Святогор — история богатыря, характеристика, былины, мифология
Святогор: история персонажа
Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет Илья Муромец.
Мифология
Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.
Богатырь СвятогорВо время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.
В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.
Святогор и Илья МуромецКогда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.
История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.
Образ и предания
Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.
Русский богатырь Святогор тянет суму переметнуюХарактеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.
Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.
Святогор и Микула СеляниновичДва варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.
Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.
Святогор и его женаТретий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.
В культуре
Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений Александра Пушкина, главенствующий богатырь получает в дар меч великана.
Святогор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его Иван Краско.
Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.
Картина «Святогор». Худложник Николай РерихВ «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.
В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.
Фото
24smi.org
богатырь-великан. Герои русских былин :: SYL.ru
У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас – Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении – это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.
«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»
Святогор-богатырь – один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой – замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.
Множество вариантов
В других былинах указывается иная причина его неподвижности – он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то — Вий), или потому, что побывал на небесах?
Аналогии из былин других народов
По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них — что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый — поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй – открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.
Никакой конкретики
У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой – девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.
Вполне определенные параметры
Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину — 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.
Не совсем былина
«Святогор-богатырь» — былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.
Реальные подтверждения
Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.
Преемственность поколений
Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси – Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни – Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.
Популяризация русских былин
Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного – Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.
www.syl.ru
богатырь огромного роста и невероятной силы
Былинный эпос многие считают выдумкой, сравнивая его со сказками. Однако былина, то есть быль, существенно отличается от народной фантазии. Конечно, описанные в сказаниях события намного преувеличены. Но ученые находят подтверждения тому, что они имели место в настоящей жизни. К примеру, в пещерах Киевской Лавры покоится рака с нетленными мощами Ильи Муромца, жившего во времена правления князя Владимира Красное Солнышко. В то же время жил и Святогор — богатырь, который неоднократно встречался с победителем Соловья-разбойника.
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – это самая известная тройка древнерусских былинных витязей, прототипами которых, кстати, являлись настоящие люди. Но сказания повествуют еще об одном человеке, не менее почитаемом. Это — богатырь Святогор, биография которого известна, в основном, из былин. Каким он был – доподлинно неизвестно. Ведь во времена, когда жил Святогор-богатырь, не существовало ни фотоаппаратов, ни телевидения. Согласно же преданиям, был он настоящим великаном: в карман к себе легко мог положить другого витязя, да еще с конем! Также он возил с собой ларец с женой-красавицей. Былины повествуют, как герой нашего рассказа встретился с Муромцем, как они стали побратимами, как Святогор женился (мораль такова: от судьбы не уйдешь) и как наказал неверную супругу.
Согласно былинам, жил герой на высоких Святых горах (отсюда и его прозвище), а в города и веси Руси не наведывался. Почему? Русский богатырь Святогор был выше леса, голова достигала облаков, Когда он собирался в путь-дорогу, то мир сотрясался, реки выливались из берегов, леса колыхались. С трудом его держала Мать Сыра Земля. Поэтому, наверное, он так редко покидал свой дом и ходил в народ. Сила его была очень велика, да еще и прибывала изо дня в день. Но это и было его проклятием, его мучением: не существовало другого такого витязя, который мог бы сравниться силой с богатырем. Поэтому он не знал, куда ее девать, и в конце концов она его убила. Однозначно можно сказать, что Святогор – существо сверхъестественное, посему заранее обречено на гибель. Тому подтверждение – найденный ним гроб в чистом поле, который принял тело героя и остановил его мытарства.
Согласно одной из версий, Святогор-богатырь – это потомок лемурийцев, великанов, которые раньше населяли нашу планету. Возможно, последний из своего рода, поэтому и держался в стороне от человеческой расы, при этом относясь к ней весьма дружелюбно, хотя и не понимал её. Впрочем, такое суждение остается всего лишь гипотезой — без подтверждения и опровержения.
Но некоторые исследователи считают, что нашли последний приют героя. К периоду войны между жителями Руси и печенегами относится и боярский курган Гульбище близ Чернигова. Похороненный в нем человек (Святогор-богатырь?), хоть и не относился к княжескому роду, все же был очень знатным и важным, о чем свидетельствуют предметы в захоронении. Оружие и вещи усопшего имеют внушительные размеры. Быть может, здесь и покоится исторический прототип славного былинного витязя? Стоит отметить, что месторасположение кургана также наталкивает на мысль о правдивости былин. Гульбище находится на Болдиных горах, неподалеку от Святой рощи. Не эти ли скалы служили домом для Святогора?
Как бы там ни было, можно предположить, что человек огромного роста и великой силы, так ярко описанный в славянском эпосе, действительно ходил по русской земле и творил добро.
fb.ru
богатырь-великан, былинный персонаж — Щи.ру
Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.
Какова судьба героя
Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми. Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными. Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.
Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму. Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила. Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.
Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.
Что означает символ Святогора
Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние. Это великан, наследник древности, обречен на вечное одиночество. Даже любимая по одним преданиями становится падшей женщиной, пытающейся соблазнить Илью Муромца, по другим – умирает от язв и струпней, поэтому Святогор вынужден ее убить и в первом, и во втором случае. Всю жизнь великан носит тело любимой в хрустальном гробу на спине у коня.
Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто — Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.
schci.ru
Интересные факты о богатыре Святогоре
Семья Святогора
Святогор – герой русского былинного эпоса. Его цель была сторожить порядок на Руси и Мировой Дуб. Вообще, мировое дерево – это мифологический архетип, который объединяет все сферы мироздания. Корни связаны с преисподней, ствол – с земным миром, а ветви соотносятся с небом.
Мать богатыря – Сыра Земля. Отец – «тёмный», то есть слепой, что является признаком существа иного мира. Все помнят известное произведения Гоголя «Вий», но мало кто задумывался, что это за существо такое? Так вот, Вий – это также персонаж восточнославянской мифологии, его взгляд убивает.
Три эпизода из жизни богатыря
Известно три эпизода из жизни этого богатыря.
Первая история повествует о том, как Святогор почувствовал в себе мощь, силу и способность к небывалым подвигам. Он полагал, что если в земле и на небе было бы кольцо, то он смог бы перевернуть всё с ног на голову. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму со всей «тягостью земной». Богатырь не справился с такой ношей и погиб. Былина поучительная, думаем, правильные выводы вы сможете сделать сами.
Второй эпизод из жизни Святогора рассказывает о неверности его жены. Он держал её в хрустальном ларце. При встрече с Ильёй Муромцем она соблазняет его на любовь, а позже сажает в карман мужа. Позже конь богатыря говорит, что тяжело ему двух великанов везти. Обнаружив Илью, Святогор убивает свою неверную жену, но вступает в братство с богатырём. На дальнейшем пути встречают они гроб, который подошёл обманутому мужу. Напоследок успел он передать часть своей силы Илье Муромцу.
Ну и наконец, третий эпизод иллюстрирует фатальность многих встреч. Многие из нас не прочь сходить к гадалкам, так вот и Святогор отправился к вещему кузнецу, который предсказал ему женитьбу на невесте, живущей на гноище. Но, увидев её, богатырь только ударил её в грудь мечом и уехал. Та после отъезда будущего мужа расцвела, скинула шкурку, как Царевна-лягушка, и превратилась в красавицу. Конец этой истории очевиден. Как богатырь может позволить себе не жениться на распрекрасной девушке?
Эти три истории, написанные давным – давно, отлично характеризуют мужчин с психологической точки зрения. Прочитайте их ещё раз и всё поймёте сами. Многое ли изменилось с тех старорусских времён?
Связь эпизодов с эпосом других народов
Интересным фактом является наличие аналогичных сюжетов в эпосе других народов. Мотив о подымании сумы имеет параллели с северным сказанием о споре Тора с великаном. Кстати, фильм «Тор» имеет реальные мифологические корни.
Мотив о неверной жене встречается у многих народов: украинцев, кашубов, итальянцев и даже в Древнем Египте. Безусловно, в «Сказках 1001 ночь» он также имеет место быть. Видимо, ревность мужчин не имеет границ и исторически-временных рамок.
Женитьба Святогора напоминает один из эпизодов «Калевалы», в основе которого лежат карельские народные поэтические песни.
Предположения о прототипе
До сих пор неизвестен прототип Святогора. Жданов считает, что им является библейский Самсон. В свою очередь, Самсон – это ветхозаветный Судья – герой, который прославился подвигами в борьбе с филистимлянами. Веселовский же полагает, что есть много схожего между Святогором и былинным Самсоном – богатырём.
Происхождение имени «Святогор» связано с его местом жительства – Святыми горами.
www.kp.ru
Живопись о богатырях
Ну, коли у нас была тема о богатырях русских Былинные русские богатыри и Кто есть кто в былинном мире, то давайте пройдёмся и по полотнам, посвященным им.
В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович) (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В. М. Васнецов. «Витязь на распутье» (1882, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»В.М. Васнецов. Бой скифов со славянами.1881. Русский музей.Баян. 1910, Холст, масло. Государственный Русский музей.Баян. 1880, Эскиз, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»«После побоища Игоря Святославича с половцами», (1880, Государственная Третьяковская галерея, Москва).«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914. К слову, полотно Виктора Васнецова «Богатырь» из знаменитой серии о русских богатырях ушло за 1,1 млн фунтов (1,71 млн долларов) на аукционе Крисби, где выставили картину – это новый ценовой рекорд для картин Васнецова. Эксперты полагали, что полотно уйдет за 300-500 тысяч фунтов. Купил кто-то из россиян.Е. П. Шитиков. «Илья Муромец». 1981 г.
Картина «Илья Муромец» Николая Рериха
Рисунок Илья Муромец Константина ВасильеваКонстантин Васильев. Илья Муромец сердится, 1974 г. ( находится в музее г.Коломны)Голь кабацкая. Константин ВасильевВаснецов «Богатыри на конях» (1896)
Илья Муромец в немощи Андрей Клименко
Святогор — Картина, 1993 — Виктор Слободчиков
К.А.Васильев «Дар Святогора»
Иван Васильевич Симаков. «Русский богатырь Святогор тянет суму переметную».
Б.М.Ольшанский. Путники и Святогор.
Б.М.Ольшанский. Иван — вдовий сын. 2004 г.
Б.М.Ольшанский. Ночь воина. 1999 г.
Б.М.Ольшанский. Поход Вольги. 1993 г.
Б.М.Ольшанский. Предание о Святославе. 1996 г.
Б.М.Ольшанский. Слово о полку Игореве. 1993 г.
Б.М.Ольшанский. Славянская быль. 1997 г.
Б.М.Ольшанский. Щит на вратах Царьграда. Б.М. Ольшанский Тени забытых предковБ.М.Ольшанский. Рождение воина. 1997.Благословение ратника, автор Шишкин Андрей.Шишкин Андрей. ВикингВладимир Храбрый, автор Шишкин Андрей. Бус Белояр, автор Шишкин Андрей. Последний защитник, автор Шишкин Андрей. Евпатий Коловрат, автор Шишкин Андрей. Хранители земли русской, автор Шишкин Андрей. Русское поле. Шишкин Андрей.В.М. Васнецов. Вещий Олег. Шилов. Илья Муромец. В. Мальчевский. Бой богатыря с головой. Н.М. Кочергин. Боганд. Бой Руслана с головой. Н.М. Кочергин
К. Васильев. На Калиновом мосту. 1974 г. (музей г. Коломна)
Добрыня Никитич. Станислав Москвитин.
А. П. Рябушкин.Микула Селянинович 1895,
Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», бумага, акварель, гр. карандаш
А. П. Рябушкин. Святогор. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
Бумага, гр. карандаш
А. П. Рябушкин. Чурила Пленкович — Богатырь заезжий. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годА. П. Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
бумага, акварель, гр. карандаш
Илья Муромец. А. П. Рябушкин. Эскиз к серии рисунков «Русские былинные богатыри»
бумага, акварель
А. П. Рябушкин. Добрыня Никитич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
бумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Алеша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
бумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Вольга Всеславьевич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, акварель, гр. карандаш
А. П. Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, граф. карандаш
Богатырь 1893, бумага, акварель, гр. карандаш, белила. Пермская государственная художественная галереяА. П. Рябушкин. Василий Буслаев. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год
бумага, акварель, гр. карандашМихаил Врубель. Богатырь. 1898.Павел Рыженко. Победа ПересветаПавел Рыженко. Молитва ПересветаПавел Рыженко. Герой Куликовской битвы. Павел Рыженко. Куликовская битваПавел Рыженко. Андрей ОслябяПавел Рыженко. Битва на КалкеПавел Рыженко. Битва на Калке(дипломная работа)Павел Рыженко.Триптих «Солнце земли Русской». Невская битва.Владимир Киреев. Князь Святослав.Владимир Киреев. Князь Святослав.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
zhiznteatr.mirtesen.ru
Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото) » Триникси
Большинство россиян могут назвать имена лишь трех самых известных древнерусских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович), хотя на самом деле их было гораздо больше. Исправить подобное положение дел поможет данный пост, который познакомит нас с несправедливо забытыми героями былин и преданий.Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог.
Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Вольга Святославич
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ.
Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей.
Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками.
Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.
Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.
Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью.
Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.
Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем.
Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие.
Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.
Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается.
Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками.
Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского.
Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
trinixy.ru