Философия это высшая ступень развития – Ответы на Вопросы по дисциплине «Философия» для студентов факультета искусств, социальных и гуманитарных наук

Философия МФПА Тест с ответами

Правильных ответов не менее 93%

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

Автором труда «Философия общего дела» является …

Булгаков

Бердяев

Флоренский

+Федоров

Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях…

Аквинского и Абеляра

Демокрита и Платона

Маркса и Энгельса

+Юма и Канта

В основе … лежит вера в высшие, абсолютные ценности

+философии религии

футурологии

права

науки

В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип…

+ равнозначности всех суждений

однозначности всех суждений

отрицания веры в сверхъестественное

отождествления материи и пространства

 

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение.  Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович) 

 

В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает…

+сознание

идея

методология

нигилизм

силлогизм

Высказывание «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит …

 А. Шопенгауэру

 +И. Канту

 Н. Бердяеву

 Д. Дидро

Высказывание о том, что «философия – это наука, исследующая первые начала и причины» принадлежит …

МарксуБердяеву

Гегелю

+Аристотелю

Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это …

мировоззрение

+убеждение

наука

религия

Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил …

Л. Фейербах

К. Маркс

Г. Лейбниц

Г. Гегель

 +И. Кант

Для социально–материалистической модели характерно утверждение о том, что …

выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе

выдающаяся личность не играет никакой роли в истории

общественная жизнь – случайный процесс

+все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества

… — духовная сторона общественной жизни, совокупность взглядов, теорий, идей, чувств, представлений людей    Общественное сознание  

Идеология – это …

отражение классовых интересов в религиозных концепциях

+систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме

систематизированное отражение социальной действительности

совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем

система взглядов на политические партии и политическую борьбу

Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе …

адаптации

+социализации

Образования

Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для …

+М. Хайдеггера

+Н. Бердяева

+Ж.–П. Сартра

К. Поппера

К. Маркса

З. Фрейда

Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как …

личные интересы преобладают над общественными

власть техники

+отрицание прогресса

+человек не существует как индивидуум

+общность человека и природы

человек занимает центральное место

Кто был первым философом, обозначившим вопрос о соотношении материи и сознания?

Анаксимен

+Платон

Аристотель

Фалес

Конфуций

Л. Фейербах вере в Бога противопоставил …

нравственные основы общества

веру в идеальные общественные отношения между людьми

+любовь к человеку

атеизм

Мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций классифицируется по следующему основанию:

по глубине отражения действительности

по социальному характеру

+по историческому типу

по национальным особенностям

Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах, — это …

лоббизм

+авторитет

тирания

деспотизм

культ

– объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ   Общественное бытие

Основные задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма, – это …

доказать истинность современной научной картины мира

адаптироваться к современным условиям

+приблизиться к простому человеку

+доказать истинность католицизма

+обосновать гармонию веры и разума

разрушить грань между человеком и Богом

Основные идеи философии В. Соловьева – это идеи …

+существования всеобщей божественной мудрости

+всеединства мира

непосредственного перехода к социализму с опорой на самобытность русского народа

революционного обновления общества

+«богочеловечества»

непротивления злу насилием

Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был …

Аристотель

Росцеллин

Оккам

Абеляр

+Фома Аквинский

Дунс Скот

По типам государства можно разделить на …

+феодальные

авторитарные

тоталитарные

+рабовладельческие

+социалистические

+буржуазные

правовые

демократические

Понятие «осевое время истории» было введено в философию …

Л. Фейербахом

Д. Беркли

+К. Ясперсом

Гераклитом

В. Соловьевым

К. Марксом

По утверждению Г. Гегеля, «Философия — это эпоха, … ».

которая закончилась

которая грядет

где все будут счастливы

отраженная в источниках

+ схваченная в мысли

Представители … уверены, что мир существует только в нашем сознании

+субъективного идеализма

объективного идеализма

гуманизма

натурализма

прагматизма

Представителем теории пассионарности является …

+Гумилев

Вернадский

Данилевский

Чернышевский

Производственные отношения – это отношения …

+распределения

+потребления

+обмена

+собственности

правовые

семейные

нравственные

управления

идеологические

политические

Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это …  техника

Согласно этическому подходу, философия рассматривается как наука о …

красоте

законах

логике

природе

+добре и зле

Сознательная целеустремленная деятельность людей (масс, классов, личностей, других общностей), направленная на изменение, развитие н сохранение социальных условий — это  … фактор  субъективный

Социальная мобильность – это …

возможность свободного передвижения по территории государства

+переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса

активные миграционные процессы в обществе

С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что …

народ – творец истории

народ – прогрессивно мыслящие классы общества

роль народа в процессе общественного развития возрастает

+народ – толпа

Суть суждения Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» заключается в …

ограниченности познавательных возможностей человека

абсолютизации познавательных возможностей субъекта

трактовке знания как божественного откровения

отрицании возможности всякого постижения истины

+попытке вызвать у человека стремление к истине

Сущность волюнтаризма состоит в том, что …

ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа

народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества

+выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами

история есть результат деятельности мирового разума

Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что …

+общество – продукт взаимодействия различных равноценных факторов

основой общества является развитие науки и техники

история есть результат деятельности мирового разума

жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов

Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что …

научное предвидение исторических событий возможно

исторический процесс совершается закономерно

общественная жизнь не имеет объективных законов

+ ход истории заранее предопределен и неизбежен

Сущность человека состоит в том, что …

 это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение

 +человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы

 решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты

 его поведение полностью предопределено генотипом

 его поведение определяется биологическими законами

Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами

Дуализм – Р. Декарт, И. Кант

Идеализм – Ф. Аквинский, Д.Беркли,  Г. Лейбниц

Материализм – Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах

—- Платон, Демокрит, Ф. Ницше

— Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант

— Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт

Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями

Натуралистическая – природные условия — определяющий фактор развития; государство – биологический организм

Плюралистическая – равнозначность всех факторов; отрицается наличие детерминирующего фактора общества

Материалистическая – определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов исторического процесса

Идеалистическая – сознание – конечная причиной исторических событий;  отрицание объективных законов развития общества

—- определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий

—- отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия – определяющий фактор развития общества

Установите соответствие между философскими школами и принадлежащими к ним философами

Софистика – Протагор, Горгий

Атомизм – Демокрит, Эпикур

Милетская школа – Фалес, Анаксимен

—— Фалес, Платон

—— Демокрит, Протагор

Утверждение, что Бог разлит во всей природе, характерно для такого философского направления, как…

экзистенциализм

+пантеизм

дуализм

неотомизм

неопозитивизм

Философия – это высшая ступень развития …

 технических знаний

 экономических знаний

 +абстрактного мышления

 восточной цивилизации

Философское направление, представленное именами: Ж.–П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, – это …

 +экзистенциализм

 неокантианство

 неотомизм

 позитивизм

 неогегельянство

Формы правления – это …

+абсолютная монархия

авторитаризм

демократия

диктатура

конфедерация

+президентская республика

тоталитаризм

унитаризм

федерация

Цивилизационный анализ общества разработан …

 +Н. Данилевским

 К. Поппером

 П. Сорокиным

 +А. Тойнби

 +О. Шпенглером

 К. Марксом

 М. Вебером

Ядром политической системы общества является …

Право

Политические партии

+Государство

Политическая идеология

… — это совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения   Мораль

… — это специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания   Искусство

… – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального   Индивидуальность

…. – это учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира

онтология

+ гносеология

интерпретация

дуализм

детерминизм

 

test-for-you.ru

Ответы@Mail.Ru: Помогите по философии пожалуйста))

1. Философия возникла…

а) с появлением первых человеческих сообществ

б) около 2,5 тысяч лет назад

в) около 15 тысяч лет назад.

г) в IIIвеке н. э.

д) в XVIIвеке

2. Первые философские школы возникли в древних культурах …

а) Китая

б) Греции

в) славян

г) Индии

д) Японии

3. В переводе с греческого, философия означает…
а) просвещение

б) познание

в) любовь к мудрости

г) любовь к чтению

д) культуру общества

4. Согласно этическому подходу, философия рассматривается как наука о …

а) красоте

б) логике

г) добре и зле

г) природе

д) законах

5.К эстетическому подходу к философии тяготеют такие мыслители, как …

а) Леонтьев, Ницше

б) Спиноза, Гольбах

в) Конт, Спенсер

г) Монтень, Кант

6. Предмету философии на протяжении всей истории развития присущи такие признаки, как…

а) изменчивость

б) фрагментарность

в) универсальность

г) статичность

д) фундаментальность

е) догматизм

7. Какому мыслителю принадлежит определение философии как «знания не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу бытия»?

а) Платону

б) Ф. Аквинскому

в) Сенеке

г) Ж-Ж Руссо

8. Фридриху Ницше принадлежит известное, образное высказывание о философии — …

а) «философия — это наука, исследующая первые начала и причины»

б) «философия – это душа культуры»

в) «философия человечна, слишком человечна»

г) «философия — это естественный разум, данный каждому человеку от рождения»

9. Понятие «философский вопрос» связан с проблемами…

а) международных отношений

б) поиска смысла жизни и истин бытия

в) утилитарного использования знаний и ресурсов

г) философского образования в ВУЗе

10. Философия — это высшая ступень развития…

а) абстрактного мышления

б) восточной цивилизации

в) экономических знаний

г) технических знаний

otvet.mail.ru

Вопрос 3. Специфика философского знания.

 

Попытаемся
разобраться: достаточно
ли указать на предмет философии, чтобы
выяснить ее своеобразие и уникальность?

Нет,
предмет философии указывает лишь на
область ее исследований, но не раскрывает
в полной мере специфику этого учения.
Для более обстоятельной характеристики
философии обратим внимание на характер
философских знаний, способ философского
мышления и духовно-практическую
направленность философии.

Во-первых,
философия представляет собой
систему предельно
широких и глубоких знаний о
 мире.
Все науки устремлены к истине, и каждая
из них открывает свою истину. Но философия,
как писал средневековый философ Фома
Аквинский, «есть знание не какой угодно
истины, а той истины, которая есть
источник всякой истины и которая
относится к первоначалу бытия».
Действительно, философами стали называть
тех людей, которые начали рассуждать о
том, как возник мир, как он устроен, какое
место в нем человека, в чем сущность и
смысл его бытия. Эра философствования
началась с выяснения вопроса о началах
бытия, с осознания того, что лежит в
основе всего сущего. Список семи мудрецов
Древней Греции возглавлял Фалес —
родоначальник европейской философии,
который первый поставил вопрос о
первопричине мира. Знание первопричин
— это знание общего, в том смысле, что из
этого знания вытекают все другие
представления о мире. Нужны ли такого
рода знания? Во все времена было немало
людей скептически относившихся к такой
цели познания мира. Однако, как верно
заметил Аристотель, «научить более
способна та наука, которая исследует
причины, ибо научают те, кто указывает
причины для каждой вещи», но и познать
это наиболее общее труднее всего для
человека, «ибо оно дальше всего от
чувственного восприятия».

Следует
обратить внимание на то, какой смысл в
философии придается понятию «предельно
широкие и глубокие знания».
 Это
знания не только о первоосновах мира и
человеческого бытия. Можно подумать,
что философия только и учит о первоначалах
сущего, которые, кстати, и не даны нам в
опыте и так далеки от реальной человеческой
жизни, с ее повседневными заботами и
проблемами, что могут и не вызывать
особого интереса у значительной части
людей. Как говорил один из героев
Хемингуэя: «Мне все равно, что такое
мир. Все, что я хочу знать, это — как в нем
жить. Пожалуй, если додуматься, как в
нем жить, тем самым поймешь, каков он».
Понятие «предельно широкие и глубокие
знания» касается не только мира или
человеческого бытия в целом. Нет, оно
имеет отношение к любой исследуемой в
философском ключе проблеме. Скажем —
проблеме человека: ее изучают многие
дисциплины — антропология, психология,
медицина и т.д. Философский, т.е. предельно
широкий и глубокий взгляд на проблему
человека, связан с анализом его сущности,
соотношения в нем биологического и
социального, сознательного и
бессознательного, с выяснением смысла
человеческого бытия; это и есть самый
глубокий и широкий взгляд на понимание
человека. Даже такие интимные состояния
человеческого духа как любовь, забота,
страх и т.п. исследуются в философии с
предельно глубоких и общих позиций, в
контексте с сущностью человека, его
бытия, социальной средой, в которой он
существует.

Во-вторых,
философия не только система универсальных
знаний о мире и человеке, но и особый способ
мышления,
 его
так и принято называть философским
мышлением. Это мышление стремится не к
утилитарному, прагматическому освоению
мира, а к постижению смысла жизни,
истинной сути вещей, тайны мира и
человека. Нередко говорят: «это философский
вопрос», «философская картина» или
«философское произведение», имея в
виду, что в них отражаются проблемы,
связанные со смыслом и истиной бытия.
В искусстве философское мышление присуще
великим писателям и художникам. У Поль
Гогена есть картина с символичным для
человечества названием: «Кто мы? Откуда
мы? И куда мы идем?» Вся история философии
— от древних Вед до современности — это
поиск ответа на этот сакраментальный
вопрос.

Специфика
философского мышления связана, прежде
всего, с выделением в исследуемом
материале фундаментальных человеческих
проблем: чтобы не изучала философская
мысль, в ее эпицентре всегда находится
человек и его бытие. В философии мир
рассматривается как мир бытия человека,
включающего в себя мир природы, социальные
условия жизни человека, его духовную
культуру. Историю философия объясняет
как историю человека — в контексте
изменяющихся времен, как человеческие
судьбы, сопричастные к историческим
процессам и играющие в них активную
роль. Любой вопрос приобретает философский
смысл только тогда, когда он спроецирован
на человека, смысл его существования и
мир его бытия.

В-третьих, отличительной
особенностью философии является
ее морально-этическая
(духовно-практическая) направленность.
 Философия
не просто мировоззрение или наука — это
и искусство жить разумно, в согласии с
природой человека и окружающего его
мира. Любая более или менее развитая
философская система включает в
себя этику 
учение о нравственной жизни, мудрости.
Ее значение ярко выразил Р. Декарт: «Под
последней (этикой) я разумею высочайшую
и совершеннейшую науку о нравах; она
предполагает полное знание других наук
и есть последняя ступень к высшей
мудрости. Подобно тому, как плоды собирают
не с корней и не со ствола дерева, а
только с концов его ветвей, то и особая
полезность философии зависит от тех
его частей, которые могут быть изучены
только под конец».

Для
философии характерна и органическая
связь с природой и сущностью самого
человека. О философии можно сказать
словами Ф. Ницше: она человечна, слишком
человечна. В основе философии лежат два
естественных человеческих свойства —
способность к удивлению и размышлению.
На эти естественные, сугубо человеческие
источники возникновения философии
указывали многие философы. Так, Аристотель
считал, что не стремление к выгоде, а
именно удивление побуждает людей
философствовать, а известный английский
философ Т. Гоббс писал, что «философия
— это естественный разум, данный каждому
человеку от рождения, ибо каждый в
известной степени рассуждает о
каких-нибудь вещах». Философию нельзя
ни выдумать, ни отменить; ее появление,
можно сказать, запрограммировано самой
природой и сущностью человека. Человек
выделился из животного мира благодаря
двум своим способностям — создавать
орудия труда и абстрактному мышлению.
Развитие абстрактного мышления неизбежно
приводит к знаниям общего характера,
выяснению сущности и идеи вещей, т.е. к
появлению философских знаний. Философия
— это высшая ступень развития абстрактного
мышления, его истина и зрелость.

Для
выяснения специфики философии немаловажное
значение имеет понимание вопроса о
соотношении философии с наукой, религией
и искусством.

 

 

studfiles.net

Вам известна высшая ступень развития человека?

Гениальность — высшая ступень развития человека! !

.
Звания «гений» достойны не более 400 человек. Не густо для пятитысячной истории цивилизации – чуть менее одного «бесспорного» гения в десятилетие на все человечество.

Не случайно однажды Александр Грин сказал: «Пушкин прекрасно знал, что он гениален. Но у него достаточно было ума и осторожности, чтобы никому об этом не говорить. Люди еще не доросли до того, чтобы спокойно принимать такого рода заявления» .

Как ни странно, находятся люди, которые даже в наше время относят гениев к своего рода медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает нам – простым смертным – результаты своих неповторимых размышлений.

Многие поддерживают теорию наследования таланта. Ее сторонники утверждают, что гениальность передается по наследству, накапливаясь, словно некая таинственная энергия, из поколения в поколение. Надо сказать, что есть немало фактов, как бы подтверждающих эту идею. Например, в генеалогическом древе Иоганна Себастьяна Баха пятьдесят шесть музыкантов, из них двадцать – отличнейших. В поколении швейцарских математиков Бернулли в течение двух веков отмечено 14 крупных ученых. Высокой «плотностью» талантов обладали семьи Тициана, Ван-Дейка, Дарвина, Штрауса, Кюри.

К примеру, гении, вышедшие из семей простых людей, где минимум в трех-четырех предыдущих поколениях не было выдающихся личностей. А это крайне важно, ибо согласно одной из генетических гипотез природы гениальности, о которой еще пойдет у нас речь, «божий дар» таланта может неожиданно вспыхивать лишь на отдельных генеалогических этажах и совершенно не «работать» на остальных. )

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху» .

Горький говорил, что интуиция возникает из запаса впечатлений, которые еще не оформлены сознанием, не воплощены в мысль или образ.

Воображение основано на использовании имеющегося у человека чувственного опыта. Материалом воображения служат образы памяти и наличных восприятий. Источник воображения – всегда объективная действительность, которая выступает в результате деятельности человеческой фантазии в преобразованном виде, приобретает в сознании человека новые формы.

При известных условиях фантазия может стать творческой, войти в качестве важной составной части в творческий акт. Еще В. И. Ленин говорил, что подход ума к вещам допускает возможность отлета фантазии от жизни. Фантазия – качество величайшей ценности, нелепо отрицать роль фантазии в самой строгой науке. «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без участия фантазии» , – писал В. И. Ленин.

В состоянии вдохновения, творческого экстаза человек испытывает величайшую радость, восторг, ни с чем не сравнимое счастье. Творец как бы отрешается от своего «я» и сливается с объектом созерцания, проникая в самую сущность явления.

Моцарт, например, изображает процесс своего творчества как непроизвольную игру образов и мыслей, которые неизвестно как создаются и неизвестно откуда берутся: «Откуда и как – этого я не знаю, да тут я и ни при чем» . Вспомним поэтическое слово Фета: «Не знаю сам, что буду петь, – но только песня зреет» . Тургенев писал, что «романистом положительно владеет что-то вне его и вдруг толкает внезапно» .

В. Г. Белинский считал неотъемлемым свойством одаренного человека наличие сильной воли, обеспечивающей преодоление препятствий, стойкость в убеждениях и огромную работоспособность. Он говорил, что гений «есть сильная воля, которая все побеждает, все преодолевает, которая не может погнуться, не может отступить.. .Сила воли есть один из главнейших признаков гения, есть его мерка… »

.
Гениальность

otvet.mail.ru

Философия И

Гегель создает образцовую философскую систему, в том смысле,
что она построена именно как система, каждый элемент которой связан с другими.

Система Гегеля – вершина системы творчества.

Гегель
отталкивается от идеи трансцендентального субъекта. Однако изначально понимал
этот субъект как абсолютный дух или абсолютную идею, как некий
мировой разум.

Для него это субъект, который одновременно является субстанцией.

Абсолютный дух
является исходной точкой развития в процессе самопознания опредмечивает себя,
т.е. все идеальные структуры, понятия, идеи, мысли, содержащиеся внутри него он
реализует во вне. Дает им не идеальное, а реальное содержание.

Три основных ступени развития.

1.     
Логика – рассматривает абсолютный дух, его внутреннюю
структуру (всю систему логических категорий: бытие и небытие, синтез этих двух
понятий, становление, количество, качество и мера). Каждое понятие Гегель
рассматривает как включенное в некую триаду.

Исходное понятие – тезис.

Противоположное ему – антитезис.

То что они порождают вместе – синтез.

Принцип троичности – диалектический принцип развития путем прохождения
трех ступеней.

2.     
Философия природы.

На этом уровне он также рассматривал три основных
ступени:

Ø      Механический уровень.

Ø      Химический уровень.

Ø      Организмический уровень (уровень организмов).

3.     
Философия духа – изображающая становление и развитие человека.

На третьем уровне, где вероятно возникновение
человека, сознание человека и абсолютное сознание абсолютного духа встречаются
в процессе познания. И на этом уровне процесс самопознания абсолютного духа
завершается.

На этом уровне Гегель рассматривает три
ступени:

·       
Субъективный дух (личность, индивидуальное сознание).

v     Чувство

v     Рассудок

v     Разум

·       
Объективный дух (семья, гражданское общество, государство[вершина
развития нравственного принципа], общественное сознание).

v     Право

v     Мораль

v     Нравственность

Государство – «шествие Бога в мире». На
уровне объединения индивидов в государстве каждое индивидуальное сознание
достигает своей вершины, т.к. избавляется от эгоизма и из отдельных индивидов
получается единый человеческий организм – государство.

·       
Абсолютный дух.

v     Искусство

v     Религия

v     Философия.

Искусство
так тесно связано с чувственностью, что не может адекватно отразить духовную реальность.

Религия
более высокая ступень, но и в ней эмоционально-чувственный компонент еще силен.

Философия
как чистая деятельность разума, отвлеченная от всех чувственных и эмоциональных
компонентов (как считал Гегель), на котором мышление полностью освобождено.
На этом уровне самопознание абсолютного духа завершается.

Триада: Логика – природа – история.

Вершина философии – философия Гегеля.

 

Лекция 16.

 

В системе Гегеля впервые  диалектический метод
получил статус теории. Т.е. появилась развернутая теория диалектики – как
теория о всеобщей связи развитии. Главный механизм развития,
согласно этой теории – это противоречие, т.е. внутреннее противоречие,
которое содержится в каждом понятии и явлении. Т.е. и в области мысли и в
области реальности борьба противоречий движет развитием. Противоречие
реализуется поэтапно, путем отрицания предшествующих позиций новым. Любая
определенная ситуация, будь то определение в мысли или какое-либо фактическое
положение дел, содержит в себе уже свое иное будущее состояние. За всем этим
будущим состоянием наличное положение дел отрицается или снимается. Т.о. в
любом случае работает механизм так называемого двойного отрицания. Гегелевская
триада (тезис, антитезис, синтез) являет собой пример этого двойного
отрицания
. Тезис отрицается антитезисом, а затем сам он
отрицается синтезом. Причем синтез – это новый тезис, как
бы начало новой серии отрицаний. Причем отрицание – по Гегелю
предполагает не просто уничтожение прошлого. Гегель использует термин
«снятие», иногда его переводят как преодоление, имеется в виду, что каждое
новое состояние содержит в себе все предыдущие, отрицаемые моменты. Т.е. все,
что было отрицаемо, оно все сохранено. Поэтому термин «снятие», «отрицание»,
«преодоление», в немецком языке имеет смысл как «сохранение», т.е. снятие посредством
сохранения. Гегель приводит множество различных примеров из жизни
природы, из жизни человека, о том, что каждое наличное состояние уже содержит
зародыш этой силы, а значит, в будущем отрицается, чтобы потом быть отрицаемым
новым будущим. Речь идет о бесконечной цепочке развития путем восхождения на
все более и более высокие и сложные уровни. По сути дела мы видим, что вся эта система
начиная от чистого развития понятий в области логики до реализации уже в
высоких уровнях культуры не просто человеческой жизни, но человеческой жизни порождающей
идеи абсолютов, т.е. там, где человек рождает религию, искусство, философию -
высшие сферы реальной жизни, жизни культуры. На всем этом протяжении речь идет
именно о такой структуре – структуре двойного отрицания.

Основываясь на теории Гегеля впоследствии, его
диалектические принципы в марксизме приобрели статус законов объективной реальности.

Эти законы:

1.     
Закон единства и борьбы
противоположностей
.

В этом законе фиксируется противоречие,
заключающееся в каждом движении бытия. Противоречия эти находятся по началу на
стадии единства, затем входят в стадию борьбы, чтобы образовать новое единство.

2.     
Закон перехода
количественных изменений в качественные
.

Согласно которому постепенное
накопление количественных изменений в определенный момент доходит до такой
точки, когда происходит качественный скачек. Т.о. в этом законе фиксируется
положение о революционном принципе развития реальности. Эта идея
была наиболее ярко воспринята Марксом.

3.     
Закон двойного отрицания или
Закон отрицания отрицания
.

См. выше.

Эти законы в марксизме получили статус универсальных
объяснительных принципов не только для природы, но и для истории, для жизни
общества и отдельного человека. Т.е. в марксизме диалектика стала основой философии
как таковой.

По Гегелю диалектические принципы также
применялись к истории, человеческому обществу и человеческой культуре. Описывая
процесс постепенного роста сознательности человечества, т.е. приближения
человечества к осознанию законов развития духа, Гегель также использует
этот принцип триад. История согласно Гегелю, есть постепенное осуществление
принципа свободы.

Три ступени человечества:

На первой ступени: Самые развитые цивилизации восточной, где свободен
только один человек.

На второй ступени: Речь идет об античном мире, где свободны уже многие
(все кроме рабов).

На третьей ступени: В так называемом германском мире приходит осознание того,
что свободны все.

Описывая постепенный рост сознания человечества, Гегель
рассматривает по началу факт индивидуального сознания, затем стадию самосознания,
когда индивидуальное сознание начинает отличать себя от других, и вот здесь он
описывает первичную встречу двух исходных, изначальных сознаний, когда некое
человеческое «Я» осознает, что есть другие «Я». Гегель описывает эту
встречу в притче «о хозяине и рабе», где в роли хозяина выступает сознание,
которое господствует, владычествует, а в роли раба – сознание, которое
подчиняется, признает хозяина своим повелителем.

Показывая диалектику этих двух сознаний, Гегель
показывает, как рабское и хозяйское сознания постепенно переходят в свою
противоположность. Хозяин впадает в зависимость от раба, т.е. теряет свободу, а
раб, напротив, постепенно начинает понимать, что в его руках находится
обеспечение жизни как своей собственной, так и хозяина.

Эта диалектика сознаний и ведет к тому, что в истории
главным принципом становится борьба за свободу. Т.е. стремление достичь такой
ситуации, когда хозяин и раб не просто меняются местами, а когда их
противоречия вовсе снимаются.

Этот момент в философии Гегеля в последующий
период развития философии, вплоть до сегодняшнего дня, вдохновляет на борьбу за
свободу самые разные течения. Освободительная борьба колониальных народов,
борьба женщин за равноправие, экономическая борьба, вылившаяся в
социалистические революции – все это есть попытка разрешить противоречия между
«хозяином» и «рабом».

Анализируя высшие сферы человеческой культуры, там,
где абсолютный дух начинает проявлять себя, т.е. это искусство, религия и
философия, Гегель всюду видит три этапа развития.

В религии, например, первая стадияязыческая, когда
человек еще не выделил себя из природы. Вторая стадиямонотеизма,
т.е. возникновение библейского повествования о едином Боге, когда происходит
раскол между человеком и природой с одной стороны, и человеком и Богом с
другой, человек начинает осознавать себя как существо греховное и отпавшее от целостности
мира. Третья стадияхристианство, в котором Бог сам
восстанавливает утраченное единство Бога и человека, посредством Христа
(богочеловека). Задача человека в сфере религии – вернуться к единству с Богом
сознательно, свободно.

В области искусства, Гегель также выделяет три стадии развития:

1.     
Искусство символическое, т.е. искусство первобытных народов, где речь идет об
отражении природы.

2.     
Искусство классическое, в античности, где искусство начинает обращаться к
человеку, к человеческому телу, а не только к природе.

3.     
Искусство романтическое, т.е. Новой Европы, которое стремиться изобразить не
просто человека, не просто природу, а внутренний мир человека, его психологию.

По этой причине, причине чрезмерной психологизации
искусства, Гегель отказывает искусству в перспективах развития. Для Гегеля,
искусствотупиковая ветвь в развитии абсолютного духа в человеке.

Философия, по Гегелю, также проходит три ступени:

1.     
Философия античная, классическая.

2.     
Философия средневековая, религиозная.

3.     
Философия нового времени и
философия Гегеля
.

Эта третья ступень вбирает все достоинства предыдущих.
В философии Гегеля сохранен и религиозный компонент (абсолютный дух) и сохранен
рациональный античный компонент, и они вместе синтезированы в логику развития
рационального абсолютного мышления.

Во-первых, в системе Гегеля классический
философский рационализм достигает своей вершины, своей крайней точки. По Гегелю,
исторические формы разума оказываются исчерпанными, достигшими своей вершины. Во-вторых
в системе Гегеля все проявления жизни подчинены единой рациональной
логике, и этим обнаруживает недостатки рационализма, неспособность силами
одного только разума адекватно отразить все проявления бытия.

После смерти Гегеля начинается «бум» против
рационализма в философии. Этот «бум» выразился в трех основных формах:

1.     
Марксизм, когда отрицается абстрактность и отвлеченность
гегелевского рационализма. Маркс выдвигает идею о практической
значимости философии. «Философы лишь различным образом объяснили мир, но
дело заключается в том, чтобы изменить его»
.

2.     
Позитивизм, это философское направление, связавшее свою судьбу с
развитием естествознания, и единственной опорой познания позитивисты считали
научный элемент, научный опыт и основывались на идеях эмпиризма.

3.     
Иррационализм, т.е. создание теорий, в которых основанием бытии были
иррациональные идеи.

Главное противоречие в системе Гегеля, которое заставило многих
мыслителей отказаться от его идей это противоречие между методом и системой.
Метод Гегелядиалектический, т.е. предполагает бесконечную цепь
развития, а система Гегеля — это абсолютная система, которая на
определенной ступени завершается. Гегель отказывается вообще от обсуждения
будущего.

 

Общая
характеристика немецкой классической философии.

 

1.            
Немецкая классическая философия на
место традиционной онтологии ставит гносеологизм, т.е. стремление
исходить из идеи первичности субъекта в познании. Т.о. через формы сознания
субъекта может быть описано бытие.

2.            
На место субъекта выступает не
индивидуальное сознание (для 18 в. было характерна т.н. гносеологическая
робинзонада
, когда рассматривался единичный, природный субъект,
познание которого нужно было объяснить), а трансцендентальный субъект,
т.е. всеобщее родовое сознание, обладающее всеобщими и необходимыми формами
мышления.

3.            
Этот субъект выступает в качестве
активного творца объективного мира. Т.о. познание выступает как деятельность, а
не просто пассивное отражение, как это было раньше.

4.            
Метафизический метод,
ориентированный на познание тождественного себе бытия, т.е. устойчивого, постоянного,
неизменного, сменяется диалектическим методом. Т.о. бытие предстает в качестве изменчивого,
динамичного, в каждой своей точке не зафиксированного, а стремящегося к
будущему.

5.            
Благодаря немецкой классической философии,
принцип историзма стал одним из основных научных принципов. Т.е. любое
явление, гуманитарное или естественнонаучное, стало рассматриваться как
обладающее своей историей, исторически ограниченное, т.е. характерное только
для этого этапа развития, относительное. 19 век стал «веком истории». История
стала популярной наукой.

6.            
Философия в немецкой классике
предстает как деятельность по систематизации всех возможных способов познания и
всех сфер реальности. В немецкой классике каждый создает всеобъемлющую систему,
которая вся пронизана единым исходным принципом.

7.            
В немецкой классической философии
наиболее глубокое осмысление получила идея свободы, принцип свободы,
практическое действие субъекта, основанное на свободе. В последующие годы
развития философии эти идеи, сформулированные Кантом и Гегелем,
лишь по-разному актуализируются, применяются в различных сферах человеческой
деятельности.

 

noname430.narod.ru

Философия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Каждый человек хотя бы изредка занимается философией».
Картина Алмейды Жуниора (англ.)русск. «Девушка с книгой», XIX век

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира[2][3][4]. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и

ru.wikipedia.org

Философия ответы — Стр 3

Субъект
– одно из ключевых понятий в философии,
обозначающее существо, наделённое
волей.

Мир
есть представление. А у представления
есть две существенные, необходимые и
неотделимые друг от друга цели – субъект
и объект.

Субъект
представления есть тот, кто всё познаёт,
сам непознанный никем. Как писал немецкий
философ Артур Шопенгауэр:

«Субъект
– опора мира, всеобщее условие, любым
феноменом, любым объектом подразумеваемый:
в самом деле, всё существует не иначе,
как в функции субъекта».

Объект
представления как познанное обусловлен
априорными формами пространства и
времени, в силу чего и есть множественность.
Субъект, напротив, вне времени и
пространства, он целостен и индивидуален
в каждом существе, способном иметь
представления. Чтобы сконструировать
мир из миллиона представлений, достаточно
одного субъекта. Но с исчезновением
субъекта нет мира как представления.

«Субъект
и объект, следовательно, неотделимы:
каждая из двух половинок осмыслена
посредством другой, то есть каждая
существует рядом с другой, с ней же
вместе исчезает».

Из
этих убеждений и следует, что субъект
в философском знании и есть
внепространственная и вневременная
опора мира.

Свобода
воли как философский первопринцип. «Я»
как интеллектуальная интуиция. Воля и
сущность бытия в противопоставлении
объекта и субъекта

Воля
– сознательная целеустремлённость
человека на выполнение тех или иных
действий. Идеализм ложно рассматривает
волю как независимое от внешних
воздействий и обстоятельств и не
связанное с объективной необходимостью
свойство, а действия и поступки человека
– как проявления идеалистически
понимаемой «свободной» воли.

Свободна
не воля, которая выбирает, исходя лишь
из желаний субъекта (волюнтаризм,
экзистенциализм), а воля, которая выбирает
правильно, в соответствии с объективной
необходимостью.

Августин
Блаженный выдвинул положение о том, что
действиями души и тела управляет воля.
Именно она побуждает душу к самопознанию,
строит из чувствительных отпечатков
вещей их образы, извлекает из души
заложенные в ней идеи. Первенство воли
перед интеллектом подчёркивал и Иоанн
Дунс Скотт.

По
словам Энгельса, свобода воли означает
не что иное, как способность принимать
решение со знанием дела.

Сила
воли не дана человеку исключительно от
природы. Умение и способность принимать
правильные решения и выполнять их,
доводить начатое дело до конца являются
результатом опыта, знаний, воспитания
и самовоспитания. В философии Шопенгауэра
воля – космическая сила, слепой,
неразумный, бесцельный и бессознательный
первопринцип, от которого берут своё
начало все психические проявления
человека. Сознание и интеллект являются,
по Шопенгауэру, вторичными проявлениями
воли.

Волюнтаризм
противопоставлял волевое начало
объективным законам природы и общества,
утверждал независимость человеческой
воли от окружающей действительности.

Воля
у Спинозы – это способность, благодаря
которой душа утверждает или отрицает,
определяет, что истинно, а что ложно, а
желание – способность, благодаря которой
душа домогается какой-либо вещи или
отвращается от неё.

Кант
подверг критическому анализу как
христианское учение о свободе воли, так
и концепции механистического детерминизма.
Стремясь к компромиссу между материализмом
и идеализмом, Кант выдвинул тезис о
двойственности человека: он является
эмпирическим и умопостигательным
существом. «Свободу должно предполагать
как свойство воли всех разумных существ».

По
мнению Канта, мысль о свободе человеческой
воли навязывается нам именно этим
законом. Не будь нравственного, люди
никогда бы не думали ни о какой свободе
воли и не испытывали бы в ней никакой
необходимости. Только следуя долгу,
человек свободен в своих поступках, ибо
долг как нравственный закон имеет свой
источник в самой личности.

Гегель
выдвинул тезис: вне и помимо мышления
воля невозможна и она не является некой
особой сущностью, наличествующей в
человеке наряду с мышлением.

Свободу
воли Гегель рассматривает как необходимую
предпосылку практической деятельности
человека. Воля у Гегеля есть деятельность
человека. Произвол, по Гегелю, это низшая
ступень развития воли, «отрицательная
свобода».

Фейербах
считал, что воля может быть лишь у живого,
чувствующего человека, «ибо что такое
воля, как не желающий человек?». Он
выступает против гегелевского
отождествления воли и мышления, хотя и
не отделяет их друг от друга.

Противники
волюнтаризма утверждали, что свобода
воли означает не что иное, как возможность
принимать решения со знанием дела.

Идеальная
сторона мира – это интеллектуальная
интуиция. Интеллектуальная интуиция –
мыслительная способность человека,
позволяющая проникнуть в сущность
вещей. Интуиция – часть познания.

Юм
писал, что первый проблеск знания о
субстанциальности «я» и даёт
интеллектуальная интуиция, позволяющая
усмотреть второстепенный признак
субстанции. Интеллектуальная интуиция
– это точка объединения множества
событий и качеств.

Асмус
подчеркивал, что под «интеллектуальной
интуицией» учёный понимает прямое
постижение умом истины, не выведенной
из других истин посредством доказательства
и не усматриваемой одними лишь внешними
чувствами.

Если
полагать, что интуиция относится к
интеллекту и связана с отражением
сущности предметов, то можно принять
за исходное такое определение
интеллектуальной интуиции, как способности
постижения истины путём прямого её
усмотрения без обоснования с помощью
доказательства.

По
Фихте, не существует ничего вне «я», что
детерминировало бы его деятельность.
Сама конечность «Я» должна быть принята
в качестве продукта его бесконечной
деятельности.

Субъект
– это носитель материальных и духовных
ценностей, источник активности
направленный на объект. Объект – это
противопоставление субъекту, на что
направлена его деятельность. Сущность
– то постоянное, что сохраняется в
явлении при различных его вариациях, в
том числе и временных, сердцевина бытия.
Воля – способность и умение выбора цели
деятельности и внутренних усилий,
которые необходимы для её осуществления.

Шопенгауэр
создаёт свою собственную метафизическую
концепцию, в которой подлинное бытие
мира, истинно сущее, самотождественное
есть иррациональное начало – Воля,
порождающая из себя мир представлений,
родственный платоновскому миру
чувственных вещей и кантовскому миру
явлений.

В
волении субъект сливается с объектом,
выступая ключом к познанию внутреннего
существа всего мира. Мировая воля есть
ядро и начало мира, она может
объективироваться в конкретных вещах,
причём воплощается в последних постепенно,
проходя несколько ступеней. С каждым
шагом она достигает новой ступени,
превращаясь в сознательное хотение –
высшую ступень объективации воли. Воля
начинает себя осознавать в человеке,
потому что к ней как первичному началу
бытия привносится вторичное – сознание.
Сознантельная воля – одна из разновидностей,
а не всеобщий атрибут воли, причём
разновидность, которая присуща человеку,
не воля сама по себе, а воля, обусловленная
интеллектом.

На
самой высшей ступени объективации воля
иррациональна и её действия могут быть
непредсказуемыми. Воля в метафизике
Шопенгауэра стала принципом, первоосновой,
началом и сущностью мира.

Воля
отлична как от идеи Платона, так и от
«вещи в себе» Канта. Говоря о кантовской
«вещи в себе», следует отметить, что она
вообще неопределенна, ибо не может быть
познана ни чувствами, ни рассудком, ни
разумом. Идеи же Платона, будучи родами
истинного бытия, постигаются разумом,
рациональны; Воля же представляет собой
иррациональное начало, подчиняющее
себе разум. В этом их коренное и главное
различие.

Тёмная,
таинственная, иррациональная первооснова
бытия превращается у Шопенгауэра в
мистически таинственную Мировую волю.

Мир,
который человек видит, наполнен
многообразием и красками, Шопенгауэр
объявляет представлением, «объектом
познающего субъекта». Всё, что принадлежит
миру, неизбежно обусловлено субъектом
и существует только для последнего,
т.е. мир представлений как таковой
обусловлен нашей способностью
представления (сознанием субъекта).

Скептицизм
и солипсизм, их философские основания

Скептицизм
– философское направление, выдвигающее
сомнение в качестве принципа мышления,
особенно сомнение в надёжности истины.
Умеренный скептицизм ограничивается
познанием фактов, проявляя сдержанность
по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Секст
Эмпирик в работе «Три книги пирроновых
положений» отмечал, что скептицизм не
рассматривает сомнение как принцип, а
использует сомнение как полемическое
оружие против догматиков, принцип
скептицизма – явление.

Философский
скептицизм – направление в философии,
выражающее сомнение в возможности
достоверного знания. Рассматривает
философию, в том числе и скептическую,
как род наукообразной поэзии, но не
науки. Отличительный признак – утверждение
«Философия – не наука!».

Античный
скептицизм как реакция на метафизический
догматизм представлен прежде всего
Пирроном, затем средней академией
(Аркесилай) и поздним скептицизмом
(Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик).

Энесидем
указывает 10 принципов (тропов) скептицизма:

Различие:

  • Людей

  • Органов чувств

  • Состояний индивида

  • Положений

  • Расстояний

  • Мест

  • Смешанное бытие воспринимаемого объекта
    с другими объектами

  • Относительность вообще

  • Зависимость от количества восприятий

  • Зависимость от уровня образования,
    нравов, законов, философских и религиозных
    взглядов.

Солипсизм
– радикальная философская позиция,
характеризующаяся признанием собственного
индивидуального сознания в качестве
единственно-несомненной реальности и
отрицанием объективной реальности
окружающего мира. Иногда этот термин
употребляется в этическом смысле как
крайний эгоцентризм.

Логическим
основанием солипсизма служит суждение,
согласно которому единственная
реальность, существующая достоверно –
это собственное сознание (которое
доступно человеку непосредственно) и
ощущения (которые также воспринимаются
непосредственно).Вопрос адекватности
отображения окружающего мира в нашем
сознании всегда упирается в вопрос о
достоверности восприятия; если ощущения
достоверны, то мир таков, каким мы его
видим, но достоверность ощущений мы не
можем доказать бесспорно, ибо кроме
ощущений и сознания нам ничего не
доступно непосредственно. В таком случае
можно предположить, что ощущения искажены
либо порождены нашим же сознанием, а
окружающий мир совершенно не таков,
каким мы его видим, либо даже вовсе не
существует.

В
различных трактовках солипсизм
подразумевает:

  • Сомнение в реальности и достоверности
    всего сущего

  • Отрицание реальности всего, кроме
    собственного Я

  • Отрицание духовности всего, кроме
    собственного Я

Солипсизм,
как радикальный субъективный идеализм,
часто подвергался критике со стороны
известных философов:

  • «Солипсизм – скандал в философии»
    (И.Кант)

  • «Солипсизм может иметь успех только в
    сумасшедшем доме» (А.Шопенгауэр)

Однако,
достаточного обоснования, которое
позволяло бы однозначно утверждать
существование объективной реальности
вне мыслящего субъекта, дано не было.

Философ
Даниель Колак считает, что открытый
индивидуализм (взгляд, что мы все одна
и та же личность) может быть назван
просвещённым или «дружественным к
независимости» солипсизмом.

В
отличии от солипсизма, согласно которому
других разумов не существует и тела
других людей неразумны, открытый
индивидуализм утверждает, что других
разумов не существует, но тела других
людей разумны.

Немецкая
классическая философия: единство идей
и движущие принципы. Универсальная
проблематика как кульминационный пункт
интеллектуального развития

В
наибольшей степени принципы классической
философии были выражены в немецком
идеализме, который простирается от
начала XVIIIдо серединыXIXв. Он подразделяется
на

  • Критический идеализм Канта

  • Субъективный идеализм Фихте

  • Объективный идеализм Шеллинга

  • Абсолютный идеализм Гегеля

Но
при всём богатом разнообразии идей и
концепций немецкую классику отличает
приверженность ряду существенных идей
и принципов, которые позволяют
рассматривать немецкую классическую
философию как единое духовное образование.

  • Своеобразное понимание роли философии
    в истории человечества, в развитии
    мировой культуры. Классические немецкие
    философы полагали, что философия
    призвана быть критической совестью
    культуры, «конфронтирующим сознанием»,
    «усмехающимся над действительностью»,
    «душой» культуры. Гегель сказал:
    «Философия есть… современная ей эпоха,
    постигнутая в мышлении».

  • Все представители немецкой классической
    философии относились к философии как
    специальной системе дисциплин, категорий,
    идей. Кант выделяет в качестве философских
    дисциплин, прежде всего, гносеологию
    и этику. Шеллинг – натурфилософию,
    онтологию. Фихте рассматривает в
    философии онтологический, гносеологический,
    социально-политический разделы. Гегель
    выделяет философию природы, логику,
    философию истории, права, морали,
    религии, государства и др. Итак, философия
    каждого из представителей немецкой
    классики – разветвлённая система идей,
    принципов, концепций, связанных с
    предшествующей философией и новаторски
    преобразующих философское наследие.

  • Диалектический метод. Благодаря немецкой
    классической философии прекратилось
    господство метафизического метода.
    Она разработала целостную и разветвлённую
    диалектическую концепцию развития,
    приложимую к исследованию всех областей
    человеческой жизни. Кантовская диалектика
    – это диалектика границ и возможностей
    человеческого познания: чувств, рассудка
    и человеческого разума. Диалектика
    Фихте сводится к исследованию творческой
    активности «Я», взаимодействию «Я» и
    «Не-Я» как противоположностей, на основе
    борьбы которых происходит развитие
    самосознания человека. Шеллинг считает,
    что природа – становящийся, развивающийся
    дух. Гегель представил естественный,
    исторический и духовный мир в виде
    процесса.

  • Общие принципы в подходе к проблеме
    исторического развития. Несмотря на
    довольно существенные различия в
    трактовке развития истории общества
    Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем,
    главное состоит в том, что к истории и
    её пониманию прилагаются рациональные
    мерки и критерии: историческое развитие
    предполагается исследовать не с помощью
    прозрения – интуиции, а научно-теоретически;
    считается возможным выделить некоторые
    закономерности истории. Законы истории
    понимались как принципы исторической
    «разумности».

  • В своём рассмотрении человека и истории
    немецкая классическая философия чётко
    и ясно сконцентрирована вокруг принципа
    свободы и уважения к человеку, а также
    других гуманистических ценностей. При
    этом она пыталась проанализировать
    противоречия и трудности, которые
    возникали на пути реализации, воплощения
    в жизнь этих принципов.

Кант,
Фихте, Шеллинг, Гегель строят свои очень
сложные и разветвлённые учения, системы,
включающие универсальную философскую
проблематику, проблематику весьма
высокой обобщённости. Они философски
рассуждают о мире – о мире в целом, о
закономерностях его развития. Это так
называемый онтологический аспект
философии – учение о бытии. В тесном
единстве с ним строится учение о познании,
т.е. теория познания, гносеология.
Философия разрабатывается и как учение
о человеке, т.е. философская антропология.
Вместе с тем, классики немецкой мысли
стремятся рассуждать о человеке, исследуя
различные формы человеческой деятельности,
в том числе социальную жизнедеятельность
человека. Они размышляют об обществе,
общественном человеке в рамках философии
права, нравственности, всемирной истории,
искусства, религии – таковы были в эпоху
Канта различные области и дисциплины
философии.

Критическая
философия Канта, её принципы и задачи.
Проблема границ человеческого разума,
синтетические априорные суждения.

Кант
видел себя продолжателем идеи Френсиса
Бэкона, который в своё время, выступил
с критикой схоластического разума и
житейского рассудка, с требованием
отбросить мёртвые догмы и укоренившиеся
предрассудки, проверять на опыте все
положения, претендующие на истинность.
Разум у Канта не некая общая категория
и не объект поклонения. Он, как и все,
должен устоять в критическом испытании,
и тогда он выступит опорой познания.
Ведь без определения границ познания
вступать на этот путь опасно. Свою задачу
философ видит в том, чтобы преодолеть
две мировоззренческие позиции, два вида
одностороннего и, следовательно, ложного
подхода к проблеме познания – догматизм
и скептицизм. Одновременно это преодоление
Вольфа, которому принадлежала идея
разделения всех философов на скептиков
и догматиков. Первые пребывают в сомнении
относительно природы вещей, вторые на
этот счёт придерживаются чёткого
(«догматического») взгляда. Кант
предлагает третий путь – единственно
здравый, по его мнению, — путь критики.
Причём речь идёт не о критике каких-либо
книг и философских систем, а о критике
самого разума, взятого в чистом виде,
то есть независимо от какого бы то ни
было опыта. Философ намерен изучить
инструмент познания, прежде чем пустить
его в дело.

Всякое
знание, по Канту, начинается с опыта, но
не ограничивается им. Часть наших знаний
порождается самой познавательной
способностью, и носит, по выражению
философа, «априорный» (доопытный)
характер. Эмпирическое знание единично,
а потому случайно; априорное – всеобще
и необходимо. Априоризм Канта отличается
от идеалистического учения о врождённых
идеях:

  • Во-первых, тем, что, по Канту, доопытны
    только формы знания, а его содержание
    целиком поступает из опыта.

  • Во-вторых, сами доопытные формы не
    являются врождёнными, а имеют свою
    историю.

Реальный
смысл кантовского априоризма состоит
в том, что индивид, приступающий к
познанию, располагает определёнными,
сложившимися до него формами познания.
Если посмотреть на знание с точки зрения
его изначального происхождения, то весь
его объём в конечном итоге взят из
расширяющегося опыта человечества.
Другое дело, что наряду с непосредственным
опытом, есть опыт косвенный (усвоенный).
Далее Кант устанавливает различие между
аналитическими и синтетическими
суждениями. Первые носят поясняющий
характер, а вторые расширяют наши знания.

Трансцендентное
и трансцендентальное – термины
схоластической философии, фиксирующие
специфику трактовки теизмом бытия Бога
как непостижимого при помощи человеческих
способностей и имманентно человеческого
и получившее впоследствии широкое
употребление в классической и
неклассической философии благодаря
Канту.

В
философии Канта трансцендентальное –
это всё то, что относится к априорным
условиям возможности познания, его
формальным предпосылкам, которые
организуют опыт. Канту этот термин нужен
для того, чтобы:

  • Резче очертить суть своей философии,
    показать, что она нацелена не на сами
    предметы, а на нечто, выходящее за
    пределы опыта, обозначая тем самым
    переход нового в систему знаний и
    конструирование нашей познавательной
    способностью условий возможности опыта

  • Противопоставить трансцендентальное
    (как имманентное) трансцендентному –
    такому знанию, которое переступает за
    границы человеческого разума и является
    в этом смысле недоступным теоретическому
    познанию, становясь исключительно
    предметом веры.

Трансцендентное
– это всё то, что выходит за пределы
возможного опыта, например, Бог, бессмертие
души и т.п. В ходе последующего философского
развития термин «трансцендентальное»
получил широкое использование в системах
Фихте и Шеллинга, неокантианстве,
обозначая главным образом гносеологическую
направленность этих учений на поиски
условий или чистых возможностей познания.

Важнейшее
значение имеет проведённое Кантом
различие между аналитическими и
синтетическими априорными суждениями.
Вообще в аналитическом суждении субъект
уже содержит предикат (предмет суждения),
а в синтетическом суждении предикат
приписывается чему-то внеположенному
(то есть субъект не мыслится в самом
предикате). Высшим основоположением,
которому подчиняются аналитические
суждения, является логический закон
противоречия (т.е.они истинны, если не
противоречат себе).

Синтетические
априорные суждения расширяют наше
знание и в то же время общезначимы. Они
являются идеалом всякого знания.
Синтетические априорные суждения
возможны, поскольку подчиняются как
высшему основоположению трансцендентальному
единству апперцепции («синтетическому
единству многообразия созерцания в
возможном опыте», чистому Я, рассудку,
трансцендентальному субъекту), которым
является априорное суждение «я мыслю».
Оно является условием возможности
подведения многообразия чувственного
представления под априорные понятия
единства, высшим условием единства всех
понятий рассудка, вообще высшим условием
всех синтезов. В результате суждение
приобретает объективную значимость и
становится не просто истинным, а
необходимо истинным суждением.

Этические
и эстетические формы критицизма.
«Наукоучение» Фихте как развитие идей
критической философии

Этическое
учение Канта изложено в «Критике
практического разума». Этика Канта
основана на принципе «как если бы». Бога
и свободу невозможно доказать, но надо
жить как если бы они были. Практический
разум – это совесть, руководящая нашими
поступками посредством максим (ситуативные
мотивы) и императив (общезначимые
правила). Императивы бывают двух видов:
категорические и гипотетические.

Категорический
императив требует соблюдения долга.
Гипотетический императив требует, чтобы
наши действия были полезны. Существует
две формулировки категорического
императива:

  • «Поступай всегда так, чтобы максима
    (принцип) твоего поведения могла стать
    всеобщим законом (поступай так, как ты
    бы мог пожелать, чтобы поступали все)».

  • «Относись к человечеству в своём лице
    (так же, как и в лице всякого другого)
    всегда только как к цели и никогда –
    как к средству».

В
этическом учении человек рассматривается
с двух точек зрения:

Поведение
первого детерминировано исключительно
внешними факторами и подчиняется
гипотетическому императиву. Второй –
категорическому императиву – высшему
априорному моральному принципу. Таким
образом, поведение может определяться
практическими интересами и моральными
принципами. Возникают две тенденции:
стремление к счастью (удовлетворение
некоторых материальных потребностей)
и стремление к добродетели. Эти стремления
могут противоречить друг другу, и
возникает «антиномия практического
разума».

В
эстетике Кант различает два вида
эстетических идей – прекрасное и
возвышенное.

Эстетическое
– это то, что нравится в идее, безотносительно
к наличию.

Прекрасное
– совершенство, связанное с формой.

Возвышенное
– это совершенство, связанное с
безграничностью в силе (динамически
возвышенное) или в пространстве
(математически возвышенное).

Наукоучение
– термин, используемый Немецким философом
Фихте для обозначения собственной
системы философских взглядов,
отождествляемой им с «учением о науке»,
«знанием знания», «наукой о сознании»
и т.п. Фихте указывал на проблемную
преемственность его философии по
отношению к критической философии
Канта, ставившей своей целью поиски
предельных оснований научного знания.
Ключевым моментом философии Фихте было
выдвижение так называемой «Я — концепции»,
согласно которой «Я» имеет сложные
взаимоотношения с окружающим миром,
которые по Фихте описываются схемой

  • «Я» первоначально само себя полагает,
    само себя созидает

  • «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е.
    свою противоположность – внешнюю
    окружающую действительность (антитезис)

  • «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие
    между «Я – человеком» и «не – Я» —
    окружающим миром происходит внутри
    «Абсолютного Я» (вместилища, высшей
    субстанции) с двух сторон: с одной
    стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой
    «не – Я» передаёт опыт, информацию «Я»

Главное
в философии Фихте – утверждение о том,
что мысль в процессе деятельности
порождает объект и тем самым реализует
свои возможности свободного саморазвития.
Но так как свобода является принципом
практического (нравственного) разума,
то практическое отношение к предмету
предшествует созерцательно-теоретическому.
Главным побудительным мотивом деятельности
индивидуального «Я» является нравственный
долг как внутреннее свободное стремление
к самосовершенствованию, идеалом
которого является совмещение полной
свободы каждого со свободой для всех.

Природа
как объект натурфилософского исследования.
Действительное и разумное. Единство
мира и развитие как творческий процесс.

Мы
не только мыслим природу, доказывает
Шеллинг, и не только воображаем её, но
и практически взаимодействуем с ней, и
в результате обязательно испытываем
физическое сопротивление объектов,
вызванное их материальным содержанием.
Но материи нет в учении Фихте, поскольку
«вещь в себе» отброшена Фихте с самого
начала. Таким образом, Шеллинг обнаруживает
слабость не только субъективизма, но и
идеализма, заключённого в наукоучении
Фихте.

У
Шеллинга возникает идея всеобщей
взаимосвязи в природе, которая до этого
понималась как механический агрегат.

Новейшие
открытия показали, что физические
явления: электричество, магнетизм, свет
– невозможно истолковать механистически,
что здесь имеет место принципиально
иная форма движения. Тем более это
относится к явлениям жизни. Живое
невозможно объяснить без принципа
целесообразности, который противоположен
принципу механической причинности.
Шеллинг был первым мыслителем, который
дал развёрнутую критику механицизма,
до этого безраздельно господствовавшего
в естествознании.

В
противоположность механистической
картине природы Шеллинг развивает
принципиально иную картину. Сущность
природы составляет, согласно Шеллингу,
так называемая «полярность», или единство
противоположных сил: полюса магнита,
положительное и отрицательное
электричество и т.п. Картина природы,
построенная таким образом, получает у
Шеллинга название натурфилософии. И
это была новая для того времени форма
знания. В сущности, натурфилософия
представляет собой умозрительное учение
о природе, где последние данные опытного
естествознания дополнялись чисто
зрительными, спекулятивными, как было
принято в то время выражаться, понятиями.
Это была попытка синтеза опытного
естествознания и спекулятивной философии.

Но
природа интересовала Шеллинга не сама
по себе. В конечном счёте, натурфилософия
призвана решать ту же самую задачу,
которую решал Фихте, а именно объяснить,
как соотносятся между собой субъективное
и объективное, мышление и бытие. Ведь и
то и другое представляет собой крайние
полюса, между которыми нет никакого
плавного перехода.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о