Фет поэт имя – Фет, Афанасий Афанасьевич — Википедия

Афанасий Афанасьевич Фет — биография, жизнь и творчество

Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета. После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял все привилегии дворянства. Фет учился сначала дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро и блестяще окончил ее в 1837 году.

В 1837 Афанасий Фет приехал в Москву, поучился в пансионе профессора М.П. Погодина и в 1838 году поступил сначала на юридический факультет, затем на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета.

В 1840 году он выпустил за свой счет стихотворный сборник «Лирический Пантеон А.Ф.», который похвалили в «Отечественных записках» и поругали в «Библиотеке для чтения».

В 1842 – 1843 годах в «Отечественных записках» было напечатано его восемьдесят пять стихотворений.

В 1845 году Афанасий Фет поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, желая приобрести потомственное российское дворянство. В 1846 году ему было присвоено первое офицерское звание.

В 1847 году была получено разрешение цензуры на издание книги и издана книга стихов в 1850 году. На стихи были положительные отзывы в журналах «Современник», «Москвитянин», «Отечественные записки».

В 1853 году Афанасий Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный вблизи Волхова, и стал чаще бывать в Санкт-Петербурге. Здесь он начал общаться с новой редакцией «Современника» Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым.

В 1854 году его стихи начали печататься в «Современнике».

В 1856 году Афанасий Фет оставил военную службу, в чине гвардейского штаб-ротмистра, не выслужив дворянство, и поселился в Москве. В 1857 году женился на М.П. Боткиной.

В 1860 году купил поместье в Мценском уезде и по выражению И. Тургенева «сделался агрономом-хозяином до отчаянности».

С 1862 он стал регулярно печатать в редакционном «Русском вестнике» очерки, обличавшие порядки на селе.

В 1867 – 1877 годах Афанасий Фет был избран мировым судьей.

В 1873 году фамилия Шеншин была признана его фамилией и даровано потомственное дворянство. В этот период он мало занимается литературной деятельностью.

В 1881 году Афанасий Фет купил особняк в Москве и в этом же году выходит его перевод «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра.

В 1882 году он издал свой перевод первой части «Фауста» И.В. Гёте.

В 1883 году Афанасий Фет начал снова публиковать свои стихи в виде сборников «Вечерние огни».

В 1888 году вышла вторая часть «Фауста» И.В. Гёте в переводе Афанасия Фета и третий сборник стихов «Вечерние огни».

Афанасий Фет скончался от предположительно сердечного приступа 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

um.mos.ru

Биография Афанасия Фета — РИА Новости, 05.12.2015

Это лишило Фета всех дворянских привилегий.

До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии).

В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.

В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием «Лирический пантеон», автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала «Москвитянин». С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале «Отечественные записки».

С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.

В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.

В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием «Стихотворения». В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала «Современник» — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др. В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник «Стихотворений А.А. Фета», переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.

В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.

С 1862 года по 1871 год в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека», «Заря» очерки Фета печатались под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни» и «По вопросу о найме рабочих».

В Степановке Фет начал работу над мемуарами «Мои воспоминания», охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том «Ранние годы моей жизни» был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.

Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.

В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета «Вечерние огни». Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник «Лирические стихотворения» (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).

Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.

В 1888 году Фет получил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.

Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Афанасий Фет был женат на сестре литературного критика Василия Боткина — Марии Боткиной.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

А. А. Фет — это… Что такое А. А. Фет?

Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н, 23 ноября (5 декабря) 1820, усадьба Новоселки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва) — русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.

Биография

Фамилия Фет (точнее, Фёт, нем. Foeth), стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей». Сын орловского помещика Афанасия Ивановича Шеншина и привезённой им из Германии Каролины Шарлотты Фёт, он был при рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака. Когда ему было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом» (таким образом, его отцом стал считаться первый муж Шарлотты, немец Фёт; кто в действительности был отцом Афанасия — неизвестно

[1]). В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»).

  • 1820 год, 23 ноября — родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии
  • 1835—1837 — учёба в немецком частном пансионе Крюммера в г. Верро (теперь г. Выру, Эстония), Фет начинает писать стихи, проявляет интерес к классической филологии
  • 1838—1844 — учёба в Московском Университете
  • 1840 — выход сборника стихов Фета «Лирический пантеон» при участии А. Григорьева, друга Фета по университету
  • 1842 — публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки»
  • 1845 — поступление на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, становится кавалеристом
  • 1846 — присвоение первого офицерского звания
  • 1850 — второй сборник Фета, положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки». Гибель Марии Козьминичны Лазич[2], возлюбленной поэта, воспоминаниям о которой посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и многие другие его стихи.
  • 1853 — Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда — столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник»
  • 1854 — служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания»
  • 1856 — третий сборник Фета. Редактор — Тургенев
  • 1857 — женитьба Фета на М. П. Боткиной, сестре врача С. П. Боткина
  • 1858 — поэт уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве
  • 1859 — разрыв с журналом «Современник»
  • 1863 — выход двухтомного собрания стихотворений Фета
  • 1867 — Фет избран мировым судьей на 11 лет
  • 1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
  • 1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни»
  • 1892, 21 ноября — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Творчество

Поэзия

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Фет — представитель так называемой «чистой» поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.

Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример — стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…».

Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья.
Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
   
Свет ночной, ночные тени.
    Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
    И заря, заря!..

В этом стихотворении нет ни одного глагола. Однако статичное описание пространства передает само движение времени.

Переводческая деятельность

Фет перевёл:

В планах Фета был перевод «Критики чистого разума», однако Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта, указав, что русский перевод этой книги уже существует. После этого Фет обратился к переводу Шопенгауэра. Он перевел два сочинения Шопенгауэра:

  • «Мир, как воля и представление» (1880, 2-е изд. в 1888 г.) и
  • «О четверояком корне закона достаточного основания» (1886)

Ссылки

  1. «Противоречивость, недосказанность, неохотность объяснений Фета вместе со странностью и запутанностью обстоятельств его рождения способствовали постепенному распространению третьей версии его происхождения. Согласно этой версии, Фет не был сыном ни ротмистра Шеншина, ни асессора Фёта, а был сыном безвестного корчмаря-еврея, продавшего Шеншину свою жену». Б. Я. Бухштаб. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Легенда о корчмаре действительности не соответствует, но возможно, что у Иоганна Фёта или у матери поэта действительно были еврейские корни. Современникам (Толстому, Тургеневу, Боткину и многим другим) внешность Фета казалась еврейской, и распространение этих слухов было также причиной того, что поэт чувствовал себя «отверженным» в обществе.
  2. В «Ранних годах моей жизни» Фет называет её Еленой Лариной. Её настоящее имя установил в 1920-х годах биограф поэта Г. П. Блок.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Фет — это… Что такое Фет?

Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н, 23 ноября (5 декабря) 1820, усадьба Новоселки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва) — русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.

Биография

Фамилия Фет (точнее, Фёт, нем. Foeth), стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей». Сын орловского помещика Афанасия Ивановича Шеншина и привезённой им из Германии Каролины Шарлотты Фёт, он был при рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака. Когда ему было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом» (таким образом, его отцом стал считаться первый муж Шарлотты, немец Фёт; кто в действительности был отцом Афанасия — неизвестно[1]). В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»).

  • 1820 год, 23 ноября — родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Шеншина
  • 1835—1837 — учёба в немецком частном пансионе Крюммера в г. Верро (теперь г. Выру, Эстония), Фет начинает писать стихи, проявляет интерес к классической филологии
  • 1838—1844 — учёба в Московском Университете
  • 1840 — выход сборника стихов Фета «Лирический пантеон» при участии А. Григорьева, друга Фета по университету
  • 1842 — публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки»
  • 1845 — поступление на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, становится кавалеристом
  • 1846 — присвоение первого офицерского звания
  • 1850 — второй сборник Фета, положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки». Гибель Марии Козьминичны Лазич[2], возлюбленной поэта, воспоминаниям о которой посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и многие другие его стихи.
  • 1853 — Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда — столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник»
  • 1854 — служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания»
  • 1856 — третий сборник Фета. Редактор — Тургенев
  • 1857 — женитьба Фета на М. П. Боткиной, сестре врача С. П. Боткина
  • 1858 — поэт уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве
  • 1859 — разрыв с журналом «Современник»
  • 1863 — выход двухтомного собрания стихотворений Фета
  • 1867 — Фет избран мировым судьей на 11 лет
  • 1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
  • 1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни»
  • 1892, 21 ноября — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства[3]. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Творчество

Поэзия

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Фет — представитель так называемой «чистой» поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.

Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Самый яркий пример — стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…».

Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья
Серебро и колыханье
    Сонного ручья
   
Свет ночной, ночные тени
    Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
    И заря, заря!..

В этом стихотворении нет ни одного глагола. Однако статичное описание пространства передает само движение времени.

Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале «Москвитянин» (1850 год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет, в сборнике «Стихотворения А.А. Фета» (издан под редакцией И. С. Тургенева)[4].

Написано разностопным хореем с женской и мужской перекрёстной рифмой (достаточно редким для русской классической традиции размером)[4]. Как минимум, трижды становилось объектом литературоведческого анализа[4].

Переводческая деятельность

Фет перевёл:

В планах Фета был перевод «Критики чистого разума», однако Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта, указав, что русский перевод этой книги уже существует. После этого Фет обратился к переводу Шопенгауэра. Он перевел два сочинения Шопенгауэра:

  • «Мир, как воля и представление» (1880, 2-е изд. в 1888 г.) и
  • «О четверояком корне закона достаточного основания» (1886).

Примечания

  1. «Противоречивость, недосказанность, неохотность объяснений Фета вместе со странностью и запутанностью обстоятельств его рождения способствовали постепенному распространению третьей версии его происхождения. Согласно этой версии, Фет не был сыном ни ротмистра Шеншина, ни асессора Фёта, а был сыном безвестного корчмаря-еврея, продавшего Шеншину свою жену». Б. Я. Бухштаб. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Легенда о корчмаре действительности не соответствует, но возможно, что у Иоганна Фёта или у матери поэта действительно были еврейские корни. Современникам (Толстому, Тургеневу, Боткину и многим другим) внешность Фета казалась еврейской, и распространение этих слухов было также причиной того, что поэт чувствовал себя «отверженным» в обществе.
  2. В «Ранних годах моей жизни» Фет называет её Еленой Лариной. Её настоящее имя установил в 1920-х годах биограф поэта Г. П. Блок.
  3. А. Ф. Лосев в своей книге «Владимир Соловьёв» (Молодая гвардия, 2009. — С. 75) пишет о самоубийстве Фета, ссылаясь на работы В. С. Фединой (А. А. Фет (Шеншин). Материалы к характеристике. — Пг., 1915. — С. 47−53) и Д. Д. Благого (Мир как красота. — В изд.: Фет А. А. Вечерние огни. — М., 1971. — С. 630).
  4. 1 2 3 О. Н. Гринбаум ГАРМОНИЯ РИТМА В СТИХОТВОРЕНИИ А. А. ФЕТА «ШОПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ…» (Язык и речевая деятельность. — СПб., 2001. — Т. 4. Ч. 1. — С. 109—116)

Литература

  • Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. — М., 1981 (серия «Литературные памятники»).
  • Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. — Изд. 2-е — Л., 1990.
  • Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х томах. — Том 3. — Л.: Наука, 1980.
  • Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. — Л., 1969.

Ссылки

dvc.academic.ru

Фет Афанасий Афанасьевич, подробная биография

(настоящая фамилия — Шеншин)

(1820-1892) русский поэт

Афанасия Афанасьевича Фета называли не просто поэтом, а поэтом-музыкантом. Действительно, на его стихи было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность и до сих пор исполняются лучшими певцами. Читая его стихи, в которых всегда царит настроение покоя и какой-то особой умиротворенности, можно предположить, что и жизнь поэта была такой же ровной и безоблачной. На самом же деле это далеко не так.

Жизненный путь Афанасия Фета начался с тяжелого испытания. Его мать, Каролина Шарлотта Фет, оставила своего прежнего мужа, бросила семью и уехала в Россию вместе с русским дворянином А. Шеншиным, за которого вскоре вышла замуж, и родила сына. Для этого ей пришлось принять православие, и практически получилось так, что она оказалась замужем одновременно за двумя людьми.

Отец Шарлотты написал Шеншину гневное письмо, в котором сообщал, что отрекается от дочери и что фактический отец ребенка — Иоганн Фет, адвокат, служивший в суде Дармштадта. Тем не менее А. Шеншин сразу после рождения ребенка усыновил его.

Настоящая трагедия разразилась, когда будущему поэту исполнилось пятнадцать лет. В январе 1835 года орловская духовная консистория аннулировала усыновление и присвоила мальчику немецкую фамилию. Так в пятнадцать лет Афанасий стал гессен-дармштадтским подданным. Он остро переживал случившееся и большую часть жизни добивался восстановления своего русского имени. Но только в 1873 году особым указом императора Александра II ему было пожаловано русское дворянство с правом наследования и присвоена фамилия Шеншин. Однако он уже был известен в литературе под фамилией Фет, поэтому так и продолжал подписывать свои стихи.

Будущий поэт получил прекрасное образование. Вначале отец отдал его в немецкий пансион Кюммера в городе Верро (Выру) в Эстонии. Там он вскоре стал одним из лучших учеников, к тому же увлекся классической филологией и начал писать стихи. Через два года, закончив пансион с похвальным листом, Афанасий Фет поступает на словесное отделение Московского университета. Там он знакомится с известными профессорами, а его любимым учителем становится С. Шевырев, известный критик, редактор журнала «Москвитянин». С большой симпатией к Фету относился и Н. Погодин, известный историк и автор исторических сочинений. Афанасий даже прожил в доме своего учителя целый год. Но ближе всего Афанасий Фет сошелся с тогда еще молодым критиком А. Григорьевым. Под его влиянием юноша продолжил свои поэтические занятия, а в ноябре 1840 года выпустил первый сборник «Лирический пантеон».

Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета регулярно появлялись в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки», они получили благожелательные отзывы Виссариона Белинского и Николая Гоголя. Казалось, перед ним открывается путь в большую литературу. Однако в 1844 году после окончания Московского университета. он круто меняет свою судьбу и начинает службу в армии, поступив унтер-офицером в кирасирский полк.

Подобное решение, хотя и оказалось неожиданным для окружения молодого поэта, для него самого не было случайным. Военная карьера была единственным способом, с помощью которого можно было вернуть русское имя и дворянство. Вначале Фет служит в Херсоне, и вынужденное пребывание в маленьком городе тяготит его. Но надежда на будущий успех и желание побыстрее вернуть себе родовое имя помогают ему преодолевать все трудности. О его переживаниях тех лет мы узнаем из переписки с А. Григорьевым. Фет стал прототипом главного героя в повести А. Григорьева «Человек будущего», девизом которого стали слова, написанные поэтом в одном из писем: «Я живу одной ненавистью к прошедшему, одной любовью к будущему».

Движение к намеченной цели потребовало от Афанасия Фета еще одной жертвы: осенью 1848 года он встретил Марию Лазич, которую страстно полюбил, но поскольку она была бесприданницей, а Фет также был стеснен в средствах, свадьба не состоялась.

Не выдержав разлуки с любимым, Мария вскоре умерла. Через много лет, уже будучи богатым помещиком, Афанасий Фет вспомнит о своей любви к Марии и посвятит ей цикл лирических стихотворений, а также свою единственную поэму «Сон поручика Лосева».

Любопытно, что суровый армейский быт практически не нашел отражения в поэзии Фета. Автор как бы сознательно уходил в мир природы и возвышенных чувств. Кстати, в его лирике почти нет стихов и о Родине.

В 1853 году Афанасий Афанасьевич Фет добивается перевода в Петербург, в уланский полк. Переехав в столицу, поэт сразу же входит в литературный мир, знакомится с Тургеневым и Некрасовым и вскоре становится постоянным автором журнала «Современник». Он выпускает два сборника стихов, в основном посвященных лирическим описаниям природы. В то же время состоялось и его знакомство с Федором Тютчевым, который вскоре становится его близким другом. Фет оказался одним из немногих, кто поддержал Тютчева, покинувшего семью ради связи с Е. Денисьевой.

В 1858 году Афанасий Фет получает значительное наследство, которое позволяет ему выйти в отставку, покупает небольшое имение Степановка поблизости от Мценска и несколько лет занимается хозяйством.

В это время он практически порывает все связи с литературными кругами, однако стихи писать не перестает. В 1857 году поэт женится на М. Боткиной, сестре известного врача, которая становится не только матерью его детей, но и его музой. Именно к ней он обращается в своих стихотворениях, вошедших в известный сборник «Вечерние огни».

Хозяйственная деятельность Фета оказалась весьма успешной. Он развивал и увеличивал свое хозяйство, а в 1877 году купил обширное имение Воробьевка в Щигровском уезде Курской губернии. В нем Афанасий Афанасьевич Фет почти безвыездно прожил до 1881 года, а затем, приобретя дом в Москве, проводил в имении лишь весну и лето.

Его стихи регулярно печатаются в известнейших литературных журналах «Русский вестник», «Заря». Он становится всероссийски известным литератором. Одновременно со стихами Фет пишет и прозу, два цикла очерков «Из деревни» и «Записки о вольнонаемном труде». Свои блестящие наблюдения о жизни и людях, с которыми ему доводилось встречаться, он отражает в своих «Воспоминаниях». Из них-то и стало известно, что по совету И. Тургенева, с которым Фету доводилось встречаться в литературных редакциях, он начинает писать прозу, и Тургенев даже редактировал ее.

В последнее десятилетие своей жизни, Афанасий Афанасьевич Фет активно занимается переводами и наряду с лирикой Гёте, Гейне, Байрона, Мицкевича обращается к произведениям крупной формы. В частности, на протяжении ряда лет он работал над переводом «Фауста» Гёте. Причем Фауста воспринимал как своего духовного двойника.

biografiivsem.ru

Фет Афанасий Афанасьевич биография, стихи, статьи, критика, письма

Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820 — 1892), поэт.

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта Фет, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени» — безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Учился в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с А.Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. «Благословение» на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: «Это несомненное дарование». Первый сборник стихотворений Фета «Лирический Пантеон» вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях.

Ради достижения своей цели — вернуть дворянское звание — в 1845 он покидает Москву и поступает на военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжает писать стихи.

Только через восемь лет, находясь на службе в гвардейском лейб-уланском полку, получает возможность жить вблизи Петербурга.

В 1850 в журнале «Современник», хозяином которого стал Н.Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя В.Боткина — М.Боткиной.

В 1858 Фет выходит в отставку, поселяется в Москве и энергично занимается литературным трудом, требуя от издателей «неслыханную цену» за свои произведения. Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Его сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные удары делало его тяжелым в общении человеком. Фет почти перестает писать, становится настоящим помещиком, работая в своем имении; избирается мировым судьей в Воробьевке. Так продолжается почти 20 лет.

В конце 1870-х Фет с новой силой начинает писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дает название «Вечерние огни». (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых выходят в свет в 1883, 1885, 1888, 1891. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать).

В 1888, в связи с «пятидесятилетием своей музы», Фету удалось добиться придворного звания камергера; день, в который это произошло, он посчитал днем, когда ему вернули фамилию «Шеншин», «одним из счастливейших дней своей жизни».

Умер А.Фет 21 ноября (3 декабря н.с.) 1892 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь.

scanpoetry.ru

Фет — это… Что такое Фет?

Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н, 23 ноября (5 декабря) 1820, усадьба Новоселки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва) — русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.

Биография

Фамилия Фет (точнее, Фёт, нем. Foeth), стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей». Сын орловского помещика Афанасия Ивановича Шеншина и привезённой им из Германии Каролины Шарлотты Фёт, он был при рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака. Когда ему было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом» (таким образом, его отцом стал считаться первый муж Шарлотты, немец Фёт; кто в действительности был отцом Афанасия — неизвестно[1]). В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»).

  • 1820 год, 23 ноября — родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Шеншина
  • 1835—1837 — учёба в немецком частном пансионе Крюммера в г. Верро (теперь г. Выру, Эстония), Фет начинает писать стихи, проявляет интерес к классической филологии
  • 1838—1844 — учёба в Московском Университете
  • 1840 — выход сборника стихов Фета «Лирический пантеон» при участии А. Григорьева, друга Фета по университету
  • 1842 — публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки»
  • 1845 — поступление на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, становится кавалеристом
  • 1846 — присвоение первого офицерского звания
  • 1850 — второй сборник Фета, положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки». Гибель Марии Козьминичны Лазич[2], возлюбленной поэта, воспоминаниям о которой посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и многие другие его стихи.
  • 1853 — Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда — столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник»
  • 1854 — служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания»
  • 1856 — третий сборник Фета. Редактор — Тургенев
  • 1857 — женитьба Фета на М. П. Боткиной, сестре врача С. П. Боткина
  • 1858 — поэт уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве
  • 1859 — разрыв с журналом «Современник»
  • 1863 — выход двухтомного собрания стихотворений Фета
  • 1867 — Фет избран мировым судьей на 11 лет
  • 1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
  • 1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни»
  • 1892, 21 ноября — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства[3]. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Творчество

Поэзия

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Фет — представитель так называемой «чистой» поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.

Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Самый яркий пример — стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…».

Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья
Серебро и колыханье
    Сонного ручья
   
Свет ночной, ночные тени
    Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
    И заря, заря!..

В этом стихотворении нет ни одного глагола. Однако статичное описание пространства передает само движение времени.

Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале «Москвитянин» (1850 год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет, в сборнике «Стихотворения А.А. Фета» (издан под редакцией И. С. Тургенева)[4].

Написано разностопным хореем с женской и мужской перекрёстной рифмой (достаточно редким для русской классической традиции размером)[4]. Как минимум, трижды становилось объектом литературоведческого анализа[4].

Переводческая деятельность

Фет перевёл:

В планах Фета был перевод «Критики чистого разума», однако Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта, указав, что русский перевод этой книги уже существует. После этого Фет обратился к переводу Шопенгауэра. Он перевел два сочинения Шопенгауэра:

  • «Мир, как воля и представление» (1880, 2-е изд. в 1888 г.) и
  • «О четверояком корне закона достаточного основания» (1886).

Примечания

  1. «Противоречивость, недосказанность, неохотность объяснений Фета вместе со странностью и запутанностью обстоятельств его рождения способствовали постепенному распространению третьей версии его происхождения. Согласно этой версии, Фет не был сыном ни ротмистра Шеншина, ни асессора Фёта, а был сыном безвестного корчмаря-еврея, продавшего Шеншину свою жену». Б. Я. Бухштаб. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Легенда о корчмаре действительности не соответствует, но возможно, что у Иоганна Фёта или у матери поэта действительно были еврейские корни. Современникам (Толстому, Тургеневу, Боткину и многим другим) внешность Фета казалась еврейской, и распространение этих слухов было также причиной того, что поэт чувствовал себя «отверженным» в обществе.
  2. В «Ранних годах моей жизни» Фет называет её Еленой Лариной. Её настоящее имя установил в 1920-х годах биограф поэта Г. П. Блок.
  3. А. Ф. Лосев в своей книге «Владимир Соловьёв» (Молодая гвардия, 2009. — С. 75) пишет о самоубийстве Фета, ссылаясь на работы В. С. Фединой (А. А. Фет (Шеншин). Материалы к характеристике. — Пг., 1915. — С. 47−53) и Д. Д. Благого (Мир как красота. — В изд.: Фет А. А. Вечерние огни. — М., 1971. — С. 630).
  4. 1 2 3 О. Н. Гринбаум ГАРМОНИЯ РИТМА В СТИХОТВОРЕНИИ А. А. ФЕТА «ШОПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ…» (Язык и речевая деятельность. — СПб., 2001. — Т. 4. Ч. 1. — С. 109—116)

Литература

  • Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. — М., 1981 (серия «Литературные памятники»).
  • Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. — Изд. 2-е — Л., 1990.
  • Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х томах. — Том 3. — Л.: Наука, 1980.
  • Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. — Л., 1969.

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *