31. Философия Джордано Бруно
Джордано Бруно (1548-1600)
итальянский монах—доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.
Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.
Бруно
высказывал ряд догадок, опередивших
эпоху и обоснованных лишь
последующими астрономическими открытиями:
о том, что звёзды —
это
далёкие солнца, о существовании
неизвестных в его время планет в
пределах нашей Солнечной
системы,
о
том, что во Вселенной существует
бесчисленное количество тел, подобных
нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался
о множественности миров и бесконечности
Вселенной: до него такие идеи выдвигались
античными атомистами,
Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение. В1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.
Наиболее выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим позиции пантеизма, является итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548–1600). Он рассматривал окружающий мир как единый. Вселенная, согласно Дж. Бруно, единая, бесконечная и неподвижная. Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и дви¬жения, однако в целом она не двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривал как то начало, которое производит формы из самого себя. Тем самым отвергалась идея творения. Материя представлялась ему состоящей из атомов. В своих работах он развивал учение о монадах. Вся Вселенная, согласно Дж. Бруно, одушевлена [22, т. 2]. Ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называл «мировой душой». Признавая природу одушевленной, он занимал позиции гилозоизма.
В своем космологическом учении Дж. Бруно опирался на гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное количество миров. Тем самым он отвергал наличие внешнего Бога, сотворившего якобы мир.
Следуя пантеизму, Дж. Бруно отождествлял Бога с приро¬дой и, более того, отождествлял Бога-природу с материей. Природа – это материя.
Таким образом, Бог в философии Дж. Бруно представляет другое обозначение окружающего нас мира. С пантеизмом у Дж. Бруно согласуется теория панпсихизма, в соответствии с ко-торой духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой активное созидательное начало.
В своей теории познания Дж. Бруно отвергал учение о двух истинах,
т. е. истинах бо¬гословия и истинах философии. Он полагал, что существует только одна истина – истина, достигаемая философией. Дж. Бруно критически относился к традиционной религии, считая, что она отрицательно влияет на жизнь людей, подменяя разум слепой верой. В будущем эта религия, согласно Дж. Бруно, будет заменена «религией разума». «Религия ра¬зума» – это совокупность философских воззрений и нравственных норм, свободных от суеверий и надуманных культов. За свои взгляды Дж. Бруно подвергался преследованиям со стороны религиозных властей. Он был обвинен в ереси, а в 1600 г. суд инквизиции приговорил его к сожжению на костре.
studfiles.net
Философия Джордано Бруно: основные идеи
Сколько сказано, сколько написано великими умами массивных трудов. Порой не хватает воображения, памяти, чтобы постичь тонкости изложенного. Но не всегда пропагандируемые догмы служили жизненным девизом для самих мыслителей. Как не хватает порой храбрости отстоять свои идеалы, чтобы не прослыть «чудаком» перед соседями, так не хватает силы воли довести начатое до конца и стать примером собственного мировоззрения.
Джордано Бруно является одним из немногих смельчаков, отважившимся отдать за свою идею жизнь. Результатом его подвига стало рождение понятия «Джордано Бруно философия», которое отображает жертвенность личных благ перед светом науки
Путь мыслителя от рождения до смерти
Биография Джордано начинается в 1548 году, когда он родился в итальянском городе Нола. Детские годы мальчик провел за созерцанием природных процессов. Десятилетним юнцом переехал к родственникам, у которых продолжил обучение на пансионной основе.
К пятнадцати годам решил расширить масштабы образования – стал послушником монастыря (тогда наиболее обширные знания можно было получить только в религиозных учреждениях). Здесь расцветает талант юноши, уверенность в себе. Он начинает писать. Первыми произведениями становятся юмористические «Светильник», «Ноев ковчег», высмеивающие неаполитанских общественных деятелей, их образ жизни.
Несоответствие взглядов философа церковным канонам повлекло за собой печальные последствия – Бруно становится «еретиком», подверженным гонениям, преследованию, бегству. Ему приходится скитаться по разным городам Италии.
Но спрятаться на родине у мудреца не получилось, поэтому Джордано отправился в Париж. Франция встретила писателя, научного исследователя радушно, с уважением. Благодаря неординарным идеям, особому опережающему действительность взгляду на вещь философа заметил Генрих III, который тогда был французским правителем. Король дает Бруно звание экстраординарного профессора, позволяет (спонсирует) продолжать ученому свою деятельность. Преследование католической церкви вынуждает беглеца покинуть Францию, перебраться в Англию. Но и там монашеский орден не позволяет философу спокойно жить.
В конце концов, устав от скитаний, Джордано возвращается на родину. В Италии он издает свои последние произведения. Католическая полиция все же находит еретика, выносит ему вердикт «смертная казнь» и 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов состоялось публичное сожжение мыслителя. Он больше не прятался, принял достойно свой конец, до последнего оставался верен своим убеждениям.
Роль материи в познании мира
Являясь человеком эпохи Возрождения, Бруно не мог полностью отказаться от идеи существования единого вселенского божественного начала. Он рассуждал о бесконечности Всевышнего, а также считал, что познавать нужно не Бога, а природу. Философ стал автором выражения «живая материя», согласно которому вся окружающая Вселенная есть одушевленная материя, созданная Творцом. Ее бесконечность определяется бесконечностью Господа.
Джордано считал Бога олицетворением единства Вселенной, называл его «Единым». Так как единственное не предполагает разногласий, то оно отожествляет целостность, как всего мира, так и каждого отдельного предмета. Из этого следует, что отдельная вещь также является единством, целостностью.
Философия нужна для созерцания сути окружающего мира, так считал мыслитель и описывал в своих трудах. Но познать природу способен тот, кто ищет Господа в каждой ее частичке.
Близкой по духу для философа стала концепция Коперника, которая разбивала о камни теорию католичества о неподвижности, конечности мира, нахождении Земли в его центре. Бруно, вдохновленный концепцией, выдвинул новое видение бесконечности Вселенной, ее ограниченности во времени и пространстве. Пантеизм, как единение Бога и мира, у Джордано Бруно получил продолжение в бесконечности космической материи. К тому же религиозной теории замкнутости мира мудрец противопоставил теорию его множественности и однородности, где у каждого есть центр, отдельная история развития, но все они подчиняются одним законам, состоят из подобных элементов, подвержены общему движению.
Философ одним из первых предположил существование разумных существ на других планетах.
Его идеи оставались лишь предположением, пока современная наука, оснащенная гениальными изобретениями, не подтвердила его догадки.
Метафизическая философия
Космология мыслителя опередила свое время. Его по праву можно называть предшественником, а по большому счет даже основателем современных наук (физики, математики, астрологии), философии. Идеи мудреца были необъяснимы, смелы, считались мятежными, но впоследствии оказалось, были настолько точны, что на них стали основываться многие научные деятели.
Метафизика в философии неоспоримо сложна, многозначна. Она является направлением философской мысли, занимающимся развитием технических наук, их взаимосвязи с гуманитарным осознанием. Так как для направления характерна определенная особенность, а именно изучение неизменных вещей, то метафизика Бруно была ориентирована на осмысление мира, материи, космоса, роли божественного начала.
Она стала соединяющим мостом между теориями Николая Кузанского и идеями Спинозы, оказала колоссальное воздействие на развитие классического европейского идеализма.
Понятие натурфилософии
Натурфилософия подразумевает философствование о природе. Во времена Джордано понятие природы и Бога имели тесную связь. Бруно полагает, что именно природа посредством материи олицетворяет Бога в вещах.
По мнению мудреца, материальная природа одушевлена, а духовным первоисточником выступает Мировая душа (аналог Творца). Она выступает двигателем каждой материальной частицы, всеобщим разумом. Материя с душой, являясь антиподами, непостижимо образуют единое целое, объединяясь в бесконечном разнообразии Солнечной системы.
Природа у мыслителя выступает непостижимой самостоятельной Вселенной, единым независимым бытием, подчиняющимся исключительно собственным законам. Творческим потенциалом, источником динамики является сама природа.
Дуалистический взгляд на причины или начала
Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное бытие едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение – первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.
На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.
Натурфилософ понимал, что философия природы крайне сложна, непонятна для его современников, поэтому он кратко и доступно изложил ее основы в книге «О причине, начале и едином». Издание повлекло бурную реакцию аудитории – интерес образованного общества, пропагандированное изложение крамолы, так считала инквизиция.
Цикличность и завершенность природы в учении Бруно
Философия цикличности и завершенности природы, в учениях мыслителя отличалась от однобоких толкований данного вопроса остальных деятелей эпохи Возрождения целостностью изложения. Концепция мыслителя заключается в следующем: каждая материя обладает универсальным разумом, который уже определил свое место. Он классифицировался, подчинил себе видоизменение, динамику материи. Это объясняет природную логичность, законченность. По этому принципу каждая частица совершает личный цикл существования, после чего опять становится материей.
Литератор предположил существующий физический кругооборот вещей в природе, который на тот момент узколобой инквизиции казался ересью. Гибель ученого не предотвратила развитие научного общества, потому что произведения мудреца все равно дошли до читателей.
Единство философских понятий
Как невозможно было представить средневековому человеку существование мира без Бога, так же невозможно было осознать современникам «бунтаря» слияние всех понятий в единое целое, но не божественное естество. Джордано Бруно положил жизнь на то, чтобы «просветить» социум новаторскими идеями, глядящими в будущее.
Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии. Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце. Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.
Сущность естественного подобия
Теория универсального разума отражает сущность естественного подобия – «чистый разум» (позже определение ввел Гегель) сконцентрирован на создании. Хотя он и не имеет лица, имени, плоти, является абстрактным понятием, в этом заключается сходство интеллекта с божественным началом. Бруно впервые выдвинул подобную теорию, когда философствовал о первопричинах. Многие ученые-схоластики осудили концепцию, так как она заменяла авторитет церковных догматов принципом сомнения, свободой мысли, слова. Вера считалась последней инстанцией, а мыслитель предложил заменить ее научным знанием.
Джордано последовал за философом Кузанским и астрономически направленным Коперником. Развивая их теории, он предполагает, что реально существующие в мире противоположности совпадают, то есть являются неопровержимым тождеством. Данное тождество олицетворяет Бога, материю, которые находится везде и нигде, являясь не обособленной сущностью, а единой общностью.
По мнению Бруно, по-настоящему верующий человек должен познать законы движения, а божья воля заключается в природном законе, благочестии души, красоте вещей. Желание осознать естественное подобие разума (материи) и Бога – высоконравственный удел. Слепая вера нужна для управления глупыми людьми.
Постоянство и изменчивость природы
Учение материалиста основывается на познании природы, а целью выступает установление за выраженной внешне изменчивостью материи постоянства природных законов. Этот процесс не имеет конца, так как в нем проявляет свою сущность цикличность.
Утверждение Джордано об одновременном существовании универсального интеллекта, материи, нахождении их повсюду, но неизвестно где, является стимулом к преображению, умению противоречиво мыслить, искать истину в противоположных вещах, находить постоянство в изменчивости.
Такой реформаторский подход к познанию ознаменовал, отрыв от средневекового мировоззрения, переход к новому этапу развития.
mystroimmir.ru
Философия Джордано Бруно
«Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.»
Дж. Бруно
Джордано Бруно прославился как активный пропагандист идей Николая Коперника о том, что не Земля, а Солнце является центром Вселенной. Но он пошел дальше, развил и уточнил эту теорию, подведя под нее философскую основу.
Последователь Коперника
Джордано Бруно, философгелиоцентрист
Джордано Бруно (настоящее его имя Филиппо) родился в 1548 году в Ноле неподалеку от Неаполя и потому известен также как Бруно Ноланец. Имя «Джордано» он получил, став в возрасте семнадцати лет монахом монастыря Святого Доминика. Но в историю он вошел не в качестве богослова или проповедника, а как злостный еретик…
Как и другие представители эпохи Возрождения, Бруно оставил след во многих областях науки и культуры: писал комедии и поэмы, интересовался естественной историей, составлял богословские и философские трактаты. Но более всего его привлекала астрономия. Молодой доминиканец был потрясен работами ученого Николая Коперника, труд которого «О вращении небесных сфер», появившийся в 1543 году, произвел настоящую революцию в науке и религии. Коперник был автором новой системы — гелиоцентрической, которая поставила в центр Вселенной не Землю, а Солнце.
Бруно, вынужденный покинуть монастырь после высказанных им сомнений в некоторых церковных догматах, несколько лет преподавал в учебных заведениях Италии, Франции и Англии, стараясь убедить научный и церковный мир в истинности идей Коперника. Дело продвигалось плохо — еще и потому, что по-прежнему была сильна средневековая убежденность в том, что вера «правильнее» исследований и доводов разума. С точки зрения Бруно, «вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы, а доказательства — для созерцающих истину, которые могут управлять собой и другими».
«Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?» (Дж. Бруно)
Из чего состоит Вселенная?
По мнению Джордано Бруно, Земля не является центром Вселенной — по той простой причине, что у Вселенной нет ни центра, ни периферии, ни границ. Ученый отказался от господствовавшего много лет убеждения, что звезды и прочие небесные тела располагаются на небесной сфере, которая в виде гигантского купола накрывает Землю. По его мнению, во Вселенной существует огромное количество систем, подобных нашей. А звезды, которые мы видим на ночном небе, это не что иное, как далекие от нас солнца: «существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц…» Он также высказывал предположения о том, что многие подобные миры могут быть обитаемы.
Джордано Бруно считал, что «земной» и «небесный» мир могут состоять из одинаковых элементов. Для их описания философ использовал тот же самый термин, который до него уже предлагали древние греки: «монада». Это некая неделимая единица, основа основ, мельчайший «кирпичик» всего существующего.
«Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай» (Дж. Бруно)
Божественная природа
В своих философских убеждениях Джордано Бруно был последователем Николая Кузанского, высказывая явные пантеистические идеи: о бесконечности Бога, присутствующего во всем, о природе, являющейся «Богом в вещах». С его точки зрения, цель философии — не познание Бога, а познание природы. Описывая учение Бруно, исследователи иногда используют термин «гилозоизм» (греч. живая материя). Это представление о том, что вся окружающая нас материя является одушевленной — ведь в ней присутствует божественное начало! А бесконечность Вселенной связана с бесконечностью существования Бога.
Имеются сведения и о том, что Бруно увлекался мистическими учениями: так, он часто упоминает имя Гермеса Трисмегиста — мифического мудреца, учение которого, составленное из философии, магии и астрологии, категорически не одобрялось католической церковью. При этом, споря с оппонентами, Бруно приводил научные доводы, основанные на расчетах и наблюдениях. Правда, сам он был скорее талантливым и харизматичным лектором, нежели кабинетным ученым.
Усваивать и удерживать в памяти колоссальное количество информации Джордано Бруно помогало владение мнемоническими техниками — приемами запоминания информации, в основном путем ассоциаций.
Донос на Джордано инквизиторам написал венецианский аристократ Джованни Мочениго, который первоначально сам пригласил ученого к себе для обучения «искусству памяти» и риторике. В письме говорилось, что Бруно рассказывал «о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы…». Впоследствии было еще несколько доносов. В итоге Джордано Бруно провел в тюрьмах более шести лет и, как «нераскаявшийся, упорный и непреклонный еретик», был 17 февраля 1600 года сожжен в Риме. Книги его были занесены в «Индекс запрещенных книг». В 1889 году на площади Цветов в Риме на месте казни был воздвигнут памятник с надписью на постаменте: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».
«Истина истине не может противоречить!» (Дж. Бруно)
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Бруно Джордано: философия в эпоху Возрождения
Пожалуй, одним из самых знаменитых и ярких во всех смыслах мыслителей Возрождения был Бруно Джордано, философия которого отличалась пантеизмом и вдохновляла ученых эпохи Просвещения на развитие этих нестандартных идей.
Краткое жизнеописание
Родился он в Италии, близ Неаполя, в маленьком провинциальном городке Нола, за что сам дал себе прозвище Ноландец и иногда подписывал им свои труды. Детство и юные годы будущего философа прошли в благоприятной обстановке созерцания и изучения природы.
В десять лет Бруно переезжает в Неаполь к своим родственникам, которые содержали учебный пансион, и продолжает свое образование, уже опираясь на знания учителей. Затем, достигнув пятнадцатилетия, становится послушником доминиканского монастыря в надежде еще расширить границы своего образования. В это же время он пробует себя в литературе, написав комедии «Светильник» и «Ноев ковчег», высмеивающие нравы современного писателю неаполитанского общества.
Из-за своих взглядов на католицизм и несколько большую свободу действий, чем предполагалось для монаха-доминиканца, Бруно преследовался инквизицией и вынужден уйти из Неаполя. После долгих странствий по городам Италии он добрался до Женевы. Но найти там для себя работу не смог, хоть и был радушно принят кальвинистами, отчего отправился в Тулузу для преподавания философии и астрономии в университете. Из-за радикальных взглядов на учение Аристотеля, критику и открытые нападки на античного мыслителя был предан остракизму среди коллег и занимал ведущие позиции в рейтинге любви у студентов, которым понравился необычный подход к обучению.
В конце концов ему приходится уехать в Париж. Там Джордано Бруно занимается научной и литературной деятельностью, чем привлекает внимание короля Генриха III. Последний за исключительные заслуги назначает философа экстраординарным профессором и поощряет его на продолжение научных изысканий. Несмотря на все радушие, оказанное монархом, радикальность взглядов и сложное положение еретика в глазах католической церкви вынуждают Бруно покинуть Францию и уехать в Англию. Но там его тоже преследует инквизиция, хоть и не в той мере, как на материке. В конечном итоге он все-таки возвращается в Италию, живет спокойно некоторое время, издавая свои научные и литературные труды. Однако в 1600 году церковная «полиция» арестовывает Бруно, предъявляет ему обвинение и приговаривает к сожжению. Философ воспринял решение о казни стоически и 17 февраля был публично казнен на площади Цветов в Риме.
Основы познания материи и природы
Опираясь на досократовских философов и герметистов, Бруно Джордано, философия которого была направлена на изменение представления о едином божественном начале и строении космоса, начинает формировать собственную идею строения мира, Солнечной системы и места человека в ней. Он считал, что Солнце – это не центр Вселенной, как эту идею выдвигал Аристотель и его научная школа, а звезда, вокруг которой располагаются планеты. И что существует множество подобных звезд, имеющих собственные планетные системы и разумную жизнь внутри них. Основной мыслью, из которой логически прослеживается вся цепочка тезисов Бруно, было то, что окружающий мир, дух и материя, бытие, начало всего есть не акт божественного творения, а живое его воплощение, присутствующее повсюду.
От метафизики к натурфилософии
Точку отсчета, начало всего сущего, причину образования Вселенной понять невозможно — утверждал Джордано Бруно. Философия его не то чтобы отрицала наличие Бога, она, скорее, уводила от его персонификации и отождествления с конкретной личностью. Истину можно познать только по следствию ее пребывания в окружающем мире, по тем следам, которые она оставляет в материи и духе. Поэтому, чтобы познать Бога, нужно изучить природу в самой сути ее, насколько это выполнимо исходя из возможностей человеческого разума.
Дуализм причины или начала
Бог был началом всего — так утверждала философия Возрождения. Джордано Бруно внес поправку в этот тезис: первопричина и первоначало едины в образе Бога, но в природе они различны, так как первопричиной является чистый разум, или универсальный ум, который воплощает в природе свои идеи, а первоначало – это материя, которая под воздействием причины принимает различные формы. Но в момент рождения Вселенной для самой первой воплощенной идеи мировой ум взял материю не извне, а изнутри, породив таким образом одушевленную материю, которая способна принимать формы сама по себе, без участия интеллекта.
Понимая, какой сложной для восприятия является философия природы, Джордано Бруно кратко (или не очень) изложил ее суть в своем произведении «О причине, начале и едином». Эта книга произвела впечатление как на образованную публику, жаждущую новых идей, так и на инквизицию, усмотревшую в этом еретические мысли.
Цикличность и завершенность природы
Философия природы Джордано Бруно в эпоху Возрождения отличалась цельностью концепции, что существует универсальный интеллект, присутствующий в каждой материи, который уже детерминирован и подчиняет себе преображение и движение этой материи. Поэтому в природе все логично и закончено, все имеет свой цикл существования, по окончании которого снова превращается в единую материю.
Единство понятий
Интересен жизненный путь Бруно Джордано, философия, наука и религиозные словесные баталии определили его взгляды на божественное начало как на единство бытия и формы, материи и интеллекта, так как, по его утверждению, они тождественны друг другу в Боге. Без этого невозможно было бы определить мир как единое целое, подчиняющееся общим законам и представляющее собой постоянно видоизменяющуюся материю.
Естественное подобие
Чистый разум, как позднее назовет его Гегель, «одержим» идеей творения, одушевлен ею. И в этом он подобен божественной сущности, хоть она и не персонифицирована, и определена как нечто, доступное познанию. Джордано Бруно, краткое содержание философских идей которого являет собой отрицание классических религиозных догм, был первым, кто выдвинул подобный тезис. За это был осужден учеными, которые придерживались схоластической теории и не желали думать иначе.
Постоянство и изменчивость
Противоречие с устоявшимися взглядами Бруно Джордано, философия природы, которой он придерживался, и вполне определенный настрой общества определили будущее для этих идей. Философ утверждал, что универсальный разум одновременно един во всей Вселенной и различен в формах, которые принимает материя, он находится повсюду и в то же время нигде. И, для того чтобы постичь эту идею, необходимо научиться мыслить противоречиво. Уже после смерти Джордано Бруно философия эта преобразится в ступени познания, одной из которых будет поиск общего в противоположностях для достижения гармонии и рождения новой пары противоположностей. И так в рекурсивной бесконечности изучения материи.
Снисхождение и возвышение
Природа «упрощается» до материи, а разум «поднимается» для познания ее во всех плоскостях. После того как дуализм всего существующего будет осознан и принят разумом как единство и начало всего, можно легко найти точки объединения в парах противоположностей и выстроить логическую цепочку умозаключений, которая приведет нас к истине — утверждал Джордано Бруно. Философия кратко описывала путь, по которому можно достичь такого просветления и понимания. Но далеко не каждый мог отважиться начать это трудное и ответственное путешествие.
Пантеистическая философия Джордано Бруно, краткое содержание которой давало непосвященным возможность увидеть границы духовного и материального, была первым шагом к пониманию процесса познания. Он был в авангарде развивающейся науки, которая ворвалась в эпоху Просвещения и побудила выдающиеся умы для дальнейшего развития их теорий. В меру своих возможностей, неизбежно ограниченных не только занимающей прочные позиции схоластикой, но и медленным продвижением технического прогресса, они занимались, скорее, выдвижением умозаключений на основе своих наблюдений, чем настоящей наукой. Всем знакомы эти имена: Галилео Галилей, Николай Коперник, Джордано Бруно. Философия кратко дает представление об их роли в познании мира и популяризации этого знания. Подвергающиеся гонениям инквизиции, вынужденные скрывать собственные труды, популяризировать их тайно, они достойно прошли этот путь, оставив ощутимый след в истории.
fb.ru
Философия Джордано Бруно — Дом Солнца
Бруно (Bruno) Джордано Филиппо (1548–1600) – итальянский мистик, философ и поэт. Основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О героическом энтузиазме» (1585), «Светильник тридцати статуй» (1587), «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени» (1588), «Свод метафизических терминов» (1591), «О безмерном и неисчислимых» (1591), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «О составлении образов» (1591) и др.Учение Бруно – специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бесконечная вселенная в целом – это Бог. Он находится во всем и повсюду, не «вне» и не «над», но в качестве «наиприсутствующего». Бруно неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Бруно, «божественным бытием в вещах»).
В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Бруно к гилозоизму — учению, отождествляющему «живое» и «сущее» и, в частности, рассматривающему Космос как живой организм) перекрещивались с сильным влиянием ранней греческой философии.
Оформлению пантеистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Бруно с философией Николая Кузанского (у которого Бруно почерпнул и идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога). Опираясь на эти источники, Бруно считал целью философии познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах».
Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всем единичном — «все во всем».
Согласно Бруно, элементарные фрагменты сущего, “minima”, одновременно относятся к материальному и психическому; свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) Бруно распространяет на природу в целом. Все бытие таким образом трактуется Бруно в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. Как отметила один из комментаторов творчества Бруно Ф.А.Йейтс, у него «земля, поскольку она живое существо, движется вокруг солнца египетской магии; вместе с ней движутся по орбитам планеты, живые светила; бессчетное число иных миров, движущихся и живых, подобно огромным животным, населяет бесконечную вселенную».
«Мир одушевлен вместе со всеми его членами», а душа может рассматриваться как «ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи». Мировая же душа у Бруно – носитель такого атрибутивного свойства как «всеобщий ум», универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается Бруно понятием «мировая душа».
Согласно Бруно, земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Бруно, «другие миры так же обитаемы, как и этот») планетами движутся по собственным орбитам. «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем». (В отличие от Коперника, Бруно преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой «неподвижных» звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной.)
Космология Бруно, пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания. Допущение Бруно о том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию «Универсума» в понятие «Вселенная» – вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе.
Лучшая процедура служения Богу («монаде монад») – познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Бруно – постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а «Бога в вещах»). Вера, по Бруно, «требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», в то время как философские изыскания по поводу «истины относительно природы и превосходства творца ее» предназначены лишь тем, кто «способен понять наши рассуждения». Стремление к пониманию естественного закона, согласно Бруно, – самый высоконравственный удел. Волю Бога, по мнению Бруно, необходимо искать в «неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство…».
Важную роль в конституировании новоевропейской культурной парадигмы сыграло и переосмысление Бруно куртуазного лирического канона в свете философской традиции, наполнение его радикально новым – гносеологическим – содержанием: идущая от трубадуров идея семантического совпадения «небесной любви» к Донне с восхождением к божественному благу (см. «Веселая наука», Любовь) трансформируется у Бруно в своего рода интеллектуальный героизм любви к мудрости, в рамках которого «философия предстает обнаженной перед… ясным разумением».
Мудреца – искателя истины – Бруно сравнивает в этом отношении с Актеоном, преследующим богиню «в лесах» (т.е. непознанных сферах, «исследуемых самым незначительным числом людей») и «меж вод» (т.е. в зеркалах подобий, отражений и проявлений истины), но если созерцание божественной наготы обращает Актеона в зверя, неся ему смерть, то для мудреца, созерцающего истину, Бруно видит радикально иную перспективу: пророчески предрекая себе «смерть, принесенную мыслями», он, тем не менее, видит в «героическом энтузиазме» познания путь к божественному подъему: «…едва лишь мысль взлетает, Из твари становлюсь я божеством … // Меня любовь преображает в Бога».
Возвышенный полет любви обретает у Б. характер философского взлета духа, и любовь к мудрости наделяется ореолом интеллектуального эротизма. «Героический энтузиазм» Бруно (как он сам обозначил собственное мировосприятие) по значению для истории свободного человеческого Духа не уступает интеллектуальным подвигам самых гениальных мыслителей всех времен. Этика Бруно проникнута безграничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству.
Идеи Бруно оказали большое влияние на развитие философии Нового времени (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Ф.В.Й. Шеллинг и др.).
9 июня 1889 в Риме на площади Цветов – месте его сожжения – в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б. с надписью » Джордано Бруно от столетия, которое он провидел, на том месте, где был зажжен костер»
www.sunhome.ru
Философия Джордано Бруно
Джордано Бруно (1548 — 1600) — философ, сожжен в Риме по приговору инквизиции, стал образцом мужественной преданности своим убеждениям. Дж. Бруно — один из немногих мыслителей, для которых слово и дело, научная истина и жизненная правда, способ философствования и образ жизни не были отличными друг от друга. Отречься от своих взглядов, своих убеждений — означало для него отречься самого себя.
Философские взгляды и собственная судьба каждого философа многом зависят от исторического времени, в котором ему выпало жить и творить. Эпоха, к которой принадлежал Дж. Бруно имела крайне противоречивый характер. С одной стороны, распространение гуманистических идей, возрождения античной культуры, реформационное движение, революционные сдвиги в сознании и развитие новой науки, а с другой — господства религиозной идеологии, наступление католической реакции, преследование за «еретические» мысли передовых мыслителей и ученых. Эти противоречия значительно обострились в XVI в., После золотого века Возрождения, рост экономики и культуры начинается их упадок. В городах и селах происходит процесс рефеодализации, а экономический и политический упадок итальянских городов оборачивается для Италии в конце XV в. национальной трагедией. Она теряет свою национальную независимость и оказывается под властью испанской монархии Габсбургов — наиболее реакционной по тем временам политической силы в Европе. Возрождение меняется контрреформацией.
В такой душной идейной атмосфере и создавалась «философия рассвета» Дж. Бруно. Свои взгляды он изложил в многочисленных диалогах, таких, как «О причине, начало и единое», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме» и др.. Как уже отмечалось, характерной тенденцией натурфилософских построений XVI в. был пантеизм, причем пантеизм натуралистический. Именно так натурфилософы позднего Ренессанса пытались реабилитировать природу и оправдать свою сосредоточенность на познании ее законов. Одна из наиболее глубоких форм пантеизма в Италии XVI в. была создана Дж. Бруно. В основе его философских взглядов лежал ренессансный неоплатонизм. Значительное влияние Дж. Бруно получил со стороны философии Н. Кузанского, но он более решительно и последовательно, чем его предшественники, отождествляет Бога с природой. Бог у Дж. Бруно понимается как синоним внутреннего единства природы, а сама она приобретает у него полной самостоятельности. Максимальное приближение Бога к миру природных вещей, отождествление его с различными природными явлениями оказывали пантеизма Дж. Бруно не только натуралистического, а также материалистического характера.
Пантеизм у Дж. Бруно, как и в Н. Кузанского, был тесно связан с диалектикой. Причем у Бруно прослеживается исключительно развита диалектика. Диалектический принцип совпадения противоположностей Дж. Бруно характеризует как важнейший методологический принцип познания. «Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения», — писал он [2, с. 291]. Именно руководствуясь этой диалектической установкой, Дж. Бруно приходит к пониманию единства всех вещей, а также их единства с Богом.
В мире существуют многочисленные разногласия между вещами и даже противоположности между ними, но все они совпадают в некоторой неделимой точке. Этой точкой и есть Бог, который является выражением единства мира. Использовав неоплатоновского терминологию, Дж. Бруно называет его Единым. Единственное лишено каких-либо разногласий, оно является абсолютным тождеством всех разнообразных вещей и их определений. Бог в философии Дж. Бруно — это философская категория, обозначаются единство, целостность мира, не только мира как такового, но и каждой отдельной вещи. Ведь каждая отдельная вещь — это также определенная целостность и единство. «Всякая вещь есть единое, — отмечает он, — и познания этого единства является целью и пределом философий и созерцаний природы» [2, с. 162]. Познавать эту природу способны только те, кто ищет Бога вне бесконечным миром и вещами, а внутри него, в самих вещах Бог — в каждой отдельной вещи, он совпадает с каждым наименьшим элементом мира.
Так же как и Н. Кузанский, Дж. Бруно развивает учение о минимуме, который отождествляется с максимумом (Богом). В материальном мире минимум интерпретируется Дж. Бруно как физический атом.
Ноланец был единственный среди итальянских философов XVI в., Кто обратился в своем учении о природе к традициям античного атомизма. Он органично сочетает за-садовые принципы неоплатонизма с атомизмом. Минимум у него совпадает с максимумом, а божественная сущность вещей — с атомом. Окончательным выводом из пантеистической натурфилософии Дж. Бруно была мысль о тождестве Бога и атома, о божественной природе самой материи, состоящую из атомов. Конечно, такой пантеистический радикализм требовал пересмотра традиционных взглядов на материю как нечто пассивное, инертное, лишенное каких-либо собственных определений. Зато Дж. Бруно развил учение о материи как активное, полное жизни и творческой энергии начало природных вещей. Именно материя предстает у него как вечная субстанция, наделена способностью к формообразования. По мнению Дж. Бруно, материальная природа вещей не просто тело или бесформенная масса, она одушевленное тело. Вселенная выступает у него как единый живой организм, имеющий душу и разум и действует согласно конечных намерений. Это, конечно, не означает, что природа способна рассуждать и думать, на это способны лишь отдельные субъекты, такие, как человек. Однако в природе существует нечто вроде бессознательного творчества.
Общефилософские взгляды итальянского мыслителя стали основой его космологических идей. Согласно этим воззрениям мир выходит из единого начала, разворачивается в множественности вещей. Этот множественный мир и есть Вселенная. Он так же бесконечен, как и Единое. Тезис о бесконечности Вселенной имеет значение основополагающего принципа для космологии Дж. Бруно. Космос — это вечная, никем не создана материальная субстанция, состоящая из атомов и имеет внутреннюю способность к движению и развитию в бесконечном пространстве. Вне Вселенной, или материальным космосом, ничего, ибо он и есть все бытие.
Строя новую космологию, Дж. Бруно опирается на гениальное открытие Н. Коперника, но делает из него очень важные философские выводы. Эти выводы входили в непримиримое противоречие со средневековой схоластической концепции мира, разрушая ее до последнего камешка. Главным положением этой концепции, как известно, были, во-первых, мысль о конечность известного нам мира и, во-вторых, наличие в нем неподвижного центра, в котором находилась Земля. Гелиоцентрическая концепция Н. Коперника корне меняла картину мира и имела в себе угрозу всему религиозному мировоззрению. Это хорошо понимали не только представители римской церкви, но и деятели Реформации. Стремясь ослабить революционное значение коперниковой переворота, они все делали, чтобы свести эту теорию до уровня прагматической гипотезы, удобной для астрономических вычислений, но такой, что не имеет никаких мировоззренческих последствий.
Подхватив идеи Коперника, Дж. Бруно сделал именно мировоззренческие выводы из этих идей, создавая принципиально новое видение мира. Кроме того, он пошел значительно дальше Коперника, разрушая представления о замкнутом, конечный Вселенная. В этом вопросе он присоединялся к своему предшественнику Н. Кузанского, который был одним из первых, кто заявил о бесконечности мира. По учению схоластов, бесконечность есть лишь атрибутом Бога, а созданный им мир ограничен в пространстве и времени. Дж. Бруно, исходя из пантеистического понимания единства Бога и мира, распространил бесконечность и на материальный космос.
Как и Н. Кузанский, Дж. Бруно доказывает, что учитывая эту бесконечность Вселенная не имеет какого-то абсолютного центра, любой центр, — а им может быть какая угодно точка, — имеет лишь относительное значение. Отсюда логически вытекает идея общего движения. Доказывая, что Земля движется, Дж. Бруно развивает учение об относительном характере этого движения. С новых позиций он решает вопрос и об источнике движения. В отличие от схоластической философии он убеждает, что этот источник находится в самих вещах.
Религиозно-теологической представлениям о замкнутый мир, в пределах которого разворачиваются события святой истории, Дж. Бруно противопоставляет учение о множественности миров, каждый из которых имеет свой центр и свою собственную историю. Такими центрами бесчисленных миров, расположенных в бесконечном пространстве, звезды. их видимые размеры не соответствуют действительности. На самом деле они значительно крупнее того земного мира, в котором мы живем. Это несоответствие видимости и действительности Дж. Бруно объясняет значительными расстояниями. Все эти миры с их центрами — звездами движутся, живут своей собственной жизнью, вокруг звезд вращаются планеты, и если мы их не видим, то опять же из-за чрезвычайно большие расстояния. Подобные выводы были у Дж. Бруно вполне умозрительный характер, никаких эмпирических данных в их пользу в те времена, конечно, не было. Лишь современная наука, вооруженная соответствующими приборами, может засвидетельствовать правильность его взглядов.
Дж. Бруно отстаивал идею однородности мира. Несмотря на множественность миров, бесчисленное количество звезд и планет, Вселенная имеет однородное строение, живет по одним законам, планеты и звезды состоят из одних элементов, все они охвачены единым универсальным движением. Дж. Бруно выступает против религиозного противопоставления Земли и неба, против аристотелевского учения об особой небесную субстанцию. Одним из важных результатов учение о материальном единстве мира была мысль о существовании разумных существ на других планетах.
Дж. Бруно отходит от антропоцентризма своих предшественников. Для него человек не является чем-то уникальным. Выводя человеческую душу с единой духовной субстанции, он подчеркивает родство всех живых существ, населяющих просторы Вселенной. В частности, он утверждает о родстве человека с животными. По своей субстанцией душа человека тождественна душе животных и отличается от них лишь за «фигурации», то есть степенью совершенства ее ума и действия. Эта «фигурация», считает он, зависит от строения тела.
Итак, духовная умственная превосходство человека определяется его телесной совершенством. Каким бы совершенным не был в своем роде ум животного, она никогда не сможет делать то, что делает человек. Ее ум никогда не сможет найти такие формы выражения, которые он у человека, ведь строение тела животного отличается от строения человеческого тела, она не имеет тех органов, которыми обладает человек. Исключительно интересной этого мнение Дж. Бруно по особой роли такого телесного органа, как рука.
По мнению Дж. Бруно, только труд, творческая деятельность выделила человека из животного царства. Отвергая античную легенду о «золотом веке» как блаженный, райское состояние человека, он отмечает, что, находясь в этом первобытном состоянии, люди были ослами,, которые не умели обрабатывать землю, строить дома и жили в пещерах. Через безделье они были даже глупее некоторых животных. И только благодаря труду обострился человеческий разум, стали возможными научные изобретения, общественные формы жизни, развитие культуры, науки, ремесленничества. То есть духовное состояние человека зависит от его материальной деятельности, труда. Дж. Бруно вообще подчеркивает неразрывную связь духовного с материальным, души и тела. Духовное начало так же не может существовать без тела, как тело без души, которой оно движется и управляется. Без нее органическое тело распадается и умирает. Однако смерть тела является одновременной гибелью души.
Рассматривая проблему смерти и бессмертия, Дж. Бруно отрицал бессмертие индивидуального сознания. Индивидуальная душа смертна, но остается бессмертной единая духовная субстанция, проявлением которого является сознание отдельной личности. И когда Дж. Бруно пишет о бессмертии, он подразумевает вечность и незнищуванисть того жизненного и духовного начала, что присуще природе в целом. Отсюда он делает определенные этические выводы. Как известно, вся христианская мораль была построена именно на идеи потустороннего существования человеческой души, идеи личного бессмертия. Отсюда отречение от земной жизни, пренебрежение к собственному телу, аскетический нравственный идеал. Этот идеал был разрушен мыслителями Возрождения, вместо провозгласили ценность полнокровного земной жизни, идеал всесторонне развитой личности, имеющая радость и наслаждение от всесторонних проявлений своей натуры. Этика Дж. Бруно также была направлена против религиозного аскетизма. Однако он выступал и против культуры чувственного наслаждения, сосредоточенности на собственных эгоистических интересах. Гуманистическая мораль таила в себе довольно ощутимые тенденции индивидуализма и утилитаризма, и Дж. Бруно пытался преодолеть эти тенденции.
Так, человек смертен, она лишь часть величественного и непрерывного потока природных явлений и действий. Однако именно потому, что земная жизнь человека является едва заметной мгновением сравнению с вечностью природы, это жизнь нельзя тратить, поставив его на службу мелочным интересам и низменным желаниям. Ожидая своей смерти, человек не может терять время в праздности и бездействии. Осознавая свою смертность и конечность, человек тем сильнее должна стремиться к творческой деятельности, к увековечению своей индивидуальности в продуктах собственного труда и творчества. Настоящим критерием нравственности является труд, благодаря которой человек осуществляет свое предназначение. Не чувствительна наслаждение как таковая, не стремление к самосохранению, считает Дж. Бруно, должны быть взяты за основу нравственности, а служение высокой цели.
Эгоистическом индивидуализма ранних гуманистов он противопоставляет свой «героический энтузиазм», стремление к подвигу, способность преодолеть страх собственной смерти и поставить свою жизнь на службу высокой благородной цели. И высокая наслаждение, которое удается пережить энтузиасту, не идет в сравнение с вульгарной наслаждением эгоиста, имеет целью лишь собственную мелочную выгоду. Однако это наслаждение требует предельного напряжения всех сил и даже готовности к жертве. Дж. Бруно понимал, что утверждение провозглашенных им принципов новой философии не может произойти без борьбы, без героической самопожертвования, и он был морально готов к ней. Его собственная жизнь стало ярким примером «героического энтузиазма», он на собственном примере доказал, что индивидуальная смерть преодолевается жертвенным служением высокой цели, способностью переступить через инстинкт самосохранения. «Героический энтузиазм» Дж. Бруно — это не только высшая степень человеческого совершенства, это также высшая степень познания мира, ведь только философ, которому удалось подняться к созерцанию истины, не боится ужаса смерти.
Пантеистический материализм и натурфилософия Дж. Бруно является своеобразным завершением философской мысли Ренессанса. Последующее развитие европейской философии происходит уже в принципиально иных условиях. XVII в. открывает новую страницу в этой истории, название которой — «философия Нового времени». И хотя новоевропейская философия основном опирается на достижения Ренессанса, наследует большинство его прогрессивных идей, но перед ней стоят новые проблемы, и она призвана решать другие задачи, поскольку представляет иную историческую эпоху.
worldofscience.ru
Поиск Лекций
Джордано Бруно (1548-1600)– представитель позднего Ренессанса, натурфилософ, мистик и поэт. Родился в семье мелкого дворянина в итальянском городе Нола в 1548г. (отсюда его прозвище – Ноланец. Стал монахом доминиканского монастыря, сбежал. Он учился в Неаполитанском университете у довольно известного аверроиста-аристотелика и антигуманиста Джован Винченцо де Колле. В дальнейшем мы видим, что во всех его произведениях идет спор с современным ему гуманизмом. Сам Джордано Бруно писал на латыни, очень близкой к схоластической, средневековой монашеской латыни. Примерно в 17 лет Бруно стал монахом в монастыре Святого Доминикана, в 24 года — католическим священником. В его сторону часто «падали» подозрения в прочтении запрещенных книг, обвинения в ереси. Бруно очень противоречив и многообразен: он нападал и на косную клерикальную систему взглядов, насмехался над монашеством, пародировал его, но хранил в себе «монашескую идентичность». Как известно, изначально он был доминиканцем, потом вышел из ордена, но все его саморепрезентации оставались монашескими. Был отлучен от католической, кальвинистской и лютеранской церквей. Был человеком, который не укладывался ни в одну мировоззренческую или религиозную систему, существовавшую в его время. Бруно преподавал в философию в Тулузе, Париже — в Сорбонском университете, где впервые публикует свои работы по мнемонике (совокупности правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения), называющиеся «Тени идей» и «Песнь Цирцеи». Жил в Лондоне и Оксфорде, в Лондоне издал ряд трудов, среди которых «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584 год). Пытался убедить общественность в истинности астрономических идей Коперника о том что Солнце, а не Земля находится в центре планетарной системы (Гелиоцентрическая теория), но практически не находил поддержки. Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время небесных тел в пределах нашей Солнечной системы о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи выдвигались античными атомистами, эпикурейцами, Николаем Кузанским. Его концепции носили мистический, оккультный, в самом широком смысле религиозный характер. Несмотря на то, что Бруно опирался на астрономические расчеты, он использовал их как некий способ, как ключ для выхода в совершенно иное измерение. Но, главное, это был человек, который разрабатывал свой совершенно фантастический проект религиозной реформы в критической ситуации XVI века, когда Европа разделилась конфессионально, политически и культурно. У него было собственное понимание учения о Пресвятой Троице — триадологии. Бруно возражает против аристотелевского разделения материи и формы и указывает, что не существует никакой первоматерии. Таким образом, В философии Бруно идеи неоплатонизма (а именно представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластике (систематическая европейская средневековая философия, представляющая собой синтез католического богословия и логики Аристотеля) свою пантеистическую ( «Пантеизм» — религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир) натурфилософию (философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания). Мир, по мнению философа, не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог. Сам же Бог не находится вне вещей, он отождествлен с природой и содержится в этих вещах, Бог есть внутреннее начало мира, он не находится вне мира и над миром. Основной единицей бытия, по Бруно, является монада («единица», «простая сущность», согласно пифагорейцам, обозначала божество, или первое существо, единицу или единое, как неделимое), в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Под Святым Духом Бруно понимал душу Вселенной, от которого жизнь снисходит в материальное. Человек же, по версии мыслителя – это та часть мировой материи, в которой Бог приобретает способность мыслить – это микрокосм, который стягивает весь бесконечный макрокосм и является мыслящим. (Эта позиция повторяет рассуждения Николая Кузанского.) Джордано Бруно утверждал, что знания могут спасти человеческую душу, а кроме того они имеют еще и практическую цель: познавая мир, человек, по мнению философа, может создавать некую практическую магию и таким образом управлять природными явлениями и совершенствовать человеческую жизнь. Кроме того, Бруно предполагает, что в иных мирах тоже могут обитать разумные существа, подобные людям, что идет вразрез с мнениями мыслителей того времени . Все это потом послужит основанием для его осуждения инквизицией. Однако, эти идеи Бруно оказали определённое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.
Как уже было сказано, философских работах Бруно содержатся как логические рассуждения, так и мистические элементы. Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция «О природе вещей», идеи Платона , сочинение Николая Кузанского «Об учёном незнании». В Англии философу начинает симпатизировать Герметизм, позже, в своих произведениях Бруно часто обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Сама по себе герметическая философия – это магико-оккультное учение эпохи эллинизма и поздней античности, изучавшее тексты с сокровенными знаниями, приписываемые мифической личности — олицетворению древнеегипетского бога мудрости и знаний Тота, звавшегося у греков богом Гермесом, — мудрецу Гермесу Трисмегисту, от имени которого и произошло название течения. Герметизм — это учение о высших законах природы, подчиняющейся принципу причинности (физический принцип, устанавливающий допустимые пределы влияния вещей и событий друг на друга) и принципу аналогии, которое стало доктриной европейских алхимиков. Учение носило эзотерический характер и сочетало элементы популярной древнегреческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и древнеегипетской алхимии. Первоначально философ пытался распространить свои взгляды в самом Риме, но в итоге был вынужден бежать из Италии. Далее мы видим его в лютеранской среде. Но ни в одой из других конфессий, к которым стремится присоединится Джордано, он не находит понимания. Кальвинисты его отвергают, затем следует ссора с лютеранами. МИРОВОЗЗРЕНИЕ БРУНО Традиционно Бруно называют философом-пантеистом. Конечно, в традиционном понимании он близок к пантеизму, но его учение по сути было очень мощной реформационной религиозной доктриной. Все его философские взгляды так или иначе в проектном отношении были устремлены в какую-то новую религиозную реальность. На это, собственно говоря, указывали и недоброжелатели Бруно, это утверждал Джованни Мочениго, который передал Бруно в руки инквизиции. Его обвиняли в том, что он пытался создать новую секту, которая ставила своей целью возродить некую «египетскую религию» и, возможно, даже называлась по его имени сектой «джорданистов». КОСМОЛОГИЯ БРУНО В области естественных наук больше всего известны его сочинения о бесконечности миров. Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы. Планеты для него именно в герметической традиции — это живые божественные существа, которые вращаются по своей воле и имеют магические свойства. Отвечая противникам гелиоцентрической системы, Бруно привёл ряд физических доводов в пользу того, что движение Земли не сказывается на ход экспериментов на её поверхности, опровергая также доводы против гелиоцентрической системы, основанные на католическом толковании Священного Писания. В противоположность бытовавшим в то время мнениям, он полагал кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере. Бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землёй и небом, утверждая физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир). Он предположил возможность жизни на других планетах. При опровержении доводов противников гелиоцентризма Бруно использовал теорию импетуса ( натурфилософская теория, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (импетус), вложенная в них внешним источником.) По мнению ряда авторов, энтузиазм, с которым Джордано Бруно приветствовал открытия Коперника, объяснялся его уверенностью в том, что гелиоцентрическая теория таит в себе глубокий религиозный и магический смысл (во время своего пребывания в Англии Бруно проповедовал необходимость возврата к магической религии Египта в том виде, как она изложена в трактате Гермеса Трисмегиста «Asclepius», которая содержит описание творения мира и иерархии богов.).
Сконструировать из его взглядов какую-то научную систему практически невозможно, потому что его мировоззрение прежде всего оккультное, мистически, а не эмпирически «научное» и, зачастую, совсем не математическое. Это, собственно говоря, ему инкриминировала инквизиция с церковной точки зрения. ЗА ЧТО СОЖГЛИ ДЖОРДАНО БРУНО? Согласно Шоппе, католика, публициста, Бруно инкриминировалось учение о множественности миров, об оправдании магии (Бруно и сам себя представлял магом; его учение о «сцеплениях» (контактах с демонами) и его мнемоника — все это имело явно магический характер), еретическое толкование лиц Пресвятой Троицы. Отстаиваемая им идея души мира довольно спокойно принималась в ренессансном неоплатонизме, но вот со Христом, со второй ипостасью Троицы, у Бруно были очень большие проблемы. Бруно говорил о том, что Моисей также был магом и творил чудеса, которые превосходили магию египтян, что, конечно же, с традиционной христианской точки зрения совершеннейшая ересь. С его точки зрения, Христос был благим магом и целителем в египетской традиции. Все это в более или менее явной форме содержится в сочинениях Бруно. С точки зрения церкви его воззрения были абсолютно еретическими, и он от них не отрекся. Бруно высказывал идеи о материальном единстве и бесконечности Вселенной во времени и пространстве. Назначение философии он видел в познании природы, божественной в своей сущности. В этом и многом другом взгляды Бруно противоречили официальному учению католической церкви. Свободомыслие Бруно чаще сталкивалось с неприязнью, чем с пониманием. В 1593г. инквизиция обвинила его в ереси. Отказавшись отречься от своих идей, Бруно был сожжен в 1600г. на Площади Цветов в Риме.
Рекомендуемые страницы: |
|
poisk-ru.ru