых варварских племен
Как вестник всех Христовых мук.

Казалось, мир не отогреть,
Но ты не погасил костра,
Раздул — и пламя до небес
Взметнулось огненным столпом.

И вот нашлись ученики
В суровой варварской стране,
И жар вселяешь ты в сердца,
И тает вдруг душевный лед.

Святым оружием любви
Ты сокрушаешь ада власть
И верой воздвигаешь храм,
И не даешь ему упасть.

Так помоги, святой Франциск,
И милость Божью призови
К нам, умоляющим, вдохни
В сердца огонь твоей любви.

Хвала Небесному Отцу,
И Утешителю Христу,
И Духу Вечного Отца.
Хвала и слава без конца.

(Лев XIII)

Литания святому Франциску

Господи, помилуй. Христе, помилуй. Господи, помилуй.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.
Святая Мария, непорочно зачатая, молись о нас.
Святой Франциск Серафический,
Святой Франциск, цветок любви Божией,
Святой Франциск, великий последователь Христа,
Святой Франциск, смерти мученической желавший,
Святой Франциск, раны Христовы почитавший,
Святой Франциск, знаки мучений Иисуса получивший,
Святой Франциск, силой чудотворства одаренный,
Святой Франциск, любовью Божией горящий,
Святой Франциск, преисполненный любви к ближнему,
Святой Франциск, возлюбивший смирение,
Святой Франциск, пример покаяния,
Святой Франциск, образец послушания,
Святой Франциск, возлюбивший чистоту,
Святой Франциск, отвергнувший блага преходящие,
Святой Франциск, патриарх нищих,
Святой Франциск, живой образ евангельских добродетелей,
Святой Франциск, основатель трех Орденов,
Святой Франциск, рыцарь Христа,
Святой Франциск, победитель сатаны,
Святой Франциск, благовестник святой Церкви,
Святой Франциск, защитник веры,
Святой Франциск, щит сражающихся за правду,
Святой Франциск, победитель злобы мира,
Святой Франциск, обновитель христианских обычаев,
Святой Франциск, проводник блуждающихся,
Святой Франциск, исцелитель больных душ,
Святой Франциск, ревностный ходатай пред Богом,
Святой Франциск, отец наш святой, молись о нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи!

Св.: Молись о нас, святой отче Франциск
Все: Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.

Св.: Помолимся: Боже, по заслугам святого Франциска даровавший Церкви Своей новую семью, дай нам по его примеру отрекаться от благ земных и желать благ небесных. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

johanajollygirl.livejournal.com

франциск ассизский и его проповедь птицам.: ele_n_a

фреска на входной стене верхней церкви сан-франческо в ассизи. 1297 — 1300 гг. джотто ди бондоне (1266-1337гг.)

эпизод жизни великого католического святого, Франциска Ассизского (1181 — 1226 гг.), являющегося образцом смирения, многократно отраженнный в искусстве — причем, как в живописи, так и в музыке.

любовь святого распространялась на всех людей, независимо от их вероисповедания, а так же включала в себя животных и птиц. которые тоже любили его в ответ.
в животных и птицах он видел и любил творения Божии. кроткий, тонкий, поэтический человек, он называл их своими братьями и сестрами. разговаривал с ними и даже проповедовал им, призывая любить и славить Господа.

он часто изображается в окружении птичек и зверюшек.

в его наверное самой популярной биографии, созданной через 30 лет после его смерти по рассказам и легендам о его жизни, под названием Цветочки святого Франциска, имеется, к примеру эпизод о беседе святого с волком.
волк этот наводил страх на целый город. Франциск пошел к нему и поговорил с ним, доступно объяснив ситуацию. суть ее в том, что волк вредит людям, а люди ненавидят и мечтают погубить волка. но, сообщил зверю святой, если ты больше не будешь злодействовать — люди тебя простят, и будут кормить.
волк на такие условия согласился. они пожали друг другу руку и лапу и разошлись.
в итоге — волк больше никого не трогал, а жители его подкармливали и тоже ему не вредили. так, силами святого был достигнут мир.

известно, в частности, что по крайней мере дважды святой Франциск обращался к птицам.

один раз он проповедовал на базарной площади — а птицы громко щебетали вокруг. и он вежливо попросил их замолчать.
птицы тут же умолкли.

и второй эпизод — собственно — перед вами.
святой Франциск напрямую проповедует птицам — а они слушают его…

замечательному общению святого Франциска с птицами посвящена почти полностью 16 глава тех же Цветочков.
написано настолько прекрасно, что портить первоисточник пересказом не стану — и приведу этот отрывок полностью:

…Тогда Святой Франциск, получив ответ и узнав, какова воля Господа Иисуса Христа, порывисто встал и сказал: «Пойдем, во имя Божье». И, взяв с собой Брата Массео и Брата Аньоло, двух праведных людей, он вверил себя путеводству Святого Духа, не заботясь о дороге, куда ему с братьями идти.

Вскоре они прибыли в город, называемый Савурниано, где Святой Франциск начал проповедовать, а пред тем приказал ласточкам хранить молчание, пока он не закончит. И ласточки повиновались его словам.

И вот, идя своей дорогой, Святой Франциск поднял глаза и увидел дерево, на котором расселось великое множество птиц. Весьма удивленный, он сказал своим спутникам: «Подождите меня здесь. Я пойду и буду проповедовать моим сестричкам птицам».

И выйдя на поле он начал проповедовать птицам, а те сидели на земле. И все птицы, бывшие на деревьях, расселись вокруг него и слушали, пока Святой Франциск проповедовал им. И не улетели, пока он не дал им своего благословения.

И Брат Массео позже рассказывал Брату Иакову из Массы, что Святой Франциск ходил между ними и даже касался их полами своего облачения, и ни одна из них не улетела.

Суть проповеди была такова: «Мои сестрички птицы, вы принадлежите Господу, вашему Создателю, и вы должны воспевать Ему хвалу всегда и везде, ибо Он дал вам свободу летать повсюду. И хотя вы не ткете и не шьете, Он дает вам вдвое и втрое, одевая вас и ваших деток. Две породы из всех вас Он послал в Ковчег Ноев, дабы вы не исчезли из мира. Кроме того Он питает вас, хоть вы никогда не сеете и не пашете. Он дал вам источники и реки, дабы утолить вашу жажду, горы и долины, дабы было вам убежище, и деревья, на которых вы строите гнезда ваши. Ибо ваш Создатель очень любит вас, одаряя столь щедро. Опасайтесь, сестрички мои, греха неблагодарности и всегда стремитесь воздавать хвалу Богу».

Когда он сказал эти слова, все птицы открыли клювы, вытянули шеи, раскрыли крылья и склонили головы к земле, стремясь своими движениями и пением выразить Святому Франциску свою радость.

И Святой возрадовался вместе с ними. Он был удивлен, видя такое множество птиц, и очарован их разнообразной красотой, их вниманием и доброжелательностью, за что и возблагодарил Создателя.

Закончив проповедь, Святой Франциск совершил крестное знамение и дозволил птицам улететь. И все птицы взмыли в воздух, сладостно распевая. И следуя крестному знамению, сотворенному Святым Франциском, они разделились на четыре стаи. Одна полетела на восток, другая отправилась на запад, третья на юг, а четвертая на север. Каждая стая в полете пела чудесные песни.

Сим знаменовалось, что как Святой Франциск, несущий Крест Христов, проповедовал им и осенил их крестным знамением, после чего они разлетелись на четыре стороны света, так и проповедь Креста Христова, обновленная Святым Франциском, будет разнесена им и его братьями по всему миру, и что смиренные братья, подобно птичкам, ничем не будут владеть в мире, но все заботы о жизнях своих препоручат Провидению Божьему…

возвращаясь в святому Франциску, добавлю, что его любовь к природе  была, как говорят историки, не свойственна для монахов того периода.
в природе было принято до Франциска видеть силы демонические. и монахи ее избегали.
а Франциск — любил и наслаждался.

он был поэтом. и посвятил свое последнее произведение   — гимн солнцу — красоте Божьего мира.
в частности, он воспел в нем и звезды, и ветерок, и прозрачные чистые воды, и землю, украшенную травой, цветами и плодами…

произведение небольшое, поэтому привожу его здесь полностью.
оно показывает отношение Франциска Ассизского к природе. это те слова, которые для выражения своих чувств он подобрал лично.

Всевышний, всемогущий, всеблагой Господь!
Вся хвала — Твоя, вся слава, вся честь
И всяческое благословение.

Тебе единому, Всевышний, принадлежат они.
Ничьи смертные уста не достойны
Произнести Твоё имя.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от всего Твоего творения,
Прежде всего от господина брата Солнца,
Который приносит день, и свет Ты даёшь нам через него.
Как прекрасен он, как сверкающ во всём своём великолепии,
Напоминая о Тебе, Всевышний!

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Луны и от Звёзд;
В небесах Ты создал их, яркими,
И драгоценными, и прекрасными.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от братьев Ветра и Воздуха,
И ясной, и бурной, и всякой иной погоды,
Которыми ты лелеешь всё Своё созданье.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Воды,
Столь полезной, скромной, драгоценной и девственной.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от брата Огня,
Которым Ты просветляешь ночь.
Как прекрасен он, как радостен, полон энергии и силы!

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Земли, матери нашей,
Которая кормит нас и правит нами,
И производит разнообразные плоды, и пёстрые цветы, и травы.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от тех, кто прощает
Ради Твоей любви; от тех, кто терпит
Немощи и искушения.

Блаженны те, кто переносит это в мире,
Тобой, Всевышний, они будут коронованы.

Вся хвала да будет Тебе, мой Господь, от сестры Смерти,
Чьих объятий никому из смертных не избежать.
Горе тем, кто умирает в смертном грехе!
Блаженны те, кого она застанет за исполнением воли Твоей!
Вторая смерть не причинит им вреда.
Хвалите и благословляйте Господа моего, и благодарите Его,
И служите Ему с великим смирением!

удивительный человек.
который произвел целую революцию в католицизме следуя дословно главным заповедям христианства — любви и смирению.

с благодарностью за тему — Галине
http://zalgalina.livejournal.com/

ele-n-a.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о